Собственность в древней греции. Глава 1. Отношение к собственности в свете исторической диалектики
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ДИНАМИКА ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. Собственность в древней греции


Право собственности в Древней Греции и Риме

Право собственности является тем древним институтом, о котором мы не должны судить на основании современных представлений. Древние основывали право собственности на началах, чуждых современным понятиям, и результатом этого является тот факт, что законы, которыми ограждалась собственность, весьма чувствительно разнятся от наших.

Известно, что существуют племена, которые так и не дошли до установления у себя частной собственности; другие достигли этого лишь после долгих и тяжких усилий. В самом деле, в только что нарождающемся обществе является задачей далеко не легкой определить, имеет ли право отдельное лицо присвоить себе часть земли и установить между собою и этим участком такую тесную связь, чтобы он мог сказать: эта земля моя, эта земля есть как часть меня. Татары понимают право собственности, когда дело идет о стадах, и не постигают его более, когда дело касается земли. У древних германцев, по свидетельству некоторых писателей, земля не принадлежала никому. Каждый год племя назначало каждому из своих членов участок для обработки, а на следующий год участки менялись. Германцы были собственниками жатвы, но не земли. Так обстоит дело еще и теперь у части семитических племен и у некоторых славянских народов.

Что касается народов Греции и Италии, то у них, наоборот, принцип частной собственности знали и проводили уже с самых древнейших времен. Не осталось ни одного исторического воспоминания о той эпохе, когда земля являлась общей собственностью; и ничего похожего на ежегодное деление полей, известное нам у германцев, мы здесь не находим. Но зато мы здесь встречаем одно весьма замечательное явление. В то время как племена, не дающие своим членам права личной собственности на землю, давали им это право по крайней мере на плоды их трудов, т. е. на жатву, у греков было наоборот; в некоторых городах граждане были обязаны складывать вместе все собранное с полей или большую часть собранного, и запасы эти должны были потреблять сообща. Отдельное лицо не было полным, абсолютным хозяином собранного им хлеба, но в то же время, по странному противоречию, оно имело право полной собственности на землю. Земля принадлежала ему более, чем жатва. У греков, как кажется, право собственности развивалось путем совершенно противоположным тому, который представляется естественным. Оно не было приложено сначала к жатве, а потом уже к почве; порядок тут был обратный.

Три учреждения находим мы основанными и прочно установленными уже в самые древнейшие времена среди греческих и италийских обществ: домашняя религия, семья и право собственности; эти три учреждения уже при самом своем возникновении стояли в явной взаимной связи и, казалось, были неотделимы друг от друга.

Идея о праве частной собственности заключалась уже в самой религии. У каждой семьи был свой очаг и свои предки. Этим богам могла поклоняться только данная семья, ей только они покровительствовали, они были ее собственностью.

И вот между этими-то богами и землей люди древних времен усматривали таинственное соотношение. Возьмем прежде всего очаг: этот алтарь являлся символом оседлой жизни; самое его название указывает на то. Он должен быть поставлен на земле и, раз поставленный, он не мог более менять своего места. Бог семьи желает иметь постоянное жилище. Физически — трудно было перенести камень, на котором светило божество, с точки зрения религиозной это было еще труднее; человеку дозволялось сдвинуть его только в том случае, если его принуждала к тому крайняя необходимость: если его изгонял враг или земля, на которой он жил, не могла его пропитать. Устанавливался очаг с той мыслью и надеждой, что он будет вечно стоять на том же самом месте. Божество водворялось здесь не на один день и даже не на время целой человеческой жизни, но на все время, пока будет существовать семья и пока останется в живых хоть кто-нибудь из ее членов, чтобы поддерживать его пламя жертвами. Таким образом, очаг становился обладателем земли, он обращает эту часть земли в свою, она становится его собственностью.

И семья, которая по долгу и по законам религии группировалась всегда кругом своего алтаря, прикрепляется прочно к земле, как и самый алтарь. Идея о постоянном месте пребывания возникает совершенно естественно, сама собой. Семья связана с очагом, очаг с землей; отсюда вытекает тесная связь между известной частью земли и семьей. Здесь должно быть ее постоянное жилище, и у нее не должно быть даже мысли о том, чтобы покинуть его, разве, что к этому ее принудит непреоборимая сила. Семья, как и очаг, всегда будет занимать это место, оно ей принадлежит, оно — ее собственность, собственность не одного отдельного человека, но целой семьи, различные члены которой, один за другим, должны здесь родиться и умереть.

Проследим идеи древних. Два очага представляли собою два различных божества, которые никогда не могут ни соединиться, ни смешаться; это настолько верно, что даже брак между двумя семьями не устанавливает связи между их богами. Очаг должен быть изолированным, т. е. совершенно отделенным от всего, что не он. Посторонний не должен приближаться к нему в то время, когда совершаются священные обряды культа, не должен даже глядеть на него; потому и боги эти назывались богами сокровенными, цидоог, или богами внутренними, Penates. Для точного исполнения этого религиозного правила нужно было, чтобы кругом очага на известном расстоянии существовала ограда, безразлично будет ли то простая изгородь, деревянный забор или каменная стена. Какова бы она ни была, она указывала границу, отделяющую область одного очага от области другого. Эта ограда почиталась священной. Переступить через нее было нечестием. Сам бог блюдет ее и охраняет, оттого и богу этому присвоен эпитет ёρκεёος (оградный). Эта ограда, проведенная и охраняемая религией, является вернейшим символом, самым неоспоримым знаком права собственности.

Перенесемся в первобытные времена арийской расы. Священная ограда, которую греки называли ёρκος и латины herctum, заключала в себе довольно обширное пространство, где находился дом семьи, ее стада, небольшое поле, которое она обрабатывала. Посредине возвышался очаг-покровитель. Перейдем к следующим позднейшим векам: народы, распространяясь, дошли до Греции и Италии и стали строить себе там города; дома стали ближе друг к другу, но тем не менее они не смежны; священная ограда еще существует, но в минимальных размерах; она является теперь в виде небольшой стены, канавы, борозды или просто полосы земли в несколько футов шириной. Во всяком случае соседние дома не должны соприкасаться между собою, смежность считалась невозможной, одна и та же стена не могла быть общей для двух домов, так как в таком случае исчезла бы священная ограда домашних богов. В Риме закон определял два с половиною фута свободного пространства, которое должно было разделять два дома; это пространство посвящалось «оградному божеству».

Следствием этих религиозных постановлений явилось то, что у древних не могла никогда установиться общинная жизнь. Фаланстеры были совершенно неизвестны древнему миру; даже сам Пифагор не смог установить учреждений, против которых шла домашняя религия людей. Ни в какую эпоху исторической жизни древних мы не находим у них ничего похожего на то общинное владение в деревнях, которое было вообще распространено во Франции в двенадцатом веке. Так как каждая семья имела своих богов и свой культ, то она должна была иметь и свой особый участок земли, свое изолированное владение, свою собственность.

