Культура древнего мира конспект. :: История культуры :: Культура Древнего Востока :: Тема 12. Общая характеристика культуры Древнего Востока :: Конспект лекции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Книга История культуры: конспект лекций. Содержание - 3. Культура Древнего мира. Культура древнего мира конспект


План -конспект по истории древнего мира "Культура и религия Древнего Египта"

Тема: Культура и религия Древнего Египта.

Цели:

  • Знакомство с культуройДревнего Египта;
  • Содействовать формированию представлений о пантеоне древнеегипетских богов.

Тип и вид урока: Усвоение знаний, навыков и умений/ урок-исследование

Планируемые результаты:

Предметные: Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников.

Личностные: Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Метапредметные: Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Оборудование:1. Компьютер,презентация.

2. Учебник.

3. Раздаточный материал по теме урока.

Эпиграфы к уроку:

1.Вечные пирамиды, загадочный сфинкс, фараоны,

тайна, имя которой – Египет…

Опережающее домашнее задание:

Для всех:

1. Подготовить материал «Боги Древнего Египта»,«Храмы Древнего Египта».

Индивидуальное задание:

1. Чтение выразительно стихотворения «Египетский раб».

Ход урока

I. Организация начала урока. Психологическая установка на урок.

Прозвенел звонок, и мы начинаем наш урок. Здравствуйте, присаживайтесь.

На прошлом уроке мы с вами говорили о жизни и деятельности людей древнейшей цивилизации-цивилизации древнего Египта. Сегодня мы вновь отправляемся в страну сфинксов и пирамид.

Я желаю вам рабочего настроения, уважительного отношения к ответам одноклассников. Я уверена, у нас всё получится.

Сегодня на уроке мы с Вами продолжим изучать государство, которое располагается на берегу Нила.

- Что это за государство? (Египет)

Переход к изучению новой темы

Сегодня мы с вами отправимся опять в Древний Египет и будем разговаривать о ……..

А вот о чём, вы мне скажите сами, а точнее расшифруете тему урока. Перед вами свиток, в нем зашифровано название темы урока. Используя шифр, найти слова, спрятанные за цифрами.

Ответы учеников: тема - «Религия Древнего Египта»

Открываем тетради, записываем число и тему урока «Религия Древнего Египта». Давайте ещё раз проговорим про себя тему…..

Сегодня на уроке мы с вами будем проводить исследование.

У каждого из вас лежит рабочий лист исследования, на этом листе вы будите записывать результаты исследования, т.е. заполнять свои рабочие листы. Объяснение работы с листами.

Зачитывается эпиграф (1), записанный на доске

Сегодня мы прикоснемся к этой тайне, узнаем об искусстве Древнего Египта. Продолжим работу над умением оценивать художественные особенности произведений искусства.

II. Изучение нового материала

Учитель: Чтобы лучше понять своеобразие древнеегипетского искусства, надо помнить, что большая его часть возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян.

Египетская религия и мир египетских богов – это лабиринт загадок. Согласно Геродоту (древнегреческий историк) «…египтяне – самые богобоязненные из всех людей…». Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов.

Учитель: Как вы думаете, когда зародилась религия у древних египтян?

-Почему они обожествляли животных?

(предполагаемый ответ) - Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время.

Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Это верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта.

Учитель: Наряду с ними у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами. В ІІІ тыс. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие, и бог солнца стал одним из главных богов египтян.

Как одно связано с другим? ( Египтяне поняли, что солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Однако они не знали, что солнце раскаленное небесное тепло, и верили в то, что солнце – это бог.)

Бога Амона-Ра изображали в виде человека с головой, увенчанной золотым диском, или в виде огромного рыжего кота.

Утром бог Амон-Ра выплывал на солнечной лодке и двигался по небу.

К вечеру лодка Амона-Ра спускалась в подземное царство, где он сражался с богом тьмы и побеждал страшного змея Апопа.

Вырвавшись из подземного царства. Амон-Ра снова выплывал на небо. Наступал новый день.

Так объясняли египтяне смену времени суток.

Заполнение рабочего листа.

Давайте послушаем, какие боги были ещё в пантеоне (составе) египетских богов. (Защита детьми их индивидуальных проектов)

Учитель: Для египетской религии характерно многобожие – пантеон богов.

-Давайте ответим, на вопрос что это такое (работа с учебником), отвечают.

Учитель: Божества египтян зверолики: покровитель умерших Анубис с головой шакала, львиноголовая богиня войны Сохмет.

Вопрос: Как вы думаете, почему у египтян боги изображены с головами животных?

Ответ: Пантеон египетских богов очень велик, их культ восходит к первобытным временам, когда поклонялись тотему – зверю, покровителю племени.

Учитель: Животные считались священными, их содержали при храмах, оказывая им почести, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах: сохранились кладбища священных быков, баранов, кошек, даже крокодилов.

Высшим же культом был культ солнечного божества. Египет называли страною Солнца, фараонов – сынами Солнца. В Древнем царстве почитали бога солнца Ра, впоследствии Амона-Ра. Круг – подобие солнечного диска – постоянно встречается в греческих орнаментах.

Обелиск – архитектурная форма, впервые созданная в Египте, - символизировал солнечный луч.

Воплощением солнечного божества, побеждающего силы мрака, был бог Гор, светлый сокол, сын Осириса, который вместе со своей женой Исидой были первыми правителями Египта.

Когда царь умирал и на его место короновался другой, устраивалась традиционная мистерия: нового царя объявляли богом, воплощением Гора. А похороны умершего сопровождались заупокойными обрядами, где символически воспроизводилась история гибели Осириса, оплакивания его богиней Исидой и его воскресения.

Физминутка:

Оживим древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаёшь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

Встали, руки вверх, потянулись

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Кистями рук делаем «фонарики»

Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу.

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев

Сияние твоё проникает в глубины вод, а на поверхности плещутся рыбы.

