Крылатые выражения древнего мира. Урок-игра "Крылатые выражения из истории Древнего мира"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация по истории "Крылатые выражения". Крылатые выражения древнего мира


Крылатые выражения Древнего мира

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Киселёвка

Ульчского района Хабаровского края

Индивидуальный итоговый

учебный проект

по предмету «История»

«Крылатые выражения Древнего мира»

Автор проекта:

Швец Кирилл, 5 класс

Руководитель:

Попова Марина Николаевна,

Учитель истории

с. Киселёвка, 2017 год

Содержание:

Введение…………………………………………………………………....3

  1. Теоретическая часть

    1. История происхождения крылатых выражений Древнего мира……………………………………………………………….5-16

  1. Практическая часть……………………………………………………17-19

  2. Заключение………………………………………………………..............20

  3. Список источников и литературы ………………………………………………………...................................20

  4. Приложения.

Введение

Актуальность темы проекта.

Начав изучение истории Древнего мира в 5 классе, мы познакомились с некоторыми крылатыми фразами и выражениями Древней Греции. Меня заинтересовали эти выражения, и я решил узнать о них подробнее. Какой смысл несут эти выражения? Что о них знаем мы – ученики нашей школы? Поэтому я решил самостоятельно изучить эту тему и познакомить ребят с крылатыми выражениями Древнего мира.

Гипотеза: Люди, используя крылатые выражения, очень часто не знают историю их происхождения, поэтому часто употребляют их неправильно.

Цель проекта — исследовать крылатые выражения, и узнать о их происхождении.

Задачи:

1. Формировать умения и способности самостоятельно работать по теме;

2. Формировать речевые умения, навыки по исследовательской деятельности;

3. Провести анкетирование с учащимися;

Тип проекта: информационно-исследовательский

Время работы над проектом: 2 месяца

Режим работы: внеурочный

Информационно-техническое обеспечение:

- школьная библиотека;

- иллюстрации;

- компьютер;

План проведения проектной работы:

  1. Организационная работа.

Я выбрал тему своего исследования, определил цели и задачи исследования, составил план для проведения работы, а также выбрал доступные и наиболее приемлемые методы исследования.

Роль учителя - направляющая на основе мотивации.

2. Поисково-исследовательская.

Я изучал литературу, сайты Интернет, составлял анкеты и проводил анкетирование с учениками школы

Роль учителя – обучающая, тесное взаимодействие с обучающимися при составлении анкет и проведении анкетирования.

3. Создание продукта проектной деятельности.

Продуктом проектной деятельности явилась презентация, буклет, кроссворд, которые в дальнейшем могут быть использованы для уроков по краеведению, истории, для проведения классных часов для обучающихся всех возрастов.

Роль учителя – обучающая, тесное взаимодействие с обучающимся в процессе обработки, анализа и систематизации данных.

4. Предъявление проекта и его продукта.

Роль учителя – сотрудничество.

Теоретическая часть

    1. История происхождения крылатых выражений Древнего мира.

Крылатые слова… Название это восходит к Гомеру, в поэмах которого ("Илиада" и "Одиссея") оно встречается много раз ("Он крылатое слово промолвил"; "Между собой обменялись словами крылатыми тихо"). Гомер называл "крылатыми" слова потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего.

Гомеровское выражение "крылатые слова" стало термином языковедения и стилистики. Термином этим обозначают вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц, имена мифологических и литературных персонажей, ставшие нарицательными (например, Геркулес, Тартюф, Плюшкин), образные сжатые характеристики исторических лиц (например "отец русской авиации", "солнце русской поэзии").

Нередко термин "крылатые слова" толкуется в более широком смысле: им обозначают народные поговорки, присловья, всевозможные образные выражения, возникшие не только из литературных источников, но и в быту, из народных обычаев и верований, терминологии различных ремесел, старинного судопроизводства и т.д.

«Ахиллесова пята»

Ахиллес – величайший герой Троянской войны, сын Пелея и морской богини Фетиды. По мифу, рассказанному Гигиномом, оракул предрек гибель Ахиллеса под стенами Трои. Поэтому его мать, Фетида, решила сделать сына бессмертным. Для этого она окунула Ахиллеса в священные воды подземной реки Стикс, удерживая его при этом за пятку. 

Ахиллес, зная, что ему суждена короткая жизнь, постарался прожить ее так, чтобы слава о его храбрости и доблести осталась на века. Погиб Ахиллес, как и было предсказано, у Скейских ворот от руки «мощного бога и смертного мужа». Аполлон направил в него стрелы лучника Париса: одна из них попала в пятку, за которую держала когда-то героя мать, закаляя его тело.Отсюда и пошло крылатое выражение «ахиллесова пята». Оно употребляется в иносказательном значении - слабая сторона или уязвимое место чего-либо.«Троянский конь»

Троянская война разгорелась после похищения Елены прекрасной – супруги спартанского царя Менелая. Парис, наследник престола Трои, будучи очарованным красотой женщины, похитил ее и увез к себе. Разгневанный Менелай со своим братом собрали войско греков и отправились войной на город обидчика.

Осада спартанцев была длительной и безуспешной, герои гибли один за другим, так и не сумев добраться до Париса. Тогда греки пошли на хитрость. Вырубив кипарисовые рощи вблизи города, они соорудили гигантского коня, куда спрятали своих лучших воинов. Согласно разным источникам, количество вооруженных бойцов, укрывшихся в деревянной скульптуре, колеблется от девяти до трех тысяч (другие популярные варианты – пятьдесят и сто). Гигантскую лошадь оставили под стенами Трои, сопроводив ее запиской о том, что она является подношением богине Афине. Сами же спартанцы сделали вид, что снимают осаду и уплывают.

4Увидев коня, жрец Лаокоонт, знающий коварство греков, воскликнул: «Бойтесь данайцев, даже дары приносящих!», однако в этот момент из моря выползли две огромные змеи и убили жреца и его сыновей. Морских гадов направлял Посейдон, который желал победы Спарте. Однако троянцы восприняли это как добрый знак, говорящий о том, что странный подарок безопасен.

5Коня втащили в город и поставили в акрополе. Ночью же воины, запертые в нем, выбрались. Они перебили стражников, подали знак своим товарищам на кораблях и отперли ворота города. Спартанцы, делавшие вид, что отплыли, спешно вернулись в Трою. После этого греки смогли войти в город, и Троя вскоре пала.

Таким образом выражение «троянский конь» означает тайный и коварный замысел.

