Медицина древней персии. Читать онлайн "Древняя Персия" автора Гюиз Филип - RuLit - Страница 35
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ваш Знахарь - советы древних целителей. Медицина древней персии


Медицина Древней Индии, Персии

     Персия и Индия. В древней Персии господствовала дуалистическая религия, и в бесконечной борьбе добра и зла боги-целители представляли, конечно, светлую и благую силу. Главным среди них был Митра. Медицина же происходила из садов Амертат, богини долголетия, где произрастали тысячи целебных растений. 

     У древних персов не было анатомических знаний, а их отношение к болезни было основано на религии и магии. Медициной занимались исключительно служители бога Мазды, лечение состояло в очистительных церемониях, молитвах и ритуалах. 

    

загрузка...

В Вендидад, шестой книге «Авесты», установлены наказания за врачебные ошибки и вознаграждения за лечение, а также описаны специальные испытания для тех, кто хотел бы приступить к этой профессиональной деятельности.

     В Индии медицина получила значительное развитие, однако древнейшая ее история не может быть точно описана, так как сведения о ней сохранились лишь в форме легенд. Самый ранний санскритский источник Ригведа (ок. 1500 до н.э.) содержит магические заклинания против демонов болезни. Некоторые относящиеся к медицине сведения есть и в Аюрведе (ок. 700 до н.э.). 

     Великими медицинскими светилами Индии были Чарака который жил в начале христианской эры, и Сушрута (расцвет около 500 н.э.). Сушрута описал более сотни хирургических инструментов, составил список 760 лекарственных растений. Он писал о малярии, чуме, туберкулезе (называемом в Индии «королевской болезнью») и оспе. Считается, что он обнаружил связь между крысами и чумой, комарами и малярией.

      Медицинская мысль Индии отличалась стремлением к детальной классификации. В хирургии были строго предписаны тип, направление и глубина надрезов для каждого места и органа. Общее представление о болезни основывалось на учении на соках: ее приписывали нарушению равновесия между первичными элементами, составляющими организм. К числу причин относили климат, наследственность, несчастные случаи, переедание и «карму», т. е. воздаяние за проступки, совершенные в прежнем воплощении. Так, полагали, что человек, убивший брахмана, будет в следующем воплощении страдать анемией.

     Диагноз ставился тщательно, с использованием прощупывания (пальпации), прослушивания, осмотра, а также определения вкуса и запаха. Угрожающие жизни симптомы были тщательно пронумерованы, хотя при оценке прогноза оставалась и примесь мистицизма. 

    Лечение производилось с помощью лекарственных растений, кровопускания, банок, пиявок, рвотных и слабительных средств и клизм. Применяли также жир различного происхождения, как внутрь, так и наружно. Большое внимание уделялось диете и соблюдению режима.

    Анатомические знания были слабыми; считалось, например, что нервы и кровеносные сосуды начинаются от пупка. Несмотря на это хирургия была хорошо развита. Выполнялись операции по поводу анальных свищей и грыж, камнесечение, удаление миндалин, извлечение плода, ампутации, удаление опухолей. 

    Пластические операции носа, с древнейших времен производившиеся кастой гончаров, были довольно частыми, поскольку отрезание носа служило местью или наказанием за супружескую измену. Кожу брали со щек или лба и фиксировали на месте пересадки, накладывая швы.

   Важную роль играла гигиена. Законы Ману предписывали диету, обмывания, очищение от выделений. В хирургии использовалась перевязка кровеносных сосудов, разнообразные швы и различные инструменты.

загрузка...

vashznahar.narod.ru

Медицина - История медицины - Медицинская библиотека

    Археологические материалы и памятники письменности свидетельствуют о существовании гигиенических навыков и проведении определенных санитарных и противоэпидемических мер, носивших выраженный классовый характер. Обнаруженные археологами сооружения, относящиеся к 3 тысячелетию до н.э. и к более раннему периоду, позволяют судить о благоустройстве жилищ в городах. В Мари (около г. Халеб) раскопаны кварталы города, в котором хорошо сохранились остатки тротуаров, канализации (большого вертикального коллектора). Система водостоков уходила на глубину до 12 М. В одном из богатых домов обнаружены ванные комнаты, уборные, пол в жилом помещении был покрыт слоем гипса. Из хозяйственных построек санитарного назначения заслуживают внимания кухни, сыроварни, погреба, кладовые для хранения запасов пищи.

    Жилища в беднейших кварталах размещались скученно. Люди ютились в крошечных домах из сырцового кирпича с плоскими крышами и глухими стенами; такое жилье освещалось через дверные проемы со двора. Вся утварь состояла из глиняной посуды. Пища была крайне скудной и сводилась к бобам, чесноку, ячменным лепешкам. Условия, в которых жили рабы, были еще более тяжелыми. В документах рабы часто именуются людьми, «глаза не имеющими». Их содержали в особых казармах («домах узника»). Отдыхом для рабынь служили лишь дни менструации, когда женщина считалась нечистой. В гробах погребали только людей обеспеченных, неимущих опускали непосредственно в землю, покрывая сверху просмоленными циновками.

    Для борьбы с заразными болезнями применяли сжигание вещей больных и умерших, изоляцию больных вне черты населенных пунктов, закрытие границ государства; последняя мера отрицательно сказывалась на торговле, вызывала смуты, народные восстания. По светилам определяли порядок и маршруты эвакуации здоровых людей в благополучные районы. Существовали способы угадывания по цвету воды в каналах и реках степени вредности ее для человека и животных, что позволяло предупреждать эпидемии желудочно-кишечных заболеваний. Содержание прокаженных в населенных пунктах регламентировалось правилами, записанными в кодексе Хаммурапи. Бешеных собак, свиней сажали на цепь во дворе владельца, а затем убивали; контроль за этим возлагался на всех жителей населенного пункта.

    Месопотамская М., как ее мистическая сторона, так и рациональная, оказала существенное влияние на развитие медицины Сирии, Иудеи, Финикии, Ирана, Греции.

    Медицина в Древнем Иране. Древнейшие следы заселения территории Ирана относятся к мустьерскому времени. В 7—5 тысячелетии до н.э. в отдельных районах началось возделывание зерновых культур, в 4—3 тысячелетии до н.э. появились первые поселения оседлых земледельцев и скотоводов.

    В течение 2 тысячелетия до н.э. на территорию Ирана стали проникать индоевропейские племена ариев, язык которых в 1 тысячелетии до н.э. стал преобладающим. К 7 в. до н.э. западные районы Ирана входили в состав Ассирийской державы. В 673—672 гг. до н.э. в северозападной части Иранского нагорья возникло государство Мидия. В 616—605 гг. до н.э. Мидия в коалиции с Вавилонией разгромила Ассирийскую державу. С этого времени началось возвышение Мидийского государства, занявшего большую часть территории Ирана, а также часть территории современных Армении, Грузии и Азербайджана. В 550 г. до н.э. власть на территории Ирана перешла в руки персидской династии Ахеменидов. К концу 6 в. до н.э. государство Ахеменидов стало крупнейшей мировой державой, простиравшейся от берегов Инда на востоке до Эгейского моря на западе и от Армении на севере до первого порога Нила на юге.

    Большое значение для изучения культуры и медицины Древнего Ирана помимо данных археологии имеет Канон Авесты — сборник гимнов и религиозных индоевропейских текстов ахеменидского и доахеменидского времени, составлявшийся в течение почти тысячелетия. Двадцатая книга этого канона «Вендидат» содержит некоторые данные о древнеиранской медицине. Интерес представляет и сборник поучительных рассказов «Калила и Димна», который по легенде был записан молодым врачом-иранцем Барзавенхом в эпоху Сасанидов (династия иранских шахов, существовавшая в 224—651 г. н.э.) в Индии. Сборник содержит большие число афоризмов о народной М., врачах, болезнях, способах их лечения и предупреждения. Геродот, Плиний Старший и другие античные авторы в своих трудах приводят сведения о медицинской организации в сухопутной армии и на оплоте, созданной при Ахеменидах.

