План древнего киева. Становление Киева. Основание Киева
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ПУТЕВОДИТЕЛЬ И ГИД ПО КИЕВУ. План древнего киева


История Киева

Золотые Ворота в Киеве ( реставрация в 1980 году)

ПЕРИОД КИЕВСКОЙ РУСИ.

В "Повести временных лет", рассказывается об основании города тремя братьями: Кием, Щеком и Хоривом, и сестрой их, Лыбидью. Город был назван в честь старшего брата - Киевом. Согласно Нестору-летописцу, Кий был полянским князем, ходил в Царьград и был с почестями принят византийским императором. Еще в 1908 году археологи обнаружили на Старокиевской горе остатки небольшой крепости, окруженной валом и рвом. На основе датировки обломков глиняной посуды корчакского типа, ее возведение относят к V - VI векам, т.е. ко времени правления князя Кия. Есть основания считать, что до сооружения крепости на Старокиевской горе резиденция князя размещалась на Замковой горе.

Именно с этого времени Киев стал постепенно обретать черты феодального города и оказался в центре процесса "собирания земель", который завершился в конце IX века образованием единого Древнерусского государства. Арабские писатели и географы IX - X веков уже хорошо знали и описывали Киев как центр одного из трех политических объединений восточных славян. Новгородский князь Рюрик, умирая, передал власть в Новгороде норманнскому конунгу Олегу, который был отважным воином и лавры завоевательных походов не давали ему покоя. В 882 году Олег предпринял поход на юг, по пути овладев Смоленском и Любечем. Затем, хитростью выманив за крепостные стены киевских князей Аскольда и Дира - прямых потомков Кия и убив их, захватил власть в Киеве. На том месте сейчас возведена ротонда, известная как "Аскольдова могила".Объединив Южную и Северную Русь, Олег, начавший титуловаться великим князем, укрепил авторитет политической власти Киева.

Именно Олегу Нестор-летописец приписывает известное высказывание: Да будет Киев матерью городов русских! В 907 году Олегом был предпринят успешный поход на Царьград, в котором, по свидетельству летописи, участвовало 80-тысячное войско. Результатом стал мирный договор, исключительно выгодный для Киевской Руси, которая получила право беспошлинной торговли. Летописи и легенды донесли до нас имена выдающихся киевских князей - Олега, мудрой княгини Ольги, князя-воина Святослава, но наибольшего расцвета Киев достиг во время правления князя Владимира (980-1015).Город состоял тогда из обширной прибрежной части - Подола, где жили преимущественно ремесленники и торговцы, и сравнительно меньшей нагорной части - Горы, где были сооружены укрепления, т.н. Детинец. Окрестив Русь, Владимир приказал разрушить в Киеве и других городах языческие капища с идолами и на их месте поставить христианские храмы. Сброшенные идолы плыли по течению Днепра, люди бежали за ними вдоль берега со слезами молясь: выдыбай, боже, выдыбай. Место где волны выбросили языческий идол на берег, стало называться Выдубичи, здесь впоследствии был построен Выдубецкий монастырь и Ботанический сад.

Князь Владимир возвел Десятинную церковь, фундамент которой сохранился на горе возле Андреевского спуска и "положил ей десятую часть всех своих доходов". Вокруг церкви располагались каменные княжеские палаты и дворцы наиболее приближенных к князю бояр. Многое из начатого при Владимире было продолжено при его сыне Ярославе, прозванным за заботу о развитии просвещения и культуры Мудрым. Годы его княжения (1019-1054 гг.) составили период нового подъема Киевской Руси и ее столицы. Авторитет Киевской Руси на международной арене необычно возрос. Короли европейских государств, считали за честь породниться с Ярославом Мудрым. Его дочь Анна была замужем за французским королем, Елизавета - за норвежским, Анастасия - за венгерским, сын Всеволод был женат на византийской царевне. Во время княжения Ярослава был построен Софийский собор, Золотые Ворота, основан древнейший славянский монастырь - Печерская Лавра. После смерти Ярослава разгорелась междуусобная борьба за власть среди его потомков которая в конце концов привела к падению Киевской Руси как государства. Последний всплеск могущества произошел при княжении Владимира Мономаха (1113 год), которому удалось окончательно победить половцев и укрепить границы государства. В дальнейшем продолжался и усиливался процесс дробления древнерусского государства приведший к падению роли Киевской земли, но сам город всегда оставался номинальной столицей Руси, общерусским политическим центром, одним из наибольших и красивейших городов Европы, поражавший воображение современников.

В СОСТАВЕ ЛИТВЫ И ПОЛЬШИ

В 13 веке вся Русскую землю поразила страшная "болезнь", по свидетельствам современников (см. Сказание о погибели земли Русской), финалом готорой явилось уничтожение древнерусских княжеств под натиском татаро-монгольских орд. В 1242 году после трехмесячной осады и ожесточенной обороны Киев пал под ударами метательных орудий хана Батыя. Не сумев разрушить стену в районе Золотых Ворот, монголы перетащили пороки к Лядским Воротам (фундамент их сохранился на современной площади Независимости) и здесь достигли успеха. Киевляне несколько раз восстанавливали оборонительные сооружения, но силы были слишком не равны и город был захвачен.Последним оплотом киевлян оказались стены Десятинной церкви, куда сбежалось множество людей и своды ее не выдержвали тяжести и обрушились, похоронив под собой толпу. Обороной города руководил воевода Дмитрий, соратник князя Данила Галицкого. Хан Батый не стал убивать раненного Дмитрия, признав его заслуги как храброго военачальника, а оставил при себе как советника. Во многом благодаря советам Дмитрия, татаро-монгольское войско из Руси двинулось на Венгрию, дав возможность восстановиться разрушенным городам и селам. После тотального разрушения Киев надолго теряет свое значение как политический центр и вообще как славянский город. Белгород (20 км от Киева) из крупного центра становится неболшим селом (сейчас село Белогородка), Треполь, Вышгород и Васильков надолго исчезают из истории что бы появиться через 300 лет в виде небольших крестьянских поселений. Город Юрьев - во времена Киевской Руси имел самостоятельное епископство, множество храмов - исчезает полностью и даже имя его забывается, и только благодаря развалинам белых церквей приобретает новое имя - Белая Церковь.

Новая эра в истори Киева начинается со становлением и усилением Великого Княжества Литовского, которое сумело дать отпор татаро-монголам и в 14 веке расширило свои владения почти до Черного моря. Киев становится центром русской партии Великого Княжества Литовского и центром православного христианства в противовес католической элите Литвы. Рост политического значения Киева начал беспокоить литовских феодалов. Поэтому они в 1470 году ликвидировали Киевское удельное княжество, превратив его в Киевское воеводство. В 1482 году крымская орда во главе с ханом Менгли - Гиреем напала на Киев. Она полностью разрушила, ограбила и сожгла город, многие жители были убиты, часть их взята в плен и угнана в Крым. Неоднократно разрушенный и сожженный, Киев каждый раз восставал из руин и отстраивался, во многом благодаря Киево-Печерскому монастырю, ставшему оплотом культуры и христианских традиций Киевской Руси.

В СОСТАВЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ и СССР

В 1569 после Люблинской унии, объединившей Литву и Польшу в одно государство, Киев попадает в сферу влияния католической Польши, активно строятся католический соборы и монастыри, но параллельно с этим происходит значительное ущемление прав местных общин. Гнет, притеснения и насильственное насаждение католицизма вызвало ряд восстаний и в конце концов вылилось в народно-освободительную войну под предводительством гетмана Хмельницкого и подписание союза с Московией на Переяславской раде. Всего через несколько лет московский царь пренебрег союзным договором и захватил левобережную Украину, в том числе и Киев. После этого Московия меняет название на "Российская Империя". В начале 18 века была возведена Киевская крепость, валы и укрепления которой сохранились до сих пор. (музей Косой капонир) Новым толчком в развитии Киева оказался 19 век, когда началось массовое строительство, интенсивный рост населения и промышленности и экономики.В 1837 году был принят генеральный план застройки города, проложены основные улицы Владимирская, Бибиковская (бульв.Шевченко), Александровская (ул.Грушевского) Февральские и октябрьские события 1917 года в Петербурге принесли на юг Российской империи смуту и неразбериху. Тяготы Первой мировой войны усугубились внутригосударственными проблемами: началась Гражданская война, страну захлестнули голод, разруха, эпидемии. Чехарда правительств еще более ухудшала общую ситуацию. Киев этого периода точно описан в романе Михаила Булгакова "Белая гвардия".

После свержения в Петербурге царя Николая II в Киеве установилось многовластие. Население города было расколото на несколько лагерей, симпатизировавших той или иной политической силе. После установления советской власти начинается новое развитие города, в Киев в 1934 году переносится столица Украинской ССР из Харькова. К началу Великой Отечественной войны население города насчитывало около 800 тыс. человек. За годы советской власти в Киеве было разрушено множество церквей, в том числе историческую Михайловскую церковь, которая сохранилась со времен татаро-монгольского нашествия, был взорван древнейший Успенский собор Печерской Лавры, вывезено в центральные музеи Москвы и Ленинграда ценнейшие мозаики Михайловского монастыря и множество других исторических предметов.

Исторические места

киевский замок

История Киевского замка

Жилой дом 17 века, Киев, Подол

киевская крепость

Киевская крепость, 18 век

Панорама Древнего Киева

www.i-kiev.com

Краткая история Киева

Первые поселения

Киев. Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад. Согласно легенде, в конце V-начале VI в. нашей эры братья Кий, Щек и Хорив и их сестра Лыбедь облюбовали место на склонах Днепра и основали на крутом правом берегу город и назвали его, в честь старшего брата, Киевом. Место для города было выбрано удачно - высокие склоны Днепра служили хорошей зашитой от набегов кочевых племен. Киевские князья, для большей безопасности, возводили свои дворцы и церкви на высокой Старокиевской горе. Купцы же и ремесленники жили возле Днепра, где находится нынешний Подол. В конце IX в. н. э., когда киевским князьям удалось, наконец, объединить под своей властью разбросанные и разрозненные племена, Киев становится политическим и культурным центром восточных славян, столицей Киевской Руси - древнерусского централизованного государства. В силу своего расположения на торговых путях "из варяг в греки", Киев долгое время поддерживал прочные политические и экономические связи со странами Центральной и Западной Европы.

Бурное развитие

Киев начинает особенно бурно развиваться во времена правления Владимира Великого (980 - 1015), который в 988 г. крестил Русь. При Владимире Великом в Киеве был сооружен первый каменный храм - Десятинная церковь. В XI в., под правлением Ярослава Мудрого, Киев становится одним из крупнейших очагов цивилизации в христианском мире. Были построены Софиевский собор и первая на Руси библиотека. Кроме того, в те времена город насчитывал около 400 церквей, 8 рынков и более 50 000 жителей. (Для сравнения: в это же время в Новгороде, втором по величине городе Руси, было 30 000 жителей; в Лондоне, Гамбурге и Гданьске - по 20 000). Киев был в числе наиболее процветавших ремесленных и торговых центров Европы.Однако после смерти князя Владимира Мономаха (1125) начинается процесс дробления единого Киевского государства. К середине XII в. Киевская Русь распадается на множество самостоятельных княжеств. Ситуацией не замедлили воспользоваться внешние враги. Осенью 1240 г. бесчисленные полчища Батыя, внука Чингисхана, показались под киевскими стенами. Монголо-татарам удалось взять город после затяжной и кровопролитной битвы. Осада продолжалась 10 недель и 4 дня. В конце концов, татаро-монголы нашли слабое место в системе укреплений - Лядские ворота (они были расположены в районе современной площади Независимости). Но, даже прорвавшись в город, ордынцам не сразу удалось захватить Киев - город имел не одну полосу укреплений. Сопротивление жителей было настолько упорным, что хан был вынужден дать своим войскам передышку. Но 4 декабря 1240 года Киев пал.

Времена татаро-монгольского ига и экспансии Литвы

Разъяренные невиданным отпором татаро-монголы перебили более половины мирного населения, почти все ремесленники были угнаны в рабство. Масштабы трагедии подтверждают археологические раскопки, в результате которых встречаются как единичные костяки, так и огромные братские могилы насчитывающие не одну тысячу скелетов. Из пятидесятитысячного населения, после Батыева погрома в городе осталось не более 2 тысяч жителей. Не меньший ущерб понес и сам город. Были повреждены Успенский, Софиевский собор, Троицкая надвратная церковь (сейчас главный вход в Лавру), разрушена церковь Спаса на Берестове, Ирининская церковь, практически все киевские ворота. Киев практически перестал существовать. В конце XIII - начале XIV вв. информации о Киеве мало, известно лишь то, что город постепенно возрождался. В то время жизнь из Верхнего города перемещается в ремесленные районы - Подол и Печерск. В начале XV в. начинается наступление Литвы на православие, все больше склонявшейся к католицизму под влиянием Польши. Отныне только католики могут занимать важные государственные посты, им даруются широкие привилегии, начинается сбор денег на строительство католического монастыря. На протяжении XV в. ситуация между правящим классом и рядовыми жителями все более обостряется. Все больше людей уходит летом на промыслы в низовья Днепра, возвращаясь только зимой. В скором времени такие люди выделились в особый класс, и стали называться козаками. В середине XV в. воевода запрещает киевским козакам жить в черте города, поэтому они строят свои жилища - курени на свободной территории расположенной недалеко от города. До сих пор этот район называется Куреневка.

Особенно бурный протест населения вызвал так называемый "темный закон" запрещающий горожанам освещать свои дома с наступлением темноты, принятый под предлогом частых пожаров в Киеве (в то время город практически не насчитывал каменных, жилых зданий и даже замок князя был деревянный).