Вытянуть руки перед собой, кистями рук изображая плеск рыб

Люди просыпаются. Поднимают руки к тебе и принимаются за работу

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место

Фрагмент фильма «миф об Осирисе»

Учитель: Умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему клали священный амулет – фигурку жука-скарабея. На скарабее было написано заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против своего обладателя на суде Осириса, куда тот должен был явиться. Затем наступала загробная жизнь, во всем похожая на земную. Чтобы покойник мог счастливо жить, его надо было снабдить всем, чем он обладал на земле. Вплоть до собственного тела, избежавшего тления (отсюда бальзамирование).

Но мало было сохранить тело – нужно было сохранить умершему богатство: и рабов, и скот, и семью. Другие древневосточные народы (н-р, в Древнем Вавилоне), у которых были сходные верования, поступали жестоко: когда умирал знатный человек, убивали его вдову, слуг и хоронили вместе с господином. Здесь же не требовалось человеческих жертв. Египетская религия требовала искусства. Художники обеспечивали умершему владыке посмертное благополучие. Множество небольших статуэток - «ушебти»- заменяли покойнику слуг. Росписи и рельефы – события земной жизни: войны, пиры, охота. И никто бы это не увидел, если бы не археологи (с 19 века).

Гробница Тутанхамона

Преподаватель: 1922 г. – открытие гробницы Тутанхамона, которая по счастливой случайности оказалась неразоренной. Считалось, чем богаче человек, тем больше у него саркофагов. У Тутанхамона их было 9.

Египтяне верили в жизнь после смерти. Они считали, что он переходит в «царство мёртвых». Там есть свет и тепло, в каналах течёт голубая вода, зреет зерно на полях. Но не всякому разрешалось жить там. Каждый должен был пройти суд Осириса. Умерший, стоя в белых одеждах, должен произнести клятву: «Я не делал зла. Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я не был причиной слёз. Я не поднимал руку на слабого. Я не завидовал. Я не сквернословил. Я не говорил дурного о царе. Я не пренебрегал богами. Я чист.». Показания умершего записывает бог Тот. Правдивость клятвы проверяют: сердце человека кладут на одну чашу весов, а на другую – фигурку богини правды (Маат). Равновесие означает, что умерший не солгал: он был добрым и праведным человеком. Рядом с весами опирается на передние лапы свирепое чудовище с телом льва и пастью крокодила. Оно готово проглотить того, кто при жизни творил зло.

Праведников пропускали в страну мёртвых.

Чтение документа «Суд Осириса»(чтение из учебника)

Учащиеся делают вывод: Вера в загробную жизнь и культ мертвых - религия Древнего Египта.

Учитель: Искусство должно дарить бессмертие. Оно не для осмотра.

Труд художника – священнодейство. Их имена известны окружающим, они могли быть жрецами, знатными людьми. Тем не менее проявление индивидуальной воли художника было ограничено. Его роль – роль хранителя канонов.

Проверка выполнения задания: Особенности религии.

Вариант записи: Вера во множество богов (пантеон), изображение богов с головами животных, вера в священных животных, вера в царство мертвых, мумификация и бальзамирование тел, обожествление фараона, связь искусства с религией.

Архитектура

Учитель: Во всем искусстве Египта мы отмечаем величие. Архитектура здесь правит бал, и все искусства ей подчиняются, живут по ее законам спокойной органичной монументальности. Мы уже знаем, что в религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни. Это представления оказали большое влияние на развитие и формирование стиля пирамид и гробниц, на всю архитектуру Древнего Египта в целом. Люди считали подготовку к загробной жизни одной из главных задач своей земной жизни, поэтому благоустройство будущей гробницы играло важную роль.

Для захоронения фараонов в Древнем Египте воздвигались пирамиды, на строительство которых уходили огромные средства и привлекалось множество людей. И все равно строительство каждой пирамиды длилось годами, а иногда и десятилетиями.

Чтение стихотворения: Валерий Брюсов. Египетский раб

Учитель: Существуют три основных правила возведения этих сооружений — гигантские размеры, пирамидальная форма, использование камня как строительного материала. Эти особенности позднее стали обычными.

Вопрос: Почему, на ваш взгляд, египтяне выбрали такую форму пирамиды?

Ответ: Путь восхождения умершего фараона на небо.

Учитель: В честь богов и фараонов древние египтяне воздвигали не только пирамиды, но и храмы.

1. Храм Амона в Карнаке. Луксорский храм (сообщение)

2. Заупокойный храм царицы Хатшепсут (сообщение)

Скульптура

Рассматривание учащимися иллюстрациискульптур древнего Египта (учебник, презентация).

Учитель: Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Но и здесь долгое время господствовал канон.

Учитель: На какие типы статуй мы можем разделить скульптуры Др. Египта?

Приблизительные ответы детей:

- стоящая – фигура напряженно выпрямлена, фронтальна, голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу (ушебти).

- сидящая – руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте, торс выпрямлен, взор устремлен вдаль.

Рельефы и росписи

Учитель: Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи. Каждая часть фигуры была представлена в своём повороте так, чтобы её было видно как можно полнее (Зодчий Хесира)-

(рассматривание изображений: учебник, презентация)

Учащиеся делают и высказывают выводы.

Реформы Эхнатона

С помощью учебника, учащиесявыделяют и классифицируютреформы Эхнатона.

Учитель подводит итог: Аменхотеп IV- Эхнатон – новаторский перелом (н. 14 в. до н.э.). Он отменил весь древний пантеон богов, конфисковал имущество храмов, ввел впервые в истории единобожие – поклонение богу-солнцу Атону. Атон сам солнце и изображался диском, сияющим на небе, испускающим лучи. Каждый луч оканчивался человеческой рукой, что символизировало дарование благ земле.

Делают соответствующие записи в тетрадь.

III. Обобщение по теме

Вопросы: - Какие открытия вы сделали при изучении темы «Искусство Древнего Египта»?

- Что бы вы еще хотели узнать?

-Какое значение имеет искусство Древнего Египта для нас, для мира?

IV. Подведение итогов урока

Рефлексия

«Плюс-минус-интересно»

(метод де Боно). В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все интересные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Оценивание работы в творческих группах: Оценочные суждения, выставление отметок.

