Костюмы древнего мира. История костюма в иллюстрациях: древний мир
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Костюм народов Древнего мира. Костюмы древнего мира


История костюма в иллюстрациях: древний мир

Египетский судья, фараон и раб

 Египетская царица и знатные египтянки

см. также Одежда Древнего Египта

 

Ассирийский жрец, ассирийский царь

 

Ассирийские солдаты

 

Простые ассирийцы, судья, знатный ассириец

см. также Костюм Древней Месопотамии: шумеры, Ассирия, Вавилон

 

Знатные мидийцы

 

Знатный мидиец и персы

Знатный перс с двумя персидскими солдатами

см. также Персидский костюм в древности 

 

Древнегреческая жрица и древнегреческие знатные женщины

 

Древнегреческие военные

 

Древнегреческие крестьяне

 

Древние греки (олимпийский чемпион, жрец Диониса, царь)

см. также Костюм Древней Греции

 

 Древние римляне (ликтор, император, патриций)

 

Римские знатные женщины и рабыня

 

Римские солдаты

см. также Костюм Древнего Рима

 

Германский наёмник и римский военачальник

 

Древние германцы (каменный век)

см. также Одежда первобытного человека

 

Древние германцы (бронзовый век)

 

Древние германцы (начало нашей эры)

 

Древние германцы (3-4 века нашей эры)

 

Древние иудеи (первосвященник, левиты)

 

Знатные иудеи

 

Знатные иудейки

 

Иудейские солдаты, иудейский царь

 см. также Еврейский костюм в древности

 

Христиане (4-6 века)

 

Христиане (4-6 века н.э.)

 

Древние арабы (4-6 века н.э.)

 

Древние арабы (4-6 века нашей эры)

источник:  Braun, Schneider "Zur Geschichte der Kostume"

top-antropos.com

Тема 3. КОСТЮМ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Обувь. Сандалии, мягкие башмаки, сапоги, подвязанные узкими ремеш-

ками.

Прическа. У женщин волосы гладко зачесаны и убраны под головной убор; у мужчин – стрижки «в кружок»; обязательно борода и усы.

Косметика запрещена церковью. Аристократия использовала косметические и парфюмерные средства.

Украшения. Подвески, серьги из золота,воротник-оплечье.

3.2.Романский стиль в западноевропейском костюме

Вконце 10 в. на границе двух эпох – раннего и развитого феодализма – в искусстве впервые возник единый общеевропейский стиль – романский. Термин«романский стиль» (от лат. romanus – римский) условен и возник в начале 19 в. по аналогии с понятием «романские языки» (в основе которых лежит латынь – язык древних римлян).

Влияние церкви ослабевает, возникает стремление подчеркнуть фигуру. Костюм в основном накладной. В одежде, как минимум, три шва: два боковых и один на спинке, чем достигается большее прилегание лифа. С помощью клиньев расширяют одежду. В местах членения одежду отделывали каймой.

Камиза – мужская нижняя туника.Котт – мужская верхняя туника.Шоссы – мужские штаны по типу трико, плотно облегающие ногу из эла-

стичного сукна или шелка; штанины не сшивались.

Блио – мужская и женская верхняя туника с длинными рукавами, с отрезной заниженной линией талией, длиной от колена до середины икры.

Сюрко – мужская верхняя туника без рукавов, обычно контрастная по цвету с котт.

Нарамник – мужская верхняя одежда в виде прямоугольного или овального куска ткани, перегнутого пополам по линии плеч; не сшитый по бокам, с вырезом горловины; длина различна.

Туники – женская одежда: нижняя – длинная с узкими длинными рукавами; верхняя – более короткая с короткими широкими рукавами или без них.

Плащ-мантия – женский плащ длинный, полукруглый, на тканевой или меховой подкладке (горностай, бобер).

Материалы. Гладкокрашеный лен, шерсть, сукно, шелк, кожа, мех. Нижняя одежда – из шелка и льна, верхняя – из шерсти, меха. Цвета одежды знати яркие: пурпурные, синие, зеленый; простых людей – коричневые, серые.

Головные уборы. У мужчин – колпаки, шляпы из велюра, фетра, войлока. У женщин – покрывала, платки, повязки. Поверх повязки одевался обруч или венец.

Обувь. Мягкие башмаки без твердой подошвы черного цвета; позднее – цветная.

Прическа. У женщин – длинные распущенные волосы или косы; у мужчин – короткие стрижки, бороды.

Косметика запрещена церковью. Женщины пользовались восточными маслами, пудрой, помадой.