За нарушение взимался огромный штраф. Смысл закона был чрезвычайно прост: не давать ремесленникам Подола работать с наступлением темноты. В результате вооруженного конфликта указ был отменен. Литовские и польские магнаты скупают все больше киевских земель. Одним из самых крупных землевладельцев в Киеве был Бискуп. В 1506г. Подольские мещане оградили Бискупщину от своих территорий высоким земляным валом, чтобы защитить свои земли от посягательств чужеземцев. Этот вал находился между современными улицами Нижний и Верхний Вал. В XV в. Киеву было даровано магдебургское право, обеспечивавшее гораздо большую независимость города в вопросах международной торговли и значительно расширявшее права городских сословий - ремесленников, купцов и мещан. В 1569 г., после подписания Люблинской унии, Польша и Литва объединились в одно государство, известное в истории как Речь Посполита, и постепенно утвердили своё господство над Украиной. Жестокость и произвол иноземцев, поляков, литовцев и евреев привели к многочисленным восстаниям украинского народа.

В XVI-XVII вв. население города стремительно увеличивается. По переписи 1571г. в Киеве насчитывается уже 40тыс. домов. Увеличивается и территория города, но Киев все еще оставался разделенным на три исторические части: Верхний город, Подол и Печерск. Наиболее активно заселяемым в это время районом является Печерск, в особенности прилегающие к Печерскому монастырю области. Увеличивается торговый оборот, растет количество специальностей, которых насчитывается уже около ста. В первой половине XVII в. начинается активная отстройка Верхнего города. Восстанавливаются многие церкви и монастыри, разрушенные еще при татаро-монгольском нашествии. Выдающуюся роль в культурном подъеме Киева в первой половине XVII в. сыграл киевский митрополит Петро Могила. Именно он был инициатором восстановления Софиевского и Успенского соборов, церкви Спаса на Берестове - древнейших памятников Киева. Именно им было основано первое в городе высшее учебное заведение - теперь это Киево-Могилянская академия, расположенная на Подоле. В 1648 г. жители Украины начали вооружённую борьбу с инородцами-поработителями. Во главе восстания стал гетман украинских казаков Богдан Хмельницкий. Вскоре большая часть Украины и Киев были освобождены. Встав перед необходимостью вести борьбу на нескольких фронтах - с польскими и литовскими рыцарями на западе, крымским ханом и турецким султаном на юге, Хмельницкий прозорливо вспомнил о том, что принадлежит к триединому русскому народу великороссов, малороссов и белорусов и обратился к за военной помощью к русскому царю. Помощь единоверных и единокровных братьев не заставила себя ждать, поляки, татары и евреи были биты и бежали. Договор о воссоединение русских земель был заключён в 1654 г. в Переяславе (Переяславская рада).

Время расцвета

После воссоединения для Киева наступает время расцвета. Город растет. Начинается застройка в Сторону Лукьяновки. Прокладывается Кирилловская улица (теперь ул. Фрунзе). В конце XVII- начале XVIII вв. начинается новый всплеск строительства церквей. Строились они в основном на деньги богатых козаков. Архитектурный стиль этих построек так и стал называться - "козацкое барокко". Развивается и гражданское строительство, строятся частные владения гетмана Мазепы. После измены гетмана общерусскому делу, его переходу на сторону шведов и последовавшему разгрому шведов и изменников, владения Мазепы в Киеве снесены Петром Первым. Правление Петра было вехой для Киева. В это время наблюдается резкий экономический подъем, увеличение военной мощи государства. Петр считал Киев важнейшим стратегическим пунктом, поэтому в 1707 году при его непосредственном участии была заложена Печерская крепость. Уже в 1709 году там находилось до 5 тысяч войска. В том же году киевские войска, состоявшие в основном из козаков, получают приказ готовиться к обороне от шведов, но последние обходят город. В XVIII веке происходит долгожданное объединение двух частей Киева: Печерска и остальной части города. Начинают застраивать Липки. С конца XVIII века и по сей день этот район считается элитным. В 1797 году появляется первое здание на Крещатике. С середины XIX века - это центральная улица города В XIX в. продолжается территориальный и экономический рост города. Строятся новые дома, прокладываются улицы. Особенно бурно заселяются территории прилегающие к Крещатику. Как элитный район окончательно оформляются Липки. Наблюдается значительный рост производства. Одной из бед Киева остаются частые пожары. Особенно часто они возникают на Подоле, Печерске. Эти районы являются легкой добычей для огня - в основном это деревянные районы, где дома не отделяются друг от друга, а стоят стена к стене. Последний из крупнейших пожаров в Киеве случился в 1811 году. Подол горел три дня, густой дым был виден на расстоянии 130 км от города. После пожара на Подоле осталось только две улицы которые не пострадали от огня - Волошская и Межигорская. Несмотря на это, район быстро восстанавливался. После социальных реформ 1861 г. и отмены крепостного права в культурной и экономической жизни Киева произошли дальнейшие улучшения. Увеличилось число больниц, богаделен, образовательных учреждений. После сооружения в 1860-е г.г. Одесско-Курской железнодорожной линии, с развитым к тому времени судоходством по Днепру, Киев становится крупным транспортным и торговым центром. Торги на киевской хлебной и сахарной биржах определяли мировые цены на эти продукты. Первый в России (и второй в Европе) электрический трамвай был пущен в Киеве в 1892 г. по маршруту, соединявшему Подол и Верхний город и проходившему по нынешнему Владимирскому спуску. Отечественные и зарубежные промышленники вкладывали в город значительные средства. Инфраструктура Киева стремительно развивалась. В 1871 году открыли первый постоянный цепной мост через Днепр, самый длинный на то время в Европе, появилось постоянное здание для цирка (на ул. Городецкого). Губернаторы постоянно пеклись о достойном виде города. В конце XIX - начале XX вв. Киев был одним из самых красивых и благоустроенных городов Европы - " жемчужиной в оправе царской короны".

