Во времена древней руси. Во времена древней Руси - презентация к уроку Окружающий мир
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

"Во времена Древней Руси". Во времена древней руси


Во времена Древней Руси

Правление у славян Правления у славян не было такого, как теперь у нас. В каждом роду всеми делами заправлял старший . Для важных дел старейшины сходились на вече (мирские сходки) и решали дела сообща. Потом делами племён стали управлять князья .

Правление у славян

Правления у славян не было такого, как теперь у нас. В каждом роду всеми делами заправлял старший . Для важных дел старейшины сходились на вече (мирские сходки) и решали дела сообща. Потом делами племён стали управлять князья .

 Между славянскими племе-нами не было согласия , а были у них всё ссоры да дра-ки. Некоторые племена, рас-судив, что добру не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих , чтобы своим род-ным не потакал. Послы пришли за моря к варяжско- му народу и сказали такие слова: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами» .

Между славянскими племе-нами не было согласия , а были у них всё ссоры да дра-ки. Некоторые племена, рас-судив, что добру не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих , чтобы своим род-ным не потакал. Послы пришли за моря к варяжско- му народу и сказали такие слова: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами» .

 Три варяго-русских князя, Рюрик и его два брата, приш-ли к нам и начали княжить. Сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство . От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

Три варяго-русских князя, Рюрик и его два брата, приш-ли к нам и начали княжить. Сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство . От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

Работа парах Рассмотрите карту на с. 41 учебника. Найдите территорию Древней Руси в конце IX века и в середине XI века. Сравните эти территории. Что с территорией Древней Руси произошло? - Как вы думаете, почему?

Работа парах

Рассмотрите карту

на с. 41 учебника.

Найдите территорию Древней Руси в конце IX века и в середине XI века.

  • Сравните эти территории.
  • Что с территорией Древней Руси произошло?

- Как вы думаете, почему?

 Территория Древней Руси к середине XI века увели-чилась. Князья завоёвы-вали новые земли. Главными дорогами были реки и моря. По ним плы-ли купеческие караваны, ладьи и плоты пересе-ленцев на новые земли. На берегу реки Днепр возник город Киев. Он стал столицей Древней Руси.

Территория Древней Руси к середине XI века увели-чилась. Князья завоёвы-вали новые земли.

Главными дорогами были реки и моря. По ним плы-ли купеческие караваны, ладьи и плоты пересе-ленцев на новые земли.

На берегу реки Днепр возник город Киев. Он стал столицей Древней Руси.

Работа по учебнику Прочитайте текст на с. 42 учебника. Кто был главой Руси? Кто помогал ему? Чем занимались князья? Какой русский князь знаменит своими походами?

Работа по учебнику

  • Прочитайте текст на с. 42 учебника.
  • Кто был главой Руси?
  • Кто помогал ему?
  • Чем занимались князья?
  • Какой русский князь знаменит своими походами?
 Главой Руси был великий князь киевский . В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками. Советниками и помощниками князя были бояре . Верная и преданная княжеская дружина была опорой и поддержкой главы Руси.

Главой Руси был великий князь киевский . В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками. Советниками и помощниками князя были бояре . Верная и преданная княжеская дружина была опорой и поддержкой главы Руси.

 Могущественной соседкой Руси была Византия. С ней то воевали, то мирились. Русский князь Олег двинул на Византию огромный флот из 2000 кораблей. Чтобы преградить путь флоту, византийцы загородили вход в гавань огромной цепью.

Могущественной соседкой Руси была Византия. С ней то воевали, то мирились. Русский князь Олег двинул на Византию огромный флот из 2000 кораблей. Чтобы преградить путь флоту, византийцы загородили вход в гавань огромной цепью.

 Тогда Олег, согласно легенде, поставил свои ладьи на колёса и, дождавшись попутного ветра, двинулся под парусами к стенам города. Под прикрытием судов рус-ские воины смогли беспрепятственно подойти к горо-ду. А для устрашения греков русы во время своей атаки выпустили в небо большое число воздушных змеев.

Тогда Олег, согласно легенде, поставил свои ладьи на колёса и, дождавшись попутного ветра, двинулся под парусами к стенам города. Под прикрытием судов рус-ские воины смогли беспрепятственно подойти к горо-ду. А для устрашения греков русы во время своей атаки выпустили в небо большое число воздушных змеев.

Устрашённые невиданным зрелищем, византийцы тотчас запросили мира. По обычаю князь Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Между Русью и Византией был заключён мирный договор.

Устрашённые невиданным зрелищем, византийцы тотчас запросили мира. По обычаю князь Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Между Русью и Византией был заключён мирный договор.

Князь Владимир Святославич Одним из первых русских князей был князь Владимир Святославич. У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Владимира прозвали Красным Солнышком . Был Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превра-тил он Русь в огромную держа-ву, о которой с уважением говорили в Европе. Трудно было такой державой управлять, а ещё труднее защищать её.

Князь Владимир Святославич

Одним из первых русских князей был князь Владимир Святославич.

У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Владимира прозвали Красным Солнышком .

Был Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превра-тил он Русь в огромную держа-ву, о которой с уважением говорили в Европе. Трудно было такой державой управлять, а ещё труднее защищать её.

Самой опасной была южная граница: с юга Руси грозили воинственные печенеги . Князь Владимир приказал построить на южной границе крепости, а от крепостей до самого Киева – сигнальные башни с кострами.