Украшения. Фибулы, пояса, кольца.

studfiles.net

Костюм народов Древнего мира — реферат

РОССИЙСКАЯ  НАУЧНО - СОЦИАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

ДЛЯ МОЛДОДЕЖИ  И  ШКОЛЬНИКОВ  «ШАГ В БУДУЩЕЕ»

------------------------------------------

ЧЕЛЯБИНСКИЙ  ГОЛОВНОЙ  КООРДИНАЦИОННЫЙ  ЦЕНТР

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ  XXI  ВЕКА»

 

 

 

            КОСТЮМ НАРОДОВ ДРЕВНЕГО МИРА

Исследовательская (творческая) работа на Челябинский интеллектуальный форум молодежи «Шаг в будущее»

(секция 5.4.в «Этнология»)

 

 

 

 

 

                                                    Автор: 

                                                         Бакалина Алёна Сергеевна,        

                                               г. Челябинск, лицей № 97,класс 6-в.

                                          

                           Научный руководитель:

                                    Ремпель Янина Викторовна,

                                                          учитель 1 категории истории и

                                                           обществознания, МОУ лицей № 97.                                                                                   

 

 

 

 

 

 

Челябинск – 2008

Введение.

 Еще на заре своего существования человек создал первый покров для защиты тела от холода и помощи в непрерывной борьбе за существование. Защитник и помощник — вот чем был для человека первобытный костюм. Существуя и видоизменяясь вместе с людьми, самый близкий из всех предметов материальной культуры — костюм стал выполнять множество функций: и прямых и косвенных, более тонких, интимных, способных лишь создать еле уловимое настроение. Эта психологическая связь между человеком и одеждой возникла очень рано; в различные эпохи одежда имела свою форму, свою окраску и влияла на формирование внешнего облика человека. Одежда указывала на национальную и сословную принадлежность человека, его имущественное положение и возраст. История костюма - это неиссякаемый источник мудрости и красоты. Мода Древнего мира, как и все искусство до сих пор очаровывает своей таинственностью и древностью. В тоже время отдельные элементы моды Древнего мира неожиданно проявляются в самых современных нарядах.

Я провела исследовательскую работу по изучению костюма народов Древнего мира.

Целью данной работы является:

-создание моделей женского костюма  Древнего мира в качестве наглядного  пособия для уроков истории.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • поиск, подбор литературы по данному вопросу и анализ найденного материала;
  • ознакомление с особенностями кроя, тканей и украшений для одежды и обуви, характерных для разных стран, позволяющие выявить исторические корни современной одежды, обуви, украшений и причесок;
  • изучение терминологии элементов одежды, характерной для разных народов Древнего мира и выявление исторического значения одежды.

При выполнении данной работы я использовала следующую литературу: Каминская  Н.  М.,  История  костюма; Мерцалова, М.Н., Костюм разных времен и народов'; Мерцалова М. Н., История костюма; И.С. Сыромятникова, История прически и др.

Данную работу я начала в пятом классе и планирую продолжить в этом году. Мною уже выполнены модели женского костюма Древнего Египта, Древнего Китая и Древней Греции. Данные модели выполнены из современных материалов и с помощью современных технологий и оборудования, поэтому являются наглядными пособиями, которые позволяют представить, как одевались женщины  Древнего мира. Кроме того, мои костюмы содержат некоторые элементы кроя, характерные для древней одежды выбранных стран. Это касается также обуви и украшений. Остановимся на каждом костюме.

  1. Основная часть
    1. Египетская одежда

Если "все дороги ведут в Рим", то начинаются они для Западной цивилизации однозначно с Египта. Одна из первых высокоразвитых культур мира - египетская - позволяет нам впервые говорить о каком-то развитом стиле. Египетский стиль к тому же и прародитель почти всех последующих европейских.               Основными признаками одежды культуры Древнего Египта являются ее неизменность, постоянство и однообразие, а также геометрическая стилизация.         В период Древнего царства одежда была простой и незатейливой.  Основной одеждой мужчин в эпоху Древнего царства был передник — схенти — полоса неширокой ткани, которую обертывали вокруг бедер и укрепляли на талии поясом. Схенти фараона был сделан из тонкого, отбеленного полотна; бедра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета. Передники рабов и бедняков представляли собой узкую полоску из кожи или бумажной ткани, которая придерживалась поясом. Средней части схенти придавали разную форму: трапеции, треугольника, веера. (I, Приложение A.)

