Река нил древний египет. Нил и ниломер
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

река Нил. Река нил древний египет


древние верования и современные приметы

Древние верования и современные приметы

Современные жители долины Нила называют эту великую реку именем «аль-Бахр» – море. И это трудно назвать преувеличением, так как Нил – это действительно море, море фактов, легенд, верований; море жизни, от которого зависела вся древнеегипетская цивилизация.

Нил – это не просто транспортная артерия, пронизывающая Египет и соединяющая его в единую страну. Нил – это подлинный источник жизни и главная духовная ось всего древнеегипетского представления о мироздании, так как согласно вере древних египтян, в мире есть два Нила – Нил земной и Нил небесный, который открыт каждому в ночном небе и являет собой ничто иное, как светлый Млечный путь.

Неудивительно, что Нил не просто обожествлялся древними жителями Египта, у него было множество ипостасей, имен и воплощений; на разных участках течения реки она носила разные имена, в честь нее совершались разные обряды и о ней складывались разные легенды и предания. Объединяло их одно – бесконечное преклонение и благодарность реке, несущей Египту жизнь во время своих ежегодных разливов, выразившееся в системе верования и сонме божеств, олицетворяющих Нил.

До настоящего времени египтяне не отказались от идеи о святости и могуществе Нила, несмотря на то, что после строительства Асуанской плотины он больше не разливается. Старики, женщины и дети, исповедующие Ислам, и по сей день верят во многие предания, связанные с Нилом и берущие свое начало в Древнем Египте.

Божественное происхождение Нила

Слеза Исиды и Млечный Путь

Согласно основной гипотезе о происхождении мира, в которую верили египтяне, весь реальный мир образовался из предвечного холма, возвысившегося из первичных вод посреди неизбывного Нила, возникшего как отражение Млечного Пути. Млечный Путь – это тоже река, изливающаяся из священного сосуда, который держит в руках богиня Сатет, плывущая на золотой ладье вслед за созвездием Сириуса. Есть также третья ипостась Нила – божественная река в загробном царстве Дуат, по которой бог солнца совершает каждую ночь долгий и трудный путь, чтобы возродиться над землей вместе зарей на востоке. Таким образом, Нил для египтян представлял собой нечто, совершенно необходимое для поддержания порядка вселенной, как на земле, так и на небе и в загробном мире. Иными словами, египтяне не представляли себе ситуацию, при которой Нила не будет, это выходило за рамки их восприятия всего сущего.

Египтяне также верили, что Нил выходит из земли дважды – в своем верхнем и нижнем течении, а начинается он из двух источников. Первые источник – это единственная слеза Исиды, которую та пролила над бездыханным телом своего мужа Осириса. «Рельефы, сохранившиеся на стенах пристани храма Исиды на острове Филе, показывают тайную пещеру, где находятся истоки реки. В центре пещеры, окруженной гигантским змеем времени, обитает Хапи – дух нильского половодья. В руках Хапи держит два золотых сосуда, из которых вслед за слезой Исиды начинают течь несущие благодать божественные воды реки» (В. Солкин).

Разливы Нила

Ниломеры

Так же, как вечен и неотъемлем от жизни был сам Нил, вечны и неотъемлемы были его ежегодные разливы, дававшие жизнь и пропитание всему живущему на берегах священной реки. Паводок Нила означал начало нового урожая, а значит и нового года. Самым оптимальным считался уровень подъема воды на шестнадцать локтей (один локоть – примерно пятьдесят с небольшим сантиметров). Египтяне на протяжении десятков веков тщательно следили за высотой подъема воды в реке и создавали для этого специальные ниломеры.

По показаниям ниломера определялись размеры будущего урожая и суммы налогов, отклонения от нормы, значения больше или меньше шестнадцати локтей означали, соответственно, наводнение или засуху. Разлив Нила мог не только обогатить почву долины бесценным речным илом, позволяющим собирать гигантские урожаи полбы, ячменя и овощей, он мог также, разлившись без меры, смести все на своем пути и оставить египтян вообще без урожая, что означало недород и следующий за ним голод. Поэтому египтяне с тревогой ждали известий от ниломера, после объявления начала разлива и уровня воды либо всенародное ликование, либо дурные предчувствия и ожидания беды. Современные египтяне так и не смогли окончательно избавиться от своих корневых привязанностей к разливу Нила и хотя сам Нил больше не разливается, ниломеры остаются местами народных суеверий и даже некоего поклонения, например, новобрачными.

Ниломер в Асуане

Эти устройства до сих пор сохранились в некоторых местах Египта, хотя после строительства Асуанской плотины, Нил больше не разливается. Один из таких ниломеров – знаменитый на ниломер на острове Элефантина (современный Асуан) был очень точно описан древнегреческим историком и путешественником Страбоном. По описанию Страбона, этот ниломер представлял собой длинный подземный ход с лестницей, уходящей к поверхности Нила из-под фундамента одного из храмов. На этой лестнице сохранились многочисленные отметки уровней, до которых поднимались речные воды на протяжении многих веков египетской истории.

Ниломер в Каире

Другой знаменитый ниломер можно до сих пор увидеть в Каире, на южной оконечности острова Рода, построенный, вероятно, еще во времена фараонов. Однако павильон, который стоит на месте древнего ниломера сегодня – это более поздняя копия того сооружения, которое было построено здесь в девятом веке нашей эры. «Каменный колодец ниломера, спускающийся значительно ниже уровня Нила, был соединен с рекой тремя тоннелями (в настоящее время заложенными) на различной высоте – верхний пока еще досягаем. На стенах колодца написаны строки из Корана, прославляющие дождь как благословение  Аллаха» (Путеводитель ROUGH GUIDES «Египет»). Вероятно, что арабы, построившие этот ниломер, лишь следовали древним традициям египетского народа обожествлять все, что связано с дарующими жизнь разливами.

Себек

Идол крокодилопоклонников

Понятно, что столь высокая зависимость египтян от ежегодных разливов Нила не могла не найти свое отражение в египетской мифологии и космогонии. Время паводка считалось временем возрождения всех животворящих сил реки и природы ее долины. Египтяне видели это событие так: в ночь разлива Нила великая предвечная мать Нейт, которую также в некоторых областях почитали как творца всей вселенной, рождает и кормит грудью своего сына Себека – «могучего нильского крокодила, повелителя благодатного разлива реки, покровителя охотников и рыболовов, правителя обитателей прибрежных зарослей папируса, именно Себеку приписывалось изобретение рыболовной сети. Согласно легендам, свирепость и страшные челюсти Себека защищали великих богов, отпугивая от них силы зла и тьмы... (подробнее об ужасном боге-крокодиле и боге Хапи читайте в статье «Боги Нила: Хапи и Себек»).

Современные верования

Южные области Египта сохранили для нас больше преданий и верований в отношении божественного происхождения и могущества Нила, чем его северная, более индустриальная часть. Это связано с тем, что на юге Египта население в большей степени привержено традициям, вековым способам ведения сельского хозяйства и древним обычаям.

