Древние русские орнаменты. Узоры и орнаменты мезенской росписи
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Славянские узоры и их история. Древние русские орнаменты


Русские орнаменты » Перуница

'РусскиеРусский орнамент по праву называется одним из самых интересных явлений в мировой художественной культуре. Он представляет собой уникальный мир художественных образов. На протяжении веков русский эрнамент видоизменялся, трансформировался, но неизменно поражал воображение современников своей поэтикой и красотой линий и красок.

Орнамент сопровождал человека в его повседневной жизни. Растительные, геометрические, зооморфные и другие мотивы украшали жилище человека, культовые и бытовые предметы, одежду, рукописные книги. Узоры, нанесенные на предмет, несли в себе основы мироздания. Художник осмыслял окружающий мир и стремился выразить к нему свое отношение, комбинируя разные элементы, варьируя линию или цветовое соотношение. Орнамент мог сплошным ковром заполнять все свободное пространство или украшать только некоторые части изделия, подчеркивая их художественнопластическую выразительность.

Орнамент построен на ритмическом чередовании изображаемых мотивов, производная от формы и подчиняющаяся ей структура. Орнамент не может быть рассчитан математически, он покрывает поверхность предмета, повторяя его изгибы, подчеркивая их или скрывая. Нельзя рассчитать, каким будет завиток, который положен мастером.Время появления первых орнаментальных композиций в русском искусстве неизвестно, однако можно предположить, что интерес к украшению предметов развивался одновременно с освоением окружающего мира.

Исследователями, русскими и зарубежными, предпринимались попытки изучить искусство построения орнаментальных композиций. О русском орнаменте писали археологи, этнографы, историки, искусствоведы. В первую очередь внимание научного мира было обращено на изучение искусства XI—XVII вв. Среди наиболее известных ученых, занимавшихся вопросом орнамента, были Ф. Г. Солнцев, Ф. И. Буслаев, И. М. Снегирев, В. И. Бутовский, В. В. Стасов, известный французский ученый Е. ВиолелеДюк. Они занимались исследованием русского орнамента во всех его проявлениях — не только как уникального явления, но и как составной части формы и декора различных предметов.Изучались не только традиции русского народа, его быт, а также предметы быта, литературное творчество. Особое внимание уделялось архитектурному наследию ВладимироСуздальской Руси, храмам во Владимире, Суздале, ЮрьевеПольском, Кидекше, которые привлекали красотой своих белокаменных узоров.

Значительную часть образцов русского орнамента, представленного в данном издании, составляют зарисовки с книжных памятников, собранные В. И. Бутовским. Русский орнамент представлен красивейшими заставками (небольшими орнаментальными композициями, выделяющими и украшающими начало раздела книги), инициалам (заглавным буквам раздела, которые богато украшались растительными и тератологическими элементами). Русская средневековая книга являлась одним из самых разнообразных и богато украшенных памятников искусства.

В XII—XV вв. центрами создания рукописных книг были Новгород, Ростов, затем Москва и монастыри в Московской области. Несомненным богатством и пышностью отличаются рукописи XVI—XVII вв. Они украшались многофигурными композициями и затейливым орнаментом.

Примечательно, что именно выставка рукописных книг XI—XVII вв., проводившаяся в 1856 г. в Императорской публичной библиотеке в СанктПетербурге, побудила В. В. Стасова, известного искусствоведа XIX столетия, заняться составлением альбома, где были бы представлены примеры славянского и восточного орнамента рукописей. В1880 г. двадцатипятилетний труд был закончен и издан на средства государственного казначейства. Вышедший в свет труд Стасова вызвал ряд положительных рецензий со стороны известных ученых того времени.

Гораздо раньше, в 1860 г., под руководством В. И. Бутовского было подготовлено и напечатано другое уникальное издание — «История русского орнамента XI—XVI вв.». В этом богато иллюстрированном альбоме представлены всевозможные варианты украшения рукописных книг — от отдельных элементов русского орнамента до изображенных в натуральный размер заставок и инициалов. Примеры русского орнамента были опубликованы как научное пособие для молодых художников. Видя, как необходимо для молодых специалистов знание национальной культуры, которая может быть передана только через орнаментальное искусство, В. И. Бутовский работал вместе с педагогами и учениками над созданием «энциклопедии русских орнаментов». Фактически, В. И. Бутовский первым так широко продемонстрировал многообразие и красоту русского орнамента XI—XVII вв.

