Древняя индия мхк. Урок по МХК для 10 класса "Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА Культура Древней Индии Древняя. Древняя индия мхк


Художественная культура Индии

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (951,3 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • познакомить учащихся с  архитектурой, изобразительным искусством (росписи, книжная миниатюра), скульптурой, музыкой и театром Индии;
  • развивать любовь к прекрасному, прививать эстетический вкус, умение работать с текстами;
  • воспитывать любовь и уважение к культурному наследию человечества.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • мультимедийная презентация,
  • индивидуальный раздаточный материал,
  • выставка по теме (репродукции, книги)

Новые слова: «Веды» – древнее индийское писание с законами, по которым проходило развитие искусства; буддизм – одна из мировых религий; чайтья –  пещерный храм, вихара – монастыри, стамбхи – монументальные буддийские колонны, построенные из камня, ступы – буддийские символы, феерические сооружения и пещерные храмы, сангита – музыка.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Восток издавна пленял путешественников самобытной культурой, богатством и какой-то тайной. Восточная красавица, восточные песни, танцы, стихи – всё это поражало побывавших в восточных странах. Утончённость во всём: в ароматах, в одежде, в манерах. Многие называют Восток мудрым, кто-то коварным, многие прекрасным! Сегодня мы попытаемся заглянуть под таинственное покрывало восточной культуры и познакомимся с художественной культурой Индии.

II. Новая тема

Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии.

Особенности:

– достижения древних индийцев в самых различных областях – литературе, искусстве, науке, философии; – созданы священные книги – «Веды»; – сложилась одна из мировых религий – буддизм. 

1. Архитектура

Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы в Кушано-гуптскую эпоху.

В эпоху древности большинство сооружений возводилось из дерева, а потому не сохранилось. Храм Шивы – одно из знаменитых строений Индии.

Большая ступа в Санчи – один из архитектурных комплексов Индии.

Она находится в местечке Санчи, вблизи города Бхопал. Эта каменная полусфера символизирует небо у нас над головой. На вершине купола установлен макет горы Меру – такой же священной, как и наше Мировое Древо. Через все здание храма, сверху донизу, проходит стержень – ось мира, на которой нанизаны круглые диски, постепенно уменьшающиеся от нижних к верхним. Это три мира, известных всем народам: нижний – подземный, средний – тот, в котором мы живем, и верхний – обитель богов. Вокруг этого рукотворного неба возвышается стена. В ее углах, означающих четыре стороны света – север, восток, юг и запад, установлены столбы, украшенные резьбой и скульптурами. Впрочем, самые искусные фигуры созданы на воротах, ведущих к храму. И чего, и кого здесь только нет! Кажется, что создания, обитающие во всех частях света, и во всех мирах явились сюда, чтобы поприветствовать людей, входящих в храм! Фигуры больших слонов держат на себе столбы ворот. Над ними – львы и слоны поменьше среди удивительных животных: невиданно огромных змей, человекоптиц, летающих хищников и многих других диковинных созданий.

Чайтья в Карли

В I в. до н. э. в культовой архитектуре Индии широко распространились пещерные храмы – чайтьи. Эта техника получила преимущественное развитие в районах, где вздымающиеся горные плато резко обрываются, создавая ступенчатые стены из твердого камня протяженностью в несколько сотен километров. Перед пещерой возвышались две колонны, их увенчивали капители, подобные маурийским. Важнейшей деталью фасада чайтьи является огромное подковообразное окно, которое служит основным источником света в храме. В молитвенный зал ведут три входа, от которых начинаются коридоры, символизирующие путь Будды. Центральный коридор отделен от боковых рядами колонн со скульптурными капителями. В этом архитектурном пространстве, оживленном скульптурой, создается необычный эффект игры света и тени, преображающий интерьер. В дальнем конце молитвенного зала возвышается ступа – наиболее конкретный и мощный из символов буддизма, означающий победу Будды над иллюзией, т.е. его нирвану.

Храм Кайласанатха в Эллоре является непревзойденным шедевром и одним из самых впечатляющих архитектурных сооружений. Это монолитный комплекс, высеченный из единой скалы огромных размеров. Храм строился на протяжении 150 лет, в его сооружении участвовало 7 тысяч человек. Храм Кайласанатха поистине грандиозен. Он занимает площадь в два раза превышающую площадь Парфенона в Афинах, по высоте превосходит его в полтора раза. При его строительстве было выдолблено 200 тысяч тонн горной породы. Храм посвящен богу Шиве, он представляет гору Кайласа – обитель Шивы в Гималаях. Прямоугольный двор храма, опоясанный изнутри рядами ниш со статуями божеств, включает выделенное шикхарой (пирамидальным завершением) главное святилище и многоколонный зал для молящихся.

2. Изобразительное искусство

– Скульптура;

В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры, из которых наиболее крупными были гандхарская, матхурская и школа Амаравати. Большинство сохранившихся скульптур так же носило религиозный характер. Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал ряд специальный руководств по правила их создания. В I–IV вв. в художественной культуре Индии произошли значительные перемены. В изобразительном искусстве появились антропоморфные изображения Будды, т.е. Учителя стали изображать в образе человека, а не в виде символов, как это было раньше. К I-II вв. до н. э. относится один из самых замечательных памятников древнеиндийской скульптуры. Это изображение Шивы в храме Гудималлам (штат Мадрас)

Шива – божество созидательных сил природы, олицетворявшее творческое начало Вселенной. В учении брахманизма о мироздании Шива считался разрушителем мира, Брахма – творцом, а Вишну – охранителем созданного.

– Росписи;

Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты.

В этом буддийском комплексе состоящим из 29 пещер живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Здесь разнообразные сюжеты из жизни Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, дворцовая тематика. Все рисунки отлично сохранились, т.к. индийцы хорошо знали секреты стойких красок, искусство укрепления грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например, всегда изображались белыми. На картинах множество городов и их жителей, чудесные виды природы и удивительные памятники архитектуры.Авторы этих великолепных произведений искусства не пропагандируют отвлеченные идеи буддизма, они в красках повествуют о жизни в Индии в эпоху правления Гуптов, о реальных событиях, связанных с буддийскими преданиями, изобилующими сценами из народной жизни.Живопись Аджанты насквозь пронизана духом любви к человеку, природе, к своей стране. Стенопись Аджанты относится к IV-VII вв. Живопись сохранилась лишь в шестнадцати пещерах. Здесь расписывались потолки, стены, и даже колонны. Росписи пещер сложны по содержанию, в композициях много персонажей, но нет и намёка на передачу перспективы, объёмы фигур чуть намечены. Линия, цвет и ритм составляют основу всего живописного ансамбля.. Краски на росписях как будто светятся в темноте. Возникает ощущение, что земное и небесное гармонично соединились в этом храме.

– Книжная миниатюра

Огромную роль в развитии могольской школы миниатюры, установившейся во второй половине XVI в. при дворе Великих Моголов, сыграли придворные мастерские миниатюрной живописи, которым покровительствовал Акбар. Здесь бок о бок трудились персидские и индийские мастера, и, как сообщает Абу-л-Фазл, знаменитый историк времени Акбара, из семнадцати наиболее талантливых мастеров тринадцать были индийцами. Это было самое настоящее время синкретизма индийской и персидской миниатюры. В начале своей деятельности мастерские занимались иллюстрированием рукописей, которые в большом количестве переписывались при могольском дворе. Это были самые различные произведения: исторические и научные сочинения, многотомные поэмы и сборники стихов, знаменитые индийские эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», специально переведенные для этого с санскрита на персидский язык, и многое другое. Главная особенность могольской миниатюры, переживавшей при первых императорах свой расцвет, – все нараставшая тенденция к передаче реального облика людей, предметов, природы. Художники пытались отойти от свойственной персидской живописи условности, изысканности и декоративности и посредством полутонов и светотени передать объемность формы, естественный цвет изображаемого объекта.

И одним из интереснейших достижений, передавшихся в последствии и джайпурской школе живописи стал «могольский портрет».

Основная его цель – передать сходство, характерные особенности лица, а при возможности и психологическую характеристику персонажа. При групповых портретах наблюдается занимательная особенность. Ноги и руки прописываются в профиль, а торс и голова в три четверти. Во-первых, это позволяло экономить время. Во-вторых, не было потребности в полной детализации и доведения позы до реалистичности. Например, дворцовые сцены где шах расположен в центре, а группы придворных ориентированы слева и справа от шаха, разворот торса и головы налево и направо, образует как бы коридор устремленного на шаха внимания и почтения, что автоматически передается смотрящему, и образует собой перспективу. Дворцовые сцены – популярнейший сюжет индийских миниатюр.

3. Музыка и театр

Важнейшее место среди музыкальных инструментов Древней Индии принадлежало ударным и струнным. Мастера создавали металлические тарелки, гонги, барабаны. Барабаны обтягивали кожей или пергаментом, которые предварительно обрабатывали специальными отварами из риса и трав. Благодаря такой выделке достигалось мягкое и насыщенное звучание.   Наиболее выразителен по тембру парный барабан табла,

по форме напоминающий современные литавры; звук из него извлекается ударами рук (кистью и пальцами). Другой вид барабана – гхатам. Это инструмент в виде глиняного горшка, обтянутого кожей; на нём играют ладонью, пальцами и даже ногтями. Подобная техника позволяет извлекать из простых инструментов очень разнообразные звуки.

