Лекция древний китай. Open Library - открытая библиотека учебной информации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Лекция: Древний Китай 1 страница. Лекция древний китай


Лекция - Древний Китай 1 страница

Империя должна была стать единым организмом. Носителей тенденций сепаратизма – местных аристократов – переселяли в циньскую столицу, их оружие подлежало конфискации. Были уничтожены стены между княжествами, которые старательно строились в эпоху «борющихся царств»: в империи больше не должно было быть междоусобных войн. И напротив, те стены, которые отгораживали китайские княжества от внешней опасности – от кочевников-сюнну (гуннов), были обновлены и достроены. Отдельные их участки были соединены в Великую Китайскую стену (высотой до 10 м), которая протянулась по степям, горам и пустыням на 4–5 тысяч км. Стража охраняла границу от врага, а через специальные башни с воротами можно было поддерживать торговлю с северными соседями. На этом грандиозном строительстве работали сотни тысяч человек. Большинство их, видимо, составляли заключенные («государственные рабы»). Дело в том, что, следуя легистским принципам, император широко применял практику коллективных наказаний. Речь шла уже не о группах из 5—10 человек, как при Шан Яне, а обо всех родственниках человека, обвиненного в преступлении. А в Китае родственные связи сильны, и родство считается далеко… Поэтому иногда наказанию подвергались многие сотни человек – родичи преступника и по линии отца, и по линии матери, и по линии жены. Это был даровой труд. Людские потери были неисчислимы, да их и не считали. Сыма Цянь, посетивший Великую стену спустя 100 лет, и написал так: «Срывали горы, засыпали ущелья… Как же дешево ценился труд простого народа!»

Великая Китайская стена – не единственное монументальное сооружение той эпохи. В столице император построил для себя несколько десятков дворцов, соединенных потайными ходами. Боясь заговоров и покушений на свою жизнь, он принимал все меры для того, чтобы никто не знал, где именно он сегодня ночует. Обожествляемый император стремился вселять страх, но сам испытывал его сильнее других.

Не так давно китайские археологи раскопали гигантскую подземную усыпальницу императора. В ней находилось 6 тысяч глиняных воинов в человеческий рост. Эта армия охраняла покой своего владыки. Для того чтобы местоположение гробницы осталось тайной, тех, кто ее строил, по свидетельству Сыма Цяня, император приказал казнить.

Междоусобные войны, разорявшие Китай в эпоху «борющихся царств», после создания единой империи закончились, но мир не наступил. Начались грандиозные военные походы за пределы страны. На севере императору с армией в 300 тысяч человек удалось оттеснить гуннов. Он завоевал области в северной части Юго-Восточной Азии. Древние историки пишут, что воины годами не снимали доспехов: война стала обычным состоянием государства.

«Глиняная армия» [Раскопки гробницы Цинь Шихуан-ди]

Фигура военачальника [Из гробницы Цинь Шихуан-ди]

Широкая и многоплановая деятельность императора требовала колоссальных расходов. Налоги с земледельцев возросли до двух третей урожая, к этому добавлялись трудовая и военная повинности. За мельчайшие проступки людей карали безжалостно, казнили с самой изощренной фантазией (варили в кипятке, четвертовали, пробивали темя железной палкой и т. п.). Империя была огромной и могучей – народ же бесправным и бедным.

И уже сын Цинь Шихуан-ди, названный «вторым императором Цинь», стал также и последним в этой династии. В результате мятежей знати и крестьянских восстаний он был свергнут с престола. После нескольких лет гражданской войны, когда народ оголодал до такой степени, что даже в столичной области были отмечены случаи каннибализма, появилась новая династия – Хань. Две ее ветви – Западная и Восточная – одна за другой правили империей почти 400 лет. Период этот настолько важен для истории страны, что и до сих пор сами китайцы называют себя ханьцами.

Ханьская империя

В первые годы правления новой династии (конец III в. до н. э.) внешнеполитическая ситуация была просто плачевной. Во время очередного похода против гуннов, терзавших страну внезапными набегами, сам император попал в окружение, едва избежав плена. Ему пришлось подписать с варварами унизительный договор, заплатить им дань и отдать дочь в гарем гуннского вождя.

Предводители народных восстаний, которые привели династию к власти, чувствовали себя хозяевами положения. Они выпускали собственную монету и содержали армии, называли себя князьями и передавали свои огромные территории по наследству старшему сыну, с Сыном Неба (императором) считаясь очень мало. Казна была пуста, так как ханьским правителям пришлось резко сократить налоги, которые и так едва удавалось собирать с обнищавшего населения.

Перелом наступил во время правления императора У-ди, которое китайская историография называет золотым веком (140– 87 гг. до н. э.). Был издан закон о том, что после смерти князей их владения должны делиться между всеми – иногда многочисленными – сыновьями покойного. Наследники, видимо, были довольны, а княжеские владения так быстро раздробились и измельчали, что угроза сепаратизма миновала. Центральная власть укрепилась.

При У-ди как бы сбылась мечта легистов: появилась официальная государственная идеология. Однако этой идеологией стало учение их противников – конфуцианцев! Введена была экзаменационная система. Поступить на государственную службу и получить очередной ранг знатности (вместе со всеми привилегиями и имущественным обеспечением) можно было только после сдачи экзаменов соответствующего уровня. Способные люди теперь имели возможность продвигаться по службе, повышая ранг знатности, независимо от своего происхождения. Торжествовал принцип социальной мобильности, за который ратовали когда-то легисты. Но сами экзамены состояли главным образом в проверке того, насколько хорошо заучены классические конфуцианские книги. Экзамены служили для проверки не только памяти, но и политической лояльности кандидата на должность.

Современником У-ди был Сыма Цянь (145—86 гг. до н. э.) – человек, заложивший основы китайской историографии. Именно благодаря многотомному труду Сыма Цяня «Исторические записки» известны и хронология Древнего Китая, и мифы, и биографии знаменитых людей. Он ездил по округам обширной империи, много работал в архивах и сохранил для потомков колоссальное количество документов и местных преданий. Сочинение Сыма Цяня охватывает огромный период – от древнейших, легендарных эпох до его собственного времени.

В основу повествования историк кладет идею о закономерной смене династий вследствие отступления от тех принципов, на которых было основано их правление. Таким принципом для эпохи Шан-Инь он считает «почитание (духов)». Оно выродилось в «суеверие», и династия пала. Следующая династия, Чжоу, пришла к власти, неся принцип «цивилизованности», но со временем последняя стала чисто формальной. При династии Цинь торжествовал «закон», быстро превратившийся в свою противоположность. Наконец, династия Хань возвратилась к тому «прямодушию», которое было свойственно самой древней, легендарной эпохе Ся, предшествовавшей династии Инь.

Придворный историк, конечно, должен быть апологетом правящей династии, но его личная судьба заставила его написать грустные стихи: «Скорблю об ученом муже, которому суждено было родиться в недобрый век». Жить при дворе всегда небезопасно, даже в золотой век. Великий историк подвергся опале. Нет, его не сварили в кипятке, не четвертовали и не пробили ему темя железным колом, его присудили лишь к одному из «малых наказаний» – кастрации.

У-ди почти не вел войн, заботясь о внутреннем подъеме империи. В борьбе против гуннов он надеялся на дипломатию. Для этого в Центральную Азию был отправлен посол, который должен был найти ханьскому Китаю союзников. Благодаря этой экспедиции китайцы впервые получили достоверные сведения о том, что они называли Западным краем. Они узнали, например, что есть огромная страна – Индия. Из Центральной Азии в Китай были завезены некоторые сельскохозяйственные культуры, получившие впоследствии широкое распространение, в том числе бахчевые и виноград. А чуть позже, по уже проложенным торговым путям, в Китай пришли религиозные миссионеры. С ними в Восточную Азию попал буддизм.

