Картинки древних викингов. Стили изобразительного искусства викингов
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Viking Warrior Фото со стоков и изображения. Картинки древних викингов


Стили изобразительного искусства викингов | Русский след

Пазырыкский курган (кожа). 5 век до н.э

Пазырыкский курган (кожа). Скифский «звериный стиль» — 5 век до н. э.

Спустя два тысячелетия со времён расцвета «звериного стиля» в скифском искусстве в культурах евразийских степей Причерноморья и южной Сибири в период позднего бронзового и раннего железного века (XIII — V века до нашей эры), мы видим его продолжение в изобразительном искусстве викингов в конце 8 века. Скифское искусство V века до нашей эры наполнено мотивами борьбы зверей, и эти мотивы отражали военные столкновения племён. Сакральная роль зверя-прародителя в скифском искусстве V века до нашей эры отражалась в том, что тотемный зверь всегда выступал в роли победителя, он был магически призван не только оберегать домашний очаг, но нападать на врагов и побеждать их.

Самоназвание скифов — СКОЛОТ (skolot, или skolt), возможно, отсюда производное слово КЕЛЬТ (лат. Celtae, бретонск. Kelted, валл. y Celtiaid, ирл. na Ceiltigh, шотл. (гэл. ). Ceilteach, мэнск. ny Celtiee, корн. Kelt). Цезарь и Павсаний утверждали, что это было самоназвание кельтов. Ранняя история Уэльса (Wales) создана кельтами — валлийцами, они прибыли на эту территорию ещё в IV веке до нашей эры. От имени древних жителей Уэльса кельтов-валлийцев происходит название страны —  но самоназвание валийцев — Кимры — Cymru — «соотечественники». Среди скифских племён было племя, называвшее себя киммерийцы.  В III веке до н. э. в древнегреческих текстах появилось новое наименование кельтов — галаты. Римляне называли континентальных кельтов галлами (Galli).

skifo-sarmatskie-drakony

«Звериный стиль» скифов продолжил своё развитие и в сарматском искусстве, в искусстве киммерийцев, а позднее и в искусстве кельтов, англосаксов, викингов, варягов…

В древнерусском искусстве мы видим «звериный стиль» в белокаменной резьбе Георгиевского собора 1234 года, в городе Юрьев Польской (Владимирской области), змеевик князя Владимира Мономаха.

в англо – саксонской застежке скрыт скифский звериный стиль

На протяжении всего периода оккупации Крыма во время Крымской войны 1853-56 годов в Керчи активно велись археологические раскопки под руководством доктора Дункана Мак Ферсона (McPherson, 1812—1867), члена Королевского географического общества и Археологического института Великобритании и Ирландии. Дункан Макферсон в своей книге «Древности Керчи, и исследования в Киммерийском Босфоре, с замечаниями по этнологической и физической истории Крыма». (Лондон, 1857 год), в главе «Англо – саксонская застежка и древняя фибула» пишет: «Учёные полагают, что существует аналогия между древними обитателями скифских гробниц и далекими предками англо-саксов. В общем, керченские застёжки (4-3 века до нашей эры !!!) варяжские находки нужно отнести к родным и двоюродным братьям предков варягов, появившихся четырнадцать-пятнадцать поколений спустя.»

viking-broshi-11-12-v-n-e

В изобразительном искусстве викингов мы видим продолжение скифо-сарматского «звериного стиля», но изображение борьбы зверя становится более схематичным, основная борьба переходит в сплетение линий узора. В скандинавских странах искусство эпохи викингов в конце 8 века нашей эры было разделено на множество стилей, согласно археологическим находкам сделанным в Дании, Норвегии, Швеции (остров Готланд).

viking_carvings_mood_board

Основные элементы изобразительного искусства викингов — 8 — 12 века.dragon4

Стиль Броа – конец 8 века — начало 9 века — ленточные орнаментальные мотивы клада из Броа (остров Готланд, Швеция) и 9 век — погребение Усеберг. Прежде всего- это резьба по дереву.

