Политическая система древней греции. Государственное устройство и политическая система Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

4. Причины кризиса полисной системы Древней Греции. Политическая система древней греции


4. Причины кризиса полисной системы Древней Греции.. Политические представления древних греков

Похожие главы из других работ:

"Великая депрессия" и механизм её преодоления США в период 1929-1933 гг.

1.2 Причины наступления кризиса

Установление причины экономического кризиса 1929-1933 гг. стали важной темой для обсуждения среди экономистов и историков...

Воспитание и образование в Древней Греции и Древнем Риме

1 Воспитание и образование в древней Греции

В 3 - 2 тысячелетиях до н. э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. От пиктографии к клинописи до слогового письма - такова эволюция этой письменности. Ею владели жрецы...

История астрологии

Глава 3. Астрология в Древней Греции

В период античности многие древнегреческие ученые имели широкую известность. Они пропагандировали учение "о влиянии планет на нашу Землю" как в устных беседах, так и в многочисленных трудах, которые, к сожалению, мало сохранились. Так, например...

История распада СССР

1. Начало кризиса советской системы

...

Карибский кризис 1962 года

1.2 Военные причины кризиса

Кризису предшествовало размещение в 1961 году Соединёнными Штатами в Турции ракет средней дальности "Юпитер", напрямую угрожавших городам в западной части Советского Союза. Этот тип ракет “доставал" до Москвы и основных промышленных центров...

Карибский кризис в воспоминаниях Д.Ф. Кеннеди и Н.С. Хрущева

1.1. Причины и ход кризиса

События 1962 года, связанные с размещением и последующей эвакуацией советских баллистических ракет на острове Куба принято называть «Карибским кризисом» , поскольку остров Куба расположен в Карибском море...

Особенности общественного строя Древней Индии

2. Особенности общественного строя Древней Индии в период формирования, укоренения и развития варновой системы

Несмотря на малый объем доступного фактологического материала о характере развития общества того времени...

Политическая мысль Древней Греции

1. Краткая политическая история Древней Греции

Формированию своеобразия греческой государственности во многом способствовали природные условия. Гористый рельеф, наличие полезных ископаемых, удобное морское побережье, незамерзающее море со множеством островов, отсутствие крупных рек...

Проблемы истории архаической Греции в советской историографии

периода истории Древней Греции

Хотя уже в 1920-е гг. появились работы, в которых была попытка приложить марксистскую теорию к истории древности, однако, как отмечает С.Б. Крих...

Система физического воспитания Древней Греции

Глава 1. Предпосылки для формирования системы физического воспитания Древней Греции

Греческая философия рассматривала человеческое тело как храма ума и души, и поэтому физическое воспитание должно было способствовать физическому и умственному здоровью, развитию интеллектуальной и духовной сферы. Суриков И...

Система физического воспитания Древней Греции

Глава 2. Особенности системы физического воспитания Древней Греции

Тем временем мальчики приобретали всестороннее интеллектуальное развитие, всячески совершенствуя культуру тела. Иногда мальчики 7-14 лет учились в частных школах грамматистов и кифаристив. Занятие проводили учителя...

Система физического воспитания Древней Греции

Глава 3. Виды спорта, применявшиеся в системе физического воспитания Древней Греции

Физические занятия именовались орхестрикой и палестрикой. Первая носила характер спортивных игр и включала упражнения для развития ловкости и силы. В палестрику входили военно-прикладные виды спорта...

Советско-германские отношения в конце 1950-х - начале 1970-х гг.

1.1 Причины и предпосылки кризиса

советский германский берлинский кризис Вторая мировая война, окончившаяся победой стран антигитлеровской коалиции, обусловила коренные перемены в мире и привела к новой расстановке сил. Главный итог войны состоял в том, что три государства...

Типы и виды календарей

Календарь Древней Греции

Первоначально различные греческие центры имели свои системы счета времени, что приводило к немалой путанице. Это объяснялось самостоятельной регулировкой календаря в каждом полисе...