Домашнее задание (на выбор):

1. Написать рассказ «Путешествие в Древний Египет»: кто вы, цель вашего приезда, где побывали, что увидели, что вам больше всего запомнилось, что понравилось, а что нет.

2. Написать сообщение о понравившемся памятнике как чуде света, привести не менее трех аргументов, чтобы доказать свое мнение.

infourok.ru

История культуры: конспект лекций. Содержание - 3. Культура Древнего мира

В конце первобытной эпохи появляются такие виды поселений.

1. Неукрепленные поселения, к ним относятся селища и стоянки. Стоянки относятся к каменному и бронзовому векам. Селища относятся к памятникам бронзового и железного веков.

2. Укрепленные поселения. Это такие поселения, как городища, распространенные в эпоху неолита и в железном веке.

Помимо поселений, в первобытную эпоху были распространены и погребения.

Погребения бывают двух видов:

1) грунтовые погребения, они строились без каких-либо надмогильных сооружений;

2) погребения с надмогильными сооружениями. К ним относятся курганы, гробницы и мегалиты.

Погребения – это настоящие памятники культуры. Рассмотрим их более подробно.

Очень интересны курганы Ямной культуры. Под Ямной культурой понимают общность археологических культур, относящихся к неолиту и раннему бронзовому веку (вторая половина третьего – начало второго тысячелетия до новой эры). В основании курганов находился пояс из каменных блоков или плит. Этот пояс принято называть кромлехом. Зачастую такие плиты покрывали резным геометрическим узором. Сверху на этот каменный пояс надевался деревянный шатер, под землей находилась деревянная основа.

Очень часто, помимо всей этой конструкции, над курганами ставились и каменные надгробия в виде изваяния человека – каменные бабы. Это очень значимое явление, поскольку начинает появляться образ человека в искусстве.

Другой вид погребений – мегалиты, мегалитические погребения. Они представляют собой более сложные конструкции, нежели курганы.

Мегалиты бывают двух видов.

Дольмены – сооружения из больших камней, представляющие собой огромный ящик, который сверху накрывался плоской плитой. Такие конструкции были распространены прежде всего в приморских районах Европы и Азии, а также на севере Африки. В переводе с бретонского языка дольмен – это «стол-камень».

Менгиры – сооружения, представляющие собой длинный камень (от четырех метров), который врывали в землю. Менгир в переводе с бретонского языка означает «длинный камень». Такие мегалитические погребения были распространены на западе Европы, в Северной Африке, Сибири, на Кавказе и в Индии.

Можно выделить еще одну разновидность мегалитических погребений. Поскольку камни ставились по-разному, иногда из них выстраивали целые аллеи. Например, в Карнаке во Франции поставлены 2683 менгира в виде протяженных аллей. А иногда менгиры ставят по кругу, тогда их принято называть уже кромлехом.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что культура первобытной эпохи была основой для дальнейшего развития всей мировой культуры. Все древние культуры опирались прежде всего на то, что уже было привнесено первобытными народами.

3. Культура Древнего мира

На смену эпохе первобытного общества приходит период, который в историографии принято называть Древним миром. Его культура основывается прежде всего на культуре первобытных предшественников.

Под Древним миром принято понимать античный период в истории Греции и Рима, а также Древний Восток, в который входят такие страны, как Египет, Индия, Китай, Двуречье (Месопотамия) и др. Остановимся на культуре Древнего Востока.

Древний Восток

Культура Древнего Востока представлена культурами нескольких стран. Например, таких как Древний Египет, Древняя Месопотамия, Древний Китай, Древняя Индия. У культур этих стран есть много схожих черт, но есть и ряд отличий, обусловленных различными факторами, например географическим местоположением.

Рассмотрим культуру Древнего Египта.

Древний Египет

Древний Египет – очень значимая страна не только для Древнего Востока, но и для всего мира, поскольку именно Древний Египет стал первым государством на Земле, которое разрослось до великой державы, став впоследствии огромной и мощной империей, также первой в мире. В этой империи существовали законы, которые были незыблемыми и непостижимыми, вся власть принадлежала правящему классу, которому подчинялся весь остальной египетский народ.

Так откуда же появились столь мощная империя и египтяне? Здесь очень много споров. Но большинство египтологов склонны к двум мнениям.

1. Древние египтяне были выходцами из Азии. Об этом свидетельствуют их язык и черты характера.

2. Древние египтяне – родственники негритянских народов. В пользу этой версии выступает египетский культ мертвых, их поклонение животным и неодушевленным предметам (фетишизм).

Но кто бы ни оказался прав, в любом случае уже к четвертому тысячелетию до новой эры на берегах реки Нил образовалась египетская народность, там же стали сформировываться первые признаки государственности.

Каким же было государство в Древнем Египте?

Главой государства в Египте был фараон, которому принадлежали абсолютная власть, весь Египет со всеми его многочисленными ресурсами. Такими абсолютными правами фараона наделяла прежде всего религия древних египтян. Именно согласно религии человек должен беспрекословно подчиняться фараону, иначе ему грозят ужасные последствия.

Религия играла большую роль в жизни древних египтян. Они были язычниками, т. е. поклонялись не одному, а многим богам. По некоторым сведениям, насчитывалось от сотни до тысячи разнообразных богов. Главным был бог Солнца, который в зависимости от времени суток имел разные имена (Ра, Атум и т. д.). Именно боги и наделили фараонов согласно египетской религии безграничной властью. Но несмотря на свою божественность, не все фараоны были довольны таким образом мышления египтян, их поклонением огромному количеству богов. А именно, существовавшее многобожие никак не могло способствовать укреплению египетского государства, его централизации. Все это вылилось в религиозную реформу. Суть ее была в том, что египетский фараон Аменхотеп IV(1368–1351) объявил истинным богом солнечный диск. Ему он дал имя бога Атона, себя же назвал Эхнатоном, что в переводе означало «угодный богу Атону». Следующим этапом его реформ было закрытие храмов, в которых поклонялись другим богам, все имущество этих храмов было конфисковано. Как следствие, появилось множество недовольных. Жрецы не хотели мириться с изменениями в религиозной жизни. Поэтому эти реформы Эхнатона оказались недолговечными, вскоре были восстановлены культы старых богов.