XX век

В начале XX века ситуация в Киеве обостряется. В то время вся Российская империя переживает острый экономический кризис, связанный с русско-японской войной и неурожаями 1902-03 годов. Но Киев по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом чувствует себя более спокойно. Волнения в среде рабочих были и в Киеве, но масштаб их был куда меньше чем в столицах. Во время революции 1917 года и гражданской войны 1918-1922 годов власть в городе менялась с калейдоскопической быстротой. Правительство Центральной рады было выбито отрядами Красной гвардии, после них пришел гетман Скоропадский, на смену которому пришла Директория, Петлюра, белогвардейцы, немцы, белополяки, батька Махно. В течение 1920-21 годов Киев десятки раз переходил из рук в руки. Погромы в городе стали обычным делом. В зависимости от своих воззрений, армии вырезали ту часть населения Киева, которая им особенно не нравилась, особенно часты были еврейские погромы. Киев на протяжении всей своей истории был знаком с этим явлением – первые еврейские погромы были отмечены еще при Владимире Мономахе в 1113 году. Установление Советской власти в Киеве, образование Союза ССР открыло новую страницу в жизни города. Крупное промышленное строительство отчасти изменило лицо города, по генеральному плану реконструкции 1936 года пустоты на центральных улицах застраивались, строились новые кварталы. В годы сталинских пятилеток в городе построено множество новых фабрик и заводов, реконструированы старые. Киев стал центром среднего и точного машиностроения, легкой промышленности. В городе строились и оснащались речные и морские суда, производился электрокабель, фотореактивы, научные приборы. 22 июня 1941 года немецкие самолеты бомбили город. «Киев бомбили, нам объявили, так началась война» - слова известной советской песни. Во время боев 1941 года, которые длились 72 дня, город серьезно пострадал. Фашисты установили режим кровавого террора, однако, во время оккупации в городе все равно действовало несколько подпольных групп. Сто тысяч киевлян было угнано на работу в Германию. Стремительное наступление советских войск в ноябре 1943 года не позволило фашистам полностью уничтожить город, хотя они и успели разобрать для своих нужд более 60 километров трамвайных путей и множество каменных зданий. В результате боев практически полностью была разрушена главная магистраль города – Крещатик. После Победы город восстанавливает нанесенный войной ущерб и становится третьим по значимости среди городов СССР. Киев удостоен звания город-герой, за мужество, которое его жители проявили во время войны.

Современный Киев

После войны в Киеве широко развернуто жилищное строительство и за пятнадцать лет возведено несколько новых микрорайонов – Первомайского, Отрадного, Нивок. В 1960 году введен в строй третий киевский водопровод, проведена реконструкция городского фуникулера, построено метро, над Днепром перекинуто семь мостов. Сегодня Киев – крупнейший и красивейший город, с населением более двух с половиной миллионов человек. Половина городской территории приходится на водохранилища и зеленые массивы, что делает Киев необыкновенно уютным и свежим. В городе два аэропорта, железнодорожный вокзал, три десятка музеев и столько же театров. Киев является крупным научным центром, в городе хорошо развит туризм.



biofile.ru

Кто и когда построил город Киев?

Легенда о Кие

Известное предание, которым «Повесть временных лет» предваряет историю о начале Русской земли, гласит, что у полян, «живущих особь и владеющих родами своими на своих местах», были три брата — Кий, Щек и Хорив, а сестра их звалась Лыбедь. Поначалу Кий сидел на горе, где впоследствии возник Боричев взвоз, Щек на горе, которая получила название Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по его имени Хоривицей. Затем младшие братья возвели град во имя брата своего старейшего и нарекли имя ему Киев.

Был вокруг города лес и бор велик, с охотничьими угодьями. Невегласы (несведущие люди), замечает летописец, говорят, что Кий не княжеского рода, а был простым перевозчиком на Днепре. Но это не так: если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы с войском к Царьграду, а ведь он ратовал многие страны и с константинопольским царем подписал мирный договор и великую честь принимал от него и ото всех. Ходил он также к Дунаю на болгар и возлюбил сии места и срубил град, желая сесть там с родом своим. Тамошние ратные люди прогнали его, но городок тот и доныне нарицается Киевец Дунайский. Ходил Кий после того на камских болгар, победил их, а возвратясь в Киев, помер; тогда же братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь скончались.

Легенда эта многократно исследовалась с самых разных позиций. Прежде всего историков интересовали имена братьев-основателей. Славянское происхождение имени старшего из братьев, Кия, устанавливается с достаточной степенью очевидности. Одно из значений древнерусского слова «кий» (в архетипе звучало как «кув») — палица, молот* — указывает на его связь с кузнечным ремеслом, секретами которого, в понятии людей архаичных обществ, владели боги, герои и кудесники. Не случайно впоследствии на Украине бытовала легенда о кузнеце-змееборце, который победил змея, обложившего страну поборами, впряг его в плуг и вспахал землю; из борозд возникли Днепр, днепровские пороги и валы вдоль Днепра (Змиевы валы) [Иванов В. В., Топоров В. Н. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 222].

*Б. А. Рыбаков замечает, что «…в этом смысле имя основателя Киева напоминает имя императора (правильнее, короля. – С. Ц.) Карла Мартелла – Карл Молот (Рыбаков Б. А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. М., 1963. С. 25).

В отношении Щека В. К. Былинин предложил тюркскую этимологию: «Имя Щек, Щека, возможно, — славянизированное произношение тюркской лексемы “cheka”, “chekan” (боевой топор, секира)…» [Былинин В. К. К вопросу о генезисе и историческом контексте летописного «Сказания об основании Киева» // Герменевтика древнерусской литературы X – XVI вв. М., 1992. Сб. 3. С. 18]. Действительно, известен болгарский вельможа Чок, живший в начале IX века. В венгерских хрониках также встречается имя Шок (Saac). Но еще более вероятно происхождение «горы» Щековица от славянского слова щеки в значении «крутые, гористые берега реки».

Наконец, Хорива языковеды связывают с ирано-авестийским словом huare — солнце [Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.). М. 1999. С. 70]. Предлагается еще библейское прочтение этого имени — по названию горы Хорив в Аравийской пустыне, чьим восточным хребтом является Синай. Однако этот вариант маловероятен, поскольку предполагает совсем иной культурно-религиозный подтекст.

Таково «этимологическое» прочтение легенды об основании Киева.

Однако вряд ли можно говорить о подлинной историчности этих персонажей, особенно братьев и сестры Кия, которые не играют никакой самостоятельной роли и умирают скопом сразу после смерти старшего брата. Вероятнее всего, мы имеем дело с типичным случаем «народной этимологии» — стремлением объяснить происхождение Киева, местных урочищ (Щековицы, Хоривицы) и реки Лыбеди путем создания соответствующих мифологических героев.

На легендарные корни истории о Кие указывает и «История Тарона» (Тарон — историческая область Великой Армении, на территории современного турецкого вилайета Муш) — произведение VII или VIII в., приписываемое двум авторам: сирийскому епископу Зенобу Глаку и Иоанну Мамиконяну, настоятелю монастыря Сурб-Карапет. Здесь также содержится предание о трех братьях, причем имена двух из них покажутся нам удивительно знакомыми.

Итак, полулегендарный царь Валаршак (из парфянского рода Аршакидов, наместник провинции Армения, живший на рубеже III—II вв. до н.э) приютил в своих владениях двух братьев — Гисанея и Деметра, князей индов, изгнанных врагами из своей страны. Но спустя пятнадцать лет Валаршак сам казнил их за какую-то провинность. Убитым братьям наследовали их сыновья — Куар, Мелтей (Мелдес) и Хореан. «Куар, — говорится на страницах «Истории Тарона», — построил город Куары, и назван он был Куарами по его имени, а Мелтей построил на поле том свой город и назвал его по имени Мелтей; а Хореан построил свой город в области Палуни и назвал его по имени Хореан. И по прошествии времени, посоветовавшись, Куар и Мелтей и Хореан поднялись на гору Каркея и нашли там прекрасное место с благорастворением воздуха, так как были там простор для охоты и прохлада, а также обилие травы и деревьев. И построили они там селение…»

Замечательно, что летописное сказание не только сохраняет в узнаваемом виде имена двух братьев из армянской легенды, но, наряду с этим, точно воспроизводит этапы строительной деятельности армянской троицы (Кий, Щек и Хорив также вначале «сидят» каждый в своем «граде», а потом строят общий — в честь старшего брата, Кия) и даже копирует природные условия, среди которых возникает четвертый, главный город, и хозяйственные занятия его обитателей — «лес и бор велик» вокруг Киева, где Кий, Щек и Хорив «бяху ловяща зверь».