Например, в Ком-Омбо, недалеко от Асуана, где сохранился храм, посвященный богу-крокодилу Себеку и сокологоловому богу Хоруру, существует обычай, согласно которому накануне свадьбы невеста со своими подружками приходят в храм, долго осматривают его и сохранившийся в храме ниломер, с помощью которого их предки следили за подъемом воды. То же самое со своими друзьями делает жених, но уже в день самого бракосочетания. Такая экскурсия и поклонения храму обещает молодым долгую, благополучную, изобильную жизнь. И хотя современная молодежь, в большинстве своем исповедующая ислам, не верит в эти предания, однако этот обычай старается не нарушать и он передается из поколение в поколение.

«Здесь живут крестьяне-феллахи, не понаслышке знающие, что именно от Нила зависит их жизнь, совершенно иная, чем у обитателей крупных городов. Здесь живут обычаи и предания, уходящие своими корнями в глубокую древность» (В. Солкин).

Например, кусочек засохшего нильского ила может служить не только удобрением для поля, но и прекрасным лекарством для больных глаз. Из-за чересчур яркого солнца в Египте распространены заболевания глаз, а потому многие феллахи наряду с традиционной медициной не забывают рецепты своих древних предков, которые утверждали, что, если перевезти этот кусочек ила с одного берега реки на противоположный, болезнь глаз излечится сама собой.

Нил также по-прежнему воспринимается как самый короткий путь из мира реального в мир божественный. Поэтому современные крестьяне используют его как средство связи с богами и духами. Чтобы передать сообщение в иной мир, им не нужны сотовые телефоны и Интернет, они просто ловят рыбу, пишут на ее спине свое желание и выпускают обратно в реку. Считается, что тогда желание обязательно сбудется.

Нил остается защитником египтян от злых сил, сглаза и гнева богов. При этом очень важно уберечь от дурного глаза только что родившегося ребенка, когда он еще не назван, беззащитен и уязвим. Поэтому в момент рождения ребенка мать и повитухи собирают органические остатки, вышедшие с плодом, в специальный глиняный сосуд, обертывают его куском превосходного льняного полотна и бросают в реку. При этом они не очень хорошо понимают смысл этого ритуала, но продолжают в точности копировать действия своих предков, свершавшиеся здесь в течение десятков веков.

«Один из самых популярных праздников средневековья, связанный с разливом Нила, – Вафа ан-Нил, «Невеста Нила», – был известен в греко-римском Египте и широко отмечается в Египте наших дней в первых числах августа всеми слоями общества и представителями всех конфессий. В XIX веке существовала традиция насыпать перед дамбой круглый земляной столб, на котором высеивали немного маиса или проса. Этот столб назывался аруса – «невеста»; его смывало поднимающимися водами Нила за две недели до того, как сносили дамбу, открывая воде путь на поля.

Средневековый историк аль-Макризи рассказывает, что в год завоевания Египта арабами военачальнику Амру ибн аль-Асу сообщили, что у египтян существует обычай нарядно одевать юную деву и бросать ее в реку, принося в жертву Нилу, чтобы воды реки вновь были плодородны. Амр ибн аль-Ас упразднил этот обычай. Нил не поднимался в течение почти трех месяцев, и народ заволновался, опасаясь голода. Тогда Амр по велению халифа бросил в Нил записку с текстом: «От Абдаллаха Омара, повелителя правоверных, Нилу Египта. Если ты разливаешься по собственной воле, то не разливайся, но если Аллах единый, могучий повелевает тебе разливаться, мы заклинаем Аллаха единого, могучего заставить тебя разлиться». По легенде, с следующую же ночь Нил поднялся на шестнадцать локтей.

Сегодня, несмотря на то, что Нил уже не разливается и перед дамбами не сооружают столбов из земли, в реку в присутствии глав государства бросают куклу, наряженную в одеяние времен фараонов» (В. Солкин).

В середине июня египтяне до сих пор празднуют «ночь слезы». Считается, что именно в эту ночь Исида роняет свою чудесную слезу в Нил (хотя египтяне-мусульмане не произносят имя Исиды, называя первую нильскую каплю просто «чудесной»), и от этой слезы начинается подъем воды в Ниле. Эта ночь вычисляется астрологами в соответствии с расположением звезд и Луны, при этом астрологи называют не только дату но и точное время начала разлива. Местные жители проводят эту ночь на берегу великой реки, пытаясь узнать свою судьбу. Женщины раскладывают у дома кусочки с метками, означающими годы жизни. на рассвете они проверяют, какие куски остались целыми, а какие треснули и вычисляют из этих сведений продолжительность жизни: своей и членов семьи. В настоящее время празднование «ночи слезы» сохраняется, в основном, жителями южных областей Египта и египетскими христианами – коптами.

* * *

Итак, «Современные обычаи египтян в большинстве своем представляют причудливую смесь наследия фараонов и арабских верований. Их живучесть объясняется неизменностью окружающей природы и климата, медленным изменением социальных условий: фараоновские черты – дедовские; а арабские – отцовские. Сегодня, спустя тысячу семьсот лет после того, как был написан последний древнеегипетский текст, «дедовские» обычаи еще очень сильны; переплетаясь с арабскими легендами, они образуют неповторимый колорит современного Египта», – пишет Абдель Азиз Рифаи, современный египетский исследователь.

Литература:

  • Солкин В.В. и др. Древний Египет. Энциклопедия. – М.: Арт-Родник, 2008.
  • Египет / ROUGH GUIDES / Пер. с англ. Т.Г. Лисициной, Г.С. Махарадзе, А.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  • Кокс С., Дэвис С. Древний Египет от А до Я / Пер. с англ. А. Бушуева. – М.: АСТ МОСКВА, 2008.
  • Мюррей М. Египетские храмы. Жилища таинственных богов / Пер. с англ. Т.М. Шуликовой. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
  • Видеман А. Религия древних египтян / Пер. с англ. Л.А. Карповой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.
  • Эрман А. Жизнь в Древнем Египте / Пер. с англ. И.А. Петровской. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.

www.river-nile.info

Нил | Туристический портал — PostVoyage.ru

В Древнем Египте Нил называли Хапи, такое же имя носил бог реки.

В Древнем Египте Нил называли Хапи, такое же имя носил бог реки. У реки были и другие обозначения – «Иум»(Море), «Итеру-аа» (Большая река) – в каждой местности вдоль берегов Нила свою реку-кормилицу называли по-своему. Почему греки называли великую африканскую реку Нилус, сейчас неизвестно, но именно греческое название дошло до наших дней. Нил самая длинная река на свете, протянулась с юга на север более чем на 6650 километров. Нил начинается на Абиссинском нагорье, это голубой Нил, и на юге современного Судана – Белый Нил. При впадении в Средиземное море река разделяется на множество рукавов, образуя дельту Нила.Согласно верованиям древних египтян, Нил берет начало из Нуна, окружающего сушу первичного вселенского моря, из которого возник весь мир. В вечном круговороте несет Нил свои воды в первичное вселенское море и снова возвращается в свое русло.