Религия египтян очень сильно повлияла на их культуру.

Особенное место в искусстве Древнего Египта занимала архитектура, а наиболее значительная профессия – архитектор, который непрерывно следил за строительством на грандиозных стройках, характерных для Египта того времени.

Интересен тот факт, что если жилища древних египтян строились из недолговечных материалов, таких как кирпич-сырец, то различные религиозные сооружения возводились из прочного камня. Этим и объясняется то, что они смогли простоять и до наших времен.

Архитектура Древнего Египта уже не представляется без главного своего достояния культуры – пирамид. Пирамиды представляли собой постройки для богов. Они воздвигались из крепких камней.

Строительство пирамид было настолько грандиозным делом, что трудно представить, насколько оно было разорительно для казны государства, сколько человеческого труда было затрачено, насколько многочисленны были людские потери.

По учению египетских жрецов, душа человека была бессмертна. В Древнем Египте большую роль играл заупокойный культ. Согласно ему со смертью погибает только материальная основа человека, т. е. его тело. И чтобы нематериальная основа человека, его душа, продолжала жить, необходимо создать для этого наиболее благоприятные условия, т. е. постараться сохранить тело умершего человека. Так возникло новое искусство – изготовление мумий. А для мумии должно быть специально отведенное место – усыпальница. В качестве таких усыпальниц, в которых тело человека находилось бы под мощной защитой от всего постороннего, и строились грандиозные пирамиды. Согласно верованию египтян тело соединялось с душой ровно через семьдесят дней после смерти, покойник оживал и отправлялся в Страну вечности. Но несмотря на то что, по вероучению, душа каждого человека бессмертна, пирамиды строились только для знати и конечно же – для фараонов.

www.booklot.ru

2. Формирование политической культуры древности.

22

М.Ю.Шмелева

Конспект лекции

Тема:

Значение античной цивилизации для современной культуры.

(4 часа).

План.

1. Хронология и источники изучения темы.

2. Формирование политической культуры древности. Возникновение правового сознания.

3. Путь к возникновению науки.

4. От политеизма к монотеизму.

5.Эстетические идеалы античного мира.

Дополнительная литература:

1.Избранные лекции по истории мировой культуры. Часть 1. СПбГМТУ, любое издание. Кренделева Л.А. Культура Древнего Египта.

2. Избранные лекции по истории мировой культуры. Часть 1. СПбГМТУ, любое издание. Михайлик Т.А.Культура Древней Греции.

3.Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность, Византия, Древняя Русь. Лениздат 1988.

4.Дмитриева Н.А.Краткая история искусств .Очерки. Любое издание. Раздел Древний Мир.

В курсе Культурологии мы обратимся к изучению исторических типов культуры(см. тему Введение).

Существует распространенное мнение, художественный образ, выраженный в формуле: «Европейская культура родилась из волн Средиземного моря». Именно здесь, в регионе Средиземного моря возникают первые государства. Государство это особая форма организации общества, а необходимость организации продиктовало появление классов, классовое расслоение первобытного общества.

«Лента времени»

.…Перв.общ.--------3-4 тыс до н.э.Возникновение первых государств---------11-8 века до н.э.Государство Израиль формирование иудаизма---6 в. до н.э. Ветхий Завет----------5 в. до н.э. Расцвет Греции, греческая классика.----------4в. до н.э. завоевания Александра Македонского. Эллинизм-------2в.до н.э .Завоевание Греции Римом---------1в. до н.э. возникновение Римской империи. Начало кризиса Древнего мира. Формирование христианских идей.------- 0г. «Рождество Христово»-------395г.Падение Рима. Конец Древнего мира. Утверждение христианства.

Ранние государства Средиземноморья:

Шумер

Аккад

Египет – единственное государство-долгожитель (4 тысячелетия!)

Израиль

Падение Древнего мира было связано с завоеваниями, этническими изменениями, сменой религиозного мировоззрения. Древние культуры в большинстве своем превратились в мертвые культуры (см. словарь).

Источники изучения Древнего мира:

- артефакты (см. словарь) – данные археологии

- письменные источники !!!

- материалы этнографов

Расшифровка древней письменности:

См. Словарь. Египетский поход Наполеона. Шампольон.

Первые шаги по расшифровке Шумерской клинописи сделали в XIX веке немец Гротефенд и англичанин Роулинсон.

В середине ХХ века началась работа над расшифровкой крито-микенского письма.

Вывод: научное изучение древности (первобытного общества и античного мира) началось относительно недавно – в XIX веке.

Государство это особая форма организации общества, а необходимость организации продиктовало появление классов, классовое расслоение первобытного общества.

Классовое государство – это, упрощенно говоря, машина для подавления, механизм для управления.

Важнейшее значение античной цивилизации для современной культуры состоит в том, что ещё в Древнем мире были созданы все известные нам модели политического управления обществом.

-Первобытное общество – первобытный коммунизм (до классового расслоения).

-Первые государства Восточного Средиземноморья – тирания или восточная деспотия

-Древняя Греция – демократия

-Древний Рим – от демократии к ограниченной монархии. Империя.

Факторы, формирующие ту или иную форму правления:

- география (Египет – долина Нила, Греция – горы, острова)

-производственная деятельность(в Египте доминирует ирригационное земледелие, связывающее всю страну, а в Греции – индивидуальное ремесло и торговля)

-масштабы страны (Египет, Римская империя – огромны, Греция – крохотные острова, жизнь в полисах)

Наравне с географическим фактором политическая система оказывает влияние на формирование мировоззрения, менталитета.

Жесткая централизованная власть, бюрократическая вертикаль, необъятные просторы страны – покорность, созерцательность, уход от личной ответственности, почитание иерархии, «неохота к перемене мест». Творчество сосредоточено на БОГЕ, ЦАРЕ, ГЕРОЕ. Простому человеку остается место в тени героев.

