Древний народ скифы. Мир непознанного - Onua.org
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Народ скифы. Древний народ скифы


Скифы - таинственный древний народ

Просмотров: 4048

Скифы - таинственный древний народНа конях, быстрых, как ветер, мчатся всадники, оставляя за собой клубы пыли. Это возвращаются племена кочевников с награбленным добром. С 700 по 300 годы до н. э. они господствовали в степях Евразии. Затем они исчезли, оставив о себе след в истории. О них упоминается даже в Библии. Это были скифы.

Веками их племена с огромными табунами диких лошадей кочевали по необозримым степям, простирающимся от Карпат до территории, известной сейчас как юго-восток России. К VIII веку до н. э. в результате военного похода, предпринятого китайским императором Сюань, они были вытеснены на запад. Поселившись на новых землях - в предгорье Кавказа и на территории Северного причерноморья, - скифы изгнали живших там киммерийцев.

В поисках сокровищ скифы захватили и разграбили ассирийскую столицу Ниневию. Позднее, объединившись с Ассирией, они напали на Мидию, Вавилонию и другие древние государства. Их набегам подверглась даже северная часть Египта. Само название города Скифополь (северо-восток Израиля), ранее известного как Беф-Сан, говорит о том, что, скорее всего, этот город также был когда-то захвачен скифами.

Со временем скифы обосновались в степях на территории, которую сейчас занимает Румыния, Молдова, Украина и южная часть России. Такое выгодное месторасположение принесло им немалый доход: они стали посредниками между греками и племенами хлеборобов, жившими на территории, которую сейчас занимает Украина и южная часть России. В обмен на зерно, мед, мех и скот скифы получали от греков вино, ткани, оружие и украшения. Так скифские племена нажили себе огромное состояние.

Вся жизнь в седле

Конь для скифских воинов был то же, что верблюд для жителей пустыни. Скифы слыли прекрасными наездниками. Одними из первых они стали использовать седла и стремена. Они ели конину и пили кобылье молоко. Известно, что скифы приносили лошадей в жертву. Когда умирал скифский воин, его коня закалывали и погребали со всеми почестями. Вместе с конем в могилу также клали сбрую и попону.

Согласно сообщению историка Геродота, у скифов существовали жестокие обычаи, например из черепов своих жертв они делали чаши для питья. Они беспощадно убивали своих врагов, пуская в ход железные мечи, боевые топоры, копья и трехгранные стрелы, разрывающие ткани тела.

Могилы для вечности

Скифы занимались колдовством и шаманством, а также поклонялись огню и богине-матери. Могилы считались жилищем для мертвых. Рабы и домашние животные также приносились в жертву умершему хозяину. Драгоценности и прислуга, согласно поверьям скифов, должны были "отправиться" вслед за хозяином в "мир иной". В усыпальнице одного скифского царя были обнаружены скелеты пяти его слуг. Ногами они были обращены к своему хозяину, - словно в любой момент эти верноподданные были готовы подняться и служить ему.

Когда умирал царь, скифы не скупились на жертвоприношения, а во время траура пускали себе кровь и обстригали волосы. Вот что сообщает Геродот: "Они отрезают кусок своего уха, обстригают в кружок волосы на голове, делают кругом надрез на руке, расцарапывают лоб и нос и прокалывают левую руку стрелами".

Скифы оставили после себя тысячи курганов (могильных холмов). Вещи, найденные при раскопках этих курганов, знакомят нас с жизнью, бытом и культурой этого древнего народа. В 1715 году русский царь Петр I начал собирать скифские сокровища, и сейчас эти шедевры древнего искусства представлены в музеях России и Украины. На изделиях, выполненных в характерном для скифов зверином стиле, изображены фигуры таких животных, как лошадь, орел, сокол, кошка, пантера, лось, олень, гриф и грифон (крылатое фантастическое чудовище с львиным телом и орлиной головой).

Библия и скифы

В Библии всего лишь один раз встречается прямое упоминание о скифах. В Колоссянам 3:11 мы читаем: "Где нет ни грека, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, чужеземца, скифа, раба, свободного, но все и во всем - Христос". Когда апостол Павел писал это письмо, слово "скифы" перестало носить этнический характер и применялось к нецивилизованным людям.

Некоторые археологи полагают, что название "Аскеназ", упомянутое в Иеремии 51:27, - это эквивалент ассирийского слова "ашкузы", которым называли скифов. Согласно клинописным табличкам, в VII веке до н. э. этот народ вместе с царством Маны объединился против Ассирии. До того, как начал пророчествовать Иеремия, путь скифов в Египет проходил через иудейскую землю, однако скифы не причиняли никакого вреда ее жителям. Поэтому для многих пророчество Иеремии о нападении на Иуду народа с севера казалось невероятным (Иеремия 1:13-15).

Некоторые библеисты полагают, что в Иеремии 50:42 говорится о скифах: "Держат в руках лук и копье; они жестоки и немилосердны; голос их шумен, как море; несутся на конях, выстроились как один человек, чтобы сразиться с тобой, дочь Вавилона". Однако в первую очередь эти слова относятся к мидянам и персам, захватившим Вавилон в 539 году до н. э.

