Древний китай украшения. Особенности древнекитайских украшений
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Старинные китайские украшения. Древний китай украшения


Старинные китайские украшения | ChinaPK: весь Китай

Женщины всегда были преданными поклонницами моды, как в древности, так и сегодня. Давайте познакомимся со старинными китайскими украшениями, которые надевали красавицы в древнем императорском дворце.

Шпилька Буяо

Золотой буяо в форме головы лошади с рогами оленя из Северной династии (386-581) в National Museum of China.

Буяо, буквально переводится как «качается от шага», это изысканное украшение для волос, обозначающее благородный статус. Шпильку буяо обычно делали из золота в форме дракона или феникса и украшали жемчугом и нефритом. Главной особенностью этого старинного китайского украшения были его подвески, которые качались, при движении того, кто ими себя украсил, что требовало от владельца элегантной походки. Буяо был популярен главным образом в династиях Хань (206 г. до н.э.-220) и Тан (618-907), и только наложницы с высоким статусом в императорском дворе имели право носить буяо.

Фрагмент реплики из пещеры Магао изображает женщину с уникальным буяо.

Реплика фрески из пещеры Магао изображает женщину с буяо.

Чопины

Вышитые цветочным рисунком чопины, высота 17 см, из коллекции Дворцового музея.

Древние красавицы предпочитали носить чопины, точно так же, как современные модницы — высокие каблуки. Чопины были довольно популярны во времена династии Цин (1644-1911) и имели разные формы подошв обуви. Были туфли с обычной подошвой, подошвой в форме цветочной вазы или литой подошвой. Популярность чопинов соответствовала длинным одеждам в моде во времена династии Цин.

Чопины с подошвой в форме вазы, высота 20.5 см, из коллекции Дворцового музея. 

Вдовствующая императрица Цыси была без ума от чопинов, большинство ее обуви были чрезвычайно роскошны, с красивой вышивкой и драгоценными камнями.

Чопины с подошвой в форме вазы, высота 18 см, из коллекции Дворцового музея. 

Хотя чопины делали женщин более изящными, им нелегко было на них ходить.

Чопины с литой подошвой. 

Насадка для ногтей

Укрепление ногтей было увлечением в древние времена, особенно для женщин из богатых семей, это тоже своего рода старинное китайское украшение. Для защиты тонких и хрупких ногтей была разработана специальная насадка. Своеобразный футляр в форме лука всегда носился на безымянном пальце и мизинце, в верхней части пальца.

Рисунок женщины древнего Китая с насадками для ногтей.

Во время династии Цин это старинное китайское украшение изготавливали в основном из золота, серебра, нефрита, черепашьего панциря, жемчуга и позолоченной меди, тонкую работу покрывали эмалью, резьбой и дянкуем (насыщенный синий).

Золотая насадка, длина 5.2 см, из коллекции Дворцового музея.

Филигранная работа, две насадки из золота и серебра с ювелирными украшениями, длина 9 см, из коллекции Дворцового музея.

Из коллекции Дворцового музея Тайпея.

Круглый веер

Круглые веера вначале преобладали при императорском дворе, поэтому в древности он также назывался «веером мандаринов».

Император Хуйцзун из династии Сун (960-1279) наслаждается музыкой с круглым веером в руке, картина из коллекции Дворцового музея.

Круговые веера возникли еще в Западной династии Хань (206 г. до н.э. – 24 н. э.). Во время династий Суй (581-618) и Тан, он распространился в Японии, поэтому круглые веера японцев, которые используются и в наши дни, происходят из древнего Китая.

Большинство людей могут подумать, что круглые веера использовали только женщины, но мужчины также ими пользовались.

Веер был не только инструментом охлаждения, но и ширмой, скрывавшей рот или лицо женщины, когда она смеялся, что добавляло больше очарования застенчивым женщинам древности.