Самые популярные струнные шипковые –  ситар и саранги.

За нежный и богатый оттенками тембр вину называют царицей струнных. У этого инструмента два круглых резонатора: один, деревянный, – у основания, а другой, сделанный из выдолбленной тыквы, – возле грифа. Второй резонатор создаёт эффект объёмного звучания. Ситар по устройству напоминает вину. Кроме шипковых в Индии существовали и смычковые струнные. Прежде всего это саранги – прямоугольный инструмент, верхняя часть которого обтянута кожей. Саранги устроен довольно сложно. Помимо трёхчетырёх основных, игровых струн у него есть ешё и дополнительные, резонирующие струны (двадцать пять – тридцать), расположенные под игровыми. Смычок не касается резонирующих струн, но во время музииирования они также колеблются, что придаёт звучанию специфическую окраску. Индийские музыканты даже сравнивают звуки, издаваемые саранги, с человеческим голосом.

Из духовых инструментов были распространены флейта, шанкха (труба в виде раковины) и шринга (металлический рог). Интересно, что почти все древние инструменты сохранились до наших дней, и современные индийские музыканты играют на них, точно следуя традициям.

Слово "сангита", во многих индийских языках означающее "музыка", буквально переводится как "сведение воедино и выражение всего". Сводимое воедино "все" – это тело, разум и дух. В идеале индийский музыкант стремится ощутить бесконечное и разделить свое ощущение со слушателем. С древнейших времен цель всех духовных исканий в Индии заключается в отождествлении и слиянии личности с вечностью, абсолютом.

В программу древнеиндийских празднеств, посвященных божествам, обязательно включались театрализованные представления. Так, главным событием на празднике в честь бога-громовержца Индры было вынесение знамени виновника торжества. Роль этого знамени «исполняло» дерево, которое приносили из леса и украшали, после чего торжественно топили в реке, так как считалось, что сей ритуал придаст силы воде и земле. В церемонии участвовали борцы, канатоходцы, фокусники, музыканты, которым дали название «ната». Впоследствии так же стали называть всех профессиональных актеров.

Несмотря на то, что народный театр в Индии появился еще задолго до нашей эры, его представления и по сей день пользуются в стране огромной популярностью. Наиболее известный вид такого театра на Севере страны – музыкально-танцевальная драма, так называемая лила.

Центральные персонажи – добрые и злые демоны, духи, животные. Артисты появляются перед публикой в ярких, красочных костюмах и масках. Декорации отсутствуют. Все приготовления, смена костюмов, грима происходят прямо на глазах у зрителей.

На юге страны появилась иная форма – так называемый мистерический театр. Спектакли индийского юга связаны, прежде всего, с искусством храмовых сказителей – чакиаров. Они сперва читали стихи на классическом языке древности – санскрите, а затем переводили их на диалекты, понятные местным жителям, используя при этом, главным образом, мимику и жесты.

III. Вывод

Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, “страной мудрецов” .

IV. Домашнее задание

Гл. 20., ст.212 – 225. Вопросы и задания.

Литература:

1. Бонгард-Левин Т. М. “Древнеиндийская цивилизация”, М., 1993 2. Джавахарлал Неру. "Открытие Индии" 1995г. г. Москва 3. Данилова Г.И. «Мировая художественная литература», 10 класс.; М:Дрофа, 2010г. 4.   Вишванатх Нараване. "Курьер ЮНЕСКО", Март 1989 г.

http://www.india.ru/ http://www.travel.ru http://newtown.k12.ct.us/ http://achababa.ru Indonet.Ru http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9f/Kailash-pillar.jpg

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Художественная культура Древней Индии

Не менее высокого уровня достигла художественная культура, где особое место занимает литература.Самым древним литературным памятником являются Веды. Начало их создания датируется II тыс. до н.э. Несколько позднее, в I тыс. до н.э., появились еше два великих литературных памятника — «Махабхарата» и «Рамаяна». Основное содержание первого составляет спор о власти между братьями Кауравами и Пандавами, закончившийся многодневной битвой между ними, в которой победили Пандавы. Главные герои событий — Арджуна и его возничий и наставник Кришна, поучения которого составляют отдельную часть памятника — «Бхагаватгиту».

Содержанием «Рамаяны» являются подвиги и приключения царя Рамы в поисках похищенной любимой — Ситы.

Из более поздних памятников литературы особого выделения заслуживает «Панчатантра» (Пятикнижие, III-IVвв. н.э.) — сборник сказок, басен, притч и рассказов нравоучительного толка. Особого выделения заслуживает также творчество поэта и драматурга Кали- дасы. Мировую известность ему принесла драма «I Пакунтала», а также поэмы «Облако-вестник» и «Рождение Кумары».

Что касается древнеиндийской архитектуры,то ее развитие имеет некоторые особенности. Дело в том, что никакие памятники материальной культуры Древней Индии, включая архитектурные, существовавшие до III в. до н.э., не сохранились и не дошли до наших дней. Это объясняется тем. что в тот период основным строительным материалом служило дерево, которое не выдержало испытания временем. Только в III в. до н.э. в строительстве начинается использование камня, и с этого времени многие архитектурные сооружения уже сохраняются. Поскольку господствующей религией в этот период был буддизм, постольку основными памятниками являются буддийские сооружения: ступы, стамбхи, пещерные храмы.

Буддийские ступы представляют собой круглые кирпичные сооружения диаметром 36 м и высотой 16 м. По преданию, в ступах хранились реликвии Будды. Самой известной из них стала «Большая ступа № 1», окруженная оградой с воротами. Стамбхи — это монолитные столбы-колонны высотой около 15 м, наверху которых установлена фигура священного животного, а поверхность покрыта надписями буддийского содержания.

Пещерные храмы обычно входили в комплекс построек вместе с монастырями. Самым знаменитым храмом является комплекс в Ад- жанте, объединяющий 29 пещер. Этот храм интересен также тем, что в нем сохранились прекрасные образцы древнеиндийской живописи. Росписи Аджанты изображают сиены из жизни Будды, мифологические сюжеты, а также сцены из светской жизни: танец, царская охота и т.д.

Индийскую культуру нельзя представить себе вне музыки, танца и театра, которые органически слиты между собой.Вокальнучомузыкуиндийцы понимают как начало и конец всех искусств. Особенностям музыки, канонам и технике танца посвящен древний трактат «Натьяшастра». В нем написано: «Музыка — дерево самой природы, его цветение — танец». Истокитанца и театранаходятся в культовых обрядах и играх древнеиндийских племен. Творцом танца считается Шива, которого называют Натараджа (царь танца). Как танцор, хотя и в меньшей степени, известен также Кришна. Тем не менее большая часть классических и народных танцев посвящена именно Кришне и Раме.

Культура Древней Индии занимает исключительное место в мировой культуре. Будучи восточной, она оказала огромное влияние и на западную культуру. Многие ее памятники и достижения составляют органическую часть других культур.

studfiles.net

Урок по МХК для 10 класса "Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции"

Класс: 10-А,Б

Дата:

Предмет: МХК

Учитель: Дикая Е.С.

Дата проведения:

Цель урока: завершение формирования у учащихся – средствами культуры, искусства, литературы – общей культуры и относительно целостной системы знаний, деятельностей и представлений о природе, обществе, человеке.

Задачи урока:

- обучающие: завершение формирования мировоззрения, целостного представления о мире, активного самоопределения личности на материале истории мировой культуры;

- развивающие: развитее образного восприятия и формирование навыков познания и самопознания через искусство, самореализацию в художественном творчестве;

- воспитательные: обеспечение условий духовно-нравственного развития учащихся, формирование ценностных ориентаций, освоение толерантности на основе диалога культур.

Ход урока

I. Организационный момент.

II.  Актуализация знаний учащихся

  1. Какую религию исповедует основное население Индии? (индуизм)

  2. Какая мировая религия возникла в Индии? (буддизм)

  3. Как называются священные книги индусов? (Веды)

  4. С завоеваниями моголов, какая религия распространилась в Индии? (ислам)

III. Изучение новой темы

(изучение темы сопровождается демонстрацией презентации с изображениями памятников культуры Индии)

План урока

  1. Художественная культура древнейшей Индии

  2. Брахманизм

  3. «Махабхарата» и «Рамаяна»

  4. Буддизм

  5. Ступы

  6. Государство Кушан 1-3 вв н.э.

  7. Династия Гуптов и пещерный храм Аджанте

  8. Музыкальное искусство

  9. Храмовое зодчество в раннем Средневековье 7-12 вв.

  10. Делийский султанат

  11. Эпоха Великих Моголов (16-17 вв.)