Скифы содействовали исполнению пророчества Наума о разрушении Ниневии (Наум 1:1,14). Халдеи, скифы и мидяне разорили Ниневию в 632 году до н. э., что привело к распаду Ассирийской империи.

Таинственное исчезновение

Скифский народ исчез с лица земли. Но почему? "Честно говоря, этот вопрос остается загадкой", - говорит ведущий украинский археолог. Некоторые исследователи убеждены, что скифов погубила их неуемная любовь к роскоши, и между I и II веками до н. э. они были вытеснены сарматами - объединением кочевых племен.

Другие исследователи полагают, что причиной исчезновения скифов были их межплеменные войны. Третьи же считают, что скифы стали предками осетинов. Как бы то ни было, этот таинственный древний народ оставил неизгладимый след в истории - даже само слово "скиф" давно уже стало нарицательным, синонимом слову "жестокий".

onua.org

Народ скифы

"Народ сильный, народ, языка которого ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его - как открытый гроб; все они - люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой; съедят сыновей и дочерей твоих… разрушат мечом укрепленные города твои, на которые ты надеешься." Так говориться в Библии, в книге пророка Иеремии о могущественных северных кочевниках, которые, преследуя киммерийцев, в 70-е гг. VII в. до н.э. ворвались в Переднюю Азию, содрогнувшуюся перед их силой и жестокостью. Вавилоняне и ассирийцы называли их ишкуза, греки - скифами, сами же себя они именовали сколотами.

Очевидцев событий и древних историков волновал вопрос о происхождении этого грозного народа. Греческий историк V в. до н.э. Геродот изложил три версии о происхождении скифов, две из которых имеют мифологический характер, а в третьей говорится, что скифы пришли из глубин Азии. Отсутствует единая точка зрения и среди современных ученых. Соглашаясь в том, что скифы являлись частью огромного мира ираноязычных кочевников степей Евразии, одни из них связывают происхождение скифов с Северным Причерноморьем, другие полагают, что скифы пришли из восточных ареалов этого мира. Так или иначе, в VII в. до н.э. скифы населяли степи Северного Причерноморья и Предкавказья, с этого же времени жили они и в Крыму.

В 70-х гг. VII в. до н.э. скифы вторглись в Переднюю Азию, заключая и вероломно нарушая союзы, опустошая грабительскими походами Месопотамию, Сирию, Палестину, доходя до границ Египта. Конец скифскому владычеству в Азии положил кровавый пир у мидийского царя Киаксара, который пригласив множество скифов с их вождями, предательски умертвил их. Побежденные должны были вернуться туда, откуда пришли - в Скифию.

В 512 г. до н.э. скифы выступают уже не в роли завоевателей, а в роли защитников своей земли: в Скифию вторглась огромная армия персидского царя Дария I. Скифы показали себя искусными воинами и заставили персов спасаться бегством. Несомненно, в этой войне важную роль сыграли и жившие в Крыму скифы. Мы знаем, что скифы делились на несколько племен, в Крыму же обитали царские скифы - "… самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными".

Скифы, завоевавшие славу непобедимых степных воителей, вызывали неизменный интерес у своих соседей, в первую очередь, греков, с которыми они поддерживали разносторонние контакты, в том числе торговые. Греческие мастера, изготовлявшие по заказу скифских вождей предметы в характерном для скифов зверином стиле, несомненно стремились постичь их внутренний мир и образ жизни, и передать в своих произведениях. Попытаемся и мы, используя сведения древних историков, данные археологии и наблюдения этнографов за жизнью кочевых народов, представить картину, которая открывалась современнику, встретившему в степи кочующих скифов.

… Еще издалека бросалось в глаза огромное облако пыли и был слышен скрип колес кибиток и нарастающий гул от тысяч копыт, по мере приближения доносился труднопереносимый запах. Постепенно из пыли становились различимы огромные стада овец, коров и лошадей, и многочисленные бородатые длинноволосые всадники в остроконечных шапках, с копьями в руках. К поясам их были подвешены обоюдоострые мечи-акинаки, колчаны со стрелами и гориты с луками. Наиболее знатные скифы выделялись блестевшими на солнце панцирями из нашитых на кожаную основу тысяч железных чешуек, некоторые имели бронзовые шлемы и поножи греческой работы, шеи их украшали золотые гривны, а одежда была обшита сотнями золотых бляшек. Конская сбруя, ножны мечей и гориты для луков были покрыты золотыми обкладками, искусно украшенными греческими ювелирами. Вблизи поражали страшные трофеи: подвешенные к узде лошадей скальпы, снятые с убитых врагов, использовавшиеся как полотенца и чаши на поясе, сделанные из черепов, а некоторые ехали с растянутой на шестах кожей, снятой с врага. В кибитках, являвшихся для скифов домом, передвигались дети и жены. Женщины носили свободные длинные платья и одеяния в виде халатов с длинными рукавами. Костюм их дополняли ожерелья и браслеты, составленные из ярких бус, разнообразные украшения из бронзы и серебра. Знатные женщины носили золотые диадемы, перстни, браслеты, ожерелья, серьги, некоторые из которых являлись настоящими произведениями искусства греческих мастеров. Скифянки обильно использовали благовония и румяна, накладывая их на щеки и на лоб.

