1. Персидская держава. Персидская древняя держава


1. Персидская держава. История Древней Греции

1. Персидская держава

Зимой 546 г. Крез Лидийский, союзник Спарты, Вавилона и Египта и повелитель многих греческих государств в Малой Азии, был разбит численно превосходящими силами персидского царя Кира (559–529). Греческие государства, отказавшиеся от предложения Кира помочь им в восстании против Креза, теперь предложили признать персидское владычество на тех же условиях, на каких они подчинялись Лидии. Кир согласился оказать такую милость лишь Милету. Другие ионийские государства, а с ними и эолийские государства азиатского побережья, обратились за помощью к Спарте. Она уже возбудила враждебность персов союзом с Крезом; теперь Спарта рассылала послов, которые заявляли о праве защищать свободу всех греческих государств, и предупредила Кира, чтобы тот не вмешивался, но своих войск в Азию не отправила. Тем временем, воспользовавшись отсутствием какого-либо согласованного сопротивления, наместники Кира быстро покорили греческие государства и коренные народы Малой Азии, захватив также некоторые соседние острова. Перед азиатскими греками стоял выбор: подчинение или бегство. Последнее рекомендовал ионийцам Биас из Приены, и население Фокеи и Теоса последовало его совету, выйдя в море на своих пентеконтерах и поселившись в новых землях. Греческие государства, подчинившиеся Персии, должны были платить дань и нести военную службу, на время лишились права чеканить собственную монету, а правили в них лояльные к персам тираны. Во время наступления персов на Ликию и Карию в победоносной армии служили ионийские и эолийские отряды. В 539 г. был взят Вавилон; прибрежные города Финикии также отошли Персидской империи, а Кипр, порвав с Египтом, стал союзником Персии. В 525 г. Камбиз, наследник Кира, покорил Египет. Здесь греки сражались против греков, поскольку Египет отчасти полагался на греческих и карийских наемников, в то время как в военные и морские силы Камбиза входили корабли и войска из Ионии, Кипра, а также из Карии и Финикии. Владычество Камбиза признали лежащие за Египтом Кирена и Барка, которые отныне платили Персии дань.

Завоевания Кира и Камбиза упрочил Дарий (522–486). Персидская империя протянулась от Киренаики до Инда, от Кавказа до Персидского залива. Административным центром империи были Сузы, столица династии Ахеменидов; здесь находился двор великого царя, «царя земель всех народов». Владения Дария разделялись на двадцать провинций. Каждая управлялась персидским сатрапом, обладавшим полной военной и гражданской властью, и каждая платила царю дань деньгами и различными товарами. Военная мощь империи зиждилась на двух составляющих – персидской аристократической кавалерии и тяжелой пехоте и войсках покоренных народов, которыми командовали персидские сатрапы или местные властители. Чтобы придать этим армиям больше мобильности, Дарий создал сеть дорог, расходящихся из Суз; одна из них, «царская дорога», выходила к Эгейскому морю в Эфесе. Морские силы на Средиземном море формировались за счет их народов, в первую очередь финикийцев, которые играли ведущую роль в завоевании Египта.

В своей финансовой политике Дарий позаимствовал денежную систему Креза и чеканил золотые дарики и серебряные шекели, на которых изображался великий царь с копьем и луком (фото ХЬк). Эти монеты, соответствовавшие вавилонскому стандарту, который отныне назывался персидским, славились своим качеством и служили средством международной торговли от Индии до Сицилии. Огромным резервом драгоценных металлов была царская сокровищница, в которой скапливались избыточные доходы империи. Сами персы не занимались торговлей, но Дарий содействовал росту морской торговли, прорыв канал от дельты Нила к Красному морю и отправив экспедицию на исследование морского пути от устья Инда до Красного моря. Во главе этой колоссальной империи стоял великий царь, наследственный монарх Персии, Мидии и всех земель, наделенный всей земной властью и взошедший по божественному праву на престол Персии по милости Ахура-Мазды, на престол Вавилона – по воле Мардука и на престол Египта – как воплощение Ра. В глазах греков он был «царем царей», абсолютным монархом в религии, политике и войне, полной антитезой полисного либерализма и проклятием для греческих религиозных представлений.

Персидская экспансия затронула и те греческие полисы, которые были покорены, и те, которым грозило покорение. Азиатские греки, которым войны Кира и Камбиза нанесли большой ущерб, начиная с 520 г. снова достигли известного процветания. Но золотой век восточногреческой торговли остался в прошлом. При Крезе и Амасисе, для которых греческие государства являлись торговыми партнерами, источником наемников и предсказаний оракулов, золото Лидии и Египта текло в Эгейский бассейн непрерывным потоком. При Кире и Дарии, заинтересованных в экспансии и укреплении персидской власти, финансовая мощь империи ковалась в Персии и Вавилонии. Отсюда караванные пути вели к сирийскому побережью, где около 520 г. еще существовала греческая торговая фактория в Посейдионе, но основные порты находились в руках финикийцев. Кипр в этом отношении имел более выгодное расположение, чем восточногреческие полисы, и царь кипрского Саламина чеканил монету по персидскому стандарту. В Египте греки в Навкратисе и Кирене при персах лишились привилегий, дарованных им Амасисом, следствием чего стало сокращение объемов греческой торговли. Но греческие государства были больше озабочены политическими, а не экономическими проблемами, связанными с Персидской империей. Полисы, покоренные Персией, не могли пожаловаться на персидскую нетерпимость, так как в целом персы не вмешивались в местную религию, обычаи и торговлю, и, в частности, они разрешили греческим полисам снова чеканить собственную монету. Но терпимость Персии продолжалась лишь до тех пор, пока признавалась ее власть; население восставших или чересчур независимо ведущих себя государств, таких, как Приена, порабощалось или изгонялось. В сущности, персидское господство означало для греческого полиса потерю самого ценного его достояния – политической независимости. Кроме того, оно зачастую означало потерю внутренней свободы, так как Персия способствовала приходу к власти лояльных к ней тиранов. Свободные полисы опасались новой персидской экспансии. Но пока эта экспансия действительно не началась, отдельные лица и партии приготовились использовать этот новый фактор в политической игре. Осторожности их не научила даже участь Барки и Самоса: распря между царицей Кирены Феретимой и киренской колонией Барка привела к персидскому вмешательству в Киренаике, в результате Барка была разрушена, а Кирена и Эвспериды вошли в состав персидской сатрапии (ок. 518 г.). Самосец Силосон обратился к Персии за помощью и стал тираном Самоса; после этого остров вошел в сатрапию Отана, но лишь после массовой резни (ок. 518 г.).

Персы одновременно с завоеваниями вели исследования. Вслед за аннексией Аравии произошло открытие пути из Индии в Красное море. Следующей целью Дария стала Европа. Он отправил экспедицию на двух триремах и торговом судне, оснащенную в Сидоне и возглавляемую греческим врачом Демокедом из Кротона, на исследование берегов Греции и Италии и одновременно приказал сатрапу Каппадокии переплыть Черное море и напасть на европейских скифов. На скифов он решил обрушиться всей своей мощью; так как они были родственны кочевым народам, нападавшим на его империю в Азии, он решил, что они представляют более серьезную угрозу, чем европейские греки. Пока Дарий собирал войска, выставленные всеми его подданными – от саков до азиатских греков, – самосский инженер перегородил Босфор понтонным мостом, а флот, в основном греческий, проделал двухдневный путь вверх по Дунаю и навел понтонный мост там. Армия Дария, разбив гетов и покорив восточных фракийцев, в 513 г. перешла Дунай и преследовала скифских кочевников, далеко углубившись в украинские степи. Но навязать скифам решительное сражение Дарию никак не удавалось. Скифы оставляли на пути персидской армии выжженную землю, а их конница день и ночь не оставляла в покое персидские колонны, пока Дарий окончательно не оторвался от линий снабжения. Тогда ему пришлось повернуть, бросив больных и раненых. Но и при отступлении скифы не давали ему покоя до самого Дуная. Там греческие военачальники, отвергшие предложения скифов о помощи в случае, если они восстанут, прикрыли отход армии во Фракию, но некоторые греческие государства на Босфоре и Геллеспонте взбунтовались, создав угрозу армии на пути в Азию. Дарий расправился с восставшими быстро и жестоко, сжег Халкедон и Абидос, после чего вернулся в Сузы.

