Танцы древних греков. Этимология названий греческих танцев
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Греческое общество села Чернополье. Танцы древних греков


Греческий танец Сиртаки

Откуда пошел танец Сиртаки

Символ Греции и греческой культуры. Сиртаки любят не только коренные жители островов, этот танец по достоинству оценили и туристы. Эту мелодию не перепутать ни с какой другой. Ее мотив узнаваем далеко за пределами Греции. Авторство принадлежит греческому композитору Микису Теодоракису.

Самая знаменитая мелодия не оставляет равнодушным никого. Танцоры утверждают, что каждое движение увлекательного хореографического шедевра уводит их в иную реальность. Окружающие больше не смущают актеров, каждое свое движение они доводят до автоматизма, остановиться невозможно.

Истоки и происхождение Сиртаки

Микису Теодоракису

Всем известный танец зародился вовсе не в период жизни древних греков. Его создали в 60-х годах прошлого века. Он стал настоящей национальной традицией благодаря кинофильму «Грек Зорба», режиссёра Михалиса Какоянниса. Основан танец на идее медленного начала, постепенного развертывания событий и стремительного финала. Такой принцип, по мнению мэра Афин, который был на этом посту в 1960-е гг., есть национальная черта греков.

Сиртаки считается старинным танцем мясников. Якобы, это у них режиссер фильма «Грек Зорба» подсмотрел основные движения. Но по другой версии, актер, который был назначен на главную роль, Энтони Куинн (Алексис Зорба), сломал ногу прямо перед самым началом съемок фильма. Чтобы найти выход из положения, для него был придуман своеобразный танец. Его скользяще движения начинались в медленном темпе, но с развитием мотива, ритмически ускорялись. Такое решение преподнес режиссеру композитор Микис Теодоракис, а Куинн придумал название – Сиртаки, получившее признание, и широкое распространение.

На Крите развивался греческий народный хореографический жанр «cиртос». Считается, что Куинн провел аналогию именно с ним, когда применял движения в своей работе в роли Зорба. Он утверждал, что научил его таким телодвижениям местный грек, и они навсегда врезались в память актера своей живостью, красотой и неповторимостью.

По сюжету, написанному по одноименной книге Никоса Казандзакиса, Зорба научил гостя из далекой Англии – Бэзила, известному греческому танцу. Кто бы мог подумать, что именно этот мотив и движения, станут национальным приоритетом страны, ее визитной карточкой и способом привлечения туристов из разных стран мира.

По другой версии считается, что основа сиртаки не только сиртос, но и самобытный танец хасапосервико. Его движения более резкие, чем в сиртосе, и больше напоминают скачки. Известно, что режиссер пригласил позаниматься с Куинном довольно известного танцора, но актер не смог перенять у учителя основные движения, и мог выполнять только медленную часть сиртаки. Это объясняется еще и физическим состоянием артиста, а именно – сломанной ногой. Быстрые же движения в фильме исполняет дублер Куинна. Кое-что снято вблизи – это медленные движения Куинна, но дальние планы сделаны с дублером.

Гимн греческой душе, однако, собирались изменить уже на этапе монтажа фильма. Но в последний момент передумали. «Нет ничего более точного, что бы передавало основы греческой культуры и характер этого народа», — писал Какояннис. Простая мелодия стала основной нитью не только блестяще отснятого кино, но и самого главного замысла, греческой сутью.

Многие историки и грековеды трактуют понятие «сирта», как касание ногами плоской поверхности. Ускорение в процессе исполнения танца говорит о мастерстве хореографа. Кстати, исполнителю роли Зорбы, американцу Куину, было присвоено звание «Почетный гражданин Греции».

Суть танца сиртаки

Греческий танец Сиртаки

 

Хорошо отточенные па исполняют в национальных греческих костюмах. Такое решение часто характерно для демонстрации национальных традиций перед туристами. В повседневной же жизни, греки, чтобы показать на празднествах и торжествах нехитрые комбинации движений, не облачаются в национальную одежду. Их одеяния довольно простые.

В современной Греции каждое движение танца можно уже отнести не к его истокам. Всего лишь за полвека появилось столько вариаций, что их не счесть. Но суть осталась нетронутой:

  1. Медленное начало.

  2. Постепенное ускорение темпа.

  3. Стремительный финал.

И поныне этот хореографический ансамбль называют «Танец Зорбы». Греки любят своего героя, и с удовольствием демонстрируют полюбившиеся движения. В одиночку танец исполнить невозможно. Это коллективное решение. Идеальное сочетание, когда сиртаки танцуют человек 10-15. Сначала они выстраиваются в линию, демонстрируя плавные движения ногами, но могут слиться и в круг. Это не возбраняется. Когда характерные движения показывает еще большее количество людей, они выстраиваются в несколько линий, образовывая затем пару кругов.

Обязательный ритуал – положить руки на плечи соседа в ходе танца, и соприкасаться с ним торсом. Ноги же с собратом никогда не пересекаются. Не стоит расцеплять руки. Это противоречит главной идее сиртаки. Идеальным вариантом считается танец, когда ноги танцующих поднимаются и плавно скользят, синхронно, не отставая от музыки ни на такт.

Плавные движения заключаются в триединстве:

  1. Шаг.

  2. Полуприсяд.

  3. Выпад.

Скрещенное движение зигзаг, особенно, когда танцующие движутся по кругу, производит неизгладимое впечатление на зрителей. Размер музыки – четыре четверти. Но в период возрастания темпа, он превращается в 2/4. В таком ритме проще делать прыжки и двигаться быстрее.

Народные шедевры

Греческий танец Сиртаки

Летом 2012 года в Волосе в результате запланированной акции, более 5500 греков, в возрасте от 13 до 90 лет, выстроились в своеобразный хоровод сиртаки. Это был очередной рекорд для книги Гиннесса под светом Луны, который по масштабам и количеству участников стал единственным в мире. Хореографические па длились ровно 5 минут, а танцорами стали жители Волоса, Афин, Салоников, Ларисы, Трикалы, островитяне. Присоединилась и команда Греции по синхронному плаванию.