    Вопрос о религиозных представлениях народов Древнего Ирана остается решенным не до конца. Большинство исследователей полагают, что примерно до 4—3 вв. до н.э. единых религиозных представлений у народов Древнего Ирана не было и ведущая роль принадлежала местным культам. С конца 7 в. до н.э. началась проповедь нового религиозно-философского учения — зороастризма (по имени основателя Заратуштры, греческое Зороастр: жил в 7—6 вв. до н.э.: по другим источникам — в 12—10 вв. до н.э.). Начиная с 3 в. до н.э. зороастризм стал единой религией народа Ирана, провозгласившей веру в верховное божество Ахурамазду (Ормазд). Ахурамазда — творец мира, единственный всемогущий бог добра, олицетворяющий свет, жизнь и правду. Ему противостоит верховное божество зла Ангро-Майнью (Ахриман), который олицетворяет мрак, смерть, болезнь. Человек создан Ахурамаздой, но свободен в выборе между добром и злом, а потому доступен воздействию духов зла. Он должен бороться против зла с помощью благих мыслей, благих слов и благих дел (триада зороастрийской этики). При этом аскетизм отвергался как фактор, ослабляющий тело человека и способствующий победе злых духов. Бытие мыслилось как постоянная борьба двух начал. Этика зороастризма, включавшая идею зависимости миропорядка творчества и справедливости в мировой борьбе добра и зла от свободного выбора человека, его активного участия в этой борьбе на стороне добра, а также отказ от непротивления злу и нирваны, стремление к самосовершенствованию, наложила печать своеобразия на культуру иранских народов. оказала большое воздействие на иранскую медицину

    Древние иранцы создали одну из первых натурфилософских систем: представление о зависимости существования человека от четырех стихий — солнца, земли, воды и воздуха и четырех влаг организма — алой, черной, белой крови и желчи. Причем соки организма находятся то в состоянии борьбы, то поддерживают друг друга, что и дает начало здоровью или болезни. Важное место в общебиологических представлениях древних иранцев имело учение о свете, который они подразделяли на видимый и невидимый. Видимый свет ощутим, он исходит в природе от Солнца и огня. Однако более важную роль в жизнедеятельности играет невидимый свет. Он не ощутим, исходит от растительных и животных организмов и дает тепло организму. Если организм обладает способностью получать достаточное количество такого света, то в нем образуется тепло и человек уравновешен и здоров («добрый»). Если же человек поглощает мало света, то он близок к злу и становится во всех отношениях «нехорошим». Центром распределения тепла считали желудок. Важная роль отводилась также печени, которая, по мнению древних иранцев, была местопребыванием страстей.

    Изучение Авесты показывает, что ее создатели имели некоторые, хотя и весьма скудные. представления о строении и функциях человеческого тела. Различали три вида сосудов человека: несущие черную кровь (болезнь), несущие алую кровь (здоровье), сосуды без крови (очевидно, нервные стволы), от которых зависит вся жизнь.

    Общей причиной любой болезни считали либо козни бога тьмы Ахримана (степень тяжести болезни зависела от степени греховности человека и озлобления), либо гнев бога добра Ахурамазды, если человек ушел «от добра к злу». Сама болезнь являлась нарушением равновесия между органами. Как козни Ахримана, так и гнев Ахурамазды реализовывались через конкретные причины, которые нарушали соотношения между соками организма или способность получать достаточное количество невидимого света. Среди этих причин возникновения заболеваний на первом месте стояло переохлаждение, затем невоздержанность в пище или недоброкачественность пищи, недоедание, злоупотребление работой, отдыхом, половой жизнью, нравственное падение — грех и, наконец, гнев Ахримана, передаваемый через ядовитых животных, насекомых и червей, а также посредством теплого и холодного воздуха. В происхождении болезней и их лечении существенная роль уделялась психике: гнев подавляет аппетит, а радость его возвращает, «глубокая дума» ведет к психическим расстройствам.

    Врач в Древнем Иране был окружен ореолом совершенства и мудрости. М. учились долго, главным образом по книгам. Книги носили компилятивный характер, усиленно переписывались, покупались за границей, передавались из поколения в поколение; высоко ценились египетская медицинская литература и египетские врачи. В Авесте отражено положение врача в Иране. За лечение он получал плату, размер которой зависел от социального положения и материального достатка пациента. М. определялась как искусство сохранять тело в здоровом состоянии.

    Поэтому важное место отводилось предупреждению болезней: «Вырви недуг прежде, чем он коснется тебя». Далее следовали многочисленные рациональные предписания гигиенического характера: содержание в чистоте тела, одежды, дома, домашних животных, уничтожение всего гниющего, очищение одежды и предметов, находившихся в соприкосновении с больными и трупами. Рациональные элементы содержались и в предписаниях о режиме питания, семейной жизни, об отношении к беременным женщинам и кормящим матерям, в запрещении пить опьяняющие напитки и др. Учение о врачебной этике соответствовало этике зороастризма и было пронизано гуманизмом. Знание врачом приобретается только для пользы другим; он обязан использовать любую возможность для самосовершенствования. Врач должен быть вежливым, ласковым в обращении, деликатным в беседе, не поверять врачебной тайны даже самым близким друзьям.

    Анализ текстов Авесты показывает, что древнеиранские врачи в практической деятельности пользовались главным образом рациональными приемами. В диагностике большое место занимали осмотр внешнего облика больного, исследование мочи и пульса. Признание недуга самим больным и откровенность пациента в беседе с врачом считались важным условием успешного лечения.

    Среди представителей отдельных отраслей медицинского знания различались врачи зубные, глазные, по родовспоможению, болезням половой сферы, а также врачи, «знающие способы лечения душевных болезней». Однако, считалось, что излечение человека, у которого «погибла душа», невозможно, как и воскрешение мертвого. Была развита хирургия, или «медицина ножа». Насколько ответственной считалась хирургическая операция, показывает правило присуждения врачу права самостоятельно пользоваться приемами хирургии лишь после того, как он не менее трех раз совершит «резание» больного с благоприятным исходом. Существовал богатый арсенал хирургических инструментов. При сшивании ран широко использовались жилы животных. Применялись средства для обезболивания — вино, опий, гашиш в виде жидкостей или порошков, вдувавшихся больному мехом per rectum. В Авесте содержится подробное описание раневого шока и мер против его развития — согревание тела, покой, обильное питье.

    В Авесте приводится обширный перечень болезней и их симптомов. Чаще всего упоминаются лихорадки: среди них первое место занимает малярия, осенью протекавшая в коматозной форме. Об оспе часто говорится в связи со слепотой, возникшей в результате этого заболевания, которую отличали от сумеречной слепоты (амблиопии). Типичной болезнью для низменностей страны считалась слоновость. Описываемые гнойные артриты, «проказа заднего прохода» (геморрой), трофические язвы голени подлежали хирургическому лечению.

    Лекарственные средства были разнообразны. При кожных заболеваниях употребляли соль, киноварь, серу; сурьму использовали как косметическое средство и лекарство при заболеваниях глаз; свинцом лечили раны; мускус, амбру, бобровую струю назначали в качестве тонизирующих средств. Из животных средств чаще всего использовали печень, желчь, жир, мед, воск. Змеиный яд применяли как с лечебной, так и с профилактической целью. В большом ходу были местные виды лекарственных растений: финики, айва, орехи, оливковое, кунжутное масло. Из привозных средств как лекарство от различных кожных заболеваний славился сандал. Широко применялась камфора. В городах имелись специальные сады, где разводили многие ароматические растения, например базилик. При дворцах вельмож существовали помещения для хранения лекарств. Врачи жреческого сословия имели собственные кладовые, откуда лекарства выдавались больным специальными хранителями по предписаниям врачей.

    Древнеиранские врачи, по-видимому, одни из первых начали проявлять интерес к профессиональным вредностям. Так, в литературе первых веков нашей эры часто приводятся описания вредностей в работе кузнеца, ходящего в черной одежде, крестьянина-земледельца, при посадке риса погружающего ноги и руки в болотную жижу, говорится, что каменотесы чаще болеют заболеваниями органов дыхания, а у дубильщиков кожи и скорняков появляются язвы и опухоли на ногах и под мышками.

    Большое внимание уделялось борьбе с насекомыми и грызунами. Так, для борьбы с крысами, мышами существовал обычай одомашнивания ихневмонов (чаще мангустов). В Авесте содержатся некоторые рекомендации противоэпидемического характера. В частности, в целях предупреждения распространения особо опасных инфекций (чума) предлагалось окуривать ароматическими веществами поселения, зачумленные дома, вещи умерших. Упорная борьба велась против бешенства. Переносчиками его были преимущественно собаки, как охотничьи, так и овчарки, необходимые для охраны стад. Канон Авесты рекомендовал ветеринарам лечить животных такими же лекарствами, как и богатых людей. Из-за частых войн и походов были значительно распространены венерические болезни, и борьба с ними составляла государственную задачу. Воины предупреждались об опасности случайных половых связей с женщинами: «Мало кто, стремясь к женщинам, не покрывается срамом» (болезнью).

    В 330 г. до н.э. держава Ахеменидов была завоевана Александром Македонским, после смерти которого Иран вошел в состав государства Селевкидов (312—64 гг. до н.э.) и Парфянского царства (250 г. до н.э. — 224 г. н.э.). В этот период иранская культура, и в частности иранская М., развивалась в русле эллинистической традиции на основе синтеза приобретений главным образом иранской и древнегреческой культуры. Важную роль в этот период играли и ближневосточные влияния, особенно месопотамские. О состоянии М. этого периода, к сожалению, нет достоверных данных.

