Столица древней македонии. Пелла - столица Древней Македонии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Столица Македонии - Скопье. Столица древней македонии


Пелла - столица Древней Македонии

Elizabeth

     Итак, предполагаемая облава оказалась всего лишь приездом торговца фруктов. Дикий Запад не настолько дикий – это был мой первый вывод, который я сделала заграницей. Немного разочарованная таким прозаическим исходом, пошла пить кофе. О, этот кофе! В Греции он всегда, везде и в больших количествах. О нем надо писать отдельную главу. Мы же с друзьями, попивая ароматнейший, с нежной пенкой кофе по-гречески, обсуждали мой первый по сути день в стране.  Конечно, мне непременно хотелось бежать в город, но подруга сказала: «Город никуда не уйдет! Сегодня едем в Пеллу». Название это мне ни о чем не говорило, тем более было интересно посмотреть, что же это за место такое, которое нужно посмотреть первым.

     По дороге, которая заняла минут 30, мне вкратце рассказали историю Пеллы. Оказывается, так называлась столица древней Македонии. Именно здесь родился Александр Македонский. (Кстати, греки  называют его  не Македонский, а Александр Великий).

     Сейчас, конечно, от бывшей некогда столицы с роскошным дворцом остались только античные руины.  Походила по мозаичному полу, посмотрела на развалины стен.

     Вы знаете, всегда с некой долей скепсиса относилась к фразам типа «прикоснулись к стенам и ощутили атмосферу» и т.д. Но, видимо, и на старуху бывает проруха. Подошла к одной из колонн, обхватила ее руками, закрыла глаза и попыталась вспомнить историю за 4 класс (в мое время там как раз о Древней Греции и говорилось). Не знаю, что произошло и кто виноват. Может, тишина, нависшая над этим местом, может, то, что это была моя первая встреча с настолько «древней древностью». А возможно, действительно что-то такое есть, что словами не объяснить, а только душа твоя может почувствовать в этот миг и в этом месте, а потом только останутся воспоминания о мурашках по коже да о шепоте не то придорожной травы, не то призраков «старины глубокой».

www.turspeak.ru

Столица Македонии - Скопье | VeniVidi.ru

Я начинал писать репортаж о столице Македонии, по меньшей мере, 4 раза. Всё это время слова не ложились на бумагу и не выстраивались в предложения. Для написания репортажа мне не хватало мысли, которую я намеревался бы высказать. Что я вообще могу рассказать о городе, в котором я пробыл половину дня? Моё мнение о Скопье сложилось под впечатлением шума: от хаотичного транспортного движения, от пыльных базаров, разбитых тротуаров, строительных площадок и единственного макдональдса в городе. Мечта японского архитектора, создававшего Скопье практически с нуля в 1970-х годах, заглохла где-то в начале пути, а современное поколение македонцев решило добить японский минимализм новым видением собственной истории, создав отвратную смесь китча и пропаганды древнегреческой истории в градостроительных масштабах столицы.

Площадь Македония - главная площадь Скопье. В центре площади расположен огромный памятник Александру Македонскому.

Столица Македонии мне не понравилась. Город запомнился мне пыльным, грязным, бедным и неприветливым. На главной площади Скопье мужчины играли в напёрстки, а со всех сторон на меня взирали сверхразмерные статуи македонских царей. Так совпало, что эти же цари были царями Болгарии, так что, как результат, отношения с северным соседом напряженные, особенно на бытовом уровне. С южным соседом дела обстоят ещё мрачнее: Греция запретила Македонии называться именно так, поскольку так же называется северная её часть со столицей в Салониках. Македонии пришлось называться F.Y.R.O.M., «Бывшая Югославская Республика Македония». Унизительно, правда?

Купола хаммам Дают-паша очень напоминают очертания женской груди. Наверное, так было изначально задуманно. Слева от хаммама находится одна из старейших церквей скопье, церковь Святого Димитрия.