Поражение в Скифии означало отсрочку, но не крах планов Дария по покорению Европы. Перед началом очередной крупной кампании следовало прочно укрепиться на проливах и расширить персидскую сатрапию в Европе. Поэтому Дарий оставил в Европе сильную армию под командованием Мегабуза, а впоследствии Отана. Скифы поняли грозящую им опасность; их племена объединились, обратились к Спарте как к ведущему греческому государству в Европе с просьбой о союзе и около 511 г. в набеге на персидскую сатрапию дошли вплоть до Херсонеса. Некоторые греческие полисы по соседству с проливами восстали во главе с Византием и Халкедоном, чтобы помочь скифам, но Спарта и ее союзники их не поддержали. Персидские военачальники упрочили свою власть над проливами, подавив восстания и завоевав около 509 г. Имброс и Лемнос, а границы их сатрапии протянулись до долины Стримона, откуда в Азию было выслано непокорное племя пеонийцев. За Стримоном Дарию подчинился Аминт, царь Македонии, который выдал свою дочь замуж за сына Мегабуза. Теперь Персидская империя нависла над материковой Грецией и южной Скифией, а персидский флот господствовал в водах от ливийского побережья до восточной части Эгейского моря. В 500 г. Персия получила приглашение вмешаться во внутренние дела Наксоса, острова в составе Киклад, и было сочтено, что настал подходящий момент для наступления на материковую Грецию с ее разобщенными, как стало известно персам, полисами.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Персидское государство. От бесписьменного племени к империи трех частей света

Древние иранцы

Сегодня мы поговорим о персидском государстве, одном из самых масштабных имперских образований древности. Но перед этим несколько слов буквально нужно сказать о том, кто такие иранцы, как они появились на тех территориях, где впоследствии возникло персидско-ахеменидское государство, где была их прародина и каковы были дальнейшие судьбы этих народов.

Индоевропейская семья языков делится на несколько групп. Языковые группы можно сгруппировать в ветви – более общие объединения. И вот одной из таких ветвей была та, которая объединяет как раз иранские и индоарийские языки. Кроме того, к этой же ветви следует отнести дардский и нуристанский языки. Самым крупным из дардских языков является кашмири. А нуристанский язык – это язык небольшого количества племен, живущих на границе Пакистана и Афганистана, где как раз сейчас действует исламское государство (запрещено в РФ – прим. Ред.).

Прародина этих народов остается предметом дискуссий. В основном есть две версии, где она находилась и откуда они начали свое движение. Наиболее распространенной версией является версия о северной прародине, которую локализуют на достаточно обширном пространстве от степей Украины до Алтая. Часто упоминается Южный Урал в качестве одной из таких зон.

Вторая версия предполагает, что прародина всех индоевропейских языков находилась в Малой Азии и уже оттуда древние племена начали расхождение в самые разные стороны Евразийского континента, в связи с чем стали формироваться уже отдельные группы языков.

Мы сейчас не будем разбирать доказательную базу этих теорий, просто упомянем, что они существуют. Итак, на ту территорию, которую сейчас занимает государство Иран, примерно на рубеже II-I тысячелетий до н. э. пришли племена, говорившие на иранских языках. Собственно, на сегодняшний день к иранским языкам относятся, кроме фарси со всеми его вариантами – фарси, фарси-кабули, фарси-дари, таджикский… Это все диалекты языка фарси.

Фарси как раз является продолжением в историческом времени древнего персидского языка. Кроме него, есть другие языки иранской группы, менее известные: пуштунский язык, осетинский (который в России, наоборот, более известен) – это все языки одной иранской группы.

Когда говорил Заратуштра

Самым древним памятником иранской языковой культуры, дошедшим до нас, является, конечно же, «Авеста» — текст, который стал основой маздеистской религии в ее зороастрийском варианте и в принципе, по всей видимости, влиял на развитие религиозной мысли в течение многих веков.

Когда жил создатель первых, наиболее ранних текстов «Авесты», пророк Заратуштра, сказать очень сложно. Здесь тоже очень много самых разных гипотез. Согласно одной из них, самым ранним временем его жизни может быть обозначен XII-XI век до н. э. Другая точка зрения состоит в том, что Заратуштра жил намного позже и его жизнь буквально примыкает уже ко времени Ахеменидов, т.е. это примерно VI в. до н. э.

В поддержку этих двух версий предлагают самые разные аргументы. Если базироваться на лингвистическом анализе Гаты Заратуштры, то можно сказать, что, конечно же, язык чрезвычайно архаичен и близок к гимнам Ригведы.

Если же говорить о неких представлениях метафизического ряда, которые там представлены, то часто можно встретить возражения, что те концепции, которые предлагает Заратуштра, вряд ли могли  возникнуть в полупастушеском обществе XII в. до н. э. Соответственно, сторонники этой гипотезы предполагают, что на лингвистические данные нужно опираться очень осторожно и  рассматривать саму возможность появления такого рода произведений в условиях той или иной социальной среды. И, соответственно, такую социальную среду они видят гораздо ближе ко времени ахеменидских царей, чем к XII веку до н. э.

Древнейшие свидетельства

Первые исторические свидетельства, дошедшие до нас от соседей-иранцев, относятся к середине IX века и принадлежат ассирийцам. В середине IX в. до н. э. в ассирийских хрониках начинает упоминаться Мидия и Персия. Надо сказать, что Персия, естественно, там называется несколько иначе, Парсуа, Парсуаж, Парсумаж и т.д.

Нужно отметить, что некоторые ученые не согласны с таким прямым отождествлением древних персов и этих упоминаний в хронике, потому что, естественно, может быть просто лингвистическое совпадение и имелось в виду что-то другое, какие-то другие этносы. Здесь, конечно, нужно подходить к этому вопросу осторожно, но в целом все же мы примем аргументацию о том, что древние персы и упомянутые в ассирийских хрониках середины IX века, во второй половине IX века слова с близким звучанием все-таки относятся уже к персам.

Вопрос о том, кто первенствовал в политическом плане в этот период, очень сложен. Мы можем исходить из двух позиций. Известно, что Мидия позднее играла колоссальную роль на Ближнем Востоке. Соответственно, можно рассматривать ситуацию более раннего периода, как бы экстраполируя на него ситуацию более позднего, т.е. предполагать, что мидийцы уже тогда первенствовали на иранском нагорье, на горах Загроса, а персы были своего рода вторым эшелоном, присутствующим на этих территориях, в том числе и в отношениях с Ассирией. Но можно предположить и совершенно другой порядок развития событий: и мидийцы, и персы, говорившие на разных диалектах иранской языковой группы, играли на раннем этапе своей истории примерно одинаковую роль, а выдвижение мидийцев произошло чуть позднее.

Мидийское царство

Раз уж мы заговорили о Мидии, нужно сказать несколько слов о мидийской государственности. Я не случайно выделил именно Ахеменидское государство как первое имперское образование в Древнем Иране и не назвал в качестве таковой Мидию. Постараюсь объяснить почему. В историографии ХХ века доминировала идея о том, что Мидия фактически была первой могущественной страной иранцев, охватывавшей огромные территории – чуть ли не от Аральского моря и до реки Галис в Малой Азии. Но исследования археологов и новый подход к письменным источникам последнего времени все-таки позволил эти представления несколько скорректировать.

