Древний египет кошки. Кошки в Древнем Египте
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Кошки в Древнем Египте. Древний египет кошки


"О чудесная кошка, дарованная навеки." - надпись на обелиске в Небре, Древний Египет.

Нигде кошка не почиталась так, как в Древнем Египте. Это был золотой век в истории кошки - человек ее обожествлял и ей поклонялся. Культ кошки появился в самый древний период египетской истории (вторая династия) и продолжался до 1 в до н.э. Сложный метафорический смысл, которым мировая мифология наделила образ этого красивого умного животного, египтяне свели к позитивным, приятным для человеческого сознания понятиям – таким, как добро, домашний очаг, веселье, любовь, материнство, плодородие, защитные силы.

Существовал весьма значительный культ богини – кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Богиню изображали как женщину с кошачьей головой или в виде львицы. Бастет считалась дочерью Осириса и Изиды. Ей посвящались молитвы: «Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца» или «Я кошка, мать жизни». Религиозным центром поклонения был город Бубастис, где, по свидетельству греческого историка Геродота , находился самый прекрасный храм Египта, посвящённый Бастет . А в Саккаре в ее честь был воздвигнут храм – Бубастеон. В главном святилище возвышалась огромная статуя богини. Во время ежегодных весенних празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила. Также кошка была связанна с богиней Пашт (Луной). Пашт была темным аспектом Баст, Госпожой Востока, матерью всех кошек, женой бога Птаха. Хотя она считалась воплощением живительной энергии и нежного тепла Солнца, через своих священных кошек она была связана и с Луной.В храмах кошки жили, питаясь самой лучшей пищей, для них специально разводили в резервуарах рыбу, не имеющую чешуи. Им служили свои жрецы, поклонялись многочисленные почитатели. Уход за ними считался особо почетным делом, переходящим от отца к сыну. За кошками внимательно присматривали жрецы, которые ждали, когда богиня что-то сообщит им, чтобы потом истолковать это сообщение. Верующий, добивающийся помощи богини или желающий дать обет, обривал часть головы своего ребенка и относил настриг в храм. Волосы клали на чашу весов и уравновешивали серебром. Затем верующий дарил это серебро смотрителю священных кошек, который отрезал от рыб, служивших им кормом, соответствующую порцию и отдавал кошкам.В семьях простых египтян кошек также почитали священными, их окружали заботой и вниманием. Если кошка умирала, то ее похороны проходили с большими почестями. Члены семьи, скорбя о ее утрате, брили головы. Тело кошки обворачивали льняной тканью, умащивали травами и мумифицировали, используя бальзам. Чтобы кошки не голодали в загробной жизни, вместе с ними в саркофаг уклады вались мумифицированные мыши и землеройки.Кошки богачей заворачивались в цветное льняное полотно с замысловатыми узорами. На ее морду накладывалась маска с ушами, изготовленными из стеблей пальмовых

листьев. Мумия помещалась в деревянный или плетенный из соломы ящик, иногда украшавшийся золотом, хрусталем или обсидианом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых гробах.Самыми почитаемыми кошками были те, которые жили в храмах. Их похороны были иногда такими помпезными и дорогими, что для того их оплаты с населения взимались специальные пошлины.В результате раскопок, проводившихся археологами в 1860 году неподалеку от города Бени Хасана, Египет, были обнаружены доказательства проявления любви и заботы хозяев к своим питомцам в виде кладбища, на котором покоились 180 тысяч кошек: большинство из них были погребены в богато украшенные драгоценными камнями ящички из золота и серебра.Всего археологами было обнаружено около 300 тысяч мумий, относящихся к IV тысячелетию до н. э.При пожаре египтянин был обязан сначала вынести кошку и лишь после этого приступить к тушению огня. Смерть священного животного очень тяжело переживали.Убийство кошки, даже невольное, каралось смертью. Закон был также на стороне этого священного животного: за убийство кошки грозило суровое наказание вплоть до смертной казни. О несчастном римлянине, по незнанию убившем кошку, рассказывает Диодор Сицилийский: в сложные для Египта времена, когда над страной нависла угроза вторжения римских завоевателей, фараон Птолемей XII Авлет, отец Клеопатры, оказался не в силах спасти римлянина, случайно убившего кошку, от самосуда своих разгневанных подданных. Насильственная смерть священного животного каралась столь строго, что даже сам фараон был не властен обойти закон.
Поклонение кошке в Египте было весьма велико. Согласно историку Птолемею, в 525 г. до н. э. кошки решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия (современный Порт-Саид) войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города. Однако, персидский царь Камбиз, прекрасно знал о культе кошек и повелел каждому впереди идущему солдату нести кошку, так чтобы она хорошо была видна. Когда армия персов двинулась вперед, защищенная живыми щитам, фараон Псамметих III не осмелился рисковать жизнями кошек и египтяне, не имея возможности использовать копья и стрелы, сдались без боя. Так Камбиз завоевал Египет и основал 27-ю династию. Египетские кошки не утратили своего божественного статуса до завоевания страны греками, а затем римлянами и впоследствии распространились на территориях империй Дария, Александра Македонского и Цезаря.В Египте кошки были приручены, по меньшей мере, за тысячу лет до того, как они появились в других странах. Их распространению за пределы страны препятствовали сами египтяне. Вывезти кошку из Древнего Египта, т.е. похитить ее у фараона, значило совершить преступление, наказуемое смертью. Когда египетские путешественники находили в других странах домашних кошек, они покупали или выкрадывали их, чтобы привезти обратно в Египет, которому, по их мнению, те принадлежали. Финикийцы, ведущие торговлю с Египтом, понимая что кошки
являются ценным товаром, тайно вывозили их из Египта и продавали их богачам и правителям в других странах. Таким образом домашние кошки впервые появились на финикийских торговых путях, распространившись позже по всему миру. Они были завезены в Грецию в 500 г. до н.э., в Индию - в Европу кошки попали гораздо позже. Первые домашние кошки появились в Италии и Швейцарии лишь спустя несколько столетий после Рождества Христова. Около 1500 г. до н.э. домашние кошки на торговых судах были завезены в Индию, Бирму (Мьянму), Сиам (Таиланд) и Китай. Однако, вплоть до начала нашего тысячелетия кошка оставалась редким зверем.Существовавший в Египте культ кошек коснулся и других стран. Так, следы его влияния можно обнаружить в Галлии, в частности в Тулузе, где были найдены амулеты, статуэтки, музыкальные инструменты — систры — с изображением кошек (местные археологиче¬ские находки датируются скорее всего I в. до н.э.), и в Великобритании: в Бадбери, Гассед-же, Олл-Сейнтсе и Дэнбери археологи раскопали массовые захоронения кошек.Египетские художники изобразили сотни кошек на плитах гробниц и папирусе. Они ваяли их из бронзы, золота, камня и дерева, делали из глины, вырезали из слоновой кости. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек, которые назывались "утчат" и являлись символом плодородия. Девушки молили богов об исполнении желания иметь столько детей, сколько котят изображено на их амулете.

 

smolyarik.jimdo.com

Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Египетский кот".

Авторы котоальманаха "Коты через века" alise84,
dhyul, marinagra, archigenova, ekolovrat предлагают вашему вниманию  выпуск, посвященный египетскому коту, и желают вам, друзья, приятного чтения! Котоальманах можно полистать ЗДЕСЬ.

Путешествуя по странам и континентам, мы с вами видели, как любят кошек в Японии и в России, в Англии и во Франции, как вдохновляют кошачьи образы художников и поэтов всего мира. Однако нигде и никогда почитание кошек не было столь глубоким и безусловным, как в Древнем Египте. Почему египтяне обожествляли кошек и поклонялись им?

