Поурочный план на тему Древний Вавилон 6 класс. Древний вавилон урок


Конспект урока по истории на тему "Древний Вавилон" (5 класс)

Тема: Древний Вавилон Дата: Класс:5

Учитель: Мусургалиева А .Г

УМК:учебник «История Древнего мира» 5 класс. Андреевская Т. П

Рабочая тетрадь «История Древнего мира» Ванина Э. В.

Цель урока: сформировать представление о Древнем Вавилоне как о первом государстве, в котором действует закон. Познакомить учащихся с понятием «закон» и с древнейшим сводом законов царя Хаммурапи.

Деятельностная цель: Формирование способности учащихся к составлению собственной таблицы и ее заполнению.

Формирование УУД:

Личностные действия: уметь оценивать достижения народов Вавилонского царства в области земледелия, культуры, законодательства (в лице Хаммурапи)

Регулятивные действия: уметь самостоятельно сформировать задачи для достижения освоения нового материала.

Познавательные действия: уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию для сравнения земледелия, письменности, образования , науки Вавилона с другими государствами, представлять анализ полученной информации в виде таблицы,схемы формулировать вывод по завершению практической работы.

Коммуникативные действия: уметь работать в команде, отстаивать свою позицию, выслушивать мнение собеседника.

Тип урока: комбинированный

Основные понятия: закон, свод законов, зиккурат, кредитор,

План:

  1. Вавилонское царство при Хаммурапи.

  2. Религиозные верования вавилонян.

  3. Чудеса Вавилона.

Ход урока

  1. Организационный момент.

(Наличие присутствующих, наличие учебников и тетрадей)

  1. Проверка домашнего задания.

(Стр.65)

  1. Постановка цели и задачи урока.

В конце третьего тысячелетия до н.э на берегу Евфрата появилось небольшое поселение Вавилон. Слово Вавилон имеет двойной смысл ( «Врата Бога», «Смешивать, перемешивать»).

4.Мотивация учебной деятельности:

Какой из переводов наиболее подходит Вавилону Это вы должны решить сами!

Предлагаю зачитать стихотворение.

Вавилонская башня

Так вернёмся мы пока,

Снова в древние века.

Та земля людьми полна,

Надо расселяться.

Стали Хама племена

Тут сопротивляться.

Агитацию ведут:

"Если что-то стоим,

Так давайте люди, тут

Башню мы построим!"

Для чего проект такой,

Что же движет ими?

Из-за гордости одной,

Чтобы сделать имя!

"Эту башню до небес

Смогут видеть со всех мест.

Будет башня высока,

Нам же слава на века!"

Никому ведь, не нужна,

Стройка бесполезная.

Строить надо, в чём нужда –

Что-нибудь полезное…

Гордость победила смысл,

Вот какое дело:

Всем понравилась та мысль,

Стройка закипела!

Дальше разговор таков:

Вам известно дети,

Иностранных языков,

Много есть на свете.

Каждый к своему привык…

Был тогда один язык.

Каждый каждого поймёт,

Повторять не нужно.

Стройка тех людей идёт –

Весело и дружно!

Башню эту, что растёт

Каждый день помногу,

Не приветствует Господь –

Не угодна Богу!

Он работе помешал:

Все слова перемешал.

Захотели сделать столп –

Вечное творение.

Получилось только вот:

Лишь столпотворение!

Ну, какой же это труд,

Раз друг друга не поймут?

Просит плотник топора,

А ему несут дрова.

Просит каменщик каменья,

А ему дают поленья.

Стали все они кричать

И друг друга обличать.

После разругались,

А потом подрались!

Расходиться надо только…

infourok.ru

Тема урока: Древний Вавилон. Законы Хаммурапи | Уроки по Истории Древнего Мира

Тема урока: Древний Вавилон. Законы Хаммурапи

08.09.2014 5776 0

Тип урока: урок овладения новыми знаниями.  

Цель урока: подвести обучающихся к представлению о праве как  совокупности установленных и охраняемых государством правил (законов), обязательных для исполнения всем населением страны.

Задачи:

Предметные:

- организовать работу учащихся по исследованию древнейшего свода законов вавилонского царя Хаммурапи;

- исследуя и сравнивая отдельные законы царя Хаммурапи проиллюстрировать обучающимся тезис о социальном неравенстве общества.

-  развивать умение работать в группе, договариваться, развивать мышление, речь обучающихся, умение анализировать отдельные статьи законов, делать умозаключения.

Метапредметные (универсальные учебные действия):

- Познавательные: через самостоятельную исследовательскую работу со статьями закона путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему «справедливости» законов царя Хаммурапи.

- Регулятивные: действовать в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действия учащихся (при работе с лентой времени, на этапе первичного закрепления, рефлексии и т.д.)

- Коммуникативные: уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.

