Мари город древний. Мари, Вавилон - История архитектуры
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнейший город Мари. Мари город древний


ДРЕВНЕЕ ГОСУДАРСТВО МАРИ

share the publication with friends & colleagues

Всего только 4 - 5 лет тому назад название древневосточного государства Мари было известно лишь в самое узком кругу специалистов по истории древнего Востока. Да и они знали (на основании случайных упоминаний названия Мари в отдельных сумерийских, аккадских, хеттских и ассирийских надписях) лишь то, что некогда существовало государство Мари, что находилось оно в стране Хана, расположенной к северозападу от Вавилонии, по среднему течению реки Евфрата, у устья одного из его притоков - реки Хабур. Этим почти исчерпывались знания даже крупнейших востоковедов о государстве Мари.

Сейчас, после расколок на холме Тель-Харири, произведенных французской археологической экспедицией под руководством Андре Парро, история и культура государства Мари становится достоянием широких кругов читателей, интересующихся древней историей.

Раскопки в Мари были начаты в конце 1933 года и продолжались, по крайней мере, по 1938 год1 . Были открыты развалины города (отдельные его кварталы и места погребений), остатки храма со множеством предметов культа и руины грандиозного царского дворца, занимающего площадь в 1 1/2 гектара и имеющего свыше 300 помещений. Но самое важное открытие Парро - государственный архив с 20 тысячами клинописных табличек. Этот архив занял почетное место в ряду таких крупнейших архивов древности, как тель-амарнский архив в Египте, хеттский архив из Богазкеоя, финикийский архив из Рас-Шамры, архивы из Телло и Ура, библиотека Ассурбанипала.

Архив Мари состоит из документов хозяйственной отчетности и договорных плиток (до 2 тысяч табличек), исторических и религиозных текстов и дипломатической переписки царей Мари с царями соседних и более отдаленных государств: Вавилона, Эшнуны, Кархемиша, Ассирии, государств в горах Загра и др. Архив Мари проливает свет не только на историю (политическую и экономическую) Мари, но и всей Месопотамия, в особенности средней и северной ее частей, которые до сих пор очень плохо нам известны. Между прочим, архив Мари уже дал около 200 новых названий местностей, стран, городов и народов.

Разбор архивных документов был поручен крупнейшим французским ассириологам. Публикация документов уже началась. Царская переписка опубликована ассириологом Доссеном в журнале "Syria" (1938 год, выпуск 2-й) и ассириологом Г. Жаном в "Revue d'Assyriologie" (1938 год, N 2). Целый ряд исторических текстов опубликован Тюро-Данженом в "Revue d'Assyriologie" (1936 год, N 4). Тексты, относящиеся к гаданиям, опубликованы ассириологом Н. Рутан в том же журнале (1938 год, N 1).

Хотя опубликована только незначительная часть архива, все же уже сейчас можно в общих чертах охарактеризовать культуру и политическую историю государства Мари.

1 Подробные отчеты Андре Парро печатаются во французском журнале "Syria". Номера этого журнала за 1939 год в Москву еще не поступили.

стр. 90

Дворец Мари.

Раскопки на территории государства Мари.

Оно существовало в продолжение всего третьего тысячелетия до нашей эры. Население Мари но своему языку принадлежало к семитам. Но это население являлось, видимо, неоднородным: оно, надо полагать, состояло из многих семитических народностей. О смешанном характере населения мы судим по исключительному разнообразию типов и форм погребений. Раскопки обнаружили и трупосожжения, и расчлененные костяки, и захоронения в земле. Захоронения в земле представлены разными формами: погребениями в глиняных саркофагах, в больших пифосах (глиняных бочках) и в колоколообразных сосудах. Различие типов и форм погребений должно быть об'яснено в первую очередь различным историческим прошлым отдельных составных частей населения Мари, но на способы погребения отчасти могли оказать влияние и различные окружавшие Мари народы (аккадийцы, субарийцы и др.).

Анализируя материальную и духовную культуру государства Мари, сопоставляя ее с культурой других государств Месопотамии третьего тысячелетия (Ассирии, аккадских и сумерийских патесиатов1 ), мы приходим к заключению, что все упомянутые государства составляли единый культурный круг, принадлежали к одной цивилизация, которую Франкфорт называет "сумерийской", а ассириолог Парро - "месопотамской". Общность культуры всех этих стран видна и в технике (металлургия, керамика), и в религии (сходство амулетов, общность пантеона богов), и в искусстве (общность скульптурных мотивов и архитектурных форм). Архив Мари свидетельствует о наличии общего языка во всей Месопотамии не только для международных сношений, но и в области духовной культуры. Если тель-амарнский архив доказал, что в середине второго тысячелетия до нашей эры на всем цивилизованном Переднем Востоке вавилонский язык был международным языком, то архив Мари свидетельствует о том, что в Месопотамии вавилонский язык стал международным языкам уже в третьем тысячелетии (по крайней мере, в конце его).

Состояние производительных сил в Мари соответствовало в общем состоянию их в Вавилонии в третьем тысячелетии до нашей эры. Как и Вавилония, Мари в эту эпоху знало бронзовую технику (найдены бронзовые гвозди, иголки, булавки, много бронзовых изваяний). Таким образом, не только Вавилония, но и вся Месопотамия опередила Египет в развитии производительных сил, в частности металлургии (как известно, Египет перешел к бронзе на тысячу лет позже, во втором тысячелетии).

Характеризует состояние производительных сил Мари и глиняная посуда, которая сделана на гончарном круге и хорошо обожжена. Наконец, и строительная техника в Мари вполне соответствовала вавилонской. Основным строительным материалом, как в Сумере и Аккаде, был необожженный кирпич, так как обжиг из-за недостатка топлива стоил дорого. Применялся либо кирпич солнечной сушки, либо кирпич-сырец. Из таких кирпичей построен царский дворец в Мари. Так как необожженные кирпичи непрочны, во дворце сделаны толстые стены - до 3 - 4 метров.

Основными отраслями хозяйства в Мари, судя по царской переписке, были земледелие и скотоводство. Земледелие было ирригационным. Большое значение в оросительной системе Мари имели два известных нам канала: так называемый "Большой канал" и "Ишим-Иахдунлим". Эти каналы пополнялись в значительной мере

1 Патесиат - сумерийское государство-город, во главе которого стоял патеси (царь-жрец).

стр. 91

Погреб с глиняными сосудами.

Раскопки на территории государства Мари.

осадками. Дожди бывали иногда столь сильны, что уровень реки Хабур, питавшей своей водой ирригационную сеть Мари, поднимался на 4 локтя (2 метра).

Ирригация регулировалась государством. Об этом свидетельствуют донесения чиновников царю о состоянии каналов. Об этом же говорит один из исторических текстов, в котором царь Иахдунлим возвещает миру, что он соорудил новые каналы, в частности "Ишим-Иахдунлим".

Бичом земледелия в Мари являлась саранча, производившая иногда большие опустошения.

В скотоводстве Мари, как и Вавилонии в третьем тысячелетии до нашей эры, господствовала молочная система. В Мари было известно изготовление сыра, о чем свидетельствуют две сыроваренных печи, обнаруженных во дворце.

Внешняя торговля была довольно развита. Общность культуры во всей Месопотамии свидетельствует о тесных торговых связях между странами бассейна рек Тигра и Евфрата.

Царская переписка дает нам ценные сведения о характере марийской торговли. Ввозили в Мари ткани, вино, металл и коней для упряжи. Этот последний факт имеет исключительное значение для истории материальной культуры. Если до сих пор первое упоминание об упряжной лошади относилось к самому концу XVIII века до нашей эры (ко времени нашествия гиксосов yа Египет), то архив Мари заставляет нас отодвинуть дату возникновения коневодства на три века назад: царь Зимрилим, современник Хаммурапи1 (2067 - 2025), ввозил коней для своих колесниц.

Большую роль в торговле Мари с севером играло государство Кархемиш, лежавшее на пути, который вел из Месопотамии в средиземноморские страны. Кархемиш доставлял вино, ткани и коней. В торговле лошадьми государство Кархемиш было посредником: оно вывозило их из других стран.

Материалы раскопок дают нам представление о социально-экономической структуре и формах эксплоатации в Мари. Несомненно, грандиозный и роскошный царский дворец в Мари свидетельствует о рабском труде и, следовательно, о существовании двух классов: свободных и рабов. Раскопка обнаружили наряду с дворцом городские кварталы с весьма скромными домиками; наряду с богатыми гробницами, построенными из больших каменных плит, бедные могилы, в которых тело умершего погребено без гроба и покрыто только просмоленной цыновкой. Это, бесспорно, свидетельствует о том, что и класс свободных не был однороден, что он распадался на две прослойки: простолюдинов и аристократию.

Всеми благами культуры пользовались одни аристократы. Их пища была обильна и разнообразна. Во дворце найдены 47

1 Хаммурапи - один из наиболее выдающихся правителей древней Вавилонии. Он об'единил под своей властью всю южную Месопотамию, свергнул иго эламитов, заставил платить себе дань народы большей части Месопотамии, Ассирии и Элама, составил свод законов, носящий его имя.