Характерной чертой стиля Броа является изображение неравномерная толщина волнистых линий, неровных асимметричных фигур, асимметричность орнамента, заключенного в симметричную «геометрически правильную рамку». «Округлое туловище» зверя разделено на переднюю и заднюю половины, и соединено миниатюрной «талией». Изображение голов зверя в фас, а не профиль. Миниатюрная голова зверя вплетается в тело соседнего зверя. Характерной черта стиля Броа является мотив изображения зверя в виде восьмёрки.

borre-viking-brooch-borre-style

Стиль Борре возник в 30-е годы 9 века и существовал до конца 10 века.Название дано по кладу литых бляшек из местечка Борре.Характерной чертой стиля Борре является выделенная голова животного. Зооморфные элементы окончательно складываются в зооморфный узел, связанный ленточным орнаментом, и отсутствием линейного ленточного орнамента.Стиль Борре использовался в ювелирных работах в технике зерни и скани.

Мотивы изображений в стиле Борре. В центре круглых фибул изображалась морда зверя в фас (сверху), остальное поле фибулы было занято сплетениями туловища. Или изображение морды зверя в фас над дуговидным туловищем. Изображение из цепи колец, с чередованием кругов и ромба или треугольника, без замысловатых узлов.

Основное отличие стиля Борре от стиля Усеберг/Броа состоит в полном вытеснении линейного ленточного орнамента, и изображение стандартного элемента звериного узла и цепи из колец (ring-chain). Начало массового производства украшений и стандартизация стиля Борре.

elling

Стиль Еллинге — в 870-1000 гг. в эпоху викингов в Ютландии (Дания).Вторая разновидность звериной орнаментики эпохи викингов получила название стиля Еллинг, по находкам в резиденции датских конунгов IX-X веков. Название стиля Уллинге происходит по находке серебряной чаши из королевского кургана в Еллинге (Дания). Длительное время он сосуществует с более языческим и простым стилем Борре.elling-chasha

Изображения в стиле Еллинга изящно и точно вписываются в компактную плоскость украшаемой вещи – будь то накладная пластина, венчик серебряной чаши, бордюр фибулы, декоративный обод луки седла. Основу композиции образуют  переплетенные фигуры зверей в виде восьмёрки. Их тела переданы длинными узкими линиями, головы изображены в профиль схематически, без лишних деталей, выделена разинутая пасть и огромный глаз. Тело, латы и всё пространство до предела насыщены декоративными элементами  из ритмично расположенных шариков ложной зерни, OLYMPUS DIGITAL CAMERA

насечками, оттисками штампа, покрывающими сплошь ленту туловища и шеи;  извивающимися линейными отростками, идущими от лап; множеством дополнительных линий, оплетающих тела зверей служат вторичным фоном основного изображения. Стиль Еллинг значительно более аристократичен, и украшен по королевски. Изысканные и эффектные вещи еллингского стиля выполнены с большим художественным вкусом, они часто были украшены позолотой и рассчитаны на богатых людей из окружения конунга.

Характерные особенности стиля Еллинге — изображение головы зверя в профиль, и лентовидные туловища зверей в переплетении фигур.

epoxa-vikingov-ca-900-1000-n-e-daniya

Частое изображение зверей  развернутых спинами друг к другу, и смотрящих в противоположные стороны. Развитие растительной орнаментации, широкое распространение завитков растений.

mammen

zernСтиль Маммен (960 – начало 11 века).Название Стиль Маммен получил по характерным изображениям на литых изделиях из кургана в Маммене (Дания).

Изображения зверя менее абстрактно,  увеличен размер тела зверя, часто спиралевидное изображение бедренной части конечностей зверя. На внутренней орнаментации изображают несколько рядов полос или точек.

