Проблемы древнего египта. Проблема хронологии истории Древнего Египта: Египетская история, вместе с которой претерпевала свои превращения и
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Проблема смерти в культуре Древнего Египта и её отражение в храмовой архитектуре и живописи (стр. 1 из 3). Проблемы древнего египта


Проблема смерти в культуре Древнего Египта и её отражение в храмовой архитектуре и живописи (стр. 1 из 3)

Сибирский Государственный комитет по связи и информатизации СибГУТИ.

Кафедра СПТ.

Домашняя письменная работа

на тему:

"Проблема смерти в культуре Древнего Египта и её отражение в храмовой архитектуре и живописи "

Написал:

Мынкин Дмитрий Игоревич К-99

Проверила:

Чуркина Наталья

Анатольевна

Новосибирск - 99.

План:

1.Введение стр.2.

2.История государства Египет стр.2.

3.Религия Древнего Египта стр.8.

4.Смерть в Древнем Египте и её отражение

в храмовой архитектуре и живописи стр.10.

5.Заключение стр.17.

6.Список литературы стр.18.

1.ВВЕДЕНИЕ

Древний Египет, как и любое другое древнее государство, хранит в себе много тайн, многие из которых до сих пор не разгаданы. С детства тайны и загадки влекли меня к себе и именно по этому тема древних цивилизаций интересна мне, как никакая другая. Египетские пирамиды - одна из величайших задач, не решенных и по сей день, одно из Семи Чудес Света, величайший памятник архитектуры, доживший до нашего времени. Древний Египет, на мой взгляд таит в себе больше загадок чем любая другая страна древнего мира, что и стало основной причиной выбора мной этой темы.

2.ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА ЕГИПЕТ.

В эпоху, когда в Месопотамии возникали и развивались различные государства, экономические и культурные условия в Египте привели к появлению первого великого народа в мировой истории, чему очень способствовало утверждение рабовладельческого общества раньше, чем в других странах древнего мира. Большинство историков сходятся в том, что Древний Египет это первое в мире государство.

Считается, что своему раннему благополучию Древний Египет целиком обязан реке Нил, вся долина которой представляет собой гигантский по размерам оазис. Не будь на северо-востоке Африканского континента этой реки. весь Египет. который в древности занимал практически ту же территорию. что и сегодня представлял бы собою пустыню. подобную Ливийской. что не давало бы никаких надежд на появление какой-либо мало-мальски серьёзной цивилизации.

Кроме того водный режим Нила сыграл значительную роль в развитии сельского хозяйства Древнего Египта. Время осеннего разлива Нила. когда пространства. прилежащие к реке заливаются водой считалось в Древнем Египте праздником потому. что при отступлении воды прибрежные районы Нила оставались покрытыми речным илом. принесенным рекой с верховьев. Фактически вся плодородная почва Египта представляет собой отложения речного ила. такая почва весьма плодородна. не требует дополнительного удобрения и прекрасно поддаётся обработке. что и стало значительной предпосылкой к появлению земледелия. как доминирующей области хозяйства государства Египет.

Уже в древности египтяне создали систему регулирования уровня подъема воды при разливах при помощи водохранилищ. плотин и сложных ирригационных систем.

Египтяне изготовляли прекрасные орудия труда. Сначала для этого использовали кремень. так как в Египте хватает залежей камня который хорошо поддаётся обработке. Относительно рано в Древнем Египте появились и медные орудия труда. За неимением своих месторождений египтяне вели добычу на весьма богатом медью Синайском полуострове.

Сельская община существовала на протяжении тысячелетий. однако приблизительно в 3300 г. до н.э. в Древнем Египте значительно повысилась численность населения и благосостояние жителей. Началось строительство городов. но Египет ещё не был объединён и делился на Нижний и Верхний Египет.

Образцы письменности появились в Древнем Египте между 3300 и 3100 гг. до н.э. Древнеегипетская письменность названа иероглифами

Важно заметить. что египетские цари назывались фараонами. Имя и титул египетского царя являлись священными. поэтому царя избегали называть по имени без особой к тому надобности не только придворные. но и простолюдины. С середины II тысячелетия египтяне называли царя иносказательно: пер-«о» - «большой дом». откуда происходит видоизмененное слово «фараон».

Точное летоисчисление древнеегипетской истории также практически невозможно поскольку данные весьма ограничены. Поэтому время зачастую обозначается не столько столетиями. сколько - условно - династиями.

Древние списки фараонов делились на династии, и жрец Манефон, написавший около 300г. До н.э. по-гречески своё сочинение об истории Египта. насчитывал до 30 династий фараонов. хотя существуют предположения историков. что и это число неточно.

Принято историю древнеегипетского царства делить на несколько периодов - Раннее. Древнее. Среднее. Новое и Позднее царства.

Период Раннего царства - это период правления I и II династий. Приблизительно в 3100 г. до н.э. правитель Верхнего Египта Менес завоевал территорию и население Нижнего Египта и объединив под властью I династии оба государства основал новую столицу - Мемфис на бывшей границе между двумя царствами.

Период Древнего царства - скачок в развитии Древнего Египта. одна из величайших эпох культуры и истории. эпоха строительства пирамид в Древнем Египте. Под мудрым управлением фараонов в Египте процветала торговля и ремёсла. развивались различные науки. такие как математика. астрономия. медицина.

Приблизительно в 2150-2040 г. до н.э. шел Первый переходный период. Это период гражданских конфликтов и упадка Древнего Египта. Приход в негодность ирригационной системы привёл к голоду. участились вторжения кочевников с востока и ливийских захватчиков. Новые цари IX и X династий установили свою власть в Нижнем Египте и сделали своей столицей Гераклеополь. то есть фактически Египет снова был разделён. что означало новую волну бедности и несчастий в Египте.

Период Среднего Царства - период восстановления былого могущества Древнего Египта с 2040 г. до н.э.

Правитель города Фивы Ментухотеп II разгромил правителя Гераклеопля и вновь объединил Египет в единое государство. он также изгнал из Египта чужеземных захватчиков и заключил ряд торговых соглашений с соседними государствами. которые весьма способствовали развитию страны.

Но в 1640-1552 г. до н.э. шел Второй переходный период при котором государство вновь пришло в упадок. Египет был завоёван гиксосами. но само государство осталось практически независимым при этом выплачивало дань гиксосам. К 1600 г. до н.э. началось освободительное движение против гиксосов и постепенное возрождение Египта.

Период Нового царства охарактеризован историками. как период небывалого военного могущества египетских фараонов. Освобождение от гнёта гиксосов серьёзно повысило дух египетского народа. что стало основной причиной для новых и новых завоеваний вне территории Египта. проводя которые правители практически не проводили экономических и социальных преобразований внутри своей собственной страны. Экономика Египта всё больше и больше приобретала милитаристический. захватнический характер. новые завоевания привели к неминуемым столкновениям с Хеттской. Митаннийской и другими империями. Фараоны XVIII династии завоевали сравнительно большие территории и привели Египет в пору наибольшего рассвета - территории Египетского царства с четвертого порога Нила до Северной Сирии.

Третий переходный период начался после смерти Рамсеса III. В этот период могучая Египетская империя начала рушится на глазах. Коррупция. отделение восточных провинций. а величие эпохи Нового царства сменилось неурядицами третьего переходного периода междуцарствия. Затем в Египте началось увеличиваться влияние ливийцев : вождь ливийцев Шешонк женил своего сына на египетской царице Мааткара. а в 945 г. до н.э. Шешонк основал XXII династию и стал царём Египта. Страшные гражданские войны последовали за семейными разногласиями и спорами. В 728 г. до н.э. Нубийский царь Пианхи захватил Египет. Нубийцы крепко осели и надолго основались в Египте. но большинство египетских князей были недовольны таким сильным влиянием нубийцев в Египте. а поскольку их силы для сопротивления были малы они поддержали вторжение ассирийцев в Египет. таким образом нубийцы были изгнаны из Египта в 664 г. до н.э.

В Поздний период правили XXVI - XXX династии. С 664 гг. до н.э. Египтом правили уже выходцы коренной египетской династии. Ослабший и раздробленный Египет всё-таки сверг ассирийцев и довольно-таки быстро вступил в новую эру процветания и могущества. торговля достигла небывалого размаха. Египет снова начал увеличивать свои территории.

Но с 525 по 404 г. до н.э. одержав ряд серьёзных побед персы установили свою власть в Египте. За этот период восстания против персов приобрели массовый характер и греки. которые тоже враждовали с персами. присылали флот на помощь восставшим. В 404 г. до н.э. независимость была завоёвана и в Египте на полвека вновь воцарились мир и процветание. а в 343 г. до н.э. персы вновь завоевали Египет и он потонул в огне и крови. Однако в 332 г до н.э. Александр Македонский завоевал всё Персидское царство и был принят египетским народом. как освободитель и получил титул фараона.

После смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. власть в Египте захватил Птолемей и основал в Египте новую династию - династию Птолемеев. При ранних Птолемеях экономика Египта шла на подъём. но все плоды процветания шли на благо высшей ступени власти. простолюдины подвергались жестокой эксплуатации и налогообложению.

Во II-ом веке до н.э. Египет под правлением Птолемеев начал приходить в упадок. с 205 по 185 г. до н.э. Верхний Египет вырвался из власти Птолемеев. Держава Селеквидов оккупировала значительную часть Египта и вела жесткую эксплуатационную политику по отношению к населению оккупированных территорий.