Источник: Chinadaily

chinapk.ru

Ювелирные украшения | Синология.Ру

ши 飾.   В Китае, как и в других традиционных обществах, ювелирные дополнения (ши 飾) костюма играли особую семантическую роль, являясь  знаками социального положения, пола и возраста их обладателя, но вместе с тем они имели важное эстетическое значение в декоре одежды. При этом разработанная в западном ювелирном деле классификация материалов (предполагающая в частности деление камней на три категории, различающиеся по степени ценности, а именно - «ювелирные», «ювелирно-поделочные» и «поделочные» материалы) не имеет прямой аналогии в Китае. Здесь все камни минерального и органического происхождения считались «драгоценными», то есть достойными использования в украшении, как и рог, кость, черепаховый панцирь, стекло, эмаль, некоторые породы дерева (например, сандал и алоэ), а также менее долговечные в сравнении с ними синие перья самки зимородка. Более близким к общепринятому был взгляд на драгоценность определенных металлов – золота-цзинь 金 и серебра-инь 銀 (см. Золото и серебро). Но любимая западными ювелирами Нового времени платина почти не нашла применения в традиционном ремесле. В личных украшениях знати и двора обозначился особый круг материалов-фаворитов, к которым можно причислить любимые китайцами с древности нефрит  (юй 玉) и перья зимородка (цуй-лин  翠翎), а также преобладавшие в средневековый период золото (цзинь), жемчуг  (чжу 珠), коралл  (шань-ху 珊瑚). Некоторые из этих материалов в разное время служили показателями рангов в украшениях аристократии и чиновных особ.   Предпочтение, которое китайцы отдавали полированным и резным камням в качестве основы для личных украшений, определившись в эпоху неолита, сохранилось до настоящего времени. Специфические достоинства драгоценных металлов, незаменимые в ювелирном деле, напротив, были оценены поздно. С эпохи Шан/Инь 商殷 (XVII-XI вв. до н.э.) до периода Хань 漢 (III в. до н. э. – III в.) в китайском художественном металле преобладала бронза  (тун  銅), а золото и серебро не играли существенной роли. Золотые украшения иногда обнаруживают в  шанских погребениях: например, в окрестностях Пекина в 1977 г. были найдены золотые серьги-эрхуань в виде колец (в. 3,4 см) и однозубая шпилька-цзи (дл. 27,2 см), выполненная в технике литья. Однако лишь с ханьского времени, во многом благодаря влиянию кочевых народов, живших у северных и западных границ Китая, в местном ювелирном деле пробудился интерес к этим драгоценным металлам.   Китайские ювелиры на протяжении веков сохраняли пристрастие к сравнительно небольшому числу технических приемов, позволяющих изготовить и отделать украшение. К ним относятся: литье (цзяо-чжу 澆鑄), гравировка  (кэ 刻), штамп  (я-инь 壓印), золочение  (ду-цзинь 鍍金), филигрань (цзинь/инь лэй-сы  金/銀纍絲), инкрустация  (сян 鑲) кабошонами или бусинами из камня и стекла, аппликация зимородковыми перьями  (дянь-цуй  點翠) и эмалирование. Каждая техника исторически связана с определенным этапом в развитии китайского ювелирного дела. Сравнивая украшения, созданные в конце эпохи древности, с произведениями мастеров периода раннего средневековья можно уловить тенденцию к миниатюризации и облегчению форм. Литые украшения,  никогда полностью не исчезавшие, были потеснены  изделиями из листового металла а, в эпоху Тан 唐 (618-907), изящными вещами, сочетавшими золотой и серебряный лист с тонкими проволоками. Именно в танское время ювелирное дело в Китае в полной мере приобрело самостоятельное значение как особый вид прикладного искусства. Любимыми техниками китайских ювелиров с этого периода стали гравировка-кэ и чеканка или сквозная резьба  (лоу-кэ 鏤刻).  Со времени правления династии Сун 宋 (960-1279) в украшениях китайской знати начинает преобладать техника филиграни – плетения из тонких проволок - золотых (цзинь сы  金絲) или серебраных (инь сы  銀絲). На раннем этапе это была в основном накладная филигрань из витых проволок, образующих узор на поверхности или фоне из листового металла. В таком виде эта техника применялась иногда и позднее, однако с периода Мин 明 (1368-1644) значительная часть филигранных украшений целиком состояла из проволочных сеток, выпуклых и плоских, смонтированных в объемные композиции и дополненных вставками из цветных камней и жемчужин. С древнейших времен до периода Цин украшения из золота и серебра покрывались аппликацией из перьев зимородка в технике дянь-цуй. Основой украшений в этом случае служили фрагменты из металла, на которые наклеивались подобранные по цвету и вырезанные в форме чешуек перья, образующие слой интенсивного синего цвета, издали похожий на эмалевое покрытие. Важной особенностью китайских украшений было применение в них подвесных фрагментов или деталей, сохраняющих подвижность, благодаря креплению на тонких проволоках и пружинках. Хотя наиболее ранний известный сейчас случай применения пружинок зафиксирован в женских головных украшениях Х в., постоянное использование их в этом качестве характерно для китайских вещей  лишь с периода Мин. Цветные камни или стекло обычно обрабатывались в виде кабошонов – гладко шлифованных выпуклых форм на плоском основании.  Сложные виды огранки прозрачного окрашенного или бесцветного стекла  (бо-ли  玻璃), реже - камня, воспринятые из опыта европейских ювелиров, стали сравнительно широко применять только во второй половине XIX в., хотя уже в конце периода Мин, по-видимому, производились первые опыты такого рода. Так, навершие золотой шпильки (цзань 簪, дл. 11,2 см) из погребения конца минского периода (в округе Цзяннин 江寧 вблизи г. Нанкин 南京) инкрустировано горным хрусталем, обработанным способом т.н. «изумрудной огранки». Для китайских украшений характерна отделка бисером или мелкими бусинами-чжу (珠) из камня, часто – жемчуга и коралла, или стекла-боли в технике низания (чуань 穿). Эта техника, традиционная в декоре одежды и украшений народов Сибири и Центральной Азии, издавна проживавших и на китайской территории, применялась в Китае не позднее эпохи Хань. Но ее популярность особенно возрастала в ювелирном ремесле в годы правления иноземных династий, в т.ч. Ляо 遼 (907-1125) и Цзинь 金 (1115-1234), а также в маньчжурский период Цин, когда подобным образом отделывались представленные в пекинском музее Гугун шпильки и праздничные головные уборы (дянь-цзы  鈿子) императорских жен и наложниц.   Используемые в традиционных украшениях камни и органические субстанции (например, перья зимородка и некоторых других птиц), как правило, обладали древней символикой. Обычай применения в костюме птичьих перьев соотносится с даосизмом  и еще более ранними шаманскими культами (см. У  [6]), следы которых надолго сохранились в низовых народных верованиях. В контексте даосизма особый интерес представляет алхимия, часто оперирующая ювелирными материалами, благодаря чему их символика в китайских  украшениях отчасти совпадает с алхимической системой интерпретаций. Собственная долговечность материалов, не подверженных гниению и коррозии (золота, серебра, жемчуга, нефрита-юй, имевшего «небесное» происхождение см. Нефрит) объясняет интерес к ним алхимиков, считавших необходимым их использование для продления человеческой жизни. Символика некоторых ювелирных материалов, прежде всего, нефрита и жемчуга, отражала характерный для разных явлений китайской культуры религиозный синкретизм. Жемчуг в Китае был связан как с даосской традицией, так и с буддизмом, где он сливался с образом символической драгоценности (санскр. мани), обозначавшей Будду и его учение. В годы Цин 清 (1644-1912), когда влияние буддизма (в т.ч. в форме ламаизма) в китайской культуре заметно возросло, крупным морским жемчугом  (дун-чжу 東珠) отделывались официальные ранговые украшения императора и наиболее знатных аристократов. Буддийское влияние сквозит и в формах ритуальных украшений периода Цин. Так, трехъярусные золотые навершия (сань цэн дин  三層頂) императорских головных уборов (чао-гуань 朝冠) напоминали по виду и числовым соотношениям элементов зонтичное завершение ламаистской ступы, а цинское ритуальное ожерелье (чао-чжу 朝珠), набранное из 108 жемчужин и системы подвесок, явилось прямым подобием буддийских четок. В период Цин были установлены определенные знаки различия из драгоценного камня и металла в костюме гражданских и военных чиновников:  для первого (высшего) ранга – рубин (хун-бао-ши 紅寶石, второго – резной коралл (лоу-хуа шань-ху  鏤花珊瑚), третьего – сапфир (лань-бао-ши 藍寶石), четвертого – лазурит (цин-цзинь-ши 青金石), пятого – хрусталь (шуй-цзин 氺晶), шестого – раковина тридахны (чэ-цюй 硨渠, цюй  с  ключом «石»), седьмого – блестящее золото (су-цзинь 素金), восьмого – резное золото (лоу-хуа-цзинь 鏤花金), девятого – резное серебро (лоу-хуа-инь 鏤花銀). Характерно, что почти все ранговые материалы маньчжурского времени по традиции входили в набор так называемых «семи буддийских драгоценных субстанций»  (ци бао 七寳). О важном символическом значении ювелирных материалов в периоды Мин и Цин свидетельствует и то, что при совершении  ритуальных действий императорам полагалось надевать украшения из определенных самоцветов: на алтаре Неба – из синей ляпис-лазури цин-цзинь-ши, на алтаре Земли – из желтого янтаря (ху-по 虎珀), на алтаре Солнца – из красного коралла шань-ху, на алтаре Луны – из «лунно-белой» бирюзы  (би-ши  壁石).   Отношение к камню как самоцвету, то есть овеществленному цвету, проявилось в способе именования камней: люй-цин (绿青 люй с ключом «шелк» вместо ключа «золото»)– «ярко-зеленый, как весенняя трава», малахит; ми-ши (蜜石)– «медовый камень», янтарь; лань-бао-ши (籃寳石) – «синий драгоценный камень», сапфир; хун-бао-ши или хун-юй (紅玉) – «красное сокровище», рубин. Видимо, цвет камня всегда значил для китайских ювелиров больше, чем его прозрачность, поскольку цветовая насыщенность украшений на протяжении веков оставалась неизменной. Использовались в основном ярко окрашенные камни, среди которых прозрачные минералы (рубин и сапфир) стали популярны лишь с периода Мин. Наиболее желанный для европейских ювелиров алмаз вообще не нашел применения в традиционных китайских украшениях, но в них часто, особенно с периода Тан 唐 (618-907), использовались матово-белые или розоватые жемчужины. Усложнение колорита вещей, произошедшее в маньчжурское время, было обусловлено также применением полихромных эмалей - фа-лан (琺琅). Причем давняя любовь к блестящему бирюзово-синему цвету перьев зимородка определила преобладание этой гаммы и в цинских эмалевых украшениях.   