Греки никогда не изменяют своим национальным традициям. Каждое празднество или гуляние сопровождается коллективными па. Для туристов это еще одна страничка в греческой культуре. Она настолько самобытная, что аналогов в мире не сыскать. Сама мелодия снискала поклонников по всему миру. Теперь, когда люди слышат зажигательный мотив сиртаки, возникают ассоциации только с Грецией.

Почти все сцены фильма «Грек Зорба» снимали на Крите. Известный остров всегда пользовался особой популярностью у туристов. Это самый крупный остров в греческой республике. Почти каждый турист, прибывший на Крите, стремится приехать в город Ретимно. Он расположен в северной части Крита и, по истине, считается самым красивым из городов. Порт его строили итальянцы.

От легенды к легенде

Микису Теодоракису

Крит наполнен легендами. Считается, что на этом острове был рожден Зевс – повелитель богов. Именно поэтому пещера Дикти пользуется популярностью среди туристов. В ней, принявший облик вола, Зевс прятал от посторонних глаз похищенную Европу. И Ариадна бывала здесь. Ее клубочек проложил Тесею путь из запутанных ходов лабиринта, где обитал всем известный Минотавр.

А как же сиртаки? Что здесь еще связано с ним, кроме снимавшегося кино? Приветливые греки никогда не будут отрицать культурных традиций других народов, но и свои берегут не меньше, чем представители других национальностей. Отличительная черта греков – повседневное следование народным обычаям. Они привыкли шумно приветствовать друг друга, и громко разговаривать на улице. В этом они немного схожи с итальянцами.

Но при этом жители Крита и Греции, в целом, довольно спокойны и абсолютно наивны. Их размеренная жизнь так напоминает тот самый сиртаки. Медленные, плавные движения, вразвалку, не спеша. Но когда нужно поторопиться или оказать почести соседу, тут они напоминают муху в период полета.

Говорят эти люди в повседневности негромко, но иногда от шума их голосов все бледнеет вокруг. Они полны эмоций, жестикулируют. Такой темп плавно сменяет их философское, созерцательное отношение к жизни.

Примерно в 2 часа дня греки приступают к традиционному отдыху. Сиеста длится 3-4 часа. В этот период они кушают и спят, а после на работу больше не выходят. К вечеру собираются в тавернах, где слушают приятную музыку, пьют прохладительные или даже горячительные напитки и в порыве эмоций, танцуют. Что бы вы думали? Конечно сиртаки. Коллективные хореографические па невозможно остановить.

Самые интересные достопримечательности Крита находятся в нескольких шагах или километрах от отелей. Транспорт ходит хорошо. Здесь есть рыбацкие поселения, посетив которые ни один турист не останется недовольным. Почти в каждом городе расположены церкви, крепости, музеи и даже мечети. Вечером, когда молодежь заполняет таверны, становится совсем весело, и все танцуют зажигательный сиртаки.

Сиртаки и бузуки

Греческий танец Сиртаки

Бузуки – это народный струнно-щипковый инструмент греков. Он очень похож на лютню. Бузуки намного старше современного танца сиртаки. Корни инструмента — в далекой древней Греции. Он происходит от кифары. Более всего бузуки распространен на Кипре, хотя популярен по всей Греции.

Раньше играли на трехструнных двойных или даже тройных бузуки. Но сейчас инструмент чаще четырёхструнный (каждая из струн двойная). Он был возрожден как раз во времена появления сиртаки, в 60 годах прошлого века. Долгое время бузуки не признавали, но только в сочетании со всеми известным танцем он приобрел новую популярность. Сейчас сиртаки уже невозможно представить без сопровождения колоритных, насыщенных тонов струнно-щипкового инструмента.

На этом греческие культурные традиции не заканчиваются. Прекрасное сочетание сиртаки и бузуки только набирает обороты. Представители этой национальности очень почитают веселье. Даже во времена кризиса греки придумали такую поговорку: «Бедность любит веселое времяпрепровождение». Они не пьют много спиртного. Прекрасным допингом считается исполнение сиртаки. Он – главная составляющая коктейля веселья.

Бузуки и другие колоритные национальные достопримечательности Греции можно легко увидеть повсюду. Веселье разворачивается ближе к ночи. Зайдя в любой из баров, места в которых желательно бронировать заблаговременно, к услугам туристов мелодии, исполняемые на бузуки. Работают ночные центры, таверны.

Туристы услышат не только национальные мотивы. Доведется познакомиться с итальянскими и турецкими песнями и танцами. Программы в барах и развлекательных центрах разные. Звучит современная и народная музыка. Летом 2015 года в Греции повсеместно отмечали 90-летие своего национального героя, композитора Микиса Теодоракиса. Напомним, это его перу принадлежит известная мелодия сиртаки. В числе прочего запомнились и симфонии в исполнении оркестров, балеты, аранжировки народных мотивов, камерные произведения.

В барах и тавернах Греции можно увидеть и экскурсии, в числе которых довольно молодые люди. Разумеется, они изучают все достопримечательности в сопровождении гида и своих школьных педагогов. Спиртного экскурсанты не употребляют, они приходят посмотреть на танцующих сиртаки и сами не прочь поучаствовать в нем.

В ходе музыкальной программы широкое распространение получила в Греции традиции осыпать гостей цветами. Корни ее — в древнейших празднествах и гуляниях. Если исполнитель очень понравился, или в компании есть человек, которого хотелось бы осыпать цветами, можно купить поднос с бутонами гвоздик.

При посещении подобных заведений для местных жителей и туристов, дресс-кода нет. Даже всем известный танец сиртаки танцуют, не переодеваясь в национальные костюмы.

gidvgreece.com

ТАНЦЫ ГРЕЦИИ - Интересно о странах мира

У каждого народа есть свои особенности и свой национальный танец. У поляков – полька, у бразильцев самба, у украинцев гопак, у ирландцев чечётка, у грузин лезгинка… Есть мнение, что именно в танце раскрывается душа народа. Если в России любого иностранца обязательно сажают пить водку (такая у нас система распознавания "свой-чужой"), то в Греции чужеземца ведут танцевать. Когда я путешествовал по Греции, мне рассказали, что особенность греческого национального характера проявляется ещё и в привычке танцевать национальные греческие танцы даже на дискотеках. Понять греческую музыку, значит почувствовать душу Греции. Музыка и танец – это психея греческого народа. Понять греческий танец, уловить ритм в чужой для непривычного уха музыке, – значить соприкоснуться с греческой душой, которая, как это ни удивительно, во многом родственна русской душе.