Правление царицы Клеопатры VII отмечено счастливой жизнью простых людей Египта. Клеопатра пользовалась своим влиянием на римского диктатора Юлия Цезаря на благо Египта. а после его смерти в 44 г. до н.э. она вышла замуж за друга Цезаря - Марка Антония. А когда в 31 г. до н.э. приемник Цезаря Октавиан разбил войска Антония и Клеопатры. Антоний

mirznanii.com

Экологические проблемы Древнего Мира

Содержание:

Введение 3

§ 1. Сущность экологических проблем в Древнем мире 6

§ 2. Экологические проблемы в Древнем Египте 14

§ 3. Взаимоотношение человека и природы в Древнем Риме. Важнейшие экологические проблемы 21

Заключение 33

Список использованной литературы 35

Введение

Проблема отношения между человеком и природой на протяжении веков вызывала столкновения противоположных точек зрения, одна из которых связана с представлением о господстве естественной среды над человеком, другая же - с идеей превосходства человека над природой. Для нас здесь представляет интерес выяснить, задумывались ли уже древние о своем отношении к природе и переживали ли они его конфликтным образом (и до какой степени). С древности к проблеме отношения между человеком и природной средой подходили совершенно иначе по сравнению с принципиальной нашей сегодняшней постановкой вопроса: внимание уделялось только воздействию природных условий на человека, а также устанавливалась прямая зависимость между природной средой, климатом, ресурсами - с одной стороны, и особенностями внешнего облика и поведения у разных народов - с другой. Напротив, совсем не обращали внимания на неизбежное взаимодействие и взаимообусловленность населения и его собственной экосистемы, не являлось предметом исследований и прямое антропогенное воздействие человека древнего мира на природу.

В соответствии с вышесказанным проблема взаимоотношений человека и природы в древнем мире представляется нам в достаточной степени интересной. Интерес к проблеме исследования во многом объясняется еще и тем, что в современной отечественной исторической науке экологическим проблемам, возникавшим в древнем мире, посвящено незначительное количество исследований.

Так, в последнее время данную проблематику активно разрабатывают такие отечественные исследователи как Д.Б.Прусаков, Ю.Я.Перепелкин, В.В.Клименко, Е.Н.Черных и некоторые другие. В работах указанных историков исследуются некоторые аспекты интересующей нас проблемы. В работах Е.Н. Черных ставится проблема связи антропогенных экологических катастроф и древнего горнометаллургического производства. Исследователь указывает на несомненную общемировую значимость подобных катастроф, раскрывает динамику и степень влияния человека на природу древнего мира. В работах В.В.Клименко и Д.Б. Прусакова исследуется динамика климатических условий в Древне Египте, раскрывается взаимосвязь социальных и климатических потрясений.

Намного большее развитие получила интересующая нас проблема в зарубежной исторической науке. За рубежом экологические проблемы в древнем мире получили освещение в трудах Б.Белл, Р.Салларес, П.Фидели, А.Гардинера, В.Зейта, Д.О’Коннора, К.Батзера, Р.Фэйбриджа, С.Николсона, Дж.Уайта, Дж.Фленли и многих других.

Источники по проблеме исследования многочисленны и разнообразны. Среди их числа следует отметить литературные памятники того времени. Однако здесь мы ограничены невосполнимыми потерями многих древних текстов. Тем не менее, значительная часть дошедших до нас письменных источников представляет интерес для исследования такой перспективной проблемы, как представления древнего человека о природе и его отношение к ней.

Огромное количество археологических находок являет собой бесценный материал для исторического анализа.

В связи с вышесказанным, насущной задачей историков является объединение всех типов исторических источников (литературных, документальных, археологических, естественнонаучных) для написания исчерпывающей истории экологии древнего мира.

Таким образом, тему нашего исследования мы определили следующим образом: «Экологические проблемы в Древнем мире».

Целью данной работы является характеристика сущности взаимоотношений человека и природы в Древнем Мире и экологических проблем возникающих в результате взаимодействия человека и природы.

Объектом нашего исследования являются природно-климатические условия Древнего Мира.

Предмет исследования – экологические проблемы данного периода.

Для достижения поставленной цели мы ставили и решали следующие задачи:

• охарактеризовать сущность экологических проблем возникавших в Древнем Мире;

• охарактеризовать основные экологические проблемы возникавшие в Древнем Египте;

• выявить характер взаимоотношений человека и природы в Древнем Риме.

• охарактеризовать важнейшие экологические проблемы Древнего Рима.

Для решения поставленных задач мы пользовались следующими методами исторического исследования: изучение и анализ всей доступной исторической литературы, посвященной данной проблеме, анализ археологических данных, изучение исторических источников и др.

Структура исследования. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

§ 1. Сущность экологических проблем в Древнем мире.

Понятие «экология» - сравнительно недавнее. Оно было введено в оборот Э. Геккелем, учеником Ч. Дарвина, в 1866 г. Однако, если принять к сведению греческую этимологию термина, происходящего от oikos - "домохозяйство", то можно прийти к заключению о существовании в античную эпоху родственных этому термину понятий. Многие сюжеты, попадающие в поле зрения современной экологии, служили предметом рефлексии и для античного человека. Древние люди, как и мы, чутко реагировали на сложность и многообразие природных явлений (20, с. 19).

Изменения климата - одна из глобальных проблем современной экологии. В системе античных воззрений на природу климату отводилась не меньшая роль, часто он мыслился доминантой образа жизни целых народов и причиной различий этнического поведения. Эмпедокл сформулировал теорию четырех первоэлементов. Она легла в основу учения Анаксагора и Алкмеона о противоположностях, в свою очередь повлиявшего на возникновение представлений о четырех первичных жидкостях (кровь, флегма, желтая и черная желчь). Зачатки этих представлений мы найдем у Гиппократа. Свое законченное выражение они получили в сочинениях Галена (20, с. 39).

Углубление наших знаний о климате прошлого рано или поздно позволит решить некоторые спорные вопросы древней истории. В связи с этим, необходимо сказать несколько слов о гипотезе "трех катастрофических засух". Существует мнение, что около 1200г. до н.э. на Восточное Средиземноморье обрушилась сильнейшая засуха, которая продолжалась несколько лет. Данное предположение служит аргументом, с помощью которого пытаются объяснить причины почти синхронного упадка и исчезновения в конце эпохи поздней бронзы старых политических центров Восточного Средиземноморья и Передней Азии (микенская Греция, держава хеттов, египетское Новое царство и т.д.). Сторонники данной гипотезы обычно связывают с засухой начало Великой греческой колонизации. Наконец, некоторые исследователи считают, что во второй половине IV в. до н.э. Аттика испытала еще одну сильнейшую засуху, длившуюся на протяжении нескольких десятилетий.

Малейшее изменение климата вело к тому, что худшие сельскохозяйственные территории становились совершенно непригодными для земледелия, а эксплуатация лучших земель существенно возрастала.

Изменение климатических условий не единственная экологическая проблема Древнего Мира. Так, сo второй половины III тыс. до н.э. в ряде мест Средиземноморья происходило сокращение лесных массивов. Одновременно менялся состав лесов: на смену листопадным деревьям приходила вечнозеленая растительность. Теперь уже очевидно, что отступление лесов было результатом главным образом глобальной перемены климата, хотя не следует при этом сбрасывать со счета деятельность человека. Этот процесс продолжался в последующие тысячелетия, и его дальнейшие этапы нуждаются в более детальном объяснении (8, с. 4).

Нeкoтopыe районы Южной Греции лишились лесных покровов еще в эпоху ранней бронзы, когда здесь установился неблагоприятный для круглогодичной вегетации засушливый в летние сезоны климат. Что касается северной части Греции, то в тех ее областях, которые находятся за пределами зоны типично средиземноморского климата, леса сохранялись до второй половины 1 тыс. до н.э. и даже позже. Иными словами, процесс исчезновения здесь лесов продолжался в классическую эпоху, о чем упоминают античные авторы. Так, в одном отрывке Платона говорится об исчезновении лесов в Аттике. Древние греки постоянно нуждались в большом количестве леса, который шел на строительство зданий и плавку металлов, например серебра в Аттике или меди на Кипре. В V-IV вв. до н.э. афиняне были вынуждены вывозить из отдаленных регионов корабельный лес для строительства своего флота. Не случайно их северная колония Амфиполь имела для них стратегическое значение. Потребность в лесе и классическую эпоху была столь велика, что, по оценке некоторых современных историков, именно в эту эпоху хищническое истребление лесов привело к нынешним голым пейзажам во многих местах Средиземноморья, без сомнения, древний человек в ответе за исчезновение леса в отдельных областях Средиземноморья, например в горах Ливана, снабжавших кедром Египет и другие государства на протяжении нескольких тысячелетий, или на Крите, некогда славившемся своими кипарисовыми деревьями (10, с. 72).

