Пиво древний египет. Самая древняя пивоварня была обнаружена в Египте.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

В Египте нашли самую древнюю пивоварню. Пиво древний египет


Первая борьба с пивоварением и налоги на пиво.

Пиво в Древнем Египте

     Как сказано в одной древнеегипетской рукописи, технологию пивоварения придумал бог Осирис. Он научил этому жрецов, которые,по-видимому, и были единственными людьми, владевшими тайнами изготовления этого божественного напитка. Пивоварни принадлежали многим фараонам, на стенах одной из них, владелицей которой была всем известная Нефертити, изображена сама царица, разливающая пиво через ситечко. Таким образом пиво очищали от примесей.

      В настоящее время в Эдинбурге пытаются восстановить рецепт древнеегипетского пива — как установили ученые, технология заключалась в следующем: следовало несколько раз намочить хороший ячмень до образования «хлопьев», высушить, приготовить из него хлеб, добавив закваску, поверхностно поджарить и снова настоять на воде. Полученную жидкость процеживали сквозь тонкое решето.

          О приготовлении янтарного напитка говорят многие папирусы. Диодор писал, что напиток из ячменя готовится в тех местах, где не растет виноград. Теофраст называл ячменный напиток “Zythos», что некоторые авторы пытались связать с древнеславянской «сытой» — медовым напитком от слова «сытить», то есть насыщать воду медом.

        Обычно пиво варили из ячменя, но иногда использовали и пшеничный солод. Основной продуктовый набор обычного жителя Древнего Египта выглядел следующим образом — хлеб, лук и пиво. В день строителям величественных пирамид по норме полагалось три хлеба, несколько головок лука и три жбана пива.

         Пиво в Египте называли «пелузийским напитком», потому что центром пивоварения был город Пелузий. .

           Достоверные свидетельства развитого пивоварения обнаружены археологами в Древнем Египте. Первоначально египтяне покупали пиво в Вавилоне, и постепенно оно завоевало их симпатии. Разумеется, проделав долгий путь по жаре на верблюдах, пиво теряло большую часть своих достоинств. Жителям долины Нила не оставалось ничего другого, как самим освоить его производство.

       Египтяне во времена фараонов в совершенстве владели искусством приготовления ячменного солода, а также умели варить пиво из других злаков, но делали это иначе, чем в Вавилоне. Изобретение пшеничного пива они приписывали богу Озирису.

      Древнеегипетское пиво, которое называлось "хек", было сладким и крепким. Египтяне приправляли его ядовитой мандрагорой, которой приписывались чудодейственные свойства. Кроме того, в разные сорта пива добавляли шафран, анис и другие пряности.

      Древнейшие из рецептов египетского пива относятся к 3500 году до н.э. Особое целебное действие египтяне приписывали пивной гуще. Ее использовали для различных припарок, а также принимали внутрь. И вообще, египтяне считали, что удовольствие, в том числе и от пива, удлиняет жизнь.

        Примерно в 1250 году до н.э. фараон Рамзес II попытался ограничить потребление пива и сам выступил в роли примера для подражания, хотя высшие слои египетского общества и без того традиционно предпочитали вино.

        Торговлю пивом запрещали и даже закрывали лавки, в которых продавался хек. (В дальнейшем эту деятельность продолжили арабы, захватившие Египет в 8 столетии н.э. Последователи Магомета принялись решительно искоренять всякое ремесло, связанное с изготовлением алкогольных напитков, и почти добились своего.)

        Но древнеегипетская антиалкогольная кампания не возымела особого успеха. Народ продолжал пить пиво. А пивовары были в Египте настолько уважаемы, что фигурки, изображавшие представителей этой профессии, помещали в захоронения.

        Таким образом, пиво в Древнем Египте было весьма популярно. И удивительно, что на протяжении тысячелетий ни один из фараонов не догадался обложить его налогами. До этого додумалась только знаменитая Клеопатра, последняя представительница династии Птолемеев, правившая в Египте в 69-30 годах до н.э. Она хотела возобновить строительство пирамид, а для этого нужны были деньги. Разумеется, официальной версией была забота о народной трезвости. Так был введен самый первый налог на напитки.

Древнейший рецепт пива

Таинственная египетская плита, перешедшая в собрание музея им. П. В. Алабина из коллекции знамен    итого самарского пивного короля, австрийца Альфреда фон Вокано, будет экспонирована в канун Международного дня музеев. Фон Вакано привёз её в Самару в 1913 году, вместе с другими древностями. Известно, что его коллекция была последним значительным поступлением памятников из Египта в Россию. В 1931 году почти вся она была передана в Эрмитаж. В Самаре остался саркофаг, который загадочно исчез. Плита с иероглифами некогда украшала кабинет фон Вокано. Среди искусствоведов идут споры: это ценный подлинник или фальшивка, подброшенная миллионеру? Что за надпись высечена на этом камне? Есть предположение что на плите высечены рецепты приготовления пива!  

 

Картинка 17 из 132111

maxpark.com

Как варили пиво в Древнем Египте? - Разное - Пищевая промышленность - Каталог статей

Как варили пиво в Древнем Египте

Когда табак полезен для здоровья?

 

 

Богиня-львица Сехмет

 

 

Однажды пиво спасло от гибели все человечество. По крайней мере, так считали древние египтяне. Вот как было дело. Бог Ра разгневался на людей за то, что они недостаточно его восхваляли и приносили мало даров. Так разгневался, что приказал богине-львице Сехмет уничтожить человеческий род. Сехмет с радостью принялась за дело. Население на берегах Нила таяло на глазах. Глядя на ее старания, Ра внезапно одумался: еще немного, и восхвалять его, а тем более приносить дары станет просто некому. «Прекратить немедленно!», - возопил Ра, но это не остановило разбушевавшуюся Сехмет.

Положение было отчаянное, но древнеегипетские боги нашли выход. Сварили они пиво, покрасили красным соком фруктов и разлили по земле. Уставшая за день Сехмет приняла пиво за кровь и решила подкрепиться. Да там же прямо и заснула, напившись пива. Так было прекращено истребление египтян и заодно создан новый напиток.

Итак, как же появилось в Древнем Египте пиво?

