Тема русь древняя. Контрольный тест на тему: Русь Древняя Тема1
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Раздел I. Русь Древняя и средневековая. Тема русь древняя


Тема 2 Древняя Русь 1 2 3 План

Тема 2. Древняя Русь 1. 2. 3. План: Образование и развитие Древнерусского государства Феодальная Тема 2. Древняя Русь 1. 2. 3. План: Образование и развитие Древнерусского государства Феодальная раздробленность на Руси Монголо-татарское нашествие и его последствия

1. Происхождение славян (XV в. до н. э. – VI в. н. э. ) 1. Происхождение славян (XV в. до н. э. – VI в. н. э. ) Индоевропейцы Западные славяне Поляки Чехи Словаки Лужицкие сербы Кашубы ПРАСЛАВЯНЕ Восточные славяне Русские Южные славяне Болгары Сербы Хорваты Словенцы Черногорцы Боснийцы Македонцы Украинцы Белорусы

2. Расселение славян (XV в. до н. э. – VI в. н. э. ) 2. Расселение славян (XV в. до н. э. – VI в. н. э. )

3. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА VII – IX ВВ. 3. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА VII – IX ВВ.

4. ВНЕШНИЙ ВИД СЛАВЯНСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ 4. ВНЕШНИЙ ВИД СЛАВЯНСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ

5. ЖИЛИЩА СЛАВЯН X – XIII ВВ. РЕКОНСТРУКЦИЯ 5. ЖИЛИЩА СЛАВЯН X – XIII ВВ. РЕКОНСТРУКЦИЯ

6. Общественный строй восточных славян (VI-IX вв. ) В Е Ч Е СТАРЕЙШИНЫ КНЯЗЬ

6. Общественный строй восточных славян (VI-IX вв. ) В Е Ч Е СТАРЕЙШИНЫ КНЯЗЬ ДРУЖИНА НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ

7. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Развитие земледельческого хозяйства Торговля Потребности обороны Межплеменные 7. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Развитие земледельческого хозяйства Торговля Потребности обороны Межплеменные конфликты Расслоение общества, формирование классов, рост социальных противоречий

8. Принятие христианства (988 г. ) I в. н. э. Распростравторая половина нение IX 8. Принятие христианства (988 г. ) I в. н. э. Распростравторая половина нение IX в. христианства у восточных вторая половина славян Андрей Первозванный Константинопольский патриарх Фотий Кирилл и Мефодий IX в. 957 г. Ольга Принятие христианства как государственной религии – Владимир I (988 г. )

9. Исторические последствия крещения Руси 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Ускорилась консолидация 9. Исторические последствия крещения Руси 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Ускорилась консолидация древнерусской народности Укрепилось единство государства Усиление статуса княжеской власти Укрепление феодальной земельной собственности Рост международного престижа Руси Развитие древнерусской культуры Распространение духовных ценностей православия

10. Возникновение феодального землевладения Ф Е О Д А Л И З М Господство 10. Возникновение феодального землевладения Ф Е О Д А Л И З М Господство крупной земельной собственности, находящейся в руках феодалов и феодального государства Крестьянин – держатель земли на определённых условиях, он –не собственник земли Феодальная рента (барщина, оброк) Внеэкономическое принуждение Натуральный характер хозяйства

11. Дискуссия о времени возникновения феодального землевладения 1. 2. 3. Крупное феодальное землевладение господствовало 11. Дискуссия о времени возникновения феодального землевладения 1. 2. 3. Крупное феодальное землевладение господствовало с IX-X вв. (Б. Д. Греков) Концепция «государственного феодализма» (Л. В. Черепнин) В IX-XI вв. Русь была дофеодальным обществом. Вотчины существовали, но преобладала общинная собственность на землю (И. Я. Фроянов)

12. Раннефеодальное общество. Категории населения (IX – начало XII в. ) ПЕРВОБЫТНЫЙ СТРОЙ Свободное

12. Раннефеодальное общество. Категории населения (IX – начало XII в. ) ПЕРВОБЫТНЫЙ СТРОЙ Свободное население общин РАБОВЛАДЕНИЕ Холопы ФЕОДАЛИЗМ Государство Челядины Вотчина Феодалы Старшая дружина Великий князь Удельные князья Младшая дружина Церковные Бояре иерархи Зависимое население Смерды Рядовичи Закупы Изгои

13. Политический строй Древней Руси (IX – начало XII в. ) Великий князь Киевский 13. Политический строй Древней Руси (IX – начало XII в. ) Великий князь Киевский Д р у ж и н а Боярская дума Малая дружина Местные князья (посадники) Д р у ж и н а Боярская дума Малая дружина Управители волостями Митрополит Епископы Монастыри Приходы

14. Предпосылки и причины феодальной раздробленности (начало XII – XIII в. ) Междоусобные войны

14. Предпосылки и причины феодальной раздробленности (начало XII – XIII в. ) Междоусобные войны и переделы земель «Очередной порядок княжения» Незрелость государственных структур в центре и на местах Натуральный характер экономики Необходимость поддержания социального порядка Усиление местного боярства и региональных кланов Утрата Киевом статуса центра международной торговли Рост феодального землевладения Набеги кочевников Раздробленность – закономерный, естественно-исторический этап в развитии общества

15. Последствия феодальной раздробленности (начало XII – XIII в. ) + – §Подъём экономики 15. Последствия феодальной раздробленности (начало XII – XIII в. ) + – §Подъём экономики в регионах • Разорительные междоусобицы §Рост числа городов §Развитие культуры • Отсутствие единой системы обороны §Сокращение «круговорота» князей • Внешнеполитическ ая опасность для регионов §Политическая стабилизация в регионах • Усиление натурализации экономики

16. Характер политической раздробленности Несмотря на распад Руси, сохранялись центростремительные силы и относительное единство 16. Характер политической раздробленности Несмотря на распад Руси, сохранялись центростремительные силы и относительное единство русских земель: Ш Власть Киевского князя, хотя и формальная Ш Родственные связи внутри династии Рюриковичей Ш Единая религия и церковная организация Ш Единый язык и общность культуры, этническая общность Ш Внешняя опасность Ш Экономические связи Ш Единые правовые нормы Ш Общерусский строй политической власти