Проезжая по степи, современник, если ему посчастливилось, мог встретить грандиозные курганы, насыпанные над могилами царей, окруженные по периметру десятками неподвижных всадников. Приблизившись, можно было увидеть, что умерщвленные люди и лошади укреплены на специальных деревянных конструкциях. Греки знали, что это наиболее усердные слуги, принесенные в жертву в ходе церемоний, проводившихся через год после погребения царя и сопровождавшихся поминальными трапезами. По подсчетам археологов, сделанных при изучении одного из царских курганов, во время поминального пира было съедено мясо 35 коней, 14 кабанов и 2 оленей, а принимать участие в трапезе должно было не менее 1300 человек. Известны царские курганы и в Крыму: Куль-Оба на Керченском полуострове, раскопанный в 1830 г. и содержавший богатейшие мужское и женское погребения, и Чаян, находившийся близ Евпатории и разграбленный в 1880 г.

Можно без преувеличения сказать, что находки из Куль-Обы получили всемирную известность. Курган располагался в нескольких километрах от Керчи. Его насыпь, сложенную из камня и достигавшую 10 м в высоту, разбирали солдаты, добывая материал для строительства. 22 сентября 1830 г. Поль Дюбрюкс, долгие годы изучавший древние памятники Керченского полуострова, а в то время наблюдавший за работами на кургане, обнаружил под насыпью большой каменный склеп с высоким уступчатым сводом и коротким коридором - дромосом, ведущим в камеру. В гробнице находилась деревянная конструкция, возможно, большой саркофаг, в котором был похоронен скифский царь. На голове погребенного сохранились остатки остроконечного головного убора из войлока, украшенного золотыми бляшками. На шею была надета массивная золотая гривна, концы которой украшали фигурки скифских всадников, а на руки - пять золотых браслетов. Костюм царя был расшит золотыми бляшками. Вместе с ним в гробницу поместили массивную золотую чашу и украшенное золотом парадное оружие - меч, горит для лука, а также бронзовые поножи. На ножнах меча сохранилось выгравираванное имя греческого мастера. Рядом с царем открыто женское погребение, сопровождавшееся множеством золотых украшений. На черепе обнаружена электровая диадема, на шее - золотая гривна с концами в виде львиных голов и ожерелье, на руках - браслеты. Особенно выделяется пара золотых подвесок с изображением головы богини Афины, которое является копией головы скульптуры, созданной великим греческим скульптором Фидием, украшавшей Парфенон на афинском акрополе. Кроме этого, в погребении найден электровый кубок с изображениями скифских воинов. Древним художником с этнографической точностью передан внешний облик и костюм скифов. Вместе с царем похоронили его телохранителя, с которым положили оружие и доспехи: два копья с железными наконечниками, бронзовый шлем и поножи. Помимо этого, в гробнице найдены серебряные, бронзовые и глиняные сосуды. Из-за того, что со свода гробницы во время раскопок рухнуло несколько плит перекрытия, работы на время были приостановлены. Этим воспользовались грабители, приникшие ночью в склеп. Они вскрыли плитовый пол гробницы и обнаружили тайник, содержавший множество украшений и предметов, большую часть из которых злоумышленники переплавили в слитки. Количество драгоценностей, найденных грабителями, было столь велико, что по воспоминаниям современников, еще долгие годы многие керченские дамы носили мелкие украшения из Куль-Обы. У грабителей удалось выкупить лишь несколько вещей, в том числе замечательную золотую бляху в виде оленя, служившую украшением щита, и бронзовую гривну с золотой плакировкой с изображениями львов на концах.

Наивысшего расцвета Скифия достигла в IV в. до н.э. во время долгого правления царя Атея, объединившего под своей властью все племена Скифии от Дуная до Дона. После гибели Атея в битве с македонским царем Филиппом II, отцом Александра Великого, Скифия более никогда не достигнет былого величия. По ряду невыясненных до конца причин скифы покидают причерноморские степи и концентрируются на Нижнем Днепре и в Крыму. Они переходят к оседлому образу жизни и становятся земледельцами. В Предгорном Крыму возникает множество поселений. Наиболее крупное из них, являвшееся столицей, расположено на окраине Симферополя и носило, по мнению большинства ученых, название Неаполь. Город защищали мощные стены и башни, а на площади возле городских ворот располагался комплекс зданий, являвшихся царской резиденцией и культовым центром столицы. Скифские цари и знать постепенно воспринимали эллинскую культуру. Этому способствовали и династические браки с правящим домом Боспорского царства.

Наиболее яркие события в истории скифов позднего периода связаны с именем царя Скилура, правившего во второй половине II в. до н.э. К этому времени скифы захватили греческие поселения на западном побережье Крыма, подчинили греческий город Ольвию на берегу Днепро-Бугского лимана и угрожали Херсонесу, руины которого открыты близ современного Севастополя. Археологам посчастливилось открыть захоронение этого выдающегося царя, похороненного в каменной гробнице мавзолея, построенного у ворот скифской столицы. Вместе с телом царя в гробницу опустили его шлем и оружие, золотые украшения, детали костюма и, возможно, свернутый стяг, обшитый золотыми бляшками. Рядом с гробницей положили убитых четырех лошадей и собаку.