«Яблоко раздора»

Согласно древнегреческому мифу, однажды Пелей и Фетида, родители героя Троянской войны Ахиллеса, забыли пригласить на свою свадьбу богиню раздора Эриду. Эрида очень обиделась и тайно бросила на стол, за которым пировали боги и смертные, золотое яблоко; на нем было написано: «Прекраснейшей». Поднялся страшный спор между тремя богинями: супругой Зевса — Герой, Афиной — девой, богиней мудрости, и прекрасной богиней любви и красоты Афродитой.

 «Судьей между ними был избран юноша Парис, сын троянского царя Приама. Парис присудил яблоко богине красоты. Благодарная Афродита помогла Парису похитить жену греческого царя Менелая, прекрасную Елену. Чтобы отомстить за такую обиду, греки пошли войной на Трою. Как видите, яблоко Эриды и на самом деле привело к раздору.

 Памятью об этом осталось выражение «яблоко раздора», означающее всякую причину споров и распрей. Говорят также иногда «яблоко Эриды», «яблоко Париса». Нередко можно услышать и слова «бросить яблоко раздора между несколькими людьми». Смысл этого совершенно понятен.

«Египетская тьма»

Выражение возникло из библейского рассказа об одном из чудес, которое якобы совершил Моисей: он «простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле египетской три дня». Употребляется для обозначения густой, беспросветной тьмы.

«Между Сциллой и Харибдой»

Это выражение пришло к нам из эпоса и мифов древней Греции. Существуют различные версии происхождения этого крылатого выражения, но большинство сходится на том, что Сциллой и Харибдой называли скалы на противоположных берегах Мессинского пролива.

 Сцилла была вершиной высотой до небес, всегда покрытая облаками и мраком. Посреди ее на недосягаемой высоте была пещера, в которой обитало страшное чудовище. 12 лап, 6 голов, пасти с зубами в три ряда, одним словом, то еще чудище. Эта зверюга выла страшным голосом, ловила в море всех кто попадется – от  дельфинов до моряков. Разинув все пасти, разом захватывала с проходящих кораблей по шесть человек.

 Харибда – скала на другом берегу пролива, у которой жила злая водяная богиня, которая топила всех морских путешественников в страшных водоворотах.

 Как-то раз Одиссей со товарищи вынужден был плыть на корабле между Сциллой и Харибдой. Оценив ситуацию, он решил, что лучше пройти мимо Сциллы, которая может схватить только шесть человек, в то время как Харибда утопит всю команду без остатка. Поступив таким образом, одиссей спас остальных членов команды и спасся сам. Так гласит легенда. Или примерно так.

 Выражение оказаться между Сциллой и Харибдой означает оказаться между двух опасностей.  В русском языке суть подобной ситуации лучше отражают выражения «между двух огней» или «между молотом и наковальней», «из огня да в полымя».

«Ганнибалова клятва»

Выражение «ганнибалова клятва» означает решимость бороться до конца не смотря ни на что.  Еще  Ганнибаловой клятвой  называют обет, который человек дает в юности, намереваясь посвятить себя какому-то делу на всю свою жизнь.

 Из истории древнего мира известно, что Рим и Карфаген долгое время были непримиримыми врагами и соперничали за господство в Средиземном море. Карфагенский правитель Гамилькар люто ненавидел Рим и передал эту ненависть своему сыну Ганнибалу, который с детства бывал с отцом в военных походах. Легенда гласит, что еще девятилетним мальчиком Ганнибал поклялся отцу сохранить на всю жизнь непримиримую ненависть к Риму.

 Клятве своей он оказался верен и всю жизнь с Римом воевал. Проиграв сражения на море, Ганнибал, собрав огромное войско, решил достать Рим по суше, для чего перебрался через Гибралтар, завоевал Пиренейский полуостров, Южную Галлию и вошел на территорию Аппенин, разбив римские войска в нескольких сражениях. Судьба Рима висела на волоске. Но взять сам вечный город у Ганнибала уже не оставалось сил. Он был вынужден вернуться восвояси.

 В ответном походе римляне взяли реванш, осадили Карфаген. Условием добровольной сдачи Карфагена была выдача Ганнибала живым. Ганнибал, преданный своими «элитами» бежал, и чтобы не попасть в лапы заклятого врага, покончил с собой. А римляне разрушили Карфаген до основания.

 В отечественной истории известна ганнибалова клятва революционеров Герцена и Огарева, давших в ранней молодости обет всю жизнь бороться с царским режимом в России. Они остались верны своей клятве до конца.

«Валтасаров пир»

В Книге Даниила сказано, что Валтасар был сыном Навуходоносора II и стал последним царем Вавилона. В то время, когда персидская армия стояла под вратами Вавилона, Валтасар устроил роскошнейшее пиршество для вельмож и их жен. Вино пирующие пили из серебряных и золотых святых сосудов, привезенных Навуходоносором из Иерусалима. При этом взяты драгоценные сосуды были в Доме Божием.

В разгар вакханалии на стенах царских покоев невидимая рука начертала надпись, которую мудрецы не могли растолковать. И только пленный мудрец иудейский Даниил разъяснил царю ее значение. Вот как об этом сказано в Библии: «вот и значение слов:

мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему;

текел - ты взвешен на весах и найден очень легким;

перес - разделено царство твое и дано Мидянам и Персам».

В эту же ночь пророчество сбылось – царь Валтасар был убит, а царство Вавилонское принял Дарий Мидянин.

Благодаря библейской легенде имя «Валтасар» стало синонимом беспечности, святотатства, гордыни, невоздержанности, а выражение «Валтасаров пир» стало нарицательным и в буквальном смысле означает разгульное, безудержное веселье в преддверии опасности, беды, катастрофы. В переносном смысле фразеологизм употребляют, когда говорят о распущенности и безбожии «сынов человеческих».

