Культура древнего индия. 18. Ведическая культура Древней Индии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура Древней Индии (стр. 2 из 2). Культура древнего индия


Культура Древней Индии – кратко о развитии (10 класс, история)

Одной из самых уникальных и самобытных восточных цивилизаций является индийская. Еще в глубокой древности Индия прославилась как «страна мудрецов», и благодаря этому древнему царству культура всего человечества смогла обогатиться многими ценными знаниями, изобретениями и направлениями в искусстве. Культура Древней Индии настолько необычна и оригинальна, что до сих пор является источником вдохновения и восхищения.

Развитие культуры Древней Индии

С самого начала своего становления древнеиндийская культура находилась в тесном контакте не только со многими странами Востока, но и с античным миром. Культура Древней Индии представляет собой причудливую смесь традиций, обычаев и жизненных устоев многих народов и племен, которые в разное время проживали на территории Индии.

Для древнеиндийской культуры характерны следующие особенности:

  • Богатство и многообразие религиозно-философских учений. Древнюю Индию часто называли страной тысячи религий, поскольку именно здесь зародились многие религиозные и философские практики.
  • Обращенность к Вселенной, поиск тайны мироздания. Вся культура Древней Индии устремлена к слиянию с космосом, с высшим разумом.
  • Погружение в глубины человеческой души. Данная особенность может противоречить предыдущей, но только на первый взгляд. Индусы отождествляли человеческую душу с бескрайними просторами Вселенной, в которых можно было отыскать истину. Наиболее ярким примером тому служит философия йоги.
  • Музыкальность и танцевальность – характерная черта культуры Древней Индии.
  • Почитание любви, которую индусы никогда не отождествляли с грехом.

Индийский йог

Рис. 1. Индийский йог.

Историю развития древнеиндийской культуры делят на два важных периода. Первый период принадлежит хараппской цивилизации, сформированной в долине реки Инд и достигшей высокого уровня развития. Крупные города того периода имели удобную планировку и водосточную систему. Здесь впервые в мире развилось ткацкое мастерство, ювелирное искусство, гончарное дело. Особую ценность представляет хараппская письменность, тайна которой до сих пор так и не разгадана.

Второй период – арийский – связан с приходом и дальнейшим расселением арийских племен в долинах реки Ганг и Инд. Будучи кочевниками, арии смешались местными оседлым населением, привнеся в индийскую культуру новые веяния.

Наиболее ярким достижением ариев стали Веды – сборник религиозных текстов, включающих в себя песнопения, гимны и магические формулы. Веды стали важнейшим источником информации об истории, взглядах и верованиях древних индусов.

Веды

Рис. 2. Веды.

Достижения культуры Древней Индии

Достижения и изобретения Древней Индии имеют такое большое значение, что успешно используются и по сей день.

  • Среди наук особое развитие получила математика. Индийскими учеными были изобретены десятичные системы исчисления, цифра ноль, правила извлечения квадратных и кубических корней, решения линейных, квадратных и неопределенных уравнений, рассчитано с большой точностью число «пи».
  • Без телескопов и прочих приборов индийские астрономы могли определять фазы Луны, они определили, что Земля вращается вокруг своей оси. Сутки были поделены на часы.
  • Аюрведа – медицинские познания, направленные на лечение организма путем его очищения различными растительными препаратами.
  • В Индии зародилась письменность, однако многие древние языки так и не расшифрованы до сих пор. Самым популярным языком стал санскрит, на котором писали свои труды философы, жрецы и ученые.

Санскрит – это язык учености. Для брахманов он является таким же языком, как и для западного научного мира – латынь. Корни санскрита прослеживаются во всех европейских и славянских языках. Например, русский глагол «ведать» происходить от индийского слова «веда», которое переводится как знание.

  • Йога – физические и духовные практики, благодаря которым совершенствуется тело и разум человека.
  • Шахматы – игра, призванная тренировать ум и развивать стратегические способности игроков. Она способна синхронизировать работу обоих полушарий мозга, гармонично развивая его.