Финансовый кризис 1998 года в России

1.1 Причины кризиса

После распада СССР Россия в 1990-е годы постоянно испытывала финансовые трудности. Поэтому она остро нуждалась в зарубежных займах, но не могла надежно гарантировать обслуживание долга...

hist.bobrodobro.ru

Политическая мысль Древней Греции и Рима

Обратная связь

Многие идеи начального периода развития западной политиче­ской науки представляют значительный интерес, не только как вы­ражение ментальное™ и культуры античного общества, но и отра­жение эволюции политических идей, которые, обрели форму тео­рии. В этот период было высказано немало предположений, соста­вивших затем фундаментальные максимы западной политологии, которые стали содержанием западной политической культуры. Раз­витие политической мысли начального этапа характеризуется рядом общих черт:

1. поиском идеальной модели государства, способной обеспе­чить справедливость и порядок;

2. рассмотрением политики как единственной формы цивили­зованного бытия человека, предполагавшей нерасчлененность госу­дарства, общества и отдельного индивида;

3. отсутствие четкой границы между философией, этикой и по­литикой, что определило морализаторский, поучительный характер работ по политической проблематике;

4. ограниченным рационализмом политической мысли, который был обусловлен заметным влиянием религии.

Политические знания в античности существовали в философско-этической форме, поскольку все философы Древней Греции в той или иной мере касались политической проблематики. Наиболее существенный вклад в развитие политической мысли внесли Пла­тон (427-347гг. до н.э.) своими работами «Государство» и «Зако­ны», а также его ученик Аристотель трактатом «Политика». Из римских философов заметное влияние на развитие политических представлений оказали работы видного общественного деятеля Цице­рона (106—43 гг. до н.э.) «О государстве» и «О законах».

Политические идеи Древней Греции и Рима были обобщением опыта функционирования такой уникальной общественной формы, как античный полис (город-государство). Полис представлял собой особый тип общественного и государственного устройства, который опирался на экономический и политический суверенитет общины свободных собственников и производителей — граждан полиса. Этот суверенитет (принадлежность всей власти гражданам полиса) предполагал для каждого гражданина возможность и обязанность, прежде всего в форме голосования в народном собрании, участво­вать в решении государственных вопросов.

Следовательно, полис как тип социального устройства являлся реальным воплощением единства политической структуры и граж­данского общества. Полис стал исходной социальной клеточкой, из которой выросла западная цивилизация. Однако замкнутость, отчу­жденность полиса от остального мира, ограниченность территории и немногочисленность населения во многом определили историче­ски ограниченный характер выводов античных авторов, которые для складывавшихся уже тогда больших национальных государств оказались непригодными. Это касается определения эффективных и стабильных форм правления. Но именно античная политическая мысль сформулировала многие парадигмы современной политоло­гии в виде идей, догадок.

Проблема первая: определение природы и смысла политики, ее роли в обществе через соотношение общих и частных интересов. Слово «политика» буквально означало «участие в управлении поли­сом». По Платону и Аристотелю, политика есть единственная фор­ма цивилизованного совместного существования людей. Ее соци­альное предназначение — интеграция в единое политическое сооб­щество путем объединения их противоречивых потребностей и ин­тересов.

Механизмом, который обеспечивает жизнь общества как едино­го целого и добивается общего согласия', является государство. Го­сударство выступает носителем общего интереса. Многообразие че­ловеческих потребностей вызвано общественным разделением тру­да. Удовлетворение разнородных потребностей осуществляется не только благодаря специализации труда (гражданин, занимающийся одним ремеслом, способен производить больше товаров и лучшего качества), но и за счет интеграции усилий различных производите­лей в границах политического сообщества. Поскольку различие ин­тересов пронизывает все стороны деятельности индивида, постоль­ку политика поглощает все сферы жизни в целях обеспечения цело­стности системы. Однако обеспечение жизнедеятельности общества как единого целого Платон и Аристотель предполагали по-разному. Их трактовки политики заложили две традиции в анализе полити­ческой сферы, развивавшиеся в западной политологии.

Платон трактовал природу политики функционально. Он исходил из того, что люди от природы наделены различными способностя­ми и потому предназначены к выполнению определенной трудовой операции: одни предназначены заниматься земледелием, другие — ткачеством, третьи — управлением и умственным трудом и т.д. Следовательно, от природы граждане полиса наделены различными возможностями играть определенные роли, выполнять в полисе конкретные функции. Суть политики в такой интерпретации состо­ит в разделении обязанностей и полномочий при непременном их согласовании.

Дифференциация и согласование ролей и функций их носите­лей обеспечивают эффективность управления и гарантируют цело­стность политического сообщества.

От природы, по Платону, люди наделены различными доброде­телями, что соответствует качеству их души (не следует забывать, что Платон был объективным идеалистом), и соответственно все граждане делятся на три группы, три сословия в зависимости от качества души. Разумной части души соответствует добродетель, которая свойственна первому сословию — философам-правителям. Яростной части души присуще мужество, что является добродете­лью второго сословия — стражей. Наконец, низменная часть души, которая олицетворяет порок и мирские вожделения, является атри­бутом третьего сословия — земледельцев и ремесленников.