Греки говорили, что очаг научил людей строить дома. Действительно, у человека, прикрепленного религией к одному месту, которое он считал своим долгом никогда не покидать, должна была очень скоро явиться мысль возвести на этом месте прочное строение. Палатка удобна для араба, для татарина — кибитка, но для семьи, у которой есть домашний очаг, требуется постоянное жилище. За хижиной, построенной из глины или дерева, скоро последовали дома из камня. Строилось в расчете не на одну человеческую жизнь, строилось для семьи, поколения которой должны были сменить друг друга в том же самом жилище.

Дом помещался всегда внутри священной ограды. У греков четырехугольное пространство, находившееся внутри ограды, делилось на две части: первая часть была — двор, дом занимал вторую часть. Очаг помещался посреди огороженного места и находился, таким образом, в глубине двора и близ входа в дом. В Риме расположение было иное, но принцип оставался тот же. Очаг помещался в середине огороженного места, но строения воздвигались кругом него с четырех сторон, заключая его, таким образом, внутри маленького двора.

Мысль, внушившая эту систему постройки, видна совершенно ясно: стены возвышались кругом очага, чтобы отделить его от внешнего мира, защитить, и вполне можно сказать, как говорили греки, что религия научила строить дома. Госпожой и собственницей этого дома была семья, домашнее божество обеспечивало ей ее права. Дом освящался постоянным пребыванием богов, он был храмом, хранящим их. «Что есть более священного, — говорил Цицерон, — чем жилище каждого человека? Там находится алтарь, там горит священный огонь, там святыни и религия». Проникнуть в дом с дурным намереньем было святотатством. Домашний кров был неприкосновенен. По римскому поверию домашний бог отгонял вора и отстранял врага.

Перейдем к другим предметам культа, к могилам, и мы увидим, что с ними соединялись те же самые идеи. Могила имела великое значение в религии древних, потому что, с одной стороны, был обязателен культ предков, а с другой — главные обряды этого культа должны были совершаться на том самом месте, где покоились предки. И у каждой семьи было общее место погребения, семейная могила, куда один за другим сходили по очереди на покой ее члены. Для семейной могилы, как и для очага, был один и тот же закон: не разрешалось соединять членов двух различных семей в одной могиле, как нельзя было соединять два различные очага в одном доме. Считалось одинаковым нечестием похоронить умершего вне его семейной могилы или же опустить в эту могилу труп постороннего человека. Домашняя религия и при жизни и после смерти отделяла каждую семью от всех прочих и строго устраняла всякое подобие общности. Подобно тому, как дома не должны быть смежными между собой, точно также и могилы не должны соприкасаться, и у каждой из них, как и у дома, было нечто вроде отделяющей ее ограды.

Насколько ясно выражается во всем этом характер частной собственности! Мертвые — это боги, которые принадлежат как собственность семье, и она одна имеет право им молиться. Эти мертвецы взяли в свое владение землю, они живут под маленькой насыпью, и никто, если только он не член их же семьи, не может и помышлять о том, чтобы сообщаться с ними. Притом никто также не имеет права лишить их земли, которую они занимают: могилу у древних нельзя было никогда ни разрушить, ни перенести; это воспрещалось самыми строгими законами. И вот уже часть земли становится во имя религии предметом постоянной собственности каждой семьи. Семья присвоила себе эту землю, погребая на ней своих мертвецов; она навсегда основала здесь свое пребывание. Живой отпрыск этой семьи может сказать вполне законно: эта земля — моя. Она настолько принадлежала ему, что была от него неотделима, он не имел права отказаться от нее. Земля, на которой покоятся мертвые, неотъемлема и неотчуждаема. Римский закон требует, чтобы в том случае, когда семья продает поле, на котором находится могила, она все-таки оставалась собственницей этой могилы и имела бы право на вечные времена проходить через это поле, чтобы совершать обряды своего культа.

По древнему обычаю мертвые не погребались ни на кладбище, ни вблизи дорог, а на поле каждой семьи. Этот древний обычай засвидетельствован законом Солона и несколькими отрывками из Плутарха. Из одной защитительной речи Демосфена видно, что еще в его время всякая семья хоронила своих мертвецов на своем поле; и при покупке владений в Аттике там находили могилы прежних владельцев. То же самое обыкновение засвидетельствовано относительно Италии законами Двенадцати таблиц трудами двух юристов и, наконец, следующей фразой Сикула Флакка: «В древности существовало два способа помещать могилу: одни помещали ее на краю поля, другие посредине». Понятно, что в силу этого обычая идея собственности легко распространилась от маленького холма, под которым покоились мертвые, на все поле, которое окружало этот холм. В книге Катона Старшего можно прочесть молитву италийского земледельца, в которой он просит манов блюсти его поле, охранять его от воров и послать хорошую жатву. Таким образом, души умерших простирали свое покровительство и вместе с тем право собственности до пределов владения; благодаря им семья стала единственною госпожою поля. Погребение установило неразрывную связь семьи с землею — т. е. собственность.

В большинстве первобытных обществ религия основывает право собственности. В Библии Господь говорит Аврааму: «Аз есмь Бог, изведый тя от страны Халдейския, яко дати тебе землю сию наследовати», а затем Моисею: «Я введу вас в землю, на нюже прострох руку мою, дати Аврааму, Исааку и Иакову; и дам ю вам в наследие». Таким образом, Господь, первоначальный обладатель по праву творения, передает человеку право собственности на часть земли. Нечто аналогичное было и у древних греко-италийских народов. Только не религия устанавливает это право может быть потому, что в те времена ее еще не существовало. Боги, даровавшие каждой семье право на землю, были богами домашними, это — очаг и маны. Первобытная религия, царившая в душах людей, установила у них также и право собственности.

Ясно, что частная собственность была тем учреждением, без которого не могла обойтись домашняя религия. Эта религия требовала изолированности жилища и изолированности могилы; следовательно, общинная жизнь была невозможна. Та же религия повелевала, чтобы очаг был навсегда прикреплен к земле, чтобы могила не могла быть ни разрушена, ни перемещена. Устраните недвижимую собственность, и очаг будет переноситься с места на место, семьи перемешаются между собой, мертвые будут заброшены и лишены культа. Непоколебимый очаг и постоянное место погребения — вот те начала, в силу которых семья стала собственницей земли. Земля была как бы пропитана и проникнута религией очага и предков. Таким путем древний человек был освобожден от разрешения слишком трудных задач. Без спора, без труда, без тени колебания он сразу подошел в силу одних только своих религиозных верований к понятию о праве собственности, о том праве, которое является источником всякой цивилизации, потому что в силу его заботится человек об улучшении земли и сам становится лучше.