 

Возникновение

Приготовление пива началось одновременно с выращиванием основного сырья – зерна. А значит, история пивоварения начинается еще в неолите – более 11 000 лет назад. Иногда утверждают, что и само выращивание зерновых началось ради получения пива, а хлеб оказался полезным побочным продуктом.

Возраст же египетских пивных традиций насчитывает не менее 5000 лет. Именно столько лет первым египетским рецептам пенного напитка.

 

Распространение

Впервые египтяне попробовали пиво в Вавилоне. Оно им так понравилось, что вскоре караваны верблюдов повезли кувшины с новым напитком к берегам Нила. Однако пиво, в отличие от верблюдов, плохо переносило жару и долгую дорогу. Проще и выгоднее было научиться варить пиво самим.

Наибольших успехов достигли пивовары города Пелузий в устье Нила. Постепенно это место стало столицей египетского пивоварения, а ячменный напиток получил название пелузийского.

Из Египта искусство пивоварения пришло в Эфиопию, затем в Грецию, Персию, на Кавказ. Оттуда оно распространилось по все Европе.

 

Сырье

История пива началась одновременно с историей земледелия как источника необходимого сырья. Любой земледельческий народ рано или поздно открывал для себя пиво как «побочный продукт». Тем более что выбор сырья был достаточно широк: ячмень и пшеница, просо и кукуруза, овес и рожь. В районе дельты Нила зерновые культуры начали выращивать в 8 тысячелетии до нашей эры. А значит, появилась и возможность варить пиво.

 

Основными злаковыми культурами в Древнем Египте были пшеница, ячмень, чечевица и просо. Первым и основным сырьем для получения пива был ячмень. Использовались и многие другие злаки, но ячменный солод все же был самым распространенным.

Иногда пиво варили и из пшеничного солода. Пшеница была лучшим зерном для хлеба, а потому и пиво на основе пшеничного солода считалось наиболее высокосортным.

 

Секреты жрецов

Секреты пивоварения поначалу принадлежали жрецам, приписывавшим их авторство богу Осирису. Долгое время служители храмов сохраняли свое ноу-хау, передавая его из поколения в поколение. Также они поделились этой технологией с фараонами, многие из которых открывали свои пивоварни. Такой «бизнес» наверняка неплохо пополнял казну, ведь пиво было очень популярным напитком. До нашего времени сохранились остатки пивоварни, владелицей которой была сама Нефертити. Фрески на стенах этой постройки изображали весь процесс производства. На одной из них была изображена сама царица, процеживающая пиво через ситечко – для отделения ячменной гущи и примесей.

 

Технология

Первоначально пиво варили из солодовенного хлеба, поджаренного или подсушенного на солнце. При этом хмель не применяли, поэтому получалась сброженная кислая бражка.

До нашего времени дошло несколько древнеегипетских рецептов приготовления пива. По одному из них, отборный ячмень несколько раз замачивали до получения хлопьев. Ячмень (или другие злаки) замачивали, как правило, в размолотом виде, что способствовало лучшему сбраживанию.

Из высушенных хлопьев с добавлением закваски приготовляли хлеб. По форме он напоминал большие батоны. Для их выпечки использовались такие же формы, как для обычного хлеба, только шире. Важно было поместить «батоны» в уже нагретые глиняные формы. Там их подсушивали или слегка поджаривали. Процесс этот требовал пристального внимания пивоваров: хлебы должны были запечься только снаружи, покрывшись золотистой корочкой, а внутри оставаться непропеченными.

Полученные «батоны» снова замачивали. Именно на этом этапе к ним добавляли пряности или финиковый сок для улучшения вкуса и аромата. Брожение продолжалось около двух дней. Далее оставалось только процедить жидкость сквозь решето – и пиво было готово.

 

 

Человек на картинке не прыгает через скакалку, а давит ногами хлебную массу в чане. Таким иероглифом обозначали пивовара.

 

 

Лучше всего было пить его свежим, потому что при хранении оно становилось кислым. Однако часто пиво разливали по кувшинам для хранения и перевозки. При этом кувшины запечатывали, чтобы пиво дольше не скисало.

 

Сорта

Существовали разные сорта пива: темное и светлое, из разных сортов ячменного солода, а также из пшеничного. Сорта отличались вкусом, ароматом и консистенцией. В списках жертвоприношений в захоронениях упоминается не менее четырех сортов пива.

Древнеегипетское пиво значительно отличалось от современного. Оно было не жидким, а густым и представляло собой забродившую хлебную массу. Чтобы отделить гущу, его приходилось процеживать.

Пиво получалось сладким и крепким. В зависимости от сорта, в него добавляли различные пряности: шафран, анис, мандрагору. Во время праздников в пиво добавляли вино и мед.

 

Употребление

Со временем пиво стало неотъемлемой частью «потребительской корзины» древнего египтянина. Каждый строитель пирамиды Хеопса получал в день три буханки хлеба, несколько пучков чеснока и лука и три жбана пива.

 

Пик популярности пива пришелся на эпоху правления Рамзеса II – несмотря на его попытки запретить торговлю пивом. Считается, что этот напиток предпочитали бедняки и средние слои населения. В то же время, в гробницы фараонов обязательно ставили сосуды с пивом. В захоронения также помещали и фигурки пивоваров – очень уважаемой в то время профессии. А храмовые подношения обязательно наряду с вином включали и пиво.

Пивной гуще приписывали целебные свойства, используя ее как для наружного, так и для внутреннего применения.

 

По древним рецептам

В 2002 году одна из японских пивоваренных компаний сварила партию пива по рецепту, найденному в древнеегипетских папирусах. Приготовленное из ячменя без добавления хмеля, оно заметно отличается от современного. Оно более темного цвета, без пены и более сладкое, а содержание алкоголя в таком пиве более 10 процентов. Именно такое пиво пили фараоны 4400 лет назад.

