Храм деревянный древний. "Древний деревянный храм" на уроке изобразительного искусства в 4-м классе
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Русская деревянная церковь. Кижи: памятники деревянного зодчества Руси. Храм деревянный древний


Основные типы русского деревянного храма

Основные типы русского деревянного храма (на правах энциклопедии)

Эта работа выполнена в несколько непривычном для меня плане, здесь представлены в основном только цитаты.Получилось своего рода «энциклопедическое» исследование, где подобраны выдержки из трудов русских и советских исследователей, историков и архитекторов. Трудов по истории Русского деревянного зодчества.

Дерево, издавна бывшее у славянских народов наиболее распространенным строительным материалом, широко применялось в русской архитектуре. Деревянные здания возводились быстрее, могли строиться летом и в холодное время года и были суше и теплее каменных. Однако вследствие недолговечности дерева как строительного материала и отсутствия сохранившихся памятников мы не можем достаточно точно восстановить облик исчезнувших деревянных зданий древнейших периодов русского зодчества.Только начиная с XV – XVI вв., мы имеем возможность дополнить историю развития русской каменной архитектуры характеристикой современного ей деревянного зодчества. Эта характеристика в основных чертах соответствует и деревянной архитектуре более ранних периодов, так как в деревянных постройках XVI в. мы встречаемся с пережитками очень отдаленного времени.Деревянная архитектура была самой распространенной на Руси: из дерева строились храмы, крепости, княжеские и боярские хоромы, дома горожан, крестьянские избы, хозяйственные постройки. В деревянной архитектуре вырабатывались приемы композиции зданий, отвечавшие быту и художественным вкусам русского народа, нередко затем переносившиеся и в каменную архитектуру.   (История русской архитектуры: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, М., 1956)

Наши плотники, сооружая деревянные церкви, приспосабливали для них те конструктивные и художественные приемы, которые им были уже хорошо знакомы, а те немногие, которых не хватало в их запасе, им пришлось изобретать самим. Заимствовать было неоткуда потому, что в области плотничьего искусства русские, конечно, стояли впереди византийцев, строивших почти исключительно из камня и кирпича.   (Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. ПГ., 1916)

Главные типы великорусского деревянного храма:1 - Клетские храмы,2 - Шатровые храмы,3 - "Кубоватые" храмы,4 - Ярусные храмы,5 - Многоглавые храмы.   (Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Примеры основных типов русского деревянного храмаОбщая схема.jpg

А теперь более подробно об этих пяти типах зданий, с рассказом о них и фотографиями.

1. Клетская церковьДеревянный храм с прямоугольным срубом в основе композиции и простейшим вариантом покрытия.    (Плужников В. И. Термины Российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий. М., 1995)

Храмы, рубленые "клетски", разбросаны по всей Великороссии, но чаще всего они встречаются в центральных губерниях, не обильных, подобно Северу, лесом. По своему плановому приему и сходству с избой, храмы эти невелики размером и не требуют больших денежных затрат на свое сооружение. Простейший и, вероятно, древнейший вид храма состоял из одной центральной большой клети с двумя меньшими прирубами с востока и запада, стоявшими прямо на земле, или, по-народному, "на пошве". Перекрытая кровлями на два ската, по подъему совершенно сходными с обычным подъемом кровель жилищ, и осененная крестом, эта постройка вполне удовлетворяла своему назначению со стороны чисто литургической, но слишком мало отличалась своей внешностью от обыкновенного жилья.(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

fotowork262.67.JPGЦерковь воскрешения Лазаря, музей-заповедник Кижи. Фото: А.Липилин

Клетские церкви наиболее близки к жилым домам или даже амбарам – клеть с двускатной кровлей, главка с крестом и небольшая трапезная. Все предельно просто и незатейливо. И в этом их главное очарование. В плане это клеть размером 3х3 метра с двумя прирубами, алтарным с восточной стороны и трапезной с запада. Фундамент из небольших валунов. Сооружение очень напоминает простую избу.

2. Деревянный шатровый храмШатровый храм значительно отличается от клетских и своей высотой, и своим сильно подчеркнутым стремлением вверх. Изумительно, как красива, до чего проста и рациональна и как обдуманна эта глубоко национальная форма храма. Сохраняя традиционные три части - алтарь, главное помещение и трапезу, планы шатровых храмов имеют одно существенное отличие - главная часть храма образует восьмиугольник. Преимущество такой формы перед четырехгранником заключается, прежде всего, в возможности значительно увеличить вместимость храма при употреблении бревен даже гораздо меньшей длины, нежели те, которые нужны для четырехгранника.Но самое важное преимущество шатровых церквей заключается в их центральном приеме, позволяющем придавать храму крестообразный вид, непринужденно окружать его приделами, трапезными, галереями, и придавать бочками и кокошниками всему этому необыкновенно живописный и грандиозный вид.    (Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Несмотря на то, что высота шатровых храмов была обыкновенно очень велика, иногда прямо-таки колоссальна, их внутренняя высота была всегда очень незначительна. Делалось это с целью удержания в церкви тепла, так как при открытых изнутри шатрах теплый воздух поднимался бы к их вершинам, а нагреть всю массу было бы очень затруднительно.    (Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. ПГ., 1916)

fotowork778.01.JPGГеоргиевская церковь, музей Малые Карелы. Фото: А.Липилин. Шатровые церкви очень эффектны. Уже из названия видно, что главной отличительной чертой в них является высокая башня с шатровым завершением. Шатровых церквей сохранилось много, и в них можно найти самые разнообразные приемы объемно-планировочного решения.