Личностные: 

- ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе

- формировать уважительное отношение к чужому мнению

Оборудование:

        1. Карта «Древний Восток»

        2. Презентация «Законы Вавилонского царства»

Ход урока:

I. Организационный этап: подготовка класса к работе, учащиеся распределены на   группы, в каждой из которых находятся дети с равным  уровнем подготовки.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся: постановка проблемы

        Проблема: по каким правилам живут люди в государстве? Всегда ли эти правила справедливы?

Учащиеся: Эти правила называются законами.

Учитель: А как вы думаете, почему возникли эти правила – законы?  Какие у вас будут предположения, версии решения проблемы?            

        Фиксируем версии на доске:

1) договорились; 2) общие правила (законы жизни): 3) чтобы был порядок

III. Актуализация знаний обучающихся:

Учитель: Ребята, с какой древней страной мы познакомились с вами на прошлом уроке?

Учащиеся: Со страной Междуречье, по-гречески Месопотамия.

Учитель: Давайте повторим, что мы знаем о Древнем Междуречье.

        Разрыв между знанием и незнанием, обсуждение проблемной ситуации.

Учитель: Ребята, откройте свои рабочие тетради на с. 41 и выполните задание № 48, где  необходимо на скорость (кто быстрее и правильнее) вставить пропущенные слова в предложениях:

        В Двуречье протекают две реки: Е_ _ _ _ т и Т _ _ р

        Страна, лежащая между Евфратом и Тигром, называется Д_ _ _ _ _ _ е или М _ _ _ _ _ _ _ _ е.

        Царь города Урук был любимым героем сказаний. Его звали Г _ _ _ _ _ _ _ ш.                                                Письмо, возникшее в древности в Южном  Двуречье, называется к _ _ _ _ _ _ _ ь.

        Знаменитым вавилонским царем был Х _ _ _ _ _ _ _ и. Он правил с __________ по ________ год до н.э.                                                

Учитель: Смогли ли вы полностью выполнить задание?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Какое предложение осталось незаполненным?

Учащиеся: Знаменитым вавилонским царем был Х _ _ _ _ _ _ _ и. Он правил с __________ по ________ год до н.э.                

Учитель: Почему не смогли заполнить?

Учащиеся:  Мы не знаем, когда правил царь Хаммурапи.

Учитель: И что нам делать?

Учащиеся:  Узнать, когда правил Царь Хаммурапи и познакомиться с его деятельностью.

Учитель: А как мы это узнаем?

Учащиеся:  Может быть, прочитаем в учебнике.

IV. Первичное усвоение новых знаний

Учитель: Начнем с того, что отметим на ленте времени даты правления царя Хаммурапи и узнаем, сколько лет он правил в Вавилоне. Работаем в тетрадях на с. 45 задание № 54, а 1 учащийся – у доски.

                         До н.э.                                        н.э.

_______1792__________1750__________________РХ________________________2012 г.__

Учитель:  Ребята, 1 учащийся правильно справился с заданием? Он верно отметил даты на линии времени?

Учащиеся: Да

Учитель:  Ребята, ответьте на вопросы (хронологические задачи):

1.      Сколько лет назад началось правление царя Хаммурапи?

Ответ: 1792+2012=3804 лет назад начал править царь Хаммурапи.

2.      Сколько лет правил царь Хаммурапи?

Ответ: 1792-1750=42 года царь Хаммурапи правил в Вавилоне.

3.      Какой год предшествует 1792 году и какой идет за ним?

Ответ:  1793 г. до н.э. – предшествует; 1791 г. до н.э. – следующий за 1792 г.

Учитель: Молодцы! Вы верно справились с заданиями.

А теперь вернемся к той проблеме, которую мы поставили в начале урока. Что такое закон? А как вы думаете, были ли законы в Древнем Вавилоне?

Учащиеся: Наверное, уже были.

Учитель: Вы правы, царь Хаммурапи составил первые в древности законы, и они были высечены на высокой каменной плите, которая сохранилась до наших дней и сейчас хранится в музее, давайте посмотрим рис. на с.67 учебника. Что мы видим?

Учащиеся: Мы видим изображение на камне, где Бог Шамаш вручает царю жезл – знак власти.

Учитель: Да, царь Хаммурапи считал себя самым справедливым из царей, а свои законы – самыми справедливыми. И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи.

(исследовательская работа в группах с документами «Из законов царя Хаммурапи»):

1-я гр. – документ 1:

        «(п. 1) Если человек клятвенно обвинил кого-то в убийстве, но не доказал это, то обвинитель должен быть наказан…        (п. 3) Если человек выступил в суде для лжесвидетельства, то человек этот должен быть наказан…        (п. 5) Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем изменил его, то этого судью следует изгнать с судейского кресла и наказать большим штрафом.»

Вопросы к документу 1:

1.      Придумайте заголовок для первого параграфа закона. Как вы думаете, почему именно с него начинает свои законы царь Хаммурапи?

2.      Какие требования предъявлялись к судье? Какими качествами должен обладать судья?