«Перейти Рубикон»

Так уж сложилось, что многие исторические события не только оседают в сочинениях, летописях и хрониках, но и прочно закрепляются в живой речи, и использовать их могут даже люди, не слыхивавшие о реальной подоплеке фразеологизма. Так получилось и со знаменитым переходом Цезаря через легендарную речку. Полководец решился перейти Рубикон, фразеологизм остался в речи потомков. Эта речка сейчас называется Фьюмичино, впадает в Адриатику и протекает между двумя итальянскими городами: Римини и Чезена. Название ее родилось от «rubeus» (то есть «красный» на латыни, ведь воды ее текут по глинистым почвам). Сейчас это небольшая речушка, почти пересыхающая, ведь ее воды уже много столетий используются для орошения полей. Но во времена Цезаря именно по красноватой речушке проходила тогдашняя граница между самой Италией и одной из римских земель – Цизальпинской Галлией. Гай Юлий, бывший тогда проконсулом, командовал 13-м Парным легионом и обязан был остановиться у реки: ведь проконсул мог командовать солдатами только в провинциях и не мог вести легионы в землях собственно Италии. Это явилось бы прямейшим нарушением закона и полномочий Сената, государственным преступлением и потому каралось смертной казнью. Но иного выбора, увы, не оставалось. Тогда Цезарь боролся за власть с Сенатом Рима, получив в управление провинцию Галлия. Знаменитый полководец не сразу решился на боевые действия, мог идти на различные соглашения, лишь бы не случилось кровопролития, и даже всеми силами затягивал переговоры, откладывая начало собственно военных действий. Однако его усилия не привели к успеху, чересчур уж многие желали войны. Противником его был Помпей, располагавший громадным римским войском. Положение Цезаря было не особенно радужным: основная часть его армии находилась за Альпами. Нужны были быстрые ходы и решительные варианты, на то, чтобы дожидаться подкреплений, времени уже не было. Поэтому в январе 49 г. до нашей эры Гай Юлий приказал своим командирам перейти Рубикон и занять городок Армин, что находился на юге от устья реки. Этот демарш позвонил ему не просто перейти Рубикон, значение этого шага было огромным. Блестящий военачальник смог разбить силы Сената и превратиться в полновластного и единственного правителя Вечного города, ведь противники запаниковали и бежали, едва только прослышали о демарше Цезаря. Для него самого этот переход тоже был судьбоносным событием. Если верить рассказу историка Светония, решив перейти Рубикон, полководец даже промолвил: «Жребий брошен». После победы Гай Юлий Цезарь смог завоевать не только любовь народа, но и создал могущественное государство, просуществовавшее еще полсотни лет. С тех самых пор выражение «перейти Рубикон» превратилось в крылатую фразу, которая означает совершение решающего поступка, принятие судьбоносного решения. То есть, это некий значимый шаг, навсегда делящий события на «до» и «после», в корне изменяющий положение дел. Обратного пути после такого решения уже нет. Выражение это довольно старое, распространенное во многих языках мира.

«Хлеба и зрелищ»

Этой крылатой фразе "хлеба и зрелищ" около тысячи лет. Популярным это выражение стало в далекие времена, когда большей частью цивилизованного мира владела Римская Империя.

В произведении известный поэт и сатирик той эпохи по имени Ювенал.В своей седьмой сатире этот прославленный поэт с помощью своего таланта сравнивает прошедшую эпоху героев и подвигов с печальным настоящим. Как и сейчас современники Ювенала жаждали только все новых и новых удовольствий и предметов роскоши, забыв про то чем когда то являлся великий Рим. Ювенал в своем приведении напомнил современникам с кого надо брать пример, раскрыл перед ними всю низость их нравственного падения. Более того он совершил в своей книги нападки на императора Августа, который разрешил подкуп плебса их голосов и мнения. Для этого он использовал бесплатный хлеб и зрелища. В те суровые времена упадка Рима, правительство решило бесплатно раздавать беднякам продукты первой необходимости, такие, как: масло, хлеб и дешевое вино.Более того, что бы повысить свою популярность среди народа были организованы бесплатные цирковые представления, а также битвы гладиаторов и хищных зверей. Это делалось не только, что бы повысить популярность власти, но и для того что бы показать простому народу, что в Риме все спокойно, все живут мирно и счастливо.На начальном этапе эта задача была выполнена и плебс действительно стал жить только сиюминутными желаниями, единственным критерием его существования стало количество получения бесплатной еды и удовлетворения от кровавых расправ на арене.

Максимальную распространенность фраза "хлеба и зрелищ" получила во времена правления императора Нерона. Этот жестокий тиран мог подавить восстание, лишь досыта накормив обезумевшую толпу и отправив ее на арену цирка.

«Ткань Пенелопы»Этот образ, как и сотни других, пришёл к нам из великой поэмы древности из «Одиссеи» слепого Гомера.

Пенелопой звали верную жену хитроумного скитальца по миру Одиссея, царя Итаки. Двадцать лет ожидала Пенелопа возвращения исчезнувшего мужа. Год за годом ей досаждали люди, желавшие, чтобы она вступила с кем-либо во второй брак. Пенелопа недаром была супругой хитреца: она пообещала сделать выбор после того, как кончит ткать покрывало для своего старого свёкра, Лаэрта отца Одиссея. Женихи доверчиво ждали: Пенелопа была искусная ткачиха. Но каждую ночь она распускала, всё, что успевала изготовить за день, а когда наконец её хитрость была раскрыта и она оказалась перед необходимостью немедленного выбора будущего супруга из числа, осаждающих её женихов, вернулся Одиссей, и в жестокой схватке перебил всех соискателей руки своей жены.

Мы называем работой Пенелопы всякий бесконечно, длящийся труд, результаты которого уничтожаются по мере его продвижения вперёд. «Ткань Пенелопы» означает ловкую хитрость, а самое имя Пенелопа» стало символом верности жены отсутствующему мужу

«Пиррова победа»

Данное выражение употребляют в тех случаях, когда что-то досталось кому-то слишком большой ценой, но кто такой сам Пирр, и когда он одержал победу, мало кто знает. На самом же деле, происхождение «крылатого» выражения берет свое начало в далекой древности.

В 279-ом году до нашей эры царь Пирр воевал с римским легионом недалеко от Аускуле. Его воины были хорошо вооружены и подготовлены, они имели боевых слонов, высокоточные луки и дротики. Уверенный в своей победе, Пирр пошел в наступление. Но римляне не желали сдаваться и отбивались от врага, как могли, чтобы не допустить наступление воинов на слонах. Слоны в то время считались самым страшным и смертоносным оружием, они были просто непобедимы. В и тоге, римским легионерам все же пришлось отступить в свой лагерь.

Царь Пирр, окрыленный быстрой победой, решил не догонять врага, ведь его воины, как и противник, потеряли примерно 15 000 человек. И тогда Пирр сказал, что если у него будет еще одна такая же победа, то можно считать это поражением, так как войска не останется.