85267_original.png

Религиозные воззрения древних египтян - это та сторона древнеегипетской истории, которая, похоже, больше всего интересует современного человека. Ментальность современной Европы выросла из верований и мировоззрения совсем других культур Древнего мира – с одной стороны, иудейской, с другой – греко-римской. Египетская же культура и ее основа, религиозное мировоззрение, – явление абсолютно уникальное.

Дикий кот. Фрагмент  сцены охоты.Гробница Небамун,  Фивы, XVIII династия, ок. 1400-1350 гг. до н.э.

Сцена охоты на птиц, фрагмент.Гробница Менны, Новое царство, XVIII династия, ок. 1400-1350 гг. до н.э.

Уникально оно, в том числе, и своим зооморфизмом. Обожествление сил природы, животных и растений достигло в Египте уровня, не сопоставимого ни с одной другой древней культурой. Яркие зооморфные образы, созданные египетскими художниками, поражают даже больше, чем демоны Шумера и Вавилона.Удивительно и то, что художественная яркость и фантастичность образов египетских богов достигаются при использовании минимума фантастических средств, в отличие от тех же Шумера и Вавилона, и это  одна из отличительных черт египетских верований.

Дикая кошка в зарослях папируса. Роспись из некрополя  Бени-Хасан. Среднее царство, ок. 20 в.до н.э.

Вторая важная черта религиозной системы Древнего Египта – ее консервативность. Крайне медленное развитие государства, практически неизменный общественный уклад способствовали длительному сохранению древнейших культов.В-третьих, говоря о религии Древнего Египта, нельзя не заметить, что она весьма символична, и ее символизм тесно связан с культом природы и естественных сил. Изучая древнеегипетские верования, мы постоянно сталкиваемся с одной стороны с отголосками далекого прошлого древних египтян, а с другой – с достаточно высоким уровнем абстракции, присущим религии общества, имеющего письменность, литературу и искусство.

Бронзовая голова кошки. XXV-XXX династии, 716-311 гг. до  н.э.

Географическая среда, в которой жили египтяне, фауна, игравшая многообразную роль в их жизни, были существенным фактором возникновения конкретных форм египетского тотемизма и его последующего превращения в культ животных. Так, например, скотоводство занимало важное место в хозяйственной жизни народа еще задолго до объединения Египта, поэтому уже в глубокой древности началось обожествление крупного рогатого скота: во времена Первой династии существовал культ быка Аписа. Весьма распространен был культ крокодила, олицетворявшего бога Себека, который возникал в местах, изобилующих этими животными.

И наконец, очень широко был распространен  культ кошки. Древний Египет являлся преимущественно аграрной страной, а к тому времени человек научился выращивать достаточно зерна, чтобы запасать его впрок. Крысы и мыши наносили большой урон запасам зерна, а кошки, уничтожая грызунов,  помогали сберечь урожай. Кроме того, кошки устраняли такую смертельную опасность, как заползающие в жилища ядовитые змеи.

Голова кошки. XXVI-XXXI династии, 666–44 г. до н.э.

Голова богини Баст. XXVI династиия. Ок. 600 г. до н.э.

Кот считался у египтян одним из воплощений бога Солнца Ра - одного из важнейших богов египетского пантеона. В знаменитой 17-й главе «Книги мертвых», Ра выступает как «великий кот»: он сражается со змеем Ими-Ухенеф. В надписях из гробниц царей XIX и XX династий восхваляется царственный Ра и приводится следующая поэтическая устойчивая формула: "Ты - великий кот, мститель богов".

Рисунок на папирусе из 17-й главы "Книги мертвых". Солнечный бог Ра убивает змея Ими-Ухенеф под деревом ишед  - священной сикиморой Гелиополя.

Культ кошек сложился в древний период египетской истории (Вторая династия, около 2 800 лет до н.э.) и продолжался до 1 века до н.э. Древнейшее захоронение кошки датируется концом XVIII династии (14 в. до н. э): сохранился кошачий саркофаг, сооруженный по приказу верховного жреца Мемфиса. Около 2 500  лет до н.э. в надписях пирамид V и VI династий встречаются символы, обозначающие кошек.

Бронзовая статуя  Баст. XXI-XXIII  династии, ок. 1069-702  гг. до н. э. Бронзовая фигура богини Баст. Эпоха Птолемеев, ок.  311-30  гг. до н. э.

Религиозным центром поклонения кошкам был город Пер-Бастет (греки называли его  Бубастис) на востоке дельты Нила, где, по свидетельству греческого историка Геродота, находился прекрасный храм, посвящённый богине Баст, дочери бога Солнца Ра и богини Луны  Хатхор.Баст или Бастет — в Древнем Египте богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага, защиты от заразных болезней и злых духов. В период ранних династий, до одомашнивания кошки, Баст изображали в виде львицы, позднее - в виде  женщины с кошачьей головой. Считается также, что Баст имеет два воплощения: женщина с кошачьей головой - добрая сущность,  с львиной - агрессивная.

Бронзовая статуя Баст. 600-300 гг. до н.э.

Атрибутом Баст был музыкальный инструмент систр - трещотка, состоящая  из рамки с металлическими подвижными стержнями.  Часто котоголовая богиня изображается с систром в руках, а у её ног играют четыре котёнка. Расцвет культа Баст (и культа кошек)  относится к XXII династии Бубастидов  (10 — 8 века до н. э), когда фараон ливийского происхождения Шешонк I возвёл Пер-Бастет до статуса столицы.

88c0b426fc4a9be49843ac271066eb1a.jpgЛьвиноподобная богиня Бастет-Уаджит

В главном святилище города  возвышалась огромная статуя богини. Во время ежегодных весенних праздников статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила. Люди со всех уголков Египта стекались к месту паломничества, даже фараоны совершали жертвоприношение в храме Баст. Хотя приведённую Геродотом цифру в 700 тысяч празднующих историки считают преувеличенной, празднество, вероятно, было очень значительным. Даже в самых маленьких деревнях имелся храм Баст, в котором жила священная кошка.

Саркофаг  Та-миу, кошки принца Тутмоса. Известняк,  высота 64 см14 в. до н.э. Новое церство,  XVIII династия,  правление Аменхотепа III.

Священными кошками самой Баст были животные черной масти; изображение черной кошки помещали на своих домах египетские врачи, как символ профессии.Баст, защитнице дома, семьи, женщин и детей, посвящались молитвы: «Она может даровать жизнь и силу, здоровье и радость сердца» или «Я кошка, мать жизни».

IMG_2777IMG_2748Кошачьи мумии. Египетский музей, Турин

При храме Баст в Бубастисе разводили священных кошек, и именно там сохранилось наибольшее количество кошачьих мумий. Животных приносили в жертву богине, их тела мумифицировали и продавали паломникам как реликвии. Только жрецы могли приносить в жертву кошек! Остальным египтянам грозила за это смертная казнь. Паломники покупали мумии кошек и преподносили их жрецам и жрицам Баст, которые погребали их в специальных камерах. По всей видимости, в загробном мире кошки должны были передать богине просьбы паломников — об удачном браке, о рождении ребенка, выздоровлении родственника.

IMG_2752IMG_2745Кошачьи саркофаги. Египетский музей, Турин

Статуэтки и "кошачьи" амулеты должны были принести их обладателю успех в любви и уберечь от зла и темных сил.

Аметистовый амулет эпохи Птолемеев, 311-44 вв. до н.э.

Кошки жили при храмах, их кормили  самой лучшей пищей, специально для них разводили в резервуарах рыбу, не имеющую чешуи. Кошкам служили особые жрецы, уход за ними считался почетным делом, переходящим от отца к сыну. Жрецы ждали, когда богиня через посредничество кошек что-то сообщит им, чтобы потом истолковать это сообщение. По состоянию значков кошки и ее движениям жрецы предсказывали погоду, разливы Нила, виды на будущий урожай. Паломник, добивающийся помощи богини или желающий дать обет, приносил в храм свои  остраженные  волосы или волосы своего ребенка. Волосы, которые высоко ценились в Египте, клали на чашу весов и уравновешивали серебром. Верующий жертвовал серебро смотрителю священных кошек, который отрезал для них порцию рыбы.

