Древняя русь крестьяне. Крестьяне на Руси. Феодально — зависимое население в Древней Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Когда на Руси появились крестьяне? Древняя русь крестьяне


Положение крестьян на Руси - История России

Крестьян на Руси называли смердами, людьми, реже сябрами. Количество лично свободных смердов, плативших дань в княжескую казну, постепенно уменьшалось. С переходом земель в собственность отдельных феодалов крестьяне разными путями попадали к ним в зависимость. Одних крестьян, лишённых средств производства, землевладельцы закабаляли, используя их нужду в орудиях труда, инвентаре, семенах и т. п. Другие крестьяне, сидевшие на земле, обложенной данью, владевшие своими орудиями производства, принуждались государством силой к переходу с землёй под вотчинную власть феодалов.

По мере расширения вотчин и закабаления смердов термин челядь, ранее обозначавший рабов, стал распространяться на всю массу зависимого от землевладельца крестьянства. Смерды имели свой инвентарь (соху, рало и т. д.), у них было незначительное количество скота: лошадь, корова, две-три овцы на крестьянский двор. О юридической неполноправности смердов можно судить по тому, что штраф за их убийство так же, как за убийство холопов (рабов), составлял 5 гривен, в то время как за убийство свободного мужа взыскивался штраф в 40 гривен, а за убийство представителя феодальной аристократии — в 80 гривен. После смерти зависимого смерда, не имевшего мужского потомства, его имущество шло господину.

Крестьяне, попавшие в кабалу к феодалу, юридически оформленную особым договором — рядом, носили название закупов. Они получали от землевладельца участок земли и ссуду (купу), которую отрабатывали в хозяйстве феодала господским инвентарём. За побег от господина закупы превращались в холопов — рабов, лишённых всяких прав (за убийство холопа уплачивалась не вира, а лишь урок — вознаграждение его господину). Господин имел право бить закупа. Но закон отличал закупа от холопа. За попытку обратить закупа в холопа феодал лишался на него прав, и закуп получал личную свободу без возврата купы.

Источники не позволяют с достоверностью установить, какова была основная форма эксплуатации крестьян в феодальном хозяйстве. По-видимому, отработочная рента — барщина, полевая и замковая (строительство укреплений, мостов, дорог и т. п.), сочеталась с натуральным оброком.

www.history-at-russia.ru

Когда на Руси появились крестьяне?

Появление крестьянства на Руси относится примерно к IX веку, когда пришел в упадок первобытнообщинный строй на территории страны. Но вот именовались эти труженики долгое время очень оскорбительно — смердами. Слово «крестьянин» стало обозначать земледельца лишь с конца XIV века. По происхождению оно равно понятию «христианин» и прежде имело религиозно-национальный смысл. Крестьянами (христианами) в период татаро-монгольского ига в противоположность «нехристям» - поработителям - называли всех русских людей.

Крепостными крестьянами были земледельцы, которые целиком зависели от господ-феодалов. Они как бы «прикреплялись» к земельным наделам (у них была «крепость» к земле), отсюда и такое название.

Древняя Русь минула рабовладение, однако крепостничество было немногим лучше. Оно начало формироваться на Руси еще в XI веке, полностью же эта позорная система утвердилась в XVII столетии с принятием соответствующих законов.

Много школ открылись при церквях и в монастырях. Обилие существовавших тогда переведенных с греческого языка книг показывает, что школа делала свое дело — создавала читателя и любителя просвещения. Книга всегда пользовалась на Руси большим почетом. «Книги суть те же реки, напояющие вселенную», — говорили в старину. Сын Ярослава Мудрого - Святослав - заполнил книгами клети своего дворца, Владимир Мономах сам был писателем, отец же Мономаха Всеволод знал пять языков.