стр. 92

Статуэтка, изображающая богиню воды.

Раскопки на территории государства Мари.

форм для изготовления пирожных, молочных кушаний и сыров, обнаружено множество хозяйственных помещений: кухонь, сыроварен, кладовых, складов, погребов. В погребах находились громадные кувшины, высотой в 1 метр 15 сантиметров и с диаметром, равным 1 метру 10 сантиметрам.

Для аристократии ввозилось лучшее вино из других стран. Аристократия знала и роскошь и комфорт. Во дворце были ванные комнаты1 . Пол жилых помещений дворца покрыт либо обожженным кирпичом, либо толстым слоем полированного гипса. Стены парадных комнат украшены геометрическими узорами или фресками. Однако комфорт придворной аристократии был ограничен уровнем техники того времени. Окон дворец в Мари не имел, и свет проникал в комнаты через двери, выходившие во двор.

Деятельность аристократов, судя по царской переписке, проявлялась и в области хозяйственной, и в области военной, и в области политической. Во всех этих областях аристократы были руководителями. Досуг свой они проводили либо в пирах (найден фрагмент рельефа с изображением пиршества), либо на охоте и на рыбной ловле. Любимейшим средством развлечения являлись животные. В письмах царя Зимрилима виден большой интерес к белым коням, к собакам, к живой рыбе и в особенности ко львам. Как только львы бывали замечены где-либо в государстве, они должны были быть пойманы и доставлены царю живыми.

В общих чертах может быть охарактеризован и государственно-политический строй. Его первая особенность - монархическая форма правления древневосточной разновидности, то есть деспотия. Нам известны имена двенадцати царей этого государства и их чередование. Резиденцией царей и столицей государства Мари, повидимому, являлся город Мари. Вторым административным центром был город Тирка.

О могуществе царей Мари свидетельствует их грандиозный дворец, построенный в конце третьего тысячелетия. Во дворце был величественный тронный зал, занимавший площадь в 200 квадратных метров.

Цари Мари, как и многие другие древневосточные цари, видимо, были и верховными жрецами. Во всяком случае, их личность считалась священной. Об этом свидетельствует и то, что тронный зал был непосредственно соединен с дворцовой часовней, а в особенности то, что в средней части царского дворца обнаружен храм.

Цари Мари, как и другие древневосточные цари, выполняли некоторые общественные обязанности. Еще Энгельс в "Анти-Дюринге" отметил: "...политическое господство повсюду вытекало из общественных должностей и бывало устойчиво только тогда, когда выполняло свои общественные обязанности. Многочисленные деспотии, поднимавшиеся и падавшие в Персии и Индии, все отлично помнило свою первейшую обязанность: заботиться об орошении долин, без которого в этих странах невозможно земледелие"2 .

1 Канализация имелась не только во дворце, но и в городских кварталах.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Т. XIV, стр. 182.

стр. 93

Амулеты из камня.

Раскопки на территории государства Мари.

Как, показывает царская переписка, царям Мари приходилось много заботиться об ирригации, урожае и пастбищах для скота. Если в плотине появлялась брешь, для ее исправления немедленно посылалось должностное лицо. "Так, говорит Бахдулим, твой слуга, - гласит одно донесение царю Зимрилиму. - Я нахожусь у самого сооружения при реке Хабур, уровень воды которой поднялся на два локтя. Сейчас, пока не спадет вода в Хабуре, я не смогу заделать брешь. Как только спадет вода, я заделаю брешь".

Местные чиновники, ведавшие оросительной сетью, сообщали царю также о выпадении дождевых осадков, питавших водой каналы. Особые чиновники следили за состоянием урожая и посылали регулярные донесения в царскую канцелярию о ходе уборки хлеба.

Таким образом, второй характерной особенностью государственно-политического строя Мари являлась централизованная система управления. Особое место занимала дворцовая бюрократия. До нас дошла статуэтка чиновника Идинарум, носившего титул "заведующего снабжением мукой и зерном". Особенно много было в царской канцелярии счетчиков и письмоводителей. Они же, вероятно, были и архивариусами. Документы хозяйственной отчетности хранились в большом порядке; они складывались в большие кувшины, где и были найдены при раскопках.

Таковы в общих чертах материальная культура, социально-экономический строй и государственное устройство Мари. Вырисовывается перед нами и духовная культура. В религии были еще сильны пережитки тотемизма (поклонение животным). В частности был распространен культ быка. Найденные при раскопках амулеты представляют собой изображение быка, иногда - с головой человека. Господствующей же формой религии был культ сил природы, в особенности воды, огня и земли. Богиня воды изображалась ввиде женщины с сосудом в руках. Был сильно развит и культ вавилонских богов: Дагана (верховного бога воды и рек), Шамаша (солнца), Ану (неба). Особенно почитался главный из сумерийских богов - Энлиль (бог земли). Цари Мари носили титул "Ишаку1 Энлиля". Исключительно популярна была вавилонская Иштар (богиня плодородия, любви и красоты). Храм, развалины которого обнаружены при раскопках, был посвящен богине Иштар.

Весьма распространенным религиозным обрядом в Мари было приношение в жертву богам статуэток. Приходящие в храм клали на жертвенник эти статуэтки, которые после уносились жрецами в святилище храма. Приношение статуэток делалось обычно по данному ранее обету, поэтому статуэтки получили в науке название "вотивных" ("обетных").

Вотивные статуэтки обнаружены при раскопках храма Иштар в большом количестве. Они сделаны либо из дорогого алебастра, либо из дешового гипса. Размеры их различны (от 15 сантиметров до полуметра), различно и качество выполнения: одни являются продуктом ремесленного массового производства, другие - художественные "произведения с отпечатком индивидуальности мастера. Статуэтки второго типа дают портретное изображение дарителя. На них обычно имеются надписи, обозначающие имя и титул изображаемого человека и имя бога, которому посвящена статуэтка".

1 Ишаку - аккадийское слово, означающее "вождь", "царь".

стр. 94Каков смысл этой формы приношений? Французский ассириолог Тюро-Данжен считает вотивные, статуэтки как бы заместителями людей, постоянными ходатаями за них перед богом. Тюро-Данжен при этом ссылается на следующую надпись на вотивной статуэтке ассирийского царя Ассурбанипала: "Я ставлю свою царскую статую.., чтоб она являлась ходатаем о моей жизни перед богами". Но нам кажется, что Тюро-Данжен здесь неправ. Нельзя сопоставлять культовые об'екты Мари начала третьего тысячелетия с культовым об'ектом Ассирии такого же типа, но относящимся к середине первого тысячелетия. За это время смысл обряда мог измениться. И в самом деле, надписи на статуэтках Мари совсем иные. Вот типичная надпись: "Ламги-Мари, царь Мари, великий ишаку Энлиля, свою статую (богине) Иштар посвятил". Из надписи видно, что приношение статуэток, носило характер посвящения их богам, т. е. жертвоприношения. Нам кажется поэтому, что аналогий следует искать не в новоассирийском царстве, а в ханаанейской культуре третьего тысячелетия. При раскопках ханаанейских городов третьего-второго тысячелетий (например, в Гезере) найдены сосуды с останками детей, принесенных в жертву, и серебряные фигурки, которые являются, по всеобщему мнению, символическими дарами, как бы заменяющими человеческие жертвоприношения1 .

Человеческие жертвоприношения существовали у всех народов на определенной (варварской) ступени их развития. Но у многих семитических племен (например ханаанеян, финикийцев) они сохранились как пережиток и на ранней ступени цивилизации. Вотивные статуэтки как бы заменяли собой человеческие жертвоприношения. Посвящение своего изображения богу являлось символом принесения себя в жертву.

В религии Мари, так же как в вавилонской религии, играло большую роль гадание. Во время раскопок, обнаружена уникальная коллекция из 32 глиняных моделей печени для обучения гаданию. Народы Мари, как и вавилоняне, практиковали гепатоскопию (гадание по печени). Особенности печени жертвенного барана, те или иные отклонения от нормы, считались предзнаменованиями. Для подготовки будущих гадателей применялись глиняные модели печени, на которых были отмечены главные части печени и написаны те предзнаменования, которые были связаны с аномалиями этих частей. При этом модели из Мари имеют некоторые особенности по сравнению с вавилонскими и хеттскими. На вавилонских и хеттских моделях надпись примерно такая: "Если такая-то часть печени имеет такую-то аномалию, то произойдет то-то". На моделях же Мари порядок слов обратный: "Если то-то произошло (или произойдет), то печень имеет (или будет иметь) следующий вид".

Перечень предзнаменований, переведенных ассириологом Н. Рутан, убеждает нас в том, что гепатоскопия в первую очередь обслуживала царя и высокопоставленных лиц. Цари советовались с гадателями по всем вопросам, прежде чем принять какое-либо решение.

Жречество в Мари было, видимо, организовано в особое сословие и обладало большими богатствами. В восточной части храма Иштар обнаружены жилые помещения для жрецов. В этих помещениях было найдено много драгоценностей.