В последнее время, впрочем, появились исследования, авторы которых пересматривают тезис о губительном воздействии человека на средиземноморские леса. О. Рэкхэм, наиболее известный представитель данного направления, считает, что в ряде мест Средиземноморья, таких, как Аттика, где мощные известняковые пласты не задерживают влагу, леса изначально были обречены на вымирание. По мнению исследователя, описания пейзажей у древнегреческих авторов соответствовали современной им действительности. Правда, под "лесом" древнегреческих текстов мы должны понимать кустарники и прочую мелкую растительность, поскольку авторы этих текстов никогда не видели настоящего леса с деревьями-великанами наподобие северных лесов. Сложность "лесной проблемы" возрастает, если принять во внимание то обстоятельство, что многие средиземноморские леса вторичны, поскольку появились на месте прежних пустошей. Типичный пример - алеппская сосна. Это дерево сегодня в Греции встречается повсюду, тогда как в эпохи неолита и бронзы оно было редким на Балканах. Сосна распространилась здесь в более позднее время главным образом по той причине, что ее семена хорошо всходят на местах пустошей и пожарищ (8, с. 5).

Историю экологических проблем Древнего Мира нельзя замыкать лишь рамками долгосрочных процессов. Зачастую эпизодические события имеют далекие экологические последствия. К числу таких событий относятся извержения вулканов. До сих пор вызывает споры вопрос о том, как повлияло на мировой климат извержение вулкана на острове Фера в XVII в. до н.э. Вероятно, последствия этой катастрофы были значительными и по своим масштабам не меньшими, чем последствия недавнего извержения вулкана Пинатубо на Филиппинах. Сицилийский вулкан Этна известен сегодня как источник колоссального количества углекислого и сернистого газов, выбросы которых в атмосферу влияют на современный климат.

Не исключено, что извержение этого вулкана в 44 - 42 гг. до н.э. существенно повлияло на климат Средиземноморья в римскую эпоху. Не меньшие экологические последствия могут иметь различные катаклизмы биосферы. Здесь уместно вспомнить наблюдавшиеся в древности вспышки эпидемий заразных болезней: "моровой язвы" в Афинах в 430 г. до н.э., "чумы" (скорее, это была оспа), обрушившейся на Римскую империю при Антонинах, или настоящей чумы, поразившей Константинополь в VI в. Истоки этих заразных эпидемий следует искать в эпохе бронзы и раннего железа, когда плотность населения в отдельных местах достигала уровня, достаточного для быстрого распространения таких болезней, как оспа, тиф, грипп и корь. Особое место в этом ряду занимала малярия - источник высокой смертности населения Средиземноморья в античности и более поздние эпохи. Отдельные исследователи заходят слишком далеко, приписывая малярии причины исчезновения этрусской цивилизации или упадка эллинистической Греции. В то же время никто до сих пор не может сказать с уверенностью, когда эта болезнь появилась в Средиземноморье: в доисторический период, в V-1V вв. до н.э. или в эпоху эллинизма (8, с. 8).

Еще одна экологическая проблема Древнего Мира – перенаселенность очагов той или иной цивилизации. Среди последствий давления "избыточной человеческой массы" на природу следует помимо сокращения лесов отметить первые в истории случаи загрязнения окружающей среды. Исследования гренландских ледников и озерных отложений в Швеции показали резкое повышение содержания в них свинца начиная примерно с VI в. до н.э. Возрастание содержания свинца в атмосфере было следствием горного дела и металлургии в греко-римскую эпоху. Спор о характере античной экономики все продолжается, несмотря на суровый приговор М. Финли, утверждавшего, что древние греки и римляне не имели представления об экономике как таковой и что организация их экономической деятельности была примитивной, не выходящей за рамки кустарного производства. Однако масштабы этого производства были способны вызвать загрязнение атмосферы над Швецией и Гренландией. От историков мы знаем, что за счет Лаврионских серебряных рудников содержался афинский флот - залог морского могущества Афинской империи. Однако историки не упоминают один малоприятный факт - аврионские рудники, чьим побочным продуктом был свинец, являлись мощным источником загрязнения окружающей среды. Средиземное море сегодня - одно из самых грязных морей на нашей планете, оно срочно нуждается в очищении. Но было бы неверно полагать, что таким оно стало в наш век - еще в доиндустриальную эпоху грязный отпечаток человеческой деятельности наложился на Средиземноморье.

Уже со времени Древнего Египта происходило дальнейшее усиление воздействия человека на биосферу. В одних случаях это приводило к расширению популяционных ареалов различных видов животных, в других - к их сокращению. Прежде всего расширялся ареал домашних животных. В ходе греческой колонизации по всему Средиземноморью распространилась высокопродуктивная шерстистая порода овец. Не исключено, что греки первыми научились разводить тонкорунных овец. Начиная с поздней античности тягловая лонгхорнская порода коров, существовавшая в Европе еще с эпохи неолита, постепенно вытесняется молочной шортгорнской породой. Впрочем, это не привело к увеличению потребления молочных продуктов (за исключением сыра) в странах Средиземноморья, где коза продолжала оставаться основным молочным животным. В ходе длительного селекционного отбора грекам и римлянам удалось вывести более крупные породы домашних скота и птицы. В римскую эпоху они распространились в ряде провинций, например в Галлии и Подунавье. Наряду с повышением урожайности в земледелии за период античности возросла продуктивность животноводства.

В античное время в Южную Европу из Северной Африки попали дикобразы, хорьки, мангусты и цесарки. Проникновение в Европу из Египта домашней кошки также происходило в I тыс. до н.э. Благодаря римлянам население провинций узнало о кролике, родиной которого являлась Испания.

Человека Древнего Мира повсюду сопровождали мелкие грызуны и прочие вредители. Вместе с римскими легионерами по всей Европе вплоть до Британии расселилась черная, или корабельная, крыса (3, с. 98). Высокий уровень урбанизации в римскую эпоху способствовал быстрому размножению этого южноазиатского животного, которое не сумело бы выжить в условиях европейского климата вне тепла городского жилья. Раскопки Йорка, римской колонии III-IV вв., засвидетельствовали присутствие здесь в римскую эпоху черной крысы. В поздней античности город запустел, вместе с горожанами его покинул и этот зверек. Крыса вновь появилась в Йорке с приходом в него англосаксов. Данный пример хорошо показывает, как на жизнь животных влияют исторические события и развитие цивилизации в целом. Распространение в городах Западной Римской империи черных крыс и блох - переносчиков вируса бубонной чумы подготовило плацдарм для наступления ее страшных эпидемий на средневековую Европу. Своей повседневной деятельностью античный человек способствовал распространению в Средиземноморье и соседних с ним регионах насекомых-паразитов, включая вредителей зерна, древесных бабочек и жучков. Последние, например, попали в римскую Британию с партией корабельного леса (12, с. 92).

Древним грекам и римлянам были хорошо знакомы некоторые крупные животные, ныне практически исчезнувшие в бассейне Средиземноморья по причине враждебного к ним отношения со стороны античного человека. В древности в Северной Африке и Передней Азии водились львы. Находки львиных скелетов на неолитических стоянках Украины позволяют говорить, что эти животные сумели выжить и в послеледниковой Европе. Скелет льва, вероятно выступавшего в цирке, был найден в Ольвии. Недавно в Дельфах были обнаружены останки льва, датируемые серединой VI в. до н.э. О существовании в Греции в IV в. до н.э. ручных львов сообщает Исократ. К более ранним сведениям о львах в Греции относятся данные раскопок микенского дворца в Тиринфе, где археологи нашли кости льва, вероятно, не столь уж редкого зверя в Эгеиде в эпоху бронзы. Не случайно его облик запечатлен в таких памятниках искусства, как кинжал и стелы со сценами львиной охоты из шахтной гробницы IV в Микенах. Г. Милонас выдвинул предположение, что пара львов, оформляющая колонну, которая венчает микенские Львиные ворота, являлась гербом династии микенских правителей XIII в. до н.э., т.е., возможно, самого Агамемнона. Сенсационное открытие в Вергине гробницы Филиппа II Македонского с изображениями сцены охоты на львов подтверждает слова Геродота и Аристотеля, что в их время львы водились на севере Греции (12, с. 100).

Царь зверей стал самой заметной жертвой наступления древнего человека на природу. Разновидность льва, о которой было известно в древности жителям Эллады, сегодня в диком виде крайне редко встречается в Индии. Намного меньше возможностей имели они для знакомства с восточноафриканской породой льва, частого обитателя современных зоопарков. Карфагеняне и римляне, вероятно, знали североафриканского льва, бесследно исчезнувшего сегодня. Что касается еще одной истребленной человеком разновидности этого животного - южноафриканского льва, то едва ли о его существовании подозревали древние жители Средиземноморья.

Сегодня в Греции медведи водятся в одном-двух глухих местах на севере страны. В античное время они встречались гораздо чаще. Павсаний сообщает о медведях, живущих на горе Парнас в Аттике, на склонах Тайгетского хребта в Лаконии, а также в Аркадии и во Фракии. На медведей охотились с древнейших времен, в результате чего их численность в Средиземноморье резко сократилась.

Самое большое наземное животное тоже пострадало от человека еще в античную эпоху. Индийские слоны попали в Переднюю Азию в IV-III вв. до н.э. В то время в Северной Африке водилась местная, не столь крупная по сравнению с азиатской, порода слонов, ныне окончательно исчезнувшая. Североафриканских слонов ловили и пытались приручить, чтобы использовать на войне, правда, без особого успеха. Пик спроса на эти "танки" древности совпал с III в. до н.э., в связи с чем нельзя не вспомнить битву при Рафии в 217 г. до н.э. между Птолемеями и Селевкидами. Подобно львам североафриканские слоны были истреблены жителями Карфагена и подчинившими его римлянами. В начале нашей эры об этих животных уже никто не помнил. Страбон писал, что пастухи и земледельцы Нумидии должны быть благодарны римлянам, которые, истребив диких зверей, обезопасили труд на полях. Это замечание хорошо иллюстрирует отношение античных людей к диким животным. Если своей деятельностью древний человек способствовал росту популяций домашних животных и мелких вредителей, то крупные дикие животные неизбежно проигрывали от контактов с ним.