Немного позже войско Пирра потерпело поражение, сам он тоже погиб на поле боя. Дело было так: царь пошел на небольшой грецкий городок под названием Аргос. С наступлением темноты его лучшие воины прорвались в город незаметно для населения. Местные жители заметили вторжение лишь тогда, когда начали заходит слоны. На протяжении всей ночи шел бой, защитникам города помогали держаться только многочисленные каналы, разделявшие пиррово войско. На темных и узких улицах городка вскоре все перемешалось в одну сплошную массу людей: бойцы больше не слышали приказов начальства, а руководство, в свою очередь, не знало, что происходит.

Когда взошло солнце, Пирр всё-таки решил покинуть злополучный город и отправил гонца к своему сыну, стоявшему с резервными войсками за стенами Аргоса. Согласно новому плану, сын должен был со своими верными воинами пробить дыру в городской стене, чтобы основные войска быстро отступили. Однако гонец всё перепутал и сообщил сыну, что царь ждёт егов городе. Сын дал команду войскам идти в город. В итоге, 2 войска столкнулись на выходе, произошла страшная давка, а непослушный сон лёг прямо у ворот и заградил путь. Самого Пирра убила мать одного из защитников города. Она пряталась на крыше и увидев, что сыну грозит опасность со стороны царя, швырнула в Пирра кусок камня, сорванного с того же здания.

С тех пор Пирровой победой называют успех, для которого необходимы колоссальные жертвы, и который вызывает множество вопросов и сомнений

«Высечь море»

Из легенды о персидском царе (с 486 до н. э.) Ксерксе (?—465 до н. э.), который в 480—479 гг. до н. э. возглавил поход персов в Грецию, окончившийся поражением. Когда готовилось сражение при Саламине, Ксеркс приказал устроить понтонный мост, чтобы скорее перебросить свои воинские силы к месту битвы. Но поднялся ветер, мост был разрушен. Разъяренный царь приказал наказать море, и персидские палачи, бывшие при войске, высекли морскую воду. Море было «наказано».

Ироническим образом «Ксеркса, секущего море» пользовались многие писатели, в частности, сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин, который имел в виду в данном случае человека, который винит во всех своих неудачах кого угодно, только не себя, и в таких претензиях к окружающим доходит до абсурда.

"Кануть в Лету"

Если мы откроем словарь, то узнаем, что слово "кануть" имеет сразу несколько значений. Однако именно в этой фразе слово "кануть" означает бесследно пропасть либо исчезнуть. Откуда появилось это старинное слово? В старину люди видели, как дождь падая с неба каплями и попадая на какой либо водоем бесследно исчезает. То есть слово "кануть" произошло от слова "капнуть". Поэтому наши предки связывали смысл слова "кануть" с бесследным исчезновением, как будто человек растворился в воде и пропал навсегда. Теперь именно такое значение и используется в идиоме "как в воду канул".

Если перевести слово «Лету» с греческого языка, то оно обозначает забвение. Однако у этого слова имеется ещё одно значение, ведь в греческой мифологии так называется река. В подземном царстве Аида текло несколько рек, одной из которых была река «Лету». Когда греческие граждане умирали их душа попадала в подземные чертоги, они пили воду из этой реки и забывали свою прошлую жизнь.

Исходя из всего написанного выше можно сделать вывод, что смысл этих слов «кануть в лету» означало навсегда исчезнуть, как из памяти людей, так и возможно из жизни. То есть так говорили о том человеке, который пропал навсегда и которого все позабыли.

В наше время смысл этого выражения немного трансформировался и стал означать «что его трудно найти, либо кто-то потерялся» Вот многие и говорят сейчас «кануло в лету», т.е навсегда исчезло и больше не вернуть.

«Бочка Данаид»

Данаиды в греческой мифологии — пятьдесят дочерей царя Ливии Даная, с которым враждовал его брат Египет, царь Египта. Пятьдесят сыновей Египта, преследуя Даная, бежавшего из Ливии в Арголиду, вынудили беглеца отдать им в жены его пятьдесят дочерей. В первую же брачную ночь Данаиды, по требованию отца, убили своих мужей. Только одна из них решилась ослушаться отца. За совершенное преступление сорок девять Данаид были после своей смерти присуждены богами вечно наполнять водой бездонную бочку в подземном царстве Аида. Отсюда возникло выражение «бочка Данаид», употребляемое в значении: постоянный бесплодный труд, а также — вместилище, которое никогда не может быть наполнено. Миф о Данаидах впервые изложен римским писателем Гигином, однако образ бездонного сосуда встречается у древних греков раньше. Лукиан первый использовал выражение «бочка Данаид».

«Со щитом или на щите»

В древнегреческой Спарте, небольшой, но славившейся мужественными, закаленными воинами стране, родилась легенда, давшая жизнь фразеологизму «со щитом или на щите». Жительница Спарты Горго, провожая на войну сына, дала ему щит и напутствовала его такими словами: «С ним или на нем!» Это краткое и лаконичное выражение означало: вернись домой, как победитель со щитом или пусть тебя принесут товарищи на щите, как в те времена было принято: павших в сражении спартанцев приносили домой на щитах. И сегодня это выражение не потеряло своего первоначального смысла. Мы говорим: «вернуться со щитом», и это означает одержать победу, а «вернуться на щите» – погибнуть в сражении, потерпеть неудачу. Еще одно выражение «поднять на щит », которое пришло к нам из Древнего Рима, означало в те времена воздание высших почестей. Римляне поднимали вновь провозглашенных вождей и военачальников высоко над головами на щитах. Однако сегодня это выражение имеет немного другой смысл – так говорят, когда хотят подчеркнуть, что кого-то перехвалили, воздали незаслуженные почести.

multiurok.ru

Тема:"Крылатые выражения Древнего мира."

Просмотр содержимого документа «Тема:"Крылатые выражения Древнего мира."»

 Тема исследования: Крылатые выражения Античного мира и их объяснение.

Тема исследования:

Крылатые выражения Античного мира и их объяснение.

 Цели исследования: 1.Изучить крылатые выражения , находящиеся в учебнике по истории и в дополнительной литературе . 2. Выявить понятие «крылатое выражение»и их смысловое значение в античности и в наше время.

Цели исследования:

1.Изучить крылатые выражения , находящиеся в учебнике по истории и в дополнительной литературе .

2. Выявить понятие «крылатое выражение»и их смысловое значение в античности и в наше время.