Македония – нетипичная славянская страна. Находясь ближе других экс-югославских республик к Стамбулу, Македония больше остальных прониклась турецким колоритом, будучи в составе Османской империи. Главные достопримечательности столицы Македонии тоже свидетельствуют о мусульманском прошлом города: мечеть Мустафа-паша, хаммам Дают-паша (на фото вверху) и турецкий квартал Чаршие (в других источниках название Чаршие иногда переводят дословно как Старый Базар). На улицах старого города я встретил немало женщин в головных платках, ведущих детей за руку, а над городом, в особенности над старой его частью, возвышаются многочисленные минареты. Мне показалось, что Скопье – по-настоящему восточная столица. Здесь везде шумно и очень пыльно. Пыль настолько затмила все мои воспоминания, что сейчас мне кажется, что я больше ничего не видел в Скопье, кроме пыли.

На улицах Скопье очень шумно. Между прочим, до 1918 года Скопье назывался Ускюп (Üsküp), на турецкий манер.

Прогулку по Скопье мы начнём с главной площади. Площадь Македония вызвала во мне первые смешанные чувства. Во-первых, площадь Македония поражает своими размерами. Харьковчане могут спать спокойно: их площадь всё ещё самая большая в Европе. Но на втором месте после харьковской площади Свободы я разместил бы площадь Македония. Статуя Александра Македонского, восседающего верхом на лошади, кажется на фоне этой площади мизерной, хотя, поверьте, статуя далеко не маленькая. Создать большую площадь позволило землетрясение, разрушившее в 1963 году несколько старинных зданий, стоявших на месте нынешней площади.

Гигантский Александр.

Для Македонии Александр Великий – национальный герой. Можно ли Александра использовать в качестве туристического символа современной Македонии – спорный вопрос. Во-первых, Александр Великий не был славянином, и он не говорил на современном македонском языке. Приставка «Македонский» досталась полководцу, поскольку он был родом из северной части Древней Греции, Македонии. Северный регион Греции со столицей в Салониках до сих пор называется Македонией. Кстати, греки тоже используют Александра Македонского в качестве туристического магнита и на набережной Салоник в одноимённом парке стоит статуя полководца.

Постамент колонны выполнен в не менее массивном стиле.

Площадь Македония пестрит статуями древних царей, полководцев и святых, которые должны стать символом государства, впервые появившемся на картах в 1991 году. До 1944 года топоним Македония к территории нынешней страны даже не применялся: регион будущей Македонии назывался Южная Сербия или провинция Вардар по названию реки, протекающей через Скопье. Множество героев из прошлого, как, к примеру, царь Самуил, мраморная статуя которого в три человеческих размера украшает площадь Македония, являются героями и для болгарской истории, отсюда возникает трение между двумя странами-соседями.

Царь Самуил - по совместительству, болгарский царь.

Мать Тереза - один из символов "новой" Македонии. Музей католички албанского происхождения находится на главной улице Скопье.

С 15 по 20 век территория нынешней Македонии входила в состав Османской империи. Турки оставили в Скопье глубокий след: старейший сохранившийся район города называется Чаршие, что в переводе с турецкого означает базар. Сеть закрученных улочек (почему турки так презирали прямые углы?) обвила холм на левом берегу реки Вардар.

Район Чаршие (Старый Базар).

С площади Македония на противоположный берег реки ведёт Камени мост. Султан Мехмед Второй «Завоеватель» построил этот мост в середине 15 века. Сооружённый из крупных каменных блоков, мост выстоял пятьсот лет истории и, в отличие от остальной части Скопье, даже не был разрушен землетрясением 1963 года. Во времена правления турков-османов, на мосту, помимо прочего, проводились публичные казни.

Камени мост - одно из древнейших сооружений Скопье.

На Камени мост я встретил игроков в напёрстки, которые угрожали мне применением силы, если я не прекращу съёмку. Пришлось снимать с живота.

Одна из самых известных достопримечательностей Скопье – крепость с незамысловатым названием «Кале» («кале» по-турецки означает крепость). «Кале» оказалось закрыто. Пройдя несколько сот метров вверх в гору по жаре, я буквально поцеловал закрытый замок. Табличка на воротах гласила ясно: «Крепость закрыта». Я так и не узнал, правду ли говорят македонские исследователи, когда оценивают возраст крепости в 1500 лет. Крепость частично пострадала от землетрясения 1963 года и была вскоре восстановлена в первоначальном облике. С начала 2000-х годов на территории крепости проводятся археологические раскопки. Недавно здесь обнаружили самое большое захоронение византийских монет на территории Македонии.