Другой не менее знаменитый пример - египетский папирус. Растение так широко использовалось в древнем мире, что это привело его на грань исчезновения в долине Нила еще в далеком прошлом. К началу распространения в Египте современных ирригационных систем, оказывающих губительное воздействие на папирус, он уже принадлежал к числу редких растений. Сегодня известно единственное место в Нильской долине Египта, где сохранилось несколько десятков экземпляров этого растения. К счастью, папирус все еще часто встречается в Центральной Африке. Таким образом, масштабы вмешательства древнего человека в природную среду были достаточно значительными, чтобы приводить к изменениям в ее биологическом универсуме. Нет нужды напоминать об актуальности данной проблемы для современной экологии.

Разрушая среду обитания, древние народы обрекали себя на вымирание. Один из наиболее убедительных примеров - остров Пасхи. Анализ цветочной пыльцы показал, что полинезийские колонисты уничтожили все деревья на этом острове, некогда изобиловавшем растительностью. В результате усилилась эрозия почв, повлекшая за собой деградацию земледелия и упадок культуры, оставившей загадочные мегалитические статуи. Затерянный в просторах Тихого океана остров оказался ловушкой для его обитателей, обреченных на вымирание в ставших непригодными для жизни экологических условиях. Нa континенте выходом из экологического кризиса становилась миграция - идет ли речь о неоднократных всплесках греческой колонизации или о переселениях народов Евразии.

§ 2. Экологические проблемы в Древнем Египте.

Анализ истории Древнего Египта позволил некоторым отечественным исследователям выдвинуть рабочую гипотезу, согласно которой его историческая эволюция характеризовалась тремя социально-экологическими кризисами - крупнейшими переломными эпохами в жизни общества. Наиболее сильным был второй кризис. Он охватил 1-й Переходный период и Среднее царство (ХХIII - XVIII вв. до н.э.). Сейчас уже не вызывает сомнений, что его важнейшими естественными условиями стали значительное снижение уровня разливов Нила и сильная засуха, по-видимому затронувшая на исходе III тыс. до н.э. не только Египет, но и ряд других стран Средиземноморья и Ближнего Востока. Иными словами, огромную роль в истории древнего Египта на указанном этапе сыграли изменения климата. Однако до сих пор сохраняется изрядная неопределенность относительно характера, хронологии и причин интересующих нас климатических колебаний.

О засухе и низких разливах Нила как непосредственных естественных причинах краха VI династии и Старого царства в целом подробно писала Б. Белл, опиравшаяся на имевшиеся в ее распоряжении палеоклиматические данные с привлечением (в переводе) большого корпуса письменных источников 1-го Переходного периода и Среднего царства. При этом исследователь вовсе не отрицал значение социально-политических факторов крушения староегипетского централизованного государства, настаивая лишь на том, что в истории могут иметь место экологически обусловленные хозяйственные кризисы, которые не в силах преодолеть ни одна общественная система. Выводы Б. Белл легли в основу впоследствии довольно широко утвердившегося представления, что гибель Старого царства была прямо связана с резким ухудшением природных условий в Северо-Восточной Африке (8, с. 6).

Социоестественный анализ наводит на мысль, что ухудшение экологической обстановки на берегах Нила на исходе Старого царства не просто повлекло за собой усложнение условий жизни людей, способствовавшее ослаблению государства при VI династии и его последующему распаду, но в известной мере предопределило всю дальнейшую качественную технологическую, административно-хозяйственную и социально-политическую реорганизацию в древнем Египте на эпохальном историческом переходе к Новому царству.

Среди значимых общественных предпосылок Второго социально-экологического кризиса, вероятно, следует выделить демографический рост и усиление номовых администраций в ущерб столичной знати, должно быть ставшее причиной конфронтации сторон. Постепенное ухудшение экологических условий, несомненно, обостряло политическую ситуацию в Египте, способствуя необратимости центробежного процесса упадка Старого царства. В свою очередь, крах централизованного государства и наступление периода социальной смуты и междоусобных войн вызвали разрушение или раздел единой ирригационной системы! - основы земледельческого производства в стране. Тексты 1-го Переходного периода практически на всем его протяжении информируют о хлебных недородах, приводивших к голоду порой настолько жестокому, что он даже толкал население отдельных регионов Египта к каннибализму.

Нужно отметить, что причиной засухи конца III тыс. до н.э. прежде считалось увеличение солнечной активности в соответствии с ее 1800-1900-летним циклом, однако новейшие исследования опровергли его существование. Тем не менее благодаря этим же исследованиям оказалось возможным дать иное естественнонаучное объяснение повышенной засушливости климата долины Нила в течение 1-го Переходного периода и на начальном этапе Среднего царства. Дело в том, что конец III тысячелетия до н.э. характеризовался пиком сильного глобального похолодания, начавшегося, по-видимому, не позднее XXIV в. до н.э.

Результаты исследований подтверждают, что в XIX веке до н.э. произошло не просто значительное, а беспрецедентное за все историческое время возрастание стока Нила до величины в 160 млн. куб. м./год, что почти вдвое превышает уровень XXII в. до н.э. Такое увеличение стока могло быть обеспечено лишь за счет еще более значительного возрастания количества осадков (8, с. 9).

Вслед за непродолжительным климатическим оптимумом второй половины XIX в. до н.э. пришла новая волна похолодания, причем чрезвычайно быстрого. Чтобы представить себе масштаб этого похолодания, отметим, что он точно соответствует величине и скорости современного потепления, которое, безусловно, относится к числу наиболее значительных в мировой истории и вызывает серьезное беспокойство мировой общественности в связи с наблюдаемыми и потенциальными экологическими последствиями.

Причина похолодания в эпоху Среднего царства, на наш взгляд, заключается в неблагоприятном совпадении снижавшейся солнечной активности с низким содержанием углекислого газа в атмосфере и одним из самых мощных за последние 5000 лет эксплозивных извержений вулканов в начале XVII в. до н.э. По оценкам исследователей, в результате этого колоссального вулканического взрыва среднеглобальная температура должна была понизиться более чем на 0,5°С в течение двух-трех лет после извержения.

Это должно было привести к одной или нескольким катастрофическим засухам и неурожаям, таким, которые не наблюдались в Египте в течение по крайней мере предшествовавших 400 лет. Подтверждением тому могут послужить результаты изучения состава донных отложений Меридова озера в Фаюмской депрессии, где в слоях, датируемых примерно 1920 - 1560 гг. до н.э., резко увеличивается содержание песка, что указывает на активизацию песчаных дюн и эолового переноса, сопутствующих засушливым периодам. Таким образом, быстрое похолодание, достигшее своего минимума уже в начале XVII в. до н.э., несомненно, должно было самым серьезным образом уменьшить величину речного стока и внести значительные трудности в эксплуатацию новых оросительных сооружений, созданных в эпоху избыточного увлажнения. Вряд ли можно считать случайным соответствие этого похолодания появлению свидетельств о деградации египетской ирригационной системы и возвращении голодных времен после заката XII династии, окончательному краху Среднего царства и завоеванию Нижнего Египта азиатскими племенами гиксосов.

Египетские источники 1-го Переходного периода (XXII-XXI вв. до н.э.) сообщают о чрезвычайной мелководности Нила: местами реку, средняя ширина которой в долинном Египте до постройки высотной Асуанской плотины составляла ок. 1,22 км, якобы переходили вброд. В пользу такого рода древних свидетельств говорит информация о происходившем тогда же резком, составившем в итоге несколько десятков метров, опускании зеркала Меридова озера в Фаюмском оазисе, питавшегося нильской водой. Похоже, падение уровня Нила во время междуцарствия достигло катастрофической степени, что нашло отражение в документах той эпохи.

Уменьшение высоты разливов Нила было одной из наиболее опасных экологических катастроф в древнем Египте, т.к. влекло за собой сокращение площади самых плодородных заливных земель, что уже во второй половине Старого царства, до разобщения и упадка ирригационной сети, должно было обернуться падением урожаев зерновых. Кроме того, обмеление Нила, скорее всего, сопровождалось снижением уровня грунтовых вод в аллювиальной долине реки, чреватым бедствием для тех садово-огородных хозяйств простонародья, которые использовали воду колодцев. Положение усугубляло то, что примерно в XXIV в. до н.э. началось наступление песков на пойму Нила с запада, обусловленное образованием пустынь и усилением эоловой активности. Наиболее опасным было вторжение песчаных дюн в Средний Египет, где оно поглотило заметную часть поймы и, возможно, привело к ухудшению качества аллювиальных почв.

Анализ содержания источников второй половины Старого царства с учетом экологических данных наводит на мысль, что в Египте в этот период углублялся хозяйственный кризис. Показательны, например, отмечавшиеся египтологами массовое обнищание населения страны, развитие долгового рабства, широкое распространение телесных наказаний, в том числе крупных чиновников, управлявших производством в поместьях вельмож. В целом можно заключить, что при VI династии уже сложились предпосылки Второго социально-экологического кризиса древнеегипетской цивилизации.

