Религия в древней месопотамии. 9. Религия и культура Древней Месопотамии.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ГОС 2012_1 / 11. Религия Древней Месопотамии. Религия в древней месопотамии


11. Религия Древней Месопотамии

  1. Религия Древней Месопотамии.

Согласно шумерской космогонии, мир произошел после разделения Неба и Земли и их союза, имеет горизонтальную и вертикальную ориентацию. Верхний мир управляется старейшим богом Аном, восседающем на троне седьмого неба, от него исходят законы мироздания. Средним миром, состоящим из трех частей («наша страна» - калам, «степи» - эден и «чужие земли» - кур), правит Энлиль, бог ветра и окружающего пространства. Только калам имеет положительную оценку, эден и кур отождествляется со злым, где могут властвовать и демоны. Область подземных вод нижнего мира подчинена Энки, создавшему человечество, покровителю ремесел и искусств. Колодезная вода отсюда связана с тайным знанием. Область загробная же подчинена Нергалу и Эрешкигаль (супруги), а так же Аннунакам, вершащим судьбы людей.

Слово «бог» в шумерской традиции имеет так же значение «звезда» и «небо».

+ законы ме

Первые шумерские тексты отражают классификационную и систематизаторскую работу жрецов. Вначале была триада Великих Богов (Ан, Энлиль и Энки) и затем — триада богов планетарных. Кроме них существововало огромное количество разного рода божеств, о которых часто неизвестно ничего, кроме их имени.

До конца III тысячелетия не было единого систематизированного пантеона, хотя имелось несколько общешумерских божеств: Энлиль, «владыка воздуха», «царь богов и людей», бог города Ниппур, центра древнейшего шумерского племенного союза; Энки, владыка подземных пресных вод и мирового океана (позднее и божество мудрости), главный бог города Эреду, древнейшего культурного центра Шумера; Ан, бог неба, и Инанна, богиня войны и плотской любви, божества города Урук, Наина, лунный бог, почитавшийся в Уре; бог-воитель Нингирсу, чтившийся в Лагаше (этот бог позднее отождествлялся с лагашским Нинуртой), и другие божества. Древнейший список богов из Фары (около 26 столетия до нашей эры) выделяет шесть верховных богов раннешумерского пантеона: Энлиль, Ану, Инанна, Энки, Нанна и солнечный бог Уту. Древние шумерские божества, в том числе и астральные боги, сохраняли функцию божества плодородия, которое мыслилось как бог-покровитель отдельной общины. Один из наиболее типичных образов - образ богини-матери (в иконографии с ней иногда связывают изображения женщины с ребенком на руках), которая почиталась под разными именами: Дамгальнуна, Нинхурсаг, Нинмах, Нинту, Мама, Мами. Аккадские варианты образа богини-матери - Белетили («владычица богов»), та же Мами (имеющая в аккадских текстах эпитет «помогающая при родах») и Аруру - создательница людей в ассирийских и нововавилонских мифах, а в эпосе о Гильгамеше - «дикого» человека (первочеловека) Энкиду. Не исключено, что с образом богини-матери связаны и богини-покровительницы городов: так, шумерские богини Bay и Гатумдуг также носят эпитеты «мать», «мать всех городов». В мифах о богах плодородия прослеживается тесная связь мифа с культом. В культовых песнях из Ура говорится о любви жрицы «лукур» (одна из значительных жреческих категорий) к царю Шу-Суэну и подчеркивается священный и официальный характер их соединения. Гимны обожествленным царям III династии Ура и I династии Исина также показывают, что между царем (одновременно и верховным жрецом «эном») и верховной жрицей ежегодно совершался обряд священного брака, в котором царь представлял воплощение бога-пастуха Думузи, а жрица - богини Инанны.

Календарные обряды в культуре Древней Месопотамии

Сакральное время у шумеров, как и у многих других народов, циклично и определяется сроками основных сельскохозяйственных работ, а так же наблюдениями за Луной, Солнцем и Венерой. Календари – лунно-солнечные, каждые несколько лет в календарь добавлялся один месяц. Каждый месяц начинался с новолуния.

Наиболее изученный из календарей – календарь Ниппура, священного центра шумеров, где были учтены и все основные праздники. Новый год приходился на весенний разлив рек накануне первого равноденствия. Разыгрывалась схватка бога Нинурты с силами зла (демоном Асагой), в результате которой из разорванного тела последнего создавался мир, а победитель короновался. (здесь следует вспомнить обычай убивать старого царя в пользу молодого и сильного).

В следующем месяце проводился обряд священного брака - символ плодородия земель и скота. Он проводился в каждом городе как брак пар божеств (часто упоминается Думузи с Инанной из Урука), на самом же деле в их ролях был правитель и храмовая жрица. Их ребенок от этого брака занимал высокое положение и мог называться сыном самих богов.