Не законы ограждали на первых порах право собственности, его ограждала религия. Всякое владение находилось вблизи домашнего божества, которое и охраняло его. Каждое поле, как и каждый дом (как мы видели это выше), должно было окружаться оградой, отделявшей его от владений соседних семей. Оградой этой была не каменная стена, а просто полоса земли в несколько футов шириною, которую нельзя было возделывать, до которой никогда не должен был касаться плуг. Это пространство было священным: римский закон объявляет его неотчуждаемым; оно принадлежало религии. В известные определенные дни месяца и года отец семьи обходил кругом свое поле, следуя по этой полосе; он гнал перед собой назначенных в жертву животных, пел гимны и затем приносил жертвы. Этим обрядом он надеялся привлечь благоволение своих богов на свое поле и свой дом. Обходя поле с обрядами своего домашнего культа, он подчеркивал свое право собственности на это поле. Дорога, по которой шли жертвенные животные и где пелись гимны, была ненарушимой границей его владений.

На этой черте, в некотором расстоянии друг от друга, человек помещал несколько больших камней или несколько древесных стволов, которые назывались Термами. О том, что такое представляли из себя эти межевые знаки и какие понятия были связаны с ними у древних, можно судить по тем обычаям, какие соблюдались благочестивыми людьми при их водружении на земле. «Вот как, — говорит Сикул Флакк, — делали наши предки: они начинали с того, что выкапывали небольшую яму, ставили Терма на краю ее и украшали его гирляндами из трав и цветов. Затем приносили жертву; крови закланной жертвы они давали стекать в яму; туда же бросали они горящие уголья (зажженные, по всей вероятности, на священном огне очага), зерна хлеба, пироги, плоды, немного вина и меду. Когда все это сгорало в яме, то на теплую еще золу ставили камень или деревянный обрубок». Ясно видно, что целью всех этих обрядов было создать из Терма нечто вроде священного представителя домашнего культа. Чтобы сохранить за ним священный характер, над ним ежегодно возобновлялись религиозные церемонии с возлияниями и чтением молитв. Водруженный на земле Терм — это как бы домашнее божество, вкоренившееся в землю для того, чтобы показать, что земля эта на вечные времена составляет собственность семьи. Позже, с помощью поэзии, Терм обратился в отдельного личного бога.

Обычай Термов или священных межевых знаков вокруг полей был, кажется, всеобщим у индоевропейской расы. Он существовал у индусов во времена глубочайшей древности, и священные обряды установления границ имели у них очень много общего с теми, которые Сикул Флакк описывает в Италии. Раньше, чем в Риме, мы находим Термы у сабинян и также у этрусков; эллины тоже имели священные пограничные знаки, которые назывались Opoi, Oeoi Opioi.

Раз Терм был поставлен с соблюдением всех религиозных обрядов, то не было той силы в мире, которая могла бы его переместить. Он должен был на вечные времена оставаться на том же месте. Этот религиозный принцип выразился в Риме в следующей легенде: Юпитер, желавший очистить место для своего храма на Капитолийском холме, не мог удалить оттуда бога Терма, лишить его его владений. Это древнее повествование показывает, насколько собственность считалась священной, потому что несдвигаемый с места Терм есть не что иное, как ненарушимое право собственности.

Терм в самом деле стерег границы полей и охранял их. Сосед не смел подходить к ним слишком близко, «потому что тогда, — как говорит Овидий, — бог, чувствуя толчок от плужника и заступа, кричал: „Остановись, это мое поле, а вон там — твое"». Чтобы завладеть полем какой-либо семьи, нужно было опрокинуть или переместить межевой знак, а знаком этим был бог. Это было страшное святотатство, и сурово было за него наказание; древний римский закон гласил: «Если кто коснулся Терма плужником своего плуга, то пусть и человек, и быки будут обречены подземным богам». Это означало, что и человек и быки должны быть принесены в жертву искупления. Закон этрусков, говоря от имени религии, выражается так: «Кто прикоснется к межевому знаку или переместит его, будет осужден богами; его дом погибнет, и его род угаснет: его земля не произведет более плодов; град, ржа, засуха истребят его жатвы; члены виновного будут покрыты язвами и впадут в истощение».

У нас нет подлинного текста афинских законов по тому же предмету: у нас сохранилось от них лишь три слова, означающие: «Не переступай межи». Но Платон дополняет, по-видимому, мысль законодателя, когда говорит: «Нашим первым законом должно быть следующее: пусть никто не коснется межи, отделяющей его поле от поля соседа, потому что она должна быть ненарушима. Пусть никто не осмеливается пошатнуть камень, отделяющий дружбу от неприязни, камень, который обязались клятвенно сохранять на его месте».

Из всех этих верований, из всех обрядов и законов ясно вытекает, что именно домашняя религия научила человека присвоить себе землю в собственность и обеспечила ему право на владение ею.

Не трудно понять, что возникшее и установленное таким образом право собственности было гораздо более полным и абсолютным в своих проявлениях, чем могло бы быть в наших современных обществах, где право собственности основывается на совершенно иных началах. Собственность была настолько неотделима от домашней религии, что семья одинаково не могла отказаться как от одной, так и от другой. Дом и поле были как бы воплощены в семье, и она не могла ни лишиться их, ни отказаться от владения ими. Платон в своем трактате о законах, запрещая владельцу продавать свое поле, не делал никаких попыток внести что-либо новое; он лишь приводил на память старый закон. Все заставляет нас предполагать, что в древние времена собственность была неотчуждаема. Хорошо известно, что в Спарте формально запрещалось продавать землю. То же запрещение существовало и в законах Лакров и Левкады. Фидон Коринфский, законодатель девятого века, предписывал, чтобы число семей и принадлежащих им в собственность участков оставалось неизменным. Закон же этот мог быть исполним только в таком случае, если семьи не имели права продавать своих земельных участков, ни даже делить их между своими членами. Закон Солона, явившийся позднее закона Фидона Коринфского на семь или восемь поколений, не запрещает более продавать свою собственность, но продавший подвергался тяжкому наказанию: он лишался прав гражданина. Наконец, Аристотель говорит вообще, что во многих городах древние законы запрещали продажу земли.

Мы не должны удивляться подобным законам. Постройте право собственности на праве труда, и человек будет властен отказаться от нее; постройте ее на основе религии, и он не сможет более этого сделать; связь более сильная, чем его воля, будет соединять его в последнем случае с землей. К тому же поле, где находится могила, где живут священные предки и где семья должна совершать вечно обряды своего культа, не является собственностью одного только человека, это собственность целой семьи. Право собственности на землю устанавливает не отдельное, живущее в данное время лицо, а домашний бог. Отдельное лицо имеет ее как бы на хранении; она принадлежит тем, кто уже умер, и тем, кто еще должен родиться; она составляет одно целое с семьей и не может быть от нее отделена. Отделить одно от другого — это значит нарушить культ и оскорбить религию. У индусов, у которых право собственности было основано тоже на культе, собственность была неотчуждаема.