Второй социально-экологический кризис ознаменовался коренной административной и технологической реорганизацией земледельческого хозяйства в древнем Египте. Неспециализированные "рабочие отряды", преобладавшие на полях в староегипетскую эпоху, к началу Среднего царства были вытеснены профессиональными землепашцами, обязанными выполнять индивидуальную трудовую норму, осваивая стандартные наделы. Прообраз этих наделов можно увидеть уже в источниках VI династии, причем есть основания полагать, что такие участки возникали не повсеместно, а в заливной пойме Нила по мере отступления границы половодий во второй половине III тыс. до н.э. Таким образом, уменьшение разливов, по-видимому, явилось одной из непосредственных предпосылок реформирования староегипетской системы землепользования и налогообложения, сокращение площади самых продуктивных, естественно орошаемых земель, должно быть, поставило общество в лице сановной верхушки перед необходимостью повышения качества их обработки и более строгого фискального учета, что повлекло за собой государственное стандартное нормирование в первую очередь зернового производства, характерное также и для Нового царства. "Индивидуализация" труда земледельцев, очевидно, находилась в тесной связи с зарождением традиции проведения регулярных смотров рабочей силы с целью ее распределения по социально-профессиональным разрядам и ликвидацией крупных вельможеских хозяйств, завершившейся в среднеегипетскую эпоху (12, с. 101).

Прямым следствием падения разливов Нила мы считаем появление в 1-й Переходный период больших каналов, которые предназначались для обводнения так называемых "высоких полей", лежавших за пределами заливной поймы. По-видимому, с помощью таких искусственных русел областные правители стремились скомпенсировать потери естественно орошаемых земель - практика, утвердившаяся затем в Египте на тысячелетия. Подобно тому как в эпоху Первого социально-экологического кризиса на основе локальных бассейновых систем была создана единая ирригационная сеть, по сути ознаменовавшая собой революцию в развитии оросительного хозяйства в долине Нила, в условиях Второго кризиса произошел очередной качественный переворот в ирригационном строительстве.

Каналы для подачи воды на "высокие поля" стали надежным средством преодоления отдельными регионами продовольственного и социального кризиса и роста их экономического, военного могущества, причем естественно предположить, что номы, находившиеся выше по течению реки, имели преимущества при заборе воды из обмелевшего Нила, в то время как хозяйство низовых областей, напротив, в результате ирригационной деятельности южан несло дополнительный ущерб. Не исключено, что все это служило лишним поводом для междоусобиц и в какой-то мере предопределило победу Фив в войнах против Гераклеополя в 1-й Переходный период и гегемонию в эпоху Среднего царства правителей - выходцев из Верхнего Египта.

После образования среднеегипетского государства ирригационные инновации достигли грандиозного размаха. При XII династии в Фаюмском оазисе был сооружен крупный гидроузел, позволивший искусственно регулировать водный баланс созданного здесь же обширного земледельческого района: в Меридовом озере накапливалась нильская вода, которая поступала в него из рукава Бахр-Юсуф и затем через особую систему каналов по необходимости подавалась на обрабатываемые поля, Это выдающееся гидротехническое достижение вполне согласуется с реалиями Второго социально-экологического кризиса, вероятно будучи непосредственно обусловлено ими: засуха и низкие разливы Нила, по-видимому, подтолкнули население Египта к осознанию необходимости радикальных действий, которые бы резко снизили его зависимость от состояния, и в первую очередь от катастрофических изменений внешней среды. В таком случае, явившись порождением социально-экологического кризиса, новая организация ирригационного хозяйства, значительно повысившая эффективность земледелия в целом, одновременно стала для древнеегипетской цивилизации важным условием выхода из него. Сооружение Фаюмского комплекса прервало череду хозяйственных кризисов, сотрясавших Египет с конца Старого царства, и создало основу для относительной социально-политической стабилизации среднеегипетского государства (8, с. 14).

Обретение египтянами навыков создания по всей стране отводных каналов, позволявших по мере надобности искусственно расширять площадь орошаемых Нилом угодий, и сооружение Фаюмского гидроузла мы расцениваем как эпохальный переворот в развитии земледельческих технологий в нильской долине. Бассейновая оросительная система, доставшаяся Старому царству в наследство от раннединастической эпохи, была элементарным образом приспособлена к прежнему режиму реки. Менее засушливый климат и высокие разливы делали вмещающий ландшафт в докризисную эпоху сравнительно комфортным для людей, что избавляло их от надобности его существенно видоизменять. С началом же Второго социально-экологического кризиса население Египта в целях самосохранения было вынуждено приступить к активному преобразованию своего жизненного пространства. При этом кажется достаточно правдоподобным допущение, что возникшая необходимость адаптации к качественно новым условиям существования, вплоть до осмысленного вмешательства в естественный - "богодарованный" облик окружающего мира, должна была способствовать перевороту в мировоззрении и, как следствие, в идеологии древних египтян.

  

magref.ru

Проблема хронологии истории Древнего Египта: Египетская история, вместе с которой претерпевала свои превращения и

Проблема хронологии истории Древнего Египта

Египетская история, вместе с которой претерпевала свои превращения и египетская религия, была разделена на тридцать династий в историческом труде позднеегипетского жреца Манефона, жившего в III веке до н. э. написавшем историю Египта «Эгиптиака», которая дошла до нас в отрывках иудейского историка Иосифа Флавия29. Большинство современных египтологов объединяют все династии в три большие эпохи, иногда добавляя к ним и четвертую, отличающиеся друг от друга в культурном и религиозном отношении, особый характер каждой из которых был известен уже в Древнем Египте. Три большие эпохи или «царства» египетской истории были отделены друг от друга двумя промежуточными эпохами (с частично пересекающимися династиями). Им предшествовала ранняя финикийская эпоха, и в конце египетской истории был так называемый поздний период. Эта точка зрения достаточно обоснована в ставших классическими работах Э. Отто, Е. Дриотона, Д. Вандлера и ее придержива ются, правда со значительными вариациями, большинство современных египтологов. Относительно начала династического периода в истории Египта высказывались различные точки зрения. Датировка восшествия на престол первого фараона Египта — Менеса определяется разными египтологами в интервале 3000 лет. Восшествие на престол Менеса Немецкая школа До н. э. Французская школа До н. э. Боек 5702 г. Шампольон 5867 г. P. X. Унгер 5613 г. Лесюер 5770 г. Бругш Г. 4455 г. Мариэтт 5004 г. Лаут 4157 г. Шаба 4000 г. Лепсиус 5702г. Мейер 3180 г. Бунзен 3623 г. Пальмер 2224 г. Это расхождение в датировках порождало у исследователей истории религии Египта достаточно пессимистичные прогнозы. В конце XIX века Шантепи де ля Соссе замечал, что результаты исследований по египтологии «были популяризованы, можно сказать, слишком скоро», поскольку «еще невозможно построить египетскую хронологию» и в результате «в обиход вошло много ложных воззрений»30. Так же и сам список царей не избежал упреков в произвольности. Отчасти эти вопросы сохраняются и сегодня. Например, современный египтолог С. В. Кузнецов считает, что первые пирамиды можно датировать вплоть до VI тысячелетия до н. э. Не утихают споры вокруг, так называемой, «новой хронологии» А. Фоменко. В то же время изучение истории Египта различными методами (радиоизотопный анализ, астрономические расчеты и т. д.) позволили уточнить эти вопросы, хотя и не окончательно, но, по-ви- димому, проблема теперь сводится к нескольким столетиям. Например, первым фараоном Египта ученые считают Нармера, но в официальный список царей Египта он не включен31. Сегодняшние представления о хронологии и основных вехах истории религии Египта можно представить следующей хронологической таблицей египетской истории, культуры и религии: Время Политическая история История религии и искусства Доисторическое время V—IV тысячелетие, Додинасти- ческий период 5000—4000 гг. новый каменный век 4000—3000 гг. медный век Взаимные переходы верхнеегипетских кочевых племен и ниж- не-египетских крестьян Господствующее положение городов Буто, Иераконполя и Абидоса Тотемные изображения. Местные божества в образе животных и растений Поклонение матери-богине. Геометрическая орнаментика нового каменного века Первые письмена на памятниках Иераконполя Династия 0 Гор, Гор —Скорпион, Гор — Ра, Гор — Сехем Гор — Нар — мер (Нармер, Мен, Менее ?) Воплощения бога Гора. Фараон — воплощение бога Гора Царь верхнего Египта завоевывает всю до- лицу Нила вплоть до Средиземного моря. Объединение двух царств под новым символом «белой короны» Юга, соединенной с «красной короной» Севера. Абидос становится священной столицей бога Осириса, здесь находится резиденция визиря Нижнего Египта и десяти советников Верхнего Египта. Гелиополь и Нехеб превращаются в города-святилища Раннее царство Примерно с 3000 до 2780 гг. 1—2-я династии Финикийский период Царь 1-й династии: Аха (Менее) Цари 2-й династии: Перибсен Хасехемуи (Хасехем) Антропоморфизация образа бога Персонификация сил природы Царь — воплощение бога мира Гора. Основывает город Мемфис. Его гробница похожа на дворец с башнями Переносит столицу в Мемфис; изменяет свою титулатуру, объявив своим богом Гора, вместо Сета; погребен в Абидосе Провозглашает культ Гора государственной религией с сосредоточением высшей религиозной власти в Гелиополе Время Политическая история История религии и искусства Древнее царство, около 2780 до 2250 гг. 3—8-я династии: Столица Мемфис 3- я династия: царь Джосер 4- я династия (около 2720 до 2560 гг.): Снофру, Хеопс, Хеф- рен, Микерин 5- я династия: Сахур, У нас 6- я династия: Пиопи II Теологическая система Гелиополя (бог Солнца Ра, местный бог Атум) и Мемфиса (местный бог Пта). Джосер совмещает культ солнца с культом фараона и завладевает властью жреца. Царь — сын бога Ра. Сооружение пирамид, начиная с 3-й династии. Сфинкс Гизе (4-я династия). Открытый храм Солнца (5-я династия). У нас строит пирамиду, украшая ее внутри «Текстами пирамид» и «Мудростью Птах-Хоте- па», двумя важнейшими египетскими текстами, дошедшими до нас Первое междуцарствие, около 2250 до 2040 гг. 9—10-я династии. Период Гераклеопо- ля Распад государства с преобладанием могущественных городов Гераклеополя и Фив Учение о ба. Зарождается вера в то, что каждый умерший попадет к Озирису. Абидос — столица поклонения Озирису. Идея о судьях в Царстве мертвых. Древние загробные тексты. Упадок и застой пластического искусства Среднее царство, Примерно от 2040 до 1730 гг. Примерно от 2040 до 1730 гг. От 11 — до начала 14-й династии 11- я династия: царские имена Ментухо- тепа 12- я династия (около 1991 до 1778 гг.): резиденция в Фаюме Царские имена Аме- немхета и Сесостри- са 13- я династия: царские имена Себекхо- тепа Приход культа Амона в Фивы. Более молодые загробные тексты Старейший обелиск, установленный в Гелиополе. Гробницы правителей Бени Хазан Храм мертвых Аменемхета III, известный как «Лабиринт» Второе междуцарствие. Примерно от 1730 до 1580 гг. 15—16-я династии: чужеземное господство гиксосов; резиденция Ауарис В Фивах в 1680— 1580 гг. местная 17-я династия Внедрение сирийских богов; Ваал приравнивается Сету Последняя царская гробница в виде пирамиды (17-я династия) Новое царство 18—20-я династии Амон становится богом государства.