Древнеиндийский шахматы

Рис. 3. Древнеиндийский шахматы.

Что мы узнали?

При изучении темы «Культура Древней Индии» по программе истории 10 класса мы узнали кратко о культуре Древней Индии. Мы выяснили ее характерные черты, определили, на какие периоды развития она поделена. Также мы познакомились с важнейшими достижениями культуры Древней Индии.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Культура Древней Индии - часть 2

Древнеиндийское искусство теснейшим образом было связано с религией и философией. Кроме того, оно было всегда обращено к низшей касте-крестьянам, с целью донести до них законы кармы, требования дхармы и т. д. В поэзии, прозе, драме, музыке индийский художник отождествлял себя с природой во всех ее настроениях, откликался на связь человека и вселенной. И, наконец, значительное влияние на развитие индийского искусства оказал религиозный предрассудок, направленный против изваяний богов. Веды были против изображения божества и образ Будды появился в скульптуре и живописи лишь в поздний период развития буддизма.

Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколько этапов: ведийский, эпический, период классической санскритской литературы. Для первых двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста. Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две великие эпические поэмы Древней Индии-»Махабхарата» и «Рамаяна». В них запечатлены все стороны жизни древних индийцев. Эпос вобрал в себя материал, который, складываясь устно- поэтической традиции, приобретал дидактический характер, включал в себя религиозно-философские произведения и идеи. В последующие эпохи многие видные художники Индии, в числе которых был и знаменитый Калидас, черпали свое вдохновение из этих сокровищ мудрости своего народа.

Эпоха Гуптов была ременем развития древнеиндийского театра. Появились даже специальные трактаты по драматургии. Определялись задачи театра, техника игры актеров. Индийская театральная традиция предшествовала греческой.

В эпоху классической санскритской литературы особую популярность приобрел сборник рассказов и притч «Панчатантра», основанная на фольклоре. Он был переведен на многие языки, достаточно рано с ним познакомились и в России.

Из литературы относимой к буддийской традиции ярко выделяется творчество поэта и драматурга Пшвагхоша (1—2 век н. э.). Написанная им поэма «Буддхачарита» была первым искусственным эпосом появившимся в индийской литературе.

Высокого уровня достигла в Древней Индии теория литературного творчества, в том числе и поэзия. Подробно разрабатывались правила стихосложения, трактаты по теории метрике и поэтике. Появляется несколько школ «поэтической науки», ведутся споры о жанрах, о цели литературы и о художественном языке.

Концепция божественного характера речи повлияла на развитие науки о языке. Считалось, что речь лежит в основе науке и искусств. В грамматике Панини «Восьмикнижие» анализ языкового материала проведен столь глубоко и основательно, что современные ученные находят сходство между теорией древних индийцев и современной лингвистикой.

3. Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии.

Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы в Кушано-гуптскую эпоху. Высокими художественными достоинствами отличались памятники как религиозного, так и светского характера.

В эпоху древности большинство сооружений возводилось из дерева, а потому не сохранилось. Дворец царя Чендрагупты был построен из дерева и до наших дней сохранились лишь остатки каменных колонн. В первые века нашей эры в строительстве начинает широко применятся камень. Религиозная архитектура этого периода представлены пещерными комплексами, храмами и ступами (каменными сооружениями, в которых хранились реликвии Будды). Из пещерных комплексов наиболее интересны комплексы в городе Карле и в Эллоре. Пещерный храм в Карле имеет почти 14 м в высоту, 14 м в ширину и около 38 м в длину. Здесь находится большое число скульптур и ступ. В Гуптскую эпоху началось строительство пещерного комплекса в Эллоре, которое продолжалось в течении нескольких веков. К шедеврам индийской архитектуры относятся также индуистский храм в Санчи и буддийская ступа, находящаяся там же.