Летом, в канун солнцестояния, проводился обряд проводов Думузи в подземный мир, похороны Думузи.

В июле-августе были празднества в честь героя Гильгамеша, факельные шествия и спортивные состязания. .

Осенние праздники посвящены богам подземного мира – Аннунакам, сопровождавшиеся возлияниями и жертвоприношениями.

Зимнее солнцестояние отмечалось выходом из-под земли предков (правителей городов в первую очередь), для которых ставились специальные троны в храмах.

Т.о. основные праздники приходились на дни равноденствия, уделяя меньше внимания другим периодам года. В остальных городах существовали и иные системы, не до конца изученные.

В шумерской религии закрепляется идея постоянного возвращения и цикличности. Начало года должно было очищать людей от всего старого, отменяя все накопившиеся события.

Из Элиаде:

Мир периодически возрождается, или "творится заново", с помощью новогоднего праздника. "Шумерское название этого праздника — акитиль — означает "сила, возрождающая мир"; возникает весь цикл закона вечного возвращения". Документированные свидетельства мифо-ритуальных сценариев Нового Года, более или менее схожих между собой, обнаружены в бесчисленном множестве культур. В Вавилоне празднование включало в себя иерогамию двух божеств — покровителей города, которые представлены либо их статуями, либо правителем, носящим титул мужа богини Инанны и воплощающим Думузи, и храмовой иеродулой (жрицей-проституткой). В их священном браке воплощалось единение богов и людей, единение, разумеется, преходящее, однако чреватое существенными последствиями. Дело в том, что божественная энергия изливалась таким образом прямо на город — или, иначе говоря, на «Землю», — освящала ее и обеспечивала ей благоденствие и счастье в начинающемся году.

studfiles.net

9. Религия и культура Древней Месопотамии.

В Месопотамии с ее множеством сменявших друг друга государственных образований (Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилония) не было сильной стабильной государственной власти. Сравнительно невысокая степень централизации политической власти и соответственно обожествления правителя способствовала тому, что в Месопотамии сравнительно легко, без ожесточенного соперничества (что имело место в Египте) уживались друг с другом многие боги с посвященными им храмами и обслуживавшими их жрецами. Главными считались (верховная триада богов) бог неба Ан и богиня земли Энки, бог воздушного пространства Энлиль. На рубеже IV-III тыс. до Р.Х. Египет представлял собой единое раннее государство во главе с всеобщим обожествленным правителем – фараоном. И обожествление правителя достигло здесь небывалых размеров.

Большинство шумеро-аккадо-вавилонских богов имели антропоморфный облик, и лишь немногие, как Эа или Нергал, несли на себе зооморфные черты, своеобразное воспоминание о тотемистических представлениях далекого прошлого. К числу священных животных месопотамцев относились бык и змея. Египетские боги имели немало зооморфных черт и признаков, и многих животных египтяне почитали священными.

Храмы строились не всем богам, а лишь главнейшим, преимущественно же богу или богине – покровителям данной общины. На севере и на юге Месопотамии формируется определенный тип культового строения, где закрепляются и становятся традиционными почти для всей позднейшей месопотамской архитектуры некоторые строительные принципы. Главные из них таковы: 1) постройка святилища на одном месте (все более поздние перестройки включают в себя предшествующие, и здание, таким образом, никогда не переносится). 2) высокая искусственная платформа, на которой стоит центральный храм и к которой с двух сторон ведут лестницы (впоследствии, может быть, именно в результате обычая строить храм на одном месте вместо одной платформы мы уже встречаем три, пять и, наконец, семь платформ, одну над другой, с храмом на самом верху – так называемый зиккурат). 3) храм состоял из трех частей: центральной в виде длинного двора, в глубине которого помещалось изображение божества, и симметричных боковых приделов по обеим сторонам двора. На одном конце двора располагался алтарь, на другом конце – стол для жертвоприношений. 4) членение наружных стен храма, а также платформы (или платформ) чередующимися выступами и нишами.

Мифология Междуречья богата и весьма разнообразна. В ней можно встретить и космогонические сюжеты, истории о создании земли и ее обитателей, в том числе вылепленных из глины людей, и легенды о подвигах великих героев, прежде всего Гильгамеша (поиск бессмертия), и, наконец, рассказ о великом потопе. Важное значение придавалось загробной участи. Загробный мир представлялся очень мрачным. Реальное бытие земледельцев с их культом плодородия и регулярной смены времен года, не могло не привести к представлению о тесной и взаимообусловленной связи между жизнью и смертью, умиранием и воскресением. Поэтому одно из центральных мест в мифологии месопотамцев заняла история о смерти и воскресении Думузи (Таммуза). Процесс искания истины характерное свойство месопотамской религии.