При царе-«еретике»Эхнатоне монотеизм как вера только в Атона Время Политическая история История религии и искусства От 1580 до 1085 гг. 18- я династия (1580—1314 гг.): цари Аменхотеп I, Тутмос I, царица Хат- шепсут, Тутмос III (подчинил большую часть Сирии), Аменхотеп III, Аменхотеп IV — Эхнатон (резиденция: Амарна), Ту- танхамон 19- я династия (1314—1200 гг.): Се- тос I, Рамзее II. (Соглашение с Хепитерном. Новая резиденция: город Рамзее) 20- я династия (1200—1085 гг.): цари от Рамзеса III (последний расцвет могущества) до Рамзеса XI «Книга Мертвых» как оснащение гробницы. Сооружение храма Амона в Фивах Храм мертвых Хатшепсут в Эль-Бари. Колосс в Мемносе — статуя сидящего Аменхотепа III Гробницы ночи и Рамос. Натуралистическое искусство периода Амарны Храм мертвых Сетоса I в Абидосе. Храм в скале в Абу-Симбеле. Строительство «большого храма» Мединетом Хабу (начатого Рамзесом III) Переход к позднему периоду с 1085 по 663 гг. 21—25-я династии 21- я династия имеет резиденцию в Тани- се, в Верхнем Египте « Госу д арство бога Амона» 22- я династия (950—730 гг.) основана ливийским военачальником в Бубастисе 23- я династия и в Са- исе 24- я династия (также ливийская) 25- я династия эфиопских (нубийских) чужеземных правителей — 671 г.— Ассирия завоевывает Египет Считавшиеся до сих пор носителями священных качеств животные становятся сами объектами поклонения, особенно бык, крокодил и кошка (растущее значение богини Бает) Частое изображение фигур, несущих наос Исключительно реалистически выполненные статуи при 25-й династии Время Политическая история История религии и искусства Поздний период, с 663 по 332 гг. 26—30-я династии 26- я династия (663— 525 гг.): цари Псаме- тик I и Неко, проживавшие в Саисе 27- я династия — чужеземная, власть персов 28- 30-я династии с последним местным князем в Дельте Царь Нектанебус I Теологизация религии приводит к народному противоположному течению, выросшему из магических представлений и практики. Так называемый Серапиум (сооружение для гробницы Аписа) Псаметика I в Саккаре Г реческий период 332 г. Завоевание Египта Александром Македонским Птолемей I утвердил образ эллинистического и египетского гибрида бога Сераписа От 332 до 30 гг. до н. э. Династия Птолемеев со столицей в Александрии Распространение по Египту культа Изиды Храм Хнума в Эсне. Храм Гора в Эдфу Храм Хатор в Дендере Двойной храм Сухоса и Хороериса в Ком Омбо Известный египтолог Гюнтер Ланцковский дает несколько иную, хотя и близкую периодизацию32: 1—2 династии Ранний период или финикийский Около 3000—2778* 3—6 династии Древнее царство 2778—2263 7—10 династии 1-й промежуточный период или период Гераклеоиля 2263—2040 Стреднее царство 11—12 династии 2130—1786 13—17 династии 2-й промежуточный период или период господства Гюксосов 1785—1562 18—20 династии Новое царство 1562—1085 * Все даты до н. э. Поздний период датируют вплоть до завоевания Египта Александром Македонским (332 г. до н. э.). За ним следует период Птолемея (до 30 г. до н. э.). Сравнивая эти хронологии, можно сделать вывод, что колебания и уточнения египетской хронологии еще возможны как резуль тат новых археологических находок или новых исследований. На сегодняшний день наиболее спорным оказывается вопрос о «времени пирамид», причем расхождения здесь очень существенные. Проблема хронологии — это первая загадка древней египетской культуры и религии, влекущая весьма далекие и вызывающая весьма различные следствия. Проблема хронологии именно в египтологии вызывает решающий вопрос, а существовала ли вообще египетская религия или же существовали несколько местных религий, связанных между собой лишь использованием, но различающиеся интерпретацией общего пантеона богов. Имеем ли мы в древнеегипетской религии какой-то общий священный «текст» и его различные интерпретации или же мы имеем схожие в силу близости проживания общей истории, но все же различные «тексты». Уже античные авторы на этот вопрос отвечали неоднозначно. Геродот и Плутарх говорили о различии религиозных взглядов древних египтян в зависимости от местности. Из современных исследователей эта точка зрения близка историческим работам М.В.Коростовцева. По его мнению, «в объединенном Египте религия. является результатом слияния сначала независимых племенных культов. Каждый город имел свое божество в форме материального фетиша, но значительно чаще в виде животного. Таким образом, политеизм объединенного Египта — вполне закономерное следствие слияния местных номовых религий додинастического Египта, главной формой которых были фетишизм и тотемизм»33. Геродот оставил намеки на то, что есть тайны, о которых египтяне говорить не хотят: «О празднике же Исиды в городе Бусирисе я уже рассказал выше. После жертвоприношения все присутствующие мужчины и женщины — много десятков тысяч — бьют себя в грудь в знак печали. А кого они оплакивают, мне не дозволено говорить. »34 Эта недосказанность относится не только к мистериальному характеру праздника, она гораздо шире. По замечанию современного египтолога Пьера Монтэ, исследование храмовой египетской архитектуры, текстов и усыпальниц древнеегипетской цивилизации приводит нас к странным выводам. «На изображениях в гробницах не хватает лишь одного: хотя бы намека на то, чем именно занимался сам ее хозяин при жизни. Будь то усыпальница воина или придворного, цирюльника или врача, архитектора или визира — повсюду изображены одни и те же сцены. Их может быть больше или меньше, но иероглифические надписи, обрамляющие эти сцены или заполняющие пространство между персонажами, объясняют почти одинаковыми терминами их действия и воспроизводят оди наковые диалоги: всюду одни и те же слова, одни и те же песни. Изображения и тексты восходят к одному и тому же источнику»35. Этот образец, согласно Монтэ, появился в начале IV династии и всегда оставался неизменным.