Самой опасной была южная граница: с юга Руси грозили воинственные печенеги . Князь Владимир приказал построить на южной границе крепости, а от крепостей до самого Киева – сигнальные башни с кострами.

 О времени княжения Владимира сложено много интересных былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

О времени княжения Владимира сложено много интересных былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

 В 988 году – более тысячи лет назад – князь Влади-мир Красное Солнышко ввёл на Руси новую рели-гию – христианство . В те времена христианская религия – вера в Иисуса Христа – была распростра-нена в большинстве стран Европы. Князь Владимир решил, что если Русь тоже станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с сосед-ними странами.

В 988 году – более тысячи лет назад – князь Влади-мир Красное Солнышко ввёл на Руси новую рели-гию – христианство . В те времена христианская религия – вера в Иисуса Христа – была распростра-нена в большинстве стран Европы. Князь Владимир решил, что если Русь тоже станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с сосед-ними странами.

 Первыми приняли Крещение сам князь Владимир и его дружина.

Первыми приняли Крещение

сам князь Владимир и его дружина.

 Затем князь заставил креститься киевлян. Княжеские слуги объехали весь город и оповестили, когда и куда надо приходить. «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или нищий – да будет мне враг!» - объявил князь.

Затем князь заставил креститься киевлян. Княжеские слуги объехали весь город и оповестили, когда и куда надо приходить. «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или нищий – да будет мне враг!» - объявил князь.

 В назначенный день люди собрались на берегу Днепра, вошли в воду, и священники начали читать молитву. Князь Владимир с высокой горки наблюдал за креще-нием. Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по приказу князя загоняли в Днепр силой.

В назначенный день люди собрались на берегу Днепра, вошли в воду, и священники начали читать молитву. Князь Владимир с высокой горки наблюдал за креще-нием. Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по приказу князя загоняли в Днепр силой.

 Вслед за Киевом Владимир Красное Солнышко ввёл хрис-тианство и в других русских городах. С христианством на Руси стали распространяться грамотность, просвещение . Начали развиваться искусства и ремёсла , например строи-тельное. По всей Руси соору-жали прекрасные церкви и соборы . Новая вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего, помогала избавиться от злых помыслов, сплачивала и объединяла людей.

Вслед за Киевом Владимир Красное Солнышко ввёл хрис-тианство и в других русских городах. С христианством на Руси стали распространяться грамотность, просвещение . Начали развиваться искусства и ремёсла , например строи-тельное. По всей Руси соору-жали прекрасные церкви и соборы . Новая вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего, помогала избавиться от злых помыслов, сплачивала и объединяла людей.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ Назовите столицу Древней Руси. Как было организовано управление Древней Руси? В каком году произошло Крещение Руси?

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

  • Назовите столицу Древней Руси.
  • Как было организовано управление Древней Руси?
  • В каком году произошло Крещение Руси?
ИСТОЧНИКИ: https://www.free-lance.ru/users/NIKLEN/viewproj.php?prjid=642956 http://art19.info/all/picture/prizvanie-varyagov.html http://ru.wikipedia.org/wiki/Вече http://aowar.forum2x2.ru/t3-topic http://rusich.moy.su/publ/18-1-0-49 http://e-korsak.livejournal.com/149874.html http://ukrmap.su/ru-uh7/286.html http://www.ros-istor.ru/node/389 http://tulaev.ru/?186 http://krutifourth.ru/3303 http://www.rusizn.ru/rur02_004.html http://900igr.net/kartinki/istorija/Obrazovanie-gosudarstva-Rus/012-Pokhody-Olega-na-Vizantiju.html http://hiztory.ru/rus/knyaz-vladimir.html https://www.free-lance.ru/users/NIKLEN/viewproj.php?prjid=643225 http://fotki.yandex.ru/users/hds-shah/view/182379/?page=7 http://charity.lfond.spb.ru/rus/ http://www.последниеновостидня.рф/лента/крещение-руси/ http://clubs.ya.ru/4611686018427412742/replies.xml?item_no=512 http://www.diary.ru/~Daumantas/p164958506.htm?oam

ИСТОЧНИКИ:

  • https://www.free-lance.ru/users/NIKLEN/viewproj.php?prjid=642956
  • http://art19.info/all/picture/prizvanie-varyagov.html
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Вече
  • http://aowar.forum2x2.ru/t3-topic
  • http://rusich.moy.su/publ/18-1-0-49
  • http://e-korsak.livejournal.com/149874.html
  • http://ukrmap.su/ru-uh7/286.html
  • http://www.ros-istor.ru/node/389
  • http://tulaev.ru/?186
  • http://krutifourth.ru/3303
  • http://www.rusizn.ru/rur02_004.html
  • http://900igr.net/kartinki/istorija/Obrazovanie-gosudarstva-Rus/012-Pokhody-Olega-na-Vizantiju.html
  • http://hiztory.ru/rus/knyaz-vladimir.html
  • https://www.free-lance.ru/users/NIKLEN/viewproj.php?prjid=643225
  • http://fotki.yandex.ru/users/hds-shah/view/182379/?page=7
  • http://charity.lfond.spb.ru/rus/
  • http://www.последниеновостидня.рф/лента/крещение-руси/
  • http://clubs.ya.ru/4611686018427412742/replies.xml?item_no=512
  • http://www.diary.ru/~Daumantas/p164958506.htm?oam
Панова Оксана Владимировна учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №4» г. Великого Новгорода Персональный сайт: http://www.panowa-ox.narod.ru/ E-mail: panowa.ox@yandex.ru