Несколько меньше чем религия нам известны другие формы идеологии в Мари. Народы Мари усвоили вавилонскую клинопись и писали так же, как вавилоняне, на глиняных табличках разного формата и величины. Самые маленькие таблички, обнаруженные во дворце Мари, имеют форму квадрата, каждая сторона которого равна 3 сантиметрам. Самые большие таблички представляют собой прямоугольники, имеющие 15 сантиметров в длину и 10 сантиметров в ширину. Большинство документов, дошедших до нас, имеет от 20 до 30 строк, некоторые же имеют свыше 100 строк. Письмена на табличках хотя и очень отчетливы, но все же очень мелки и неудобны для чтения простым глазом. Небольшой размер табличек можно об'яснить тем, что он являлся лучшей гарантией их сохранности. Все маленькие таблички дошли до нас в целости, тогда как большие найдены в поврежденном виде.

Глиняная модель печени для гадания.

Раскопки на территории государства Мари.

1 См. Тураев "История Древнего Востока". Т. I, стр. 162. 1935.

стр. 95

Клинописные таблички Мари.

Раскопки на территории государства Мари.

Народы Мари усвоили не только вавилонскую клинопись, но и все вавилонские (сумеро-аккадские) знания. В частности в Мари был известен вавилонский эпос о Гильгамеше1 . При раскопках были обнаружены цилиндрические печати с изображением Гильгамеша и Энкиду, побеждающих зверей.

Нужна была большая подготовка для того, чтобы усвоить вавилонские знания, язык и клинопись. В обучении писцов была прежде всего заинтересована царская власть. Вот почему школа писцов, обнаруженная при раскопках, находилась в самом дворце. Она занимала 2 комнаты. В первой находилось 6 кирпичных скамеек, рассчитанных на одного, двух и четырех человек. Во второй, несколько меньшей, обнаружены 3 ряда скамеек. В школе, таким образом, училось около 20 учеников, а она, возможно, была единственной во всей стране.

Пластические искусства в Мари были на уровне той эпохи. Скульптура отличалась реализмом. Возможно, это об'ясняется тем, что наиболее частыми сюжетами являлись вотивные статуэтки, от которых требовалось портретное сходство с дарителем.

Для изваяний характерна больше простота линий чем утонченное изящество. Любимым художественным приемом является инкрустация. Так, глаза статуй обычно инкрустированы, что придает изваяниям жизненность. У знаменитых бронзовых львиных фигур, найденных в Мари, глаза сделаны из белого известняка, а зрачки - из серого, отдающего синевой сланца. Найдены целые композиции, выполненные при помощи инкрустации, например инкрустация из раковин, красного камня, шифера и лазурита, изображающая воинов, ведущих пленников.

В области скульптуры чувствуется влияние Вавилонии. Излюбленными сюжетами скульптуры в Мари, как и в Вавилонии, являлись изображения львов и лвиноголового орла.

Чувствуется влияние Вавилонии и в области архитектуры. В Мари преобладали конструкции из глины, так же как и в Сумере третьего тысячелетия, была та же грандиозность и колоссальность форм. Композиция дворцового ансамбля в Мари примерно такая же, как в Телло2 . Основным принципом планировки помещений во дворце Мари являлось их размещение вокруг длинного двора.

Не следует, однако, переоценивать влияние вавилонской культуры на культуру Мари. Даже сейчас, когда культуру Мари только начали изучать и, естественно, преобладают поиски сходства с уже известны ми формами культуры, бросаются в глаза, отличия культуры Мари от вавилонской культуры. Так, в строительном деле в Вавилонии третьего тысячелетия применялись плоско-выпуклые кирпичи, в Мари же применялся плоский кирпич. В Вавилонии в третьем тысячелетии камень не применялся, в Мари наряду с кирпичом-сырцом применялся и камень. Отсюда различия в архитектуре: в Вавилонии третьего тысячелетия не было колонн, в Мари были колоннады. Так, двор храма Иштар в Мари имеет с двух сторон портики, состоящие каждый из пяти величественных колонн. Таким же портиком из пяти колонн украшено и святилище.

В Вавилонии никогда не закладывали фундаментов, так как в наносной почве вавилонской равнины твердый грунт залегает очень глубоко. Вместо фундамента вавилоняне насылали между зданием и почвой искусственный холм или террасу, которая и служила основанием здания. В Мари террас не делали, а строили здание на каменном фундаменте.

Такова была культура - материальная и духовная - в государстве Мари.

Его политическая история представляется пока в следующем виде. Государство Мари, возникшее на рубеже четвертого и третьего тысячелетий, являлось одним из

1 Гильгамеш - древнейший царь сумерийского города Эреха. Его деятельность получила фантастическое отражение в сумерийском эпосе.

2 Телло - современное название городища древнего сумерийского города Лагаша. Раскопки обнаружили в Телло развалины дворца, относящегося к древнейшему периоду истории Месопотамии.

стр. 96основных государств, оспаривавших в третьем тысячелетии первенство в бассейне рек Тигра и Евфрата. Главные соперники государства Мари находились на юге - это были Аккад и Сумер. Недаром главные оборонительные сооружения Мари были устроены на его южной стороне. До покорения царем - Хаммурапи всего Сеннаара борьба между Мари и южными патесиатами велась с переменным успехом.

В конце XXX века (до нашей эры) отношения между странами, видимо, складывались благоприятно для южной Месопотамии. Патеси сумерийского города Лагаша, Эаннатум, около 2900 года вторгся в Мари и, видимо, покорил его. Но через некоторое время Мари взяло реванш и покорило Сумер. Сунерийская традиция говорит о существовании династии Мари в Сумере. Современная ассириология в лице Тюро-Данжена вполне допускает историчность этой династии, но сомневается лишь в реальности традиционных хронологических, ее рамок. Можно лишь полагать, что она восходит ко времени досаргоновскому.

Об'единенные Саргоном1 Сумер и Аккад перешли в контрнаступление в середине XXVIII века. Мари попало в зависимость от сумеро-аккадийского об'единенного государства. В надписи одной из статуй Саргона он назван царем "Верхней страны", включавшей, согласно той же надписи, государство Мари. Зависимость Мари от Аккада осталась, повидимому, и при Нарамсине, хотя Мари при царе Мижир-Дагане делало попытки освободиться от этой зависимости. Впоследствии, после крушения государства Саргонидов под натиском Гутеев (в середине XXVI века до вашей эры), Мари восстановило свою самостоятельность. Однако в XXV веке до нашей эры, после установления III династии Ура в Сеннааре, Мари опять попало в зависимость от царей Ура. Правда, Мари пользовалось широкой автономией. Это - время царствования в Мари Тура-Дагана, Пузур-Иштара, Илум-Исара и Иди-Илума.

Около 2300 года до нашей эры, когда государство Ура под ударами эламитов ослабело, а затем распалось, Мари восстановило свою самостоятельность. В XXIII веке до нашей эры начался период возвышения Мари, началась пора его могущества и расцвета.

В этот период особенно выделяется время царствования Иахдунлима (первая половина XXI века до нашей эры). В одной из надписей Иахдунлим сообщает о покорении семи стран, об укреплении берегов Евфрата, о сооружении каналов, об укреплении городов Мари и Тирка и, наконец, об основании нового города, которому царь дал название "Дур-Иахдунлим" и где он открыл канал, названный "Ишим-Иахдунлим".

При сыне Иахдунлима, Зимрилиме, являвшемся современником Хаммурапи, Мари сначала сохранило свое могущество. Время Зимрилима известно нам лучше чем другие царствования Мари, так как открытый в Мари архив относится к его времени.

Зимрилим продолжал строительную деятельность, начатую его отцом, и закончил строительство города Дур-Иахдунлим.

Зимрилим был одним из наиболее могущественных царей Месопотамии. Государство Кархемиш находилось в вассальных отношениях к нему. Так, Иатар-Ами, царь Кархемиша, писал Зимрилиму следующее верноподданническое письмо: "Мой отец Аплаханда не умер; он живет вечно: это Зимрилим является моим отцом! Иатар-Ами является твоим верным сыном".

Хаммурапи заключил союз с Зимрилимом для того, чтобы обеспечить себя с севера в борьбе с другим претендентом на об'единение Сеннаара, царем Ларсы Римсином. Хаммурапи и Зимрилим помогали друг другу в войнах. Нам известно письмо Зимрилима к Хаммурапи, в котором первый жалуется на то, что Хаммурапи ему недостаточно помотает в войне с субарийцами, так как прислал лишь отряд в 3 тысячи человек.

В ответе Зимрилиму писец Хаммурапи Бахдимм писал: "Так сказал Хаммурали: я послал многочисленные войска Зимрилиму.

Статуэтка мужчины.

Раскопки на территории государства Мари.

1 Саргон - царь Аккадо, впервые об'единивший всю Вавилонию (Сумер и Аккад) в одно государство. Покорил Сирию и южные области Малой Азии.

стр. 97

Охота на оленя. Каменный барельеф.

Раскопки на территории государства Мари.

Как ты знаешь, путь, который должно пройти войско, длинен. Я посылаю привет Зимрилиму, привет его войску, привет войску, которое я отправил Зимрилиму. Я посылаю сведения о врагах, которые осаждают Расабу. Чтоб твои сведения ко мне приходили регулярно!"