По традиции украшения в Китае применялись в мужском, женском и детском костюмах (в последнем случае – это в основном амулеты - головные  со-тоу 鎖頭 или нагрудные со-пянь 鎖片). Для взрослых особ существовали официальные (ранговые) и неофициальные (праздничные, повседневные) украшения, первые из них регламентировались императорскими постановлениями. Важную роль в комплексе официальных костюмов традиционно играли декоративные элементы мужского головного убора и женской прически, в том числе однозубые шпильки - цзи или цзань, которые можно отнести к древнейшим видам китайских личных украшений. Наиболее интересные в художественном плане костяные и нефритовые цзи эпохи Шан/Инь 商殷, XVII-XI вв. до н.э., обнаружены археологами в 1976 г. в районе совр. г. Аньяна 安陽 (пров. Хэнань), в руинах последней иньской столицы (Иньсюй). Традиция вырезания шпилек из нефрита-юй и других пород камня сохранилась до последних лет империи. Головные украшения всегда первыми упоминаются в китайских законах, регламентирующих одежду. Тщательно причесанные и уложенные в пучок волосы с древности считались признаком цивилизованности, отличающим ханьцев от соседних им кочевых народов, которые носили волосы распущенными. Поэтому совершеннолетие у китайцев отмечалось обрядами первого головного убора для молодых мужчин и первой взрослой прически для девушек. И убор, и прическа по традиции скреплялись однозубыми шпильками, которые оставались официальными украшениями до конца периода Мин 明 (1368-1644). Парадными украшениями императриц и знатных женщин в эпоху Хань 漢 (III в. до н.э.– III в.) считались большая шпилька  (бу-яо 步搖) с подвесками, раскачивающимися при ходьбе, что определило название этого украшения, или диадема шань-ти (山題). С периода Тан 唐 (618-907) до конца правления династии Мин в таком качестве используется корона фэн-гуань (鳳冠, «фениксовый головной убор») из золотой филиграни или листового драгоценного металла, камней и перьев зимородка. Прекрасно сохранившийся «фениксовый убор» императрицы Сяо-дуань-хуан-хоу 孝端皇后, жены императора династии Мин - Ваньли (1573-1620), был в середине ХХ в. найден в составе большой «коллекции» мужских и женских украшений в погребальном комплексе Динлин 定陵 вблизи  Пекина. В период правления маньчжурской династии Цин ранговыми украшениями императора и аристократов по-прежнему оставались помещавшиеся на официальных головных уборах золотые драконы цзинь-лун (金龍; см. Лун), а знаками отличия императриц и наложниц - золотые фениксы цзинь-фэн (金鳳; см. Фэн-хуан).   Поясные украшения, пряжки-гоу 鉤 или коу 扣, подвески-пэй 佩, накладные пластины-бань 版, относятся в Китае к наиболее характерным элементам мужского костюма, в котором они служили ранговыми знаками с древности до эпохи Цин. Согласно закону периода Цянь-лун (1736-1795), императорский парадный пояс чао-дай 朝帶 украшали четыре золотые, отделанные рубином и жемчугом, накладки – круглые юань-бань 圓版 или квадратные фан-бань 方版; к боковым пластинам крепились поясные подвески. Характерной приметой  времени можно считать использование в наборе подвесок дай-бяо (帶錶) - карманных механических часов на шатлене (см. ст. «Механические часы»). Этот предмет европейского экспорта, причисленный маньчжурами к набору ритуальной утвари царствующей династии, изображен в сборнике Хуан-чао лици туши 皇朝禮器圖式.   В сравнении с мужскими украшениями женские всегда отличались значительным разнообразием и богатством отделки. Наряду с их уже перечисленными видами широко бытовали и другие ювелирные дополнения женской прически и костюма – серьги эр-хуань 耳環, гребни шу-би 梳篦, украшения дянь 鈿 и хуа-ши 花飾 в виде цветущих веточек, насекомых и птиц, которые закрепляли в волосах, обматывая прядями. В качестве нагрудных украшений использовались бусы чжу-цзы 珠子 (часто из камня или стекла) и подвесные амулеты со-пянь.  На руках и пальцах рук китаянки носили запястные браслеты шоу-чжо 手鐲, в большинстве своем - парные, кольца чжи-хуань 指環 и распространенные в позднее время, особенно в период Цин, футляры для длинных ногтей ху-чжи 護指, имевшие форму когтя.   Среди декоративных мотивов выделяется сравнительно узкий круг самых популярных образов и сюжетов. Зооморфные изображения, фантастические и реальные, представляются основными мотивами китайских украшений, некоторые из них соотносятся с весьма архаичными слоями культуры и древними тотемами. Таковы символы мужского начала и императора – дракон-лун и женского начала и императрицы – феникс-фэн, древние корни имеют образы цикады-чань 蟬 и единорога-цилинь.  Архаичность зооморфных персонажей объясняет присутствие в их иконогрфии черт, представляющих собой далекие реминисценции «звериного стиля» кочевников. Реальные образы – журавль-хэ , летучая мышь-фу, бабочка  ху-дэ, рыба-юй 魚, жаба-чань выступают в средневековых  украшениях как знаки счастья, многодетности, богатства и долголетия. Растительные мотивы, за редким исключением, появляются в декоре вещей лишь в период раннего средневековья и преобладают в системе женских украшений всех эпох от Тан до Цин. Первенство среди этих мотивов принадлежит пиону му-дань 牡丹, который в китайской традиции считался «князем» цветов и поэтому нашел применение в композиции женского парадного убора фэн-гуань в сочетании с фигурами фениксов. Популярными были также изображения божественного гриба лин-чжи 靈芝 и цветов – орхидеи-лань 蘭, сливы мэй-хуа 梅花, лотоса-лянь 蓮, хризантемы-цзюй 菊,   символов женственности и совершенной красоты. В трактовке мотивов жанра хуа-няо («цветы и птицы») наблюдается значительное художественное соответствие эстетике китайской средневековой классической живописи. Знаками многодетности и счастья в женских украшениях обычно выступают изображения семянных коробочек  лотоса, плодов граната-лю 榴, персика-тао 桃, пальчатого лимона фо-шоу 佛手 («рука Будды»). Последние три изображения образуют устойчивую композицию сань до 三多, воплощающую пожелание трех важнейших благ – потомства,  долголетия и счастья. Антропоморфные персонажи в китайских украшениях играют менее заметную роль, в сравнении с зооморфными и растительными мотивами. Начиная с периода Тан, в головных украшениях встречаются фигуры будд и бодхисаттв, в эпоху Цин в женских и детских амулетах распространены также образы восьми даосских бессмертных ба сянь 八仙. Популярными мотивами орнаментации средневековых китайских украшений были символические драгоценности из наборов «восьми сокровищ» - буддийского ба цзи-сян 八吉祥 и даосского ба бао 八寳, образованных соответственно атрибутами будд и бодхисаттв или даосских бессмертных. Орнаментальные мотивы – «громовой» узор лэй-вэнь 雷紋 и облачный – юнь-вэнь 雲紋, несмотря на их скромную роль в средневековых украшениях связаны с древнейшими слоями культуры. Иероглифы в изделиях китайских ювелиров встречаются весьма часто и, сочетаясь с различными изобразительными мотивами, означают пожелания долголетия – шоу 壽, счастья в самом широком смысле слова – фу 福, супружеского счастья шуан-си 雙喜. Иероглифы могут группироваться в традиционные благопожелательные формулы (например, вань шоу у цзян  萬壽無疆 – «десять тысяч лет без границ»). Таким образом, китайские украшения являлись не только знаками ранговой принадлежности, но и оберегами, призванными активизировать покровительство благих сил. Вместе с тем, в ансамбле традиционного, особенно женского костюма украшения играли важную эстетическую роль, гармонируя с яркими тканями,  вышивкой и красочным гримом.   Наиболее представительные коллекции китайских ювелирных украшений хранятся в национальных музеях (в т.ч. - пекинском Гугуне и тайваньском Музее императорского дворца, Шанхайском художественном музее, Нанкинском городском музее). За пределами Китая подобные коллекции можно увидеть в нью-йоркском музее Метрополитен, лондонском - Виктории и Альберта, петербургском Государственном Эрмитаже и других крупнейших музеях мира.   Источники: Хуанчао лици туши 皇朝禮器圖式 (Образцы предметов ритуальной утвари царствующей династии). Т. 3-7. Б.м., 1766.   Литература:Веселовский Н. Китайские символы в предметах украшения. С.-Пб. 1911.; Запретный город. Сокровища китайских императоров. Каталог выставки в ГИКМЗ «Московский Кремль». М. 2007; Неглинская М.А.  Китайские ювелирные украшения периода Цин. История, семантика, эстетика. М. 1999.; Суслова И. В. Головные украшения китаянок и их символика // Одежда народов зарубежной Азии. Л. 1977.; Сычев Л.П., Сычев В.Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М.,1975; Динлин. Т.1,2. Пекин, 1990;  Минчао шоуши гуаньфу. Наньцзин ши боугуань бянь (Костюм и украшения времени правления династии Мин. Издание Нанкинского городского музея). Бэйцзин, 2000; Циндай хоуфэй шоуши (Украшения императриц и наложниц династии Цин). Сянган, 1992;  Чжоу Сибао. Чжунго гудай фуши ши (История китайского костюма древних династий). Бэйцзин, 1984; Чжоу Сюнь, Гао Чуньмин. Чжунго лидай фуню чжуанши (Китайская женская одежда и украшения минувших династий). Сянган, 1988; Чжунхуа фуши ишу юаньлю (Происхождение и развитие искусства китайского национального костюма). Пекин, 1994; Gyllensvard B. Tang gold and silver. Stockholm, 1957; Harada Y. Chinese dress and personal ornaments in the T’ang dynasty. Tokyo, 1970; Ming Wilson. Chinese jades.Victoria and Albert museum. Far Eastern series. L., 2004.   Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 325-329.

