Картина мира древнего мира. Глава 5. Аристотелевская (древняя) научная картина мира
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

КАРТИНА МИРА. Картина мира древнего мира


«Картина мира древних цивилизаций» — Культурология

Оговоримся сразу, что будет представлена обобщенная, типизированная «картина мира». Не будут затронуты не только субкультурные различия, но и конкретные особенности, к примеру, Египта и Шумера, Древнего Китая, Индии и Мезоамериканских цивилизаций.

Для понимания специфики картины мира древних цивилизаций сравним ее с «картиной мира» архаических сообществ.

Одно из самых важных представлений любой культуры – о возникновении мира (Вселенной) (рис.10). Ситуация до творения мира расценивается как состояние Хаоса. «Творение» определяется как создание «порядка». В древних цивилизациях возникает представление о существования Творца. Им становится Бог-Демиург. Его миротворческая роль хорошо просматривается в космогонических мифах древних цивилизаций. Это Брахма – индийцев, Ан - у шумеров, Пта – у египтян.

В архаике существовало представление о творении мира как процесса, который идет без чьего-либо участия. Мир творится сам собою: вырастает «мировое дерево», поднимается из водного хаоса «мировая гора», разделяется на две части (небо и землю) «мировое яйцо».

Возникновение идеи Бога-Творца приводит к рождению теократической картины мира. (Тео-бог, кратос - власть). Мир населяется богами, которые становятся главными действующими лицами в жизни людей.

Вселенная состоит из трех миров: Небесного – Среднего – Нижнего. На первый взгляд такая же картина и в архаике. Но в мировосприятии египтян, шумеров и других древних народов «назначение» Нижнего мира иное.

В архаике хтонический мир – мир магической силы и мир предков, которые периодически возвращаются. При определенных ситуациях в этот мир можно войти и выйти преображенным.

В древних цивилизациях Нижний мир рассматривается только в мрачных тонах: подземный, мир мертвых, мир теней. Число живых теперь должно быть равно числу умерших: этот закон регулировал соотношение миров. Из Нижнего мира не возвращаются. (Вспомните греческий миф об Орфее и Эвридике). Появляются города мертвых – некрополи, чаще всего ориентированные на запад как сторону смерти. Возникает представление о загробных мучениях, уменьшить которые можно принесением жертв родственниками умершего (рис.11).

Напомним, восприятие жизни в архаике было циклическим: умерший вновь родится. В древних цивилизациях происходит осознание единичности жизни. Круг «вечного возвращения» разрывается. Меняется и отношение к смерти, происходит факт осознания  смерти как завершения земной жизни.

Средний мир состоит из «нашей страны», «степи/пустыни» и чужих земель. «Наша страна» – это территория города (нома – округи городов) с храмом городского божества и городской стеной.

Степь – буферная зона, место «не злое» и «не доброе». Там могут действовать как одни силы, так и другие.

Чужие земли приравнивались к хаосу. У шумеров эта территория называлась тем же словом, что и Нижний мир.

Древние цивилизации географически «вытянуты» вдоль рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда т.д. Речная ориентация и занятие земледелием определили как благоприятные южную и восточную стороны света. С учетом этих направлений строились храмы и города.

Особое значение приобретает Небесный мир. Знак «бога» у шумеров означал и небо, и звезду. Боги обитают на небесах. И небес оказывается много.

Время мира (Вселенной) по-прежнему воспринимается как циклическое (файл 8) по причине господства земледельческого цикла.

Египтяне верили, что заход и восход солнца означает смерть и воскрешение бога Ра. Ежегодно умирающая и воскресающая природа порождала умирающих и воскресающих богов. В древнем Египте – культ бога Осириса. В Шумере – культ Думузи/ Таммуза.

Важным чертой «картины мира» цивилизаций является изменение соотношения профанного и сакрального (времени и пространства).

В архаике сакральное (священное) существовало только на время ритуала. Значимость ритуала в древних цивилизациях не ослабляется и не исчезает, но идея «сакрального» теперь напрямую связана с Богом.