Об очень многом свидетельствуют и обнаруженные в 1951 году археологами берестяные грамоты - письма и документы XI-веков, написанные острой палочкой на березовой коре. Берестяные грамоты были найдены при раскопках в Новгороде, Смоленске, Пскове, Витебске, Старой Руссе. Многие из них — это денежные документы, частные письма, найдено даже одно любовное письмо. Среди авторов грамот встречаются и женщины. Эти находки дают важные сведения о том, как обучали грамоте в Древней Руси. Берестяные грамоты доказали, что образованными были не только знать и духовенство, но и простые люди.

Нашествие татаро-монгольских завоевателей в XIII веке на несколько столетий затормозило развитие просвещения на Руси. Лишь с XVI века, когда образовалось Русское централизованное государство, начался новый подъем школьного дела.

www.samoeinteresnoe.com

Когда на Руси появились крестьяне

В этой категории собрано самое интересное из области истории. Различные факты, статьи, истории, расскажут вам о том как происходила эволюция человека, как он постигал все новые и новые вершины в области техники, науки. В общем читайте и узнаете много полезного и потом сможете блеснуть своими знаниями... 

Просмотр содержимого документа «Когда на Руси появились крестьяне»

Когда на Руси появились крестьяне?

Появление крестьянства на Руси относится примерно к IX веку, когда пришел в упадок первобытнообщинный строй на территории страны. Но вот именовались эти труженики долгое время очень оскорбительно — смердами. Слово «крестьянин»стало обозначать земледельца лишь с конца XIV века. По происхождению оно равно понятию «христианин» и прежде имело религиозно-национальный смысл. Крестьянами (христианами) в период татаро-монгольского ига в противоположность «нехристям» - поработителям - называли всех русских людей.

Крепостными крестьянами были земледельцы, которые целиком зависели от господ-феодалов. Они как бы «прикреплялись» к земельным наделам (у них была «крепость» к земле), отсюда и такое название.

Древняя Русь минула рабовладение, однако крепостничество было немногим лучше. Оно начало формироваться на Руси еще в XI веке, полностью же эта позорная система утвердилась в XVII столетии с принятием соответствующих законов.

Много школ открылись при церквях и в монастырях. Обилие существовавших тогда переведенных с греческого языка книг показывает, что школа делала свое дело — создавала читателя и любителя просвещения. Книга всегда пользовалась на Руси большим почетом. «Книги суть те же реки, напояющие вселенную», — говорили в старину. Сын Ярослава Мудрого - Святослав - заполнил книгами клети своего дворца, Владимир Мономах сам был писателем, отец же Мономаха Всеволод знал пять языков.

Об очень многом свидетельствуют и обнаруженные в 1951 году археологами берестяные грамоты - письма и документы XI-веков, написанные острой палочкой на березовой коре. Берестяные грамоты были найдены при раскопках в Новгороде, Смоленске, Пскове, Витебске, Старой Руссе. Многие из них — это денежные документы, частные письма, найдено даже одно любовное письмо. Среди авторов грамот встречаются и женщины. Эти находки дают важные сведения о том, как обучали грамоте в Древней Руси. Берестяные грамоты доказали, что образованными были не только знать и духовенство, но и простые люди.

Нашествие татаро-монгольских завоевателей в XIII веке на несколько столетий затормозило развитие просвещения на Руси. Лишь с XVI века, когда образовалось Русское централизованное государство, начался новый подъем школьного дела.

multiurok.ru

Феодально- зависимое население в Древней Руси

В Киевский период оставалось довольно значительное количество свободных крестьян, зависимых лишь от государства. Сам термин «крестьяне» на Руси появился в источниках лишь в XIVв. Источники периода Киевской Руси называют зависимых от государства и князя общинников людьми или смердами. В истории нет одного мнения кто такие смерды.

Другое значение — все земледельческое население страны — общинники. Но «Русская Правда» называет свободного общинника «людином».

С развитием феодального землевладения появляются разнообразные формы зависимости от землевладельца (зависимое население Древней Руси). Закуп — человек, получивший от землевладельца купу — помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда или тягловой силы и обязанный вернуть или отработать купу с процентами. Другой термин, относящийся к зависимым людям — рядовичи, т.е. люди, заключившие с феодалом определённый договор — ряд и обязанные выполнять различные работы согласно этому договору.

