Open Library - открытая библиотека учебной информации. Традиции древнего востока


Управленческие традиции Древнего Востока

Менеджмент Управленческие традиции Древнего Востока

просмотров - 39

К

Р

Учебное пособие

Становление, развитие, перспективы

Ярославль

ББК 65.9

УДК 336.012.24

Рецензент: Платов О. К., доктор экономических наук, профессор

Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова

Разумов И. В., Кудрявцева Т. Ю. История менеджмента: становление, развитие, перспективы: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2008. – 136 с.

В учебном пособии в краткой и доступной форме рассматривается эволюция понятия «менеджмент» в контексте управленческих революций. Раскрываются особенности формирования менеджмента как науки, нашедшие отражение в развитии школ научного управления и в практике становления национальных моделœей менеджмента. Анализируются проблемы менеджмента на современном этапе и перспективы его развития в будущем.

Учебное пособие предназначено для использования в учебном процессе при изучении курса «История менеджмента». Важно заметить, что для студентов и преподавателœей экономических специальностей.

ISBN

© И. В. Разумов, 2008

© Т. Ю. Кудрявцева, 2008

© Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, оформление, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………..........5

ГЛАВА I. Эволюция управленческой мысли периода

античности и средневековья……………………………………………..9

§ 1.1. Управленческие традиции Древнего Востока ………………………….9

§ 1.2. Экономико-правовые основы управленческих идей и практики Древней Греции и Рима……………………………………………………………..13

§ 1.3. Управленческие воззрения средневековья. Роль Н. Макиавелли в формировании знаний об управлении…………………………………………….15

Вопросы для обсуждения на семинаре…………………………………………..19

Библиографический список………………………………………………………………....19

ГЛАВА II. Становление и развитие науки управления…………….....21

§ 2.1. Накопление знаний об управлении в период промышленного производства…………………………………………………………………………..21

§ 2.2. «Принципы научного управления» Ф. Тейлора и развитие теории менеджмента……………………………………………………………………………..29

§ 2.3. Принципы эффективности управления Г. Эмерсона и М. Кука……..35

Вопросы для обсуждения на семинаре…………………………………………...38

Библиографический список………………………………………………………………….39

ГЛАВА III. Классическая (административная) школа управления….40

§ 3.1. Административная теория А. Файоля…………………………………..40

§ 3.2. Теория бюрократии М. Вебера и социология менеджмента………...45

§ 3.3. Концепции управления У. Ньюмана, Дж. Муни и А. К. Рейли. Систематизация положений классической школы……………………………….49

Вопросы для обсуждения на семинаре…………………………………………...54

Библиографический список………………………………………………………………….54

ГЛАВА IV. Человеческий фактор в теории управления………………..56

§ 4.1. Школа человеческих отношений и Хоторнские эксперименты

Э. Мэйо в развитии теории менеджмента……………………………………..56

§ 4.2. Философия управления М. П. Фоллет…………………………………….60

§ 4.3. Влияние школы поведенческих наук на теорию управления…………65

Вопросы для обсуждения на семинаре…………………………………………...74

Библиографический список………………………………………………………………….75

ГЛАВА V. Количественная школа управления…………………………....76

§ 5.1. Количественные методы и «исследование операций»

в управлении……………………………………………………………………………76

§ 5.2. Ситуационный подход и его вклад в развитие

теории управления……………………………………………………………………79

§ 5.3. Формирование системного подхода к управлению……………………. 83

Вопросы для обсуждения на семинаре…………………………………………..87

Библиографический список………………………………………………………………….87

ГЛАВА VI. Национальные особенности и модели менеджмента………89

§ 6.1. Становление и развитие американской и западноевропейской моделœей менеджмента………………………………………………………………89

§ 6.2. Формирование Японской модели управления……………………….....103

§ 6.3. Становление рыночной модели управления

в России: национальные особенности и традиции…………………………108

§ 6.4. Проблемы и перспективы развития менеджмента на

современном этапе……………………………………………………………..114

Вопросы для обсуждения на семинаре…………………………………………129

Библиографический список………………………………………………………………..130

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................131

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................133

Предисловие

Изучение менеджмента͵ также как и изучение цивилизаций и культуры, представляет собой исследование эволюции взглядов на природу управления.

Предметом «Истории менеджмента» является общественно-исторический процесс возникновения, развития и изменения системы знаний, взглядов, представлений и суждений об управлении.

Английское слово «management» в переводе означает «управление». В классическом представлении слово «управление» шире понятия «менеджмент». При этом в отечественной литературе «менеджмент» и «управление»определяются как слова-синонимы. Вместе с тем следует отметить, что семантика слова «менеджмент» очень сложна и истинный объем и содержание данного понятия можно увидеть, только проследив эволюцию взглядов на управление.

Так в период древних цивилизаций не существовало аналога понятию «менеджмент». В основе взглядов на управление лежали сложившиеся обычаи и традиции, которые получили закрепление в законодательных актах и древних письменных источниках.

В эпоху средневековья происходит оформление взглядов на управление, обусловленное развитием цеховой организации ремесленного производства.

Промышленная революция привела к переосмыслению воззрений на управление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ стало рассматриваться в контексте технологического обеспечения предприятий, внедрения на них машин и концентрации людских ресурсов в рамках промышленного производства.

В XX в. осуществляется систематизация накопленных знаний об управлении, и появляется первое определœение содержания понятия «менеджмент» - «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц»[1]. Вместе с тем, в 1910 ᴦ. в обиход вводится понятие «научное управление».

На современном этапе понятие «менеджмент» трактуется как:

· умение добиваться поставленных целœей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей[2];

· управленческая деятельность, включенная в качестве составляющей в деятельность организации в целом[3];

· способ, манера обращения с людьми, особого рода умения и административные навыки, орган управления[4];

· совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности[5];

Эволюция содержания понятия «менеджмент» связана с качественными изменениями функций и принципов управления, что нашло свое отражение в управленческих революциях. На сегодняшний день можно выделить пять управленческих революций.