Греческим танцам учатся сегодня, и не только в Греции. У нас тоже есть школы русских народных танцев. Но где вы видели, чтобы в ресторане принялись танцевать русские народные танцы? А в Греции это принято.Когда я просил, что отличает греков от других народов, мне ответили – умение и желание танцевать греческие народные танцы.Всех туристов, посещающих Грецию, учат танцевать греческие народные танцы, и прежде всего всемирно известный сиртаки.

Греческие танцы очень напоминают украинские, молдавские, румынские. Сирта́ки – популярный танец греческого происхождения, созданный в 1964 году для голливудского фильма «Грек Зорба». «Сиртаки» — уменьшительная форма греческого слова сиртос, которое является общим названием для нескольких критских народных танцев. Он не является народным греческим танцем, однако представляет собой сочетание медленных и быстрых версий хасапико — старинного танца мясников. Танец сиртаки, а также музыку к нему, написал греческий композитор Микос Теодоракис.

Один из основных ритмов, на котором основаны народные песни, – сиртос. Это самый древний и основной групповой танец, который греки исполняют на свадьбах. Сиртос – самый патриотический танец.

Греческая народная песня (многие называют её рембетико) вызывает последнее время интерес не только в Греции. Её изучают во многих университетах Европы, США, Австралии. Как древнегреческая культура основывалась на эпических поэмах Гомера, так современная греческая культура основывается на народной песне. Я не сомневаюсь, что в будущем народные песни Греции будут изучать, как сегодня изучают поэмы Гомера.

Во многих странах (в Финляндии, Швеции, Австралии, США) существует не просто теоретическое изучение этой греческой музыки, но и живое её исполнение группами, которые играют на бузуки (греческий народный инструмент, напоминающий мандолину). На этом инструменте можно одновременно играть мелодию и держать ритм. Бузуки можно легко сочетать с другими инструментами: гитарой, аккордеоном, фортепьяно. Бузуки передает мелодию тонко и скромно.

Танец Хасапико - один из основных ритмов греческих народных танцев. Он распространён не только в Греции, но и на Балканах. В Сербии его можно встретить как сербский, в Румынии его же называют "хора". Русский казачий танец тоже родственен этому ритму.

Рембетико - это классический этап развития греческой народной городской песни.

Большинство греческих народных мелодий танцевальные (95 песен из 100). Дело в том, что профессиональные музыканты играли на праздниках, свадьбах, в музыкальных кофейнях, тавернах, ресторанах. И в интересах исполнителей было, чтобы людям нравилась музыка, чтобы они вставали, танцевали, заказывали любимые мелодии и соответственно за них платили.

Кто то насчитал, что существовало более 200 танцев, и даже разделил их на пять групп: священные, гражданские, обрядовые, домашние и сценические.

По преданию, священные танцы были перенесены в Грецию из Египта Орфеем. Он переложил их на греческий лад. Священные танцы исполнялись во время жертвоприношений и мистерий. Гражданские танцы исполнялись во время общественных праздников и церемоний на площадях и улицах.

Человек античности остро ощущал гармонию Божественного и земного. Он находил её и в танце тоже. Древние греки считали танец прекрасным даром богов, в котором заключено единство душевной и физической красоты. Танец для них был общением с Божественным, а сами боги сходили на землю, чтоб поучаствовать в праздниках, сопровождаемых танцами.

Муза танца Терпсихора, спутница бога гармонии Аполлона, учит душу правильно сочетаться с телом. Пляски были обязательным учебным предметом в гимназиях. Единство чувства и мысли, танца, музыки и пения, это гармония, которую греки считали проявлением божественности.

В трактате Лукиана «О танце», написано, что образцы первозданного танца дают нам вселенная и космос. Когда Хаос сменяется упорядоченным движением, то есть Ритмом, на небе появляется «хоровод звезд», гармоничное сплетение подвижных и неподвижных светил. Так рождается танец.

Когда я учился в школе, у нас устраивали фестиваль народов СССР и разучивали народные танцы. Ну а на дискотеке мы танцевали примитивное диско. Уже в зрелом возрасте я записался в школу танцев. Там изучали лишь фокстрот, ча-ча-ча, самбу и другие. Русские танцы там не изучали, и потому я скоро ушёл.

Сейчас многие с интересом наблюдают за конкурсами бальных танцев и танцы со звёздами. Но почему-то ни в одном конкурсе нет русского танца.

На западе принято считать, что диковинные прыжки и ужимки традиционного русского танца являются следствием холодного климата нашей северной страны, и были придуманы русскими, исключительно чтобы согреться.

Действительно, большинство традиционных русских праздников справлялись осенью и зимою, когда заканчивались работы в поле. Веселье начиналось с молитвы, потом обильная выпивка и закуски, песни да пляски, а завершал цикл кулачный бой "стенка на стенку". После перекура процедура повторялась. При холодной температуре воздуха экстремальные танцы являлись оптимальным вариантом продолжения веселья на улице.

Первое официальное упоминание о русском народном танце относится к 907 году, когда князь Вещий Олег праздновал свою победу над греками в Киеве. На торжественном приёме для гостей выступали 16 танцоров, ряженых медведями, и четыре медведя, одетых танцорами. Танцы с медведями на Руси считаются традиционными. Так же как в Японии в танцах раскрывается образ дракона, так на Руси образ петуха, а в Сибири – медведя.

В 1113 году Владимир Мономах, приглашённый киевлянами на царство, чтобы унять беспредел, проезжал вечером со своей свитой по городу. Он сразу заметил странную пляску и указал митрополиту Никифору на танцующего молодца. Им оказался каменщик Петро Присядка. Уже через несколько дней Петро плясал для самого великого князя всея Руси каждый его завтрак, обед и ужин.Каменщик Петро Присядка много работал, сидя на корточках с тяжелыми камнями и инструментами в мозолистых руках. Каждый вечер после своего трудового подвига он выходил на Крещатик и, приняв ковш вина и калач, принимался подскакивать, разминая затёкшие за день ноги. Танцевать как Присядка или Под-Присядку вскоре стало модным в зажиточном Киеве. Жирные скоморохи худели и учились танцевать "В-Присядку", ломая свои кривые ноги об скверные средневековые тротуары.

