Карта древних стоянок. Технологическая карта урока "Древние люди и их стоянки на территории современной России"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Старинные виллы. Сохранившиеся стоянки древних людей. Карта древних стоянок


Старинные карты Ростовской области. | Кладоискатель

   Для того, чтобы найти новое перспективное место для копа старины, следует изучить старинные карты Ростовской области (местности). Вопрос, где их можно взять? Во-первых, в интернет ресурсах связанных с поиском кладов. Во-вторых, в районных и областных архивах. В-третьих, в краеведческом музеи. 

   Если вы собираетесь серьёзно заниматься раскопками старины, следует найти поддержку у работников местного музея, получив разрешение на разведку местности и коп.

   Есть карты времён образования войска донского. Первого переселения и второго. Естественно, что поселения того времени, несут в себе и соответствующие находки (монеты времён Петра первого и Екатерины Великой). Чаще всего ранние казачьи поселения были основаны на руинах или на территории древних стоянок и городищ (Ростов-на-Дону, Большая Мартыновка, Аксай, Азов, Семикаракорск, Цемлянск и т. д.)

   Карты начала и середины двадцатого века, совмещая с современными, показывают исчезнувшие хутора во времена послевоенного переселения в города и районные центры. Данные объекты хранят в своей земле вещи дореволюционных и послевоенных 1945-70 годов. В картах можно найти поселения о которых давным-давно забыли. А значит и находки окажутся интересными, в больших количествах не тронутые.

   Иметь карту местности и уметь ею пользоваться (правильно читать) очень важно в копе. Конечно есть вариант найти старожилу местности, но не каждый человек захочет сотрудничать с незнакомцем, даже если у вас есть разрешающие на поиск документы. Быть кладоискателем, значит уметь общаться с людьми, и этого не избежать. Сколько не прячься и не маскируйся, всё равно найдутся любопытные.

   Оставляю вам ссылки скачивания старинных карт Ростовской области:

   I )  Издание картографического отдела корпуса военных топографов. Масштаб 10 вёрст в 1 дюйме (1:420000). Состоит из восьми изображений. Возможно отксерокопить и соединить в единое целое.

 1. Станицы: Новосёловка, Макеевка, Терновая...

 2. Станицы: Вёшенская, Краснокутская, Манькова, есть и Боковская.

 3. Станицы: Распопинская, Усть-Хопёрская...

 4. Станицы: Трёх-Островянская...

 5. Станицы: Усть-Белокалитвинская, Калитвинская...

 6. Чертковская...

 7. Станицы: Ново-Цымлянская, Верхне-Курмоярская, Потёмкинская...

 8. Аксайское направление.

  II) Подробная карта земли войска Донского.

 III) 2. Современный Атлас Ростовской области, необходим для сверок со старыми картами. Качественное изображение, досканальный рельеф местности.

  

       <<< предыдущий материал                                    следующий материал >>>

Поделиться информацией в социальных сетях:

      Интересные материалы сайта   

donovedenie.ru

Технологическая карта урока "Древние люди и их стоянки на территории современной России"

Технологическая карта урока «Древние люди и их стоянки на территории современной России»

Создать условия для знакомства учащихся с процессом появления первых людей на территории современной России, древнейшими стоянками, зарождением родового строя.

и определения степени влияния природно-климатических условий на образ жизни народов

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; читать историческую карту; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде

Метапредметные:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

владение умением работать работать с учебной и внешкольной информацией(анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы)

Личностные: проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности

уважение к культуре своего и других народов,толерантность

Образовательные ресурсы

Учебник История 6 класс под ред. Торкунова. Карта территории современной России. Рабочая тетрадь История 6 класс И.Артасов…

Основное содержание темы

1. Общность истории древнейших людей; 2. Появление людей на современной территории России, 3. Древнейшие стоянки человека на территории современной России, 4. Зарождение родового строя, 5. Совершенствование орудий труда, 6. Особенности первобытной эпохи

Основные понятия

Древнее расселение, население, образ жизни, занятия

Основные даты

Появление человека на территории России до 1 млн. лет. Каменный век

Персоналии

Ученые- историки

Домашнее задание

Учебник. П. 1.

Организационная структура урока

Формы контроля (оценивание образовательных результатов)

Мотивационно-целевой

Проверяет задание:

продолжить предложения: Россия – самая….,В России самое…

вот именно об этой самой самой нашей Родине мы и будем говорить.

Тема нашего урока «Древние люди и их стоянки на территории России»

-Как вы думаете что мы с вами должны сегодня узнать?

Целью урока является изучение жизни древних людей на территории современной России.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. изучить появление людей на территории современной России.