17. Борьба с западной экспансией (XIII век) Ливонский орден (1237 - 1561) Шведы Датчане 17. Борьба с западной экспансией (XIII век) Ливонский орден (1237 - 1561) Шведы Датчане Завоевание земель в Прибалтике, Северо-Западной Руси. Окатоличивание Экспансия на земли Новгорода и Карелии Ледовое побоище 1242 г. Невская битва 1240 г. Захват земель в Прибалтике Русские земли спасены от порабощения, онемечения и окатоличивания

18. Последствия монголотатарского нашествия и ордынского ига для русских земель § § § § 18. Последствия монголотатарского нашествия и ордынского ига для русских земель § § § § § Гибель и угон в Орду населения (демографическая катастрофа) Выплата дани Орде Упадок и запустение старых земледельческих регионов и городов Упрощение и огрубление ремесла, исчезновение некоторых видов ремесла Деградация товарно-денежных отношений, рост натурализации хозяйства Консервация феодальной раздробленности Разрыв или ослабление связей с другими странами, усиление изоляционизма Обособление отдельных регионов бывшей Древней Руси Замедление темпов культурного развития, ожесточение нравов Заимствования в сфере быта, культуры, хозяйства, права, языка, военного дела

19. Дискуссия в литературе о влиянии ига на развитие Руси Большое, преимущественно позитивное воздействие 19. Дискуссия в литературе о влиянии ига на развитие Руси Большое, преимущественно позитивное воздействие на развитие Московского государства Н. М. Карамзин, Н. И. Костомаров, Н. П. Загоскин, В. И. Сергеевич Иго оказало незначительное влияние на развитие Руси С. М. Соловьёв, В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов, М. Н. Покровский Положительное влияние ига на развитие Руси в рамках евразийской концепции; Г. П. Вернадский Иго затормозило, но не изменило характер развития социальных и политических отношений большинство советских историков Иго вызвало структурные деформации, изменило тип феодального развития, укрепило черты восточного общества А. А. Горский Отрицание факта ига Л. Н. Гумилёв, Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко

20. Борьба Руси за свержение ордынского ига в XIII – XV вв. Восстания в

20. Борьба Руси за свержение ордынского ига в XIII – XV вв. Восстания в городах в связи с «записью в число» (1257 -1262) Восстание в Твери (1327) Сражение на реке Пьяне (1376) Сражение на реке Воже (1378) Подъём национального самосознания Признание Ордой главенства Москвы на Руси Культурное возрождение Вера в грядущее освобождение от ига Рост авторитета Москвы Уменьшение размера дани Куликовская битва (1380) Нашествие Тохтамыша (1382) Разгром Тимуром Золотой Орды (1395) Поход Едигея (1408) Стояние на реке Угре (1480) Окончательное освобождение от ордынского ига

present5.com

Раздел I. Русь Древняя и средневековая

Тема: Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси.

Вопрос 1. Русь изначальная.

Вопрос 2. Образование восточнославянского государства. Киевская Русь.

Вопрос 3. Киевская Русь в Х—ХI вв.

Тема: Русские земли в XII—XIV вв.

Вопрос 4. Феодальная раздробленность. Русь удельная.

Вопрос 5. Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности (X—XIII вв.).

Тема: Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII в.

Вопрос 6. Противостояние Руси монголо-татарскому нашествию.

Вопрос 7. Борьба Руси против вторжений с Запада в ХШ в.

Тема: Образование единого Российского государства.

Вопрос 8. Предпосылки объединения русских земель.

в единое государство.

Вопрос 9. Выдвижение Москвы как центра объединения и борьбы за национальную независимость.

Вопрос 10. Борьба с Ордой за национальную независимость. Куликовская битва.

Вопрос 11. Московская Русь в конце XIV—XV в. Образование единого государства России.

Тема: Эпоха царя Ивана Грозного. Россия в XVI — начале XVII в.

Вопрос 12. Российское государство в начале XVI в.

Вопрос 13. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного.

Вопрос 14. Опричнина.

Вопрос 15. Культурная и духовная жизнь России в ХIV—XVI вв.

Вопрос 16. Россия на рубеже XVI—XVII вв. Смутное время.

Раздел II. Россия в новое время (XVII в. - до конца XIX в.).

Тема: Исторические судьбы России в XVII в.

Вопрос 17. Россия в начале Нового времени. Социально-экономическое развитие России в середине и во второй половине XVII в.

Вопрос 18. Политическое развитие России в XVII в.

Вопрос 19. Церковный раскол.

Вопрос 20. «Бунташный» век. Народные движения во второй половине XVII в.

Вопрос 21. Основные направления внешней политики и расширение территории России в XVII в.

Вопрос 22. Культура и духовное развитие российского общества в XVII в.

Тема: Эпоха Петра I. Рождение империи.

Вопрос 23. Петр I и политическая борьба 80-х годов XVII в.

Вопрос 24. Начало правления Петра I. Причины и истоки реформ.

Вопрос 25. Социально-экономические преобразования Петра I.

Вопрос 26. Государственные и административные реформы Петра I.

Вопрос 27. Реформы и российское общество в эпоху Петра I.

Вопрос 28. Северная война 1700—1721 гг.

Вопрос 29. Преобразования в области культуры и быта при Петре I.

Тема: Российская империя в XVIII столетии.

Вопрос 30. Эпоха дворцовых переворотов.

Вопрос 31. «Просвещенный абсолютизм» в России.

Вопрос 32. Особенности социально-экономического развития России во второй половине XVIII в.

Вопрос 33. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

Вопрос 34. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

Вопрос 35. Россия в конце XVIII в. Павел I.

Вопрос 36. Развитие культуры и общественной мысли в России во второй половине XVIII в.

Тема: Российская империя в первой половине XIX в.

Вопрос 37. Экономическое, социальное и политическое развитие России в начале XIX в.