В 1937 году появился первый в России профессиональный ансамбль народного танца под управлением Игоря Моисеева – лучший в мире академический ансамбль, исполняющий народные танцы. Постановки, трюки и идеи коллектива используют чуть ли не все хореографы мира, кроме самых необразованных и ленивых.Однажды меня попросили развлечь иностранного гостя, и я пригласил его на концерт ансамбля танца Бориса Моисеева. В восторге отказался не только мой иностранный гость, но и я сам. Он таких русских танцев просто дух захватывает!

Сегодня народные танцы переживают второе рождение. Не в последнюю очередь и потому, что именно народные танцы служат источником новых хореографических изысков в балете. Именно так считает Алексей Ратманский – признанный недавно лучшим хореографом России.

Несколько лет Алексей работал главным балетмейстером Большого театра в Москве, а совсем недавно в Петербурге в Мариинском театре состоялась премьера его постановки балета «Анна Каренина». С Алексеем Ратманским мне удалось пообщаться в дискуссионном клубе филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета «Современность сквозь призму литературы».

Алексей Ратманский считает, что интерес к балету падает. Балет искусство аристократическое. То, что для нас кажется прекрасным, в Европе кажется странным. Русская школа балета не позволяет танцевать ультрасовременную хореографию. Передать современный сюжет приёмами классического танца невозможно. Классические танцы сейчас не ставят, это мёртвый язык. Классический спектакль это язык, на котором сейчас не говорят. Нельзя ставить то, что зрители не поймут, но идти на поводу зрителя тоже нельзя. Французы сейчас впереди всех по школе балета, и толчок дал им наш земляк Рудольф Нуриев. Русские актёры считают необходимым самовыразиться за счёт движения. Самые сильные артисты в Нью-Йорк Сити балет.

Кто хочет прослушать дискуссию с Алексеем Ратманским, может скачать аудиофайл в формате dvf (два часа) по ссылке для скачивания: http://files.mail.ru/AOIV9SПлагин от Sony здесь: http://www.nch.com.au/scribe/sony.html

Если в танце раскрывается душа народа, что же такое – душа народа?

— А не выдумка ли это — “русская душа”?— Знаю только, что отличают ее братство, потребность в жертвенном служении и не обожествление частной собственности. Русский — это не национальность, это мироощущение! У нас душа ребенка! По сравнению с другими нациями мы словно застряли в детском возрасте. Понять нас трудно, как трудно взрослому вернуться в детство. И не ищите в России того, что есть на Западе. Россия никогда не будет страной комфорта — ни материального, ни духовного. Она была, есть и будет страной Духа, местом его непрекращающегося поединка за сердца людей. Русская душа не может без страдания, а прежде сострадания, потому как только оно освобождает от плена наслаждения и личной выгоды. Мы готовы с радостью мучиться ради всех, находя в этом смысл своего существования. Именно жажда сострадать, причем без всякого расчета, — вот отличительная особенность русской души. Сострадать с выгодой невозможно; это единственное, что невозможно делать с выгодой для себя!» (из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

P.S. Читайте и смотрите другие мои посты о путешествии по Греции: «Из Греции с любовью», «У оракула в Дельфах», «Чудо света – Метеоры», «Святая гора Афон», «Афины Сократа», «Мистерии древней Греции», «Легенда о 300 спартанцах», «Лечебный театр Эпидавр» и другие.

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

countries-ru.livejournal.com

Техника Греческих танцев

Техника Греческих танцевПрежде чем обратиться к пособию труда М. Эммануэля, трактующего о технике древних танцев, считаем необходимыми отметить несколько основных художественных принципов, которые нетрудно уловить в танцах античной Греции.

В школах преподавали хирономию, т. е. искусство управлять руками. Поэтому все изображения на вазах ясно показывают, насколько мимика была тесно связана с танцами. Чтобы танцевать «разумно», недостаточно было одних движений ногами, а требовалась выразительность лица, необходимы были «говорящие» жесты головой, плечами и руками. Все эти действия должны были взаимно помогать друг другу, чтобы воспроизвести общий характер танца и вложить в него душу.

Пракситель прославил себя мастерством придавать своим скульптурным изображениям дивное положение рук. Хранящийся в Берлинском музее рельеф показывает красоту округленности движения рук античной танцовщицы. Этим позам позавидовала бы любая балерина нашего времени. Найденная в Геркулануме статуэтка танцовщицы из бронзы может также служить дивным образчиком изящества и красоты положения рук Прав был Аристотель, заявляя, что нравы, обычаи, а также страсти легко познаются в танцах, где движения сообразованы с гармонией. И Пинагор считал эпический порядок за основное учение о прекрасном: «Только число и гармония истинны».

Философ Платон был ревностным поклонником танца. Он требовал, чтобы «душа» обязательно отражалась в каждом искусстве, в частности в танце. И такой принцип положен был в основу всей античной хореографии. Такое ярко выраженное направление хореография приняла в V в. до н. э., то есть в лучшую эпоху расцвета искусств в Элладе. Тогда лучшими умами Греции значение и смысл танца выражались следующим определением: «Танец, подобно мифу или легенде, представляет собой воплощение всего присущего человеку».

Повторяем, что греки под понятием «танец» никогда не имели в виду одни движения ногами. Напротив, хирономия играла самую видную роль в оркестике. Только в одних хороводных танцах, начало которых доходит до времен Гомера, действия руками значения не имели. Это и понятно: в хороводах танцующие держали друг друга за руки, или за платья, или даже держались за веревку, и водитель хора, который вел за собою весь хор, имел свободною только одну руку. При таких хороводах танцевали вокруг алтаря или музыканта, причем иногда «прыгали так, что ноги трепетали и все вокруг от топота дрожало». Плясали также рядами, вроде польского или фарандоллы, причем делали ногами разнообразные движения, где сказывалась техника танца.

