Мораль древнего египта. 6. Экономическая мораль в Древнем Египте (Поучения Ахтоя, Речение Ипусера, нач.18 в. До н.Э.)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Загадочный Древний Египет: 15 непостижимых тайн древнейшей цивилизации. Мораль древнего египта


Лекция 41. Этика в религии Древнего Египта. ​Нравственность и благочестие египтян

1. Ancient Near Eastern Texts Relating to the Old Testament / Ed. by Pritchard J.B. – Third Edition with Supplement. – Princeton: Princeton University Press, 1969. P. 412-425.

2. J. Assmann. Ma'at: Gerechtigkeit und Unsterblichkeit im alten Ägypten. Munich: C. H. Beck, 1990.

3. J. Baines. Practical religion and piety // Journal of Egyptian Archaeology. 1987. Vol. 73. Pp. 79 - 98.

4. J. Baines. Society, morality, and religious practice // Religion in ancient Egypt: Gods, myths, and personal practice / ed. Byron Shafer, Ithaca: Cornell University Press, 1991. Pp. 123 – 200.

5. F.W. von Bissing. Altägyptische Lebensweisheit. Zurich, 1955.

6. H. Brunner. Altägyptische Weisheit: Lehren für das Leben. Die Bibliothek der alten Welt. Zurich and Munich: Artemis, 1988.

7. A. Gnirs. Die ägyptische Autobiographie // Ancient Egyptian literature: History and forms. Probleme der Ägyptologie 10 / ed. Antonio Loprieno. Leiden and New York: Brill, 1996. Pp. 191 – 241.

8. F. Junge. Die Lehre Ptahhoteps und die Tugenden der ägyptischen Welt. Orbis Biblicus et Orientalis 193. Fribourg: Academic Press; Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2003.

9. N. Lazaridis. Ethics // UCLA Encyclopedia of Egyptology, 2008 (URL : https://escholarship.org/uc/item/4q20j8mw).

10. G. Lefebvre. Le tombeau de Petosiris. 3 vols. Cairo: Institut français d'archéologie orientale, 1924.

11. F. Lexa. Papyrus Insinger: Les enseignements moraux d'un scribe égyptien du premier siècle après J.C. Paris: Geuthner, 1926.

12. M. Lichtheim. Ancient Egyptian Literature: 3 Vols. – Berkeley: University of California Press, 1973-1980.

13. M. Lichtheim. Maat in Egyptian autobiographies and related studies. Orbis Biblicus et Orientalis 120. Fribourg: Academic Press; Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1992.

14. M. Lichtheim. Didactic literature // Ancient Egyptian literature: History and forms, Probleme der Ägyptologie 10, ed. Antonio Loprieno. Leiden and New York: Brill, 1996. Pp. 243-261.

15. M. Lichtheim. Moral values in ancient Egypt. Orbis Biblicus et Orientalis 155. Fribourg: Academic Press; Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1997.

16. L. Meskell. Archaeologies of social life: Age, sex, class et cetera in ancient Egypt. Oxford, UK, and Malden, MA: Blackwell, 1999.

17. L. Meskell. Private life in New Kingdom Egypt. Princeton: Princeton University Press, 2002.

18. S. Morenz. Egyptian Religion. – Ithaca, New York: Cornell University Press, 1996.

19. R. Parkinson. Teachings, discourses and tales from the Middle Kingdom // Middle Kingdom studies, ed. Stephen Quirke, and Janine Bourriau et al. New Malden and Surrey: SIA, 1991. Pp. 91-122.

20. N. Strudwick. Texts from the Pyramid Age. – Leiden: Brill, 2005. – (Writings from the ancient world / Society of Biblical Literature; 16).

21. S. Quirke. Narrative literature // Ancient Egyptian literature: History and forms. Probleme der Ägyptologie 10, ed. Antonio Loprieno. Leiden and New York: Brill, 1996. Pp. 263 - 276.

abzubov.com

Лекция «Мораль в Древнем Египте»

Лекция из курса «Философия для жизни»

Эта лекция не только о культуре и цивилизации Древнего Египта, его тысячелетних традициях, но в первую очередь о мудрости и учении, передававшихся из века в век его мудрецами, учивших человека побеждать невежество и узнавать истину, воспринимать жизнь и смерть как две грани единого существования, открывать сокровенный смысл бытия Человека и Вселенной.

Знакомясь с философскими концепциями прошлого, которые были не просто теориями, а в течение долгого времени составляли идейную и нравственную основу жизни человечества, возможно, есть шанс найти подсказки и для дня сегодняшнего.

Мудрецы Египта стояли у истоков многих прекрасных учений. Все, что они писали, было призвано пробудить человеческий дух, раскрыть сердце человека. В поучениях египетских мудрецов мы находим много практических советов о том, как прожить жизнь достойно, в соответствии с универсальным законом справедливости – Маат.

Продолжительность: 2 часаМестоул. Рождественская 10в (Вход в арку дома №10)Стоимость абонемента на 4 занятия800 руб. — полный, 600 руб. — льготный.Лектор,Оксана Ванюшина,руководитель «Нового Акрополя» в Нижнем НовгородеКультурный центр «Новый Акрополь»(вход в арку напротив»Спар»), Рождественская,10В14 марта, вторник, в 19:00

citifox.ru

Культ и мораль. Всеобщая история религий мира

Культ и мораль

Древнеегипетский религиозный культ существовал в зависимости от содержания понятия о божестве. Египтяне нисколько не сомневались, что местный бог, господин и защитник города и округи, лично находился среди почитателей в своем храме и что он обладал целым рядом чисто человеческих потребностей, которые верующие должны были удовлетворять. Божество не должно было терпеть недостатка в пище и одежде, тело его должно было быть умащено благовониями, брови подкрашены, для увеселения бога проводились особые церемонии и празднества.

Храм богини Хатор в Дендерах

Культ городского божества, конечно, лежал на обязанности общины. Уже в древнейшие эпохи правители областей являются в то же время и главными жрецами местных богов. С течением времени государство с царем во главе все более и более берет на себя заботу о важнейших местных культах, покровительствуя культу тех или других богов. Бог жил среди своих почитателей; он имел свое местопребывание в храме, в так называемом «божьем доме»; здесь стояла его статуя и помещалось посвященное ему животное. Постепенное развитие египетского храма проследить достаточно трудно, поскольку мы не знаем ни одного храма, построенного в эпоху Древнего царства. Нам мало известны также громадные и роскошные сооружения царей Среднего царства. Большая часть из них была разрушена до основания во время борьбы с кочевыми племенами, да и правители более позднего времени часто использовали стены храмов прошлого в качестве строительного материала для сооружения святилищ новых богов. Поэтому мы знакомы только с расположением храмов Нового царства – главным образом по большим фиванским храмам и по храму в Абидосе. Из святилищ позднейшего времени особенно хорошо сохранились храм богини Хатор в Дендерах и сына Осириса, Гора, в Эдфу.