Несколько крупных многополосных шоссе пересекают Скопье во всех направлениях. Над дорогой проходит пешеходный торговый мост. Мост ведёт к крепости Скопье.

В саду перед мечетью Мустафа-паша.

Украшение входного портала мечети.

Рядом с крепостью находится знаменательная для всех европейских мусульман мечеть Мустафа-паша. Она была построена в 1492 году – в том же году Колумб «открыл» Америку!

Интерьер мечети Мустафа-паша.

Купол мечети.

Между рядами торговых лавок, в которых продают от золота до шуб и, в особенности, джинсы, кое-где можно свернуть в уютный дворик городской усадьбы. Над головой повсюду возвышаются минареты древних мечетей, и только язык на табличках напоминает, что ты находишься в славянской стране.

Мусульмане (турки и албанцы, исповедующие ислам) составляют 22% населения Скопье. Албанцы пользуются привилегированными правами в Македонии, в особенности после восстания в 2004 году. Вверху изображена одно из многочисленных торговых улиц района Чаршие.

 

На улицах старого Скопье продают абсолютно всё!

Немного в стороне от туристических маршрутов расположен музей современного искусства Скопье. Прямоугольное здание с панорамными стёклами в функциональном стиле венчает гору, с которой открывается вид на весь город и долину реки Вардар. К площадке перед зданием ведёт широкая двухпролётная лестница. Здание музея было построено согласно стилю европейской архитектуры 1960-х годов. Изначально планировалось пригласить для строительства музея знаменитейшего европейского архитектора-функционалиста Ле Корбюзье, но сотрудничество с ним не срослось. Конкурс, на который было прислано 89 работ, выиграла группа из трёх польских архитекторов. Музей был построен за полтора года и открыл свои двери 13 ноября 1970 года.

Арена Филиппа Второго. Вид с площадки перед музеем современного искусства Скопье.

С площадки перед музеем современного искусства виден весь Скопье. Отсюда можно рассмотреть городской футбольный стадион, ныне носящий имя Филиппа Второго. Для справки: Филипп Второй был отцом Александра Македонского. На фоне македонской страсти к крайне древним наименованиям не должна удивлять крайность некоторых украинских учёных, которые утверждают, что все европейцы произошли от трипольцев. Бывший Градский Стадион был переименовал в честь отца великого полководца в 2009 году, после окончания последней реконструкции стадиона.

 

Турецкий квартал - главная достопримечательность столицы Македонии.

На горе вдалеке за городом возвышается Крест Тысячелетия – самый большой крест на нашей планете. Возведение креста было приурочено к 2000-летию христианства, хотя его строительство началось лишь в 2002 году и продлилось 6 лет. К сожалению, мне не хватило времени, чтобы подняться на гору Крстовар, на которой возвышается Крест Тысячелетия и покушать в недавно открытом рядом с крестом ресторане.

Вся правобережная часть Скопье была построена после землетрясения 1963 года, когда за 20 секунд были разрушены 80% домов города. На горизонте виднеется гора Крстовар и самый большой в мире крест.

Я думаю, вы уже заметили, что в Македонии проявляется необыкновенная страсть к пафосным названиям и гигантским размерам. Как быть иначе в стране, которая сражается за свою национальную идентичность, где каждый национальный герой уже является героем другого народа?

 

Туристическая карта Скопье (слева) и табличка со старым названием улицы времён Югославии.

К вопросу, о размерах: в Македонии всё самое большое, начиная с национальных флагов. Я никогда ещё не встречал флагов таких размеров, как македонский. На автобусных остановках в горах в глубине страны, на главных площадях или на руинах византийских крепостей – меня повсюду приветствовали флаги невиданных доселе размеров. Наверное, это хорошо, что македонцы так любят свой флаг, он у них действительно красивый.

Скопье - одна из наименее густонаселённых столиц мира. Большую часть территории города составляют парки.

Возле церкви Святого Спаса в районе Старый Базар.

В одном из спрятанных двориков в районе Чаршие находится удивительная церковь. Построенная в 17 веке церковь Святого Спаса на половину своего объёма закопана в землю. Над землёй проходит лишь узкий ряд окон, а небольшой купол венчает всё здание. Такое довольно необычное решение для строительства православного храма было вызвано законом, который ограничивал высоту церквей. Это было сделано для того, чтобы убрать с городской панорамы церкви. Наверное, именно поэтому до сих пор в старом районе Скопье не видно церквей – они все были в своё время закопаны в землю!