Вопрос о том, почему киевский и армянский летописцы, разделенные между собой тысячами верст и несколькими столетиями, рассказывали почти слово в слово одну и ту же историю, не имеет четкого ответа. Разумеется, не приходится говорить о заимствовании древнерусского предания армянскими летописцами. Изложенная в «Истории Тарона» легенда вполне самобытна, поскольку имеет неоспоримые местные корни. Уже в пантеоне Ванского царства (другое название — государство Урарту, IX–VI вв. до н. э.) известно божество Куэра/Куар, связанное, по-видимому, с культом грозы и плодородия [Арутюнова-Федонян В. А. Божество грома в Тароне // Вестник ПСТГУ III: Филология 2008. Вып. 4 (14). С. 16, 17, 20 – 22; Еремян С.Т. О некоторых историко-географических параллелях в «Повести временных лет» и «Истории Тарона» Иоанна Мамиконяна // Исторические связи и дружба украинского и армянского народов. Киев, 1965. С. 151 – 160]. Ономастика Переднего Востока сохранила и созвучные имена: Мелде (ныне село Мехди в Западной Армении), Харив (Герат), Хореан/Хоарена (в Мидии), города Мелитта и Кавар, библейский город Харран и народ хорреев, теофорное имя Малкату (дочь ассирийского бога Бел-Харрана), наконец, армянский княжеский род Палуни и одноименная историческая область в Великой Армении.

Однако таким же маловероятным выглядит и обратное предположение — о переносе легенды из Армении в древнюю Русь, в пользу чего нет решительно никаких исторических свидетельств. И главное, топоним «Киев» и производные от него названия относятся не к одному древнерусскому, а к общеславянскому ономастикону. Ведь помимо Киева на Днепре в Х – XIII вв. в землях южных, западных и восточных славян возникло более семи десятков Киевов, Киевцов, Киевичей, Киевищ и т.д. [Ковачев Н. П. Средновековното селище Киево, антропонимы Кий и отражението му в бъларската и славянската топонимия // Известия на Института за български език. Кн. XVI. София, 1968].

Стало быть, необходимо либо признать принадлежность предания о Куаре/Кие к общеиндоевропейскому мифологическому фонду, либо искать культурных посредников, которые могли содействовать распространению предания в Армении и среди славян. На эту роль подходят, например, венеты. Страбон упоминает не только о западном направлении миграции венетов из Пафлагонии в Европу, но также пишет о движении части венетских племен на восток. Его взгляд прослеживает их путь вплоть до Каппадокии, за которой в XIII – VII вв. до н. э. начиналась область, занятая урартскими племенами. В связи с этим обращают на себя внимание отцы Куара, Мелтея и Хореана из армянской легенды — князья-инды, которые напоминают о купцах-индах, плавающих, согласно римским писателям, на европейском севере по «Индийскому океану» («Венедскому морю»). Возможно, в обоих случаях речь идет о виндах, венетах.

Если интересующее нас предание входило в состав венетского эпоса, то славяне могли познакомиться с ним в период венетского господства в Польском Поморье (кстати, не исключено, что связь города Куара/Кия с землей Палуни/полян относится к архетипу легенды — еще одна причина появления летописных «полян» на киевских «горах», среди «бора и леса»). Став частью славянских преданий, легенда о трех братьях в дальнейшем подверглась переосмыслению применительно к истории древней Руси: замена Мелтея на Щека удостоверяет эту ее позднейшую «историзацию». Впрочем, все это на правах гипотезы.

Интересна и связь древнерусского Кия с Дунаем (походы на Царьград, основание Киевца Дунайского). Византийский памятник VII в. «Чудеса Димитрия Солунского» знает князя Кувера, князя славянской области Срем (Сирмий) в Хорватии, куда он был вынужден переселиться из Северного Прикарпатья. Будучи подданным аварского кагана, Кувер восстал против аваров, нанес им несколько поражений и попытался основать княжество на византийских Балканах в районе Фессалоник (Солуни), но потерпел неудачу.

Таким образом, похоже, что создатели древнерусского сказания о Кие использовали фрагменты эпоса дунайских славян о князе Кувере — возможном кандидате на роль основателя упомянутого в летописи Киевца Дунайского. Впрочем, попытки локализации этого топонима не имели успеха. Надо заметить, что средневековый Дунай и его притоки пестрели «Киевами», только на участке между городами Велико-Тырново и Русе их было несколько.

Возникновение Киева по археологическим данным

Археология древнего Киева также проливает весьма слабый свет на его возникновение в связи с тем, что историческая интерпретация большинства находок вызывает неутихающие споры.

Историческое ядро Киева состоит из нескольких культурных пластов, непосредственная преемственность между которыми, однако, не прослеживается. Это свидетельствует о том, что значительную часть своей ранней истории город существовал как дославянское поселение, принадлежавшее неизвестной этнической группе (или группам).

Древнейшие находки на территории Киева датируются римским временем (зарубинецкая культура). Но едва ли с них можно начинать отсчет истории города. В исторической части Киева они практически отсутствуют; кроме того, среди них нет доказательств наличия городских форм жизни. По всей видимости, в районе будущего города существовало неукрепленное селище, жители которого во II – III вв. занимались перевозом через Днепр и торговлей с римской Тавридой. С началом Великого переселения народов жизнь на поселении постепенно заглохла.

Следующий этап в становлении Киева был связан с поселением на Замковой горе — неприступном утесе, вознесшимся на 70 метров над уровнем Днепра. В VI— VIII вв. это место заселили немногочисленные славянские роды, происходившие из разных областей славянского ареала, что подтверждается массовыми находками славянской керамики. Впрочем, первая попытка славян закрепиться на Замковой горе не имела успеха. Древнейшие обитатели здешнего поселения не посчитали нужным возвести укрепления и в конце концов оставили его — раскопки выявили стерильный слой глины, отделяющий поселение VI—VIII вв. от культурных напластований более поздней эпохи.

Однако уже в IX в. северо-западную часть Замковой горы вновь обживают славянские поселенцы, сочетавшие занятия земледелием, охотой и рыболовством с ремесленной деятельностью.

С этого времени начинается и активное заселение окружающих возвышенностей. На соседней Старокиевской горе, расположенной южнее Замковой, появляется еще одно поселение площадью примерно 2 гектара. Надежно защищенное с трех сторон крутыми склонами, оно ограждается с юга искусственным оборонительным сооружением — валом и рвом четырехметровой глубины. Здесь же обнаружены остатки загадочного каменного сооружения, обычно интерпретируемого как языческое капище.