Панова

Оксана Владимировна

учитель

начальных классов

МАОУ «Гимназия №4»

г. Великого Новгорода

Персональный сайт:

http://www.panowa-ox.narod.ru/

E-mail: [email protected]

multiurok.ru

Интернет-урок по окружающему миру «Времена Древней Руси. Как появилось наше государство»

Сегодня на Интернет-уроке по окружающему миру мы переместимся на несколько веков назад и узнаем, откуда появилось наше государство…

Итак, давным-давно на просторах нашей Родины поселились предки наши — славяне. Заняли земли славяне к северу от реки Дунай до Карпатских гор… На Дунае жить было привольно: климат здесь теплый, земли плодородные, растительность богатая. Не ушли бы славяне отсюда по своей воле, да стали их теснить другие народы. Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли.Это было медленное, совершавшееся веками передвижение общин и отдельных семей, искавших новые, богатые хорошей почвой, зверем и рыбой места.

В то время у славян ещё не было государства. Они жили вольно и делились на племена: поляне, древляне, волыняне, радимичи, северяне, вятичи, кривичи и др.

Путешественники писали о славянах, что они были людьми добрыми и гостеприимными. Двери в домах не запирались, а гостей всегда хорошо угощали. Славяне высокие, сильные и крепкие, легко переносили мороз и жару. Живя возле рек, славяне с детства прекрасно плавали и ныряли. 

В то далёкое время земля была покрыта дремучими лесами, а среди лесов были полноводные реки. Поэтому самыми удобными дорогами были реки. По берегам этих рек и строили посёлки славяне…

      Поселения древних славян обычно располагались на возвышенных местах около воды — реки, ручья или родника. Поселение, которое обычно состояло из нескольких домов никогда не оставалось без защиты. Поселки окружались частоколами — изгородями, состоящими из глубоко забитых в землю рядом друг с другом толстых бревен. Их концы обычно заострялись и для прочности обжигались на костре.

     Сначала славяне жили в землянках

      Позже начали строить дома из толстых бревен. Они были покрыты соломой или крышами из деревянных жердей. Окна в домах были небольшими и прорубались почти у самой земли. Вот почему в жилищах древних славян было так мало света — старались сохранить тепло в холодное зимнее время.

      Главная часть дома — очаг, сложенный из камней. Он использовался для отопления и приготовления пищи. Трубы у очага не было, и дым выходил на улицу через открытую дверь. Мебели в таком жилище было очень мало: несколько деревянных лавок и большой стол для совместной трапезы, еды.

Вождь, возглавлявший своё племя во время войн, назывался князем. Князей выбирали на общем собрании всех членов рода или племени. Все важные вопросы славяне решали на таких народных собраниях — вече, которое проходило в посёлке на свободном месте.

Позднее на этой площади стали устраивать святилища, где поклонялись главнейшим богам, для этого сооружались деревянные и каменные изваяния. У каждого племени существовали общие святилища, где совершались обряды во время праздников и решались важнейшие вопросы племенной жизни. Рядом со святилищем обычно строили небольшой домик, где жил жрец, совершавший церемонии.

В глубокой древности у людей возникло представление о том, что человек окружен невидимыми духами, которые делятся на враждебных и доброжелательных. Эта вера в духов, различных богов называется язычество. У них не было единого бога. Они обожествляли явления природы, которые не могли объяснить: гром и молнию, солнце и дождь. Главными  же богами у славян были:

бог Вселенной — Род

божество солнца — Даждьбог (у некоторых славянских племён вон назывался Ярило или Хорс)Сварог — бог огня  Велес — бог скота и богатства Перун — бог грозы и войны Мокошь — богиня Земли и плодородия      Кроме того, было распространено почитание домашних богов. Поэтому очаг и печь считались священными местами в доме.

    С древнейших времён у славян cуществовал годовой цикл земледельческих праздников в честь Солнца и смены времён года. В честь бога Солнца устраивали праздник в конце декабря. День становился длиннее, а ночь — короче.   Ряженые ходили из дома в дом, пели, шутили и собирали дары Яриле. Весенний праздник: проводы зимы — Масленица. Славяне жгли костры, устраивали игры, водили хороводы. Летний праздник в честь солнца — Купала. В этот день собирали травы, купались, прыгали через костры (помните, сказку «Снегурочка»?) Считалось, ночью на Купалу деревья в лесу переходят с места на место и разговаривают друг с другом шумом ветвей. Только в жту таинственную ночь цветёт папоротник, и тот, кто найдёт его цветок, поймёт язык деревьев и легко найдет любой клад. 

В изменённой форме праздники дожили до наших дней. Они совпали с христианскими праздниками, например, Купала с Ивановым днём.

Особыми обрядами сопровождались главные события в жизни человека — рождение, свадьба, смерть.

    Важнейшее место в религиозных верованиях славян занимал культ предков. Своих умерших славяне не хоронили в землю, а сжигали на поминальном костре. Вера в загробное существование проявлялась в том, что в погребальный костёр вмести с умершим клали вещи, оружие, запас пищи. Пепел от костра выставляли в горшках на высоких столбах. Такие столбы ставились на распутьях дорог. В знак горя родственники умерших резали и царапали себе лицо.