Перед тем, как опубликовать результаты исследования, В. И. Бутовский представил зарисовки и эскизы на московской Мануфактурной выставке в 1865 г. Выставленные на обозрение экспонаты произвели на публику огромное впечатление. Посетителей поразила удивительная красота русского орнамента, выполненного древними мастерами.

Растительным мотивам в русском орнаментальном искусстве придавалось большое значение и отводилась главная роль. Фактически, они составляли основу орнаментального «политеса». Со временем орнаментальные композиции все более усложнялись, образовывали сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы. Свобода художника в этой области искусства не была ограничена строгими рамками.

Мотивы цветов, веток, виноградных лоз, жгутов также занимали важное место в структуре русского орнамента. Плетеный или растительный орнамент в виде завитков, листьев, чашелистиков широко применялся в украшении новгородских рукописных книг XII—XIV вв. Упругие растительные завитки часто встречаются в декоре памятников XIV—XVII вв.

Часто в украшении инициалов — заглавных букв в рукописных книгах — встречались изображения всевозможных животных и птиц, которые сливались с растительными формами. Подобный вид орнамента получил название тератологического. Древнерусскими мастерами очень часто воспроизводились изображения драконов, павлинов, собак, тельцов. Звериная голова, лапа, хвост являлись логическим «продолжением» буквы, а порой настолько видоизменяли букву, что ее трудно было узнать. Причудливые звериные формы встречались и в украшении миниатюрных заставок. Они располагались симметрично, головой к центру композиции или по верхнему краю заставки.

«Тератологический» стиль в орнаменте был издревле связан с мифологическими верованиями, уходящими в далекую древность. У различных народов — древних кельтов, германцев — можно встретить элементы звериного стиля, но нигде он не достигали такой поэтичности, как в русской культуре. В западноевропейской практике тератологические мотивы искусно вплетались в саму орнаментальную вязь и являлись составной частью инициала. Затейливое переплетение цветущих розанов, пышных листьев, розеток также привлекало внимание. Узор так запутан, что в нем трудно выявить отдельные изображения, связать хвосты дракона с его же головами и шеями, проследить изгибы змеиных тел или стеблей растений. Такая драматическая напряженность была характерна именно для западноевропейского сознания, в русском же зверином орнаменте животные лишены ощущения борьбы. Каждое изображение животного само по себе самоценно. Образ зверя «ставит» акцент в непрерывной линии орнамента. Безусловно, в кельтском, немецком, английском искусстве зверь представляет собой часть орнаментального завитка, он заметен только при тщательном изучении сплетения линий. В русской культуре художник более внимательно относится к «зверю». В миниатюрных лицевых изображениях на общем фоне «плетенки» можно различить голову зверя, его хвост, лапы.

Мастера, украшающие рукопись всевозможными орнаментами, заботились об эстетической красоте книги. Они сочетали самые разнообразные мотивы: плетенку, стилизованные ветви, цветы и тератологические элементы.

Русский орнамент — область малоизученная, многое в ней остается неисследованным и неясным. Фольклорные традиции, христианское вероучение, наследие восточных и западноевропейских стран — все это оказывало влияние на формирование русского орнамента. Русские орнаменты воспринимали разнородные элементы, обогащались и трансформировались в новые формы. Богатство и разнообразие форм и видов русского орнамента свидетельствует о творческом мышлении мастеров и об их высоком художественном вкусе.

В. И. Ивановская

www.perunica.ru

Русские орнаменты и узоры | Традиционная русская одежда. Русские орнаменты и узоры.

zachin

Тем, кто занимается возрождением родных традиций, настоятельно рекомендую прочитать статью до конца.

В предыдущей статье, про моду на русские узоры в одежде в период конца 19 века и начала 20 речь шла об неких «обманках», которые появляются в момент, когда возрастает интерес к русской культуре.

Раскроем эту тему подробнее на примере творчества всем известного художника Ивана Яковлевича Билибина (1876 г. – 1942 г.).