    3—7 вв. н.э. — период расцвета культуры и естественнонаучных знаний в Иране. Сохранились многочисленные труды иранских ученых по математике, астрономии, ветеринарии и медицине. Широкое распространение получила позднеантичная ученость, в частности философия неоплатонизма. Иранская М. этого периода, не утрачивая ранних приобретений, ассимилировала многие достижения античной, ближневосточной и индийской М., чему способствовала деятельность медицинской школы (академии) в Гундишапуре (Джундишапуре), основанной бежавшими от религиозных преследований философами и врачами несторианцами из Эдессы (489 г.) и неоплатониками из Афин (529 г.). Эта школа, продолжавшая традиции Афинской и Александрийской академий, была крупнейшим на Востоке центром философских, естественнонаучных и медицинских знаний. По данным В.А. Эбермана (1925) и Бубекара бен Яхья (1952), гундишапурские ученые перевели на персидский, сирийский (а позднее на арабский) языки труды Аристотеля, Диоскорида, Гиппократа, Галена и других выдающихся античных ученых и врачей. В своих трудах гундишапурские врачи использовали труды как античных авторов, так и иранских, индийских, китайских врачей. Т.о., по словам бен Яхья, гундишапурская школа «стала центром культурных обменов, весьма важным и соответствующим идеям греков, индийцев, сирийцев и т.п. Этот сплав античных, ближне- и средневосточных, индийских и даже китайских медицинских традиций обусловил своеобразие медицины Ирана и Средней Азии 1 тысячелетия н.э. и во многом предопределил содержание М. арабских халифатов.

    Медицина в Древней Индии. Индия — один из древнейших очагов цивилизации. Народы, населявшие долину р. Инд, в начале 3 тысячелетия до н.э. создали оригинальную культуру, которая не уступала культуре Древнего Египта и государств Месопотамии. Археологические исследования показали, что города, построенные не позднее 3 тысячелетия до н.э. (Хараппа, Мохенджо-даро), отличались высоким уровнем строительства и санитарного благоустройства. Канализационная система Мохенджо-даро была наиболее совершенной на территории Древнего Востока, некоторые гидротехнические сооружения явились прототипом современных конструкций. В 3 тысячелетии до н.э. была создана иероглифическая письменность, которая до настоящего времени не расшифрована. Были известны плавка, ковка и литье металла. Многие орудия производства и оружие изготовлялись из бронзы и меди.

    Во второй половине 2 тысячелетия до н.э. началось проникновение в Индию племен так называемых ведических ариев, занимавшихся скотоводством и земледелием: у них существовала частная собственность и выделилась племенная аристократия. В первой половине 1 тысячелетия до н.э. в Северной Индии возник ряд рабовладельческих монархических государств, свободное население которых подразделялось на четыре сословия: брахманов, кшатриев, вайшиев и шуда — прообраз будущего кастового деления. Первые два сословия занимали привилегированное положение. К середине 4 в. до н.э. среди государств Северной Индии выделилась Магадха, превратившаяся в могучую рабовладельческую деспотию и завоевавшая почти всю долину р. Ганг. В 4 в. до н.э. часть долины р. Инд вошла в состав персидской державы Ахеменидов. В 4—5 вв. н.э. Магадха под властью династии Гуптов достигла наивысшего расцвета. В 2—4 вв. н.э. в Индии начали складываться феодальные отношения.

 

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60

 

 

 

www.nedug.ru

Читать онлайн "Древняя Персия" автора Гюиз Филип - RuLit

НАУКИ

За исключением медицины и астрономии/астрологии, науки в доисламском Иране были еще очень неразвитыми по сравнению со следующей эпохой и даже по сравнению с уровнем знаний, достигнутым в соседних странах. Это коснулось даже филологических дисциплин: в отличие от Индии, например, не имелось никаких грамматических традиций, и даже если персы писали тексты в стихах, явно видно, что при этом не существовало никакого строгого размера. Некоторый успех был достигнут только в лексикографии за счет составления глоссариев и списков слов, моно- или двуязычных, согласно месопотамской традиции. Среди неполных текстов, найденных в Турфане, в Центральной Азии, существуют десятки примеров списков такого рода, предназначенных для того, чтобы помогать согдийским или тюркским переводчикам переводить манихейс- кие тексты. Слова в них классифицируются по алфавиту или по тематике. В этих списках слова на среднеиранском западном языке (парфянский или среднеперсидский) переводятся на согдийский или с согдийского на тюркский язык и содержат, помимо всего прочего, имена манихейских божеств, названия народов и социальных групп, профессий, созвездий, членов или частей тела.

При этом перечислении научных дисциплин не стоит забывать иранскую метафизику. Несмотря на то, что, за исключением поздних энциклопедических трудов, таких, как «Бундахишн», до нас не дошло ни одного философского труда на персидском языке, стоит упомянуть о возможном влиянии метафизической персидской мысли на философов досок- ратовского периода (Анаксимандра, Эмпедокла и т.д.) и наоборот — о влиянии Аристотеля и других греческих философов на маздеистских эрудитов (при помощи сирийских переводов). И наконец, стоит вспомнить о том, что Хосров I принял с распростертыми объятиями на несколько месяцев в 532 г. семерых поздних неоплатоников после закрытия их школы в Афинах в 529 г. Кроме того, именно по настоянию Хосрова I христианин по имени Павел Персидский составил краткий конспект мыслей Аристотеля на сирийском языке.

♦ Медицина

Персидская мифология приписывает появление медицины в Иране Джамшиду, одному из первых героев-царей. Ясно, что она была тесно связана с магами и религиозной деятельностью. Действительно, маздеисты различают (с некоторыми вариациями) три категории врачей, согласно тому, как они лечат больных: при помощи святого слова и колдовства (авест. мантра), растений (авест. урувара) или ножа (авест. кэрэта). Само собой разумеется, что первый способ (в случае необходимости сопровождаемый жертвенными возлияниями или употреблением амулетов) считался в глазах священников наиболее эффективным и первые два типа лечения на-

ходились, в основном, в их ведении; третий метод, хирургический, был более светским и был предназначен для класса ремесленников. В «Денкарт» врачи даже подразделяются на пять классов, в соответствии с их моральными качествами.

В этом контексте неудивительно, что анатомические и физиологические знания были достаточно ограниченными. В случае болезни обследование производилось, в основном, на базе внешних симптомов. Человеческое тело считалось микрокосмосом по образу материального мира. Греческое учение о четырех жидкостях (кровь, флегма, красная желчь и черная желчь) было приспособлено к маз- деистской догматике, и жидкости были ассоциированы с «четырьмя классами людей, такими, как священники, которые учат, воины, которые поражают врагов, крестьяне, которые питают, и ремесленники, которые оказывают услуги». В поздних среднеперсидских текстах описывается семь слоев тела «(«изнутри наружу: костный мозг, кости, тело, нервы, вены, кожа, волосы») а также различные органы (желудок, печень, селезенка, сердце, легкие, желчный пузырь, кишечник, мочевой пузырь и мозг). Болезни часто связывались с понятием греха и подразделялись на лихорадку, болезни кишечника и кожи, психические и инфекционные заболевания, сбой менструального цикла и т.д. Возлияние священного напитка хаома считалось особенно эффективным «лечением» в случае болезни органов, кровоподтеков, проблем с пищеварительным трактом, мочевыми путями. Предполагалось, что он стимулирует репродуктивные возможности.

В среднеперсидских текстах имеется два наименования для врача: «мастер здоровья», похоже, был более уважаем, чем «целитель (тела)». Согласно «Ви- девдад», можно предположить даже, что существо-

вало нечто вроде выпускного экзамена, в ходе которого кандидат на звание врача должен был прооперировать трех маздеистов, не причиняя им физического вреда! В том же тексте уточняется, что врач имел право на гонорар (единицу крупного рогатого скота, ослицу или корову, кобылу или верблюдицу), который зависел не от его мастерства, но от финансового и семейного положения его пациента. Важно отметить, что лечение священников было бесплатным, так как они были одного общественного класса с лекарями.