После того, как в 380 году христианство стало официальной религией Римской империи, в которую тогда входил и Египет, культ Баст, а вместе с ним и культ кошек, был запрещён императорским указом.  Хотя кошки  остались для египтян любимыми домашними животными, они перестали быть объектами поклонения в храмах.

Покинем храм богини Баст и посмотрим, как относились египтяне к кошкам в повседневной жизни.В Египет кошки были завезены как военный трофей из Нубии вместе с золотом, рабами и слоновой костью. Принято считать, что они была впервые приручены именно в Древнем Египте в течение 3-го тысячелетия до н.э: на росписях в гробницах Саккараха (2750-2650 гг. до н. э.) кошки изображены с ошейниками, что свидетельствует об их одомашнивании. Первые иероглифические знаки, обозначающие слова «кот» и «кошка», датируются примерно 2300 годом до н. э. и читаются как "минт" и "миу" ( по другой версии, «мант» и «мау»).

4efd6b30b51ae5d9bce147a158df3b93.jpg

Кошка с котятами. 630 г. до н.э. или ранее

Египетские кошки были не только священными животными богини Баст, но и любимыми членами семьи. Тому, кого  уличали в убийстве кошки, карой была смертная казнь. Возницу, случайно задавившего кошку, насмерть забивали камнями. Греческий историк Диодор Сицилийский описал увиденную им сцену, произошедшую в 60 году до н. э.: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки законам  царя Птолемея XII, египетский солдат убил возчика. «Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно.»

Эдвин Лонг. Посвящение Баст. 1888

Кошек  окружали заботой и вниманием. На улице люди почтительно уступали кошкам дорогу. При пожаре египтянин был обязан сначала вынести из дома кошку и лишь после этого тушить огонь. Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Похороны кошки проходили с большими почестями. Члены семьи, скорбя об утрате, брили головы и сбривали брови в знак траура. Траур длился семьдесят дней — время полной мумификации. Тело кошки бальзамировали, на ее морду накладывалась маска с ушками. Провожая кошку в загробный мир, рядом клали мышь, чтобы ей было чем развлечься и питаться в иной жизни. Мумию зашивали в льняной саван, заключали в саркофаг и хоронили в одном из бесчисленных некрополей, специально предназначенных для кошек и выстроенных вдоль берегов Нила. Археологи до сих пор находят кошачьи некрополи с десятками тысяч захоронений, в музеях хранятся тысячи кошачьих мумий и саркофагов. Иногда кошка сопровождает своего хозяина в загробную жизнь в виде статуэтки или изображения на саркофаге. Многочисленные фигурки кошек можно увидеть на вазах, драгоценностях и посуде, найденных в гробницах.

Джон Рейнхард Вегелин. Похороны египетского кота.1886

Кошка была для египтян символом вечности, потому что во сне она лежит, свернувшись так, что голова и хвост соприкасаются. Влияние освещения на размеры кошачьего зрачка ассоциировалось у древних египтян с движением Бога Солнца на колеснице по небесным рекам. Горящие в темноте кошачьи глаза, согласно верованиям египтян, излучают дневной свет — свет огненной колесницы. Символичным считалось и то, то кошка за свою жизнь рожает 28 котят - число дней в лунном месяце. Изображение кошки, окруженной котятами, служило амулетом для молодоженов, желающих завести много детей.

Эрвинг Лонг. Боги и их творцы. 1878

Бернар Брие в книге "Дикие кошки" пишет о том, что поклонение кошке в Египте в 525 г . до н.э. имело ужасные последствия. Предание гласит, что персидский царь Камбиз решил захватить долину Нила. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города Пелусия. Камбизу пришла в голову  оригинальная мысль: по его приказу каждый солдат укрепил на груди живую кошку так, чтобы она хорошо была видна. Армия двинулась вперед, защищенная живыми щитами. Египтяне побоялись ранить или убить священных животных и сдались. Камбиз завоевал Египет и основал 27-ю династию.Экспорт кошек был в Древнем Египте запрещен, но финикийские  контрабандисты вывозили животных и продавали их в странах Средиземноморья.

Фрагмент стеллы. XVIII династия, ок. 1450 г. до н.э.

Кошка, поедающая рыбу.  Копия настенной росписи в гробнице.

ostracon-brooklyn-museum-cat-and-mouse.jpgОстракон (черепок египетского сосуда) с росписью  "Кот и мышь"

"О, чудесная кошка, дарованная навеки"  гласит надпись на древнеегипетском обелиске в Небре. Искусство Древнего Египта подарило нам чудесные образы кошек, которые и сегодня поражают реалистичностью  и величием, точностью деталей и обобщением.  Египетские котопортреты - это  мастерские  изображения не просто животных, но высших существ, посредников  между человеком и божеством.

Фигура кошки из Мемфиса. Среднее царство, XII династия, ок.  1981–1802  гг. до н.э.

Фильм "Кошки Египта: от божества до убожества" (Бельгия, 2004 г.).

Цивилизация Древнего Египта внесла огромный вклад в развитие мировой культуры и искусства. Это связано с тем, что египетское искусство строго следовало определенной традиции и создало характерные и запоминающиеся образы: пирамиды, обелиски, сфинксы, крылатые диски, мумии, саркофаги, скульптуры, иероглифы, стилизованные рисунки. Для европейской архитектуры и искусства обращение к наследию древней цивилизации было столь же важным, как и усвоение элементов античной  культуры. Более того, Греция и Рим, опиравшиеся на древнеегипетскую культуру, стали посредниками для европейского восприятия Древнего Египта. Начиная с XVI в. в атмосфере увлечения античностью рос интерес  и к Египту.

Бронзовый кот. XXVI династия, ок. 600 года  до н.э.

В целом можно сказать, что «египетский стиль» формируют три важнейших источника: археологический, художественныйе и эзотерический, где Древний Египет предстает носителем универсального, тайного знания.Первая волна европейской "египтомании", как ни странно, связана с античной Грецией, в которой Египет, в отличие от враждебной Персии, воспринимался как далекая страна мудрости и тайных знаний.После походов Александра Македонского многие черты египетского искусства проникают в греческое, а оно уже передает их в своей интерпретации культуре Римской империи. Так, например, обелиски, возводимые в Египте парами перед входом в храмы и изначально связанные с солнечным культом, в Риме  становятся памятниками воинской доблести римских цезарей и частью языка римской классической архитектуры и декора.

Статуя кота. XXVI династия, 663-525  гг. до н.э.

После падения Рима образ Египта у средневековых европейцев связывается в основном с библейскими текстами, но как только наступает Новое время, в  искусстве снова появляются египетские мотивы.Например, во Франции в эпоху Людовика XVI возникла живописная фаза рококо, для которой характерно использование египетских элементов в неегипетской манере. Элементы египетского декора присутствуют во внутреннем убранстве (покои королевы Марии Антуанетты в Версале и Фонтенбло) и мебели. Зал папирусов и Галерея ковров в Ватикане стали примером таких же тенденций в Италии, которые позднее обнаруживаются в Англии и Германии. В конце XVIII в. египетские темы и формы уже широко присутствовали в искусстве и архитектуре и даже стали объектом исследования (Катремер де Кьянси, «Какой была архитектура египтян, и что греки у нее позаимствовали», 1785).