Большинство из тех, кто родился в СССР, начинал постижение этого мира с русских сказок «Василиса Прекрасная», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Марья Моревна», «Перышко Финиста-Ясна Сокола», «Белая уточка», «Царевна-лягушка». Почти каждый ребёнок знал так же сказки Александра Сергеевича Пушкина – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке».

ivan tsarevich

finist sokol

finist sokol 2

mariya morevna

belaya utochka

bel vsadnik

belaya utochka2

alenushka i ivanushka

zhupel

Сказки читали родители, бабушки с дедушками из детских книг с рисунками. И мы каждую сказку знали наизусть и каждую картинку в любимой книжке. Картинки из книг со сказками были одними из первых наших образов, которые мы впитывали по-детски естественно. Именно как в этих картинках, мы представляли себе потом Василису Прекрасную.

izba yagi

И большинство этих картинок принадлежало кисти Ивана Яковлевича Билибина. Представляете, какое влияние на наше мировоззрение, наше восприятие русских мифов-былин и сказок оказал этот художник? Кто же он такой?

bilibin

Иван Билибин родился 4 августа (16 августа) 1876 года, в Тарховке, близ Петербурга.Род Билибиных – отдельная тема рассмотрения, скажем только, что род этот от торговцев-купцов, в последствие, владельцев заводов. Этого пока достаточно.

Далее смотрим, где Иван Яковлевич учился. Учился в студии Антона Ажбе в Мюнхене (1898), а также в школе-мастерской княгини Марии Клавдиевны Тенишевой у Ильи Ефимовича Репина (1898-1900). Систематические занятия рисунком под руководством Ильи Репина и знакомство с журналом и обществом «Мир искусства» (!) способствовали становлению мастерства и общей культуры Билибина. На творчество Билибина большое влияние оказала японская (!) ксилография (гравюра на дереве).

volna yap

bochka saltan

Иван Яковлевич Билибин — считается русским художником, графиком, театральным художником, автором иллюстраций к русским былинам и сказкам в декоративно-графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского народного и средневекового искусства, один из крупнейших мастеров «национально-романтического» направления в русском варианте стиля модерн (!).Но сам Билибин причислял себя к «художникам-националистам».

Модерн, в то время, стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполнены в одном ключе. Художники модерна черпали вдохновение из искусства Древнего Египта (!) и других древних цивилизаций Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии, ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи. Особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. «Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста «Удар бича».

udar bicha

Дальше – интереснее.Билибин, проживая в Петербурге, был активным членом объединения «Мир искусства».Основателями «Мира искусства» (1898—1924) были петербургский художник Александр Николаевич Бенуа и «театральный деятель-меценат» Сергей Павлович Дягилев

Читатель, не пожалей времени, найди в интернете информацию о том, что это были за люди. Ты сразу поймёшь суть объединения, в которое входили или были близки:

Бакст Лев СамойловичЦионглинский Ян ФранцевичДобужинский Мстислав ВалериановичРерих Николай КонстантиновичПурвит ВильгельмВерейский Георгий СемёновичЛансере Евгений ЕвгеньевичЧемберс Владимир ЯковлевичМитрохин Дмитрий ИсидоровичОстроумова-Лебедева Анна ПетровнаЛевитан Исаак ИльичЯковлев Александр ЕвгеньевичСомов Константин АндреевичГоловин Александр ЯковлевичГрабарь Игорь ЭммануиловичКоровин Константин АлексеевичКустодиев Борис МихайловичСеров Валентин АлександровичВрубель Михаил Александрович

world_of_the_art

Эскиз группового портрета художников «Мира искусства». Слева направо: И.Э. Грабарь, Н.К. Рерих, Е.Е. Лансере, Б.М. Кустодиев, И.Я. Билибин, А.П. Остроумова-Лебедева, А.Н. Бенуа, Г.И. Нарбут, К.С. Петров-Водкин, Н.Д. Милиоти, К.А. Сомов, М.В. Добужинский.

Вот такая вот занятная среда!

Теперь Вы понимаете почему билибинские «пряничные царства» откровенно ирреальны, пронизаны лукавой иронией?

Теперь Вы понимаете почему Билибин имел антимонархически-ЛИБЕРАЛЬНОЕ мировоззрение?