Церковь Святого Спаса. Фотографировать внутри было запрещено.

Старый район Скопье расположен на левом берегу реки Вардар. На противоположном берегу реки практически не сохранилось ни единого дома старше 50 лет. 26 июля 1963 года, в пятом часу утра, Скопье было разрушено землетрясением. Сила толчков составляла 6,9 баллов по шкале Рихтера. 80% Скопье было разрушено, 200 000 людей лишились крова над головой. Город нужно было срочно восстанавливать с нуля.

Важная транспортная артерия Скопье. Рядом находится базар.

Полуразрушенное здание в районе Чаршие.

К восстановлению города был привлечён видный японский архитектор-градостроитель Кензо Танге. ООН поручило ему составить план восстановления 60% пострадавшего города, отстройка оставшихся 40% руин выпала на долю югославских архитекторов.

Так как в Скопье нет метро, роль подземных переходов, где продавали бы «сало с асфальта» и карточки пополнения счёта, играют автомобильные развязки. На фото вверху изображён небольшой «толчок». Пыль на кадре объясняется проходящим рядом шестирядным автомобильным шоссе.

Как часто случается в государствах с централизованной системой управления, из планов Кензо Танге воплощено было очень немного. В частности, Скопье получило новый железнодорожный вокзал, построенный на столбах на один уровень выше земли. Под железнодорожным вокзалом несколько лет тому назад была построена центральная автобусная станция Скопье.

Современная строительная деятельность в столице Македонии не вдерживает всякой критики. Беспородная помесь историзма и пропаганды порождает новые шрамы на лице города, и без того искорёженного социализмом и поваышенной сейсмической активностью.

Я много раз убеждался в том, что делать вывод о стране, судя по её столице, нельзя. Роскошь (или, как довольно часто бывает, грязь) столицы часто производит ложное впечатление обо всей стране. Так обстоят дела в Албании, где с грязью столицы Тираны может соперничать разве что портовый город Дуррес. Вся остальная страна выглядит намного более ухоженной и спокойной. То же можно сказать и про Македонию, столица которой произвела на меня, мягко говоря, неприятное впечатление. Македония страдает от гигантомании, вызванной комплексом малой нации.

venividi.ru

Славяне. Славянские государства. Македония

Македония (Республика Македония) занимает территорию в 25 713 квадратных километров. Располагаясь в центре Балканского полуострова, Македония на севере граничит с Сербией и Черногорией, на востоке – с Болгарией, на юге и юго-западе – с  Грецией, на западе – с Албанией. Выхода морю нет.

Численность населения – около двух миллионов человек, причем македонцев среди них около 68 %, албанцев - 22 %, сербов – 5 %, цыган – 3,6 %, турок – 3,4 %.

Государственным языком является македонский, очень близкий по грамматике и словарю к болгарскому. Этнографы считают македонцев этническими болгарами, этой же точки зрения придерживается и болгарское правительство. Сами македонцы считают себя самостоятельной нацией.

В настоящее время Македония является республикой, возглавляет которую президент. Глава правительства – премьер-министр. Законодательный орган – однопалатная Ассамблея.

Столица - Скопье.

Краткий очерк истории

Земли, принадлежащие сейчас Македонии, были заселены уже в начале второго тысячелетия до нашей эры. На западе обитали главным образом иллирийские племена, на востоке – фракийцы. В начале первого тысячелетия до нашей эры в горных районах Орестиды и в долине реки Альякмон появляются племена, известные под именем македонцы. Это полукочевое племя с течением времени захватило большую часть территории между Охридским озером (старое название – Лихнитис), средним течением реки Вардар (Аксиус), рекой Стримон и горой Олимп. Вскоре греческая провинция Иматия стала упоминаться под новым названием – Македония. Этнический состав этой территории оказывается смешанным: фракийцы, иллирийцы, греки, македонцы; вполне обычными оказываются межэтнические браки, что приводит к наложению и взаимопроникновению культурных особенностей разных народов. Исследователи языка и древней македонской культуры постепенно приходят к выводу, что, начиная с V века до нашей эры, древние македонцы используют аттический диалект греческого языка, но сами греки считают их варварами, то есть негреками.