Можно поэтому предположить, что во время известных празднеств исполнялись и определенные танцы. Это можно заключить из названий танцев, напоминающих самые празднества.

К числу танцев греки относили и упражнения акробатов, становящихся на голову, эквилибристов и прочих увеселителей. Хотя эти упражнения носили общее название кубистики (сферистики), но с хореографическим искусством они ничего общего не имели.

Все наши познания о греческих танцах покоятся на небольших заметках, бессистемно разбросанных по разным сочинениям классиков. В некоторых из них видно безусловное преклонение перед красотой греческой оркестики, но в большинстве случаев сведения о танцах ограничиваются сухим перечнем одних названий танцев, без объяснения их техники и смысла.Из дошедших до нас письменных источников о хореографическом искусстве Древней Греции невозможно составить себе почти никакого представления о технике античных танцев.

Главнейшим материалом для истории греческих танцев почитаем Атенея и Лукиана. Первый из них черпал свои сведения о хореографическом искусстве из древнего, утраченного сочинения о танцах Аристокла. Второй же, Лукиан, утверждает, что в древности существовало много сочинений о танцевальном искусстве, но ни одно из них не дошло до римского апологета античной хореографии, потому он сам писал свои хвалебные дифирамбы танцам, обосновываясь преимущественно на личных наблюдениях.

Мы знаем достоверно только то, что во многих городах Греции существовали танцевальные школы, где мальчики и девочки совместно обучались танцам. Относительно способов обучения, нам известно еще, что преподавание хореографии ограничивалось сочетанием пластических поз с ритмическими движениями всего корпуса. Из прилагаемого изображения урока танцев мы видим, что в греческой оркестике, независимо от умения владеть руками и головой, придавалось значение также и развитию техники ног. Школы подготовляли танцовщиков и танцовщиц для исполнения танцев в храмах и во время торжественных процессий, а также впоследствии и для сцены.

Относительно техники, то есть темпов и па, бытописатели оставили нам очень скудные сведения. Одни говорят, что танцы составляли необходимую часть обрядов в храмах и во время процессий. Из каких же механических и пластических телодвижений состояли эти танцы, определить почти невозможно. Мы знаем, что в храмах танцоры и священные танцовщицы-иеродулы двигались вокруг алтаря и жертвенников, причем — сообразно данным божествам — символическими жестами выражали разные чувства.

В древнегреческих школах искусства к ученикам относились очень строго. Известно, что при обучении детей их заставляли исполнять танец бибазис, который считался программным для выдачи наград лучшим исполнителям. Танцовщицы должны были принимать разные позы, подражая Афродите, Артемиде и другим божествам Олимпа. Для упражнений же в быстроте, школьным танцем был эсклатызм. Ученики приобретали в нем гибкость, ловкость, опрокидывали корпус назад, нагибали его вперед; вообще делали быстрые темпы ногами, приобретая виртуозность в исполнении. Танцевальное воспитание происходило под руководством учителя танцев, пользовавшегося среди граждан большим почетом.

Надо думать, что существовал при этом заранее установленный церемониал для поклонения каждому божеству в отдельности.Картины и античные изваяния улавливали только один момент танца, поэтому по ним трудно составить себе точное понятие о технике танцев. Необходимо было бы взять ряд изваяний и, если возможно, угадать связь между ними. При удаче такой опыт дал бы то, что называется enchainment despas, т. е. реконструкцию, связь темпов данного танца. Такие опыты пробовала делать, но без положительных результатов, А. Дункан на практике и М. Эммануэль в теории.

Не вдаваясь в подробности хореографической грамматики, приведем только конечные выводы об античных танцах, сделанные М. Эммануэлем, причем наглядно, на рисунках представим сделанную нами параллель между античной и современной хореографией.

Позиции ног почти тождественны с современными пятью позициями.В наших танцах port des bras преимущественно декоративен, с округленными линиями. Греческий же танцор не стеснял движения рук, делая иногда и острые углы, причем кисть находилась в движении.

Корпус, опрокинутый вперед или назад, таково общеупотребительное его положение.В предварительных упражнениях греческий танцор во многом походил на современного балетного артиста.

О древнегреческих танцах нам известно только то, что такой-то танец исполнялся плавно, торжественно, другой сопровождался непристойными движениями, у третьего темп был быстрый; скакали, кружились — и только. Если мы обратимся к изучению вазовой и фресковой иконографии в связи с отрывочными описаниями древних источников, то самое добросовестное и подробное их изучение не всегда может дать точную и определенную динамическую картину танца. Пластический же образ его обязательно встанет перед нашим воображением, слегка только затушеванный покрывалом промчавшихся веков. Тем не менее это — единственный способ реставрации или, вернее сказать, реконструкции античной эллинской хореографии.

Следует отметить, что при движении рук, заботились не столько о красоте их положения, сколько о возможности их использовать для мимики. Так же, как и теперь, современные, древнегреческие танцоры держались то на носках, то на полуносках, то на подошве. Их темпы и па аналогичны с нашими. Для примера приведем параллель между пируэтом и «глиссе».Приведенных примеров достаточно, чтобы составить представление о сродстве техники древних танцев с новейшими.Мы уже говорили о фанатизме греков по отношению к ритму, но, тем не менее, усматривается, что ритмичность соблюдалась не всегда, особенно в оргиастических танцах, состоявших из дерзких и малогармоничных движений.

Эммануэль делает по этому поводу очень существенный вывод. Он говорит, что пары мужчин и женщин, танцевавших обнявшись или же держась за руку, встречаются очень редко. Из этого он делает заключение, что у греков мужчина и женщина, танцевавшие совместно, всегда остаются отделенными друг от друга. Это явление объясняется тем, что танцы были пантомимами или ритмичными движениями, где ни один из исполнителей не заботился о симметрии движений со своим партнером. В ансамблях же, в групповых танцах симметричность была обязательным элементом при одновременном движении танцоров, держащихся за руки. При этом следует заметить, что при движении группами всегда шел впереди руководитель, как это нами уже говорено при описании «танца журавля» (рис. 232), напоминающего современный греческий танец трата. Встречаются также фигуры, совершенно сходные с современными позами, принимаемыми современными балетными артистами при исполнении адажио в классических pas de deux.Существенное различие между современными и античными танцами заключалось в том, что при исполнении современных танцев соблюдается симметрия и повторяемость движений. Греки же, наоборот, избегали однообразия. Это особенно было заметно в вакхических танцах. Чем беспорядочнее и разнообразнее были жесты и движения, тем считалось лучше.