Когда на Руси часто проходили войны, то главным богом стал Перун, который олицетворял представление о грозе, громе и молнии. Он же стал богом войны, а следовательно, покровителем воинов и князей.

 Главным занятием славян было земледелие. Чтобы не умереть с голоду и пережить долгую и холодную зиму, человеку приходилось затрачивать огромные усилия. Вначале нужно было подготовить землю для посева. Для этого еще зимой выбирали участок в лесу и вырубали растущий на нем лес. Многие деревья в лесу были очень высокими и толстыми. Поэтому мужчины зимой подрубали деревья, чтобы те высохли на корню. Зимний месяц, в течение которого рубили лес, так и назвали «сечень», от слов «сечь», «рубить».Оставшиеся от деревьев пни корчевали. Затем выжигали эти участки леса. Вот почему следующие месяцы назывались «сухий» и «березол». Весной землю, посыпанную золой, разрыхляли деревянной сохой или оралом, а затем сеяли семена.

    Основным зерновым растением у древних славян было просо; пшеница, ячмень и рожь были распространены гораздо меньше. Из овощей чаще всего выращивали репу, а также горох. Перед наступлением осени созревший хлеб вначале жали серпами, а затем сушили и молотили. Поэтому осенние месяцы так и назывались -«серпень», «вресень» (от слова «врещи» -молотить).

    Кроме земледелия древние славяне занимались разведением домашнего скота — овец, коров и свиней, охотились на разных зверей, ловили рыбу. Очень важным в хозяйственном отношении занятием было бортничество — собирание меда диких пчел.

    Позже у восточных славян сложились первые города, в которых развивались ремёсла (литейное, кузнечное, ювелирное) и товарный обмен.

В каждом племени власть переходит в руки военных вождей — князей. Князья набирали воинов в дружины, обороняли свои земли, вели между собой войны. И тогда сошлись в Новгороде старейшины племён. Призвали княжить к себе князя Рюрика с дружиною — из северных воинов-викингов. Называли их на Руси варягами.

После Рюрика княжил новогородский князь Олег, о котором сложено много легенд и преданий. Он объединил два самых сильных города — Новгород и Киев. Так в 882 году было создано государство — Древняя Русь. Столицей этого государства стал Киев.

Так и началась история нашей страны…

Надолго осталась в память о князе Владимире, которого называли Владимир Красное Солнышко. В былинах описывается как идеальный князь: в бою — смелый, на весёлом пиру — приветливый, к бедным — щедрый. Киев при Владимире стал богатым и красивым городом. 

По воле князя Владимира в 988 году было проведено крещение Руси. Сначала князь долго выбирал какую из религий, существовавших в то время, принять на Руси. Отправил послов в разные страны, чтобы разузнать какая там вера в стране.

Из летописи «Повести временных лет». Выбор веры.

«Вошли мы в греческий храм и увидели великую красоту. Ничего с ней сравниться не может. Даже не знали, где мы стоим во время церковной службы-на небе или на земле. Не можем мы забыть такой красоты и не хотим другой веры кроме греческой». Согласился с этм князь и решил все на свете: принять Руси крещение

Вначале крестился сам Владимир, а затем приказал сжечь и изрубить статуи языческих богов. Затем Владимир приказал всем киевлянам креститься в назначенный день. И объявил через гонцов:

«Если кто не придёт завтра на реку креститься — будь он богатый или бедный, нищий или раб, — будет мне врагом»

После таких слов горожане не могли не прийти к Днепру. Их собралось привеликое множество.

Постепенно Русь стала христианской страной. С ней больше стали считаться соседние государства. Получили развитие письменность и культура. Кроме деревянных начали строить и каменные храмы — это здания для богослужений, чтения молитв, обращенных к Богу.

Через полвека в столице Древней Руси — городе Киеве был построен самый красивый храм тех времен — храм Святой Софии- Премудрости Божьей.

Мультфильм о князе Владимире

Детство Ратибор. Хороший мультфильм о жизни славян…

www.klass39.ru

"Во времена Древней Руси" - начальные классы, уроки

Конспект урока окружающего мира по теме:

«Во времена Древней Руси»

4 класс «Школа России»

Тема урока: «Во времена Древней Руси».

Цель урока: познакомить с образованием государства Древняя Русь и ролью принятия христианства для Древней Руси.

Задачи: 1) дать понятие о возникновении древнерусского государства, познакомить с историческими личностями – русскими князьями: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, историческими датами: 862 г. (образование государства) и 988 г. (крещение Руси), учить работать с картой;

2) развивать речь учащихся и кругозор, внимание, умение анализировать и делать выводы, коммуникативные навыки;

3) воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей страны, прививать любовь к Родине.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

И князь Владимир в ней.

2. Актуализация знаний

- Вспомните, как звали наших предков (Славяне)

-Где жили древние славяне?

-Как выглядело жилище?

-Чем занимались?

-Во что верили древние славяне?

-Почему славяне жили по берегам рек

  • Рассмотрите схему (учебник с.41) Прочитайте названия рек, протекающих на территории между Балтийским и Чёрным морями. Жители побережья Балтийского моря, которых на Руси называли варягами, стремились торговать с жителями побережья южных морей, которых славяне называли греками. Подумайте и предположите, как мог называться данный торговый путь?

  • Данный торговый путь назывался «Путь из варяг в греки»

  • Плыли по Балтийскому морю, затем по реке Неве попадали в Ладожское озеро. Из него поднимались в Ильмень – озеро. Потом плыли вверх по течению реки Ловать. Далее волочили по суше лодки в Западную Двину. Переплывали её, затем опять тащили лодки до реки Днепр и спускались в Чёрное море.