Демократия – гражданская ответственность за общее дело, личная инициатива, стремление сделать свою жизнь удобнее, лучше. Творчество сосредоточено на человеке. ЧЕЛОВЕК МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ. В совместной деятельности демоса(народа) каждый себя не выпячивает и не красуется, всё подчинено главной задаче.

Римская монархия корнями уходит в традиции греческой демократии. По мере роста территории Рима - переход к централизованной, военизированной модели. Однако Римская империя сохранила внешние формы республиканского правления. Например, работал сенат, окончательно не был разработан закон о престолонаследии. Что дает основания говорить об ограничении централизованной власти и видеть разницу с восточной тиранией.

Рост территории и могущества Римской империи отразились на менталитете граждан Рима. Демократическая традиция гражданской ответственности за общее дело осталась в шкале жизненных ценностей римлян, но первые позиции в этой шкале заняли гражданская доблесть, храбрость.

Возникновение правового сознания.

Формирование первых государств неразрывно связано с формированием понятия права.

В первобытном обществе существовало обычное право (см. Словарь)

В ранних государствах Востока мы знаем примеры разработки законов. Например, законы вавилонского царя Хаммурапи или Закон Моисея.

В своде законов Хаммурапи подробно рассматривались отношения между людьми: устанавливались правила заключения брака, усыновления, основания для развода, порядок наследования имущества; оговаривались размеры платы за услуги лекарю, портному, кожевнику, плотнику и т. д.

В законах Моисея (Десяти заповедях), вошедших в Ветхий завет, оговаривается наказание за каждое отдельное нарушение этических (повседневно-житейских) норм и преступления.

Характерно, что в Древнем Израиле, как и многих других странах Древнего мира законотворчество было прерогативой священнослужителей.

В Римской империи, как и в других государствах древности, жизнь регулировали законы бытия. Работающее право, были убеждены римляне, делает жизнь общества удобной. Право на протяжении истории Рима совершенствовалось. Римляне писали новые законы, начали их систематизировать – так появились самостоятельные понятия хозяйственного права, семейного права, уголовного права и т.д. Римлян интересовала и история правовых отношений не только на Аппенинах, но и в других государствах. Проводился сравнительный анализ сводов законов. Особенностью римского права явился его светский характер. Если в законотворчестве стран восточного Средиземноморья доминировали ссылки на религиозные нормы, «предписания богов», то римское право уже полностью освобождается от религиознойограниченности и рассматривает бытие во всем многообразии проявлений.

В рамках римского права были выработаны фундаментальные формулы правоведения:

-Без нарушения закона нет преступления.

-Без закона не может быть наказания.

Таким образом, в Риме были заложены основы науки, получившей название юриспруденция или правоведение, а Римское право легло в основу современной правовой системы Европы.

studfiles.net

:: История культуры :: Культура Древнего Востока :: Тема 12. Общая характеристика культуры Древнего Востока :: Конспект лекции

Министерство образования и науки Российской ФедерацииФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

  • Тема 12. Общая характеристика культуры Древнего Востока

    Цели:
    • изучить основные типологические признаки цивилизации;
    • рассмотреть географические, экономические и политические предпосылки возникновения городов-государств Древнего Востока;
    • выделить основные черты древневосточной культуры;
    • описать восточный тип личности;
    • охарактеризовать религию политеизма в отличие от первобытной мифологии.
  • План:
    1. Основные отличия первобытной культуры от культуры первых цивилизаций. Типологические признаки цивилизации.
    2. Географические, экономические и политические условия формирования культуры первых цивилизаций на Древнем Востоке.
    3. Основные черты древневосточной культуры: сакрализация образа царя, гигантомания в архитектуре, миф «машины», ценность послушания и личность восточного типа.
    4. Общая характеристика религии политеизма и ее отличий от первобытной мифологии.
  • Основные отличия первобытной культуры от культуры первых цивилизаций. Сравнение присваивающего и производящего типов хозяйствования. Образ жизни и хронотоп в условиях охоты и собирательства и в системе земледелия и скотоводства. От горизонтальной организации деревенской общины – к вертикальной пирамиде города-государства. Типологические признаки цивилизации: увеличение населения, возникновение города-государства, первые попытки «управления природными процессами». Новое значение понятия культуры как «второй природы».

  • Условия формирования культуры первых цивилизаций на Древнем Востоке. Географические, экономические и политические предпосылки возникновения городов-государств в долинах рек Тигр, Ефрат, Нил. Встраивание государства в природные циклы. Ирригационная система: масштабные земледельческие комплексы, централизованное управление, основанное на точном знании природных циклов, власть деспотического типа, государственная иерархия (бюрократия). Основа новой социальной общности - не кровно-родственные связи («организм»), а функциональные отношения по обслуживанию ирригационной системы («машина»).

  • Миф «машины» в концепции Л. Мэмфорда: объяснение феномена обожествления царской власти, монументальных форм искусства и архитектуры. Мегамашина как социальное изобретение, давшее невиданную динамику экономической и культурной жизни. Мегамашина как эффективное трудоиспользующее устройство. «Невидимый» характер действия мегамашины. Источник обожествления власти – масштабы управления на огромных расстояниях. Феномен царизма как основа стабильности и процветания города-государства. Формирование восточного типа личности: ценности послушания.

  • Общая характеристика религии политеизма и ее отличия от первобытной (хтонической) мифологии. Совмещение значений «законы природы» и «законы государства» в персонифицированных богах. Представления о мировом порядке как рождении космоса из хаоса. Представления о царях как перводвигателях. Цари и жречество. Генетическая связь между монополией на власть, знанием законов природы и новым этапом в мифологии. Универсальная структура мифологии Древнего мира: теогония, космогония, антропогония. Симметрия божественного и земного порядков: разделение на господ и рабов соответствует новой специализации труда – на тех, кто управляет и тех, кто исполняет.