Вопрос 38. Внутренняя и внешняя политика России в 1801—1812 гг. Реформы М. Сперанского.

Вопрос 39. Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии.

Вопрос 40. Внутренняя политика России в 1812—1825 гг. Движение декабристов.

Вопрос 41. Социально-экономическое развитие России и внутренняя политика Николая I (1825—1855).

Вопрос 42. Общественное движение в России при Николае I (1825 — 50-е годы).

Вопрос 43. Внешняя политика Николая I.

Вопрос 44. Культура России в первой половине XIX в.

Тема: Россия во второй половине XIX в.

Вопрос 45. Отмена крепостного права в России. Либеральные реформы 60—70-х годов XIX в.

Вопрос 46. Экономическое развитие России во второй половине XIX в. (в пореформенное время.

Вопрос 47. Общественное движение в 60 — начале 80-х годов XIX в. Народничество.

Вопрос 48. Внешняя политика России в 60—70-х годах XIX в. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

Вопрос 49. Внутренняя и внешняя политика России в 80—90-е годы XIX в. Контрреформы Александра III. Русское общество в конце XIX в.

Вопрос 50. Общественное движение в России в конце XIX в. Рабочее движение. Распространение марксизма в России.

Вопрос 51. Культура России во второй половине XIX в. Раздел III. Россия, СССР в новейшее время (XX век).

Раздел I. Русь древняя и средневековая

Тема: Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси

Вопрос 1. Русь изначальная

ПЛАН ОТВЕТА:

А. Ранняя история славянских народов; выделение восточного славянства.

Б. Племенные союзы восточных славян в VIII—IX вв., их занятия и социальные отношения.

В. Религия восточных славян.

А. Ранняя история славянских народов; выделение восточного славянства.

1. Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения. Их численность — почти 300 млн. человек.

Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV— III тысячелетии до н. э. расселились на громадной территории Европейского материка — от Европы до Индии. Ближайшими родственниками славян по языку были балты — предки литовцев, латышей и пруссов. Соседями на юге и западе — германцы, которых славяне называли общим именем «немцы». Восточными соседями — западноиранские племена — скифы и сарматы. К этой же семье относились индийцы, иранцы, древние хетты, армяне, греки и римляне, кельты и др. народы.

2. Древнейшие исторические сведения о славянах, известных тогда под именем «венедов», относятся к 1—11 вв. н. э. и встречаются в трудах греко-римских историков Плиния Старшего, Тацита, Птолемея и др. Обширные сведения о славянах содержатся в произведениях византийского историка VI в. Прокопия Кесарийского и готского историка Иордана. Они первыми рассказали о появлении славян у границ Византии и в Северном Причерноморье — пределах Готской империи, об их быте, обычаях, походах, отношениях с соседями. Прокопий сообщает довольно подробные сведения о славянском освоении Балканского полуострова. Еще более важны сведения историка Иордана. Он подразделяет славян на три крупнейшие группировки — венедов, антов и склавинов. В последние годы археологи установили, что этим сведениям можно доверять. Богатейшие сведения о жизни древних славян содержатся в русских летописях, и прежде всего в «Повести временных лет».

3. Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. Во второй половине I тысячелетия они заняли территорию от Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех древних славян языке — праславянском. Однако по мере расселения древние славяне все более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации:

> западные славяне — поляки, чехи, словаки;

> южные славяне — болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы;

> и самая большая, третья ветвь — восточные славяне — это русские, украинцы, белорусы.

Б. Племенные союзы восточных славян в VIII—IX вв., их занятия и социальные отношения

1. В середине I тысячелетия племена восточных славян занимали огромную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до северного Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке.

2. В VIII—IX вв. у восточных славян сложилось около 15 наиболее крупных союзов племен или, как их называет летописец Нестор, «племенных княжений». Согласно «Повести временных лет», картина их расселения выглядела следующим образом:

> поляне — по среднему течению Днепра;

> древляне — на северо-западе, в бассейне реки Припять и в Среднем Поднепровье;

> славяне (славяне ильменские) — по берегам реки Волхов и озера Ильмень;

> дреговичи — между реками Припять и Березина;

> вятичи — в верховьях Оки, по берегам Клязьмы и Москвы-реки;

> кривичи — в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги;

> полочане — по Западной Двине и ее притоку реке Полота;

> северяне — в бассейнах Десны, Сейма, Суды и Северного Донца;

> радимичи — на Соже и Десне;

> волыняне, бужане и дулебы — на Волыни, по берегам Буга;

> уличи, тиверцы — на самом юге, в междуречьях Буга и Днестра, Днестра и Прута;

> белые хорваты — в предгорьях Карпат.

3. Рядом с восточными славянами жили угро-финские племена: весь, карела, чудь, мурома, мордва, мерь, черемисы. Их отношения со славянами строились в основном мирно.

4. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. Славяне, жившие в лесостепной и степной зонах, занимались пашенным земледелием с двупольным и трехпольным севооборотом. Основными орудиями труда были соха с железным наконечником, серп, мотыга, но применялся уже и плуг с лемехом. У славян лесной зоны было подсечное земледелие, при котором леса вырубались и сжигались, зола, смешанная с верхним слоем почвы, служила хорошим удобрением. В течение 4—5 лет снимался хороший урожай, потом этот участок забрасывался. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овес, горох, гречиху. Важными сельскохозяйственными техническими культурами были лен и конопля.

Хозяйственная деятельность славян не ограничивалась земледелием: они занимались и скотоводством, разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей, овец и домашнюю птицу. Были развиты охота и рыболовство. Ценными мехами платили дань, они являлись эквивалентом денег. Занимались славяне и бортничеством — сбором меда диких пчел. Из меда приготовляли хмельные напитки.

Важной отраслью хозяйства было производство железа. Его добывали из железной руды, залежи которой часто обнаруживали в болотах. Из железа изготовляли железные наконечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы, косы. Гончарство также было традиционной отраслью хозяйства древних славян. Главной формой посуды у славян на протяжении всего Средневековья были горшки. Их использовали для приготовления пищи, хранения продуктов и в качестве ритуальной утвари: в дохристианские времена умерших сжигали, а прах помещали в горшок. На месте сожжения насыпались курганы.