Естественно, никто не оспаривает влиятельность Мидии на международной арене. Однако есть несколько моментов, которые позволяют нам все же увидеть ее как более скромное государство. В частности, в столице Мидии, древней Экбатане, в районе современного иранского города Хамадан, долгое время велись раскопки. Был обнаружен столичный мидийский город. Но что любопытно, канцелярии обнаружено не было. И это весьма странно, потому что имперская структура, в общем-то, немыслима без довольно обширного архива. Возможно, этот архив будет найден. Здесь, конечно, невозможно утверждать однозначно, что его нет. Но пока что мы видим, что ничего здесь не обнаружено.

И вообще свидетельств того, что у мидийцев была письменность, до сих пор не существует. Ни письменных свидетельств, ни археологических свидетельств – никаких мидийских надписей на территории Ирана обнаружено не было. Соответственно, напрашивается предположение, что уровень социальной и политической организации Мидии был достаточно низким, если, конечно, говорить в сравнении с ассирийцами, вавилонянами или более поздними Ахеменидами.

Проблема границ Мидии, проблема захватов, территориальной экспансии Мидии. Здесь тоже очень много вопросов. Возникает множество предположений о том, что проводившиеся ранее границы Мидии, например, на Востоке, базируются на весьма спорных основаниях. Например, позднее восстание уже при Ахеменидах, во времена Дария I, часто приводится как свидетельство того, что границы Мидии простирались далеко на Восток, и вот почему: лидеры восставших противопоставляли персидским владыкам период мидийских царей. Эти территории были Парфия и Гиркания.

Соответственно, делается вывод, что если упоминаются мидийские цари как противопоставление персидским, то можно предположить, что эти территории помнили период правления мидян и, соответственно, апеллировали к нему как к более благостному, «золотому» условно веку по сравнению с персидским владычеством.

На самом деле здесь очень много разных моментов. Во-первых, даже если предположить, что мидийское господство каким-то образом простиралось на эти территории, то какой характер оно имело? Может быть, именно его условный, весьма слабый и в военном, и в административном, и в данническом отношении характер позволял позднее восставшим так акцентировать внимание на этом благополучном для восставших регионов периоде.

Кроме того, мы не можем с уверенностью сказать, кто был лидером восставших именно в этническом, если можно так выразиться, плане, какая была у них идеология. Возможно, лидерство принадлежало именно представителям мидийской знати, которая хотела акцентировать внимание местного населения на том, насколько может быть прекрасно мидийское правление на этих территориях.

Соответственно, то же самое можно сказать о западных владениях Мидии. Известно, что происходило в 590-585 годах военное столкновение мидийцев и Лидии. В 585 году было сражение на реке Галис, вернее, несостоявшееся, планировавшееся сражение, которое так и не состоялось, войска разошлись, увидев затмение. Из этого делается вывод, что границы Мидии простирались до середины Малазийского полуострова.

Здесь тоже есть несколько сложностей. Во-первых, опять же, мы не знаем, каков был уровень владычества мидян на этой территории. Возможно, они могли выступать как патроны территорий, находившихся к востоку от реки Галис. И здесь возникает еще один важный момент: время завоевания государства Урарту, которое находилось как раз вокруг озера Ван между Малазийским полуостровом и собственно коренными территориями Мидии. До нас дошло письменное свидетельство о том, что персидский царь Кир завоевал некую территорию в 547 г. до н. э. Традиционно название в дошедшем до нас источнике читалось как Лидия.

Но особенность клинописи позволила это же слово прочесть совершенно иначе – как «Урарту». Таким образом, если в 547 г. до н. э. существовало еще в той или иной форме государство Урарту, в более ранний период Мидия не могла владеть им настолько прочно, что оно, например, вошло бы полностью в ее административные границы, было полностью интегрировано в ее государственную структуру. Т.е. если Урарту смогло сохранить свою самостоятельность до такого позднего периода, можно предположить, что и присутствие Мидии на территории как Урарту, так и более западных районов Малой Азии, вплоть до реки Галис, было не таким могущественным, не таким прочным, не таким устойчивым. В каком-то смысле можно говорить об эфемерности мидийского имперского проекта, если его вообще таковым можно назвать.

Мидия, конечно же, сыграла колоссальную роль в уничтожении Ассирии – регионального гегемона – и косвенно содействовала возвышению Нововавилонского царства. После этого отношения между союзниками стали более прохладными, и в принципе уже при Навуходоносоре никаких серьезных заявок Мидии на гегемонию в районе Междуречья мы не находим, разве что вот опять же эта малоазиатская экспедиция 585 года может быть упомянута, но это уже территория, которая находилась за пределами влияния Нововавилонского царства.

Кто разбудил персов?

В случае с персами, как мы об этом будем говорить, все обстояло несколько иначе. И здесь возникает ключевой для нашей темы вопрос: время и обстоятельства зарождения той структуры, которую мы условно решились именовать империонной, чтобы не смешивать постоянно империон и империю. Когда могла зародиться эта структура политических, социальных и военных отношений в персидском обществе?

В данном случае мне представляется интересным обратить внимание на внешнюю иноцивилизационную агрессию со стороны того или иного государства, которые существовали в прилегающих к персидским территориям районах. Таковыми могут быть, собственно, только два могущественных государства: это Ассирия и наследник Ассирии по гегемонии в Месопотамии – Нововавилонское царство.

Однако мы видим, что гибель Ассирии привела как раз в каком-то смысле к замиранию экспансии иранских племен в этом регионе. Никаких явных проявлений усиленного сложения, кристаллизации государственности не наблюдается. В случае же с Нововавилонским государством можно проследить более любопытные связи в отношениях персов и вавилонян. Связи, правда, опосредованные.

Дело в том, что между территорией персидских племен и Нововавилонским царством располагалось государство Элам. Эламиты были народом, лингвистическая идентичность которого является предметом дискуссии. Это совершенно однозначно не был индоевропейский народ, это не был народ, родственный шумерам, его язык, как правило, определяется как изолированный. Есть гипотезы о родстве эламского языка и языков дравидской семьи. Но все эти гипотезы пока что достаточно зыбки в лингвистическом отношении и нуждаются в дополнительной аргументации.

Как бы то ни было, существовало государство эламитов, культура которого традиционно находилась в тесном взаимодействии сначала с шумерской, потом с аккадской культурой. И во многом эламскую культуру можно рассматривать как один из локусов вот этого большого месопотамского мира. Персы, которые жили к юго-востоку от территории Элама, находились в той или иной степени под влиянием эламской культуры. Даже имена первых знаменитых персидских царей, например Кира (Куруша) или Камбиза (Камбуджии), по всей видимости, не индоевропейского происхождения, а в основе своей имеют какое-то эламское основание.

Ну, это опять же гипотеза, это требует дополнительных изучений темы. Но пока что можно сказать, что влияние Элама на Персию было достаточно велико. Более того, титулатура персидских царей впоследствии постоянно упоминала Аншан – это как раз термин, обозначавший Элам. Т.е. для них было важно и престижно подчеркивать свое господство над этой территорией, над Эламом.

В 596-595 гг. до н. э. Навуходоносор, который впоследствии прославился своими акциями по депортации населения из Палестины, совершил еще одно интересное экспансионистское действие: он вторгся в Элам. К сожалению, дошедшие до нас источники не позволяют нам точно восстановить картину этого вторжения, масштабы боевых действия и результаты, которые последовали за ними. Но, так или иначе, вторжение было совершено и, по всей видимости, имело для Элама весьма печальные последствия.

Это вторжение сыграло в судьбе персидских племен, как мне представляется, амбивалентную роль. С одной стороны, ослабление Элама могло содействовать обособлению персов, если предположить, что они зависели от Элама на тот момент в той или иной степени, хотя бы формально признавая супрематию эламских царей. Это вторжение вавилонян дало им возможность выступить на историческую арену в качестве уже самостоятельного игрока. И второй момент, очень важный: вторжение вавилонян в Элам могло стать тем самым импульсом, который привел к империогенной реакции в иранском культурном пространстве. И ответом, если пользоваться терминологией Тойнби, на этот вызов со стороны Вавилона стало постепенное начало кристаллизации персидской государственности.