  1. Художественная культура древнейшей Индии

Рассказ учителя

Художественная  культура  Индии  имеет  давнюю  историю,    она ровесница   Древнего  Египта.  Археологи  установили,  что  в  III—II    тыс.  до н.  э.  в  долине  Инда  на  северо западе  полуострова  Индостан  существовала  цивилизация,  которую  назвали  хараппской.  Во  время  раскопок  в   Хараппе в Мохенджо Даро (территория современного Пакистана) были  обнаружены  скульптурные  миниатюры  и  рельефы,  свидетельствующие  о  достаточно  развитом  художественном  мышлении.Более полное представление о древнейшем этапе развития художественной  культуры  Древней  Индии  дает  период,  названный  «ведическим» (или  «ведийским»).  Это   название  восходит  к  памятнику  литературы  и  религиозной  мысли  конца  II   начала  I  тыс.  до  н.  э.  Веды  (что значит  «знание»).  Носителям  ведичес-кого  мышления  были  арьи  племена,  спустившиеся  около  2000  г.  до  н.  э.  с  севера  на  юг  в  поисках  новых  земель.  В  те  времена  народные  поэты   риши  слагали  ритуальные гимны, жертвенные формулы, былины и поуче-ния. Они осознавали  себя  пророками  и  ясновидцами,  которым  открыто   знание  тайн  мироздания.  Первая  часть  ведических  текстов,  которая  называется  Ригведа,  запечатлела  противоречивое  смешение  двух  религиозных  идей. С одной стороны, в Ригведе упоминается достаточно большое количество  разнообразных  языческих  богов  (Варуна  небо,  Инда  — гроза,  Агни —  огонь), а с другой многие стихи ее трогательно обращены к единому «надзирателю» неба, к  непостижимому Богу.

В  I  тысячелетии  до  н.  э.  в  Индии  складываются  новые  крупные  го  государства,   где  расцветают ремесла,  строятся  дворцы  и  храмы.  Греческие  посланники,  побывавшие  в  IV  в.  до  н.  э.  в  столице  самого  мощного государства того времени  Магадхи, были поражены многими чудесами.  Неслучайно  город  называли   Паталипутра,   что  значит  «сын  цветка». Сказочно прекрасный город  Паталипутра не сохранился:  его дере  вянные   строения   оказались   недолговечными   в   условиях   влажного   и жаркого климата и многочисленных войн. именно  в  это  время  широкое  распространение  получил  брахманизм —  следующая  после  ведического  учения  ступенька  на  пути  духовного  познания  мира.

  1. Брахманизм

В  основе  брахманизма  лежал  закон  кармы  —  суммы  совершенных  при  жизни  поступков,  обеспечивающих  перевоплощение  (новое  рождение) души человека. Наиболее подробно вероучение изложено в  текстах  Упанишад  (сокровенное  знание),  которые  позднее  вошли  в   Веды.  Для  мудрецов,  сложивших  Упанишады,  а  по  преданию  это  были  гуру  — учителя  и  наставники,  не  было  ничего  прекраснее  Брахмы  —    бога  жи  вотворящего  света,  универсального  идеала  совершенства  и   красоты. Брахманизм  еще  более  обнажил  изначальную  устремленность   индийской культуры к воплощению художественных образов, связанных с духовными  токами  жизни.  Творческая  мысль  мастеров  с  древности  была  направлена  на  поиск  адекватного  выражения  внеземной,  надличностной сущности тримурти —  триединства богов Брахмы, Вишны и Шивы. Брахму  обычно  изображали  с  четырьмя  головами,  обращенными  к  четырем  сторонам  света,  и  четырьмя  руками.  Вишну  —    хранителя  мира от злых сил, держателя космического порядка —  воплощали в виде прекрасного  юноши,  утонченного  и  доброго.  Шива  —    царь  разрушительной  и  одновременно  созидательной  энергии  —    чаще  всего  предстает танцующим,  при  этом  его  руки  (числом  от  двух  до  десяти)  извиваются в  ритме  космического  круговорота  жизни.

  1. «Махабхарата» и «Рамаяна»

Высшим  достижением  культуры  Древней  Индии  I  тысячелетия  до  н. э.  является рождение высокоразвитого индийского эпоса двух великих   поэм   «Махабхарата»  и  «Рамаяна».  «Махархарата»  (или  «Великая  война  потомков  Бхараты»)  состоит из  100  тыс.  стихов.  Основное  содержание  этого  огромного  сочинения  связано  с  рассказом  о  войне  потомков   некоего  царя  Куру  —  ландавов  и  кауравов. Все действующие лица поэмы так или иначе решают проблемы  выбора между  добром  и  злом,  честью  и  бесчестием,  корыстью  и  долгом.   Ответы  на  нравственные вопросы связаны с религиозным пафосом  «Махабхараты»:

Если    проклятый  проклинает,  а  наказанный  учителем  наказывает,

Если  оскорбленный    всех  вокруг  оскорбляет,

Если  побитый  бьет,    тот,  кого  мучат,  отвечает  мучениями..

.  То  тогда  в  этом  мире,  где  царит  гнев,  откуда  быть  месту  жизни?

Древнеиндийская  эпическая  поэма  «Рамаяна»  («Колесница  Рамы»,«Сказа-ния  о  приключениях  царя  Рамы»)  рассказывает  о  походе  царя Рамы  на  остров  Ланку  (современный  Цейлон)  в  поисках  жены  Ситы, похищенной  владыкой  демонов  Раваной.  Насильственная  разлука   любящих —  центральная тема поэмы; она придает тексту глубокую лиричность  и  эмоциональную  выразительность:

Какие  ни  есть  божества  в  этом  лесу  огромном,

Скажите  супругу,  прошу  вас,  что  меня  похитили!

Какие  ни  есть  существа,  малые  или  большие,

Пернатые  или  звери,  прибегаю  к  вашей  защите!

Скажите  Раме,  которому  я  дороже  собственной  жизни,

Что  Равана,  царь  ракшасов,  насильно  похитил  Ситу!

Позднее  «Махабхарата»  и  «Рамаяна»  стали  источником  вдохновенья  многих  поколений  поэтов,  музыкантов,  живописцев,  скульпторов.  

  1. Буддизм

Кульминация в развитии художественного творчества Древней Индии приходится на эпоху, когда индийское религиозное знание выросло  до  уровня  мировой   религии  —    буддизма. Его рождение связано с явлением отшельничества,  распространенного  в  Индии  испокон  веков.  Отшельники,  покинувшие свои дома в поисках смысла жизни, были особо почитаемыми людьми:    в  них  видели  носителей  высшей  мудрости.  С  ухода  от  мира  началось духовное восхождение юноши знатного рода, сына богатого раджи  Сиддхартха  по  прозвищу  Гаутама  (623—544  гг.    до  н.  э.).На  тридцатом  году  жизни  его ум внезапно озарился «полным знанием» —  явилось долгожданное «просветление». Гаутама увидел всеобщую связь явлений зримого и невидимо  го мира. Он постиг истину: существует человеческая жизнь, полная страданий, и этому есть причины, поняв которые можно достичь освобождения. Отныне Гаутама стал Буддой (что значит «Просветленный»), проповедуя правила поведения, позволяющие человеку спасти самого себя. Он учил, что «никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью,но  отсутствием  ненависти  прекращается  она».  Непричинение  зла,  честный  и  чистый  образ  жизни,  самовоспитание  и  медитация  —    все  это  составило  содержание  новой  религии. Наградой за праведную жизнь  будет  нирвана  достижение  особого  состояния,  которое  нельзя определить как жизнь или смерть. Это высшее блаженство при абсолютой  отрешенности  от  внешнего  мира,  это  состояние  покоя,  после  которого перерождений души уже не будет. 

  1. Ступы

Долгое  время  в  Индии  избегали  портретных  изображений  Будды  Гаутамы.  Просветленного  представляли  в  виде  различных  условных  символов,  например,  колеса  или  свастики.  Первыми  культовыми  па   мятниками буддизма стали так называемые ступы —  мемориальные сооружения,  где  хранились  останки  Будды.  

Своей формой ступа олицетворяла модель мира, находящегося под защитой Будды. Это  были куполообразные сооружения из камня и кирпича (символ небесного свода), увенчанные кубом из драгоценного металла  со  шпилем  (символ   священной  горы  Меру,  которая  считалась  центром  Вселенной).  На  шпиле   крепились  три  каменных  зонта,  олицетворяющие небесные ярусы, расположенные друг над другом. Ступу пронизывал  стержень,  который  считался  осью  мироздания.  Самая  известная  и  большая  ступа  находится  в  Центральной  Индии,  в  Санчи  (III-I  вв. до н. э.). Ее огромная полусфера высотой с четырехэтажный дом  сложена  из  крупного  кирпича.  Раньше  ступа  была  облицована  каменными  плитами  со  скульптурными  изображениями.  Перед  ней  в  I  в.  до н. э. были сооружены каменные ворота -два высоких столба с тремя  перекладинами,  покрытыми  рельефами.  Здесь  изображены  сюжеты  «Махабхараты»  и  легенд,  рассказывающих  о  подвигах  Будды  в  его  предыдущих  рождениях,  а  также  сценки  из  жизни  народа.  

  1. Государство Кушан 1-3 вв н.э.