Как и в Месопотамии, у египтян сложились различные мифы о сотворении мира, создании богами людей из глины. Главным был миф об умирающем и воскресающем боге Осирисе и его супруге богине Исиде, символизирующим идею плодородия, весеннего возрождения природы. В более поздних мифах Осирис приобрел также и функции повелителя подземного царства мертвых, определявшего грехи и заслуги покойников.

Во II тыс. до Р.Х. в Месопотамии с возвышением бога-покровителя города Вавилона – Мардука была связана и сакрализация правителя, статус которого со временем приобретал еще большую святость. Мардук – бог, дающий санкцию на твердую монархическую власть. Мардук претендовал на место Бога, в котором сочетаются и содержатся все боги (но это еще не единобожие).

И в Египте, и в Месопотамии, также как и в других обществах древности господствовал политеизм. Но именно в Египте с его наибольшей централизацией политической власти идея монотеизма возникла раньше всего. Первым, кто попытался осуществить ее, был фараон Аменхотеп IV, живший в XIV в. до Р.Х.

Религиозные системы древнейших очагов цивилизации – Месопотамии и Египта, развивавшиеся на протяжении тысячелетий, в целом достигли весьма высокого уровня и сыграли важную роль в становлении более поздних религий всего ближневосточного региона.

Культура. В I тыс. целом вавилонское общество оставалось чрезвычайно свет­ским, поэтому основные процессы в нем шли в соответствующей фор­ме, что, например, выразилось в культе технического знания. Было большое количество специалистов по разным научным отраслям. Школьное образо­вание возникало как светское, но сейчас становится все более и более мирским. Идея самодостаточного знания расцветает и становится мас­совой, поскольку исторические события разворачивались на фоне но­вых технических успехов, экономического подъема и т. д.

Было два типа писцов: шумерские (высокого уровня специали­сты, обязанные знать кроме грамоты математику, музыку, обя­зательно два языка, литературу, а главное – уметь пользоваться бесчисленными словарями и справочниками) и хурритские (хурриты – нечто простое, свалившееся с гор и не очень образован­ное; хурритский писец – обидная кличка человека, знающего всего 200-400 знаков, по преимуществу слоговых, то есть записанных на слух).

В Месопотамии была открыта теорема Пифагора задолго до ро­ждения самого философа, знали число «пи», правда оно у них было равно 3, умели вычислять не только площадь, но и объем (весь приблизительно).

Чрезвычайно была развита астрономия, но в крутой смеси с аст­рологией. Именно шумеры, а за ним и вавилоняне догадались счи­тать 12 лунных месяцев и многое другое по двенадцатиричной сис­теме.

В I тыс. Вавилонская литература обладала набором идей о поло­жительном идеале, о вере в конечную справедливость и – не обяза­тельно здесь, на земле. Такая идея была совершенно чужда не только шумерской, но и семитской культуре Двуречья II тыс. В общество проникает вера в возможность конечной победы справед­ливости и понимание общего движения мира к чему-то позитивному. В целом культурные процессы, развивавшиеся в вавилонском общест­ве на протяжении I тыс. до Р.Х. постепенно теряют свою интенсивность.

В архитектуре I тыс. ничего оригинального не появилось – господ­ствует идея широкой и прямой улицы. Прямоугольная сетка больших улиц стала базовой при планировке городов. Зиккураты (ступенчатые башни) становятся все больше и больше, по высоте достигают 90 м. Возможно, именно такой по форме была легендарная вавилонская башня. Все постройки достигали невероятных размеров – огромные арки, стены, дворцы, однако на вы­движение новых идей месопотамское общество уже было не способно.

studfiles.net

Религия Древней Месопотамии.

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 23Следующая ⇒

Месопотамская религия, представляет собой сложный комплекс, состоящий из многих слоев. На протяжении долгих веков в культуре Междуречья шел процесс ликвидации одних божеств и культов и возвеличивания других, обработки и слияния мифологических сюжетов, изменения характера и облика тех богов, которым предстояло возвыситься и стать всеобщими. Результатом этого процесса было сложение религиозной системы в той ее форме, как она дошла до наших по сохранившимся текстам и данным археологических раскопок.

Религиозная система несла на себе заметный отпечаток реально существовавшей в этом регионе социально-политической структуры. В Месопотамии с ее множеством сменявших друг друга гос. образований ( Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилония ) не было стабильной гос. власти.