2. изучить древнейшие стоянки человека на территории современной России.

3. изучить зарождение родового строя.

4. изучить совершенствование орудия труда.

Учащиеся делают мини-сообщения, подготовленные дома.

Делает предположения, формулируют цели урока, ставят задачи.

Беседа

Ориентационный. Актуализация знаний

Вспомните, когда и на какой территории, по мнению учёных, появились первые люди. Что такое род, племя, община?

Что такое эволюция?

Изучив сегодня как жили древние люди мы постараемся ответить на вопрос: Что оказало влияние на эволюцию человека какова была бы его судьба без эволюции?

Какие виды исторических источников нам помогут?

Какие вспомогательные исторические дисциплины нам помогут?

Учащиеся участвуют в обсуждении, высказывают свое мнение.

беседа

Содержательно-операционный

Древнейшие люди появились на территории России ок.500 тыс-1 млн. лет назад

-Сев.Кавказ( 700 тыс.)

-Дагестан(500 тыс-1 млн.лет)

-Таманский полуостров

(500 тыс-1 млн.лет)

Как вы думаете, почему именно эти территории были заселены раньше всего?

Верно, действительно важную роль играл климат.

Этот древнейший период существования человека называют каменным веком. Как вы думаете почему?

Каменный век делится на три периода: палеолит, мезолит и неолит. Давайте изобразим их на ленте времени.

Давайте представим себя путешественниками во времени, попавшими в те древнейшие времена на территорию России.

Учитель делит класс на две группы.

1. Появление людей на территории современной России

Задание для группы 1. Стр. 10 1. Дайте характеристику присваивающему хозяйству. 2. Опишите орудия труда древних людей ( какие, из чего изготавливали) 3. Общество древних людей.

2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России.

Задание для группы 2. Стр. 11 1. Найдите и покажите на карте России где были обнаружены стоянки древних людей. 2. Опишите образ жизни в каждой из стоянок.

3. Зарождение родового строя. Совершенствование орудий труда

Как вы считаете жизнь древних людей была легкой? Почему? С какими проблемами они сталкивались?

80 тыс. лет назад наступило похолодание – ледниковый период.

Давайте представим что мы с вами древние люди, но живем в разные периоды.1 ряд у нас живет во время ледникового периода. А для второго ряда уже наступило потепление. На столах у вас лежат листы с таблицами. Пользуясь текстом учебника заполним нужные вам графы в данной таблице.

Первая группа представляет свою работу

Образ жизни:

- присваивающее хозяйство (охотились на зверей, ловили насекомых, земноводных, собирали плоды, ягоды, съедобные растения)

-изготовление орудий труда (из дерева, кости, камня – кремния. Делали рубила, скребла, остроконечники)

-жизнь в небольших группах (вместе добывали пропитание, защищались от хищных животных, поддерживали и охраняли огонь)

Вторая группа представляет свою работу

Стоянки в деревне Костенки под Воронежем (35 - 45 тыс. лет назад): здесь найдены орудия труда, украшения, скульптурные изображения животных и людей.

Стоянка Сунгирь под Владимиром (25 тыс. лет назад): обнаружены многочисленные фрагменты изделий древних людей – оружие, одежда, украшения, обнаружены захоронения людей.

Каповая пещера на Южном Урале (Башкирия) (период палеолита): обнаружены десятки рисунков животных, треугольников, линий.

Денисовая пещера на Алтае (50 тыс. лет назад): останки людей, которые жили в одно время с неандертальцами, но были на более высоком уровне развития.

Изучают текст параграфа стр. 12-14, заполняют таблицу (Приложение 1.)

Беседа, работа в группах, работа в парах, подготовка сообщений, презентация результатов работы

Контрольно-оценочный (рефлексивный)

Итак, какой вывод мы можем сделать исходя из результатов таблицы? Давайте вернемся к вопросу на который мы пытались ответить в самом начале урока.

Как мы можем ответить на него сейчас? Что оказало влияние на эволюцию человека и какова была бы его судьба без эволюции?

Благодаря чему человек развивался? Действительно, человек сделал очень много открытий. Давайте попробуем вспомнить в какой из периодов: палеолит или мезолит было сделано то или иное открытие, орудие труда: ручные рубила (П), лодки (М), загонная охота (П), иглы с ушками (П), лук и стрелы (М).

Учащиеся высказывают свое мнение. Выполняют задание

-Наша страна имеет самое большое в мире  число соседей. Сколько же их всего?

(16 стран.)

- Где в нашей стране расположен крупнейший в мире «край болот»?

(На просторах Западно-Сибирской низменности. Именно здесь находится Большое Васюганское болото, занимающее территорию 500 тыс. кв. км., что равно территории Франции.)

