Занимательная история архитектуры. Древний рим сооружения


Древний Рим. Строительные приёмы и конструкции

Главный принцип, которым руководствовались римские строители, заключался в практицизме и естественной гармонии линий. Практичность служила основой обывательской философии римлянина, на что указал как на положительное качество нации еще Цицерон. Объём, масса и форма постройки в совокупности должны органично соответствовать друг другу и при этом опираться на свойства строительных материалов. Что касается декора, то он почти не употреблялся. В Древнем Риме продолжали развиваться стеновые и стоечно-балочные конструкции, унаследованные от этрýсков и греков. Наряду с этим поиски форм, отвечающих новым архитектурным задачам и масштабам строительства, привели римлян к широкому применению арочных и сводчатых конструкций, которые стали оказывать решающее влияние на архитектуру. С конца II в. до н.э. вошел также в широкое употребление обожжённый кирпич. Техника возведения стен и сводов изменялась с развитием архитектуры и появлением новых материалов. Первоначально господствовала каменная кладка насухо. Наряду с неправильной («полигональной») применялась «нормальная» квадровая кладка стен из правильных блоков с кратными размерами сторон (60 × 60 × 120/180 см). С развитием «нормальной» кладки сложилось и ее сочетание с клинчатой аркой из тщательно отёсанных трапециевидных камней, также укладываемых насухо. Примерно ко II в. до н.э. сложилась техника возведения монолитных стен и сводов на основе раствора и мелкого камня-заполнителя, которой суждено было сыграть ведущую роль в период императорского Рима. Римский бетон – это твердеющая на воздухе и под водой смесь извести, вулканического песка и пыли пуццолáны (от названия порта на юге Италии) – породы вулканического происхождения, обладающей свойствами гидравлического вяжущего – с битым кирпичом, затворённая умеренным количеством воды. Битый кирпич (от лат. саетёпйип) в русской транскрипции читается и пишется «цемент». Гидравлические добавки в виде пуццоланы сделали бетон водонепроницаемым и очень прочным. Вначале бетон применялся лишь для забутовки пустот в стенах. Постепенно заполнитель становился всё мельче, смесь делалась однородной. Щебень, применявшийся для заполнения стены, предварительно не смешивался с раствором. Между двумя рядами облицовки из камня или кирпича укладывали попеременно толстый слой (10 ÷ 15 см) раствора и примерно такой же слой измельченного до размера 8 ÷ 10 см каменного щебня, после чего его подвергали трамбованию, вся бетонная масса получала строение монолита. Для облицовки бетонных стен римляне применяли обработанный камень (туф, известняки и др.) в виде усечённых пирамид для лучшего сцепления с бетоном, а позднее и обожжённый кирпич. Вначале облицовка выполнялась довольно крупными камнями, стёсанными так, что они образовывали на фасаде нерегулярный рисунок - йнцерт. С І в. до н.э. стал применяться ретикулат – четырехгранные с фасада камни, образующие в облицовке прямоугольную сетку. Бетон был экономичным по материалоёмкости, простым в производстве и не требовал высокой квалификации строителей, что позволяло широко использовать на строительстве труд рабов. Бетонная техника открыла также новые возможности и для развития сводов. Уже в период Республики техника сооружения клинчатых конструкций из каменных блоков без раствора достигла высокого со-вершенства, особенно при строительстве мостов и акведуков. Однако подлинный расцвет сводостроения в Риме наступил лишь с широким внедрением бетона. Обожжённый кирпич, ставший в период Империи важным компонентом большинства сводчатых сооружений из бетона, применялся в виде арочных рёбер. В цилиндрическом своде выполнялись кирпичные арки, параллельные друг другу. В крестовых сводах арми-ровались диагональные рёбра и краевые участки как наиболее напря-жённые места сводов. Прибегали к кирпичному каркасу и в куполах. Равномерно распределяя усилия в бетоне и укрепляя наи-более напряженные участки сводов, кирпичные рёбра служили также для предотвращения усадки бетона и появления трещин. Особенностью римских бетонных сводов является их армирование кирпичными каркасами. Распространёнными видами сводов в период Республики были цилиндрические и полусферические. Тяжесть и распор этих конструкций воспринимали массивные несущие стены. Для перекрытия квадратных ячеек применялся также крестовый свод, получивший особенно большое развитие в императорский период. Усилия в нём сходятся в диагональных ребрах, а его верти-кальные стороны, освобождённые от нагрузки, использовались для устройства оконных проёмов или лёгкого ажурного стенового запол-нения. При сочетании двух или нескольких смежных сводов создавалась удлиненная пространственная конструкция, с помощью которой перекрывались большие в плане помещения. Нередко строители сочетали в одном сооружении различные приёмы возведения и разные по прочности и объёмному весу материалы. Породы камня комбинировались в здании в зависимости от нагрузки, декоративной роли и условий выветривания. При квадровой кладке римляне стремились для лицевой стороны стены и наиболее ответственных деталей применять один камень, а для ядра стен – другой, менее прочный. При возведении сложных конструкций изменяли массу и прочность балласта в зависимости от нагрузок. Большое развитие получили в римскую эпоху деревянные конструкции. Бетонная техника требовала возведения опалубки, иногда очень сложной, из деревянных решётчатых конструкций. Для покрытия больших пролётов применялись конструкции, близкие к современным фермам. Решётчатые деревянные конструкции широко использовались, в частности, при сооружении мостов, но до настоящего времени они не сохранились. Только один из них, построенный в 104-105 гг. Аполлодóром из древнего Дамаска, дошел до потомков в виде изображения на колонне императора Траяна. Этот мост из 21 пролёта по 52 м был не только самым большим по размерам пролётов, но, судя по изображению, был первым пролётным сооружением, в котором применены раскосные арочные фермы. Каждая ферма этого грандиозного моста через Дунай состояла из трёх концентрических арок, соединённых радиальными связями. Высокого совершенства достигли римляне в технике отделочных, и особенно штукатурных работ. По внешнему слою производилась окраска стен, наносилась живопись. Окраска производилась по ещё не просохшему слою для лучшего впитывания краски и бóльшей долговечности. Живопись, нанесённая на стены подобным образом, получила название «фресковой». В отделке стен и полов римляне широко применяли инкрустацию из мраморных и терракотовых плит разных оттенков, мозаику, различные резные и скульптурные украшения. При строительстве крупных общественных зданий римляне сначала возводили основные конструкции – стены и своды, а затем, иногда через значительный промежуток времени, облицовку. Последняя могла составлять сама по себе довольно сложную декоративную систему, как правило, мало связанную с основной конструкцией. На постройках умело сочетался труд небольшого числа опытных мастеров с трудом огромной массы рабов.