Исходя из этого, Платон трактовал политику как умение и спо­собность добиваться разделения функций, сохраняя их взаимодей­ствие и целостность самой системы. Функция правления составляет монополию исключительно философов-мудрецов, поскольку только им оно по силам.

«Царское искусство, — замечал Платон, — прямым плетением соединяет нравы мужественных и благоразумных людей, объединяя их жизнь единомыслием и дружбой и создавая таким образом вели­колепнейшую й пышнейшую из тканей».

Иная трактовка политики — коммуникативная — представлена Аристотелем. Обеспечение целостности и интеграции общества как единой системы он также выводил из природы человека. Но если у Платона политика обеспечивает порядок и справедливость, преодо­левая известные несовершенства людей, в первую очередь земле­дельцев и ремесленников, через разделение функций управления и материального производства, то у Аристотеля политика вытекает из сущности человека, его политических качеств. Аристотель называл человека «политическим животным», обладающим инстинктивным стремлением к «совместному сожительству».

В «Политике» он писал об этом сущностном качестве так: «Один только человек из всех живых существ одарен речью... Это свойство людей, отличающее их от всех остальных существ, ведет к тому, что только человек способен к чувственному восприятию таких понятий, как добро изло, справедливость и несправедливость и т.п. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государст­ва... Потому-то я и определяю и семью, и поселение, и полис как общение, а полис называю вполне завершенным и совершенным общением».

Проблема вторая: определение сущности государства и поиск его идеальной модели. Политическая сфера ограничивалась и определя­лась рамками государства. Ни Платон, ни Аристотель не отделяли друг от друга государство, общество и отдельного индивида. Граж­дане создают государство не только для удовлетворения своих по­требностей и обеспечения интеграции в рамках полиса. Государство является воплощением разума, порядка и справедливости, посколь­ку только оно может ограждать людей от проявления зла, грубости, недостойного поведения по отношению друг к другу. Цель государ­ства состоит в том, чтобы создать возможности для счастливой жизни. Поэтому, например, Аристотель характеризовал государство как «совершенную форму жизни», «среду счастливой жизни». Как олицетворение разума государство служит «общему благу», цели «жить счастливо».

Однако не в любом, а только в правильно организованном и справедливом государстве человек может раскрыть свои способно­сти, не проявлять своих низменных качеств и быть счастливым. По этой причине античные философы значительное внимание уделяли поиску модели совершенного государства.

Все существовавшие тогда формы государства Платон осуждал и называл извращенными, поскольку их организация не соответство­вала природе людей. Именно поэтому, считал мыслитель, они под­вержены неизбежному процессу вырождения: тимократия (правле­ние военных) перерождается в олигархию (правление богатых), ко­торая в свою очередь вырождается в демократию (правление боль­шинства), а последняя неизбежно переходит в тиранию (неограни­ченное и жестокое правление одного человека).

Следовательно, власть военных, богатых, большинства и власть тирана противоестественны природе человека. Этим несовершен­ным формам правления Платон противопоставил форму совершен­ной аристократии, при которой обеспечивается справедливость. Образцом совершенного (идеального) государства как воплощения разума, по Платону, является правление мудрецов-философов. Форма совершенной аристократии соответствует природному нера­венству людей, когда каждое сословие (правители, воины, земле­дельцы) выполняет свои функции и роли согласованно. Построен­ное по такому принципу государство добродетельно: оно мудро мудростью своих правителей, мужественно мужественностью своих воинов, рассудительно повиновением худшей части государства его лучшей части. Такое государство не только добродетельно, но и справедливо, поскольку все сословия служат ему как некой целост­ности и занимаются своим делом, не вмешиваясь в дела других, а «заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие — это и есть справедливость».

Наибольшей критике из всех существовавших форм государства Платон подверг демократию с ее основным принципом — приори­тетом большинства перед меньшинством. Резко отрицательно ха­рактеризовал он граждан демократического государства, которые «густой толпой заседают в народных собраниях, либо в судах, или в театрах, в военных лагерях, наконец, на каких-нибудь общих сход­ках и с превеликим шумом частью отвергают, частью одобряют чьи-либо выступления или "действия, переходя меру и в том, и в другом». Платон отказывал демократии в элементарном благоразу­мии, называл ее «безумием большинства». Гражданин демократиче­ского государства нагл, разнуздан, распутен и бесстьщен, поэтому демократия неизбежно перерастает в тиранию, ибо чрезмерная сво­бода и для одного человека, и для государства может обращаться только в чрезмерное рабство.