Стиль Маммен был распространен в Дании в 960-1020 гг. Он представлен в орнаментике, которой был украшен топор, найденный в захоронении некоего богатого человека в Маммене (Средняя Ютландия).

topory-i-mechi

На обеих сторонах и обухе топора изображены исполненная силы птица и пышный плетёный орнамент, выполненный в виде инкрустации серебряной нитью. Стиль Маммене является несомненным продолжением стиля Еллинг, так что подчас их бывает трудно отличить друг от друга, но в новом стиле животные и птицы имеют туловище, и большое значение приобретает растительный орнамент. В этом стиле нет симметрии, но он отличается силой и экспрессией. Он представляет собою великолепный синтез скандинавского и западноевропейского искусства. В искусстве Западной Европы в то время было принято более натуралистическое изображение животных и изобилие растительного орнамента.

dragons-intertwined-on-runestone-8-vek-shveciyaСтиль Рингерике (50-е годы 10 века – 70- годы 11 века).  Название Стиль Рингерике получил по резному руническому камню эпохи викингов, найденному в Рингерике. Основной мотив — изображение передаёт мощь и энергию одной фигуры большого зверя, орнамент создается переплетением его конечностей. Характерная черта стиля Рингерике – спиралевидное оформление бедра зверя.

brosh-krassa-ostrov-gotland-shveciya

Стиль Урнес (50-е годы 11века – 12 век).

Деревянная резьба церкви Урнес в Западной Норвегии украшает двойные двери, угловой столб, и сохранившиеся частично панели фронтонов. Стиль Урнес стал последней фазой длительного развития скандинавской звериной орнаментики.

В стиле Урнес пропадают мощь и энергия стиля Рингерике. Стиль Урнес пришёл на смену стилю Рингерике по всей вероятности в середине XI века, и был распространён ещё в течение целого столетия.

norvegiya-rezba-cerkovСтиль Урнес назван по характерному стилю орнамента деревянной резьбы на двойных дверях церкви в Урнесе (Норвегия).

Старый мотив «звериного стиля» – сражающиеся звери,в стиле Урнес выступает в изысканных и плавных линиях растительного орнамента, переплетения тонких линий, заканчивающихся трилистником или головой птицы, змеи.

long-branch-runes

В стиле Урнес встречаются змееподобные животные, переплетающиеся змеи, напоминающие тонкие стебли растений, иногда увенчанные змеиной головой. Характерной чертой стиля Урнес является асимметричная композиция из волнообразно  переплетённых растений, тел животных и змей. Петли изображены в форме цифры 8, и для этого стиля характерны равномерные расширения и сужения, без резких переходов.

runicheskij-kamen-daniya-kopengagen

На руническом камне в Дании изображена Великая Мать Богов — «змееногая богиня» скифов в окружении змей и львов.

Стиль Урнес виртуозно используется в изображениях на многих рунических камнях в Средней Швеции, и при этом волнообразная орнаментика приспособлена к форме камня, а руны вырезаны внутри длинного туловища змей.

В Швеции скандинавский стиль Урнес получил название «стиль рунических камней», оказавшее сильное влияние на римское искусство, преобладавшее в то время в Скандинавии.

viking_carvings

 

Брошь - шкатулка эпохи викингов Язык викингов сохранился в топонимике

ru-sled.ru

Изображения эпохи викингов

Дикие копытные животные изображаются теперь редко и не в качестве самостоятельного символа, а в сюжетных сценах, как на стеле из Ире, где запечатлена охота на оленя или лося. Изображения лошадей, напротив, становятся одним из самых распространенных, но лишь как верховых или тягловых животных. Один из немногих камней этого периода, на которых изображено сразу две лошади без седоков, это камень Hammars I, где эти животные включены в сложные композиции, состоящие из большого числа участников. Впряженную в повозку лошадь можно увидеть на камнях из Альскуг и из прихода церкви Леивиде (Levide), расположенной в 50 км от Висбю.Наиболее же распространенным становится образ всадника. В V-VI веках такие изображения единичны. Первые из них выполнены в символичной манере и обычно парные, как и рисунки диких копытных животных того времени (стела Martebo II, 400-600 гг.). Позже появляются уже детализированные рисунки всадника, скажем, на камне из Этельхем (Etelhem, 500-600 гг.). Но только начиная с VIII века таких изображений появляется великое множество. Почти всегда верхом на коне восседает вооруженный викинг. Этот сюжет встречается, например, на камнях из Бруа, Висбю, Лилибьерс, Хуннинге.Для того чтобы понять, что именно обозначает данная фигура, стоит вспомнить о том, что она изображена на поминальном камне. Не вызывает больших сомнений, что чаще всего речь идет о последнем и уже посмертном путешествии героя. По представлениям скандинавов, павшие на поле битвы герои – эйнхерии попадают не в Хель, а в особое загробное царство избранных – Вальхаллу. Одним из наиболее веских подтверждений такой интерпретации сюжета является женская фигура, держащая в руках рог с пивом. Хорошо видна она, скажем, на стелах из Бруа и Лилибьерс. Большинство исследователей видят в этой фигуре валькирию, встречающую павшего воина. Валькирии, «девы битвы», были младшими женскими божествами скандинавов. Они участвовали в сражениях, в значительной мере определяли их исход и отбирали среди погибших доблестных воинов, которых переносили в Вальхаллу и там прислуживали им. Есть также мнение, что это изображение прекрасной скандинавской богини Фрейи.