Примерно тогда же возникает городище на Лысой горе, обнесенное рвом и земляным валом. Не исключается появление ряда мелких усадеб и отдельных дворов на горах Детинка и Щекавица.

От Константина Багрянородного известно, что даже в середине Х в. одно из этих укрепленных городищ все еще имело отдельное название — Самватос, вероятно, образованное от славянского личного имени (под Константинополем найдена надгробная плита, датированная 559 г., с надписью: «Хильбудий, сын Самватаса»; Прокопий Кесарийский упоминает славянского (антского) вождя Хильбудия, благодаря чему можно предположить, что имя Самватас также относилось к славянскому именослову).

Таким образом, археологические исследования говорят о том, что догородской этап в развитии Киева продолжался по крайней мере до последней четверти IX в. Но даже для этого времени имеющиеся материалы все еще дают картину небольших, топографически обособленных поселений, чьи характер и функции остаются неясны.

sergeytsvetkov.livejournal.com

История города Киева

Киев - старинный центр славянства, столица могучей Киевской Руси. О нем упоминают в "Повести временных лет" и в "Слове о полку Игоревом". Слава о Киеве распространялась в Европе и Азии, в странах Запада и Востока.

На территории современного Киева человек впервые появился около 20 тысяч лет тому назад (конец каменного века). Это известная Кирилловская стоянка, которая была расположена в северо-западной части города (ул. Фрунзе, 59-61, бывшая Кирилловская). Известны также места поселения эпохи мезолита(10-8 тысяч лет тому назад), неолита(5-3 тысяч лет тому назад),медно-бронзового и раннего железного веков, отдельные поселения трипольской культуры. Проблема происхождения Киева постоянно притягивала внимание историков. Согласно легенде, в конце 5 - начале 6 столетий нашей эры три брата Кий, Щек и Хорив и сестра их Лыбидь основали на крутом правом берегу реки Днепра город и назвали его в честь старшего брата Киевом. Археологическими исследованиями установлены на Старокиевской горе жилища и хозяйственные постройки "городка Кия", датированные 5-6 ст. Вокруг старинного Киева объединялись поляне, древляне, угличи, северяне, и город Киев стал крупным политическим центром восточнославянских племен. В 988 году князь Владимир вводит в Киевской Руси христианство как официальную религию. Это способствовало установлению и развитию политических и культурных связей с Византийской империей, Болгарией и другими государствами Европы и Ближнего Востока. В XI веке Киев становится одним из самых известных центров цивилизации в христианском мире. В городе функционировало около 400 церквей, 8 рынков, проживало более 50 000 тысяч жителей.

После смерти Владимира Мономаха в 1125 году начался процесс распада единого государства Киевская Русь. На его территории образовалось несколько княжеств, которые самостоятельно не могли противостоять иноземным вторжениям. Этим воспользовался монголо-татарский хан Батый, внук Чингиз-хана. В 1240 году Киев был разрушен и опустошен его ордами. Это задержало развитие Киева почти на столетие. Сохранились лишь очень скупые сведения про Киев конца XIII века. Административный центр в этот период переместился на Подол. Здесь отстраивались кварталы ремесленников, возводились укрепления вокруг них. В XIV веке Киев стал возрождаться, начала формироваться украинская народность. В 1362 году войско Великого князя Литовского захватило Киев. В XV веке Киеву было даровано Магдебургское право. Теперь всеми городскими делами руководил магистрат. Магдебургское право предоставляло Киеву значительно большую независимость в делах международной торговли. В городе появились колонии греков, армян, генуэзцев, имели свои дворы турецкие, московские, польские купцы. На Подоле появилась рыночная площадь, которая стала главной площадью города. В 1569 году Литва и Польша Объединились в единое государство Речь Посполитую. Согласно Люблинской унии 1569 года польские феодалы начали управлять большей частью украинских земель, в том числе и Киевом.

Начался период жестокого насаждения католичества среди украинского населения. В конце XVI века - первой половине XVII века берут начало восстания украинского народа против порабощения. В 1648-1654 годах продолжалась народно-освободительная война против польского гнета. 23 декабря 1648 года в Киев через Золотые ворота торжественно въехал гетман Богдан Хмельницкий во главе казацкого войска. Однако Богдану Хмельницкому приходилось вести войну на несколько фронтов - с поляками и литовцами, с крымским ханом и турецким султаном. Пришлось обратиться за военной помощью к русскому царю. В 1654 году в Переяславле был заключен союз с Россией. Украина надолго попала под власть Российской империи. Несмотря на огромное давление со стороны царского правительства, в XVII веке Киев был главным экономическим и культурным центром украинских земель. Украинская культура развивалась вокруг таких центров как Киево-Могилянская академия. В XVIII веке Киев становится символом православия всей огромной Российской империи. После социальных реформ 1861 года, отмены крепостного права, изменились к лучшему культурная и социальная жизнь города, выросло количество больниц, просветительских организаций, быстро начала развиваться промышленность. После Октябрьской революции 1917 года, падения царизма, власть в Киеве менялась несколько раз.

В период с 1917 по 1921 год в Киеве сменилось три правительства независимой Украины, которая находилась под бременем гражданской войны. 22 января 1918 года Украинская Центральная Рада во главе с известным историком профессором Михаилом Грушевским провозгласила независимость Украины. В 1919 году Украинская Народная республика во главе с Симоном Петлюрой торжественно объединилась с Западной Украинской Народной Республикой. Но, к сожалению, это было ненадолго. После поражений Западноукраинской и Восточноукраинской армий, захвата войсками Советской России Киева, Украина вошла в состав Советского Союза. За время Советской власти, особенно во время сталинских репрессий, лучшие представители украинской интеллигенции: ученые, писатели, артисты, инженеры, военные погибли в лагерях Гулага.

Во время второй мировой войны Киев был почти полностью разрушен. 72 дня продолжалась героическая оборона Киева в 1941 году. 19 сентября 1941 года немецко-фашистские войска вошли в город. А 29 сентября 1941 года в Бабьем Яре с расстрела многих тысяч евреев началась всемирно известная трагическая страница в истории Киева. Нацисты построили еще два лагеря возле города. За годы войны всего было убито около 200 000 человек, военнопленных и гражданских. 6 ноября 1943года город был освобожден. В послевоенные годы Киев быстро отстроился. Но положение вновь стало нестерпимым для людей: аресты, доносы, показательные судебные процессы...

После смерти Сталина ситуация несколько смягчилась, но во времена Хрущева и Брежнева главный нажим со стороны Кремля был направлен на украинскую речь и культуру. Началась массовая русификация Украины. Чернобыльская катастрофа 26 апреля 1986 года изменила жизнь Украины и ее столицы Киева. Чернобыль принес Украине десятки тысяч смертей, сотни тысяч людей потеряли свое здоровье, пострадали экология и экономика.