3. Деревянный кубоватый храмТрудно сказать, что вызвало появление того особого покрытия четырехгранного храма, которому присвоено название "куба". "Кубоватые" храмы встречаются, главным образом, в Онежском крае и древнейшие из них не восходят дальше половины XVII века. Одной из причин, повлиявших на возникновение этой формы, было отчасти и известное запрещение строить шатровые храмы. Отказаться окончательно и навсегда от шатра, слишком заветного и дорогого для северянина, строители были не в силах, и с половины XVII века заметно лихорадочное искание новых форм, так или иначе напоминающих и заменяющих шатер. Уже и бочечно-шатровые формы были заметной уступкой упорному давлению, шедшему из Москвы, но все же шатер был до известной степени спасен ценою пятиглавия. И народ полюбил этот новый храмовый тип, так как и шатер был цел, и бочки давно уже были ему близки и дороги.Установка на кубе пяти глав не представляет никаких затруднений и притом легко исполнима согласно установившемуся порядку, т.е. по углам храма. Удобство применения к кубу пятиглавия способствовало дальнейшему развитию этого приема.(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Куб - кубоватый, или кубастый, верх; четырехгранное покрытие четвериков, напоминающее по форме массивную луковичную главу   (Ополовников А. В., Островский Г. С. Русь деревянная. Образы русского деревянного зодчества. М., 1981)

uoMIIh-Qf84.jpgПетропавловская церковь в поморском селе Вирма.  Фото: Н.Телегин

fotowork781.01.JPGЦерковь Вознесения в музее Малые Карелы. Фото: А. Липилин

4. Деревянный ярусный храмНазвание "четверик на четверике", присвоенное храмам, рубленным в несколько ярусов, совсем не означает, что ярусы все четырехугольны. В старинных актах тот же плотничий термин применяется и в тех случаях, когда на четверике стоит один или несколько восьмериков, или даже совсем нет четвериков, а одни лишь восьмерики. Под ним скрывается понятие о двух или нескольких клетях, поставленных одна на другую, причем каждая верхняя несколько меньше по ширине, нежели находящаяся под нею.(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

0_1931fb_83a56a25_XL.jpgМузей деревянного зодчества Костромская слободаЦерковь  Илии Пророка из села Верхний Берёзовец под Солигаличем, датированная рубежом XVII-XVIII вв. Фото: Кирилл Моисеев

0_e7b43_3afa5450_XL.jpgПреображенская церковь, построенная в 1756 году и привезенная сюда из с. Козлятьево  Кольчугинского района Владимирской области. Музей деревянного зодчества в Суздале. Фото: Владимир-Дар

5. Деревянный многоглавый храмУже пятиглавие являлось известным подходом к многоглавию.На первый взгляд, в Кижском храме поражает необычайность, почти фантастичность этого многоглавия, дающего какую-то хаотическую группу глав и бочек, перемежающихся и чередующихся друг с другом. Затем останавливает затейливость прячущихся в бочках глав. Только ритмичность последних наталкивает на мысль, что здесь есть система и план и притом план исключительный и небывалый.При кажущейся хаотичности – все ясно, здраво и логично. Зодчий, создавший это подлинно "дивное диво", может быть назван глубоким знатоком своего искусства и вместе сыном своего времени, не чуждавшимся и новых для него форм "четверика на четверике" .Смело и бодро слиты в нем в одно непринужденное художественное целое и новшество современной ему эпохи, и богатое наследие созданных народом форм(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Но самое удивительное - в другом. Сложность композиции многоглавых церквей лишь кажущаяся. На основе немногих плановых типов (прямоугольный сруб с прирубами, восьмерик с двумя или четырьмя прирубами и изредка крещатый сруб, усложняя и дополняя их приделами, галереями и трапезными, поднимая здания на высокие подклеты и видоизменяя формы покрытий, русские зодчие достигли исключительного разнообразия в объеме и силуэте деревянных церквей.(Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1986)

fotowork262.73.JPGАнсамбль в Кижах. Преображенская церковь (летняя) и Покровская церковь (зимняя). Фото: А. Липилин

fotowork262.08.JPGПреображенская церковь в Кижах. Апофеоз русского деревянного зодчества, поражающий своим великолепием. Фото: А. Липилин Двадцатидвухглавая Преображенская церковь в Кижах – самый известный и самый популярный памятник деревянного зодчества, ставший его символом. Это своего рода олицетворение всех красот древнерусского деревянного храма..............................................................................................................

Это своего рода «энциклопедическое» исследование, где подобраны выдержки из трудов русских и советских  архитекторов по истории русского деревянного зодчества.Работа состоит из цитат, привлеченных из известнейших научных трудов наших исследователей. Начиная от И.Э.Грабаря и до нашего современника  А.В.Ополовникова. То есть от начала ХХ века и до его конца. Точнее – до конца советского периода нашей истории, когда фактически закончились планомерные и масштабные работы по исследованию и реставрации деревянной архитектуры. Конечно – работы продолжаются и в наши дни, но уже совсем в других, более скромных масштабах.Типы храмов создавались на протяжении многих веков, от самых простых – клетского типа, до сложных многоглавых сооружений. И выработанные годами приемы плотницкого искусства создали неповторимые и уникальные здания.

Все фотографии привлечены только из статей, опубликованных в Журнале  «Архитектурный стиль».

Литература:1. Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 19102. Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. ПГ., 1916 3. История русской архитектуры: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, М., 19564. Ополовников А. В., Островский Г. С. Русь деревянная. Образы русского деревянного зодчества. М., 1981 5. Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1986

…………………………………………………………………………...........P.S.  Статья подготовлена специально для Журнала «Архитектурный стиль».Если в нашем журнале появятся новые фотографии по данной теме - просьба информировать об этом и присылать ссылки.  Дополнительные фотографии будут включены в это исследование.

architectstyle.livejournal.com

Типы русских деревянных храмов — WiKi

  Музей народного деревянного зодчества Витославлицы Клетская церковь Троицы (1672—1676)   Церковь св. Василия XVI ст., Ивано-Франковская обл, Рогатинский р-он, с. Черче

Клетский храм — один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями. Наиболее древние из них, к которым, в частности, относится церковь Ризоположения из села Бородава, имели безгвоздевую конструкцию скатов крыш и не имели главок. «Безглавые храмы» на Руси существовали вплоть до XVII века.[1]

До XX века были наиболее распространёнными. Их архитектура имела много общего с жилыми строениями. Составлялись из нескольких прирубленных друг к другу клетей: алтаря, моленного зала, трапезной, приделов, притворов, папертей и колокольни. Число срубов по оси Восток-Запад могло быть большим. Тогда храмы назывались рублеными «стаей» (церковь в селе Скородум). Основные объёмы храмов рубились в обло с остатком, алтари — в лапу.

