Узелки древних инков. Узелок завяжется, узелок развяжется…Кипу древних инков
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Таинственные узелки инков. Узелки древних инков


Таинственные узелки инков. Удивительная археология

Таинственные узелки инков

Своеобразная система записи различных сведений, сложившаяся в области Центральных Анд в эпоху расцвета государства инков Тауантинсуйю в XV–XVI веках, получило название «кипу», что на языке кечуа означает «узел». Подобные записи выглядели следующим образом: к толстому шнуру длиной около 30 сантиметров прикреплялись многочисленные шнурки разного цвета, на которых крепились нити. На шнурках и нитях делались узлы. Каждая запись отличалась от других цветом шнурков и нитей, а также количеством и последовательностью узлов.

Установить, как следует интерпретировать эти записи, имеющие вид кистей, ученым до сих пор не удалось. Известно, что читать знаки-узлы следует справа налево по шнуру-основанию, последовательно перебирая каждый навесной шнурок. Исследователи предполагают, что последовательность и число этих узлов содержат количественную информацию, а цвет шнуров связан с предметом записи.

Упоминание о кипу можно найти в «Истории государства инков» перуанского историка и философа Инка Гарсиласо де ла Вега, мать которого происходила из рода бывших правителей империи инков, а отец был испанским конкистадором:

«В кипу есть определенные узлы, которые они знают, и с помощью них и цветов различают, и все записывают как буквами… Кипу означает “завязывать узел” или просто “узел”, это слово также понимают как счет, потому что узлы содержали счет любым предметам. Индейцы изготовляли нити разного цвета: одни были только одного цвета, другие – двух цветов, другие – трех, а другие – большего числа, потому что цвет простой и цвет смешанный каждый имел свое особое значение; нить плотно скручивалась из трех или четырех тонких ниток, а толщиною она была с железное веретено и длиною примерно с три четверти вары; каждая из них прикреплялась в особом порядке к другой нити-основе, образуя как бы бахрому. По цвету определяли, что именно содержит такая-то нить, как-то: желтая означала золото, белая – серебро, а красная – воинов».

Кипу – узелковое письмо

Цвета шнуров и нитей соотносились не только с предметами, но и с абстрактными понятиями: белый цвет означал мир, а черный – болезнь или время. Существует предположение, что кипу связано с календарем инков. Эта версия основана на том, что кипукамайоков – мастеров узелкового письма – называли также кильякипок, а слово «килья» значило «месячный год» и было прозванием богини Луны.

Ученые установили, что в кипу использовались шнуры и нити 13 различных цветов и оттенков, причем каждая нить была одно-, двух– или трехцветной. На каждой нити могли располагаться до 9 узлов, имеющих простую или сложную конфигурацию, а также прикрепляться предметы или фрагменты предметов, связанные со смыслом записи.

Еще во времена завоевания Америки конкистадоры видели странные разноцветные кисти. Однако никто не смог расшифровать кипу. Постепенно среди европейцев сложилось поверье, что кипу не что иное, как проклятье инков разрушителям их страны. Но эта зловещая легенда со временем забылась, а кипу стали рассматривать как декоративный элемент одежды или упрощенную систему счета, вроде узелков на память.

Следует отметить, что кипу было широко распространено в империи инков. Об этом свидетельствуют археологические раскопки древних захоронений, в ходе которых были обнаружены узелковые записи.

В настоящее время в музеях мира и частных коллекциях находится около 600 экземпляров инкского кипу. Археолог Р. Асчер высказывал мнение, что содержание около одной пятой части от общей численности известных науке узелковых записей не является числовым. Установлено, что система узелковой письменности состоит приблизительно из полутора тысяч знаков.

Долгое время полагали, что цивилизация инков не имела письменности. Однако еще до испанского завоевания в их языке существовали такие слова: келька – «письменность», «письмо», кильканги – «писать», кильяскуни – «читать».