3. Работа в тетрадях

  • Откройте рабочие тетради на стр. 15, проведите путь «Из варяг в греки»

  • Как вы думаете, какую пользу славянам приносил данный торговый путь?

-Как вы думаете, все ли были рады тому, что славяне богатели? Кочевники совершали воинственные набеги за славянские земли.

  • Подумайте, как могли славянские племена защищаться от врагов? Были ли они едины друг с другом?

  • Верно, славянские племена не могли прийти к согласию. Предположите, что они могли придумать, чтобы решить проблему? (Предположения детей)

  • Таким образом стал княжить в Новгороде варяжский князь Рюрик, так началось в 862 году Русское государство.

Во главе стоял князь. Бояре, дума давали советы князю. Дружина – это знатные воины, друзья, были опорой и поддержкой.

.

  • Посмотрите на карту и скажите, каким цветом обозначена территория Древней Руси в конце IX века, каким цветом обозначена территория Древней Руси к середине XI века. Что можно сказать об изменении размеров территории?

  • Совершенно верно, в середине XI века Русь занимала пространство от Балтийского до Чёрного моря.

  • Как в думаете, за счёт чего увеличивалась территория Древней Руси? (захватывали новые земли).

-Кто же из князей особенно прославился своими военными подвигами, и кто принёс большую пользу Руси во времена своего правления? Мы пока не может ответить на этот вопрос. Но справиться с этим затруднением вы сможете.

4. Самостоятельная работа

  • Сейчас вы будете работать в группах, изучать материал о правителях Древней Руси, выбирая самое важное, думая над смыслом изменений, которые они вносили. Синим цветом обозначьте положительные моменты в правлении князей, которые оказали существенное влияние на развитие Руси, а жёлтым – отрицательные.

Карточка 1.

-князь Олег;

Захватил силой власть в Киеве, убив Аскольда и Дира. Вскоре после этого он распространил свою власть и на другие города, образовав государство Киевская Русь. Олег проводил благоустройство страны, строил новые города. Для пополнения казны золотом Олег решил совершить военный поход на Византию. Когда русские подошли к Царьграду, греки испугались и сказали Олегу: «Не разоряй нашего города. Дадим тебе лучше дани, сколько хочешь». Олег не стал разорять города, а прибил свой щит к его воротам. Между Русью и Византией был заключён мирный договор. За это русские прозвали Олега Вещим, т.е. волшебником.

Карточка 2.

- князь Игорь;

Стал князем в возрасте 3 лет, но так как был мал, за него правил его родственник – Олег. Игорь самостоятельно встал на княжество в 912 г. после смерти Олега. Начал своё княжение с того, что отправился воевать с отошедшими от Киева древлянами и взять с них дань. В 941 году Игорь отправляется с походом на Византию, так как она не соблюдала соглашение с Русью о выплате дани крупнейшим городам, беспошлинной торговле, содержании купцов и т.д. Первый поход потерпел неудачу, а вот второй принёс Руси мир с Византией и большой выкуп. Игорь расширил площадь Руси за счёт присоединения соседних земель.

Смерть Игоря относят к 945 году. Оставшись недовольным данью древлян, Игорь отправляется за новой данью к ним с малой часть своей дружины. Древляне возмутились и убили Игоря.

Карточка 3.

- княгиня Ольга;

Ольга - русская княгиня, жена Игоря Рюриковича. После его смерти она стала управлять Русью за своего малолетнего сына Святослава. По летописному рассказу. Она жестоко отомстила древлянам за убийство своего мужа.

После покорения древлян Ольга занялась укреплением княжеской власти в других землях, установила оброки и дани. Это не принесло ей славы, но при этом укреплялась княжеская власть, что было шагом на пути становления великого государства.

Годы правления Ольги не отмечены крупными внешними завоеваниями. Новые земли не присоединялись, не было победных походов. Она заботилась, прежде всего, о внутреннем устройстве государства.

Особое значение приобрело крещение Ольги, что стало не только ее личным делом, но приобрело важное политическое значение и способствовало укреплению международного положения Руси. Она занималась пропагандой христианства, построила несколько церквей.

Скончалась Ольга в 969 году.

Карточка 4.

- князь Святослав;

Сын княгини Ольги и князя Игоря.

О Святославе известно очень мало. Он очень много воевал. Свою славу князь искал во многих сражениях. Это и победа над хазарами, и поход на Дунай, победа над печенегами и болгарами, война с Византией. Князь мало заботился о собственном народе, больше славы искал в битвах и сражениях. Большая часть земель, завоеванных Святославом, была потеряна для Руси.

Карточка 5.

- князь Владимир – Красное Солнышко.

Сын князя Святослава Игоревича, князь Новгородский, а затем и Киевский.

Военные походы Владимира укрепили положение Древнерусского государства. Киевский князь покорил вятичей, воевал с печенегами, волжской Болгарией, Византией и Польшей.

Народ называл князя Владимира - Красное Солнышко, так как очень любил его.

В 988 году он заменил язычество христианством, совершив обряд крещения. Он принял христианство сам и призвал за собой весь русский народ. Люди перестали верить в идолов и приносить им жертвы, стали соблюдать христианские заповеди.