Именно поэтому, художник принял участие в сатирических журналах «Жупел» и «Адская почта», появившихся в период Первой русской революции 1905 года. Его политические гротески выделяются своим злым сарказмом, беспощадным к существующему строю. Такова, в частности, карикатура на Николая II («Осел в 1/20 натуральной величины», 1906), за которую он даже был подвергнут краткому административному аресту!

osel

Да, был Билибин в экспедиции по Русскому Северу (1905–1908 гг.).Да, интересовался «допетровской» эпохой.Да, началось все уникальное в его творчестве с выставки московских художников в 1899 году, на которой Билибин увидел картину Васнецова «Богатыри».

bogatyry

Именно поэтому воспитанный в петербургской среде, далекой от увлечений национальным прошлым, художник неожиданно проявил интерес к русской старине, сказке, народному искусству!

Да, Билибину была интересна атмосфера русской старины, эпоса, сказки. И у него имелся богатый материал экспедиции, фотографии вышивки скатертей, полотенец, крестьянских построек, утвари, одежды. Имелись зарисовки, выполненные в деревне Егны. Это раскрашенная деревянная и глиняная посуда, дома с резными наличниками и причелинами.

Но Билибин, не смотря на тщательность техники исполнения своих произведений, не стремился передать исконность узоров, орнаментов и украсов наших предков!А ведь именно русские узоры и орнаменты были излюбленным мотивом древнерусских мастеров и несли глубокую смысловую нагрузку.

Но из подлинных орнаментов, деталей Билибин создавал полуреальный-полуфантастический образ! Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, прям как деревенские окна резными наличниками. Но эти орнаментальные рамки не несут исконности и традиционности, а отражают лишь взгляд Билибина и имеют лишь декоративную функцию!

В сказке «Василиса Прекрасная» иллюстрацию с Красным всадником (солнышко) окружают почему-то цветы.

krasniy vsadnik

А Черного всадника (ночь) – мифические птицы с человеческими головами.

cheriy vsadnik

Иллюстрацию с избушкой Бабы-Яги окружает рамка с поганками (а что еще может быть рядом с Бабой-Ягой? Да?).

izba yagi

Да и сама Баба-Яга – ужасная и страшная!

baba yaga

Билибин, имея возможность возродить искусство допетровской эпохи, создавал модерн, «новодел», то есть «подделку»-«обманку». Очень тщательно исполненную, с проработкой шрифтов, стилизованную под старинную рукопись, отличающуюся узорностью рисунка и яркой декоративностью «ОБМАНКУ»!

Может поэтому, «Сказка о золотом петушке» наиболее удалась художнику? Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть.

zolotoy payt2

zolotoy payt

Так же как и в «Сказке о царе Салтане»

tsar saltan3

tsar saltan4

tsar saltan2

tsar saltan

Когда к власти пришли большевики, Иван Билибин участвовал в агитпропаганде деникинского правительства, и в 1920 году эвакуировался вместе с Белой армией из Новороссийска, жил в Каире и Александрии, где активно работал в Александрии, ездил по Ближнему Востоку, изучая художественное наследие древних цивилизаций и христианской Византийской империи.

Затем, в 1925 году, переехал в Париж, В 1925 он поселился во Франции: работы этих лет – оформление журнала «Жар-птица», «Хрестоматии по истории русской литературы», книг Ивана Бунина, Саши Черного, а также роспись русского храма в Праге, декорации и костюмы для русских опер «Сказка о царе Салтане» (1929), «Царская невеста» (1930), «Сказание о граде Китеже» (1934) Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина (1930), «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (1931), к балету «Жар-птица» И.Ф. Стравинского (1931).

Билибин создал немало красочных панно для украшения частных домов и ресторанов. Его декоративная манера — узорчатая, экзотически броская — стала своеобразным эталоном «стиля рюсс», то есть «русского стиля», за рубежом, питая ностальгические воспоминания. Оформил также ряд православных храмов в Египте и Чехословакии.

«Национально-большевистский» поворот в политике, распространение идей «советского патриотизма», которые были характерны для сталинской эпохи, способствовали, как ни странно, возвращению Билибина на Родину. Украсив советское посольство в Париже монументально-патриотическим (1935-1936), он вновь поселился в Ленинграде.