Римские законы нам известны лишь со времени Двенадцати Таблиц; ясно, что в эту эпоху продажа земли уже разрешалась. Но есть основание думать, что в первые времена после основания Рима и до основания Рима в Италии земля была точно так же неотчуждаема, как и в Греции. Хотя не осталось никаких свидетельств об этом древнем законе, но можно все-таки различить те смягчающие постановления, которые внесены были в него мало-помалу. Закон Двенадцати Таблиц, оставляя за могилой характер неотчуждаемости, освободил от этого правила поле. Позже было разрешено делить собственность при наличности нескольких братьев, но под тем лишь условием, чтобы были совершены новые религиозные церемонии; одна только религия могла разделить то, что она уже признала навсегда неделимым. Наконец, было разрешено продавать и владения, но для этого требовалось исполнение известных религиозных правил. Такая продажа могла совершиться лишь в присутствии НЬпреш'а (весовщика) с соблюдением всех символических обрядов манципации («рукобитие»). Нечто подобное мы видим и в Греции: продажа дома или участка земли сопровождалась принесением жертвы богам. Всякий переход недвижимой собственности из одних рук в другие требовал, как кажется, религиозного освящения такого акта.

Если человек не имел права или мог лишь с большим трудом отказаться от владения землею, то тем с большим основанием его нельзя было лишить этой земли помимо его воли. Экспроприация в видах общественной пользы была неизвестна древним. Конфискация допускалась только в случае приговора об изгнании, т. е. когда человек, лишенный звания гражданина, не мог более осуществлять свои права на землю в пределах изгнавшего его государства. Лишение собственности за долги точно также никогда не встречается в праве древних государств. Закон Двенадцати Таблиц безусловно не щадит должника, но он все же не допускает конфискации его собственности в пользу кредитора. Человек отвечал за свои долги лично, но не его земля, потому что земля неотделима от семьи. Легче взять человека в рабство, чем отнять у него право собственности, принадлежащее более семье, чем ему лично. Должник отдавался в руки заимодавца; земля тоже некоторым образом следовала за ним в рабство. Господин, употреблявший в свою пользу физические силы человека, ставшего его рабом, пользовался в то же время и продуктами его земли, но он все же не делался собственником этой земли. Так высоко и неприкосновенно было право собственности.



biofile.ru

Глава 1. Отношение к собственности в свете исторической диалектики

Собственность как экономическое отношение формируется еще на заре становления человеческого общества.

    1. 1.1 Эволюция отношений собственности

Для первобытных форм собственности характерно то, что права собственности еще не сформировались и, соответственно, не было институтов и механизмов их распределения и перераспределения. Следовательно, и не было условий для образования экономической власти и экономической зависимости. Равные права на условия жизни, труд и результат были отличительной особенностью первобытного присвоения.

На монополизации различных объектов собственности держатся все важнейшие формы внеэкономического и экономического принуждения к труду. Так, при античном способе производства внеэкономическое принуждение было основано на праве собственности на раба – непосредственного производителя; в условиях азиатского способа производства – на праве собственности на землю; в период феодализма – на праве собственности на личность и землю одновременно. Экономическое принуждение к труду исходит из собственности на условия производства или из собственности на капитал.

Освобождение от личной зависимости привело, с одной стороны, к юридическому равноправию всех граждан, а с другой стороны, к новому типу отношений: экономической власти одних и экономической зависимости других. Если исходить из принятой классификации по формационному критерию, то этими свойствами обладает капиталистическая система. При равном распределении гражданских прав здесь происходит неравное распределение и концентрация прав собственности,

Опыт строительства социализма был попыткой уравнять людей не только в правах и свободах, но и в правах собственности на условия и результаты производства.

Имеются промежуточные формы собственности, которые предполагают перераспределение прав собственности с целью ограничения экономической власти одних и освобождения от экономической зависимости других. Примером может служить участие работников в управлении, распределении дохода, контроле и др.

В развитой системе экономических отношений собственность отражает самые глубинные связи и взаимозависимости, сущность экономического бытия.

Собственность как объективное отношение, пронизывающее все общественное устройство, издавна привлекала мыслителей. Представители разных цивилизаций излагали свои взгляды на природу собственности и ее роль в развитии общества.

    1. 1.2 Отношение к собственности в Древнем Риме и Древней Греции

Платон на основе идеалов древнегреческого мира создал учение об идеальном государстве, в котором все граждане совместно владеют условиями производства. Доказательства превосходства общей собственности построены им на основе учения о нравственности. Нравственность есть осознание единства, сущности и духовности, она сама по себе всеобща: действовать в духе единения – нравственно. Частная собственность ставит интерес личности выше общего интереса, каждый хочет владеть собственностью только для себя. Поэтому частная собственность безнравственна. Лишь одному слою граждан не позволяет философ владеть собственностью – политикам.

Цивилизация Древнего Рима имела иные идеалы. Здесь впервые личность выделилась из своей общности, стало преодолеваться чувство рода, препятствующее развитию индивидуальности. В основе стоицизма заложена идея личности и индивидуальной ответственности. Предпочтение отдавали уже частной собственности.

Идеалы Рима получили развитие в романо-германской цивилизации. Реформация вызвала в Западном мире изменение нравственных ценностей в отношении к жизни, природе и мирозданию. Под влиянием протестантской этики, настроенной на эгоистический индивидуализм личности, возникли представление о человеке экономическом, теория гражданского общества и классового государства, учение о частной собственности как естественном праве, а понятие «свобода личности» сведено к понятию «человек, владеющий собственностью».

studfiles.net

ДИНАМИКА ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Аннотация. В статье представлена часть истории Древней Греции, её территория, периоды становления античного государства, трактовка собственности древними греками. Описывается, в чьих владениях находились отдельные категории земель, отношения и сделки между гражданами полиса. Кроме того, в статье даётся описание форм собственности в Древней Греции, говорится о реформах древнегреческих деятелей, а также принятых законах Солона и Ликурга.

Ключевые слова: государственная собственность, частная собственность, частное право, полис, имущественные отношения, имущественное равенство, пeнтaкoсиoмeдимны, зeвгиты, фeты, eвпaтриды.

 

Дрeвняя Грeция - античная греческая цивилизация на юго-востоке Европы, наивысший расцвет которой пришeлся на V—IV вв. до н. э. — период, получивший в её истории название классического. В основе культуры Древней Греции лежат истоки современной европейской цивилизации. С центром на территории Балканского полуострова, островах Эгeйского мoря и западном побережье Малой Азии, в ходе колонизации она распространилась до Южной Италии, на острове Сицилия и в Причерноморье. История Древней Греции рассматривается в хронологических рамках с III тысячелетия до н. э. до I века до н.э. в то время, когда эллинистические государства уже успели потерять самостоятельность и войти в состав Древнего Рима. Сами греки и в настоящее время называют свою страну Элладoй, а себя эллинaми.

Древние греки расценивали собственность как хозяйственное отношение, которое состояло из нескольких основных элементов, и как правовое отношение, где собственность и её элементы закрепляются законодательно. Собственность в Древней Греции рассматривалась как право владения, пользования и распоряжения имуществом, также были выделены и зафиксированы основные элементы собственности: «владение», «пользование» и «распоряжение».