Ранее считалось, что самый древний сохранившийся деревянный памятник на территории России — церковь Воскрешения Лазаря Муромского, ныне находящаяся в Кижах, которая датировалась концом XIV века, однако исчерпывающие доказательства её возраста отсутствуют и современные специалисты датируют её XVI веком.[3][4] Самый древний сохранившийся деревянный памятник на территории России с точной датировкой — Церковь Ризоположения из села Бородава (1485 год), перенесённая в город Кириллов на территорию Кирилло-Белозерского монастыря.[2] Один из наиболее древних из сохранившихся храмов — церковь Св. Георгия в селе Юксовичи (дер. Родионово), датированная 1493 годом.[5] Все три храма имеют клетский тип.

Примеры:

Многошатровый храм представляет собой сочетание столпов — восьмигранного и нескольких восьмериков на четверике.

Примеры: Троицкая церковь в погосте Ненокса (1727) Архангельской области

ru-wiki.org

Русская деревянная церковь. Кижи: памятники деревянного зодчества Руси

На Руси строительство из дерева издавна было делом обыденным, а в краях, где от века владычествует лес, древние зодчие достигали поистине невероятных высот в этом мастерстве. До наших дней сохранились многочисленные свидетельства их удивительного таланта: прекрасные, гармоничные строения, искусно вырезанные детали, тонкая резьба – а ведь работали плотники преимущественно топором, совершенно не предназначенным для создания изысканного кружева, которым подчас украшены деревянные постройки древности.

Бич деревянных построек

До наших дней дошли далеко не все образцы средневекового зодчества. Огромное количество деревянных церквей погибло во время пожаров – огонь пожирал целые города, не щадя ничего. Древние летописи упоминают о построенных или же уничтоженных грандиозных постройках начиная еще с I века нашей эры. Ознакомившись с записями, узнаем, что в 1183 году сгорел почти весь Владимир (и в том числе 32 церкви). В 1369-м та же судьба постигла Псков, в 1636-м – Архангельский монастырь.

деревянная церковь кижи

Однако бичом деревянных построек является не только стихия: дерево, при всех его достоинствах – материал недолговечный. Жилая постройка может простоять около одного века, культовая (при надлежащем уходе) – 3-4.

Исчезающее наследие

Существует всего три здания, которые построены еще в XIII-XIV столетии (и то не все исследователи в этом уверены). Так, периодом до XVI века датируется храм Воскрешения Святого Лазаря - небольшая, возведенная в Муромском монастыре древняя деревянная церковь. Кижи, заповедник на одоименном острове, в 1960 году стал ее окончательным пристанищем. Бережно отреставрированная по проекту архитектора Ополовникова, она является частью музейной эксопозиции сектора русского Заонежья.

Две другие, Ризноложенская и Георгиевская, являются гордостью соответственно Кирилло-Белозерского монастыря и Ленинградской области.

Подавляющее большинство дошедших до наших дней памятников деревянной архитектуры созданы не ранее XVIII столетия, реже – XVI- XVII.

Когда научный мир заинтересовался этим видом зодчества, многие его образцы были безнадежно утрачены. Спохватившись, исследователи поняли, что необходимо в первую очередь зафиксировать то, что сохранилось. «Пока надо только ездить, фотографировать, зарисовывать… эти исчезающие с каждым годом бесподобные вещи», - писал в 20-х годах известный искусствовед, художник и просветитель академик И. Грабарь. И ездили, и фотографировали, и зарисовывали, делая попытки сохранить утекающую буквально сквозь пальцы красоту, и что-то удалось спасти, а что-то – восстановить по сохранившимся документам.

Со временем общество и государство поняли, каким бесценным памятником архитектуры является русская деревянная церковь. Кижи (один из островов Онежского озера) стал доказательством этого признания, превратившись в музей-заповедник под открытым небом. Сегодня он демонстрирует своим посетителям удивительные чудеса, созданные мастерами прошлого.

кижи остров

Северная краса

Особенно славен деревянными постройками Север России – тут зодчие проявляли такой удивительный талант, изобретательность и чувство прекрасного, что путешественники только диву давались. Особенно часто и восторженно говорили о Кижском погосте, который к началу ХХ века стал так знаменит, что даже император Николай ІІ купил картину с его изображением («На далеком Севере», художник – Шлутлейт).

Климат в этих местах негостеприимный. Лето недолгое, зима морозная. В холодное время года, кроме как на вертолете, никак не добраться: Кижи – остров суровый, да разве только он? Близлежащие клочки суши демонстрируют столь же резкий характер: непроходимые чащи, глубокие реки. Несмотря на это, люди поселились тут очень давно, тысячелетия назад. Само название острова происходит от карельского «кижат» (в переводе – «игрище»). Исследователи связывают это место с древними языческими празднествами, которые проходили здесь в давно минувшие времена.

преображенская церковь в кижах

Заповедник

В начале 60-х годов прошлого века на острове Кижи (Карелия) стал зарождаться заповедник, который открылся в 1966 году. С этого момента деревянные церкви острова Кижи начали приумножаться: сюда свезены многие сохранившиеся деревянные постройки из разных уголков Карелии.

Ближайший населенный пункт – Петрозаводск (68 км), но добраться можно и из Санкт-Петербурга, на комфортабельном современном теплоходе (поскольку Кижи – остров, добраться до него можно только по воде).

Нехитрая пристань радушно принимает желающих приобщиться к прекрасному. Отсюда открывается чудесный вид: перед путешественниками во всей красе предстает храм Преображения Господня - пожалуй, самая известная по множеству изображений здешняя деревянная церковь. Кижи гордо несет на своих берегах выступающее на фоне яркого неба здание, которое завораживает путников своей своеобразной красотой.

Легенды и будни острова

По одной из легенд, гениальный плотник по имени Нестор срубил ее одним топором, который после окончания строительства забросил далеко в озеро, чтобы никто не смог повторить его произведение. Не иначе, инструмент этот был волшебный – деревянная постройка удивительно хороша.

деревянные церкви острова кижи

Выдающееся произведение древнего русского зодчества, Преображенская церковь в Кижах построена в 1714 году. Сегодня это замечательное произведение искусства относится к ценным памятникам не только в России: ЮНЕСКО признал архитектурный ансамбль Кижского погоста всемирным наследием.

Реконструкции сооружения проводятся регулярно. Поскольку фундамента у церкви практически нет (некое его подобие подведено только под один угол здания), в ходе ремонтных работ ее просто максимально осторожно приподнимают с помощью современной техники.