Расцвет Македонии приходится на период царствования Александра Великого (Македонского), который правил в 336-323 годах до нашей эры.  После покорения Фив и Персии владения Александра расширяются до реки Инд, а в македонский этнос вливаются персидский и египетский компоненты. После смерти Александра Македонского империя его распадается. Около 146 года до н.э. Римляне присоединяют ее к своим владениям. После раздела Римской империи в 395 году н.э. Македония была включена в состав Восточной Римской (Византийской) империи.

В конце VI века в результате великого переселения народов на Балканский полуостров, в частности и на земли Македонии, приходят славянские и аварские племена. Славянские племена сагудатов, ринхинов, смолян, драговичей, велегезитов, струмян, берзитов расселились по большей части Македонии, но не смогли захватить ее главных городов: Верия, Салоник, Сере, Эдеса. В VII – VIII веках славяне Македонии занимали подчиненное положение по отношению к Византии. К концу IX века болгары, представлявшие к этому времени смешанный тюрко-славянский этнос, почти на столетие занимают почти всю территорию Македонии, за исключением Салоник.

На протяжении X – XIII веков, после падения Первого Болгарского царства, Македония то отходит от Болгарии, то вновь присоединяется к ней. В конце XIII века в северо-западной и северной Македонии утверждается власть сербских князей Неманичей из Рашки, а к середине XIV века вся Македония, за исключением Салоник, входит в  состав Сербии. В 1346 году македонский город Скопье стал столицей сербо-греческого царства, а Стефан Душан был провозглашен «царем сербов и греков». После смерти Душана земли Македонии разделены между десятью сербскими правителями, наиболее могущественными среди которых являются братья Мрнявчевичи: король Вукашин и деспот Углеш. В  битве с турками на реке Марице в 1371 году оба брата погибли, македонские земли были поделены между сербскими и греческими магнатами, а новый король Марко, сын Вукашина, вынужден признать вассальную зависимость от турецкого султана. При этом королевич Марко становится одним  из любимых героев сербских, македонских и западноболгарских эпических поэм. К 1394 году почти вся территория Македонии попала во власть турецкого султана. Несколько раз на протяжении XVI-XVII веков македонцы поднимают восстания против османов, но они жестоко подавляются правительством.

Во время османской оккупации в Македонии прошло несколько волн исламизации населения. В XIV-XV веках турки ведут завоевательные войны, в результате которых уничтожается часть христианского населения; в XVI веке османское правительство переселяет в сельские районы Македонии юрюков, турок-кочевников из Анатолии. Во второй половине XVII века в восточной Македонии и в Болгарии славян, обращенных в ислам, принимают на военную (во вспомогательных войсках) и государственную (в полиции) службу. Называют таких служащих помаками, то есть помощниками. В XIX веке в ряде мест Македонии османское правительство поселяет мусульман-черкесов, а после освобождения Сербии, Болгарии, Боснии и Герцеговины от турецкой зависимости с этих территорий в Македонию переселяются многие славяне-мусульмане.

В XVII – XVIII веках в Македонии возникает класс торговцев, один из самых состоятельных на Балканах. Рост населения и промышленности в Западной Европе способствовал продаже за границу сельскохозяйственных продуктов, которые производились в Македонии с избытком (этому способствовала так называемая система чифтлик (1), получившая распространение в Османской империи со второй половины XVI века). Состоятельные купцы – в основном это были греки, влахи славяне – пользовались уважением османских правителей и могли занимать достаточно высокие должности, например, становиться губернаторами (Али Паша из Янины).

Население Македонии было смешанным на протяжении многих веков. Доля славян (мусульман и христиан) составляла около трети населения в южной части и около половины – в северной. Остальное население – греки, влахи, турки, албанцы, евреи.