Связь с Богом осуществляется как в процессе ритуала, так и в постоянном присутствии Бога в Среднем мире. Место жизни на земле бога – храм. Итак, теперь сакральное постоянно присутствует в профанном. Храм, дворец становятся сакральными местами в городе.

Бог на земле пребывает в облике царя. Это представление особо явно реализовалось в Египте: фараон – это живой бог, что не отменяло наличия множества других богов, с которыми фараон мистическим образом находился в родственных отношениях. Отсюда и особое отношение к царю: не как к первому среди равных (так будет в европейском Средневековье), а как к реальному божеству. Именно эта идея объясняет возникновение в первых цивилизациях сакрализации государственной власти.

Даже через многие столетия Восток сохранял раболепное отношение к правителю, который уже не был живым богом, но имел власть.

Царь-бог выполнял задачи поддержания «космического порядка»: строил храмы, города, обустраивал систему оросительных каналов, начинал сев, вел войны с силами Хаоса. Скипетр (посох) в руках царя – аналог «мирового дерева» творения.

В архаических культурах самый большой страх вызывало нарушение табу. В древних цивилизациях – самое страшное преступление: неповиновение власти, неповиновению царю. Невыполнение приказов царя было равносильно разрушению мира. По этой причине здоровье и благополучие каждого человека зависело от здоровья и благополучия, прежде всего, царя-бога. Египетские молитвенные формулы всегда содержали фразу, в которой были обращения с просьбой благополучия и здравия фараона.

Физическое здоровье царя напрямую связывалось с плодородием земли и хорошим урожаем. В первых цивилизациях с архаических времен сохранялся ритуал «хеб-сед», прекрасно описанный в работе Дж. Фрезера «Золотая ветвь». Смысл этого ритуала состоял в ежегодном доказательстве силы и здоровья царя.

Идея «космического порядка» была ядром теократической картины мира первых цивилизаций.

«Космический порядок» - это порядок, установленный богами и имеющий место в Небесном мире. Возникает представление, что мир земного существования (Средний мир) должен быть точным подобием, отражением этого установленного богами порядка. И в том, и в другом правят боги. Очень ярко это представление выражено у шумеров: каждый человек рождается на свет для работы на богов. Другого назначения в жизни у человека не было.

На протяжении всей жизни нужно отдавать богам часть урожая и скот, воевать за их храмы, беспрекословно восстанавливать разрушенное, приносить им жертвы, возносить хвалебные песни.

Боги порождают ветры, воды и даже потопы. Они рождаются в земле как зерно, а потом дают урожай. Они устанавливают обычаи, ремесла, моральные нормы. Если вдруг наступали какие-либо природные коллизии или социальные неурядицы, то люди начинали укорять себя за невнимание к богам, ведущее к нарушению «космического порядка».

Требование следования «космическому порядку» побуждало жрецов наблюдать за звездным небом, составлять и вести лунно-солнечные календари, предсказывать несчастья при лунных или солнечных затмениях.

Таким способом развивались астрономические наблюдения и математические исчисления, которые инициировались не задачей познания, а религиозными представлениями.

Шумерская астрономия и математика были самыми точными  на Ближнем Востоке. До сих пор мы делим год на четыре сезона, двенадцать месяцев и двенадцать знаков зодиака, измеряем углы так, как это впервые стали делать шумеры [3. С.9].

По этой же причине создавались и многочисленные гороскопы, назначение которых все в том же следовании «космическому порядку».

В состав имени человека обязательно должно было входить имя божества, охранявшего жизнь. Соответственно и судьба человеку дается богами. Если человек осознает единичность своего бытия, то у него возникает представление о существовании своей собственной, только ему принадлежащей душе. Напомним, в архаике человек повторяет жизнь предка и обладает его (предка) душой.

Мифологическое мышление по-прежнему формирует взгляды людей. Оно все также основывается на бинарности (бинарных оппозициях).