Самая знаменитая церковь острова

Выглядит постройка грандиозно: 37-метровая Преображенская церковь в Кижах высоко и гордо возносит свои купола, которые, серебристо сверкая, ступенчато взбираются к небесам. В ХІХ веке они были отделаны железом, но впоследствии реставраторы вернули храму первоначальный вид. Лемехи (деревянные пластинки, которым деревянные купола прошлого обязаны своим прелестным «чешуйчатым» обликом) были, как и полагается, изготовлены из осины (ее древесина под действием ветра, солнца и воды приобретает неповторимое серебристое свечение).

Преображенская церковь в Кижах относится к разновидности восьмериковых ярусных церквей – в основе сооружения лежат восьмиугольные срубы, установленные друг на друга. В данном случае они дополнены четырьмя прирубами, обращенными на Север, Юг, Запад и Восток. Многие ошибочно утверждают, что самая известная церковь (Кижи) построена без гвоздей. Это справедливо только для самого сруба, традиционного для плотников тех времен. Зато гвозди (разумеется, не железные) использовались при создании куполов, которые от этого ничуть не проиграли.

фото кижи деревянные церквиСтройка была вынужденной: от удара молнии занялась стоявшая на этом месте старая деревянная церковь - Кижи не избежали наиболее распространенной опасности, постоянно грозящей сооружениям прошлого. А предтечей этого замечательного здания был храм Покрова Пресвятой Богородицы в Вологодской области: очень узнаваемый каскад куполов (эта церковь, к сожалению, не сохранилась до наших дней – в результате преступной, непростительной небрежности она тоже была разрушена пожаром, но уже в 1963 году).

Покровская церковь и колокольня

К ансамблю погоста относится и Покровская церковь: Кижи, как уже упоминалось, являются примером традиционного культового строительства прошлого. Этот зимний (отапливаемый) храм был построен (согласно другим источникам, отреставрирован) в 1764 году, заменив собой обветшавшее здание, пришедшее в негодность.

Она меньше и скромнее своей великолепной соседки: на 10 метров ниже и несет на себе всего девять куполов – самый крупный из всех, центральный, окружают восемь поменьше.

церковь кижи

Храмы похожих очертаний довольно распространены среди памятников деревянного зодчества Северной России, но Покровская церковь ансамбля Кижского погоста выгодно отличается удлиненными, изящными линиями. Силуэт церкви несколько асимметричен, а оригинальные купола, установленные на деревянных восьмигранниках, придают всему зданию очаровательную воздушность, способную покорять сердца. Воистину великолепны Кижи – остров, где красота не только неповторима, но и многогранна.

Еще одним элементом композиции является шатровая (по типу крыши) колокольня. Дошедшее до нас здание было построено в 1863 году вместо обветшавшей постройки того же назначения. Позже она подвергалась переделкам, в ходе которых менялась ее верхняя часть, а также некоторые декоративные элементы.

Все три постройки в давние времена были обнесены искусно изготовленной изгородью, которая до наших дней не сохранилась. Восстановили ее значительно позже, опираясь на местные традиции плотницкого мастерства.

Остров чудес

Кижский погост, конечно, является центром экспозиции, однако на острове можно увидеть и другие удивительные сооружения (всего 89 объектов). По-своему прекрасна каждая деревянная церковь. Кижи - лучшее место, где можно в этом убедиться. Самая древняя из них, упомянутая выше, датируется XIV веком и представляет собой очаровательную постройку простых, незамысловатых очертаний. Венчает храм всего один купол (и если бы не он, догадаться о том, что это культовое сооружение, было бы проблематично). Кроме церквей, в музее множество часовен, примостившихся в живописных местах так естественно, словно они выросли тут прямо из земли.

покровская церковь кижи

Человеческий гений и природа

Надо заметить, что древняя русская деревянная церковь всегда очень гармонично вписывается в окружающее пространство. Говорят, у местных мастеров было заветное руководство к действию, которое предписывало строить так, «как красота и мера быть подскажет». Надо сказать, что это им удавалось как нельзя лучше. Сооружения, возведенные и украшенные с помощью самых простых инструментов, трогают с нешуточной силой.

Сюда обязательно стоит приехать. Всю прелесть этого места не смогут передать даже самые качественные фото. Кижи, деревянные церкви которых прославились на весь мир, относятся к тем уголкам России, которые стоит увидеть собственными глазами. Побродить под задумчивым северным небом, полюбоваться великолепием природы, почувствовать дыхание глубокой старины, которым овеяны острова и воды Онежского озера. Такая экскурсия не только интересна – она обогащает духовно. Тут и вравду можно услышать пресловутый «гомон веков» и прикоснуться к гению безымянных художников, которые сумели создать поразительную красоту, не заслонившую, а дополнившую природу.

fb.ru

"Древний деревянный храм" на уроке изобразительного искусства в 4-м классе

Разделы: МХК и ИЗО

Цель урока:

  • приобщение к духовному, эмоциональному опыту, заложенному в древнерусской архитектуре,
  • развитие творческого отношения к жизни, формирование целостной личности.

Задачи урока:

  • Знакомство учащихся с древними деревянными храмами России, их основными чертами.
  • Развитие воображения, художественно-образного мышления.
  • Формирование навыков построения фронтальной композиции.
  • Создание образа деревянного храма.
  • Отработка мазка “бревнышко”.

Тип урока: формирование новых знаний, урок-экскурсия.

Оборудование урока:

Зрительный ряд.

  • Изображения деревянных храмовых построек, раздаточный материал с изображениями деревянных храмов, детские работы.

Музыкальный ряд.

  • М.Глинка “Иван Сусанин”, народные мелодии.

Материалы.

  • Гуашевые краски, кисти большая, средняя, тонкая, бумага плотная А3, тряпочка для осушивания кистей, баночка.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Формирование новых знаний. Беседа.

Сегодня мы с вами совершим невероятное путешествие по музеям под открытым небом, где познакомится с самыми яркими произведениями древнерусского деревянного зодчества - культовой архитектурой.

Храмы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром и города, и села. Это были святыни, в которых наиболее полно воплотились творческие возможности русских зодчих.

А теперь рассмотрим самые интересные и характерные типы деревянных церквей.

А) Часовни

Среди деревянных культовых построек самыми распространенными были часовни. Возведение их не требовало много времени и средств. Маленькие часовни во множестве ставились в удаленных деревнях, на перепутье, над большими каменными крестами, над родниками. Неприхотливые службы, проходившие как и у первых христиан с пением коротких молитв в первом, третьем, шестом и девятом часу после восхода солнца, назывались на Руси "часами". Отсюда и само сооружение получило свое название.