www.synologia.ru

Особенности древнекитайских украшений - Newsps

древнекитайские украшения

Золотое украшение для волос. Династия Цин, Китай, XI-XII век.

Ювелирные украшения в Древнем Китае, как и во многих других культурах, выполняли не только декоративную функцию, но и определяли принадлежность владельца к тем или иным слоям общества. Существовали даже четкие знаки различия в одежде чиновников и военных периода Цин с использованием определенных видов драгоценных металлов и камней. Потерять такое украшение или попросту сдать золото цена за грамм которого была высока, считалось недопустимым.

Какими были украшения в древности?

Изначально в ритуальных и повседневных ювелирных украшениях акцент делался на использовании камней и их отделке. Эта традиция частично сохранилась и до наших времен, она ярко отражается в любви и почитании китайцами нефрита, а также изделий из него. Широко использовать такие драгоценные металлы, как золото и серебро, китайские ювелиры стали приблизительно в III в. до н.э.

Внешний вид изделий из драгоценных металлов существенно поменялся с течением времени: украшения становились все более изящными и утонченными. Что оставалось неизменным – так это использование образов животных в декоре драгоценностей. Особо выделяются два направления, которые можно встретить и сегодня: изображение дракона (мужское начало) и феникса (символ женского начала).

Особенностью древних китайских украшений также является наличие множества подвижных деталей в изделии: фрагменты подвешивались к основной части на тончайших проволоках или пружинках. Наиболее популярными стали такие изделия в период династии Мин.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что украшения в Древнем Китае носили не только взрослые мужчины и женщины, но и дети – в качестве амулетов. Сдать золото тогда было непозволительно, ведь в таком случае можно было лишиться собственного оберега. Обязательными для ношения были драгоценные украшения для волос – шпильки. Они скрепляли замысловатые и сложные прически, которые считались признаком цивилизованности.

Каждое ювелирное украшение, созданное мастерами Китая, как в древние времена, так и сегодня, несет в себе глубокий смысл вековых традиций, а в сочетании с яркими красками национальных костюмов поражает своей красотой и гармонией.

www.newsps.ru

Ювелирные традиции Китая — Китай — Традиции — Зеленый чемодан

Традиционные китайские украшения из коралловых бусин. Фото с сайта djcadchina.files.wordpress.comКогда туристы приезжают в Китай, у них от разнообразия диковинок просто разбегаются глаза. Хочется успеть охватить все, заглянуть в каждый укромный уголок истории и попробовать на вкус каждое лакомство. Но, как обычно, за один раз это сделать никому не удается, поэтому, возвращаясь домой, многие продолжают интересоваться культурой этой удивительной страны.

А для некоторых она даже становится своеобразным вдохновением для открытия своего бизнеса. Купить бижутерию оптом или ассортимент драгоценных изделий с пометкой «Сделано в Китае» не составит большого труда: эта страна производит все категории ювелирных украшений.