Тем не менее, такая трактовка валькнута не только получила широкое распространение, но и стала отправным пунктом в некоторых дальнейших интерпретациях изображений на готландских камнях. Например, довольно часто пишут, что коль скоро валькнут – знак Одина, то любой всадник, рядом с которым он изображен, даже если у его коня четыре ноги, это и есть Один. Не исключено, конечно, что это так и есть. Но уж слишком много при этом делается допущений и откровенных натяжек. Сначала валькнут по косвенным признакам ассоциируется с Одином, а затем эти самые признаки (фигура всадника, например) уже идентифицируются как сам Один.Изредка изображение валькнута встречается и на других скандинавских предметах эпохи викингов. Например, его можно увидеть на монетах из города Хедебю (Хайтабу, Haithabu), некогда располагавшегося в юго-восточной части Ютландского полуострова. С одной стороны, это может косвенно подтверждать связь данного знака с языческими богами, ибо неслучайно само название города переводится как «город язычников». Действительно, как подтверждают многочисленные свидетельства, включая рассказы побывавшего там арабского путешественника Ат-Тартуши, со времени своего основания в VIII веке и до момента разграбления и разрушения вендами 1066 году, этот крупный торговый порт был населен преимущественно язычниками. С другой стороны, изображение на монетах само по себе непросто для интерпретации и состоит из целого набора символов. Помимо валькнута мы видим на нем оленя и змею, соприкасающихся мордами, и человеческое лицо. Их смысл и, тем более, связь между собой объяснить не так-то просто.Вальхалла часто представлена на камнях Готланда в виде финальной по смыслу и хронологии сцены. Ей может предшествовать изображение битвы, в ходе которой и пал герой. Именно такой «комикс» представляет собой, например, композиция на камне из Хуннинге. Это один из наиболее хорошо сохранившихся камней Готланда, датируемый 700-800 гг. Он был обнаружен на захоронении, где лежал изображением вниз, что и защитило его от непогоды. В отличие от некоторых других готландских стел, на которых фигуры и сюжеты расположены достаточно хаотично, сцены на этом камне четко распределены по отдельным панелям.Еще одним ключевым сюжетом, детально изображенным на камне из Хуннинге, помимо Вальхаллы, является расположенное в нижней части стелы изображение битвы. В правом нижнем углу мы видим окруженную забором или частоколом усадьбу. Во дворе корова. Усадьбу обороняют вооруженные луками люди. Слева изображены атакующие. Эта часть изображения сохранилась плохо, но, по крайней мере, один из людей с луком в руках виден хорошо. Похоже, что этот человек падает навзничь, пораженный неприятелем. Видна также фигура женщины, сжимающая в руке предмет, напоминающий змею. Возможно это ведьма или валькирия.Сцена, изображенная на панели выше, более сложна для интерпретации. По одной из версий, это мотив, хорошо известный из Эдд, скандинавских саг и баллад. Имеется в виду цикл поэм о герое – драконоборце Сигурде, его побратиме Гуннаре, невесте Сигурда Брюнхильд и сестре Гуннара Гудрун. Брюнхильд была помолвлена с Сигурдом. Однако мать Гудрун дала испить Сигурду напиток забвения, в результате чего он забывает о клятве верности, данной им Брюнхильд, женится на Гудрун и заключает побратимство с Гуннаром. После этого он сам способствует женитьбе Гуннара на своей бывшей невесте, поменявшись с ним обличиями и выдержав испытание, необходимое для получения руки Брюнхильд. После свадьбы Гуннара и Брюнхильд Сигурд вспоминает о клятвах, которыми он с нею обменялся. Вскрывается обман во время испытания, любовь и дружба сменяются ссорами и враждой. Заканчивается эта запутанная история тем, что Сигурд погибает от руки брата Гуннара, а самого Гуннара бросают в яму со змеями.