  • Контрольные вопросы:
    1. Какие факторы способствовали формированию предпосылок цивилизации в долинах рек Тигр, Ефрат, Нил?
    2. Чем характеризуется производящий тип хозяйства?
    3. Чем политеизм отличается от первобытной мифологии?
    4. Назовите типологические признаки цивилизации.
    5. Опишите восточный тип личности и его связь с хозяйственным и политическим устройством древневосточных городов-государств.
  • Литература:
    1. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство древнего Востока (Малая история искусств). М., 1976.
    2. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. – Москва: Из-во «Наука», 1977.
    3. Любимов Л. Искусство древнего мира. - М., Просвещение, 1980.

media.ls.urfu.ru

Конспект урока Культура Древней Греции. Связь времён...

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №29 с углубленным изучением отдельных предметов имени И.Н.Зикеева» г.Курска

Конспект интегрированного урока по истории-литературев 5 классе

«Культура Древней Греции. Связь времён…»

подготовили

учитель истории и обществознания

Костина Наталья Викторовна,

учитель русского языка и литературы

Нагорная Маргарита Николаевна

г. Курск

2014

ЗАДАЧА: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме культура Древней Греции.

ЦЕЛИ: Показать вклад древних греков в сокровищницу мировой культуры;

развитие творческих способностей учащихся, обогащение их словарного запаса, развитие монологической речи, формирование умения работать в группах , самостоятельно мыслить и делать выводы;

воспитание уважения к культуре и традициям других стран, привитие чувства прекрасного.

ТИП УРОКА: закрепление изученного материала.

ОБОРУДОВАНИЕ: слайд-презентация «Древнегреческий театр, Мифы Древней Греции», видеоролик «Театр Диониса», кластер-солнце ТЕАТР, настенная карта , изображение гор с «цепью» Прометея, предметы-ассоцииации , на партах у детей - театральные программки, словарики, кроссворд, лото , листы для эссе, цветные фигурки в виде сердечек,сравнительные таблицы, стилизованные костюмы, музыкальное сопровождение.

(под музыкальное сопровождение « Сиртаки »-греческая музыка )

-ХАЙЕРЕТЕ,ПАЙДЕС ! – ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДЕТИ !

-Калой кай агатой ! – Прекрасные и совершенные !

Ребята, у нас сегодня необычный урок, мы начали его с приветствия на греческом языке. Мы-это ваши учителя-литературы и истории - сегодня проведем совместный урок, не совсем обычный для вас .

Как вы думаете, что может объединять два эти предмета, каковы общие темы, которые вы изучали и на уроках истории, и на уроках литературы? (ответы детей ).

Предположите, как может называться тема нашего сегодняшнего урока, о чем мы будем говорить на интегрированном уроке ? (ответы детей )

Сочетание истории и литературы позволит нам сегодня всесторонне познакомиться с темой « Культура Древней Греции. Связь времен ».

Давайте вспомним из курса истории географическое положение Др.Греции, на какие части она делилась, какими морями омывалась, вспомним знаменитые полисы ( РАБОТА С КАРТОЙ У ДОСКИ ).

Отправляясь в путешествие по Древней Греции, мы, люди, живущие в современном мире, не можем себе представить нашу культурную жизнь без того вклада, который внесли в нее древние греки, чьи достижения прошло вошли в сегодняшнюю жизнь.

СТИХОТВОРЕНИЕ О.Тарутиной « Древние греки »- читает уч-ся класса- опережающее задание

Действительно, богатое наследие оставили нам древние греки !

1) И первая часть нашего урока перенесет нас в Древнегреческий театр. (Вывешивается на доске слово ТЕАТР в виде диска солнца). Вам всем хорошо знакомо слово «театр», напишите на стикерах, которые лежат на ваших партах ( в виде лучиков солнца ) одно слово-ассоциацию, которое вызывает у вас слово «театр».( Уч-ся пишут, произносят вслух и приклеивают на доску, таким образом получается солнышко с лучиками, учитель обобщает и подводит итоги ).

Сегодня на уроке мы будем работать с театральным словариком, который приготовлен для каждого на парте. (СМ.ПРИЛОЖЕНИЕ). Первым словом в нашем словарике будет слово «театр» . (ВЫСВЕЧИВАЕТСЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ СЛАЙД-ПРЕЗЕНТАЦИЯ , которая затем используется в течение урока ).Театр – греч. МЕСТО ДЛЯ ЗРЕЛИЩ –одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора передают зрителю посредством действий группы актеров.

Вспомним историю возникновения театра.

-В честь какого бога устраивались уличные представления?

-Как проходило празднество ? (Ответы детей )

Театр возник более 2500 лет назад. Он возник из веселых сельских праздников, которые справлялись весной и осенью в честь бога Диониса- покровителя виноградарства и виноделия и назывались – Великие Дионисии ( слайд и словарик).Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в стране начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветаю цветы, вся жизнь возрождается заново. Во время этих праздников греки пили молодое вино, устраивали веселые шествия по улицам деревень и городов, водили хороводы и разыгрывали сценки из жизни самого веселого из богов. Дионис странствует не один, а окруженный толпой сатиров (слайд и словарик ). Сатиры – неизменные спутники Диониса. Это лесные боги с козлиными рогами, лошадиными ушами, хвостами и копытами. В честь бога Диониса сатиры поют хвалебные песни – дифирамбы ( слайд и словарик ). Предводитель сатиров назывался корифей, позже и главного в хоре называли корифей ( слайд и словарик ). Дифирамбы- хвалебные песни. Корифей – предводитель сатиров, позже главный в хоре. Сегодня корифеем называют выдающихся деятелей науки и культуры, а « петь дифирамбы » стало крылатым выражением и означает непомерно прославлять кого-либо.

Участники празднества надевали на себя шкуры козлов, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Чтобы походить на лесных сатиров. Поскольку эти празники были популярными и любимыми, то правитель Писистрат решил сделать их государственными и 27 марта 534 г. до н.э. впервые установил трехдневные театральные представления в праздний Дионисий. Эта дата считается днем рождения театра и отмечается до сих пор. ( слайд и словарик ).

Сравним Древнегреческий и современный театры, для дальнейшей работы вам понадобится таблица, которую будете заполнять по ходу урока.