800px-Fontaine_du_Palmier_240907_04.jpgФонтан дю Пальмер. Париж, 1806

Нельзя забывать и о том, что египетскую символику широко использовали различные масонские ложи.Французская революция 1789 года принесла новое отношение к египетской символике. Она должна была заменить старую, христианскую. Обелиск и пирамида стали одними из самых распространенных архитектурных сооружений.Стратегический и научный интерес Наполеона к Египту, участие в египетском походе (1798-1799), археологической экспедиции под руководством Д.- В. Денона и издание «Описания Египта» (1802) определили особое внимание эпохи к культуре Египта.В этот период наряду с римскими цитатами, египетские мотивы используются в архитектуре, декоре, живописи, скульптуре, в оформлении интерьеров, малых архитектурных формах. В украшении мебели повсеместно встречаются изображения сфинксов, пирамиды, пилоны, лотосы и иероглифы. Во Франции египетские мотивы стали частью патриотической символики. Они использовались при строительстве объектов для прославления Бонапарта (Париж «Фонтан Феллаха», «Фонтан Победы», «Фонтан Мира»). Уникальным примером «египтомании» является заказанный Наполеоном севрский "Египетский сервиз".Научный интерес к Египту должен был укрепить государственную идеологию, показав Францию преемницей древнейших цивилизаций и великих империй прошлого. «Египтомания» эпохи Империи подтолкнула Францию к формированию египтологии как науки о древностях, важнейшей вехой которой стало эпохальное открытие Шампольона – дешифровка иероглифов (1822).

Древнеегипетская статуя кота

chat-deck-7787-600-600-F.jpgТеодор Дек, Франция. Керамический кот в египетском стиле.  Конец 19  в.

Следующий период "египтомании" приходится на эпоху модерна. В этот время египетский стиль применяется в строительстве самых разных по назначению зданий, Строгие монументальные формы используются во всех областях архитектуры и интерьера, египетские цитаты придают постройкам и интерьерам оригинальность и красочность.  Примером внесения египетских элементов в стиль «модерн» могут служить Египетские павильоны на Парижских выставках 1889 и 1900 гг. Сфрормировался стиль, названный "Ретурн д' Эжипт" (Возвращение Египта). Интересно, что он широко использует  мотивы африканского искусства. Для модерна Египет  - не обломок Римской империи, а загадочная и экзотическая африканская страна.

Древнеегипетская статуя кота

Подставка для книг в стиле арт-деко, 1920-30-е гг.

Последний всплеск "егоптомании" связан с открытием гробницы фараона Тутанхамона в 1922 году.  Интерес к  раскопкам в Египте  был во многом инспирирован и далекими от искусства факторами. Египет обрел независимость, Османская империя распалась на множество государств, Восток перестал восприниматься как нечто культурномонолитное. Во-вторых, большую роль в "египтомании", да и в увлечении Востоком в целом, сыграли "Русские сезоны" в Париже с их ориенталистскими балетами. В-третьих, сама по себе ситуация  межвоенной Европы заставляла искать опору в чем-то древнем и неизменяемом. Ну и наконец, приближалось то время, которое в 1932 году будет охарактеризовано фразой "Что же дальше, маленький человек". В Европе становилось холодно, хотелось спрятаться в Египет, в Китай, как Пуччини в его последней опере "Турандот", в "бананово-лимонный Сингапур". Именно поэтому египетский стиль прочно укоренился в арт-деко, использовался в мебели, ювелирных украшениях, в одежде, отразился на искусстве книжной иллюстрации и театральных декорациях. В моде были геометрические стрижки, напоминющие  египетские  парики, подведенные глаза, худоба, смуглый цвет кожи. Модницы даже принимали ванны с йодом, чтобы жемчуга на темной коже выглядели особенно шикарно.

Древнеегипетская статуя кота

Бывшая табачная  фабрика Каррерас в стиле арт-деко, Лондон, 1920-е гг. 

Не обошла египтомания и Россию.  Россия познакомилась с Египтом через культуры-посредницы: византийскую (вплоть до конца XVII в.) и европейскую (начиная с Петровской эпохи), а затем  выработала собственную интерпретацию египетского стиля.

Древнеегипетская статуя кота, XXVI династия, 664-525 гг. до н.э. 

Сфинксы в саду Горного института в Санкт-Петербурге, 1810-е гг.

Сведения о Древнем Египте попали на Русь  вместе с принятием христианства и появлением письменности. Они  содержались в Библии, агиографической литературе, апокрифах, средневековом романе «Александрия», «хождениях» - средневековом жанре паломнической литературы. Источником служили также сочинения античных историков (Геродота, Иосифа Флавия, Плутарха) и византийские хроники.

Древнеегипетская статуя кота, XXVI династия  ок.  664 - 525  гг. до н.э.

Вьездные чугунные ворота усадьбы "Кузьминки" в Москве, середина 19 в.

Первые объекты, в которых встречаются египетские формы и мотивы, появляются в русском искусстве в петровскую эпоху, в русле общего усвоения европейского художественного опыта. Превращение России в империю и возведение Петербурга вызвало подлинный всплеск в развитии архитектуры. Именно тогда в ней и появляются элементы, восходящие к египетской архитектуре: пирамиды и обелиски. Одна из первых пирамид, построенных в России, - это фонтан в первой императорской загородной резиденции Петергофе (арх. Н. Микетти, 1721).

Древнеегипетская статуя кота. Эпоха Птолемеев, 311–30  гг. до н.э.

Египетский мостик в  Санкт-Петербурге, 1826

Распространению элементов египетской культуры и появлению стилизаций чрезвычайно способствовало русское масонство. В масонской символике важное место занимала пара Осирис и Исида, изображение и описание которых становится особенно частым. Египетские элементы стали появляться в декоре зданий наряду с масонскими символами.Создание Академии художеств (1757) поставило изучение истории искусства и архитектуры на серьезную основу. Для процесса обучения в Россию доставляются копии произведений античности, в том числе сделанные с египетских подлинников. Появляются фигуры сфинксов, которые в последние десятилетия XVIII в. сталиустанавливаться в Петербурге и пригородах. Сфинксы предстают мифическими существами женского рода, а не мужского, как это было в Древнем Египте. Одни из первых в России фигуры сфинксов появились перед Строгановским дворцом на Полюстровской набережной (1794-1796, арх. А. Н. Воронихин) и перед загородной дачей князя А. А. Безбородко.

Древнеегипетская статуя кота, ХXVI  династия, 663-525 гг. до н.э.

145d66288de44c988efff27b07c452c4.jpgЕгипетский сфинкс, перевезенный в Петербург в 1839 году

Пирамида, строившаяся в древности как гробница фараона, превращается в Европе XVIII в., а затем и в России, в элемент садово-парковой архитектуры, осмысленный как Храм Хроноса – времени и вечности. Египетская тематика используется в русле общих тенденций эпохи при оформлении усадеб (Египетский вестибюль в Архангельском). В Останкинском дворце графа Шереметева «египетские фигуры» украшают портал «Голубого зала», а «Египетский павильон» (арх. В. Бренна) украшают сфинксы.Обелиски по европейской традиции стали возводиться в честь военных побед и выдающихся полководцев. Кагульский обелиск (1771-1772 арх. А. Ринальди) был первым памятником воинской славы в Царском Селе. По проекту арх. В. Бренны на Марсовом поле был возведен обелиск «Румянцева победам» (1799).

_cLEzzmLYDY.jpgОдна из шестисот кошачьих статуй, найденных в храме Баст в Александрии.

В эпоху модерна возникает качественно новое использование основных египетских символов, основанное на развитии египтологии. Философия В. Соловьева оказала решающее влияние на широкое использование в живописи египетских символов, в первую очередь образа пирамиды.В мистическом видении, явившемуся ему в Египте, Соловьев увидел божественную основу мира, что затем широко отразились в поэзии (лирика К. Бальмонта, В. Брюсова, Д. Мережковского, З. Гиппиус, М. Кузмина, И. Бунина).К мировоззрению древних египтян и их искусству проявил пристальный интерес и религиозный философ и писатель В. Розанов (1856-1919). Его позиция во многом противоположна концепции В. Соловьева. Религия египтян предстает в его изложении живой, полнокровной, побеждающей смерть. Розанов пытался понять глубину содержания традиционных для египетской культуры символов и образов (иероглифов, Исиды, Осириса, скарабея, пирамиды, лотоса и др.).