Сказочника Билибина следует благодарить за двуглавого орла, который изображен на гербе ЦБ РФ, на рублевых монетах и бумажных купюрах. Интересно, что орёл этот изначально располагался на печати временного правительства.

orel bilibina

В картинной галерее бумажных денег современной России на десятирублевой «красноярской» купюре четко прослеживается билибинская традиция: вертикальная узорчатая дорожка с лесным орнаментом – такие рамки окантовывали рисунки Билибина на темы русских народных сказок. Кстати сказать, сотрудничая с финансовыми органами царской России, Билибин передал фабрике «Госзнак» авторские права на многие свои графические разработки.

desyatirublev kupyura

В последнее десятилетие своей жизни Билибин преподавал во Всероссийской академии художеств, по-прежнему выступая в амплуа книжного и театрального художника: вновь оформил «Сказку о царе Салтане» (как оперу Николая Андреевича Римского-Корсакова в Государственном театре оперы и балета имени Сергея Мироновича Кирова, 1936-1937, и как книжку Александра Сергеевича Пушкина, вышедшую в те же годы в Гослите).

Сергей Эйзенштейн задумал привлечь Ивана Яковлевича как художника к работе над фильмом «Иван Грозный», но смерть Билибина не позволила осуществиться этой идее.

Иван Билибин скончался 7 февраля 1942 года, в блокадном Ленинграде. Почему он выбрал такой исход? Может, потому, что, не смотря на свое мировоззрение, иногда чувствовал любовь к Родине?

Об этом могут свидетельствовать слова Билибина: «Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!»

Всем, кто верит в возрождение родных традиций, кто способствует этому, необходимо отбрасывать попытки фальсификации и искажения традиционных, исконных образов.

Да, картинки в книгах со сказками, привлекают внимание ребёнка и вызывают интерес. Но надо учитывать, что это за картинки и действительно ли они отражают ту мудрость, которую передали нам наши предки. Лучше всего не завлекать картинками, а просто читать ребёнку сказки и давать ему возможность самому представлять и создавать образы.Способствовать тому, чтобы он эти образы развивал и самостоятельно рисовал.Результат будет удивительный!

rusorn.ru

Узоры и орнаменты мезенской росписи

Река Мезень, которая протекает в Архангельском крае, дала название удивительной по своей красоте и самобытности русской росписи – мезенской.

mezenskaya rospis 001

Росписью украшались предметы быта, интерьера, посуды.

mezenskaya rospis 03

Помимо домашней посуды и утвари мезенскими орнаментами были украшены сверху донизу волнистыми линиями и горизонтальными прямыми, спиралевидными завиткам и многочисленными штрихами прялки.

mezenskaya rospis 02

Как появилась мезенская роспись, откуда взялись необычные узоры и орнаменты – современные учёные-историки однозначно сказать не могут. Однако архаичность символов, подводит к мысли о том, что сутью являются древние мифы, знания, составляющие основу мировоззрения наших предков, живших давным-давно на севере.

Вот это мифологическое мировоззрение, поступающее сквозь тысячелетия, проявляющееся в орнаментах и узорах мезенской росписи, и является для нас ценным.Поняв его суть – можно открыть те знания, и почесть те послания, которые вложили наши предки в окружающие их, бытовые, простые, казалось бы, предметы.

IF

И вместе с тем, в мезенской росписи много загадок. При кажущейся простоте в наборе и чередовании красок (основных цвета два – красный и чёрный), глубинный смысл весьма значителен. Даже в современном толковании, красный цвет символизирует жизнь, огонь, кровь, радость. Черный же цвет – смерть, земля, космос, печаль. Ну а что же сокрыто в узорах и орнаментах?

mezenskaya rospis 01

Каждая деталь узора мезенской росписи глубоко символична. Каждый листик и квадратик, ромбик и веточка, птица или зверь — всё находится именно в том месте, где должно быть, для того, чтобы передать нам послания огня, земли, ветра, и воды, которые вложил в затейливый орнамент древний творец-художник.Давайте разбираться вместе.

mezenskaya rospis 003

Прежде всего, следует отметить, то узоры мезенской росписи имеют три уровня (яруса), что перекликается с расположением узоров вышивки на древней одежде наших предков. Это символизирует три мира : нижний (подземный, скрытый), средний (наземный, наш мир, проявленный) и верхний (небесный мир богов).Интересно, что в мезенской росписи верхний уровень предназначен для птиц.

mezenskaya rospis 004

На средних и нижних уровнях изображаются кони или олени.

mezenskaya rospis 05

Образ коня связан с землёй — источником жизни (конь помогал пахать землю, улучшая её плодородие), В то же время, символ коня у русского народа является неким оберегом от тёмных сил (вспомним конёк на крыше избы) и талисманом на удачу (конская подкова на входе).

mezenskaya rospis 06

Образ оленя у многих народов связан с небесами. Рога оленя часто символизируют Мировое Древо (Древо жизни). В рогах своих олень может переносить Солнышко туда, где оно необходимо, где его ждут после долгой северной зимы. Поэтому, культ оленя у малых северных народов до сих пор сохранился. Удивительно, но связь оленей с небесами сохранилась даже в западной цивилизации. Вспомним, летящего по небу в санях с оленьей упряжкой Санта-Клауса.