Актуальность и выбор темы обусловлены следующими факторами: Во-первых , это связано с недостаточной изученностью крылатых выражений античности, а также неоднозначностью взглядов лингвистов на проблему. Некоторые филологи включают данные языковые единицы в состав фразеологии , другие считают крылатые выражения чем-то совершенно иным. Во- вторых, использование крылатых выражений делает нашу речь богатой , сочной и выразительной придавая ей не только смысловую, но еще и эстетическую нагрузку. В-третьих, тем, что лексическое значение крылатых выражений античности в ту же эпоху намного отличается от смысловой нагрузки тех же выражений в наше время. ;

Актуальность и выбор темы обусловлены следующими факторами:

Во-первых , это связано с недостаточной изученностью крылатых выражений античности, а также неоднозначностью взглядов лингвистов на проблему. Некоторые филологи включают данные языковые единицы в состав фразеологии , другие считают крылатые выражения чем-то совершенно иным.

Во- вторых, использование крылатых выражений делает нашу речь богатой , сочной и выразительной

придавая ей не только смысловую, но еще и эстетическую нагрузку.

В-третьих, тем, что лексическое значение крылатых выражений античности в ту же эпоху намного отличается от смысловой нагрузки тех же выражений в наше время.

;

Гипотеза: Античные крылатые выражения вошли в нашу речь, обогатив её, сделав наиболее выразительной и насыщенной.

Гипотеза: Античные крылатые выражения вошли в нашу речь, обогатив её, сделав наиболее выразительной и насыщенной.

Задачи исследования: 1.Познакомиться с крылатыми выражениями находящимися в учебнике по истории и в дополнительной литературе. 2.Убедиться в достоверности найденной информации, проанализировать полученные результаты 3.Доказать,что крылатые выражения - это фразы, пришедшие в нашу речь из литературных произведений или из исторических событий 4.Убедиться в выше поставленной гипотезе. 5.Выявить понятие »крылатое выражение» и сравнить смысловые нагрузки данных выражений в античности и в наше время.

Задачи исследования:

1.Познакомиться с крылатыми выражениями находящимися в учебнике по истории и в дополнительной литературе.

2.Убедиться в достоверности найденной информации, проанализировать полученные результаты

3.Доказать,что крылатые выражения - это фразы, пришедшие в нашу речь из литературных произведений или из исторических событий

4.Убедиться в выше поставленной гипотезе.

5.Выявить понятие »крылатое выражение» и сравнить смысловые нагрузки данных выражений в античности и в наше время.

Объект исследования: Крылатые выражения античности. Предмет исследования: Античные сочинения .

Объект исследования:

Крылатые выражения античности.

Предмет исследования:

Античные сочинения .

Свое исследование мы построили на основе разработанного плана: I. Введение: II. Основная часть: 1. Крылатые выражения Античности и их сущность. 2. Крылатые выражения и их значение в современном языке. III. Заключение. IV. Библиографический список. V. Приложения.

Свое исследование мы построили на основе разработанного плана:

I. Введение:

II. Основная часть:

1. Крылатые выражения Античности и их сущность.

2. Крылатые выражения и их значение в современном языке.

III. Заключение.

IV. Библиографический список.

V. Приложения.

I. Введение: В современном обществе велик интерес к древним культурам. Это связано с тем, что культуры современных народов немыслимы без прошлого. Литература, искусство и философия Древнего мира дали толчок развитию европейской культуры. Античность открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Историческое развитие всего человечества нельзя представить без античности.

I. Введение:

В современном обществе велик интерес к древним культурам. Это связано с тем, что культуры современных народов немыслимы без прошлого. Литература, искусство и философия Древнего мира дали толчок развитию европейской культуры. Античность открыла человека как прекрасное и сов

multiurok.ru

Презентация по истории "Крылатые выражения"

Крылатые выражения

Крылатые выражения

Камень преткновения. Выражение употребляется в значении: затруднение, на которое наталкивается кто-нибудь в каком-нибудь деле. Возникло из Библии (Книга пророка Исаии, 8, 14; Послание апостола Павла к римлянам, 9, 31—33 и др.).

Камень преткновения.

Выражение употребляется в значении:

затруднение, на которое наталкивается кто-нибудь

в каком-нибудь деле. Возникло из Библии

(Книга пророка Исаии, 8, 14;

Послание апостола Павла к римлянам, 9, 31—33 и др.).

Ноев ковчег. Ковчег спасения. Выражения возникли из библейского мифа о всемирном потопе, от которого спасся Ной со своей семьей и животными, так как бог заранее научил его построить ковчег (судно) (Бытие, 6, 7). Упо требляются в значении: помещение, заполненное множеством людей; средство спасения.

Ноев ковчег. Ковчег спасения.

Выражения возникли из библейского мифа о всемирном потопе, от которого спасся Ной со своей семьей и животными, так как бог заранее научил его построить ковчег (судно) (Бытие, 6, 7). Упо требляются в значении: помещение, заполненное множеством людей; средство спасения.

Суд Соломона Выражение это употребляется в значении: суд мудрый и скорый. Основано оно на библейском мифе. Однажды к мудрому царю Соломону пришли две женщины. Одна из них сказала:

Суд Соломона

Выражение это употребляется в значении: суд мудрый и скорый. Основано оно на библейском мифе. Однажды к мудрому царю Соломону пришли две женщины. Одна из них сказала: "Мы живем вместе, и у нас было по сыну одного возраста. В прошлую ночь она во сне нечаянно придушила своего сына и переложила мертвого ко мне, а моего живого взяла к себе". Но другая утверждала, что та сама задушила своего ребенка. Соломон велел подать ему меч и сказал: "Так как обе женщины присваивают себе ребенка, то рассеките его на две части и отдайте половину одной и половину другой". Тогда женщина, сын которой был жив, сказала: "Отдайте ей этого ребенка, только не убивайте его. И тогда Соломон решил, что мать ребенка именно та, которая умоляет не убивать его.