Владимир был великим полководцем, но он не был завоевателем. Главная черта деятельности Владимира состоит в защите Русской земли, постоянной борьбе со степными варварами. При Владимире распространялось просвещение, развивались ремёсла. На Россию другие страны стали смотреть, как на равную.

Скончался Владимир в 1015 году.

  • Слушаем выступления детей, отмечаем положительные стороны правления князей, проверку правильности ответов осуществляем по эталону на слайдах.

5. Рефлексия учебной деятельности.

Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

И князь Владимир в ней.

  • Вернёмся к стихотворению, которое было в начале урока. Что явилось началом нашего государства? Какой князь внёс больший вклад в укрепление Древней Руси?

Домашнее задание

7

kopilkaurokov.ru

Во времена Древней Руси

Открытый урок по окружающему миру, проведённый в 4 классе.

Учитель: Лепешкина Ольга Петровна

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Учебник: Плешаков «Окружающий мир 4 класс».

Тема урока: Во времена Древней Руси.

Цели урока: формировать представление о Древней Руси, русских князьях; развивать устную речь, умение работать с исторической картой; воспитывать интерес к истории.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,

И хочется играть сегодня в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный -

Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный!

  1. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке вы познакомились с жизнью Древних славян. Расскажите об их занятиях.

- Опишите жилище Древних славян.(защита проектов)

- Расскажите о богах, которым поклонялись Древние славяне, и о славянских праздниках.

3. Объяснение нового материала.

Слайд 1.

- Сегодня на уроке мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру. Но сначала поговорим о Древней Руси.

Правления у славян не было такого, как теперь у нас. Государей у них не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Когда они начали княжить, кто они были такие, и как началось Русское государство, достоверно не известно. В летописи рассказывается об этом следующее. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». Три князя варяго-русские Рюрик и два брата его пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

Слайд 2.

2. Работа с исторической картой (п.т. №1 с.15).

- Рассмотрите карту на с.41 учебника. Что нужно знать, чтобы её прочитать? (Условные знаки)

- Каким цветом на карте показана территория Древней Руси в конце IX века? (Светло-зелёным). Раскрасьте эту территорию на контурной карте в рабочей тетради.

- Каким цветом на карте показана территория Древней Руси в середине XI века? (Зелёным). Раскрасьте эту территорию на контурной карте в рабочей тетради.

- Сравните территории. Как вы думаете, почему территория увеличилась? (Князья завоёвывали земли).

-Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть, путешествуя по ней? (Переяславль, Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород.)

- Главными дорогами, связывающими жителей, были реки и моря. По ним плыли ладьи и плоты переселенцев на новые земли, а также купеческие караваны. Именно по реке Днепр проходил важнейший торговый путь «из варяг в греки». Обозначьте его красной линией на контурной карте.

-К середине XI века Русь занимала пространство от Балтийского моря до чёрного. Управлять такой обширной землёй без строгого порядка было нельзя. Главой Руси был великий князь киевский, его советниками и помощниками – бояре, а опорой и поддержкой – верная и преданная княжеская дружина. Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок внутри страны, заботились о её безопасности.

Слайд 3.

- Велики заслуги перед Русью князя Владимира. Былины воспевают его, величают Красным Солнышком. Владимир Святославович младший сын князя Святослава занял киевский престол после убийства своего брата Ярополка. Князь Владимир был умелым воином и мудрым правителем. Он превратил Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Весь период его правления можно разделить на два этапа: языческий и христианский. Княжение Владимира считается периодом подъёма Руси.

Слайд 4.

- Как вы думаете каковы причины религиозной реформы?

- Князь Владимир стремился объединить славянские племена и защитить русские земли от кочевников. Поэтому он решил провести религиозную реформу. Её девизом стали слова «Один бог на небе, один князь – на земле».

- Что такое реформа? (работа со словарём)

РЕФОРМА - преобразования, изменения направленные на улучшение.

Слайд 5.

Вначале Владимир решил провести языческую реформу и провозгласил верховным богом Перуна. Остальные боги были сохранены, но «подчинялись» Перуну. Однако эта реформа провалилась. Славяне не понимали, почему Перун вдруг стал главным богом, и поэтому они продолжали поклоняться и остальным богам, причем каждое племя по-прежнему почитало своего бога.

Слайд 6.

Владимир начал искать другую религию. По преданию он пригласил послов из Волжской Булгарии(ислам), Хазарии (иудаизм) и Византии(православие), и они рассказали ему о своей вере. Затем в эти страны были направлены послы князя и, только выслушав их отчет, Владимир остановил свой выбор на христианстве, ведь эта религия была распространена в большинстве стран Европы. Князь Владимир решил, что если Русь тоже станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с соседними странами. Сам князь крестился во время своей поездки в Корсунь.

Слайд 7.

В 988 г. Владимир крестил Русь. Первыми были киевляне. В Киев приехали византийские священники. В назначенный день жителей города загнали в Днепр, монахи окропили их святой водой и прочитали молитву. Князь Владимир Святославович с высокой горки наблюдал за происходящим. Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по его приказу загоняли в Днепр силой. Вслед за Киевом Владимир Красное Солнышко ввёл христианство и в других русских городах. В Новгороде крещение чуть было не закончилось восстанием. Новгородский воевода насильно заставлял жителей креститься, сжигая дома и усадьбы у всех недовольных. В Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком.

Слайд 8.