Нил разделил Египет на две части. В дельте Нила, на берегах рукавов и на многочисленных речных островах раскинулся Нижний Египет, а долина Нила – это верхний Египет. Дельта получила свое название в давние времена, и это название дали тоже греки. Потому что форма устья Нила, состоящего из множества рукавов и приток, напоминает треугольную четвертую букву греческого алфавита. В углу треугольника, в самой южной точке дельты, лежал Мемфис, древняя столица Египта.

При впадении в Средиземное море река разделяется на множество рукавов, образуя дельту Нила.

Греческому историку Vвека до н.э. Геродоту приписывают высказывание, что Египит – это дар Нила. Геродот имел достаточно оснований для такого утверждения. Страна Кемет полностью зависела от реки. Когда вода в половодье поднималась недостаточно высоко или очень быстро уходила, урожаи снижались. Если вода в Ниле прибывала слишком стремительно или очень долго застаивалась в долине – нельзя было посеять в срок, а наводнения наносили урон деревням и полям. Уровень воды в Ниле наблюдали и измеряли в двадцати мерных колодцах, один из которых и сейчас можно видеть на острове Элефантина.

Знаменитый своей ученостью древнеримский писатель I века н.э. Плиний Старший в своей «Естественной истории» писал: «Известно, что когда уровень воды поднимается, царям и префектам не разрешается плавать по Нилу. Степень подъема определяют при помощи колодцев со специальными знаками. Нормальный прирост 16 локтей; если воды меньше, то она не все орошает; если больше, то вода, отступая медленнее, задерживается… … Когда почва пропитана влагой, наступает благоприятный для сева момент, когда земля сухая – нет условий для посева. И то и другое принимается к сведению. 12 локтей предвещают голод, 13 локтей – провинция все еще терпит его, 14 локтей приносит с собой радость, 15 – обеспеченность, 16 – избыток. Самый большой разлив был до сих пор в 18 локтей при императоре Клавдии, самый малый – в 5 локтей… Когда вода стоит на самом высоком уровне, то она поднимается по открытым плотинам. Как только земля освобождается от воды, сеют».

 Самый большой разлив был до сих пор в 18 локтей при императоре КлавдииВсе знали, что когда вода доходит до отметки 16 локтей, то лучше и пожелать невозможно. А когда Нил в течение нескольких лет отступал от своего обыкновения приносить воду и сочный плодородный ил на поля в срок и вдоволь, то наступали худые времена. Случалось, что при низком уровне воды в реке груженые корабли в реке с трудом передвигались в мутной жиже. Некоторые рукава в дельте вообще пересыхали.

Естественным следствием нарушения обычного ритма разливов реки были, конечно, голодные годы, эпидемии и бунты. Один текст, относящийся к древнему царству, содержит прозрачные намеки на массовый голод: вымерли целые деревни, разлагающиеся труппы лежали непогребенные, грабители безнаказанно тащили чужое имущество. Упоминаются самоубийства и даже случаи людоедства.

Чтобы уменьшить зависимость от капризов великой реки, крестьяне укрепляли берега естественных водоемов насыпными сооружениями. Когда уровень воды понижался, искусственные каналы, пруды и бассейны распределяли накопленную воду по полям, а во время разлива Нила они спускали воду дальше в долину.

Современный Египет уже не зависит от Нила. Современный Египет уже не зависит от Нила. Плотины позволяют орошать поля круглый год, но плодородный ил туда больше не попадает. Выше Асуанской плотины течение реки замедляется, и ценные минеральные вещества оседают не там, где они нужны. Все улучшения имеют свою оборотную сторону.

Пороги в южной, нубийской части Нила назывались катарактами. Между Асуаном и Хартумом насчитывалось шесть порожистых мест, в которых река протекала не по относительно мягкой породе, по значительно более твердым гранитным уступам континентальной плиты. Препятствия делают русло Нила в этих местах более узкими, и течение реки становится более быстрым и бурным. Этим объясняется греческое название «катаракт», которое означает не что иное как «водопад». Первый катаракт находится возле Асуана и в течение многих веков является естественной границей между Египтом и Нубией.

Нил был главной транспортной артерией Древнего Египта. Нил был главной транспортной артерией Древнего Египта. Людей и грузы, солдат и рабов, скот, зерно, камень для строек и все другие нужные продукты, изделия и сырье – все это перевозили на кораблях по Нилу. Перевозки по воде имели для египтян такое важное значение, что колесо, которое было позаимствовано у завоевателей-гиксосов (в XVII- XVI века до н.э.), они не спешили использовать для изготовления телег, тачек или двуколок. Четвероногий транспорт – ослы – стоял на втором месте, потому что передвигаться по реке было гораздо быстрее. Путешествие по Нилу из Фив в Мемфис (885километров) продолжалось всякий раз по- разному, в зависимости от уровня воды и, следовательно, силы течения. Когда река была полноводной – около двух недель. В засушливый период течение было относительно слабое, и на преодоление этого пути требовалось до двух месяцев. Кроме того, глубина и скорость течения значительно различались на протяжении реки. При низком уровне воды глубина возле Асуана составляла два метра, а в районе Мемфиса примерно пять с половиной метров. Пока египтяне не научились плавать под парусами, используя ветры со Средиземного моря (около 3350года до н.э.), их речные поездки продолжались ещё дольше.

Ночью древние египтяне избегали отправляться в плавание по Нилу, чтобы не сесть на песчаную мель или не наткнуться на остров. Они, конечно, строили пристани и использовали удобные естественные гавани. Большие гавани были в Мединет- Хабу , в западных Фивах, в Мемфисе, в Танисе, а в эпоху династии Птолимеев – в Александрии. Для улучшения транспортных маршрутов египтяне даже копали каналы. Уже в период VIдинастии (примерно 2345 – 2180гг. до н.э.) они построили канал на первом катаракте, чтобы быстрее и легче проходить опасный отрезок реки. Другой канал был прорыт при фараоне Сесострии III (1872 – 1853/52гг. до н.э., Среднее царство, XII династия). Однако, несмотря на все ухищрения, в засушливый период корабли и лодки приходилось тащить по берегу. Чтобы улучшить условия для импорта товаров с Ближнего Востока, фараон Нехо II (около 610 – 595гг.до н.э.) повелел построить канал, соединивший Нил с Красным морем. При последующих династиях этот канал значительно углубили.

 Бог Солнца Ра плыл в ладье по небу, Жизненно важное значение Нила для древнего Египта проявилось и в религии египтян. Бог Солнца Ра плыл в ладье по небу, а ночью пересекал море в подземном царстве. На торжественных ритуальных процессиях статуи богов несли на специальных ладьях – они как бы величаво плыли. Умершим укладывали в могилу миниатюрные лодочки или лодки в натуральную величину, чтобы облегчить путь в подземном царстве. В мировосприятии жителей страны Кемет все было слито в гармоничное единое целое – черная земля, великая река, могущественные боги и их представители фараоны, потустороннее Подземное царство и мир простых людей с их непрестанным трудом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!!!