Главным помещением египетского храма была маленькая темная часовня, где помещалось изображение божества. Перед ней находился так называемый гипостиль – зал с колоннами, едва освещенный тусклым светом из маленьких окошек, расположенных под самой крышей. Гипостиль олицетворял собою весь мир: потолок был украшен изображениями звезд, колонны имели вид древесных стволов, выходивших из земли.

Скальный храм Рамзеса II в Абу-Симдела

Перед этим залом находился обширный двор, окруженный ходом, отделенным от двора рядом колонн. Спереди здание замыкалось двумя пилонами, большими башнями, защищавшими ворота; первоначально они служили для действительной защиты храмов. Перед пилонами находились флагштоки, колоссальные статуи и обелиски.

Менее значительные храмы имели меньше помещений, но главные святилища страны, особенно большой царский храм Амона-Ра в Карнаке, постоянно увеличивались и расширялись. Так, к храму пристраивали все новые и новые дворы и гипостили с принадлежащими к ним пилонами и обелисками. По другую сторону часовни также строились новые отделения храма; широкие переходы соединяли его с соседними храмами; роскошные аллеи, уставленные сфинксами, шли кругом. На Карнакском храме и сейчас сохраняются его отдельные части, построенные различными правителями. Мы можем судить об их могуществе по величию их сооружений.

Важнейшую роль в религиозной жизни Египта играли жрецы. Этот социальный слой формировался постепенно, и влияние жречества в эпоху Древнего и Среднего царства не следует преувеличивать. В древнейшее время правитель области обычно являлся и верховным жрецом местного бога, так же как царь мог всегда исполнять жреческие функции перед лицом всех богов. В главных святилищах верховные жрецы носили особые титулы, и на эту видную должность назначались, вероятно, лишь самые близкие к фараону лица. Знатные и благородные люди из разных областей страны почитали за честь служить своему богу в качестве жреца; женщины также считали счастьем быть жрицею богини Нейт или Хатор.

Заупокойный храм Хатшепсут

Наряду с этими, так сказать, жрецами-добровольцами существовал особый класс настоящих жрецов, в обязанности которых входили ежедневные службы в храме и попечение о статуях бога и священной утвари. Отдельную группу жрецов составляли так называемые хер-геб, жрецы-чтецы, знавшие, как следует читать божественное слово. Народ часто смотрел на них как на волшебников, подобно тому как бога Тота, «чтеца богов», также считали великим магом. Они умели правильно прочитанными изречениями доставить богам удовольствие или даже заставить их действовать определенным образом, следовательно, могли творить чудеса на земле и на небе.

Обязанности жрецов возможно определить лишь в самых общих чертах. Они должны были служить богу согласно правилам ритуала, устраивать праздники и руководить процессиями, приносить жертвы; вместе с тем они должны были заведовать доходами храма и блюсти его интересы. Их обязанностью также было толкование различных знамений и снов. Царь считался верховным жрецом всех богов страны; всюду на стенах храмов встречаются изображения царя в богослужебном положении перед изображениями богов, совершающего жреческую службу.

Обряд ежедневного храмового служения известен лишь в общих чертах на основании сохранившихся ритуальных книг. Насколько мы можем судить, все подчинялось очень точным правилам; движения священнодействующих жрецов, изречения и молитвы, сопровождавшие каждое действие, – все было расписано заранее до мельчайших подробностей. В Абидосе жрецу вменялось в обязанность совершить 36 церемоний при ежедневном совершении туалета божества и очищении его жилища.

Исполнялись также драматические представления эпизодов из мифологии под аккомпанемент пения и музыки. Процессии иногда принимали характер более или менее значительного путешествия бога по Нилу; так, например, богиня Хатор «посещала» раз в год бога Гора в Эдфу. Ритуал для каждого священнодействия был подробно изложен в текстах и рисунках.

Праздников в Древнем Египте было очень много. Кроме больших общенародных празднеств, у каждого храма были свои собственные праздники, имевшие отношение к различным мифическим происшествиям из жизни бога; у каждого храма существовал свой особый календарь праздников. Сверх того, было немало поводов к установлению праздников: разлив Нила, смена времен года, день рождения царя или его вступления на престол и т. п. Геродот сообщает о факельном празднестве богини Нейт в Саисе; впрочем подобные факельные праздники происходили довольно часто.

Благочестие египтянина проявлялось не только в участии его в официальных празднествах, где он воздавал почести своему богу. Его религиозные чувства имели личный оттенок в повседневной жизни. В жилище у него было маленькое изображение его излюбленного бога или богини жатвы, перед которым он произносил свои молитвы и приносил жертвенные дары.

Магия широко использовалась и в повседневной жизни. Лучшими средствами в медицине считались чудесные заговоры, которые придавали лекарствам особую целебную силу. Несмотря на большое доверие к врачам, славившимся как знатоки различных болезней, последние во все времена приписывались злым демонам, которых можно было изгнать только освященными амулетами и сильнодействующими волшебными заговорами. Соответствующую формулу заговора надо было повторять несколько раз, сопровождая слова различными обрядами. Известны были безошибочные рецепты для приготовления любовных напитков и убийства врага с помощью магически вызванной бессонницы. Амулеты обязательно клали в могилу вместе с мумией, а живые люди обвешивались всевозможными освященными предметами, чтобы предохранить себя от несчастий и опасностей. Маленькие полосы папируса, исписанные магическими бессвязными словами, считались обладающими чудодейственной силой и пользовались большим спросом. Сны старательно запоминались и толковались жрецами. Во многих надписях повествуется о том, как боги явились во сне фараону и открыли ему свою волю. Дни были распределены по приходившимся на них мифологическим событиям; в определенные дни года нельзя было мыться, в другие запрещалось слушать веселые песни, а иногда под запрет попадала любая работа, и тогда следовало оставаться дома.

Фараон Рамзес II. Правитель Египта считался воплощением бога на земле

Врачеватель Древнего Египта

Если говорить о религиозной морали египтян, то необходимо отметить, что сведения о ней довольно скудные. Одними из главных достоинств считались верность долгу и четкое выполнение своих обязанностей. Во многом это объясняется спецификой жизни в Египте, зависимостью благосостояния каждого от слаженных усилий всех.