Выражение «Земля-Небо» у шумеров означало Вселенную, т. е. имел распространение бинарный эквивалент, а не некое абстрактное слово «Вселенная». Официальная титулатура фараона указывала, что он властитель не просто Египта, а Верхнего и Нижнего Египта. (Эту бинарность демонстрирует и головной убор фараона: раздвоенные концы символизируют Верхний и Нижний Египет).

Мифологичность мышления, как мышления на основе ассоциаций, хорошо прослеживается на примере отношения к храму в Шумере.

Храм перестраивался каждую весну не только потому, что ветшал, хотя и это было возможно, но прежде всего потому, что старый храм воспринимался как «старое время», умирающее как живое существо каждый год. Значит, для того чтобы наступило «новое время» (Новый Год) необходимо было построить новый храм [4. С.84.].

Итак, сделаем обобщение.

1. «Картина мира» первых цивилизаций была теократической, она строилась на идеях «космического порядка», установленного богами.

2. Средний мир (земной) должен быть точным подобием Небесного, т. к. боги пребывают в двух мирах.

3. Назначение человека любого ранга состоит в том, чтобы служить богам. Недостаточное усердие приводит к природным и социальным катаклизмам.

4. Возникает обожествление правителя и сакрализация государственной власти. Правитель выполняет функции по обустройству и поддержанию порядка на земле.

5. Возникает идея единичности жизни человека и происходит осознание личной смертности. В этой связи возникают представления об устройстве загробного мира, которые занимают важное место в «картине мира» древних цивилизаций.

ifreestore.net

КАРТИНА МИРА | Энциклопедия Всемирная история

КАРТИНА МИРА - сис­те­ма пред­став­ле­ний о ре­аль­но­сти (от ми­ро­зда­ния в це­лом до бли­жай­ше­го ок­ру­же­ния, сию­ми­нут­но­го кон­тек­ста дея­тель­но­сти), ха­рак­тер­ных для ин­ди­ви­да или со­ци­аль­ной груп­пы (про­фес­сио­наль­ной, эт­ни­че­ской, ре­ли­ги­оз­ной, со­слов­ной, язы­ко­вой и др.).

Картина мира син­те­зи­ру­ет пред­став­ле­ния (час­то не­осоз­на­вае­мые) че­ло­ве­ка о при­ро­де, ду­хов­ном ми­ре, об­ще­ст­ве, о са­мом се­бе и пре­до­пре­де­ля­ет вос­при­ятие и оцен­ку отдельных яв­ле­ний, цен­но­ст­ные, ми­ро­воз­зрен­че­ские и по­ве­ден­че­ские ус­та­нов­ки. Картина мира со­став­ля­ет од­ну из ос­нов куль­ту­ры; це­ло­ст­ность картины мира обес­пе­чи­ва­ет­ся та­ки­ми сис­те­мо­об­ра­зую­щи­ми на­ча­ла­ми куль­ту­ры, как язык, ре­ли­гия, нау­ка, идео­ло­гия, искусство, а так­же ря­дом пси­хо­ло­гических ме­ха­низ­мов. Раз­лич­ные нау­ки о че­ло­ве­ке вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «Картина мира» раз­ное со­дер­жа­ние.

В язы­ко­зна­нии ши­ро­кую по­пу­ляр­ность при­об­ре­ло пред­став­ле­ние об оп­ре­де­ляю­щей ро­ли язы­ко­вых фак­то­ров в фор­миро­ва­нии глу­бин­ных пла­стов картины мира: струк­ту­ры род­но­го язы­ка вы­сту­па­ют для его но­си­те­ля как ап­ри­ор­ные фор­мы ор­га­ни­за­ции его опы­та и ми­ро­вос­прия­тия (К.В. фон Гум­больдт, Ф. де Сос­сюр, вы­дви­ну­тая Э. Се­пи­ром и Б. Уор­фом ги­по­те­за лин­гвис­ти­че­ской от­но­си­тель­но­сти). В ис­сле­до­ва­ни­ях язы­ко­вой картины мира (тер­мин вве­дён И.Л. Вайс­гер­бе­ром), иг­раю­щих важ­ную роль в се­ман­ти­ке и ког­ни­тив­ной лин­гвис­ти­ке, на­ря­ду с по­ис­ком уни­вер­саль­ных свойств ес­тественных язы­ков (син­так­сическое чле­не­ние ре­аль­но­сти на ак­тив­ный субъ­ект, дей­ст­вие-про­цесс и пас­сив­ный объ­ект, ис­поль­зо­ва­ние ан­тро­по­морф­ных ме­та­фор для опи­са­ния не­ве­ще­ст­вен­ных яв­ле­ний и т. п.) вы­яв­ля­ют­ся их ин­ди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти (спе­ци­фический ха­рак­тер так­со­но­мических сис­тем, например, при обо­зна­че­нии цве­та и др.).