мезенская роспись олени

Уровни миров в мезенской росписи разделены горизонтальными, богато орнаментированными полосами. Элементы таких орнаментов, часто используются в мезенской росписи. Если говорить о семантике простых мезенских орнаментов, то не вызывает сомнения, что знаки символизируют собой первоэлементы – стихии огня, воды, земли и воздуха.

мезенская роспись уровни

Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

мезенская роспись знаки неба и светил

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (вспомним даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

мезенская роспись знаки и символы

Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.В фольклоре многих народов реки и моря разделяют миры живых и мертвых, естественный и сверхъестественный миры — в этом проявляется символизм воды как переходного состояния. Во всех известных легендах о происхождении мира жизнь произошла из первородных вод, значит, вода являлась для наших предков источником самой жизни. Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.

мезенская роспись знаки воды

Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первоэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).

мезенская роспись знаки стихии

Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом. Знаки земли в мезенской росписи

мезенская роспись знаки земли

Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений.

мезенская роспись домик

мезенская роспись ромбы

Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия.

мезенская роспись знаки плодородия

Что касается техники и технологии росписи, то об этом — в последующих статьях.Можно отметить только ту характерную особенность, что роспись наносилась на негрунтованное дерево либо кисточкой из человеческого волоса, либо пером глухаря или тетерева, либо специальной деревянной палочкой (тиской). Затем на художественное творение наносилась олифа. Это способствовало образованию защитного слоя, одновременно придавая творению золотистый цвет.

mezenskaya rospis 07

В настоящее время техника и технология мезенской росписи сохранились, в основном — разве что чаще стали применяться современные кисти. Однако, глубинное отличие современной мезенской росписи от старой ощущается. Дело в том, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как, в нынешнее время, ею занимаются, в основном, женщины.

Похожее

rusorn.ru

Русские орнаменты |

Старорусские орнаменты из храма Покрова Пресвятой Богородицы. Автор отрисовки...

СТАРИННЫЙ РУССКИЙ ОРНАМЕНТ В ВЕКТОРЕ

В результате моей халатности один из русских орнаментов присланных...

РУССКИЙ ОРНАМЕНТ В КРУГЕ

Востановленный в векторном формате русский орнамент XIVвека. Автор отрисовки Михаил...

РУССКИЙ УЗОР ЧЕТЫРНАДЦАТОГО ВЕКА

Векторный русский орнамент в полосе. Ещё раз, огромнейшее спасибо...

СТАРИННЫЙ РУССКИЙ ОРНАМЕНТ В ПОЛОСЕ

Русский орнамент вектор, отрисованно по книге  князя  Гр. Гр....

Русский орнамент вектор

Ещё три старых русских буквицы — векторный формат, ручная...

РУССКИЕ БУКВИЦЫ

Ещё одна древняя буквица. Вектор скачать бесплатно.

ДРЕВНЯЯ РУССКАЯ БУКВИЦА

Ещё одна русская буквица, вектор — скачать бесплатно.

РУССКАЯ БУКВИЦА ВЕКТОР

Несложный но эффектный кроющий русский орнамент из каникулярного —...

РУССКИЙ ОРНАМЕНТ

Русская буквица в векторе бесплатно. Как обычно ручная отрисовка,...

СТАРОРУССКАЯ БУКВИЦА В ВЕКТОРНОМ ФОРМАТЕ

orname.ru

Славянские узоры и их история

Еще с древних времен искусство славян отличалось своей таинственностью и верой в магические силы. Все это ярко выражают славянские узоры, которые использовались с различными целями и согласно им создавались отдельные схемы и композиции. Считалось, что каждый узор имеет особенную и индивидуальную магическую силу, которая сможет защитить, укрепить или даже сделать богаче любого, кто носит одеяние с ним.