architecturesss.blogspot.com

Общественная архитектура Древнего Рима | Искусство Древнего мира

Великий римский поэт Вергилий в поэме «Энеида» писал:Одушевлённую медь пусть куют другие нежнее,Также из мрамора пусть живые лики выводят,Тяжбы лучше ведут, и также неба движеньеТростью лучше чертят, и восход светил возвещают.Ты же народы вести должен, о, Римлянин, властью своею —Вот искусства твои — налагать обычаи мира,Подчинённых щадить и завоевывать гордых.

Именно такое представление о римлянах должна была оставлять архитектура. Увлечение греческим искусством проявилось в обращении к ордеру, только в Риме он играл не конструктивную роль, а использовался в декоративных целях.

Опорную функцию в римской архитектуре выполняла по обычаю стена. Римлянам принадлежит изобретение бетона— важнейшего строительного материала, с помощью которого укрепляли сооружаемые здания. Им также принадлежит открытие нового способа возведения зданий — монолитно-оболочечного, при котором основу составляли две узкие кирпичные стены, между которыми заливался битый щебень с бетоном, а снаружи шла облицовка мрамором. Здания приняли помпезный репрезентативный вид, представляющий власть и величие римских правителей. Главное завоевание римлян в строительстве общественных сооружений — создание огромных внутренних пространств, свободных от внутренних опор.