Низкий уровень развития сельскохозяйственной техники обусловливал и характер организации хозяйственной жизни. Основной единицей хозяйственной жизни была родовая община, члены которой сообща владели орудиями труда, сообща обрабатывали землю и совместно потребляли полученный продукт. Однако по мере совершенствования способов обработки железа, изготовления сельскохозяйственных орудий происходит постепенное вытеснение подсечно-огневого земледелия пашенной системой. Следствием этого явилось то, что основной хозяйственной единицей стала семья. На смену родовой общине пришла соседская сельская община, в которой семьи селились не по принципу родства, а по принципу соседства. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы. Но пашня делилась на наделы, которые каждая семья обрабатывала своими орудиями труда и сама распоряжалась полученным урожаем. Дальнейшее совершенствование орудий труда и технологии выращивания различных культур обусловило возможность получения прибавочного продукта и его накопления. Это привело к имущественному расслоению внутри сельскохозяйственной общины, зарождению частной собственности на орудия труда и земельные угодья.

В. Религия восточных славян

1. Эпохе первобытнообщинного строя у восточных славян соответствовала языческая религия. Славянское язычество — это целый комплекс верований, представлений, обрядов, который пришел из древнейших времен и в котором отразилась полнейшая зависимость древних людей от сил природы. Древние славяне представляли окружающий их мир наделенным добрыми и злыми духами. Боги и духи находились везде: в дожде и в солнце, в лесу и под порогом дома, в воде и в земле. Одни помогали человеку в его производительной деятельности, другие, напротив, тормозили ее. Славяне старались со всеми найти общий язык, умилостивить одних и напугать других.

2. Возникнув в глубокой древности, когда еще только начало формироваться человеческое сознание, славянское язычество не осталось окаменевшим, а развивалось вместе с первобытным обществом. Ученые отмечают 4 этапа в развитии славянского язычества.

На первом этапе, который соответствует эпохе каменного века, славяне приносили жертвы «упырям» и «берегынам». «Упыри» — злые духи — это вампиры, якобы нападающие на людей и сосущие их кровь, вредоносные покойники, умершие не своей смертью, не погребенные и потому мстящие живущим на земле. «Упырям» противостояли добрые духи — «берегыны».

Позднее, когда у древних славян совершился переход от кочевого к оседлому образу жизни, когда появилось земледелие, — зародился культ Рода и Рожаниц. Согласно поверьям древних славян, Род — это творец всей Вселенной. Он «вдувал» в людей жизнь, повелевал небом, дождем, огнем, посылал на землю молнии. Вместе с Родом выступали две Рожаницы — богини плодородия.

Постепенно многие из функций Рода перешли в «ведение» других богов. У Рода появились «помощники» — Ярило и Купала. Бог Ярило олицетворял пробуждающуюся весну. Славянам он представлялся в виде молодого красивого юноши, который ездил по полям и селениям на белом коне и в белой мантии. Купала рассматривался как плодотворящее божество лета. Его день отмечался 24 июня, а предшествовали празднику «русалии» — торжества, посвященные нимфам полей и вод.

Весьма почитался славянами бог Волос (Велес) — покровитель скота и скотоводства. Поклонение этому богу возникло в период, когда древние славяне научились приручать диких животных. Считалось, что этот бог способствовал накоплению богатства.

В VIII—IХ вв. складывается «божественная» картина, где каждому божеству есть свое место.

Сварог — властелин неба, которому подчиняется вся Вселенная (сравним с Зевсом у древних греков). У Сварога было несколько детей.

Сварожич, сын Сварога, — бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела, а также ювелиров. Дажьбог — сын (по другой версии — дочь) Сварога, олицетворяющий собой солнце. По славянским поверьям, Дажьбог живет далеко на востоке, в стране вечного лета. Каждое утро на своей светозарной колеснице Дажьбог совершает круговой объезд по небу.

Хоре — божество, близко стоящее к Дажьбогу и непосредственно с ним связанное. Он представлялся белым конем, также совершающим свой бег над землей с востока на запад.

Стрибог — бог ветра, бури, урагана и вообще всякой непогоды. Ему поклонялись люди, чья деятельность зависела от погодных условий: земледельцы, путники, моряки и т. п. Мокошь (Макошь) — покровительница женщин, женского рукоделия, а также торговли.

Симаргл (Семаргл) представлялся священным крылатым псом. В назначении этого божества разобраться не удалось до конца. Ясно только, что он был божеством низшего порядка, крылатый пес, который охранял семена и посевы, считался богом подземного царства.

Со временем, когда военные походы заняли значительное место в жизни восточных славян, одним из самых почитаемых богов становится Перун — повелитель грома и молний, покровитель князя, дружинников и вообще военного дела. Постепенно Перун «захватывает» верховную власть над остальными языческими богами, «оттесняя» на второй план Сварога. За последним остается право покровительствовать ремесленникам, занимающимся обработкой металлов.

3. В «Повести временных лет» под 980 г. говорится о том, что киевский князь Владимир Святославич, захватив Киев и начав в нем княжить, еще до крещения Руси поставил на Горе, недалеко от княжеского дворца, деревянные идолы богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симергла и Макоши. Однако среди богов не было Рода, Рожаниц, Сварога, Сварожича и Волоса. Ученые объясняют такой выбор князя тем, что языческий пантеон Владимира был предназначен для моления не простых людей, а киевской знати, которая проживала на Горе и предпочитала поклоняться своим богам. Языческая религия постепенно переставала быть связующим звеном между различными социальными группами в Киевской Руси. Рано или поздно она должна была уступить место другой религии, которая могла бы в той или иной мере удовлетворить интересы всех социальных прослоек.