Часовни сохранились до наших дней в достаточно большом количестве. Они и сегодня поражают своей крайней простотой, изысканностью и особой атмосферой русского уединения.

Часовни представляют собой небольшой сруб, покрытый на два ската с крестом или главкой на коньке. Такой объем мог быть дополнен сенями и галереей. Клетские часовни различались по характеру завершения.

Витославлицы. Часовня из д. Малышево Витославлицы. Часовня из д. Кашира

Б) Клетские храмы

Клетские церкви состоят из основного прямоугольного объема (уже знакомого нам сруба), к которому с востока примыкает меньший по размерам алтарь. С запада могли быть притвор в виде симметричного алтарю прируба или трапезная, размерами часто превышавшая основное помещение. Живописным и довольно редким было покрытие клетских церквей в виде бочки.

Карелия. Церковь Воскрешения Лазаря Новгородчина. Успенская церковь из д. Никулино

В) Шатровые храмы

Шатровая форма покрытия в русском деревянном зодчестве очень древняя. Церкви с шатровыми завершениями могли иметь различные формы планов. Один из древнейших типов в основе своей имел восьмиугольный сруб (восьмерик) с двумя или четырьмя симметричными прирубами. Центрическая композиция с четырьмя прирубами называлась "о двадцати стенах".

Известно несколько шатровых храмов, которые в основании имели сруб в форме равноконечного креста. С начала XVII века широкое распространение получили шатровые храмы типа восьмерик на четверике. В середине XVII века в результате церковных реформ шатровые храмы были объявлены не каноничными, и строительство их было официально запрещено.

Каргополь.Рождествнский храм. Выпуклый шатер Успенская церковь из Александро-Куштского монастыря

Г) Ярусные церкви

Церкви, которые называют ярусными, состоят из нескольких поставленных друг на друга убывающих по высоте срубов, которые могли быть квадратными, восьмиугольными или крещатыми в плане (в виде креста). Количество ярусов колеблется от двух до четырех. Из этих различий складываются совершенно разные по внешнему и внутреннему виду варианты храмов.

Преображенская церковь из с. Козлятьево Кольчугинского района (1756 г.) Суздаль Храм Рождества Иоанна Предтечи Ширков погост. Тверская область

Д) Кубоватые храмы

Церкви с кубоватым завершением строились во второй половине XVII и XVIII веках. Распространены они были в бассейне реки Онеги и на Поморском берегу Белого моря. Основанием таких церквей служил высокий четверик. Кубоватый верх представлял собой квадратный в плане объем, по силуэту напоминающий крупную луковицу с одной или чаще пятью главами, поэтому были они очень  пластичны и нарядны.

Вознесенская церковь. Малые Корелы Владимирская церковь в с.Подпорожье Архангельская обл.
Ильинская Водлозерская пустынь

Е) Многоглавые храмы

Стремление к нарядности и усложнению форм нашло свое выражение в многоглавых храмах Прионежья начала XVIII века. Эти храмы имеют сложные планы. Они построены на восьмигранном с четырьмя прирубами основании, но результат превосходит все ожидания.

Перед вами необыкновенной красоты храм - это предположительная реконструкция деревянной новгородской Софии. И на вопрос “была ли она или нет? ” скорее можно ответить положительно, так как разные новгородские летописи повторяют это известие, правда в несколько измененном виде.

 

 Практическая работа.

Итак, ребята, мы познакомились с вами с интереснейшими храмами, которые построили наши предки, а теперь и вам предстоит работа по созданию собственного образа храма- святыни. Мы знаем, что основой любой деревянной постройки является сруб. Сочетания нескольких срубов, с разнообразными завершениями кровли создают неповторимые интересные композиции.

IV. Итог урока. Эстетическая оценка работы.

Выставка-просмотр работ.

Ребята! Как удалось передать вам свое отношение к древним памятникам нашей культуры?

Какие разные и красивые работы получились!

Что вы хотели рассказать в своих работах?

Рассмотрим работы, выберем наиболее интересные с удачной композицией, с хорошей заполненностью листа, гармоничным колоритом.

V. Домашнее задание.

 Список использованной литературы.

1. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского, Москва, “Просвещение”, 2005.

2. Бодэ А.Б. Поэзия русского севера. – М., 2002

3. Александрова Л.А. Деревянное зодчество Руси. - М., 2003

Приложение. Работы учащихся 4-го класса

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

О деревянных храмах / Тульский узор

 Наряду с каменным храмостроительством, на Руси с глубокой древности возводились и деревянные храмы. Благодаря доступности материала, деревянные храмы строились повсеместно. Строительство каменных храмов требовало особых условий, огромных финансовых ресурсов, привлечения опытных мастеров каменного дела.

деревянная церковь -1

(церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1731) из села Старые Ключищи Кстовского района, в 1970-х перевезена в Нижний Новгород, в музей деревянного зодчества на Щёлоковском хуторе)

Вместе с тем, потребность в храмах была огромной, и деревянное храмостроительство, благодаря умению славянских мастеров, восполнило ее. Архитектурные формы и технические решения деревянных храмов отличались такой законченностью и совершенством, что это вскоре стало оказывать значительное влияние на каменное зодчество.Древнерусские деревянные храмы создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших размерах. Большая высота деревянных храмов рассчитана исключительно на восприятие снаружи ввиду того, что их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком («небом»).

рисунок церкви

(Общий вид Егорьевской церкви Минецкого погоста. Реконструкция)

Древнейшие летописные источники упоминают о том, что задолго до Крещения Руси в ней уже строили деревянные храмы. В договоре князя Игоря с греками упоминается о церкви св. пророка Ильи (945). В том же источнике упоминаются еще две церкви: «божница свт. Николая» на Аскольдовой могиле и церковь «св. Орины». Обе они были деревянными, так как упоминаются как «срубленные» и говорится, что все они сгорели. Деревянная церковь Преображения Господня упоминается и в летописях Новгорода. О древних каменных храмах в ведической среде источники не упоминают.

Деревянная церковь - 3

(Деревянная церковь св. Василия Великого в селе Имоченицы Лодейнопольского района Ленинградской области. Храм построен художниками Грецкими.)