Таинственные славянские узоры и их значения

Как всем известно, искусство и религия - противоположные полюса, которые, тем не менее, не способны существовать друг без друга. Забавно, что религия наших предков имела очень интересные истоки: к ним относят славянские узоры и прочую символику, которая споследствии стала церковной. Даже древнерусские храмы и божественные крепости полностью украшались особыми орнаментами. Так давайте поговорим и раскроем таинственные письмена, знаки, и узнаем, каким бывает славянский узор и где он используется…славянские узоры

Архитектура и древнее верование

Для нас, обыкновенных туристов и вечных прохожих, многочисленные славянские храмы кажутся просто красивыми и интересно оформленными, но на самом деле они могут являться и опасными для людей с нечистой душой. Дело в том, что благодаря своей древней азбуке на первый взгляд милых и безвредных узоров, славяне могли наложить своего рода заклятие, которое могло подвергнуть мучениям и излечить нечистых.

Если вы внимательно присмотритесь, то заметите, что все славянские узоры имеют свое значение, например, почти над всеми входами в храм, сверху в левой стороне, есть маленькая «картинка», которая является охранником спокойствия. Славяне считали, что именно благодаря этому узору при входе в храм людей охватывало спокойствие и гармония, которые придавали силы любой заблудшей душе. славянский узор

Часто каждый храм будто бы опоясывали славянские узоры, которые символизировали сдержанность. Но это не единственный вариант толкования, так как существует мнение, что этот пояс символизировал величество, так как часто он имел шикарный и объемный рельеф, его можно сравнить с королевским поясом или короной…

Самое интересное - это то, что нельзя дать название всем и каждому, так как славянские узоры имеют миллионы разновидностей. Каждый орнамент менялся из года в год, и каждый духовный представитель имел право сменить все значения или добавить новые. А также важно и то, что каждый узор обрезался вручную, но в работе принимали участие исключительно верующие и взрослые мастера, которые отдали свою жизнь искусству и вере. славянские узоры схемы

Одежда: как ее подбирали и украшали…

Самое интересное - это было производство сорочек и сарафанов, украшением которых служили славянские узоры. Схемы подбирались непосредственно под того человека, который в дальнейшем носил вещь. Как правило, такие орнаменты создавались с целью сделать характер своего обладателя более сильным и выносливым. Например, если мальчик рождался слабым, то ему нужен был узор, придающий силу, а если девочка была неопрятной, то, соответственно, узор должен был придать ей чистоту и аккуратность.… Самое важное было то, что рисунок подбирался после 5-6 лет, это сложное дело принадлежало бабушке, а до пятилетия ребенок носил одежду с защищающим славянским узором.

fb.ru

Русские орнаменты |

Русские буквицы картинки вектор.

РУССКИЕ БУКВИЦЫ

Здравствуйте, вот теперь, как говорится, пользуясь случаем, хочу отправить...

РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ

Очень долго пустовал у нас раздел с русскими орнаментами,...

РУССКИЙ ОРНАМЕНТ ДЛЯ ВЫШИВАНИЯ (ЧАСТЬ1)

как и обещал ещё русские узоры p.s. на данный...

РУССКИЙ ОРНАМЕНТ ДЛЯ ВЫШИВАНИЯ (ЧАСТЬ 2)

ещё один русский мотив отрисованный со старинной книги p.s....

РУССКИЙ ОРНАМЕНТ ДЛЯ ВЫШИВАНИЯ (ЧАСТЬ 3)

Русский орнамент векторе — скачать бесплатно. p.s. на данный...

РУССКИЙ ОРНАМЕНТ ДЛЯ ВЫШИВАНИЯ (ЧАСТЬ 4)

опять и снова русский орнамент для свободного скачивания и использования.

РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ

Несколько русских узоров в векторе.

РУССКИЕ ОРНАМЕНТЫ

Орнамент отрисованный в векторе с книги «Сборник Византийских и...

ВИЗАНТИЙСКИЙ (ДРЕВНЕРУССКИЙ) ОРНАМЕНТ

Византийский (Древнерусский) орнамент в векторе. Источник: «Сборник Византийских и Древнерусских...

ВИЗАНТИЙСКИЙ (ДРЕВНЕРУССКИЙ) ОРНАМЕНТ

orname.ru


Смотрите также