С появлением растительных красителей — желтого, голубого, коричневого (конец Древнего царства) — цветную одежду довольно долгое время могли носить только привилегированные сословия: крупные землевладельцы, жрецы, придворные.    Помимо передников, знатные египтяне Древнего царства носили узкие плащи, тигровые или леопардовые шкуры, которые накидывали на плечи.(I, Приложение В.)

В эпоху Древнего царства женский  костюм также предельно прост. Это  была длинная прямая рубашка — "калазирис" на одной или двух бретелях, оставляющая  грудь открытой. У знатных египтянок уже в эту эпоху на калазирисе появляется отделка — вышивка, плиссировка. Калазирис остается основной женской одеждой на протяжении всей истории Древнего Египта и изменяется лишь в некоторых деталях кроя — иногда вместо отдельных бретелек делают цельнокроеную рубашку с круглым вырезом горловины. (I, Приложение С.) По этой одежде, изображенной в мелкой пластике и на фресках, можно проследить, какое разнообразие пестрых (или вышитых) тканей вырабатывалось в Древнем Египте.          Женщины, как и мужчины, носили парики из растительных волокон, завитых крупными спиральными локонами, более длинными, чем у мужчин.         Первые отступления от общепринятого схенти появились в костюме фараона. Это были как бы передники из плиссированной ткани надетые сверх обычной набедренной повязки. Знаками царского достоинства фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох.

К символам царской власти относится  головной убор - "клафт" или "немес" состоящий из большого куска полосатой ткани, ленты и обруча с "уреем" (змеёй).(I, Приложение D.)       В эпоху Среднего царства древнеегипетская одежда заметно усложняется. Количество ткани, затраченной на одежду, теперь свидетельствует о сословном и имущественном положении ее владельца. Все чаще появляются плиссированные и гладкие длинные схенти. В период Среднего царства калазирис сохраняет прежний покрой, прибавляются лишь отделка и украшения, которые носят женщины привилегированных сословий. В более поздний период Среднего царства женщины одеваются в тонкие, слегка драпированные покрывала.(II, Приложение A.)Основная же масса женщин продолжает носить калазирисы прежней формы. Нововведением является короткий женский парик, который имели право носить только очень знатные женщины. В эпоху Нового царства происходит сближение форм женского и мужского костюмов. К традиционному женскому калазирису (шафрановому, голубому, красному) делают бретели контрастных цветов или украшают ткань калазириса чешуйчатым узором, имитирующим крылья ястреба.(II, Приложение B.) Все чаще в одежде встречаются пестрые цветные ткани с геометрическим орнаментом.

(II, Приложение C.)

Обувь древние египтяне практически  не носили, даже жена фараона ходила босой. В сандалии обувались только фараоны и высшая знать. Сандалии плелись из разрезанных на узкие полоски листьев папируса и волокон пальмы. Представители знатных сословий носили сандалии с золотыми или позолоченными украшениями. Сандалии прикреплялись к ноге посредством двух ремней — широкого, охватывавшего подъем ноги, и узкого, прикрепленного к носку сандалии. Узкий ремень пропускался между большим и вторым пальцами и пристегивался к широкому. (III, Приложение A.)

Все свободное население Египта носило парики, форма, размеры и материал которых указывали на социальное положение его владельца.    Парики изготовлялись из волос, шерсти животных, шелковых нитей, веревок, волокон растений, окрашенных в темные тона. Со временем прическа усложнилась, особенно на париках. Волосы стали заплетать в тугие многочисленные косички, располагая их плотными рядами, или делать завивку при помощи холодной укладки, которую называют "мокрой".(III, Приложение B.)       Простейшими из головных уборов были шнурки из кожи и шелковых нитей; носили лобные повязки, обручи из металла и материи, которые надевались поверх прически как на парики, так и на собственные волосы. Фараоны в торжественных случаях надевали специальные головные уборы из драгоценных металлов.  Головные уборы украшались изображениями птиц, животных, иероглифами, носившими декоративный характер. Часто использовался растительный орнамент. Лепестками и листьями лотоса, заполненными цветной пастой, украшали плоские головные повязки, диадемы, ленты.       