Трансконтинентальная монархия Кира Великого

Обычно, основываясь на данных Геродота, основоположником персидского могущества называют Кира II. Но здесь мы опять же оказываемся в плену рассказов «отца истории». Вообще, насколько Геродот может рассматриваться в качестве достоверного источника по раннеиранской истории – тема очень большая. Скорее все же Геродота можно рассматривать в этом аспекте как памятник греческой историографии об Иране, но не самой иранской истории. Т.е. к данным Геродота и о мидийских царях, и о противоборстве мидян и персов, и о происхождении Кира мы должны подходить крайне осторожно.

Нам известно из месопотамских источников, что предки Кира уже имели царский титул. Поэтому, например, гораздо более правдоподобной будет версия о том, что персидское племенное объединение уже выходило на уровень государственности к рубежу VII-VI вв. до н. э. и было готово воспринять вот этот импульс, который дало ей вавилонское вторжение. И, по всей видимости, именно отец Кира II, Кира Великого, был первым, если можно так сказать, функционером новой системы. А Кир II уже стал его удачливым наследником. И период формационного сложения иранского империонного государства, таким образом, можно отнести примерно к 595-559 гг. до н. э.

Потом царем персидских племен, ну, или уже предгосударства, становится Кир Великий, и с него начинается период небывалой совершенно экспансии. За короткое время он сумел завоевать колоссальные территории и создать в полном смысле слова трансконтинентальную монархию, по крайней мере, заложить ее основы.

Опять же здесь можно вести дискуссию о том, можно ли на тот момент те или иные страны рассматривать в качестве изолированных континентов, но размах его завоеваний был действительно колоссальным. Он сумел завоевать не только близлежащее Нововавилонское царство в 539 году до н. э., но и земли в Малой Азии, включая греческие города на малоазийском побережье Эгейского моря.

Отношение иранцев к экспансии Кира было весьма любопытным. Геродот донес до нас знаменитую легенду о том, что Кир погиб во время похода на скифов, и скифская царица, отрубив ему голову, поместила ее в мешок с кровью, сказав, что «теперь ты, наконец, сможешь утолить свою жажду». Опять же, не следует эту легенду воспринимать как достоверное сообщение об исторических событиях. Нам известно, что тело Кира находилось в знаменитом мавзолее, построенном для него на персидской территории. Это тело пролежало в этом мавзолее до прихода Александра Македонского.

Эта легенда интересна скорее другим. По всей видимости, информаторы Геродота предлагали Геродоту свое восприятие захватнической политики Кира. И, судя по всему, если предположить, что как раз ими могли быть мидяне, которые стали одной из первых жертв персидской экспансии, то, возможно, именно мидийские информанты пытались таким образом дать свое представление о том, что такое персидская государственность и что такое ее царь. Представление явно не благоприятное для Кира.

Наследники Кира и гибель Мидии

Наследники Кира смогли продолжить его политику во всех опять же направлениях. Камбиз (Камбуджия) завоевал Египет, Дарий начал серию знаменитых греко-персидских войн, и при Дарии же, по всей видимости, границы персидского государства сдвинулись далеко на восток вплоть до берегов Инда и даже какие-то территории индийского субконтинента были Дарием подчинены. Ну, и известен, конечно же, знаменитый поход Дария в причерноморские северные степи, когда он пытался завоевать западных скифов, живших на этой территории. Поход завершился неудачно, но он показывает масштабы экспансии, развернутой персидской монархией.

Существует свидетельство Геродота о том, что Кир Великий был женат на дочери мидийского царя Астиага. И вот это свидетельство тоже очень интересно. С одной стороны, мы видим, что между этими двумя иранскими образованиями существовали, если доверять Геродоту, весьма устойчивые династические связи. И если мы допустим, что этот брак существовал, то это говорит об уже достаточно высоком по отношению к Мидии статусе персидских владык.

Тут можно опять же спорить, насколько могущественной была Мидия, но очевидно совершенно, что выдача царской дочери замуж за подвластного правителя имеет смысл только в том случае, если у этого правителя достаточно высокий статус. Не будет царь всея Руси выдавать свою дочь, скажем, за какого-нибудь рязанского дворянина. Т.е. естественно, что персы к моменту совершеннолетия Кира достигли уже в отношениях с Мидией если не паритета, то достаточно высокой планки.

И второй момент очень важный. Согласно Геродоту, Кир поднимает восстание против Астиага и побеждает. Здесь в качестве аргумента могущества Мидии приводится интерпретация письменных источников, дошедших до нас, согласно которым война между ними шла три года. Это очень часто можно видеть в научно-популярной литературе: 553-550 годы. Но на самом деле, как было неоднократно показано, датирующего значения те источники, которые приводятся сторонниками этой гипотезы, не имеют.

Т.е. оснований говорить о трехлетней войне персов и мидян у нас просто не существует. И наиболее вероятно, что свержение доминирования мидян над персами, если оно вообще существовало, произошло очень быстро, в результате очень краткосрочного конфликта, который привел к совершенно молниеносному крушению мидийской страны, мидийской государственности. И тем самым мы можем как раз показать, что не только Персия к тому времени достигает уже такой мощи, что она может региональные государства сокрушать. Но и эти региональные государства в данном случае оказываются весьма рыхлыми, весьма слабыми образованиями, неспособными устойчиво и долгосрочно противостоять персидской экспансии.

Библия о крушении Элама

О войне Элама и Навуходоносора сообщают библейские тексты. Позволю себе привести цитату из Иеремии, это 49-я глава, 37-й и 38-й стих. «Я Элам на куски разломлю, я царя его уничтожу, и властителей всех». И также, согласно Книге Иезекииля, к 12-му году изгнания этого пророка из Иудеи в Вавилон, т.е. во время разрушения Иерусалима, Элам был разгромлен и завоеван Навуходоносором.

Опять же, мы не можем на основании этих свидетельств утверждать, что Элам был абсолютно уничтожен как государство. Но все же, поскольку библейские пророчества очень часто фиксируют события постфактум, они могут иметь в данном случае не только датирующую роль, но и рассматриваться как свидетельства того, что событие, достаточно далекое от жизни еврейской общины, в изгнании ли, в Палестине, получило весьма широкую известность.

Более того, существовала внутри еврейской общины аудитория, для которой эта информация была значимой, которая на нее могла откликнуться. Именно поэтому эти фрагменты не только попадают в священный текст, но и фиксируются в нем навсегда. Казалось бы, какое нам дело до событий в Эламе рубежа VII–VI веков? Но благодаря Танаху они входят в ткань и нашей культуры тоже.

Золотая пластина Ариарамны

Интересно обратить внимание на дошедшую до нас так называемую золотую пластину Ариарамны, в которой предлагается генеалогия Ахеменидов. Здесь возникает тоже интересная тема для дискуссии: насколько мы можем доверять этой пластине, содержащейся в ней информации? Что это, по всей видимости, древний артефакт, не вызывает лично у меня сомнений. Но это не значит, что информация, там содержащаяся, точно отражает характер генеалогических связей внутри дома Ахеменидов.

Поскольку Дарий пришел к власти в результате весьма странных событий, связанных с восстанием Бардии, возникает предположение, что впоследствии он нуждался в постоянном дополнительном легитимировании своего статуса внутри династии. То, что он происходил, очевидно совершенно, от боковой ветви, вообще не является даже предметом обсуждений.

Но насколько эта боковая ветвь в персидских представлениях того времени имела право на занятие трона Камбиза – остается большим вопросом. Поэтому возможно, например, что золотая пластина Ариарамны, в которой предлагается такая генеалогия Дария и его предшественников, является своего рода фальсификацией, умелой государственной фальсификацией, преследующей вполне очевидные цели.