Большая часть врачей при дворе ахеменидских и сасанидских царей были иностранного происхождения. По всей видимости, Ахемениды очень доверяли своим египетским врачам (таким, как Уджахор- реснет во времена Камбиза и Дария), «которые были лучшими в искусстве медицины», согласно заявлениям Геродота. На них также работали некоторые греческие врачи, добровольно или по принуждению. Наиболее знаменитыми греческими врачами были, без сомнения, Демокед Кротонский (личный врач Дария I и его супруги Атоссы) и Ктесий Книдский (один из врачей при дворе Артаксеркса II и автор труда, озаглавленного «Персика»). Сасаниды же чаще предпочитали призывать сирийских врачей христианской веры, таких, как Стефан из Эдессы или Гавриил из Шиггара, соответственно, личные врачи Кавада I и Хосрова II. Наиболее известный из врачей сасанидской эпохи был, без сомнения, Бур- зой, врач при дворе Хосрова I. Однако его репутация менее связана с его медицинскими талантами, он более известен своим переводом (с санскрита на среднеперсидский) замечательного сборника сказок и басен «Панчатантра». Этот прямой перевод был потерян, но персидский перевод, базирующийся на арабской версии перевода Бурзоя, сохранился в

форме «Калила и Димна» (имена двух шакалов в одной из басен). Кроме того, именно во время Хосрова I были построены первые больницы в Вех-Анти- ок-Шапур (Гундешапур, Джундишапур) вХузистане. В отличие от замечательной персидской медицинской школы в Эдессе, основанной в IV в. и верной греческим традициям Гиппократа и Галлена, школа в Вех-Антиок-Шапур была более космополитичной, как и сам город. Часы ее славы приходятся на поздне- сасанидский период (там даже состоялся «конгресс» врачей, под руководством Эран-друстбед, главы гильдии врачей всей империи во время Хосрова I) и в первые два века ислама.

♦ Астрология и астрономия

В доисламском Иране астрологию и астрономию не всегда можно четко разделить между собой, так как небесные тела ощущались как живые божества, и не удивительно, что персы пытались объяснять влияние звезд на людей.

Даже если не существует прямых свидетельств о каких-либо знаниях математической астрономии в Иране в ахеменидский период, нет никаких сомне ний в том, что через персов распространялись зна ния вавилонян в Индию в V—IV вв. до н.э. Начиная с парфянской эпохи, мы получаем, образно говоря, формальные доказательства этого, поскольку тексты на буддийском санскрите, найденные в Центральной Азии и восточном Иране (некоторые из них, начи ная со II в. до н.э., были переведены на китайский язык), содержат индийскую адаптацию вавилонских астрономических теорий. В начале сасанидской эпо хи первые цари царей поощряли переводы трудов с греческого (и санскрита). Таким образом, астроло гические труды Доротея из Сидона, Веттия Вален са, Тевкроса Вавилонца и других, а также Птолемея (на персидский был переведен его математический и астрологический труд «Алмагеста»), были переве дены на среднеперсидский язык. Все эти переводы в настоящее время утеряны, но существуют арабс кие вторичные переводы, которые ясно показывают, что знания в сасанидскую эпоху в этой области были весьма синкретичными и объединяли знания греков и индусов. Персидские астрологи разработали также свои собственные приемы в исторической астроло гии, состоявшие в том, чтобы определять судьбу на родов и династий на основании союзов планет.

www.rulit.me

Медицина и врачи арабских халифатов

В средние века, когда Европа длительный период находилась в состоянии экономического и культурного застоя, значительного развития достигла арабоязычная культура. Вобрав в себя культуру многих народов (персов, таджиков, узбеков, туркмен, сирийцев, египтян, арабов и многих других), она внесли большой вклад в развитие науки, философии, литературы и искусства.

Образование Халифата, мусульманской феодальной державы, началось в VII веке и было обусловлено сначала освободительными (под знаменем ислама), а затем — завоевательными походами арабов.

Возникшая огромная единая арабская держава от Средней Азии и Персии на Востоке до Пиринейского полуострова на Западе просуществовала недолго. Во второй половине VIII века образовались 2 халифата — Восточный с центром сначала в Дамаске, а затем в Багдаде и Западный с центром в Кордове. Экономическая и культурная общность народов, входивших в состав халифатов, сохранилась и продолжала развиваться еще на протяжении ряда веков. Обширная торговля арабов способствовала взаимному обогащению культуры многих народов. Поскольку господствующим языком в халифатах был арабский (его называли «латынью Востока»), то культурное и научное наследие средневекового Востока в буржуазной исторической науке обычно именуют «арабской» культурой и наукой. В советской историографии она справедливо называется арабоязычной.

Арабы создали ряд центров науки и просвещения, из которых особенно выделялись Дамаск (VII век), Багдад (VIII—IX века) и Кордова (X век).

В Кордовском халифате во времена его расцвета было 10 высших школ, тогда как в Западной Европе имелось только 2—Салернский и Парижский университеты. Некоторым из арабских школ посвящены специальные почтовые выпуски. Так, в Марокко в 1960 г. серией почтовых марок отмечено 1100-летие Сарацинского университета в Фесе; в Египте в 1975 г. были выпущены конверт и серия марок, посвященные 1000-летию университета в Аль-Азхаре и произведено гашение марок специальным штемпелем.

Наравне с философией, математикой, географией, историей, естествознанием и филологией медицина составляла часть общего образования ученых в арабских халифатах. Видными деятелями медицины явились представители многочисленных народов, населявших халифаты, или связанных с ними экономически и культурно: сирийцы — основатели крупных медицинских школ и больниц с IV века, хорезмийцы, персы, армяне, азербайджанцы, египтяне, евреи, мавры, отчасти индусы и многие другие. В Бухаре, Хорезме, Самарканде, Дамаске, Багдаде, Каире, Кордове жили и работали выдающиеся врачи. Они сыграли большую роль в сохранении наследия древней медицины и дальнейшем ее развитии. Врачи халифатов оказали значительное влияние на развитие медицины Западной Европы. Восточная средневековая медицина обогатила медицинскую науку эпохи Возрождения и явилась одним из ее ценных источников.

Периодом наибольшего расцвета медицины народов Востока времен халифатов стали X—XI века. Это было время, которое впоследствии назвали «Восточным Ренессансом». Величайшими врачами этого периода были и представители арабоязычной медицины.

Аль-Джебр ибн-Хайян (латинизированное Джебир, Гебер, 721—815) — ученый, алхимик. Среди многочисленных сочинений наибольшей известностью пользовались его трактаты по алхимии. В отличие от других алхимических трактатов того времени, в сочинениях Аль-Джебра основное место занимает описание различных практических химических операций. Ему приписывают получение кислот, спирта, хлорной ртути, нитрата серебра и других соединений. Он пользовался перегонным кубом, водяной баней, применял фильтрование и дистилляцию. Он создал «Золотой эликсир», которому приписывал большую силу и лечил им многие болезни. Аль-Джебр выступал за использование достижений алхимии в медицине (Сирия, 1968).

Кинди (Аль-Кинди) Абу Юсеф Якуб Аль-Исхак (латинизированное Алкиндус, 800—879) — философ, ученый-энциклопедист, врач, математик, астроном. Жил в Басре и Багдаде. За свои убеждения, расходившиеся с догмами мусульманской религии, подвергался преследованиям со стороны правоверных мусульман. Считал естествознание существенной частью философии. Находился под влиянием Аристотеля и поэтому его называли основоположником восточного аристотелизма, а также «философом арабов». Он автор 239 работ, в том числе 22 по медицине. Среди них «О гиппократической медицине», «О бредовых состояниях при острых заболеваниях», «О проказе и ее лечении» и др. Кинди занимался медицинской психологией (посвятил ей 5 книг), лечебным питанием, фармакологией. Отрицал влияние сверхъестественных сил в происхождении психических болезней и указывал на роль некоторых условий жизни в их возникновении. Выступал за то, чтобы химию поставить на службу медицине (Ирак, 1962; Египет, 1975).

Ap-Рази Абу-Бакр Мухаммед ибн-Закария (латинизированное Разес, 850—923) — ученый-энциклопедист, врач, музыкант. Медицину изучал в родном городе Рее (Персия), затем руководил там больницей. Продолжал врачебную деятельность в Багдаде, где основал большую больницу и школу при ней. Кроме медицины, занимался философией, астрономией, математикой, химией, физикой. Им написано около 200 книг. Его крупнейшее медицинское произведение «Всеобъемлющая книга» («Китаб аль-Зави») в 25 томах включает большой исторический обзор развития медицины в античном мире и раннем средневековье. Другая крупная работа — «Медицинская книга», посвященная Мансуру» в 10 томах служила руководством к лечению болезней. Им написано также 30-томное «Вместилище медицины». В своих книгах Ар-Рази настаивал на необходимости тщательного клинического обследования и наблюдения больных. Большое значение для развития учения об инфекционных больных имел его труд «0б оспе и кори», в котором автор дал классическое описание этих болезней, отметив невосприимчивость к повторному заболеванию. Он подробно осветил приемы ухода за больным ребенком. Из этой работы видно, что он применял инокуляцию (вариоляцию). Ap-Рази первым описал инструмент для извлечения инородного тела из гортани, одним из первых начал применять вату при перевязках и нити из кишок барана при сшивании ран. Им составлено наставление по сооружению больниц и выбору места для их постройки. Он говорил о необходимости специализации врачей, о медицинской помощи неимущим. Его взгляды основывались на принципах медицины Гиппократа и анатомофизиологических представлениях Галена. Книги Ар-Рази долго служили учебниками на медицинских факультетах средневековых университетов Западной Европы (Сирия, 1968; Иран, 1964, 1978).