В вотчинах работали и рабы — холопы или челядь. В рабство попадали прежде всего пленники, но широкое распространение получило временное долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Они были либо посажены на землю (пашенные холопы), либо входили в состав княжеской или боярской дворни, занимались ремеслом и т.д. Кроме плена, источником могла быть самопродажа, брак с человеком, находящимся в рабском состоянии, холопство.

Основной общественной ячейкой рабовладельческого населения продолжала оставаться соседская община — вервь, это явление имеет яркое отражение в Культуре Древней Руси. Она могла состоять из одного большого села или из нескольких маленьких поселений. Члены верви были связаны коллективной ответственностью за уплату дани, за преступления, совершенные на территории верви, круговой порукой. В состав общины (верви) входили не только смерды-землевладельцы (или людины), но и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевники), которые обеспечивали потребности общины в ремесленных изделиях и работали в основном на заказ. Человек, порвавший связи с общиной и не пользовавшийся её покровительством, назывался изгоем. Землей владела община, которая периодически перераспределялась между семьями.

webhistoryrussia.ru

Кто он — русский крестьянин?

Картина Николая Булычова «Микула Селянинович».

Существуют вопросы, бесспорные ответы на которые найти довольно сложно. Одна из таких загадок — происхождение (и соответственно исконное, первородное значение) слова «крестьяне».

Наиболее распространённое и почти общепринятое объяснение звучит так: «крестьяне» — искажённое слово «христиане». Промежуточная форма — простонародное «хрестьяне». Такое объяснение выглядит правдоподобно, если бы не несколько «но».

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Во-первых, слово «крестьяне» фиксируется в письменных документах только с XIV века. Тогда как первые христиане появились на Руси уже в VIII веке; что же касается земледелия, то оно знакомо нашим предкам ещё со времён праиндоевропейской общности.

Во-вторых, почему не князья да бояре, не купцы, не попы и монахи, а именно селяне-земледельцы названы «просто христианами»? Это тем более странно, что в период насаждения христианства на Руси из всех сословий именно селяне проявляли наименьшее усердие к новой вере и в первые десятилетия после официального крещения, и спустя века после него, когда имена древних богов оказались забытыми. Православные мужики дисциплинированно выстаивали службы и ходили к причастию, но не забывали уважить домового дедушку и лесного хозяина. Да и поклонение святым угодникам в «народном православии» порой принимало вполне языческие формы. Земледельцы — именно в силу их близости к природе, зависимости от неё, преклонения перед её силами, которые олицетворяли языческие боги и духи, — никак не могли выступать эталоном христианского благочестия.

Так обстояло дело не только на Руси: слово «paganus», которое переводится с латинского как «язычник», изначально значит «селянин». От него, кстати, происходят французское «paysant» и английское «peasant» — слова, в переводе означающие всё то же: «сельский житель».

В-третьих, определённые сомнения внушает орфография. Конечно, средневековые тексты трудно назвать грамматически безупречными, но даже в те времена существовали незыблемые правила, нарушать которые не следовало. Это сейчас на форумах и в блогах запросто могут написать «исус хрестос». В глазах же средневековых книжников, каковые в большинстве своём принадлежали к «белому» или «чёрному» духовенству, случайную описку в начертании имени Божия могли счесть святотатством. Для фанатично верующего человек, исказивший догмат, враг едва ли не более ненавистный, нежели иноверец: неканонические иконы и священные книги безжалостно уничтожали — зачастую вместе с их приверженцами. Трудно вообразить, что составители житий святых позволяли себе кощунствовать на каждой странице. Почему же тогда они именуют верующих во Христа «крьстианами» и «крестьiанами»?

А если принять во внимание, что главная святыня христианства — КРЕСТ? И соответственно «крестьiане» — это «люди креста», «поклоняющиеся кресту», «крещёные». Кстати, наши предки в обиходной речи называли себя «православные» или «крещёные», но крайне редко — «христиане».