Древнеегипетская терракотовая статуэтка кошки.Эпоха Птолемеев, 305-30  гг. до н.э.

Одной из примет российской "египтомании"  стало возвращение к образу Клеопатры после "Египетских ночей" Пушкина. Было ли это предчувствием распада империи (а ведь судьба Клеопатры - это еще и иллюстрация к триумфу и трагедии Рима), или нет, мы достоверно сказать не можем, но мотив судьбы Клеопатры в эпоху русского модерна получил дальнейшее развитие и новую интерпретацию в живописи и в балетном спектакле.  К трактовке ее личности и судьбы обращались выдающиеся мастера из разных  сфер  искусства (М. Врубель, М. Фокин, И. Рубинштейн и др.).

Древнеегипетская  статуэтка кошки

Современное украшение в египетском стиле от Марка Лорена

В мае 1912 г. было открыто здание Пушкинского музея на Волхонке, построенного по проекту архитектора М.  Клейна. Парадный вход и зал для египетской коллекции оформлен им в соответствующем стиле. В 1913-1914 году архитектором А. Чернышовым был перестроен в египетском стиле даже Красноярский краеведческий музей.1917 год принес с собой новые виды искусства и новые формы, среди которых, как и в эпоху Французской революции, оказались не забыты обелиск и пирамида. Но это уже совсем другая история, мы же вернемся к нашим котам... к тем самым котам, которые в древности были посланцами богов и  до сих пор помнят об этом!

Лесли Энн Айвори, Великобритания. Египетский кот. Конец 20 в.

ПродолженIе будетъ!

Нажми, чтобы прочитать!

371215_original1     5ec543cacc38

bellezza-storia.livejournal.com

Кошки в Древнем Египте — Паранормальный альманах

Кошек называли «добрыми духами жилища». Египтяне верили, что душа хозяйки дома после смерти переселяется в кошку — животное чистоплотное и не позволяющее мышам бегать по столу. Это верование говорит, между прочим, и о том, что кошки в те времена были в каждой семье.

Люди повсюду уступали дорогу пушистым созданиям, а при пожаре в первую очередь выносили из дома кошку и только после этого — вещи.

О высоком почитании кошки в Древнем Египте свидетельствует и такой факт: за ее даже нечаянное убийство полагалась смерть. Этот суровый закон строго соблюдался веками и сошел на нет лишь после завоевания Египта римлянами, то есть тогда, когда перестало существовать государство фараонов.

В период эллинизации Египта разгневанные жители Мемфиса чуть не снесли до основания квартал, заселенный греками, когда узнали, что кто-то из его жителей утопил котят. Случались и самосуды над иностранцами, убившими кошку нечаянно, по неведению. Увы! Незнание закона не освобождает от ответственности.

Трудно поверить, что из-за преклонения перед кошкой египтяне даже терпели военные поражения. В 525 году до нашей эры персидский царь Камбиз, ведя войну против фараонов XXVI династии, приблизился к границам Египта. Войско фараона, имевшее в своих рядах и греческих наемников, оборонялось отчаянно.

О смерти кошки в семье египтянина скорбили больше, чем о смерти сына.

Но тут коварные персы пошли на хитрость. Добыв необходимое количество кошек, персидские воины, шедшие в первых рядах, выставили их перед грудью вместо щитов. Отменные египетские лучники, сдерживавшие врага, из боязни убить кошку прекратили стрельбу, и только тогда персы смогли смять противника.

Обожествление кошки дошло до того, что после смерти ее бальзамировали и хоронили на специальных кладбищах. За долгие века скопилось несметное количество кошачьих мумий в деревянных, бронзовых и даже золотых ящиках — на одном из кладбищ под Менфисом археологами обнаружено триста тысяч мумий, на другом — около Бени-Хасана, сто восемьдесят тысяч. Благодаря такому количеству, сегодня они имеются в научных коллективах крупнейших музеев мира.

Известна история о том, как в прошлом веке один хитроумный торговец привел в Англию целый корабль, груженный мумиями кошек, рассчитывая реализовать их как удобрение. К счастью, авантюра не удалась. Вместо фермеров груз достался ученым.

Вывоз кошек из Египта был запрещен. Видимо, это и сказалось на медленном распространении домашней кошки по миру в те времена. И все же покорение домашней кошкой мира берет истоки в Египте. Отсюда в Китай, Таиланд, Бирму и на север — через Крит и Рим в Европу.

(Visited 61 times, 1 visits today)

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

virtoo.ru

Кошки в древнем Египте, которым поклонялись

И даже на сегодняшний день, несмотря на то, что остается все меньше признаков существования былого культурного наследия этой дивной страны, ведь в современном Египте преобладает ислам, к данному животному относятся, если не поклонением, то с определенной долей почтения.

Между тем, кошки в древнем Египте, действительно, занимали особое почетное место, ведь упоминания о божественном животном датировались самым ранним периодом истории Египта известной на сегодняшний день человечеству, поэтому данный век заслуженно считался "золотым" для пушистых питомцев по той простой причине, что ни в одной стране к ним не относились с таким благоговением. Чуть позже, в период объединения северной и южной части государства, кошка в древнем Египте, и вовсе, получила статус богини, именуемой Баст (Бастет), представляющей собой олицетворение Солнца и Луны, к которым также было особое отношение. Что касается внешнего вида этого божества, то египтяне изображали его с изящным женским телом и головой кошки, причем оно входило в так называемую "священную девятку", представителями которой были только верховные Боги этой чудесной страны.

На сохранившихся до сегодняшнего дня наскальных обелисках можно найти самые теплые высказывания о Баст, главным посылом которых являлось то, что она считалась матерью всего живого, только во власти которой было дарование остальным жизни, здоровья и радости. Именно в ее компетенцию входило "зажигание" утренней зари и для того, чтобы это чудо происходило каждый день, древние египтяне пытались всячески угодить божественной женщине-кошке. Представители семейства кошачьих, вообще, были на особом счету у этого трудолюбивого народа и ярким тому примером является еще одно божество, именуемое Муут, считавшейся грозной владычицей бескрайнего пустынного моря песка, которая также обладала стройным женским телом и головой львицы с роскошной кудрявой гривой.

В отличие от Баст Муут, второе имя которой звучало, как Сохмет, была богиней смерти, разрушений, войны и беспощадного палящего солнца. Согласно древним приданиям в ярости она была страшна, ведь в ее власти оказывалась стихия ветра, которую она обращала в тысячи стрел, летящих прямо в сердца противника, вздумавшего причинить вред древнему государству.

Данное божество вызывает самые противоречивые чувства, ведь с одной стороны она выступала в роли защитницы людей от войн и катаклизмов, а с другой сама нередко выступала в роли карающего меча, истребляя тысячи провинившихся (по ее мнению).

Существует интересное предание, согласно которому во время одного из подобных карательных актов Муут вызвала на себя гнев самого главного божества - Ра (Солнце), который испугался, что та способна уничтожить весь народ. В итоге, посоветовавшись с другими верховными Богами, было решено усмирить злодейку, напоив ее вином, которое она по ошибке приняла за человеческую кровь и, налакавшись ее досыта, заснула мертвецким сном. При этом сами люди еще долгое время обращались в своей молитве к Муут, взывая о ее помощи в случае приближения малейшей опасности или разбушевавшихся природных катаклизмов.

Отдельные строчки следует посвятить местам поклонения божественным кошкам, ведь еще сам Геродот в своих трудах не единожды отмечал, что нет в мире прекрасней храма, чем тот, который посвящен богине жизни Баст. Это дивное строение было расположено в древнем городе Бубастис, раскинувшемся на берегах знаменитого Нильского треугольника. Однако помимо религиозного центра, была высечена огромная статуя этой кошки, считавшейся матерью жизни, причем материалом для ее изготовления послужил один из самых дорогостоящих на тот момент вид мрамора. Ее домом стал один из храмов, расположенный непосредственно у подножия пирамиды Джоссера, причем во время каждого празднования египтяне выносили это многотонное сооружение с помощью такого приспособления, как ладья, и торжественно шествовали вдоль живописных берегов Нила.