Фараби (Аль-Фараби), Абу Наср Мухаммед ибн-Тархан (875—950) — философ, ученый-энциклопедист, один из главных представителей восточного аристотелизма. Родился в Отраре на территории нынешней Чимкентской области Казахстана.

Философское и естественно-научное образование получил в Халебе (Алеппо) и Багдаде. Прославился как ученый и завоевал известность поэта, музыканта, философа и врача, непревзойденного толкователя трудов Аристотеля, Сократа и Платона. По комментариям Фараби к работам Аристотеля учились все мыслители Востока, в том числе и Ибн Сина. Его называли вторым учителем после Аристотеля («Муаллим-ас-Сани»), «Казахским Аристотелем». Впитав в себя все лучшее в культуре и истории своей Родины, усвоив философские учения арабов, индусов, греков и иудеев, прикоснувшись к творениям мыслителей Китая, он смог создать труды, где не только обобщил знания древних мудрецов, но и заложил основы будущих открытий во всех известных в те времена науках, в том числе и в медицине. Он оставил после себя около 200 трактатов. Философские взгляды Фараби противоречили догмам мусульманской религии и законам Корана. Он считал человека венцом развития природы и подчеркивал, что человек отличается от других представителей животного мира своим психическим складом. Появление человека Фараби считал продолжением общего процесса развития природы и в то же время качественно новым в беспрерывной эволюции мира. Он обнаруживал удивительные для своего времени познания в вопросах строения и функций организма, в лекарственной терапии. Фараби был также крупным музыковедом, им написана «Большая книга по музыке». В знак больших заслуг ученого была учреждена советско-иракская премия его имени «За исследования, содействовавшие ознакомлению с достижениями науки и культуры» (Турция, 1950; Иран, 1951, 1975; Катар, 1971; Сирия, 1974; Египет, 1975; СССР, 1975 — марка, художественный маркированный конверт, специальный почтовый штемпель, которым гасили марки 11—13 сентября в Алма-Ате).

Абу Аль Касим Халаф ибн-Аббар Аль Захрави (латинизированное Захариус, Абуль-касис) — врач и крупнейший хирург средневекового арабоязычного мира (936—1013). Родился в Кордове. Он смело отстаивал необходимость изучения человеческого организма и проведения опытных исследований в медицине, выступал против некритического отношения к авторитетам античной науки. Абу Аль-Касим много сделал для поднятия престижа хирургии в Европе. Наиболее известна его работа «Китаб аль-Тасриф» («Коллекция») переведена на многие языки и более 200 лет оставалась учебником по хирургии. В ней описываются операции камнесечения, грыжесечения, операции на глазах, лечение травм, операции при фистулах и аневризмах, трепанации черепа, упоминается о параличах при переломах позвоночника. Описания его точны, сопровождаются иллюстрациями хирургических инструментов. Он описал более 200 оперативных вмешательств. В его трудах настойчиво проводится мысль о необходимости для хирурга знать строение организма. Абу-аль-Касим считается основоположником хирургической стоматологии, он первым описал экстракцию корней зубов, исправление неправильного прикуса, протезирование зубов. Он занимался также акушерством и, кроме того, открыл наследственный характер гемофилии (Сирия, 1964).

Ибн Аль-Хайсам (латинизированное Альгазен, 965—1039) — египетский математик, астровом и физик-оптик. Родился в Басре, жил в Египте. Написал более 100 работ по астрономии, математике, философии, медицине. Хотя он и не был врачом, его работы сыграли огромную роль в развитии учения о глазных болезнях. Он изучал анатомию глаза и физиологию зрения, объяснил преломление лучей в средах глаза, зрительное восприятие. Введенные им обозначения частей глаза (хрусталик, роговица, стекловидное тело и др.) сохранились до наших дней. Еще при жизни Ибн Аль-Хайсама называли «отцом оптики». Его «Сокровище оптики» в 7 книгах переведено на латинский язык, а его открытия явились толчком к созданию в дальнейшем увеличительных приборов, в частности, телескопа и микроскопа. Аль-Хайсам был оригинальным комментатором Аристотеля и Галена. Интересна его книга «О влиянии музыки на человека и животных» (Пакистан, 1969; Иордания и Катар, 1971).

Ибн Сина, Абу Али Аль-Хусейн ибн-Абдуллах ибн-Хасан Али ибн-Сина (латинизированное Авиценна, 980—1037) — самый знаменитый врач, ученый-энциклопедист средневекового арабоязычного Востока. Родился в городке Афшана вблизи Бухары.

К 17 годам он был уже сформировавшимся врачом. Им написано около 450 трудов по различным разделам науки и культуры. Мировую известность получил его 5-томный труд «Канон врачебной науки» (полностью издан АН Узбекской ССР на русском и узбекском языках дважды — в 1954—1961 и 1979—1982 гг.). Среди других книг назовем «Книгу пульса», «Книгу исцеления», «Лекарства для сердца», «Сочинение о раке» и др. В своих произведениях он касается всех разделов медицины, включая гигиену. Он разграничил признаки плеврита и воспаления легких, чумы и холеры, описал язву желудка, менингит, основные признаки диабета.

Много внимания уделил воспитанию здорового и больного ребенка. Описал большое количество лекарственных средств и различные хирургические вмешательства, настойчиво проводил мысль об индивидуальном подходе к больным.

Ибн Сина целыми днями лечил больных, а вечерами участвовал в философских дискуссиях, поэтических и музыкальных состязаниях.

Практические наставления великого медика не утратили ценности и сейчас. На европейские языки труды Ибн Сины начали переводить с XII века. Шесть столетий его «Канон» был настольной книгой ученых-медиков и врачей Европы.

Великий врачеватель считал, что «Три орудия есть у врача; слово, растение, нож». В эту краткую формулу он вложил весь опыт, который смогла накопить древнейшая из наук — медицина. Самое удивительное, что суть этой формулы осталась неизменной и в наши дни.

Философские, этические воззрения Ибн Сины оказали огромное влияние на развитие мировой культуры. Великий Микеланджело говорил:  «Лучше ошибаться, поддерживая Галена и Авиценну, чем быть правым, поддерживая других».

До нас не дошел ни один достоверный прижизненный портрет Ибн Сины. Каждый художник последующих эпох писал великого медика в меру своей фантазии: то в чалме, то в одежде ученого, то в виде добродушного бухарского купца. А французский живописец придал ученому черты одного из Людовиков, нарядив его в костюм с кружевным воротником. Лица на всех картинах различаются. Каким же образом был у нас в стране создан наиболее достоверный портрет великого ученого?

Авиценна умер в 1037 г. в городе Хамадане (современный Иран), там его мавзолей. В 1954 г. останки ученого были перенесены в новый мавзолей. Иранскому востоковеду Саиду Нефиси тогда удалось сделать только 2 снимка, на которых запечатлены фрагменты черепа Ибн Сины. Для более достоверного портрета, кроме зафиксированных фотообъективом 2 изображений черепа (в профиль и вполоборота), нужно было еще третье изображение — анфас. На помощь пришли математика: доц. Ш. X. Хамидуллин с максимальной точностью создал математическую модель будущего портрета Авиценны, постепенно «поворачивая» череп так, чтобы его можно было увидеть спереди. Математические расчеты стали основой для воссоздания облика человека, жившего тысячу лет назад. На основе полученных графических документов и характеристики строения черепа ученого, разработанной известным антропологом М. М. Герасимовым, скульптор Е. С. Соколова создала скульптурный бюст Авиценны. Перед нами самоотверженный борец за здоровье человека, страстный искатель истины с чертами мудрости, вдохновения, любви к жизни. Патентно-лицензионная служба АМН СССР признала созданный портрет научно обоснованным и не вызывающим сомнения в его достоверности. Бюст, отлитый в бронзе, установлен ныне в зале Андижанского медицинского института им. М. И. Калинина. На почтовой марке и конверте, выпущенных в нашей стране к 1000-летию со дня рождения ученого (1980) можно видеть этот бюст.

Почтовые ведомства 18 стран посвятили Авиценне свыше 50 марок и несколько сувенирных почтовых блоков марок. Первое изображение Ибн Сины на почтовых марках появилось в Ливане в 1948 г. Он показан за изготовлением лекарств. Портрет Ибн Сины имеется в 5-й пятимарочной серии Ирана (1954). В этих сериях, вышедших в течение 1946—1954 гг., мы видим Хамадан, старый и новый мавзолей, эпизоды из истории Ирана. Афганистан выпустил марки в 1951 и 1962 гг., а в 1952 г. сделаны надпечатки на марках предыдущих лет: «1000 лет рождения Ибн Сины» (по мусульманскому календарю). Специальные марки в разные годы почтили память ученого в ГДР, ПНР, Сирии, Пакистане, йеменской Арабской Республике, Египте, Кувейте, эмирате Дубай, Иордании, Катаре, Алжире, Коморских островах, Ливии, Мали.