Впрочем, крест, как известно, почитали не только христиане, но и язычники, что рождало парадоксальные коллизии. Академик Б. А. Рыбаков в своём труде «Язычество Древней Руси» приводит отрывок из Чудовского списка «Слова об идолах», составленного в XIV веке: «А се иная злоба в крестьянех — ножем крестят хлеб, а пиво крестят чашею та иным чем — а се поганьски творят».

Любопытно бы знать: в каком значении употребил слово «крестьяне» строгий монах? В значении «непросвещённая суеверная деревенщина» («pagani») или в значении «христиане»?

Думается, в случае с «крестьянами-хрестьянами-христианами» мы имеем дело с цепочкой омонимов: слов, сходных по звучанию до степени смешения, но разнящихся по смыслу. Как известно, «там, где нужен ключ обычный, не поможет ключ скрипичный».

Однако вопрос о происхождении слова «крестьяне» в значении «селяне, землепашцы» остаётся в таком случае открытым. Существует несколько версий, с большей или меньшей достоверностью объясняющих этимологию слова.

Некоторые весьма забавны. На одном из интернет-форумов я наткнулся на такие рассуждения: «″Крест″ — символ поклонения, ″янь″ и ″инь″ — энергии природы, в итоге получается поклоняющийся природе. Крестяньинь позже после перестановки мягкого знака превратилось в крестьянин».

Это, конечно, не более чем курьёз — равно как и попытки увязать слово «крестьянин» со словом «корысть». Подобные измышления, основанные на случайном созвучии и богатой фантазии, относятся к «наивной этимологии». Более серьёзного отношения заслуживает версия о связи этого слова с подсечно-огневым земледелием.

Эта методика зародилась в древнейшие времена и просуществовала достаточно долго — в северо-восточных русских землях крестьяне сеяли на пожоге вплоть до начала XX века. У такой приверженности «варварству» есть логическое объяснение: на пожоге коренного бора урожай зерновых достигал показателя сам-сто (то есть, посеяв пуд пшеницы, земледелец собирал сто пудов), причём без каких-либо «высоких технологий». Для сравнения: средний урожай на старой пашне в нечернозёмных областях составлял сам-пять — сам-десять, а в неурожайные годы — сам-два и меньше. Закономерно, что в раннем Средневековье, в условиях изобилия вольной, незанятой земли, отсутствия каких-либо интенсивных сельскохозяйственных технологий, пожога становилась основой земледелия.

И вполне вероятно, что созвучие слов «крестьянин» и «кресало» (то же, что «огниво»), «кресать» («высекать огонь») — не случайно.

Однако при анализе славянских языков эта версия подтверждения не находит. Да, слова «кресало», «кресать» в разных славянских языках звучат почти одинаково: в сербохорватском — крéшем, крéсати («высекать огонь», «тесать камень»), в словенском — kréšem, krésati («высекать огонь», «обрубать сучья», «колотить»), в чешском — krésati, в словацком — krеsаt’, в польском — krzosac, krzesze, в верхнелужицком — kresac, нижнелужицком — ksasas. А вот названия земледельцев у разных славянских народов различны, да и на русское слово «крестьянин» (каково бы ни было его истинное происхождение) не похожи. Сербы называют их — «сельак», болгары, украинцы и белорусы — «селянин», поляки — «chlop», словенцы — «kmecki».

Свои коррективы вносит фольклор. Как сказано в начале, слово «крестьяне» впервые отмечено в документах XIV века, но оно же встречается и в былинах, сложившихся не позднее чем за полтысячи лет до того. Вот, например, широко известное сказание о Вольге и Микуле. Встретившись с чудесным пахарем, Вольга говорит:

…Не научился я такой премудрости —

Орать-пахать да крестьянствовать.

Конечно, фольклор — источник своеобразный, где фантастика переплетается с предельным натурализмом, отголоски древности соседствуют с позднейшими наслоениями. Богатыри святорусские то рассекают тела врагов по языческому обычаю, то клянутся постоять «за церкви Божии», то смотрят в «трубочки подзорные» и стреляют из ружей (!!!). Однако есть основания полагать, что слово «крестьянствовать» в этом отрывке относится как раз к древнейшему пласту. Для нас же интересно то, что слово «крестьянствовать» употребляется здесь во вполне конкретном значении: «пахать, возделывать землю».