Статья прочитана 3363 раз(a).

www.postvoyage.ru

Река времени - Нил и Древний Египет - 6 Марта 2014

Если бы не Нил, несущий свои воды от Эфиопского нагорья и Центральной Африки к Средиземному морю, Египет с его ничтожным количеством осадков был бы почти непригоден для жизни. Благодаря этой реке он еще в 3-м тысячелетии до н.э. превратился в самое большое и процветающее государство Восточного Средиземноморья и оставался таковым вплоть до римского завоевания в 30 г. до н.э. В средние века он возвратил свое былое величие и по сей день является наиболее крупной, густонаселенной страной на Ближнем Востоке. Причем на протяжении столетий Египту удавалось сохранять свою историческую целостность, поскольку его границы почти не изменялись.

В древности положение Египта определялось благоприятными возможностями для сельского хозяйства, которые давала река. Нил с его неисчерпаемыми богатствами и другие географические факторы оказывали непосредственное воздействие на политическое развитие страны и формирование мировоззрения египтян.

В период плейстоцена, закончившийся примерно к 10-му тысячелетию до н.э., территория Египта включала часть Восточной Сахары и была населена кочевыми племенами охотников и собирателей. Климат тогда был гораздо менее засушливым, чем теперь, и они вполне могли прокормиться в тех местах, которые сегодня поглотила пустыня. Долина и дельта Нила с болотистыми, затопляемыми землями были надежным источником воды и пропитания. Они влекли к себе и людей, и животных. В 12-м тысячелетии до н.э. племена, населявшие Египет помимо охоты и рыболовства занимались сбором дикорастущих злаков, однако зерно требовало более тщательной переработки, чем другие продукты. Это позволяет сделать вывод, что потребность в пищевых ресурсах возрастала.

Шли века, климат Сахары становился все суше, и ко 2-му тысячелетию до н.э. он стал почти таким, как сегодня. С 10-го по 5-е тысячелетие до н.э. люди мезолита селились вокруг источников воды, все более интенсивно используя природные ресурсы в оазисах и вблизи Нила. В те времена культура этого района была однородной в отличие от более позднего периода, когда стали образовываться небольшие сельские общины. Переход к земледелию произошел, по-видимому, в 7 - 5-м тысячелетиях до н.э., намного позднее, чем в Западной Азии. Но в связи с тем, что долина Нила не хранит следов обработки земли, можно предположить, что ее возделывали и в более ранний период, чем это подтверждается документальными свидетельствами.

Постепенно с расширением пахотных земель увеличивалось и население долины и дельты Нила. К 4-му тысячелетию до н.э. в Египте существовали две додинастические культуры: более старая Меримдская в районе дельты и Бадарийская в Верхнем Египте, центром которой был Асьют. И только примерно к 3100 г. до н.э. в бассейне Нила образовалось единое централизованное государство.

Страна процветала вплоть до римского завоевания. Этому способствовали политическое единство и стабильность, а также возможность постоянно увеличивать площади обрабатываемых плодородных земель. Важнейшую роль здесь играл Нил. Пахоту начинали после ежегодного половодья, которое продолжалось с конца июля до сентября. Посевы почти не требовали полива, урожай собирали с марта по май. Регулирование паводковых вод повышало урожайность, а осушение затопленных территорий, на которых оставался слой плодородного ила, позволяло расширять обрабатываемые площади. Овощи выращивались на небольших участках, и воду приходилось носить из реки в горшках, так как вплоть до 1500 г. до н.э. никаких механических приспособлений для подъема воды не существовало. Некоторые растения,  например финиковые пальмы, плоды которых созревали в конце лета, забирали воду из подпочвенного слоя и не требовали дополнительного ухода.

Пока остается неясным, когда и как произошел переход от практики регулирования паводковых вод и ручного полива к созданию широкомасштабной ирригационной системы. В период Среднего царства (ок. 2040-1640 до н.э.) ирригация больших участков поймы уже прочно вошла в жизнь, однако в Древнем царстве (3-е тысячелетие до н.э.), во время строительства гигантских пирамид, ее, по всей видимости, еще не было.

Египетские тексты почти ничего не говорят об ирригации и водоснабжении, что затрудняет определение времени их введения. Исключение составляют собственные жизнеописания местных правителей в беспокойный период Первого распада (ок. 2134-2040 до н.э.), утверждавших, что ими были построены каналы, обеспечившие население водой, в то время как другие этого не делали. В более благополучные времена эти вопросы либо были уже решены, либо считались не столь важными, чтобы упоминать о них в государственных документах. Единственным районом, где работы по расширению ирригационной системы были завершены до наступления греко-римского периода, был оазис Файюм, расположенный к западу от долины Нила и к югу от самой высокой точки дельты. Здесь в период Среднего царства удалось намного увеличить площадь обрабатываемой земли с помощью обводного канала, направлявшего воду Нила на поля, расположенные в низине. К сожалению, до нашего времени это сооружение не сохранилось.

Разлив Нила происходил ежегодно; затопляемые территории долины и дельты отличались исключительным плодородием, поэтому сельское хозяйство этого района было самым надежным и продуктивным в стране, что давало возможность делать запасы на случай непредвиденных обстоятельств. Однако подобная ситуация обеспечивала лишь относительное благополучие. Неурожаи в случае недостаточного паводка, косившие население болезни и другие бедствия сдерживали темпы сельскохозяйственного роста, кроме того, в древности, в отличие от современного Египта, с полей собирали только один урожай в году. Да и сами наводнения обладали огромной разрушительной силой.  

Выращивали здесь главным образом зерновые: полбу, из которой пекли хлеб, и ячмень для изготовления пива. Они составляли основу рациона и хорошо сохранялись. Главными техническими культурами были лен, шедший на изготовление множества вещей, от канатов до тончайших тканей, а также бывший предметом экспорта папирус - болотное растение (правда, нам неизвестно, было ли оно культурным или дикорастущим). Корни папируса употребляли в пищу, а из стеблей делали всевозможные предметы: от лодок и циновок до прославившего Египет писчего материала, который вывозился и в другие страны. Кроме того, здесь выращивались самые разнообразные фрукты и овощи. Мясо крупного рогатого скота занимало сравнительно небольшое место в рационе питания, зато на болотах охотились на птиц, а Нил в изобилии давал рыбу, служившую главным источником животного белка для большинства населения.

Нил не только обеспечивал условия для земледелия, но был еще и главным средством сообщения. В египетском письме путешествие обозначалось изображением лодки. По реке перевозились тяжелые грузы, она связывала страну в единое целое. В то же время сложная конфигурация дельты и ее устьев создавала препятствие для иноземного вторжения. Путешествия в глубь пустыни или в Азию были связаны с несравненно большими трудностями, нежели по Египту. Но река способствовала и социальному расслоению - человек, не имевший лодки, считался бедным и, чтобы перебраться через реку, был вынужден пользоваться услугами тех. кому больше повезло в жизни. Смерть тоже была для египтян "переходом", путешествием в мир иной, "уходом в землю", "на другую сторону".