В СССР, кроме марки (1980) в 1953, 1959, 1979, 1980 гг. выпущены 2 конверта, в 1983 г. появился конверт с изображением памятника Авиценне в Бухаре. В 1984 г. вышла цветная карточка со скульптурой сидящего ученого, установленной в Ташкенте. В 1980 г. в Москве, Бухаре и Душанбе проводилось спецгашение, посвященное 1000-летию со дня рождения Ибн Сины. В Самарканде в 1962 г. по случаю 925-летия со дня смерти ученого конверты гасились непочтовым штемпелем (общества коллекционеров) с портретом Ибн Сины. Известен также оригинальный штемпель с портретом ученого, которым гасились марки в венгерском городе Печ 10 октября 1980 г.

Аль-Бируни, Абу Рейхан Мухаммед ибн-Ахмед Аль-Бируни (973 —1050) жил и трудился одновременно с Ибн Синой.Он родился в Кяте (Хорезм). Аль-Бируни настолько опередил свое время, что самые яркие его открытия казались непостижимыми для многих ученых.

Из-под пера ученого вышло более 150 сочинений по математике, астрономии, географии, геологии, минералогии, истории, искусству, метеорологии, фармакологии и медицине. Хотя нет прямых указаний о врачебной практике Бируни, но его познания в медицинской науке были весьма глубокими. О широте его интересов и знаний можно судить хотя бы по тому, что он высказал предположение о гелиоцентрическом строении мира, об эволюционном развитии организма, в «Книге о распространении климата» впервые коснулся вопросов медицинской метеорологии и т. д. Его имя стало символом XI века на Востоке, современники называли его «Аль-Устад» — учитель. Он считается отцом арабской фармакологии; им заложены основы науки лекарствоведения в Средней Азии.

Фармакологии был посвящен его последний труд «Фармакогнозия». Он назвал эту науку первой ступенью к профессии врача. Он дал перечень лекарственных растений, приведя около 900 персидских, 700 греческих, 400 сирийских и 350 индийских названий. Он использовал трактаты Аристотеля, труды Диоскорида и Галена. Современники говорили о Бируни: «Его рука не расставалась с пером, глаза—с наблюдением, ум — с размышлением». Бируни руководил «Академией шаха Мамуна» в Ургенче, объединявшей крупнейших ученых Средней Азии. В 1973 г. выпущены марки, посвященные Аль-Бируни, в СССР, Афганистане, Иране, Пакистане, Сирии, Турции; в Алжире — в 1974 г., в Египте — в 1975 г.

 

Ибн Зохр, Ибн Зохр Абу Мерван Абу Аль Малик Ибн Абу Аль Ала (латинизированное Авензор, 1091 —1162) — арабский врач. Родился в Испании. Став врачом, много путешествовал по Северной Африке. Занимал высокие посты при различных правителях, в частности, был визирем и придворным врачом Абд аль-Мумина. Современники считали его одним из выдающихся врачей. В теоретических вопросах он следовал взглядам Галена, но в практической деятельности предпочитал опираться на собственный опыт. Ибн Зохр написал учебники по терапии, гигиене, диететике. Известны его труды «Трактат о заболеваниях почек», «О лихорадке», «О диете» и др. Он подробно описал мочекаменную болезнь, рак желудка и другие опухоли, перикардит, холецистит, атонию кишечника, впервые обнаружил чесоточного клеща, описал паралич голосовых связок, выделил некоторые формы проказы. Считал, что надо лечить не только тело, но и психику больного. Он составил противоядия, пользовавшиеся большим успехом, пытался объединить медицину и химию. Ибн Зохр был учителем Ибн Рошда (Сирия, 1968).

Ибн Рошд, Абу Аль-Валид Мухаммед, Ибн Ахмед ибн-Рушд (латинизированное Аверроэс, 1126—1196) — арабский философ и врач, последний видный представитель восточного аристотелизма. Изучал философию, теологию, право, математику, медицину под руководством Ибн Зохра. Работал в Кордове и Марокко, занимал посты судьи и придворного врача. Незадолго до смерти подвергался гонениям как еретик. Большинство философских трудов представляют комментарии к работам Аристотеля, за что получил прозвище «Комментатор». Современники говорили: «Аристотель объяснял природу, а Аверроэс — Аристотеля». Он был и комментатором «Канона» Ибн Сины.

Ибн Рошд исповедовал рационалистические и материалистические взгляды аристотелизма. Он автор энциклопедического труда «Книга общих принципов медицины» («Китаб аль-Коллиат») в 7 томах. Это руководство содержит клинические наблюдения автора и других врачей. Ибн Рошд был учителем Маймонида (Испания, 1967; Иордания, 1971; Сирия, 1978; Египет, 1979).

Ибн Туфайль Абу Бекр Мухаммед (латинизированное Абубехер, 1100—1185) — философ, государственный деятель и врач. Был секретарем правителя Гренады (Испания). Здесь написал 2 тома медицинских сочинений. Затем стал визирем и придворным врачом марокканского султана. Привлек ко двору многих ученых, в том числе Ибн Рошда. По настоянию Ибн Туфайля Ибн Рошд написал свои комментарии к трудам Аристотеля. Сам Ибн Туфайль известен как комментатор трудов Ибн Сины. Ученому принадлежат работы по физике, астрономии, математике, философии, медицине, поэтические произведения. До нас дошел только философский роман «Секреты просветительной философии», в котором дана история мусульманства. Ибн Туфайль был сторонником опытного метода познания (Иордания, 1971).

Маймонид Моисей, Бен Маймуд Моше Бен Маймон ибн-Маймун (1135—1204)-средневековый философ, теолог и врач, ученик Ибн Рошда и Ибн Туфайля. Родился в Кордове, затем последовательно работал в Марокко, Палестине и Египте. Умудренный в медицине, он был приглашен в Каир на должность придворного врача султана Салах ад Дина (Саладина). В своем главном философском труде «Путеводитель колеблющихся» («Далат аль Хайрин») Маймонид стремился примирить философское учение Аристотеля (в интерпретации арабских мыслителей) с библейскими догмами, доказать совместимость иудаизма с философией Аристотеля. Он высказывался против материалистического учения о вечности и несотворенности мира, оказал значительное влияние на развитие схоластических воззрений философов средневековья. Маймонид прославился также как выдающийся врач. Он оставил рецепты специальных лекарств, снадобий, напитков, писал о способах их применения, о гигиене половой жизни, о влиянии климата на развитие астмы. Маймонид отличал гемофилию от других геморрагических синдромов. Он считал, что нет болезней без «болезней души». Им предложен текст присяги, которую он назвал «Ежедневной молитвой врача» (Испания, 1967; Израиль, 1953; Гренада, 1971).

Ибн Ан-Нафис, Абу Аль-Хазм Ибн Ан-Нафис (латинизированное Нафис, 1210—1288) — сирийский врач, всю жизнь проработавший в Багдаде, где был много лет главным врачом известной больницы Аль-Мансурй. Ей он завещал все свое состояние. Ан-Нафис критически относился к анатомии Галена, написал медицинскую энциклопедию, трактат о глазных болезнях, о причинах болезней и лечении их диетой, комментарии к трудам Гиппократа и «Канону» Ибн Сины. В последних он пишет о малом круге кровообращения (Сирия, 1967).

 

 

Вы можете ознакомиться с похожими статьями:

oldmedik.ru

Арабская медицина, арабские врачи

      Упадок науки после падения Римской империи мог бы привести к полному исчезновению и забвению греко-римского наследия, если бы не возникла великая арабская цивилизация. Мусульманские завоевания в 7- 8 вв. поставили под власть халифатов обширные земли юга Европы, Северной Африки и значительной части Азии. Удивительным образом в этой империи с ее фанатичной жаждой завоеваний был проявлен высокий уровень терпимости к чужеземным традициям и знаниям. Драгоценные греческие и римские рукописи, которые сжигались и уничтожались, если попадали в руки черни в первые века христианства, были заботливо сохранены, переведены, снабжены комментариями и приняты в качестве основания науки и философии.

      Следует иметь в виду, что арабская цивилизация был арабской только по языку. Многие народы Востока и Запада внесли свой вклад в ее развитие, и среди ее выдающихся представителей были персы, сирийцы, испанцы и евреи.

загрузка...

      Возникновение арабской медицины относится ко времени, предшествующему рождению Мухаммеда (570-632). Христианскую секту несториан, основанную патриархом Константинополя Несторием, объявили еретической; они вынуждены были бежать в 431 в Эдессу, город в Малой Азии, и там основали медицинскую школу, получившую широкую известность. При императоре Зеноне (474-491) преследования несториан были возобновлены, и на этот раз они бежали в Гандешапур (Джандишапур) в Персии. В течение следующих двух столетий несториане превратили этот город в медицинский центр. Они перевели множество греческих и латинских текстов на арабский язык.