В моральной литературе встречаются изречения вроде следующих: «Бог есть виновник всякого успеха, старайся угодить ему и не преступай его воли». Покорный богу и родительской воле, египтянин всегда проявлял уважение к старшим и мудрым. Умерший часто хвалится в своей надгробной надписи тем, что он был мужем вдовиц, отцом сирот, опорой малых и оказывал помощь потерпевшим кораблекрушение.

Египетская фреска

Хоремхеб перед Осирисом (фреска)

Женщина во все времена занимала в Древнем Египте почетное и довольно самостоятельное положение. Она носила почетный титул «госпожи дома». На детей смотрели как на божье благословение; бездетный брак, напротив, считался большим несчастьем, ибо кто стал бы тогда заботиться о культе предков? Полигамия не была воспрещена, но вообще была сравнительно редким явлением, и гаремы встречались только у царей.

В общем египтяне были достаточно практичны. Мудрость они ставили выше, чем храбрость, еще больше ценили нравственные качества, отдавая предпочтение общественному перед личным.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

6. Экономическая мораль в Древнем Египте (Поучения Ахтоя, Речение Ипусера, нач.18 в. До н.Э.)

Одни из первых известных нам памятников экономической мысли принадлежат к эпохе Древнего Египта. В них нашли отражение многочисленные вопросы организации и управления государственным хозяйством, а также представления древних египтян о собственности, рабство, товарно-денежные отношения. Об экономической мысль Древнего Египта можно узнать прежде из произведений государственных чиновников (писцов). До нашей эры пришли «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара», «Проречення Ипусера», «Пророчество Неферти», «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи», различные административно-хозяйственные и юридические документи.

В Древнем Египте осуществлялся тщательный учет трудовых и материальных ресурсов. Поэтому периодически проводились переписи населения с учетом возрастных и профессиональных особенностей, складывались земельные кадастры, учитывавшейся скот и другие материальные ресурсы. Административно-хозяйственные документы характеризуют организацию и управление государственным (царско-храмовым) хозяйством, организации труда царских ремесленников (мастеров) и земледельцев - непосредственных производителей материальных благ в древнеегипетском суспильстви.

Важное место в древнеегипетской литературе принадлежит наставлениям - произведениям дидактического характера, в которых рассматриваются вопросы управления государственным хозяйством на самых разных его уровнях. Так, например, «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» (ХХII в. До н.э.) дает представление о политических и экономических функции фараона - главы государства, о классовом характере древнеегипетской власти. Автор говорит о необходимости враждебного отношения к неимущим и подавления толпы, с одной стороны, и восхваление, награждение царем своих вельмож, жрецов - с другой. Тогда они будут работать для царя как один отряд и не будет среди них бунтарей. В «Поучении Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи» (XXI - XVIII вв. До н.э.) не только обобщается жизненный опыт, но и описывается социальная структура Древнего Египта. При этом воспевается и прославляется профессия писца (чиновника), которая позволяла занять высокое место в иерархической государственной системе. Речь идет о привилегиях, независимость, общее уважение должности писаря, которую можно было получить только после подготовки в специальной школе писання.

Заслуживают внимания такие достопримечательности экономической мысли Древнего Египта, как «Проречення Ипусера» (известная копия начале XVIII в. До н.э.) и «Пророчество Неферти». Они рассказывают о социальный переворот, который произошел в XXIII-XXI вв. до н.э., описывают распад централизованной системы управления, хищения налоговых деклараций, уничтожение свитков законов судебной палаты и др.. Беда для государства - нарушение строгой регламентации хозяйства, отсутствие контроля за деятельностью производителей и бездействие чиновников. В этих произведениях всячески отстаивается идея централизма, единства древнеегипетской государства - надежной залога порядка в стране и стабильных доходов чиновников государственного апарату.

studfiles.net

15 непостижимых тайн древнейшей цивилизации

Древний Египет, мумии, пирамиды, папирусы - в разные времена и по сей день они будоражат умы историков и просто интересующихся людей со всего мира. Многие явления давно разъяснены египтологами, но некоторые из загадок до сих пор не поддаются объяснению и являются предметом споров.

Загадочный Древний Египет: 15 непостижимых тайн древнейшей цивилизации древний египет, загадки, история, мир, пирамиды, планета, сфинкс, тайны

Контрацепция

"Медицинские знания древнего Египта оставили далеко позади весь остальной мир", как писал Гомер в "Одиссее". Египтяне были знатоками в области медицины, а особенными экспертами - в контрацепции. Все способы были определены по обнаруженным рисункам или найдены в документах Древнего Египта. Во-первых, они пользовались презервативами (да, в 1350 году до н.э.), сделанными из ткани или кишок животных. Самодельные противозачаточные таблетки изготавливались из перемолотых зерен граната и воска - эстроген, содержащийся в гранате, уменьшал вероятность зачатия. В ход также шли свечи на основе меда, фиников, экскрементов слонов и крокодилов.

Контрацепция древний египет, загадки, история, мир, пирамиды, планета, сфинкс, тайны

Личная гигиена

Как египтяне ухаживали за кожей и волосами? Ухаживающие средства в основном использовались для защиты кожи и волос от горячего воздуха пустыни. В качестве базы выступали масла, отжатые из фруктов или орехов. Мыло делали на основе глины, животного жира, соли. Что касается волос, нередко у египтян заводились вши, поэтому они смазывали кожу головы маслами, или вовсе брились наголо и носили самодельные парики. Для поддержания молодости кожи женщины использовали масла семян растений.

Личная гигиена древний египет, загадки, история, мир, пирамиды, планета, сфинкс, тайны

Макияж

И женщины, и мужчины Древнего Египта пользовались косметикой. В арсенал входило множество средств: средства для макияжа глаз делались из меди и свинца, черной "подводкой" для глаз была кохль (современная сурьма). При нанесении широко использовались два цвета: черный и зеленый. Египтяне верили, что макияж обладал целительной силой.

Макияж древний египет, загадки, история, мир, пирамиды, планета, сфинкс, тайны

Медицина

Опять же ссылаясь на Гомера, "Египет - земля, богатая лекарствами ". Существовали лекарства от всевозможных болезней, которые готовились из разнообразных ингредиентов. Для изготовления древние египтяне использовали масла, тесто, финики, лук, чеснок, семена льна, укроп, опиум, а также различные минералы, свинец, сурьму и медь. В ход шло также мясо, кровь и внутренности животных. Все эти “лекарства” смешивали с молоком, вином или пивом, или делали из них отвары. Некоторые инфекционные болезни лечили с помощью заплесневелого хлеба.