В 1923 году английский историк Л. Локк установил, что странные цветные шнуры с узелками, впервые замеченные испанскими конкистадорами 500 лет назад, на самом деле не украшения, как полагали, а своеобразное письмо. Локк предположил, что странные кистеобразные изделия представляют собой тайнопись инков. Но все попытки исследователя расшифровать смысл хотя бы одной из нескольких сотен имевшихся в его распоряжении записей потерпели неудачу.

Ученые Гарвардского университета Г. Уртон и К. Д. Брезин разработали методику компьютерного исследования узелковой письменности. Материалом для научного анализа послужил 21 текст кипу, которые обнаружили в ходе археологических раскопок на побережье Перу. Исследователи сделали вывод, что узелковые тексты являются бухгалтерскими записями, которые разграничиваются по трем уровням в зависимости от степени значимости, а узелки несут указания представителей высшего звена чиновничьей иерархии своим подчиненным.

Инки применяли десятичную систему счета. При записи числа величину показателя передавали с помощью положения и конфигурации узла. Средства кипу позволяли записывать единицы, десятки, сотни, тысячи или десятки тысяч. Например, цифра 1 обозначалась простым узлом, 2 – двойным, 3 – тройным. Для правильной интерпретации узелковой записи было необходимо понимать, что означает конкретное место, занимаемое узлом на шнурке, а также цвет шнурка.

Профессор Гарвардского университета Г. Уртон в своих трудах, посвященных работе над расшифровкой узелковой письменности инков, не отрицает, что кипу «может быть прочитано как фонетическое письмо», однако указывает на то, «что в них заключено много информации с помощью цвета, направления узелков и шнурков. Они могут быть приведены в какую-то систему, с помощью которой можно будет расшифровывать узелковые письма».

Помимо числовых значений, кипу позволяло записывать поэтические произведения, мифы, сказания, исторические и генеалогические сведения. Но до сих пор не найден ключ к расшифровке подобных записей, а те интерпретации, которые выдвигаются учеными, довольно спорны. Исследователи заметили некую связь между системами чисел, имен и др., но пока эти разрозненные гипотезы не имеют научного подтверждения.

Было установлено, что в основе системы кипу лежит бинарная кодировка, схожая с той, которую применяют программисты в современных компьютерных языках. Существует гипотеза, что кипу может передавать не обычную разговорную речь, а выступать аналогом нотной записи или компьютерного кода.

Однако кипу все же нельзя без оговорок называть письменностью. Высказано предположение, что у инков была и другая система записи информации, которая сильно отличалась от привычной для европейцев и потому не была ими распознана. В ряде исторических документов можно найти упоминание о полотнищах ткани, на которых были нанесены записи-рисунки. Такие «книги» хранились в храмах; прочесть их могли лишь знатные люди, прошедшие специальное обучение. Некоторые исследователи полагают, что рисунки на керо – керамических изделиях инков – также могут являться письменностью.

Предположение, что изображения на древних перуанских тканях и сосудах являются письменными знаками, впервые было высказано археологом Викторией де ла Хара после того, как она тщательно изучила образцы тканей, обнаруженных при раскопках древних захоронений в Паракасе. Исследовательница заметила, что ряд знаков повторяется чаще других.

Другим исследователем письменности инков является Т. Бартель. Он обнаружил на древнеперуанских тканях и сосудах несколько сотен знаков-токапу, написание которых повторяется. Ученый выдвинул гипотезу, что токапу выполняли не только декоративную функцию. Однако пока точно не установлено, были ли эти знаки системой письменности или нет. На сосудах нередко встречаются изображения бобов с нанесенными на них знаками, но, возможно, эти бобы использовались в культовых целях или для гадания.

В ходе раскопок археологу Хулио Тельо удалось обнаружить на полуострове Паракас захоронения, относящиеся к III–II векам до н. э. Было найдено свыше 400 мумий, погребальными саванами которым служили куски яркой шерстяной ткани. Ткань хорошо сохранилась, а на некоторых полотнищах можно было увидеть изображения бобов, покрытых узорами и непонятными знаками. Подобные изображения встречаются на тканях и керамике культур паракас, наска и мочика, однако на изделиях более поздней культуры тиауанако их нет.