По другой версии, сюжет изображает наказанного богами асами Локи. В скандинавской мифологии Локи и сам один из наиболее значимых богов. Однако чаще всего он выступает их противником, враждует с ними, насмехается. Его характер отличается злокозненностью, хитростью и коварством. Однажды богам это надоело. Они поймали и связали его кишками собственного сына, а Скади, дочь великана Тьяци, повесила над лицом Локи ядовитую змею. «Сигюн, жена Локи, сидела там и подставляла чашу под капающий яд. А когда чаша наполнялась, она ее выносила, и в это время яд из змеи капал на Локи. Тогда он корчился так сильно, что вся земля дрожала. Теперь это называется землетрясением» (Старшая Эдда, Перебранка Локи).Среди сюжетов готландских камней немало таких, которые вызывают споры исследователей. Еще одним примером может служить уже неоднократно упомянутая стела из Тэнгельгорда. Этот камень, достигающий 207 см в высоту, был обнаружен в приходе одной из церквей. Наибольший интерес представляет сцена, в которой изображен всадник, за которым следует четыре пеших воина. И сам всадник, и каждый из людей сжимают в руках кольца. Видимо, желая подчеркнуть важность обилия колец в этой сцене, мастер изобразил их во множестве, заполнив кольцами почти все свободные места над фигурами людей и даже между ними. Одно из самых знаменитых колец скандинавской мифологии – Драупнир. Это то самое волшебное золотое кольцо, которое Один возложил на погребальный костер Бальдра. Знаменито оно было тем, что каждую девятую ночь порождало восемь новых колец, точно таких же, как оно само.Возможно, что сцена на камне из Тэнгельгорда каким-то образом связана именно с этим кольцом и его «потомками». Однако более вероятно, что образ кольца играет здесь более широкую роль – роль символа связи членов социума. Многие культурологи отмечают, что именно кольцо служило у викингов символом преданности дружинников своему вождю и главным средством поощрения и награждения. Обычными эпитетами ярла, или любого другого вождя, были в Скандинавии «кольцедаритель» и «кольцедробитель». Именно эти эпитеты определяли одно из главных качеств идеального вождя – его щедрость. Если относительно первого термина особых недоумений не возникает, то второй менее понятен. Предполагается, что он связан с обычаем преломления (дробления) и раздачи дружинникам массивных золотых витых браслетов.Изображения на готландских камнях эпохи викингов позволяют многое узнать не только о мифах скандинавов и о наиболее значимых объектах окружавшего их мира, таких как домашние животные и корабли. Они дают нам представление и об облике самих людей. В отличие от ранних символических образов, рисунки позднего периода детально представляют костюмы и внешность жителей Скандинавии. Это относится к изображениям всадников, моряков, пеших воинов, мирных людей, мужчин и женщин. Женщины чаще всего изображены в длинных платьях и с длинными волосами. Мужчины – с остроконечными бородами и круглыми щитами. Часто они одеты в кольчугу и держат в руках мечи, луки и другое оружие. Шлемы викингов, как правило, конические или слегка округлые. Это, кстати, заставляет усомниться в привычном и ставшим стереотипным образе викинга в рогатом шлеме.Любопытные детали костюма всадника можно увидеть на камне из Бруа. Фигура закутана в плащ. На ногах короткие, достигающие колен широкие штаны, вероятно схваченные у колен. Существует предположение, что этот элемент одежды, предназначенной для верховой езды, восточного происхождения, довольно рано заимствованный североевропейцами. На стеле из Ире три мужские фигуры одетые по-разному. Крайние в длинных штанах и рубахах навыпуск, центральная – в длинной одежде. Причина такого различия неизвестна.