А началось ювелирное дело на территории Поднебесной еще 5 тысяч лет назад. Первыми украшениями были религиозные символы, причем золото в те времена не было самым популярным драгоценным металлов. Китайские ювелиры предпочитали серебро, так как его холодный блеск отлично сочетался с голубизной нефрита — самого любимого минерала.

Китайский серебрянный эмалевый браслет с драконами. Фото с сайта susandods.comОгромное количество драгоценностей из Китая до сих пор содержат голубые камни, эмаль цвета неба или синее стекло. Нефриту мудрецы приписывали такие качества, как твердость и прочность, причем эти качества минерал отдавал своему хозяину. Нефритовые кольца, датированные 5 столетием до н. э., выполнены в необычной технике, указывающей, что ювелиры уже тогда умели пользоваться резным станком.

Нефрит считался «камнем, сошедшим с небес», символизируя человеческое достоинство, стойкость духа и благие намерения. И сегодня много китайских мастеров, используя в своих творениях небесный камень, стремятся возродить ювелирное искусство древнего Китая.

В Поднебесной украшения любили носить и мужчины, подчеркивая таким образом благородство своего происхождения. Те, кто интересуется историей, легко могут назвать ранг чиновника по резным кольцам на пальцах или по застежках на шляпе. Все они отличаются специальными орнаментами и выполнены по уникальной технологии.

Китайский браслет с кораллами и бирюзой. Фото с сайта rpbirt.comЛюбимые европейцами алмазы не приобрели и десятой доли популярности в Китае. А вот розовый или белый жемчуг можно увидеть на самых красивых образцах ювелирных творений. Их прекрасно дополняют кровавые рубины и яркие сапфиры. Причем чем насыщеннее цвет у минерала, тем дороже изделие: китайские ювелиры ценят не прозрачность камня, а его яркий окрас.

Это еще одна специфика страны, которая всегда развивалась по-своему, не принимая во внимание мировые тенденции, поэтому ювелирные украшения и бижутерия из Китая всегда будут привлекать внимание своей необычностью и мастерством исполнения.

Самые красивые образцы бижутерии из Китая, в которых удивительным образом сочетаются древние традиции ювелиров и современные технологии, можно посмотреть и заказать на этом сайте. Этот вариант как раз для тех, кто только мечтает слетать в Китай. Так сказать, предварительное знакомство.

Использованы фото с сайтов susandods.com,  rpbirt.com и djcadchina.files.wordpress.com

Опубликовано: 16.10.2014

Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

greenbag.ru

Китай - бесценные изделия из камня...18+

. Это цитата

Старая китайская пословица гласит: «Золото имеет цену, нефрит же бесценен». Цвет нефрита разнообразен: от бело молочного до темно-зеленого. Из нефрита делали императорские регалии, знаки отличия чиновников, декоративные вещи, украшения, чаши для вина. Китайские мастера любили также яшму, которая считалась воплощением творческой силы Неба и всех человеческих добродетелей. В древности круглые яшмовые диски как символы Неба и квадратные пластины как символы Земли использовались в религиозных церемониях. Из этого камня делали ритуальное оружие, служебные регалии, украшения и маски; кусочек яшмы вкладывали в рот покойному, а его одежду скрепляли яшмовыми застежками.

В эпоху древних империй появилась художественная резьба: из яшмы изготавливали украшения, фигурки мифических животных, предметы личного и домашнего обихода и т.п. Обязательной принадлежностью императора и его приближенных была яшмовая печать. Популярным камнем был и агальматолит (китайский жировик или мыльный камень), из которого делали декоративные и бытовые вещи. В ювелирном деле также использовались халцедоны и агат, они шли на производство ювелирных украшений, флакончиков для косметики и лекарств.

Для резьбы искусные китайские камнерезы использовали яшму, нефрит и близкий ему по расцветке жадеит. А кроме них, еще агат, халцедон, бирюза,горный хрусталь, аметист,коралл и другие камни, которые еще древних мастеров привлекали разнообразием красок, твердостью и звонкостью материала.Китайского резчика отличает отношение к материалу, если на Западе камень прежде всего ценится за его ровную окраску и прозрачность, китайских мастеров привлекает причудливость естественной расцветки камня, и природная форма. Они-то и вдохновляют китайского мастера ни создание самой изысканной композиции. Поэтому, выбирая кусок породы, он долго изучает его форму и направление жилок, старались впоследствии использовать каждое пятно и прослойку.

Из всех драгоценных и полудрагоценных камней китайские мастера отдавали предпочтение нефриту. Этот камень традиционно является одним из самых высоко ценимых в Китае. В древности китайцы считали нефрит священным камнем, поэтому ограничивались минимальной обработкой естественного камня. Но почитание нефрита в Китае объясняется еще и тем, что этот твердый камень с трудом поддается обработке. Поэтому, как гласят древние легенды, «хорошим резчиком по нефриту или яшме мог стать человек с сильной волей и доброй душой». Ведь изготовление скульптурной композиции из нефрита требовало длительного времени и большого терпения.

В древнем Китае изделия из нефрита широко использовались в различных ритуалах. Так, например, кусочек яшмы или нефрита в виде цикады вкладывали в рот покойнику, поскольку цикада, вновь оживающая после зимней спячки, была для древних китайцев олицетворением вечной жизни. Обязательной принадлежностью китайского императора была вырезанная из нефрита печать. Эти и многие другие изделия из яшмы и нефрита были найдены при раскопках и являются свидетельством развития художественного ремесла в древнем Китае

Вырезанные из камня печати популярны в Китае и по сегодняшний день, и если раньше их обладателями были император и знать, то сегодня такую печать может иметь каждый желающий. Личная печать заменяет подпись. Она представляет собой прямоугольный брусок из металла (золото, бронза, медь), камня, как правило, нефрита, дерева или слоновой кости. С одной стороны бруска, на плоскости квадрата врезаны или даны выпукло иероглифы имени, обычно в древнем начертании. В Китае изготовления личных печатей является отраслью искусства.

Со временем в Китае нефрит утратил свое ритуальное значение, но китайцы навсегда сохранили особую любовь и уважение к этому камню. И в настоящее время из него изготавливают самые разные предметы личного и домашнего обихода, от дорогих украшений, до ваз, подсвечников и статуэток богов.

С 1949 года, т.е. с момента образования Китайской Народной республики, китайские ремесленники создали множество выдающихся произведений из нефрита. Очень известны так называемые «четыре чуда Пекина» — это групповые нефритовые скульптуры Пань Бинхэна, нефритовые цветы Лю Дэина и нефритовые птицы Чжан Юньхэ. А такие шедевры китайских резчиков по камню, как «Блюда креветки» и «Драконовое блюдо», выполненные в Пекине из агата, а также «Радужная ваза», выполненная шанхайскими мастерами из красного жадеита, были признаны национальным достоянием. Эти работы завоевали широкое признание, как в Китае, так и за его пределами.

Искусство резьбы имеет в Китае древнюю историю и богатую традицию. Оно прошло долгий путь от примитивных изделий эпохи неолита, до высокоразвитой культуры, которая обрела мировую известность.