Ре­кон­ст­рук­ция язы­ко­вой картины мира (например, рус­ской язы­ко­вой картины мира в ра­бо­тах Ю.Д. Ап­ре­ся­на, Н.Д. Ару­тю­но­вой, А. Веж­биц­кой и др.) про­во­дит­ся на ос­но­ва­нии ком­плекс­но­го ана­ли­за клю­че­вых (час­то не имею­щих эк­ви­ва­лен­та в других язы­ках) по­ня­тий (смотрите Кон­цепт) то­го или ино­го язы­ка и куль­ту­ры. Другим рас­про­стра­нён­ным приё­мом яв­ля­ет­ся ана­лиз ме­та­фор, ис­поль­зуе­мых но­си­те­ля­ми язы­ка в по­все­днев­ной ре­чи (например, упо­доб­ле­ние спо­ра вой­не, тос­ки - хищ­но­му зве­рю: «гло­жет тос­ка», «тос­ка за­ела», «тос­ка на­пала» и т. п.).

В ан­тро­по­ло­гии тер­мин «картина мира» на­чал ши­ро­ко упот­реб­лять­ся с 1950-х годов под влия­ни­ем американского ан­тро­по­ло­га Р. Ред­фил­да, счи­тав­ше­го, что для изу­че­ния куль­ту­ры то­го или ино­го на­ро­да не­об­хо­ди­мо взгля­нуть на мир с точ­ки зре­ния но­си­те­ля этой куль­ту­ры. Картина мира не яв­ля­ет­ся ста­тич­ной и в рав­ной ме­ре при­су­щей всем но­си­те­лям куль­ту­ры; на­род об­ла­да­ет ком­плек­сом взаи­мо­свя­зан­ных картин мира: так, в тра­диционном об­ще­ст­ве Ред­филд вы­де­лял картину мира кре­сть­я­ни­на и картину мира го­ро­жа­ни­на, или картину мира «школ и хра­мов» («боль­шая тра­ди­ция») и картину мира де­ре­вен­ской об­щи­ны («ма­лая тра­ди­ция»). Эта кон­цеп­ция ока­за­лась близ­ка французской «ис­то­рии мен­таль­но­стей» (М. Блок, Л. Февр), де­лав­шей ак­цент на изу­че­нии обы­ден­но­го ми­ро­вос­прия­тия лю­дей про­шлых эпох (смотрите «Ан­на­лов» шко­ла, Ис­то­ри­че­ская ан­тро­по­ло­гия), немецкие «пси­хо­ло­гии на­ро­дов» (В. Вундт) и «опи­са­тель­ной пси­хо­ло­гии» (В. Диль­тей), стре­мив­ших­ся че­рез ис­тол­ко­ва­ние про­дук­тов куль­ту­ры по­нять лю­дей, при­над­ле­жа­щих к этой куль­ту­ре (смотрите Гер­ме­нев­ти­ка). В рус­ле этих идей вы­рос­ли современные шко­лы ре­кон­ст­рук­ции картин мира лю­дей других куль­тур - в ког­ни­тив­ной ан­тро­по­ло­гии и других на­прав­ле­ни­ях куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии (например, би­нар­ные оп­по­зи­ции «сы­рое - ва­рё­ное», «зем­ля - не­бо», «бе­лый - чёр­ный» и т. п. как ба­зо­вые ка­те­го­рии эт­ни­че­ских картин мира в ра­бо­тах К. Ле­ви-Строс­са), куль­ту­ро­ло­гии (например, ра­бо­ты Ю.М. Лот­ма­на о русском дво­рян­ст­ве XIX века, ис­поль­зую­щие в ка­че­ст­ве ис­точ­ни­ка та­кие сим­во­лические сис­те­мы куль­ту­ры, как эти­кет или пра­ви­ла игр), ис­то­рии (например, ра­бо­ты М. Фу­ко о ста­нов­ле­нии пси­хи­ат­рии, тру­ды А.Я. Гу­ре­ви­ча о средне-вековой куль­ту­ре), ис­то­ри­че­ской пси­хо­ло­гии и эт­ноп­си­хо­ло­гии.