     Самым выдающимся среди несторианских врачей был Хунайн ибн-Исхак ал-Ибади (809-877), чей трактат Альтерация глаза — самый ранний из известных арабских текстов по офтальмологии.

     Другим выдающимся арабским врачом 9 в. был Рази (ар-Рази), перс по происхождению, который написал около 200 сочинений по медицине, включая огромную энциклопедию, т.н. Всеобъемлющую книгу по медицине. Этот обширный свод лишен систематизации; своей славой Рази обязан скорее небольшому трактату Об оспе и кори, содержащему классическое описание различий между этими болезнями. Рази следовал методу Гиппократа и был хорошим клиницистом. Он известен также немилосердным разоблачением шарлатанства.

      Еще одним значительным медицинским автором этого периода был Исаак Бен Саломон Израэли (ок. 845 — ок. 940), египетский еврей, чьи книги о питании, лекарственных средствах и лихорадках пользовались популярностью вплоть до 17 в.

      Создание медицинских энциклопедий было продолжено Ибн Аббасом (Али ибн аль Аббасом), еще одним персидским автором 10 в., чья Царская книга, свод медицинских знаний того времени, был намного лучше составлен и систематизирован, чем энциклопедия Рази. Но обе эти книги затмил знаменитый Канон Авиценны. Этот труд, суммировавший достижения греко-арабской медицины, был главным источником медицинских знаний для Азии и Европы в течение последующих шести веков. 

     Труды Авиценны знаменуют высшую точку развития арабской медицины, особенно на Востоке. В 10 в. центр арабской цивилизации переместился в Испанию. Там в Кордовском халифате работал единственный известный арабский хирург — Альбукасис (Абу-ль-Касим, 936-1013).

     Хирургия очень долго оставалась ниже по статусу, чем медицина, что было характерно и для арабской, и для христианской цивилизаций. Альбукасис, однако, пытался поднять престиж этой пренебрегаемой профессии. Его трактат — одна из самых древних иллюстрированных книг по хирургии; среди изображенных там хирургических приспособлений — не только пинцет, но и множество разнообразных зубоврачебных инструментов. Альбукасис был также первым, кто описал гемофилию.

     Другому арабскому хирургу Авензоару (Ибн Зухру) из Севильи (ок. 1072-1162) средневековая медицина обязана популярным фетишем, известным как безоаровый камень (плотное отложение, образующееся из остатков пищи и несъедобных частиц в желудке некоторых жвачных, особенно коз; ему приписывались величайшие целебные свойства). Несмотря на это суеверие, Авензоар был хорошим клиницистом, первым врачом, применившим питательную клизму, умел диагностировать рак желудка. 

    Его ученик Аверроэс (Ибн Рушд, 1126-1198) овладел не только медициной, но и множеством других дисциплин. Он много писал на медицинские темы, но славу ему принесли главным образом философские труды. Взаимопроникновением медицины и философии отмечено и творчество его выдающегося ученика Маймонида (1135-1204), чья биография знаменует окончание эпохи терпимости и славы арабской цивилизации. Маймонид отказался перейти из иудаизма в ислам и был изгнан из Испании. Он стал врачом халифа Саладина (Салах-ад-дина) и имел обширную практику в Каире. Подобно Аверроэсу, для потомков он оказался более известен как философ, чем как врач.

загрузка...

vashznahar.narod.ru

Медицина в древности

Доисторические и примитивные общества

Современные знания о доисторической медицине основаны, прежде всего, на изучении ископаемых остатков доисторического человека и его орудий; некоторые сведения дает также практика ряда сохранившихся примитивных народов. Ископаемые остатки несут следы таких поражений скелета, как деформации костей, переломы, остеомиелит, остит, туберкулез, артрит, остеома и рахит. Никаких сведений относительно других заболеваний нет, но скорее всего почти все современные заболевания существовали и в доисторические времена.

Примитивная медицина основывалась на предположении о сверхъестественной причине болезни, а именно злонамеренного воздействия злых духов или колдунов. Поэтому лечение состояло из магических заклинаний, заговоров, песнопений и разнообразных сложных ритуалов. Злых духов нужно было отпугнуть шумом, обмануть масками или сменой имени больного. В основном использовалась симпатическая магия (основанная на вере в то, что на человека может сверхъестественным образом влиять его имя или представляющий его предмет, например изображение). Магическая медицина до сих пор практикуется на островах Полинезии, в некоторых регионах центральной Африки и в Австралии.

Магическая медицина породила знахарство – по-видимому, первую человеческую профессию. Сохранившиеся на стенах пещеры в Пиренеях кроманьонские рисунки, возраст которых превышает 20 тыс. лет, изображают целителя-колдуна в шкуре и с рогами оленя на голове.

Люди, занимавшиеся лечением, образовывали особую социальную группу, окружавшую себя мистической тайной; некоторые из них были проницательными наблюдателями. Многие суеверия содержат зерно эмпирической истины. Инки, например, знали терапевтические свойства мате (парагвайского чая) и гуараны, стимулирующий эффект какао, действие растительных наркотических веществ.

Индейцы Северной Америки, хотя и использовали колдовство и заклинания, в то же время обладали довольно эффективными лечебными методами. При лихорадке применяли жидкую диету, очищающие, мочегонные, потогонные средства и кровопускание. Рвотное, слабительное, ветрогонное, клизмы употреблялись при расстройствах желудка; лобелия, лен и банки – при респираторных заболеваниях. Из 144 лекарственных веществ, применявшихся индейцами, многие до сих пор используются в фармакологии. Индейцы были особенно искусны в хирургии. Они вправляли вывихи, применяли шинные повязки при переломах, поддерживали чистоту ран, накладывали швы, использовали прижигание, припарки. Ацтеки тоже применяли шины и хирургические инструменты, искусно изготовленные из камня.

Первобытный человек, использовавший в качестве хирургических инструментов заостренные камни, проявлял удивительное хирургическое мастерство. Имеются доказательства того, что в глубокой древности уже проводились ампутации. Обычными были такие ритуальные операции, как инфибуляция (наложение скоб), кастрация и обрезание. Но что самое удивительное, в доисторической хирургии была широко распространена трепанация черепа.

Техника трепанации, частой в эпоху неолита, вероятно, восходит к позднему палеолиту. В кости черепа вырезали от одного до пяти круглых отверстий. Нарастание кости по краям отверстий доказывает, что пациенты довольно часто выживали после этой опасной и сложной операции. Черепа со следами трепанации были найдены во всем мире, за исключением Австралии, Малайского полуострова, Японии, Китая и территории к югу от Сахары. Трепанация до сих пор практикуется некоторыми примитивными народами в таких удаленных друг от друга географических точках, как острова Тихого океана, Кавказ, Алжир. Цель ее не совсем ясна; возможно, таким путем выпускали злых духов. На островах Тихого океана с ее помощью лечили эпилепсию, головные боли и умопомешательство. На о-ве Новая Британия она использовалась как средство, обеспечивающее долголетие.

У примитивных народов считалось, что душевные болезни возникают из-за одержимости духами, не обязательно злыми; страдающие истерией или эпилепсией часто становились жрецами или шаманами.

Месопотамия

По всей видимости, Месопотамия – родина древнейших из известных цивилизаций, восходящих к 5000 до н.э. Хотя Геродот утверждает, что среди вавилонян не было врачей, это не соответствует многочисленным археологическим данным, свидетельствующим о том, что шумеро-аккадская цивилизация, которая предшествовала в Месопотамии цивилизациям Ассирии и Вавилона, обладала довольно развитой медициной. Найденная печать шумерского врача датируется 3000 до н.э., так что шумерская медицина, вероятно, предшествовала египетской. Шумерские глиняные таблички сообщают о многих чудодейственных средствах; часть из них могла бы составить “глиняную книгу” по акушерству. Медицина по-прежнему была в основном магической, врачи назывались “асу” (шум. “a-zu”) – “ведающий водой”, поскольку вода играла ключевую роль в заклинаниях. Однако нет никаких доказательств того, что деятельность целителя совпадала со жреческой.

Многочисленные данные, полученные при раскопках развалин дворца Ашурбанипала (время правления 669–626 до н.э.) в Ниневии, показывают, что в ассиро-вавилонской медицине было накоплено много профессиональных эмпирических знаний, несмотря на ее в основном магический характер. Таблички упоминают более 300 различных лекарственных средств: побеги растений, древесину, травы, корни, семена, растительные соки, минералы и т. д. Указано специальное назначение некоторых из них, например “от боли в сердце”. Лечебный эффект ряда средств не вызывает сомнений. Так, смягчающие клизмы использовали для уменьшения воспалений, массаж – для снятия желудочных болей, при некоторых заболеваниях рекомендовали отдых и покой, уделяли также внимание и диете. Распространены были припарки, горячие и холодные компрессы. Особенное значение приписывалось воде, так как она была священным элементом бога Эйа, главного среди нескольких богов-целителей.