Медицина древний египет, загадки, история, мир, пирамиды, планета, сфинкс, тайны

Математика

Египтяне были "чемпионами" древних математических вычислений. Математика использовалась для различных сфер жизни. Чудеса расчетов обнаружены в стенах храма Абу-Симбел. Храм спроектирован таким образом, что дважды в год солнечный луч преодолевает коридор длиной 65 м и освещает статуи богов: Амона, Ра-Хорахти и Рамзеса II. На бога Птаха солнце не падает никогда. Кроме того, два дня этого феномена - это день рождения фараона и день его коронации (22 октября и 22 февраля).

Математика древний египет, загадки, история, мир, пирамиды, планета, сфинкс, тайны

Календарь

Египтяне измеряли время привычно для нас: в годах, месяцах, днях, часах. В Египте зародился один из первых и самых продуманных солнечных календарей. Год делился на 12 равных месяцев, каждый из которых содержал по 30 дней. Большинство месяцев египетского календаря получили свои названия в честь различных божеств. В летоисчислении древние египтяне опирались на даты правления фараонов.

Календарь древний египет, загадки, история, мир, пирамиды, планета, сфинкс, тайны

Кондиционирование воздуха

Несомненно, сам термин "кондиционер" появился только примерно в 19 веке. Однако, древние египтяне придумали свою версию кондиционера, преимущественно для охлаждения дворцов египетских фараонов. Конструкция представляла собой надстройку над зданием в виде башни с отверстиями в верхней части, через которые воздух попадал специальный резервуар с водой, а оттуда - внутрь помещения.

Кондиционирование воздуха древний египет, загадки, история, мир, пирамиды, планета, сфинкс, тайны

Полярность

В Древнем Египте полярность относится ко всем явлениям. Глубокое понимание египтянами природы двойственности во Вселенной отражено во многих древних текстах и рисунках. Между двумя противоположностями для них существовала некая духовная связь.

Полярность древний египет, загадки, история, мир, пирамиды, планета, сфинкс, тайны

Мораль

Мораль у древних египтян превалировала над законом, что было вызвано отчасти особенностями религиозной культуры. Они понимали природу чувства справедливости, знали, что виновные должны быть наказаны, а добро - вознаграждаться. Яркий пример - в египетской мифологии существовало чудовище женского пола (богиней его назвать сложно; на рисунке выше), Амат, которое уничтожало души умерших, совершавших грехи на протяжении жизни. Вершила справедливость в Древнем Египте преимущественно Маат - богиня истины, закона и миропорядка.

Мораль древний египет, загадки, история, мир, пирамиды, планета, сфинкс, тайны

Уважение к людям с физическими недостатками и отклонениями

К людям, непохожим на других - карликам, великанам, людям с врожденными физическими отклонениями древние египтяне относились с глубоким уважением, недостатки никак не влияли на положение в обществе, в вопросах работы им всегда отдавалось предпочтение. Карликам уделялось особое внимание: часто они были высокопоставленными чиновниками, и более того, египтяне поклонялись нескольким карликовым богам.

Уважение к людям с физическими недостатками и отклонениями древний египет, загадки, история, мир, пирамиды, планета, сфинкс, тайны

Сфинкс

Сфинкс, один из самых загадочных исторических памятников, представляет собой мифическое существо, льва (воплощение бога Ра) с лицом человека (фараона), происхождение которого - пища для размышлений современных археологов. Многие ученые утверждают, что статуя изображает фараона Хеврена. По обнаруженным признакам, время возникновения Сфинкса датируется периодом его правления, примерно 2500 годом до н.э. Также, скульптура в течение длительного времени была погребена под песком и несколько раз реконструировалась. До сих пор никто не может объяснить происхождение рукотворного монумента, это породило бесконечность версий, мнений и догадок.

Сфинкс древний египет, загадки, история, мир, пирамиды, планета, сфинкс, тайны

Фараоны

"Фараонами" традиционно назывались верховные правители Древнего Египта. Фараонам поклонялись, они считались наполовину людьми, наполовину богами, или, по крайней мере, посредниками между небом и землей. Самый долгоправящий фараон - Пиопи II, правление которого продолжалось 94 года и было самым длительным в мировой истории. Согласно ученым, секрет долголетия Пиопи - он всегда защищался от мух и других насекомых, которые были переносчиками болезней: подле него постоянно находилось несколько рабов, намазанных медом.

Фараоны древний египет, загадки, история, мир, пирамиды, планета, сфинкс, тайны

Пирамида Хеопса

Трудно представить, что крупнейшая из египетских пирамид была построена из 2,3 млн. каменных блоков, при этом вес каждого - более двух тонн, и ее при строительстве использовались простые инструменты. Существует множество гипотез относительно техники строительства памятника. Четыре стороны Пирамиды Хеопса смотрят на четыре стороны света. На протяжении около 4000 лет пирамида была самым высоким сооружением на Земле (139 метров), однако в 1310 году ее обогнал Линкольнский собор Девы Марии.

Пирамида Хеопса древний египет, загадки, история, мир, пирамиды, планета, сфинкс, тайны

Расположение пирамиды

Расположение пирамиды Хеопса поистине уникально и загадочно: учеными не раз упоминалось, что пирамида возведена точно в центре суши земли. Также, меридиан, на котором расположена вершина памятника, делит поверхность суши и моря поровну.

Расположение пирамиды древний египет, загадки, история, мир, пирамиды, планета, сфинкс, тайны

Кошки

Нигде кошкам не поклонялись так, как в Древнем Египте. Эти животные были священными, их образ был наделен символическим и мистическим смыслом. Во времена культа кошки, убийство величественного животного каралось смертной казнью. Когда кошка умирала, хозяева впадали в глубокий траур и в знак скорби сбривали брови. Тело кошки мумифицировали и хоронили, помещая в гробницу молоко и мумии мышей. В 1888 году египетский фермер обнаружил огромную гробницу, содержавшую около 80 000 мумифицированных кошек.

Кошки древний египет, загадки, история, мир, пирамиды, планета, сфинкс, тайны

Источник

nice-flowers.com

Представления о нравственности и красоте в Древнем Египте — реферат

    Позднее, особенно в период Среднего царства, наивно-диалектические представления египтян о прекрасном и безобразном получают, с одной стороны, мифологическую форму развития, особенно в мифах об Исиде и Осирисе, а с другой — форму житейских выводов из наблюдений над реальными фактами жизни. Так, постигая диалектику прекрасного и безобразного, древние египтяне отмечали, что в процессе старения все здоровое и красивое становится больным и безобразным, «хорошее превращается в дурное, вкус теряется».

Возвышенное

Идею возвышенного легче всего проследить в искусстве, конечно же, в первую очередь, архитектуре, древних египтян.

    Древнеегипетская цивилизация поражает значительной долей алогизма, расточительностью человеческой энергии из-за неуемного стремления к исполинскому, гигантскому, величественному.