Грек искал ритмичность в натуральных, естественных движениях, а не в установленных школою традициях. Греческий танцор обязан был дать понять, в честь какого божества или по какому случаю он танцевал. Искусство греческое, менее сложное, чем наша хореография, оставляло больше свободы артисту, чтобы дать возможность высказаться индивидуальным качествам исполнителя. Вот почему так мало распространены были у греков танцы группами; но и в них выступали танцовщики парами или солистами, чтоб блеснуть своим искусством.Хотя греки употребляли множество темпов, имевших сходство с современными, но из этого все-таки нельзя сделать заключения, что механизм греческой оркестики походил на наше балетное искусство. Наши артисты заботятся об отчетливости, и для ее достижения прилагается много труда. Они стремятся к идеальному совершенству исполнения определенных танцевальных формул. Это особенно сказывается при исполнении пируэта во второй позиции, где требуется утонченный расчет — как в полноте, так и быстроте движений — при головокружительном переходе от одного их фазиса к другому.

Греческий же танцор не обладал подобной опытностью. Несомненно, что и у него была своя танцевальная грамматика. Он изучал ее, но затем в движениях пользовался полною свободою. Его личная фантазия брала верх над академическим правилом.

И действительно, греческая оркестика представляет странное смешение грубых, лишенных изящества движений с самыми сложными, красивыми упражнениями вроде пируэта, антраша и других. Благодаря этому, она, несмотря на свое внешнее сходство, резко отличается от современного танца, который не допускает никаких неожиданностей, требуя, чтобы у исполнителя все было предусмотрено правилами.Современный танцор обязан показать свой танец в полном совершенстве и в соответствии грациозной подвижностью рук и ног. Он отвергает натуральные, естественные движения. Он их преобразует по-своему, поэтому и походка его не такая, как у обыкновенных людей; он подчиняет себя установленным формам, в которых заключается сущность так называемых классических адажио и вариаций. Наш танец имеет преимущественно гимнастический, виртуозный характер.

В греческой оркестике танец никогда не отделяется от мимики. Греческий танцовщик, как мы уже объясняли, говорил всем телом. Всякий лишний жест, всякое отступление от правил — все допустимо, лишь бы его верно поняли.В этом отношении греческая оркестика, исключая технику, превосходит нашу, потому что она занимает ум и в то же время развлекает зрение.

Несмотря на такое заключение, Эммануэль говорит, что, при внимательном рассмотрении памятников старины, приходится часто разочаровываться в столь прославленной художественной красоте форм в греческом хореографическом искусстве. Античный танец был далеко не так безупречен и божествен.Утрированные движения и позы танцующих на разных рисунках и статуэтках показывают, что они допускались не только при одних вакхических плясках, но были присущи массе и других танцев — совершенно спокойного характера. Таким образом, не одним только поклонникам культа Диониса было свойственно принимать самые антихудожественные положения. Кривляния, прыжки и импровизации допускались при исполнении и самых невинных танцев.

К такому заключению пришел и такой знаток балета, как великий Новер. Он с уверенностью утверждал, что танец в истинном смысле этого слова совсем не был знаком древним грекам.

Но и великим людям свойственно ошибаться! Так, конечно, ошибался и Новер, который, несмотря на очевидное знакомые ему античные рисунки на вазах, признавал, что гречанки только маршировали, а не танцевали.Как ни оригинально подобное суждение, но оно даже не требует возражений, потому что красота античного танца вне всяких сомнений. Да оно и не могло быть иначе, потому что вся Эллада представляла собой сплошное царство танца, где вечно курился фимиам богине Терпсихоре.

Между прочим, с легкой руки Эрнеста Курция, немец Шмидт написал целый трактат о фигурах на античных вазах, изображающих «бег на согнутых коленях». На основании этих стилизованных мифологических рисунков Шмидт составил схему «согнутых коленей», но и он пришел к заключению, что все эти рисунки «с согнутыми коленями» были взяты не из действительной реальной жизни, а составляли фантастические измышления искусных в своем ремесле художников. Между тем нашлись и такие исследователи, которые по подтасованным ими рисункам создали целую теорию о существовавшем у греков последовательном развитии искусства бега, примененного к разным мифологическим образам. Об этих, чисто априорных, выводах мы напоминаем вкратце, потому что для познания как смысла, так и техники хореографического искусства они не могут служить благодарным материалом.В заключение нам остается заметить, что хотя М. Эммануэль и не без основания несколько развенчивает греческую оркестику но это не мешает ей оставаться лучшим украшением эллинского духа. Если в технике и движениях грек был не всегда на высоте изящной красоты, зато в пластических позах у античной гречанки не было равных.

tanec.kz

История древнегреческих танцев.

Танцы в Древней Греции

tanec v drevnei grecii

Еще до зарождения древнейших цивилизаций человечества, танец вошел в обиход архаичных людей, как средство для выражения своих эмоций, как часть увеселительных и других мероприятий. Даже похороны человека сопровождались специальными ритуальными танцами. История древнегреческих танцев берет свое начало в мифологии, согласно которой искусству танца людей научила богиня Терпсихора.