- Где в нашей стране находится самое холодное обитаемое  место в мире?

(Оймякон в Сибири.)

- Россия имеет самое большое в мире морей, омывающих её берега. Сколько же их всего?

(13)

- Какое российское озеро самое глубокое  ,самое старое и в нем самая прозрачная вода в мире?

(Байкал, до 1620 метров.)

-Какой российский православный храм самый большой в мире?

(Храм Христа Спасителя в Москве , высота 103м.,площадь 6805 кв. км., диаметр главного купола 25.5 м., во время богослужения вмещает 10 тыс. человек.)    

- Назовите российское озеро, являющееся самым крупным в мире среди озёр, расположенных за Полярным кругом?

(Озеро Таймыр на одноимённом полуострове, на севере Красноярского края, 4560 кв. км.)

- В России наибольшее количество озёр. Сколько же их у нас всего?

(Более 1 миллиона.)

- Какая крепость нашей страны является самой крупной во всём мире?

(Московский Кремль. Площадь Кремля равна 27 гектарам. Общая длина стен с 20-ю башнями составляет 2 км 235 м. Высота их в разных местах колеблется от 5 до 19 м, а толщина иногда до 6 м.)

- В каком российском городе находятся самые большие в мире башенные часы?

(В Москве, на главном здании МГУ.)

- В каком городе России находится самая высокая статуя в мире?

(В Волгограде, статуя «Родина-мать» высотой 82 метра.)

- Какое чудо-дерево России имеет единственную в мире белую кору?

(Берёза.)

Приложение 1.

infourok.ru

Технологическая карта урока «Древние люди и их стоянки на территории современной России» — iitu

Технологическая карта урока «Древние люди и их стоянки на территории современной России»

Создать условия для знакомства учащихся с процессом появления первых людей на территории современной России, древнейшими стоянками, зарождением родового строя.

и определения степени влияния природно-климатических условий на образ жизни народов

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; читать историческую карту; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде

Метапредметные:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

владение умением работать работать с учебной и внешкольной информацией(анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы)

Личностные: проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности

уважение к культуре своего и других народов,толерантность

Образовательные ресурсы

Учебник История 6 класс под ред. Торкунова. Карта территории современной России. Рабочая тетрадь История 6 класс И.Артасов…

Основное содержание темы

1. Общность истории древнейших людей; 2. Появление людей на современной территории России, 3. Древнейшие стоянки человека на территории современной России, 4. Зарождение родового строя, 5. Совершенствование орудий труда, 6. Особенности первобытной эпохи

Основные понятия

Древнее расселение, население, образ жизни, занятия

Основные даты

Появление человека на территории России до 1 млн. лет. Каменный век

Персоналии

Ученые- историки

Домашнее задание

Учебник. П. 1.

Организационная структура урока

Формы контроля (оценивание образовательных результатов)

Мотивационно-целевой

Проверяет задание:

продолжить предложения: Россия – самая….,В России самое…

вот именно об этой самой самой нашей Родине мы и будем говорить.

Тема нашего урока «Древние люди и их стоянки на территории России»

-Как вы думаете что мы с вами должны сегодня узнать?

Целью урока является изучение жизни древних людей на территории современной России.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. изучить появление людей на территории современной России.

2. изучить древнейшие стоянки человека на территории современной России.

3. изучить зарождение родового строя.

4. изучить совершенствование орудия труда.

Учащиеся делают мини-сообщения, подготовленные дома.

Делает предположения, формулируют цели урока, ставят задачи.

Беседа

Ориентационный. Актуализация знаний

Вспомните, когда и на какой территории, по мнению учёных, появились первые люди. Что такое род, племя, община?

Что такое эволюция?

Изучив сегодня как жили древние люди мы постараемся ответить на вопрос: Что оказало влияние на эволюцию человека какова была бы его судьба без эволюции?

Какие виды исторических источников нам помогут?

Какие вспомогательные исторические дисциплины нам помогут?

Учащиеся участвуют в обсуждении, высказывают свое мнение.

беседа

Содержательно-операционный

Древнейшие люди появились на территории России ок.500 тыс-1 млн. лет назад

-Сев.Кавказ( 700 тыс.)

-Дагестан(500 тыс-1 млн.лет)

-Таманский полуостров

(500 тыс-1 млн.лет)

Как вы думаете, почему именно эти территории были заселены раньше всего?

Верно, действительно важную роль играл климат.

Этот древнейший период существования человека называют каменным веком. Как вы думаете почему?

Каменный век делится на три периода: палеолит, мезолит и неолит. Давайте изобразим их на ленте времени.