Для строительства деревянных церквей были все необходимые условия, ибо в наших землях, преимущественно лесных, умели строить из дерева, и мастера хорошо владели строительным ремеслом. О том, какова была древняя деревянная церковная архитектура, источники сохранили немного сообщений. Одна из летописей упоминает о деревянном храме св. Софии в Новгороде. Его сооружение относится к 989 г., и построен он был по благословению первого новгородского епископа. Храм был рублен из дубового леса и имел тринадцать верхов. Можно с уверенностью предположить, что это было сложное архитектурное сооружение, требовавшее большого опыта мастеров и умения возводить храмы. Летописец упоминает, что храм сгорел в 1045 г. Письменные источники часто упоминают о строительстве «обетных» церквей. Строились они быстро и всегда возводились из дерева.

Деревянная часовня

(Церковь Преображения (1707 г.) в архитектурно-этнографический музей в Пермском крае «Хохловка»)

Насколько просто и скромно выглядели деревянные храмы внутри, строго соблюдая принятые традиции, настолько причудливо и богато были украшены они снаружи. Готовых форм в дереве не было, и мастерам приходилось брать их с храмов каменных. Безусловно, повторить их в дереве было во многом невозможно, но переосмысление этих канонов практиковалось широко и успешно. 

Основным материалом для строительства, в преимущественном 507 большинстве, были бревна (осляди или слаги), длиною от 8 до 18 м и диаметром около полуметра и более. Из бревен тесали брусья (бревно отесанное на четыре канта). Для устройства полов применялись бревна, расколотые на две части (пластины). Из бревен с помощью клиньев (расколотых в длину) получали доски (тес). Для устройства кровельного покрытия использовали изготовленный из осинового теса лемех (гонт).

Деревянная церковь-рисунок

(Троицкая церковь в погосте Ненокса (1727) Архангельской области. Многошатровый храм представляет собой сочетание столпов — восьмигранного и нескольких восьмериков на четверике)

При строительстве традиционно использовали два способа крепления бревен: «в обло» — при помощи вырубания в концах бревен соответствующих углублений, и «в лапу» («в шаг») — этом случае выпускных концов нет, а сами концы вырубались так, что схватывались друг с другом зубцами, или «лапами». Ряды собранных венцов назывались срубами, или стопами.

Ярусный храм

(Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1653) в Торжке Тверской области. Ярусный храм — нарастание уменьшающихся четвериков или восьмериков.)

Крыши храмов и шатры покрывались тесом, а главы лемехом. Подгонялись они с большой точностью и только в верхней части крепились к основе особыми деревянными «костылями». Во всем храме от основания до креста не применялись металлические детали. Связанно это, в первую очередь, не с нехваткой металлических деталей, а с умением мастеров обходиться без них.

Шатровая деревянная церковь

(Церковь в селе Саунино (1665) Архангельской области)

Для строительства храмов широко использовались те породы древесины, которые в изобилии произрастали на данной территории; на севере чаще строили из дуба, сосны, ели, лиственницы, на юге — из дуба и граба. Для изготовления лемеха применяли осину. Подобные крыши из осинового лемеха практичны и привлекательны, они не только издали, но даже с близкого расстояния производят впечатление посеребренной кровли.

 

Посеребренная церковь

(Успенская церквь в селе Варзуга Терского района Мурманской области)

Важной особенностью деревянного строительства являлся тот факт, что в немногочисленном плотницком инструменте отсутствовали пилы (продольные и поперечные), которые, казалось бы, были столь необходимыми. Вплоть до петровской эпохи плотники не знали слова «строить»; они не строили свои избы, хоромы, церкви и города, а «рубили», почему и плотников именовали иногда «рубленниками».

На Севере Руси пилы в строительном деле широко вошли в употребление лишь в середине XIX в., поэтому все брусья, доски, косяки были вытесаны старыми мастерами одним топором. Церкви рубили в прямом смысле этого слова. На Севере, в отличие от южнорусских областей, храмы в древности почти всегда ставились прямо на землю («пошву») без фундамента. Талант и мастерство зодчих позволяли строить храмы высотой даже до 60 м, а высота в 40 м была обычной.Суровая школа жизни отразилась на внешнем убранстве церквей, постепенно приведя к созданию произведений, поражавших своей простотой и вместе с этим неповторимой торжественностью и гармонией.

Деревянная церковь-4                                                   Рубленная церковь

Покровская церковь в Вытегре, 1708 г.                                 Церковь села Нелазское-Борисоглебское Вологодской области. 1694 г.

 

Часовни, колокольни

Прежде чем приступить к описанию главных типов деревянного храмостроительства, необходимо упомянуть о более простых формах деревянного церковного зодчества. К таким сооружениям относятся часовни и колокольни.

Колокольня деревянная                                                                      Колокольня деревянная-2

Село Цывозеро Архангельская область Колокольня                                                       Село Кулига Дракованова. Колокольня

Появление колоколен в деревянной архитектуре, как самостоятельных сооружений, можно отнести ко времени широкого их распространения в каменной архитектуре. Вероятно, самыми древними были звонницы, наподобие тех, что сохранились в каменной архитектуре Пскова. В летописях еще упоминаются деревянные «козлы», на которые подвешивались небольшие колокола. Самыми древними известными нам колокольнями являлись квадратные в плане сооружения, состоящие из четырех столбов с небольшим уклоном внутрь; вверху устраивалась крыша с главкой и подвешивались колокола. Появление таких колоколен можно отнести к XVI–XVII вв. Более сложная конструкция стояла обычно на пяти столбах, однако основу составляли четыре столба, на которые укреплялась четырехскатная крыша и глава. Известны колокольни и «о девяти столбах».

К более сложному типу можно отнести колокольни, которые состояли из срубов различной формы (четырехгранные и восьмигранные). Они рубились достаточно высокими и чаще заканчивались шатром, который венчала небольшая глава. На Севере Руси чаще рубили колокольни «с остатком», в центральной Руси предпочитали рубить «в лапу».

Самым распространенным типом на Севере были комбинированные постройки. Низ колокольни для большей устойчивости рубили квадратом, на который ставили восьмигранный сруб, увенчанный шатром. Так сложился самый распространенный на Севере тип. В колокольнях были различия лишь в отношении пропорций и отделки. Основным отличием была различная высота.