Несмотря на могущество и неограниченность власти некоторых правителей региона, таких как Саргон Аккадский и Хаммурапи, в общем история Месопотамии характеризуется отсутствием централизованных деспотий. Эта невысокая степень централизации политической власти способствовала тому, что в Двуречье достаточно легко, без ожесточенного соперничества ( Египет) уживались друг с другом многие боги с посвященными им храмами и обслуживающими их жрецами.

Жреческая религия сводилась главным образом к обслуживанию идола и храма. Жрецы несли положенную службу, не только принося жертвы богу, но и воспевая его в гимнах, на них также лежала обязанность использовать ф-ии божеств в интересах общины ( например, при атаке врагов на город, возвещали о том ,что он находится под защитой бога-покровителя, что придавало храбрости и укрепляло дух его жителей ).

Требования религии к частному лицу в Месопотамии были чрезвычайно незначительными: молитвы, посты, и разного рода ограничения и табу накладывались лишь на царя, как на верховного жреца государства. Сходное положение наблюдалось в сфере общения с божествами. Царь мог получать определенные сообщения от божеств, но частному лицу не полагалось общаться с божеством не только во сне но и во время видений. Общественные религиозные действия, такие как шествия, праздники представляли единственную линию связи человека с божеством. Проявление религиозных чувств простого человека сводилось к формальным церемониям, не было интенсивным и не носило личного характера.

Мифология сохранила сведения о шумерском пантеоне, существовавшем уже на ранних ступенях цивилизации Междуречья. Главными в нем считались бог неба Ан и богиня земли Ки, их сыновья , бог воздуха Энлиль и бог воды Эа, создавший первых людей. Эти и многие другие боги и богини вступали друг с другом в сложные взаимоотношения, трактовка которых менялась с течением времени и в зависимости от смены династий правителей и этносов. Постепенно, развитие религии на местном уровне многочисленных городов Междуречья привело к появлению огромного числа второстепенных богов, причем многие дублировали друг друга или были между собой тождественны. Большинство их имен известно только из научных и теологических текстов- таких, например, как списки богов ( 2-3 тысячи имен ).

Во II тысячелетии до н.э. период религиозного гипермногообразия и закончился и начался расцвет так называемого Второго, или Главного Пантеона. Из великого множества мелких местных божеств выделилось несколько главных, повсеместно известных и наиболее почитавшихся. Сложилась и определенная иерархия- на место верховного бога месопотамского пантеона выдвинулся бог- покровитель города Вавилона Мардук.

Помимо него, главными астральными божествами были, конечно, Шамаш (шумерский Уту) и Син ( шумерский Нанна)- боги Солнца и Луны. Каждый имел в Месопотамии два основных центра: Шамаш- в Ларсе и Сиппаре, Син- в Уре и Харране. Оба сохраняли популярность в течение всей истории месопотамской цивилизации, при этом Шамаш занимал исключительное положение. Он был не только богом Солнца, но и верховным судьей- земным и небесным, заботился о бедных и обиженных и предсказывал будущее, наставляя и защищая человечество.

Богиней любви и плодородия в Двуречье была красавица Иштар, самое почитаемое и любимое божество народов Месопотамии.По всей стране в ее честь строились грандиозные храмы, главным из которых был храм в городе Уруке, покровительницей которого Иштар являлась.

Помимо этих главнейших богов, Второй Пантеон был представлен 12 другими главными богами и 30 второстепенными.

Одним из элементов месопотамской религии было явление неантропоморфности, или наличие предметов поклонения- символов, в которых распознавалось присутствие конкретного бога. При определенных обстоятельствах они заменяли традиционное изображение бога или сопутствовали ему. Так ,например, священным знаком Шамаша являлось изображение солнечного диска, знаком Иштар- восьмиконечная звезда ,а символом Мардука было копье. Особое положение в религиозной атрибутике занимали мифические животные, такие как мушхушшу ( лев-змея-орел) и кусар-икку ( коза-рыба), которые сопровождали и охраняли богов.

Хорошо продуманная, отфильтрованная тысячелетней историей, религия Месопотамии давала ключ к разгадке тайн мира, окружавшего древних. Жрецы великих богов Междуречья разработали даже сложную схему устройства мира, которая согласовывалась с их представлениями о высших силах. Справедливости ради надо заметить, что отнюдь не все стороны жизни, не вся система идей и институтов древнего Двуречья обуславливались религиозными представлениями. Так, например, законы Хаммурапи полностью свободны от религиозных отступлений. Этот существенный момент говорит о том, что религиозная система др. Междуречья не была тотальной, не монополизировала всю сферу духовой жизни. Некоторые ученые предполагают, что именно эта практика , перенятая у др. вавилонян вместе с элементами религии народами восточного Средиземноморья привела в конечном итоге к развитию явления античности ( свободомыслия в духовной сфере общества).

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

arhivinfo.ru