Жители Херсонеса, не в силах более сдерживать натиск скифов, обратились за помощью к Митридату VI Евпатору, царю Понта - государства в Малой Азии. Это совпало с намерениями царя, мечтавшего объединить все народы, живущие вокруг Черного моря в единое государство и направить всю его мощь на борьбу с Римской республикой. Высадившийся с понтийской армией полководец Митридата VI Диофант в нескольких сражениях разбил войско скифов во главе с сыном Скилура Палаком. В 1878 г. в Херсонесе была найдена надпись на постаменте статуи, воздвигнутой благодарными херсонеситами Диофанту. В надписи подробно излагается ход войны со скифами. В ней сказано, что Диофант, прибыв в город, принял на себя ведение войны. "Когда же скифский царь Палак внезапно напал на него с большим полчищем, он, поневоле приняв битву, обратил в бегство скифов, считавшихся непобедимыми, и (таким образом) сделал то, что царь Митридат Евпатор первый поставил над ними трофей; подчинив себе окрестных тавров и основав город на (том) месте, он отправился в Боспорские местности и, совершив в короткое время много важных подвигов, снова воротился в наши места и, взяв с собою граждан цветущего возраста, проник в середину Скифии. Когда же скифы сдали ему царские крепости Хабеи и Неаполь, вышло то, что почти все сделались подвластными царю Митридату Евпатору; за что благодарный народ почтил его приличными почестями, как освобожденый уже от владычества варваров.

Когда же скифы обнаружили врожденное им вероломство, отложились от царя и изменили положение дел и когда царь Митридат Евпатор по этой причине снова выслал с войском Диофанта, хотя время склонялось к зиме, Диофант со своими воинами и сильнейшими изх граждан двинулся против самых крепостей скифов, но, будучи задержан непогодами и поворотив в приморские местности, овладел Керкенитидой и Стенами и приступил к осаде жителей Прекрасного Порта; когда же Палак, полагая, что время ему благоприятствует, собрал всех своих и, кроме того, привлек на свою сторону народ ревксиналов (сарматское племя роксоланов), постоянная покровительницы херсонесцев Дева, и тогда, содействуя Диофанту, посредством случившихся в храме знамений предзнаменовала имеющее свершиться деяние и вдохнула смелость и отвагу всему войску; когда Диофант сделал разумную диспозицию, воспоследовала для царя Митридата Евпатора победа славная и достопамятная на все времена: ибо из пехоты почти никто не спасся, а из всадников ускользнули лишь немногие". Пользуясь плодами победы, Диофант в начале весны обрушился на скифские крепости Хабеи и Неаполь и окончательно покорил скифов.

Скифы вынуждены были подчиниться понтийскому царю и принять участие в далеких походах и грандиозных битвах с римскими армиями в Греции и Малой Азии. Вероятно, немногие из них вернулись с полей сражений. Лишь после поражения и смерти царя Митридата в 63 г. до н.э. скифы обрели независимость.

События скифской истории первых веков нашей эры известны отрывочно и реконструируются в основном по археологическим данным. Материалы раскопанных археологами поселений позволяют воссоздать картину повседневной жизни поздних скифов: их занятия, типы построек и оборонительных сооружений, утварь, которой они пользовались, их религиозные представления. Рядом с поселениями располагались могильники, на которых изучены различные конструкции погребальных сооружений. Наиболее характерной чертой позднескифского погребального обряда являлось использование для многократных захоронений семейных усыпальниц, представляющих собой выкопанные в земле или высеченные в скале склепы, входные ямы которых забивались камнями. Умерших сопровождали предметы, которыми они пользовались при жизни и которые должны были служить им в потустороннем мире: сосуды из глины (амфоры, краснолаковая и лепная посуда) и стекла, детали костюма и украшения (фибулы-застежки, пряжки, браслеты, перстни, серьги, многочисленные бусы), орудия труда и, изредка, оружие.

Из немногочисленных отрывочных сведений письменных источников мы знаем, что в первые века нашей эры скифы по-прежнему неоднократно угрожали Херсонесу и вели частые войны с Боспорским царством, завершившиеся для них в конце II в. н.э. поражением и подчинением боспорским царям.

В середине III в. н.э. в Крым вторгаются готы и другие германские племена. Почти одновременно предгорья заселяют воинственные аланы. В это время погибают скифские поселения и скифы как этнос прекращают существование.