2-я гр. – документ 2:

        «(п. 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил его, то лекарю нужно отрубить кисти рук…        (п. 237) Если человек нанял лодочника и лодку и нагрузил её товарами, а этот лодочник потопил судно и погубил всё, что в нём было, то лодочник должен всё возместить…        (п. 239) Если строитель построил дом, а он рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.»

Вопросы к документу 2:

1.      Сделайте вывод об уровне развития медицины в древнем Вавилоне.

2.      Какие сведения о занятиях жителей древнего Вавилона вы получили из документа 2?

3.      Применялись ли в Вавилонском царстве тяжелые наказания?

3-я гр. – документ 3:

        «(п. 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо раба, то он должен заплатить штраф. Если ему нечем платить, то он должен быть казнен…        (п. 117) Если человек за долги продал в рабство свою жену, сына, дочь, то они должны быть в рабстве три года, а на четвертый их отпустят на свободу…        (п. 282) Если раб сказал своему господину «Ты – не мой господин», то господин должен доказать, что это его раб, а затем он может отрезать рабу ухо.»

Вопросы к документу 3:

1.      Кого в древнем Вавилоне могли назвать рабом?

2.      Какими путями можно было попасть в рабство?

3.      Каково было положение рабов в древнем Вавилоне?

        Обучающие достаточно хорошо справляются с данной работой и отвечают на вопросы, ответы на которые они нашли в документах.

 V. Первичное закрепление

        Ребята открывают  тетради и самостоятельно выполняют задание, используя данные исторического документа на с. 68 учебника, а именно выписывают законы царя Хаммурапи в таблицу.

        При этом дети должны решить, какие из законов справедливые на их взгляд, а какие несправедливые:

Справедливые законы

Несправедливые законы

 

 

        После выполнения работы, дети вслух проговаривают полученные результаты в таблице. Взаимопроверка, обсуждение, не все законы ребята посчитали справедливыми, некоторые очень жесткими, даже жестокими, с их точки зрения.

Учитель: А сейчас ребята выполните самостоятельно тестирование по изученному материалу.

Тесты:

1.      За кражу раба человека:а) наказывали штрафом;б) заключали в тюрьму;в) убивали.

2.      За неуплату долга человек:а) наказывался плетью;б) отдавал в рабство детей;в) подвергался смертной казни.

3.      За убийство чужого раба убийцуа) изгоняли из страны;б) заставляли отдать раба;в) убивали.

4.      За оскорбление вельможи или жреца обидчикаа) заключали в тюрьму;б) наказывали плетью;в) казнили.

        Дети выполняют работу на листках и затем проверяют в классе методом взаимопроверки.

VI. Информация о домашнем задании.

        Дети записывают в дневники: §14, прочитать, пересказать, ответить на вопросы. В рабочих тетрадях  выполнить задания № 53, 55 обязательно (min), задания № 56-60 по желанию (max).

VII. Рефлексия

Учитель:  Ребята, какую цель мы поставили с вами сегодня на уроке? Достигли мы этой цели? Что узнали на уроке нового?

Рефлексия:

1.      Что понравилось на уроке ...

2.      Что было трудно ...

3.      Что хотелось бы ...

Всем спасибо за работу

 

tak-to-ent.net

Древний Вавилон - История - 6 класс

Класс ____6___ Дата___________

Тема: Древний Вавилон

Цель урока: формирование представления о Древнем Вавилоне как государстве, основанном на силе закона в годы правления царя Хаммурапи.

Задачи урока:

1.познакомить учащихся с понятием «закон», древнейшим сводом вавилонских законов, вызвать интерес к личности Хаммурапи.

2.формировать умение извлекать историческую информацию самостоятельно составлять рассказ, делать выводы. Развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

3. Воспитывать уважительное отношение к истории государств мира в различные исторические эпохи, приобщить учащихся к пониманию правовой культуры.

Основное содержание – Вавилонское государство, Законы Хаммурапи. Что такое закон и зачем его изучать. Законы Хаммурапи – источник знаний о древних государствах и людях.

Основные понятия и термины: закон, Вавилон, Хаммурапи.

Оборудование урока – карта «Передняя Азия в древности», раскладушка с иллюстрациями о Древнем Вавилоне, подборка дополнительной литературы из школьной библиотеки, учебник, раздаточный материал.

Оформление классной доски:

тема урока, план урока, основные термины и понятия, домашнее задание.

Тема: «Древний Вавилон».

План:

Вавилонское царство и его расцвет.

Личность в истории – царь Хаммурапи.

Законы Хаммурапи – важнейший исторический источник.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, объявляет тему, план и цель урока. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

2.Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древнее Двуречье ».

1. Подготовка устного ответа по карточке.

Приложение 1.

Карточка №1.

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?». Для этого вспомним:

Какие природные явления происходили с реками в этих странах?

Как называются эти реки?

Почему говорят, что обе реки давали возможность заниматься земледелием?

Какие ещё занятия существовали у жителей этих стран?