Авгиевы конюшни В греческой мифологии Авгиевы конюшни — обширные конюшни Авгия, царя Элиды, которые в продолжение многих лет не убирались. Очищены они были в один день героем Гераклом (Геркулесом): он направил через конюшни реку, воды которой и унесли весь навоз. Миф этот впервые сообщен греческим историком Диодором Сицилийским (1 в. до н. э.). Возникшее отсюда выражение

Авгиевы конюшни

В греческой мифологии Авгиевы конюшни — обширные конюшни Авгия, царя Элиды, которые в продолжение многих лет не убирались. Очищены они были в один день героем Гераклом (Геркулесом): он направил через конюшни реку, воды которой и унесли весь навоз. Миф этот впервые сообщен греческим историком Диодором Сицилийским (1 в. до н. э.). Возникшее отсюда выражение "авгиевы конюшни" применяется для обозначения очень грязного помещения, а также сильной запущенности, засоренности, беспорядка в делах, требующих больших усилий для их устранения; крылатым оно стало еще в древности

Ариаднина нить Выражение, означающее: путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти из затруднительного положения, решить трудный вопрос. Возникло из греческих мифов об афинском герое Тесее, убившем Минотавра, чудовищного полубыка-получеловека. Совершить опасный подвиг Тесею помогла полюбившая его дочь критского царя Ариадна. Тайно от отца она дала ему острый меч и клубок ниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей и девушек отвели в лабиринт. Тесей привязал у входа конец нитки и пошел по запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра, Тесей по нитке нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных

Ариаднина нить

Выражение, означающее: путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти из затруднительного положения, решить трудный вопрос. Возникло из греческих мифов об афинском герое Тесее, убившем Минотавра, чудовищного полубыка-получеловека. Совершить опасный подвиг Тесею помогла полюбившая его дочь критского царя Ариадна. Тайно от отца она дала ему острый меч и клубок ниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей и девушек отвели в лабиринт. Тесей привязал у входа конец нитки и пошел по запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра, Тесей по нитке нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных

Ахиллесова пята В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) — один из самых сильных и храбрых героев; он воспет в

Ахиллесова пята

В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) — один из самых сильных и храбрых героев; он воспет в "Илиаде" Гомера. Послегомеровский миф, переданный римским писателем Гигином, сообщает, что мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс; окуная, она держала его за пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственно уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса. Возникшее отсюда выражение "ахиллесова (или ахиллова) пята" употребляется в значении: слабая сторона, уязвимое место чего-либо.

Дамоклов меч Выражение возникло из древнегреческого предания, рассказанного Цицероном в сочинении

Дамоклов меч

Выражение возникло из древнегреческого предания, рассказанного Цицероном в сочинении "Тускуланские беседы". Дамокл, один из приближенных сиракузского тирана Дионисия Старшего (432— 367 гг. дон. э.), стал завистливо говорить о нем как о счастливейшем из людей. Дионисий,

чтобы проучить завистника, посадил его на свое место. Во время пира Дамокл увидел, что над его головой висит на конском волосе острый меч. Дионисий объяснил, что это — эмблема тех опасностей, которым он, как властитель, постоянно подвергается, несмотря на кажущуюся счастливой жизнь. Отсюда выражение "дамоклов меч" получило значение нависшей, угрожающей опасности

Пегас В греческой мифологии — крылатый конь Зевса; под ударом его копыта на горе Геликон образовался источник Ипокрена, вдохновляющий поэтов (Гесиод, Теогония; Овидий, Метаморфозы, 5). Символ поэтического вдохновения.

Пегас

В греческой мифологии — крылатый конь Зевса; под ударом его копыта на горе Геликон образовался источник Ипокрена, вдохновляющий поэтов (Гесиод, Теогония; Овидий, Метаморфозы, 5). Символ поэтического вдохновения.

Дары данайцев. Троянский конь Выражение употребляется в значении: коварные дары, несущие с собой гибель для тех, кто их получает. Возникло из греческих сказаний о Троянской войне. Данайцы, после длительной и безуспешной осады Трои, прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Троады. Жрец Лаокоон, увидя этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул:

Дары данайцев. Троянский конь

Выражение употребляется в значении: коварные дары, несущие с собой гибель для тех, кто их получает. Возникло из греческих сказаний о Троянской войне. Данайцы, после длительной и безуспешной осады Трои, прибегли к хитрости: они соорудили

огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Троады. Жрец Лаокоон, увидя этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: "Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих!" Но троянцы, не слушая предостережений Лаокоона и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. Ночью данайцы, спрятавшиеся внутри коня, вышли, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели

Прометей. Прометеев огонь Прометей в греческой мифологии — один из титанов; он похитил с неба огонь и научил людей пользоваться им, чем подорвал веру в могущество богов. За это разгневанный Зевс повелел Гефесту (богу огня и кузнечного искусства) приковать Прометея к скале; ежедневно прилетавший орел терзал печень прикованного титана (Гесиод, Теогония; Эсхил, Скованный Прометей). Возникшее на основе этого мифа выражение

Прометей. Прометеев огонь

Прометей в греческой мифологии — один из титанов; он похитил с неба огонь и научил людей пользоваться им, чем подорвал веру в могущество богов. За это разгневанный Зевс повелел Гефесту (богу огня и кузнечного искусства) приковать Прометея к скале; ежедневно прилетавший орел терзал печень прикованного титана (Гесиод, Теогония; Эсхил, Скованный Прометей). Возникшее на основе этого

мифа выражение "прометеев огонь" употребляется в значении: священный огонь, горящий в душе человека, неугасимое стремление к достижению высоких целей в науке, искусстве, общественной работе. Образ Прометея является символом человеческого достоинства, величия

videouroki.net

Крылатые латинские фразы и выражения

В современном мире мы часто сталкиваемся с крылатыми латинскими выражениями. Родовые девизы и рекламные слоганы, цитаты в художественной и научной литературе, даже повседневная речь предоставляют нам огромное разнообразие крылатых фраз, поговорок и пословиц, либо основанных на латинских выражениях, либо прямо их цитирующих.

Но повсеместное бытование латинских выражений – явление, свойственное лишь последним нескольким столетиям и связанное с широким распространением грамотности и массовой культуры. В Средние века и Новое время знание и понимание даже элементарной латыни было уделом аристократических кругов и научного сообщества.

Как произошли некоторые из тех латинских пословиц, которые мы повторяем практически ежедневно? С какими великими деятелями древности и Средневековья они связаны? При каких обстоятельствах они были произнесены и какие претерпели изменения в наши дни? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Мудрость веков: высказывания учёных древности на латыни

Древние греки, а впоследствии — и римляне, очень высоко ценили науки и образованность. Учёные мужи нередко находились под покровительством влиятельных магнатов, а то и правителей античных полисов и тиранов.

Именно такое высокое положение занимал в Сиракузах при тиране Гиероне великий математик и инженер Архимед (III в. до н.э.). Во время Второй Пунической войны его изобретения не раз и не два спасали жителей города от взятия его римлянами. Даже римский консул Марцелл, противостоявший Гиерону, очень высоко ценил заслуги Архимеда. В книге XXVI «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского описана смерть 75-летнего Архимеда: он был убит римским солдатом за отказ идти с ним. По преданию, Архимед был настолько погружён в свой чертёж, что отстранил того, сказав ему: «Noli turbare circulos meos!» (Не тронь моих кругов!). Есть также другие варианты передачи этой крылатой фразы, например: «Noli obsecro istum disturbare!» (Заклинаю, не трогай его [чертёж]!), у Валерия Максима («Достопамятные дела и слова». Книга VIII, глава 7.7). Интересно, что на факультете физики Университета Людвига-Максимилиана в Мюнхене есть стена с барельефом, где как раз учёный старец грозит мечом римским завоевателем.