Давайте представим себя путешественниками во времени, попавшими в те древнейшие времена на территорию России.

Учитель делит класс на две группы.

1. Появление людей на территории современной России

Задание для группы 1. Стр. 10 1. Дайте характеристику присваивающему хозяйству. 2. Опишите орудия труда древних людей ( какие, из чего изготавливали) 3. Общество древних людей.

2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России.

Задание для группы 2. Стр. 11 1. Найдите и покажите на карте России где были обнаружены стоянки древних людей. 2. Опишите образ жизни в каждой из стоянок.

3. Зарождение родового строя. Совершенствование орудий труда

Как вы считаете жизнь древних людей была легкой? Почему? С какими проблемами они сталкивались?

80 тыс. лет назад наступило похолодание – ледниковый период.

Давайте представим что мы с вами древние люди, но живем в разные периоды.1 ряд у нас живет во время ледникового периода. А для второго ряда уже наступило потепление. На столах у вас лежат листы с таблицами. Пользуясь текстом учебника заполним нужные вам графы в данной таблице.

Первая группа представляет свою работу

Образ жизни:

— присваивающее хозяйство (охотились на зверей, ловили насекомых, земноводных, собирали плоды, ягоды, съедобные растения)

-изготовление орудий труда (из дерева, кости, камня – кремния. Делали рубила, скребла, остроконечники)

-жизнь в небольших группах (вместе добывали пропитание, защищались от хищных животных, поддерживали и охраняли огонь)

Вторая группа представляет свою работу

Стоянки в деревне Костенки под Воронежем (35 — 45 тыс. лет назад): здесь найдены орудия труда, украшения, скульптурные изображения животных и людей.

Стоянка Сунгирь под Владимиром (25 тыс. лет назад): обнаружены многочисленные фрагменты изделий древних людей – оружие, одежда, украшения, обнаружены захоронения людей.

Каповая пещера на Южном Урале (Башкирия) (период палеолита): обнаружены десятки рисунков животных, треугольников, линий.

Денисовая пещера на Алтае (50 тыс. лет назад): останки людей, которые жили в одно время с неандертальцами, но были на более высоком уровне развития.

Изучают текст параграфа стр. 12-14, заполняют таблицу (Приложение 1.)

Беседа, работа в группах, работа в парах, подготовка сообщений, презентация результатов работы

Контрольно-оценочный (рефлексивный)

Итак, какой вывод мы можем сделать исходя из результатов таблицы? Давайте вернемся к вопросу на который мы пытались ответить в самом начале урока.

Как мы можем ответить на него сейчас? Что оказало влияние на эволюцию человека и какова была бы его судьба без эволюции?

Благодаря чему человек развивался? Действительно, человек сделал очень много открытий. Давайте попробуем вспомнить в какой из периодов: палеолит или мезолит было сделано то или иное открытие, орудие труда: ручные рубила (П), лодки (М), загонная охота (П), иглы с ушками (П), лук и стрелы (М).

Учащиеся высказывают свое мнение. Выполняют задание

-Наша страна имеет самое большое в мире  число соседей. Сколько же их всего?

(16 стран.)

— Где в нашей стране расположен крупнейший в мире «край болот»?

(На просторах Западно-Сибирской низменности. Именно здесь находится Большое Васюганское болото, занимающее территорию 500 тыс. кв. км., что равно территории Франции.)

— Где в нашей стране находится самое холодное обитаемое  место в мире?

(Оймякон в Сибири.)

— Россия имеет самое большое в мире морей, омывающих её берега. Сколько же их всего?

(13)

— Какое российское озеро самое глубокое  ,самое старое и в нем самая прозрачная вода в мире?

(Байкал, до 1620 метров.)

-Какой российский православный храм самый большой в мире?

(Храм Христа Спасителя в Москве , высота 103м.,площадь 6805 кв. км., диаметр главного купола 25.5 м., во время богослужения вмещает 10 тыс. человек.)    

— Назовите российское озеро, являющееся самым крупным в мире среди озёр, расположенных за Полярным кругом?

(Озеро Таймыр на одноимённом полуострове, на севере Красноярского края, 4560 кв. км.)

— В России наибольшее количество озёр. Сколько же их у нас всего?

(Более 1 миллиона.)

— Какая крепость нашей страны является самой крупной во всём мире?

(Московский Кремль. Площадь Кремля равна 27 гектарам. Общая длина стен с 20-ю башнями составляет 2 км 235 м. Высота их в разных местах колеблется от 5 до 19 м, а толщина иногда до 6 м.)

— В каком российском городе находятся самые большие в мире башенные часы?

(В Москве, на главном здании МГУ.)

— В каком городе России находится самая высокая статуя в мире?