 

Источники

www.ancient-luxor.com, www.woman.upelsinka.com, ru.wikipedia.org, www.beersfan.ru, www.alcogol.su, www.ukrpivo.com, www.beer-land.ru, www.corporate.baltika.ru, www.mir-piva.ru, www.new-en.ru, www.beerbeerboy.com, www.beermarket.ru, www.beerale.ru, www.beerushka.narod.ru, www.ligis.ru

 Нажмите, чтобы узнать больше:

 

 

 

 

sredovarka.ucoz.com

Пивоварение в Древнем Египте: хмельная цивилизация

Как бы ни казалось обратное рядовому обывателю, пивоварение – достаточно древнее искусство. Не самое древнее, конечно, но своя история у пива есть! Археологи, работающие с находками из Древнего Египта, представили неоспоримые доказательства, что в древней цивилизации применялись технологии пивоварения. Судя по выводам историков, египтяне не сразу привыкли к этому напитку, который «пришел» к ним с территории Вавилона.Пиво Древнего Египта Однако, полюбив пиво, египтяне поняли одну истину, столько наглядную в нашу время – при транспортировке напитка по жаркой пустыне, от вкусовых качеств хмельного состава не оставалось и следа! Поэтому было принято единственно правильное решение: осваивать производство самостоятельно, на территории своей страны. В то время уже была открыта технология приготовления солода из ячменя и других злаков.

Интересный факт: появление пшеничного пива египтяне ассоциировали с богом Озирисом – богом возрождения и правителем загробного мира!

Каким был напиток, который древние египтяне употребляли в то время? По сведениям, он был сладким, крепким и даже пряным. Неудивительно – в напиток, который стали называть «хек», добавляли ядовитую мандрагору, анис, шафран и прочие радости. Пиво в Древнем Египте Сохранился даже пивной рецепт Древнего Египта, датированный 3500 годом до н.э. Интересно также то, что пивную гущу считали лечебной и применяли для избавления от многих недугов. Со временем пиво становилось все популярней, и на определенном этапе развития древнеегипетской цивилизации было введено ограничение на потребление пива(эдакий «сухой закон»). Гонения усилились после того, как на территорию Египта пришли арабские народы, которые полностью исключали употребление алкоголя. Однако, полностью «убить» пивную индустрию не получилось – статус пивоваров в обществе оставался неизменно высоким. Пиво Древних цивилизаций На этом – все. Если есть что добавить – жду в комментариях.

piv.club

Самая древняя пивоварня была обнаружена в Египте.

Египертские археологи обнаружили в долине Нила остатки строений и инструментов, которые использовались для приготовления пять тысяч лет назад.

Археологи обнаружили в дельте Нила руины потенциально древнейшей пивоварни на Земле, где жители Древнего Египта варили пиво более пяти тысяч лет назад, сообщает Luxor Times.

«Мы нашли инструменты пивоваров, а также мумии людей и собак — арабских борзых, одной из самых редких и древних охотничьих пород собак, что говорит о том, что их хозяева были знатными и богатыми людьми», — рассказывает Айман Ашмави (Ayman Ashmawi), представитель Министерства по делам древностей Египта.

Пиво считается сегодня одним из самых древних спиртных напитков, существующих на Земле. Первые его сорта, как показывают раскопки в Древнем Египте и в Китае, появились более четырех тысяч лет назад, и с тех пор пивовары изобрели тысячи разновидностей этого хмельного напитка.

Первые следы пивоварения были обнаружены в оазисе Тель-эль-Фарха двадцать лет назад экспедицией польских археологов, проводивших раскопки на территории одного из древних храмов в дельте Нила. Эта находка, как отмечает Ашмави, стала особенно важной впоследствии, когда ученые обнаружили, что древние египтяне несколько раз открывали и «забывали» секреты пивоварения.

В этом году археологам снова улыбнулась удача — Ашмави и его коллегам удалось найти сразу два строения, где варили пиво в последнюю эпоху додинастического периода, когда Египет начал объединяться под властью номархов, ставших первыми фараонами Нижнего и Верхнего Царства.

Помимо фундаментов этих строений, глиняных кирпичей, черепков керамики и разделочных досок ученые нашли мумию человека, погребенного в необычной позе вместе со статуэтками из алебастра и глиняной посудой, а также мумии и кости нескольких арабских гончих.

Как считает Ашмави, наличие в Тель-эль-Фарха сразу нескольких пивоварен, построенных в разные исторические периоды, говорит о том, что этот регион играл особую роль в жизни Древнего Египта и развитии традиций пивоварения. По его словам, в других регионах дельты Нила и всего Нижнего Египта археологи пока не нашли ни одной подобной постройки — вероятно, что-то делало этот регион уникальным для древних пивоваров.

homsk.com

В Египте нашли самую древнюю пивоварню

Египертские археологи обнаружили в долине Нила остатки строений и инструментов, которые использовались для приготовления пять тысяч лет назад.

Археологи обнаружили в дельте Нила руины потенциально древнейшей пивоварни на Земле, где жители Древнего Египта варили пиво более пяти тысяч лет назад, сообщает Luxor Times.

«Мы нашли инструменты пивоваров, а также мумии людей и собак — арабских борзых, одной из самых редких и древних охотничьих пород собак, что говорит о том, что их хозяева были знатными и богатыми людьми», — рассказывает Айман Ашмави (Ayman Ashmawi), представитель Министерства по делам древностей Египта.

Пиво считается сегодня одним из самых древних спиртных напитков, существующих на Земле. Первые его сорта, как показывают раскопки в Древнем Египте и в Китае, появились более четырех тысяч лет назад, и с тех пор пивовары изобрели тысячи разновидностей этого хмельного напитка.

Первые следы пивоварения были обнаружены в оазисе Тель-эль-Фарха двадцать лет назад экспедицией польских археологов, проводивших раскопки на территории одного из древних храмов в дельте Нила. Эта находка, как отмечает Ашмави, стала особенно важной впоследствии, когда ученые обнаружили, что древние египтяне несколько раз открывали и «забывали» секреты пивоварения.

В этом году археологам снова улыбнулась удача — Ашмави и его коллегам удалось найти сразу два строения, где варили пиво в последнюю эпоху додинастического периода, когда Египет начал объединяться под властью номархов, ставших первыми фараонами Нижнего и Верхнего Царства.

Помимо фундаментов этих строений, глиняных кирпичей, черепков керамики и разделочных досок ученые нашли мумию человека, погребенного в необычной позе вместе со статуэтками из алебастра и глиняной посудой, а также мумии и кости нескольких арабских гончих.