Проблема хронологии истории Древнего Египта

  • "Перестройка" 1985-91 Геллер М. Седьмой секретарь. Блеск и нищета Михаила Горбачева, Лондон, 1991; Забастовки 1989-1993 гг. в России. (Социологический аспект), Калуга, 1996; Игрицкий Ю. Ц. Общественные трансформации в СССР после 1985 г. взгляды и концепции, М. 1998; Иного не дано. Сборник статей, М. 1988; Красильщиков В. А. Вдогонку за прошедшим веком. Развитие России в XX веке с точки зрения мировых
  • Пресняков А. Е. Княжое право в древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. — М. Наука. — 635 с. 1993
  • ЛИТЕРАТУРА Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. —М. Наука, 1981. - 360 с. Виргинский В.С. Хотеенков в.Ф. Очерки по истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века. —М. Просвещение, 1993. - 288 с. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. —М. 1999. - 640 с. История биологии с древнейших времен до начала ХХ века. тт. 1, 2 / под ред. С.Р.Микулинского. —М, Наука,
  • Тема 2.1. Особенности философской мысли древнего Востока Становление философской мысли в культуре древней Индии и основные этапы ее развития. Школы древнеиндийской философии; особенности ортодоксального и неортодоксального направлений. Основные идеи и положения древнеиндийской философии. Специфика философской традиции древней Индии. Философская мысль древнего Китая; исторические этапы ее развития. Особенности древнекитайской философской традиции.
  • 2.2.3. Сотворение триединого мира Очень важно, что три "лунные системы" лежат на одной оси, идущей к тому же вдоль правой стенки восточной улицы. Трехцентровая система образована тремя полюсами эклиптики, т.е. изображает тройной (триединый) мир. Более точно – тройное небо, или, возможно, триединый бог. Если понимать ось "dOc" как солнцестоянную ось прецессионного календаря, то такая странная конструкция будет фиксировать дату.
  • Рекомендуем ознакомится: http://scibook.net

    worldunique.ru

    История древнего Египта - история - Каталог статей

     

     

    I. Введение.

    История человечества разделена на пять последовательно сменяющихся общественно-экономических формаций:

    1. первобытно- общественную;

    2. рабовладельческую;

    3. феодальную;

    4. капиталистическую;

    5. коммунистическую.

    В данной теме затрагивается вторая общественно – экономическая формация рабовладельческая, к которой относиться нас интересующая, история Востока, в частности история Египта.

    История древнего Востока охватывает историческое развитие древнейших восточных государств, существующих на обширной территории Северо-Восточной Африки, Переднее, Южной и Восточной Азии. Изучение истории многочисленных народов, создавших эти государства и своеобразную древневосточную культуру, дает нам возможность исследовать одну из важнейших проблем в истории человечества – проблему распада родового строя, возникновение на его развалинах и первоначального развития древнейшего рабовладельческого государства.

    Изучая жизнь египтян населявших в древности Обширные территории Египта, можно проследить на основании многочисленных документальных источников и памятников материальной культуры, как возникли древнейшие формы рабства.

    Только в плодородной долине Нила благоприятные естественные условия способствовали уже в IV тыс.до н.э. развитию земледельческого хозяйства, основанном на искусственном орошении.

    Актуальность данной темы мы можем увидеть в том, что необычайный интерес и важность изучения этого периода истории вызвали соревнования народов в отыскании и разработке богатого наследства, оставленного народами Древнего Востока. Археологические исследования и интенсивная работа над добытым материалом обогащали и обогащают науку новыми открытиями. Основные открытия заново создавшие эту отрасль исторического знания были сделаны XIX и в начале XXвека. Еще не забыто то время, когда об этом периоде, по времени занимающем половину истории человечества, знали только то, что сохранила нам Библия и пересказали, нередко в превратном виде, греческие писатели. В следствии этого, за отсутствием данных и недостатка научного метода в эпоху априорных логических построений всеобщей истории, ни одному разделу последней не приходилось столько терпеть от этих ненаучных операций, как этому. Но вскоре научный подход восторжествовал и в этой области знаний.

    В настоящее время мы располагаем уже несомненными выводами, хорошо знаем многие эпохи и можем с большей или меньшей полнотой следить по письменным и вещественным памятникам жизни культурного человечества более чем за три тысячелетия до н.э.. Само собой понятно, что ряд веков должен был подготовить это развитие.

    Сложилось, таким образом, известное единство древневосточного мира, сыгравшее заметную роль в поступательном развитии региона и всего человечества. Изучение истории стран Древнего Востока представляет большие трудности из-за фрагментарности источников и сложности их исторической интерпретации. Особенно это касается исследования характера социально- экономических отношений древневосточных обществ. В обобщающих трудах по истории Древнего Востока, принадлежащий крупнейшим буржуазным востоковедам – Г.Масперо, Эд. Мейеру, Б.А. Тураеву. Б.А. Тураев ученый с широким научным кругозором, знаток истории и культуры многих народов, он был прежде всего специалистом по истории и культуре Древнего Египта. Он систематизировал памятники египетской культуры, хранящиеся в русских музеях, создал Отдел Древнего Египта в Музее им. А.С. Пушкина. Его перу принадлежит одна из первых в европейской науке монография по религиозному культу – «Бог Гот» (1898 г.). Вершиной научного творчества Тураева явилась его «История Древнего Востока». Большая роль в развитии и разработке концепции рабовладельческого общества в странах древнего Востока принадлежит академику В.В. Струве. Эта концепция была поддержана В.И. Авдиевым, Б.Б. Пиотровским, М.Л. Коростовцевым, И.М. Дъяконовым и др.

    Целью нашей работы является то, что мы можем более подробно изучить историю Древнего Востока, Являясь вполне законченным целым, история Древнего востока должна представлять для исследователей особенный интерес. На ней удобнее, чем на какой- либо другой можно проследить ход исторических процессов, действие сил и факторов, создающих исторические явления. К сожалению, однако, иногда периоды в десятки, а то и в сотни лет нам известны по каким-нибудь случайным упоминаниям, нередко позднейшим и спорным. Но к этой области поговорка dies diem doces (т.е. время лечит, или каждый последующий день является учеником предыдущего) особенно приложима, и открытия, снабжающие историка драгоценнейшим материалом, который приводит к капитальным, нередко к самым неожиданным выводам, делаются часто и все более и более раскрывают нам различные стороны жизни и культуры, сужая проблемы и освещая полные пункты в наших сведениях. Таким образом, интересоваться движением разработки древневосточной истории, следить за ее движением – долг всякого историка. К ней не может относиться безразлично и всякий образованный человек как к первому периоду всей истории, тем более, что элементы культуры, выработанные в этом периоде, вошли в общий обиход и надолго сделались достоянием всего исторического мира.

    II. Радел I. История Древнего Египта.

    Глава 1.

    1. Территория, природные условия и население Древнего Египта.

    В древности Египтом называли узкую долину реки Нил начиная от первого порога и обширную дельту Нила, образованную несколькими руслами, впадающими в Средиземнгое море. Долина Нила (ее ширина колебалась от 1 до 20 км, в среднем 5-10км) называлась Верхним Египтом, а дельта – Нижним Египтом. Название «Египет» греческое, происходит от видоизменненого греками египетского названия древнейшей столицы Египта города Мемфиса ( по-египетски Хетка- Птах или Хикупта, что означало «крепость души бога Птаха»).

    «Египет есть вся та земля, - писал греческий историк Геродот, - которую своими водами орошает Нил, а египтяне все те, которые живут ниже города Элефантины и пьют воду из реки Нил».

    Египет расположен в северо-восточном углу Африканского континента и узким Суэцким перешейком связан с Передней Азией. По Нилу обеспечивались сношения Египта с далекими странами тропической Африки и Средиземноморья. Таким образом Египет находился как бы на перекрестке различных путей, связывающих его со многими странами и регионами Африки, Средиземноморья, Передней Азии и Аравии. А на первых этапах Египет, напротив, оказался в некоторой географической изоляции. Эта географическая изоляция способствовала формированию египетской цивилизации как самобытного исторического явления. Однако по мере укрепления государственности и становления экономики и культуры налаживались связи Египта с соседними странами.

    Геродот определил как «дар Нила» тем самым подчеркнув исключительную роль реки в жизни древних египтян. Нил был единственным источником влаги в засушливом Египте, где практически не выпадает дождей. Особенностью водного режима Нила были его регулярные ежегодные розливы. Подъем воды начинался 19 июня и продолжался до середины сентября. С середины ноября вода начинала убывать и к середине ноября входила в свои берега. Этот мягкий почвенный слой был необычайно удобен для земледелия. Заселенная земля приносила урожай в апреле мае. После жатвы земля отдыхала и ожидала нового розлива. В связи с таким порядком земледельческих работ египтяне делили год на три сезона: «сезон половодья», «сезон всходов», «сезон сухости». Целая сеть магистральных и отводных каналов, плотин и дамб разбивала долину Нила на многочисленные участки (бассейны). Плодородная легкая для обработки, ежегодно удобряемая нильским илом почва – главное богатство Египта. На орошаемых землях выращивали ячмень, эммер, пшеницу, лен, кунжут. В нем водилась рыба, которая была одним из основных продуктов питания египтян, заросли кишели птицами. В пустыне обитали львы, гепарды, страусы, змеи, шакалы. Окружающие Египет области были довольно богаты полезными ископаемыми; особенно много было камня, гранита, базальта, диорита, известняка, шифера. Древние египтяне были среднего роста, плотного телосложения, брили бороду и коротко стригли волосы. Слегка скуластое лицо с толстыми губами и несколько продолговатым черепом имело некоторые «негритянские» черты. Одежда египтян была простой: при работе одевали один небольшой передник, набедренную повязку или короткую юбку. Женщины носили плотно облегавшие тело длинные платья. Основной пищей древнего египтянина были ячменные лепешки, каша из эммера, свежая но в основном сушенная рыба, овощи (лук, салат-латук, чеснок, огурцы).

    Излюбленным напитком было ячменное пиво. Мясо употребляли редко. Однако в целом древние египтяне представляли собой вполне сложившуюся устойчивую народность со своим языком, собственной письменностью и глубоко оригинальной культурой.

    2. Становление номовых государств.