В  I III    вв.  н.  э.  жизнь  Индии  существенно изменилась. На северных ее террито-риях возникло  мощное  государство  Кушан,  основанное  пришельцами  из   Центральной  Азии.  В  Кушанскую  эпоху   художественное  творчество   обретает   новое   дыхание. Сложился  пластический  образ Будды  в  виде  идеально  сложенного  человека  с  красивым  лицом,  находящегося  в  состоянии  вечного  покоя.  Канонический  облик  Просветленного  включает  сложную  символику.  Например,  круглое  пятно  на  лбу  (урна) олицетворяет глаз мудрости, длинные мочки ушей и миндалевидные  глаза  свидетельствуют  об  избранности  происхождения.

  1. Династия Гуптов и пещерный храм Аджанте

Период  правления  династии  Гуптов (IV—V    вв.)  —    последний  взлет  в  развитии  художественной  культуры  Древней  Индии,  ее  «золотой  век».  Искусство  этого  времени  обрело  свободу  в  выборе  тем  и   сюжетов,  стало  более  поэтичным  и  выразительным.  Росписи  храмов   Аджанты  -зримое  свидетельство  зрелости  художественного  мышления   индийских   мастеров.   В   этих   монументальных   изображениях  сплелись  образы  древнейших  богов,  буддийские  мотивы,  люди,  звери, птицы, цветы... Словом, весь многокрасочный мир навечно запечатлели стены пещер, вырубленных в тол-ще скал (строительство пещер   было   начато   в   III   в.   до   н.   э.   и   с   перерывами   продолжалось до  VII  в.  н.  э.).  

  1. Музыкальное искусство

Музыкальное   искусство   играло   огромную роль  в  общественной  и  религиозной  жизни Древней   Индии.  Индийская  мифология  насыщена  сказаниями  о  божественном  происхождении   музыки   и   ее   основных   попевок  под   названием  «рага». Показатель но,  что  понятие  «сангит»  («музыка»)  означает   единство   пения,   инструментального   сопровождения и танца.  Символика такого действа  была  достаточно  сложной.  Так,  в  одном из  древних  трактатов  встречается  указание на необходимость различать в танце 24 поворота  головы,  означающие  удивление,  сострадание, страх, ледяную холодность, пламеннуюстрасть,  готовность  к  бою  и  многое   другое.  

Одним  из  наиболее  древних  считается  стиль  «Катакхали»  —    свое   образная  музыкальная  пантомима.  В  ее  исполнении  участвуют  12   танцоров, 2 певца рассказчика и небольшой оркестр, который задает ритмиче-скую  пульсацию  ударными  инструментами  (барабаны,  гонг).  Танцоры  «Катакхали»  пользуются  «мудрой»  —  особым  «словарем»  ручных жестов,  передающих  мельчайшие  подробности   действия.  

К  VI  в.  государство  Гуптов  пало  под  ударами  кочевых  племен  гуннов. С этого времени Индия вступила в новую полосу своего исторического развития —  начался  этап  Средневековья  с  его  феодальными распрями,   иноземными   завоеваниями,   сменой   религиозных   воззрений. Страна распалась на  множество мелких княжеств, правители  которых  более  всего  были  озабо-чены  сохранением  древних  духовных  традиций,  что  привело  к   возрождению  брахманизма,  правда, в измененном  виде.  Обновленная  рели-гия  получила  название индуизма.  В нем объединились старинные мифо-логические верования  (например,  почитание  священных  животных)  с  представлениями  о  законе  воздаяния  (карма)  и  перерождении  душ  (сансара).

Важную  роль  в  индуизме  играли  правила  кастовых  бытовых  обрядов. 

  1. Храмовое зодчество в раннем Средневековье 7-12 вв.

В эпоху раннего Средневековья сложились иные, нежели в древности, представления о храмовом зодчестве. Буддийская идея отшельничества   отошла   в   прошлое.   Глобальные   представления   о   мироздании,   свойственные индуизму, воплотились в монументальных пещерных сооружениях  и  наземных  храмовых  комплексах.  Грандиозность   художественного   мышления  нашла  выражение  в  мощном  бюсте  Шивы  из  пещерного  храма  на  острове  Элефант.  У  бога  три  лика  высотою  в  6  м.  Глаза  его  закрыты  —    символ  дремлющей  космической энергии  разрушения,  созидания  и   покоя. В  ранних  надземных  храмовых  комплексах  еще  чувствуется  влияние  древнего  скального   зодчества.   Таковы,   например,   пять   храмов Махабалипурама (близ Мадраса), по  священные  культу  Шивы  или  героям  «Махабхараты»  (построены  в  VII  в.).  Но  уже  в  VIII  в.  в  архитектуре  наметились  черты  нового  стиля,  воплощающего  в  художественнообобщенной         форме   индуистское   веро  учение. Один за другим вырастают в разных областях  Индии  грандиозные,  не  похожие друг   на   друга   сооружения,   символизирующие  религиозную  концепцию  мироздания. Кажется,  что  из   единой,  словно  живой,  массы  храма  рождаются  многообразные  существа:      люди,   боги,   животные,   растения,   предметы.  Все  они  слиты  в  едином  ритме  космического  танца,  олицетворением  которого   является   Шива   (неслучайно   многие  храмы  возведены  в  его  честь). Достигается этот   эффект   с   помощью   синтеза   архитектурной   формы   со   скульптурными   декоративными    украшениями,    покрывающими  стены  святынь. Вечное   движение   Вселенной   —      так  можно   охарактеризовать   впечатление   о храме   Кандарья   Махадева,   входящего   в большой  комплекс  религиозных  сооружений  Кхаджурахо  (X—XI  вв.).  В  храме  три  части  —    святилище,  зал  для  молящихся  и  вестибюль,  —  объединенные  общим  цоколем.  Каждая  из  частей  завершается  башней, напоминающей   горную   вершину.   Устремленность   в   поднебесье  усилена  скульптурными  украшениями  —    целостной  композицией,  где  переплелись  образы  Шивы,  Вишны,  разнообразных  небожителей.  Их  тела  полны  выразительной  динамики.  От   фриза  к  фризу  на  разной  высоте  повторяются  отдельные  пластические  детали,  рождая  впечатление  постепенного  подъема  и  ощущение  вечно-го  круговорота  жизни.  

  1. Делийский султанат

Еще в XIII в. север  Индии  был  порабощен  мусульманами,  и  на  ее  территории  образовалось  исламское  государство  —    Делийский  султанат.  С  этого  времени  памятники  художественной  культуры  создавались  в  русле  иноземной религиозной традиции. В соответствии с исламом многие виды  искусства,  изображащие  живых  существ,  были  запрещены  (например,  театр  и  скульптура).  В  архитектуре  же  начинает  складываться   индо исламский   стиль,   изменивший   облик   мусульманских   святынь.  Зримым  свидетельством  этого  преображения  является  огромный  минарет  КутбМинар         (высота  73  м),  сооруженный  в  новой  столице  Дели  (1230).  В  нем  соединились  традиционная  для  минарета строгая  форма  с  пластикой  ребристых  полуколонн,  по индийски  богатых  и  нарядных.  

  1. Эпоха Великих Моголов (16-17 вв.)

В  эпоху  Великих  Моголов  (XVI—  XVII    вв.)  мусульманское  искусство испытало еще более сильное влияние древней индийской культуры. Тяга к  монументальности,  красочности  и  роскоши  характерна  для  зодчества  городов Агры и Фатхпур Сикри. Легендарным памятником эпохи является  мавзолей    Тадж Махал    (1632—1650),    созданный    в  память    о    любимой  жене правителя Шах Джехана. Индийцы говорят, что, когда светит солнце,  купол  мавзолея  похож  на  облачко,  отдыхающее  на  воздушном  троне. При свете луны здание озаряется чуть зеленоватым сиянием. В  XVIII  в.  окончилось  развитие  средневековой  художественной культуры  Индии.  Колонизация  страны  англичанами  открыла  новый  этап  в  общественной  и  политической  жизни  страны,  завершившийся уже  в  ХХ  в.  

  1. Закрепление изученного материала

Беседа по вопросам

  1. Расскажите об эволюции религиозных учений в Индии.

  2. Какой период в развитии художественной культуры Древней Индии называется ведическим? Почему?

  3. О чем рассказывает эпическая поэма «Махабхарада? Какие этические ценности лежат в основе этого сочинения?

  4. Когда и для чего начали возводить ступы?

  5. Расскажите о пещерных храмах и монастырях?

  6. Расскажите о «золотом веке» художественной культуры Индии?

  7. В чем самобытность музыкального искусства Индии?

  8. Как соотносятся танец и музыка, в чем состоит особенность танцевальных движений?

  9. Чем примечательно средневековое искусство Индии доисламского и исламского периода?