Каждый полис имел свой театр ( слайд ), который строился у подножия холма под открытым небом. - Как вы думаете, почему ? (ответы детей )

Ряды и места для зрителей располагались полукругом на склоне.- Вспомним, кто располагался в первом ряду, на мраморных креслах ? (ответы детей )

Почетные гости- жрецы Диониса, стратеги, победители Олимпийских игр – занимали и почетные места. Эти мраморные кресла назывались театрон, что в переводе с греческого означало «смотреть ». (слайд и словарик)

Здание театра состояло из нескольких частей. Каких ? (ответы детей) (Слайды и словарик) Театрон – места для почетных зрителей. Орхестра – круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор. Скене – пристройка, примыкавшая к орхестре, к ее стене прикрепляли декорации -полотнища, изображавшие то вход во дворец, то берег моря. Внутри скене хранились костюмы и маски актеров.

Продолжаем работать со сравнительной таблицей. - Что собой представляли входные билеты ? ( ответы детей )

Театр Диониса в Афинах вмещал 17000 зрителей, а в Эпидавре - 3000. Вход был платный. Брали небольшую плату. (слайд ) билет был из свинца или обожженной глины . На билете видны буквы, которыми указывался один из секторов среди мест для зрителей. Место не указывалось, можно было занять любое, начиная со 2 ряда. По закону Перикла были введены «зрелищные деньги – феорикон, которые раздавали бедным гражданам для посещения театральных зрелищ.( слайд и словарик ). Феорикон – зрелищные деньги ». – Вспомним, чем еще прославился Перикл, за что период его правления был назван «золотым» ? (ответы детей).

Что обычно брали с собой зрители на представление ? (ответы детей )

Чтобы не сидеть на самом верху, греки шли в театр еще до рассвета. Брали с собой узелок с пирожками, фляжку с вином, теплый плащ, подушечку. Большую часть зрителей составляли мужчины. Женщины, постоянно занятые домашними делами. Посещали театр значительно реже мужчин. Рабы попадали в театр только в качестве слуг, сопровождавших своих господ.

- Как проявляли свои чувства зрители, впечатленные увиденным ?

- Что служило высшей наградой авторам пьес ?

- Что собой представлял актерский состав? (ответы детей )

Зритель был наивен и впечатлителен. Несчастья героев трагедии заставляли его рыдать. Если актер высказывал благородные мысли, раздавались нескончаемые аплодисменты. И, наоборот, безнравственным и подлым героем спектакля возмущались так сильно. Что переставали отделять актера от роли. Авторам нередко приходилось успокаивать публику сообщением о том, что мошенник будет обязательно наказан в конце спектакля. Если зрители были не довольны, они свистели и стучали сандалиями. Бывало и хуже: если автор уж очень не нравился, его оскорбляли, бросали в него виноград, оливки и даже камни. Занавеса не было, действие разыгрывалось без антрактов.

Ребята, не забываем заполнять сравнительную таблицу.

Представление давалось один раз в год. Длилось с утра до вечера в течение 3-х дней. Зрителям предлагалось 15 спектаклей. Утром смотрели три трагедии и одну « сатировскую драму ». Вечером – комедию. После просмотра жюри из 10 зрителей выбирало лучшего трагика и лучшего комедиографа. Автору лучшей трагедии наградой служил козел, а автору лучшей комедии – корзина с инжиром и амфора с вином.

В спектакле играли обычно три актера (слайд ), только мужчины. Они же исполняли и женские роли. Актеры носили длинные одежды и обувь на большой платформе, которые назывались котурны. (словарик ) Котурны – специальная деревянная обувь .

Огромные размеры театров привели к необходимости использовать маски. ( слайд ) Черты лица актера зрители просто не смогли бы разглядеть. Маски делались из глины. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала «своя» маска. Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет маски, болезненность – желтый. Хитрость – красный, а гнев- багровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой – мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности. Кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актера. Действие сопровождалось хоровым пением и музыкой.

Подводим итоги ваших сравнительных табличек, сдаем учителю.

Перед вами кроссворд ( парная работа) , разгадав его, в выделенных клеточках получится слово, найдите его и ответьте, что оно означает ?

Ребята, кто из вас был в театре? Что вы смотрели ? Спектакль…Любой спектакль ставится по пьесе. – Что такое пьеса ?(слайд и словарик) Пьеса –литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене. Рассмотрим структуру пьесы (слайд ). Структура пьесы включает в себя текст действующих лиц (монологи и диалоги ) и функциональные авторские ремарки (примечания, содержащие обозначение места действия, особенностей интерьера, внешности персонажей, их манеры поведения и т.д.) как правило, пьеса предваряется списком действующих лиц. Иногда- с указанием их возраста, профессии, титулов, родственных связей и т.п. Отдельная законченная смысловая часть пьесы называется актом или действием, которое может включать в себя более мелкие составляющие – явления, эпизоды, картины. Пьесы могут быть веселыми, грустными, серьезными, отсюда возникает деление на жанры. Жанр – вид художественного произведения. Три основных драматических жанра – комедия – произведение, изображающее такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. В комедии – действующими лицами являлись обычные люди, современники автора и зрителя. Трагедия – ( греч. « козлиная песнь»)- произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя. В трагедии действовали герои мифов, боли и герои. Драма – это пьеса с острым конфликтом, который в отличие от трагического, не столь возвышен и разрешим. Соединяет в себе трагическое и комическое. ( слайды и словарик)

Больше всего греки ценили трагедии, почитавшиеся ими выше, чем комедии. Ведь они не просто развлекали зрителей, а учили их тому, что добро всегда побеждает зло, а честность и порядочность всегда ценится выше коварство и предательства. В Трагедиях сталкивались высокие чувства, кипели страсти, решались нравственные проблемы. Театр просвещал и воспитывал в гражданах честность и правоту, любовь к родине и готовность пожертвовать ради нее и этих идеалов свою жизнь.

- Почему именно этим качеством авторы пьес уделяли особое внимание?