Персидский порядок

О характере правления персов на завоеванных территориях можно судить по дошедшим до нас документам, письменным источникам. И здесь возникает весьма любопытная картина. На раннем этапе персидской государственности, по крайней мере до Дария I, я бы даже рискнул сказать – до Ксеркса, это была система, предполагавшая весьма пластичный подход к покоренным территориям. Так, в некоторых случаях даже сохранялась их политическая автономия.

И, например, в случае с Вавилоном мы можем говорить, что окончательное уничтожение вавилонской государственности является фактически синонимом уничтожения вавилонской автономии. И оно приходится как раз на начало правления Ксеркса. И символом этого акта становится вывоз вавилонских богов из Эсагилы, вавилонского храма. Статуи Мардука Ксеркс просто вывез, тем самым как бы ликвидировав символически Вавилон как суверенное государство.

Если мы посмотрим на более ранний период, мы увидим, что все-таки если, например, иранские, ираноязычные территории были абсолютно, полностью интегрированы в персидскую монархию, то в некоторых случаях завоеванные земли, завоеванные государства сохраняли высокую степень самостоятельности. Это прежде всего следует сказать о финикийских городах и о греческих городах Малой Азии.

Дело в том, что, когда персы пришли и подчинили себе греческие города, греки сохранили свое внутреннее устройство. Естественно, в силу очевидных причин, персидская администрация пыталась опереться в этих городах скорее на аристократию, чем на демократию, на аристократические элементы.

Но при этом все равно это были такие города-государства, полисы, которые продолжали не только пытаться вести самостоятельную внутреннюю политику, но даже в момент, когда персидский гнет они сочли чрезмерным, направлять свои посольства к заморским грекам с просьбой о помощи, с просьбой о поддержке их выступления против персов.

В случае с Египтом у нас, опять же, есть сообщения Геродота о крайне жестоком и вызывающем поведении Камбиза (Камбуджии) в завоеванной стране. Но судя по дошедшим до нас письменным свидетельствам, ничего особенно вызывающего в Египте не происходило. Камбиз, завоевав Египет, всячески пытался подчеркнуть свою легитимность как правителя Египта, в том числе принесением ритуальных жертв в египетских храмах.

Египет и Вавилон, конечно же, давали персидской казне основной поток финансовых средств. Это были две базовые налоговые провинции персидской монархии. И во многом с этим было связано такое плавное отношение к этим территориям. Не надо резать курицу, несущую золотые яйца, эту курицу надо культивировать. Чем, собственно, во многом персы и занимались, в частности, в Вавилоне.

Первые свидетельства присутствия Кира в Вавилоне в качестве правителя как раз показывают, что он всячески стремился показать, что именно он и наладил наконец-то нормальную жизнь после неудачного правления Набонида. Именно в его правление действительно мы видим (опять же по дошедшим до нас источникам), что хозяйственная жизнь налаживается. Т.е. в хозяйственном плане персидское вторжение первоначально не было для вавилонян каким-то гиперобременительным. Естественно, когда Нововавилонское царство было завоевано и Вавилон сохранил свою относительную автономию, у него были урезаны присоединенные Навуходоносором земли, в частности, территории современной Сирии, Палестины, финикийских городов, Северной Месопотамии.

Естественно, эти территории персами от Вавилона отторгаются. Но в самом Вавилоне они стараются поддерживать сложившийся характер хозяйственных и религиозных отношений. Вообще персидская монархия отличается, нужно отметить, чрезвычайно высокой степенью терпимости. Это интересная черта, особенно если мы учтем, что для иранской религиозности свойственно четкое деление мироздания на два борющихся начала – благое и злое. Естественно, это деление присутствовало и во времена Дария и Ксеркса. Но при этом персы умудрялись каким-то образом согласовывать благое начало с местными жреческими элитами, с местными культами. Т.е. они не рассматривали в официальном своем идеологическом посыле местные культы как дэвовские. Существует такое сообщение, что Ксеркс говорит, что он уничтожил дэвовские культы.

Но, опять же, в отношении Египта или Вавилона этого не происходило. Даже статуя Мардука не подверглась поруганию – она была именно вывезена с территории Вавилона. Т.е. статус и благие качества Мардука не подвергались официально сомнению со стороны персов. Как раз наоборот, это не ложный бог, это действующий бог, который покидает старое место по причине того, что оно его очень расстроило, очень обидело.

Куда была вывезена статуя Мардука, сказать точно невозможно, но совершенно очевидно, что она была помещена на земли, которые персы считали своей альма матер. Это могли быть Сузы или Персеполь.

magisteria.ru

история возникновения, быт и культура

Образование 20 января 2015

Персидская держава оказала огромное влияние на историю Древнего мира. Образованное небольшим племенным союзом государство Ахеменидов просуществовало около двухсот лет. Упоминание о пышности и могуществе страны персов есть во многих древних источниках, в том числе и в Библии.

Начало

Впервые упоминание о персах встречается в ассирийских источниках. В надписи, датированной ІХ в до н. э., содержится название земли Парсуа. Географически данная область находилась в районе Центрального Загроса, и в упомянутый период население этого района платило дань ассирийцам. Объединения племен еще не существовало. Ассирийцы упоминают о 27 подконтрольных им царствах. В VII в. персы, по-видимому, вступили в племенной союз, так как в источниках появились упоминания о царях из племени Ахеменидов. История Персидской державы начинается с 646 г. до н.э, когда правителем персов стал Кир І. образование персидской державыВ царствование Кира І персы значительно расширили подконтрольные им территории, в том числе завладели большей частью иранского плато. В то же время основана первая столица Персидской державы – г. Пасаргады. Часть персов занималась земледелием, часть вела кочевой образ жизни.

Возникновение персидской державы

В конце VI в. до н. э. персидским народом правил Камбиз I, который находился в зависимости от царей Мидии. Сын Камбиза, Кир ІІ, стал владыкой оседлых персов. Сведения о древнем персидском народе скудны и обрывочны. По-видимому, основной ячейкой общества была патриархальная семья, во главе стоял мужчина, имевший право распоряжаться жизнью и имуществом своих близких. Община, сначала родовая, а позже – сельская, в течение нескольких столетий представляла собой могущественную силу. Несколько общин образовывали племя, несколько племен уже могли называться народом.

Возникновение Персидской державы пришлось на то время, когда весь Ближний Восток был разделен между четырьмя государствами: Египет, Мидия, Лидия, Вавилония.

Даже в эпоху своего расцвета Мидия фактически являлась непрочным племенным союзом. Благодаря победам царя Киаксара Мидии покорилось государство Урарту и древняя страна Элам. Потомки Киаксара не смогли удержать завоевания своего великого предка. Постоянная война с Вавилоном требовала присутствия войск на границе. Это ослабило внутреннюю политику Мидии, чем вассалы мидийского царя и воспользовались.

Правление Кира II

В 553 г. Кир II поднял восстание против мидян, которым персы платили дань на протяжении нескольких веков. Война длилась три года и закончилась сокрушительным поражением мидян. Столица Мидии (г. Эктабаны) стала одной из резиденций правителя персов. Покорив древнюю страну, Кир II формально сохранил Мидийское царство и принял на себя титулы мидийских владык. Так началось образование Персидской державы.персидская держава

После захвата Мидии Персия заявила о себе как о новом государстве в мировой истории, и в течение двух веков играла важную роль в событиях, происходящих на Ближнем Востоке. В 549-548 гг. новообразованное государство покорило Элам и подчинило себе ряд стран, входивших в состав бывшей Мидийской державы. Парфия, Армения, Гиркания стали платить дань новым персидским правителям.