В. В. Масякин



biofile.ru

СКИФСКИЙ МИР - Скифы - Алания Скифы Сарматы Осетины

В I тысячелетии до н.э. на обширных степных пространствах Евразии сложился «скифский мир» — хозяйственная и культурно-историческая общность, ставшая выдающимся явлением древней истории. Древнегреческое слово «скифы» принято использовать как общее имя всех североиранских кочевников. В узком смысле скифами часто называют только жителей равнин Северного Кавказа и Причерноморья, отделяя их от других близкородственных племен — европейских савроматов-сарматов и киммерийцев, азиатских саков, массагетов, исседонов и дахов. Полный перечень скифских племен и племенных союзов, которые были известны древним авторам, включает несколько десятков названий. Расселившись по огромной территории от Дуная до Алтая, разные скифские племена присоединили к себе различные группы местного населения и выработали свои особенности материальной и духовной культуры. Однако общность языка и происхождения, хозяйственных занятий и обычаев по-прежнему объединяла все части скифского мира. Персы (тоже иранцы и родственники скифов) считали все скифские племена одним народом. Общее персидское название скифов — «саки». В узком значении его применяют для обозначения племен, живших в Средней Азии.Народы скифского мира. Европейские скифы (скифы в узком значении) и савроматы разделились не ранее VII в. до н.э. До этого времени их общие предки жили в степях Предкавказья. Лишь после знаменитых походов в страны за Кавказом скифы и савроматы разошлись по разным территориям. Сохранив за собой большую часть северокавказской равнины, скифы завоевали Северное Причерноморье. Обитавших там киммерийцев скифы частью вытеснили, а частью подчинили своей власти.Савроматы заняли степи Прикаспия, Поволжья и Приуралья. Река Танаис (Дон) служила границей между Скифией и владениями саврома-тов. В древности была распространена легенда о том, что савроматы произошли от браков скифских юношей с воительницами-амазонками. Такой легендой пытались объяснить высокое положение савроматских женщин, которые наравне с мужчинами ездили верхом, владели оружием и участвовали в войнах.Равноправием мужчин и женщин отличались также исседоны, жившие к востоку от савроматов, на территории современного Казахстана. Исседонам приписывали особую справедливость, относя их к числу народов, не знающих вражды и обиды.На восточном побережье Каспийского моря обитали дахи, а далее на восток — в степях и полупустынях Средней Азии располагались земли саков и массагетов. В 530 г. до н.э. на массагетов, занимавших области у Аральского моря, совершил поход основатель Ахеменидской державы Кир II. Массагетами правила царица Томирис. Еще прежде она отказалась выйти замуж за Кира, который хотел таким способом завладеть ее царством. В войне с массагетами персидская армия была разгромлена, а великий Кир погиб.Саки Средней Азии делились на два крупных объединения: саки-тиграхауда и саки-хаумаварга. Так называли саков персы. В переводе с древнеперсидского языка «тигра» — «острый», а «хауда»— «шапка» или «шлем» (сравните осетинские слова «цыргъ» — «острый», «худ» — «шапка»). Таким образом, саки-тиграхауда — это «саки в остроконечных шапках (или шлемах)». «Саки-хаумаварга» означает «саки, почитающие хаому». Как известно, хаома — это священный напиток ариев. В 519 г. до н.э. персидский царь Дарий I совершил победоносный поход на са-ков-тиграхауда. Их плененный вождь по имени Скунха изображен на рельефе, который по приказу Дария был высечен на Бехистунской скале.Племена скифского мира создали высокую для своего времени культуру, они определяли путь исторического развития обширных регионов, участвовали в формировании многих народов. Почему эта роль выпала именно скифам? Их выход на арену мировой истории и успешное овладение огромной территорией были подготовлены появлением кочевого скотоводства, освоением железной металлургии и выдающимися достижениями в военном деле.Кочевое скотоводство. Общественное разделение труда между земледельцами и скотоводами привело к возникновению пастушества, из которого впоследствии развилось кочевое скотоводство. Природные условия степной зоны были неблагоприятны для развития древнего земледелия. Поэтому преобладание пастушеского скотоводства сложилось здесь еще в раннем бронзовом веке. Размеры освоенных пастухами пастбищ и численность стад были ограничены привязанностью к долговременным поселениям и отсутствием верховых животных.Переход к кочевому скотоводству стал возможен лишь после того, как началось использование лошади для верховой езды. Это произошло в середине II тысячелетия до н.э. К этому времени существовала и частная (семейная) собственность на скот, без которой пастухи-скотоводы не были заинтересованы в улучшении и расширении своего хозяйства.§ 4. СКИФСКИЙ МИР