24 августа 1991 года Верховна Рада Украины провозгласила Декларацию Независимости. 1 декабря 1991 года 93% населения Украины во время референдума высказались за независимость Украины. С этого времени Киев является столицей независимого государства Украина.

Первые поселения на территории Киева

Древнейшие из известных поселений человека на территории современного Киева относят к периоду позднего палеолита (древнего каменного века – около 15–20 тысяч лет тому назад). Места стоянок первобытного человека, охотившегося на мамонтов и шерстистых носорогов, довольно многочисленны.

Палеолитическая стоянка на улице Кирилловской была открыта известным украинским археологом В. В. Хвойкой в 1893 году и исследовалась им до 1900 года. По результатам исследований ученых можно судить о том, что люди позднего палеолита еще ощущали непосредственное влияние последнего оледенения, жили в суровых климатических условиях. Они занимались охотой и собирательством, строили свои жилища из костей животных и их шкур.

Интересно, что на Кирилловской стоянке были обнаружены несколько крупных обломков бивней мамонта, покрытых геометрическим и условно-фигуративным орнаментом. По всей видимости, они являются древнейшими памятниками изобразительного искусства на территории Киева или же отражают древнейшие религиозные представления первобытных людей.

Аналогичные древние поселения периодов палеолита, мезолита (средний каменный век) и неолита (новый каменный век) были обнаружены и в других частях города: в Протасовом Яру, в районе Соломенки и Совок, на Оболони и Приорке, на Лысой горе, Выгуровщине, в Пирогове, в Чапаевке, близ Никольской слободки и в ряде других мест. Орудия труда в эпоху палеолита (резцы, скребки, ножевидные пластины и т.д.) изготовлялись из камня и костей животных.

В мезолитическую эпоху (8–10 тыс. лет тому назад) произошли важные изменения в экономической и социальной жизни общества, обусловленные, прежде всего, изобретением лука и стрел. В этот период также были предприняты первые попытки приручения диких животных, получило развитие собирательство, возникло рыболовство. Неолит (VI–IV тыс. лет до н. э.) – время формирования племенного строя, при котором экономической и социальной основой был, очевидно, матриархальный род. Эта эпоха характеризуется появлением керамики (глиняной лепной посуды), усовершенствованием орудий труда и техники их изготовления, переход к земледелию и скотоводству, возникновением новых отраслей хозяйства, например, ткачества. Однако, ведущими формами хозяйства по-прежнему оставались охота, собирательство и рыболовство.

Трипольская культура

На смену неолитической пришла новая историческая эпоха, переходная от каменного века к эпохе бронзы – энеолит. В эпоху энеолита впервые началась добыча медной руды и производство меди, появились и распространились медные орудия труда. В этот же период произошел переход к мотыжному земледелию и пастушескому скотоводству. Матриархальные отношения были вытеснены патриархатом.

В Среднем Поднепровье памятники энеолитического времени представлены поселениями земледельческо-скотоводческих племен так называемой Трипольской культуры (IV–III тысячелетие до н. э., получила название от села Триполье возле Киева, в районе которого были исследованы наиболее характерные ее памятники). Поселения Трипольской культуры обычно состояли из нескольких десятков построек, расположенных, как правило, по кругу с площадью посредине. Жилища в основном наземные, хотя известны и полуземлянки. Стены жилищ возводились из сильно обожженной глины, внутри устраивались большие очаги или глинобитные печи. В хозяйстве трипольцев наряду с мотыжным и пахотным (с применением тягловой силы – быка) земледелием развивалось и скотоводство. Определенную роль продолжали играть охота, рыболовство и собирательство.

Высокого совершенства трипольцы достигли в изготовлении глиняной посуды. Ее лепили руками, обжигали в специальных горнах и украшали многоцветной росписью. Орнамент на посуде имел магическо-культовое значение и был связан с представлениями людей об окружающем их мире. Трипольцы, по-видимому, исповедовали культ плодородия и культ предков, обожествляли силы природы.

Кроме посуды, были обнаружены несколько статуэток из темно-красной и черной глины, изображающие женские фигурки. Среди многочисленных каменных и костяных орудий труда уникальной находкой является глиняная литейная формочка для изготовления медных или бронзовых мотыг.

Рядом с поселениями трипольцев были обнаружены коллективные захоронения, дающие представления о загробных ритуалах представителей этой культуры. Усопших хоронили на спине в вытянутом положении, головой на запад. Позднее трипольцы стали кремировать умерших, остатки праха ссыпали в сосуды-урны или в небольшие округлые ямки. Рядом клали посуду, орудия труда, оружие и украшения, среди которых находят довольно интересные экземпляры, например, медные пластинчатые браслеты, янтарные бусы. Большое количество оружия из металла свидетельствует, по мнению ученых, о патриархальном укладе трипольского общества и о выделении родовой верхушки, т.е. о начале формирования классового общества.

Эпоха бронзы

На территории Украины эпоха бронзы датируется концом III – началом I тысячелетия до н. э. Она характеризуется дальнейшим развитием земледелия и скотоводства, распространением бронзовых изделий. Из бронзы, которая тверже меди и более легкоплавка, изготовляли различные орудия труда, оружие, украшения. Однако полностью заменить изделия из камня бронзовые предметы еще не могли. В эту эпоху заметно усилилось имущественное и социальное неравенство между отдельными семьями. В связи с частыми войнами и борьбой за территории стали формироваться крупные союзы племен. В конце III тысячелетия до н. э. на территории, занятые трипольскими племенами, с правого берега Среднего Поднепровья расселились племена так называемой средне-днепровской культуры, ассимилировавшие трипольское население. Свои жилища представители этой культуры строили из дерева. Кроме земледелия и скотоводства, значительное место в их хозяйственной деятельности занимали ткачество и гончарство.

Ранний железный век

Эта эпоха, сменившая в начале I тысячелетия до н. э. эпоху бронзы, стала заключительным периодом в истории первобытного общества Восточной Европы. Праславянские племена, жившие на территории Киева в этот период, достигли достаточно высокой ступени развития. Поселения из деревянных домов-полуземлянок располагались на невысоких, пригодных для земледелия участках. Наибольшего мастерства праславянские племена достигли в бронзолитейном деле и изготовлении глиняной посуды. К раннему железному веку ученые относят найденный в 1852 году при строительстве Анатомического театра (теперь улица Хмельницкого, 37) бронзовый кинжал сибирского типа. Рукоять кинжала пластинчатая, с навершием в виде фигурки кабана. Перекрестье образовано выступающими орлиными головками. Освоение железа имело огромное значение для развития всех отраслей хозяйства, скотоводства, ремесел, военного дела.

С возникновением постоянной угрозы со стороны причерноморских племен киммерийцев (VIII в. до н. э.), а затем скифов (VII в. до н. э.) лесостепные племена вынуждены были строить укрепленные поселения-городища, иногда довольно больших размеров. Поселения этого времени открыты на территории Кирилловского заповедника (в 1959 году), в Бортничах, Боярке и ряде других мест.