Во время войны за независимость Греции (1821-1829 годы) под влиянием роста греческого национального самосознания, а затем и с распространением на Балканах русского влияния, чему способствовала русско-турецкая война 1828-1829 годов, начинается формирование национального самосознания македонских славян. Национальное возрождение получило поддержку в монастырях, затем, в 60-80-е годы, распространилось на македонскую интеллигенцию, но этот класс не был в Македонии многочисленным. Большая часть македонцев не осознавала себя самостоятельной нацией даже в середине ХХ века. Этому во многом способствовала болгаризация македонского населения, начавшаяся после учреждения в 1870 году Болгарского экзархата. По Сан-Стефанскому мирному договору (1878 год), заключенному между Турцией и Россией, была создана Великая Болгария, включавшая в свой состав и территорию Македонии, за исключением Салоник. Но уже на Берлинском конгрессе, прошедшем в том же году, границы нового государства были пересмотрены, и Македония осталась в составе Турции. Свое влияние на территории Македонии с начала 80-х годов XIX века стремятся распространить также Греция, Сербия, Австро-Венгрия и Румыния. После 1890 года в Маке-донии  соперничают греческая, болгарская, сербская и румынская православные церкви.

В 1893 году в Салониках создается тайное общество (Внутренняя Македоно-Одринская революционная организация – ВМОРО), главной целью которой является борьба за предоставление Македонии автономии. В 1895 году в Софии возникает Верховный Македоно-Одринский комитет (ВМОК), преследовавший те же цели, но с активным привлечением к борьбе болгарских вооруженных отрядов (чет). Периодически между четами ВМОК и ВМОРО возникают столкновения. Подобные ВМОК организации создаются в Сербии и Греции. В начале ХХ века Болгария, Сербия и Греция переходят к вооруженным действиям на территории Македонии, отстаивая ее независимость от Турции, но выступая за присоединение ее территории к своим государствам.

2 августа 1903 года в юго-западном районе Македонии началось восстание, получившее название Илинденское (было начато в Ильин день). Уже на следующий день повстанцы захватили город Крушево и создали в нем Крушевскую республику, которая просуществовала десять дней. Через два с половиной месяца восстание было полностью подавлено турками, тысячи македонцев из района восстания эмигрировали в Болгарию, Сербию и США, а ВМОРО  почти целиком перешла под контроль сторонников болгарской гегемонии. Россия и Австро-Венгрия устанавливают над Македонией совместный контроль, разрабатывают проект реформ, которые предусматривают внесение изменений в экономическую, политическую и социальную жизнь македонских славян.

Первая Балканская война (1912 год), в которой против Турции выступают объединенные войска Болгарии, Сербии, Греции и Черногории, не принесла Македонии независимости, так как союзники не смогли договориться о разделе освобожденных территорий. Последовала Вторая Балканская война, противниками в которой стали Болгария с одной стороны и Сербия, Румыния, Греция – с другой. Таким образом, вопрос об автономии Македонии и складывании ее национальной государственности был надолго отложен. В ходе войны территория Македонии сначала отошла к Болгарии, а затем была поделена между Грецией, Сербией (позднее Югославией), Болгарией и Румынией.

После Первой мировой войны ВМОРО, руководство которой сосредоточилось в Болгарии, посылает вооруженные отряды (комитадиис) в греческую и югославскую Македонию для  проведения различных террористических актов. Члены ВМОРО  участвуют и в организации убийства югославского короля Александра в 1934 году, а также других политических деятелей.

В 1941 году Болгария вступает во Вторую мировую войну на стороне Германии. В скором времени она оккупирует большую часть греческой Македонии и почти всю югославскую Македонию. По окончании Второй мировой  войны  споры между Югославией и Болгарией за территорию Македонии возобновляются. В августе 1947 года глава Югославии Иосиф Броз Тито и премьер-министр Болгарии Георгий Димитров пришли к  соглашению, что вся Македония и Болгария должны войти в состав федерации югославских государств, однако этот договор так и не вступил в действие.  В 80-е годы ХХ века Югославия вступает в экономический и политический кризис, который в начале 90-х годов приводит к полному распаду государства. 17 сентября 1991 года, по примеру Словении и Хорватии, Македония объявила о своей независимости, но до 1993 года не могла полностью добиться признания своей независимости. Наибольшее сопротивление оказала не Сербия, а Греция, которая опасалась за целостность своей территории. В апреле 1993 года Македония была принята в ООН под временным названием «Бывшая Югославская Республика Македония» (БЮРМ), что удовлетворяло и Грецию, так как одна из ее областей носит название Македония. К 1996 году Бывшую Югославскую Республику Македонии, или Республику Македонии, признали 72 государства. Однако вопрос о названии славяноязычного государства со столицей в городе Скопье остается открытым по сей день. Греция настаивает на том, что Македонией должна называться лишь историческая область на севере Греции, в качестве аргумента выдвигая тот факт, что Александр Македонский родился на территории Греции и говорил на одном из диалектов греческого языка. Среди возможных названий сейчас (в 2005 году) обсуждаются термины «Новая Македония» и «Верхняя Македония».