В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры, из которых наиболее крупными были гандхарская, матхурская и школа Амаравати. Большинство сохранившихся скульптур так же носило религиозный характер. Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал ряд специальный руководств по правила их создания. Были разработаны приемы иконографии, разные у разных религиозных традиций. Существовали буддийская, джанийская и индуистская иконография.

В гандхарской школе сочетались три традиции: буддийска, греко-римская и среднеазиатская. Именно здесь были созданы первые изображения Будды, причем как бога; эти скульптуры изображали и статуи бодхисатв. В матхурской школе, рассвет которой совпадет с Кушанской эпохой, особое значение получает светская Среда на ряду с чисто религиозными архитектурными композициями. Здесь так же рано появились изображения Будды. Матхурская школа испытала на себе воздействие более раннего по времени маурийского искусства, а некоторые скульптуры говорят о хараппском влиянии (фигуры богинь матери, местных божеств и т. д.). По сравнению с другими скульптурными школами, школа Амаравати впитала в себя традиции юга страны и буддийские каноны. Они сохранились и в более поздних скульптурах, повлияв на искусство Юго-Восточной Азии и Шри-Ланки.

Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты. В этом буддийском комплексе состоящим из 29 пещер живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Здесь разнообразные сюжеты из жизни Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, дворцовая тематика. Все рисунки отлично сохранились, т. к. индийцы хорошо знали секреты стойких красок, искусство укрепления грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например, всегда изображались белыми. Традиции Аджанты повлияли на искусство Шри-Ланки и различных районов Индии.

4. Математика, астрономия, медицина Древней Индии.

Открытия древних индийцев в области точных наук повлияли на развитие арабской и ирано-персидской науке. Почетное место в истории математики занимает ученый Арьяпхата, живший в V- начале VI века н. э.

Ученый знал значение «пи», предложил оригинальное решение линейного уравнения. Кроме того именно в Древней Индии впервые система счисления стала десятичной (т. е. с нуля). Эта система легла в основу современной нумерации и арифметики. Более развита была алгебра; о понятие «цифра», »синус», «корень» впервые появились именно в древней Индии.

Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют об очень высоком развитии этой науки. Независимо от античной науки индийский ученый Арьяпхата высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси, за что был гневно осужден жрецами. Введение десятичной системы способствовала точным астрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних индийцев не было.

До сих пор в Индии большим почетом пользуется аюрведа-наука о долголетии. Она зародилась еще в глубокой древности. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека. Большое внимание уделялось личной гигиене и диете. На высоком уровне находилась и хирургия; известно о трехсот операциях, которые были способны сделать древнеиндийские врачи; кроме того упоминается о 120 хирургических инструментах. Популярная сегодня тибетская медицина основана на древнеиндийской науке аюрведа.

Древнеиндийские медики считали, что в основе человеческого организма лежат три главных жизненных сока: ветер, желчь и флегма- их отождествляли с принципами движения, огня и размягчения. Индийская медицина особе внимание уделяла влиянию на человеческий организм природных условий, а также — наследственности. Существовали и трактаты по врачебной этики.

Обобщая все эти факты следует заметить, что почитание знаний- это отличительная черта индо-буддийской культуры. Учиться в Индию приезжали специалисты из многих стран. В ряде городов Индии функционировали университеты, в которых изучались религиозно- философские тексты, астрономия, астрология, математика, медицина и санскрит. Но характерно то, что в евклидовой геометрии в индийской науке не появилось. И это не случайно. Индо-буддийская культурная традиция не отличалась особым рационализмом. индийских ученых не интересовала логика научных знаний, их больше волновали тайны вселенной и практические вопросы калькуляции, составление календаря и измерения пространственных форм.

Заключение

Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияние индийской культуры сказалось на архитектуре этой страны, Иран много позаимствовал из древнеиндийской науки. Древнеиндийская культура оказала большое влияние на культуру Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии; письменности этих регионов сложились на основе индийской, в местные языки вошло много индийских слов.