М. Хай­дег­гер, под­чёр­ки­вая ис­то­рический ха­рак­тер са­мо­го по­ня­тия картина мира, пред­по­ла­гаю­ще­го дис­тан­цию ме­ж­ду че­ло­ве­ком и ми­ром (ко­гда «бы­тие в ми­ре» транс­фор­ми­ру­ет­ся в ре­пре­зен­та­цию ми­ра), счи­тал не­воз­мож­ным го­во­рить о «картине мира» тра­диционных куль­тур, по­сколь­ку они не вос­при­ни­ма­ют мир как кар­ти­ну, т. е. как не­что про­ти­во­пос­тав­лен­ное им и на­хо­дя­щее­ся в их рас­по­ря­же­нии.

В пси­хо­ло­гии картина мира рас­смат­ри­ва­ет­ся как сеть ин­тер­пре­та­ций и ка­те­го­рий, на­кла­ды­вае­мых на ре­аль­ность и опо­сре­дую­щих лю­бые взаи­мо­дей­ст­вия с ней (смотрите Ка­те­го­ри­за­ция). Это мно­го­уров­не­вое об­ра­зо­ва­ние, со­дер­жа­щее мно­же­ст­во схем вос­при­ятия и дей­ст­вия: например, ког­ни­тив­ные кар­ты стра­ны, го­ро­да, квар­ти­ры, ин­ди­ви­ду­аль­ные тео­рии пси­хи­ки ок­ру­жаю­щих лю­дей, пред­став­ле­ние че­ло­ве­ка о са­мом се­бе (смотрите Иден­тич­ность), нор­мы и «сце­на­рии» по­ве­де­ния, смыс­лы, оцен­ки и т. д. Вы­де­ля­ют раз­ные фор­мы мен­таль­ных ре­пре­зен­та­ций, из ко­то­рых и со­сто­ит картина мира; например, раз­ли­ча­ют се­ман­ти­че­ский (аб­ст­ракт­ный, по­ня­тий­но-схе­ма­ти­че­ский, сло­вес­но оформ­лен­ный) и фрей­мо­вый (ори­ен­ти­ро­ван­ный на кон­крет­ные си­туа­тив­ные кон­тек­сты, со­стоя­щий из це­ло­ст­ных об­ра­зов) спо­со­бы ор­га­ни­за­ции картины мира, свя­зан­ные с осо­бен­но­стя­ми ра­бо­ты ле­во­го и пра­во­го по­лу­ша­рий го­лов­но­го моз­га (смотрите Меж­по­лу­шар­ная асим­мет­рия).

В российской пси­хо­ло­гии вве­дён­ное А.Н. Ле­он­ть­е­вым по­ня­тие «об­раз ми­ра» обо­зна­ча­ет «иде­аль­ный мир» зна­че­ний и смы­слов, сквозь приз­му ко­то­ро­го вос­при­ни­ма­ет­ся ре­аль­ный мир и ко­то­рый свя­зы­ва­ет дан­ный мо­мент с про­шлым и бу­ду­щим (встро­ен­ные в об­раз ми­ра мо­де­ли же­лае­мо­го бу­ду­ще­го и др.). Об­раз ми­ра пер­ви­чен по от­но­ше­нию к дан­ным вос­при­ятия, он опо­сре­ду­ет так­же па­мять, во­об­ра­же­ние, мыш­ле­ние и другие пси­хические про­цес­сы, вы­сту­пая как глу­бин­ная ос­но­ва по от­но­ше­нию к чув­ст­вен­но оформ­лен­ной картине мира. Ре­кон­ст­рук­ция об­раза ми­ра как сис­те­мы зна­че­ний осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ме­то­да­ми экс­пе­риментальной пси­хо­се­ман­ти­ки.