Первым президентом независимой Македонии стал Киро Глигоров, избранный однопалатным парламентом – Собранием Республики Македонии – в январе 1991 года. Во время его правления политическое положение в Республике оставалось напряженным. Отчасти это было обусловлено тем, что, кроме титульной нации (около 66 %), на территории Македонии проживают также албанцы (около 23%), цыгане (около 2,3%), сербы (около 2 %). Албанцы активно выступали за расширение своих прав,  создание своей автономии в пределах Македонии. Летом 1998 года в связи с военными действиями в Косово и Метохии ООН принимает решение об увеличении численности миротворцев в качестве сдерживающей силы на территории Македонии. Во время бомбардировки Сербии в 1999 году Македония предоставила свою территорию для войск НАТО, которые готовились тогда войти на территорию Косово. Конфликты между албанцами, переселенцами-мусульманами и христианами в районах, граничащих с Косово и Албанией, продолжаются и сейчас. Напряженность в жизнь страны вносит и церковный раскол: Македонская Церковь объявила о своей независимости и выходе из-под юрисдикции Сербской Православной Церкви, но автокефалия Македонской Церкви пока не была признана ни одной из православных Церквей мира.

В декабре 1999 года президентом Республики Македония становится Борис Трайловский, а после его гибели в 2004 году – Бранко Црвенковски. Однако политическая и экономическая нестабильность в стране продолжает сохраняться.

Краткий очерк культуры

Как и культура других югославских народов, культура македонцев базировалась на богатой традиции иллирийцев, фракийцев, греков и римлян. На территории современной Республики Македония сохранились остатки городов, существовавших до заселения этих земель славянами: Гераклеи, Стоби и другие. Археологические раскопки дают богатейший материал античной культуры: фрагменты римских терм, виллы военачальников, мозаика, гончарные мастерские и так далее. Уже в IV веке нашей эры на территорию современной Македонии проникает христианство, а вместе с ним и христианские постройки, предназначенные для совершения богослужений. От раннехристианской эпохи до наших дней в Охриде дошли руины базилики, построенной в V веке – на ее стенах сохранилась антропоморфическая мозаика, изображающая четыре реки рая; ротонда языческого храма, посвященного богу Кавиро, в Салониках (IV век), которая позднее была перестроена в христианский храм святого Георгия. Славяне-язычники, появившиеся здесь тремя веками позже, еще долгое время сопротивлялись новой для них религии, придерживались своих устоев. Зачастую такое сопротивление носило очень жестокий характер: и христиане, и язычники разрушали святыни своих противников, уничтожали народ. В VII – VIII веках продолжается активное обращение жителей Македонии в христианство сначала римскими, затем византийскими священниками, но окончательное утверждение оно получает только после захвата Македонии болгарами.  Охрид. Базилика св. Софии. Сер. 11 в.
Охрид. Базилика святой Софии. Середина XI века.
В средние века архитектура Македонии определяется сильным греческим влиянием. Это объясняется тем, что Македония территориально оказалась самым  близким к Византии славянским государством. Одним из главных городов македонцев и средоточием византийского влияния  стал Охрид. В 976-1014 годах он являлся столицей недолго просуществовавшего царства царя Самуила. Уже во времена Римской империи через Охрид проходила дорога Виа Игнациа из Рима в Константинополь. На самом верху холма расположена древняя часть города и крепость, заложенная царем Самуилом. Шедевром XI века является и трехнефная базилика святой Софии, которая известна не только тем, что стала центром Охридской архиепископии, но и хорошо  сохранившимися фресками середины XI века. Наиболее известной фреской является изображение Богоматери на престоле с младенцем Христом на коленях, которой поклоняются ангелы – по шесть фигур с каждой стороны. Над входом в притвор храма изображена Дева Мария с младенцем Христом, сидящая на подушке, положенной прямо на землю. Этот тип Богоматери позднее перейдет в Италию и будет использоваться художниками, создающими образ Мадонны смиренной. Византийский стиль на территории Македонии распространен, пожалуй, шире, чем в любом другом Славянском государстве. Еще одним примером его использования является крепость в Струмице (XI век).  Охрид. Церковь св. Климента. 1295 г.
Охрид. Церковь святого Климента. 1295 год.
В XII – XIV веках трехнефные византийские базилики сменяются крестово-купольными храмами с одной (церковь святого Климента, другое название – Богородицы Перивлепты, в Охриде, 1295; церковь святых Михаила и Гавриила в Лесново, 1341) или пятью главами (церковь святого Пантелеймона в Нерези, 1164). Церковь святого Климента после того, как турки в соборе Святой Софии (Охрид, XI век) основали мечеть, стала архиепископской кафедрой. До наших дней в ней сохранилась часть архиепископской библиотеки, в  которой хранятся рукописи XI-XII веков, записи византийских церковных распевов. Не менее ценными являются и росписи церкви, сделанные в XIV веке знаменитыми македонскими мастерами Михаилом и Евтихием. Они создали свой неповторимый художественный стиль, известный только в Македонии и Сербии.  С конца XIII века фасады зданий часто украшались богатой узорной кладкой из камня и кирпича. С XIV века в Македонии развивается стиль, переходный между византийской и итальянской живописью эпохи Возрождения. В этом стиле выполнены фрески в церквях святых Михаила и Гавриила в Лесново (около 1349) и Богоматери в Матейче (около 1355). Лесновский монастырь, посвященный святым Архангелам, был расписан в 1347 году. Наиболее известными фресками монастыря являются образы Богоматери с Младенцем и Богоматери «Ширшая небес» между двумя ангелами. В XIV веке центрами образования, где обучались многие южные славяне, становятся монастыри на горе Афон, наиболее известным и крупным среди них стал Хиландарский монастырь.