Так, египтяне были заворожены свободолюбием кошки, а также ее чистоплотностью и заботой о потомстве. Мало того, их поражал таинственный мерцающий блеск глаз животного и его способность появляться из неоткуда или исчезать в никуда, поэтому среди древних жителей ходило предание, будто животное таким образом посещает потусторонний мир. Естественно, такое подобострастие не могло не отразиться на повседневной жизни всех кошек, а в особенности тех, которые постоянно обитали в храмах.

Так, к каждому животному были приставлены жрецы, которые денно и нощно ухаживали за пушистыми "божествами", состригая им когти, расчесывая золотыми гребнями шерсть и поднося только самые вкусные лакомства (на территории храмов даже сооружались специальные пруды, заполненные рыбой).

Кроме того, заводить кошку старалась практически каждая семья в древнем Египте, отдавая ей все только самое лучшее. И даже после смерти питомца и его мумифицирования, которое также проводилось по всем существующим на тот момент правилам, к нему относились с огромным уважением, выдерживая долгий траур.

www.8lap.ru

Кошки в Древнем Египте — википедия фото

Статуэтка кошки

Кошка была одним из многих животных, которым поклонялись в Древнем Египте. Она являлась символом плодородия и солнца.

Египетские кошки

Известно о представителях трёх видов из мелких диких кошачьих, живших в Древнем Египте.

Дикая ливийская, иначе африканская кошка или степная (felis silvestris lybica) — наиболее распространённая. Подвид, который можно обнаружить в Африке, за исключением Сахары и тропических лесов, а также на Ближнем и Среднем Востоке. Её размер колеблется от 50 до 70 см, а вес — от 3 до 7 кг. Внешне напоминает короткошёрстную домашнюю кошку, но отличается более крупным размером и удлиненными конечностями. Преимущественно ночное животное, охотящееся в сумерках или ночью. Днём прячется в норах или под деревьями, укрываясь от жары.

Камышовый кот или хаус (felis chaus) — мелкая дикая кошка, живущая на влажных территориях (её можно обнаружить во многих местах вплоть до Азии). Намного крупнее, чем дикая ливийская кошка, но с более короткими лапами, её размер достигает от 60 до 75 см, а вес — от 10 до 15 кг. У неё длинная и тонкая морда, чёрные кисточки на ушах. Шерсть — густого терракотового цвета, с чёрными полосками на лапах.

Сервал (felis serval) — это кошка, родом из Нубии (её можно обнаружить от Юга Сахары до Южной Африки). Преимущественно ночное животное, живёт в саванне. Средний размер — примерно 70 см, вес колеблется от 14 до 18 кг, обладает приподнятым телом на длинных лапах. Шерсть покрыта пятнами дикого коричневого цвета, которые просветляются ближе к животу. У неё большие уши, маленькая голова и большие глаза.

Кошки в повседневной жизни

  Мумия кошки (Музей Лувр)

В древности египтяне называли кошку ономатопеей «миу», которая имеет транскрипцию «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).

   или   
miw miw[1]

Длительное время именно Египет считался местом одомашнивания дикой ливийской кошки, но сейчас учёные располагают свидетельствами того, что в регионе «Плодородного полумесяца» и на Кипре кошка была одомашнена намного ранее. Предположительно, одомашнивание кошки в Египте произошло в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа. Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.

На особое место кошек в ряду животных, почитаемых Египтянами, обращал внимание ещё древний грек Геродот (ок. 484 — ок. 425 до н.э.). «Отец истории» писал в своей «Евтерпе»:

Хотя у египтян много домашних животных, но их было бы ещё гораздо больше, если бы с кошками не происходило вот какого странного явления. Всякий раз, как у кошек появляются на свет котята, они уже больше не идут к котам, а те, желая с ними спариться, не находят их. Поэтому коты прибегают к такой хитрости: они силой похищают котят у кошек, умерщвляют их, но не пожирают. А кошки, лишившись своих котят и желая снова иметь других, приходят тогда к котам. Ведь это животное любит детёнышей. Во время пожара с кошками творится что‑то удивительное. Египтяне не заботятся о тушении огня, а оцепляют горящее пространство и стерегут кошек, а те все же успевают проскользнуть между людей и, перескочив через них, бросаются в огонь. Это повергает египтян в великое горе. Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околевает собака, то все стригут себе волосы на теле и на голове. Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах.[2]

— Геродот, «Евтерпа», 66–67.

По Геродоту, к каждым священным животным (включая кошек) египтяне назначали для ухода за ними особых служителей, мужчин и женщин. Должности эти переходили по наследству от отца к сыну. Своё благоговение перед священным животным египтяне выражали следующим образом: «После молитвы богу, которому посвящено данное животное, они стригут своим детям всю голову, половину или только треть головы, и затем взвешивают волосы на серебро. Сколько веса серебра потянут волосы, столько они отдают служительнице, а та за это нарезает рыбы в пищу животным»[2]. Умышленное убийство какого‑нибудь из священных животных в те времена каралось смертью; неумышленное — уплатой виры, установленной жрецами.

Спустя 400 лет, в 60 году до н. э., Диодор Сицилийский стал свидетелем расправы толпы над виновником неумышленного убийства кошки: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки порядкам фараона Птолемея XII, египетский солдат убил возчика («Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царём для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно»[3]).

Тысячи мумий кошек, обнаруженных на кошачьих кладбищах, наводят нас на мысль о том, что они были наиболее популярными животными в Древнем Египте. Однако большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка). Во дворцах кошки были домашними животными, которых содержали в роскоши. Когда кошка уходила из жизни, её хозяева в знак траура сбривали себе брови. Траур длился семьдесят дней, что соответствует срокам мумификации как человека, так и кошки. Кошка в виде статуэтки или рельефа, нанесённого на саркофаг, может «сопровождать» своего хозяина в загробную жизнь. Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).

В 1888 году египетский феллах наткнулся на большую гробницу, содержавшую огромное (около 80 000) количество мумифицированных кошек. Она относилась к некрополю Бени-Хасана — города, построенного во времена XII и XIII династий Среднего царства.

Кошки в египетской мифологии

  Статуя египетской богини Баст с головой кошки

Египет не всегда был единым целым. Изначально существовало множество номовых государств, в каждом из которых существовал собственный культ животных.

Животных приписывали тому или иному человеку, в зависимости от его качеств, умений, мужества и т. д. Когда племена или отдельные люди одерживали победу, они были вправе требовать от поверженных поклонения тотему победителей. Египтяне относились к богам не просто как к духам, а как к разумным воплощениям, способным превращаться в любое существо или предмет.

С кошачьими в египетской мифологии ассоциировалось большое количество божеств. С львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет и нубийская Шесемтет. Многие боги, включая Амона, могли изображаться в образе сфинкса; некоторые — непосредственно как львы (например, двуглавый лев Акер). В 17-й главе «Книги мертвых» один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца Ра, выступает в образе рыжего кота, ежедневно повергающего змея Апопа. Баст, богиня с головой кошки, изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Её образ с течением времени претерпел изменения: она начала отождествляться с приручёнными кошками, лояльными, но дикими.

С того самого времени, когда кошек начали отождествлять с Баст, их стали мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни. Греческий историк Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Также Геродот писал, что после смерти кошки семья пребывала в трауре и сбривала себе брови в знак скорби[4].