Какие признаки цивилизации существовали здесь?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося:

Общее: в Двуречье, как и в Египте, происходили разливы рек Тигр и Евфрат, оставляя после этого плодородный слой на полях. Жители этих стран занимались земледелием и ремеслом. Строили оросительные каналы для своих полей. Практически в одно и тоже время появились государства, города, религиозные верования, письменность.

Различия: разливы рек Тигр и Евфрат происходили очень бурно, смывая все на своем пути. Строили все из глины, писали не иероглифами, а клинописью, не на папирусах, а на глиняных табличках.

2.Письменное задание на знание материала предыдущего урока — Двуречье в Древности.

Используется прием «верные – неверные утверждения».

Государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат называлось Двуречье или Междуречье.(верно)

Современные государства, по территории которых протекают Тигр и Евфрат это Турция, Сирия, Ирак.(верно)

Вся местность по берегам этих рек гористая и холмистая. (Неверно. Правильный ответ: Местность делится как бы на две части на севере – гористая и холмистая, а на юге – совсем ровная.)

Государства в долинах рек Нил, Тигр и Евфрат возникли более 5 тысяч лет назад.(верно)

Особое письмо Двуречья называли иероглифами (неверно. Правильный ответ — особое письмо Двуречья называют клинопись.)

Взаимопроверка работ по партам по системе «5 на 5».

3.Изучение новой темы

План

1.Вавилон – главный город Двуречья.

2.Законы царя Хаммурапи.

1. Рассказ учителя.

Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось все Двуречье. Вавилон был самым большим городом Передней Азии. Его улицы были четко распланированы. Город украшали величественные ворота, дома, храмы. Около ворот стоял царский дворец с висячими садами, которые считались одним из семи чудес света; в центре Вавилона возвышалась девяностометровая храмовая башня. С башни жрецы наблюдали за движением звезд и планет. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750г. до н.э.

2.Работа с историческим источником.

Царь Хаммурапи установил единые для всего вавилонского царства законы(запись в тетрадь: Закон – это строгое, непререкаемое предписание, веление, которое обязательны исполнять все граждане данного государства.)

Законы Хаммурапи – важнейший исторический источник. Сообщив, что законы приняты в 18 веке до н.э., учитель предлагает поработать самостоятельно или с соседом по парте по предложенным заданиям. Используется прием «Взаимоопрос». Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого вопроса, и задают друг другу вопросы по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков. У каждого ряда, на каждой парте раздаточный материал.

Приложение 2

Ответы на вопросы I ряда: 2) Ложное обвинение, как и лжесвидетельство, каралось по принципу талиона, т.е. тем же самым наказанием, которое понес бы обвиненный, будь его вина доказана. Ответы на задание II ряда: 1-2, 2-1, 3-4, 4-5, «око за око, зуб за зуб», принцип талиона (равное за равное).

Физминутка:упражнения выполняются стоя, смена обстановки и положения тела,

1) упражнение на дыхание – медленно, на вдохе, поднимаем руки и при этом следим за кончиками пальцев, на выдохе опускаем руки и продолжаем следить за пальцами.

2) упражнение для снятия напряжения глаз – сидя, закрыть глаза, представить то место, где вам хорошо.

3. Вопросы для закрепления. Устный опрос.

1. Какое значение имели законы Хаммурапи для жителей Вавилонии?

(Это были «правила», по которым жили жители этого государства).

2. Какое значение имеют эти законы для нас, людей, живущих в XXI веке?

(Они дают нам информацию о том, как жили жители Вавилона при Хаммурапи, чем занималась, как им «разрешал» поступать закон в тех или иных ситуациях.)

4. Итог урока.

Домашнее задание (на доске):

Прочитать параграф 14 учебника,

подготовить устный ответ на вопрос 3 после параграфа,

Приложения

Приложение 1.

Карточка №1.

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?». Для этого вспомни:

Какие природные явления происходили с реками в этих странах?

Как называются эти реки?

Почему говорят, что обе реки давали возможность заниматься земледелием?

Какие ещё занятия существовали у жителей этих стран?

Какие признаки цивилизации существовали здесь?

Сделай вывод.

Приложение 2

Работа с текстом исторического источника.

«Законы Хаммурапи»

I ряд.

(§ 1) Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.

(§ 3) Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело – дело о жизни, то человек этот должен быть убит.

(§ 6) Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит.

(§ 14) Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он должен быть убит.

(§ 22) Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убить.

Вопросы:

1)Что общего в указанных статьях законов?

2)Почему ответственность за дачу ложных показаний в Вавилонии была столь суровой?

3)С какой целью вводились столь жесткие законы?

4)Что в законах Хаммурапи Вам кажется справедливым и что несправедливым?

5)В современном российском законодательстве есть наказания, предусмотренные этими статьями законов Хаммурапи?

Работа с текстом исторического источника.

«Законы Хаммурапи»

II ряд.

Преступления:

1. (§ 25) Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то …

2. (§ 195)Если сын ударил своего отца, то …

3. (§ 196) Если человек выколол глаз сыну человека, то

4. (§ 197) Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.