В Китае еще в глубокой древности достигли высокого мастерства резчики по слоновой кости. Их работа по ценности уступала лишь резьбе по нефриту и яшме. Из слоновой кости древние китайцы вырезали веера, заколки для волос, палочки для еды, рукоятки ножей, чаши и многое другое.

В настоящее время основными центрами резьбы по кости являются Пекин, Гуанчжоу, Шанхай, Тяньцзинь и Нанкин. Причем каждая школа имеет свои отличительные особенности. Например, в Пекине изготовляются статуэтки и другие изделия, сохраняющие естественный оттенок материала. В Гуанчжоу изготовляют т.н. мячики из слоновой кости, или как их еще называют «шары в шаре». Они выполняются так, что внутри костяного шарика, помещаются несколько других шариков. Только гуанчоуские мастера могли вырезать из целого куска кости до двадцати вложенных друг в друга шаров. Эта работа требовала от умельцев огромного терпения и безупречной точности руки.

Предметов изготовляемых в Китае из слоновой кости великое множество. Это и статуэтки, курительные трубки, фигуры для игры в шашки и шахматы и многое — многое другое...

Говоря о различных видах резьбы нельзя не упомянуть об искусстве резьбы по рогу носорога. Ведь мало кто знает, что внешняя форма и внутренняя структура рога носорога очень необычны. Он заметно отличается от коровьего и бараньего рогов, да и к тому же является более редким материалом. Как утверждают древние записи, добывать этот необычный материал начали примерно с эпохи Хань. В Китае в основном использовали рог носорога, привозимый из других стран. В течение всей своей долгой истории, изделия из рога носорога представляли собой роскошные вещи для высших слоев общества.

Из-за того, что рог носорога является достаточно редким материалом, количество дошедших до настоящего времени древних изделий из рога носорога очень мало. Все они являются музейными ценностями.

3906024_0_84492_cdfefa12_XXS_1_ (34x33, 0Kb)

3906024_0_84492_cdfefa12_XXS (34x33, 0Kb)

3906024_0_84492_cdfefa12_XXS_2_ (34x33, 0Kb)

3906024_0_84492_cdfefa12_XXS_3_ (34x33, 0Kb)

3906024_0_84492_cdfefa12_XXS_4_ (34x33, 0Kb)

3906024_0_84492_cdfefa12_XXS_5_ (34x33, 0Kb)

3906024_0_84492_cdfefa12_XXS_6_ (34x33, 0Kb)

3906024_0_84492_cdfefa12_XXS_7_ (34x33, 0Kb)

3906024_0_84492_cdfefa12_XXS_8_ (34x33, 0Kb)

3906024_0_84492_cdfefa12_XXS_9_ (34x33, 0Kb)

3906024_0_84492_cdfefa12_XXS_10_ (34x33, 0Kb)

3906024_0_84492_cdfefa12_XXS_11_ (34x33, 0Kb)

3906024_0_84492_cdfefa12_XXS_12_ (34x33, 0Kb)

3906024_0_84492_cdfefa12_XXS_13_ (34x33, 0Kb)

3906024_0_84492_cdfefa12_XXS_14_ (34x33, 0Kb)

3906024_0_84492_cdfefa12_XXS_15_ (34x33, 0Kb)

текст

3906024_veer2 (566x366, 246Kb)

kolybanov.livejournal.com

Новый блеск ювелирных традиций Китая

В 2015 году, когда 21 век уже набрал скорость, ювелир Палома Санчес представила новую коллекцию женских украшений, созданную в уникальной технике дянь-цуй, характерной для китайского ювелирного дела с древнейших времен до периода Цин.

Коллекция была представлена на международном показе мод J Summer Fashion Show 2015, организатором которого стала известная в мире моды модель и бизнес-леди Джессика Минь Ань. В этот раз экстравагантная Джессика выбрала в качестве подиума для своего концептуального шоу интерьеры солнечной электростанции Gemasolar в испанской Севилье.

Палома Санчес родилась в Испании в большой и не слишком богатой семье. Она закончила французскую школу в Мадриде, а потом, решив стать ювелиром, уехала в США, где продолжила образование и получила диплом геммологического института Америки.

Палома много путешествует, практически каждый год посещая самые разные страны Азии, Африки и Латинской Америки. Эти поездки вполне можно назвать творческими командировками, поскольку все свое время Палома посвящает не столько знакомству с новыми городами, сколько поиску оригинальных камней и самоцветов для своих будущих ювелирных коллекций.

С 2006 года  Палома живет и работает в Пекине. По ее собственному признанию, за эти годы она многое узнала о ювелирном искусстве древнего Китая и не могла не попасть под его обаяние и изысканность. Ювелирное искусство династии Цин стало для нее источником вдохновения в работе над коллекцией украшений, представленной на J Summer Fashion Show и названной «Имперский блеск».

Серьги, ожерелья и браслеты, вошедшие в «императорскую» коллекцию молодой испанки, выполнены в уникальной технике древнего китайского ювелирного искусства дянь-цуй  (點翠), то есть в технике аппликации перьями зимородка.

Основой украшений, выполненных ювелирами времен династии Цин в технике дянь-цуй, служили фрагменты из металла, на которые наклеивались подобранные по цвету и вырезанные в форме чешуек перья зимородка. Тончайшее покрытие из перьев формировало слой интенсивного синего цвета, который издали был очень похож на эмалевое покрытие. 

Сегодня ювелирные украшения, выполненные в технике дянь-цуй, остались только в музеях или частных коллекциях.  Паломе пришлось объездить почти весь Китай, чтобы найти фрагменты старинных гребней, браслетов и пряжек, реставрировать их и сделать основой для своих работ.

Однако этот действительно титанический труд был проделан не зря. В комплекте украшений «Спящая красавица» бирюзовый оттенок зимородковых перьев, тщательно уложенных мастерами триста с лишним лет назад, удивительнейшим образом гармонирует с цветом бирюзы, найденной Паломой в Аризоне. А своеобразным напоминанием о зарослях роз, скрывавших от любопытных глаз героиню известной всем сказки, стали вставки из тайваньских кораллов в серьгах этого же комплекта.

В общем, Палома Санчес по праву может гордиться тем, что первой из западных ювелиров соединила китайскую мудрость и европейскую элегантность, традиции современного европейского искусства и древней китайской техники дянь-цуй.