4. Из древности до нашего времени дошло много языческих Праздников и обрядов. Новый год у славян начинался 1 января. Накануне Нового года отмечался праздник Коляды: молодые люди, ряженные в «шкуры», вывороченные тулупы, с рогами на голове, масками на лицах, с шутками, танцами и песнями ходили по дворам, поздравляли хозяев и получали хорошие гостинцы. И сегодня в некоторых местах сохранился этот обычай. Повсеместно отмечается Масленица как народный праздник проводов зимы. Дошел до сегодняшних дней и праздник в честь Ивана Купалы.

Рождения, свадьбы, похороны сопровождались определенными обрядами, многие элементы которых и сегодня сохраняются в быту русских, украинцев, белорусов.

studfiles.net

Тема 1. Древняя русь (IX-XV вв.)

1. Образование Древнерусского государства, его предпосылки. Норманнская и антинорманнская теории.

2. Социально-экономическая и политическая структура Киевской Руси, ее развитие. Крещение Руси и его историческое значение.

3. Удельная раздробленность, ее причины, особенности, значение и последствия.

4. Монголо-татарское нашествие и его результаты. Распад древнерусской народности.

5. Объединение русских земель и освобождение от монголо-татарской зависимости: предпосылки, этапы и последствия. Особенности централизации Русского государства по сравнению с Западной Европой.

Понятия и термины:

варяги, вече, дружина, Золотая Орда, натуральное хозяйство, норманнская теория, племя, православие, раннефеодальная монархия, смерды, средневековье, удел, феодализм, феодальная раздробленность, холопы, язычество, ярлык

Основные события:

Великое переселение народов, образование Киевской Руси, крещение Руси, составление «Русской Правды», начало феодальной раздробленности, монголо-татарское нашествие, Ледовое побоище, Куликовская битва, выделение Русской православной церкви из Константинопольского патриархата, объединение русских земель вокруг Москвы, свержение монголо-татарского ига, Судебник Ивана III

Вопросы для обсуждения:

1. Означает ли норманнское происхождение великих князей Киевской Руси, что государственность на Русь была принесена иностранцами? Если нет, то почему?

2. Что изначально больше повлияло на историческое отставание Руси от Запада: климат или удаленность от территории бывшей Римской империи?

3. Какое влияние на исторические судьбы России имело принятие христианства по византийскому, а не по римско-католическому образцу? Можно ли сказать, что этот факт «перевешивает» положительные последствия крещения Руси?

4. Была ли феодальная раздробленность трагической катастрофой или неизбежным этапом исторического развития Руси?

5. Какой взгляд на Золотую Орду вам ближе: было ли это иго с однозначно тяжелыми последствиями (традиционная концепция) или взаимовыгодный «союз» русских и монголо-татар (концепция Л. Н. Гумилева)? Ответы обоснуйте.

6. Могла ли Литва стать реальным центром объединения Руси? И если да, то когда этот шанс утратил свой смысл?

7. Почему объединение русских земель произошло значительно быстрее, чем аналогичные процессы в странах Западной Европы, и какие последствия это имело для будущего России? Что трагичного в этих последствиях?

8. Как повлияло на идеологическую и духовную эволюцию Руси падение Византии?

Темы докладов и рефератов:

1. Норманнская и антинорманнская теории образования Русского государства.

2. Крещение Руси (предпосылки, особенности, историческое значение).

3. «Русская Правда» как памятник древнерусского законодательства. Ее особенности по сравнению с «Салической Правдой».

4. Великий Новгород – средневековая республика в структуре феодальной Руси.

5. Золотая Орда: иго или «симбиоз»?

6. Великое княжество Литовское – несостоявшийся центр объединения Руси?

7. Особенности процесса централизации Российского государства и его последствий.

Источники:

Повесть временных лет // Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. – М., 1999.

Русская Правда // Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие. – М., 1999.

Литература:

Горский А. А. К спорам по варяжскому вопросу // Российская история. 2009. № 4.

Коваленко В. Распад Земли: княжества домонгольской Руси // Родина. 1999. № 8.

Кузьмин А. Г. «Пропеллер пассионарности», или Теория приватизации истории // Молодая гвардия. 1991. № 9.

Лисовой Н. Владимир Креститель // Наш современник. 1991. № 10.

Лукин П. Упоминание веча в ранних славянских памятниках // Отечеств. история. 2006. № 4.

Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель // Вопросы истории. 1991. № 2.

Рязановский В. А. К вопросу о влиянии монгольской культуры и монгольского права на русскую культуру и право // Вопросы истории. 1993. № 7.

Скрынников Р. Г. Древняя Русь: мифы и действительность // Вопросы истории. 1997. № 8.

Тойнби А. Византийское наследие России. Пер. с англ. // Альма Матер. 1996. № 2.

Юрганов А. Л. У истоков деспотизма // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв. – М., 1991.

Литература для докладов и рефератов:

Великий Новгород в истории средневековой Европы. – М., 1999.

Вернадский Г. В. Киевская Русь. – М., 1999.

Его же. Монголы и Русь. – М., 1997.

Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. – М., 1992.

Гумилев Л. Н. От Руси к России. – М., 2007.

Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Курс лекций. – М., 1999.

Древняя Русь в свете зарубежных источников. – М., 2000.

Егоров В. Л. Золотая Орда: мифы и реальность. – М., 1990.

Ключевский В. О. Полный курс лекций. В 3 кн. – М., 1993. Кн. 1.

Кобычев В. Н. В поисках прародины славян. – М., 1993.

Кульпин-Губайдуллин Э. С. Золотая Орда: проблемы генезиса Российского государства. – М., 2009.

Лихачев Д. С. Культура Руси. – М., 1992.

Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. – СПб., 1999.

Размышления о России и русских: Штрихи к истории русского национального характера. – М., 1996. Вып. 1.

Рапов О. М. Русская церковь в IX – первой трети XII вв. Принятие христианства. – М., 1988.

Рыбаков Б. А. Первые века русской истории. – М., 1964.

Его же. Киевская Русь и русские княжества в XII – XIII вв. – М., 1993.

Рябцев Ю. С. Путешествие в Древнюю Русь. Рассказы о русской культуре. – М., 1995.