Важную роль в ассиро-вавилонской цивилизации играла астрология, тесно связанная с прогностикой болезней. Диагноз же был более эмпирическим. Во всех табличках перед указанием лекарства от болезни кратко перечисляются ее симптомы. Очень хорошо описаны, например, признаки туберкулеза. Печень считалась местом расположения жизненного начала. Хотя не все болезни приписывались воздействию демонов, лечение в основном было подчинено ритуалам; врачам, например, не дозволялось посещать пациентов 7-го, 14-го, 21-го или 28-го числа каждого месяца. По дошедшим до нас свидетельствам, ассирийцы и вавилоняне страдали душевными расстройствами, болезнями желудочно-кишечного тракта, глаз, желчного пузыря, сердца, костными заболеваниями.

Есть основания полагать, что врачи в ассиро-вавилонском обществе составляли особый социальный слой, отличный не только от жрецов, но также от ветеринаров и хирургов, занимавших более низкое положение. Медицинская деятельность регулировалась законом. В своде законов Хаммурапи, датируемом не позднее 1950-х годов до н.э., перечислены вознаграждения врачам и определены суровые наказания за неправильное лечение. Так, если врач успешно вскрывает “с помощью бронзового ножа” глазной нарыв, “благородный” пациент должен заплатить ему 10 шекелей серебра, а раб – 2 шекеля. Но если в результате операции пациент потеряет зрение, то врачу следует отрубить руки. Наказание смягчалось, если пациентом был раб: достаточно было замены раба.

Египет

Начало египетской медицины окутано легендами. Бог мудрости Тот считался автором 32 Герметических книг, 6 из которых посвящались медицине. Все они утрачены.

Первый врач, имя которого занесено в историю, это египтянин Секхетьенанах (ок. 3000 до н.э.). Он “исцелил ноздри царя” и был почтен статуей с надписью об этом событии. Гораздо большей славы достиг Имхотеп (расцвет ок. 2975 до н.э.), главный визирь фараона Джосера и известный архитектор, который, согласно легенде, был также великим врачом и почитался впоследствии как полубог и покровитель медицины. О действительных его достижениях в медицине известно мало.

Распространенное мнение о том, что в Египте врачи были жрецами, спорно. Врачи представляли особую касту, а медицинские школы в Саисе и Гелиополе существовали независимо от великих храмов. Современные знания о египетской медицине основаны на дошедших до нас папирусах, наиболее знаменитые из которых – папирус Эберса, датируемый примерно 1500 до н.э., и немного более ранний папирус Смита – являются самыми древними из сохранившихся медицинских текстов. Папирус Эберса кроме общих медицинских тем содержит более 900 рецептов и предписаний. Папирус Смита посвящен лечению ран и ушибов. Другие папирусы содержат тексты по гинекологии и педиатрии. Очевидно, в Египте было особое почитание священной медицинской литературы. Пока врач придерживался правил, изложенных в Герметических книгах, никакое обвинение не могло его коснуться даже в случае смерти пациента. Но при любом отступлении от этих правил за гибель пациента врача карали смертью. Догматический характер египетской медицины проявлялся и в том, что несмотря на практику вскрытий и бальзамирования умерших, знания об анатомии и физиологии оставались на низком уровне. Это очевидное противоречие можно объяснить множеством табу, связанных с мертвыми, и тем, что бальзамированием занимались не врачи, а особые специалисты.

Представления египтян о болезнях были тоже довольно примитивными, основанными на идее вселения демонов. Заклинания, песнопения и магические заговоры составляли существенную часть египетского врачевания. Были распространены магические отворотные средства, с помощью которых излечиваемое место стремились, видимо, сделать отвратительным для духов болезни. Тем не менее не все болезни приписывались действию демонов: к причинам заболеваний относили также погоду или попадание в организм вредных веществ. Диагностика отличалась сравнительно высоким уровнем; пульс прощупывали в нескольких местах, что позволяет предположить некоторое представление о кровообращении. Сердце считалось жизненно важным органом, а дыхание наиболее важной для жизни функцией. Термометром служила рука, отмечались изменения температуры тела. Есть даже намеки на использование прослушивания (аускультации), поскольку о враче говорили, что “он пользуется ухом”. Начало лечения зависело от прогноза: если повреждения головы казались смертельными, пациенту не оказывали помощи. Сложные переломы тоже считались смертельными и не лечились.

Высоко специфичной была египетская фармакопея: для каждой болезни предписывались свои лекарства и точные их дозы. Некоторые из этих средств, в частности касторовое и оливковое масло, опиум и шафран, используются до сих пор. Применение хирургических операций было ограничено из-за стремления египтян сохранить тело для загробной жизни и воскресения, так что ампутации исключались. Раны закрывали свежим мясом, вывихи вправляли, при переломах использовали шинные повязки, но рискованная хирургия первобытных времен была уже отвергнута.

Высокого уровня достигла гигиена; диета и соблюдение чистоты входили в религиозные предписания. Тем не менее многие паразитарные и инфекционные заболевания, характерные для современного Египта, существовали там и во времена фараонов. Часто встречались заболевания глаз. В почках мумий были обнаружены яйца глистов, возбудителей шистосомоза. Чрезвычайно распространен был ревматоидный артрит, кариес же встречался редко. Гнойные заболевания часто отмечались в период поздних царств. Туберкулез позвоночника выявлен у мумий, датируемых примерно 3400 до н.э., а артериосклероз – у мумий времен 21-й династии (ок. 1000 до н.э.). С другой стороны, нет свидетельств о распространении сифилиса или рахита.

Несмотря на свой догматический педантизм, египтяне слыли превосходными врачами, и в их услугах нуждались такие иностранные правители, как Кир и Дарий. Египет считался медицинским центром древнего мира. Он был и родиной первых врачей-специалистов; по свидетельству Геродота, “медицина среди них полностью разделена; каждый врач лечит только одно заболевание и никакое другое; поэтому в стране множество врачей, одни берутся лечить глаза, другие – голову, третьи – зубы, четвертые – кишечник, а некоторые лечат общие недуги всего организма”. Интересно, что медицина раннего Египта была более эмпирической и менее магической, чем в период поздних династий.

Палестина

Древнееврейская медицина, вероятно, восходит к медицинской практике Вавилона и Египта, но в ней появляются и новые концепции, и новые способы лечения. Прежде всего, она отказывается от магического подхода. И болезнь, и здоровье посылаются единым Богом, болезнь – наказание за грех, а Бог – единственный целитель. Роли врача и жреца смешиваются, что не способствовало развитию врачебного профессионализма и специализации. В Библии упоминания о медицине редки, указанные там способы лечения исчерпываются наложением шин при переломах, мазями и повязками при ранах. С другой стороны, профилактика заболеваний и требования гигиены достигают высокого уровня. Ежедневные омовения, мытье рук перед принятием пищи, обязательные омовения для женщин после менструаций и родов входили в религиозные обряды. Солдаты должны были закапывать свои экскременты за лагерем специальной лопаткой, что указывает на высокой уровень санитарии. Были разработаны и особые законы о проказе (возможно, под нею подразумевалось несколько разных кожных заболеваний). Предписывалось изолировать больного, выстирать или сжечь его одежду и, говоря современным языком, дезинфицировать жилище. История о чуме среди филистимлян, упоминание крыс и описание бубонов (1 Цар 5:6, 6:3–11) показывают, что какая-то связь между крысами и чумой уже была отмечена.

Древние евреи были первым народом, заботившимся об общественном здравоохранении, и Библия может считаться первым учебником санитарии. Однако многие гигиенические предписания были частью религиозных обрядов, а не специальными гигиеническими мерами.

Персия и Индия

В древней Персии господствовала дуалистическая религия, и в бесконечной борьбе добра и зла боги-целители представляли, конечно, светлую и благую силу. Главным среди них был Митра. Медицина же происходила из садов Амертат, богини долголетия, где произрастали тысячи целебных растений. У древних персов не было анатомических знаний, а их отношение к болезни было основано на религии и магии. Медициной занимались исключительно служители бога Мазды, лечение состояло в очистительных церемониях, молитвах и ритуалах. В “Вендидад”, шестой книге “Авесты”, установлены наказания за врачебные ошибки и вознаграждения за лечение, а также описаны специальные испытания для тех, кто хотел бы приступить к этой профессиональной деятельности.

В Индии медицина получила значительное развитие, однако древнейшая ее история не может быть точно описана, так как сведения о ней сохранились лишь в форме легенд. Самый ранний санскритский источник Ригведа (ок. 1500 до н.э.) содержит магические заклинания против демонов болезни. Некоторые относящиеся к медицине сведения есть и в Аюрведе (ок. 700 до н.э.). Великими медицинскими светилами

www.aramat.narod.ru


Смотрите также