В более поздние эпохи индийская культура оказала большое влияние на многих выдающихся европейских писателей и поэтов. В их числе Р. Киплинг, И. Гете, Г. Гейне, Г. Гессе, С. Цвейг, Л. Толстой, Р. Ролан, У. Уитмен, Г. Лонгефелло, Г. Торро. В России в 1778 году с древнеиндийского был сделан перевод «Бхагавдгиты»; 1792 году Карамзин перевел сцены из поэмы «Шакунтала» и сравнил Калидасу с Гомером. Переводами древнеиндийской литературы и ее анализом занимались Жуковский, Тютчев, Белинский, Фет, Бунин, Брюсов, Бальмонт, Блок. Особое место в укреплении этой связи отводится семье Рерихов.

В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, «страной мудрецов».

Список литературы

1. Авдеев В. И. «История Древнего Востока», 1948 г.

2. Древние цивилизации — М.,1989

3. Введение в культурологию — М., 1995

4. Культурология — Ростов на Дону, 1995

5. Бонгард — Левин Т. М. «Древнеиндийская цивилизация», — М., 1993.

mirznanii.com

18. Ведическая культура Древней Индии. История культуры

18. Ведическая культура Древней Индии

Родоначальниками ведической культуры явились племена ариев, которые вторглись на территорию Индии в середине второго тысячелетия до новой эры.

На начальном этапе они не отличались высокой культурой, далеко не ушли от кочевого образа жизни, занимались в основном скотоводством. Затем появилось и земледелие, которое заметно развилось благодаря появившимся орудиям труда.

У ариев была хорошо развита духовная культура, в частности это относится к литературе. Важными памятниками литературы этого периода служат произведения, написанные на древнеиндийском языке (санскрите). Эти произведения, названные ведами, дали название всей культуре индоариев.

До появления письменности веды передавались из уст в уста, были частью устного творчества. Но затем жрецы их записали, дополнив каждый сборник своим ритуальным комментарием. Такие ритуальные комментарии назывались брахманами. Впоследствии брахманами стали называть высшую касту в Индии.

Первоначальное многобожие индоариев постепенно свелось к одному течению – брахманизму согласно которому творцом вселенной является Брахма, появившийся из золотого яйца, расколотого силой его мысли. Согласно брахманизму все зависит от кармы человека, которая предопределена свыше, а также складывается из поступков и деяний человека.

Государство Магадха стало первой в истории Индии рабовладельческой державой. Главной религией, базирующейся на брахманизме, становится джайнизм, который впоследствии вырастет в целую идеологию рабовладельческих держав. Пророком этой религии является Джайна (Джина-победитель). Он со своими последователями создает церковные организации, монастыри и храмы.

Характерной особенностью новой религии являлся аскетизм, т. е. подавление в себе различных желаний, склонность к одиночеству, отказ от многих благ и т. д. Все это нужно было для того, чтобы достичь главного результата всей жизни сторонника джайнизма – нирваны.

Помимо джайнизма, в шестом веке до новой эры появилась еще одна религия, также ставшая поперек брахманизму. Этой религией, ставшей впоследствии мировой, является буддизм. Ее основатель – Сиддхаргха Гаутама (примерно 560–480 гг. до н. э.).

В центре буддизма стоят «четыре благородных истины»:

1) жизнь есть страдание;

2) причина страдания – стремление к наслаждению;

3) чтобы прекратить страдания, необходимо уничтожить желания;

4) ведение восьмеричного пути, т. е. срединного пути между двумя религиями: брахманизмом и джайнизмом.

Высокого уровня достигла и литература династии Маурьев. Появились первые грамматики санскритского языка.

Династия Маурьев просуществовала два столетия, пока сыновья Ашока не раздробили все государство и династии не пришел конец.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru


Смотрите также