Переход к кочеванию означает почти полный отказ от земледелия. Поэтому важным условием этого перехода является сохранение тесных связей с оседлым населением. Кочевое скотоводство невозможно без разделения труда с земледельцами, без торгового, производственного и культурного обмена с развитыми земледельческими областями. Тесные связи скифов с соседними странами Европы и Азии обеспечили быстрое политическое и культурное развитие скифского мира.Скифы стали первыми кочевниками евразийских степей. Переход от пастушества к кочевому скотоводству произошел на рубеже II и I тысячелетий до н.э. Новая система хозяйственной деятельности оказала определяющее влияние на образ жизни народов скифского мира. Земледелие могло сохраняться у кочевников только как подсобное занятие. Их главной заботой было разведение скота, который круглый год содержался на подножном корму. В кочевании участвовало все население. Вместе с семьями и имуществом кочевники передвигались по степи, перегоняя свои стада по установившимся пастбищным маршрутам. Летом откочевывали к северу, зимой возвращались на луга в устьях больших рек или в защищенные от ветров предгорья.Скифы пасли овец и крупный рогатый скот, но главным своим богатством считали табуны лошадей. В численном отношении кони обычно уступали овечьим отарам, но именно лошадь оставалась самым важным животным в хозяйстве и жизни кочевника. Конину употребляли в пищу, из кобыльего молока изготовляли молочные продукты. Трудно переоценить транспортное и военное значение лошади. А без ее способности к тебеневке невозможно представить кочевое скотоводство в суровом климате степной зоны. Ведь только лошадь может разбить снежный наст на зимних пастбищах, открывая неспособным на это другим животным доступ к корму.Начало железного века. Формирование скифской культуры совпало с эпохой распространения железа. На смену бронзовым пришли железные орудия труда и оружие. Победа железного века стала окончательной, когда был открыт способ производства стали — углеродистого железа. Стальные инструменты совершили революцию в земледелии, ремесле и военном деле.Скифы были яркими представителями раннего железного века. Они владели всеми передовыми технологиями своего времени: получали железо из руды, превращали его в сталь, использовали различные приемы ковки, закаливания, цементации, наваривания. Народы северной Евразии через скифов познакомились с новым металлом, у скифских ремесленников заимствовали навыки железной металлургии.В Нартовских сказаниях железо окружено ореолом волшебной силы. Небесный кузнец Курдалагон покровительствует богатырям и героям. Нарт Батраз, воплощающий идеал мужчины и воина, рождается железным и проходит закалку у Курдалагона. Побеждая врагов и захватывая их города, Нарты заботятся о том, чтобы сохранить кварталы кузнецов. Так в форме художественных образов древний осетинский эпос передает атмосферу раннего железного века.Военное дело у скифов. Железное оружие произвело революцию в технике военного дела. Армии великих держав вооружились стальными мечами, стальные ободья повысили прочность колесниц. В IX в. до н.э. в ассирийской армии появились первые конные отряды. Но и на этом фоне скифские военные достижения были незаурядными.В VIII в. до н.э. скифы изобрели двухперые и трехперые наконечники стрел. Их отливали из бронзы. Снабженные такими наконечниками стрелы обладали повышенной дальнобойностью и пробивной силой. Поэтому скифский лучник мог держаться на безопасном расстоянии от врага. Другое скифское нововведение — специальная выучка лошадей, которые почти не нуждались в поводьях. Конь был приучен к управлению шенкелями и подчинялся движениям ног наездника, всадник получал возможность стрелять из лука на скаку.Основой скифского войска была легкая конница, типичный скифский воин — конный лучник, вооруженный также копьем для метания и коротким мечом-акинаком. Колчан с луком и стрелами привешивался к поясу с левой стороны, а на правом боку висел акинак. Скифская конница считалась лучшей в мире. Она действовала без обоза, даже наконечники стрел отливались по мере необходимости в походных условиях. Для этого в состав конных отрядов включались мастера-литейщики, возившие с собой переносные литейные формы и запас бронзы. Излюбленный тактический прием скифов — конная атака павой с метанием стрел и притворным отступлением. Стрельба велась на скаку, когда скифский отряд, не приближаясь вплотную к противнику, вдруг разворачивался, мчался мимо и притворно «обращался в бегство». Оборотясь назад, скифский воин успевал выпустить несколько стрел. При этом скифы славились как искуснейшие стрелки, бьющие точно в цель. Результаты скифского налета оказывались убийственными для врага, в то время как сами скифы оставались недосягаемыми.