Как считает Ашмави, наличие в Тель-эль-Фарха сразу нескольких пивоварен, построенных в разные исторические периоды, говорит о том, что этот регион играл особую роль в жизни Древнего Египта и развитии традиций пивоварения. По его словам, в других регионах дельты Нила и всего Нижнего Египта археологи пока не нашли ни одной подобной постройки — вероятно, что-то делало этот регион уникальным для древних пивоваров.

www.popmech.ru

Происхождение пива и его история — Славянская культура

Происхождение пива и его история История пива берет начало с древнейших времен и уходит корнями в первые цивилизации Ближнего Востока. Пиво наверняка самый древний вид алкогольных напитков, первые упоминания о нем насчитывают десять тысяч лет. Спустя такую бездну времени можно только предполагать, как появилось пиво. Однако очевидно, что культура пивоварения тесно связана с культурой земледелия, и пиво существует примерно с тех самых пор, как люди научились перерабатывать зерна злаков в хлеб.Скорее всего, пиво появилось случайно. На территории современной Сирии и Ирана археологами обнаружены древнейшие глиняные сосуды большой емкости с узким горлом, в которых, судя по всему, хранили зерно. Наверняка в такие сосуды иногда попадала дождевая вода, в теплом климате зерно прорастало, и начинался процесс брожения.

Известно, что около шести тысячелетий назад между Тигром и Евфратом существовала мощная и во многом загадочная цивилизация шумеров. Их высокоразвитая культура и создала первое в истории пивоварение.

Шумеры растирали зерна ячменя и спельты (вид злака, от которого произошла пшеница) в каменных жерновах, заливали их водой, добавляли душистые травы и подвергали это сусло брожению. Спустя некоторое время получался вкусный освежающий напиток, который был отдаленно похож на то, что сейчас мы называем пивом. Пивоварение поддерживали крупные землевладельцы, которые снабжали пивоварни зерном и мельницами для его размалывания, глиняными сосудами для брожения, поставляли прочее необходимое сырье.

В Вавилоне существовали смешанные сорта пива из спельты и ячменя, кроме того, вавилоняне первыми начали осознанно применять проращивание солода. В пиво добавляли различные приправы, однако хмель не применялся. Быть может, он был неизвестен древним вавилонянам, возможно также, что его просто не хотели использовать. Поэтому пиво вавилонян и шумеров имело сладковатый вкус, без привычной для нас хмелевой горечи.

Уже в те времена пиво становится выгодным товаром. Появляются центры коммерческого пивоварения, так, в месопотамском городе-государстве Ур пиво производили профессионально, на продажу.

Благодаря археологическим исследованиям на юго-западе Персии стало известно, как обращались с пивом около 3500 лет назад. При раскопках города Сузы были обнаружены большие шарообразные глиняные сосуды, которые закапывались под полом домов. Эти огромные пивные кувшины накрывались сверху керамической плитой с отверстием посредине.

Через отверстие пиво либо вычерпывали, либо вставляли туда специальную трубку, и пили непосредственно через нее. Предполагается, что пить пиво через трубочку приходилось из-за обильной пены на поверхности, в которой были взвешены частицы дробленого солода, а также из-за осадка на дне сосудов. Трубочкой удавалось тянуть пиво из срединной части кувшина, где не было твердых частиц.История алкогольных напитков Процесс употребления пива через трубочку запечатлен на многочисленных наскальных рисунках той эпохи. Археологам удалось даже выяснить, что в зажиточных домах такие емкости для пива устанавливались под полом помещений, предназначенных для мужских собраний, из чего следует, что пивоварением и потреблением пива уже тогда занимались мужчины. В то время как кулинария была женской стезей.

Кстати, в конце прошлого века пивоваренный завод «Hoepfner» в Карлсруе (Германия) решил поэкспериментировать, используя историческое наследие древних цивилизаций. На протяжении нескольких месяцев испытывались различные комбинации зерновых и пряностей, после чего в соответствующем ассирийскому стилю заведении «Nacht von Susa» («Ночи в Сузах») интернациональной публике, в том числе профессионалам, были представлены три сорта пива, приготовленного по рецептам древних шумеров и вавилонян. Отзывы были самые разные – от самых негативных до восторженных. Все дегустаторы сошлись в одном – шумерское и вавилонское пиво совершенно не похоже на тот напиток, который мы называем пивом сейчас.

Пиво «отметилось» и в знаменитом ныне Кодексе Хаммурапи. Великий вавилонский царь Хаммурапи, подчинивший себе Месопотамию и Ассирию, среди прочего установил правила, связанные с производством и употреблением пива. В 1902 году под Сузами была найдена двухметровая колонна из черно-зеленого диорита с многочисленными клинописными параграфами законов. Знаменитая находка хранится в Лувре. Этот древнейший свод законов, получивший название Кодекса Хаммурапи, составлен примерно за 1700 лет до Рождества Христова.

Кодекс Хаммурапи содержит два параграфа, посвященные производству и продаже пива. Первый параграф устанавливал предельные цены на пиво (в перерасчете на зерно), был направлен против злоупотреблений торговцев, и гласил «если трактирщица поднимет цену за пиво слишком высоко по сравнению с ценой зерна и это будет доказано, тогда следует бросить ее в воду».История пива По всей видимости, с тех пор как до сведения широкой общественности был доведен этот параграф древнего закона, и пошла юмористическая поговорка «губит людей не пиво, губит людей вода». Второй параграф воплощал в себе заботу древних вавилонян о фальсификаторах, которых полагалось до смерти упаивать собственным же варевом. Там же было указано, что за политические дискуссии среди посетителей питейных заведений хозяева последних могли поплатиться жизнью. Помимо сведений об этих устрашающих мерах, Кодекс Хаммурапи также сообщает, что в те времена почти все лекарства либо растворяли в пиве, либо запивали пивом.

Достоверные свидетельства развитого пивоварения обнаружены археологами и в Древнем Египте. Первоначально египтяне покупали пиво в Вавилоне, и постепенно оно завоевало их симпатии. Разумеется, проделав долгий путь по жаре на верблюдах, пиво теряло большую часть своих достоинств. Жителям долины Нила не оставалось ничего другого, как самим освоить его производство, и пиво вскоре стало народным напитком, одним из основных продуктов питания.