Контакты Китая с другими цивилизациями, установленные в раннеханьскую эпоху, при Поздней династии Хань, значительно расширились, когда в начале новой эры вся Центральная Азия оказалась во власти Кушан. Китайские войска тогда столкнулись с кушанскими в Ферганской долине, на территории современного Узбекистана.

В первые века христианской эры Ханьская империя занимала всю территорию Восточной Азии. Ее соседом на западе была Кушанская держава. У западных границ Кушан располагалось Парфянское царство. Соседом и вечным соперником парфян была Римская империя, охватывавшая все Средиземноморье, вплоть до Испании и Британских островов. От океана до океана – всего четыре огромных государства. И через эти необъятные просторы – пустыни, горы, могучие реки, земли, населенные дикими племенами, – в начале новой эры проходил Великий шелковый путь. Он соединял не только отдельные районы и государства, а целые цивилизации. Накануне завершения эпохи древности они были так тесно связаны между собой, как никогда в предшествующие тысячелетия своей истории.

Заключение

Главные очаги первобытных земледельческих культур находились на территории Передней Азии. Однако процесс перехода к оседлому земледелию и скотоводству шел и в других регионах мира, вплоть до Юго-Восточной Азии. Первые поселения тяготели к небольшим водоемам или таким местам, где земледелие возможно благодаря дождевому орошению и мягкой почве, возделываемой с помощью мотыги и примитивной сохи. Это было в период неолита.

На основе раннеземледельческих культур в эпоху энеолита складываются первые цивилизации. Дело, однако, не в самом появлении нового материала – меди. Медные орудия труда использовались не так уж часто и не всегда имели преимущество перед каменными. За несколько тысячелетий, отделяющих «век камня» от «века металлов», люди изменились сами – и в процессе производственной деятельности, и с приобретением социального опыта.

Первые цивилизации появились не на месте древнейших земледельческих культур, а там, где люди прежде избегали селиться, – в долинах великих рек (Нил, Евфрат). На мягких аллювиальных почвах сложилось высокоурожайное земледелие, основанное на использовании различных ирригационных систем. Относительные излишки продовольствия позволяли создавать его запасы, необходимые как гарантия выживания. В зонах искусственного орошения увеличивалась численность населения, возникали поселения раннегородского типа с плотной застройкой и укреплениями. Развивалось социальное расслоение и складывались государственные институты.

Государства образуются первоначально вокруг городов с прилегающей сельской территорией, в границах, определяемых естественно-географическими или хозяйственными условиями: между рукавами реки, вокруг магистрального оросительного канала и т. п. Таковы египетские номы и шумерские государства.

Во главе их стоит обычно наследственная знать (номархи в Египте) или жрецы – руководители общины, сконцентрированной вокруг местного храма (в Шумере). Для ранней древности характерны крупные хозяйства – царские, вельможные, храмовые. В них обычно занят зависимый люд, объединенный в трудовые отряды. Ремесленники и торговцы обслуживают такое хозяйство, действуя, к примеру, как храмовые работники или служащие царского двора. Для нужд учета была изобретена письменность – сначала пиктографическая, затем словесно-слоговая (египетская иероглифика, шумерская клинопись).

Типичным явлением были трудовые повинности, к которым привлекалась основная масса населения. Представляли их всегда как направленные на общее благо, но зачастую они сводились к обслуживанию политической элиты, которая монополизировала право говорить от имени народа. В Египте уже в начале III тысячелетия до н. э. сложилась обожествляемая власть, в Шумеро-Аккадском царстве деспотическая форма государственного устройства установилась в последней трети того же тысячелетия. «Земные боги» строили монументальные памятники в религиозных и политических целях (пирамиды в Египте, храмовые башни-зиккураты в Месопотамии).

Внешняя политика ранних государств еще напоминала войну племен или общин, предводители которых регулярно нападали на соседей главным образом не с целью завоевания территории, а для грабежа, захвата добычи. Пленных первоначально, видимо, брали редко, ибо их труд было недостаточно выгоден, а принуждать их к работе было небезопасно. Чаще уводили в плен женщин, которых можно было использовать как наложниц и в виде прислуги. Однако развитие рабства способствовало тому, что захват в чужой стране «двуногого скота» стал явлением столь же распространенным, как и «четвероногого».

Общинному типу государства соответствовал и тип религий, главным в которых было устройство празднеств с кормлением богов (жертвоприношениями) и угощением для всего коллектива. Это были религии, самую основу которых составляло строгое исполнение ритуальных церемоний, а неисполнение грозило страшными бедствиями всем. Догматику заменяла мифология. Проблема индивидуальной веры вовсе не вставала.

Ранние цивилизации существовали как разрозненные очаги в море первобытных племен. Однако надо сказать, что такие очаги уже в III тысячелетии до н. э. находились не только в долинах Нила, а также Тигра и Евфрата (Междуречье), но и в Восточном Средиземноморье, в Юго-Западном Иране (Элам), в Центральной Азии – вплоть до отдаленной Хараппы. Судьбы каждого из них складывались по-разному: одни просуществовали в течение тысячелетий, другие – лишь несколько веков, растворившись затем среди окружающих варварских племен.

Показателен пример так называемой Индской цивилизации с такими ее «мегаполисами», как Мохенджо-Даро и Хараппа, своеобразной письменностью и замечательным искусством. Она охватывала всю территорию современного Пакистана и северо-западный регион Республики Индия, а в первой половине II тысячелетия до н. э. загадочным образом погибла, утеряв все характерные черты цивилизации (городское строительство и ремесло, профессиональное искусство и письменность). Как бы ни был решен в науке вопрос о причинах ее гибели, стоит иметь в виду, что в подавляющем большинстве поселений хараппской археологической культуры не найдено знаменитых печатей и надписей, да и вообще каких-либо следов знакомства с письменностью. Высокая культура была свойственна лишь верхушке населения крупных городов. Переход от цивилизации обратно к первобытности мог быть почти незаметен для большинства населения. Ранние цивилизации кажутся весьма непрочными: тонкий налет цивилизованности отнюдь не исключает возвращение общества в первобытное состояние.

Картина понемногу меняется во II тысячелетии до н. э. Возникшее не только в Египте, но и в Вавилонии крупное государство объединило множество старых городских общин в единое целое. Территориальные общины состояли из больших патриархальных семей. Рабы довольно широко использовались в домах состоятельных людей, но положение их напоминало статус младшего члена семьи. В то же время и статус последнего бывал похож на рабский – как в отношении главы семьи, так и в отношении государственной власти. Важнейшим источником пополнения числа рабов являлся, очевидно, естественный прирост – результат сожительства рабов и рабынь (так же, как у домашнего скота). Имела место тенденция к развитию долговой кабалы, приближавшей должника к состоянию рабства. Но общинная и родственная солидарность, старинные традиции и религиозные нормы, наконец, прямое вмешательство государственной власти – все препятствовало переходу общества к этому естественному следствию социально-экономического развития.

В это время международная торговля остается все еще слишком рискованным предприятием для индивидуальной коммерческой деятельности. Поэтому она оказывается в руках крупных кланов, объединений, основанных как на общих интересах, так и на родстве, этническом происхождении (например, Канишская торговая колония в начале II тысячелетия до н. э.).

К середине данного тысячелетия начинают создаваться крупные державы, далеко выходящие за свои естественные границы – как этнические, так и географические. Целью завоевания становится уже не просто грабеж, а присоединение территории и взимание регулярной дани. Египет в эпоху XVIII династии к собственной территории прибавляет несколько обширных провинций, состоящих из зависимых городов и княжеств. Такая административная конструкция смогла просуществовать два-три века. Массивы государственных земель используются чаще всего не для организации крупных хозяйств, экономический эффект от которых сомнителен. Земли отдают в аренду, используют наемный труд. Для многих стран типична система должностных владений, при которой участок становится натуральной формой оплаты за выполняемую службу (административную, военную, жреческую).

II тысячелетие до н. э. – эпоха расцвета бронзового века. Для социальной структуры общества этого времени характерно господство аристократии. В середине тысячелетия сначала в Передней Азии, потом в Египте и в других странах – вплоть до далекого Китая – распространяется легкая боевая колесница, запряженная лошадьми. Колесница имеет и важный социальный смысл: знать выезжает на поле боя на колеснице – рядовые воины сражаются в пешем строю.

К цивилизации приобщаются новые области, далеко отстоящие от плодородных долин великих рек. Это плоскогорья и даже гористые районы, где живет редкое население – скотоводы и земледельцы, не имеющие широких пашен, но возделывающие сады и виноградники. В орбите цивилизаций оказываются такие «периферийные» области, как Малая Азия с народностями, говорившими на индоевропейских (анатолийских) языках, Верхняя Месопотамия и Сирия с западносемитским и хурритским населением (царство Митанни). Все более тесное общение между государствами Ближнего Востока создает в этом обширном регионе определенное культурное единство.

Приходит в движение лесостепная зона Юго-Восточной Европы. К концу тысячелетия миграции племен, говоривших на индоевропейских языках, начинают менять ситуацию на Среднем Востоке (Иран и Центральная Азия) и в Северной Индии. Индоиранцы (арии) имеют иные традиции, чем семитоязычные (или шире – афразийские) народы Ближнего Востока. Прежде всего, у них существует прочная социальная иерархия сословно-кастового типа. Арии ведут полукочевую жизнь, у них нет практики храмового строительства и поклонения изображениям богов. Их отношение к божествам более абстрактное, чем у древних жителей Египта или Междуречья. Если основой духовной культуры народов речных долин была письменность, то арии долгое время обходятся без нее, тщательно заучивая наизусть свои сакральные тексты (Авеста, Ригведа) и старательно оберегая их от посторонних – тех, кто не принадлежит к полноправным ариям. В процессе миграций культура индоевропейцев накладывается на различные субстраты: иранцы оказываются под большим влиянием народов Ближнего Востока с их тысячелетней историей, индоарии воспринимают наследие многочисленных первобытных племен Северной Индии и далеких потомков жителей Хараппы.

Древний Китай во II тысячелетии до н. э. продолжает развиваться в относительной изоляции. Иньское государство складывается в долине Хуанхэ. В ранней истории Китая можно назвать ряд таких черт, которые кажутся архаическими (вера в зооморфных родовых предков, человеческие жертвоприношения и т. п.). Но иероглифы на гадательных костях напоминают те, которые можно увидеть в современной газете.

В I тысячелетии до н. э. повсюду на Древнем Востоке – где раньше, где позже – наступил железный век. Широкое распространение металлических орудий труда делает менее необходимой общинную солидарность соседей и родственников. Большие семьи постепенно распадаются. Территориальная община меняет свой характер, обеспечивая помощь государству в сборе налогов и способствуя эксплуатации односельчан. Развитие индустрии железа (закалка, изготовление «стали») приводит к освоению обширных пространств, прежде мало пригодных для жизни. Изолированные очаги и зоны цивилизации все более сливаются, и теперь уже островками кажутся места расселения первобытных племен. Создаются сверхкрупные государства – мировые державы, или древние империи. Внутренний состав их, естественно, весьма пестр – по языку и этнической принадлежности, по условиям хозяйственной деятельности и образу жизни, по уровню развития цивилизации. Варварская периферия находится не только за границами империй, но и внутри этих границ («внутренняя периферия»). Правители, возглавляющие мировые державы, различными способами стремятся скрепить воедино принадлежащие им территории и навеки обеспечить власть своим потомкам. Они ведут особенно агрессивную внешнюю политику.

На Ближнем и Среднем Востоке одна мировая держава сменяет другую: Новоассирийское и Нововавилонское царства, Персидская держава Ахеменидов. Появляются новые правители и страны-лидеры, но общая тенденция развития остается неизменной. Процессы консолидации не завершаются с гибелью Персидской империи. Ей наследует держава Александра Македонского и огромные эллинистические государства (а к западу от них тогда же происходит возвышение Римской республики, захватившей все Средиземноморье). Южная Азия в III в. до н. э. впервые объединяется под властью династии Маурьев. В пределах того же столетия возникает и первая китайская империя (при династии Цинь). В начале новой эры Римская империя, Парфия, Кушанское царство и Ханьская империя делят мир от Атлантического до Тихого океана. Между разными, в том числе весьма отдаленными, частями этого мира устанавливаются регулярные связи.

На рубеже I тысячелетия до н. э. и I тысячелетия н. э. возникают синкретические культуры, соединяющие, казалось бы, несоединимое – черты совершенно разных цивилизаций. Формируются религии нового типа, в которых обрядность теряет прежнюю значимость и основное внимание уделяется догматике и этике. Рядом с традиционными жрецами появляются пророки, учителя, которые толкуют о высшей цели – спасении. Иногда это религии монотеистические, иногда – отрицающие саму фигуру бога-творца и ставящие учителя выше традиционных небожителей. Эти религии, как правило, стремятся не к сокрытию своих священных текстов от чужаков и непосвященных, а, напротив, к пропаганде, миссионерству, умножению числа последователей истинной веры. Личная, эмоциональная связь индивида с Богом для большинства этих религий представляется особенно важной. Буддизм и христианство уже в первые века нашей эры начинают завоевывать мир.

Огромная территория цивилизаций Старого Света к концу эпохи древности имеет четкие очертания – это зона, границы которой определены географическими и климатическими условиями. В северной части Евразии, в пустынях Аравии, в Тропической Африке переход к цивилизации совершается уже после окончания древности и начала новой всемирно-исторической эпохи – средневековья.

 

Синхронистическая таблица

Приложение

Рассказ Синухе

Наиболее полные списки сохранились на двух папирусах, обозначаемых B и R и датируемых по почерку эпохой Среднего царства. Множество фрагментов, найденных в частных домах, школах, гробницах, свидетельствует об огромной популярности «Рассказа Синухе* как классического литературного памятника.

Публ. в пер. О. В. Томашевич по кн.: Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1997. С. 33–50.

 

R1 Государь-князь, управитель областей

Повелителя в землях азиатов,

R2 слуга царя подлинный, любимый им,

сопровождающий1 Синухе, говорит он:

«Я – сопровождающий,

R3 сопутствующий владыке моему,

слуга женской половины дворца2 государыни,

великой милостью,

R4 жены царя Сенусерта в Хнумсут3,

дочери царя Аменемхата

R5 в Канефру3, Нефру, владычицы чести.

Год 30-й, третий месяц Половодья, день 7-й:

R6 поднялся бог к горизонту своему,

царь Верхнего и Нижнего Египта Схетепибрэ

R7 удалился в небеса [и] соединился с солнечным диском4; плоть бога

R8 слилась с создавшим его.

[Царская] резиденция безмолвствует,

R9 сердца в печали, Великие двойные врата заперты,

R10 придворные скорбят,

R11 народ стенает.

[Когда] послал Его Величество войско

R12 в землю ливийцев, его старший сын,

R13 бог младший Сенусерт [был] во главе его.

Он был послан

R14 разгромить чужеземные нагорья, истребить насельников Ливии.

R15 [И когда] он возвращался, ведя

R16 пленников-чехену5 и бесчисленные стада

всякого скота,

R17 придворные сановники6 послали

на западную сторону

R18 известие для царевича о случившемся

R19 в зале для аудиенций. Нашли его гонцы в пути,

R20 достигли они его в ночную пору. Ни мгновения

R21 не промедлил он – сокол7, полетел

R22 с сопровождающими своими, не дав знать об этом

своему войску. Но послали [и]

R23 к царским детям,

находившимся при нем в войске этом,

R24= [и] позвали одного из них. Я стоял [рядом] и

– B1[1] слышал его голос,

B2 когда он говорил, [и] оказался вблизи заговора.

Сердце мое смутилось,

B3 руки мои опустились, дрожь охватила все мое тело.

Я бросился бежать

B4 в поисках места укромного. Я спрятался

B5 между двумя кустами, [чтобы] освободить дорогу

идущему по ней.

B6 Направился я к югу,

не помышляя достичь резиденции.

B7 Думал я, что случится резня, и не полагал

[остаться] в живых после нее.

B8 Пересек я [воды?] Маати вблизи Нехет.

B9 Прибыл я на «Остров Снефру»8,

провел я день на краю поля.

B10 Когда я отправился в путь, был [еще] день.

Встретил я человека, стоявшего

B11 у дороги. Он почтительно меня приветствовал,

я же боялся его. Когда наступило

B12 время ужина, я достиг

B13 Негау. Переправился я в грузовой лодке

без рулевого весла

B14 [с помощью] западного ветра.

Я прошел к востоку от каменоломни,

B15 выше Владычицы Красной горы9.

Направил я стопы свои

В16 на север и дошел до

В17 Стен Повелителя10, сооруженных, чтобы отражать азиатов [и] сокрушать кочующих по пескам. Пригнулся я

В18 в кустах в страхе, что заметит меня

В19 со стены стража, несущая вахту свою. Тронулся

В20 я [дальше] ночью. [Когда] озарилась земля,

я достиг Петена.

В21 Остановился я на «острове Кемур*11.

Напала [на меня] жажда,

В22 настигла она меня.

Изнемогал я, горло мое пылало,

В23 и подумал я: «Это вкус смерти!*

[Но] воспрял я духом и собрал

В24 силы, [ибо] услышал мычание скота.

В25 Я увидел азиатов, [и] узнал меня

В26 их вождь, бывавший в Египте.

В27 Дал он мне воды, [пока] кипятили для меня молоко. Отправился

В28 я с ним к его племени, и они хорошо обошлись

со мной. Передавала меня страна

В29 стране. Покинул я Библ, отправился в Кедем12.

Провел я

В30 там полтора года.

Принял меня [к себе] Амуненши – он был властителем

В31 Верхней Речену13. Сказал он мне:

«Хорошо тебе будет со мною, услышишь ты

В32 египетскую речь*. Сказал он это только потому,

что узнал мой характер, слышал о моей

В33 мудрости – рассказали обо мне египтяне,

находившиеся там, вме-

В34 сте с ним. И затем спросил он меня:

В35 «Почему ты пришел сюда?

Не случилось ли чего в резиденции?*

В36 Ответил я ему: «Царь Верхнего и Нижнего Египта Схетепибрэ удалился за горизонт. Неизвестно, что произойдет из-за этого*.

В37 Но сказал я неправду: «Когда я вернулся из похода на страну ливийцев, мне сообщили [об этом].

В38 Рассудок мой помутился,

В39 сердца моего не было в моем теле. Оно увлекло

В40 меня на путь бегства, [хотя] не злословили обо мне,

В41 не плевали в мое лицо, не слышали осуждения

моего [или] имени моего из уст

В42 глашатая. Я не знаю, что привело меня в эту

чужеземную страну.

В43 Это подобно воле бога. Подобно тому, как если бы житель Дельты увидел себя на Элефантине, человек Болот – в Нубии». Тогда сказал он мне: «Как же будет эта земля [Египет] без

В44 него, этого благодетельного бога,

страхом перед которым про-

В45 никнуты чужеземные страны,

как перед Сехмет14 в годину чумы?» Сказал я ему в ответ:

В46 «Конечно, его сын вступил во дворец и принял

В47 наследство своего отца.

Он – бог воистину15, нет равного ему,

В48 Не было подобного ему до него.

Он – владыка мудрости: замыслы его превосходны,

В49 повеления отменны.

Отправляются и возвращаются по его приказу.

В50 Это он покорял чужеземные страны,

меж тем как отец его пребывал во дворце.

В51 Он сообщал отцу, что предписанное ему свершено.

В52 Это богатырь, действующий дланью

своей, храбрец, которому нет равного,

В53 когда видят его нападающим на азиатов

и вступающим в схватку.

В54 Он тот, кто пригибает рога16 и ослабляет

www.ronl.ru

Древний Китай.

Военное дело Древний Китай.

просмотров - 127

Древняя Индия.

Индия и Китай.

Лекция 2.3

Помимо Ближнего Востока, важнейшими регионами восточной цивилизации являются Индия и Китай – наиболее густо населœенные страны планеты, тысячелœетиями варившиеся в собственном соку, но одновременно оказывавшие громадное культурное влияние на своих сосœедей, как близких, так и далеких. Право - ϶ᴛᴏ один из элементов культуры.

1.Древняя Индия. Первые протогосударства Индии возникают в долинœе Инда в 3-м тысячелœетии до н.э. Их гибель за несколько веков до прихода индоарийских племен вынудила последних заново закладывать очаг древнеиндийской цивилизации. Письменность древнейших цивилизаций Хараппы и Мохенджо-Даро до конца не расшифрована, но и санскритские тексты ариев долины Ганга посвящены религиозно-философским проблемам, откуда тяжело вычленить политику, социальную структуру и экономические отношения.

О появлении ариев в Индии рассказывают такие литературные памятники как Веды, Махабхарата и Рамаяна. Смешивание дравидийских (юг) и индоевропейских (север) рас, с добавлением арийских племен, пришедших из Европы, создало неповторимый этнический конгломерат.

Основными источниками права в Индии служили дхармашастры – древние законодательные сборники. Толкование законов было функцией ученых (пандитов), которые, как правило, ограничивались изучением комментариев к древним текстам. Помимо мифических и эпических произведений, до наших дней дошли такие трактаты как «Законы Ману» (3в. до н.э. – 3в. н.э.) и «Артхашастра» (сер. 4в. до н.э.) – трактат об управлении государством. Эти произведения впитали в себя древние обычаи и установления. Законы Ману – памятник сакрального права, в котором гражданские и уголовные установления тесно переплетаются с ритуальными предписаниями и запретами, где доведенное до крайности социальное неравенство полностью освящено авторитетом религии. В Артхашастре, составление которой приписывается современнику эпохи А. Македонского – сановнику Каутилье, содержится ряд советов и предписаний, отражающих условия периода установления централизации и бюрократизации Индии.

Отношение индусов к своим субъективным правам и обязанностям оставалось неизменным в течение столетий. Отличительной чертой является религиозная направленность и представление об изначальном неравенстве людей. Сложная иерархия правовых статусов дополнялась законом кармы – зависимостью прав и обязанностей от его «заслуг» в предыдущей жизни. Правовой принцип дхармашастр – каждой касте присуща своя дхарма (исчерпывающий свод жизненных правил) – является квинтээсенцией кастового сознания. Понятия права и обязанности сливались в общем понятии дхармы – священного долга, исполнение которого было строго обязательно для любого индуса, т.к. следование своей дхарме обеспечивалось силой принуждения касты.

Растущая социальная дифференциация привела к резкому сословному делœению и появлению замкнутых варн, существование которых является своеобразной чертой индийского общества. Варны часто называются португальским термином касты. Считалось, что рождение в той или иной варне – результат поведения человека в его прошлых перерождениях.

Две высшие варны – брахманы (жречество) и кшатрии (военная знать) занимали господствующее положение. Основная масса населœения входила в 3-ю варну – вайшьев (земледельцы, ремесленники, купцы). 4-я варна – шудры - ϶ᴛᴏ переселœенцы и покоренные народы, не имевшие корней в индийском традиционном обществе. Считались людьми низшего порядка, которых не допускали в общины, к занятию должностей, запрещали изучение Вед и т.д. Эта варна формировалась позже трех первых, принœесенных ариями, в связи с этим в нее и включались всœе те, кто не входил в первые 3 варны по рождению. Вне варн стояли т.н. «неприкасаемые» – изгои общества. Права и обязанности каждой варны не только существовали в обычном праве, но впоследствии фиксировались в писаном праве, в т.ч. в Законах Ману. При этом, правоспособность человека определялась его варновой принадлежностью. Главный принцип: каждый принадлежит к своей касте по рождению и должен оставаться в ней всю жизнь.

Индийская государственность. С появлением желœезных орудий и расслоения общества, родоплеменное устройство уступает место государственной организации. Раджи, которые первоначально фигурируют в качестве племенных вождей, превращаются в наследственных царьков. Литературная традиция сохранила воспоминания о двух древних династиях: Лунная (Хастинапур) и Солнечная (Айодхия). Первые города в долинœе Ганга, по данным археологии, возникают в 9в. до н.э. Этот процесс означал консолидацию древних протогосударств. До 6в. до н.э. Индия делилась на множество государств, большинство которых являлось монархиями, но были и олигархические республики. Все они непрерывно вели борьбу друг с другом за региональное преобладание. Переломом стало вторжение А. Македонского, овладевшего Западной Индией и спустившегося к устью Инда благодаря распрям среди индийских радж. Возглавивший борьбу с завоевателями царь Чандрагупта около 317ᴦ. объединил большую часть страны, основав державу Маурьев со столицей в Паталипутре. Пик державности достиг при его внуке Ашоке (268-231гᴦ. до н.э.), когда лишь Южная Индия не входила в объединœенное государство.

Для управления огромной державой, естественно, создавалась сложная бюрократическая система. Император и окружавший его совет сановников (паришад) выполняли функции центрального исполнительного органа власти. При императоре состоял тайный совет, а иногда собирался совещательный представительный орган – раджасабха, из аристократов и некоторых городов и сельских общин. Царевичи выполняли роль наместников над рядом провинций, управлявшихся как из центра, так и местной администрацией. Сам царь Ашока принял буддизм, основывая новые монастыри.

В 3в. н.э. Индия распадается на ряд мелких государств. Отдельные попытки объединœения (царство Гуптов) оказались кратковременными, и к концу 5в. налицо полное раздробление страны.

2.Древний Китай. В отличие от Индии, Китай - ϶ᴛᴏ страна истории, где всœе события тщательно фиксировались летописцами, что существенно облегчает изучение истории Древнего Китая. Сами китайцы называют свою страну Чжун Го (Срединное царство) или по наименованию тех или иных династий (к примеру, Цинь). Судя по археологическим данным, Китай был заселœен еще в древнекаменный век палеолита (синантроп).

Усиление одного из племен в бассейне реки Хуанхэ в 17в. до н.э. привело к образованию государства Шан или Инь. Постепенное складывание гос. аппарата приводит к тому, что выборные племенные вожди – ваны, превращаются в наследственных царей, причем передача власти от отца к сыну сложилась далеко не сразу, оставаясь наследством рода. Правители-ваны одновременно были и первосвященниками, своей персоной символизируя связующее единство складывающейся общности. Появляются постоянная армия, чиновники и тюрьмы. В отличие от Индии, где пожизненно фиксированный статус индивида почти не предоставлял простора для престижных устремлений, в Китае каждый считался кузнецом своего счастья в земной жизни. И если на Ближнем Востоке личностная активность подавлялась религией, призывавшей к загробной жизни, то китайское конфуцианство поставило акцент на поисках земного счастья. В этом лежат корни типичной именно для Китая социальной мобильности.

Крушение царства Шан привело к появлению на его обломках государства династии Чжоу (1122-249гᴦ. до н.э.). Эта эпоха делится на время Западного Чжоу (столица – Хао) и Восточного Чжоу (Лоян). Укрепление центральной власти:

1.выработана концепция детерминированного права на власть, согласно которой мандат на власть вручается правителю Небом (царь – «сын Неба»).

2.создание централизованной администрации, опиравшейся на 14 армий центра в 2 столицах.

3.система наследственных уделов на местах, пришедших на смену иньским регионально-вассальным провинциям. Пожалование удела предусматривало предоставление исключительного права господства над всœей управляемой территорией и местным населœением.

Династия Чжоу обладала лишь номинальной властью над фактическими самостоятельными государственными образованиями, количество которых исчислялось сотнями, и потому период с конца 5 по сер. 3вв. именуются Чжаньго – период «враждующих царств». Возвышаются 7 наиболее сильных гос. образований, ведущих борьбу за лидерство, причем в данный период закладываются экономические сдвиги для последующего объединœения страны.

Стремление китайцев к политическому единству были выражены учением Конфуция (551-479гᴦ. до н.э.), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ стало этическим выражением китайской религиозной мысли. Конфуций выдвинул тезис о том, что государство - ϶ᴛᴏ та же семья, распространив тем самым свои этические принципы на политику:

1.чувства высокого долга (и),

2.гуманности (жэнь),

3.нормы взаимоотношений между людьми (ли),

4.сыновней почтительности (сяо).

Конфуцию принадлежит идея разумного управления государством, конечной целью которого он видел создание этически безупречного и социально гармоничного общества. В конфуцианских школах взращивалось чиновничество, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ призвано было помогать правителям наладить добродетельное правление и добиться гармонии. Конфуцианству как учению морально-этическому, противостоял легизм, опиравшийся на культ закона (создатель – Гуань Чжун). Основной тезис легизма – упор на административные распоряжения осуществляющего централизованную власть правителя.

Завершение трансформации чжоуского общества в период Чжаньго, и обработка желœеза, удешевившего войну, сделав ее делом многих, позволило выдвинуться на авансцену объединœения тому царству, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обладало наилучшей армией. Таким царством стало окраинное Цинь, где позиции наследственной знати были слабее где-либо еще.

В 4в. до н.э. в царстве Цинь сановник Шан Ян провел реформы, которые выдвинули служилую знать и торгово-ростовщические круги, что позволило накопить громадные богатства. Основной тезис реформ: главное для процветания государства - ϶ᴛᴏ успехи в земледелии и военном делœе.

Ван Ин Чжэн (246-210гᴦ. до н.э.) подчинил своей власти всœе государства Китая и, объединив страну, в 221ᴦ. принял титул императора, став именоваться Цинь Шихуанди. Создание империи было логическим завершением сложного и длительного процесса усиления интегрирующих центростремительных тенденций в ведущих чжоуских царствах. Этот процесс был стимулирован активной деятельностью реформаторов-легистов, выступавших как против центробежных тенденций наследственной знати, так и против ослаблявшей централизованную структуру деятельности частных собственников.

Усиление центральной власти истощило страну, в связи с этим, тотчас после смерти Шихуанди началось массовое крестьянское восстание, по итогам которого вождь движения староста Лю Бан в 207ᴦ. основал династию Старшая Хань (206ᴦ. до н.э. – 25ᴦ. н.э.). После его смерти постепенно восстанавливаются порядки времен Шихуанди, достигнув расцвета при императоре У-ди (140-87гᴦ. до н.э.). При У-ди местная знать была вновь поставлена под контроль чиновников, территория Китая расширена до Северного Вьетнама, Западной Кореи и Ферганы.

Восстание «краснобровых» уничтожило царство, а один из вождей восстания Лю Сю объявил о создании династии Младшая Хань (25-220гᴦ.). Снижение налогообложения и освобождение многих категорий рабов позволило добиться умиротворения страны. При этом, восстание «Желтых повязок» (184ᴦ.), длившееся более 20 лет, расшатало империю, и в 220ᴦ. она распадается на 3 царства. В обстановке политической децентрализации завершается процесс ликвидации рабовладельческого строя и становления феодализма. Тем не менее, легистский тезис о приоритете сильной центральной власти, имперского принципа администрации, сама по себе имперская идея на тысячелœетия вперед определила будущее страны.

Читайте также

  • - Суньцзы. Искусство войны. Древний Китай (ок. 500 г. до н.э.).

    Система статусов Для того чтобы глубже понять содержание статуса и существо складывающейся в обществе системы статусов, приведем два примера «Гусарская баллада». Спасенный Шурочкой Азаровой адъютант требует от Кутузова наградить юного корнета: «Ужель совсем не... [читать подробенее]

  • - ДРЕВНИЙ КИТАЙ

    История Древнего Китая делится на четыре периода, связанных с проявлением определенной династии: 1)Шан (Инь) - XVIII-XII вв. до н.э.; 2) Чжоу - 12 в. до н.э. - 221 г. до н.э.; 3)Цинь - 221 г. до н.э. - 207 г. до н.э.; 4) Хань - 206 г. до н.э. - 220 г. н.э. В течение четвертого периода начинается процесс... [читать подробенее]

  • - Древний Китай. Конфуцианство и легизм - традиционное и рациональное в государственном строе

    История государства и права Древнего Китая представляет особый интерес резким противостоянием двух идеологических направлений в государственности - конфуцианства и легизма, где вырисовывается роль стихийного, традиционного и рассудочного (осознанно направляемого) в... [читать подробенее]

  • - Древний Китай

    Китай - это многонациональная страна с древнейшей культурой. Она имеет свою многовековую историю и блестящие традиции в культуре, в том числе и музыкальной. Роль китайской культуры для народов Азии можно сравнить с ролью античной Греции для народов Европы. Китайская... [читать подробенее]

  • - Древний Китай

    По словам фр.историка, антрополога права Н.Рулана, «история права в Китае это в значительной степени история его отсутствия или ограничения». В Китае право никогда не связывалось с тем, что правильно или справедливо. Оно носило репрессивный характер. Сам термин «Фа» (права)... [читать подробенее]

  • - Древний Китай: формирование основ государства и общества

    В отличие от Индии Китай – страна истории. Начиная с глубокой древности умелые и старательные грамотеи-летописцы фиксировали на гадательных костях и панцирях черепах, бамбуковых планках и шелке, а затем и на бумаге все то, что они видели и слышали, что происходило вокруг... [читать подробенее]

  • - ДРЕВНИЙ КИТАЙ

    АРХАИЧЕСКИЙ КИТАЙ Неолитическая эпоха(нижняя временная граница датируется 6 – сер. 5 тыс. до н.э.) представлена керамическими изделиями, которые достаточно широко варьируются по функциям (хозяйственная, столовая, погребальная утварь) и внешним характеристикам. ... [читать подробенее]

  • - Древний Китай. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае

    2. Древнекитайские школы. 3. Содержание и принципы обучения. 4. Особенности образования в Ханьскую эпоху. 5. Идеи Конфуция в области образования. 1. Наиболее обстоятельным источником по системе обучения в Китае является "Ли цзи" - книга о ритуале и обычаях,... [читать подробенее]

  • - ДРЕВНИЙ КИТАЙ.

    ЛЕКЦИЯ № 8 Древний Китай.... С незапамятных времен земля там желта, как и воды великой реки Хуанхэ, что в переводе с китайского означает - Желтая (лесс придает ее водам желтый оттенок). Сидя на ее берегу, богиня Нюйва лепила человечков из желтой глины. Они выскальзывали из... [читать подробенее]

  • - Древний Китай

    Страну, которую мы называем Китаем, сами китайцы называют Чжун Го (Срединное царство). Первые государства возникли в Китае в бассейне реки Хуанхэ. Хуанхэ часто меняла русла, прорывая рыхлую почву берегов, и затопляла целые местности. Только сооружение плотин и дамб в... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Лекция - Древний Китай 4 страница

    Это сдержанность в речи, чтобы не было восхваления собственного вероучения и порицания чужого вероучения без всякого повода или было легкое (порицание) по тому или иному поводу. Но следует именно восхвалять чужие вероучения по каждому поводу.

    Поступающий таким образом и свое вероучение воистину возвышает, и чужому вероучению способствует. Поступающий иначе и свое вероучение губит, и чужому вредит. Ведь когда кто бы то ни было хвалит собственное вероучение или порицает чужое вероучение с мыслью: «Придам блеск собственному вероучению», поступающий так из приверженности собственному вероучению его-то именно и губит. Но доброе дело – сходиться вместе, дабы внимать дхарме друг от друга и (ей) повиноваться.

    Ведь таково желание наперсника богов: «Все вероучения да будут умудренными и приносящими благо».

    И тем, кто привержен тому или иному из них, надлежит сказать: «Не так ценит наперсник богов дарение или хвалу, как то, чтобы возрастало достоинство всех вероучений». И многие пекутся (об этом) для достижения такой цели «сановники дхармы», «сановники, надзирающие за женщинами»25 и те, кто «следят за отхожими местами», и иные разряды (моих слуг). И таков плод этого (старания), что происходит возрастание собственного вероучения и воссияние дхармы.

    XIII Большой наскальный эдикт

    По прошествии восьми лет после помазания царем Пиядаси наперсником богов были завоеваны калингяне26. Полторы сотни тысяч живых существ оттуда уведены, сто тысяч там убито, и столько же умерли. И теперь, после того как захвачены калингяне, у наперсника богов (появилась) сильная приверженность к дхарме, стремление к дхарме и наставление о дхарме. У наперсника богов, после того как завоеваны калингяне, (появилось) раскаяние. Ведь завоевывать то, что не было прежде завоевано, (означает) убийство, и смерть, и увод народа. Воистину, это (представляется) болезненным и тяжким наперснику богов.

    И вот что еще тяжелее (представляется) наперснику богов:

    Те, кто живут там, – брахманы или шраманы, или сторонники иных вероучений, или домохозяева, преданные дхарме:

    Послушание почтенным27, послушание отцу с матерью, послушание наставникам, должное отношение к друзьям, близким и родичам, к рабам и слугам, твердая преданность – им тогда достается страдание, и убиение, и с любимыми расставание. И те, кого всей душой любят преданные дхарме, их друзья, приятели, близкие, родичи в беду попадают. И от этого им тоже страдание.

    И эта участь всех людей тяготит наперсника богов. И нет такой страны, за исключением греков, где не было бы подобных разрядов, а именно брахманов и шраманов, и нигде в стране нет (такого места), где люди не принадлежали бы какому-либо вероучению. Сколько народа погибло и умерло, и уведено, когда были захвачены калингяне, даже сотая доля этого и тысячная доля сегодня тяготит наперсника богов.

    Даже тот, кто причиняет вред, по мнению наперсника богов, должен быть прощен, если может быть прощен. И лесные племена, которые находятся на земле, подвластной наперснику богов, – их он также увещевает, убеждает и говорят им о раскаянии (как) величии наперсника богов, чтобы они устыдились и не убивали. Ведь желает наперсник богов непричинения вреда всем живым существам, сдержанности, справедливости и мягкости. И эту победу считает главной наперсник богов – а именно победу дхармы. Она же одержана наперсником богов и здесь, и во всех пределах, даже до шести сотен йоджан, где царь греков по имени Антийога и за тем Антийогой четыре царя: по имени Туламая28, по имени Антикини29, по имени Мага30, по имени Аликасудара31, (и) ниже – Чолы (и) Пандьи вплоть до Тамрапарни, таким образом, здесь, в царской земле, среди греков (и) камбоджей, набхаков (и) набхапанти32, бходжей33 (и) питиников, андхров34 (и) палидов – повсюду следуют наставлению в дхарме наперсника богов. И даже там, куда послы наперсника богов не доходят, (люди), услышав о соблюдении дхармы наперсником богов, (услышав о его) правиле и наставлении о дхарме, следуют и будут следовать дхарме. То, что этим достигнуто, – повсеместная победа. Повсеместная же победа (означает) чувство удовлетворения. Обретено это удовлетворение победою дхармы. Но легковесно это удовлетворение. Лишь посмертному (существованию) придает особую значимость наперсник богов. С такой целью и надпись о дхарме начертана, чтобы сыновья и правнуки мои думали: «(Нам) не следует другой, новой победы одерживать». А в одержанной ими победе, склоняясь к прощению и смягчению наказаний, пусть считают победой лишь победу дхармы. Она – и в этом мире, и в ином. И всяческое будет довольство – это радость дхармы. Ведь она – и для этого мира, и для иного.