§ 4. СКИФСКИЙ МИР

Тяжелая панцирная кавалерия с длинными мечами и копьями тоже существовала у скифов, но играла вспомогательную роль. Такие отряды составляли, по-видимому, аристократическую гвардию скифских правителей. Всадники в металлических шлемах и панцирях сидели на лошадях, также защищенных специальными боевыми доспехами.В пешем бою скифы действовали мечами, копьями и секирами. Обоюдоострые боевые секиры-сагарисы описаны в древности у среднеазиатских саков. От ударов противника пеший воин прикрывался легким щитом. В числе скифских тактических приемов известен и такой: стремительное нападение конницы и вслед за ним рукопашный бой в пешем строю. Геродот рассказывает о решающей битве массагетов с персами, что «вначале, находясь на расстоянии, они стреляли друг в друга из луков, а затем, когда стрелы у них вышли, они, бросившись друг на друга, бились врукопашную копьями и кинжалами. Сражаясь, они стойко держались в течение долгого времени, и ни те, ни другие не желали спасаться бегством, но в конце концов массагеты одержали верх. Большая часть персидского войска была уничтожена тут же на месте, и сам Кир погиб».Скифские полководцы полагались не только на силу своих отрядов и храбрость воинов. Примеры изобретательности и хитрости скифов вошли в учебники военного искусства. В собрание военных хитростей, которое составил древнеримский военачальник Фронтин, включен, например, такой случай: «Скифский царь Атей, когда ему пришлось сразиться с более значительными силами трибаллов, приказал женщинам и детям и всей нестроевой толпе подогнать к тылу неприятелей стада ослов и быков и при этом нести впереди поднятые копья; затем он распустил слух, что будто бы к нему идут подкрепления от более отдаленных скифов; этим уверением он побудил неприятелей отступить».Место скифского мира в древней истории. Древняя история Европы и Азии не может быть понята без знания истории скифского мира. Скифы сыграли значительную роль в исторических судьбах многих стран, скифские племена участвовали в происхождении многих народов. Скифский мир внес неоценимый вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры.С возникновением кочевого скифского мира огромные степные пространства были впервые вовлечены в сферу производящего хозяйства. В ту эпоху кочевое скотоводство было наиболее эффективным способом хозяйственного использования евразийских степей. Эта передовая для своего времени экономическая система стала основой военно-политических и культурных достижений.Важную часть истории скифского мира составляют его взаимоотношения с оседлыми соседями. Эти связи не ограничивались хозяйственным сотрудничеством и культурным обменом. Кочевники выступали как организаторы политических союзов, а впоследствии и государств, в которые входили земледельческие области. Из скифской среды вышли правящие династии Мидии, Персии, Парфии и других стран. Необходимость противостоять скифским набегам ускоряла развитие военной техники, городских укреплений, системы военного и политического управления соседних государств. Одновременно потребности кочевников в продукции земледелия и ремесла стимулировали хозяйственный прогресс^ у оседлых соседей.Благодаря своему географическому положению, быстрому хозяйственному, политическому и культурному развитию скифский мир оказался посредником в общении народов северной Евразии с древними цивилизациями Средиземноморья, Месопотамии, Дальнего Востока. Проникновение на север новых орудий труда и способов ведения хозяйства, продукции греческих, переднеазиатских, китайских ремесленников происходило через Скифию. В свою очередь, например, греческая наука из скифских рассказов черпала сведения о географии северных земель, о горах и реках, Ледовитом океане и полярных явлениях, о племенах, обитающих в степи и северной лесной зоне.Заняв евразийский степной пояс, скифский мир сделался связующим звеном между Западом и Востоком, Европой и Азией. Скифский «коридор», соединивший Восточную Европу с Сибирью и Средней Азией, существовал задолго до подготовленного им Великого шелкового пути. Под общим именем Скифии, а затем Сарматии скифский мир просуществовал около полутора тысяч лет. Лишь после Великого переселения народов на смену иранским кочевникам в евразийские степи пришли тюрки, а последним средневековым бастионом скифского мира осталась кавказская Алания.

§ 4. СКИФСКИЙ МИР

М.М. Блиев, Р.С. Бзаров "История Осетии"

alania.clan.su

Скифы — таинственный древний народ — ОНЛАЙН-БИБЛИОТЕКА Сторожевой башни

Скифы — таинственный древний народ

НА КОНЯХ, быстрых, как ветер, мчатся всадники, оставляя за собой клубы пыли. Это возвращаются племена кочевников с награбленным добром. С 700 по 300 годы до н. э. они господствовали в степях Евразии. Затем они исчезли, оставив о себе след в истории. О них упоминается даже в Библии. Это были скифы.

Веками их племена с огромными табунами диких лошадей кочевали по необозримым степям, простирающимся от Карпат до территории, известной сейчас, как юго-восток России. К VIII веку до н. э. в результате военного похода, предпринятого китайским императором Сюань, они были вытеснены на запад. Поселившись на новых землях — в предгорье Кавказа и на территории Северного Причерноморья,— скифы изгнали живших там киммерийцев.

В поисках сокровищ скифы захватили и разграбили ассирийскую столицу Ниневию. Позднее, объединившись с Ассирией, они напали на Мидию, Вавилонию и другие древние государства. Их набегам подверглась даже северная часть Египта. Само название города Скифополь (северо-восток Израиля), ранее известного как Беф-Сан, говорит о том, что, скорее всего, этот город также был когда-то захвачен скифами (1 Царств 31:11, 12).

Со временем скифы обосновались в степях на территории, которую сейчас занимает Румыния, Молдова, Украина и южная часть России. Такое выгодное месторасположение принесло им немалый доход: они стали посредниками между греками и племенами хлеборобов, жившими на территории, которую сейчас занимает Украина и южная часть России. В обмен на зерно, мед, мех и скот скифы получали от греков вино, ткани, оружие и украшения. Так скифские племена нажили себе огромное состояние.

Вся жизнь в седле

Конь для скифских воинов был то же, что верблюд для жителей пустыни. Скифы слыли прекрасными наездниками. Одними из первых они стали использовать седла и стремена. Они ели конину и пили кобылье молоко. Известно, что скифы приносили лошадей в жертву. Когда умирал скифский воин, его коня закалывали и погребали со всеми почестями; вместе с конем в могилу также клали сбрую и попону.

Согласно сообщению историка Геродота, у скифов существовали жестокие обычаи, например из черепов своих жертв они делали чаши для питья. Они беспощадно убивали своих врагов, пуская в ход железные мечи, боевые топоры, копья и трехгранные стрелы, разрывающие ткани тела.

Могилы для вечности

Скифы занимались колдовством и шаманством, а также поклонялись огню и богине-матери (Второзаконие 18:10—12). Могилы считались жилищем для мертвых. Рабы и домашние животные приносились в жертву умершему хозяину. Драгоценности и прислуга, согласно поверьям скифов, должны были «отправиться» вслед за хозяином в «мир иной». В усыпальнице одного скифского царя были обнаружены скелеты пяти его слуг. Ногами они были обращены к своему хозяину,— словно в любой момент эти верноподданные были готовы подняться и служить ему.