На юго-западе России колокольни (звеници или дзвоници) имели несколько иной вид и окончательно, как архитектурные формы, сформировались к концу XVII в. Наиболее распространены колокольни с квадратным планом, состоящие из двух ярусов. Нижняя часть их срублена из брусьев с углами «в лапу». Внизу устраивались дощатые отливы, а вверху брусья-консоли, поддерживавшие кровлю, переходили в ограждения верхнего яруса колокольни (т.е. ее звона). Сама звонница представляла собой открытое пространство с колоколами под невысокой четырехскатной крышей. В постройках сложного типа как верхний, так и нижний ярус имели в плане форму восьмиугольника. Часто строили колокольни с тремя ярусами.

Гравюра

(Русские женщины оплакивают своих покойников. Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. - СПб., 1906. - С. 8)

Часовни, поклонные кресты, либо иконы в киотах были непременными спутниками русских людей в древности. Они в великом множестве возводились по всей земле русской. Ставили деревянные часовни на местах обретения икон, сгоревших или упраздненных и разобранных храмов, на местах сражений, на местах внезапной смерти христиан от молнии или болезни, у въезда на мост, на перекрестках дорог, там, где считали почему-либо необходимым осенить себя крестным знамением.

Самыми простыми из часовен были обычные невысокие столбы, на которые под небольшой крышей устанавливались иконы. К более сложным относились крошечные постройки (клетского типа) с низкими дверными проемами, в которые нельзя было войти не согнувшись. Наиболее распространенными в древности были часовни в виде изб с маленькой главой или просто крестом, в летописях подобные часовни упоминаются как «клетские». Наиболее привлекательна из сохранившихся часовня Успения Богородицы в деревне Васильево (XVII–XVIII вв.), с небольшой трапезной и четырехскатной крышей. Позднее к ней пристроили сени и шатровую колокольню. Часовня Трех Святителей из деревни Кавгора  (XVIII–XIX вв.) сложнее по формам, такие постройки встречаются значительно реже. Все часовни всегда содержались в должном порядке, своевременно ремонтировались и украшались к праздникам жителями ближайших деревень.

Часовня деревянная

Часовня имени равноапостольно князя Владимира, Московская область 2016г.

Старая часовня

(ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕШЕНИЯ ЛАЗАРЯ. МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА "КИЖИ")

Ранее считалось, что самый древний сохранившийся деревянный памятник на территории России — церковь Воскрешения Лазаря Муромского, ныне находящаяся в Кижах, которая датировалась концом XIV века, однако исчерпывающие доказательства её возраста отсутствуют и современные специалисты датируют её XVI веком.

Церьковь без главок

Церковь св. Василия XVI ст., Ивано-Франковская обл, Рогатинский р-он, с.Черче

Клетский храм — один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями. Наиболее древние из них, к которым, в частности, относится церковь Ризоположения из села Бородава(самый верхний снимок), имели безгвоздевую конструкцию скатов крыш и не имели главок. «Безглавые храмы» на Руси существовали вплоть до XVII века. Их архитектура имела много общего с жилыми строениями. Составлялись из нескольких прирубленных друг к другу клетей: алтаря, моленного зала, трапезной, приделов, притворов, папертей и колокольни. Число срубов по оси Восток-Запад могло быть большим. Тогда храмы назывались рублеными «стаей». Основные объёмы храмов рубились в обло с остатком, алтари — в лапу.

Шатровый храм

Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

В русском деревянном зодчестве шатёр является распространённой, хотя далеко не единственной, формой завершения деревянных церквей. Так как с древнейших времен деревянное строительство на Руси было преобладающим, то большинство христианских храмов так же строилось из дерева. Типология церковной архитектуры перенималась Древней Русью из Византии. Однако в дереве чрезвычайно трудно передать форму купола — необходимого элемента храма византийского типа. Вероятно, именно техническими трудностями вызвана замена в деревянных храмах куполов шатровыми завершениями. Конструкция деревянного шатра проста, её устройство не вызывает серьёзных затруднений. Хотя самые ранние известные деревянные шатровые храмы относятся к XVI веку, есть основания думать, что и раньше в деревянном зодчестве была распространена форма шатра.

Имеется изображение несохранившейся церкви в селе Упе Архангельской области, клировые записи которой относят строительство храма к 1501 году. Это уже позволяет утверждать, что шатёр появился в деревянном зодчестве раньше, чем в каменном. 

Важным аргументом в пользу раннего происхождения шатрового типа деревянного храма является постоянство типологии деревянного зодчества. На протяжении столетий деревянное строительство, тесно связанное с народной средой, велось по старым, хорошо знакомым образцам.

Строители придерживались нескольких сложившихся типов, поэтому более поздние постройки в целом должны были повторять предшествовавшие им. Часто плотников обязывали строить новый храм по образцу старого, пришедшего в негодность. Консервативность деревянного зодчества, замедленность его развития позволяют думать, что основные его формы не претерпели существенного изменения со времени своего возникновения.

Шатровые храмы во многом определяли облик не только древнерусских сел, но и городов. Каменные церкви были редки, большая же часть храмов и в городах строилась из дерева. Вытянутые силуэты шатров хорошо выделялись из массы основной застройки. Имеется летописное сообщение о высоких «стоянах» в Москве, под которыми предполагали деревянные столпообразные церкви, увенченные шатрами. Позднее, в XVIII—XIX вв, когда деревянные церкви ушли из городского строительства, их во множестве продолжали строить на русском севере. Среди храмов Карелии и Архангельской области немало примеров шатровых построек.

 шатер внутри

Конструкция шатра обыкновенно очень проста. Несколько (чаще всего восемь) бревен сводятся в верхней точке, образуя ребра шатра. Снаружи шатёр обшивают досками и иногда покрывают лемехом. Сверху на него ставится небольшая главка с крестом. Интересен факт, что в деревянных храмах шатёр делался глухим, отделяясь от интерьера храма потолком.

Это вызвано необходимостью защитить интерьер храма от атмосферных осадков, при сильном ветре проникающих через покрытие шатра. При этом пространство шатра и храма эффективно вентилируются отдельно друг от друга. В качестве основания для шатра чаще всего служит восьмигранный верхний ярус храма — восьмерик (аналог барабана для купола).