В ис­то­рии и ме­то­до­ло­гии нау­ки важ­ное ме­сто за­ни­ма­ет по­ня­тие «на­уч­ная картина мира» - еди­ная сис­те­ма пред­став­ле­ний о при­ро­де, сло­жив­шая­ся в Но­вое вре­мя в ре­зуль­та­те син­те­за кон­цеп­ций различных ес­тественных на­ук и вы­пол­няю­щая эв­ри­стическую функ­цию, по­зво­ляя от­би­рать прав­до­по­доб­ные ги­по­те­зы и ин­тер­пре­та­ции и на­прав­лять на­учный по­иск. В ос­но­ве на­учной картины мира ле­жит оп­ре­де­лён­ное ми­ро­воз­зренческое яд­ро (например, пред­став­ле­ние о «ес­те­ст­вен­ной» при­чин­но­сти, не до­пус­каю­щее воз­мож­но­сти чу­да), од­на­ко ба­зо­вые пред­став­ле­ния, вхо­дя­щие в это яд­ро (на­учная па­ра­диг­ма), вре­мя от вре­ме­ни из­ме­ня­ют­ся в ре­зуль­та­те на­учной ре­во­лю­ций (Т. Кун).

Пер­вый этап на­учной картины мира пред­став­лен сло­жив­шей­ся под влия­ни­ем га­ли­ле­ев­ской фи­зи­ки во 2-й половине XVII века «ме­ха­ни­сти­че­ской картиной мира», со­глас­но ко­то­рой мир со­сто­ит из не­де­ли­мых кор­пус­кул, их взаи­мо­дей­ст­вие стро­го де­тер­ми­ни­ро­ва­но и осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в аб­со­лют­ном вре­ме­ни и аб­со­лют­ном про­стран­ст­ве. Пе­ре­ход от ме­ха­ни­сти­че­ской к элек­тро­ди­на­ми­ческой (в конце XIX века), а за­тем к кван­то­во-ре­ля­ти­ви­ст­ской кар­ти­не фи­зической ре­аль­но­сти (1-я половина XX века) при­вёл к пе­ре­смот­ру этих пред­став­ле­ний (например, под влия­ни­ем кван­то­вой ме­ха­ни­ки и тео­рии от­но­си­тель­но­сти воз­ник­ло пред­став­ле­ние о не­воз­мож­но­сти «объ­ек­тив­но­го на­блю­де­ния» без учё­та по­зи­ции на­блю­да­те­ля; под влия­ни­ем кон­цеп­ции «боль­шо­го взры­ва» воз­ник­ло пред­став­ле­ние о ко­неч­ном вре­ме­ни су­ще­ст­во­ва­ния Все­лен­ной). Ана­ло­гич­ная сме­на па­ра­дигм про­ис­хо­ди­ла и в других нау­ках; например, в био­ло­гии пред­став­ле­ние о не­из­мен­но­сти ви­дов сме­ни­лось уче­ни­ем Ч. Дар­ви­на об их эво­лю­ции. В даль­ней­шем с учё­том до­сти­же­ний ге­не­ти­ки воз­ник­ла син­те­тическая тео­рия эво­лю­ции и, на­ко­нец, по­лу­чи­ли раз­ви­тие пред­став­ле­ния о са­мо­ор­га­ни­за­ции це­ло­ст­ных жи­вых сис­тем, та­ких как ор­га­низм, по­пу­ля­ция, био­гео­це­ноз, био­сфе­ра. Для гу­ма­ни­тар­ных на­ук не ха­рак­тер­на еди­ная на­учная картина мира (ус­та­нов­ка многих учё­ных-гу­ма­ни­та­ри­ев не­ред­ко вы­ра­жа­ет­ся афо­риз­мом «кар­та - это не тер­ри­то­рия»).