Привязанность Египта к долине Нила благоприятствовала политическому единству страны, которое обеспечивало наиболее эффективную эксплуатацию плодородных земель, но вместе с тем накладывало определенные обязанности на правителей государства. Они осуществляли контроль за сельскохозяйственным производством с помощью системы землевладения, налогообложения, административных мер, обеспечивавших обработку земли, и принудительного труда. Они же несли ответственность за сохранение зерна и принятие мер в случае неурожая, так что им приходилось решать серьезные задачи, которые в небольших обществах берет на себя кооперация. Централизованная власть, укрепившаяся в 3-м тысячелетии до н.э., создала дисциплинированную рабочую силу. Она воздвигала памятники фараонам и гробницы знати, укрепления и гигантские пирамиды Среднего царства, в Новом царстве (ок. 1550-1070 до н.э.) участвовала в завоевательных походах, сооружении храмов и гробниц, а во времена греко-римского владычества использовалась для строительства и других целей.

Все это оказывалось возможным благодаря характеру и продуктивности пойменного земледелия, позволявшего в летние месяцы высвобождать множество рабочих рук, а также способствовавшего развитию определенных профессий, не связанных с сельским хозяйством. При ослаблении централизованного государства, особенно в периоды распадов Египта, памятники почти не строились, а политическая экспансия прекращалась; но сельскохозяйственная основа власти и процветания оставалась нетронутой, и после восстановления единого государства ничто не препятствовало созданию новых монументальных сооружений и возрождению культуры. Однако не следует забывать, что высвобождавшаяся рабочая сила использовалась в Египте не на благо населения, а исключительно в интересах правителей и знати. Если бы не политическая нестабильность, многие судьбы во времена распадов (ок. 2134-2040 до н.э.; 1640-1532 до н.э.; 1070-712 до н.э.) сложились бы гораздо удачнее, но здесь, возможно, определенную роль сыграло общее отношение к правителям и к стране.

Как ни странно, Нил, несмотря на все его значение в жизни страны, египтянами на обожествлялся. Они принимали окружавшую их среду как нечто само собой разумеющееся, как центр мира. У Нила не было особого названия, его называли просто "рекой"; предполагают, что даже само слово "Нил" не египетского происхождения. Источником влаги и урожая была не река, а ее разлив - Хапи, который и стал богом, дарующим изобилие. Однако в пантеон главных богов он не вошел. Цари и местная знать в своем богатстве и могуществе сравнивали себя с Хапи. Хвалебный гимн рассказывает о благотворном действии паводков, но не связывает Хапи с другими божествами, как это было принято в египетском культе. Изображался он в виде толстяка, приносящего дары земли богам. Ему не строили храмов, и только раз в год, в начале разлива, в районе Джебель-Силсил, к северу от Асуана, где, как считается, проходила древняя граница государства и где река вплотную подходит к горам, устраивали праздник Хапи, приносили ему дары и воспевали его в гимнах.

В то же время Нил и его разливы сыграли едва ли не центральную роль в формировании мировоззрения египтян. В отличие от большинства других народов они были ориентированы на юг, к истокам Нила, так что запад находился справа, и поэтому западная сторона считалась "благоприятной" для перехода в мир иной. Календарь определяли по Нилу и по звездам. Наступление нового года приходилось на середину июля, когда начинался подъем воды перед паводком; это совпадало с появлением на небосклоне Сириуса (ставшего в египетской мифологии Сотисом), невидимого до этого в течение 70 дней. Река определяла и три времени года, каждое из которых состояло из четырех месяцев: "Разлив", "Возрождение" (ноябрь-март), когда с полей сходила вода и их начинали обрабатывать, и "Жаркое время", или "Жатва", - период сбора урожая и самого низкого уровня воды.

С Нилом теснее всех связывали бога Осириса. Согласно древним мифам, он царствовал над Египтом и был убит на берегу Нила своим братом Сетом. Тело его, изрубленное на множество частей, в ящике бросили в воду. Его сестре и вдове Исиде удалось собрать части этого тела и, вдохнув в него жизненные силы, зачать от мертвого Осириса сына Гора. Но Осирис не вернулся на землю и стал царем загробного мира. Его смерть и возрождение отождествлялись с плодородием. Во время празднеств, устраивавшихся в период разлива, в землю зарывали сырые глиняные фигурки Осириса с зернами ячменя; появление зеленых всходов означало, что вода воскресила землю. Таким образом, Осирис, река и земля составляли целый комплекс представлений о плодородии и возрождении.

Еще одним богом, культ которого связан с рекой, был Хнум, "Владыка катарактов" - порогов Нила. Он изображался в виде барана, центр его культа находился на острове Элефантина. Хнум был богом-творцом и покровителем того места, где в Египет втекали воды разливавшегося Нила. Однако культ этот был вторичным, дополняющим более древнюю традицию поклонения богине Сатис, храм которой символизировал союз между Сириусом и разливом. Несмотря на то что в северных, более густонаселенных районах половодье наступало несколько позже, празднества, посвященные этому событию, происходили именно на Элефантине.

Огромное значение Нила, быть может, даже более очевидно для нас, чем для древних египтян, жизнь которых была настолько тесно связана с рекой, что дождь, где бы он ни шел, они называли "разливом в небе". Но чтобы понять истинную роль этой реки в те времена, на нее нужно взглянуть именно глазами древних египтян, учитывая все различия между священным и светским, божественным и земным. Для египтян река была просто частью жизни, и хотя разлив ее мог принести разрушения, он в то же время давал им жизненные силы; боги же для них были существами более сложными, обитавшими за пределами обычного мира. Обожествить Нил, как и другие реки, выпало на долю греков и римлян.

    

Джон Бейнз (Великобритания) - профессор-египтолог, с 1976 г. преподает в Оксфордском университете. В соавторстве с Яромиром Малеком им написана работа "Atlas of Ancient Egypt" (1980), которая переведена на многие языки, и книга "Fecundity Figures" (1985), куда входит исследование персонификаций Хапи, бога разливов Нила, а также ряд статей по египетской мифологии и другим вопросам. Выступал с лекциями о Древнем Египте в Африке, Европе и США.

hugando.ucoz.com

река нил в египте длина фото

Самой длинной рекой на земном шаре официально продолжает считаться Нил. Его протяженность вместе с Кагерой составляет 6671 км. Нил образуется при слиянии двух крупных рек: Белого Нила (Бахр-эль-Абьяд) и Голубого Нила (Бахр-эль-Азрак). Он пересекает Руанду, Танзанию, Уганду, Судан, Египет и впадает в Средиземное море, образуя огромную дельту площадью 24 тыс. км². Площадь бассейна реки составляет 2870 тыс. км², средняя величина стока у города Асуана, в юго-восточной части Египта – 2,6 м³/сек. Главными притоками Нила являются реки Собат, Голубой Нил, Атбара и Бахр-эль-Газаль.

Нил долгое время оставался одной из самых загадочных рек. С одной стороны, он был известен людям с самой глубокой древности: ведь именно на берегу Нила зародилась, развивалась и угасала великая египетская цивилизация (конец VI тысячелетия до н. э. – I век н. э.). С другой стороны, эта река таила в себе множество загадок, разгадать которые пытались и древние, и современные ученые. Например, неизвестным долгое время оставалось место, где Нил берет начало.