Достойной внимания является легенда о том, как появился танец Курит. Когда-то в доисторические времена бог Уран был свергнут со своего трона его сыном Кроносом. Кронос свою очередь понимал, что его потомки смогут поступить с ним также, поэтому он их всех съедал. Но, когда родился Зевс, его мать богиня Гея спрятала младенца в одной из критских пещер, а своему мужу скормила камень, завернутый в пеленки.Чтобы отвлечь внимание от криков и плача маленького Зевса, Гея приказала воинственным духам куритам громко плясать и бить копьями по щитам. С того времени жрецы Зевса исполняли этот танец во время церемоний, посвященных верховному божеству.

istoria drevnegrecheskix tancev 1Носители минойской культуры на острове Крит уделяли танцу большое внимание. Разновидностью минойского танца был знаменитый «танец с быком». Его исполнение было сложным и опасным, ведь бесстрашному юноше или девушке приходилось в буквальном смысле брать быка за рога и делать сальто через него. Танцы сопровождались игрой на струнных инструментах. Основными из них были кифара и лира, без которой никак не обходится древнегреческая мифология. В те давние времена на Крите не было четкого деления на танцоров и музыкантов. Островитяне называли все вместе словом «мусики».От самого греческого слова танец («хорос») происходит слово «хореография». В античные времена были широко распространены сакральные танцы, которые исполняли вакханки и корибанты, военные (танцы с оружием), мимические и театральные, свадебные и салонные. Интересным фактом является то, что в Древней Греции мужчины и женщины танцевали порознь, в отличие от минойских танцев, где мужчины танцевали с женщинами. В большинстве греческих полисов танцы носили сакральный, бытовой и развлекательный характер. Жители Спарты танцевали воинственные танцы, воспитывая в себе, таким образом, бесстрашие и презрение к врагам. Эти танцы сопровождались грохотом литавр, шумом оружия и постукивание по деревяшкам. В приморских городах танцам аккомпанировали при помощи музыкальных инструментов, изготовленных

istoria drevnegrecheskix tancev

old.gidvgreece.com

Этимология названий греческих танцев

Название танца чаще всего связано:

  • с местом, где зародился танец
  • со словами песни, сопровождающей его
  • с размещением танцоров
  • с положением рук
  • с названием некоторых используемых во время танца предметов (например, платок)

Танцы, в зависимости от характера движений, подразделяются также на две группы: πηδηχτούς - с прыжками и  συρτούς - с плавными движениями.  Первый тип содержит различные отскоки и «полеты», а второй исполняется плавными, тянущими движениями без отрыва от земли. Конечно, это различие условное и не единственное. Даже один и тот же танец видоизменяется от исполнителя к исполнителю и от района к району.

 

Очевидно, что особенности местности играют важную роль в формировании стиля танца. Так, например, островные танцы более живые, со сложными движениями ног, напоминающими движение волн Эгейского моря. Напротив, танцы в горных местах исполняются более тяжело, интенсивно, со своеобразным упрямством, напоминая о борьбе человека с суровой природой и  невзгодами горной жизни.

 

Наиболее распространенная форма греческого танца круговая, но встречаются и  Διπλοκάγκελο  (двойная решетка), Ευθεία Γραμμή (прямая линия), например в танце арго хасапико или Φυσούνι, где используются парные  движения. Значительное место в греческих танцах занимает так называемая форма лабиринт. Эти танцы непосредственно близки древним танцам, родившимися на основе легенды  о Тесее и минойском лабиринте. В них танцоры меняют друг друга в движениях полукруга, создавая реальную картину лабиринта в исполняемом танце.

 

Существует пять вариантов исполнения этих танцев, в зависимости от типа создаваемой в процессе танца «змеи», а в общей сложности они насчитывают 35 танцев в областях, где живут или жили греки. Наиболее известный танец типа лабиринт - это «Тсаконикос»  - пелопоннесский танец в размере 5/ 8.

www.ilovegreece.ru

История греческого танца (античность) | Греческое общество села Чернополье

греческий танец

Древние греки считали, что танцы были посланы людям богами и поэтому связывали их с религиозными церемониями и церемониями поклонения. Они верили, что Боги передавали дар умения танцевать только избранным смертным, которые в свою очередь учили этому остальных.

Согласно греческой мифологии, происхождение танца связано с богиней земли Геей, которая обучила искусству танца «курит», обитавших на Крите. Мифологическая версия происхождения танца такова: Крон сместил с трона своего отца, бога Урана. Опасаясь того, чтобы с ним не произошло того же, он съедал всех своих детей, но однажды Гея решила обмануть Крона, когда родился Зевс. Она спрятала его в темной пещере на Крите и вместо ребенка дала Крону съесть закутанный в пеленки камень. Также она попросила курит - воинственных полубогов -танцевать воинственные танцы вокруг пещеры, крича и ударяя саблями о щиты, чтобы заглушить крик и плач Зевса. После того как Зевс сместил с трона своего отца, куриты стани священниками, а их потомки сохранили эти воинственные танцы как часть религиозных церемоний.

  Древнейшие исторические источники можно найти на острове Крите, где с 3000 по 1400 века до н.э. процветала древнейшая Минойская цивилизация. Жители Крита развивали музыку, песню и танец как часть своей религиозной жизни, а также развлечений. Примерно в 15 в до н.э. Крит был оккупирован захватчиками с материковой Греции и фактически оказался под контролем Микен. Многие археологические находки указывают на то, что жители Микен переняли богатые танцевальные традиции критян и в дальнейшем распространили по материку не только их танцы, но и культуру в целом.

  Основная особенность античного греческого танца - это то, что танцоры образуют круг или полукруг и танцуют, сохраняя его. Как правило, мужчины и женщины танцевали отдельно, очень редко вместе. Те, кто танцевали, были преимущественно любителями, за исключением тех, кто развлекал гостей на ��риемах. Это были люди низших слоев.  Изначально, еще в минойский период, музыкальное сопровождение играло огромную роль в танцах. Фактически существовало одно определение  «мусики»- и для песни, и для - танца, и для инструментальной музыки. 

Известно, что античные инструменты представляли собой деревяшки, металлические цимбалы, колокольчики, ракушки, которые использовали для отбивания ритма. Минойцы пользовались струнными инструментами, кифарой и лирой.

  Критяне обычно танцевали, образуя открытый или узкий круг, обычно вокруг дерева, алтаря или мистических предметов для того, чтобы освободиться от злых духов. Впоследствии это правило перешло в традицию танцевать вокруг певца или музыканта. На критских скульптурах изображаются танцы вокруг музыканта, играющего на лире, парные танцы и женские танцы в кругу с большим числом танцоров. Похожие скульптуры были найдены на материковой Греции и на Кипре и датируются 1400 - 1050 вв. до н.э.