Театры

Римское театральное здание окончательно сложилось в эпоху Августа. Римский театр целиком основан на греческом театре, но он располагается в городе. Места для зрителей, которые в греческом театре получались путем оформления естественного природного склона, в Риме возводились на ровном месте так, что снаружи они образовывали высокое монументальное здание (Театр Марцелла). Сцена и места для зрителей объединились в общее кольцо стен одной высоты. Так проявилась тенденция к замыканию внутреннего пространства: внутреннее помещение театра окружено теперь каменной массой со всех сторон, и его легко закрыть сверху тентом, чтобы защитить зрителей от палящих лучей солнца. Остался последний шаг — превращение временного тента в постоянный потолок, и внутренность здания окончательно замкнется.

Амфитеатры

Главным местом увеселительных зрелищ (гладиаторские бои, травли зверей, морские сражения (наумахии) был Амфитеатр Флавиев (Колизей). В плане он представляет собой эллипс, большая ось которого — 188 м, малая — 156 м, длина арены — 86 м, ширина — 54 м; при этом он вмещал 87 000 зрителей. С внешней стороны здание представляло собой трехъярусную аркаду, в нижнем ярусе украшенную полуколоннами тосканского, в среднем — ионического, в верхнем — коринфского стиля. Над третьим ярусом находился портик, предназначенный для натягивания тента.

Триумфальные арки

Тип триумфальной арки возник из эллинистических декоративных ворот, например, ведущих на рыночные площади, но окончательно архитектурная форма сложилась только в Риме. Триумфальная арка запечатлевала церемонию триумфа, то есть въезд победоносного полководца в Рим. Триумфальные арки ставили в честь известных событий и в честь императора: они прославляли империю и монарха. Арки украшались колоннами и рельефами. Подобно тому, как император противостоял народу, а римский полководец — солдатам, так памятник победы — триумфальная арка противостоял городу. В качестве ворот без ограды триумфальная арка не имела практической функции и потому казалась выражением высшего почёта.

Термы

Термы (бани) были центрами общественной жизни Рима: местом встреч, весёлых игр, занятий спортом, прогулок и даже чтения. Первоначально в римских виллах выделялось банное помещение, но этими удобствами обладала меньшая часть населения, и с III в. до Р. Х. появились общественные бани. В I в. до Р. Х. в Риме насчитывалось 170 общественных бань, а к IV в. насчитывалось уже около тысячи, в среднем на каждый район приходилось от 60 до 80 бань. Человек, искавший популярности, строил баню. Императорские термы — настоящие дворцы, украшенные статуями и колоннами, искусственными водопадами, роскошными мозаиками полов, мраморными стенами. Без общественных бань нельзя было себе представить самого отдаленного уголка империи.

Цирки

Цирки строились во всех больших провинциальных городах. Римские цирки являлись дальнейшим развитием эллинистических ипподромов и предназначались для состязания колесниц. Для безопасности зрительские места отделялись от арены рвом. Ввиду растянутости здания цирка в длину (Циркус максимус в Риме имел длину арены около 550 м, при ширине около 90 м) не требовалось сильного подъёма мест для зрителей.

Храмы

Римские храмы восходят к греческим храмам, сильно переработанным и видоизмененным этрусской культурой. Этрусский храм имел небольшую целлу и равную ей по глубине колоннаду по фасаду. Весь храм стоял на высоком постаменте, имеющем лестницу только спереди. Этрусские храмы были большей частью деревянными, перекрытие обильно украшалось терракотовыми плитками. Колонны тосканского ордера опирались на базу, были лишены каннелюр и имели капитель, сходную с дорической. Дальнейшее развитие храмовых форм рационалистично, что характерно для римлян и отличает их от греков. Волевое напряжение и рассудочная ясность определяют архитектурную композицию.