(В Волгограде, статуя «Родина-мать» высотой 82 метра.)

— Какое чудо-дерево России имеет единственную в мире белую кору?

(Берёза.)

Приложение 1.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

iitu.ru

Старинные виллы. Сохранившиеся стоянки древних людей

Полная фотогаллерея Полная фотогаллерея На протяжении тысяч лет они служили для первобытных людей надежным укрытием от холода, дождя и диких животных. Древнейшие пещеры, которые были естественным домом для наших предков, сегодня представляют огромный интерес для исследователей. В них удается обнаружить следы наскальной живописи, возраст которой составляет несколько десятков тысяч лет, а также другие следы пребывания первобытных людей. Места, в которых наши предки разводили костры, свершали культовые обряды и собирались за трапезой – увидеть некоторые стоянки первобытных людей и полюбоваться их живописью сегодня могут абсолютно все. Многие из уникальных артефактов, обнаруженных в таких древних пещерах, сегодня представлены в крупнейших музеях мира.

Холмы Цодило, Ботсвана

Холмы Цодило, Ботсвана

Уже более 30 000 лет в Ботсване в области Нгамиленд проживает племя сан, для его представителей расположенные поблизости холмы Цодило являются священным местом. Во внимание исследователей эта местность попала совсем недавно, лишь в 90-х годах прошлого столетия при исследовании холмов было открыто несколько древних пещер. В них ученые обнаружили массу невероятных артефактов, указывающих на то, что когда-то в пещерах жили первобытные люди.

Холмы Цодило, Ботсвана Первооткрывателем этих уникальных пещер является исследователь Шейла Коулсон из университета Осло. Главным артефактом, который удалось обнаружить в пещерах, стал огромный каменный питон, вырезанный прямо в толще скалы. Его длина составляет порядка 6 метров, а высота достигает 2 метров. Для племени сан питон и сейчас продолжает оставаться одним из самых священных животных, вполне вероятно, что обожествлять его местные жители начали еще сотни тысяч лет назад. Во время подробного исследования пещеры ученые обнаружили инструменты первобытных людей, которыми оны высекали эту огромную скульптуру. Возраст некоторых инструментов составляет более 70 000 лет. Неподалеку были обнаружены и многочисленные фрагменты каменной стены, вырезанные в процессе работы. Всего в пещере на холме Цодило было обнаружено более 13 000 артефактов. Здесь нашли наконечники копий, различные ритуальные артефакты, а еще инструменты, с помощью которых древние люди проводили обработку камня. Вместе с тем, старинная пещера явно не использовалась древними людьми для проживания. Ученые предполагают, что более 70 000 лет назад она служила местом проведения важных культовых мероприятий. Далее - Пещера Лианг-Буа Использование этого авторского материала сайта приветствуется. Ссылка на www.orangesmile.com - обязательна.

Пещера Лианг-Буа, Индонезия

Пещера Лианг-Буа, Индонезия Одной из самых известных в мире стоянок древних людей является расположенная в Индонезии пещера Лианг-Буа. Именно здесь учеными были обнаружены останки флоресских людей, поэтому пещеру Лианг-Буа неофициально называют «пещерой Хоббитов». Большинство обнаруженных в этой пещере артефактов сегодня хранится в Археологическом музее Джакарты, а сама пещера сегодня доступна для посещения в рамках экскурсий. В непосредственной близости от пещеры находится небольшой туристический офис, где постоянно проживает хранитель этого важного исторического объекта. Открыть полностью

Пещеры острова Бло Юнгфрун, Швеция

Пещеры острова Бло Юнгфрун, Швеция Пещеры острова Бло Юнгфрун, Швеция Описание    Шведский остров Бло Юнгфрун расположен в проливе Кальмарсунд, с этим островом связано много устрашающих историй. Согласно одной из легенд, на протяжении многих лет ведьмы слетались на этот остров на шабаш. Однажды над ними произошла массовая расправа, с тех пор остров населяют призраки, гулять по нему отваживаются далеко не все местные жители. Однако, для исследователей этот необитаемый остров продолжает оставаться невероятно привлекательным. Открыть полностью

Комплекс пещер Маленькая Петра, Иордания

Комплекс пещер Маленькая Петра, Иордания Комплекс пещер Маленькая Петра, Иордания Описание    В Иордании в ближайших окрестностях города Петра находится комплекс древних пещер, известных под названием Маленькая Петра. Здесь исследователями были обнаружены уникальные следы настенной живописи, возраст рисунков в эллинистическом стиле составляет 2 000 лет. Чтобы восстановить эти удивительные образцы живописи, ученым потребовалось три года. Открыть полностью