5. (§ 200) Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.

Наказания:

1) ему должны отрубить руку.

2) этот человек должен быть брошен в этот огонь.

3) должны ему выбить зуб.

4) должны выколоть ему глаз.

5) должны переломить ему кость.

Задание:

Соотнесите начало и конец нескольких параграфов, определяющих преступления и меру наказания. Прежде чем «судить», внимательно прочтите.

Подумайте, в соответствии с каким древним обычаем карались преступления в Вавилонии? Как он называется?

Работа с текстом исторического источника.

«Законы Хаммурапи»

III ряд.

( § 188) Если ремесленник взял малолетнего для воспитания и передал ему свое ремесло, то приемыш не может быть потребован обратно по иску.

(§ 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.

(§ 231) Если он ( т.е разрушенный дом) убил раба хозяина, то он, строитель, должен отдать хозяину раба за раба.

(§ 263) Если пастух погубил вола или же овцу, которые были ему даны, то он должен возместить их владельцу вола за вола, овцу за овцу.

(§ 234) Если лодочник соорудил человеку судно, но свою работу сделал ненадежно, и это судно дало течь в том же году или оно имело другой недостаток, то лодочник должен это судно разобрать, а из собственных средств сделать прочное и отдать судовладельцу прочное судно.

(§ 60) Если человек отдал поле садовнику для насаждения сада и садовник насадил сад, то четыре года он должен сад растить, а на пятом году хозяин сада и садовник разделят сад поровну; хозяин сада может свою долю выбрать и взять.

Прочтите внимательно статьи документа и ответьте на вопросы:

1)Какие ремесла были развиты в древнем Вавилоне?

2)Говорят ли наказания за перечисленные здесь преступления о социальном неравенстве в Вавилонии?

3)Какой труд поощряли и наказывали законы?

4)Была ли в государстве частная собственность?

5)Можно ли говорить, что законы

6)защищали частную собственность?

multiurok.ru

Поурочный план на тему Древний Вавилон 6 класс

Зам. дир. по УР______________

Класс:6 «А», «Б», «В»              Дата:17.09.2016 Номер урока:3

Тема урока: «Древний Вавилон»

Цель урока :

- сформировать представление о Древнем Вавилоне как о первом государстве, в котором действует закон. Познакомить учащихся с понятием «закон» и с древнейшим сводом законов царя Хамураппи.

-формировать информационные компетентности, коммуникативные компетентности, умение работать в группах.

-воспитывать интерес к истории древних цивилизаций, способствовать формированию у учащихся навыков правовой культуры, гражданской ответственности.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Приемы урока: рассказ учителя, эвристическая беседа, заполнение сравнительной таблицы.

Оборудование: учебник.

Ожидаемые результаты:

З

У

Н

Все ученики будут знать о древнем Вавилоне

Большая часть учеников сможет рассказать о законах Хамураппи

Отдельные ученики смогут дать характеристику этим законам

Ход урока.

Проверка присутствия на уроке; создание положительной рабочей атмосферы на уроке для получения положительных результатов в обучении; познакомить учащихся с целями и задачами урока.

Подготовка к уроку.

Рабочие принадлежности.

Опрос домашнего задания.

Вопросы на проверку.

1.При раскопках на месте древнего города Ур были найдены гробницы царей, в которых находились останки рабов, конюхов, музыкантов, погребенных вместе со своими правителями. Какоие выводы можно сделать по этому поводу?

2.Что такое города-государства? Как они образовались?

3.Кто такой Шаруккин?

Ответы на вопросы.

Поиск ответов в учебнике

Учебник.

Изучение новой темы.

Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось все Двуречье. Вавилон был самым большим городом Передней Азии. Его улицы были  четко распланированы. Город украшали величественные ворота, дома, храмы. Около ворот стоял царский дворец с висячими садами, которые считались одним из семи чудес света; в центре Вавилона возвышалась девяностометровая храмовая башня. С башни жрецы наблюдали за движением звезд и планет. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750г. до н.э. Царь Хаммурапи считал себя самым справедливым из царей, а свои законы – самыми справедливыми. И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи.

(исследовательская работа в группах с документами «Из законов царя Хаммурапи»):

Класс делится на 3 группы и получают текст с фрагментами свода законов Хамураппи и вопросы для работы. Они должны изучить предложенные статьи законов и ответить на вопросы к ним.

1 группа. Трудовое население страны и законы. Вопросы к группе:

1.Что составляло основу хозяйства Вавилонии, судя по этим законам? (Соседские общины земледельцев)

2.Какой труд поощряли законы? (Честный, кропотливый)

3.Предположите: каким было отношение в Вавилонии к частной собственности? (Законы поощряли и защищали частную собственность)

4.Чьи интересы защищает закон? (интересы собственников, простых земледельцев закон защищал от разорения)

2 группа. Преступления и наказания по закону Хамураппи.