Похожие записи

ancientart.ru

Инженерные и архитектурные сооружения в Древнем Риме

Трезвый римский ум блестяще сказался в строительстве дорог, каменных мостов и акведуков. Римляне были поистине великими мастерами дорожного дела. К прокладке дорог их побуждали торговые и военные нужды, личные потребности. Одна из древнейших римских дорог, по которой римские легионе­ры шли на завоевание Средиземноморья, была построена еще в 312 го­ду до н.э. – это Виа Аппиа (Аппиева дорога). Она была покрыта каменной мостовой и первоначально соединяла Рим с Капуей.

Все римские дороги постоянно расширялись и благоустраивались. В целом сеть дорог в Древнем Риме имела длину около 80 тысяч километров, многие из до­рог служат людям до сих пор.

Не менее велики были успехи в области возведения каменных мостов и акведуков – водопроводов, с помощью которых получали воду около ста городов римской империи. Вершина римского мостостроения – мост через Дунай протяженностью свыше километра, построенный Аполлодором в начале 2 века н.э. при Траяне. В этом же столетии, несколько поз­же, был сооружен самый длинный из римских акведуков – в Карфагене, протяженностью 132 километра.

Типично римским изобретением явилось строительство бань – терм. В греческих городах термы строились редко и не пользовались такой популярностью. В Риме же термы были одним из самых посещаемых мест. Они имели несколько отделений: парные, бани теплые и холодные, спортивные залы, комнаты отдыха и даже буфеты и библиотеки. Таким образом, здесь можно было провести время с пользой и удовольствием.

К шедеврам римской архитектуры относятся термы императора Каракáллы, возведенные в Риме в начале 3 века н.э. Они поражали величественными масштабами своих залов, роскошью убранства (мозаичные полы, стенные росписи, скульптура), искусно спланированной системой водоснабжения (вода во всех бассейнах менялась в считанные минуты). Как и другие римские термы, термы Каракаллы отапливались горячим воз­духом от подземных печей: он распространялся по трубам, проложенным в полах, стенах и сводах.

На века в мировой архитектуре утвердился созданный римлянами тип базúлики. Базилика – прямоугольное здание, разделенное внутри продольными рядами колонн на 3 или 5 частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия. Центральный неф выше боковых: верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов.

В Древнем Риме базилики служили судебными залами, рынками, биржами, то есть были светскими зданиями. В дальнейшем же базилика ста­ла одним из основных типов христианского храма, получив особое распространение в эпоху Средневековья.

Ценившие всевозможные зрелища римляне большое внимание уделяли строительству театров и амфитеатров – зданий для гладиаторских боев, морских сражений и звериной травли.

Единственный частично сохранившийся в Риме театр античной поры – театр Марцелла, построенный в 13 году до н.э. Примененная в нем архитектурная система использовалась во всех римских театрах.

В отли­чие от греческих, римские театры располагались не на склоне холма, а на ровной местности. Поэтому места для зрителей устраивались на вспомогательных конструкциях. Новинками римского театра были зана­вес, который опускался, скрываясь в специальной щели, и тенты из сукна для защиты от солнца (подобно греческим театрам, римские не имели крыш). Внутреннее убранство отличалось невиданной у греков роскошью.

Первоначально связанные с погребальными обрядами, гладиаторские бои были излюбленным развлечением римлян. В Италии насчитывалось около ста амфитеатров. Самый знаменитый среди них – амфитеатр Флавиев, получивший позднее название Колизей1. Он мог вместить одновременно около 50 000 зрителей. Это овальная четырехъярусная постройка с прекрасно распланированной системой коридоров, лестниц и выходов: десятки тысяч зрителей могли при необходимости покинуть здание за 5 минут.

Места для зрителей во всех римских амфитеатрах располагались эллипсом, а не полукругом, как в античном театре.

musike.ru


Смотрите также