Пещера Луперкаль, Италия

Пещера Луперкаль, Италия Расположенная в Риме пещера Луперкаль является важнейшей исторической достопримечательностью Италии. Согласно известной легенде, именно в этой пещере волчица вскормила будущих основателей Рима – братьев Ромула и Рема. Археологами пещера была обнаружена лишь в 2007 году, она находится на глубине 16 метров и является важнейшим святилищем. С этой пещерой связано множество красивых легенд, но на протяжении многих лет ее существование оставалось загадкой. Открыть полностью

Пещера Брюникель, Франция

Пещера Брюникель, Франция Особый интерес для исследователей представляет расположенная во Франции пещера Брюникель. В ней исследователи обнаружили два каменных круга, которые были построены более 170 000 лет назад. В том, что эти загадочные круги являются творением рук человеческих, у исследователей нет никаких сомнений. Главным строительным материалом в данном случае выступали фрагменты сталактитов и сталагмитов. Всего для сооружения кругов было использовано около 400 фрагментов, на каждом из них отчетливо видны следы нагрева огнем. Открыть полностью

Ахштырская пещера, Россия

Ахштырская пещера, Россия Расположенная в окрестностях Сочи Ахштырская пещера тоже является выдающимся археологическим объектом. Эту пещеру во время очередного масштабного исследования в 1903 году обнаружил французский ученый Эдуард Альфред Мартель. Стоянка первобытных людей в этой пещере была открыта намного позднее, в 1936 году, раскопки проходили под руководством известного археолога Сергея Николаевича Замятина. Открыть полностью

Воронцовская пещера, Россия

Воронцовская пещера, Россия Расположенная в окрестностях сочи, Воронцовская пещера фактически представляет собой огромный комплекс пещер, который входит в десятку самых больших пещерных комплексов мира. Общая длина пещеры составляет более 11,5 км, у этой системы пещер 14 входов. Во время одного из исследований в пещере были обнаружены стоянки первобытных людей, здесь на протяжении многих лет жили древние племена. Среди сотен артефактов, обнаруженных исследователями, были кости кабанов, саблезубых тигров и других животных, а еще в пещере найдены места разведения костров. Открыть полностью

Пещера Эль-Кастильо, Испания

Пещера Эль-Кастильо, Испания В Испании в районе Кантабрия находится удивительная пещера Эль-Кастильо. Долгое время она оставалась за пределами внимания современных людей. Входом в пещеру служит очень узкое отверстие, продвигаться через которое можно только ползком. В этой пещере исследователями были обнаружены одни из древнейших наскальных картин в мире, возраст которых составляет более 40 000 лет. На этих рисунках запечатлены бизоны и лошади, а некоторые фрагменты картины посвящены сценам охоты. Открыть полностью

Плато Арнем-Ленд, Австралия

Плато Арнем-Ленд, Австралия В Австралии одним из самых интересных с археологической точки зрения районом является плато Арнем-Ленд. Сегодня оно является частью крупного национального заповедника, здесь в каменной пещере Наварла Габарнманг были обнаружены следы наскальной живописи, возраст которой составляет около 28 000 лет. На этих рисунках исследователями были идентифицированы изображения гигантских птиц, подобных тем, которые населяли нашу планету около 40 000 лет назад. Это позволяет предполагать, что самые первые наскальные рисунки в пещере наносились гораздо раньше официально установленного срока. Открыть полностью

Пещера Аполлон-11, Намибия

Пещера Аполлон-11, Намибия В Намибии находится пещера с удивительным названием Аполлон-11, в ней учеными тоже были обнаружены следы стоянок первобытных людей. Открытие этой пещеры связано со знаменательным событием – высадкой на луне космического аппарата Аполлон-11 в 1969 году, что и дало ей необычное название. В этой пещере на каменных плитах исследователи обнаружили древнейшие рисунки, нанесенные с помощью древесного угля, растительной белой краски и охры. На стенах этой пещеры можно различить фигуры зебр, кошек, жирафов, страусов и других животных, по примерным оценкам, возраст рисунков составляет не менее 26 000 лет. Открыть полностью

Пещера Пеш-Мерль, Франция

Пещера Пеш-Мерль, Франция Во Франции находится пещера Пеш-Мерль, которая тысячи лет назад тоже служила домом для наших предков. На стенах этой пещеры исследователи обнаружили изображения странных пятнистых лошадей. Сначала они полагали, что эти животные – плод вымысла древних людей. Обнаруженные поблизости останки животных и проведенный впоследствии анализ ДНК показал, что такие лошади действительно существовали на нашей планете около 25 000 лет назад. Люди практически непрерывно жили в этой пещере на протяжение 20 000 лет, на ее стенах также были обнаружены изображения мамонтов и зубров, нанесенные около 5 000 лет назад. Открыть полностью