  1. Домашнее задание конспект; подготовить презентацию на тему: «Конфуцианство», «Китайский мудрец Лао Цзы», «Погребальные сооружения Ханьской империи», «Музыкальные инструменты Древнего Китая», «Раннее Средневековое искусство Китая», «Каллиграфия», «Музыкальный театр Китая в 12-13 вв»

infourok.ru

"Культура Древней Индии" к уроку по мировой художественной культуре (МХК) 5 класс, 6 класс. Бесплатно, без регистрации

(100, 200, 300, 400, 500 – очки за вопрос, стоимость вопроса)

I раздел. Личность Петра I:

100- Назовите фамилию Петра? (слайд 3)

200- Как звали отца Петра I? (слайд 4)

300- С пятилетнего возраста Петра стали обучать грамоте. Со своим наставником будущий царь освоил азбуку и чтение, научился писать и считать. Кто был первым учителем Петра? (слайд 5)

400- В 1697 году по приказу Петра В Европу отправилось Великое посольство в составе 250 человек, поехал и сам царь под именем урядника …….(слайд 6)

500-«…друг мой, здравствуй! Я слышу, что ты скучаешь, а мне не безскучно же, однако, можем рассудить, что дела на скуку менять не надобно». Кому адресованы эти слова Петра? Как звали его адресата? (слайд 7)

II раздел. Северная война:

100- Назовите даты Северной войны.(слайд 8)

200- Этот человек отличился в годы Северной войны, за что был удостоен звания фельдмаршала, а позже – генералиссимуса. Он был первым губернатором Ингерманландии. (слайд 9)

300-«Правда, что зело жесток сей орех был, однако, слава богу, счастливо разгрызен». О каком событии идет речь в высказывании Петра? (слайд 10)

400 30 лодок под командованием Петра I и Меншикова взяли наабордаж 2 шведских корабля. В честь этой победы была выбита медаль «Небываемое бывает». Что это за победа? (слайд 11)

500-Каким образом скульптурная группа «Самсон, раздирающий пасть льва» связана с Северной войной? (слайд 12)

III раздел. Реформы Петра I:

100-…Уроки «нарвской конфузии» показали молодому царю необходимость реформы армии. Ее основой стали два полка. Какие? (слайд 13)

200-В ходе реформы центрального управления в 1711 году был создан орган власти, обладавший законодательной, распорядительной и судебной функциями. Как он назывался? (слайд 14)

300-Ингерманландская, Московская, Азовская, Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Сибирская, Астраханская...Это названия чего? (слайд15 )

400- Каким образом это здание связано с реформами Петра? (слайд 16)

500-В 1721 году был опубликован «Духовный регламент», в котором говорилось о нежелательности патриаршества и создавалась Духовная коллегия. Назовите ее. (слайд 17)

IV раздел. Петровский Петербург:

100-Какая историческая необходимость побудила Петра основать город в дельте Невы? (слайд 18)

200-Петр I хотел видеть Петербург европейским городом. Для его строительства он приглашал иностранных архитекторов.

Кто был первым европейским архитектором города? (слайд 19)

300-Назовите архитектурные постройки Санкт-Петербурга, сохранившиеся с Петровской эпохи. (слайд 20)

400-Какое отношение к архитектуре имеет жемчужина? (слайд 21)

500-Как называется архитектурный стиль Петровской эпохи. (слайд 22)

V раздел. Изменения в культуре и быте

100-По указу Петра I в Санкт- Петербурге было создано первое научное учреждение, ставшее и первым в стране музеем. Назовите это учреждение. (слайд 23)

200-Петр принуждал дворян к новым формам проведения досуга. С 1718 года он велел в знатных домах проводить торжественные приемы. (слайд 24)

Как они назывались?

300-С 1702 года в России стала издаваться первая печатная газета.

Как она называлась? (слайд 25)

400-При Петре в России сложились условия для развития науки и техники. В этот период русский изобретатель создал первый в мире токарный станок.

Назовите имя изобретателя. (слайд 26)

500-« Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами перстов, не грызи костей…Зубов ножом не чисти, но зубочисткою…Ешь, что пред тобою лежит, а инде не хватай. Над ествою не чавкай как свинья и головы не чеши…» Откуда взяты эти строки? (слайд 27)

VI раздел. Вопросы для команд:

100-Какому событию посвящена эта картина? (слайд 28)

200-В 1721 года Россия стала…? (слайд 29)

300-Кто был назначен в 1722 году генерал – прокурором Сената ? (слайд 30)

400-В 1703 году на Неве был заложен город, ставший вскоре более чем на двести лет столицей России. Назовите название этого города. (слайд 31)

500-Какое сражение Петр I назвал «матерью Полтавской баталии»? (слайд 32)

100-Какое сражение здесь изображено?

(слайд 33)

200-Кто был первым губернатором Санкт – Петербургской губернии? (слайд 34)

300-Загадка : «Какую речку можно сломать пополам?» Каким образом эта загадка связана с Северной войной? (слайд 35)

400-Чем Петр I заменил в 1699 году Боярскую думу? (слайд 36)

500-Сравните слайды и ответьте на вопрос:

Какие изменения произошли в Русской армии? Дайте им оценку? (слайд 37)

Романов.

Алексей Михайлович.

Никита Зотов.

Под именем Петра Михайлова.

Екатерина I (Марта Скавронская

1700-1721 годы.

А. Меншиков.

Взятие Нотебурга.

Взятие Ниеншанца.

Морские сражения у мыса Гангут и острова Гренгам происходили 27 июля(в 1714 и 1721 г. соответственно) в день Святого Самсония.

Семеновский и Преображенский полки.

Сенат.

Губернии.

В этом здании заседали 12 коллегий.

Синод.

Желание возвратить исконно русские земли и закрепиться на них

Итальянец Трезини.

Петровские ворота, Петропавловский собор,12 коллегий, Кунсткамера, Летний дворец Петра, Кикины палаты.

Барокко-жемчужина неправильной формы, причудливый.

Петровское барокко

Кунсткамера.

Ассамблеи.

Ведомости.

Андрей Нартов.

«Юности честное зерцало».

«Дело царевича Алексея».

Империей.

П. И. Ягужинский.

Санкт -Петербург.

Битва у деревни Лесной.

Гангутское сражение 1714 г.

Меньшиков.

Прут, Прутский поход 17011 г.

Консилия министров (Ближняя канцелярия).

Армия стала регулярной, вместо стрелецкого войска Петр ввел полки «нового строя», формировалась армия на основе рекрутской повинности, единое вооружение и форма.

pptcloud.ru

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА Культура Древней Индии Древняя

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА «Культура Древней Индии» МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА «Культура Древней Индии»

Древняя Индия (3 тысячелетие до н. э. – 6 век н. э. ) Древняя Индия (3 тысячелетие до н. э. – 6 век н. э. )

Основные религии Древней Индии O Индуизм (зародилась около 2 тысячелетия до н. э. на Основные религии Древней Индии O Индуизм (зародилась около 2 тысячелетия до н. э. на территории Индии во времена ведической цивилизации, предполагает поклонению множеству божеств) O Буддизм (зародился около 6 века до н. э. на территории Индии, основатель индийский принц Гаутама)

ИНДУИЗМ O Индуизм охватывает широкое многообразие верований и обрядов. Терпимость, с которой в рамках ИНДУИЗМ O Индуизм охватывает широкое многообразие верований и обрядов. Терпимость, с которой в рамках индуизма относятся к разнообразию религиозных форм, пожалуй, уникальна среди мировых религий. В индуизме нет ни церковной иерархии, ни верховного авторитета, это всецело децентрализованная религия. В отличие от христианства или ислама, у индуизма не было своего основателя, чье учение распространялось бы последователями. Бóльшая часть фундаментальных положений индуизма была сформулирована во времена Христа, однако корни этой религии еще древнее; иные из богов, которым поклоняются индуисты сегодня, были предметом поклонения их предков почти 4000 лет назад. Индуизм развивался постоянно, вбирая в себя и истолковывая на свой лад верования и обряды разных народов, с которыми входил в соприкосновение.

ИНДУИЗМ Это политеистическая религия (поклоняются множеству божеств) Основные божества: Шива (разрушитель) Вишну (охранитель) Брахма ИНДУИЗМ Это политеистическая религия (поклоняются множеству божеств) Основные божества: Шива (разрушитель) Вишну (охранитель) Брахма (творец) Шакти (женское божественное начало, супруги богов) Ганеш (мудрости и предпринимательства)

ВИШНУ Вишну неоднократно принимал земные воплощения, аватары, всякий раз ради того, чтобы спасти Вселенную ВИШНУ Вишну неоднократно принимал земные воплощения, аватары, всякий раз ради того, чтобы спасти Вселенную от катастрофы.

ШИВА Шива участвует в мироздании и переменах. ШИВА Шива участвует в мироздании и переменах.

БРАХМА Родившись, Брахма из своего дыхания создаёт веды и весь мир, который остаётся неизменным БРАХМА Родившись, Брахма из своего дыхания создаёт веды и весь мир, который остаётся неизменным в течение одного дня Брахмы (8 640 млрд земных лет. ).

ШАКТИ Шакти — это Божественная Мать. Шакти — это проявленный мир. Шакти называют Мать-Природу. ШАКТИ Шакти — это Божественная Мать. Шакти — это проявленный мир. Шакти называют Мать-Природу.

ГАНЕШ Его следует умилостивить перед началом любого практического дела. ГАНЕШ Его следует умилостивить перед началом любого практического дела.