В результате союза, заключенного между Хаммурапи и Зимрилимом, они стали вершителями судеб в Месопотамии во второй половине XXI века до нашей эры. Об этом свидетельствует письмо одного из мелких царей Месопотамии к Зимрилиму: "И теперь я, с тех пор, как сел на престол своего отца, являюсь твоим сыном и сыном Хаммурапи. То, что Хаммурапи мне говорит, я делаю".

Союз с Зимрилимом, царем Мари, Хаммурапи использовал для сокрушения государства Ларсы, что ему и удалось сделать на 37 году своего царствования, в 2037 году до нашей эры. После этого союз с Мари только стеснял Хаммурапи. Государство Мари запирало ему путь на север - к Сирии, к побережью Средиземною моря.

Между тем международная обстановка сложилась для Мари неблагоприятно. Зимрилиму пришлось одновременно вести борьбу и против Эшнунны и протай Субарту, которому оказывал помощь Элам. Хаммурапи решил использовать стесненное положение государства Мари, чтобы покончить с этим вторым после Ларсы соперником вавилонского государства. В 2035 году до нашей эры (через два года после покорения Ларсы) Хаммурапи вторгся в Мари и разгромил его. Войско Хаммурапи подожгло дворец, разрушило фрески его стен, изувечило статуи и срыло стены города Мари.

Зимрилим оказался последним царем государства Мари. В 2035 году до нашей эры государство Мари закончило навсегда свое самостоятельное существование и вошло в состав Вавилонской монархии.

Таковы краткие итоги раскопок в Мари. Как видим, добытый при расколках богатый материал пополнил наши знания по истории Вавилонии. Эпоха первой вавилонской династии, в особенности время царствования ее наиболее выдающегося представителя, Хаммурапи, вырисовывается теперь более отчетливо. Основное же значение этих раскопок в том, что они способствовали выяснению малоизвестной истории средней и северной Месопотамии, в частности дали нам возможность воссоздать историю и культуру довольно значительного государства древнего Востока - Мари.

Orphus © libmonster.ru

Permanent link to this publication:

http://libmonster.ru/m/articles/view/ДРЕВНЕЕ-ГОСУДАРСТВО-МАРИ Similar publications: LRussiaLWorldY G

libmonster.ru

Мари — цивилизация, затерянная в песках. «Пять жизней древней Сури» | Матвеев Константин Петрович

 

СТРАНИЦЫ «ГЛИНЯНЫХ КНИГ»

Из всех богатств, повествующих о цивилизации Мари, наибольшую ценность, по мнению ученых, представляют клинописные таблички. Практически все они находились в царских архивах, в частных коллекциях, в храмах.

Ученые по-разному оценивают эти «глиняные книги». Одни считают, что самые важные — математические тексты, другие — литературные, третьи, как, например, французский ассириолог Ж- Доссен — экономические таблички. Он писал, что «примечательно и несколько неожиданно, что именно экономические документы из архивов дворца Мари, с виду столь скромные, как и все документы подобного рода, внесли в эту важную проблему новые и решающие данные для времени около 2000 года до н. э. Документы счетного характера принято упрекать в немоте. Несколько фактов, собранных в предыдущих строках, указывают, что документы счетного и административного характера из архивов Мари, при первом обращении к ним, сами заговорили об экономике, религии и истории. Углубленное и систематическое изучение сделают их, без сомнения, еще более красноречивыми».

Не будем спорить, кто из этих ученых более прав. Нам кажется, что все предметы материальной культуры, извлеченные из песков пустыни, поведали жителям Сирии о прошлом страны, которым они по праву гордятся.

Один из первых советских ученых, глубоко исследовавший историю и культуру города-государства Мари, был X. Пеклер. В 1940 году он опубликовал в журнале «Исторический журнал» большую статью, в которой свидетельствовал, что название государства Мари встречалось в клинописных табличках древних шумеров, аккадцев, хеттов и ассирийцев.

X. Пеклер писал, что и в погребениях встречаются трупосожжения, расчлененные костяки, захоронения в земле, в саркофагах, глиняных бочках и т. д. Археологические раскопки показали, что в Мари в тот период III тысячелетия до н. э. знали не только бронзовую технику, но и высокого уровня достигло производство глиняной посуды, которую делали уже на гончарном круге и искусно обжигали. Однако главным занятием жителей Мари было сельское хозяйство и скотоводство. Земледелие обеспечивалось целой системой ирригационных сооружений. Среди оросительных каналов выделялись Большой канал и Ишим-Яхдунлим. Ирригация планировалась, финансировалась и проводилась в общем государством. Об этом свидетельствуют донесения чиновников царю о состоянии каналов. Об этом же говорит один из исторических текстов, в котором некий царь Яхдунлим возвещает миру, что он соорудил новые каналы, в частности Ишим-Яхдунлим.

Широко была развита в Мари внутренняя и внешняя торговля. Об этом хорошо говорит переписка и отчетность, обнаруженные в «глиняных книгах». К импортированным товарам относились ткани, вино, металл. Завозили в страну коней, упряжь. Ввоз коней — знаменательный факт: он говорит о том, что развитие коневодства надо относить теперь к XXI веку до н. э, а не к XVIII, как до этого считалось.

Богатые люди, как при любом эксплуататорском строе, пользовались привилегиями. «Для аристократии ввозилось лучшее вино из других стран. Аристократия знала и роскошь и комфорт. Во дворце были роскошные ванные комнаты. Пол жилых помещений дворца покрыт либо обожженным кирпичом, либо толстым слоем полированного гипса. Стены парадных комнат украшены геометрическими узорами или фресками. Однако комфорт придворной аристократии был ограничен уровнем техники того времени. Окон дворец Мари не имел, и свет проникал в комнаты через двери, выходившие во двор.

Деятельность аристократов, судя по царской переписке, проявлялась и в области хозяйственной, и в области военной, и в области политической. Во всех этих областях аристократы были руководителями. Досуг свой они проводили либо в пирах (найден фрагмент рельефа с изображением пиршества), либо на охоте и рыбной ловле. Любимейшим средством развлечения являлись животные. В письмах царя Зимрилима виден большой интерес к белым коням, к собакам, живой рыбе и в особенности львам. Как только львы бывали замечены где-либо в государстве, они должны были быть пойманы и доставлены царю живыми».

Абсолютным монархом в государстве был царь, который одновременно являлся верховным жрецом Мари. В пользу этого мнения говорит тот факт, что личность царя считалась священной. Перед царем преклонялись, как перед земным богом, а богов в марийском пантеоне было множество — Даган, Шамаш, Ану, Иштар и другие. Поклонялись жители Мари и животным, и силам природы: огню, воде, ветру, молнии. Богам приносили жертвы в виде животных, дарили ценности, дорогие статуэтки. Последние изготовлялись из гипса, алебастра, бронзы, мрамора и металлов.

Среди жителей Мари были распространены гадания, предсказания. Гадали главным образом, вероятно, по печени, поскольку французские археологи нашли 32 глиняные модели печени, по которым, наверное, обучали будущих предсказателей. Всеми видами сношений человека с богами ведали в Мари жрецы, которые были организованы в особое сословие и считались богатыми и влиятельными людьми.

Высокого расцвета цивилизация Мари достигла при Царе Яхдунлиме. В одной из своих надписей на глиняных табличках он сообщал, что покорил семь стран, укрепил берега реки Евфрат, соорудил каналы, укрепил стены городов Мари и Терка, основал новый город и назвал его Дур-Яхдунлим, что означает «крепость Ях-Дунлима». Вот ему-то и наследовал сын по имени Зим-Рилим, упоминавшийся нами ранее.

Зймрйлим и вавилонский царь Хаммурапи подписали союз для борьбы с общими врагами. Объединенные союзом, они стали определять политику и вершить судьбами многих народов древнего Ближнего и Среднего | Востока. Об этом можно прочитать в письме Зимрили-му, которое прислал один из покоренных мелких царей при восшествии на престол. Он писал: «И теперь я; с тех пор, как сел на престол своего отца, являюсь | твоим сыном и сыном Хаммурапи. То, что Хаммурапи мне говорит, я делаю». Как видите, коалиция была прочной, но потом каждый из союзников использовал | договор в своих целях.

Из «глиняных книг» мы узнаем, что в Мари существовала дворцовая, или царская земля и земля, находившаяся вне царского владения, о чем писал в 1970 году советский ученый Р. Грибов в журнале «Вестник древней истории». Но и царский земельный фонд имел 1 определенные ограничения, и поэтому не всем чиновникам, которым был положен надел, он мог быть срочно выдан. К нецарским относились наряду с другими и храмовые земли. Но об их судьбе почти ничего не известно, поскольку данные имеются только по царским землям; ведь марийский архив был государственным и в нем сосредоточивались данные только о царских землях. О нецарских же хозяйствах можно получить представление лишь по отрывочным данным.

Свободные граждане были объединены в территориальные и домашние общины. В домашние общины могли входить также и рабы. В заключение Р. Грибов делает вывод, что «…в государстве Мари в конце XIX — первой половине XVIII века до н. э. существовали царские, храмовые, а также хозяйства внутри территориальных общин. Царский земельный фонд распределялся между различными категориями царских людей. В социальном отношении все общество, включая и персонал царского хозяйства, делилось на свободных и рабов».