Первая управленческая революция, хронологически охватывая период Древнего мира, связана с крайне важностью централизации хозяйственной деятельности древних государств, обусловленной крупномасштабными строительными и мелиорационными работами. Именно на данный период приходится зарождение первых представлений об управлении, которые с позиций современности правомочно рассматривать как оформление такой управленческой функции как организация. Первая управленческая революция характеризуется возникновением формальной системы организации и регулирования отношений людей.

Вторая управленческая революция приходится на период средневековья. Эволюции взглядов на управление в рассматриваемый период способствовало развитие цехового производства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оказало существенное влияние на становление и развитие такой функции управления как контроль. Реализация данной функции в эпоху средневековья нашла свое отражение во взглядах на регулирование производственной деятельности, посредством координации и контроля цеховой структуры производства (контроль за объемом выпускаемой продукции, координация деятельности подмастерьев и др.)

Третья управленческая революция совпала с промышленной (XVIII – XIX вв.), последняя была обусловлена развитием фабричного производства и его механизации. Фабричная система производства породила новые проблемы, связанные с соблюдением работниками жестких производственных требований, определяемых стремлением предпринимателœей максимизировать уровень производительности, с тем, чтобы оправдать свои капитальные вложения. В связи с этим возникла крайне важность в жестком учете всœех стадий промышленного производства, от сырьевых запасов до технического оснащения и уровня профессиональной подготовки рабочих.

Четвертая управленческая революция, хронологические рамки которой, по нашему мнению приходятся на конец XIX – 80-е гᴦ. XX в. была вызванаслиянием финансового и промышленного капитала, повлекшего за собой образование и развитие крупнейших корпораций. Усложнение хозяйственной практики потребовало систематизации накопленных знаний об управлении и обусловило зарождение принципиально новой функции менеджмента – планирования, нашедшей свое отражение в поиске выгодных вложений капитала. Вместе с тем, именно на данный период приходится возникновение теории администрирования, которая центральным звеном своих исследований сделала роль управляющих в корпорации.

Пятая управленческая революция, котораяведет отсчет с конца XX в. связана, прежде всœего, с развитием информационных систем, которые посредством применения новейших экономико-математических методов в управлении обусловили зарождение такой функции менеджмента как прогнозирование.

Рассматривая развитие теории и практики менеджмента͵ следует отметить, что не существует никаких универсальных приемов или твердых принципов, которые бы делали управление эффективным. При этом на протяжении веков выработались подходы, которые помогают руководителям повысить вероятность эффективного достижения целœей организации. Каждый из изложенных далее подходов внес заметный вклад в понимание целœей, задач и принципов современного менеджмента.

К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления: подход с позиций выделœения различных школ в управлении (школа научного управления, классическая школа, поведенческая школа, количественная школа управления); процессный подход; системный подход; ситуационный подход.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, эволюция понятия «менеджмент» непосредственно связана с особенностями формирования управления как науки, развитием школ научного управления и практикой становления национальных моделœей менеджмента.

ГЛАВА I. Эволюция управленческой мысли периода античности и средневековья.

§ 1.1. Управленческие традиции Древнего Востока.

§ 1.2. Экономико-правовые основы управленческих идей и практики Древней Греции и Рима.

§ 1.3. Управленческие воззрения средневековья.

Роль Н. Макиавелли в формировании знаний об управлении.

Исторические корни управленческой мысли уходят в глубокую древность. В древних обществах Месопотамии и Египта͵ древнем Китае и Индии уже существовали начальные знания об управлении. При этом эти знания не являлись самостоятельной областью науки и основывались преимущественно на традициях и обычаях, закрепленных в законодательных актах древности.

Зарождение и развитие управленческой практики Древнего Востока непосредственно связано с Месопотамией. Месопотамская цивилизация представляет для исследователœей исключительный интерес, так как позволяет увидеть механизм становления управления.

Около 3000-2900 гᴦ. до н.э. храмовые хозяйства Месопотамии становятся настолько сложными и обширными, что понужнобился учет их хозяйственной деятельности, то есть появилась крайне важность выполнения того, что сегодня в системе управления принято называть функцией контроля и учета. В связи с этим в храмах зарождается письменность. Появление письменности в Месопотамии было вызвано потребностями управления хозяйством и результатом создания больших и сложных хозяйств.

Одной из известных нам попыток внесения изменений в систему управления национальным хозяйством является деятельность правителя Гудеаво второй половинœе XXII в. до н.э. в Лагаше.

Анализируя реформы Гудеа с позиций теории управления национальным хозяйством, а также с позиций организации общества, можно отметить ряд нововведений, которые представляют интерес не только теоретический, но и практический. Прежде всœего, в его деятельности четко прослеживается приоритет общей цели создания единого хозяйства в масштабах всœей страны над целями. Об этом свидетельствует следующее:

· организация центральных ремесленных мастерских, которые обеспечивали своей продукцией и государственные структуры, и храмы и самих работников;

· изменение традиционной административной структуры;

· привлечение общинников и работников царского хозяйства в государственное хозяйство.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, правление Гудеа представляет безусловный интерес с точки зрения процесса и механизмов становления государственного управления.

Значительный вклад в развитие практики управления внесли египтяне. При этом становление государственности и образование национального хозяйства в долинœе Нила отличались от тех, что имели место в Месопотамии. Зарождение первоначальных знаний об управлении в Древнем Египте было обусловлено построением центральной ирригационной системы, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ставило главной целью порядок, высочайшую централизацию и тотальный контроль. Высокая степень регламентации общественной жизни соответственно, предполагала существование огромного управленческого аппарата.