Церковь, общество и государство в феодальной России. – М., 1990.

studfiles.net

Тема 1. Древняя Русь (VIII–XIII вв.)

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 13Следующая ⇒

План

  1. Восточные славяне в древности.
  2. Образование и развитие Древнерусского государства.
  3. Период феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия.

Рекомендации

В ходе работы над контрольной нужно начать с теорий о происхождении славян. Далее следует выявить места расселения славянских племен, описать занятия и образ жизни восточных славян и их соседей – степных кочевников (хазар, печенегов, половцев), народов Поволжья, Урала и Зауралья.

При изложении второго вопроса нужно отразить основные исторические события IX – первой трети XII вв., а также деятельность первых князей Киевской Руси (от Рюрика до Мстислава Великого). Обязательно уделите внимание современным дискуссиям о происхождении Древнерусского государства – «норманнской» и «антинорманнской» теориям, новейшим научным данным, результатам последних археологических раскопок.

Третий вопрос плана предполагает анализ причин феодальной раздробленности на Руси: отсутствие чёткой системы наследования феодальных вотчин, политическое соперничество среди древнерусских князей, господство натурального хозяйства и другие. В разделе о монголо-татарском нашествии охарактеризуйте причины поражений русских войск, а также последствия этих событий для дальнейшего развития Руси.

Основная литература

1. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011. – С. 17–38, 39–51, 52–68.

2. Ивонин, А. Р. Политическая история России IX–XVII вв. / А. Р. Ивонин. – Барнаул, 2003. – С. 16–92.

3. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011. – С. 16–39, 48–69.

4. Ключевский, В. О. Русская история / В. О. Ключевский. – М., 2007. – С. 8–76.

5. Кузнецов, И. Н. Отечественная история / И. Н. Кузнецов. – М., 2010. – С. 32–33, 44–48, 52–54, 61–69.

6. Моисеев, В. В. История государственного управления России: уч. пособие / В. В. Моисеев. – М., 2010. – С. 15–18, 28–41.

7. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М., 2009. – С. 21–66.

8. Толмачёва, Р. П. Экономическая история: учебник / Р. П. Толмачёва. – М., 2002. – С. 279–286.

 

Дополнительная литература

1. Анохин, Г. И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси / Г. И. Анохин // Вопросы истории. – 2000. – №3. – С. 51–61.

2. Арцыбашева, Т. Н. Славяне – русы – варяги – кто они? / Т. Н. Арцыбашева // Вопросы истории. – 2004. – №1. – С. 118–124.

3. Бычков, А. Происхождение славян / А. Бычков. – М., 2007.

4. Горский, А. А. Древняя Русь: очерки политического и социального строя / А. А. Горский. – М., 2008.

5. Горский, А. А. Начало Руси: Славяно-варяжская дилемма / А. А. Горский // Родина. – 2009. – № 9. – С. 15–18.

6. Крадин, Н. Н. Империя Чингисхана в новых западных исследованиях / Н. Н. Крадин // Вопросы истории. – 2010. – №5. – С. 9–24.

7. Крадин, Н. Н. Теорема Чингисхана. Опыт средневековой глобализации / Н. Н. Крадин // Родина. – 2006. – №9. – С. 23–30.

8. Морозова, Л. Е. Затворницы: Миф о великих княгинях / Л. Е. Морозова. – М., 2003.

9. Седов, В. В. Соседи Рима, кельтов и германцев / В. В. Седов // Родина. – 2006. – №4. – С. 6–11.

10. Фомин, В. В. Народ и власть в эпоху формирования государственности у восточных славян / В. В. Фомин // Отечественная история. – 2008. – №2. – С. 170–189.

11. Фомин, В. В. Открытый разговор о варяжской Руси / В. В. Фомин // Отечественная история. – 2004. – №2. – С. 206–210.

12. Хрусталёв, Д. Г. Русь: От нашествия до «ига». 30–40 гг. XIII в. / Д. Г. Хрусталёв. – СПб., 2004.

13. Ярослав Мудрый и его эпоха / под ред. И.Н. Данилевского, Е.А. Мельниковой. – М., 2008.

Тема 2. Возвышение Москвы в XIV – XV вв.

План

1. Начальный период русских земель. Соперничество Москвы и Твери (конец XIII – вторая половина XIV вв.).

2. Подъём Московского княжества при Дмитрии Донском.

3. Русь при Иване III.

Рекомендации

Содержание контрольной работы должно включать описание причин политического возвышения Московского княжества, новые подходы в исторической литературе, авторы которых по разному оценивают тесные контакты московских князей с властителями Золотой Орды. Также нужно показать на конкретных примерах отличие торговой Твери от служилого государства Москвы. Объяснить роль князя Ивана Калиты (1325–1340 гг.) как «собирателя русских земель».

При изложении вопроса о подъеме Московского княжества при Дмитрии Донском (1359–1389 гг.) отметьте значение Куликовской битвы (1380 г.), как начала процесса национального возрождения России. Рассмотрите переезд в Москву представителей высшей религиозной власти и превращение Москвы в религиозный центр зарождающегося российского государства.

Изучая период правления Ивана III (1462–1505 гг.), обратите внимание на роль и значения византийского влияния в Москве (теория «Москва – третий Рим»). Приведите сведения о свержении монголо-татарского ига (1480 г. – стояние на реке Угре) и об окончании политической зависимости Москвы от Золотой Орды. Покажите, как захват Москвой Новгорода в 1478 г. сказался на судьбе становления демократических традиций в политической жизни России.

Основная литература

1. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011. – С. 80–91.

2. Ивонин, А. Р. Политическая история России IX–XVII вв. / А. Р. Ивонин. – Барнаул, 2003. – С. 92–124.

3. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011. – С. 76–99.

4. Ключевский, В. О. Русская история / В. О. Ключевский. – М., 2007. – С. 76–88, 103, 114–146, 174–194.

5. Моисеев, В. В. История государственного управления России: уч. пособие / В. В. Моисеев. – М., 2010. – С. 42–50.

6. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М., 2009. – С. 67–74.