Еще с древних времен каждого, кто жил на берегу реки или хотя бы один раз видел ее, удивляло то, что она довольно полноводна, несмотря на то что в нижнем течении на протяжении нескольких тысяч километров она несет свои воды по засушливой местности. С запада простирается обширная Ливийская пустыня, с востока – Нубийская и Аравийская пустыни. Солнце здесь палит нестерпимо, дождей почти не бывает, испарение влаги так велико, что почвы сильно иссушены и заметены раскаленными песками. Путешественник, отклонившийся от нильского оазиса всего лишь на несколько километров, легко может погибнуть от жары и жажды.

Кажется, при таких условиях вода должна испаряться хотя бы в летний период, но этого почему-то не происходит. В действительности здесь имеет место противоположный процесс: в летние месяцы вода в реке прибывает. Воды Нила, на протяжении всего года имеющие мутно-зеленоватую окраску, летом становятся красноватыми. К началу сентября уровень воды поднимается на 8–10 м, выходит из берегов и затопляет прибрежные участки поймы, превращаясь в огромное озеро.

Вода не спадает на протяжении нескольких недель. Затем река начинает медленно отступать, освобождая пойменные земли. На них остается слой ила, являющийся прекрасным удобрением для земель. Древние египтяне собирали на этой земле богатые урожаи зерна, поэтому ежегодный разлив реки был для них не катастрофой, а благом.

Жителя Египта обожествляли Нил, поклонялись ему, приносили жертвы, полагая, что именно от его милости зависит время и сила разлива вод.

Бог Нила по имени Хапи, по мнению древних египтян, жил в ущелье Гебель-Сильсиле, находящемся в верховьях реки, у первых порогов, среди огромных скал. Вход в пещеру, согласно легендам, охранял страшный змей, а на скалах сидели орел и ястреб и осматривали окрестности. Именно в этой пещере, между головой и хвостом змея, как полагали древние, находился исток Нила.

Хапи изображали в виде толстого человека с огромным животом и женской грудью, с тиарой на голове и сосудами для воды в руках. День разлива Нила являлся для египтян праздником, они бросали в его воды папирусы, на которых были перечислены все полагающиеся ему дары.

Тогда же, в древности, жрецы попытались изучить причины половодья в летний период. Это им сделать не удалось, но зато они научились измерять уровень воды в реке и предсказывать ее повышение. Объяснить продолжительность и обилие половодья ученым удалось только в 1860-х годах. Они выяснили, что первую волну половодья образуют воды Голубого Нила, к которому затем присоединяются воды Белого Нила. Именно из-за этого уровень воды долго держится на максимальной отметке.

В течение продолжительного времени оставалось неизвестным место истока Нила. Египетские, а затем и греческие ученые предлагали разные, иногда фантастические версии. Например, Птолемей, живший во II веке н. э., в своем сочинении «География» писал, что Нил образуется в месте слияния двух рек. Эти реки, по его мнению, вытекали из озер, находящихся высоко в Лунных горах. Долгое время существование этих гор ни у кого не вызывало сомнения, и до середины XIX века их наносили на карты Африканского континента.

Однако истоки Нила начали искать не в XIX столетии, а гораздо раньше.

В 1613 году португальский миссионер Педро Паиш путешествовал по Эфиопии и вышел к берегу озера Тана. Изучив берег, он обнаружил, что из озера вытекает река (ее впоследствии назвали Аббаем), которую он также исследовал. Благодаря этому ученые сделали сенсационный вывод, что разливы Нила происходят из-за подъемов воды в Аббае. Продолжил изучение Нила шотландец Джеймс Брюс в 1768 году. Он выяснил, что Аббай является верхним течением большой реки под названием Бахр-эль-Азрак, которое он перевел как Голубой Нил. Этот перевод является неточным: в действительности арабы называли эту реку не Голубым, а Черным Нилом, т. к. вода в нем действительно имеет черный оттенок, а в период разлива, как уже указывалось выше, – красноватый. На картах можно увидеть оба эти названия: река, вытекающая из озера Тана и протекающая по территории Эфиопии, действительно именуется Аббаем. В соседнем государстве Судане, неподалеку от границы с Эфиопией, располагается небольшое озеро, в которое и впадает Аббай. Вытекающую из озера реку уже отмечают на картах как Голубой Нил.

Голубой Нил является самым многоводным притоком Нила. Площадь его бассейна составляет 330 тыс. км², а длина – 1600 км. Исток Голубого Нила находится на Эфиопском нагорье на высоте 2700 м над уровнем моря, где берет начало река Малый Аббай. Она стекает с крутых гор и несет свои воды в озеро Тана. Из небольшого залива, находящегося в южной части озера, вытекает река Аббай. Она прокладывает свое русло в юго-восточном направлении и примерно через 20 км от озера Тана превращается в величественный водопад Тиссисат.

Голубым Нилом река считается, начиная от участка, находящегося сразу же после водопада. На протяжении 500 км Нил течет по ущелью, глубина которого составляет от 900 до 1200 м, а ширина – 24 км.

Истоки Белого Нила были открыты только в XIX столетии. В 1858 году англичанин Джон Хэннинг Спик отправился в путешествие по Центральной Африке и первым из европейцев достиг озера Виктория, которое и объявил истоком Белого Нила, тем более что спустя два года ученый обнаружил большую реку, вытекающую из этого озера.

Многие исследователи не согласились с утверждением Джона Спика и продолжали поиски истоков великой африканской реки.

Наконец, в 1875 году американский журналист и репортер Генри Стэнли открыл реку Кагера, впадающую в озеро Виктория. Эта река и была признана истоком Нила.

В 1938 году немецкий путешественник и натуралист Вальдекер обнаружил в наиболее высокой части пустынного Восточно-Африканского плоскогорья родники Казумо, дающие начало реке Кагера. В честь тех, кто принимал участие в поисках истоков Нила и погиб, так и не достигнув поставленной цели, на этом месте была сооружена небольшая пирамида из белых камней. В результате всех проведенных исследований, растянувшихся на несколько столетий, ученые пришли к выводу, что Нил образован слиянием двух ветвей-истоков – Белого и Голубого Нила.

Белый Нил (площадь бассейна – 1059 тыс. км², длина – 957 км) зарождается в области, богатой озерами, прокладывает свой путь через тысячи километров пустынь и болот, то неторопливо извиваясь, то ускоряя свое течение на быстринах и порогах. Истоком Белого Нила считается река Рукарара в Руанде, относящаяся к системе реки Кагера. В связи с этим длина Нила, как правило, высчитывается с учетом протяженности небольшой речки Кагера, которая берет начало неподалеку от северной границы Руанды. Неся свои воды в восточном направлении, она впадает в озеро Виктория и вытекает в его северной части из небольшого залива Наполеона.

Озеро Виктория находится в приэкваториальной области, поэтому в течение всего года регулярно пополняется водой из полноводных рек, которые в него впадают, а также питается за счет постоянно идущих здесь дождей. Благодаря этому Нил равномерно снабжается водой из озера. Река, вытекающая из озера Виктория, носит название Виктория-Нил. В ее верхнем течении много порогов. Вблизи водопада Оуэн построена плотина и первая гидроэлектростанция в бассейне Нила. Виктория-Нил впадает в озеро Кьога, ниже которого несет свои воды в озеро Мобуту-Сесе-Секо. На этом участке также имеется множество порогов.