Именно возделывать землю, а не пасти скот, не заниматься ремёслами или, например, не торговать. Подчёркиваю этот нюанс для того, чтобы читатель мог оценить следующий отрывок из «Законов Ману» — древнего религиозного и государственно-правового индийского трактата. Там помимо всего прочего указано, какие занятия полагаются каждой из каст, или, правильнее говоря, варн.

Итак: «Пастьбу скота (pa^unam raksana) и также раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [Веды], торговлю (vanikpatha), ростовщичество (kusida) и земледелие (krsi) — для вайщия».

Конечно, рано кричать «Эврика!» Прошли те времена, когда на основании случайного созвучия сочинялись фантастические теории и тот или иной народ бодро объявляли наследником нескольких могущественных империй древности. Заметим, что ни в «Словаре индоевропейских терминов» Эмиля Бенвениста, ни в монографии «Индоевропейский язык и индоевропейцы» Т. В. Гамкрелидзе и В. В. Иванова «земледелие-krsi» не рассматривается. (При этом в последней работе, в частности, отмечен общеиндоевропейский корень «*Har-», означающий «пахать», «обрабатывать землю», присутствующий и в латинском «aratrum», и в средневековом ирландском «arathar», и в старославянском «орало», что означает «плуг».)

С другой стороны, родство русского языка и санскрита — аксиома. У них есть общий предок. И вот пример из жизни, о котором рассказывал Дурга Прасад Шастри, профессор-санскритолог из Индии, на конференции Общества индийской и советской культуры в 1964 году: «Когда я был в Москве, в гостинице мне дали ключи от комнаты и сказали: ″Двести тридцать четыре″. В недоумении я не мог понять, стою ли я перед милой девушкой в Москве или нахожусь в Бенаресе или Удджайне… 2000 лет назад. На санскрите 234 будет ″двишата тридаша чатвари″ (″dwishata tridasha chatwari″). Возможно ли где-нибудь большее сходство?»

Как бы то ни было, генетическая связь русского слова «крестьяне» и санскритского «krsi» пока что предположение. Что ж, у историков и филологов здесь воистину непаханое (!) поле для работы. И если эта статья сподвигнет кого-то на новые исследования в области истории и словесности — значит, она написана не зря.

www.nkj.ru

КРЕСТЬЯНИН - это... Что такое КРЕСТЬЯНИН?

  • КРЕСТЬЯНИН — КРЕСТЬЯНИН. Слово крестьянин всегда ставилось в связь со словом христианин. Но история того и другого термина не может считаться достаточно изученной. П. Б. Струве в своем зарубежном докладе (на IV м съезде русских ученых в Белграде в 1928 г.)… …   История слов

  • КРЕСТЬЯНИН — муж. крестьянка жен. крещеный человек; | мужик, землепашец или земледел, селянин, поселянин; сельский обыватель, принадлежащий к низшему податному сословию. Крестьяне наши делятся на: государственых (казенных, в число которых поступили при… …   Толковый словарь Даля

  • Крестьянин — Победивший пролетарий указывает крестьянину путь на серебряном советском рубле 1924 года …   Википедия

  • крестьянин — сельский житель; чорбаджи, царане, цензитарий, коттер, менмортабль, смерд, серв, хитрец, хлебороб, пейзанин, кулак, парик, феллах, барщинник, гроссбауэр, пеон, сельхозник, аграрник, бедняк, жадина, оброчник, лапотник, поселянин, пахарь, мужик,… …   Словарь синонимов

  • КРЕСТЬЯНИН — КРЕСТЬЯНИН, крестьянина, мн. крестьяне, крестьян, муж. 1. Мелкий товаропроизводитель в сельском хозяйстве, владеющий средствами производства и непосредственно прилагающий свой труд в производстве. В капиталистическом обществе происходит… …   Толковый словарь Ушакова