Бубаст и культ кошек

  Ра в образе кота, убивающего змея Апопа

Хотя культ кошек уже имел важное религиозное значение на заре становления Нового царства, он получил своё развитие, после того как фараон ливийского происхождения Шешонк I возвёл город Бубастис (Тель-Баста по-арабски), главное место поклонения богини Бастет, расположенное на востоке дельты Нила, до статуса столицы. Баст стала очень популярной и почитаемой среди населения. Теперь же она стала олицетворять плодородие, материнство, оберег и благосклонность солнца — подобно Сехмет, она стала зваться оком Ра. Благодаря культу кошек, объединявшему тысячи почитателей и паломников, ежегодно на улицы Бубаста прибывало огромное количество людей. Геродот сообщает о «700 000 людей обоего пола, кроме детей», ежегодно посещавших центр поклонения Баст. Имя «Бубастис» стало другим именем Баст.

Упадок культа кошек

Культ Баст был официально запрещён императорским указом в 390 году. Таким образом, интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, и хотя они остались в качестве домашних животных, они больше не были объектами обожания в храмах.

См. также

Примечания

Ссылки

org-wikipediya.ru

Кошки в Древнем Египте — Википедия РУ

Статуэтка кошки

Кошка была одним из многих животных, которым поклонялись в Древнем Египте. Она являлась символом плодородия и солнца.

Египетские кошки

Известно о представителях трёх видов из мелких диких кошачьих, живших в Древнем Египте.

Дикая ливийская, иначе африканская кошка или степная (felis silvestris lybica) — наиболее распространённая. Подвид, который можно обнаружить в Африке, за исключением Сахары и тропических лесов, а также на Ближнем и Среднем Востоке. Её размер колеблется от 50 до 70 см, а вес — от 3 до 7 кг. Внешне напоминает короткошёрстную домашнюю кошку, но отличается более крупным размером и удлиненными конечностями. Преимущественно ночное животное, охотящееся в сумерках или ночью. Днём прячется в норах или под деревьями, укрываясь от жары.

Камышовый кот или хаус (felis chaus) — мелкая дикая кошка, живущая на влажных территориях (её можно обнаружить во многих местах вплоть до Азии). Намного крупнее, чем дикая ливийская кошка, но с более короткими лапами, её размер достигает от 60 до 75 см, а вес — от 10 до 15 кг. У неё длинная и тонкая морда, чёрные кисточки на ушах. Шерсть — густого терракотового цвета, с чёрными полосками на лапах.

Сервал (felis serval) — это кошка, родом из Нубии (её можно обнаружить от Юга Сахары до Южной Африки). Преимущественно ночное животное, живёт в саванне. Средний размер — примерно 70 см, вес колеблется от 14 до 18 кг, обладает приподнятым телом на длинных лапах. Шерсть покрыта пятнами дикого коричневого цвета, которые просветляются ближе к животу. У неё большие уши, маленькая голова и большие глаза.

Кошки в повседневной жизни

  Мумия кошки (Музей Лувр)

В древности египтяне называли кошку ономатопеей «миу», которая имеет транскрипцию «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).

   или   
miw miw[1]

Длительное время именно Египет считался местом одомашнивания дикой ливийской кошки, но сейчас учёные располагают свидетельствами того, что в регионе «Плодородного полумесяца» и на Кипре кошка была одомашнена намного ранее. Предположительно, одомашнивание кошки в Египте произошло в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа. Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.

На особое место кошек в ряду животных, почитаемых Египтянами, обращал внимание ещё древний грек Геродот (ок. 484 — ок. 425 до н.э.). «Отец истории» писал в своей «Евтерпе»:

Хотя у египтян много домашних животных, но их было бы ещё гораздо больше, если бы с кошками не происходило вот какого странного явления. Всякий раз, как у кошек появляются на свет котята, они уже больше не идут к котам, а те, желая с ними спариться, не находят их. Поэтому коты прибегают к такой хитрости: они силой похищают котят у кошек, умерщвляют их, но не пожирают. А кошки, лишившись своих котят и желая снова иметь других, приходят тогда к котам. Ведь это животное любит детёнышей. Во время пожара с кошками творится что‑то удивительное. Египтяне не заботятся о тушении огня, а оцепляют горящее пространство и стерегут кошек, а те все же успевают проскользнуть между людей и, перескочив через них, бросаются в огонь. Это повергает египтян в великое горе. Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околевает собака, то все стригут себе волосы на теле и на голове. Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах.[2]

— Геродот, «Евтерпа», 66–67.

По Геродоту, к каждым священным животным (включая кошек) египтяне назначали для ухода за ними особых служителей, мужчин и женщин. Должности эти переходили по наследству от отца к сыну. Своё благоговение перед священным животным египтяне выражали следующим образом: «После молитвы богу, которому посвящено данное животное, они стригут своим детям всю голову, половину или только треть головы, и затем взвешивают волосы на серебро. Сколько веса серебра потянут волосы, столько они отдают служительнице, а та за это нарезает рыбы в пищу животным»[2]. Умышленное убийство какого‑нибудь из священных животных в те времена каралось смертью; неумышленное — уплатой виры, установленной жрецами.

Спустя 400 лет, в 60 году до н. э., Диодор Сицилийский стал свидетелем расправы толпы над виновником неумышленного убийства кошки: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки порядкам фараона Птолемея XII, египетский солдат убил возчика («Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царём для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно»[3]).

Тысячи мумий кошек, обнаруженных на кошачьих кладбищах, наводят нас на мысль о том, что они были наиболее популярными животными в Древнем Египте. Однако большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка). Во дворцах кошки были домашними животными, которых содержали в роскоши. Когда кошка уходила из жизни, её хозяева в знак траура сбривали себе брови. Траур длился семьдесят дней, что соответствует срокам мумификации как человека, так и кошки. Кошка в виде статуэтки или рельефа, нанесённого на саркофаг, может «сопровождать» своего хозяина в загробную жизнь. Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).

В 1888 году египетский феллах наткнулся на большую гробницу, содержавшую огромное (около 80 000) количество мумифицированных кошек. Она относилась к некрополю Бени-Хасана — города, построенного во времена XII и XIII династий Среднего царства.

Кошки в египетской мифологии

  Статуя египетской богини Баст с головой кошки

Египет не всегда был единым целым. Изначально существовало множество номовых государств, в каждом из которых существовал собственный культ животных.

Животных приписывали тому или иному человеку, в зависимости от его качеств, умений, мужества и т. д. Когда племена или отдельные люди одерживали победу, они были вправе требовать от поверженных поклонения тотему победителей. Египтяне относились к богам не просто как к духам, а как к разумным воплощениям, способным превращаться в любое существо или предмет.

С кошачьими в египетской мифологии ассоциировалось большое количество божеств. С львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет и нубийская Шесемтет. Многие боги, включая Амона, могли изображаться в образе сфинкса; некоторые — непосредственно как львы (например, двуглавый лев Акер). В 17-й главе «Книги мертвых» один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца Ра, выступает в образе рыжего кота, ежедневно повергающего змея Апопа. Баст, богиня с головой кошки, изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Её образ с течением времени претерпел изменения: она начала отождествляться с приручёнными кошками, лояльными, но дикими.

С того самого времени, когда кошек начали отождествлять с Баст, их стали мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни. Греческий историк Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Также Геродот писал, что после смерти кошки семья пребывала в трауре и сбривала себе брови в знак скорби[4].

Бубаст и культ кошек

  Ра в образе кота, убивающего змея Апопа

Хотя культ кошек уже имел важное религиозное значение на заре становления Нового царства, он получил своё развитие, после того как фараон ливийского происхождения Шешонк I возвёл город Бубастис (Тель-Баста по-арабски), главное место поклонения богини Бастет, расположенное на востоке дельты Нила, до статуса столицы. Баст стала очень популярной и почитаемой среди населения. Теперь же она стала олицетворять плодородие, материнство, оберег и благосклонность солнца — подобно Сехмет, она стала зваться оком Ра. Благодаря культу кошек, объединявшему тысячи почитателей и паломников, ежегодно на улицы Бубаста прибывало огромное количество людей. Геродот сообщает о «700 000 людей обоего пола, кроме детей», ежегодно посещавших центр поклонения Баст. Имя «Бубастис» стало другим именем Баст.