Археолог Виктория де ла Хара, изучив обширный материал, опубликовала пространные перечни знаков, встречающихся на перуанских тканях и керамике. Исследовательница предприняла попытку интерпретировать некоторые из них, связывая их, например, с какими-либо божествами древних инков.

В хрониках периода колонизации иногда встречаются упоминания о тайной письменности инков. Например, в одном документе рассказывается о расписанных досках, которые хранились в Храме Солнца. На них была записана история инкской державы. В другом документе говорится, что эти доски были вставлены в золотые рамы. Никто не имел права приближаться к этим записям, кроме правителей и придворных историков. Ученые не отрицают возможности существования у инков пиктографической письменности, памятники которой, вероятно, были уничтожены завоевателями.

Сохранились так называемые юпана – прямоугольные таблицы, состоящие из нескольких рядов ячеек, разделенных на колонки. Назначение и способ использования этих таблиц точно не известны. Существуют предположения, что это могут быть модели различных инженерных сооружений, приспособления для счета, культовые предметы или даже детские игрушки.

Программист Никколино де Паскуале заинтересовался странными таблицами. Он заметил, что узор на таблицах подчиняется определенной закономерности: в правой ячейке нижнего ряда изображен один круг, в следующей – два, далее – три, затем – пять. Аналогичный узор был на всех таблицах, и исследователь пришел к выводу, что они представляют собой доски для счета. Круги изображают число, которое является суммой двух предыдущих. Однако вычисления, согласно гипотезе Н. де Паскуале, ведутся не по привычной для нас десятичной системе, а по системе с основанием 40. Именно поэтому долгое время никто не мог выявить принцип использования этих досок.

Как бы то ни было, безусловно лишь одно: культура инков, как и многих древних цивилизаций, таит в себе немало загадок, решить которые помогут дальнейшие исследоваия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Узелок завяжется, узелок развяжется…Кипу древних инков

localbitcoins

В узелковом письме информация сохраняется в веревках, которые кодируют узлами и цветами веревок. Веревки с узелками у различных народов: на Каролинских островах, на Гавайях, в горных районах Калифорнии, в Западной Африке, у монголов, в Израиле, в Китае, у североамериканских индейцев, а также в Европе. У инков такое узелковое письмо называлось кипу. Оно представляло собой древнюю мнемоническую и счётную систему. Это были сложные плетения и узелки, изготовленные из шерсти южноамериканских лам или хлопка. Количество свисающих нитей могло достигать двух тысяч.

Самое древнее кипу датируется примерно 3000 годом до н. э. Впервые же о нем написали в 1533 году. В кипу хранилось огромное количество информации. А по виду такие «книги» очень красивые и больше напоминают орнамент, чем привычные буквенные записи. Главная толстая веревка в плетении начинала повествование. К ней наискось крепились веревки потоньше. Они использовались для записи данных. При помощи кипу инки  учитывали число лам, количество воинов или собранного урожая, вели перепись населения, использовали даже в качестве календаря. Современному человеку довольно сложно представить, что узлами можно описать целую иерархическую организацию органов власти у инков, а не только цифры.

Узелковые письма доставлялись бегунами по системе дорог в империи инков. Кипу было удобно переносить. Его сминали и помещали в мешочек. Кипу использовались как документы в сложной расчетной системе, поэтому предназначались в основном для чиновников. В веревках и узлах передавалась информация о налогах в той или иной провинции, обозначалось число людей, ушедших на войну, количество погибших, родившихся или умерших и т.д. Существует и тип кипу, который представлял поэмы, песни, истории, генеалогию. На сегодняшний день ни одна из этих записей расшифрована не была.

В целом, степень владения навыками чтения кипу у инков была следующей:

  • статическое знали все;
  • простое идеографическое понимали определённые круги лиц;
  • изысканное идеографическое было доступно только узкому кругу учёных и кипукамайокам.