Древнеегипетский иероглиф, обозначающий трапезу, в буквальном переводе звучит как «хлеб и пиво», т.е. тесная связь между питанием, хлебом и пивом существовала уже в те древние времена. Египтяне во времена фараонов в совершенстве владели искусством приготовления ячменного солода, а также умели варить пиво из других злаков, но делали это иначе, чем в Вавилоне. Изобретение пшеничного пива они приписывали богу Озирису.

Древнеегипетское пиво, которое называлось «хек», было сладким и крепким. Египтяне приправляли его ядовитой мандрагорой, которой приписывались чудодейственные свойства. Кроме того, в разные сорта пива добавляли шафран, анис и другие пряности.

Древнейшие из рецептов египетского пива относятся к 3500 году до Новой Эры. Особое целебное действие египтяне приписывали пивной гуще. Ее использовали для различных припарок, а также принимали внутрь. И вообще, египтяне считали, что удовольствие, в том числе и от пива, удлиняет жизнь.

Примерно в 1250 году до Новой Эры фараон Рамсес II попытался ограничить потребление пива и сам выступил в роли примера для подражания, хотя высшие слои египетского общества и без того традиционно предпочитали вино.

Торговлю пивом запрещали и даже закрывали лавки, в которых продавался хек, однако древнеегипетская антиалкогольная кампания не возымела особого успеха. Народ продолжал пить пиво. А пивовары были в Египте настолько уважаемы, что фигурки, изображавшие представителей этой профессии, помещали в захоронения.

Несмотря на то, что потребление пива в древнем Египте всегда было велико, ни одному из фараонов (даже Рамсесу II) на протяжении тысячелетий не пришло в голову облагать производство пива налогами, хотя производство других видов сельскохозяйственной продукции исправно обкладывалось невыносимыми поборами.

Первой до этого додумалась знаменитая Клеопатра, последняя представительница династии Птолемеев, правившая в Египте с 69 по 30 годы до Новой Эры.Древнеегипетское пиво Она хотела возобновить строительство пирамид, а для этого нужны были деньги. Разумеется, официальной версией была забота о народной трезвости. Так был введен первый налог на алкогольные напитки.

Из Египта пиво пришло в Эфиопию, а оттуда – на Кавказ. В царстве Урарту (территория нынешней Армении) в IX-VII веках до Новой Эры изготавливали крепкое пиво. С Кавказа пиво попало в Европу. Скифы делали пиво из ячменя, дробленого риса, овса и проса.

Германцы начали изготавливать пиво в III веке до Новой Эры. Галлы в I веке Новой Эры делали напиток, весьма похожий на пиво, который сохранился в северной Франции, Бельгии и Англии вплоть до конца XIX века. Примерно к этому же времени восходят свидетельства римлян об употреблении ирландцами напитка из ячменного солода с травяными добавками. Заменой хмелю служили цветки вереска, молодые побеги ракитника, полынь, ягоды лавра и плюща. Подобные добавки применялись наряду с хмелем и позже.

Как известно, древние греки и римляне пили преимущественно вино и о пиве знали не много. Более того, пиво они считали напитком варваров. Грекам еще в эпоху Аристотеля было известно об употреблении пива народами северной и центральной Европы.

Ко II веку Новой Эры центром пивоварения в Европе становятся германские земли, о чем сообщил первый «иностранный корреспондент» Римской империи Публий Корнелий Тацит, автор знаменитого трактата «О германцах».

Тацит говорил о пиве как о жутком, зловещем напитке. Впрочем, судя по всему, Тацит был прав. Известно, что германцы использовали для приготовления пивного сусла все, что им казалось подходящим, например, дубовую кору, листву ясеня и бычью желчь. Такие необычные добавки применялись вплоть до наступления эпохи христианства. Более того, некоторое время монахи даже продолжали эти сомнительные эксперименты, используя для производства пива можжевельник, чернику и грибы.

Тацит пришел к выводу, что с германцами можно покончить не только огнем и мечом, но и стимуляцией местного производства пива, что говорит о высокой степени развития военной науки в Древнем Риме. Для того времени очевидное для нас понятие геноцида – путем инициирования деградации народа посредством массового внедрения алкоголя в повседневную жизнь какой-либо национальной общности – было внове.

От германских земель технология приготовления пива постепенно распространилась в Англии и Скандинавии, а затем, благодаря экспансии европейской культуры, и по всему миру. По этой причине родиной пива принято считать Германию. Да и своим названием европейское пиво обязано древним германцам. В старонемецком языке для обозначения этого напитка существовало слово «bior», в котором нетрудно узнать сегодняшнее немецкое «bier» или английское «beer».

Хотя в том или ином виде пиво существовало во многих странах с незапамятных времен, именно хмель произвел в пивоварении подлинную революцию. Хмелеводство началось в Европе в эпоху великого переселения народов. Кстати, хмель был известен еще в Древней Руси, откуда, вполне возможно, и попал в центральную Европу.

Первое упоминание о хмеле относится к VIII веку, однако важнейшим компонентом пива он стал только в XII веке. Впервые добавлять хмель в пиво попробовали при Карле Великом, приблизительно в 800 году. В Германии хмель ценился настолько высоко, что им даже уплачивали государственные пошлины. Постепенно он превратился в европейскую валюту, на первых порах, впрочем, не вполне конвертируемую, так как в Англии до XV века хмель был запрещен к употреблению.

Надо отметить, что средневековое пиво далеко не всегда было безвредным для здоровья. Входившие в его состав галлюциногенные алкалоиды могли вызывать видения, и это служило поводом для множества суеверий. Вплоть до конца XVI века в Европе практиковалось сожжение «пивных ведьм», которых обвиняли в порче пива, хотя, конечно, дело было в несовершенстве технологии.

Видимо, именно в монастырях возникла и реализовалась идея добавлять в пиво хмель. Монахи, в отличие от ремесленников-пивоваров вели изыскания системно, кроме того, они были грамотны и записывали результаты своих опытов, сохраняя их для следующих поколений. Монастырское пиво становилось все лучше и лучше, в том числе благодаря хмелю.