- Где и когда греки смогли проявить эти качества? (ответы детей)

Ребята, нам сегодня очень повезло. Мы достали билеты в театр, да не в простой, а в Древнегреческий. ( ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА)

Пришло время посмотреть ваши инсценировки из пьес древнегреческих авторов ( опережающее домашнее задание). У вас на столах лежат программки, но в них потеряна информация. Вам необходимо ее восстановить, определить жанр пьесы, название, указать действующие лица, определить соответствует ли постановка всем правилам древнегреческого театра. Итак, вашему вниманию представляется инсценировки пьес, но вы должны не только посмотреть изображение, но еще и заполнить пробелы в программке. Уважаемые зрители, просим соблюдать тишину ( колокольчик)

  1. Отрывок из трагедии Софокла « Антигона»

  2. Отрывок из комедии Аристофана «Птицы» Давайте с вами подведем краткие итоги первой части нашего урока. Тест «Да-Нет». ( слайд)

Собираются рабочие материалы детей

А сейчас – АНТРАКТ !!! ТАНЦУЕМ ГРЕЧЕСКИЙ ТАНЕЦ СИРТАКИ. (Динамическая пауза совпадает с переменой)

2) На уроках литературы и истории вы знакомились с мифами древней Греции. Давайте вспомним и назовем некоторые из них.

- Что такое мифы?

- С какими героями вы уже знакомы? ( ответы детей)

Греческая мифология- это комплекс мифов и идей, принадлежащих древним грекам, касающиеся и богов и героев, природы мироздания, происхождения и значения своего собственного культа и ритуальной практике. Мифы древней Греции были частью религии в этом государстве. Современные ученые с интересом относятся к мифам и изучают их с целью пролить свет на древнегреческую цивилизацию и приобщаться к пониманию природы мифотворчества. Мифы- это придание о богах и героях – полубогах. Мифы рассказывают о начале и конце мира, о жизни и смерти, они объясняют, как и зачем зародилась жизнь на земле. Сейчас вам предстоит увлекательное соревнование, в котором вы покажите свою смекалку, эрудицию, кругозор, умение логически мыслить. Вы сможете погрузиться в неповторимый и загадочный мир древней Эллады с ее героями и их удивительными подвигами, мы вспомним греческих богов, которые то помогали, то мешали людям и мифическим героям.

В древней Элладе родился герой,

Путь его труден и сложен порой

Но лишь в настоящей нелегкой борьбе

Он славу добыл и богам и себе.

О ком идет речь? ( Ответы детей)

Действительно, речь идет об Геракле, давайте вспомним его подвиги, а для этого поиграем в лото, где необходимо правильно соотнести содержание подвигов. ( групповая работа)

Сейчас вы увидите эллинов древних.

Вам их имена предстоит угадать

Уж вы постарайтесь в ответе быть первым

И правильно богов Эллады называть. ( Игра угадай имя бога, о ком речь?- слайды)

Игра « Ассоциации» ( по представленному предметы угадать миф и главных героев) – Клубок ниток

- Крылья

- Конь

- Яблоко

-Орел

- Огонь ( зажженная свеча)

( Ответы детей сопровождаются показом слайдов, останавливаясь на Прометее)

Прометей, про которого много сложено песен, мифов и легенд, ему посвящены фильмы и мультфильмы… Этого героя должны знать как взрослые, так и самые маленькие, ведь это он открыл нам глаза, дал возможность увидеть мир во всем своем многообразии, красоте и величии. Впервые о Прометее написал Эсхил, древнегреческий драматург, приблизительно в 444-443 г. до н.э. (слайд)

Выступление учащегося класса в роли Прометея ( опережающее задание)

Мы говорили о том, что театр просвещал и воспитывал в гражданах честность, доброту, любовь к родине, готовность к самопожертвованию. Такие же качества в людях воспевали и мифы. Ныне живущие люди мифы слушают и читают, восхищаясь отважными героями и титанами.

Каким мы представим героя сейчас?

Какими чертами украсим портрет?

Об этом подумает каждый из вас,

С названием качества нужен ответ.

Как вы думаете, а какими качествами должен обладать современный человек, какие поступки он должен совершить, чтобы называться героем нашего времени? Напишите небольшое рассуждение на эту тему. (под музыкальное сопровождение Э. Хиля, песня « Прометей») (Заслушиваются ответы детей)

« Дари огонь как Прометей

И для людей ты не жалей

Огня души своей!»- Какие замечательные слова! Постарайтесь как можно больше отдавать людям – доброту, тепло, сочувствие, помощь, ведь добро всегда возвращается, как и зло. Зло всегда порождает еще большее зло, а добро увеличивает добро. Всегда помните золотое правило : « Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».

Подводя итог нашего урока, давайте вспомним еще раз, что оставила нам в наследие греческая культура? Каково значение древнегреческой культуры? В чем состоит вклад древних греков в сокровищницу мировой культуры?

Составление сиквейна у доски: - театр

- мифы

Ребята, а какой след оставил сегодняшний урок в вашей душе? Какое впечатление у вас осталось от нашего совместного урока? У вас на столе лежат фигурки сердечек разного цвета, если урок вас не вдохновил, то отдайте нам сердечко светлого тона, символизирующее холодное сердце, если же вам урок понравился, оставил след в вашем сердце, вы почерпнули много нового, хотели бы и в дальнейшем проводить подобные уроки, то подарите нам сердце красного цвета.

Мы в свою очередь благодарим вас за урок, за активную работу, творческую подготовку к нему. И хотели бы не только выставить положительные оценки, но и подарить вам кусочек своего сердца и души на память о сегодняшнем уроке. (призы – шоколадные сердечки )

Список использованной литературы

1. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. История Древнего мира. М. Изд. "Просвещение".

2. История Древнего мира: хрестоматия для учащихся 5 кл. С. В. Колпаков, М. В. Пономарев, А. В. Абрамов-М. : изд. "Новый учебник" .

3. О. В. Арсланова, К. А. Соловьев Поурочные разработки по истории Древнего мира 5класс. М.: ВАКО. .

4. О. А. Северина. История древнего мира 5 класс. Поурочное планирование . Волгоград. изд. "Учитель-АСТ" .

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. www. lesson-history. ru

2. www. yandex. ru

kopilkaurokov.ru