Далее река постепенно сужается (в самых узких местах ее ширина составляет около 6 м) и превращается в огромный и необычайно красивый водопад Мерчисон. Водный поток здесь низвергается в теснину с 40–50-метрового трамплина. В каменной чаше он с грохотом дробится и пенится. Подобно могучему вулкану, водопад выбрасывает в воздух водяную пыль, над которой зависают необычайно яркие ленты радуги. Вблизи водопада раскинулся национальный парк Мерчисон-Фоллс. Среди многочисленных представителей фауны наиболее впечатляющими являются бегемоты и крокодилы.

О знаменитых нильских крокодилах необходимо рассказать подробнее, тем более что национальный парк Мерчисон стал практически единственным местом на Африканском континенте, где крокодилы представляют собой неотъемлемую часть ландшафта. Кстати, во втором крупном парке Уганды – Куин-Элизабет – крокодилов нет вообще.

По-видимому, участок Виктории-Нила, расположенный ниже водопада Мерчисон, во все времена был необычайно привлекательным для крокодилов. Сэмюэл Бейкер, который проделал огромный путь по Нилу и его притокам и многое успел повидать, записал в своем дневнике: «Такого количества крокодилов, как здесь, я никогда не видывал. На песчаных отмелях у берегов реки, где только пригревало солнце, как бревна, плотно друг подле друга лежали крокодилы». Такое обилие крокодилов ниже водопада объясняется, по всей вероятности, доступностью корма. Оглушенная и беспомощная рыба, попавшая в водопад, является для них легкой добычей.

Крокодилы в парках достигают гигантских размеров: длина самого большого пресмыкающегося, добытого на территории Мерчисон-Фоллс, составляла 6,3 м. Известно, что с возрастом рост этих животных замедляется, и с 20 лет они прибавляют всего лишь по 3,6 см в год, поэтому можно утверждать, что многим живущим в парке крокодилам более 100 лет.

Крокодилы представляют реальную опасность для людей. Их поведение по отношению к человеку во многом напоминает акулье, так что человек, решивший искупаться в водоеме, населенном крокодилами, необдуманно рискует своей жизнью. Африканская статистика, регистрирующая все случаи нападения животных на человека, утверждает, что крокодил занимает второе место в списке наиболее опасных животных (на первом месте стоит лев).

В 1969 году был создан проект, по которому предполагалось превратить водопад Мерчисон в гидроэлектростанцию. Это позволило бы обеспечить электричеством промышленность и сельское хозяйство всей западной части Уганды. Однако подобная экономическая выгода повлекла бы за собой уничтожение уникального национального парка, гибель и без того редких животных, а также потерю такой природной жемчужины, как водопад Мерчисон. Представители общественности выступили против этого проекта, и он был отклонен. Так неповторимое чудо Африки было сохранено для будущих поколений.

Участок реки, находящийся ниже водопада Мерчисон, называется Альберт-Нил. До Нимуле течение спокойное, ниже города начинаются пороги, наиболее сложными из которых являются Фола. Река в этом месте преодолевает ущелье шириной от 20 до 25 м. За порогами Фола заканчивается озерная область Нильского бассейна.

С Восточно-Африканского плоскогорья река вытекает на просторные равнины Судана. К северу от порогов река носит название Бахр-эль-Джебель и делится на множество рукавов. Эта территория, находящаяся в южной части Судана, называется страной рек.

Все притоки Нила имеют небольшое падение и спокойное течение, поэтому пригодны для судоходства. Однако жаркое экваториальное солнце способствует бурному развитию растительности, которая образует на поверхности рек с полустоячей водой настоящие острова, или сэдды (в переводе с арабского языка – «барьер», «препятствие»), представляющие собой топкие сезонные болота. Тогда реки превращаются в сеть постоянно меняющихся проток, которые буквально задыхаются в вязкой растительной массе.

Иногда сэдды до такой степени перегораживают русло реки, что делают невозможным не только судоходство, но и передвижение на небольших лодках. А Нил, как известно со времен римского императора Нерона, снарядившего первую в истории экспедицию по реке, был важной транспортной артерией. Непреодолимая преграда, каковой считались сэдды, была устранена лишь в 1899 году, когда в местах их распространения проложили постоянный фарватер.

В приэкваториальных областях осадки выпадают круглый год, но наибольшее их количество приходится на весенние и осенние месяцы. В южной части Республики Судан, в условиях тропического климата дела обстоят иначе. В зимние месяцы выпадает очень мало осадков. Больше всего дождей бывает в летнее время года, когда солнце особенно высоко поднимается над горизонтом. Так что в верховьях Нила приток воды происходит весной и осенью, а в стране рек – летом.

В связи с изменением климата меняется и характер растительности. Влажные экваториальные леса постепенно сменяются тропическими лесостепями – саваннами. Среди высоких трав здесь растут баобабы, акации, мимозы. В саваннах встречается несколько видов антилоп, водятся зебры, жирафы, слоны, бегемоты, из хищников – львы, гепарды, гиены. Среди птиц наиболее распространенными являются страусы, марабу, секретари.

В Ниле обитает множество видов рыб. Например, здесь можно поймать бишира. Во время сухого сезона он переселяется в реку, а в сезон дождей – в болота и излучины для размножения. В течение дня бишир неподвижно лежит на дне, а ночью охотится. Его добычей становятся маленькие рыбки, рачки и личинки насекомых.

Кроме бишира, в Ниле живет несколько видов клюворылых рыб. Они обладают органом, способным вырабатывать электричество. Он располагается у хвоста. Создаваемое напряжение не превышает двух вольт и слишком мало для того, чтобы убить жертву, поэтому нильские щуки с помощью этого органа могут лишь определить, где находится жертва. И это немаловажно, т. к. живут эти рыбы в полной темноте. Клюворылыми они названы потому, что нос, которым рыба исследует дно в поисках пищи, имеет вытянутую форму и загнут вниз.

Самой крупной пресноводной рыбой считается нильский латес. Обитает он не только в Ниле, но и в других реках тропического пояса. Рыба достигает в длину 1,8 м. Длина не менее примечательной рыбы – электрического сома – составляет 1,2 м. Его туловище абсолютно гладкое и лишено чешуи. Под кожей сома находится электрический орган, который тянется от головы до анальных плавников. Его вес равен четверти от общего веса рыбы.

Сом способен посылать электрические разряды напряжением до 350 В, оглушая или убивая свою жертву.

Чуть выше небольшого города Малакаль в Белый Нил впадает один из главных его притоков – река Собат. Ее исток находится на Эфиопском нагорье, поэтому река пополняет свои воды в период с июня по сентябрь, когда в горах идут интенсивные дожди. Сошедшие с гор потоки воды приносят с собой много ила, из-за чего имеют кремово-белый оттенок. Во время половодий эти потоки вливаются в Нил и его воды также приобретают белесый цвет. Отсюда и произошло название реки, несмотря на то что в другое время года вода в Ниле зеленовато-серая.