Символом неограниченной власти и  божественного происхождения фараона  было изображение маленькой змейки, которое называли урей, или уреус. Змею изготовляли из золота, цветных эмалей, укрепляли надо лбом или у виска на парике, головном уборе.        Традиционным украшением египтян был ускх — широкое плоское ожерелье-воротник, изготовленное из множества рядов бус или разноцветного бисера.(III, Приложение C.) Особенно широкими и нарядными становятся такие ожерелья в эпоху Нового царства. Их стали делать из золота с украшениями из эмали; из сетки, по ячейкам которой нашивались бусы, золотые фигурки, имевшие символическое значение; из полотна, расшитого золотом. Любили египтяне носить разнообразные украшения и драгоценности. Запястья и плечи украшали золотыми с эмалью браслетами, женщины надевали такие же браслеты на ноги.(III, Приложение D.)          Мой костюм позволяет представить, как одевались женщины, представительницы высшей знати. Костюм египтянки представлен калазирисом из выбеленного льняного полотна, украшен орнаментом. Украшения: ускх, браслеты. Головной убор - орнаментированная лента с уреем. Обувь - сандалии, расшитые бисером.(IV, Приложение A.)

    1. Китайский костюм.

Одежда китайцев была очень разнообразна и различалась в зависимости от места проживания, времени года, положения в обществе; но вместе с этим она имела постоянные формы и практически не подвергалась влиянию моды.           Знатные и богатые люди одевались в многослойные пышные одеяния: короткая рубаха, короткие или длинные штаны, кофта, жилет, чулки, башмаки, шапочка и длинный верхний халат.(IV,ПриложениеB.)         Люди среднего сословия обоего пола обязательно носили штаны и кофту, а, кроме того – нижнюю сорочку, верхний халат или куртку. Куртка и кофта запахивались и перепоясывались.(V, Приложение A.) К этому наряду добавлялись соломенные сандалии или закрытая обувь и шляпа с полями из тростника или соломы. Низшие классы населения едва прикрывали свое тело.  Ткани использовались различные: пеньковые, хлопчатобумажные или шелковые, причем шелковую одежду имели право носить только знатные и богатые люди. (V, Приложение B.)

Штаны (ку, сяоишан, сяои, чжунчипао). В официальных костюмах они были обычно полностью скрыты длинными халатами или плахтами (плахта – род запашной юбки) и в высшем сословии считались неприличной деталью туалета. Покрой в основе своей оставался неизменным – это широкие, глухие, без прорехи штаны. Покрой женских штанов незначительно отличается – шов не пересекает живот по вертикали, а идет наискось, т. к. сквозь шов (возможно) легко проникает нечистая сила, что может повредить плод беременной женщины.

Халат – это верхняя одежда, которая покрывает всю фигуру до щиколотки или до земли. Кофта – более короткая одежда, которая требует для сокрытия нижней части фигуры ношения своего рода плахты, либо надевается поверх более длинного одеяния.  Формы и кофт и халатов были чрезвычайно разнообразны. Платья были и без подкладки, и на подкладке, и стеганые. Все китайские халаты и кофты распашные. По фасону они делятся на однобортные и двубортные, хотя преобладают последние. Однобортные обычно имели впереди одну завязку, а в период Цин – ряд связанных из шнура пуговиц. Двубортные имели завязку или пуговицы сбоку. Шаровидные узелковые пуговицы и петли делались из шнура или тесьмы обычно той же ткани, что и одежда. Были пуговицы из меди (гладкие или с узором). Чаще всего на одежду нашивалось нечетное число пуговиц.  Особое значение имеет то, что левая пола при запахе всегда покрывает правую. Обратный порядок – признак варварства. Кроме того, запах налево – одежда покойников.

В холодное время китайцы одевали либо несколько халатов и кофт, либо одежду на подкладке (дзяпао) или стеганную на вате (мяньпао). Зимой, особенно на севере, носили шубу (цю) из козьего, обезьяньего или собачьего меха. Богачи ходили в собольих шубах или в шубах на лисьем меху. Самым ценным считался каракуль. Шубы были легкими, поверх них надевали шелковые расшитые халаты.  В холодную погоду надевали плащи. У людей победнее они были сплетены из соломы, травы или бамбуковой стружки. Богатые люди носили плащи из птичьего пуха или шерстяных тканей.                Женщины в Китае долгое время, как и мужчины, носили длинные и короткие кофты и широкие штаны, скрывавшиеся под верхней одеждой, а также шан (юбки) и длинные пояса. Женские наряды отличались от мужских главным образом исключительной красотой вышитых цветных узоров, и совсем незначительно – по покрою.(VI, Приложение A.)                 Узоры обычно заключались в декоративные круги – туань. Все изображения в туанях были глубоко символичны. Цветы сливы и нарцисса олицетворяли зиму, пиона – весну, лотоса – лето и солнце, хризантемы – осень, изображение бабочки – символ влюбленности, супружеское счастье олицетворяла пара уточек-мандаринок.

yaneuch.ru


Смотрите также