Пещера Тадрарт-Акакус, Ливия

Пещера Тадрарт-Акакус, Ливия В Ливии в глубинах пустыни Сахара расположен горный массив Тадрарт-Акакус, на территории которого учеными тоже были обнаружены следы наскальных рисунков и картин. Это свидетельствует о том, что тысячи лет назад в этих местах была вода, здесь были максимально благоприятные условия обитания для древних людей. Возраст самых старых рисунков, которые удалось обнаружить в пещерах этого горного массива, составляет около 12 000 лет. На древнейших наскальных картинах изображены крокодилы, жирафы и носороги, когда-то рядом с горным массивом была бурная растительность. Открыть полностью

Пещера Лаас-Гааль, Сомали

Пещера Лаас-Гааль, Сомали В Сомали доступен для посещения комплекс древнейших пещер Лаас-Гааль, возраст обнаруженных здесь наскальных надписей составляет от 5 до 11 тысяч лет. На стенах пещеры сохранились изображения людей, коров, собак и жирафов, все обнаруженные здесь рисунки выполнены в красных и кремовых тонах. О том, кто именно из наших предков проживал в этих пещерах, в настоящее время доподлинно неизвестно. Однако, для местных жителей комплекс пещер Лаас-Гааль с давних времен остается священным местом. Открыть полностью

Пещера Пловцов, Египет

Пещера Пловцов, Египет В Египте на территории Ливийской пустыни находится пещера Пловцов. На стенах этой пещеры были обнаружены изображения плавающих людей, их возраст составляет не менее 6 000 лет. Первым исследователем, который подробно изучил пещеру и обнаруженные в ней рисунки, был венгерский ученый Ласло Алмаши. Он посетил пещеру в 1933 году, а после подробно описал ее в своей книге «Неизвестная Сахара». Как и многие другие исследователи, Ласло Алмаши пришел к выводу, что раньше климат на территории нынешней Сахары был гораздо более благоприятным. Открыть полностью

Сохранившиеся стоянки древних людей - интерактивная карта

orangesmile.com

Исторические вехи Донского края. | Кладоискатель

  Донская земля, как любая настоящая мать, с большой буквы, принимает на свои просторы людей со всего света. Так есть сейчас и так было сто, двести и даже тысячи лет назад. Не все понимают её доброту, пользуются её любовью, разрушая природу и исторические ценности этого древнего легендарного края. Задача данной статьи донести читателям сайта "Доноведение" все важные исторические вехи Донского края, дать знания и научить любить историю своего края, своей малой родины Ростовской области.

   Стоянки древнего человека.

  В Ростовской области обнаружено несколько стоянок древнего человека палеолитического и неолитического периода. К стоянкам палеолитического периода относится "Каменная Балка" (восточная окраина х. Недвиговка, Неклиновского района). Здесь обнаружены культурные слои деятельности человека примерно от 20000 лет назад, до 12000 лет назад.

Исторические вехи Донского края

  Стоянка Юловская (Сальский район, берег Весёловского водохранилища), здесь найдены кремниевые отщепи, остатки костра, костей животных и рыб. Радиоуглеродный анализ показал, что данная стоянка существовала 16463 лет назад. Как предполагают учёные и этому есть геологические доказательства, во времена палеолита и позднего палеолита В Ростовской области был огромный пролив между Чёрным и Каспийским морями. Для древнего человека это было огромное труднопреодолимое препятствие на его пути.

  Характерный пример стоянки неолитического времени мы можем наблюдать между станицами Пухляковской и Раздорской, называется Раздорская II. Обнаружили её в 80 годах двадцатого столетия. Здесь присутствует ярко выраженный полтора метровый культурный слой, что говорит о постоянстве проживания племени древнего человека. Найдено много каменных изделий орудий труда, костей рыб и животных. На стоянке Раздорская II жили рыболовы, вероятнее всего они умели делать лодки из дерева. Об этом можно судить по найденным каменным инструментам: тесла, стамески, топоры, долота, гарпуна и грузил для рыбного промысла.

Древняя ямная культура на Дону.

   Скифо-сарматский период.

  Трудно сказать являются ли представители племён древних стоянок предками ямной культуры или же ямники были самыми первыми кочевниками, пришедшими на Донскую землю, но за ними пришли катакомбники и племена срубной культуры. Много споров идёт об отношение киммерийцев к катакомбникам и срубникам. Некоторые исследователи считают их прародителями культуры викингов. К недоказанным гипотезам можно так же отнести существование свободного воинственного племени амазонок.