7. Потатуров, В. А. История России / В. А. Потатуров, Г. В. Тугусова, М. Г. Гурина. – М., 2002. – С. 105–124.

Дополнительная литература

1. Борисов, Н. С. Иван III / Н. С. Борисов. – М., 2006.

2. Борисов, Н. С. Иван Калита. Между двух гигантов / Н. С. Борисов // Родина. 1993. №10. – С. 7–12.

3. Иловайский, Д. Собиратели Руси / Д. Иловайский. – М., 2004.

4. Кобрин, В. Б. Власть и собственность в средневековой России ( XIV–XV вв.) / В. Б. Кобрин. – М., 1985.

5. Кучкин, В. А. Дмитрий Донской / В. А. Кучкин // Вопросы истории. – 1995. – №5–6. – С. 62–83.

6. Лурье, Л. С. Русь XV века: отражение в раннем и независимом летописании / Л. С. Лурье // Вопросы истории. – 1993. – №№11–12.

7. Нефёдов, С. А. Реформы Ивана III и Ивана IV: османское влияние / С. А. Нефёдов // Вопросы истории. – 2002. – №11. – С. 30–53.

8. Петров, А. Мечты о золотом столе. Киевское наследство в политической жизни средневековой Восточной Европы / А. Петров // Родина. – 2006. – №4. – С. 25–30.

9. Скрынников, Р. Г. Иван III / Р. Г. Скрынников. – М., 2006.

Тема 3. Московская Русь в эпоху Ивана Грозного (XVI в.)

План

1. Иван IV и рождение самодержавия. Переход от реформ «Избранной рады» к опричнине.

2. Основные направления внешней политики Ивана IV. Ливонская война (1558–1583 гг.).

Рекомендации

При изучении темы следует обозначить роль борьбы боярских группировок за власть при малолетнем Иване IV, показать значение принятия титула царя в 1547 г. Обратите внимание на первый период правления Ивана IV – 1547–1560 гг. Отметьте роль Земских соборов в это время и «Избранной рады» как центра формирования новых политических идей и реформаторских замыслов в государстве. Уделите внимание научным дискуссиям о природе и границах власти Земских соборов. Выявите объективные и субъективные причины перехода Ивана IV к политике репрессий, проблему выбора им формы правления. Опишите последствия опричнины (1565–1572 гг.), раскол государственного аппарата, “двора” и армии. Уясните, как складывался политический опыт чрезвычайного управления в стране. Подводя итог, обратите внимание на дискуссии об опричнине в отечественной историографии.

Второй вопрос предполагает рассмотрение западной и восточной политики Московского государства XVI в. Изложите разногласия Ивана IV и его окружения по вопросам внешней политики. Охарактеризуйте причины Ливонской войны и назовите ее этапы. Каковы были последствия войны для дальнейшего развития России? Объясните необходимость походов русской армии в Поволжье – присоединения Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханств. Рассмотрите поход Ермака в Сибирь (1582–1585 гг.) и значение присоединения Сибири к России.

Основная литература

1. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011. – С. 93–103, 109–113.

2. Ивонин, А. Р. Политическая история России IX–XVII вв. / А. Р. Ивонин. – Барнаул, 2003. – С. 125–141.

  1. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011. – С. 106–120.

4. Ключевский, В. О. Русская история / В. О. Ключевский. – М., 2007. – С. 212–229, 289–300.

5. Моисеев, В. В. История государственного управления России: уч. пособие / В. В. Моисеев. – М., 2010. – С. 46–67.

6. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М., 2009. – С. 75–88.

Дополнительная литература

1. Аракчеев, В. А. Опричнина и «земщина»: к изучению административной практики в русском государстве 1560–1580-х гг. / В. А. Аракчеев // Российская история. – 2010. – №1. – С. 16–28.

2. Володихин, Д. «Большие воеводы Ивана Грозного. Командование русской армии и опричнина / Д. Володихин // Родина. – 2011. – №1. – С. 80–81.

3. Данилов, А. Г. Опыт единоличной власти в России в XVI–XX вв. / А. Г. Данилов // Вопросы истории. 2009. – №1. – С. 54–57 – об Иване Грозном.

4. Ерусалимский, К. Ю. Ливонская война и московские эмигранты в Речи Посполитой / К. Ю. Ерусалимский // Отечественная история. – 2006. – №3. – С. 71–89.

5. Зимин, А. А. Опричнина / А. А. Зимин. – М., 2001.

6. Зимин, А. А., Россия времени Ивана Грозного / А. А. Зимин, А. Л. Хорошкевич. – М., 1982.

7. Кобрин, В. Б. Иван Грозный / В. Б. Кобрин. – М., 1989.

8. Кобрин, В. Б. Опричнина. Генеалогия. Антропонимика / В. Б. Кобрин. – М., 2008.

9. Нефёдов, С. А. Реформы Ивана III и Ивана IV: османское влияние / С. А. Нефёдов // Вопросы истории. – 2002. – №11. – С. 30–53.

10. Петров, А. Сотворение России / А. Петров // Родина. – 2004. – №12. – С. 3–4.

11. Петрухинцев, Н. Н. Причины закрепощения крестьян в России в конце XVI в. / Н. Н. Петрухинцев // Вопросы истории. – 2004. – №7. – С. 23–40.

12. Скрынников, Р. Г. Ермак / Р. Г. Скрынников. – М., 2008.

13. Скрынников, Р. Г. Иван Грозный и его время / Р. Г. Скрынников. – М., 2009.

14. Скрынников, Р. Г. Минин и Пожарский / Р. Г. Скрынников. – М., 2007.