Формы собственности в Древней Греции:

1) государственная собственность – совместная (общинная) собственность свободных граждан;

2) частная собственность на земли и рабов крупных владельцев. Частная собственность отличается от современной индивидуальной собственности разделением правомочий в разных субъектах полиса. То есть трудятся наемные работники, а распоряжаются доходом и имуществом – собственники. Хозяйствующий гражданин полиса был обязан обходительно относиться к своей собственности, в частности к земле. Земля и труд на ней рассматривались, как наиважнейший источник благосостояния и достойной жизни. В античном обществе сохранялись рецидивы (остатки) архаической психологии, основанной на отношении к земле, как к сакральному, неприкасаемому объекту. Потому и труд на земле рассматривался, как дело чести античного гражданина, а не средство обогащения.

Частное право регулировало права собственности и владения, семейное и наследственное право, а также обязательства, которые вытекали из договоров.

Недвижимым имуществом считались земли:

  • государственные
  • храмовые
  • частные
  • общинные

Движимым имуществом было принято считать:

  • рабы
  • рабочий скот
  • инвентарь

Чaсть кaтeгoрий зeмeль, нaхoдились в oбщeствeннoм влaдeнии пoлиca или eгo пoдрaздeлeний (фил, фрaтрий, дeмoв и т. д.). Однако, только граждане пoлисa имели право на участок земли в пределах полисной территории. В античности присутствовало совпадение территорий полиса с землей, что принадлежала гражданам. Жители относились к этой частной собственности, как к своему членству в общине. Никто, кроме граждан, не имел права на земельный участок, не говоря уже о приобретении дома для жилья, и должен был снимать жилище в аренду. Во всех сделках, связанных с землей, публичность оставалась непреложным, то есть обязательным условием.

Пoлис имел право на утверждение земельного максимума, также осуществлял надзор и над наследованием, в частности определял категории наследников, степень их прав на оставшийся участок земли и наконец, сам становился наследником при отсутствии строго оговоренных категорий наследников.

Существовали и имущественные отношения, составной частью которых являлись обязательства, которые возникали либо из договора, либо из дeликтa (неправомерное поведение, частный или гражданско-правовой проступок). Лишенное формализма, основанное на взаимном соглашении сторон, договорное правоотношение считалось правовой формой выражения товарно-денежных отношений. Сделки заключались в устной или письменной форме, а неисполнение обязательства не влекло за собой личную ответственность должника, связанную с caмoзaклaдoм и дoлгoвoй кaбaлoй.

Иногда государство само держало в своих руках часть собственности, не распределенной среди граждан. Оно получало с нее доход, который шел на нужды всего гражданского населения. В Афинах государственной собственностью являлись серебряные рудники Лaвриoнa. Государственная собственность могла сдаваться в аренду исключительно гражданам полиса. По мнению греков, всё население древневосточных государств находилось в расположении рабов.

В историю Дрeвнeй Грeции внёс огромный вклад Ликург Cпaртaнcкий, который являлся дрeвнecпaртaнcким законодателем, которому приписывают политическое устройство. Самое смелое преобразование Ликурга – передел земли. Поскольку в те времена господствовало страшное неравенство, Ликург, желая уничтожить роскошь и недуги государства и установить имущественное равенство, уговаривает спартанцев объединить все земли, а затем поделить их заново и установив, хранить имущественное равенство. Затем он взялся за раздел и движимого имущества, в том числе, чтобы до конца уничтожить всякое неравенство, но, понимая, что открытое изъятие собственности вызовет большое недовольство, он преодолел это косвенными средствами, оставив в обращении только железную монету. Так исчезли преступления и наступило имущественное равенство.

Спартанская знать пошла на большие жертвы, но нельзя считать реформы Ликурга aнтиaриcтoкрaтичecкими, как считают некоторые историки. В любом случае Ликургcкий передел земли в большей мере касался именно родовой знати и включенных в её состав дружинников. И из числа полноправных граждан был полностью исключен торгово-ремесленный слой.

Позже, спустя почти 200 лет, уже во времена Солона, когда он только начинал заниматься государственными делами и составлял законы, было достаточно много раздоров, и бедняки, видевшие, что Солон – единственный человек, который не соучаствует в преступлениях богатых, и при этом не угнетен нуждою, - начали его просить, чтобы он взял под свой контроль управление государственными делами и положил конец раздорам. Тогда, пытаясь угодить и богатым, и бедным и желая оставить все высшие должности за богатыми, как и раньше, а к прочим должностям допустить простой народ (в которых он раньше не участвовал), Солон вводит оценку имущества граждан. На первое место он поставил «пeнтaкocиoмeдимнaми» (они производили около пятисот мер продуктов), на второе тех, кто мог содержать лошадь или производить триста мер продуктов, их он назвал «принадлежащими к всадникам», а на третье он поставил «зeвгитoв» - они имели двести мер сухих и жидких продуктов вместе. Остальных он назвал «фeтaми». Фетам не было дозволено исполнять никакой должности, и потому они управляли только тем, что могли присутствовать на народных собраниях и быть судьями.

Таким образом, в VIII веке до н.э. мы видим Грецию, где в ряде полисов преобладающее положение занимает аристократия, экономической базой которой было земледелие, основанное на эксплуатации фeтoв, полусвободных aрeндaтoрoв и должников.

Относительно части становления античного рабовладельческого пoлиca можно сказать, что оно происходило в течение ряда веков, которые подразделяют на гомеровский и архаический периоды. Анализируя элeгии Солона, советский филолог-классик А. И. Доватур пришел к выводу, что долги стали основной причиной превращения свободных землевладельцев в зависимых людей, а затем и в рабов-должников.

В истории Афин особенно ярко выступает роль социально-политической борьбы, приведшей к победе демоса (свободных граждан, имеющих гражданские права, но не принадлежавшие аристократии) над аристократией. Из всех требований, что были выдвинуты демосом в ходе революции, землевладельческая власть могла с наименьшим ущербом для себя лишь удовлетворить требование кодификации «обычного» права. Так eвпaтриды (эвпaтриды) (полноправные граждане) сделали первую уступку.

Кроме того, существовал закон об охране собственности, который, если верить Плутарху, карал смертью даже за самую мелкую кражу (например, овощей из огорода, плодов из сада). Данная часть кодекса Дрaкoнтa охраняла институт частной собственности. В защиту которой было направлено и наказание за убийства раба: «Убийство раба ведет к тем же преследованиям, что и убийство свободного человека».

Основываясь на вышеизложенном, мы можем видеть, что в Древней Греции, несмотря на определённые устои, Солон ввёл оценку имущества граждан и разделил их на определённые сословия, что, собственно, и позволило навести порядок в имущественных отношениях.

Таким образом, мы можем видеть, что динамика форм собственности в Древней Греции стала определяться жизнью и состоянием людей, имеющих статус гражданина внутри полиса.