    Наиболее грандиозное из всех сооружений - пирамида Хеопса. Она возводилась из двух с половиной миллионов каменных блоков, которые выложены без какого-либо цементирующего раствора и плотно подогнаны друг к другу так, что швы едва различимы. Поверхность этого сооружения была облицована гладкими известняковыми плитами, придававшими ее облику удивительную кристальную ясность. Всего в Египте было воздвигнуто более семидесяти пирамид.

    Однако не следует забывать, что именно в монументальных пирамидах запечатлена удивительная целостность эстетического мировосприятия, рациональная ясность культуры, сумевшей подняться до прозрения всеобщей одухотворенности бытия, великой объединяющей, консолидирующей идеи. Правда, по сравнению с этой вселенской грандиозностью человек казался не самым значительным существом, не рассматривал себя как венец природы. Он был обязан склонять голову перед этой незримой метафизической силой, боготворить ее. Но главное, что мировосприятие древних египтян было проникнуто глубиной осмысления беспредельных человеческих возможностей, прозрением всеобщего смысла бытия, над которым не властен случай.

    В этом беспримерном созидательном труде, вырастающем из суровой реальности, ковалась духовная мощь человека. Стремясь актуализировать потребность в абсолютной гармонии, общество создавало титанический, исполинский, монументальный, метафизический тип красоты. Именно этот вид красоты дал основание А. Тойнби заметить, что пирамиды, противостоящие разрушительным силам времени, возможно, будут играть свою роль атлантов еще на протяжении сотен тысяч лет. Может быть, они простоят дольше, чем проживет человечество, а в мире, где не останется ни чувств, чтобы воспринять их, ни разума, чтобы их понять, они будут продолжать свидетельствовать о великом духовном прорыве египетского общества.

    Теория искусства

    Из Древнего Египта до нас также дошли отдельные высказывания по вопросам искусства и художественного творчества. Правда, эти сведения очень скудны. Известно, что в Древнем Египте имелись специальные руководства для живописцев, например «Предписания для стенной живописи и канон пропорций» (название этого труда имеется в списке книг библиотеки храма в Эдфу), но для нас они безвозвратно потеряны.

    По вопросам искусства, так же как и по вопросам прекрасного, мы обнаруживаем в истории древнеегипетской мысли две противоположные концепции: религиозную с одной стороны, и наивно-реалистическую—с другой.

    Согласно религии, искусство — откровение богов. Оно, как и все другое, «измышлено» богами и получило значение в результате обозначения соответствующими словами. Все, сделанное человеком, как говорится в одном из богословских трактатов, возникло «по приказанию» мысли или, в конечном счете, бога. Египтяне всю свою культуру считали откровением богов. Боги царствовали некогда над их родиной; Осирис и Исида были цивилизаторами. Тот — покровителем и охранителем культуры, изобретателем письма, культа, всякого знания и государственности. Литературные произведения, будь это религиозный текст или медицинский трактат, возводились к богам, считались упавшими с неба, найденными во времена первых царей в храмах и т. п. «Слово божие» было у них термином для иероглифического письма и для понятия «словесность». Божество заведовало в равной мере и тростью скорописца, и шнуром землемера, и инструментом врача, и резцом ваятеля.

    Наивно-реалистическая концепция считала искусство-результатом деятельности человека. Оно превыше всех богов и богинь. Эта концепция, правда, обременена магическими привесками. Согласно ей, художник не просто воспроизводитель явлений реальной жизни, а ее творец. Иначе говоря, по представлению древних египтян, когда скульптор создает статую человека, он не только воспроизводит в камне или глине черты этого человека, но и творит, если не целиком, то частично, его жизнь.

    Из приведенных положении следуют и другие, не менее важные выводы, что египтяне ошибочно принимали образы искусства за саму действительность, изображения ее явлений за создание последних. Они не проводили еще необходимой грани между природой и ее изображением. Влияние религии на искусство в глубокой древности было настолько сильным, что деятельность художника, зодчего, ваятеля рассматривалась тогда как некоесвященнодействие. И тем не менее в магических представлениях египтян содержалась, правда, в скрытой за религиозной оболочкой форме, та истина, что искусство есть не простое, пассивное изображение реальных вещей, а воспроизведение самой их жизни, средство продления их существования в памяти других.

   Скульптура, например, была тесно связана  с культом мертвых: убежденность, что душа жива, пока живо изображение человека, заставляла создавать долговечные скульптуры из прочнейших материалов.

    Сохраняется у египтян и первобытная форма понимания магической функции искусства. Так же как и их древние предки, они считали, что определенные действия, совершаемые над изображением, способствуют их осуществлению и относительно оригинала.

   Все области  древнеегипетского искусства были  основаны не на бескорыстном  служении чистой красоте, а  достижении вполне определенных, утилитарных целей.

    Своеобразие представлений египтян о магической функции искусства вытекало из их требования максимально возможного визуального соответствия изображения оригиналу. Именно с заупокойным культом связано большинство предельно реалистических скульптурных портретов египетского искусства, В связи с этим появляются и первые намеки на теорию реалистического или «миметического» (в греческом смысле) изображения. Один и тот же человек мог изображаться в условной и в реалистической манерах. При этом последняя особо оговаривалась.

    Такое понимание египтянами задач искусства способствовало одновременно развитию и реалистических сторон египетского искусства и сложной системы символов, условностей, глубоко отличных от реалистического отражения действительности.

    В сохранившихся до нас фрагментах древнеегипетских письменных памятников говорится о правдивом отражении действительности как о высшем критерии художественного творчества вообще.

    От эпохи Среднего царства до нас дошел интереснейший текст, отразивший понимание египтянами реалистического типа творчества и содержащий его высокую оценку. На заупокойной плите скульптора Иритисена читаем: «...но я был и художником, опытным в своем искусстве, превосходящим всех своими знаниями. Я знал формулы ирригации, взвешивание по правилу, как сделать образ выхождения и вхождения так, чтобы каждый член был на своем месте. Я умел [передать] движение фигуры мужчины, походку женщины; положение размахивающего мечом и свернувшуюся позу пораженного; как один глаз смотрит на другой; выражение ужаса того, кто застигнут спящим; положение руки того, кто мечет копье, и согнутую походку бегущего. Я умел делать инкрустации, которые не горели от огня и не смывались водой. Никто не превосходил меня и моего старшего сына по плоти моей».

    Анализ изобразительного искусства Древнего Египта, направленный на изучение его структурных закономерностей, дает возможность выявить еще ряд эстетических принципов, осознанно применявшихся египетскими художниками, но не нашедших отражения в известных пока науке текстах. Речь идет о таких понятиях, как пропорция, гармония, канон.