Конечно, не сразу укрепились русские в новой вере. Ещё долгое время они только по имени были христиане и всё ещё справляли языческие обряды и празднества. Даже и в настоящее время не совсем вывелись языческие обычаи, например – колядование. Однако принятие христианства сыграло огромную роль в нашей истории. Вера в бога-спасителя делала людей честнее, терпимее, учила уважать государственную власть, помогать бедным и несчастным. На Руси укрепилась власть князя, распространилась письменность, стало больше образованных людей, развивалась культура. Древнерусское государство перестало считаться языческим и вошло в число европейских христианских стран.

Слайд 9.

Сам же князь Владимир, приняв новую веру, как рассказывает летописец, совершенно переменился: из сурового и жестокого сделался добрым и ласковым ко всем, а к нищим щедрым. Опасаясь греха, он не хотел даже казнить разбойников. По воскресеньям и другим христианским праздникам князь устраивал у себя пиры, на которые сходились со всей земли русской бояре, духовные всякого звания люди. Больным князь приказывал развозить по домам хлеб, мясо, мёд. За введение христианства Владимир призван церковью Святым и Равноапостальным.

4. Закрепление пройденного.

1. Работа в рабочей тетради.

№2 с.16

№5 с.17

№3 с.16

№4 с.16

- У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Как люди называли князя Владимира? (Красное Солнышко.) Почему? (Он был мудрым правителем и умелым воином.)

5. Итог урока, домашнее задание.

- Сегодня на уроке мы побывали в Древнем Киеве в гостях у князя Владимира.

-О каком важном событии в истории вы узнали? (О крещении Руси.)

- В чём значение принятия Русью христианства? (Окрепли её связи с другими государствами, вырос авторитет.)

Д/з: с.40-45 пересказывать.

multiurok.ru

Во времена Древней Руси

Открытый урок по окружающему миру, проведённый в 4 классе.

Учитель: Лепешкина Ольга Петровна

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Учебник: Плешаков «Окружающий мир 4 класс».

Тема урока: Во времена Древней Руси.

Цели урока: формировать представление о Древней Руси, русских князьях; развивать устную речь, умение работать с исторической картой; воспитывать интерес к истории.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,

И хочется играть сегодня в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный -

Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный!

  1. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке вы познакомились с жизнью Древних славян. Расскажите об их занятиях.

- Опишите жилище Древних славян.(защита проектов)

- Расскажите о богах, которым поклонялись Древние славяне, и о славянских праздниках.

3. Объяснение нового материала.

Слайд 1.

- Сегодня на уроке мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру. Но сначала поговорим о Древней Руси.

Правления у славян не было такого, как теперь у нас. Государей у них не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Когда они начали княжить, кто они были такие, и как началось Русское государство, достоверно не известно. В летописи рассказывается об этом следующее. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». Три князя варяго-русские Рюрик и два брата его пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

Слайд 2.

2. Работа с исторической картой (п.т. №1 с.15).

- Рассмотрите карту на с.41 учебника. Что нужно знать, чтобы её прочитать? (Условные знаки)

- Каким цветом на карте показана территория Древней Руси в конце IX века? (Светло-зелёным). Раскрасьте эту территорию на контурной карте в рабочей тетради.

- Каким цветом на карте показана территория Древней Руси в середине XI века? (Зелёным). Раскрасьте эту территорию на контурной карте в рабочей тетради.

- Сравните территории. Как вы думаете, почему территория увеличилась? (Князья завоёвывали земли).

-Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть, путешествуя по ней? (Переяславль, Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород.)

- Главными дорогами, связывающими жителей, были реки и моря. По ним плыли ладьи и плоты переселенцев на новые земли, а также купеческие караваны. Именно по реке Днепр проходил важнейший торговый путь «из варяг в греки». Обозначьте его красной линией на контурной карте.

-К середине XI века Русь занимала пространство от Балтийского моря до чёрного. Управлять такой обширной землёй без строгого порядка было нельзя. Главой Руси был великий князь киевский, его советниками и помощниками – бояре, а опорой и поддержкой – верная и преданная княжеская дружина. Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок внутри страны, заботились о её безопасности.

Слайд 3.

- Велики заслуги перед Русью князя Владимира. Былины воспевают его, величают Красным Солнышком. Владимир Святославович младший сын князя Святослава занял киевский престол после убийства своего брата Ярополка. Князь Владимир был умелым воином и мудрым правителем. Он превратил Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Весь период его правления можно разделить на два этапа: языческий и христианский. Княжение Владимира считается периодом подъёма Руси.

Слайд 4.

- Как вы думаете каковы причины религиозной реформы?

- Князь Владимир стремился объединить славянские племена и защитить русские земли от кочевников. Поэтому он решил провести религиозную реформу. Её девизом стали слова «Один бог на небе, один князь – на земле».

- Что такое реформа? (работа со словарём)

РЕФОРМА - преобразования, изменения направленные на улучшение.

Слайд 5.

Вначале Владимир решил провести языческую реформу и провозгласил верховным богом Перуна. Остальные боги были сохранены, но «подчинялись» Перуну. Однако эта реформа провалилась. Славяне не понимали, почему Перун вдруг стал главным богом, и поэтому они продолжали поклоняться и остальным богам, причем каждое племя по-прежнему почитало своего бога.

Слайд 6.