    Многочисленные ремесла отделяются от земледелия, а общество несет явственные черты далеко зашедшей дифференциации. Глинобитые дома свидетельствуют о прочной оседлости. Делом рук мастеров- профессионалов были всевозможные литые медные предметы: топоры, ножи, стрелы, кинжалы, наконечники стрел.

    Изменился характер и размах торговли. Из Азии в Египет поступали свинец, серебро и даже лазурит. Систематическая торговля приобретает поистине международные масштабы. Появляются в Египте и привозные вещи например месопотамские цилиндрические печати. Происходят коренные изменения и в социальной структуре. Различия в размерах могил позволяет предпологать, что в общинах уже было неравенство, них выделялись вожди. Богатым общинникам и знати противостоят рядовые члены земледельческих общин. Излишки получаемых продуктов оказываются все чаще в руках знати. В этот период возникает институт рабства. Скорее всего рабы появились в результате военных столкновений между племенами и родами. Образование социальных прослоек и формирование классов привели к появлению государства, которое должно было регулировать отношения между социальными группами. В Древнем Египте государство выступало и как организатор работ по созданию и поддержанию ирригационной сети без которой невозможно существование продуктивного земледельческого хозяйства.

    Первые государства возникли в пределах небольших областей (номов), которые охватывали несколько поселений, объединенных вокруг городского центра, где находились резиденция вождя и святилище почитаемого здесь главного божества. На территории Верхнего Египта В период Нового царства насчитывалось 22 таких нома, в Нижнем Египте 20 номов. В силу особеннстей природных условий номы- древнейшее самостоятельные государственные образования, расположенные в долине или Дельте Нила – тяготели к объединению, что привело к созданию более крупных царств. Скорее всего объединение номов Нижнего Египта и Верхнего Египта в другое крупное царство произошло в конце IV тысячелетия до н. э. Правитель Верхнего Египта стал носить корону белого цвета, а Нижнего Египта – красного цвета. Столицей первого был город Энхаб (Нехен), а северного царства – Буто. Два государства некоторое время вели между собой войны. Но тенденция к объединению продолжала действовать и привела в конечном счете к объединению в единое древнеегипетское государство охватившую всю долину Нила.

    Глава 2.

    1. Ранее царство (XXXI-XXIX вв.до н.э.) Объединение Египта и создание централизованного общеегипетского государства.

    Объединение нижнеегипетского и верхнеегипетского царств было революционным п своему значению в истории Древнего Египта. Объединение Древнего Египта было достигнуто в результате многих войн между верхнеегипетским и нижнеегипетским царствами. До нашего времени дошла шиферная таблица, где рассказывается о деяниях царя Нармера. На одной стороне таблицы Нармер изображен в короне верхнего Египта. Он замахнулся одной рукой, державшей булаву, и готов поразить его поверженного противника, которого он держал за волосы. Божественный покровитель царя – бог Гор в виде сокола держит веревку, опутывающую символическое изображение Нижнего и верхнего Египта. Например шествует к десяти обезглавленным людям, перед ним идут писец и четыре война, несущих штандарты с изображением богов.

    Правитель верхнеегипетского царства стал первым царем всего Египта. В списках царских династий, составленных Манефоном, он назвал Миной. Мина стал родоначальником I общеегипетской династии. Стремясь сплотить Египет, Мина на стыке Дельты и длины основал столицу объединенного царства город Мемфис, один из крупнейших городов Египта. При Мине Была построена система каналов и плотин, благодаря которой оказалась освоенной значительная территория вокруг Мемфиса. В столице был возведен храм богу Птаху.

    Фараоны I династии начали строить себе особые гробницы в районе Абидоса. Это были внушительные сооружения с подземной камерой, стены которого обкладывались сырцовым кирпичом. Вырабатывался ритуал торжественного погребения фараона вместе с его придворными и слугами, что свидетельствовало о росте значения царской власти. Уже около обнаруженной гробницы Нармера найдено 33 захоронения его слуг. Фараоны строят себе более внушительные по размерам гробницы, и в последний путь их сопровождает значительно большее количество служителей.

    При I династии египтяне стали продвигаться и на богатый медью Синайский полуостров, о чем свидетельствуют надписи и изображения. В частности в районе Вади-Магхара. При II династии опять становится неспокойным Нижний Египет, одной из главных задач остается окончательное воссоединение страны, решительное подавление нижнеегипетского сепаратизма. Главные события развернулись при фараоне Хасехемуи. На двух дошедших до нас его статуях Нижний Египет символически изображен повергнутым, а надписи сообщают, что в одном случае число убитых достигает 48205, а в другом – 47209. последние цари II династии называют себя не только именем Гора – покровителем Верхнего Египта, а Гором и Сетом. Видимо, при фараонах II династии была успешно решена задача окончательного объединенимя Егпта в одно сильное централихованное государство.

    Объединение всех египетских номов в рамках одного государства, организация единого управления страной привели к концентрации людских и материальных ресурсов в руках центрального правительства.

    Эпоха Древнего царства – начало строительства грандиозных сооружений из камня (пирамиды, храмы, крепостные стены), потребовавшие искусства обработки камня. Тщательно отделанные поверхности громадных каменных блоков, из которых сложены пирамиды фараонов IV династии (таких блоков было выложено только в пирамиде Хуору 2,3 млн. штук, а это значит, что строителям пришлось отшлифовать 14 млн. поверхностей), роскошная облицовка из плит - зримые свидетельства мастерства египетских каменщиков.

    Наряду с крупными хозяйствами царя, храмов, вельмож в Египте Древнего царства существовали территориальные или соседские, общины. Земли их обрабатывали общинники, которые обозначались термином «царские люди», платили многочисленные подати в царскую казну и т.д. Работники царских храмовых и вельможных земель (мерет или хемуу) и члены египетских общин (нисутиу или хентуше), включая сюда и ремесленников, составляли две прослойки основного класса египетского общества, который противостоял господствующему классу во главе с фараоном.

    Рабы «бак» составляли особый класс египетского общества. Судя по документам рабов покупали и продавали. Рынки рабов пополнялись за счет военнопленных, порабощения впавших в долги бедняков, порабощение коренных египтян не поощрялось центральной властью.

    Во времена Древнего царства сложилась специфическая система тотальной и жестокой эксплуатации основной массы египетского населения, зависимых работников и рабов (поголовное рабство), которая станет характерной чертой социальной структуры Египта последующих эпох.

    III. Заключение

    Долина Нила — место возникновения одного из первых классовых обществ и государств на земном шаре. Именно здесь во второй половине IVтысячелетия до н. э. оформилось классовое общество и возникло государство как новый институт человечес­кой истории. Столь раннее возникновение классового общества предопределило ориги­нальные пути развития Древнего Египта.

    В мировой истории мало стран с таким богатым историческим прошлым, исчисляе­мым почти в 3 тыс. лет. За это время древ­неегипетское рабовладельческое общество переживало стадии расцвета и упадка, за­стоя и медленного движения. Египет ста­новился огромной империей и был объек­том иноземной оккупации. Однако несмотря на все перипетии, древнеегипетское рабов­ладельческое общество, государственность и культура совершенствовались и услож­няли свою внутреннюю структуру.

    Египтяне создали высокоразвитую ци­вилизацию, оказавшую большое воздейст­вие на историческое развитие народов Пе­редней Азии, античной Греции. Значитель­ных успехов достигли древние египтяне в экономике. Сооружение хорошо организо­ванной общеегипетской оросительной сис­темы в долине Нила, создание плодород­ных земледельческих районов в заболочен­ных пространствах Фаюма и Дельты позво­лили поднять земледелие и сельское хозяй­ство страны на большую высоту. Египетские ремесла — ткачество,кораблестроение,

    гончарное дело, металлообработка, стекло­делие, особенно монументальное строи­тельство и обработка камня, означали даль­нейшее развитие производительных сил Древнего Востока. За 3 тыс. лет в Древ­нем Египте сложилась оригинальная со­циальная структура с широким спектром

    общественных состояний, запутанными противоречиями между ними, напряжен­ной внутренней борьбой. Именно в Египте разразилось одно из крупнейших на Древ­нем Востоке восстаний рабов и бедняков, которое показало всю остроту и неприми­римость классовых и социальных противо­речий древнеегипетского рабовладельчес­кого общества. Вместе с тем господствую­щему классу Древнего Египта удавалось поддерживать выгодный ему социальный порядок с помощью централизованного бю­рократического государственного аппарата, детально разработанной системы религиоз­ного мировоззрения, гибкой социальной политики. Бюрократическое государство во главе с фараоном, с обширным царским хозяйством, постоянным вторжением в эко­номические отношения, тщательным учетом всех хозяйственных ресурсов страны и их использованием в интересах господствую­щего класса является своего рода образцом древневосточной деспотии, и египетский опыт в той или иной степени учитывался в практике государственного строитель­ства других стран Передней Азии.

    Древние египтяне стали создателями первой в истории так называемой миро­вой державы, т. е. огромного разноплемен­ного государства, образованного в резуль­тате завоеваний соседних народов (Еги­петская империя в конце XVI—XVвв. до н. э.).

    Культура древних египтян — монумен­тальное строительство, оригинальная скульптура и живопись, богатая литература, религиозные системы — поражает своей неповторимостью, художественным совер­шенством, глубиной содержания. Она вошла в сокровищницу мировой культуры как ее органическая часть.

     

    studentu.my1.ru


    Смотрите также