Вопросы к группе:

1.За какие преступления наказывали в Вавилонии? (за кражу, убийство,за бездоказательное обвинение, за оскорбление, порчу имущества)

2.Как обычно наказывали людей, совершивших преступления? (обычно преступников заставляли испытывать тоже самое, что они причинили жертве)

3.Согласны ли вы с высшей мерой наказания за перечисленные в законах преступления?

4.Как вы думаете, помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью?

3 группа. Как законы Хамураппи регулируют отношения между людьми.

1.О каких занятиях населения вы узнали, прочитав эти документы? (среди населения были: земледельцы, лодочники, пастухи, строители)

2.Как относились в Вавилонии к рабам? (рабы были как слуги, им нельзя было помогать)

3.Докажите, что законы Хамураппи защищали права детей, приемных детей. (законы наказывали за похищение детей, не разрешали отвергать детей от наследства)

4.Кого защищали законы царя Хамураппи?

Карта, учебник, карточки.

Закрепление изученного материала.

1. Фронтальный опрос:

1) Что по-аккадски означает Вавилон?

2) Самый знаменитый царь Вавилона?

3) Какие достижения были сделаны в период правления Хаммурапи?

4) Назовите основную отрасль в Вавилоне.

5) При каком царе Вавилон достиг наивысшего расцвета?

Отвечают на поставленные вопросы.

  1. Врата Господни

  2. Хаммурапи

  3. Составлен свод законов, подчинено Двуречье Вавилону, земли Шумеро-Аккадского царства объединены в единое Вавилонское царство

  4. Земледелие

  5. Навуходоносор

Тетради.

Дом. задание.

Прочитать 2 параграф. Подготовить развернутые ответы о жизни, обычаях и занятиях жителей вавилонского общества. Заполнить таблицу: решите какие из законов на взгляд справедливые, а какие несправедливые и почему.

Запись в дневники.

Рефлексия:

Что я узнал сегодня нового по данной теме? Что меня более всего удивило, заинтересовало?

Делают кластер по данному заданию.

infourok.ru

Вавилон.docx - конспект урока «Древний Вавилон» История ...

Прежде чем вести речь о содержании законов Хаммурапи необходимо разобраться, что такое «закон»?Возникает вопрос: когда и при каких обстоятельствах найдены законы Хаммурапи, на чем они написаны?В начале XX столетия французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах был найден черный базальтовый столб. В верхней части камня находится изображение двух фигур: на троне бог Солнца Шамаш вручает Хаммурапи жезл (символ власти). Это символизирует, что Шамаш – небесный судья и владыка, а Хаммурапи – земной.Также со всех сторон столб покрыт клинописью.? Вспомните, что такое клинопись?Данный столб представляет особую историческую ценность.? Объясните, почему?Действительно, на столбе написаны законы Вавилонского царства.Работа с историческим источником (законы Хаммурапи).Определите наказания за преступления по законам Хаммурапи. От каких двух обстоятельств зависела тяжесть наказания?(см. приложение № 4).Многие преступления в Вавилонии карались в соответствии с древним обычаем «око за око, зуб за зуб».Задание. Приведите в соответствие начало и конец нескольких параграфов, определяющих преступления и меру наказания за них. Прежде чем «судить», внимательно прочтите.§ 5. Если судья будет судить судебное дело, постановит решение, изготовит документ спечатью, а потом свое решение изменит, то этого судью должно изобличить в изменении решения, и он должен уплатить сумму иска, предъявленного в этом судебном деле, в 12­кратном размере, а также должен быть в собрании поднят со своего судейского кресла и не должен возвращаться и заседать с судьями на суде.(см. приложение № 5).«Видеофрагмент»? Что нового Вы узнали о законах Хаммурапи из видеофрагмента?Обучающиеся записывают тему урока в тетрадь.Отвечают на вопросы.­ Вавилон расположен в самом центре Двуречья, где близко сходятся две реки Тигр и Евфрат.­ Вавилон находится в выгодном географическом положении, так как расположен рядом с реками, по которым шла торговля, купцы доставляли товары.Слушают «аудиозапись»Физкультурная паузаОтвечают на вопросы.Закон – это правила поведения, обязательные к исполнению всеми гражданами государства.­ на бумаге, папирусе, на глиняной табличке…Отвечают на вопрос.­ Клинопись ­ особое письмо Двуречья.

znanio.ru

урок на тему: Древний Вавилон

План урока

История древнего мира. 6 класс. Урок №3. Дата: 22.09.16г

Тема: Древний Вавилон.

Цели: -образовательные:Создать условия для усвоения знаний о возникновении, расцвете могущественного государства в междуречье Тигра и Евфрата Вавилоне; - развивающие:

Работать над развитием устной речи, ставить цели на урок, применять свои знания для решения проблемных задач; излагать свою точку зрения; - воспитательные: создать условия для воспитания у школьников уважение к созидательному труду, на примере первого свода законов Хаммурапи воспитывать уважение к законам государства.