Дополнительная литература:

Роль че­ло­ве­че­ско­го фак­то­ра в язы­ке: Язык и кар­ти­на ми­ра. М., 1988; 

Хай­дег­гер М. Вре­мя кар­ти­ны ми­ра // Хай­дег­гер М. Вре­мя и бы­тие. М., 1993;

World views, from fragmen­tation to integration. Brussel, 1994; Веж­биц­кая А. Язык. Куль­ту­ра. По­зна­ние. М., 1996; она же. Се­ман­ти­че­ские уни­вер­са­лии и опи­са­ние язы­ков. М., 1999; 

Лот­ман Ю.М. Внут­ри мыс­ля­щих ми­ров. М., 1996;

Язык. Че­ло­век. Кар­ти­на ми­ра. Омск, 2000;

Язы­ко­вое соз­на­ние и об­раз ми­ра. М., 2000; 

Smart N. Worldviews: crosscultural explora­tions of human beliefs. 3rd ed. Upper Saddle River, 2000; 

Шме­лев А.Д. Рус­ская язы­ко­вая мо­дель ми­ра: Ма­те­риа­лы к сло­ва­рю. М., 2002;

Naugle D.K. Worldview: the history of a con­cept. Grand Rapids, 2002; 

Кун Т. Струк­ту­ра на­уч­ных ре­во­лю­ций. М., 2004; 

Ао­шу­ан Т. Ки­тай­ская кар­ти­на ми­ра. Язык, куль­ту­ра, мен­таль­ность. М., 2004; 

Ла­кофф Д., Джон­сон М. Ме­та­фо­ры, ко­то­ры­ми мы жи­вем. М., 2004;

Цве­ту­щая слож­ность: Раз­но­об­ра­зие кар­тин ми­ра и ху­до­же­ст­вен­ных пред­поч­те­ний суб­куль­тур и эт­но­сов. СПб., 2004; 

Пет­рен­ко В.Ф.Ос­но­вы пси­хо­се­ман­ти­ки. 2-е изд. СПб. и др., 2005; 

За­лиз­няк А.А., Ле­во­нти­на И.Б., Шме­лев А.Д. Клю­че­вые идеи рус­ской язы­ко­вой кар­ти­ны ми­ра. М., 2005.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

w.histrf.ru

Глава 5. Аристотелевская (древняя) научная картина мира

Глава 5. Аристотелевская (древняя) научная картина мира

Наука – одна из форм духовной культуры. Она отличается от философии тем, что задает себе не общие и широкие, а конкретные вопросы, стремится найти на них точные и всеми признанные ответы, считает необходимым все доказывать, то есть выводить одно знание из другого. Из всех наук наиболее важным является естествознание (наука о природе). Сейчас оно существует в виде множества наук: физики, астрономии, химии, биологии, географии и других.

Временем рождения науки принято считать V век до н. э., а местом – Древнюю Грецию. В основе научного знания лежат факты. Из множества похожих фактов выводится научный закон. Несколько законов объединяются в теорию, а несколько теорий складываются в картину мира. Таким образом, научная картина мира – это наиболее общие представления человека обо всей природе. (Причем термин «природа» и в философии, и в науке обозначает все, что существует не только на Земле, но и далеко за ее пределами. Поэтому синонимами слова «природа» в данном случае могут быть слова: «мир», «мироздание», «космос», «Вселенная».)

Поскольку наука никогда не стояла на месте, то на протяжении человеческой истории картина мира несколько раз менялась. Смена картины мира называется научной революцией. Считается, что таких картин, и соответственно революций, было три. Первая научная революция произошла приблизительно в V в. до н. э. в Древней Греции. Ее результатом было рождение науки. Тогда же сложилась первая научная картина мира, которая называется древнегреческой, или античной, или аристотелевской (по имени ее основного представителя – знаменитого греческого философа и ученого Аристотеля).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru