Древняя индия империя маурьев. Все темы / 24. ИНДИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ДИНАСТИИ МАУРЬЕВ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Империя Маурьев: описание, история и интересные факты. Древняя индия империя маурьев


описание, история и интересные факты

О том, чем характеризуется Индия эпохи Маурьев, обычно рассказывают в курсе школьной истории. Впрочем, это еще не значит, что каждый современный школьник помнит о таком довольно важном этапе развития индийской цивилизации. В то же время особенности древнеиндийской государственности, организация империи Маурьев – это достаточно интересная тема, и обходить ее вниманием неразумно.

империя маурьев

Исторические вехи

Империя Маурьев существовала на территории древней Индии. Этот строй ведет свой отсчет с 317 года до нашей эры, а завершилось правление в 180 году также до нашей эры. Главным городом империи в Маурьев в древней Индии был Паталипутр. Этот старинный населенный пункт существует и в наши дни, правда, под другим названием – наши современники знают его как Патну.

развитие империи маурьев

Империя Маурьев – это довольно важный период развития Индии, причем значимый не только для этой страны. Из истории известно, что внимание Александра Македонского было приковано к этой империи во время вражды с Нандой, в которой активное участие принимал Чандрагупта. В греческой истории этот деятель записан под именем Сандракот. Как гласят хроники, он пытался прибегнуть к помощи Александра Македонского, чтобы преломить конфликт в свою пользу. Правда, греки на помощь не пришли, и Нандра была взята им самостоятельно.

Чандрагупта: написать историю своими руками

Когда Чандрагупта одержал свою самую важную победу над Нандрой, он принял решение о создании собственной державы. Империя Маурьев – это этап исторического развития части территории современной Индии, который характеризуется правлением Чандрагупты. Под его контролем держава постоянно сотрудничала и с Греко-бактрийским государством, и с Селевкидами.

государственный строй империи маурьев

Наиболее высокое развитие империи Маурьев свойственно периоду, когда у власти был император Ашока. По его инициативе большая часть населения перешла в буддизм. В этот же период империя смогла подчинить себе довольно большие территории. Впрочем, через полвека после смерти этого выдающегося государственного деятеля империя Маурьев пала. Это произошло в результате заговора Шунга, что спровоцировало смену правящей династии.

Исторические предпосылки

Выше описана империя Маурьев кратко, но история хранит намного больше сведений и о том, как были заложены основы, приведшие к власти Чандрагупту, и о том, что произошло в период существования созданной им империи. Как отмечают историки, долина Инда прежде находилась под контролем Хараппской цивилизации, но ее силы истощились приблизительно ко второму тысячелетию до нашей эры (около середины этого периода). Именно тогда арии частично решили перебираться в восточные земли и заселили Индию. Современная история именует эту народность индоариями. Иные осели вблизи рек, другие пошли еще дольше. Племена вели кочевую жизнь, растили скот, поэтому постоянно были в поисках новых, богатых пастбищ.

Хорошие пастбища зачастую становились предметом спора племен, и война в языке местного населения приравнивалась к стремлению заполучить коров. Между прочим, в местном языке главного человека племени именовали «защитник коров». Индоарии со временем осели и занялись скотоводством, земледелием, подчинив себе тех, кто жил в этих местностях раньше. Именно тогда появились индийцы как смешанный народ. К началу первого тысячелетия до нашей эры на территории древней Индии люди научились делать железо, они полностью освоили Ганг.

Будущее – за единством

Как и в любой другой стране, прежде разбитой на множество племен, в древней Индии пришел период властвования тех, кто пожелал объединить земли в одну огромную державу. Эта задача оказалась очень непростой: территории были велики, джунгли – непреодолимы, а население – многочисленно. Тем не менее со временем все же была создана империя Маурьев, захватившая как земли вблизи Ганга, так и долину Инда. Местность стала управляться повелителями одной династии.

империя маурьев в древней индии

Где сила, там и богатство

В школьном курсе обязательно рассказывают, почему государство Маурьев именуется империей. Это обусловлено довольно сложным строем общества и власти, характерным для того периода развития древней Индии. В 273-232 годах еще до наступления нашей эры эта держава переживала свой самый высокий период. Как соглашались мыслители из Древнего Рима и Древней Греции, в тот момент только в войсках насчитывалось у Маурьев 600 000 пеших, 30 000 конных, 9 000 слонов. Власти обнесли столицу своей страны великой стеной – ее длина превышала три десятка километров.

В период наивысшего расцвета империя Маурьев управлялась царем Ашока. Будучи молодым, он без конца воевал, но затем причастился к мудрости Будды, что стало моментом осознания жестокости – пришло время раскаяния. Ашока создал уникальный общественный строй империи Маурьев, ведь именно во время его правления были построены самые разные учреждения на благо широких масс – больницы, гостиницы. Ашока озаботился строительством качественных дорог, взялся за охрану животного, растительного мира. Кроме того, император приложил усилия для распространения на подвластных ему территориях буддизма.

Шаг вперед – шаг назад

Известно, что государственный строй империи Маурьев был основан на идее единоличного правления, в то же время Ашока пользовался услугами помощников и советников. Наибольшим влиянием располагал паришад, в который входили представители самых знатных семей империи. Если проводить аналогии с современными странами, то паришад можно сравнить с парламентом.

индия эпохи маурьев

Несмотря на тот факт, что Ашока прислушивался ко мнению представителей самых знатных семей своей страны, одновременно с этим прилагая все силы для развития общества таким образом, чтобы в выгоде были и богатые, и бедные, возглавляемая им империя просуществовала совсем недолго. Ашока умер, и вскоре держава прекратила существование.

Коротко, но значительно

Как сходятся во мнениях современные историки, несмотря на кратковременность существования, империя Маурьев была очень важна для индийской истории. На небольшой временной промежуток она объединила под единоличной властью довольно внушительные территории, что привело к активному развитию и совершенствованию сельского хозяйства. В тот период на землях древней Индии культура переживала мощный расцвет, был заложен фундамент для дальнейшего развития.

Отголоски периода империи Маурьев важны и для современного мира. Именно в тот период и на тех землях были изобретены цифры, которыми пользуются современные люди. Действительно, в наши дни принято именовать цифры арабскими, но фактически они были придуманы в Индии и только оттуда перешли в арабские страны. Кроме того, в период империи Маурьев изобрели шахматы, и современные люди, играя в них, расставляют армию, сходную с древнеиндийской: те же кони, слоны и пешие воины, которые существовали в тот период развития цивилизации в реальности.

Чандрагупта: имя, вписанное в историю навечно

Первая и самая важная заслуга этого древнеиндийского царя – это его способность противостоять силам Александра Микенского в ходе восстания. И по сей день в Индии практически каждый знает, кем был Чандрагупта – его имя вписано в местные предания, баллады и рассказы. Например, из уст в уста передается история о том, что Чандрагупта не был благородного происхождения и все свое создал собственными руками. Лишь только его выдающиеся способности позволили принадлежавшему к варне шудр добиться того, что он сделал.

почему государство маурьев именуется империей

Молодой Чандрагупта был на службе у Магадхи Дхана, но был вынужден бежать, когда осмелился противоречить своему повелителю. В Пенджабе Чандрагупта встретил Александра Македонского, с которым был, как видно из ряда исторических источников, в диалоге, несмотря на то, что принимал активное участие в изгнании македонян с территории древней Индии. В настоящее время не ясно точно, конфликт с царем Нанды был еще в то время, когда македонские гарнизоны были в Индии, или же случился вскоре после этого, но доподлинно известно, что Чандрагупта одержал великую победу, заложив основу государства, изменившего течение индийской истории.

Маурья: мощь и сила

Чандрагупта создал новую правящую династию, подчинив себе земли, которыми прежде владела Нанда. Из всех древнеиндийских владений именно Маурья располагали наибольшей силой, они были развиты, культурны, шли вперед своего времени. Из исторических источников можно узнать, что Чандрагупта, создавая новую династию, прибег к помощи Каутильи, которому в будущем новый правитель даровал пост главного советника. Вдвоем они смогли создать буквально новый мир, отличительной особенностью которого была сильная власть верховного правителя.

Чандрагупта, как предполагают историки, держал под контролем всю Северную Индию, хотя точной информации о географических границах его владений до наших дней не сохранилось. Доподлинно известно, что уже будучи у власти, Чандрагупта снова столкнулся с войсками греков и македонцев: в 305 году до нашей эры Селевк Первый предпринял попытку повторения завоеваний Александра Македонского, но потерпел неудачу. В Индии его встретила сильная армия под контролем одного правителя, способная дать отпор любому врагу. Это вынудило чужака пойти на мирное соглашение в пользу индийцев и Чандрагупта получил под свою власть те местности, где в наши дни находятся Афганистан, Белуджистан. Чандрагупта получил в жены дочь Селевка, за что отдал тому полтысячи слонов.

Отец и сын: Биндусар у власти

Когда первый правитель империи Маурьев скончался, на смену ему пришел его сын по имени Биндусар. Предположительно, это случилось в 298 году до начала нашей эры. Точной информации о периоде правления этого государственного деятеля нет. Историки предполагают, что Биндусар смог сохранить все то, что досталось ему в наследство, и даже приумножил территории на юге.

империя маурьев кратко

Биндусар, как известно из легенд, среди современников был известен под именем Амитрагхата, то есть «истребитель врагов». Предполагают, что это показывает его активную военную деятельность. Сыном Биндусара был Ашока – тот самый наиболее известный правитель империи Маурьев, приведший свою страну к расцвету. При отце он был наместником на северо-западе, после чего ему была отдана западная часть империи, а со временем Ашока получил власть над всеми территориями Маурьев.

Прах и пепел

Наследством Ашока стала огромная империя, которую новый властитель дополнительно расширил в первые же годы у власти: на юге удалось завоевать Калингу (в наши дни эта местность носит наименование Орисса). Как рассказывают легенды, оттуда привели 150 000 человек, еще 100 000 были убиты, а погибших по разным причинам и вовсе посчитать было невозможно. Сохранились до наших дней в том числе и воспоминания самого Ашока, задокументированные в надписях, сделанных в период его правления. После победы в Калинге фактически Ашока правил всей Индией – исключением был лишь дальний юг.

Несмотря на прогрессивный подход нового царя, принявшего со временем буддизм, его наследники не смогли оценить всю прелесть развития в мире и спокойствии. Вследствие заговора власть династии была свергнута, и огромные территории снова стали управляться небольшими семьями, враждовавшими друг с другом. С тех пор и по сей день воспоминания о периоде властвования Ашока – это одна из наиболее светлых страниц в истории Индии.

fb.ru

24. ИНДИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ДИНАСТИИ МАУРЬЕВ

Индия в период правления династии Маурьев IV в. до н.э.- II в. до н.э. (318 – 180 гг.до н.э.)

Возникновение державы Маурьев

Источники по разному излагают происхождение Маурьев. Некоторые связывают их с Нандами, рассматривая Чандрагупту как одного из сыновей царя Нанды. Но в большинстве источников (буддийских и джайнских) Маурьи считаются кшатрийским родом из Магадхи.

Первым царем Маурийской династии был Чандрагупта. Но прежде чем Чандрагупте удалось этого добиться, ему пришлось выдержать упорную борьбу с Нандами (предшественниками Маурьев), а также с греческими гарнизонами, оставленными в Индии Александром Македонским. Он заключил боевой союз с ганами, сангхами и отдельными свободолюбивыми племенами, проявил чудеса храбрости, хитрости и политического такта; в итоге возникло первое общеиндийское государство Маурьев. Под умелым руководством своего премьер-министра Чанакьи, царь Чандрагупта Маурья завоевал все земли от Ирана на Севере до штата Мусоре на Юге. Великая империя Индии снова обрела существование, став как никогда еще более сплоченной.

После Чандрагупты, правившего 24 года (условно 317 – 293 гг. до н.э.), престол перешел к его сыну Биндусаре (293 – 268), известному в античных источниках как Амитрагхата,т.е. «убивающий всех врагов». Этот титул отражал, очевидно напряженную обстановку в стране в тот период. В различных областях вспыхивали восстания. Биндусара, подобно своему отцу, поддерживал тесные дипломатические отношения с эллинистическим Египтом и Селевкидской империей. После смерти Б. между сыновьями началось длительное соперничество за власть. В конце концов престол в Паталипутре захватил Ашока.

Царь Ашока - яркая историческая личность, один из самых известных государственных деятелей Древней Индии. Его указы, или эдикты, высечены на знаменитых каменных колоннах (камень как строительный материал стал использоваться в позднюю эпоху Маурьев).

При Ашоке государство Маурьев достигло особого могущества. Империя территориально расширилась и стала одной из крупнейших на древнем Востоке. Слава о ней разнеслась далеко за пределы Индии. Об Ашоке и его деятельности создавались легенды, в которых особенно прославлялись его заслуги в распространении буддизма.

Важное политическое значение имеет война с Калингой – сильным государством на побережье Бенгальского залива (современная Орисса). Присоединение Калинги способствовало усилению империи. Считается, что, увидев множество трупов, причинённые страдания и разрушения при захвате Калинги, Ашока почувствовал сильное раскаяние, что привело его к принятию буддизма и укреплению веры.

Внутренняя политика.

По всей империи Ашока инициировал строительство объектов социального назначения. Была создана сеть университетов, бесплатных гостиниц, каналов, ирригационных систем и пр. Была также обновлена и всеиндийская система дорог.

Но самой большой своей заслугой Ашока считал деятельность, направленную на исправление нравов, которую он развернул среди подданных.

Тексты эдиктов адресованы различным социальным группам, что дает основание говорить о достаточной грамотности простых индийцев. Сам правитель называл свои указы «надписями о дхарме». Политике претворения в жизнь принципов дхармы придавалось исключительное значение. При отсутствии экономического единства и рыхлости политического устройства империи данные установки служили ее укреплению и усилению влияния центральной власти на покоренных территориях. Эпоха Маурьев отмечена значительными успехами в экономической области: развивались земледелие, ремесло, железная индустрия, быстро росли города, расширялись торговые и культурные связи как между отдельными районами Индостана, так и с отдаленными эллинистическими странами. Активная завоевательная политика, необходимость контролировать ситуацию внутри обширной разноплеменной империи заставляли Маурьев содержать большую и хорошо вооруженную армию. Войска Чандрагупты включали около полумиллиона солдат, 9 тыс. боевых слонов, которые наводили страх на противника, прежде всего на неиндийцев. Легкие колесницы сменились тяжелыми квадригами. Индийские лучники не знали себе равных в стрельбе. Территория империи состояла из множества племенных образований со своими верованиями. Поэтому настоятельно требовалась религия, которая помогла бы преодолеть веками складывавшиеся противоречия в общественной и духовной жизни. Страна нуждалась в учении, способном по возможности объединить племена и народы, населявшие огромную империю. При Ашоке укрепил свои позиции буддизм — религия, выступавшая против узкокастовых и территориальных ограничений, а следовательно, идеологически укреплявшая централизованное государство. В империи проводилась гибкая религиозная политика, учитывавшая непростые взаимоотношения буддистов с представителями джайнизма и брахманизма, позволявшая различным религиозным течениям и школам сосуществовать в обществе относительно мирно. Однако, несмотря на все усилия центральной власти, пестрая и мозаичная империя Маурьев, объединившая силой оружия различные по уровню социального и экономического развития, разнородные по этническому составу регионы, уже в последние годы правления Ашоки стала клониться к закату. Внутри государства усилилась напряженность, отчетливо проявились центробежные тенденции. Преемники Ашоки как из Маурьев, так и из пришедшей им на смену династии Шунгов не отличались харизмой и, будучи достаточно слабыми государственными и политическими деятелями, так и не сумели предотвратить развал государства. Падению империи способствовали и неблагоприятные внешние факторы, в частности войны с вторгшимися греко-бактрийцами, а также индийскими государствами, которые возглавлялись греческими династиями. К I в. до н. э. империя фактически распалась.

Царская власть в эпоху Маурьев

В эпоху М. власть царя особенно усиливается. Это нашло отражение и в эдиктах Ашоки, и в «Артхашастре»( важнейший источник сведений об общественных отношениях, экономике, политических институтах Древней Индии)

АРТХАШАСТРА (санскр. – «Наука о пользе»), сводный трактат по науке управления и политике, приписываемый Каутилье, полулегендарному министру основателя династии мауриев Чандрагупты I, но составленный, вероятно, в 1–2 вв. Истоки индийской «политологии» восходят еще к поздневедийской эпохе . Среди первых теоретиков и, вероятно, уже популяризаторов артхашастры были странствующие философы паривраджаки, которые обсуждали такие незначительные с точки зрения буддистов темы, как «цари, воры, министры, армии, опасности, сражения» и т.д. За периодом начальных учительских традиций, вероятно, последовал период конкурирующих школ. Статистические исследования языкаАртхашастры позволяют соотнести с периодом этих школ появление специальных пособий, посвященных местному управлению и судопроизводству. Среди предметов дискуссий этих школ выделяются проблемы, связанные с числом необходимых советников, наложением штрафов (обязанности надзирателей), структурой действующей армии и ряд других. В какой-то момент была произведена попытка унификации доктрин артхашастринов – процесс, напоминающий историю сложения текстов сутр в школах философии. Составитель текста постоянно рассматривает позиции своих предшественников, последователей Ману, Брихаспати, Ушанаса, Парашары и Каутильи.

Царь считался основой гос-ва. «Государство – это царь», и такова вкраце суть всех элементов гос-ва, как гласит об этом «Артшахастра».

Социально-правовой строй эпохи Маурьев

 

Особый характер древнеиндийской патриархальной общины сделал ее не только важнейшей ячейкой экономического и социального строя эпохи Маурьев, но и частью государственно-политической организации. В общины было объединено почти все население государства, в некоторых случаях условная грама насчитывала до 1000 семей, т.е. это было объединение десятков поселков. В общем владении грамы были земля и общественные постройки. Земля делилась на общую и на ту, что выделялась по долям членам общины. С этих земель платились индивидуальные и общеобщинные налоги царю. Деревенские ремесленники также делились на тех, кто работал сам, и тех, кто работал в общинных мастерских или нанимались на работу. Взаимное обслуживание членами общины друг друга создало беспримерную в истории многовековую замкнутость индийской грамы. Община защищала своих членов, но она же могла понудить их к общественным работам штрафами. Управлялась община сходкой полноправных своих членов. Но все большее место в управлении стал занимать выборный глава – староста; со временем его начинает утверждать территориальное начальство, и он превратился в государственного представителя в общине. На общинную систему накладывалась система сословий – варн и каст.

Еще в ведийскую эпоху социальные слои общества обособились серией взаимных запретов и разной профессионально-культурной деятельностью. Так сложились четыре варны: «Закон для брахмана – учение, жертвоприношения для себя и для других, раздача даров и их получение. Закон для кшатриев – учение, жертвоприношение, раздача даров, добывание средств к жизни военным делом и охрана живых существ. Закон для вайшьи – учение, жертвоприношение, раздача даров, земледелие, скотоводство и торговля. Закон для шудры – послушание и ведение хозяйства в повиновении у дважды рожденных, ремесло и актерство» («Артхашастра»). В эпоху Маурьев древние социально-культовые различия дополнились правовыми разграничениями: земли брахманов освобождались от налогов, им давались транспортные и торговые привилегии, наказания за преступления для членов варн были разными по типу. Военными и правителями могли стать только члены варны кшатриев. Для брахманов были открыты почти все профессии, связанные с учением, ремеслом, искусством. Сохранность варн закреплялась запретами на взаимные браки низших с высшими.

К концу I тыс. до н. э. древняя система варн видоизменилась, они стали дробиться и превращаться в узкие профессиональные и имущественные группы – со своими интересами, правилами поведения, даже со своей администрацией, действовавшей по принципу цеховой. Таких наследственно замкнутых групп стало насчитываться несколько сот – они получили название каст. Касты сложились в особую иерархию в зависимости от почетности или малопочтенности занятий, приобретаемого богатства и т. д. Существование этих сословий стало едва ли не важнейшей особенностью индийского общества вплоть до Нового времени.

studfiles.net

ИНДИЯ В ЭПОХУ МАУРЬЕВ. Древние цивилизации

ИНДИЯ В ЭПОХУ МАУРЬЕВ

Создание Маурийской империи явилось важнейшим историческим событием в жизни страны. Впервые столь значительная территория (фактически весь Индостан, за исключением крайнего юга) вошла в состав объединенного государства.

У античных авторов имеются сведения о борьбе царя Чандрагупты из рода Маурьев с греко-македонскими гарнизонами и наместниками, которые были «посажены» в Индии Александром Македонским. У Плутарха сохранилось даже любопытное сообщение о встрече в Пенджабе юного Чандрагупты с Александром. Так или иначе, удачная война с остатками греческих войск усилила позиции Чандрагупты и позволила ему двинуться из Северо-Западной Индии, где он находился, к Паталипутре. В ожесточенной битве с последним из нандских царей он одержал победу и завладел магадхским престолом.

Примерно в 314 г. до н. э. Чандрагупта стал полноправным правителем, основателем новой династии— Маурийской. Но политическая обстановка продолжала оставаться крайне напряженной. Особенно сложными были взаимоотношения с Селевкидами, которые создали свое государство как бы на развалинах империи Александра. Античные писатели рассказывают о военных столкновениях Чандрагупты с Селевком Никатором, тогдашним правителем этого государства, и о заключении между ними мира (в 303 или 302 г. до н. э.). Трудно с достоверностью описать ход этой борьбы, но, судя по результатам мирного договора (Селевк получил 500 боевых слонов, а маурийский царь — некоторые области на северо-западе Индии, которые раньше подчинил Александр), победа фактически оказалась на стороне Чандрагупты. После заключения мира Селевк направил ко двору маурийского царя своего посла Мегасфена.

Мегасфена при маурийском дворе сменил другой селевкидский посол — Деймах, который прибыл уже к царю Биндусаре — сыну Чандрагупты. В этот период Маурьи поддерживали дипломатические отношения и с птолемеевским Египтом — в Паталипутру был направлен Дионисий. Наследником Биндусары стал Ашока.

Благодаря его многочисленным надписям-эдиктам, найденным в различных частях Индии, мы знаем о важнейших политических событиях, системе управления, политике царя. Надписи позволяют довольно точно датировать начало его царствования: коронация Ашоки, очевидно, относится к 268 (267) г. до н. э. Места находок эдиктов царя дают возможность очертить границы его империи: она включала не только области Западной, Центральной, Восточной и Южной Индии (кроме крайнего юга), но и территории Пакистана и некоторые районы Афганистана. Сопоставление индийских и «неиндийских» версий эдиктов царя Ашоки показывает, что основной текст указа составлялся в столице империи Паталипутре, откуда затем рассылался в различные провинции. Здесь местные писцы переписывали его на соответствующие локальные диалекты и языки в зависимости от проживавшего там населения, внося в первоначальный текст особенности своего родного языка. Большинство эдиктов написано письмом брахми, и лишь версии на Северо-Западе — кхароштхи (этот шрифт сложился на основе брахми под влиянием арамейского письма).

Судя по эдиктам, Ашока особое внимание уделял буддизму. Согласно его собственному признанию, он посетил буддийскую общину — сангху, стал упасакой — мирянином-последователем учения Будды, а совершая путешествие по империи, направился в Лумбини — место, где, согласно бытующей традиции, родился сам основатель буддизма.

После смерти Ашоки империя была поделена на западную и восточную части. Наследники императора уже не могли сохранить былого могущества государства. В 180 г. до н. э. власть в Паталипутре перешла к представителю новой династии — Шу нгов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

«Буддийский период» истории Индии. Держава Маурьев

«Буддийский период» истории Индии. Держава Маурьев

Середина I тыс. до н. э. была временем бурных перемен, начинающих новый, так называемый «буддийский» период истории Индии (V–III вв. до н. э.; именно на это время приходится жизнь Будды и быстрое распространение его учения). К числу этих перемен относится прежде всего широкое распространение железных орудий труда, позволившее распахать новые земли, очистив их от тропических лесов, и проводить масштабную ирригацию. В наибольшей степени это коснулось долины среднего и нижнего Ганга, влажный тропический климат которой ограничивал возможности ее полного освоения в предшествующие века. Теперь же этот регион, в «ведийский период» считавшийся полуварварским, переживает бурный хозяйственный подъем и становится ведущим регионом Индии. Главной пищевой культурой здесь был рис. Взлет сельского хозяйства привел к такому росту населения в Северной Индии, что с этого времени ее западные соседи считали индийцев самым многочисленным народом мира.

Рост продукции земледелия стимулировал обмен и позволял значительной части населения сосредоточиться на ремесле и торговле, что привело к масштабной урбанизации. Многие укрепленные центры власти и мелкие поселения предшествующего периода превращаются в большие густонаселенные города с десятками тысяч жителей, обширным и богатым ремесленно-торговым сектором. Ремесленники и торговцы разных специализаций обычно образовывали профессиональные наследственные корпорации, напоминающие средневековые цеха, главы которых играли решающую роль в городском самоуправлении. В середине I тыс. до н. э. в Индии начали чеканить монету.

Формируется социальная группа крупных частных собственников, состоящая прежде всего из купцов, ростовщиков и верхушки ремесленных корпораций. Увеличилось количество рабов, своих рабов нередко имели и рядовые общинники. Однако рабство по-прежнему носило домашний патриархальный характер – непосредственно в производстве рабы использовались мало.

Увеличение богатств страны привело к росту могущества и ресурсов царей; в североиндийских царствах появляется бюрократический аппарат, служилая знать и регулярное налогообложение. На смену аристократическим дружинам, связанным с правителем личной преданностью, и народным ополчениям приходят большие регулярные наемные армии, содержащиеся казной.

Две другие характерные черты «буддийского периода» – нарушение региональной изоляции Индии с втягиванием ее северо-западной части в орбиту политики великих ближне– и средневосточных держав, а также нарастающая территориальная интеграция Северной Индии: государства все чаще воюют не за достижение гегемонии над соседними царствами, как ранее, а за прямое включение их в свой состав. Во второй половине VI в. до н. э. дер-Ахеменидов аннексировала западные махаджанапады – Камбоджу и Гандхару, а также мелкие образования всей долины Инда и большей части Пенджаба, выйдя к пустыне Тар. Это стимулировало связи между индийской цивилизацией и западными странами вплоть до Эгеиды. Впрочем, в IV в. до н. э. Пенджаб и долина Инда безнаказанно отложились от Ахеменидов.

К востоку от пустыни Тар главной силой стала Магадха со столицей в Паталипутре, добившаяся особого могущества в IV в. до н. э. при низкородной династии Нандов, объединившей под своей властью весь бассейн Ганга и смежные области. Когда Александр Македонский в 327–325 гг. до н. э. успешно вторгся в Индию, именно сведения о державе Нандов и их огромной армии в несколько сот тысяч человек вызвали отказ его войск от дальнейшего продвижения вглубь страны, что и заставило его повернуть назад, ограничившись завоеванием Пенджаба (где ему покорились крупнейшие местные правители – царь Таксилы к западу от Инда и Пор, правивший к востоку от него) и всей долины Инда.

Во время пребывания Александра в Индии к его двору прибыл некий Чандрагупта из рода Маурьев – аристократ из Магадхи, бежавший от ее низкородного царя. Он остался при македонских наместниках в Индии, а ок. 317 г. до н. э. неожиданно обратился против них и изгнал их, объединив Пенджаб и долину Инда под собственной властью. После он двинулся против Нандов, сверг их и воцарился в Паталипутре, создав тем самым державу, впервые за всю историю объединявшую весь север Индии с долинами Инда и Ганга. Ок. 303 г. до н. э. Чандрагупта провел успешную войну против Селевка I – одного из македонских наследников Александра, и тот уступил ему территории былых индийских царств – Камбоджи и Гандхары – и некоторые смежные области Восточного Ирана от Гиндукуша до Аравийского моря. Так была создана громадная общеиндийская держава Маурьев с центром в Магадхе.

Чандрагупте преемствовали его сын Биндусара (293–264 гг. до н. э.) и внук Ашока (264–231 гг. до н. э.), принявший имя «Милый Богам», – наиболее могущественный правитель за всю историю Древней Индии. В начале правления он выступал как свирепый тиран и беспощадный завоеватель, по воцарении истребивший всех своих братьев и развернувший опустошительные войны на юге, где присоединил почти весь Декан (вне власти Маурьев остались только государства крайнего Юга Индии).

Затем в политике Ашоки произошел перелом, официально мотивировавшийся потрясением царя при виде бедствий, вызванных его завоеваниями; по заявлению Ашоки, «раскаяние охватило царя оттого, что покорил он жителей Калинги, ведь покорить независимую страну – это убийство, смерть или угон людей», и «тогда у царя появилась жгучая жажда добра, страстное стремление к добру, желание наставлять в добре». Началась общеимперская кампания «распространения добра» – дхармавиджаи, причем под «добром», как разъяснял сам Ашока, подразумевалось «подобающее отношение к рабам и слугам, покорность матери и отцу, щедрость к друзьям, знакомцам и сородичам, а еще к жрецам и мудрецам, неубиение живых существ». В рамках этой политики Ашока активно покровительствовал буддизму, сам принял его и пытался включиться в жизнь буддийской монашеской общины – сангхи. В то же время он обещал защиту всем религиозным толкам и возвещал: «Царь желает, чтобы повсюду здравствовали все вероучения… В любом случае следует уважать чужую веру… Тот, кто бранит другую веру из-за приверженности к своей, на самом деле только вредит своей вере».

Объективно политика Ашоки являлась попыткой хоть на какой-то основе, кроме прямой силы, сплотить население разных частей огромной страны, совершенно разнородное по этносу и культуре. Учитывая эти огромные различия, найти путь разом ко всем подданным империи было возможно, лишь пропагандируя самые общие ценности и не противопоставляя себя ни одной культурной традиции, что и делал Ашока. Отсюда и его особая приверженность к буддизму – это учение делало акцент на судьбе отдельной личности и игнорировало коллективные традиции, в том числе местные, а именно их сепаратизм пытался ослабить Ашока.

Централизацию империи Маурьев не следует преувеличивать. Империя делилась на несколько громадных провинций, управлявшихся царевичами-наместниками; вместе с царем они представляли собой лишь дополнительный этаж власти, надстроенный над сохранившими свое положение местными структурами и элитами и контролировавший их довольно поверхностно, отправляя периодические инспекции. Во многих областях непосредственное управление осталось за местными династами и племенными вождями. Под плотным административным контролем царя находился только регион самой Магадхи, но и там его власть не носила вполне деспотического характера, а была существенно ограничена паришадом (советом) – оплотом аристократии.

Недостаток централизации привел к быстрому распаду державы Маурьев, периферийные владения которой отложились уже к концу III в. до н. э. На отпавшие от Маурьев страны Восточного Ирана, Гандхару и долину Инда распространял в 206–188 гг. до н. э. свою верховную власть Антиох III Селевкид, совершивший в 206 г. поход вплоть до Инда и победивший гандхарского царя Субхагасену. Маурьи, сохранившие власть в Магадхе, были в 180 г. до н. э. свергнуты и сменены здесь новой династией Шунгов (180–68 гг. до н. э.).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Глава 24 Индия периода Маурьев. История Древнего Востока

Образование первых государств. Ашока Маурья

Детальная реконструкция и точная датировка событий политической истории Индии середины I тыс. до н. э. невозможны из-за отсутствия источников. В период между временем Будды (ок. 500 и 430 гг. до н. э.) и индийским походом Александра Македонского (327–325 гг. до н. э.) наиболее могущественные государства складываются на северо-востоке Индии. Царства Магадха и Кошала занимали территорию вдоль среднего течения Ганга, Ватса – в междуречье Ганга и Ямуны. Некоторые из этих первых государств имели не монархический, а «олигархический» строй. Они управлялись ассамблеями из наиболее знатных общинников. Основой этих государств оставалась племенная структура. Четких границ они не имели, и зачастую власть царей над той или иной территорией носила декларативный характер.

Постепенно возвышается царство Магадха. К IV в. до н. э. в ожесточенной борьбе с другими царствами оно объединило под своей властью всю долину Ганга. Стремясь к созданию единого государства, цари Магадхи безжалостно смещали с престола правителей покоренных царств и ставили там своих наместников. Бимбисара – один из первых царей Магадхи – покорил несколько соседних племенных союзов, но был убит своим сыном Аджаташатрой, отличавшимся суровым воинственным нравом и непомерными амбициями. При нем была построена крепость Паталиграма (досл. «деревня в дельте»), из которой впоследствии выросла новая столица Магадхи – Паталипутра (досл. «Сын дельты»). С переменным успехом Аджаташатра вел борьбу со всеми своими соседями. Завершить ее он не сумел, поскольку его постигла участь отца – он был убит своим сыном Удайибхарой.

Дальнейшая династическая история Магадхи вплоть до прихода к власти династии Маурьев известна очень плохо, источники часто противоречат друг другу. На некоторое время над Магадхой установилась власть династии Шишунагов, ей на смену пришла династия Нандов. Об этой династии, которой подчинялась большая часть Северной Индии, известно не много. Последний царь династии Нандов – Дханананда прославился как обладатель огромного войска, устрашившего даже армию Александра Македонского, вступившего в Индию в 327 г. до н. э. Одни местные племена добровольно покорились греко-македонцам, другие были сокрушены силой. В трудной войне Александр Македонский подчинил бассейн Инда, тем самым ликвидировав его раздробленность. Однако дальше Александр не пошел и покинул эти земли, оставив там несколько своих гарнизонов.

Антимакедонское движение возглавил Чандрагупта Маурья. После изгнания греко-македонцев он повел борьбу против династии Нандов. Его поход на восток Индии начался из Пенджаба. Индийская традиция объясняет успехи Чандрагупты умом и хитростью его советника Чанакьи, которому, под именем Каутильи, приписывается составление «Артхашастры» – знаменитого трактата о политической мудрости и основах управления идеальным государством. Заключив союз с вождем горного племени абисаров, Чандрагупта совершил с ним совместный поход в долину Ганга. Огромное войско Дханананды было разгромлено, Паталипутра – столица Магадхи – осаждена и взята. В период между 315 и 312 гг. до н. э. произошла коронация Чандрагупты Маурья. Он правил до 298 (288) г. до н. э.

Правление Биндусары – сына и преемника Чандрагупты – длилось 25 (28) лет, его окончание датируется с наибольшей вероятностью 263 г. до н. э. Следовательно, 262 г. до н. э. можно считать началом правления самого знаменитого индийского царя Ашоки Маурья.

При Ашоке держава Маурьев достигла наибольшего расцвета. И в настоящее время национальным гербом Индии является изображение львов, украшавшее одну из колонн, установленных во время его правления. В состав государства Маурьев при Ашоке вошла центральная часть Индии, ряд областей на востоке. Проведя кровопролитную войну против царства Калинга, лежавшего на юго-востоке от Магадхи, Ашока затем стремился управлять своим государством, не применяя силу. Такая политика получила название «дхармавиджая» – «завоевание законом». Понятие «дхарма» включает в себя правильные основы миропорядка, «то, что установлено». Однако дхарма Ашоки не имела четко выраженной религиозной направленности. Провозглашенные им принципы относились в равной степени к приверженцам всех учений, как основанных на ведах, так и противоречащих им.

Ашока Маурья зафиксировал основы своей новой политики в особых эдиктах, высеченных на скалах, камнях, специально установленных для этого столбах. Эдикты содержат нормы благочестивого поведения, которым должны были следовать и царь, и все прочие жители его страны.

В одном из эдиктов, высеченном на скале, было сказано: «Пусть устраиваются праздники, но они имеют мало смысла. Лишь те праздники приносят большой плод, которые являются моральными праздниками. Хорошее отношение к рабам и слугам, уважение к учителям, непричинение вреда живым существам – в этом и заключается смысл морального праздника».

Эдикты Ашоки – первые памятники индийской письменности (весь массив ведийской литературы заучивался жрецами наизусть). Бо?льшая часть эдиктов составлена на местных разговорных наречиях – пракритах – и записана письмом бра?хми. Надписи Ашоки, обнаруженные в Северо-Западной Индии, выполнены письмом кшаро?штхи, а также на арамейском и древнегреческом языках. Надписи на брахми читаются слева направо, на кшароштхи – справа налево. Считается, что шрифт кшароштхи произошел от арамейского письма, поэтому он должен быть древнее брахми.

Одним из первых, кто пытался расшифровать письменность брахми, был знаменитый индолог XIX в. Х. Лассен (1800–1876). Норвежец по происхождению, Ласен много лет проработал на кафедре индийских языков и литературы Боннского университета. Он учил санскрит под руководством одного из первых немецких индологов А.-В. фон Шлегеля. Ни разу так и не побывав в Индии, всю свою жизнь Лассен испытывал глубочайший интерес к истории этой страны. Ему принадлежит один из первых научных трудов по древнеиндийской истории «К истории греческих и индо-скифских царей в Бактрии, Кабуле и Индии в свете расшифровки древнекабульских легенд на их монетах» (Бонн, 1838). Огромное значение для индологии XIX в. имело монументальное четырехтомное исследование «Индийские древности» общим объемом более 4000 страниц (1847–1861). Главной движущей силой развития истории, и не только индийской, в соответствии с философией Гегеля, Лассен считал «диалектические» процессы: восприятие обычаев иных народов, смешение различных народов в единое человечество. Важнейший вклад в развитие истории внес, по мнению Х. Лассена, Александр Македонский.

Первым расшифровать письменность брахми и прочесть один из эдиктов Ашоки в 1837 г. сумел служащий Калькутского монетного двора Дж. Принсеп.

Несмотря на то что эдикты рисуют образ сильного государства с крепкой властью, в действительности обширная держава Ашоки была рыхлой и непрочной. Власть могущественного царя носила, скорее, декларативный характер. Огромные размеры государства при отсутствии хороших дорог, необходимых для передвижения войска и связи между отдаленными регионами страны, разнообразие племен и народов, наличие множества полунезависимых царьков делали невозможным полное объединение страны.

Сам Ашока называл себя царем Магадхи – столичной части державы – и, таким образом, отделял свои личные владения от остальных. Во многих областях продолжали править местные династии, которые номинально признавали власть царя Магадхи над собой, но фактически оставались независимыми. Реальной властью царь обладал лишь в столичной области. Он был окружен советом из 500 человек – родственников и представителей наиболее знатных семей, которые занимали главнейшие посты в государстве. Царь считался «владельцем» или «отцом» всей страны. Однако земельные наделы могли иметь разных хозяев, как частных, так и коллективных, например религиозные или деревенские общины, распределявшие участки между своими членами.

Ашока Маурья правил 36 или 37 лет, т. е. до 227–226 гг. до н. э. О последних годах его жизни практически ничего неизвестно, как неизвестна ни последовательность преемников Ашоки, ни их число. Уже к началу II в. до н. э. династия Маурьев пала. Можно предположить, что государство было разделено между несколькими наследниками, которые смогли удержать за собой лишь те области, которые были объединены еще до Маурьев. Последний царь Магадхи, относивший себя к династии Маурьев, был убит около 176 г. до н. э. На смену Маурьям пришли династии Шунга и Канва. Магадха потеряла былое значение политического центра Индии – отныне он переместился в Центральную Индию.

Огромный вклад в изучение политической истории и религий Индии, в особенности периода Маурьев, внес бельгийский ученый Л. де ла Валле-Пуссен (1869–1938). Ученик выдающихся французских индологов Э. Сенара и С. Леви, большую часть жизни он занимал пост профессора сравнительной грамматики греческого и латинского языков в Гентском университете. Из увлечения древними языками родилась его страсть к Индии. Основные ранние работы этого ученого посвящены буддийской философии. Ревностный католик, де ла Валле-Пуссен подходил к рассмотрению буддийского мировоззрения с точки зрения средневековой схоластики.

В серии «История мира» им было опубликовано три книги: «Индоевропейцы и индоиранцы» (1924, переиздана в 1936), «Индия во время Маурьев» (1930) и «Династии и история Индии» (1935). Все вместе они дают исчерпывающий анализ политической истории Индии вплоть до периода распространения ислама.

Сам себя Л. де ла Валле-Пуссен историком не считал. В предисловии к своей первой работе он писал, что он слишком заворожен махаяной, «чтобы испытать ремесло историка». Свое призвание он видел в том, чтобы составить своего рода воспоминание, «очень сухое, но… полное и достаточно точное».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Империя Маурьев История

Будда, статуя II века нашей эры

Маурья, это династия царей Магадхи в IV-II веках до нашей эры. Создание Маурийской империи явилось важнейшим историческим событием в жизни страны. Впервые столь значительная территория (фактически весь Индостан, за исключением крайнего юга) вошла в состав объединенного государства. У античных авторов имеются сведения о борьбе царя Чандрагупты из рода Маурьев с греко-македонскими гарнизонами и наместниками, которые были посажены в Индии Александром Македонским.

Примерно в 314 году до нашей эры. Чандрагупта стал полноправным правителем, основателем новой династии – Маурьев, но политическая обстановка продолжала оставаться крайне напряженной, особенно сложными были взаимоотношения с Селевкидами, которые создали свое государство как бы на развалинах империи Александра. После войны, победу в которой фактически одержал Чандрагупта, был заключен мир и ко двору маурийского царя Селевк направил своего посла Мегасфена.

Время шло, менялись цари и послы, пока наследником династии Маурьев не стал Ашока, сама империя к тому времени включала не только области Западной, Центральной, Восточной и Южной Индии, территории Пакистана и некоторые районы Афганистана. Ашока был известен своим пристрастием к буддизму, очень много путешествовал по местам паломничества Будды. После смерти Ашоки империя была поделена на западную и восточную части, наследники императора не сумели сохранить былое могущество страны, и в 180 году до нашей эры власть в Паталипутре перешла к представителю новой династии – Шунгов.

Историческая справка. Ашока (санскр. — непечальный, радостный), правитель Магадхи в 268-232 до нашей эры, индийский император из династии Маурьев. Известен как царь — покровитель буддизма (чакравартин), к которому он обратился после кровавых войн; первый царь, постригшийся в монахи. Государство Ашоки охватывало территорию почти всей Индии и части современного Афганистана. Указы Ашоки («Надписи Ашоки») — важный исторический источник эпохи Маурьев. Его деяния описаны в книге «Легенды об Ашоке» (Ашока-авадана). Огромное значение имеют сохранившиеся в камне многочисленные указы императора — самые ранние памятники индийской эпиграфики.

В одном из указов названо семь текстов, которые совпадают с фрагментами древнейших частей палийского канона. В первом указе запрещалось убивать или приносить в жертву животных, устраивать пиры чревоугодия. Во втором — повелевается строить лечебницы для людей и животных, рыть для тех и других колодцы, сажать целебные травы и деревья. В тринадцатом — царь сожалеет о своих былых заблуждениях, приведших к войнам, убийствам, жестокости. В двенадцатом провозглашается веротерпимость: «Всякая чужая вера должна быть уважаема, и тот, кто чтит свою веру и порицает чужую из преданности своей вере, тот сильно вредит своей вере. И потому только согласие и полезно, так чтобы люди слышали один закон другого и чтобы они любили слушать его».

История древних цивилизаций →

Кушанская и Гуптская империи →

godsbay.ru

Вопрос 4. Буддийский период. Держава Маурьев.

 

Середина I тысячелетия до н.э. ознаменовалась крупными переменами в экономике и социальных отношениях, в политическом строе и культуре Северной Индии. Одной из характерных черт этой эпохи явилось возникновение и распространение новой религии - буддизма. Памятники буддийской литературы служат наиболее ценными письменными источниками по истории данного периода, который можно условно именовать "буддийским" (V-III вв. до н.э.).

"Буддийский" период - время урбанизации в Северной Индии. В середине I тысячелетия до н.э. происходит некоторая унификация материальной культуры в долине Ганга. Распространяется железная индустрия. Укрепленные поселения городского типа появились уже в конце "ведийского" периода, а к V-IV вв. до н.э. относится основание важнейших городских центров древней Индии. Особо надо отметить крупнейшие крепостные сооружения и остатки буддийских монастырей в Каушамби (столице государства Ватса в V в. до н.э.), цитадель и стены древней столицы Магадхи - Раджагрихи.

Народы Средиземноморья вступили в более или менее регулярные контакты со странами Южной Азии после создания державы Ахеменидов. Настоящее открытие Индии греками произошло во время похода Александра Македонского. После распада державы Александра между его преемниками, эллинистическими царями, и общеиндийской державой Маурьев установились довольно тесные и регулярные связи. При дворе Чандрагупты, основателя династии Маурьев, побывал селевкидский посланник Мегасфен, оставивший описание Индии.

Политическая история Индии второй половины I тыс. д.н.э. впервые свидетельствует о рождении общеиндийской державы. Тогда на ее территории располагалось множество государств разных по своим размерам

В конце VI в. до н.э. многочисленные племена и небольшие государственные образования по течению Инда подчинились Дарию I. Персидские цари приобрели, таким образом, две новые сатрапии, названные Гандхара и Хинду.

Наиболее значительные индийские государства располагались намного восточнее границ державы Ахеменидов. Это были Магадха и Кошала по среднему и нижнему течению Ганга, Ватса в междуречье Ганга и Ямуны, а также Аванти со столицей в Уджаяни. Борьба за гегемонию между этими четырьмя крупнейшими центрами и составляет главное содержание политической истории Северной Индии VI-V вв. до н.э.

К VI в. до н.э. наибольшее влияние приобрела Магадха, правителям которой и было суждено спустя столетия создать первую общеиндийскую державу.

О магадхской династии Нандов, которой подчинялась большая часть Северной Индии, сохранились лишь смутные исторические предания.        Несколько лучше известны события конца IV в. до н.э., когда на территории Пенджаба появились войска Александра Македонского, уже сокрушившего власть Ахеменидов.

Некоторые местные племена и государства покорились греко-македонцам добровольно (например, Таксила) или были подчинены силой. Античные источники сообщают о знатном индийце Сандрокотте, который прибыл ко двору Александра, чтобы убедить его продолжать поход на восток и низвергнуть с престола царя из династии Нандов.

Однако дальнейшие завоевания вызвали столь ожесточенное сопротивление населения, что в 325 г. до н.э. от р. Биас греко-македонским войскам пришлось пуститься в обратный путь.

Тогда тот же Сандрокотт стал во главе антимакедонского движения и после изгнания оставленных Александром гарнизонов повел успешную борьбу с царем Магадхи. Упоминаемое греческими писателями имя Сандрокотта полностью соответствует известному из индийской литературы имени Чандрагупты, который, победив Нандов, основал династию Маурьев (317-180 гг. до н.э.) - наиболее важную в древнеиндийской истории.

Династия Маурьев воцарилась в смутное время. Молодой раджа Чандрагупта подчинил себе всю Северную Индию, выиграл войну с Селевкидами и примерно в 314 г. до н.э. дал название новой династии Маурьи, используя свое родовое имя.

Чандрагупта, его сын Биндучар и особенно его внук Ашока создали большое и могущественное государство, которое включало почти всю Индию, а также территории Пакистана и некоторые районы Афганистана.

Особенно прославился Ашока, который отличался тем, что укреплял государственную власть, развивал хозяйственную жизнь своего государства и принимал активное участие в религиозной жизни.

Империя Маурьев имела следующие особенности.

Во главе маурийского государства стоял царь (раджа), власть которого была неограниченной и носила характер типичной деспотии. Поддерживался культ царя, как и учение о божественном происхождении власти. Но при этом самыми обычными для режима восточной деспотии оставались перевороты и дворцовые интриги.

Империя Маурьев делилась на пять больших областей (наместничеств). Ими управляли, как правило, члены царской семьи (царевичи) а также высшие сановники. Наместничества делились на более мелкие административные единицы. Таким образом, все нити управления сосредотачивались в царском дворце. Это напоминает административный аппарат «мировых империй» Западной Азии.

При царе существовал совет (паришад) наиболее приближенных сановников. Он имел совещательный характер, но к его мнению царь прислушивался.

Для управления такой обширной империей сложился прочный бюрократический государственный аппарат. Большой штат чиновников обслуживал царский дворец, налоговое и военное ведомство.

Особую роль при царском дворе играли главный жрец (пурохита), и командующий войсками (сенапату).

Раджа как военный предводитель лично руководил войском, состоящим из пехоты, конницы, колесниц и слонов. Основное оружие для всех родов войск лук, который делали из бамбука или роговых пластин. Содержание войска и армии чиновников требовало огромных средств. И их собирали с населения в виде различных налогов.

Империя Маурьев отличалась большим количеством многолюдных, богатых и сравнительно благоустроенных городов, хотя и не отличавшихся величественной внешностью. Среди них были столица Паталипутра (нын. Патна), Раджагриху (совр. Раджгир), Варанаси (совр. Бенарес), Шраваси (нын. Савватхи). Караванные дороги и реки соединяли их, способствуя развитию торговли.

Торговали в основном предметами роскоши: украшениями, благовониями, пряностями, драгоценными камнями, хлопчатобумажными и шелковыми тканями.

В эпоху Маурьев стремительно развивались ремесла. Свободные ремесленники объединялись в группы, где хранились и передавались по наследству навыки ремесленного мастерства. Появляется операциализация отдельных видов ремесла кузнечного, оружейного, ювелирного, резьбы по дереву, камню и кости, парфюмерии и т.д.

Однако основным занятием огромной империи Маурьев оставалось земледелие. Развивалось искусственное орошение, осваивались новые земли, и рис становится наиболее выгодной для возделывания культурой.

Духовным фундаментом разноплеменной империи Маурьев стала новая религия государства буддизм. Философия буддизма имела глубокие корни в уже установившихся традициях и обычаях. В течение многих веков буддизм мирно сосуществовал с ведийской религией, у которой он позаимствовал некоторые обряды и божества. По сути своей зародившийся в долине Ганга буддизм становится массовой религией, так как был обращен к любому человеку.

Спустя 8 лет после вступления на престол, Ашока сам принял буддизм и, уважительно относясь к другим вероучениям, всячески способствовал его распространению. Он призывал следовать дхарме, или нравственному закону, основанному на таких принципах буддизма как неприменение насилия по отношению ко всем живым существам, религиозная терпимость и поддержка нищенствующих монахов.

При Ашоке были разработаны канонические основы буддизма, построены многочисленные монастыри и 84 тысячи ступ, увековечивающих события жизни Будды и хранящие его реликвии. По всему Индостану и на остров Цейлон были направлены монахи для распространения буддизма. Следуя дхарме, Ашока построил больницы для людей и животных, поддерживал выращивание лекарственных растений и благоустройство дорог для путешественников.

 

 

Рис. 53. Большая ступа в Санчи . III—II вв. до н. э. (ограда II в. до н. э., ворота I в. до н. э.) Санчи, Индия

 

В отличие от других буддийских построек, имевших внутренние помещения и вход, ступа была монолитной и цельной. Ее архитектура восходит к индуистским погребальным курганам.

 

 

Рис. 54. Львиная капитель стамбхи из Сарнатха . Середина III в. до н. э. Археологический музей, Сарнатх

 

Индийские стамбхи (колонны) символизируют ось Вселенной, которая соединяет Небо и Землю и олицетворяет Мировое Древо Жизни. Стамбха, достигающая в высоту свыше 10 метров, представляет собой хорошо отполированный каменный столб. Венчает стамбху капитель со скульптурными изображениями животных, что означает царские подношения Будде. Самая знаменитая из них — Львиная капитель из Сарнатха. Согласно преданию, столб, несший эту капитель, был установлен в том месте, где Будда произнес свою первую проповедь. Изображение Львиной капители отпечатано на денежных знаках современной Индии.

 

Если ведийская религия основывалась на традиции, передаваемой из поколения в поколение в строго ограниченном кругу жреческого сословия, то теперь выдвинулось учение отдельно взятой личности мыслителя, учителя, который путем долгих размышлений выработал свое видение мира и, странствуя, делился им со своими учениками.

Один из таких учителей, Будда Гаутама, родом из небольшого олигархического объединения шакьев, расположенного на территории современного Непала, проповедовал в городах долины Инда, на северо-востоке. Именно его учение превратилось в одну из мировых религий буддизм.

Религиозная политика Ашоки соответствовала новым условиям и потребностям, когда религия постепенно становилась определяющим компонентом цивилизационного развития.

Поддержка нетрадиционных религиозных взглядов, возможно, - проявление борьбы между кшатриями и брахманами. Традиция крайне неодобрительно отзывается о Нандах. Предания отказывают им в знатности происхождения, подчеркивают жадность и жестокость. Аналогичные оценки встречаются и в позднейших повествованиях о правителях из династии Маурьев.

Есть основания предполагать, что цари крупных держав ограничивали привилегии старинной аристократии - кшатриев, порой заменяя их своими ставленниками из менее славных родов. Видимо, они стремились сосредоточить в своих руках финансовое управление и увеличить доходы государственной казны, сурово подавляя всяческое недовольство. Вероятно, это не могло не сыграть своей роли в политической судьбе правящих династий.

Несмотря на кажущуюся прочность, империя Маурьев начала распадаться на отдельные государства после смерти Ашоки в 232 г. до н.э. Слишком сильны были различия экономического и общественного развития отдельных частей Индии, населенной к тому же разными племенами.

Былое могущество Маурьев подрывали также и участившиеся вторжения соседей греко-бактрийцев и парфян. Около 180 г. до н.э. династия была свергнута. Последующим правителям не удалось восстановить былого могущества Маурьев, и политическая гегемония Магадхи прекратилась. Северная Индия снова превратилась в мозаику независимых государств.

 

studfiles.net