Тип урока: комбинированный;

Методы: групповая работа, проблемный, объяснительно - иллюстративный, интерактивные

Оборудование:  карта древнего Двуречья, интерактивная доска.

Ход урока:

I. Организационный этап: подготовка класса к работе, учащиеся распределены на   группы, а также каждой группе были даны оценочные листы с критериями баллов по каждому заданию:

 Проверка теоретических знаний ранее изученного:

2ю опрос д/з: тесты 1. Великие реки Двуречья: А) Нил и Аракс В) Тигр и Ганг С) Тигр и Евфрат D) Нил и Инд 2. Первых жителей Двуречья называли: А) ливийцы и египтяне В) персы и мидяне С) иудеи и асирийцы D) шумеры и аккадцы 3. Основателем Шумеро - Аккадского царства был: А) Шаруккин В) Патеси С) Набанда D) Урук 4. Наивысшего расцвета Шумеро - Аккадское государство достигло при правлении: А) Нарамсина В) Гутея С) Элама D) Урарту 5. В основном дома шумеры строили из: А) камня В) дерева С) кирпича D) тростника

II. Постановка цели и задач урока.  Класс поделен на 3 группы: 1-Семирамида, 2-Иштар, 3-Евфрат Учащиеся работают в группах:

     Учитель:  Проблема: А) по каким правилам живут люди в государстве? Б) Всегда ли эти правила справедливы? (ответы учащихся)

Учитель: А как вы думаете, почему возникли эти правила – законы?  Какие у вас будут предположения, версии решения проблемы?            

        Фиксируем версии на доске:

1) договорились; 2) общие правила (законы жизни): 3) чтобы был порядок

III. Актуализация знаний обучающихся:

Учитель: Ребята, с какой древней страной мы познакомились с вами на прошлом уроке?

Учащиеся: Со страной Междуречье, по-гречески Месопотамия.

Учитель: Давайте повторим, что мы знаем о Древнем Междуречье.

        Разрыв между знанием и незнанием, обсуждение проблемной ситуации.

Учитель: Ребята, откройте свои рабочие тетради

        В Двуречье протекают две реки: Е_ _ _ _ т и Т _ _ р. Страна, лежащая между Евфратом и Тигром, называется Д_ _ _ _ _ _ е или М _ _ _ _ _ _ _ _ е.       После падения третьей династии Ура выделяется своим благополучием город В_ _ _ _ _ _. По – аккадски его называют Баб – Илу, что в переводе означает В_ _ _ _ _ Б_ _ _. Знаменитым вавилонским царем был Х _ _ _ _ _ _ _ и. Он правил с __________ по ________ год до н.э.                                                

IV. Первичное усвоение новых знаний

А теперь вернемся к той проблеме, которую мы поставили в начале урока. Что такое закон? А как вы думаете, были ли законы в Древнем Вавилоне?

Учитель: Вы правы, царь Хаммурапи составил первые в древности законы, и они были высечены на высокой каменной плите, которая сохранилась до наших дней и сейчас хранится в музее, давайте посмотрим рис. на с.17 учебника. Что мы видим?

Учащиеся: Мы видим изображение на камне, где Бог Шамаш вручает царю жезл – знак власти.

Учитель: Да, царь Хаммурапи считал себя самым справедливым из царей, а свои законы – самыми справедливыми. И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи.

(исследовательская работа в группах с документами «Из законов царя Хаммурапи»):

1-я гр. – документ 1:

        «(п. 1) Если человек клятвенно обвинил кого-то в убийстве, но не доказал это, то обвинитель должен быть наказан…        (п. 3) Если человек выступил в суде для лжесвидетельства, то человек этот должен быть наказан…        (п. 5) Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем изменил его, то этого судью следует изгнать с судейского кресла и наказать большим штрафом.»

Вопросы к документу 1:

Придумайте заголовок для первого параграфа закона. Как вы думаете, почему именно с него начинает свои законы царь Хаммурапи?

Какие требования предъявлялись к судье? Какими качествами должен обладать судья?

2-я гр. – документ 2:

        «(п. 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил его, то лекарю нужно отрубить кисти рук…        (п. 237) Если человек нанял лодочника и лодку и нагрузил её товарами, а этот лодочник потопил судно и погубил всё, что в нём было, то лодочник должен всё возместить…        (п. 239) Если строитель построил дом, а он рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.»

Вопросы к документу 2:

Сделайте вывод об уровне развития медицины в древнем Вавилоне.

Какие сведения о занятиях жителей древнего Вавилона вы получили из документа 2?

Применялись ли в Вавилонском царстве тяжелые наказания?

3-я гр. – документ 3:

        «(п. 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо раба, то он должен заплатить штраф. Если ему нечем платить, то он должен быть казнен…        (п. 117) Если человек за долги продал в рабство свою жену, сына, дочь, то они должны быть в рабстве три года, а на четвертый их отпустят на свободу…        (п. 282) Если раб сказал своему господину «Ты – не мой господин», то господин должен доказать, что это его раб, а затем он может отрезать рабу ухо.»