 

Список литературы:

  1. Античная форма собственности http://helpiks.org/1-120253.html
  2. Древняя Греция http://taboo.su/istoriya/tajny-drevnikh-tsivilizatsij/252-drevnyaya-gret...
  3. Древняя Греция http://srednyvek.ru/greciya
  4. История древней Греции http://www.historie.ru/civilizacii/козаки%20чумаки/76-istoriya-drevney-grecii.html
  5. Имущественные отношения в Древней Греции http://book-science.ru/humanities/legalhistory/imushchestvennye-otnoshen...
  6. Плутарх «Сравнительные жизнеописания. Ликург.»
  7. Плутарх «Сравнительные жизнеописания. Солон.»
  8. И. А. Шишова «Раннее законодательство и становление рабства в Античной Греции»

sibac.info

Имущественные отношения в Древней Греции

Институт вещного права не получил достаточного развития. Вещи относились к коллективной (государственной) или индивидуальной собственности частных лиц. Частная собственность рассматривалась производной от государственной. Крупные собственники облагались различными повинностями в пользу государства (так называемые литургии, конфискации, ограничения в роскоши). Наряду с собственностью существовало и владение вещью, которое могло быть отменено собственником. Деление вещей на движимые и недвижимые, видимые и невидимые имело свои особенности. Важнейшими объектами частной собственности являлись: земля, рабы, рудники, верфи, ремесленные мастерские, скот и т.п. В Спарте длительный период времени сохраняется общинная собственность на землю, но имущественное неравенство присутствует, прежде всего, за счет земель периэков. Нарушения права собственности устранялись подачей соответствующего иска в суд.

Составной частью имущественных отношений являлись обязательства, которые возникали либо из договора, либо из деликта. Лишенное формализма, основанное на взаимном соглашении сторон договорное правоотношение являлось правовой формой выражения товарно-денежных отношений. Сделки заключались в устной или письменной форме. В зависимости от содержания сделки письменное обязательство подписывалось в одностороннем (договор займа) или в двухстороннем (договор купли-продажи) порядке. Никаких формальностей при заключении соглашения не требовалось. Устные сделки тем более были лишены каких-либо формальностей, продаваемое имущество переходило от продавца к покупателю посредством традиции. Неисполнение обязательства не влекло за собой личную ответственность должника, связанную с самозакладом и долговой кабалой. В Древней Греции издавна известны средства обеспечения обязательств: задаток, поручительство третьих лиц и залог. Сумма задатка являлась частью предстоящего платежа и условием подтверждения совершенной сделки. Отказ от исполнения сделки имел отрицательные последствия для сторон: покупатель терял задаток, а продавец уплачивал его двойную стоимость. Поручительство третьих лиц служило дополнительной гарантией исполнения обязательства. Развитие залогового права на движимое имущество и недвижимость имело широкое распространение в связи с развитием ростовщичества. Движимое имущество передавалось кредитору и служило средством возмещения долга при неоплатности должника. Греческому праву известен и залог земли (ипотека) в качестве обеспечения кредита. Заложенная земля оставалась в пользовании должника, но он не имел права ее продать. В случае неуплаты долга в срок залог переходил в собственность кредитора. Иногда средством обеспечения обязательств служили штрафы, но к ним прибегали при заключении договоров, не имеющих большого хозяйственного значения.

Наряду с договорами купли-продажи и займа большое распространение имел договор найма. Предметом договора являлось движимое и недвижимое имущество. С формально-юридической точки зрения в греческом законодательстве наем был объединен с арендой. Существовали три вида найма: имущественный наем, личный наем и договор подряда. При имущественном найме наймодатель предоставлял нанимателю имущество – землю, дома, корабли, мастерские с оборудованием и рабами, скот – для временного пользования за определенную плату. Гарантируя при этом нанимателя от всякой эвикции вещи. При найме кораблей устанавливалось, что для снятия судна с мели выбрасывается часть груза, убытки распределяются между судо- и грузовладельцем пропорционально стоимости судна и груза. Наем имущества, приносящего плоды или доход, именовался арендой. Договор аренды (в том числе аренда земли) заключали, как правило, на длительный срок (т.н. срочная аренда). Личный наем заключался в том случае, когда свободный человек обязывался выполнить какой-либо вид работы за определенное вознаграждение. Наемный труд (трудовой договор) лично свободных граждан существовал в Греции с начальной стадии развития классовых отношений. Это в основном были сезонные работники, не владевшие средствами производства и землей. Главным образом они использовались в ремесленном производстве, нанимаясь на длительный срок в мастерские, а также служили гребцами на кораблях, грузчиками в портах. При достижении соглашения сторон заключался договор подряда. Подряд означает такую работу, которую греки обозначают термином «законченный труд». Какой-либо фиксированной платы за наем не существовало, поскольку она зависела от размеров, состояния и различных качеств нанимаемого имущества. Непременным условием договора найма была обязанность нанимателя вернуть вещь в исправном состоянии по окончании срока найма. При выдвижении притязаний на получение платы по одному из видов договоров найма полагалось заручиться поручительством. В случае неуплаты или нарушения взятых обязательств виновный был обязан выплатить оговоренный в договоре штраф. С развитием товарно-денежных отношений в Греции получили широкое распространение договоры ссуды, поручения, хранения вещей и др.

Обязательства из деликтов возникали при нанесении ущерба имуществу. Ущерб, нанесенный имуществу сознательно, возмещался в двойном размере. Вред, причиненный личности (оскорбление, побои, насилие), служил основанием ответственности за преступление.

magref.ru

Право собственности в Древней Греции и Риме — реферат

Право собственности в Древней Греции и Риме

 

Право собственности является тем древним  институтом, о котором мы не должны судить на основании современных  представлений. Древние основывали право собственности на началах, чуждых современным понятиям, и результатом этого является тот факт, что законы, которыми ограждалась собственность, весьма чувствительно разнятся от наших.

Известно, что существуют племена, которые так и не дошли  до установления у себя частной собственности; другие достигли этого лишь после  долгих и тяжких усилий. В самом деле, в только что нарождающемся обществе является задачей далеко не легкой определить, имеет ли право отдельное лицо присвоить себе часть земли и установить между собою и этим участком такую тесную связь, чтобы он мог сказать: эта земля моя, эта земля есть как часть меня. Татары понимают право собственности, когда дело идет о стадах, и не постигают его более, когда дело касается земли. У древних германцев, по свидетельству некоторых писателей, земля не принадлежала никому. Каждый год племя назначало каждому из своих членов участок для обработки, а на следующий год участки менялись. Германцы были собственниками жатвы, но не земли. Так обстоит дело еще и теперь у части семитических племен и у некоторых славянских народов.

Что касается народов Греции и Италии, то у них, наоборот, принцип частной собственности знали и проводили уже с самых древнейших времен. Не осталось ни одного исторического воспоминания о той эпохе, когда земля являлась общей собственностью; и ничего похожего на ежегодное деление полей, известное нам у германцев, мы здесь не находим. Но зато мы здесь встречаем одно весьма замечательное явление. В то время как племена, не дающие своим членам права личной собственности на землю, давали им это право по крайней мере на плоды их трудов, т. е. на жатву, у греков было наоборот; в некоторых городах граждане были обязаны складывать вместе все собранное с полей или большую часть собранного, и запасы эти должны были потреблять сообща. Отдельное лицо не было полным, абсолютным хозяином собранного им хлеба, но в то же время, по странному противоречию, оно имело право полной собственности на землю. Земля принадлежала ему более, чем жатва. У греков, как кажется, право собственности развивалось путем совершенно противоположным тому, который представляется естественным. Оно не было приложено сначала к жатве, а потом уже к почве; порядок тут был обратный.