Цвет нити в кипу передавал содержание и считался ключом. Нити могли быть одноцветными ил сочетать два и более цветов. В главный шнур вставлялся по необходимости ключ в виде листа растения, кусочка минерала и т.д., указывавший на смысловое содержание кипу или нити. Так инки избегали путаницы с прочтением цветов, значение которых могло измениться. Всего сегодня изучено 24 различных цвета нитей. Вот что могли обозначать некоторые цвета:

  • Чёрный — время;
  • Ярко-красный — инки;
  • Зелёный — противник;
  • Жёлтый — золото;
  • Белый — серебро.

Смесь цветов на кручёной нити применялась для обозначения перечня объектов. В кипу учитывалась позиция вещей, о которых шла речь в кипу. Они располагались в порядке убывания значимости.  Узлы в таком своеобразном письме у инков были трех типов:

  • простые, продетые верёвкой сверху вниз;
  • длинные, состоящие из продетой сверху вниз верёвкой, соединённые узлом с одним или более дополнительными поворотами;
  • узлы в виде цифры «8».

В кипу хранились числа в десятичной системе счисления. При написании числа 10 000, достаточно было завязать 1 узел в нужной позиции свисающей нити. Пустые позиции на нити считались нулями. Производить арифметические операции с помощью такой записи было легко. Например, что бы суммировать цифры 15 и 25, инки завязывали узлы на нитях в соответствующих местах и горизонтальным «прочтением» справа налево или наоборот. Аналогично происходило с вычитанием.

Империя инков существовала одно столетие, но развивалась очень быстро, пока не была разрушена испанцами. Конкистадоры уничтожили многие образцы узелкового письма. Всего сохранилось только 700 кипу Великого Инки. Правда эту письменность испанцы искоренили постепенно.  Это письмо использовалось в качестве отчёта о податях и повинностях до XIX века. Вообще европейцы, впервые столкнувшиеся с кипу, были поражены быстротой и точностью сведений, которые им выдавались толкователями, которые «читали» руками по веревке быстрее, чем они произносили словами прочитанное. Примитивное использование кипу велось в перуанской горной местности и после испанского завоевания инков. Только кипукамайоки, создававшие определённые формы кипу, могли их прочитать. Поэтому кипу считается неким мнемоническим устройством.

Реклама от Google

ainteres.ru

Узелковое письмо Инков

На сегодняшний день в музеях и частных коллекциях находится всего лишь 600 чудом сохранившихся экземпляров древнего кипу: Археолог Корнельского университета Роберт Асчер считает, что около 20% из них не являются числовыми. Еще в 1981 г. он высказывал предположение, что кипу — это особая форма письменности. 

На фотографии вы видите кипу — древнюю счетную систему инков, которая представляет собой сложные веревочные сплетения и узелки из шерсти альпаки или ламы или из хлопка (на языке кечуа khipu означает «узел», «завязывать узлы», «счет»). В одном кипу может быть от нескольких до 2500 нитей разных цветов и размеров. 

Способ записи на кипу. Узлы в верхней трети означают сотни, в средней — десятки, в нижней — единицы. А — шнур-основа, B1–В3 — отдельные подвески, используемые для записи. Рисунок из книги чешского этнографа Милослава Стингла «Государство инков. Слава и смерть сыновей солнца»

Самое древнее кипу датируется примерно 3000 годом до н. э., а первое письменное упоминание о кипу относится к 1533 году (эту систему счета описал в своем письме испанский конкистадор Эрнандо Писарро).

Кипу было широко распространено в Империи инков. По словам испанского хрониста Хосе де Акоста, «вся империя управлялась посредством кипу». При помощи кипу учитывали, например, число лам, количество воинов или собранного урожая, вели перепись населения, записывали налоги; кипу использовались даже в качестве календаря.