Когда умирал царь, скифы не скупились на жертвоприношения, а во время траура пускали себе кровь и обстригали волосы. Вот что сообщает Геродот: «Они отрезают кусок своего уха, обстригают в кружок волосы на голове, делают кругом надрез на руке, расцарапывают лоб и нос и прокалывают левую руку стрелами». В противоположность этому израильтяне, жившие в ту же эпоху, следовали Божьему закону, который гласил: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем» (Левит 19:28).

Скифы оставили после себя тысячи курганов (могильных холмов). Вещи, найденные при раскопках этих курганов, знакомят нас с жизнью, бытом и культурой этого древнего народа. В 1715 году русский царь Петр I начал собирать скифские сокровища, и сейчас эти шедевры древнего искусства представлены в музеях России и Украины. На изделиях, выполненных в характерном для скифов зверином стиле, изображены фигуры таких животных, как лошадь, орел, сокол, кошка, пантера, лось, олень, гриф и грифон (крылатое фантастическое чудовище с львиным телом и орлиной головой).

Библия и скифы

В Библии всего лишь один раз встречается прямое упоминание о скифах. В Колоссянам 3:11 мы читаем: «Где нет ни грека, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, чужеземца, скифа, раба, свободного, но все и во всем — Христос». Когда апостол Павел писал это письмо, слово «скифы» перестало носить этнический характер и применялось к нецивилизованным людям. Апостол Павел подчеркнул, что с помощью святого духа Иеговы — Божьей действующей силы — даже такие люди могут развить в себе угодные Богу качества (Колоссянам 3:9, 10).

Некоторые археологи полагают, что название «Аскеназ», упомянутое в Иеремии 51:27,— это эквивалент ассирийского слова «ашкузы», которым называли скифов. Согласно клинописным табличкам, в VII веке до н. э. этот народ вместе с царством Маны объединился против Ассирии. До того как начал пророчествовать Иеремия, путь скифов в Египет проходил через иудейскую землю, однако скифы не причиняли никакого вреда ее жителям. Поэтому для многих пророчество Иеремии о нападении на Иуду народа с севера казалось невероятным (Иеремия 1:13—15).

Некоторые библеисты полагают, что в Иеремии 50:42 говорится о скифах: «Держат в руках лук и копье; они жестоки и немилосердны; голос их шумен, как море; несутся на конях, выстроились как один человек, чтобы сразиться с тобою, дочь Вавилона». Однако в первую очередь эти слова относятся к мидянам и персам, захватившим Вавилон в 539 году до н. э.

Некоторые считают, что «земля Магог», упомянутая в 38-й и 39-й главах книги Иезекииль, принадлежала скифским племенам. Однако «земля Магог» — это символическое место. Под ней, скорее всего, подразумеваются пределы земли, в которые был сброшен Сатана и его злые ангелы после войны на небе (Откровение 12:7—17).

Скифы содействовали исполнению пророчества Наума о разрушении Ниневии (Наум 1:1, 14). Халдеи, скифы и мидяне разорили Ниневию в 632 году до н. э, что привело к распаду Ассирийской империи.

Таинственное исчезновение

Скифский народ исчез с лица земли. Но почему? «Честно говоря, этот вопрос остается загадкой»,— говорит ведущий украинский археолог. Некоторые исследователи убеждены, что скифов погубила их неуемная любовь к роскоши, и между I и II веками до н. э. они были вытеснены сарматами — объединением кочевых племен.

Другие исследователи полагают, что причиной исчезновения скифов были их межплеменные войны. Третьи же считают, что скифы стали предками осетинов. Как бы то ни было, этот таинственный древний народ оставил неизгладимый след в истории — даже само слово «скиф» давно уже стало нарицательным, синонимом слову «жестокий».

[Карта на странице 24]

(Полностью текст смотрите в публикации)

□ Древний город

• Современный город

Дунай

СКИФИЯ ← ПУТЬ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ

• Киев

Днепр

Днестр

Черное море

ОСЕТИЯ

Большой Кавказ

Каспийское море

АССИРИЯ ← ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫЕ ПОХОДЫ

□ Ниневия

Тигр

МИДИЯ ← ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫЕ ПОХОДЫ

МЕСОПОТАМИЯ

ВАВИЛОНИЯ ← ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫЕ ПОХОДЫ

□ Вавилон

Евфрат

ПЕРСИДСКАЯ ИМПЕРИЯ

□ Сузы

Персидский залив

ПАЛЕСТИНА

• Бет-шеан (Скифополь)

ЕГИПЕТ ← ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫЕ ПОХОДЫ

Нил

Средиземное море

ГРЕЦИЯ

[Иллюстрации на странице 25]

Скифы были воинственным народом.

[С позволения]

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

[Иллюстрации на странице 26]

В обмен на свои товары скифы получали греческие произведения искусства. Этим они нажили себе огромное состояние.

[С позволения]

С любезного разрешения Музея исторических драгоценностей Украины

wol.jw.org


Смотрите также