Советский исследователь А. Дружинина в книге «Сирия старая и новая» вот что рассказала о второй половине периода существования Мари — столицы государства, «протянувшегося до Персидского залива на востоке и ставшего посредником между Средиземным морем, Месопотамией и Анатолией. Этот важный коммерческий центр держал контроль над караванными торговыми путями, связывавшими страны древнего мира.

Народ, населявший царство Мари, сумел сохранить независимость в течение долгого времени, постоянно укрепляя и расширяя свою территорию. В казну текли деньги от налогов, взимаемых с караванов. Хорошо развитая система земледелия обеспечивала отличные урожаи. Все эти факторы способствовали процветанию цивилизации, существовавшей во II тысячелетии до н. э.

Царский дворец был окружен защитной стеной. Единственные ворота на северной стороне обеспечивали наиболее надежную защиту. Многочисленные переходы вели к большому внутреннему двору. Здесь проходила официальная и административная жизнь государства. Царь принимал послов, курьеров. Палата аудиенций вмещала сотни людей. Широкий коридор вел в царские апартаменты. Одно крыло дворца использовалось исключительно для религиозных церемоний. К тронному залу вела широкая лестница.

Во дворце имелась богато убранная часовня, где стояла статуя Иштар — богини плодородия. Одна деталь статуи привлекла особое внимание археологов. Сосуд, который богиня держала в руках, оказался выдолбленным, а внутри фигуры тянулся канал, соединенный с кувшином, по которому жрецы пускали воду, и она неожиданно для молящихся начинала бить высокой струей, сверкая в огнях факелов. Ни один из известных древнейших царских дворцов не был так велик, как дворец Мари, и так талантливо украшен. Многочисленные росписи были очень эффектны. Кажется, что краски нанесли только вчера. На стене фрагмент ритуального шествия царя. Жрец в церемониальной одежде ведет быка. Левой рукой он держит веревку, продетую через кольцо в носу животного, а правой касается его спины. Голова и рога быка украшены металлическим полумесяцем и бляшками. Впереди идут верховный жрец в высоком головном уборе и царь. Фигура последнего выделена размерами. Интересна и еще одна деталь: с пояса широкой царской одежды спускается цветок лотоса — мотив, заимствованный из Египта. Лицо каждого человека — участника шествия — индивидуально. Особенно выразительно лицо жреца — с крупным носом и плотно сжатыми губами.

Интересна и статуя Иштуп-Илума, царя Мари, сделанная из черного камня (2000 год до н. э.). Силу и здоровье мужского тела подчеркивают развитые мускулы обнаженной левой руки. Длинная одежда спадает до земли. Над широко открытыми глазами нависли брови. Губы сурово сжатые. Выражение лица властное и суровое. Борода тщательно завита. Древний мастер изобразил черты конкретного человека, но в то же время через образ вполне проглядывает мир сверхъестественного, что характерно для искусства Древнего Востока.

Трогательно выглядит скульптурная группа: муж и жена, сидящие на скамье. В позе супружеской пары — доверие и нежность.

Хорошо сохранившиеся скульптуры были обнаружены в святилище. Рассматривая их, приходили к выводу, что прав был Андрэ Парро, говоривший об «изяществе и реализме, печать которых семиты Мари сумели наложить на шумерское искусство».

В центре столицы Мари стоял когда-то храм бога Дагана, охраняемый бронзовым львом. Основой скульптуры было дерево, к которому крепились части из бронзы. Но металл окислился, а дерево истлело. Археологам пришлось буквально спасать льва. Скульптуру закрепили парафином, голову ее обернули бинтами. Работали пинцетами. Внутренность ее заполнили гипсом. Трудная реставрация была наконец закончена. Морда животного с вытаращенными глазами имеет глупое и добродушное выражение».

Во дворце царя Мари было много помещений. Их хватало для всех, кто работал в нем. Писцы, служащие, официальные лица — все имели по комнате. Здесь же находился отдел по внешним связям, торговле, сбору налогов. Этим занимались сотни чиновников, которые исписали тысячи табличек, приходуя все, что ввозится, вывозится, что сдается и что выдается потребителям.

Эти и другие глиняные таблички составили царские архивы и библиотеки. Их было столь много, что дешиф-ровщикам клинописи и ученым пришлось потратить десятки лет, чтобы ознакомиться с ними.

Это — целый клад ценностей: рассказов, историй, приказов, списки ремесленников, рабочих, резчиков, гончаров, столяров, строителей дамб и плотин, копателей каналов и рабочих, занимавшихся очисткой водных систем.

Среди других ценных находок — предметы быта жителей Мари. Они позволяют понять, чем ежедневно занимались простые жители Мари. Об этом можно судить по внешнему виду изготовленных сыра, пряников, хлеба, выполненных в форме рыб, животных, людей.

Государство Мари, как свидетельствуют таблички, жило интенсивной и насыщенной жизнью. Оно торговало с Кипром, Критом, со странами Малой Азии и Месопотамии, вело обширную переписку со многими странами.

Было время у жителей Мари и для поклонения 25 богам. Им молились, просили милости, покровительства, защиты от врагов, молили об изгнании болезней и демонов. Взамен богам приносили жертвы и подарки — вино, хлеб, животных.

Скульптуры известных царей Мари — Ламги-Мари, Иди-Нарума, Иштуп-Илума, Зимрилима излучают, как пишут ученые, безмятежность, в них нет намека на агрессивность, и это говорит об их миролюбии и отвращении к завоеваниям.

На самом деле это не так. Тогда был иной мир — мир нашествия одних стран на другие, передвижения кочевников. Все это вынуждало любое государство держать армию, воевать, обороняться. Из анналов архива Мари явствует, что правители этого государства не были такими уж пацифистами; для ведения войн они часто объединялись с другими царями и правителями. Так, Цари Мари и Элама — государства, находившегося в юго-западной части современного Ирана, заключили военный альянс для борьбы против Ибнсина — царя государства Ур в южной Месопотамии. Их союзная армия разбила Ибнсина, а самого его пленила в 2007 году До н. э. Не порождай зла, и не увидишь зла — эта заповедь существует тысячелетия. Но, видно, цари Мари не руководствовались ею, когда шли на союз с другими Царями, чтобы воевать против своих соседей.

Но было бы неправильным думать, что город Мари занимался только войнами. Торговые караваны его доходили до многих городов южной и северной Месопотамии, до берегов Средиземного моря, до Египта. Торговля помогала устанавливать международные контакты, знакомиться с традициями, обычаями и культурой других народов. Шел взаимный обмен знаниями в различных областях человеческой деятельности.

Однако это не значит, что взаимный обмен культурами лишил культуру Мари оригинальности и ее первоосновы.

До недавнего времени, например, существовала точка зрения, утверждающая, что месопотамская культура оказала самое решительное и главное влияние на марийскую культуру.

Другие ученые утверждают, что культура Мари находилась лишь под воздействием культуры страны Сури.

Открытия наших дней дают нам основание сказать, что Мари было тесно связано с шумерской и ассиро-вавилонской культурой (вспомним, что столицы Ассирии и Мари имели общего царя в свое время), но в равной степени с культурой страны Сури.

В то же время, хотя город-государство Мари был разрушен дотла, оставшийся архив, стены города, основания зданий, дворцов, храмов, фрагменты цветных панно, полуразбитые статуи богов, глиняные трубы водопроводов и т. д. свидетельствуют о том, что цивилизация Мари носит оригинальный и местный характер и что она еще задолго до уничтожения проникла в другие города-государства страны Сури, Месопотамии, воздействовала на их культуры и как часть общего культурного наследия человечества дожила до наших дней, живет среди нас, хотя мы часто об этом и не подозреваем.

Почему Мари больше не возродился? К сожалению, конкретный ответ пока не найден. Правда, на его месте возникали небольшие поселения, сторожевые пункты, аванпосты, в задачу которых входила охрана границ * вновь образовавшихся государств и контроль за караванной транзитной торговлей. Но это не могло считаться даже тенью погибшего города.

Предположительно причиной могло быть варварское и беспощадное уничтожение города, истребление всех жителей. Могло повлиять и изменение русла реки Евфрат, разрушение оросительной системы, в результате чего огромная долина 40 X 15 километров — основная житница страны — оказалась нежизнеспособной. Одной из причин могло быть уязвимое стратегическое положение города, находившегося между крупнейшими военными и экономическими центрами древности — месопо-тамскими городами-государствами и городами-государствами страны Сури.