Перья экзотических птиц, бриллианты, опалы, бирюза, олицетворение загадочной Африки камень под названием танзанит, золото…  «Удивительная игра разных текстур, цвета и разных культур. Моя китайская коллекция – это, пожалуй, одна из лучших ювелирных коллекций, которые когда-либо были созданы», – не без гордости говорит Палома Санчес.  

ru.gbtimes.com

История древних украшений – Ярмарка Мастеров

Доисторические времена. Первые находки, которые можно с уверенностью опознать как украшения, были найдены в Африке в пещере Бломбос. Бусины с просверленными отверстиями были сделаны из раковин улиток 75 тысяч лет назад. Кенийским бусинам с отверстиями, материалом для которых служила скорлупа страусиных яиц – 40 тысяч лет. На территории Европы кроманьонцы, предшественники homo sapiens, вытеснившие неандертальцев, создавали грубые бусы и браслеты из кости, клыков и камней, подвешенных на шнурках из сухожилий животных. Одежду их скрепляли изогнутые костяные застежки. На юге России находили резные браслеты из бивней мамонтов. Некоторые из найденных статуэток небольшого размера имели отверстия, позволяющие предположить, что их предполагалось носить в качестве кулонов. Для мужчин украшением также служило их оружие – кинжалы или ножи. Как видим, первые украшения были сделаны из того, что находилось под рукой, продуктов собирательства и охоты – сушеных ягод, клыков и костей животных, раковин моллюсков, камня и дерева. С учетом несовершенства примитивных инструментов, создание украшений требовало долгой кропотливой работы грубыми инструментами – бусины вытачивали из дерева, кости, зубов животных, позже – отливали из меди. Готовые бусины собирались на низку из полосок кожи или сухожилий животных. Бусы и изделия на их основе стали первым самым распространенным украшением по причине незамысловатости изготовления и простоты использования. Также распространены были браслеты, они сплетались из кожи или лозы и окрашивались доступными натуральными красками. Египет. Зарождение ювелирного дела, как отдельного искусства создания украшений произошло около 3000-5000 тысяч лет назад в Египте. Фараоны отдавали предпочтения изысканным формам, золоту, цветному стеклу и редким минералам. Большие залежи золота в находились в африканских пустынях Нубии. Все остальные материалы, кроме ляписа и серебра, добывались в Египте, включая любимый камень Клеопатры – изумруд. Древнему Египту было известно искусство глиптики – вырезания объектов из минеральных камней, часто священных скарабеев. Местные египетские мастера работали с золотом, так как оно было достаточно мягким, то есть несложным в обработке металлом. Из камней особой любовью пользовались лазурит, аметист, яшма, обсидиан и изумруды. Для обработки металлов применялись чеканка, гравировка и так называемая холодая эмаль – включение кубиков стеклянной пасты и цветных камней между золотыми перегородками. Богатые украшения символизировали власть и влияние их хозяина, они сопровождали владельца и после смерти, чтобы в потустороннем мире никто не усомнился в статусе усопшего. Египтяне отдавали предпочтение ярким, сочным краскам, которые не всегда удавалось найти в камнях природного происхождения. Тогда в сочетании с золотом вместо драгоценных камней начали использовать цветное стекло. Оно было дорогим и редким материалом, и, имея стоимость, сравнимую с ценой камней, было куда более красивого и чистого цвета. Почти для всех видов драгоценных камней были тщательно подобраны рецепты изготовления стеклянных имитаций. Особое внимание уделялось цвету украшений - ведь каждый цвет имел свое символическое значение – так, например, в Книге Мертвых говорится, что ожерелье Исиды, надеваемое на мумию, должно быть красного цвета, удовлетворяя кровожадность богини. Украшения зеленого цвета означали плодородие и новый урожай. Отчасти благодаря столь тесной связи с религией и ее символикой, ювелирные мастерские в Египте преимущественно располагались в непосредственной близости от храмов и дворцов. Мужчины и женщины из семей фараонов носили особенные формы украшений – пекторали, широкие бусы-воротники, которые надевались на голое тело, тяжелые парики из косичек, украшенные вверху небольшими скульптурами и заканчивающиеся золотыми наконечниками, диадемы, широкие пояса, украшения для предплечий. Украшения символизировали в Египте силу и могущество правителей, начиная с захватнических и грабительских войн преддинастического периода. Месопотамия. Около 4 тысяч лет назад ювелирное искусство в городах древнего Двуречья, Шумере и Аккаде, было весьма востребовано и активно развивалось. Свидетельством тому - многочисленные украшения из золота, серебра и полудрагоценных камней, найденные при раскопках в Долине Царей. К примеру, в одной из могил содержались многочисленные артефакты, среди которых – корона с ляпис-лазурью, украшенная золотыми фигурками, плотно облегающие шею ожерелья, булавки с наконечниками из драгоценных камней. Мужчины и женщины Ассирии носили очень много украшений – амулеты, тяжелые многорядные ожерелья, ножные браслеты. Основная масса ювелирных изделий изготавливалась на основе тонких металлических пластин и содержала множество ярких камней, главным образом, агат, ляпис-лазурь, сердолик и яшму. Формы предпочитали природные – листья, спирали, конусы и гроздья ягод. Изделия предназначались не только для людей, но и для украшений статуй и идолов, в них применялись сложные технологии обработки металла – клуазоне, гравировка, гранулирование и филигрань. Америка. Обилие золотых залежей на территории Цетральной и Южной Америк сыграло решающую роль в желании Испанского королевства расширить границы своей империи. Еще 5000 лет назад ацтеки начали производство церемониальных предметов для храмов и жертвоприношений из золота и драгоценных камней. Жрецы и правители носили украшения из золота и разноцветных перьев экзотических птиц, были распространены тяжелые головные уборы с подвесками и перьями. Другая древняя американская цивилизация майя отдавала предпочтения таким материалам, как нефрит, золото, серебро, бронза и медь. В виду отсутствия в таком обилии местных металлов, основные украшения изготавливались из костей и камней. Как и у Ацтеков, украшения из ювелирных материалов были доступны только аристократии. Украшения северо-американских индейцев носили своеобразный характер благодаря уникальности местных материалов – раковин моллюсков, песчаника, дерева и бирюзы, в них часто вплетались перья и кости буйвола. Индия. Первыми индийскими украшениями были браслеты из глиняных бусин, которые имели дискообразную форму и были покрашены в черный цвет. Самыми распространенными украшениями до 2100 года, до начала использования металлов, на территории Индийской равнины были украшения из бусин. Бусины изготавливались путем обжигания камней до темно-красного цвета, цвета чрезвычайно уважаемого индусами, затем камень кололся на небольшие частицы, его полировали и просверливали. Многие бусины раскрашивались вручную. Традиция производства бусин передавалась в семьях ремесленников от поколения к поколению. Из бусин делали браслеты и бусы, их вплетали в волосы. Первые ювелирные украшения появились в 1500 до н.э. и включали в себя такие типы украшений, как серьги, простые тиары, сложные бусы, многочисленные браслеты, кольца, украшения для предплечий и лодыжек, украшения для носа и ушей. Индусы предпочитали золото и драгоценные камни и первые оценили ювелирные свойства бриллиантов в то, время как китайцы использовали эти драгоценные камни для резки нефрита. Китай. Украшения появились в Китае около 5000 лет назад и всегда содержали религиозные символы. Золоту Китай предпочитал серебро в сочетании с излюбленным голубым цветом камней, стекла или эмали. Из минеральных камней они превозносили нефрит, приписывая ему человеческие качества твердости, прочности и красоты. Сложные резные кольца из нефрита 4-7 веков до н.