  Информация, которой мы располагаем, достаточна для того, чтобы оценить роль танца в древнегреческом обществе, но она не дает нам представления о том, как именно танцевали | древние греки. Некоторые античные авторы упоминали, а некоторые писали труды на тему танца: например, Платон и Аристотель оставили серьезные критические работы по теории танца, о танцах писали Плутарх, Луциан «Диалог о танце», Нонн «Дионисии», есть упоминания у Гомера, Аристофана и поэтов-трагиков. Восстановить картину насчет того, как танцевали греки, какую одежду и украшения носили больше помогают античные вазы, рисунки на посуде. Например, на одном из таких предметов был изображен танец мужчин и женщин, держащих в руках ложки. Эти предметы и то, каким образом их держали танцоры, очень напоминает танец с ложками, которые танцуют в Кападокии (Малая Азия) по сей день. То тут, то там в древних текстах говорится о том, что танец находился в большом почете в особенности благодаря своим воспитательным качествам. Равно как и музыка, письмо и физическое развитие, танец входил в систему образования, и многие античные авторы указывают на его пользу для развития души и тела. Например, спартанцы танцевали в основном воинственные танцы под марши и танцевали перед сражениями, в других частях Греции в богатых семьях было принято отдавать детей в частные заведения, где известные преподаватели учили их танцам, музыке и поэзии.

Основное представление о ритме греческого танца дает метр античной поэзии, который является одной их основных характеристик греческого танца. В таких древних языках, как греческий, латынь и санскрит, музыкальный метр построен на поэтическом, и определяется длиной слога. Таким образом, уловив эти ритмы, можно понять в каких ритмах танцевали греки.

 

РИМСКАЯ ОККУПАЦИЯ

РИМСКАЯ ОККУПАЦИЯ

Хотя Греция попала под власть Римской империи, римляне быстро осознали превосходство греческой цивилизации. Греческих философов, художников, педагогов нанимали богатые римляне для того, чтобы те их обучали и развлекали. Что касается танцев, то из-за различий в культуре и темпераменте, танец потерял свою образовательную ценность и превратился в простой способ развлечения. Для того, чтобы упростить смысл, который нес в себе греческий танец, и сделать его более доступным для понимания, танец был отделен от музыки. В конечном итоге он превратился в пантомиму, которая стала символом Римской эпохи. Поначалу пантомима черпала сюжеты из греческих мифов, но по мере того как шли годы, ее упростили до жестов и шуток. Танцоров - мимов - считали людьми второго сорта. Из-за своего сомнительного образа жизни, они попали в опалу церкви, которая запретила танцевать и начала войну против танцоров и танцев в общем. Но впоследствии пошла на уступки, т.к. танец был неотъемлемой частью религиозных празднеств и церемоний. Тем не менее люди продолжали танцевать.

greece-chernopole.com

Западный танец-Греция. | AllDanceWorld.ru

Греция. Об отношении к танцу в Древней Греции говорит тот факт, что муза танца и хорового пения Терпсихора была включена в пантеон божеств. Греки понимали танец очень широко, рассматривая его и как гимнастику, средство оздоровления тела, и как мимическое искусство. К танцам относили шествие драматурга Софокла во главе процессии обнаженных юношей по Афинам после победы при Саламине, жонглирование и акробатику, военную муштру, погребальные и свадебные процессии и размеренные, строго одновременные жесты и движения хора в трагедии.

Западный танец Греция.

Потребность в танце обусловлена самой природой человека, его внутренними ритмами, но греки стремились также к идеальной красоте, которая достигалась путем стилизации. Примером может служить военный танец (пирриха), описанный у Гомера и известный по сохранившимся рельефам и вазовой живописи. Другой пример, тоже из Гомера – погребальный танец, цель которого всплеском физической активности танцующих вдохнуть новую жизнь в мертвое тело. Этот танец пришел с острова Крит, для него характерны резкие движения рук и ритмические удары мечей о щиты для отпугивания злых духов.

Поскольку греки верили, что танец подарен людям богами, они проявляли большой интерес к эзотерическим культам, в которых существенную роль играл танец. Кроме оргиастических танцев, связанных с определенными ритуалами, древние греки любили торжественные процессии, особенно пеаны, которые являли собой род ритмически организованного шествия в честь того или иного божества с пением торжественных гимнов. Большим празднеством были Фесмофории – в честь богини земледелия Деметры и ее дочери Персефоны. Важную роль играли танцы в орфических и элевсинских мистериях.

Оргиастические танцы в честь бога плодородия Диониса постепенно сложились в определенную церемонию – дионисии. Для них специально обучались танцовщицы, изображавшие менад, и танцоры, изображавшие сатиров; в соответствии с мифом это была свита Диониса. Общий танец – дифирамб, исполнявшийся в дионисийских празднествах, стал источником древнегреческой трагедии.

Западный танец Греция.

У танца, развивавшегося в рамках древнегреческой трагедии, наблюдается несколько периодов, соответствующих разным этапам развития самой драматургии. Для Эсхила танец – средство усиления напряженности драматического действия. Софокл трактует танец как выражение эмоциональной реакции на разворачивающиеся события. У Еврипида хор пантомимически изображает чувства, соответствующие сюжету. Танец в составе трагедии (эммелия) был достаточно медленным и величественным, а жесты в нем (хирономия) – широкими, крупными, легко воспринимавшимися публикой на больших аренах, где ставились трагедии. Танец в старой комедии назывался кордаком и был, в соответствии с духом представления, разнузданным и неприличным. Танцор вертел животом, ударял себя по пяткам и ягодицам, прыгал, бил себя в грудь и по бедрам, топал ногами и даже колотил партнера. Сикиннис – пляска сатиров, насыщенная акробатическими элементами, превзошла кордак в откровенном бесстыдстве. С распространением христианства оба танца исчезли.

Любимым развлечением древних греков были трапезы в дружеском кругу – симпозиумы. В них принимали участие профессиональные танцоры. Росписи греческих ваз изображают куртизанок (гетер), танцующих под звуки флейты, в то время как зрители наблюдают за танцем и даже присоединяются к нему.

www.alldanceworld.ru


Смотрите также