Основные практики и верования O Драхма – морально-нравственный долг O Сансара – круговорот рождения Основные практики и верования O Драхма – морально-нравственный долг O Сансара – круговорот рождения и смерти O Карма - вера в то, что поступки влияют на качество перерождений O Йога – комплекс физических и духовных (медитативных ) упражнений

Священные книги индуизма O Махабхарата O Рамаяна Священные книги индуизма O Махабхарата O Рамаяна

Кастовое строение общества O Брахманы = жрецы O Кшатрии = воины O Вайшьи = Кастовое строение общества O Брахманы = жрецы O Кшатрии = воины O Вайшьи = крестьяне ремесленники O Шудры = слуги Изменить касту невозможно, как невозможно корове родить лошадь, так невозможно сыну вайшьи стать брахманом. Единственная возможность изменить касту – жить праведно и переродиться.

Буддизм O Основатель индийский принц Гаутама O Основная идея: мир полон страданий и человек Буддизм O Основатель индийский принц Гаутама O Основная идея: мир полон страданий и человек должен пройти жизненный путь так, чтобы избавиться от них. Нужно соблюдать ряд «истин» и тогда цепь перерождений прервется и человек больше не вернется в мир полный страданий.

Легенда Будды O Сиддхаттха Гаутама родился в Лумбини (город, расположенный в современном Непале вблизи Легенда Будды O Сиддхаттха Гаутама родился в Лумбини (город, расположенный в современном Непале вблизи границы с Индией) в майское полнолуние в в знатной семье. Отец Гаутамы был царём Капилаваттху в Магадхе, и Гаутама родился царевичем, которому была предначертана жизнь в роскоши. В ходе празднования рождения провидец Асита объявил, что этот младенец или станет великим царём, или великим святым человеком. Его отец, желая, чтобы Гаутама стал великим царём, оградил сына от религиозного обучения и от знания человеческого страдания. O Когда мальчик достиг шестнадцатилетия, отец устроил его брак с ровесницей Ясодхарой, и она родила сына Рахула. Хотя его отец обеспечивал Гаутаму всем, что тот желал и в чем нуждался, Гаутама оставался внутренне неудовлетворён. O Однажды, после 13 лет брака Гаутама в сопровождении колесничего Чанны выезжал за пределы дворца. Там он увидел «четыре зрелища» : старого калеку, больного человека, разлагающийся труп и отшельника. Гаутама тогда осознал суровую правду жизни — что смерть, болезнь, старение и мучение неизбежны, что бедных больше, чем богатых, и что даже удовольствия богатых в конечном счёте превращаются в прах. Это подвигло Гаутаму в возрасте 29 лет оставить свой дом, семью и имущество, чтобы стать монахом. Отказавшись от наследства, он посвятил жизнь изучению того, как преодолеть страдание. Он последовал пути йогической медитации под руководством двух брахманов-отшельников, и хотя он достиг высоких уровней сознания, он не был удовлетворён этим путём.

Легенда Будды O O O Он начал учиться жизни отшельника и заниматься суровым самоистязанием. Легенда Будды O O O Он начал учиться жизни отшельника и заниматься суровым самоистязанием. Через 6 лет, на грани смерти он обнаружил, что суровые аскетические методы не приводят к большему пониманию, а просто затуманивают ум и изнуряют тело. Отбросив самоистязание и сосредоточившись на медитации, он обнаружил срединный путь избегания крайностей. Сев под смоковницей, теперь называемой деревом Бодхи, он поклялся не вставать, пока не обнаружит Истину. В возрасте 35 лет он достиг «Пробуждения» в майское полнолуние. Тогда его стали называть Гаутама Будда или просто «Будда» , что означает «Пробудившийся» . Он заявил, что достиг полного Пробуждения и осознал причину человеческого страдания вместе с шагами, необходимыми для её устранения. Это осознание он сформулировал в Четырёх Благородных Истинах. Наивысшее Пробуждение, которое доступно для любого существа, называется нирвана. Будда полагал, что мир, возможно, не готов для такого глубокого осознания, но в конце концов решил прочесть первую проповедь. Будда подчеркнул, что он не является Богом. Будда — лишь наставник для тех существ, которые решили сами пройти путь, достичь Пробуждения и познать истину и действительность, как она есть. В ходе дальнейших 45 лет жизни он путешествовал, преподавая своё учение самым разным людям от аристократов до изгоев, в том числе сторонникам соперничающих философий и религий. Его религия была открыта для всех рас и классов и не имела никакой кастовой структуры. В возрасте 80 он решил уйти из мира. Последними словами Будды были: «Всё составное подвержено исчезновению. Усердно старайтесь!» Будда Гаутама был кремирован в соответствии с обрядом для Вселенского властителя. Его останки (мощи) были разделены на восемь частей и лежат в основании специально воздвигнутых ступ.

Буддистские храмы O В Индии более всего распространены Ступы. O Ступы это погребальные сооружения Буддистские храмы O В Индии более всего распространены Ступы. O Ступы это погребальные сооружения O Считается, что в Ступах хранятся священные реликвии Будды. O Вокруг Ступ часто существует ограда, испещренная рельефами, которые описывают жизнь Будды.

Ступа в Санчи Ступа в Санчи

Пещерный монастырь Аджанта Создание этого монастыря относят к 3 -6 векам. Состоит из 29 Пещерный монастырь Аджанта Создание этого монастыря относят к 3 -6 векам. Состоит из 29 пещер, высеченных в скалах и соединенных широкой тропой. Потолки пещер поддерживают резные и покрытые росписями колонны. Известность эта пещера приобрела как раз благодаря росписям на темы буддистских легенд.

Аджанта Аджанта

Росписи в пещерах Аджанты Росписи в пещерах Аджанты

Пещерный храм Эллора O Состоит из индуистских и буддистских павильонов. O Всего павильонов 34 Пещерный храм Эллора O Состоит из индуистских и буддистских павильонов. O Всего павильонов 34 (12 - буддистские). O Создавался 6 -13 веках. O Знаменит скульптурными композициями.

Эллора Эллора

Эллора Эллора

present5.com

Презентация по МХК " Культура Древней Индии"

Данная работа используется для преподавания предмета " Мировая художественная культура"и посвящается Древней Индии. ( (3 тысячелетие до нашей эры - 6 век нашей эры). 

В презентации рассматриваются религии:

    1. иудизм( зародилаяь около 2 тысячилетия до нашей эры на территории Индии во времена ведической цивилизиции, предполагает поклонению множества божеств). Основные божества: Шава, Вишну, Брахма, Шакти, Ганеш.

    2. будизм( зародился около 6 века до нашей эры на территории Нидии, основатель индийский принц Гаутама). Приведены легенды о Будде. 

Просмотр содержимого документа «Презентация по МХК " Культура Древней Индии" »

Работа преподавателя ВТЭТ Хосроевой Эльвиры Юрьевны

Работа преподавателя ВТЭТ

Хосроевой Эльвиры Юрьевны

Древняя Индия (3 тысячелетие до н.э. – 6 век н.э.)

Древняя Индия (3 тысячелетие до н.э. – 6 век н.э.)

Индуизм (зародилась около 2 тысячелетия до н.э. на территории Индии во времена ведической цивилизации, предполагает поклонению множеству божеств) Буддизм (зародился около 6 века до н.э. на территории Индии, основатель индийский принц Гаутама)
  • Индуизм (зародилась около 2 тысячелетия до н.э. на территории Индии во времена ведической цивилизации, предполагает поклонению множеству божеств)
  • Буддизм (зародился около 6 века до н.э. на территории Индии, основатель индийский принц Гаутама)
Индуизм охватывает широкое многообразие верований и обрядов. Терпимость, с которой в рамках индуизма относятся к разнообразию религиозных форм, пожалуй, уникальна среди мировых религий. В индуизме нет ни церковной иерархии, ни верховного авторитета, это всецело децентрализованная религия. В отличие от христианства или ислама, у индуизма не было своего основателя, чье учение распространялось бы последователями. Бóльшая часть фундаментальных положений индуизма была сформулирована во времена Христа, однако корни этой религии еще древнее; иные из богов, которым поклоняются индуисты сегодня, были предметом поклонения их предков почти 4000 лет назад. Индуизм развивался постоянно, вбирая в себя и истолковывая на свой лад верования и обряды разных народов, с которыми входил в соприкосновение.
  • Индуизм охватывает широкое многообразие верований и обрядов. Терпимость, с которой в рамках индуизма относятся к разнообразию религиозных форм, пожалуй, уникальна среди мировых религий. В индуизме нет ни церковной иерархии, ни верховного авторитета, это всецело децентрализованная религия. В отличие от христианства или ислама, у индуизма не было своего основателя, чье учение распространялось бы последователями. Бóльшая часть фундаментальных положений индуизма была сформулирована во времена Христа, однако корни этой религии еще древнее; иные из богов, которым поклоняются индуисты сегодня, были предметом поклонения их предков почти 4000 лет назад. Индуизм развивался постоянно, вбирая в себя и истолковывая на свой лад верования и обряды разных народов, с которыми входил в соприкосновение.
Это политеистическая религия (поклоняются множеству божеств) Основные божества: Шива (разрушитель) Вишну (охранитель) Брахма (творец) Шакти (женское божественное начало, супруги богов) Ганеш (мудрости и предпринимательства)

Это политеистическая религия (поклоняются множеству божеств)

Основные божества:

Шива (разрушитель)

Вишну (охранитель)

Брахма (творец)

Шакти (женское божественное начало, супруги богов)

Ганеш (мудрости и предпринимательства)

Вишну неоднократно принимал земные воплощения, аватары, всякий раз ради того, чтобы спасти Вселенную от катастрофы.