Как уже было отмечено, в ранний период готландские стелы представляли собой некий особый феномен. Прежде всего, они отличались от так называемых рунических камней, которые, чаще всего, содержали записанную рунами, неиллюстрированную или скупо иллюстрированную информацию. Примерами таковых могут служить камни из Вонг (Vånga) и Нолебю (Noleby). «Камни-картины» этого времени лишь крайне редко имели краткую надпись в дополнение к изображению, как на стеле Martebo II начала германского железного века, стеле Tjängvide I и камне из Лилибьерс вендельской эпохи.В конце эпохи викингов (в XI веке) подобные сочетания рисунка и текста становятся массовыми. Причем, надписи уже довольно пространные по содержанию, хотя они и продолжают занимать как бы вспомогательное к изображению положение, например, в виде обрамляющей рисунок каймы. Таковы камень из Леивиде, Sanda II, несколько камней из Ардре (например, Ardre III). Одновременно с ними на Готланде появляются и получают широкое распространение стелы, основой изображения на которых уже является сама надпись, а рисунок служит лишь ее декоративным обрамлением. Чаще всего такое изображение представляет собой причудливо изогнутую ленту, символически обозначающую тело змеи, на которой и расположены руны.Памятные камни такого типа были обычны для всей Скандинавии и готландские стелы выделяются среди них лишь по некоторым особенностям, например по характерной «грибовидной» форме. Появление стел такого типа совпало на Готланде с приходом туда в начале XI века христианства. Неудивительно, что символика этой религии, прежде всего христианский крест, нашла свое отражение на поминальных камнях этого острова. Часто именно крест является центром композиции. Именно вокруг символа христианства обвивается тело змеи с рунами, бывшими некогда одной из основ североевропейской языческой магии.Большой интерес представляет содержание самих надписей на камнях XI века, в которых, как и в изображениях, удивительным образом переплетаются новая и старая веры. Например, надпись на одном из камней из Ардре посвящена некой женщине и содержит в себе такие строки: «Бог и Божья матерь да будут милостивы к ней и к тем, кто сотворил эти величайшие знаки». Обращение к христианским святым сочетается здесь с типичным для язычества наименованием рун «величайшими знаками». В надписи перечислено несколько родственников этой женщины и содержится еще одно загадочное слово – karþum. Многие исследователи склоняются к тому, что данный фрагмент сильно поврежденного текста указывает на то, что кто-то из них побывал в Гардах (Гардариках), как скандинавы называли Древнюю Русь. Это предположение вполне правдоподобно, если учесть, что в этот период такие путешествия действительно имели место.Русь и Восточная Европа упоминаются и на других памятных камнях Готланда. Например, на одной из трех стел из Шёнхема (Sjonhem) в надписи присутствует слово, которое обычно интерпретируется как «валахи», один из народов Карпато-Дунайских земель. Целиком надпись звучит следующим образом: «Хродвисл и Хродельв, они велели установить камни по трем своим сыновьям. Этот по Хродфосу. Его обманом убили валахи в далекой поездке. Да поможет Бог душе Хродфоса. Отомсти, Боже, тем, кто его обманом убил». Наконец, на небольшом фрагменте камня из Халльфреде (Hallfrede) прямо упоминается один из русских городов. «Оддгейру, который умер в Хольмгарде» – сказано в надписи. Именно так называли скандинавы Новгород. 

drunemeton.itersuum.ru

Viking Warrior Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

#42292369 - Strong Viking jumping from his ship to attack

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#64798125 - Serious viking warrior with sword and shield standing near Drakkar..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#42292375 - Vikings attack from sky

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#50627280 - Viking with sword and helmet on a background of smoky forest...

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

ru.123rf.com