Три учреждения находим  мы основанными и прочно установленными уже в самые древнейшие времена  среди греческих и италийских обществ: домашняя религия, семья и право собственности; эти три учреждения уже при самом своем возникновении стояли в явной взаимной связи и, казалось, были неотделимы друг от друга.

Идея о праве  частной собственности заключалась  уже в самой религии. У каждой семьи был свой очаг и свои предки. Этим богам могла поклоняться только данная семья, ей только они покровительствовали, они были ее собственностью.

И вот между этими-то богами и землей люди древних времен усматривали таинственное соотношение. Возьмем прежде всего очаг: этот алтарь являлся символом оседлой жизни; самое его название указывает на то. Он должен быть поставлен на земле и, раз поставленный, он не мог более менять своего места. Бог семьи желает иметь постоянное жилище. Физически — трудно было перенести камень, на котором светило божество, с точки зрения религиозной это было еще труднее; человеку дозволялось сдвинуть его только в том случае, если его принуждала к тому крайняя необходимость: если его изгонял враг или земля, на которой он жил, не могла его пропитать. Устанавливался очаг с той мыслью и надеждой, что он будет вечно стоять на том же самом месте. Божество водворялось здесь не на один день и даже не на время целой человеческой жизни, но на все время, пока будет существовать семья и пока останется в живых хоть кто-нибудь из ее членов, чтобы поддерживать его пламя жертвами. Таким образом, очаг становился обладателем земли, он обращает эту часть земли в свою, она становится его собственностью.

И семья, которая  по долгу и по законам религии  группировалась всегда кругом своего алтаря, прикрепляется прочно к земле, как и самый алтарь. Идея о постоянном месте пребывания возникает совершенно естественно, сама собой. Семья связана с очагом, очаг с землей; отсюда вытекает тесная связь между известной частью земли и семьей. Здесь должно быть ее постоянное жилище, и у нее не должно быть даже мысли о том, чтобы покинуть его, разве, что к этому ее принудит непреоборимая сила. Семья, как и очаг, всегда будет занимать это место, оно ей принадлежит, оно — ее собственность, собственность не одного отдельного человека, но целой семьи, различные члены которой, один за другим, должны здесь родиться и умереть.

Проследим идеи древних. Два очага представляли собою два различных божества, которые никогда не могут ни соединиться, ни смешаться; это настолько верно, что даже брак между двумя семьями не устанавливает связи между их богами. Очаг должен быть изолированным, т. е. совершенно отделенным от всего, что не он. Посторонний не должен приближаться к нему в то время, когда совершаются священные обряды культа, не должен даже глядеть на него; потому и боги эти назывались богами сокровенными, цидоог, или богами внутренними, Penates. Для точного исполнения этого религиозного правила нужно было, чтобы кругом очага на известном расстоянии существовала ограда, безразлично будет ли то простая изгородь, деревянный забор или каменная стена. Какова бы она ни была, она указывала границу, отделяющую область одного очага от области другого. Эта ограда почиталась священной. Переступить через нее было нечестием. Сам бог блюдет ее и охраняет, оттого и богу этому присвоен эпитет ёρκεёος (оградный). Эта ограда, проведенная и охраняемая религией, является вернейшим символом, самым неоспоримым знаком права собственности.

Перенесемся в первобытные времена арийской расы. Священная ограда, которую греки называлиёρκος и латины herctum, заключала в себе довольно обширное пространство, где находился дом семьи, ее стада, небольшое поле, которое она обрабатывала. Посредине возвышался очаг-покровитель. Перейдем к следующим позднейшим векам: народы, распространяясь, дошли до Греции и Италии и стали строить себе там города; дома стали ближе друг к другу, но тем не менее они не смежны; священная ограда еще существует, но в минимальных размерах; она является теперь в виде небольшой стены, канавы, борозды или просто полосы земли в несколько футов шириной. Во всяком случае соседние дома не должны соприкасаться между собою, смежность считалась невозможной, одна и та же стена не могла быть общей для двух домов, так как в таком случае исчезла бы священная ограда домашних богов. В Риме закон определял два с половиною фута свободного пространства, которое должно было разделять два дома; это пространство посвящалось «оградному божеству».

Следствием  этих религиозных постановлений явилось то, что у древних не могла никогда установиться общинная жизнь. Фаланстеры были совершенно неизвестны древнему миру; даже сам Пифагор не смог установить учреждений, против которых шла домашняя религия людей. Ни в какую эпоху исторической жизни древних мы не находим у них ничего похожего на то общинное владение в деревнях, которое было вообще распространено во Франции в двенадцатом веке. Так как каждая семья имела своих богов и свой культ, то она должна была иметь и свой особый участок земли, свое изолированное владение, свою собственность.

Греки говорили, что  очаг научил людей строить дома. Действительно, у человека, прикрепленного религией к одному месту, которое  он считал своим долгом никогда не покидать, должна была очень скоро  явиться мысль возвести на этом месте прочное строение. Палатка удобна для араба, для татарина — кибитка, но для семьи, у которой есть домашний очаг, требуется постоянное жилище. За хижиной, построенной из глины или дерева, скоро последовали дома из камня. Строилось в расчете не на одну человеческую жизнь, строилось для семьи, поколения которой должны были сменить друг друга в том же самом жилище.

Дом помещался всегда внутри священной ограды. У греков четырехугольное пространство, находившееся внутри ограды, делилось на две части: первая часть была — двор, дом занимал вторую часть. Очаг помещался посреди огороженного места и находился, таким образом, в глубине двора и близ входа в дом. В Риме расположение было иное, но принцип оставался тот же. Очаг помещался в середине огороженного места, но строения воздвигались кругом него с четырех сторон, заключая его, таким образом, внутри маленького двора.

Мысль, внушившая  эту систему постройки, видна  совершенно ясно: стены возвышались  кругом очага, чтобы отделить его  от внешнего мира, защитить, и вполне можно сказать, как говорили греки, что религия научила строить дома. Госпожой и собственницей этого дома была семья, домашнее божество обеспечивало ей ее права. Дом освящался постоянным пребыванием богов, он был храмом, хранящим их. «Что есть более священного, — говорил Цицерон, — чем жилище каждого человека? Там находится алтарь, там горит священный огонь, там святыни и религия». Проникнуть в дом с дурным намереньем было святотатством. Домашний кров был неприкосновенен. По римскому поверию домашний бог отгонял вора и отстранял врага.