Вишну неоднократно принимал земные воплощения, аватары, всякий раз ради того, чтобы спасти Вселенную от катастрофы.

Шива участвует в мироздании и переменах.

Шива участвует в мироздании и переменах.

Родившись, Брахма из своего дыхания создаёт веды и весь мир, который остаётся неизменным в течение одного дня Брахмы (8 640 млрд земных лет.).

Родившись, Брахма из своего дыхания создаёт веды и весь мир, который остаётся неизменным в течение одного дня Брахмы (8 640 млрд земных лет.).

Шакти — это Божественная Мать. Шакти — это проявленный мир. Шакти называют Мать-Природу.

Шакти — это Божественная Мать. Шакти — это проявленный мир. Шакти называют Мать-Природу.

Его следует умилостивить перед началом любого практического дела.

Его следует умилостивить перед началом любого практического дела.

Драхма – морально-нравственный долг Сансара – круговорот рождения и смерти Карма - вера в то, что поступки влияют на качество перерождений Йога – комплекс физических и духовных (медитативных ) упражнений
  • Драхма – морально-нравственный долг
  • Сансара – круговорот рождения и смерти
  • Карма - вера в то, что поступки влияют на качество перерождений
  • Йога – комплекс физических и духовных (медитативных ) упражнений
Махабхарата Рамаяна
  • Махабхарата
  • Рамаяна
Брахманы = жрецы Кшатрии = воины Вайшьи = крестьяне \ ремесленники Шудры = слуги
  • Брахманы = жрецы
  • Кшатрии = воины
  • Вайшьи = крестьяне \ ремесленники
  • Шудры = слуги

Изменить касту невозможно, как невозможно корове родить лошадь, так невозможно сыну вайшьи стать брахманом.

Единственная возможность изменить касту – жить праведно и переродиться.

Основатель индийский принц Гаутама Основная идея: мир полон страданий и человек должен пройти жизненный путь так, чтобы избавиться от них. Нужно соблюдать ряд «истин» и тогда цепь перерождений прервется и человек больше не вернется в мир полный страданий.
  • Основатель индийский принц Гаутама
  • Основная идея: мир полон страданий и человек должен пройти жизненный путь так, чтобы избавиться от них. Нужно соблюдать ряд «истин» и тогда цепь перерождений прервется и человек больше не вернется в мир полный страданий.
  • Сиддхаттха Гаутама родился в Лумбини (город, расположенный в современном Непале вблизи границы с Индией) в майское полнолуние в в знатной семье. Отец Гаутамы был царём Капилаваттху в Магадхе, и Гаутама родился царевичем, которому была предначертана жизнь в роскоши. В ходе празднования рождения провидец Асита объявил, что этот младенец или станет великим царём, или великим святым человеком. Его отец, желая, чтобы Гаутама стал великим царём, оградил сына от религиозного обучения и от знания человеческого страдания.
  • Когда мальчик достиг шестнадцатилетия, отец устроил его брак с ровесницей Ясодхарой, и она родила сына Рахула. Хотя его отец обеспечивал Гаутаму всем, что тот желал и в чем нуждался, Гаутама оставался внутренне неудовлетворён.
  • Однажды, после 13 лет брака Гаутама в сопровождении колесничего Чанны выезжал за пределы дворца. Там он увидел «четыре зрелища»: старого калеку, больного человека, разлагающийся труп и отшельника. Гаутама тогда осознал суровую правду жизни — что смерть, болезнь, старение и мучение неизбежны, что бедных больше, чем богатых, и что даже удовольствия богатых в конечном счёте превращаются в прах. Это подвигло Гаутаму в возрасте 29 лет оставить свой дом, семью и имущество, чтобы стать монахом. Отказавшись от наследства, он посвятил жизнь изучению того, как преодолеть страдание. Он последовал пути йогической медитации под руководством двух брахманов-отшельников, и хотя он достиг высоких уровней сознания, он не был удовлетворён этим путём.
  • Он начал учиться жизни отшельника и заниматься суровым самоистязанием. Через 6 лет, на грани смерти он обнаружил, что суровые аскетические методы не приводят к большему пониманию, а просто затуманивают ум и изнуряют тело. Отбросив самоистязание и сосредоточившись на медитации, он обнаружил срединный путь избегания крайностей. Сев под смоковницей, теперь называемой деревом Бодхи, он поклялся не вставать, пока не обнаружит Истину. В возрасте 35 лет он достиг «Пробуждения» в майское полнолуние. Тогда его стали называть Гаутама Будда или просто «Будда», что означает «Пробудившийся».
  • Он заявил, что достиг полного Пробуждения и осознал причину человеческого страдания вместе с шагами, необходимыми для её устранения. Это осознание он сформулировал в Четырёх Благородных Истинах. Наивысшее Пробуждение, которое доступно для любого существа, называется нирвана.
  • Будда полагал, что мир, возможно, не готов для такого глубокого осознания, но в конце концов решил прочесть первую проповедь. Будда подчеркнул, что он не является Богом. Будда — лишь наставник для тех существ, которые решили сами пройти путь, достичь Пробуждения и познать истину и действительность, как она есть.
  • В ходе дальнейших 45 лет жизни он путешествовал, преподавая своё учение самым разным людям от аристократов до изгоев, в том числе сторонникам соперничающих философий и религий. Его религия была открыта для всех рас и классов и не имела никакой кастовой структуры.
  • В возрасте 80 он решил уйти из мира. Последними словами Будды были: «Всё составное подвержено исчезновению. Усердно старайтесь!»
  • Будда Гаутама был кремирован в соответствии с обрядом для Вселенского властителя. Его останки (мощи) были разделены на восемь частей и лежат в основании специально воздвигнутых ступ.
В Индии более всего распространены Ступы. Ступы это погребальные сооружения Считается, что в Ступах хранятся священные реликвии Будды. Вокруг Ступ часто существует ограда, испещренная рельефами, которые описывают жизнь Будды.
  • В Индии более всего распространены Ступы.
  • Ступы это погребальные сооружения
  • Считается, что в Ступах хранятся священные реликвии Будды.
  • Вокруг Ступ часто существует ограда, испещренная рельефами, которые описывают жизнь Будды.
Создание этого монастыря относят к 3-6 векам. Состоит из 29 пещер, высеченных в скалах и соединенных широкой тропой. Потолки пещер поддерживают резные и покрытые росписями колонны. Известность эта пещера приобрела как раз благодаря росписям на темы буддистских легенд.
  • Создание этого монастыря относят к 3-6 векам.
  • Состоит из 29 пещер, высеченных в скалах и соединенных широкой тропой.
  • Потолки пещер поддерживают резные и покрытые росписями колонны.
  • Известность эта пещера приобрела как раз благодаря росписям на темы буддистских легенд.
Состоит из индуистских и буддистских павильонов. Всего павильонов 34 (12 - буддистские). Создавался 6-13 веках. Знаменит скульптурными композициями.
  • Состоит из индуистских и буддистских павильонов.
  • Всего павильонов 34 (12 - буддистские).
  • Создавался 6-13 веках.
  • Знаменит скульптурными композициями.
Эллора

Эллора

kopilkaurokov.ru

Искусство Древней Индии 2, Мировая Художественная Культура

Пример готового реферата по предмету: Мировая Художественная Культура

Содержание

Введение

1. Особенности искусства Древней Индии

2. Архитектура Древней Индии

3. Древнеиндийская скульптура

4. Древнеиндийская живопись

5. Художественная культура

Заключение

Список литературы

Содержание

Выдержка из текста

Образ Будды, данный многократно в своих перевоплощениях, окружен множеством жанровых сцен, имеющих по существу светский характер [3, с. 430].

Роспись потолков была призвана смягчить давление скалы, приподнять пространство над головой. Перспектива в росписях не передается, а объемы фигур лишь чуть-чуть намечены. Разнообразие красок невелико, но их контрастные сочетания отражают яркие эмоции.

Хотя учебные пособия для художников появились еще в I в., идеи, сыгравшие определяющую роль в развитии индийской живописи, были окончательно сформулированы только во времена правления Гуптов. Основной работой, в которой они были изложены, является «Вишнудхармоттарам». В ней подробно рассказывается, какие изображения подходят для дворцов, храмов и частных домов. Подчеркивается, как важно выражать эмоции через движение [11, с. 210].

Художники, выполнявшие более поздние фрески, пользовались этими советами. Настроение действительно выражается жестами или позой, а фигурки, разбросанные на стенах, создают глубокое ощущение движения. Эти произведения изображают жизнь эпохи Гуптов точно и достоверно, и поэтому являются важными источниками, помогающими понять жизнь общества того времени.

Влияние этой живописи не только на индийскую, но и на культуру ряда других стран было огромным.

5. Художественная культура

Письменная литература в Древней Индии начинает появляться, вероятно, во второй половине I тыс. до н.э. Своего расцвета санскритская литература достигла в период Гупт. В этом время записаны на санскрите в окончательном варианте «Махабхарата» и «Рамаяна», записываются древнейшие из трактатов (шастр) по различным отраслям знания [5, с. 227].