И наконец, при внушительной по тем временам территории численность населения была небольшая, да и завоеватели искусственно препятствовали возрождению города. В этой связи французский ученый Ж. Маргерон писал, что «велик становился соблазн либо, заняв место Мари, самому брать пошлину с кораблей других стран, либо просто стереть с лица земли завоеванный город, чтобы создать на его месте контрольный пост у входа на вновь захваченную территорию, что объясняет разрушение, осуществленное Хаммурапи».;; Этим мы заканчиваем рассказ о городе-государстве Мари — цивилизации, затерянной в песках, и обратимся к судьбе древиего Дамаска.

litresp.ru

Мари, Вавилон - История архитектуры

Перейти к контенту

Главное меню:

  • Всеобщая история архитектуры
  • Первобытнообщинный период
  • Первобытнообщинный период
  • Рабовладельческое общество
  • Рабовладельческое общество
    • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
    • Рабовладельческое общество
    • Древний Египет
    • Эфиопия
    • Эгейский мир
    • Двуречье и Месопотамия
    • Передняя Азия
    • Закавказье
    • Иран
      • Иран
      • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
      • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
      • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
      • Иран. Пасаргады. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
      • Иран. Дворцы Дария
      • Иран. Сузы. Дворец Дария
      • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
      • Иран. Святилища
      • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
      • Парфия
      • Парфия. Селевкия, Ктесифон
      • Парфия. Хатра
      • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
      • Парфия. Жилые дома
      • Парфия. Дворец Хатры
      • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
      • Парфия. Культовые сооружения
      • Парфия. Фортификация
      • Парфия. Гробницы
      • Парфия. Общественная архитектура
      • Иран. Сасанидское государство
      • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
      • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
      • Иран. Арки, своды, купола
      • Иран. Арки, своды, купола 2
      • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
      • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
      • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
      • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
      • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
      • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
      • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
      • Иран. Особенности общественного строительства
      • Иран. Искусство
      • Иран. Искусство 2
    • Средняя Азия
    • Афганистан
    • Юго-Восточная Азия
    • Дальний Восток. Китай
    • Дальний Восток. Корея
    • Дальний Восток. Япония
    • Америка. Этапы развития
  • Архитектура античного мира
  • Архитектура античного мира
    • Карта раздела «Архитектура античного мира»
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура древней Греции
    • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII - середина VIII в. до н.э.)
    • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    • Архитектура греческой метрополии
    • Архитектура Великой Греции
    • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
    • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    • Расцвет аттической архитектуры
    • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
    • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    • Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
    • Греция Эллинизм. Общественные сооружения
    • Греция. Эллинизм. Культовое строительство
    • Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
    • Архитектура античных государств Северного Причерноморья
    • Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
    • Архитектура древнего Рима
    • Этрусская архитектура
    • Архитектура Римской республики
    • Римская республика. Общественные сооружения
    • Римская республика. Инженерные сооружения
    • Римская республика. Жилые сооружения
    • Римская республика. Виллы
    • Архитектура Римской империи
    • Римская империя. Градостроительство
    • Римская империя. Общественные сооружения
    • Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
    • Римская империя. Инженерные сооружения
    • Римская империя. Жилые сооружения
    • Римская империя. Погребальные сооружения
    • Ордер
    • Декор
    • Декор 2
    • Композиция
    • Роль римской архитектуры
    • Раннехристианская архитектура
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
    • Карта раздела «Архитектура Восточной Европы. Средние века»
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 2
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 3
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 4
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 5
    • Архитектура Византии
    • Архитектура Армении
      • Архитектура Армении
      • Архитектура IV—VII вв.
      • Архитектура IX-XI вв.
        • Развитие Армении политическое IX—XI вв
        • Развитие Армении экономическое IX—XI вв
        • Ани, Лори-берд
        • Амберд, Бджни, Каянберд, Тигнис, Магасберд, дворец Багратидов
        • Айраванка, Нарекаванка, Ованнеса, храм Креста, собор Аракелоц
        • Ани. Кафедральный собор, Гагикашен, церкви Григория Абугамренц и Спасителя
        • "Пастушья" церковь, Аракелоц, Аменапркич, Ншана
        • Храм в Мармашене, Гавиты, Татев, Хцконк, хачкар, Гавазан
      • Архитектура XII—XIV вв.
      • Архитектура киликийской Армении (1080—1375 гг.)
      • Архитектура XV—XIX вв.
      • Роль архитектуры феодальной Армении
    • Архитектура Грузии
      • Архитектура древнего времени ( IV—VII вв.)
      • Архитектура VIII—IX вв.
      • Архитектура X—XI вв.
      • Архитектура XII—XIII вв.
      • Архитектура XIII—XV вв.
      • Архитектура XVI—XVIII вв.
    • Архитектура Болгарии
    • Архитектура Сербии и Македонии
      • Сербия и Македония. Особенности развития
      • Сербия и Македония. Особенности развития 2
      • Градостроительство. Крепости, замки, монастыри
      • Градостроительство. Замки, монастыри, жилые дома
      • Культовая архитектура раннефеодального периода
      • Период господства Византии
      • Рашская архитектурная школа
      • Рашская архитектурная школа. Храмы. Тип, материалы
      • Рашская архитектурная школа. Храмы. Интерьеры. Пропорции. Декор
      • Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, планы, особенности
      • Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, декор
      • Моравская школа. Храмы. Форма, особенности
      • Моравская школа. Храмы. Форма, материал, декор
      • Моравская школа. Храмы. Декор. Фрески
      • Роль архитектуры Сербии и Македонии
    • Архитектура Молдавии и Валахии

archisto.info

Мари Википедия

Мари в 2340 году до н. э. Мари на карте Междуречья

Ма́ри — город-государство, существовавшее на берегу Евфрата в Сирии в III—II тыс. до н. э. Самый западный из городов Шумера. Руины — городище Телль-Харири около современного города Абу-Кемаль — были впервые исследованы командой археологов из Лувра в 1933 году. Практически нетронутый царский архив Мари был перевезён в музеи Дамаска и Алеппо. Многие артефакты из Мари также экспонируются в Лувре.

История

Ном Мари лежал в долине среднего течения Евфрата, вне пределов Нижней Месопотамии. Хотя пахотной земли здесь было не много, зато город господствовал над торговыми путями к хвойным лесам Сирии, к медным и серебряным рудникам Малой Азии, к плодородным долинам в верховьях реки Хабур и на сирийской реке Оронт, к местам добычи обсидиана на нагорье к северу от истоков Тигра. Возможно, Мари и возник несколькими поколениями раньше, как выдвинутая вперед торговая фактория, однако ко времени 3 этапа Раннединастического периода это было самостоятельное государство. Несмотря на тесные культурные связи Мари с югом Двуречья, шумерская прослойка среди его населения если и была, то небольшая. Жители города в основном говорили по-семитски, причем разговорным языком, видимо, был один из западносемитских диалектов, хотя для письма использовался восточносемитский аккадский язык. Общинными богами Мари были Даган и, возможно, Иштар.

Статуэтка высокопоставленного чиновника из храма Иштар в Мари (ок. 2400 г. до н. э.)

Во время столетней войны с Эблой вначале марийский лугаль Саʿуму захватил многие владения эблаитов, однако в середине XXV века до н. э. царь Эблы Кун-Даму разбил Мари.

К началу 3 этапа Раннединастического периода относится набег, предпринятый из Мари на южные районы Двуречья. Составитель «Шумерского царского списка», знал о династии Мари из какого-то самостоятельного источника, который он, однако не успел правильно связать с другими своими сведениями и поэтому поместил в списке эту династию не на месте, а много позднее по порядку, чем следовало. В действительности один из царей, а именно царь, возглавляющий династию Мари в «Шумерском царском списке» и установивший свою гегемонию в южном Двуречье, имя которого точно прочесть не представляется возможным (предположительно оно читается как Илишир) был, как видно, современником последних царей из династии Гильгамеша. «Шумерский царский список» называет в составе той же династии Мари ещё несколько царей, но исходя из хронологических соображений ясно, что все они в действительности свою гегемонию на юге Месопотамии уже не осуществляли.

Правители Мари

I династия Мари

6 царей — 136

завоевание Аккада (XXIV—XXIII вв. до н. э.)

завоевание III династии Ура (XXII—XXI вв. до н. э.)

В конце XXI в. до н. э. Мари восстановило независимость.

II династия Мари (ок. 1880—1759 до н. э.)

В 1758 до н. э. Мари было захвачено вавилонским царём Хаммурапи. В дальнейшем самостоятельной роли не играло.

Cм. также

Ссылки

wikiredia.ru

Древнейший город Мари | Сервер восточноевропейской археологии

28.10.2014

Один из самых древних городов мира долгое время оставался без внимания археологов. Однако его часто упоминали в текстах при раскопках шумерских городков, а также находили статуи города в период исследования Вавилона. Мари был самым величественным и красивым городом Месопотамии. Именно в нём происходили все торговые отношения между соседними городами, а торговля в то время осуществляла главную роль в обеспечении людей материальными благами.

Самые впечатляющие раскопки Мари

Археологические раскопки города в первый же день поражали специалистов своей уникальностью. На месте где когда-то стоял Мари, было обнаружено около восьми сменившихся напластований, из которых самое древнее брало начало в период неолита. Дома и остальные городские сооружения были выстроены из сырьевого кирпича. В самом сердце Мари, по традициям тех времён, находился зиккурат, представлявший собою огромное многоступенчатое сооружение.

Особенно увлекательной раскопкой Мари считается дворец, в котором жил царь Зимлирим. Его впечатляющая площадь занимала около 3 гектаров всего города. Дворец Мари до сих пор считают одним из главных археологических открытий в мире. Вход в него был защищён двумя громадными башнями, а высокие стены украшены поразительной красоты росписями. На них были изображены рисунки богов, военных колоний, оберегавших город от врагов, а также портреты влиятельных и уважаемых людей. На одной из стен было найдено изображение царя Мари, преклонившегося перед богиней Иштар, в то время когда она возводила его своей силой на трон.