 V. Первичное закрепление.Учитель: А сейчас ребята выполните самостоятельно тестирование по изученному материалу.

Тест для закрепления:

1. Как вначале назывался город Вавилон?

а) БАБ - ИЛУ б) ДАЛ - ИЛУ

в) ГАЛ - ДИРУ г) ВАВИЛОН

2. Как называли первых жителей Междуречья?

а) эламиты и кутии б) шумеры и аккадцы

в) амореи и кутии г) эламиты и шумеры

3.Как звали царя Вавилона, который в 1 750 году до н.э. объединил все Междуречье?

а) Хефрен б) Тутмос

в) Саргон г) Хаммурапи

4. Назовите годы правления царя Хаммурапи?

а) 1 792 – 1 750 г до н.э. б) 1 876 – 1987 г до н.э.

в) 1 788 – 1 743 г до н.э. г) 1 700 – 1 765 г до н.э.

5.Назовите имя Бога, который вручает законы царю Хаммурапи.

а) Гильгамеш б) Шамаш

в) Син г) Иштар

 Дети выполняют работу на листках и затем проверяют в классе методом взаимопроверки.

VI. Рефлексия

Учитель: Ребята, какую цель мы поставили с вами сегодня на уроке? Достигли мы этой цели? Что узнали на уроке нового?

VII. Информация о домашнем задании. §2

videouroki.net

Конспект по истории "Древний Вавилон"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1» г.Вилючинск

Древний Восток Древние цивилизации Месопотамии Урок 3. Древний Вавилон

5 класс «История. Древний мир» Уколова В.И.

Гудзишевская Н.В.

2017/2018 учебный год

hello_html_m3f9cce6e.jpg

Конспект урока.

Цель урока: формирование знаний учащихся о древних государствах Месопотамии, представления о Вавилоне как государства, основанного на силе закона.

Задачи:

  • характеризовать общественное устройство Древнего Вавилона, анализировать древнейший свод законов – кодекс царя Хаммурапи

  • развивать внимательность на уроке, умение работать в группе, сотрудничать, договариваться, развивать мышление, речь обучающихся, умение анализировать исторические источники, делать умозаключения

  • воспитывать уважительное отношение к истории государств мира в различные исторические эпохи, к роли личности в истории

Оборудование урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «История. Древний мир» Уколова В.И., тетрадь – тренажер к учебнику.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  1. Расскажите о возникновении письменности в Шумере.

  2. Какие открытия и изобретения шумеров мы используем сегодня?

  3. Терминологическая работа (письменно).

  1. _____________________________ - способ письма при помощи рисунков-значков.

  2. _____________________________ - наука, изучающая небесные светила.

  3. _____________________________ - сочетание знаков – клиньев.

(Ответы: 1. пиктография, 2. астрономия, 3. клинопись)

  1. Заполни пропуски. Обрати внимание! Слов для вставки дано в избытке.

В школах Древнего Шумера учились ____________________________. Учителями были ________________. Учителя называли _____________________, учеников - ________________________________. Школы были организованы при __________________. Выпускники школ могли стать _________________.

Слова для вставки: чиновник, дворец правителя, отец, воспитанники, торговец, мальчики, храм, сыновья, дети школьного возраста, жрец, мастер.

(ответ: В школах Древнего Шумера учились мальчики. Учителями были жрецы. Учителя называли отцов, учеников - сыновьями. Школы были организованы при храме. Выпускники школ могли стать чиновниками.)

  1. Изучение нового материала.

Сегодня мы заканчиваем наше исследование. Вспомните, какие признаки цивилизации мы обнаружили при исследовании Древнего Шумера. (в Шумере возникли и развивались города, появилось государство, возникла письменность, развивались новые формы культуры, образования).

Шумеры сделали первый шаг на пути к цивилизации, их достижения получат развитие в Древнем Вавилоне. На примере этого государства мы сможем найти дополнительные факты для решения проблемы наших уроков и докажем, что Древнее Междуречье являлось колыбелью человеческой цивилизации.

Начало презентации.

Слайд 1. Тема нашего урока: Древний Вавилон. (учитель объявляет тему урока, учащиеся записывают её в тетрадь).

Слайд 2. Проблема урока.

Слайд 3. План урока:

  1. Общественное устройство Древнего Вавилона.

  2. Законы царя Хаммурапи.

  3. Религия Древнего Вавилона.

Слайд 4. Работа с картой. Откройте атласы, я буду работать с картой на экране. Мы отправляемся в путешествие по Междуречью. Посмотрите на карту. Назовите самые крупные города-государства. (Урук, Ур, Лагаш). Города-государства соперничали между собой, постоянно воевали, чтобы занять первое место. В начале 2 тысячелетия до н.э. Южную Месопотамию завоевали семитские племена. Они основали свое государство со столицей в Вавилоне.

infourok.ru


Смотрите также