Перейдем к другим предметам культа, к могилам, и  мы увидим, что с ними соединялись  те же самые идеи. Могила имела великое  значение в религии древних, потому что, с одной стороны, был обязателен культ предков, а с другой — главные обряды этого культа должны были совершаться на том самом месте, где покоились предки. И у каждой семьи было общее место погребения, семейная могила, куда один за другим сходили по очереди на покой ее члены. Для семейной могилы, как и для очага, был один и тот же закон: не разрешалось соединять членов двух различных семей в одной могиле, как нельзя было соединять два различные очага в одном доме. Считалось одинаковым нечестием похоронить умершего вне его семейной могилы или же опустить в эту могилу труп постороннего человека. Домашняя религия и при жизни и после смерти отделяла каждую семью от всех прочих и строго устраняла всякое подобие общности. Подобно тому, как дома не должны быть смежными между собой, точно также и могилы не должны соприкасаться, и у каждой из них, как и у дома, было нечто вроде отделяющей ее ограды.

Насколько ясно выражается во всем этом характер частной собственности! Мертвые — это боги, которые  принадлежат как собственность  семье, и она одна имеет право  им молиться. Эти мертвецы взяли в свое владение землю, они живут под маленькой насыпью, и никто, если только он не член их же семьи, не может и помышлять о том, чтобы сообщаться с ними. Притом никто также не имеет права лишить их земли, которую они занимают: могилу у древних нельзя было никогда ни разрушить, ни перенести; это воспрещалось самыми строгими законами. И вот уже часть земли становится во имя религии предметом постоянной собственности каждой семьи. Семья присвоила себе эту землю, погребая на ней своих мертвецов; она навсегда основала здесь свое пребывание. Живой отпрыск этой семьи может сказать вполне законно: эта земля — моя. Она настолько принадлежала ему, что была от него неотделима, он не имел права отказаться от нее. Земля, на которой покоятся мертвые, неотъемлема и неотчуждаема. Римский закон требует, чтобы в том случае, когда семья продает поле, на котором находится могила, она все-таки оставалась собственницей этой могилы и имела бы право на вечные времена проходить через это поле, чтобы совершать обряды своего культа.

По  древнему обычаю мертвые не погребались  ни на кладбище, ни вблизи дорог, а на поле каждой семьи. Этот древний обычай засвидетельствован законом Солона и несколькими отрывками из Плутарха. Из одной защитительной речи Демосфена видно, что еще в его время всякая семья хоронила своих мертвецов на своем поле; и при покупке владений в Аттике там находили могилы прежних владельцев. То же самое обыкновение засвидетельствовано относительно Италии законами Двенадцати таблиц трудами двух юристов и, наконец, следующей фразой Сикула Флакка: «В древности существовало два способа помещать могилу: одни помещали ее на краю поля, другие посредине». Понятно, что в силу этого обычая идея собственности легко распространилась от маленького холма, под которым покоились мертвые, на все поле, которое окружало этот холм. В книге Катона Старшего можно прочесть молитву италийского земледельца, в которой он просит манов блюсти его поле, охранять его от воров и послать хорошую жатву. Таким образом, души умерших простирали свое покровительство и вместе с тем право собственности до пределов владения; благодаря им семья стала единственною госпожою поля. Погребение установило неразрывную связь семьи с землею — т. е. собственность.

В большинстве  первобытных обществ религия  основывает право собственности. В  Библии Господь говорит Аврааму: «Аз есмь Бог, изведый тя от страны Халдейския, яко дати тебе землю сию наследовати», а затем Моисею: «Я введу вас в землю, на нюже прострох руку мою, дати Аврааму, Исааку и Иакову; и дам ю вам в наследие». Таким образом, Господь, первоначальный обладатель по праву творения, передает человеку право собственности на часть земли. Нечто аналогичное было и у древних греко-италийских народов. Только не религия устанавливает это право может быть потому, что в те времена ее еще не существовало. Боги, даровавшие каждой семье право на землю, были богами домашними, это — очаг и маны. Первобытная религия, царившая в душах людей, установила у них также и право собственности.

Ясно, что частная собственность была тем учреждением, без которого не могла обойтись домашняя религия. Эта религия требовала изолированности жилища и изолированности могилы; следовательно, общинная жизнь была невозможна. Та же религия повелевала, чтобы очаг был навсегда прикреплен к земле, чтобы могила не могла быть ни разрушена, ни перемещена. Устраните недвижимую собственность, и очаг будет переноситься с места на место, семьи перемешаются между собой, мертвые будут заброшены и лишены культа. Непоколебимый очаг и постоянное место погребения — вот те начала, в силу которых семья стала собственницей земли. Земля была как бы пропитана и проникнута религией очага и предков. Таким путем древний человек был освобожден от разрешения слишком трудных задач. Без спора, без труда, без тени колебания он сразу подошел в силу одних только своих религиозных верований к понятию о праве собственности, о том праве, которое является источником всякой цивилизации, потому что в силу его заботится человек об улучшении земли и сам становится лучше.

referat911.ru

Античная форма собственности.

 

Античная форма собственности.

В период возникновения античного общества каждый гражданин располагал земельным участком, на который государство обеспечивало ему право собственности. Он мог продать, подарить, завещать свою землю, но только в пределах своего гражданского коллектива, только своим согражданам. Гражданский коллектив в целом как бы осуществлял верховный контроль за собственностью своих сограждан. Поэтому античная форма частной собственности имела своего рода двуединый характер: собственником средств производства выступал отдельный гражданин и в то же время гражданский коллектив в целом. Последний осуществлял свое право собственности чаще всего в форме верховного контроля за ее распределением, пользованием и охраной.

Но иногда государство само держало в своих руках часть собственности, не распределенной среди граждан, и получало с нее доход, шедший на нужды всего гражданского коллектива. Такой государственной собственностью в Риме был ager publicus (общественное поле), в состав которого вошла земля в завоеванных римлянами странах (провинциях). В Афинах государственной собственностью были серебряные рудники Лавриона. Государственная собственность могла сдаваться в аренду, но только гражданам.

В случае наличия государственного фонда земли он служил резервом для наделения участками вновь образовавшихся семей граждан. На этой основе граждане могли требовать от государства земли, и государство обычно адекватно реагировало, поскольку само государство представляло собой объединение тех же граждан. Этими требованиями, периодически возобновлявшимися, было стимулировано завоевание римлянами Италии. Греческие полисы, имевшие мало плодородной земли, искали ее для своих граждан по всему Средиземноморью, основывая колонии. Великая греческая колонизация VIII-VI вв. до н.э., раздвинувшая границы эллинской полисной цивилизации, была стимулирована именно этой потребностью в земле. Лишь спартанцы нашли ее неподалеку от Лаконики, завоевав соседнюю Мессению. В древней Спарте в состав государственного фонда была включена вся земля. Граждане-спартиаты получали равные участки-клеры, которые они не могли отчуждать. Государство же обеспечивало спартиатам и рабочую силу на их клерах в виде рабов-илотов. Поэтому спартиаты, единственные из всех эллинов, были освобождены (отчуждены) от трудового процесса, посвящая свой досуг общественным и военным занятиям. 

 

 

gumanitarist.narod.ru