Война с Лидией

Крез, владыка могущественной Лидии, осознавал, каким опасным противником является Персидская держава. Был заключен ряд союзов с Египтом и Спартой. Однако начать полномасштабные военные действия союзникам не довелось. Крез не захотел дожидаться помощи и выступил в одиночку против персов. В решающем сражении под столицей Лидии – г. Сарды, Крез вывел на поле боя свою конницу, которая считалась непобедимой. Кир II выставил воинов верхом на верблюдах. Лошади, увидев неизвестных животных, отказались подчиняться ездокам, лидийские всадники были вынуждены сражаться пешком. Неравный бой завершился отступлением лидийцев, после чего г. Сарды был взят в осаду персами. Из бывших союзников только спартанцы решили прийти Крезу на помощь. Но, пока готовился поход, г. Сарды пал, и персы подчинили себе Лидию.

Расширение границ

Затем наступила очередь греческих полисов, которые находились на территории Малой Азии. После ряда крупных побед и подавления мятежей персы подчинили себе полисы, тем самым приобретя возможность использовать в сражениях греческие корабли.

В конце VI века Персидская держава расширила свои границы до северо-западных областей Индии, до кордонов Гиндукуша и подчинила себе племена, проживающие в бассейне р. Сырдарьи. Только после укрепления границ, подавления мятежей и установления царской власти Кир II обратил внимание на могущественную Вавилонию. 20 октября 539 г. город пал, и Кир II стал официальным правителем Вавилона, а вместе с тем и владыкой одной из крупнейших держав Древнего мира – Персидского царства.

Правление Камбиза

Кир погиб в сражении с массагетами в 530 г. до н. э. Его политику успешно проводил сын Камбиз. После основательной предварительной дипломатической подготовки Египет, очередной противник Персии, оказался в полном одиночестве и не мог рассчитывать на поддержку союзников. Камбиз осуществил замысел отца и покорил Египет в 522 г. до н. э. Тем временем в самой Персии зрело недовольство и вспыхнул мятеж. Камбиз поспешил на родину и погиб в дороге при загадочных обстоятельствах. Через некоторое время древняя Персидская держава предоставила возможность получить власть представителю младшей ветви Ахеменидов – Дарию Гистаспу.

Начало правления Дария

Захват власти Дарием І вызвал недовольство и ропот в порабощенной Вавилонии. Предводитель повстанцев объявил себя сыном последнего вавилонского владыки и стал именоваться Навуходононосором III. В декабре 522 г. до н. э. Дарий І одержал победу. Предводители мятежников были преданы публичной казни.

Карательные действия отвлекли Дария, а тем временем мятежи поднялись в Мидии, Эламе, Парфии и других областях. Новому правителю потребовалось более года, чтобы усмирить страну и восстановить государство Кира II и Камбиза в прежних границах.

В период между 518 и 512 годами Персидская держава покорила Македонию, Фракию и часть Индии. Это время считается расцветом древнего царства персов. Государство мирового значения объединяло под своей властью десятки стран и сотни племен и народов.как правил персидской державой дарий

Социальное устройство Древней Персии. Реформы Дария

Персидская держава Ахеменидов отличалась большим разнообразием социальных укладов и обычаев. Вавилония, Сирия, Египет задолго до Персии считались высокоразвитыми государствами, а недавно покоренные племена кочевников скифского и арабского происхождения еще находились на стадии первобытного уклада жизни.

Цепь восстаний 522-520 гг. показала неэффективность предыдущей схемы правления. Поэтому Дарий І провел ряд административных реформ и создал устойчивую систему государственного контроля над покоренными народами. Результатом реформ стала первая в истории эффективная административная система, которая служила правителям Ахеменидам не одно поколение.

Эффективный управленческий аппарат является наглядным примером того, как правил Персидской державой Дарий. Страна была разделена на административно-податные округи, которые носили название сатрапий. Размеры сатрапий были намного больше, чем территории ранних государств, а в некоторых случаях совпадали с этнографическими границами древних народов. Например, сатрапия Египет территориально почти полностью совпадала с границами этого государства до завоевания его персами. Руководили округами государственные должностные лица – сатрапы. В отличие от предшественников, которые искали своих наместников среди знати покоренных народов, Дарий І ставил на эти должности исключительно вельмож персидского происхождения.

Функции наместников

Ранее наместник объединял в себе и административные, и гражданские функции. Сатрап времен Дария имел только гражданские полномочия, военные власти ему не подчинялись. Сатрапы имели право чеканить монеты, ведали хозяйственной деятельностью страны, сбором налогов, вершили суд. В мирное время сатрапы обеспечивались небольшой личной охраной. Армия же подчинялась исключительно военачальникам, независимым от сатрапов.

Осуществление государственных реформ стало причиной создания большого центрального управленческого аппарата во главе с царской канцелярией. Государственное управление вела столица Персидской державы – г. Сузы. Крупные города того времени Вавилон, Эктабана, Мемфис также имели свои канцелярии.

Сатрапы и чиновники находились под неусыпным контролем тайной полиции. В древних источниках она называлась «уши и око царя». Контроль и надзор за чиновниками был доверен хазарапату - тысяченачальнику. Государственная переписка велась на арамейском языке, которым владели почти все народы Персии.

Культура Персидской державы

Древняя Персия оставила потомкам большое архитектурное наследие. Великолепные дворцовые комплексы в Сузах, Персеполе и Пасаргадах производили ошеломляющее впечатление на современников. Царские поместья окружались садами и парками. Одним из памятников, дошедших до наших дней, является гробница Кира II. Многие аналогичные памятники, возникшие через сотни лет, взяли за основу архитектуру усыпальницы персидского царя. Культура Персидской державы способствовала восславлению царя и укреплению царской власти среди покоренных народов.столица персидской державы

Искусство древней Персии сочетало в себе художественные традиции иранских племен, переплетавшиеся с элементами греческой, египетской, ассирийской культур. Среди дошедших до потомков предметов имеется множество украшений, чаш и ваз, различных кубков, украшенных утонченной живописью. Особое место в находках занимают многочисленные печати с изображениями царей и героев, а также различных животных и фантастических существ.культура персидской державы

Экономическое развитие Персии времен Дария

Особое положение в Персидском царстве занимала знать. Вельможам принадлежали крупные земельные владения на всех покоренных территориях. Огромные участки поступали в распоряжение «благодетелей» царя за личные заслуги перед ним. Владельцы таких земель имели право управления, передачи наделов в наследство своим потомкам, а также на них возлагалось осуществление судебной власти над подданными. Широко применялась система землепользования, при которой участки назывались наделами лошади, лука, колесницы и проч. Такие земли царь раздавал своим воинам, за это их владельцы должны были нести службу в действующей армии в качестве всадников, лучников, колесничих.

Но по-прежнему огромные участки земли находились в непосредственном владении самого царя. Они обычно сдавались в аренду. В качестве платы за них принимались продукты земледелия и скотоводства.

Помимо земель, в непосредственной царской власти находились каналы. Управляющие царским имуществом сдавали их в аренду и собирали подать за использование воды. За орошение плодородных почв взималась плата, достигающая 1/3 урожая землевладельца.

Трудовые ресурсы Персии

Труд рабов использовался во всех отраслях экономики. Основную их часть обычно составляли военнопленные. Залоговое рабство, когда люди продавали сами себя, распространения не получило. Рабы имели ряд привилегий, например, право иметь свои печати и участвовать в различных сделках в качестве полноправных партнеров. Раб мог выкупить сам себя, уплатив определенный оброк, а также быть истцом, свидетелем или ответчиком в судебных разбирательствах, разумеется, не против своих хозяев. Была распространена практика привлечения к труду наемных рабочих за определенные деньги. Труд таких работников получил особенное распространение в Вавилонии, где они рыли каналы, устраивали дороги и собирали урожай с царских или храмовых полей.

Финансовая политика Дария

Основным источником поступления средств в казну являлись подати. В 519 г. царь утвердил основную систему государственных налогов. Подати были просчитаны для каждой сатрапии с учетом ее территории и плодородности земель. Персы как народ-завоеватель денежную подать не платили, но не были освобождены от натурального налога.древняя персидская держава

Различные денежные единицы, продолжавшие существовать даже после объединения страны, приносили немало неудобств, поэтому в 517 г. до н. э. царем была введена новая золотая монета, получившая название дарик. Средством обмена был серебряный сикль, стоивший 1/20 дарика и служивший разменной монетой в те времена. На реверсе обеих монет помещалось изображение Дария І.