В определении оптимальной формы правления Аристотель ис­ходил из анализа опыта функционирования политических режимов 158 городов-полисов. Он выявил положительные и отрицательные черты в каждом режиме. Его типология политических режимов ос­нована на двух критериях: количественном (количество правящих) и качественном (в чьих интересах осуществляется правление). Три чистые и совершенные формы правления составляют монархия, аристократия и полития, целью властвования которых является служение общему благу; они противостоят трем несовершенным режимам — тирании, олигархии и демократии, в .которых власть преследует реализацию частных интересов. Система Аристотеля уязвима, поскольку в один класс он объединял режимы с разными качественными и количественными характеристиками, например, демократию («власть народа») и олигархию («власть немногих»). Резкой критике он подверг и демократию, в основном за отсутствие реальных возможностей ее осуществления (в частности, из-за низ­кого уровня культуры населения).

Однако интерес к типологии Аристотеля связан с тем, что именно он впервые выдвинул идею смешанных, умеренных режи­мов, сочетающих достоинства различных форм правления. Выдви­гая данный подход в формулировании идеальной модели государст­ва, Аристотель называл ее политией (термин, обозначающий «кон­ституцию»). Политик) можно было бы обозначить как правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Впервые Аристотель связал политическую форму с соци­альной структурой.

Полития потому является наилучшей формой правления, что отражает интересы среднего класса, умеренного в своих требовани­ях и олицетворяющего все гражданские доблести (благоразумие, умеренность, рассудительность). Идея о смешанной форме правле­ния, сочетающей преимущества различных режимов, стала одной из фундаментальных в политической науке и была подтверждена на практике. Современные демократии представляют собой сочетание достоинств институтов различных режимов, которые показали свою эффективность. Например, чем иным является в современных пре­зидентских республиках институт президентства, как не превра­щенной формой единоличного правления, когда правитель публич­но избирается и его власть ограничивается конституцией.

Проблема третья: поиск основ устойчивого порядка. Интегра­ция граждан в единое политическое сообщество и его стабильность зависят не только от благочестивых намерений правителей, но и от законопослушания подданных. Общее согласие достигается, по Аристотелю, приверженностью власти и граждан одним моральным ценностям: счастью, красоте, справедливости, порядку. В связи с этим он трактовал политику как публичную этику, как мораль со­единения.

Цицерон же пошел дальше, предполагая, что взаимоотношения правителей и подданных должны не только осуществляться на принципах справедливости, но и регулироваться нормами естест­венного права, которое он ценил выше, чем писаный закон. Тем самым Цицерон ввел новое понимание государства и политики как согласованного правового общения, целью которого является реа­лизация общего интереса.

Согласно Цицерону, государство есть «соединение многих лю­дей, связанных между собой согласием в вопросах права и общно­стью интересов». В основе их согласия лежат присущие человече­ской природе качества — разум и справедливость, которые состав­ляют естественное право, высший, истинный закон. Истинный за­кон Цицерон определял как «разумное положение, соответствую­щее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, веч­ное, которое призывает к исполнению долга, приказывая»...

Заслуга Цицерона заключалась в том, что он заложил правовой принцип во взаимоотношения управляющих и управляемых: «под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, из­бранные граждане». Тем самым он заложил основы теории правового государства.

Наилучшим Цицерон считал смешанный режим, сочетающий достоинства царской власти (заботу монарха о подданных), аристо­кратии (мудрость правителей) и демократии (свободу народа).



pdnr.ru

Государственное устройство и политическая система Греции — Страны Мира

Греция — демократическое правовое государство с республиканской формой правления. Действует Конституция, принятая 11 июня 1975.

Высший орган законодательной власти — однопалатный парламент, состоящий из 300 мест. Выборы в парламент проводятся 1 раз в 4 года, являются прямыми и тайными. Избирательное право получают граждане старше 18 лет. Парламентское большинство получает право сформировать правительство во главе с премьер-министром. Парламент избирает главу государства — президента, сроком на 5 лет. Исполнительная власть осуществляется президентом и правительством. С 1995 президент республики — Константинос Стефанопулос (второй срок). Полномочия президента ограничены, он не принимает непосредственного и активного участия в политике. Правительство состоит из кабинета, в который входят премьер-министр, министры и министры без портфеля. С 1996 на посту премьер-министра Костас Симитис, лидер Панэллинского социалистического движения (ПАСОК).

Выдающиеся политические деятели: Андреас Па-пандреу (1919—96), Константинос Караманлис (1907—98), Харилаос Трикупис (1832—96), Елефтериос Венизелос (1864—1936).