15. http://historysibsuti.narod.ru/ivgroz0.htm - сайт «История России» - русские историки об Иване Грозном (Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, В.Б. Кобрин, С.В. Бушуев и Г.Е. Миронов, Р.Г. Скрынников)

Читайте также:

lektsia.com

Контрольный тест на тему: Русь Древняя Тема1

История России 10 классКонтрольный тест на тему: Русь Древняя Тема1: Восточные славяне,формирование Древнерусского государстваВыберите правильный ответ
  1. Основное занятие восточных славян:
а) охота в) земледелие б)торговля г) ремесло
  1. Название общины на Руси:
а) вервь б) сход в) вече г) мир
  1. Два государственных центра восточных славян:
а) Чернигов, Полоцк в) Любеч, Чернигов

б) Новгород, Киев г) Смоленск, Псков

  1. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани:
а) колонизация в) повинности

б) полюдье г) налог

  1. Древнерусское государство сложилось:
а) в VII в. б) в начале IX в. в) в конце VIII в. г) в конце IX в. д) славянские семьи жили в избах

е) восточные славяне поклонялись одному богу

ж) Тюркский и Аварский каганаты оказались непрочными государствами

з) для охраны своих судов и товаров купцы нанимали и вооружали специальных людей, которые

объединялись в гильдии

и)наемных скандинавских воинов восточные славяне называли варягами

к) главой Руси был киевский князь

Выберите правильные ответы.

7. В IV—VII вв. соседями восточных славян были:

а) Тюркский каганат

б) Аварский каганат

в) Волжская Булгария

г) Франкское королевство

д) Хазарский каганат

е) Византийская империя

ж) Вестготское королевство

8. Установите правильное соответствие:

1) городище а) территория, признающая власть того или иного князя
2) дань б) повседневная жизнь
3) купцы в) обычаи, уклады общественной жизни
4) княжения г) территория, защищенная рвами и земляными валами
5) быт д) натуральный или денежный сбор с покоренных племени или народов
6) нравы е) люди, главным занятием которых является торговля
9. Вставьте вместо пропусков:

Торговый путь из «варяг в греки» проходил по Неве,_____________, Волхову, Ловати и Днепру. Он соединял море Варяжское, которое сейчас называется _______________ морем Русским, известным в наше время как____________ . Конечным пунктом этого водного пути была _________ .

10. По какому принципу образован ряд: соха, борона, серп.

11. Степные кочевники, с начала IX в. обосновавшиеся в просторах Причерноморья, — это:

а) булгары б) печенеги в) авары г) хазары12. Военное формирование, состоявшее из граждан и создаваемое на добровольных началах в случае

военных действий:

а) дружина в) народное ополчение

б) легион г) фаланга13. В городских центрах Древнерусского государства все важнейшие вопросы решал:

а) князь б) вече в) вервь г) старейшина14. Князь Олег захватил Киев в:

а) 860 г. б) 882 г. в) 879 г. г) 900 г.15. Столицей своих земель князь Олег объявил:

а) Новгород б) Киев в) Чернигов г) Полоцк16. Укажите верные утверждения:

а) главным занятием восточных славян было скотоводство

б) колонизация Восточно-Европейской равнины проходила, как завоевание земель

в) славяне использовали систему земледелия, которая называется подсечно-огневой

г) у славян было особое сословие — жрецы

д) в Нижнем Поволжье в VII в. находилась Волжская Булгария

е) столицу Византии Константинополь славянские народы называли Царьград

ж) людей, главное занятие которых торговля называют купцами

з) новгородским князем после Рюрика стал Аскольд

и) главой Руси был киевский великий

к) общая военная опасность от соседних государств и племен способствовала созданию у восточных славян государства 17. Выберите правильные ответы.

Восточные славяне вывозили на продажу:

а) пушнину б) ткани в) мед г) воск д) булатные мечи е) вина ж) золото18. Установите правильное соответствие:

        1. Ярило а) повелитель ветра
        2. Перун б) бог света ж неба
        3. Огрибог в) бог солнца
        4. Волос (Велес) г) бог грома
        5. Мокошь (Макошь) д) покровитель скотоводства
        6. Сварог е) божество плодородия
19. Вставьте вместо пропусков:

Названия восточнославянских племен было связано с местностью, в которой они жили. Дреговичи от слова «дряга» - болото, трясина. Поляне означало « ____________________________», древляне « _________________».

20. По какому принципу образован ряд: охота, рыболовство, бортничество

Выберите правильный ответ:

21. Большую роль в жизни восточных играло бортничество, то есть:

а) производство глиняной посуды б) выделка шкурок пушного зверя

в) сбор дикого меда г) ловля сетями и неводом рыб22. Самым большим славянским племенем было племя:

а) северян б) полян в) кривичей г) вятичей23. По преданию» князь Рюрик вначале обосновался в:

а) Ладоге б) Изборске в) Киеве г) Новгороде

24. Общерусским ополчением руководил:

а) князь б) старейшины в) воевода г) тысяцкий25. Процесс образования государства у восточных славян был ускорен:

а) угрозой со стороны Византии

б) необходимостью упорядочить сбор дани

в) опасностью нападения варягов на северо-западные славянские земли и хазар — на южные

г) необходимостью защитить купеческие караваны от нападения степных кочевников — печенегов

26. Выберите правильные ответы.

К предпосылкам создания государства у восточных славян относятся:

а) отделение ремесла от сельского хозяйства

б) языческие верования

;в) появление городов — центров ремесла и торговли

г) объединение людей на основе кровного родства

д) установление единых для всех правил поведения

е) введение единых мер и весов

ж) наличие общей для всех военной угрозы

27. Установите правильное соответствие между племенными союзами и местами их проживания:

1. поляне

2. северяне

3. кривичи

4. радимичи

5. ильменские словене

а) Новгород

б) Любеч

в) Киев

г) Смоленск

д) Чернигов

ж) Полоцк

Восточные славяне поклонялись многим богам, то есть были ________________ . Они называли людей, которые могут творить заклинания и предсказывать будущее _______________ . Славяне верили в загробную жизнь и признавали существование нечистой силы. В их представлении души умерших детей и утонувших женщин превращались в _________________. Древние славяне верили, что в каждом озере и реке жил _______________ , а в чаще темного леса обитал _________________ . 29. По какому принципу образован ряд: норманны, викинги, варяги30. Какое имя является лишним в ряду:

По преданию, основателем Киева был: Хорив, Щек, Кий, Дир

h.120-bal.ru


Смотрите также