Транспортные магистрали Персидской державы

Распространение сети дорог способствовало развитию торговли между различными сатрапиями. Царская дорога Персидской державы начиналась в Лидии, пересекала Малую Азию и проходила через Вавилон, а оттуда – в Сузы и Персеполь. Проложенные еще греками морские пути успешно использовались персами в торговле и для переброски военной силы. царская дорога персидской державыИзвестны также морские экспедиции древних персов, например, путешествие морехода Скилака к индийским берегам в 518 г. до н. э.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Диспетчер файлов: история возникновения термина и обзор нескольких файловых менеджеровКомпьютеры Диспетчер файлов: история возникновения термина и обзор нескольких файловых менеджеров

В современном мире диспетчером файлов называют любой файловый менеджер. Читайте в статье историю возникновения термина и описание нескольких сторонних программ.Исторический экскурс

Для чего нужны часы: история возникновения, классификация и видыНовости и общество Для чего нужны часы: история возникновения, классификация и виды

Часы в последнее время являются, пожалуй, одним из главных мужских аксессуаров, способных подчеркнуть статус своего владельца. Глядя на успешного и богатого человека, никто не станет раздумывать, зачем нужны часы цено...

Для чего нужны библиотеки: история возникновения, виды и отзывыНовости и общество Для чего нужны библиотеки: история возникновения, виды и отзывы

Удивительным созданием людей является книга, и библиотеки – неотъемлемая часть культуры каждой страны. Лихачев Дмитрий Сергеевич однажды верно сказал, что если книгохранилища правильно организовать, то культуру ...

Быт и культура домонгольской Руси (10-13 века)Образование Быт и культура домонгольской Руси (10-13 века)

Гармоничное развитие древнерусской культуры было прервано монгольским нашествием в середине XIII столетия. Поэтому историки и отделяют начальный период ее эволюции (IX–XIII вв.) от всех последующих. Неразрывной ...

Значение фразеологизма «Наше вам с кисточкой»: история возникновения, примеры и тонкости употребленияОбразование Значение фразеологизма «Наше вам с кисточкой»: история возникновения, примеры и тонкости употребления

Сейчас значение фразеологизма «Наше вам с кисточкой» окутано тайной. И если человек не знает, что подразумевается, то он и не поймет, к чему это высказывание. Как известно, нет ничего тайного, что не стало...

История возникновения алгебры и ее развитияОбразование История возникновения алгебры и ее развития

История возникновения алгебры уходит своими корнями в глубокую древность. Очевидно, ее появление было вызвано и непосредственно связано с первыми астрономическими и другими расчетами, так или иначе использующими натур...

Люксембургский дворец в Париже: история возникновения, описание и фотоПутешествия Люксембургский дворец в Париже: история возникновения, описание и фото

По всему миру разбросано несметное количество старинных величественных замков и дворцов, построенных несколько сотен лет назад. Эти места позволяют современному человеку получить доступ к прошлому своей или чужой стра...

Что такое околофутбол? История возникновения движения и последствия футбольного беспределаСпорт и Фитнес Что такое околофутбол? История возникновения движения и последствия футбольного беспредела

Что такое околофутбол? В последнее время это словосочетание встречается довольно часто. И люди, связанные с данным видом спорта каким-либо образом, прекрасно знают, что оно обозначает. Но многим его определение до сих...

Тимуровское движение: история возникновения, идеология и интересные фактыОбразование Тимуровское движение: история возникновения, идеология и интересные факты

По большому счету, тимуровцами были почти все школьники СССР. Желание помочь нуждающимся было абсолютной нормальной реакцией на то или иное событие. Быть может, это нравственность, быть может, это воспитание. Но благо...

Кто придумал доллар: история возникновения, этапы и эволюцияФинансы Кто придумал доллар: история возникновения, этапы и эволюция

Доллар является чуть ли не самой популярной и желанной валютой земного шара. В последнее время рынок постепенно заполоняет евро, которое претендует на мировое господство. Однако старый «зеленый» бакс пока ...

monateka.com

Персидская держава - это... Что такое Персидская держава?

 Персидская держава

Перси́дская импе́рия — термин, которым называют различные государства, созданные персами.

Чаще всего Персидской империей называют государства Ахеменидов (648—330 до н. э.) и Сасанидов (226—650), хотя в современной историографии принято разделять историю доисламского Ирана на три имперских периода: Ахеменидский, Аршакидский (Парфянский) и Сасанидский.

До исламской революции 1979 года Иран официально именовался империей, а шаханшах Ирана носил титул Его Императорское Величество.

Образование Персидской империей

В Мидийском царстве жило много племен, которые не хотели подчиняться царю. Одним из них были и персы, жившие у вод персидского залива.

Предводителям персов был Кир. Он устроил бунт против мидийского царя и разгромив его войска, стал владыкой обширных территорий. С многочисленным войском он двинулся на запад и завоевал новые земли, в том числе такое сильное государство как Вавилон. Столицей Персии стал Персеполь.

Еще не один царь не владел таким большим государством и не одерживал столько побед великолепных как Кир Великий. Сын Кира продолжил завоевание и в 525 году до н. э. покорил Египет.

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Персида
  • Персидские письма

Смотреть что такое "Персидская держава" в других словарях:

  • Персидская Советская Социалистическая Республика — перс. جمهوری شوروی سوسیالیستی گیلان‎ ← …   Википедия

  • Держава Ахеменидов — Ariyānām Xšaçam Империя ← …   Википедия

  • Персидская империя —  История Ирана …   Википедия

  • Держава Ахеменидов при Дарии I — Организация госу дарственного аппарата Империя Кира представляла собой мало связанный конгломерат народностей и племён, существенно различных по уровню своего развития, формам хозяйственной жизни, языку и культуре. В западной части державы… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Держава Ахеменидов накануне своего крушения — Ослабление центральной власти На рубеже V и IV вв. до н. э. расстройство персидской государственной системы уже явственно давало себя чувствовать. Это выразилось в потере персами Египта, а также в событиях, разыгравшихся в Малой Азии и… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Украинская держава — У этого термина существуют и другие значения, см. Украина (значения). У этого термина существуют и другие значения, см. Украинская держава (значения). Украинская Держава укр. Українська Держава II Гетманат …   Википедия

  • Украинская Держава — Українська держава …   Википедия

  • Государство Ахеменидов — Держава Ахеменидов Персидская империя 550 до н. э. 330 до н. э …   Википедия

  • Древняя Персия — Держава Ахеменидов Персидская империя 550 до н. э. 330 до н. э …   Википедия

  • Персия — (Persia) Персия это древнее название страны в Юго Западной Азии, которая с 1935 года официально называется Ираном Древнее государство Персия, история Персии, правители Персии, искусство и культура Персии Содержание Содержание Определение… …   Энциклопедия инвестора

dic.academic.ru

Держава Ахеменидов — WiKi

I Ионийцы, анатолийская Магнезия, Эолия, Кария, Ликия, Памфилия Турция (юго-запад) Гекатомн, Мавсол 400 талантов серебра
II Лидия, мизийцы, лаконяне, кавалияне, хитенияне Турция (северо-запад) Тиссаферн 500 талантов серебра
III Племена южнее от Геллеспонта, Фригия, азиатские Фракийцы, Пафлагония, марияндинийцы, малоазиатские сирийцы (Каппадокия) Турция (центр) Фарнабаз 360 талантов серебра
IV Киликия Турция (юго-восток) Мазей 360 белых коней (один за каждый день в году) и 500 талантов серебра; из них: 140 талантов на содержание местной конницы, остальные 360 — Царскому дворцу Державы,
V Заречье (Сирия) Сирия, Ливан, Израиль Мегабиз 350 талантов серебра
VI Древний Египет и Ливия с городами Кирении и Барки (~11 000 000) Египет 700 талантов серебра и 120 000 бушелей зерна (для содержания военного гарнизона в городе Мемфисе)
VII Саттагидия, Гандхара, дадийцы, апариты Афганистан (юг), Пакистан (север) 170 талантов серебра
VIII Сузиана Иран (юго-запад) 300 талантов серебра
IX Вавилония и Ассирия ~11 000 000 Ирак 1000 талантов серебра и 500 слуг-евнухов
X Экбатаны и остальная Мидия, парикании, ортокорибантии Иран (северо-запад) 450 талантов серебра
XI Каспии, паусикийцы, пантиматы, дариты Азербайджан (юг) 200 талантов серебра
XII Бактрия и соседние народы (~2 000 000) Узбекистан

Таджикистан, Афганистан (север)

Гистасп, Бесс 360 талантов серебра
XIII Армения, в составе которого Пактия (Пайтакаран?) и остальные народы до Черного моря (~2 000 000) Турция (восток) Оронт 400 талантов серебра
XIV Сагартии, саранги, фаманеи, утии, мики и жители островов Красного моря Иран (восток) 600 талантов серебра
XV саки и каспии Азербайджан (север) 250 талантов серебра
XVI Парфяне, Хорезм, Согдиана и арии (~2 000 000) Туркмения, Узбекистан 300 талантов серебра
XVII Париканиянцы и азиатские эфиопы (дравиды) (~2 000 000) Пакистан (юго-запад) 400 талантов серебра
XVIII Матиены (хурриты), саспиры, алародии, армяне[11][12][13][14]. Армения, Грузия 200 талантов серебра
XIX Мушки, тибарены, макроны, мосинойки, марезы (Понт) Турция (северо-восток) 300 талантов серебра
XX Индия (самый многочисленный из древних народов, ~35 000 000 (5 000 000 в пределах границ Персии) Пакистан 360 талантов золотом (самая большая сумма)
(+) Арабы (~1 000 000) Иордания 1000 талантов тимьяна ползучего[15].

ru-wiki.org

Персидская держава - это... Что такое Персидская держава?

 Персидская держава

Перси́дская импе́рия — термин, которым называют различные государства, созданные персами.

Чаще всего Персидской империей называют государства Ахеменидов (648—330 до н. э.) и Сасанидов (226—650), хотя в современной историографии принято разделять историю доисламского Ирана на три имперских периода: Ахеменидский, Аршакидский (Парфянский) и Сасанидский.

До исламской революции 1979 года Иран официально именовался империей, а шаханшах Ирана носил титул Его Императорское Величество.

Образование Персидской империей

В Мидийском царстве жило много племен, которые не хотели подчиняться царю. Одним из них были и персы, жившие у вод персидского залива.

Предводителям персов был Кир. Он устроил бунт против мидийского царя и разгромив его войска, стал владыкой обширных территорий. С многочисленным войском он двинулся на запад и завоевал новые земли, в том числе такое сильное государство как Вавилон. Столицей Персии стал Персеполь.

Еще не один царь не владел таким большим государством и не одерживал столько побед великолепных как Кир Великий. Сын Кира продолжил завоевание и в 525 году до н. э. покорил Египет.

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Персида
  • Персидские письма

Смотреть что такое "Персидская держава" в других словарях:

  • Персидская Советская Социалистическая Республика — перс. جمهوری شوروی سوسیالیستی گیلان‎ ← …   Википедия

  • Держава Ахеменидов — Ariyānām Xšaçam Империя ← …   Википедия

  • Персидская империя —  История Ирана …   Википедия

  • Держава Ахеменидов при Дарии I — Организация госу дарственного аппарата Империя Кира представляла собой мало связанный конгломерат народностей и племён, существенно различных по уровню своего развития, формам хозяйственной жизни, языку и культуре. В западной части державы… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Держава Ахеменидов накануне своего крушения — Ослабление центральной власти На рубеже V и IV вв. до н. э. расстройство персидской государственной системы уже явственно давало себя чувствовать. Это выразилось в потере персами Египта, а также в событиях, разыгравшихся в Малой Азии и… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Украинская держава — У этого термина существуют и другие значения, см. Украина (значения). У этого термина существуют и другие значения, см. Украинская держава (значения). Украинская Держава укр. Українська Держава II Гетманат …   Википедия

  • Украинская Держава — Українська держава …   Википедия

  • Государство Ахеменидов — Держава Ахеменидов Персидская империя 550 до н. э. 330 до н. э …   Википедия

  • Древняя Персия — Держава Ахеменидов Персидская империя 550 до н. э. 330 до н. э …   Википедия

  • Персия — (Persia) Персия это древнее название страны в Юго Западной Азии, которая с 1935 года официально называется Ираном Древнее государство Персия, история Персии, правители Персии, искусство и культура Персии Содержание Содержание Определение… …   Энциклопедия инвестора

dik.academic.ru

Персидская держава - это... Что такое Персидская держава?

 Персидская держава

Перси́дская импе́рия — термин, которым называют различные государства, созданные персами.

Чаще всего Персидской империей называют государства Ахеменидов (648—330 до н. э.) и Сасанидов (226—650), хотя в современной историографии принято разделять историю доисламского Ирана на три имперских периода: Ахеменидский, Аршакидский (Парфянский) и Сасанидский.

До исламской революции 1979 года Иран официально именовался империей, а шаханшах Ирана носил титул Его Императорское Величество.

Образование Персидской империей

В Мидийском царстве жило много племен, которые не хотели подчиняться царю. Одним из них были и персы, жившие у вод персидского залива.

Предводителям персов был Кир. Он устроил бунт против мидийского царя и разгромив его войска, стал владыкой обширных территорий. С многочисленным войском он двинулся на запад и завоевал новые земли, в том числе такое сильное государство как Вавилон. Столицей Персии стал Персеполь.

Еще не один царь не владел таким большим государством и не одерживал столько побед великолепных как Кир Великий. Сын Кира продолжил завоевание и в 525 году до н. э. покорил Египет.

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Персида
  • Персидские письма

Смотреть что такое "Персидская держава" в других словарях:

  • Персидская Советская Социалистическая Республика — перс. جمهوری شوروی سوسیالیستی گیلان‎ ← …   Википедия

  • Держава Ахеменидов — Ariyānām Xšaçam Империя ← …   Википедия

  • Персидская империя —  История Ирана …   Википедия

  • Держава Ахеменидов при Дарии I — Организация госу дарственного аппарата Империя Кира представляла собой мало связанный конгломерат народностей и племён, существенно различных по уровню своего развития, формам хозяйственной жизни, языку и культуре. В западной части державы… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Держава Ахеменидов накануне своего крушения — Ослабление центральной власти На рубеже V и IV вв. до н. э. расстройство персидской государственной системы уже явственно давало себя чувствовать. Это выразилось в потере персами Египта, а также в событиях, разыгравшихся в Малой Азии и… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Украинская держава — У этого термина существуют и другие значения, см. Украина (значения). У этого термина существуют и другие значения, см. Украинская держава (значения). Украинская Держава укр. Українська Держава II Гетманат …   Википедия

  • Украинская Держава — Українська держава …   Википедия

  • Государство Ахеменидов — Держава Ахеменидов Персидская империя 550 до н. э. 330 до н. э …   Википедия

  • Древняя Персия — Держава Ахеменидов Персидская империя 550 до н. э. 330 до н. э …   Википедия

  • Персия — (Persia) Персия это древнее название страны в Юго Западной Азии, которая с 1935 года официально называется Ираном Древнее государство Персия, история Персии, правители Персии, искусство и культура Персии Содержание Содержание Определение… …   Энциклопедия инвестора

biograf.academic.ru


Смотрите также