В эпосе «Махабхарата» и «Рамаяна» реалистические описания природы и быта древних индийцев тесно переплетаются с невероятными фантастическими приключениями и удивительными подвигами бесчисленных мифологических героев. Боги, духи, демоны, наделенные необычайной силой и могуществом, населяют богатую, полную сказочного изобилия тропическую природу, олицетворяют ее силы.

Появляются сборники народных рассказов, басен и сказок, в которых нашла свое отражение накопленная веками народная мудрость. Наиболее известными из них являются «Панчатантра» («Пять книг») и «Хитопадеша» («Полезное наставление»).

Во многих из этих басен и сказок действующими лицами являются животные, в которых легко узнать людей различного общественного положения. Эти сборники в период раннего средневековья были известны далеко за пределами Индии и переводились на другие языки.

В древней Индии независимо от других стран возникла высокоразвитая драматургия. Индийская драма развилась из древнейшего вида театрального представления — пантомимы, которая сопровождалась рассказом специального сказителя, объяснявшего то, что показывалось зрителями. Позже текст стали произносить актеры.

Самым выдающимся из индийских писателей древности был Калидаса (V в. до н.э.), прославившийся и как лирический поэт, и как создатель эпических норм, но особенно как драматург. Драмы Калидаса, написанные для придворного театра и рассчитанные на знатоков и ценителей искусства, тем не менее сохраняли тесную связь с народным творческом и отличались относительной простотой и естественностью, стремлением к раскрытию внутреннего мира героев [4, с. 441].

Наряду с санскритской литературой существовала литература и на других языках. Буддийская литература на языке пали огромна по объему и по значению и включает в себя различные религиозно-философские трактаты, жизнеописания Будды, канонические сочинения. Особенно интересны джатаки — многочисленные рассказы о событиях, случившихся с Буддой во времена его земных воплощений, предшествующих возрождению его в виде царевича Сиддхартхи [5, с. 228].

Сборники джатак оказали немалое влияние на арабский фольклор.

Наряду с санскритской и палийской литературой в первые века нашей эры появляется литература на дравидских языках. Древнейшими её памятниками является «Курал» — сборник нравоучительных изречений на тамильском языке.

Количество дошедших до нас литературных памятников (только незначительная часть того, что существовало в действительности), разнообразие жанров, высокий уровень художественного мастерства — все это позволяет утверждать, что индийская литература этого периода не уступала самым развитым литературам других народов.

Заключение

В процессе работы над поставленной проблематикой мы пришли к следующим выводам.

Искусство Индии с древнейших времен питает могучая фантазия, грандиозность масштабов представлений о Вселенной. Средства художественного выражения поражают многообразием и красочностью, напоминающей цветущую природу страны. Идея единства жизни во всех ее проявлениях пронизывает и философские учения, и эстетику, и искусство. Поэтому столь велика в индийском искусстве роль синтеза — архитектуры и скульптуры, архитектуры и живописи, поэзии, живописи и музыки.

Неотделимой от архитектуры становится скульптура. Выполненные с большим мастерством из камня произведения скульптуры, часто достигающие гигантских размеров, покрывают стены храмов, притягивая к себе внимание. Религиозная символика проявляется в каждом произведении архитектуры, и скульптура, прежде всего рельеф, занимает в индийском искусстве первое место.

Первые памятники индийской архитектуры появляются во втором тысячелетии до н.э., а возможно, и в еще более ранний период. Здесь еще в доисторический период возникают основанные на регулярной планировочной схеме города с домами из обожженного кирпича, с широкими замощенными улицами, канализацией. Об этом свидетельствуют раскопки городов Харрапа и Мохенджо-Дар, уже в первой половине третьего тысячелетия до н.э. имевших регулярную планировку.

При Ашоке строятся первые каменные буддийские монументы-колонны, сферические сооружения, символы буддизма (ступы), пещерные храмы. Начиная с I в. н.э. Будда был признан божеством и стал изображаться в виде человека, а не символа, как было до этого времени. Именно в этот период (I в. до н.э. — III в. н.э.).

Индия ощутила заметное влияние позднеэллинистического искусства. Образу Будды были приданы гуманистические черты эллинистической скульптуры.

В IV—V вв. буддизм постепенно сливается с более древними местными религиями. Будда признается воплощением индуистского божества Вишну. В это время в искусстве, особенно в живописи, помимо религиозных широко распространяются светские мотивы и настроения. Они пронизывают даже искусство храмовых пещерных комплексов, сочетающих в себе архитектуру, скульптуру и живопись. Особенно знаменит своими росписями комплекс буддийских монастырей и храмов Аджанты, включавший около тридцати пещер, высеченных в скалистом берегу реки. Пещеры внутри богато расписаны по сухой штукатурке на самые разнообразные буддийские сюжеты. Живопись Аджанты широко и многокрасочно отражает жизнь Индии того периода. Наряду с религиозными образами здесь богато представлены природа страны и населяющие ее люди.

Таким образом, характерными чертами для всего древнего периода индийского искусства является сила и устойчивость народных традиций, всегда пробивающихся сквозь многочисленные религиозные наслоения как в выборе сюжетов, так и в содержании многих художественных образов. В архитектуре долгое время прочно сохраняются основные элементы деревянного народного зодчества, идущие от древнейших времен. В скульптуре и живописи на основе народной фантазии создаются полные обаяния, гармонии и красоты очеловеченные образы богов и героев, ставшие традиционными.

Список литературы

1. Бэшем, А. Цивилизация Древней Индии / Пер. с фр. Е. Гавриловой, под ред. Н. Шевченко. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. — 496 с.

2. Бонгард-Левин, Г. М., Ильин, Г. Ф. Древняя Индия. История и культура. — СПб.: Алетейя, 2001. — 288 с.

3. Всеобщая история искусств: в 6 т. / Ред. Р.Б. Климов. — М.: Государственное издательство «Искусство», 1956. — 920 с.

4. История Древнего Востока: Учебник / Под ред. В.И. Кузищина. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Высш. шк., 2003. — 462 с.

5. История Древнего мира. Древний Восток, Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. — Мн.: Харвест, 1999. — 848 с.

6. Ступа — трехмерная модель буддийской вселенной // Культурология. История мировой культуры. Хрестоматия: Учеб. пособ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — С. 27−28.

7. Радхакришнан, С. Индийская философия: в 2 т. — М.: Изд-во иностранной литературы, 1957. — Т. 1. — 732 с.

8. Синха, Н.К., Банерджи, А.Ч. История Индии / Пер. с англ. Л.В. Степановой, И.П. Ястребовой, Л.А. Княжинской. Ред. и предисл. К.А. Антоновой. — М.: Изд-во Иностранной литературы, 1954. — 441 с.

9. Сокольникова, Н.М. История изобразительного искусства: Учебник: в 2 т. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — Т.1. — 304 с.

10. Три великих сказания древней Индии / Литературное изложение и предисл. Э.Н. Темкина и В.Г. Эрмана. — М.: Главная редакция восточной литературы изд-во «Наука», 1978. — 576 с.

11. Эдвардс, М. Древняя Индия. Быт, религия, культура / Пер. с англ. С.К. Меркулова. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. — 224 с.

4

Список литературы

1. Бэшем, А. Цивилизация Древней Индии / Пер. с фр. Е. Гавриловой, под ред. Н. Шевченко. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. — 496 с.

2. Бонгард-Левин, Г. М., Ильин, Г. Ф. Древняя Индия. История и культу-ра. — СПб.: Алетейя, 2001. — 288 с.

3. Всеобщая история искусств: в 6 т. / Ред. Р.Б. Климов. — М.: Государ-ственное издательство «Искусство», 1956. — 920 с.

4. История Древнего Востока: Учебник / Под ред. В.И. Кузищина. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Высш. шк., 2003. — 462 с.

5. История Древнего мира. Древний Восток, Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. — Мн.: Харвест, 1999. — 848 с.

6. Ступа — трехмерная модель буддийской вселенной // Культурология. История мировой культуры. Хрестоматия: Учеб. пособ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — С. 27−28.

7. Радхакришнан, С. Индийская философия: в 2 т. — М.: Изд-во ино-странной литературы, 1957. — Т. 1. — 732 с.

8. Синха, Н.К., Банерджи, А.Ч. История Индии / Пер. с англ. Л.В. Сте-пановой, И.П. Ястребовой, Л.А. Княжинской. Ред. и предисл. К.А. Антоно-вой. — М.: Изд-во Иностранной литературы, 1954. — 441 с.

9. Сокольникова, Н.М. История изобразительного искусства: Учебник: в 2 т. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — Т.1. — 304 с.

10. Три великих сказания древней Индии / Литературное изложение и предисл. Э.Н. Темкина и В.Г. Эрмана. — М.: Главная редакция восточной ли-тературы изд-во «Наука», 1978. — 576 с.

11. Эдвардс, М. Древняя Индия. Быт, религия, культура / Пер. с англ. С.К. Меркулова. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. — 224 с.

список литературы

referatbooks.ru


Смотрите также