   Египтяне  ценили математику и применяли  ее законы практически во всех  областях своей деятельности. Для  изобразительного искусства они  еще в эпоху Древнего царства  разработали систему «гармонического пропорционирования» изображения. Как показывают исследования, модулем этой системы, распространявшейся не только на отдельные фигуры, но и на целые композиции, было числовое выражение «золотого сечения» — число 1,618... Это позволило французскому исследователю А. Фурнье де Кора назвать египетскую систему пропорций «соотношениями божественной гармонии». Гармония, построенная на системе пропорций, лежала в основе всей художественной практики египтян и внутренне связывала их искусство с другими формами общественного сознания. «Поскольку пропорциональные соотношения носили универсальный характер,—отмечает современный исследователь,— распространяясь на многие области науки, философии и искусства, и воспринимались самими египтянами как отражение гармоничного строения мироздания, они считались священными и, что вполне возможно, держались в тайне».

   Еще одна  важная специфическая черта древнеегипетского  искусства – то что, мудрость  здесь теснейшим образом связывалась  с умением зафиксировать ее—с  письмом и изобразительным искусством. Это и неудивительно, ведь древнеегипетские иероглифы произошли из рисунка, и пиктографические элементы навсегда остались в их текстах. Писец так и не сумел перестать быть рисовальщиком, в результате — египетская письменность является комбинированной письменностью, где каждое слово изображалось алфавитными, слоговыми и картинно-образными знаками и детерминативами. С другой стороны, в любом древнеегипетском изображении много текста. Он обрамляет его со всех сторон и заполняет все свободные места внутри картины или рельефа. На изображении, в частности, записывались фразы, произносимые персонажами. В записях мифов,  драм, мистерий изображения, как правило, не только иллюстрировали текст, но и дополняли его, были его частью. Искусство живописцев практически не отделялось от искусства писцов, то есть мудрецов и словесников. Живописец и назывался в Египте «сеш» (писец) или «сеш-кедут» (писец образов).

   Высоким  было общественное положение  живописцев, скульпторов и особенно  зодчих в Египте. Почетом и уважением пользовались там писцы, как мудрецы и литераторы в самом широком смысле слова. Сами писцы воспринимали свое искусство как творчество.

   С древнейших  времен в Египте высоко ценили  слово, ораторское искусство.  От эпохи Древнего царства до нас сохранились такие поучения: «Труднее [умная] речь, чем любая работа...»; «Будь умельцем в речи, дабы ты был силен... сильнее речь, чем любое оружие».

   В древнеегипетских  текстах можно найти истоки  еще одной значимой для истории  эстетики проблемы—это понятие образа (кедут), подобия, изображения. В гераклеопольском мифе «Сотворение мира» (XXII век до н. э.) говорится о том, что люди—«его (бога) подобия, вышедшие из его тела». Какая степень изоморфизма или соответствия имеется здесь в виду под подобием, сказать так же трудно, как и о библейской парафразе «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт., I, 26). Ведь речь в мифе идет о боге-солнце.

 Заключение

 В Древнем  Египте уже сложился целый  ряд интересных эстетических  представлений, которым предстоял длительный путь исторического развития.

   Идея  прекрасного, пожалуй, является  наиболее разработанной. И хотя  в Древнем Египте она еще  не отпочковалась от космологических  и религиозных представлений;  она неразрывно с ними связана  и слита, не вполне выделяется в своей специфике как эстетическая идея. Однако преимущество ее по сравнению с некоторыми более поздними представлениями о прекрасном, например античного идеалиста Платона, состоит в том, что это представление все же не оторвано от земных интересов.

   Даже  поверхностное ознакомление с  литературными памятниками Древнего  Египта убеждает нас, что египтяне, пожалуй, первыми в истории  человечества подчеркнули и развили  мысль, что красота, истина  и добро неразрывно связаны  между собой, хотя эти понятия они четко не различают.

   Представления  древних египтян об искусстве  содержат в себе наряду с  идеализмом также и вполне  отчетливые элементы истины, правды  жизни. То же самое наблюдается  и в древнейших представлениях  египтян о прекрасном. В них содержатся те элементы абсолютной истины, которые сохранились на протяжении веков в науке об искусстве и непрерывно развивались и обогащались на основе разностороннего и прежде всего художественного освоения действительности человеком.

Представления о нравственности.

Клайв Льюис  собрал учения о нравственности древних  египтян, вавилонян, индусов, китайцев, греков и римлян, показав, что все  эти учения схожи. Ни в какой из стран не считалось достойным  бегство с поля боя; эгоизм никогда  не был предметом восхищения. Ни у кого не вызывает одобрение поведение человека, из уст которого вместо слов благодарности вырываются проклятья, когда к нему приходят на помощь. Люди могли расходиться во мнениях о том, должна ли у вас быть одна жена или четыре, но чаще всего соглашались, что нельзя самовольно овладевать чужой женой5- в противном случае сами культурные установления о числе жен были бы бессмысленны.