  Памятниками древнего времени в Ростовской области являются курганы, их много и маленьких и больших. Они словно раскиданы по территории области в хаотичном порядке, но многие исследователи, называя их степными пирамидами, находят их закономерное местоположение. Есть большие курганы, которые служили наблюдательными пунктами и своеобразным способом оповещения. В случае беды на них разжигали огромные костры.

  Из курганных захоронениях мы узнаём о жизни древних кочевых племён скифов, господствующих в донской степи в доантичное и античное время. Немаловажной вехой в истории Донского края можно считать греко-сарматский торговый союз. В это время на Дону появляются укреплённые городища, ведущие бойкую торговлю с Грецией, северными варварами и племенами кочевников. Трудно представить, что только в районе Ростова-на-Дону существовало до 6 городищ. Так же славится городище этого периода, известное всему миру, как музей под открытым небом - Танаис. Ирано-язычные племена кочевников, одни за другими принимали власть в степи в свои руки и создавали военные союзы, пугающие своей мощью Грецию, Византию и даже Рим.

Временные поселения скифов.

   Кочевники степей, Хазария и казаки.

  Аланы, готы, гунны, печенеги, половцы, мадьяры, булгары и татаро-монголы прошли по донской степи, частично ассимилируясь в местном население. Пылали городища и селения, потом некоторые из них снова и снова отстраивали, другие навсегда забывались. Удивительным в истории Ростовской области является раннее средневековье, когда Хазарский Каганат создал мощное государство, полностью контролирующее торговые пути, включая и шёлковый путь. Были построены по берегам Дона, Сала и Маныча сеть крепостных городищ. Широко развивалось земледелие и виноградарство. Параллельно Хазарии набирает свою государственную мощь и Киевская Русь.

  Дикое поле, так называли наши места жители Киевской Руси, потому что гуляли по ним орды кочевников, грабя славянские селения. Долгое время вход в Азовское море контролировала Османская империя. Главной вехой в истории Донского края является возникновение казачества на Дону и его закрепления, как воинской силы и государственной власти. Есть несколько гипотез, откуда пошли казаки. Это и остатки татаро-монгольских орд, к которым примыкали беглые крестьяне, и хазары, ассимилировавшиеся с русскими, называемые бродниками, но главное открытие дают последние археологические раскопки. Из них мы узнали, что на рубеже с 8-15 век на территории Донского края существовали славянские поселения.

Городища Маныча.

  К сожалению, древняя история Ростовской области мало изучена. Не хватает рук, средств и времени. Археологи успевают проводить лишь спасательные работы, из них мы и узнаём много нового и уникального о нашем крае. 

             <<< предыдущий материал                              следующий материал >>>

                                                  страница раздела >>>

Поделиться информацией в социальных сетях:

      Интересные материалы сайта   

donovedenie.ru

Древняя стоянка Раздорская II | Кладоискатель

Впервые древнюю стоянку Раздорская II обнаружил местный краевед Л.Т. Агарков. Данная стоянка древнего человека считается самым древним памятников позднего каменного периода на Дону.

Древняя стоянка Раздорская II

Раскопки древней стоянки

Впервые часть древней стоянки исследована в 1980-1990-х годах экспедицией археологов во главе с Кияшко В.Я и Ромащенко Н.И. С 2003 года здесь ведётся планомерные раскопки под руководством супругов Цибрий.

Древняя стоянка находится на нижней террасе берега реки Дон, поэтому самые нижние культурные слои постоянно увлажняются и подвергаются подтоплением.

Судя по находкам в культурном слое, люди стоянки занимались собирательством связанного с речной фауной и рыболовством. Обнаружены такие отходы как:

  • раковины моллюсков,
  • фрагменты панцирей черепах,
  • кости рыб.

​Среди предметов рыболовной оснастки: грузила, гарпуны...

Находки в Раздорской II

Культура представителей древней стоянки

Среди большого количества кремниевых изделий, характерных для каменного века, встречаются изделия из известняка, кости, предметы, сделанные из створок раковин. Некоторые предметы имеют сложный художественные графический орнамент, что говорит о богатом внутреннем мире представителей древней стоянки Раздорская II.

Ранний период её жизнедеятельности подтверждается полным отсутствием фрагментов керамики, и поэтому стоянка является первым проявлением существования ракушечноярской культуры древнего человека.

Сокращённая публикация материала из учебника "Археология Нижнего Дона", редактор Кияшко А.В. Предыдущий материал публикации на нашем сайте.

<<< предыдущий материал                                          следующий материал >>>  

                                                 страница раздела >>>

Поделиться информацией в социальных сетях:

      Интересные материалы сайта   

donovedenie.ru


Смотрите также