В середине I тысячелетия до н. э. населявшие территорию современного Киева племена установили отношения, носившие характер натурального обмена с кочевыми южными “соседями” – скифами и античными государствами Северного Причерноморья. В начале новой эры местное население уже поддерживало интенсивные торговые связи с восточными провинциями Римской империи. Об этом, в частности, свидетельствуют находки как единичных римских монет II – IV вв., так и их кладов, обнаруженных на территории города. Памятники древних культур на территории современного Киева свидетельствуют о ее заселении в период от позднего палеолита до III в до н. э. Однако, поселения каменного, медного, бронзового и раннего железного веков составляют предысторию Киева и рассматриваются учеными как докиевские.



biofile.ru

Становление Киева. Основание Киева - история и интересные факты

Моя корзина

Корзина пуста 0 экскурсий

(044) 222 79 57

     Становление КиеваНам хотелось бы создать небольшой цикл статей, посвященный хронологической истории Киева. Вместить историю столь старого города сложно ни то чтобы в несколько десятков статей, об истории Киева пишутся целые тома, но мы конечно, на такое не претендуем) Попытаемся достаточно лаконично рассказать и описать основные этапы становления и развития Киева, главные и ключевые события в истории Киева, увидеть, то и кто влиял на его культуру и социальное строение и многое другое.

      Во все эпохи и времена, данная местность, в первую очередь из-за выгодных топографических и географических особенностей, была популярной среди поселенцев, поэтому чуть ли не со времен палеолита и до сегодня, Киев был местом постоянного проживания людей.

     Множество раскопок и исследовательских работ, которые проводились в разные времена, доказывают существование цивилизации на территории современного города ещё в эпоху палеолита, приблизительно 40-10 тыс. лет тому. Эти же исследования описывают и жизнь поселений тех далеких эпох, и особенности климата, а так же ландшафта. Условия жизни в каменном веке были намного суровее нынешних, ландшафт был ближе к тундровому, хвойная растительность появилась здесь гораздо позже. Река была полноводнее и вширь достигала порой 30 км, затапливая весь современный левобережний Киев.

Становление Киева

     Во время раскопок 1893 года, на глубине 30 м была обнаружена всемирно известная Кирилловская стоянка. Именно она относится к эпохе палеолита. Располагалась она неподалеку от Старокиевской горы, над Подолом по улице Фрунзе. На месте стоянки, известный украинские археолог Викентий Хвойка и группа ученных обнаружила останки жилищ, похожих на жилища современных северных народов, датируемые 17-20 ст до н.э. в них в ходе работ были обнаружены орудия труда, предметы изобразительного искусства, а сами древние постройки были сооружены практически полностью из крупных костей ископаемых животных. Мелкие же кости использовались как топливо. Следы ещё нескольких стоянок позднего палеолита были обнаружены в Протасовом Яру и в районе Караваевых Дач.

     Позднее, в 8-10 ст. до н.э. население города резко выросло, об этом свидетельствуют раскопки, проводившиеся на Оболоне, Никольской Слободке. В эпоху меди, в доскифский и скифский периоды, люди овладели железом, развивали ремесла и вели торговлю с греческими колониями Северного Причерноморья, населяя все большие территории. Так были найдены останки поселений 1-3 ст. до н.э. на Старокиевской и Замковой горах, в районе Жулян, в усадьбах Софиевского и Киево-Печерского монастырей, на лысой горе.

     На рубеже столетий в эпоху раннего христанства, местность была плотно населена представителями зарубинецкой (2 ст. до н.э. – 1ст. н.э.) и Черняховской (2-5 ст. н.э.) культур. Тут найдено около 10 стоянок и множество захоронений, монет и сокровищ, что свидетельствовало не только густоте населения, но и о тесных торговых связях с античным миром.

     Так благодаря проведенным исследованиям в хронологии заселения территории современного Киева, от раннего палеолита и до 5 ст. н.э., решается вопрос об основании города и о происхождении первых жителей Киева.

     Ранние поселение появлялись скорее, не та территории современного города, а на территории Киевской области. Археологические раскопки показывают, что первые следы селений датируются вплоть до 20 тысяч лет до нашей эры.  Определенный «расцвет» человеческой культуры на территориях близких к Киеву относиться к периоду с 4500 годов до н.э. до 2000 годов до н.э., когда существовала земледельческая трипольская культура. Период бронзового века представлен в Киеве Зарубинецкой культурой, период железного века – Черняховской культурой.

Статуэтки времен Трипольской культуры

Статуэтки времен Трипольской культуры

 

     Общепринятой датой основания Киева, именно как городского селения, считается VI—VII века нашей эры. Некоторые ученные оспаривают эту дату, и считают, что Киев как город был основан в IX и X веках нашей эры. Но вопрос скорее стоит не в том, когда в Киеве образовалась общественная жизнь, а какие критерии вкладывать в смысл именно «городского образования». Если же под «городом» понимать именно наличие сложных сооружений – замки, дворцы, дома, то возможно, они и возникло немного позже, чем первые полноценные поселения на правом берегу Днепра – к началу IX-го века.  В любом случае ученные сходятся в одном – жизнь в Киеве зарождалась на территории современной Старокиевской и Замоковой горы, а также Подола. Предлагаем Вам более детально ознакомиться с версией о возникновении Киева  археолога и историка Максима Берлинского.

Кий, Щек и Хорив на иллюстрации к Радзивиллоской летописи, XV-й век

Кий, Щек и Хорив на иллюстрации к Радзивиллоской летописи, XV-й век 

 

     Общепринятой теорией о возникновении Киева считается его основание неким Кием и его братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедь. Оспорить либо подтвердить данную теорию-легенду практически невозможно, но если Кий и был, то он, скорее всего, пришел с севера и имеет скандинавские корни. Также, существует научная теория о происхождение названия Киев от слова «кий» в таком контексте. Первыми поселенцами Киева могли быть рабочие,сооружавшие переправу через Днепр. Переправу строили из деревянных слоев уложенных на вбитых в дно столбах – «киях». Из христианских религиозных легенд о возникновении Киева, существует легенда о том, что на современных киевских холмах побывал однажды апостол Андрей и прорекал на этом месте возникновение большого и красивого города (на предполагаемом месте ныне расположен Андреевский спуск и Андреевская церковь).

Старокиевская гора - одно из мест, где зарождалась жизнь города

Старокиевская гора - одно из мест, где зарождалась жизнь города 

 

     В  V—VI веках Киев начинает становиться центром приднепровского славянского племени полян, которое начинает процесс объединения вокруг себя близлежащих славянских племен – северян, дреговичей, древлян, кривичей и радимичей. Эти объединения приведут к появлению средневекового государства Киевская Русь. Больше узнать об истории Киева Вы смможете, воспользовавшись услугой экскурсовода по Киеву. 

 

Первые князья КиеваКиев становится столицей Киевской Руси. Первые князья Киева

Читать далее

 

 

smartclever.com.ua


Смотрите также