Захват македонских земель османами принес и изменения в архитектуре края. Развитие собственно македонского искусства замедлилось, многие христианские сооружения были разрушены, часть из них перестраивалась под мечети (церковь святой Софии в Охриде, церковь святого Пантелеймона в монастыре на горе Охрид и другие). В XV – XIX веках на территории Македонии строятся купольные мечети, минареты, постоялые дворы, турецкие бани, башнеобразные жилища. Со второй половины XVIII века живопись Македонии испытывает влияние различных художественных школ Европейских государств и России. Значительное распространение получает резьба по дереву. Так, например, во второй половине XIX века мастерами артели Петара и Марко Филипповских и Макария Фрчковского создаются резные иконостасы церкви Святого Спаса в Скопье и Бигорского монастыря в окрестностях Дебара. В работах обнаруживается  сочетание греческих и венецианских традиций, соединение стилей рококо и барокко. Традиции художественной резьбы переходят и в ХХ  век.

С конца XIX века на архитектуру Македонии повлияла общая тенденция к индустриализации: повсеместно возводятся промышленные сооружения, которые значительно изменяют облик городов и сел. Жилая застройка в Македонии достаточно хаотична, лишена четкого плана. Архитектура ХХ века следует в основном традициям промышленно-индустриальной застройки. В живописи доминируют реалистические тенденции. 

Примечание1. Чифтлик (от турецкого çiftlik - пара, упряжка волов) – крестьянский надел, которым можно обработать с помощью одной упряжки волов. Первоначально чифтлик предоставлялся при условии уплаты землевла-дельцем десятины в казну или предоставления одного воина в султанскую армию. К XIX веку – крупное помещичье хозяйство. ЛитератураАлешина Л. С., Яворская Н. В. Искусство Югославии. Очерки. М., 1966.Война и мир в терминах и определениях: Словарь-справочник. / Под ред Д.О.Рогозина. М., 2004.Все страны мира. Энциклопедический справочник / Авторы-сост. И.О.Родин, Т.М.Пименова. М., 2003.История Югославии: В 2-х т. М., 1963.История южных и западных славян: В 2 т. М., 2001.Литература славянских и балканских народов конца XIX — начала XX веков. М., 1976.Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. СПб, 1999.

slawianie.narod.ru


Смотрите также