Административное деление: 13 административных регионов — Аттика, Западная Македония, Восточная Македония и Фракия, Центральная Македония, Эпир, Фессалия, Ионические острова, Центральная Г., Западная Г., Пелопоннес, Эгейский Север, Эгейский Юг, Остров Крит. Регионы подразделяются на 51 префектуру (номой): Ахея, Этолия кай Акарнания, Арголида, Аркадия, Арта, Аттика, Халкидики, Хани-он, Хиос, Додеканес, Драма, Эврос, Эвритания, Эвойя, Флорина, Фокида, Фтиотида, Гревена, Илейя, Иматия, Иоанния, Ираклеон, Кардитса, Кастория, Кавала, Кефалиния, Керкира, Килкис, Коринфия, Ко-зани, Киклады, Лакония, Лариса, Ласифи, Лефкас, Лесбос, Магнисия, Мессиния, Пела, Пиерия, Превеза, Рефиннис, Родопи, Самос, Серрай, Теспротия, Фессалоники, Трикала, Беотия, Ксанти, Закинтос и один автономный округ Святая гора Афон.

Наиболее крупные города: Афины, Салоники (358 тыс. чел.), Пирей (178 тыс. чел.).

Система органов власти многоуровневая, основанная на принципе децентрализации. Существуют органы местных властей первого и второго уровня и региональная администрация.

Местные власти первого уровня состоят из муниципалитетов и общин, которые несут ответственность за решение местных вопросов. Общее число общин и муниципалитетов — менее 1000. Второй уровень местного управления — 51 префектура, возглавляемая префектурными советами и префектами, которые избираются непосредственно гражданами (с 1994). Местные власти второго уровня решают более общие вопросы.

Тринадцатью регионами управляют генеральные секретари, которых назначает правительство. Генеральные секретари являются представителями правительства. Они поддерживают центральные государственные функции и службы, а также помогают правительству в разработке региональной политики развития.

На политической арене в современной Г. доминируют в сущности две большие партии, а именно ПАСОК (основано Андреасом Папандреу в 1974, председатель — Костандинос Симитис) и «Новая демократия» (основана Константиносом Караманлисом в 1974, председатель —Костас Караманлис), которая является основной правой партией. Другие партии, представленные в греческом парламенте, — KKE (Коммунистическая партия Г. председатель — Алека Папарига) и Сиаспизмос (Коалиция левых, председатель — Николаос Констандопулос).

Во внешней политике Г. придерживается принципа приверженности стандартам международной законности и соблюдения международного права. Г. старается проводить миролюбивую и добрососедскую политику, нацеленную на установление мира и стабильности в юго-восточном Средиземноморье. Начат конструктивный диалог с Турцией, направленный на разрядку напряжённости в отношениях двух стран, возникшей по вопросу о территориальной принадлежности островов в Эгейском море.

Г. принимает активное участие в попытках ООН урегулировать кипрскую проблему, вызванную турецким вторжением 1974 и оккупацией северной части Кипра.

Г. участвует в работе различных международных организаций, является членом ООН, Совета Европы, ОБСЕ с момента их основания. Г. присоединилась к ЕС (в то время Европейское экономическое сообщество) в 1981 после длительного периода ассоциации (с 1961). Г. активно поддерживает будущее расширение ЕС, особенно вступление Кипра как задачу стратегической важности для Европы и Ближнего Востока в условиях укрепления стабильности в регионе.

Особенность внешней и внутренней политики Г. — существование обширной греческой зарубежной диаспоры: св. 4 млн чел. Большинство из них находится в США (более 2 млн), где греческое лобби считается достаточно влиятельным. Кроме того, греческая диаспора существует в Австралии (около 700 тыс.), в Канаде (350 тыс.), в Европе (св. 500 тыс.). Всемирный Совет Эллинов за границей (1995) координирует взаимодействие региональных организаций.

Вооружённые силы Г. основаны на сочетании профессиональной армии и всеобщей воинской повинности для мужчин (продолжительность службы по призыву от 16 до 23 мес.). Расходы на оборону составляют 4,5% ВВП — самый высокий показатель в НАТО. Вооружённые силы состоят из греческой армии, флота, ВВС, полиции и национальной гвардии. Общая численность ВС Г. (в т.ч. в запасе) — 2,6 млн чел. Греческий военный персонал участвовал в составе миротворческих сил ООН в действиях по поддержанию мира в Сомали и в других миссиях в Албании, Кувейте и бывшей Югославии.

Г. имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в 1924).

Другие статьи

ru-world.net