Среди развалин археологам удалось обнаружить и множество скульптур из известняка и алебастра. Это были скульптуры царя и его семьи, а также приближенные к дворцу знатные люди.

Рукописи города

Главной находкой археологов можно по праву назвать архив царя, в котором находилось 23 тыс. табличек из глины, содержащих на себе всю историю города. Для того чтобы вывезти ценные артефакты потребовалось огромное количество грузовых машин.

Таблички описывали жизнь городских обитателей и деятельность царя, который управлял жителями с помощью собственной администрации. На них были найдены тексты религиозных ритуалов, приказы царя, отчёты строительства. Именно глиняные таблички открыли обществу всю историю города Мари, они позволили узнать о его основателях и тех, кто в нём жил до окончательного разрушения.

Категории: Статьи

archaeology.kiev.ua

Мари - это... Что такое Мари?

Координаты: 34°27′ с. ш. 40°55′ в. д. / 34.45° с. ш. 40.916667° в. д. (G) (O)34.45, 40.916667

Мари на карте Междуречья

Ма́ри — город-государство, существовавшее на берегу Евфрата в Северной Сирии в III—II тыс.

до н. э. Самый западный из городов Шумера. Руины — городище Телль-Харири около современного города Абу-Кемаль — были впервые исследованы командой археологов из Лувра в 1933 году. Практически нетронутый царский архив Мари был перевезён в музеи Дамаска и Алеппо. Многие артефакты из Мари также экспонируются в Лувре.

История

Ном Мари лежал в долине среднего течения Евфрата, вне пределов Нижнего Междуречья. Хотя пахотной земли здесь было не много, зато город господствовал над торговыми путями к хвойным лесам Сирии, к медным и серебряным рудникам Малой Азии, к плодородным долинам в верховьях реки Хабур и на сирийской реке Оронт, к местам добычи обсидиана на нагорье к северу от истоков Тигра. Возможно, Мари и возник несколькими поколениями раньше, как выдвинутая вперед торговая фактория, однако ко времени 3 этапа Раннединастического периода это было самостоятельное государство. Несмотря на тесные культурные связи Мари с югом Двуречья, шумерская прослойка среди его населения если и была, то небольшая. Жители города в основном говорили по-семитски, причем разговорным языком видимо был один из западносемитских диалектов, хотя для письма использовался восточносемитский аккадский язык. Общинными богами Мари были Даган и, возможно, Иштар.

Статуэтка высокопоставленного чиновника из храма Иштар в Мари (ок. 2400 г. до н.э.)

К началу 3 этапа Раннединастического периода относится набег, предпринятый из Мари на южные районы Двуречья. Составитель «Шумерского царского списка», знал о династии Мари из какого-то самостоятельного источника, который он, однако, не успел правильно связать с другими своими сведениями и поэтому поместил в списке эту династию не на месте, а много позднее по порядку, чем следовало. В действительности один из царей, а именно царь, возглавляющий династию Мари в «Шумерском царском списке» и установивший свою гегемонию в южном Двуречье, имя которого точно прочесть не представляется возможным (предположительно оно читается как Илишир) был, как видно, современником последних царей из династии Гильгамеша. «Шумерский царский список» называет в составе той же династии Мари ещё несколько царей, но исходя из хронологических соображений ясно, что все они в действительности свою гегемонию на юге Месопотамии уже не осуществляли.

Правители Мари

I династия Мари

6 царей — 136 лет

завоевание Аккада (XXIV — XXIII вв. до н. э.)

завоевание III династии Ура (XXII — XXI вв. до н. э.)

В конце XXI в. до н. э. Мари восстановило независимость.

II династия Мари (ок. 1880 — 1759 до н. э.)

В 1758 до н. э. Мари было захвачено вавилонским царём Хаммурапи. В дальнейшем самостоятельной роли не играло.

Ссылки

dic.academic.ru

Мари

Реконструкция внешнего вида Мари

Мари (ныне Тель-Харири в Сирии, 25 км к северу от иракской границы, 12 северо-западу от города Абу-Кемаль и 2,5 километрах к западу от нынешнего русла реки Евфрат) - одно из самых значительных городов-государств Междуречье в III-II тысячелетиях до нашей эры.

Царство Мари, столицей которого и был этот древний город, упоминалось в найденных в Месопотамии глиняных табличках в которых утверждалось, что Мари была десятым городом, который люди основали после Всемирного потопа. По традиции Мари относится к разряду крупных городов-государств i входит в число 17-20 древнейший из них. Мари воспринимается как шумеро-аккадский форпост, расположенный в безлюдной степи, на значительной расстоянии от других крупных центров этой цивилизации.

Расцвет города пришелся на конец III тысячелетия до нашей эры. Город несколько раз разрушался, увлекались различными врагами, в том числе своим знаменитым соседом - царем Хаммурапи, который вероломно нарушил мирный договор и напал на город, сравняв его с землей. После этого оно потеряло свое былое значение и начался его упадок.

1. Археология

Древний город был найден случайно - местные жители сообщили о находке каменной статуи одном из французских солдат, которые размещались в период французского мандата на Сирию недалеко от Телль Харири, - в Абу Кемаль. Это произошло в 1933 году. Раскопки Мари делала французская археологическая экспедиция под руководством Андре Парро с 1933 года с восемнадцатилетней перерывом во время и после Второй мировой войны.

Самое важное, что было найдено в Мари - это огромная по тем временам библиотека, состоявшая примерно из 23 600 глиняных табличек, из которых сейчас опубликовано лишь около четверти (5-6 тысяч). В них содержалась различная информация об истории и повседневные дела самого царства Мари и другие древние государства региона. Около четверти архивов составляют таблички дипломатического и политического содержания которые позволяют лучше понять систему вассальных отношений и характер дипломатических связей древнего Междуречья. Также эти документы свидетельствуют о тесных экономических, политических, культурные и религиозные связи Мари под властью западносемитское династий с Сирией и Северным Ханаан заселенными родственными племенами. В документах упоминаются Библ, Хацор и Лаищ.

Самые археологические находки относятся к периоду господства захидносемистських династий в конце XIX - первой половине ХVIII века до нашей эры. Роскошный царский дворец Мари насчитывал более 300 комнат и внутренних дворов общей площадью 3,2 гектара. Стены некоторых помещений были украшены фресками. На одной из них изображено коронование царя в присутствии богов на фоне мифического сада напоминающий описание рая в Библии - деревья охраняются херувимами и орошаются четырьмя потоками, вытекающими из одного источника.

2. Общество

Статуя с Мари времен третьей династии Ура, самый конец III тысячелетия до нашей эры

Основным населением Мари в начале II тысячелетия до нашей эры были западные семиты много имен встречающихся в документах похожи на библейские. Вообще сведения о кочевые, полукочевые семитские племена, их миграции, караванные пути и т.д. полученные из библиотеки Мари широко используются для освещения древнейших этапов библейской истории - общества израильских племен, их пронкнення в Ханаан, особенности отношений с местным городским населением.

Общество западных семитов показывается в документах Мари весьма пестрым - оно состоит как из кочевых так и оседлых городских элементов. Родовые группы распадались на кланы одни из которых вели кочевой, а другие оседлую жизнь. Часть городского населения шло в степь во время пастбищного сезона подобное. Власть была сосредоточена в руках глав крупных патриархальных семей. Совет старейшин был основным органом управления племенем, который решал главные вопросы и представлял его перед царем Мари. Упоминается в документах Мари и должность похожа на израильских шорфетив (судей) функции которых так же были не чисто судебными, а общеадминистративных.

Контакт западносемитское племен с городской шумеро-аккадской культурой Междуречья привело к ее быстрому усвоению ими, но с сохранением ряда племенных традиций. Родовые обычаи, юридические, военные и политические процедуры, религиозный ритуал и обрядность Мари в начале II тысячелетия до нашей эры имеют ряд общих черт с описанными в Библии. Например заключения договора сопровождалось принесением в жертву молодых животных, как и в Бытие. Переписи кочевых и оседлых племен как и в Библии ( Исход) супрводжувалися обрядом очищения. Владение землей было личным, а родовым, а томуземельна собственность нахалум (в Библии нахал) - могла видчуджуватися и передаваться только через наследование.

В документах с Мари прямая параллель одном из центральных религиозных понятий библейских патриархов "бог моего (твоего, его) отца". Например царь Кати клянется именем бога отца, а до Хаммурапи обращается в имя бога Адада, владыки Халеба и бога (твоего) отца.

В документах Мари отражено и такое характерное для ранней истории Израиля явление как спонтанное пророчество. Пророки Мари воспринимались как уста богов. Сам факт их существования указывает на характерность этого феномена для религиозного сознания западносемитское племен к которым принадлежали и древние евреи.