Охраняемых границ в ту пору в центральной Европе не было, и секреты пивоварения со странствующими монахами перемещались из монастыря в монастырь. В конце концов, монастыри официально получили право заниматься производством и торговлей пивом, превратившись в настоящие форпосты пивоварения, а некоторые сохранили этот статус до наших дней.

Вопрос о том, почему пивоварение в Европе развивалось именно в монастырях, имеет вполне конкретный, но все же несколько комический ответ. Для благочестивых монахов производство хорошего и крепкого пива стало вопросом жизни и смерти, ведь как иначе они смогли бы выдержать долгие посты? И ладно бы еще в теплой Италии, но в холодной и суровой Германии обойтись без источника высококалорийного питания, разрешенного к употреблению в постные дни, было просто невозможно!

Несмотря на доводы оголодавших монахов, правила соблюдения поста для северных братьев во Христе не облегчались. Так появились первые сорта крепкого пива, тогда же родилось выражение «пиво – это жидкий хлеб». Пиво было настоящим счастьем для монахов, потому что клерикальный принцип гласил «жидкость не нарушает поста». От Папы, который наверняка изменил бы этот принцип, положение пива в рационе монахов мудро утаивалось.

Однако в IX веке пиво было почти запрещено для монахов, но одному из церковных иерархов пришла спасительная мысль провозгласить пиво священным напитком, в результате чего было только регламентировано максимальное количество пива, которое ежедневно могли выпивать монахи. В соответствии с этими правилами, даже в самом нищем монастыре каждый монах получал свыше одного литра пива в день, не считая полулитра вина. В богатых монастырях их счастливые обитатели могли ежедневно наслаждаться почти тройной дозой напитка.

Немало монастырей проворачивало неплохой бизнес, торгуя пивом, в том числе и пивоварня в монастыре Вайенштефан близ Фрейзинга, основанная в 1040 году. Вайенштефан можно назвать старейшим действующим предприятием в мире. Только в 1803 году монастырскую пивоварню взяли в свои руки светские власти, объединив ее с сельскохозяйственной школой. В наши дни Вайенштефан относится к Техническому университету города Мюнхена.

Пиво того времени уже вполне можно было сравнить с нынешним. Однако тогда его варили на открытом воздухе, иногда еще без добавления хмеля. Дрожжами, вызывающими спиртовое брожение, пользоваться не умели, брожение протекало самопроизвольно. В результате иногда появлялось пиво, пена которого быстро оседала, а цвет пива был в зависимости от компонентов солода то светлее, то темнее. Пиво на вкус казалось выдохшимся, хотя и было свежим и только что разлитым.

Помимо монастырей, в средние века стали появляться и муниципальные пивоварни, а пивовары объединились в гильдии. На территории нынешней Чехии, в Пльзене и Чешских Будейовицах, коммерческое пивоварение началось не позже XIII века. В начале XV века пивоварня в Чешских Будейовицах снабжала пивом королевский двор Богемии. Тогда-то у местного пива и появился девиз «пиво королей». Примерно в то же время образовали свои гильдии пивовары Германии. В Англии пиво (точнее, его разновидность – английский эль) стало главным национальным напитком к концу XIV века.

К XIII веку в северной Германии варили уже довольно неплохое пиво и притом гарантированно безвредное для здоровья. В ганзейских городах наблюдался настоящий бум пивоварения, а пик этого бума – в Бремене. К концу XV века в Гамбурге действовало около 600 пивоварен.

При ратушах Гамбурга и Любека существовали пивные и винные погреба. Пиво было основной статьей экспорта и поставлялось во многие страны Европы и даже Средиземноморья. Немецкое пиво пили и в русских городах – Новгороде и Пскове. В обратном направлении ганзейцы везли русский мед (пивной напиток), а позже стали импортировать хмель.

Огромную роль в становлении немецкой пивной культуры сыграл принятый в 1516 году баварский закон о строгом соблюдении рецептуры пива. Этот закон, названный Reinheitsgebot (заповедь чистоты), непреложно устанавливал, что пиво можно варить только из ячменя (позже – ячменного солода), хмеля и чистой воды. Поскольку дрожжи в то время еще не были известны, процесс брожения оставляли на волю случая.

Закон отличался суровостью – тех, кто разбавлял и подделывал пиво, строго штрафовали, а самых отпетых – и вовсе топили в собственном пиве. Reinheitsgebot действует в Германии по сей день, являясь старейшим законодательным актом в мире, регламентирующим производство продуктов питания и защищающим права потребителя.

Еще одной важной вехой в истории пивоварения было открытие в XIX веке Луи Пастером дрожжевых грибов – одноклеточных организмов, ответственных за брожение.

В 1881 году датчанин Эмиль Кристиан Хансен впервые получил чистую культуру пивных дрожжей, что открыло перед пивоварами новые возможности, которыми они с блеском воспользовались – в современном мире пиво является самым массовым и популярным алкогольным напитком, не знающим себе равных по объему производства и ассортименту.

Похожие статьи:

Археология → Загадки Кольского полуострова

Древний мир → Шумерля

Древний мир → Шумеры. Забытый мир

Археология → Археологические памятники древних Славян

Фольклористика → Мифы и сказания Славян

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Древнейшие времена — Beeropedia.ru

Рельефное изображение на оттиске этой цилиндрической печати свидетельствует о важной роли пивоварения в Древнем миреНекоторые антропологи утверждают, что цивилизация возникла в значительной степени благодаря пиву. Когда древние люди поняли, что из зерна можно делать хлеб и пиво, они перешли от кочевой жизни к оседлой и начали выращивать злаки, объединившись в сообщества, появление которых и знаменует собой начало идентифицируемой истории человечества. Американский антрополог Алан Имс утверждает: «Десять тысяч лет назад… в горах Юго-Восточного Средиземноморья люди окультурили ячмень и начали поклоняться ему как божеству. Таким образом пиво стало той движущей силой, которая привела человечество от кочевой жизни к жизни крестьянской». В те времена в мире было теплее, чем сейчас, — средняя температура была на два-три градуса по Цельсию выше. В Северной Африке и на Ближнем Востоке куда чаще, чем сегодня, шли дожди, а в теплом влажном климате прекрасно растут злаки. Некоторые специалисты предполагают, что пиво появилось раньше хлеба: первое, что люди научились изготовлять из вымоченного зерна, был приятный расслабляющий напиток. Скорее всего, однако, дело обстояло наоборот: влажное тесто оставляли подниматься в открытых сосудах, под воздействием естественных ферментов крахмал в нем превращался в сахар, а затем дрожжевые штаммы, содержащиеся в воздухе, преобразовывали сахар в спирт.