Ниже впадения реки Собат русло Белого Нила проходит по неглубокой долине. Река здесь не принимает постоянных притоков. Течение Белого Нила между Джубой в Южном Судане и Хартумом очень медленное. Причина этого в том, что на протяжении 1609 км пути река спускается не более чем на 73 м. У столицы Республики Судан, города Хартума, сливаются два Нила: Голубой Нил, текущий с востока, и Белый Нил, направляющийся сюда с юга. Так образуется основное течение Нила.

На отрезке между городами Хартум и Асуан Нил преодолевает шесть порогов. Образовались они в тех местах, где река пересекает выходы на поверхность таких твердых кристаллических пород, как граниты и гнейсы. Эти пороги являются серьезным препятствием для судоходства.

Наибольшую опасность представляет второй порог, Батн-эль-Хаджар («каменное чрево»), где русло реки сжимают отвесные скалы. Третий порог прославился своими наскальными рисунками: древние люди высекали на скалах изображения львов, жирафов, страусов, антилоп и других животных.

В обеспечении стока Нила главная роль принадлежит рекам Собат, Голубой Нил и Атбара: на их долю приходится 84% общего объема стока реки. Белый Нил дает всего 16% стока Нила, потому что эта река теряет практически половину своих вод, которые испаряются в болотах суданских равнин. Сток Собата, Голубого Нила и Атбары увеличивается в летний период, когда на Эфиопском нагорье идут обильные дожди. В это время начинается подъем воды в Ниле ниже Хартума.

Построенная возле Асуана плотина создала водохранилище, которое затопило первый и второй пороги. С одной стороны, строительство плотины создало угрозу для земель дельты, к которым прекратилось поступление ценного ила с верховьев. С другой стороны, появилась возможность контролировать поступление воды, благодаря чему были созданы условия для круглогодичного орошения земель, и теперь в некоторых областях снимают до трех урожаев в год.

По территории Египта Нил течет между Аравийской и Ливийской пустынями, не получая ни притоков, ни дождевой влаги, потому что осадки выпадают здесь крайне редко. Перед впадением в море Нил начинает ветвиться, образуя множество хаотично переплетающихся рукавов, проток и каналов. Однако, если посмотреть на устье реки с борта самолета, становится видно, что оно имеет форму правильного равностороннего треугольника, напоминающего букву греческого алфавита «дельта». Отсюда и произошло название распадающегося на рукава устья реки.

Нильская дельта начинается от столицы Египта – Каира. Протяженность ее с севера на юг составляет примерно 160 км, расстояние по побережью Средиземного моря от Порт-Саида до Александрии – 250 км, а площадь дельты – 24 тыс. км². На ее территории образовались озера, которые представляют собой отчлененные от моря лагуны. Они являются важнейшими районами рыбной ловли в Египте.

Дельта Нила образована двумя его главными рукавами – восточным и западным. Длина каждого из них составляет свыше 200 км. В устья этих рукавов река выносит большое количество твердого материала. Отложение его в дельте приводит к постоянному ее продвижению в море.

В дельте Нила и на части расположенной вдоль его берегов суши устраивают зимовья большинство перелетных птиц, которые проводят здесь всю зиму и раннюю весну. Здесь можно увидеть бесчисленные стаи уток, гусей, лебедей, пеликанов, фламинго, перепелов, пестрых чибисов, морских ласточек и чаек. На поверхности воды птицы образуют сплошной живой ковер. Такое обилие пищи привлекает сюда и хищных птиц: орлов-могильщиков, кликунов, белохвостых орланов и ястребов. По берегам, в кустах, траве и густой зелени рощи селятся более мелкие представители пернатых: мухоловки, горихвостки, пеночки, жаворонки, зяблики и десятки других северных переселенцев. Они находят в зарослях мириады мелких насекомых.

Нил играет жизненно важную роль в хозяйстве северных областей Республики Судан и Египта. Почти через всю Сахару по обоим берегам реки протянулся оазис с плодородными землями, которые орошаются нильскими водами.

Удивительное открытие сделали ученые в 1958 году. При помощи радиоизотопов они обнаружили реку, которая течет под Нилом. Причем ее среднегодовой расход воды в 6 раз больше, чем у Нила, т. е. около 500 км³.

"Рекорды в мире природы" Авторы-составители К.А. Ляхова, Е.Г. Горбачев 2003 г.

река нил карта

Свидетель истории

Египет знаменит на весь мир благодаря своей древнейшей культуре, уходящей в глубь тысячелетий, и Нилу — величественной реке, которая стала свидетелем истории, начавшейся 6000 лет тому назад.

Поэты древности называли Египет «подарок Нила». И действительно, судьба этой страны всегда была тесно связана с ее главной водной артерией. На протяжении многих веков ежегодные разливы Нила определяли ритм жизни египтян. Каждый год в одно и то же время уровень воды в Ниле поднимался. Река разливалась и затапливала широкие долины, превращая их в гигантские озера.

Однако в начале XIX века этот естественный природный цикл был нарушен начавшимся массовым строительством плотин. На смену ежегодным наводнениям пришли системы искусственного орошения, контролируемые человеком. В 1971 году было завершено строительство Асуанской плотины. С ее помощью страна получила возможность практически полностью удовлетворить свои потребности в электроэнергии, столкнувшись взамен с непредвиденными экологическими последствиями. Оказалось, что плотина задерживает богатый минералами ил, который ранее распределялся по посевным площадям в результате наводнений, а появление в центре пустыни огромного Асуанского водохранилища привело к изменению климата в прилегающих районах.

Но несмотря ни на что, туристический бум у берегов Нила продолжается. Этому не могут помешать даже исламские фундаменталисты, пытающиеся препятствовать развитию туризма, доходы от которого составляют одну из важнейших статей бюджета страны.

Дар природы

Только река Нил — важнейшая и самая полноводная река Африки — не дает Судану и Египту разделить судьбу других стран, находящихся на территории пустыни Сахары — Чада, Нигера и Мали, которые постоянно страдают от жесточайших засух.

Невозможно переоценить то значение, какое имеет для Египта эта самая длинная река африканского континента, протянувшаяся на 6671 км в длину. Чтобы понять это, достаточно обратиться к истории египетской культуры. Люди издавна верили в божественное происхождение Нила. Веками античные ученые спорили о его истоках. Например, Геродот был уверен, что Нил берет свое начало в районе между островами Сиена и Элефантина. В действительности же Нил вытекает из озера Виктория, расположенного в жарком и влажном регионе Центральной Африки. Последние 3000 км своего пути к морю река течет через пустыню, оставаясь при этом почти такой же полноводной.

На своем пути с юга на север Нил пересекает три климатические зоны (экваториальную, тропическую и зону пустынь). На севере Египта Нил минует Каир и впадает в Средиземное море. Разделяясь на несколько рукавов, река устремляется к бывшей морской бухте южнее Александрии. По пути Нил орошает «черную землю» — наносные массивы, формировавшиеся на протяжении столетий. Для Египта, так же как и для Судана, Нил является бесценным сокровищем. На его берегах, образующих вечнозеленый оазис, можно увидеть крестьян и рыбаков, торговцев и туристов. И все же Нил несет египтянам не только благословенную влагу. В прошлом споры о распределении воды неоднократно вызывали конфликты между Египтом и Суданом, грозившие обернуться настоящей войной.

earth06.narod.ru