Другим известнейшим крылатым выражением древности была фраза-максима, выбитая на камне храма Апполона в Дельфах: «Познай себя» (греч. Gnothi seauton, лат. Nosce te ipsum или Temet nosce). Авторство этой фразы спорно: Диоген Лаэртский приписывает её Фалесу Милетскому, а средневековые философы – Фалесу и Хилону. Платон говорил, что Сократ использовал эту фразу в качестве начала многих своих диалогов; впоследствии она приобрела более пространную форму: «Познай себя – и ты познаешь весь мир». В Средние века эта максима понималась как призыв избегать подчинения мнению толпы.

Сильные мира сего и латынь: от войны к миру и наоборот

Надо отметить тот факт, что и правители нередко являли на свет крылатые фразы и выражения, переживавшие века. Один из величайших полководцев и государственных деятелей Древнего мира, Гай Юлий Цезарь, согласно греческому историку Плутарху, при переходе реки Рубикон 10 января 48 г. до н.э. произнёс фразу, которой суждено было пережить столетия: Alea jacta est (Жребий брошен). Именно с этого момента начинается поход Цезаря против Гнея Помпея Великого, приведший Цезаря к абсолютной власти в Империи. В тот момент против него были все обстоятельства: перевес Помпея в количестве легионов; враждебно настроенная аристократия Рима; отсутствие достаточного политического веса в римском сенате. Однако быстрота принятия решения обеспечила Цезарю дальнейший успех. И по сию пору его высказывание произносят в ситуации, когда требуется решительный выбор и упорство в достижении цели.

Подлинно великой стала фраза Цезаря, которой он описал свою победу над Фарнаком, царём Боспорского царства, в 47 г. до н.э. В тот момент Фарнак располагал значительными силами и подстрекал множество царей Передней Азии к восстанию против римлян, и Цезарь, обладая лишь тремя легионами, решил атаковать резко и стремительно. Истребив почти всю армию Фарнака, Цезарь послал письмо в Рим к своему другу Матию, в котором описал свой триумф всего тремя словами – «Veni, vidi, vici» (Пришёл, увидел, победил – Плутарх. «Цезарь», глава 50). Плутарх, составивший жизнеописание Цезаря, замечал, что на латыни эти три слова – с одинаковыми окончаниями и состоящие всего из двух слогов, – «создают впечатление убедительной краткости». Впоследствии, справляя понтийский триумф при возвращении в Рим, Цезарь приказал пронести таблички с этой фразой (Светоний. «Божественный Юлий», глава 37).

Император Рима Октавиан Август имел обыкновение говорить о безнадёжных долгах, что они будут выплачены к греческим календам («Ad Kalendas Graecas»), т.е. никогда (Светоний. «Божественный Август», глава 87). Это выражение, как и фраза «Paulo post futurum» (примерный перевод – «спустя немного времени после того, как наступит будущее»), являла собой игру слов в чистом виде: календами в римском календаре называли день, который предшествовал первому дню следующего месяца (например, июньские календы наступали 31 мая), тогда как в древнегреческих полисах не было единого календаря. Кроме того, календ ни в одном из греческих календарей не было.

Ещё одна крылатая фраза, которую взял в качестве собственного девиза итальянец Чезаре Борджиа, один из влиятельнейших представителей своего рода в кон. XV- нач. XVI вв. – «Aut Caesar, aut nihil» (Или Цезарь, или никто). Эти слова выражали его безграничное стремление к власти через объединение итальянских земель. Изначально фраза звучали несколько иначе: «Аut frugi hominem esse oportere …aut Caesarem» («Необходимо быть либо благоразумным человеком, либо Цезарем»), а их автором был римский император Калигула (Светоний. «Гай», глава 37). Как известно, Калигула вёл распутный образ жизни, утопая в роскоши, совершал безумные траты на увеселения, за что он поплатился собственной жизнью. Таким образом, выражение, изначально подчёркивавшее негативные стороны человеческой натуры, через полтора тысячелетия стало отражением честолюбия и смелости.

Средневековые писатели и философы: возвращение к древности

Средневековые мыслители и философы также внесли огромный вклад в дело создания латинских поговорок и афоризмов. Например, Томас Гоббс в работе «О человеке» (1658) провозглашает вслед за Фрэнсисом Бэконом (у которого он был секретарём в молодые годы): «Знание – сила» (Scientia potentia est). Между тем, значение этого выражения можно толковать в нескольких смыслах. Бэкон имел в виду Божественную силу, противопоставляя её различным «заблуждениям» (т.е. ересям). Гоббс же в большей степени говорил о пользе научного знания для избранных («Знание – это сила, но небольшая, поскольку знание редко выделяется; и если проявляется – то в немногих людях и немногих делах…»). Сейчас смысл этой поговорки (кстати, имеющей аналог в ветхозаветной «Книге притчей Соломоновых») мы понимаем совершенно по-другому: как доказательство научно-технического прогресса и неуклонного движения общества вперёд на основе научных достижений.

Великий математик и философ XVII в. Рене Декарт сформулировал на латыни первичную истину, в которой нельзя усомниться и на базе которой строится всё современное рациональное знание – «Cogito ergo sum» (Мыслю – следовательно, существую). Само это утверждение он впоследствии дополнил важной деталью: факт мышления и даже существования человека может быть поставлен под сомнение, но сам факт появления сомнения неоспорим. Отсюда рождается знаменитая формула: «Dubito ergo sum» (Сомневаюсь – следовательно, существую). Одним из идейных предшественников Декарта в этом можно назвать Блаженного Августина, епископа Гиппонского (кон. IV-нач. V вв.), автора труда «О Граде Божием».  Он отвечал на возражения образованных людей своего времени: «Если я обманываюсь, то уже поэтому существую. Ибо кто не существует, тот не может, конечно, и обманываться: я, следовательно, существую, если обманываюсь» (Si fallor, sum). Однако Августин противопоставлял свои взгляды прежде всего языческой среде, которая критически относилась к его доказательствам существования Бога; Декарт же, напротив, был вынужден бороться с клерикальными препонами (в т.ч. с «аристотелевско-христианским синтезом», выражавшимся в опоре на авторитет священных текстов и наставников) в отношении науки.