Уже в древние времена пивоварение стало важной отраслью человеческой деятельности. Из глиняных табличек, найденных в Ниневии в 1840-е гг., ученые узнали, что пиво использовали в качестве средства платежа — каменщики, работавшие на строительстве громадных сооружений, получали зарплату пивом. Ремесло пивовара было весьма уважаемым занятием, о чем свидетельствует тот факт, что для обозначения его (или ее — среди пивоваров было много женщин) профессии существовал специальный значок, который назывался «фти». Сохранился рисунок, сделанный палочкой на влажной глине, на котором изображен человек, склонившийся над сосудом и занятый процеживанием сквозь сито сусла из злаков. Напиток заправляли пряностями и травами — для придания ему дополнительного вкуса и продления срока хранения. В Египте представители высших классов пили пиво через тростинки, чтобы не глотать оболочки зерен — мякину.

ПЕРВОЕ ПИВО

В древности пиво варилось из двух основных злаков — ячменя и эммера (особого сорта пшеницы). Первое пиво изготовляли из непророщенного зерна, спирт вырабатывался из небольшого количества сахара, содержащегося в пшеничных и ячменных колосьях, поэтому алкогольная крепость пива была невелика. Гигантский шаг вперед был сделан в III—II тысячелетиях, когда в Месопотамии пивовары научились превращать ячмень в солод. Сначала соложение, по всей видимости, происходило случайно. Зерно оставляли отмокать, а затем просушивали на солнце. Крахмал, содержащийся в зерне, преобразовывался в сахар, который вызывал бурное брожение, и пиво волшебным образом обретало алкогольную крепость. Техника соложения совершенствовалась очень быстро, и скоро пивовары Месопотамии научились производить не только светлое, но и темное пиво — для этого надо было только обжечь солод над огнем.

Первые пивовары не имели понятия о дрожжах. Они знали только, что не следует дочиста мыть глиняные сосуды между варками: пиво, оставшееся там после предыдущей варки,само собой превратит часть нового сусла в спирт. Кроме того, кисломолочные бактерии, присутствующие в сосудах, взаимодействуя с сахаром сусла, придавали пиву кисловатый, но освежающий вкус; участвовали в сбраживании и дрожжевые штаммы, которые содержатся в воздухе. Хмель не использовали, поскольку в те времена его попросту не знали. В основательном научном труде, вышедшем в свет в 1926 г. в Германии и посвященном пивоварению в Вавилоне и Египте, говорится, что вавилоняне использовали несоложеный эммер и соложеный ячмень. Судя по всему, тот факт, что из ячменного солода получается самый насыщенный сахарный экстракт, а пшеница придает пиву терпкий фруктовый привкус, был известен пивоварам уже в глубокой древности. Вначале изготовлялся «пивной хлеб» — его выпекали до образования слегка золотистой или темно-коричневой корочки, в зависимости от того, какого цвета пиво собирались изготовить. Затем этот хлеб заливали горячей водой — получалось сусло. Его процеживали и оставляли бродить. По завершении брожения пиво разливалось в более мелкие сосуды и помещалось в прохладный погреб — на дображивание.

ПИВОВАРЕНИЕ В ЕГИПТЕ

Изображение процессов хлебопечения и пивоварения в Древнем Египте. Никто точно не знает, с чего начиналось изготовление пива: возможно, его впервые сварили из спонтанно забродившего сырого теста для хлеба, но не исключено, что пиво научились делать раньше, чем хлеб. В любом случае, именно научившись печь хлеб и варить пиво, человечество сменило кочевой образ жизни на оседлый

В отличие от Месопотамии, в Древнем Египте пиво производилось только из соложеного зернового сырья и только темного цвета. В напиток добавлялись растения, например мандрагора, и соль. Растительные добавки были призваны уравновесить сладость солода, а соль применялась как агент, усиливающий ароматически-вкусовой букет (соль добавлялась в пиво вплоть до XIX в. н. э.). В отличие от современного домашнего пивоварения, изготовление пива в древности было не хобби, а весьма крупномасштабной индустрией. Фараон Рамзес выдавал 10 ООО гектолитров бесплатного пива в год чиновникам, надзиравшим за храмовым строительством, а при сооружении пирамид то же количество пива издерживалось на «чаевые»!

ДЕЛО ВКУСА

Хотя антропологи и египтологи раскопали довольно много сведений о пивоварении Древнего мира, на один — ключевой — вопрос они так и не дали ответа: каково было древнее пиво на вкус? Здесь на помощь исследователям пришел пивовар — Фриц Мэйтаг, владелец пивоварни Anchor Brewery в Сан-Франциско. В 1980-е гг. Мэйтаг связался с учеными из разных стран мира, и по его просьбе они снабдили его подробными описаниями технологий приготовления пива в древних цивилизациях. Мэйтаг решил сварить «шумерское» пиво, взяв за основу рецепты, найденные среди шумерских клинописных табличек и датируемые 3000 г. до н. э. Вначале испекли 5000 буханок хлеба «баппир» из сырого ячменя, обжаренного ячменя и ячменного солода. Чтобы внутри буханок не осталось сырого теста, их запекали дважды. Потом хлеб нарезали на длинные узкие куски (замечательным образом напоминающие хлопья на завтрак «Витабикс»).

Хлеб поместили в заторный чан пивоварни, добавив к нему некоторое количество ячменного солода. Мэйтаг обнаружил — в тексте гимна, посвященного богине пивоварения, Нинкаши, — что в процессе варки шумеры дважды добавляли в сусло сахаросодержащие агенты. Он добавил мед в затор и финики в пиво (последнее — для придания напитку некоторой пряности). Хмель при изготовлении пива не использовался. Пиво «Нинкаши» (Ninkasi) — именно так оно было названо — в продажу не поступило. Его дегустация состоялась на одном банкете в США. Гостям предложили пить его через соломинки — так, как пили тысячи лет назад. Напиток получился оранжево-красным, алкогольная крепость его составила 5,5%.