    XIV Большой наскальный эдикт

    Эта надпись о дхарме высечена царем Пиядаси, наперсником богов. Она бывает (высечена) вкратце, бывает в средней форме, бывает пространная. Ведь не всё повсюду высекается. Огромна ведь подвластная земля, и много написано, и напишу еще. И есть то, что по-вторяется снова и снова ради сладости этой цели, чтобы народ так поступал. А если что-то написано не полностью – это бывает с учетом местности или причины либо по оплошности писца.

    Примечания

    1 дхарма – религиозное благочестие.

    2 Пиядаси – личное имя царя Ашоки, санскр. Приядаршин.

    3 …наперсником богов – часто переводят как «угодный богам»; употребляется в качестве царского титула.

    4 …на земле, подвластной – букв. «завоеванной».

    5 Тамрапарни – остров Ланка.

    6 Антийока – Антиох II Теос (261–246 гг. до н. э.), царь государства Се-левкидов.

    7 …когда минуло двенадцать лет… – возможен перевод: «на двенадцатом году».

    8 раджука – букв. «тот, кто держит веревку» (или: бразды?).

    9 …местный правитель – тот, кто владеет местностью (может быть как местный князь, так и управитель).

    10 шраманы – представители небрахманских религиозных течений (буддийские монахи, джайнские аскеты, адживики и т. п.).

    11 паришады – букв. «советы», очевидно, органы городского самоуправления.

    12 …глас барабана – царские указы зачитывались под барабанный бой. Слово, означающее «барабан», приобрело даже смысл «царский указ».

    13 …до концр. эпохи – имеется в виду так называемый развивающийся мировой период (в противоположность «периоду распада»). Вместе они составляют полный космический цикл.

    14 сановники – термин, буквально переводимый как «великий», «главный», употребляется для разного рода начальствующих лиц как в центре, так и на местах.

    15 камбоджи – население Арахосии.

    16 раттхики, петеники – предположительно, народности Сураштры и Махараштры в Западной Индии.

    17 иббхи – значение не вполне ясно, возможно, смысл «домохозяин», «человек, имеющий состояние».

    18 околдован – перевод ненадежен; возможно, «действовал не по своей воле».

    19 …во всех владениях – слово «владение» обычно означает женскую половину дворца.

    20 …за туалетом – обычное значение слова: «отхожее место», но может означать и комнату, где совершается массаж и тому подобные процедуры.

    21 …на коне – возможно, «в повозке».

    22 …срочное дело – возможно, «чрезвычайное, касающееся бедствий».

    23 …доля иная – толкуется по-разному: «дополнительная доля» (к взимаемым с местности налогам) или у Ашоки иная доля (судьба), чем у прежних царей.

    24 благодать – термин «пунья»: религиозная заслуга.

    25 …надзирающие за женщинами – обычно относится к охранникам женской половины дворца.

    26 калингяне – жители Калинги (совр. штат Орисса в Восточной Индии).

    27 послушание почтенным – имеются в виду брахманы и шраманы.

    28 Туламая – Птолемей II Филадельф, царь Египта (282–246 гг. до н. э.).

    29 Антикини – Антигон II Гонат, царь Македонии (283–239 гг. до н. э.).

    30 Мага – Магас, царь Кирены (ок. 300–250 гг. до н. э.).

    31 Аликасудара – Александр, правитель Коринфа (около 252–245 гг. до н. э.).

    32 набхака и набхапанти – племена в районе гор Виндхья и Махараштры.

    33 бходжа – племя в Западном Декане.

    34 андхра – народность, проживающая на территории современного штата Андхрапрадеш в юго-восточной части Декана.

    Рекомендуемая литература

    История Древнего Востока: Тексты и документы / Под ред. В. И. Кузищина. М., 2002.

    Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. (Библиотека всемирной литературы).

    Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. А. А. Вигасина. М., 1997.

    История и культура Древней Индии: Тексты / Сост. А. А. Вигасин. М., 1990.

    Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии / Пер. и комм. В. В. Иванова. М., 1977.

    От начала начал: Антология шумерской поэзии / Пер. и комм. В. К. Афанасьевой. СПб., 1997.

    Повесть Петеисе III. Древнеегипетская проза / Пер. и комм. М. А. Коростовцева. М., 1977.

    Эпос о Гильгамеше (О все видавшем) / Пер. и комм. И. М. Дьяконова. М.; Л., 1961.

    Я открою тебе сокровенное слово… Литература древней Месопотамии / Сост. И. М. Дьяконов и В. К. Афанасьева. М., 1981.

    История Востока. Т. 1: Восток в древности / Отв. ред. В.А.Якобсон. М., 1997.

    Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. М., 1975.

    Бэшем А. Л. Чудо, которым была Индия. М., 2000.

    Герни О. Р. Хетты. М., 1987.

    Дандамаев М. А., Луконин В. Г. Культура и экономика Древнего Ирана. М., 1980.

    История всемирной литературы. М., 1983. Т. 1.

    Крюков М. В. и др. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983.

    Культура Древнего Египта. М., 1976.

    Мерперт Н. Я. Очерки археологии библейских стран. М., 2000.

    Мифы народов мира: Энциклопедия / Под ред. С.А.Токарева. М., 1991–1992. Т. 1–2.

    ОппенхеймА.Л. Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации. М., 1990.

    Франкфорт Г, Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М., 1984.

    Фридрих И. История письма. М., 1979.

    Харден Д. Финикийцы. Основатели Карфагена. М., 2002.

    Шифман И. Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1988.

    Примечания

    Окончание папируса R совпадает с первыми словами папируса B.

    (обратно)

    Слова или части слов, выделенные курсивом, в тексте не сохранились; с помощью пробелов внутри строки переводчик стремился передать ритмику текста.

    (обратно)

    Оглавление

     Предисловие

     Введение

     Древний Египет

     Возникновение цивилизации

     Древнее царство

     Новое царство

     Поздний Египет

     Передняя Азия

     Месопотамия (Междуречье)

     Шумер

     Аккад. Шумеро-Аккадское царство

     Старовавилонский период

     Северная Месопотамия и касситская Вавилония

     «Железный век»

     Новоассирийское царство

     Нововавилонская держава (халдейский Вавилон)

     Клинописная культура

     Малая Азия

     Восточное Средиземноморье

     Средний Восток

     Иранцы

     Персидская держава Ахеменидов

     Южная Азия

     Цивилизация долины Инда

     Ведийский период

     Буддизм и держава Маурьев

     Кушанское царство и классическая индийская культура

     Восточная Азия

     Эпоха Инь

     Династия Чжоу

     Эпоха «борющихся царств»

     Первая китайская империя (Цинь)

     Ханьская империя

     Заключение

     Приложение

     Рассказ Синухе

     Примечания

     Из «Эпоса о Гильгамеше»

     Таблица XI

     Примечания

     Из «Книги пророка Исайи»

     Глава 1

     Глава 2

     Глава 10

     Примечания

     Надписи Ашоки

     I Большой наскальный эдикт

     II Большой наскальный эдикт

     III Большой наскальный эдикт

     IV Большой наскальный эдикт

     V Большой наскальный эдикт

     VI Большой наскальный эдикт

     VII Большой наскальный эдикт

     VIII Большой наскальный эдикт

     IX Большой наскальный эдикт

     X Большой наскальный эдикт

     XI Большой наскальный эдикт

     XII Большой наскальный эдикт

     XIII Большой наскальный эдикт

     XIV Большой наскальный эдикт

     Примечания

     Рекомендуемая литература

    www.ronl.ru

    Древний Китай - Мини-лекции - Лекции по истории Древнего Востока - Каталог файлов