Писатели Средневековья и Раннего Нового времени также внесли большой вклад в «создание» латинских выражений, которые мы сегодня приписываем философам Античности. Скажем, Мигель Сервантес де Сааверда во второй части своего романа про Дон Кихота (1615) встречается выражение, приписываемое Аристотелю: «Amicus mihi Plato, sed magis amica veritas» (Платон мне друг, но истина дороже). Дело в том, что Платон и Аристотель были величайшими философами и учёными Древней Греции в IV в. до н.э., оба занимались образованием учеников, однако при этом их взгляды на мир и природу разительно отличались. Наверное, одним из немногих пунктов в познании окружающей действительности, который был общим для обоих философов, являлся безусловный примат истины над мнением самого авторитетного учителя. Так, Платон в диалоге «Федон» обращался к своим ученикам устами Сократа: «Следуя мне, меньше думайте о Сократе, а больше об истине». Похожий вариант встречаем и у Аристотеля: «Сократ мне мил, но истина всего милее». Спустя тысячу лет имя Сократа было заменено Сервантесом на имя Платона, и в таком виде фраза стала всемирно известной.

Безусловно, этот набор крылатых фраз далеко не исчерпывает всё многоцветие латинского языка. И Античность, и Средние века подарили нам огромное количество крылатых выражений, о которых можно было бы многое сказать и написать. Наверное, каждый человек, интересующийся мировой культурой, выдающимися произведениями живописи и литературы, мог бы составить свой список пословиц и поговорок на латыни, которыми он периодически пользуется при общении с окружающими, в деловой переписке и т.д.

Может быть, тем, кто читает эту статью, стоило бы в форме для комментариев написать (с небольшим пояснением) самые выдающиеся крылатые фразы, чтобы привлечь внимание других людей к этой проблеме?

Автор: Михаил Земляков

4brain.ru

Урок-игра "Крылатые выражения из истории Древнего мира"

НАЧАЛЬНАЯШКОЛА
ОСНОВНАЯИ СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕОПЫТА
ТЕМ ВРЕМЕНЕМВ БЛОГАХ... еще... КОММЕНТАРИИ еще... Наталья Николаевна, благодарю Вас за продолжение замечательной серии работ. Инте... Елена Владимировна, спасибо за продолжение интересной серии работ, всего доброго... Очень красивая работа, Раиса Поликарповна. Очаровательное оформление, прекрасное... Лидия Петровна, очень нравится мне Ваша серия. Спасибо за продолжение, дальнейше... Ольга Куприяновна, очаровали видеороликом! Очень понравились подобранные Вами из... Ольга Куприяновна, спасибо за интерес к работе и всего Вам самого доброго. Наталья Николаевна, спасибо за полезный ресурс! Творческого Вам вдохновения!

История 5 класс

• игра, викторина , презентация 30.03.2014
Урок-игру "Крылатые выражения из истории Древнего мира, в каких случаях их можно употреблять в наши дни и загадки", можно провести с учащимися 5-7 классов на уроках истории, литературы, а также на классных часах и внеклассных мероприятиях. Игру можно провести в полном объеме, а можно частями, для ребят будет интересно. Ссылка на информационные источники и шаблон имеются.

© Савченко Наталия Ивановна Савченко Наталия Ивановна Понравилось? Сохраните и поделитесь:

По кнопке ниже вы можете скачать Урок-игра "Крылатые выражения из истории Древнего мира" категории История 5 класс бесплатно. Будем благодарны, если вы оставите отзыв или посмотрите еще другие материалы на нашем сайте. Документ является презентация.

Скачать материал 1.6Mb Загрузка началась... Понравился сайт? Получайте ссылкина лучшие материалы еженедельно! Подарок каждому подписчику!
Рекомендации:

Порядок вывода комментариев: По умолчаниюСначала новыеСначала старые

Наталья Ивановна, уникальная презентация, можно использовать на многих уроках, в начальной школе это будет прекрасный иллюстрационный материал для уроков русского языка и окружающего мира.

Спасибо, за оценку моей работы!

arnika #3 | 31.03.2014 | 14:54 | 0

Здорово! Работа исключительно интересна, к ранее сказанному добавлю, что для кружковой работы материал особенно ценен. Спасибо, Наталия Ивановна.

GOLD #4 | 31.03.2014 | 15:45 | 0

Очень интересная работа! Присоединяюсь ко всему сказанному.

Приятно, что не зря потратила время, пользуйтесь на здоровье!

Наталия Ивановна, материал богатый, интересный, познавательный. Спасибо!

Какая ШИКАРНАЯ работа!!! очень люблю такой метапредметный материал! Спасибо!

Уважаемые коллеги, спасибо за проявленный интерес и добрые слова о моей работе!

GVG #9 | 04.04.2014 | 21:15 | 0

Очень интересно! Какой объем литературы необходимо изучить, чтобы принять участие в игре. И это здорово! Наталия Ивановна, спасибо за ресурс!

Галина Васильевна, спасибо за высокую оценку моей работы!

Наталия Ивановна, замечательная игра, богатый материал. возьму для уроков литературы с вашего разрешения.

Очень познавательный материал, а оформление - выше всяких похвал, для детей это очень важно. Спасибо за труд!

Спасибо, за интерес к моей работе!

Спасибо за ресурс. Качественная, профессиональная работа. +

Наталия Ивановна ! Замечательно выполнена работа! Спасибо! +

Cerg68 #16 | 24.04.2014 | 18:41 | 0

Наталия Ивановна, прекрасная работа. Она будет интересна и в начальной школе. Ресурс подойдёт для подготовки учащихся к олимпиаде. Подобные вопросы в них часто встречаются.

Спасибо, за добрые слова в комментариях к работе, мне приятно!

melisa1 #18 | 29.05.2014 | 22:33 | 0

Спасибо, Наталия Ивановна. Работа замечательная. Очень нужная. И сделана качественно.

Алла Николаевна, большое спасибо за позитивный отзыв о моей работе, очень рада!

Спасибо, Наталия Ивановна! Я просто в восторге!

Нинель Юрьевна, спасибо! hello

G

В этом году я набираю 5 класс,обязательно применю вашу разработку. Понравилось

s

svetlana #23 | 01.08.2016 | 05:04 | 0

Всегда рада удачному опыту спасибо

easyen.ru