Владимир начал искать другую религию. По преданию он пригласил послов из Волжской Булгарии(ислам), Хазарии (иудаизм) и Византии(православие), и они рассказали ему о своей вере. Затем в эти страны были направлены послы князя и, только выслушав их отчет, Владимир остановил свой выбор на христианстве, ведь эта религия была распространена в большинстве стран Европы. Князь Владимир решил, что если Русь тоже станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с соседними странами. Сам князь крестился во время своей поездки в Корсунь.

Слайд 7.

В 988 г. Владимир крестил Русь. Первыми были киевляне. В Киев приехали византийские священники. В назначенный день жителей города загнали в Днепр, монахи окропили их святой водой и прочитали молитву. Князь Владимир Святославович с высокой горки наблюдал за происходящим. Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по его приказу загоняли в Днепр силой. Вслед за Киевом Владимир Красное Солнышко ввёл христианство и в других русских городах. В Новгороде крещение чуть было не закончилось восстанием. Новгородский воевода насильно заставлял жителей креститься, сжигая дома и усадьбы у всех недовольных. В Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком.

Слайд 8.

Конечно, не сразу укрепились русские в новой вере. Ещё долгое время они только по имени были христиане и всё ещё справляли языческие обряды и празднества. Даже и в настоящее время не совсем вывелись языческие обычаи, например – колядование. Однако принятие христианства сыграло огромную роль в нашей истории. Вера в бога-спасителя делала людей честнее, терпимее, учила уважать государственную власть, помогать бедным и несчастным. На Руси укрепилась власть князя, распространилась письменность, стало больше образованных людей, развивалась культура. Древнерусское государство перестало считаться языческим и вошло в число европейских христианских стран.

Слайд 9.

Сам же князь Владимир, приняв новую веру, как рассказывает летописец, совершенно переменился: из сурового и жестокого сделался добрым и ласковым ко всем, а к нищим щедрым. Опасаясь греха, он не хотел даже казнить разбойников. По воскресеньям и другим христианским праздникам князь устраивал у себя пиры, на которые сходились со всей земли русской бояре, духовные всякого звания люди. Больным князь приказывал развозить по домам хлеб, мясо, мёд. За введение христианства Владимир призван церковью Святым и Равноапостальным.

4. Закрепление пройденного.

1. Работа в рабочей тетради.

№2 с.16

№5 с.17

№3 с.16

№4 с.16

- У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Как люди называли князя Владимира? (Красное Солнышко.) Почему? (Он был мудрым правителем и умелым воином.)

5. Итог урока, домашнее задание.

- Сегодня на уроке мы побывали в Древнем Киеве в гостях у князя Владимира.

-О каком важном событии в истории вы узнали? (О крещении Руси.)

- В чём значение принятия Русью христианства? (Окрепли её связи с другими государствами, вырос авторитет.)

Д/з: с.40-45 пересказывать.

multiurok.ru

Во времена древней Руси - презентация к уроку Окружающий мир

53335531463039513235404944384142294843374734365045565452

X

Скопируйте код и вставьте его на свой сайт.

Во времена древней Руси

Описание презентации по отдельным слайдам:

Во времена древней Руси. Блок уроков по предмету «Окружающий мир» Автор: учит... 1 слайд

Во времена древней Руси. Блок уроков по предмету «Окружающий мир» Автор: учитель начальных классов МОУ « СОШ с. Багаевка» Алешкова С.В

Древняя Русь 2 слайд

Древняя Русь

Ибн Руст о славянах И между странами печенегов и славян расстояние в 10 дней ... 3 слайд

Ибн Руст о славянах И между странами печенегов и славян расстояние в 10 дней пути. Страна славян — ровная и лесистая, и они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных полей. И есть у них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся улья и мед. Называется это у них улища, и из одного бочонка добывается до 10 кувшинов меду. И они народ, пасущий свиней, как (мы) овец

Великий князь Владимир-Красное Солнышко Каждым городом управлял свой князь. Н... 4 слайд

Великий князь Владимир-Красное Солнышко Каждым городом управлял свой князь. Но все они подчинялись киевскому князю. Он считался правителем Руси, главой государства и именовался великим князем.

Кто был поддержкой князя? Советниками и помощниками князя были бояре, а опоро... 5 слайд

Кто был поддержкой князя? Советниками и помощниками князя были бояре, а опорой и поддержкой-княжеская дружина.

Богатыри земли русской 6 слайд

Богатыри земли русской

Князь Владимир и крещение Руси. Обряд крещения киевлян на Днепре в 988 году. 7 слайд

Князь Владимир и крещение Руси. Обряд крещения киевлян на Днепре в 988 году.

Закладка десятинной церкви. 8 слайд

Закладка десятинной церкви.

Десятинная церковь Князь Владимир Святославич постановил жертвовать в ее поль... 9 слайд

Десятинная церковь Князь Владимир Святославич постановил жертвовать в ее пользу десятую часть своих доходов с городов и имений на вечные времена, вследствие чего церковь получила известность под названием "Десятинная".

ПРОВЕРЬ СЕБЯ: Кто первым принял Крещение? В какой реке принимали крещение жит... 10 слайд

ПРОВЕРЬ СЕБЯ: Кто первым принял Крещение? В какой реке принимали крещение жители Киева? Что изменилось на Руси с принятием христианства? Чему учила новая вера?

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

733076728033808582728515876729913

337193373633794337953380033813338283385333916340903409634105

У вас есть презентация, загружайте:

Для того чтобы загрузить презентацию на сайт, необходимо зарегистрироваться.

uslide.ru