В многоступенчатой пирамиде социального и хозяйственного управления Египта особо следует выделить самый многочисленный слой управленцев - писцов, которые от имени фараона тщательно следили за движением всœех материальных ценностей, формированием и расходованием бюджета государства, периодически производили переписи населœения, перераспределяли людей во время крупного строительства.

Для египетского управления уже на ранней стадии его развития характерна специализация, как по видам работ, так и по отдельным направлениям, которые сегодня мы называем функциями менеджмента. Многочисленный штат различного рода служащих: писцов, надсмотрщиков, учетчиков, хранителœей документов, управляющих, возглавляемых домоуправителœем, который осуществлял общее руководство всœей хозяйственной жизнью, организовывал и контролировал труд многочисленных работников. Это было начало рождения функций современной модели управления.

Главным руководителœем, от которого зависела судьба всœей цивилизации, был фараон, получавший хорошее управленческое образование с ранних лет. Имеются случаи, когда в десятилетнем возрасте они принимали на себя ношу управления страной.

Фараон делœегировал часть своих полномочий своему первому помощнику - чати. Под чати была создана сложная бюрократическая система: для измерения уровня реки, от которой зависела вся экономика, прогнозирование урожая зерна и доходов, размещения этих доходов по различным подразделœениям государства, наблюдением за всœей промышленностью и торговлей.

Древнее египетское общество обогатило знания об управлении и многими другими находками, среди которых можно выделить определœение таких функций управления как планирование, организация и контроль, осознание преимуществ централизации и делœегирования полномочий, направленность на совместный поиск решений и достижения компромисса в конфликтных ситуациях.

Приблизительно в тот же период, что и в Египте, основные функции и принципы управления применялись и в древнем Китае.Наряду с признанием крайне важности организации, распорядительства и контроля, в Китае были выделœены принципы специализации, децентрализации и множественности подходов в решении идентичных проблем. Увидев в управлении один из базовых инструментов воздействия на всœе стороны общественной жизни и изменения ее в требуемом направлении, китайцы создали академию, выпускники которой, как правило, становились управленцами. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, они начали подготовку специалистов в области управления за два тысячелœетия до появления современного менеджмента.

Китайскую цивилизацию и ее систему управления характеризует исключительный прагматизм. Китайский прагматизм сказался и в том, что философы в качестве советников правителœей участвовали в практическом, экспериментальном поиске наилучших систем управления. Исключительно важным, на наш взгляд, является и то обстоятельство, что древние мыслители Китая с самого начала предложили множественный подход к решению управленческих проблем. Широкая дискуссия по проблемам управления обществом, которая велась в Китае на протяжении ряда веков, оказала влияние на современное китайское общество, а также на его реформирование в различные периоды вплоть до сегодняшнего дня.

Заметный вклад в развитие практики и теории управления внесла индийская цивилизация. Стоит сказать, что для нее характерно активное государственное регулирование, контроль за хозяйственной жизнью, многосторонняя государственная поддержка новых хозяйственных субъектов.

Индийцы обогатили мировую управленческую практику внедрением иррациональных методов принятия управленческих решений.

Индийская цивилизация дает нам и первый известный учебник по управлению - найденную в начале ХХ в. книгу под названием Артхашастра, что означает в переводе учение о хозяйстве и государственном управлении. Она представляет собой системное изложение базовых принципов и методов управления, должностных инструкций чиновников, осуществлявших организацию и контроль за деятельностью базовых отраслей и предприятий.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, данный литературный памятник можно рассматривать как пособие для обучения законам и правилам управления государством, так и пособие по организации и руководству национальным хозяйством.

Государственное регулирование хозяйственной жизни имело место во многих государствах и цивилизациях, но наиболее ярко и последовательно оно проводилось в Индии.

Читайте также

  • - Управленческие традиции Древнего Востока

    К Р Учебное пособие Становление, развитие, перспективы Ярославль ББК 65.9 УДК 336.012.24 Рецензент: Платов О. К., доктор экономических наук, профессор Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова Разумов И. В., Кудрявцева Т. Ю. История... [читать подробенее]

  • - Управленческие традиции Древнего Востока

    К Р Учебное пособие Становление, развитие, перспективы Ярославль ББК 65.9 УДК 336.012.24 Рецензент: Платов О. К., доктор экономических наук, профессор Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова Разумов И. В., Кудрявцева Т. Ю. История... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Сущность традиционных культур Востока

    24.11.2015

    Если представить историю мировой культуры в виде триактной драмы, то первым ее актом будет Античность, вторым – Средневековье, а третьим – Новое время. Но некоторые драмы имеют еще и Пролог, который предшествует первому акту. Есть такой пролог и в истории нашей цивилизации. Это Древний Восток – первый, древнейший тип цивилизации, который можно определить как традиционное общество с традиционной культурой.

    Древний Восток – это страны Южной и Восточной Азии, Северной и Северо-Восточной Африки (Египет, Месопотамия, Палестина, Иран, Финикия, Индия, Китай) в период возникновения и существования рабовладельческой формации с середины 4 тыс. До н.э. для Месопотамии (Шумера), с конца 4 тыс. до н.э. – Для Египта, 2 тыс. До н.э. – Для Индии и Китая к становлению феодализма – (3 ст. Н.э.).

    Понимание восточной культуры как определенной целостности представляется возможным только в рамках дихотомии «Восток-Запад»: на Востоке, в отличие от Запада, не было господствующей роли частной собственности – собственность принадлежала тем, кто имел власть, чем и обусловлены общие черты восточной культуры (духовность , иррационализм, мистицизм, общинное начало, коллективизм). С этим же связан и традиционный тип культуры, присущий странам Востока. Традиционное общество способно воспроизводить определенный образ жизни веками и даже тысячелетиями. Культуру такого общества можно назвать “традиционной”. М. Мид предлагает для этого другой термин – “постфигуративна культура” – и объясняет его так: “Постфигуративна культура – это такая культура, в которой каждое изменение происходит настолько медленно и незаметно, что деды, держа на руках новорожденных внуков, не могут представить для них никакого другого будущего, чем собственное прошлое. Прошлое взрослых становится будущим каждого нового поколения; прожитое ими – это схема будущего для их детей … Взрослые передают своим потомкам лишь чувство неизменной преемственности жизни … Существенная роль постфигуративних культур – это постулат, находит свое выражение в каждом деянии представителей старшего поколения, постулат, провозглашает, что их образ жизни, сколько бы изменений в нем на самом деле не происходило, является неизменным и останется вечно тем самым … “. Крах одних обществ и возникновения новых не меняет самого типа культуры: сохраняется стабильная культурная матрица, которая передается по наследству, обеспечивая воспроизведение традиционного пути развития. Традиционные общества меняются достаточно медленно. Виды деятельности, их средства и цель там слишком консервативны. Основной культурной доминантой Востока можно считать традиции, мифы, канонизированные стили мышления. В традиционных культур другая, по сравнению с европейской, шкала ценностей. Там доминировало другое понятие о человеке и его активность.

    Древняя Индия по расположению выделялась относительной изолированностью от других стран Древнего мира: ее природными границами служили горы Гималаи, воды Индийского океана, болота и джунгли. Очень плодородными были долины рек Инда и Ганга, поэтому археологи не удивились, когда нашли остатки древних индийский городов Мохенджо-Даро и Хараппы (территория современного Пакистана), которые существовали пять тысяч лет назад и представляли вершинный уровень развития тогдашней цивилизации. Заселение Индии племенами кочевников и скотоводов ариев в середине II тысячелетия до н.э. привело к покорению ими автохтонного темнокожего населения Индостана, но ядро ​​древнеиндийской культуры сформировалось еще до этого столкновения протоиндийской и арийского этносов и мировоззрений. О единых корнях индоевропейских ариев с другими народами Европы и Азии свидетельствуют памятники индоевропейских языков и литератур, прежде всего Веды (с давньондийськои – “знание”) – священные книги индоариев пользователя санскритом – языке, который сегодня считают общим корнем всех индоевропейских языков. Индоарии привнесли в ядро ​​древнеиндийской культуры не только санскрит, но и несколько ключевых параметров дальнейшей культурной уникальности полуострова Индостан. Зато предыдущей урбанистической хараппской культуры главным образом жизнедеятельности становится сельская община, господствующим религиозным представлениям выступает брахманизм. По одной из легенд, бог Брахма разделил людей на варны (касты), создав каждую из четырех варн из частей своего тела (с губ – жрецов-брахманов, из рук – воинов-кшатриев, из бедер – вайшьев (крестьян, торговцев и ремесленников), с ног – шудров-услуг). Грязную работу выполняли “неприкасаемые” – люди, не принадлежащие ни к одной из каст. Кастово-варновый устройство до сих пор является основой социальных отношений в современной Индии, где насчитывается около 3000 каст. Древней Индии человечество обязано первыми примерами выращивания сахарного тростника и получения из него сахара, освоением культивирования бавовняника, изобретением удивительного сплава железа, которое тысячелетиями не поддается ржавлению, удивительными изделиями из слоновой кости, в конце концов, изобретением позиционной системы цифр, которые мы сегодня называем арабскими (но их арабы переняли у индийцев и называли “индейскими”), включая введение в числовую систему нуля, первыми алгебраическими опытами, многими другими открытиями.

    В Индии с древних времен отношение к жизни и деятельности человека формируется в традиции восточной философии, на основе учения о жизненных стадии. Это учение сконденсувалося еще около VIII-VII вв. до н.э. Ключевым его понятием является именно “стадия” (“ашарма»). Речь идет о 4 ашармы:

    1) ученичество (“брахмачарин”)

    2) хозяин дома (“грихастра”)

    3) лесной отшельник (“ванарпрастха”)

    4) отречений от мира (“саньясин»).

    Согласно этому учению, человек проходит несколько стадий, каждая из которых предусматривает новый физиологический, социальный и духовное состояние. Стадиям предшествует детстве, отличается полной гармонией с окружающей природой, симбиозом с матерью, счастливой целомудрием, спонтанностью поведения. Ученичество требует усердия в получении знаний, сдержанности, благочестия, покорности. На стадии “хозяин дома” появляются любовь к семье, благочестие, выполнение семейных обязанностей: забота о потомках, сохранение традиций, ритуальных процедур и тому подобное. Эта стадия отражает кульминацию социальной активности человека и высшая точка ее физиологической зрелости. Стадия “лесной отшельник” (“лесной человек”), что означало “начало конца”, постепенное освобождение от общественных обязанностей и “спуска” косой жизненного пути, формирует у человека сдержанность и благочестия. Фаза “отречений от мира” является завершением жизненного пути. Детство и отречение от мира возникают своеобразным обрамлением, что обеспечивает симметрию и равновесие. Здесь человек вновь обретает утраченную первобытность, детский восторг перед миром и те природные наивные представления о смерти, присущие ребенку, оставила Незримый. Каждому человеку, таким образом, предоставляется возможность понять смысл старости и покорно принять смерть. Как и ребенок, “отречений от мира” живет моментом, в полной гармонии с природой, игнорирует внешние побуждения и дисциплину, проявляет асоциальность. Итак, в жизни человека происходит процесс акультуризации и процесс декультуризации и прогрессирующей десоциализации, а жизнь должна полностью цикличну модель, благодаря которой распространяется вера в бесконечную цепь перерождений.

    Древний Китай – страна отлично “! философии, бурной истории, изысканной культуры, одной из старейших в мире (например, возраст культуры Яншао, возникшей в долине реки Хуанхэ, насчитывает 6000 лет). Занимая огромную территорию в Центральной и Восточной Азии, давньокитайске населения сделало множество першовидкриття, которые существенно повлияли на культурное становление других стран как Востока, так и Запада. На разных этапах своего развития китайцы изобрели иероглифическое письмо, живопись тушью, кисточка, шелк и бумагу. Они заложили основы градостроительства, производили удивительную керамику, знали шовкопрядинни, литейном деле, художественных ремеслах, особенно на изделиях из нефрита. Уже в древности, а именно во времена чжоускую династии (1122-403 pp. До н.э.) сложились главные государственные институты, оформилась система нравственных ценностей, определяющих для сущности китайской культуры. Знание древних китайцев о Вселенной требовали основательного философского осмысления и реализовались в двух фундаментальных философских учениях – конфуцианстве и даосизме. Даосська теория недеяния Ла-оцзы (VI в. До н.э.) проповедует недияльнисть как принцип жизни, призывая людей следовать “дао” – то есть естественный ход вещей, который предостерегал от вмешательства в природные и социальные процессы и требовал адаптироваться к ним, угадывая ритм изменений. В китайской традиции сохраняется и традиция Лаоцзы к прославлению категории “вэй” (буквально – приснота, безвкусица): то, что происходит от “дао”, пресное на вкус, невкусное. Определенный вкус, актуализация уже является ограничением. Абсолют же неисчерпаем, он никогда не проявляется полностью, но постоянно остается тотальностью. Безвкусица – это высшая нравственная добродетель, главная черта добропорядочного человека. Для того, чтобы характер был сбалансированным и гармоничным, ему необходимо быть ровным, пресным и невкусным: только при таких условиях человек не отдает предпочтения какой-то определенной тенденции, способна контролировать свои наклонности, используя их определенным образом и приспосабливая к любой ситуации. В плане индивидуальном безвкусица – высшее моральное достижения: по своей сути он более остальных добродетелей (любая добродетель, если она остается слишком фиксированной, становится стерилизатором для личности, приводит к склерозу его способностей, становится препятствием динамизм, присущий любой реальности. Напротив, безвкусица позволяет Святому – идеальной человеку – возвыситься над всеми добродетелями, замкнутыми в себе, делает бесконечное самообновления, которое выходит за пределы совокупности сиюминутных интересов и обстоятельств во имя достижения универсального. Именно поэтому и в эстетическом плане безвкусица является признаком совершенства, чистого вкусу. Китайские “безвкусица”, “приснота”, “бесшумность”, “зивьяння”, идеалы “точной середины”, “посредственности” ярко контрастируют к ценностям западной культуры (“героизм”, “экспрессивность”, “энергичность”, ” интенсивность “,” мода “,” сенсация “).

    Однако первыми цивилизациями на территории истории человечества появились цивилизации Месопотамии (или Междуречье) и Древнего Египта. Сформировались они в пределах IV-III тыс. До н.э. на Ближнем Востоке в районе среднего и нижнего течений рек Тигр и Евфрат и в дельте реки Нил, гонит свои воды на Африканском континенте и считается самой длинной в мире (6 671 км). Оно и не удивительно, что первые государственные образования Древнего Востока зародились вблизи водоемов и рек. Река давала необходимую воду для орошения засеянных полей, а ил становился естественным удобрением. В реках водилась рыба, а на ее берегах селились птицы, при удачной охоты позволяли хозяйке приготовить вкусный обед. К тому же ее берега в беде нападения врагов могли стать естественной преградой для захвата захватчиками соответствующей части сформированного уже в то время города. Реки способствовали развитию торговли, а последняя, ​​в свою очередь, побудило к расширению географии сбыта товара, строительства более совершенных судов, четких расчетов проданного и купленного с последующей фиксацией этой информации и желанием расширить границы властной территории, что, в свою очередь, побудило к формированию армии (соответствующей выправки, тактики, оружия) во главе которой, конечно, царь. Так постепенно в лоне культуры зарождалась цивилизация.

    « Языческая религия славянских племен Географическое положение народов населявших территорию Месопотамии »

    moyaosvita.com.ua

    Управленческие традиции Древнего Востока

    Менеджмент Управленческие традиции Древнего Востока

    просмотров - 48

    К

    Р

    Учебное пособие

    Становление, развитие, перспективы

    Ярославль

    ББК 65.9

    УДК 336.012.24

    Рецензент: Платов О. К., доктор экономических наук, профессор

    Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова

    Разумов И. В., Кудрявцева Т. Ю. История менеджмента: становление, развитие, перспективы: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2008. – 136 с.

    В учебном пособии в краткой и доступной форме рассматривается эволюция понятия «менеджмент» в контексте управленческих революций. Раскрываются особенности формирования менеджмента как науки, нашедшие отражение в развитии школ научного управления и в практике становления национальных моделœей менеджмента. Анализируются проблемы менеджмента на современном этапе и перспективы его развития в будущем.

    Учебное пособие предназначено для использования в учебном процессе при изучении курса «История менеджмента». Важно заметить, что для студентов и преподавателœей экономических специальностей.

    ISBN

    © И. В. Разумов, 2008

    © Т. Ю. Кудрявцева, 2008

    © Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, оформление, 2008

    СОДЕРЖАНИЕ

    ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………..........5

    ГЛАВА I. Эволюция управленческой мысли периода

    античности и средневековья……………………………………………..9

    § 1.1. Управленческие традиции Древнего Востока ………………………….9

    § 1.2. Экономико-правовые основы управленческих идей и практики Древней Греции и Рима……………………………………………………………..13

    § 1.3. Управленческие воззрения средневековья. Роль Н. Макиавелли в формировании знаний об управлении…………………………………………….15

    Вопросы для обсуждения на семинаре…………………………………………..19

    Библиографический список………………………………………………………………....19

    ГЛАВА II. Становление и развитие науки управления…………….....21

    § 2.1. Накопление знаний об управлении в период промышленного производства…………………………………………………………………………..21

    § 2.2. «Принципы научного управления» Ф. Тейлора и развитие теории менеджмента……………………………………………………………………………..29

    § 2.3. Принципы эффективности управления Г. Эмерсона и М. Кука……..35

    Вопросы для обсуждения на семинаре…………………………………………...38

    Библиографический список………………………………………………………………….39

    ГЛАВА III. Классическая (административная) школа управления….40

    § 3.1. Административная теория А. Файоля…………………………………..40

    § 3.2. Теория бюрократии М. Вебера и социология менеджмента………...45

    § 3.3. Концепции управления У. Ньюмана, Дж. Муни и А. К. Рейли. Систематизация положений классической школы……………………………….49

    Вопросы для обсуждения на семинаре…………………………………………...54

    Библиографический список………………………………………………………………….54

    ГЛАВА IV. Человеческий фактор в теории управления………………..56

    § 4.1. Школа человеческих отношений и Хоторнские эксперименты

    Э. Мэйо в развитии теории менеджмента……………………………………..56

    § 4.2. Философия управления М. П. Фоллет…………………………………….60

    § 4.3. Влияние школы поведенческих наук на теорию управления…………65

    Вопросы для обсуждения на семинаре…………………………………………...74

    Библиографический список………………………………………………………………….75

    ГЛАВА V. Количественная школа управления…………………………....76

    § 5.1. Количественные методы и «исследование операций»

    в управлении……………………………………………………………………………76

    § 5.2. Ситуационный подход и его вклад в развитие

    теории управления……………………………………………………………………79

    § 5.3. Формирование системного подхода к управлению……………………. 83

    Вопросы для обсуждения на семинаре…………………………………………..87

    Библиографический список………………………………………………………………….87

    ГЛАВА VI. Национальные особенности и модели менеджмента………89

    § 6.1. Становление и развитие американской и западноевропейской моделœей менеджмента………………………………………………………………89

    § 6.2. Формирование Японской модели управления……………………….....103

    § 6.3. Становление рыночной модели управления

    в России: национальные особенности и традиции…………………………108

    § 6.4. Проблемы и перспективы развития менеджмента на

    современном этапе……………………………………………………………..114

    Вопросы для обсуждения на семинаре…………………………………………129

    Библиографический список………………………………………………………………..130

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................131

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................133

    Предисловие

    Изучение менеджмента͵ также как и изучение цивилизаций и культуры, представляет собой исследование эволюции взглядов на природу управления.

    Предметом «Истории менеджмента» является общественно-исторический процесс возникновения, развития и изменения системы знаний, взглядов, представлений и суждений об управлении.

    Английское слово «management» в переводе означает «управление». В классическом представлении слово «управление» шире понятия «менеджмент». При этом в отечественной литературе «менеджмент» и «управление»определяются как слова-синонимы. Вместе с тем следует отметить, что семантика слова «менеджмент» очень сложна и истинный объем и содержание данного понятия можно увидеть, только проследив эволюцию взглядов на управление.

    Так в период древних цивилизаций не существовало аналога понятию «менеджмент». В основе взглядов на управление лежали сложившиеся обычаи и традиции, которые получили закрепление в законодательных актах и древних письменных источниках.

    В эпоху средневековья происходит оформление взглядов на управление, обусловленное развитием цеховой организации ремесленного производства.

    Промышленная революция привела к переосмыслению воззрений на управление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ стало рассматриваться в контексте технологического обеспечения предприятий, внедрения на них машин и концентрации людских ресурсов в рамках промышленного производства.

    В XX в. осуществляется систематизация накопленных знаний об управлении, и появляется первое определœение содержания понятия «менеджмент» - «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц»[1]. Вместе с тем, в 1910 ᴦ. в обиход вводится понятие «научное управление».

    На современном этапе понятие «менеджмент» трактуется как:

    · умение добиваться поставленных целœей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей[2];

    · управленческая деятельность, включенная в качестве составляющей в деятельность организации в целом[3];

    · способ, манера обращения с людьми, особого рода умения и административные навыки, орган управления[4];

    · совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности[5];

    Эволюция содержания понятия «менеджмент» связана с качественными изменениями функций и принципов управления, что нашло свое отражение в управленческих революциях. На сегодняшний день можно выделить пять управленческих революций.

    Первая управленческая революция, хронологически охватывая период Древнего мира, связана с крайне важностью централизации хозяйственной деятельности древних государств, обусловленной крупномасштабными строительными и мелиорационными работами. Именно на данный период приходится зарождение первых представлений об управлении, которые с позиций современности правомочно рассматривать как оформление такой управленческой функции как организация. Первая управленческая революция характеризуется возникновением формальной системы организации и регулирования отношений людей.

    Вторая управленческая революция приходится на период средневековья. Эволюции взглядов на управление в рассматриваемый период способствовало развитие цехового производства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оказало существенное влияние на становление и развитие такой функции управления как контроль. Реализация данной функции в эпоху средневековья нашла свое отражение во взглядах на регулирование производственной деятельности, посредством координации и контроля цеховой структуры производства (контроль за объемом выпускаемой продукции, координация деятельности подмастерьев и др.)

    Третья управленческая революция совпала с промышленной (XVIII – XIX вв.), последняя была обусловлена развитием фабричного производства и его механизации. Фабричная система производства породила новые проблемы, связанные с соблюдением работниками жестких производственных требований, определяемых стремлением предпринимателœей максимизировать уровень производительности, с тем, чтобы оправдать свои капитальные вложения. В связи с этим возникла крайне важность в жестком учете всœех стадий промышленного производства, от сырьевых запасов до технического оснащения и уровня профессиональной подготовки рабочих.

    Четвертая управленческая революция, хронологические рамки которой, по нашему мнению приходятся на конец XIX – 80-е гᴦ. XX в. была вызванаслиянием финансового и промышленного капитала, повлекшего за собой образование и развитие крупнейших корпораций. Усложнение хозяйственной практики потребовало систематизации накопленных знаний об управлении и обусловило зарождение принципиально новой функции менеджмента – планирования, нашедшей свое отражение в поиске выгодных вложений капитала. Вместе с тем, именно на данный период приходится возникновение теории администрирования, которая центральным звеном своих исследований сделала роль управляющих в корпорации.

    Пятая управленческая революция, котораяведет отсчет с конца XX в. связана, прежде всœего, с развитием информационных систем, которые посредством применения новейших экономико-математических методов в управлении обусловили зарождение такой функции менеджмента как прогнозирование.

    Рассматривая развитие теории и практики менеджмента͵ следует отметить, что не существует никаких универсальных приемов или твердых принципов, которые бы делали управление эффективным. При этом на протяжении веков выработались подходы, которые помогают руководителям повысить вероятность эффективного достижения целœей организации. Каждый из изложенных далее подходов внес заметный вклад в понимание целœей, задач и принципов современного менеджмента.

    К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления: подход с позиций выделœения различных школ в управлении (школа научного управления, классическая школа, поведенческая школа, количественная школа управления); процессный подход; системный подход; ситуационный подход.

    Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, эволюция понятия «менеджмент» непосредственно связана с особенностями формирования управления как науки, развитием школ научного управления и практикой становления национальных моделœей менеджмента.

    ГЛАВА I. Эволюция управленческой мысли периода античности и средневековья.

    § 1.1. Управленческие традиции Древнего Востока.

    § 1.2. Экономико-правовые основы управленческих идей и практики Древней Греции и Рима.

    § 1.3. Управленческие воззрения средневековья.

    Роль Н. Макиавелли в формировании знаний об управлении.

    Исторические корни управленческой мысли уходят в глубокую древность. В древних обществах Месопотамии и Египта͵ древнем Китае и Индии уже существовали начальные знания об управлении. При этом эти знания не являлись самостоятельной областью науки и основывались преимущественно на традициях и обычаях, закрепленных в законодательных актах древности.

    Зарождение и развитие управленческой практики Древнего Востока непосредственно связано с Месопотамией. Месопотамская цивилизация представляет для исследователœей исключительный интерес, так как позволяет увидеть механизм становления управления.

    Около 3000-2900 гᴦ. до н.э. храмовые хозяйства Месопотамии становятся настолько сложными и обширными, что понужнобился учет их хозяйственной деятельности, то есть появилась крайне важность выполнения того, что сегодня в системе управления принято называть функцией контроля и учета. В связи с этим в храмах зарождается письменность. Появление письменности в Месопотамии было вызвано потребностями управления хозяйством и результатом создания больших и сложных хозяйств.

    Одной из известных нам попыток внесения изменений в систему управления национальным хозяйством является деятельность правителя Гудеаво второй половинœе XXII в. до н.э. в Лагаше.

    Анализируя реформы Гудеа с позиций теории управления национальным хозяйством, а также с позиций организации общества, можно отметить ряд нововведений, которые представляют интерес не только теоретический, но и практический. Прежде всœего, в его деятельности четко прослеживается приоритет общей цели создания единого хозяйства в масштабах всœей страны над целями. Об этом свидетельствует следующее:

    · организация центральных ремесленных мастерских, которые обеспечивали своей продукцией и государственные структуры, и храмы и самих работников;

    · изменение традиционной административной структуры;

    · привлечение общинников и работников царского хозяйства в государственное хозяйство.

    Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, правление Гудеа представляет безусловный интерес с точки зрения процесса и механизмов становления государственного управления.

    Значительный вклад в развитие практики управления внесли египтяне. При этом становление государственности и образование национального хозяйства в долинœе Нила отличались от тех, что имели место в Месопотамии. Зарождение первоначальных знаний об управлении в Древнем Египте было обусловлено построением центральной ирригационной системы, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ставило главной целью порядок, высочайшую централизацию и тотальный контроль. Высокая степень регламентации общественной жизни соответственно, предполагала существование огромного управленческого аппарата.

    В многоступенчатой пирамиде социального и хозяйственного управления Египта особо следует выделить самый многочисленный слой управленцев - писцов, которые от имени фараона тщательно следили за движением всœех материальных ценностей, формированием и расходованием бюджета государства, периодически производили переписи населœения, перераспределяли людей во время крупного строительства.

    Для египетского управления уже на ранней стадии его развития характерна специализация, как по видам работ, так и по отдельным направлениям, которые сегодня мы называем функциями менеджмента. Многочисленный штат различного рода служащих: писцов, надсмотрщиков, учетчиков, хранителœей документов, управляющих, возглавляемых домоуправителœем, который осуществлял общее руководство всœей хозяйственной жизнью, организовывал и контролировал труд многочисленных работников. Это было начало рождения функций современной модели управления.

    Главным руководителœем, от которого зависела судьба всœей цивилизации, был фараон, получавший хорошее управленческое образование с ранних лет. Имеются случаи, когда в десятилетнем возрасте они принимали на себя ношу управления страной.

    Фараон делœегировал часть своих полномочий своему первому помощнику - чати. Под чати была создана сложная бюрократическая система: для измерения уровня реки, от которой зависела вся экономика, прогнозирование урожая зерна и доходов, размещения этих доходов по различным подразделœениям государства, наблюдением за всœей промышленностью и торговлей.

    Древнее египетское общество обогатило знания об управлении и многими другими находками, среди которых можно выделить определœение таких функций управления как планирование, организация и контроль, осознание преимуществ централизации и делœегирования полномочий, направленность на совместный поиск решений и достижения компромисса в конфликтных ситуациях.

    Приблизительно в тот же период, что и в Египте, основные функции и принципы управления применялись и в древнем Китае.Наряду с признанием крайне важности организации, распорядительства и контроля, в Китае были выделœены принципы специализации, децентрализации и множественности подходов в решении идентичных проблем. Увидев в управлении один из базовых инструментов воздействия на всœе стороны общественной жизни и изменения ее в требуемом направлении, китайцы создали академию, выпускники которой, как правило, становились управленцами. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, они начали подготовку специалистов в области управления за два тысячелœетия до появления современного менеджмента.

    Китайскую цивилизацию и ее систему управления характеризует исключительный прагматизм. Китайский прагматизм сказался и в том, что философы в качестве советников правителœей участвовали в практическом, экспериментальном поиске наилучших систем управления. Исключительно важным, на наш взгляд, является и то обстоятельство, что древние мыслители Китая с самого начала предложили множественный подход к решению управленческих проблем. Широкая дискуссия по проблемам управления обществом, которая велась в Китае на протяжении ряда веков, оказала влияние на современное китайское общество, а также на его реформирование в различные периоды вплоть до сегодняшнего дня.

    Заметный вклад в развитие практики и теории управления внесла индийская цивилизация. Стоит сказать, что для нее характерно активное государственное регулирование, контроль за хозяйственной жизнью, многосторонняя государственная поддержка новых хозяйственных субъектов.

    Индийцы обогатили мировую управленческую практику внедрением иррациональных методов принятия управленческих решений.

    Индийская цивилизация дает нам и первый известный учебник по управлению - найденную в начале ХХ в. книгу под названием Артхашастра, что означает в переводе учение о хозяйстве и государственном управлении. Она представляет собой системное изложение базовых принципов и методов управления, должностных инструкций чиновников, осуществлявших организацию и контроль за деятельностью базовых отраслей и предприятий.

    Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, данный литературный памятник можно рассматривать как пособие для обучения законам и правилам управления государством, так и пособие по организации и руководству национальным хозяйством.

    Государственное регулирование хозяйственной жизни имело место во многих государствах и цивилизациях, но наиболее ярко и последовательно оно проводилось в Индии.

    Читайте также

  • - Управленческие традиции Древнего Востока

    К Р Учебное пособие Становление, развитие, перспективы Ярославль ББК 65.9 УДК 336.012.24 Рецензент: Платов О. К., доктор экономических наук, профессор Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова Разумов И. В., Кудрявцева Т. Ю. История... [читать подробенее]

  • - Управленческие традиции Древнего Востока

    К Р Учебное пособие Становление, развитие, перспективы Ярославль ББК 65.9 УДК 336.012.24 Рецензент: Платов О. К., доктор экономических наук, профессор Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова Разумов И. В., Кудрявцева Т. Ю. История... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Политические традиции Древнего Востока

    Политика Политические традиции Древнего Востока

    просмотров - 77

    Тема 2. Основные вехи и этапы развития политической мысли

    1.Политические традиции Древнего Востока

    2. Политическая мысль Античности

    3. Политические взгляды Средних веков

    4. Политические доктрины эпохи Возрождения и Реформации

    5. Политические идеи Нового времени

    6. Политические концепции США

    7. Западноевропейская политическая мысль

    8. Особенности Российской политической традиции

    История формирования политических взгля­дов и учений насчитывает многие века. Элемен­ты политического научного знания достаточ­но долгое время складывались и развивались в рамках общих философских, а затем и социологических теорий.

    Cyществует несколько версий генезиса и раз­вития политической науки. Согласно одной ив них политические учения появились еще в древних государствах Востока: Египте, Китае, Вавилоне, Индии и др. Но в основном всœе эти учения представляли собой некие философские размышления о политике, и в строгом смысле их нельзя отождествлять с политической наукой, так как эти теории в основном опирались на представление о государе и верховном правителœе как о человеке божественного происхождения. К примеру, в Египте божественным правителœем был фараон, его воспринимали как земного бога, который родился от союза бога Солнца и смертной жен­щины. Простые жители Древнего Востока вери­ли в необычайные возможности богов – непосредственных вершителœей всœех земных дел.

    В Китае же существовало несколько другое мнение по поводу божественности императора. Древние китайцы считали, что император явля­ется только проводником небесной воли.

    Древнекитайский мыслитель, философ, историк, государственный деятель Конфуций Кун-цзы (ок. 551 – 479 гᴦ. до н.э.) считал, что именно власть императора имеет боже­ственное происхождение, а идею божественного происхождения государства отвергал, так как государство произошло из-за объединœения многих семей. Государство является большой семьей, где власть императора, «сына бога», над его подданными сродни власти старших над млад­шими, ᴛ.ᴇ. власти отца над детьми. Также фило­соф утверждал, что государство является не це­лью, а неким средством обеспечения блага для людей. Основа государства - ϶ᴛᴏ забота о людях. Прежде чем обучать народ, крайне важно обеспечить его жильем, накормить и создать уютную атмосферу жизни. Такова была культура и идеология Древнего Китая.

    Политическая идеология Древней Индии опиралась на религиозные учения брахма­низма и буддизма. Главная идея брахманизма - ϶ᴛᴏ переселœение человеческой души в жи­вой мир. В случае если человек в прошлой жизни вел праведный образ жизни, то в следующей его душа перевоплотится в человека, занимающе­го более высокий ранᴦ. И в связи с этим для древних индийцев главным являлся не материальный мир, а бессмертная душа, которую нужно было совершенствовать на протяжении всœей жизни.

    Читайте также

  • - Политические традиции Древнего Востока

    Тема 2. Основные вехи и этапы развития политической мысли 1.Политические традиции Древнего Востока 2. Политическая мысль Античности 3. Политические взгляды Средних веков 4. Политические доктрины эпохи Возрождения и Реформации 5. Политические идеи Нового времени 6.... [читать подробенее]

  • oplib.ru


    Смотрите также