student.zoomru.ru

Верования и культы в Древнем Египте

Возникшая на берегах Нила в четвертом тысячелетии до н.э. древнеегипетская цивилизация является одной из самых древних (из изученных). Ее архаичность подтверждается сильным влиянием тотемизма (все божества наиболее раннего периода изображены в виде звероподобных существ - сокола, быка, коровы, кошки, змеи, барана и т.д.). Египтяне обожествляли солнце, фараон считался его сыном, поэтому власть в Египте рассматривалась как божественная. Религия существовала в государственной форме, религиозная власть также принадлежала фараону. Знаками увековечения этой власти служили пирамиды, возводимые как гигантские усыпальницы сынов божества. В настоящее время культуру Древнего Египта изучают именно по этим огромным памятникам, сохранившим внутри себя свидетельства прошлых веков. Кроме того, к источникам изучения древнеегипетской цивилизации могут быть отнесены найденные при археологических и других изысканиях папирусы (90% из них - религиозного содержания), надписи на стенах саркофагов и гробниц, обнаруженных в некрополях (древнеегипетских кладбищах), тексты в сохранившихся “Книгах мертвых”, которые найдены в тех же захоронениях. Строго говоря, название “книга мертвых” - довольно общее. В каждом отдельном случае свиток папируса носит свое название - “Выход из дня”, “Выход в течение дня”, “Книга усовершенствования мертвых” и т.п. Такие свитки содержат обращения к богам с просьбами о милости к умершему, перечисляя его достоинства, и все, что сделано его живыми родственниками для облегчения посмертного пути. Таким образом, из этих источников можно получить сведения не только о религиозных ритуалах, но и о социальной действительности того времени. В науке существует, по крайней мере, две полярные точки зрения на роль древнеегипетской культуры в мировом развитии. Одна из них заключается в том, что культура и религия Древнего Египта была чрезвычайно замкнута и имела только региональное значение. В доказательство приводится тот аргумент, что культура Древнего Египта поглощала все внешние влияния, не перерабатывая их, а уничтожая в своих недрах. По данным, которыми располагает современная историческая наука, ни одно из завоеваний или нашествий чужеземцев не смогло разрушить целостность культуры Древнего Египта. Но и египетские верования не прижились ни в одной соседней стране - египетские жрецы просто не допускали иностранцев к тайнам культа и философии. Другая точка зрения на роль древнеегипетской культуры и религии состоит в том, что эта культура оказала решающее влияние на развитие всего мирового процесса через создание особой диаспоры выходцев из Израиля и Иудеи, которые, покинув Египет и придя на свою родину, основали новую религию, ставшую основой христианства. Представляется невозможным разделить полностью ту или иную точку зрения, которые, как и все полярные мнения, отражают только одну сторону проблемы. Древний Египет был государством с сильными экономическими, политическими и культурными связями, часто сам предпринимал завоевательные походы. В связи с этим необходимо должны были развиваться контакты на уровне идеологии, которую в то время представляла религия. Самим своим возникновением религия Древнего Египта обязана соединению верований различных племен, населяющих долину Нила, и потому не может быть расценена как абсолютно замкнутая. Связь древнеегипетской религии с подобными представлениям других народов хорошо просматривается в ее мифологии. Известно, что по всей территории Египта был распространен животный культ; причем если культы таких животных, как баран, крокодил, бегемот, ласточка, были региональными, то культ ястреба и кошки был повсеместным. Можно с достаточной степенью достоверности предположить, что в условиях зернового земледелия, когда важно не только вырастить, но и сохранить урожай, борьба с грызунами и прочими вредителями полей носит весьма актуальный характер. Природные помощники человека приобретают выдающуюся роль в этой борьбе, становятся его любимцами. Первобытное же и древнее сознание наделяет таких существ не просто положительными, а сверхъестественными качествами. Кошка и ястреб, таким образом, по достоинству занимают почетное место в языческом пантеоне. К более позднему периоду можно отнести появление культовых животных, посвященных конкретному богу: солнечный бык Апис в Мемфисе, солнечный бык Мневис в Гелиополисе, баран Озириса в Мендесе, птица Бенну (душа Озириса). Как видим, животное не только посвящается какому-то богу, но и имеет точный адрес “прописки”. Из этого следует, что все они были изначально чисто местными тотемами, затем тотем приобрел антропоморфный облик, а затем распространил свое влияние и на другие территории. В религиозных представлениях древних египтян все божества разделялись по некоему ранжиру, исходя из степени их могущества, влияния, важности для людей. Первое место занимали солнечные боги, второе - бог земли, третье - бог Нила, только на четвертом стоял бог неба, за ним следовали боги погребения и смерти и, наконец, боги - покровители города или определенной местности. Везде признавались как ведущие божества бог солнца Ра, богиня луны Ах, богиня неба Нут, бог земли Кеб, бог Нила Гапи. Космогония древних египтян говорила, что до сотворения мира существовал Хаос - первичная вода. В этом Хаосе пребывал без времени бог Тум, который посредством самооплодотворения произвел первую супружескую пару - Шу (мужчину) и Тефнет (женщину). В это время Кеб и Нут лежали обнявшись в первородной воде. Шу (воздух) разъединил их, проникнув между ними, и дал возможность двигаться солнцу. Кеб и Нут произвели на свет Озириса (земли Нила), Сета (пустыню), Изиду и Нефтис. Озирис стал первым фараоном, с этого началась история (как уверяет древнеегипетская мифология). Интерес представляет миф о смерти и воскрешении Озириса. По этой легенде Озирис правил богатым и благополучным царством до тех пор, пока коварный Сет обманом не заманил его в ловушку и не заключил в гроб. Сет спустил гроб с Озирисом в море, где он долго плавал по волнам, пока не прибился у Библоса. В это время, пока гроб с Озирисом носило по волнам, Изида, жена Озириса, родила сына Горуса и после этого отправилась на поиски мужа. Она нашла его и спрятала в укромном месте от гнева Сета. Но Сет все же нашел Озириса, убил его, а тело растерзал на куски. Изида собрала тело мужа по кусочкам, перевязала их, применила волшебные средства и оживила Озириса. Горус стал воевать против Сета, война была кровопролитной и долгой, она истощила обе стороны. Поэтому в ход конфликта вмешался Кеб, который положил конец войне, разделив Египет между Горусом и Сетом. Горус получил плодородные земли, а Сет - пустынные районы. Озирис же стал с тех пор царем мертвых. Часто его изображали в виде спеленутой мумии. Сет же изображался с головой тушканчика - естественного жителя пустыни. В этой легенде есть небольшая деталь, которая подтверждает, что все легенды и мифы отражают человеческие отношения. Когда Изида собирала по частям тело Озириса, ей помогали в этом Горус (ее сын от Озириса) и Анубис (сын Нефтис, жены Сета, рожденный от Озириса). Таким образом, к конфликту из-за имущества добавился конфликт из-за ревности и оскорбленной супружеской чести. Вышеперечисленные божества пользовались всеобщим поклонением, так как отражали в своем образе самую значительную силу, которой страшился человек в Древнем Египте - смерть, голод от засухи. Но каждодневной жизнью древнего египтянина руководили другие божества. Среди многочисленного пантеона можно выделить несколько богов, которые были наделены функциями помощников и контролеров в земной человеческой жизни. Богиня Нейт была ответственна за пролагание тропинок. Рядом с ней находится бог Упуат, который прокладывает пути (изображался в образе шакала). Очевидно, что между тропинками и путями египтяне усматривали разницу. Тропинка вела от дома к дому, от селения к селению, и главным был не страх заблудиться, а опасение