Упадок культа кошек

Культ Баст был официально запрещён императорским указом в 390 году. Таким образом, интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, и хотя они остались в качестве домашних животных, они больше не были объектами обожания в храмах.

См. также

Примечания

Ссылки

http-wikipediya.ru

Кошки в Древнем Египте — википедия орг

Статуэтка кошки

Кошка была одним из многих животных, которым поклонялись в Древнем Египте. Она являлась символом плодородия и солнца.

Египетские кошки

Известно о представителях трёх видов из мелких диких кошачьих, живших в Древнем Египте.

Дикая ливийская, иначе африканская кошка или степная (felis silvestris lybica) — наиболее распространённая. Подвид, который можно обнаружить в Африке, за исключением Сахары и тропических лесов, а также на Ближнем и Среднем Востоке. Её размер колеблется от 50 до 70 см, а вес — от 3 до 7 кг. Внешне напоминает короткошёрстную домашнюю кошку, но отличается более крупным размером и удлиненными конечностями. Преимущественно ночное животное, охотящееся в сумерках или ночью. Днём прячется в норах или под деревьями, укрываясь от жары.

Камышовый кот или хаус (felis chaus) — мелкая дикая кошка, живущая на влажных территориях (её можно обнаружить во многих местах вплоть до Азии). Намного крупнее, чем дикая ливийская кошка, но с более короткими лапами, её размер достигает от 60 до 75 см, а вес — от 10 до 15 кг. У неё длинная и тонкая морда, чёрные кисточки на ушах. Шерсть — густого терракотового цвета, с чёрными полосками на лапах.

Сервал (felis serval) — это кошка, родом из Нубии (её можно обнаружить от Юга Сахары до Южной Африки). Преимущественно ночное животное, живёт в саванне. Средний размер — примерно 70 см, вес колеблется от 14 до 18 кг, обладает приподнятым телом на длинных лапах. Шерсть покрыта пятнами дикого коричневого цвета, которые просветляются ближе к животу. У неё большие уши, маленькая голова и большие глаза.

Кошки в повседневной жизни

  Мумия кошки (Музей Лувр)

В древности египтяне называли кошку ономатопеей «миу», которая имеет транскрипцию «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).

   или   
miw miw[1]

Длительное время именно Египет считался местом одомашнивания дикой ливийской кошки, но сейчас учёные располагают свидетельствами того, что в регионе «Плодородного полумесяца» и на Кипре кошка была одомашнена намного ранее. Предположительно, одомашнивание кошки в Египте произошло в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа. Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.

На особое место кошек в ряду животных, почитаемых Египтянами, обращал внимание ещё древний грек Геродот (ок. 484 — ок. 425 до н.э.). «Отец истории» писал в своей «Евтерпе»:

Хотя у египтян много домашних животных, но их было бы ещё гораздо больше, если бы с кошками не происходило вот какого странного явления. Всякий раз, как у кошек появляются на свет котята, они уже больше не идут к котам, а те, желая с ними спариться, не находят их. Поэтому коты прибегают к такой хитрости: они силой похищают котят у кошек, умерщвляют их, но не пожирают. А кошки, лишившись своих котят и желая снова иметь других, приходят тогда к котам. Ведь это животное любит детёнышей. Во время пожара с кошками творится что‑то удивительное. Египтяне не заботятся о тушении огня, а оцепляют горящее пространство и стерегут кошек, а те все же успевают проскользнуть между людей и, перескочив через них, бросаются в огонь. Это повергает египтян в великое горе. Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околевает собака, то все стригут себе волосы на теле и на голове. Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах.[2]

— Геродот, «Евтерпа», 66–67.

По Геродоту, к каждым священным животным (включая кошек) египтяне назначали для ухода за ними особых служителей, мужчин и женщин. Должности эти переходили по наследству от отца к сыну. Своё благоговение перед священным животным египтяне выражали следующим образом: «После молитвы богу, которому посвящено данное животное, они стригут своим детям всю голову, половину или только треть головы, и затем взвешивают волосы на серебро. Сколько веса серебра потянут волосы, столько они отдают служительнице, а та за это нарезает рыбы в пищу животным»[2]. Умышленное убийство какого‑нибудь из священных животных в те времена каралось смертью; неумышленное — уплатой виры, установленной жрецами.

Спустя 400 лет, в 60 году до н. э., Диодор Сицилийский стал свидетелем расправы толпы над виновником неумышленного убийства кошки: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки порядкам фараона Птолемея XII, египетский солдат убил возчика («Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царём для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно»[3]).

Тысячи мумий кошек, обнаруженных на кошачьих кладбищах, наводят нас на мысль о том, что они были наиболее популярными животными в Древнем Египте. Однако большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка). Во дворцах кошки были домашними животными, которых содержали в роскоши. Когда кошка уходила из жизни, её хозяева в знак траура сбривали себе брови. Траур длился семьдесят дней, что соответствует срокам мумификации как человека, так и кошки. Кошка в виде статуэтки или рельефа, нанесённого на саркофаг, может «сопровождать» своего хозяина в загробную жизнь. Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).

В 1888 году египетский феллах наткнулся на большую гробницу, содержавшую огромное (около 80 000) количество мумифицированных кошек. Она относилась к некрополю Бени-Хасана — города, построенного во времена XII и XIII династий Среднего царства.

Кошки в египетской мифологии

  Статуя египетской богини Баст с головой кошки

Египет не всегда был единым целым. Изначально существовало множество номовых государств, в каждом из которых существовал собственный культ животных.

Животных приписывали тому или иному человеку, в зависимости от его качеств, умений, мужества и т. д. Когда племена или отдельные люди одерживали победу, они были вправе требовать от поверженных поклонения тотему победителей. Египтяне относились к богам не просто как к духам, а как к разумным воплощениям, способным превращаться в любое существо или предмет.

С кошачьими в египетской мифологии ассоциировалось большое количество божеств. С львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет и нубийская Шесемтет. Многие боги, включая Амона, могли изображаться в образе сфинкса; некоторые — непосредственно как львы (например, двуглавый лев Акер). В 17-й главе «Книги мертвых» один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца Ра, выступает в образе рыжего кота, ежедневно повергающего змея Апопа. Баст, богиня с головой кошки, изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Её образ с течением времени претерпел изменения: она начала отождествляться с приручёнными кошками, лояльными, но дикими.

С того самого времени, когда кошек начали отождествлять с Баст, их стали мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни. Греческий историк Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Также Геродот писал, что после смерти кошки семья пребывала в трауре и сбривала себе брови в знак скорби[4].

Бубаст и культ кошек

  Ра в образе кота, убивающего змея Апопа

Хотя культ кошек уже имел важное религиозное значение на заре становления Нового царства, он получил своё развитие, после того как фараон ливийского происхождения Шешонк I возвёл город Бубастис (Тель-Баста по-арабски), главное место поклонения богини Бастет, расположенное на востоке дельты Нила, до статуса столицы. Баст стала очень популярной и почитаемой среди населения. Теперь же она стала олицетворять плодородие, материнство, оберег и благосклонность солнца — подобно Сехмет, она стала зваться оком Ра. Благодаря культу кошек, объединявшему тысячи почитателей и паломников, ежегодно на улицы Бубаста прибывало огромное количество людей. Геродот сообщает о «700 000 людей обоего пола, кроме детей», ежегодно посещавших центр поклонения Баст. Имя «Бубастис» стало другим именем Баст.

Упадок культа кошек

Культ Баст был официально запрещён императорским указом в 390 году. Таким образом, интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, и хотя они остались в качестве домашних животных, они больше не были объектами обожания в храмах.

См. также

Примечания

Ссылки

www-wikipediya.ru


Смотрите также