3. Архитектура

Внутренний двор Палаша царя Мари Зимри-Лима, современное состояние

Анализ археологических i письменных источников позволяет предположить, что площадь города составляла более 60 га, его население - около 10 тысяч человек. Общее планирование города было хаотичным и iррегулярним, кроме планирования дворцов и храмов. В планировании Мари прослеживаются элементы своерiдностi, которые присущи как месопотамской, так i Сирийская мира.

Проблемы экономического i политического положения города часто можно определить на основании анализа строительных материалов, которые были использованы строителями города. Так, внимательное изучение состава i происхождение некоторых строительных материалов позволяет утверждать, что Мари был мощной i богатым государством (зодчi Мари запросы позволяют себе использовать достаточно дорогие привiзнi материалы в значительно большем объеме, чем многие из их соседей). Довольно широко, в отличие от других государств, использовался камень для сооружения фундаментов. Гипс или битумом облицовывают стены и заключали пол. Однако, основные строительные материалы тотожнi известным шумеро-аккадском. Стены зданий возводились из кирпича-сырца, который изготовлялся на месте с аллювиальных глины в деревянных рамах.

Особое внимание было уделено строительной технике Мари, потому что именно в ней можно наиболее конкретно проследить степень влияния строительных традиций других государств i степень самобытности исследуемого объекта. В досаргонiвський период основным элементом стен была плоская кирпич-сырец. В первой половине III тысячелетия до нашей эры в Мари начинают изготовят обожженный кирпич. В это же время в строительной технике города вiдбувауться изменение - плоская кирпич изменяется на планоконвексну (горбатую). С конца II тысячелетия форма кирпича становится квадратной. Все эти изменения в технологии изготовления кирпича связаны с поисками средств укрепления стен здание, которые в те периоды часто разрушались, за что строители наказывались [1]. На всех этапах развития строительной техники применяли различные декоративные элементы, которые одновременно дополнительно укрiплювалы стены. Анализ декоративных элементов на сооружениях дает возможность определить своеобразие или запозиченнiсть трактовки системы украшений открытый стен сооружений.

Диск с надписью Яхдум-Лима, царя Мари, XVIII век до нашей эры

Техника строительства с кирпича-сырца не позволяла возводить сложные архитектурнi конструкции. Поэтому здания не имели кровли. Над стенами сводились только "козырьки". Окон в нашем понимании в жилищах Мари тоже не было. Невеличкi отверстия, которые были предназначены не для освещения, а для вентиляции помещений, закрывались керамических решетками. Полы покои часто вистилалась полированный гипса.

В городе действовала прекрасная канализацию система из обожженных керамических труб. В покоях царей были найдены керамические ванны, которые отапливались камином. Качество системы канализации и водоснабжения была такой, что она осталась в рабочем состоянии до настоящего времени.

Архитектура дворца Мари содержит черты как месопотамской так i сирийской архитектуры. Прекрасная збереженистьь дворца позволяет чiткише выяснить тенденции развития архитектуры Древнего Востока в целом. Исследования дворца показали, что дворец перестраивался три раза, i исторически последним оказался вариант, построенный Зiмрi-Лiмом. Географическое положение Мари позволяло государству пользоваться всеми удобствами транзитной торговле, так дворцовая архитектура богатая и изысканная. Дворец был символом устройства государства, поэтому он является не только жилищем правителя, но и храмом, i центром науки i культуры. Замечательным является устройство храма Иштар, в котором находится уникальная статуя богини, соединена с системой водоснабжения которая давала фонтан воды в нужный момент церемонии. Подобная сложная система зафиксирована в стародавньосхiднои архитектуре впервые.

Для жилой застройки характерна техника создания здания путем заполнения каркаса глиной. Эта техника используется в сырые пор.

В целом архитектура Мари имеет своеобразные черты, свидетельствующие о переходный характер культуры Мари в целом. Отчасти она заимствовала сiрiйськi i месопотамськi черты, но общий образ зданий Мари является самобытным i целостным.

4. Посредническая роль

Город просуществовала около тысячи лет до разрушения войсками Хаммурапi в XVIII век до нашей эры [2]. Такая относительная нетривалiсть его существование объясняется рядом причин. Мари существовал как срединный пункт между стародавньосирiйською i месопотамской цивилизации, не имея собственной аграрной базы, способной обеспечить жизнь города. Причиной могущества государства было его существование между такими полюсами экономических связей, как Северная сырые, Хабур i Вавiлонiя. Это позволило Мари принимать участие в торговле на правах партнера i обеспечивало ему важную роль посредника. Осуществляя строгий контроль за транзитом, Мари получало возможность взимать значительные пошлины с купцов.

Уразливiсть географического положения Мари была причиной того, что государство могло сохранять стабильность i силу только в условиях внешнего баланса сил - единственной возможностью обеспечить господство над своей растянутой территорией была слабость соседних государств. При нарушении этого баланса необходимость в посреднике отпадала и государство, выросла в силе, малая или подняться на место Мари, или стереть его с лица земли, что i произошло при Хаммурапi. Таким образом, в ранньовавiлонський время, в период Аморрейских династий, город Мари могло процвiтаты только в мире, разделена на мелкие номов царства, примерно одинаковой силы. Периоды взлета i уменьшение могущества Мари связанные с тем же комплексом причин - еще в III тысячелетии до нашей эры после периодов могущества наступали полосы спада, связанные с успехами аккадских или пiзньошумерських правителей Месопотамiи i сырые. Могущество Мари в III тысячелетии до нашей эры при экономических условиях того времени нельзя объяснить иначе, как зьвязавшы с существованием на противоположном конце реки развитой сырые, а также со значительным i плодотворных обменом, что осуществлялся по Евфрата.

5. Самобытность

Статуя с Мари, XXIV века до нашей эры. сейчас в Лувре.

Мари было связано с Сирийской миром не менее тесным узами, чем с миром месопотамским. Но при этом оно имело достаточно выраженную самобытность. Примеры сравнительных исследований храма Дагана, зиккурата, "Священной ограждения" в Мари с подобными сооружениями в сырые позволяют пересмотреть тезис об однозначной принадлежность Мари в месопотамского мира. На основании изучения памятников архитектуры i искусства Мари можно утверждать, что источники скорее демонстрируют самобытность i уникальность Мари, чем преимущество Сирийская или месопотамского воздействий. Эта самобытность становится особенно очевидной при анализе скульптуры Мари, что отличается несвойственным давньосхiдному искусству реализм. Мари было частью как Сирийская, так i месопотамского мира, сохраняя, однако, поразительное способностью трансформировать общие для всего Ближнего Востока культурные i религиозные основы i технические приемы i предлагать совершенно оригинальные решения.

Примечания

  1. Этот обычай отражен наприкалд в законах Хаммурапи
  2. Поселение, существовало здесь после указанных событий, нельзя не учитывать

Источники

  • Автореф. дис ... канд. ист. наук: 07.00.04 / Хасан Хассан Хамдан НАН Украины. Ин-т археологии. - М., 2000. - 18 с. - Диссертация.

Литература

  • Серия изданий Андре Парро "Mission Archeologique de Mari" (1946-1968 гг), это фундаментальные труды которые являются основой любого исследования Мари. Первый том публикации знакомит читателя с результатами исследования храма Иштар, второй том (который был издан в трех частях) - с разнообразными аспектами изучения царского Мари (архитектура, монументальнi росписи, документы из дворцового архива), третий том - с находки в храмах Иштара i Нинни-Заза. Кроме того, результаты шестнадцатого, семнадцатом i двадцатого сезонов раскопок Мари были опубликованы отдельно в сборнике, посвященных сирiйськiй археологии (Parrot A. Mission Archeologique de Mari. - Vol. I-IV). Параллельно А. Парро проводил сравнительные исследования результатов своих раскопок Мари с материалами других центров месопотамской культуры (Parrot A. Mari et Chagar Bazar / / Iraq, 1938), касаясь проблем изучения государства Мари в контексте исследования археологии Месопотамiи (Parrot A. Archaeologie Mesopotamienne. Vol . I-II. - Paris, 1946-1953; Parrot A. Nineveh and Babylon. - London, 1961).
  • Маргерон Ж.-К. Мари - самобытность или заимствования / / Древняя Эбла. - М.: Прогресс, 1985. - С. 96-113
  • Труды Али Абу Ассафа о древнейших историю сырые, где материалах Мари уделено огромное внимание (Абу Ассаф А. Асар альмамалик альгадима. - Дамаск, 1988). Перу А. Абу Ассафа принадлежат найдокладнiшi описания и анализ строительной техники Мари, архитектурных традиций, существовавших здесь, тенденций развития изобразительного искусства. Работы А. Абу Ассафа предоставляют исследователю колоссальный материал по истории древньосирiйських цивилизаций, тем более ценный тем, что историк имеет возможность оперировать четко структурированным i скрупулезно описанным материалом, разрабатывая сравнительной-исторические темы.
  • Результаты новейших находок i исследований публикуются в "археологического сборнике сырые"
  • Хасан Хассан Хамдан, диссертация кандидата исторических наук, ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН МАРИ (по археологическим данным), работа выполнена на кафедре археологии и этнологии Одесского государственного университета им. И.И. Мечникова. (Так что можно найти, в сети есть ее автореферат)

nado.znate.ru


Смотрите также