нарушить границы владений людей и богов. Упуат же прокладывал пути в пустыне для караванов, критерии здесь были совершенно другими - найти кратчайшую дорогу и не сбиться с нее. Бог Тот изображался в виде птицы ибиса или обезьяны павиана. И то, и другое существо считались египтянами образцом сообразительности в диком животном мире. Бог Тот занимался интеллектуальной деятельностью - распределял время, считался изобретателем письма, науки, магии, был секретарем богов на суде Озриса над душами умерших. Близко к Тоту находится богиня Маат, заведующая верным счетом и мерой. Справедливо полагая, что правильный учет и контроль ведет к улучшению порядка, египтяне сделали Маат и богиней справедливости и правды. Богиня Гатор, которую олицетворяет корова, помогает женщинам при родах, определяет судьбу родившегося ребенка. Отчетливо просматривается родство этой богини с греческой богиней Герой, которая также олицетворялась со священным животным коровой и была помощницей женщин в родах. Бог Хонсу - чудодейственный врач, изображавшийся в виде мумии. В этом, очевидно, отразились представления египтян о целях и назначении медицины - помогать человеку вступить в загробный мир. Бог Хнум был богом Нила в том месте, где находятся пороги, и изображался с бараньей головой. Скорее всего, этот тотемический образ связан с тем, что Нил, разливаясь, давал возможность снимать урожай дважды в год, то есть его можно было использовать многократно без ущерба. То же самое происходит с остриженным бараном - шерсть отрастает и снова дает человеку сырье для производства. Явно пришлым в пантеоне богов является бог Бес, изображавшийся в виде карлика с уродливым лицом. Причем его изображения помещались на футлярах парфюмерных принадлежностей, поскольку и он сам, и парфюмерия пришли в Египет из Сомали и Эфиопии. Бог Бес считался покровителем женщин (не отсюда ли “бесовская красота”?). Египтяне славились умением возводить постройки, и, конечно, храмы занимали среди них первое место. Устройство храмов было довольно сложным. В центре помещалась маленькая часовня - темное помещение, где хранилось культовое изображение божества. Вокруг часовни сооружался гипостиль - зал с колоннами, освещаемый из маленьких окошек под самой крышей. Гипостиль символизировал собой весь мир. Все это сооружение окружал обширный двор, ограниченный высокими стенами. Во двор можно было пройти через ход, украшенный колоннами, который снаружи закрывали ворота с пилонами. У входа стояли флагштоки, статуи, обелиски. Самый большой сохранившийся храм в Египте посвящен Амону-Ра и находится в Карнаке. Само здание храма для собраний верующих не использовалось - это было жилище бога. В храме не жили жрецы, а хранились сокровища, дары, летописи, материалы астрономических наблюдений  и др. При храме, то есть поблизости от него и под покровительством соответствующего бога, создавались школы, библиотеки, мастерские, склады и т.п. Всей работой по организации храмовой культовой и внекультовой жизни занимались жрецы. Жречество в Древнем Египте состояло из добровольцев и профессионалов. Добровольцы помогали в религиозных праздничных церемониях, когда скапливалось много народу или требовались значительные силы для выполнения всех обрядов. Профессионалы делились на две группы: чтецов и попечителей. Попечители обслуживали храмовые культы, производили культовые действия по желанию верующего. Чтецы занимались разработкой религиозной философии и остальных областей знания. Поначалу влияние жрецов было ограниченным. Но в эпоху Нового царства могущество жрецов достигает такой силы, что становится гибельным для государства, в интересах жречества происходят политические перевороты, смены династий фараонов. Этот период истории Египта определяется как период воцарения теократии. Такое положение привело к экономическому упадку и ослаблению политического могущества государства. Даже попытки возродить былое могущество Египта, предпринятое в эпоху 26-й династии, ни к чему не привели. В результате Египет превратился в страну, которая не могла противостоять иноземным вторжениям. Под ударами армии Александра Македонского и, окончательно, в результате завоеваний Римской империи Египет потерял самостоятельность. Древняя религия еще долго сопротивлялась инородному влиянию, ушла в тайные общества. В конце концов ислам захватил ведущие позиции в этой стране. Жрецы, отстаивая свое главенствующее положение, руководствовались своими моральными и прочими принципами. Для всего общества эти принципы не могли быть предложены в качестве организующих. Действительно, общепринятая мораль была совершенно другой. Когда египтянин умирал, на стене его гробницы родственники помещали текст, в котором давался полный отчет божествам о поведении человека при жизни. Из подобных текстов вырисовывается следующая картина. Самым главным достоинством человека считалось проявление им социальной солидарности и дисциплины. Дело в том, что в определенные сезоны года (при разливе Нила) все жители Египта были обязаны участвовать в общественных работах. Ведь Нил не разбирал границ между участками, заливал дороги и улицы, сносил некоторые строения, нарушал коммуникации. Чтобы восстановить все это, организовывались общественные работы, в которых принимали участие все - даже у фараона была своя функция (возносить молитвы богам и вести общий контроль). Уклонение от таких работ крайне порицалось. Хотя от работ можно было откупиться, наняв вместо себя кого-нибудь, система откупов рассматривалась как нежелательная с моральной точки зрения. Так вот, обращаясь к богам, в качестве подтверждения солидарности и дисциплины, которую выказывал умерший при жизни, родственники говорили: “Он ни разу не отказался выйти на общественные работы”. Следующим положительным качеством считалась любовь к жизни. Это очень интересный момент, ведь жизнь была крайне тяжела, насыщена не только непомерным трудом, но и разного рода несправедливостями. Но египтяне считали, что в царстве мертвых хорошо принимают только того человека, который не стонал и не ныл при жизни, а старался насладиться всеми ее радостями. Другим моральным качеством, упоминаемым  в погребальных надписях, является почтение к старшим. Эта характеристика является традиционной для архаичного сознания, сохраняется она, в том или ином виде, до сих пор. И наконец, обращаясь к потусторонним силам, родственники умершего говорили о том, как их дорогой ушедший выполнял свой служебный долг. Про чиновников говорили, что они никогда не брали взяток. Про судей - что они не поддавались давлению. Про более или менее простых служащих - что они никогда не опаздывали на работу и не пропускали ее. Как видим, понятия о морали и нравственности у древних египтян были практически направлены, обеспечивали интеграцию общества. Другое дело, как они выполнялись (так ли уж и не брали чиновники взяток?), но это проблема не только Древнего Египта. Положение женщины в Египте было довольно высоким. Гаремы были только у фараонов, в остальных слоях общества существовала моногамия. Выйдя замуж, женщина приобретала титул “госпожа дома”, которым ее называли везде: при официальном обращении, в присутствии общества, наедине. Бездетность считалась большим горем; рождение же ребенка приносило женщине укрепление ее статуса. Такое положение женщины отозвалось (и, одновременно, определилось) в религии. Все божества выполняют свои функции в паре, изображения божеств и фараонов также выполняются парными - вместе с женами. Если учитывать время существования царства фараонов, то поражает его стабильность - более трех тысячелетий. Несомненно, что такую устойчивость государственной власти придала религия, по которой фараон считался живым богом, прямым наследником Озириса. Правление осуществлялось на основе традиции и прецедента, при помощи аппарата наследственных чиновников и жрецов. Египетская религия не исчерпывает всю жизнь человека и общества той эпохи, но она – ее средоточие и опора.

 

referatwork.ru


Смотрите также