  • крестьянин — (неправильно крестьянин) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • КРЕСТЬЯНИН — Судаков сын Бородавкин, московский дворянин. 1562. Гр. и дог. I, 478. Хрестьянин Степанов сын Вакарина, целовальник, св. 1556. А. Ф. I, 145. Хрестьянин Стефанов сын Бундова, послух в Москве. 1559. А. Ю. 147. Крестьянин Степанов сын Бундов,… …   Биографический словарь

  • КРЕСТЬЯНИН — КРЕСТЬЯНИН, а, мн. яне, ян, муж. Сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой. | жен. крестьянка, и. | прил. крестьянский, ая, ое. К. труд.… …   Толковый словарь Ожегова

  • КРЕСТЬЯНИН — «КРЕСТЬЯНИН», Россия, Центр Михаила Пуговкина, 2001, цв., 52 мин. Документальный фильм, исповедь. Портрет известного актера кино, Народного артиста СССР, который на восьмом десятке лет задает себе вопросы о смысле жизни и имеет мужество находить… …   Энциклопедия кино

  • крестьянин — КРЕСТЬЯНИН, а, м. (мн. яне, ян). 1. Простоватый, необразованный (но обычно с хитрецой, жадноватый) человек. 2. только мн. Вши. 2. из уг …   Словарь русского арго

  • крестьянин — Фермер, в хозяйстве которого преобладает семейный труд, а полученная продукция в основном используется для содержания всей семьи …   Словарь по географии

  • lingvostranovedcheskiy.academic.ru

    В Древней Руси: крестьянин 5 букв

    Похожие ответы в сканвордах

    Вопрос: В Древней Руси: крестьянин, земледелец

    Ответ: Смерд

    Вопрос: Сословие на Руси

    Ответ: Смерд

    Вопрос: Земледелец-общинник 9-14 вв

    Ответ: Смерд

    Вопрос: Крестьянин, земледелец (на Руси IX-XIII вв.)

    Ответ: Смерд

    Вопрос: Крестьянин, земледелец в Древней Руси

    Ответ: Смерд

    Вопрос: Крестьянин-общинник на Руси в 9-14 в

    Ответ: Смерд

    Вопрос: Пахучий древний крестьянин

    Ответ: Смерд

    Вопрос: Словцо, которым царь обозвал зубного врача, на что тот ответил: "От... слышу"(кинофильм "Иван Васильевич меняет профессию")

    Ответ: Смерд

    Вопрос: Категория населения по «Русской правде». Свободный общинник земледелец с мерной долей земли, воин и пахарь в одном лице. Мог иметь семью, детей и т. д

    Ответ: Смерд

    Вопрос: В Древней Руси: крестьянин

    Ответ: Смерд

    Вопрос: "Дурно-пахнущее" назв. крестьянина

    Ответ: Смерд

    Вопрос: Старорусский холоп

    Ответ: Смерд

    Вопрос: Рус. крестьянин, "отдающий душком"

    Ответ: Смерд

    Вопрос: "Пахучий" древний крестьянин

    Ответ: Смерд

    Вопрос: Плебей

    Ответ: Смерд

    Вопрос: Холоп "с запахом"

    Ответ: Смерд

    Вопрос: "Вонючий" крестьянин

    Ответ: Смерд

    Вопрос: Земледелец на Руси

    Ответ: Смерд

    Вопрос: Плебей, простолюдин

    Ответ: Смерд

    Вопрос: Обидевший боярыню

    Ответ: Смерд

    Вопрос: Простолюдин

    Ответ: Смерд

    Вопрос: "Дурнопахнущее" назв. крестьянина.

    Ответ: Смерд

    Вопрос: Древнерусский "колхозник"

    Ответ: Смерд

    Вопрос: Крестьянин для Ивана Грозного

    Ответ: Смерд

    Вопрос: Человек незнатного происхождения

    Ответ: Смерд

    Вопрос: Простолюдин, незнатный человек

    Ответ: Смерд

    wordparts.ru


    Смотрите также