    Историю древнего Китая принято делить по династиям. В характеристике этих периодов нет единогласия. Некоторые ученые полагают, что во время Шан (Инь) еще не сложилось классовое общество, другие считают, что это было раннерабовладельческое государство. Спорным является также вопрос о времени зарождения феодальных отношений. Некоторые китайские историки относят его уже к периоду Чжоу. В отечественной историографии преобладает мнение, что зарождение феодализма следует относить ко времени II династии Хань (25—220 гг.).Для периода Шан (Инь) характерны орудия из бронзы и камня, плужное земледелие, развитие ремесла, обмен с другими областями. Раскопки жилищ и погребений свидетельствуют о резком имущественном расслоении: в одном богатом погребении обнаружено 6000 предметов из бронзы, золота, перламутра. Сохранились следы человеческих жертвоприношений: рабам отрубали головы на могиле умерших хозяев. Существование в этот период рабства подтверждается некоторыми иероглифическими знаками, но нет данных о конкретных формах эксплуатации, о соотношении свободного и рабского труда в различных отраслях хозяйства. В отличие от обществ Переднего Востока в Китае не было большого царского хозяйства: правители раздавали своим приближенным земли и рабов. В этот период, очевидно, сильно было общинное землевладение. В источниках не упоминается купля и продажа земли.Во главе государства стоял правитель, ван, считавшийся «сыном неба», ему подчинялись управители областей и военачальники. При последнем царе династии Шан (Инь) увеличены были налоги и поборы. Недовольство трудящегося населения дополнялось борьбой покоренных племен, что облегчило разгром армий Шан (Инь) племенем Чжоу и приход к власти новой династии во второй половине XI в. до н. э. Для периода Чжоу (XI—III вв. до н. э.) имеется гораздо больше письменных источников, чем для Шан (Инь). Сохранилась, например, книга песен «Ши-Цзин»: по приказу правителей Чжоу чиновники, разъезжая по стране, собирали народные песни, не столько, правда, в культурных целях, сколько для выяснения настроений. В период Чжоу распространяется железо, что ускоряет развитие имущественной дифференциации, торговых связей и выдвижение богатых торговцев и ростовщиков.Резко возрастает число рабов. Цари дарили их своим приближенным сотнями и тысячами вместе с семьями. Рабы становятся предметом купли-продажи, их меняют на скот, шелк.

    В рабов обращали военнопленных, жителей завоеванных областей, государственных преступников и их семьи. При захоронениях правителей и знати, в зависимости от ранга, убивали и клали в могилу до нескольких сотен человек. Этот факт свидетельствует о большой численности рабов, но невысоком уровне рабовладельческого хозяйства (нерациональное истребление рабочей силы). Правда, число человеческих жертв постепенно уменьшалось.Земля номинально считалась собственностью правителя, вана, владения знати были наследственными. Существовало общинное землевладение. Группа в восемь семей, имевших каждая свой участок, сообща обрабатывала еще один — девятый участок (так называемая колодезная система землепользования). Вначале доходы с него шли на общественные нужды, затем в государственную казну или представителям знати. Общины содержали ремесленников, несли трудовые и военные повинности. Общинники должны были отдавать также и часть продуктов охоты, приносить дары в праздничные дни и т. д.С VIII в. до н. э. усиливаются сепаратистские тенденции отдельных областей. Наследственные владения знати превращаются в собственность. Разлагается система общинного землепользования. В источниках говорится, что народ делил свой труд на три части, две из которых отдавал государству, одну оставлял себе.Децентрализация государства Чжоу приводит к появлению ряда борющихся между собой государств. Необходимость борьбы с кочевниками, подавления протеста угнетенных низов, обеспечения развития экономики способствует консолидации и выдвижению области Цинь.Период возвышения Цинь (IV—III вв. до н. э.) характеризуется дальнейшим ослаблением общины и ростом частной земельной собственности. Объединение страны способствовало налаживанию экономических связей (унификация мер и весов, строительство дорог, прекращение междоусобных войн), хозяйственному развитию (освоение новых земель, развитие ирригации, большое строительство). Но чрезмерная централизация, деспотический характер государства, огромные непроизводительные траты, усилившаяся эксплуатация трудящихся масс, жестокий террор, направленный и против народных низов, и против оппозиционно настроенных деятелей культуры (гонения против конфуцианцев, уничтожение литературных и научных произведений), привели к народному движению, в результате которого пала династия Цинь.В период I династии Хань (206 г. до н. э. — 9 г. н. э.) проведены были реформы, несколько смягчавшие гнет налогов и трудовых повинностей. Однако это были лишь временные уступки. Рост товарно-денежных отношений сопровождался развитием ростовщичества. Беспрерывные войны с кочевниками требовали огромных расходов. Государство постоянно выпускало новые деньги. Спекуляция и ростовщичество разоряли городское и сельское население, широко распространилось рабство-должничество.Узурпировавший в 9 г. н. э. власть Ван Ман пытался своими реформами спасти положение в государстве. Запрет купли-продажи земли и рабов, земельный максимум и наделение землей нуждающихся должны были положить конец концентрации богатств. Введение государственного кредита, регулирование цен сверху предполагали борьбу с ростовщичеством и спекуляцией. Государственная монополия на горные промыслы, соль, вино, чеканку монеты должна была обогатить государство и избавить его от необходимости увеличивать налоги. Сопротивление реформам Ван Мана со стороны его собственной администрации, недовольство народа, который ничего реально не получил и только страдал от карательных мер против всяких нарушений приказов императора, привели к краху всех его начинаний и восстанию, закончившемуся гибелью реформатора.В период II династии Хань (25—200 гг. н. э.) значительного развития достигает внешняя торговля. Усиливающаяся крупная землевладельческая знать стремится обособиться от центральной власти. Закабаляемое сельское население восстает. Централизованное государство распадается, идет процесс становления феодализма.При изучении культуры древнего Китая следует обратить особое внимание на труд замечательного китайского историка Сыма Цяня (151—81 гг. до н. э.) «Исторические записки». Он попытался воссоздать историю Китая с древнейших легендарных времен и до его дней. Своеобразно понимая значение экономики в жизни человеческого общества, он полагал, что носителями справедливости являются зажиточные люди и поэтому им следует предоставлять свободу экономической деятельности. Большое влияние на него оказало конфуцианство, хотя он не был последовательным приверженцем этого учения. По мнению Сыма Цяня, государственная власть должна опираться на три элемента природы человека — прямодушие, почитание, культуру. Все прежние режимы гибли оттого, что опирались на один из этих элементов, а не на их совокупность. Сыма Цянь вносит в свое повествование жизнеописания выдающихся деятелей прошлого, воспроизводит их речи, высказывает свое суждение о деятельности каждого из них. Труд Сыма Цяня отличает блестящий литературный стиль, умение нарисовать живые и яркие бытовые сцены.Конфуцианство, оказавшее огромное влияние на всю духовную жизнь древнего Китая, зародилось в VI в. до н. э. Для этого учения характерен интерес к моральным и политическим проблемам. Правитель и подданные должны относиться друг к другу как отец и дети, государство подобно большой семье. Во главе государства должны стоять благородные и гуманные правители. Конфуцианство призывало к сглаживанию классовых противоречий, покорности, смирению. Но конфуцианцы были против насилий и жестокости со стороны государственной власти, против активного вмешательства государства в экономическую и частную жизнь. В период Цинь они подвергались жестоким репрессиям. Заслугой конфуцианцев была их просветительская деятельность, но их учение не могло отвечать чаяниям угнетенных низов, нуждавшихся в радикальных переменах.

    hcm.ucoz.ru


    Смотрите также