э. указывают на использование резного станка, возникшего в Китае за несколько сотен лет до его появления на Западе. В древнем Китае украшения в изобилии носили благородные мужчины и женщины. Женщины украшали свои прически сложнейшими и красивейшими конструкциями с качающимися подвесками, а лоб украшали тонкими золотыми обручами. На руках они носили наперстки в форме длинных ногтей в технике эмали. Серьги и амулеты носили и женщины, и мужчины. Узнать ранг мужчины можно было по резным кольцам и орнаментальным застежкам на шляпах. Самыми частыми изображениями были драконы и фениксы. Как и египтяне, китайские аристократы завещали хоронить себя в дорогих украшениях. Греция. Древние греки стали использовать золото и драгоценные камни в своих изделиях, начиная с 1400 года до н.э., используя литье и чеканку металлов. Техника литья была известна еще с бронзового века, металлические формы для литья изготавливали из двух половин, которые затем склеивали воском, выливали изделие, а затем затирали швы. В древней Греции была распространена техника чеканки. Листы металла выбивали молотком до однородной ширины, сбивали вместе и покрывали антикоррозионным веществом. Поверхность металла украшали штампами или гравировкой, в отверстия вставляли камни, а углубления заливали цветным стеклом. Греческие изделия отличались от работ мастеров других стран простотой дизайна и изяществом исполнения. Например, очень распространены были насекомые, сплетенные из золотой нити. Любимыми драгоценными камнями греков были жемчуг и янтарь, широко использовались кораллы. И, хотя большая часть их была изготовлена из золота и серебра в сочетании с драгоценными камнями и слоновой костью, создавались и украшения из бронзы и глиняных бусин. Ювелирные изделия редко носились греками в повседневной жизни, в основном надеваясь в честь особых событий. Они часто служили подарком и носились преимущественно женщинами, демонстрируя их богатство, социальный статус и оттеняя красоту. Украшениям приписывалась также магическая сила защиты от «дурного глаза» и способность наделять владельца особыми сверхъестественными силами, они часто использовались в виде религиозных символов. Греческие мастера работали с двумя типами деталей – тяжелыми цельнолитыми и легкими полыми, созданными на основе тонкого расплющенного металла. Растительные мотивы создавались с помощью штампов или гравировки. Узоры на греческих украшениях часто заимствовались извне, в частности, азиатские мотивы появились в изделиях греческих мастеров после завоеваний Александра Македонского. Самой специфической формой греческих украшений был головной венок из золотых лавровых листьев. Лавровый венок был короной чести для воинов и правителей, а лавр считался священным растением Апполона, бога света и интеллекта. Греческие украшения часто имели подвески в виде изображения богов – Эроса и Ники, а так же голубей, дельфинов, фруктов, листьев. Особенное место в античном искусстве занимают скифские украшения, найденные в курганах на территории южной Украины. Судя по изящнейшим формам, становится ясно, что мастерам того времени были известны самые различные техники – литье, техника изготовления монет и украшений из них, гравировка, инкрустация, оправы для камней. «Скифским» стилем называется изображение грифонов, сфинксов, крылатых зверей, зооморфных и антропоморфных чудовищ. Следует также отметить античные украшения Этрусков, найденные на территории Италии. Этруские украшения выполнялись в технике «гранулирования» из сплавленных гранул золота в виде небольших зерен и техники прозрачной филиграни. В 300 годах до н.э. на территории Греции появились сложные разноцветные украшения в технике инкрустации из золота, серебра, слоновой кости, изумрудов, жемчужин и аметистов. К этому же времени относятся первые камеи из индийского сардоникса. Древние греки не носили повседневных украшений, патриции украшали себя только для публичных выступлений. К 27 году до н.э. греческие украшения становятся неотличимы от римских. Римская империя. Умение создавать традиционные украшения было широко распространено среди варварских племен, но после завоевания их Римом разнообразие местных украшений было подчинено единообразию римского стиля. Рим получал материалы со всех концов своей империи, поэтому в римских украшениях соседствовали цейлонские сапфиры, индийские бриллианты, персидский ляпис, египетское золото и прибалтийский янтарь. На территории современной Англии украшения делались, в том числе, и из кусочков окаменелого дерева. Ранние римские украшения напоминали греческие и этруские мотивы. У Египта были заимствованы изображения скарабея, узла Геракла, короны Изиса. Римские женщины знали все возможные виды украшений от бус и серег до тиар и браслетов для предплечий. Очень популярными были бусы с емкостями для духов в виде амфор. Самым типичным римским украшением была декорированная фибула - брошь, которой скалывали тогу, этим объясняется обилие найденных античных камей. Римским изобретением была петлевая серьга с застежкой и браслет в виде закрученной в несколько оборотов змеи. Женщины носили много украшений, мужчины же часто ограничивались кольцами, от одного кольца до десятка на каждом пальце обеих рук. В римских мозаиках и фресках, а также на Фаюмских портретах некоторые римские патриции изображаются с кольцами на каждом пальце рук. Камень кольца с резным узором на нем использовался мужчинами в качестве личной печати. Средневековье. Ювелирное искусство продолжало развиваться в Европе и после падения римской империи. Изделия кельтов по качеству работы не уступали византийским образцам, их сложные, вычурные узоры зародились в тот период и известны по сей день – переплетающиеся узлы прочно ассоциируются с этой культурой. Застежки для одежды, амулеты и кольца с печатями – наиболее многочисленный тип находок, датируемых этим периодом. Кельтская брошь «Тара» украшена знаменитым плетеночным орнаментом. Меровингское искусство можно узнать по изображению стилизованных животных. Готы изготавливали примитивные изображения в технике грубой эмали. К 8 веку н.э. возник обычай украшать оружие драгоценными камнями и металлами, и из огромного разнообразия украшений мужчины оставили себе только перстни, остальные же типы украшений, казалось, становятся прерогативой женщин. В Византии отдавали предпочтение использованию легкого золотого листа перед тяжелыми цельнолитыми золотыми деталями. Акцентом украшений делались драгоценные камни. Как и на западе, в Византии украшения носили богатые женщины, украшения же мужчин ограничивались кольцом-печаткой. Но золото, бриллианты, сапфиры и рубины – это украшения знатных жителей, в то время как ремесленники средневековья находили способы заполнить востребованную нишу дешевых украшений. Ведь кроме золота и серебра есть медь и бронза, а во времена расцвета алхимии появляются мельхиор и амальгама. Кроме изумрудов и сапфиров есть полудрагоценные камни, которые гораздо чаще встречаются в природе и потому намного более дешевы – но лишь немного менее красивы. Так фактически появляется бижутерия, и со временем она тоже совершенствуется, хотя еще и не имеет современного названия. Религия также играла немаловажную роль в развитии стилистики украшений – многие из них содержали религиозную символику.

www.livemaster.ru


Смотрите также