Инки разработали целую систему считывания информации. Главный шнур кипу был началом повествования. К нему наискось прикреплялись более тонкие нити, которые и использовались для записи данных. Положение узелка на шнуре показывало цифровой порядок (десятки, сотни, тысячи), а количество узлов определяло простые числа. Но, чтобы прочитать узелковое послание, надо было разбираться не только в узлах и их положении на веревке, но и знать обозначения каждого цвета. Так, например, красный цвет обозначал армию, войско, белый — серебро, желтый — золото. Все сведения фиксировали специально подготовленные чиновники — кипукамайоки — и передавали их в центр, то есть в Куско.

«Узелковые письма» доставлялись профессиональными курьерами — бегунами часки — по системе имперских инкских дорог. Удобство при транспортировке — это важное преимущество кипу, ведь послания доставляли иной раз за сотни километров, и пергамент или листья деревьев, которые служили для инков бумагой, для этого плохо подходили. Кипу же можно было смять и поместить в мешочек.

До нас дошли многие экземпляры кипу инков, различных размеров и назначения. Существует даже специальная база данных кипу (см. Khipu database project). Однако эти «письма» важно не только расшифровать, но и их сохранить. Кипу сделаны из натуральных волокон, поэтому они нуждаются в особой температуре, влажности и защите от выцветания. Хранят кипу на горизонтальных панелях, покрытых нейтральной по кислотности бумагой. Шнуры обрабатывают специальными щетками и оберегают от насекомых.

Источник: earth-chronicles.ru Scroll Up

gipotezy.com

Узелки древних инков | sebulfin.com

Узелки инков - 1Все мы хорошо знаем о могущественном государстве южноамериканских индейцев – великой империи инков. В данной беседе мы затронем лишь одно из их достижений: расскажем об организации почтовой службы.

Дороги древних инков  представляли собой каменные ленты, шириной около восьми метров и состояли из плотно положенных плоских выструганных камней. Зазор между камнями подобной мостовой был уже лезвия кинжала. От магистрали отходили в стороны боковые пути.

 

Дорога петляла между скалами, и, поднимаясь под самые снеговые шапки, могла идти на высоте трёх-пяти тысяч метров, достигая вечных льдов. Вдоль каменной ленты был прорыт канал, где струилась вода ручьёв. Подобное изобретение было очень удобным: в любой момент путник мог утолить жажду и напоить животных. На обочинах были высажены деревья и располагались глинобитные стены с кактусами на гребне, что создавало тень, защищавшую от палящего солнца. Высоко в горах с целью защиты дороги от вечно движущихся ледников стены были очень высокими и могли сдерживать срывающиеся каменные глыбы.

Знаменитый немецкий учёный и путешественник XIX века Александр Гумбольдт считал, что дороги инков были самым поразительным и полезным из всего, что когда-либо было создано до этого руками человека. Вот так!

Постоялый двор располагался через каждые двадцать километров, а через каждые три километра – почтовые станции, называемые часкви.

Почтовая служба древних инков носила эстафетный характер. На почтовых станциях круглосуточно дежурили курьеры. Приняв почтовое сообщение, они бегом доносили его до следующей почтовой станции и, таким образом, скорость доставки древнего письма у инков достигала четырёхсот километров за сутки! Подсчитайте, сколько  времени у нас идёт посылка на относительно небольшие расстояния, и Вы проникнетесь чувством глубокого уважения к древним «почтовикам». А расстояние доставки их корреспонденции превышало нынешнее от Москвы до Гибралтара!

кипу

Депеши инки, в основном, доставляли устно, но иногда гонцы несли и кипу -  письма, «написанные»  узелками на верёвочке. К главной верёвке привязывались ряды разноцветных шнурков, их число могло доходить и до двухсот. Значение имели цвет шнурков, число узлов, их форма, расстояния друг от друга и от главной верёвки. Так, например, шнур белого цвета означал серебро, жёлтого – золото, а бурого – картофель. Узелки древних инков были особой грамотой, позволявшему древнему народу передавать сообщения на сложном и красивом языке. Для их расшифровки и создания существовали специальные люди, владевшие подобной грамотой.

 

 

Вконтакте

Facebook

Pinterest

Одноклассники

Мой мир

LiveJournal

Google+

sebulfin.com


Смотрите также