Шатровая церковь зимой

(Сретенско-Михайловская церковь. Красная Ляга. 1655 год)

Во второй половине XIX — начале XX века в постройках «русского стиля» и модерна проявился интерес к древнерусской архитектуре. Возрождению традиций православной архитектуры сопутствовал и интерес к деревянной народной архитектуре. Появились новые профессиональные проекты деревянных церквей. При этом форма шатра воспринималась как характерный элемент именно русского храма. Деревянные храмы продолжают строиться и в современной России, причём шатровая форма завершения пользуется широкой популярностью.

современная деревянная церковь

(Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице. 1914 год. Архитекторы: М. В. Красовский и В. П. Апышков)

www.tulauzor.ru

Типы русских деревянных храмов — википедия орг

  Музей народного деревянного зодчества Витославлицы Клетская церковь Троицы (1672—1676)   Церковь св. Василия XVI ст., Ивано-Франковская обл, Рогатинский р-он, с. Черче

Клетский храм — один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями. Наиболее древние из них, к которым, в частности, относится церковь Ризоположения из села Бородава, имели безгвоздевую конструкцию скатов крыш и не имели главок. «Безглавые храмы» на Руси существовали вплоть до XVII века.[1]

До XX века были наиболее распространёнными. Их архитектура имела много общего с жилыми строениями. Составлялись из нескольких прирубленных друг к другу клетей: алтаря, моленного зала, трапезной, приделов, притворов, папертей и колокольни. Число срубов по оси Восток-Запад могло быть большим. Тогда храмы назывались рублеными «стаей» (церковь в селе Скородум). Основные объёмы храмов рубились в обло с остатком, алтари — в лапу.

Ранее считалось, что самый древний сохранившийся деревянный памятник на территории России — церковь Воскрешения Лазаря Муромского, ныне находящаяся в Кижах, которая датировалась концом XIV века, однако исчерпывающие доказательства её возраста отсутствуют и современные специалисты датируют её XVI веком.[3][4] Самый древний сохранившийся деревянный памятник на территории России с точной датировкой — Церковь Ризоположения из села Бородава (1485 год), перенесённая в город Кириллов на территорию Кирилло-Белозерского монастыря.[2] Один из наиболее древних из сохранившихся храмов — церковь Св. Георгия в селе Юксовичи (дер. Родионово), датированная 1493 годом.[5] Все три храма имеют клетский тип.

Примеры:

Многошатровый храм представляет собой сочетание столпов — восьмигранного и нескольких восьмериков на четверике.

Примеры: Троицкая церковь в погосте Ненокса (1727) Архангельской области

www-wikipediya.ru

Основные типы деревянных храмов - это... Что такое Основные типы деревянных храмов?

Церковь Ризоположения из села Бородава — древнейший на территории России сохранившийся деревянный памятник с точной датировкой.[2] Фотография мая 2009 года. Согласно последним исследованиям, главки у церкви Ризоположения отсутствовали.[1]

Древнерусские деревянные храмы создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших размерах. Большая высота деревянных храмов рассчитана исключительно на восприятие снаружи ввиду того, что их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком («небом»).

Клетский храм

Музей народного деревянного зодчества ВитославлицыКлетская церковь Троицы (1672—1676)

Клетский храм — один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями. Наиболее древние из них, к которым, в частности, относится церковь Ризоположения из села Бородава, имели безгвоздевую конструкцию скатов крыш и не имели главок. «Безглавые храмы» на Руси существовали вплоть до XVII века.[1]

До XX века были наиболее распространёнными. Их архитектура имела много общего с жилыми строениями. Составлялись из нескольких прирубленных друг к другу клетей: алтаря, моленного зала, трапезной, приделов, притворов, папертей и колокольни. Число срубов по оси Восток-Запад могло быть большим. Тогда храмы назывались рублеными «стаей» (церковь в селе Скородум). Основные объёмы храмов рубились в обло с остатком, алтари — в лапу.

Ранее считалось, что самый древний сохранившийся деревянный памятник на территории России — церковь Воскрешения Лазаря Муромского, ныне находящаяся в Кижах, которая датировалась концом XIV века, однако исчерпывающие доказательства её возраста отсутствуют и современные специалисты датируют её XVI веком.[3][4] Самый древний сохранившийся деревянный памятник на территории России с точной датировкой — Церковь Ризоположения из села Бородава (1485 год), перенесённая в город Кириллов на территорию Кирилло-Белозерского монастыря.[2] Один из наиболее древних из сохранившихся храмов — церковь Св. Георгия в селе Юксовичи (дер. Родионово), датированная 1493 годом.[5] Все три храма имеют клетский тип.

Примеры:

Шатровый храм

Варианты шатрового храма:

  • шатровый восьмерик с прирубами («восьмерик от земли»), создающий образ храма-башни,
  • восьмерик на крестообразном в плане основании,
  • восьмерик на четверике, когда прямоугольное в плане здание выше переходит в восьмиугольный сруб-восьмерик, перекрытый шатром,
  • шатёр венчает не восьмерик, а сруб, имеющий шесть, реже — десять сторон.

Примеры:

Многошатровый храм

Многошатровый храм представляет собой сочетание столпов — восьмигранного и нескольких восьмериков на четверике.

Примеры: Троицкая церковь в погосте Ненокса (1727) Архангельской области

Ярусный храм

Ярусный храм —— нарастание уменьшающихся четвериков или восьмериков.

Примеры:

  • церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1653) (она же Старо-Вознесенская церковь) в Торжке Тверской области,
  • церковь Рождества Иоанна Предтечи (1697) Ширкова погоста Тверской области, где высота здания, равная почти 45 метрам, подчёркнута сокращением четвериков и остротой клинчатых восьмискатных кровель,
  • церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1731) из села Старые Ключищи Кстовского района, в 1970-х перевезена в Нижний Новгород, в музей деревянного зодчества на Щелковском хуторе,
  • церковь Ильи Пророка на Цыпинском погосте (1755) Вологодской области,
  • Петропавловская церковь (Ратонаволок) (1722). Архангельская область, Холмогорский район.

Многоглавый храм

Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник Кижи

Комбинация из множества глав.

Примеры:

Каркасная церковь

См. также

Примечания

Литература

  • История русского искусства: в 3 т.: Т. 1: Искусство X — первой половины XIX века. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изобраз. искусство, 1991. — 508 с ISBN 5-85200-124-4

Ссылки

dic.academic.ru


Смотрите также