Сахар, содержащийся в меде и финиках, при брожении почти полностью преобразовался в спирт, и пиво получилось замечательно сухим и освежающим. Напиток, рецепт которого дошел до нас из далекого прошлого, лишь чудом не затерявшись в необозримой глубине веков, был не горьким, и все же, вне всяких сомнений, это было пиво.

ИСЛАМСКАЯ ЭКСПАНСИЯ

В VIII в. н. э. в Египте и окрестных землях вдруг разом перестали варить пиво — в связи с приходом мусульман: Коран запрещает употребление спиртных напитков. Но технология уже была известна, а шила в мешке не утаишь. Финикийцы, великие торговцы и мореплаватели, еще в глубокой древности торговали с другими странами в том числе и злаками, и пивоварение начало развиваться на территории Баварии и Богемии, дошло до побережья Балтийского моря и, «переплыв» пролив, попало на Британские острова. Поскольку в мире несколько похолодало, виноделие сосредоточилось в жарких средиземноморских странах: в более прохладных северных землях виноград не желал цвести. А вот холодостойкие злаки превосходно себя чувствовали везде — от Северной Испании до Полярного круга, и народы, живущие на этой обширной территории, активно варили пиво, причем не только в качестве освежающего напитка, но и в лечебно-профилактических целях, ведь пиво очень богато витамином В.

Средневековые бондари за работой - изготовляют бочки из дерева и железа. Римляне восхищались обычаем северных племен хранить напитки в бочках, а не в глиняных кувшинах, обычно использовавшихся самими римлянами для хранения вина

Искусство пивоваров было куда изощреннее винодельческого ремесла. Мастерство бондарей, которые научились изготовлять бочки, стягивая обручами прогретые деревянные доски, давало пивоварам возможность хранить свою продукцию в больших, хорошо вентилируемых емкостях. Заметим, что римляне и греки в то же время продолжали хранить вино в глиняных сосудах. В 21 г. н. э. под впечатлением увиденных в Северной Европе деревянных «pithoi» («кувшинов») Страбон написал: «Кельты прекрасные бондари. Их бочки иногда больше домов». Когда римские войска завоевывали Европу, они видели, что во всех землях, расположенных севернее Испании, аборигены варят пиво. «У западных народов есть собственный опьяняющий напиток, изготовляемый из вымоченного в воде зерна, — писал Плиний. — И в Галлии, и в Испании у него есть множество рецептов и множество имен, но принцип всюду один и тот же. Испанцы уверяют, что эти напитки очень хорошо хранятся». Кельтские племена в Британии называли свое пиво «курми». Кроме того, они изготовляли сидр из яблок и медовый напиток. В горах Шотландии испокон веку использовали вереск — и в качестве ароматически-вкусового агента, и для того, чтобы пьющие вересковый напиток воины были веселы и здоровы. Во время недавних раскопок римских поселений в Англии археологи обнаружили большие солодильни — это свидетельствует о том, что пивоварение было поставлено здесь на широкую ногу.

Когда Европу заполонили датчане и саксонцы, у новых завоевателей не было и следа той подозрительности по отношению к пиву, которой отличались римляне, — ведь у этих народов к тому времени уже существовала богатейшая культура изготовления и потребления пива. Последнее имело место во время многочисленных пиров, повод для которых они умудрялись находить почти каждый день. Даже Валгалла (рай), согласно древнескандинавскому мифу, была не чем иным, как огромным залом, где мертвые могли вволю пить пиво. Ну а в мире живых пивом или солодом платили штрафы, пошлины, ренту и долги.

ПЕРВЫЙ ПАБ

Пиво варили дома, и это обычно считалось прерогативой хозяйки — именно она следила, чтобы у мужчин всегда был свежий эль. Хороших «пивоварш» очень ценили. Алрек, король Гордоленда, сделал Герхильду своей женой и королевой вовсе не за красоту и даже не за приданое, а потому, что она варила хороший эль. Как правило, пиво изготовлялось одновременно с хлебом — ведь главные ингредиенты у них одни и те же. Со временем пивоварши стали приобретать такую популярность, что люди начали приходить к ним домой — сначала чтобы выпить эля, потом — чтобы купить. Определив, что эль готов, хозяйка дома выставляла в окно шест, увитый вечнозелеными растениями — плющом или падубом.

Этот-то «элевый шест» и стал первой и простейшей вывеской «эль-хауса». В Англии многие пабы называются Bush («Куст» или «Ветка плюща») или Hollybush («Падуб») — в память об «элевых шестах», а когда открывается новый паб, на дверях непременно вешается венок из плюща или падуба — на счастье. Впрочем, на изобретение первой «пабной» вывески могут претендовать и римляне: на здании, где можно было выпить вина или пива, а также обменять деньги, вешали черно-белую клетчатую доску наподобие шахматной. В Англии до сих пор многие пабы называются Chequer («Шахматная доска»).

Скандинавы называли свое пиво öl или ealu — отсюда и «эль». Другое саксонское название пива было woet, оно до сих пор живо в английском слове wort — «сусло», «светлая жидкость, получаемая путем затирания солода с водой». Сотни лет английское слово «эль» (ale) означало напиток, изготовляемый из сброженных солодовых Сахаров и заправляемый растениями, травами и пряностями, но не хмелем. Слово «пиво» (английское «Ьеег» от немецкого «Bier») появилось позже — пивом называли эль с добавлением хмеля. Сегодня в странах, где пьют эль, используются оба слова, но все современное пиво — в том числе и майлд — варится с хмелем. Интересно, что британцы в принципе могли бы использовать хмель еще в древнейшие времена: хмель растет в Британии, еще римляне считали его деликатесом. Однако англичане, так же, как и континентальные пивовары, предпочитали использовать другие растения, например болотный мирт, розмарин и тысячелистник.

Германцы и скандинавы добавляли в пиво травяной сбор под названием «грут». В Скандинавии часто использовался можжевельник. Идею применения специй и ягод почти наверняка позаимствовали у пивоваров винокуры, гнавшие из зерна такие крепкие спиртные напитки, как джин или водка.

beeropedia.ru