Древние рабовладельческие государства. Особенности экономического развития рабовладельческих государств Древнего Востока и античного мира [06.04.11]
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнейшие рабовладельческие государства и характер войн между ними. Древние рабовладельческие государства


Древнейшие рабовладельческие государства и характер войн между ними

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 295Следующая ⇒

В период разложения первобытно-общинного строя рабы из неполноправных членов патриархальной семьи превращались в бесправных, жестоко эксплуатируемых и угнетаемых людей. Тяжелым трудом многочисленных рабов создавались богатства для небольшой кучки рабовладельцев. [32]

Основой производственных отношений новой, рабовладельческой общественно-экономической формации была частная собственность рабовладельцев как на средства производства, так и на работника производства — раба. Создаваемые богатства также принадлежали собственнику средств производства — рабовладельцу. Наряду с рабовладельцами и рабами появились богатые и бедные. Усилению неравенства способствовало развитие торговли.

Количество рабов и степень их эксплуатации непрерывно возрастали, что приводило к обострению классовой борьбы. Восставали и бедные против богатых. Появилась необходимость в таком учреждении, которое обеспечивало бы эксплуатацию рабов, угнетение бедных и непрерывное увеличение числа рабов. Этим учреждением было рабовладельческое государство, формы которого развивались в зависимости от изменения экономического строя общества, от содержания и форм классовой борьбы.

Древнейшие рабовладельческие государства возникли несколько тысяч лет тому назад в Северо-Восточной Африке — в долине Нила, в Азии — в долинах Тигра и Евфрата. Инда и Ганга и в долинах больших китайских рек — Хуанхэ, Янцзыцзян, Сицзян, в бассейнах Черного и Каспийского морей.

Основным занятием населения этих речных долин являлось земледелие, которое, по климатическим условиям этих стран, было возможно лишь при искусственном орошении полей. Строительство ирригационных сооружений, систематическое наблюдение за их состоянием, борьба с разрушительным действием наводнений — все это было непосильным трудом для отдельных семей. Основной общественной ячейкой во всех древневосточных странах становилась территориальная община. Земледелие приобретало общинный характер.

В одном из писем Марксу Энгельс отмечал, что в основе всех восточных порядков лежало отсутствие частной собственности на землю. Отвечая Энгельсу, Маркс писал: «Отсутствие частной собственности на землю действительно является ключом к пониманию всего Востока. Тут корень и политической, и религиозной истории. Но чем объясняется, что на Востоке не дошли до частной собственности, даже феодальной? Мне кажется, что дело главным образом в климате, в связи с характером почвы, в особенности же с теми огромными пустынями, которые тянутся, начиная с Сахары, через Аравию, Персию, Индию и Татарию до их высочайших азиатских плоскогорий. Земледелие здесь построено главным образом на искусственном орошении, а это орошение является уже делом общины, области или центральной власти»{11}. [33]

В труде «Формы, предшествующие капиталистическому производству» Маркс отметил, что отсутствие частной собственности на землю было «юридически кажущимся». Одной из главных основ общественного устройства была общинная собственность на землю, которая в сложной форме сочеталась с частной собственностью на средства производства. Все это вместе взятое определяло особенности политического устройства восточных государств.

Формой политического господства рабовладельцев древневосточных государств был деспотизм — неограниченная власть одного лица и полный произвол его в отношении подчиненных. Маркс писал: «...мы имеем тип азиатской деспотии, где политическое государство есть не что иное, как частный произвол одного единственного индивидуума, или где политическое государство наравне с материальным есть раб»{12}.

«Правительства на Востоке, — писал Маркс, — всегда имели только три ведомства: финансовое (ограбление собственного населения), военное (грабеж внутри и в чужих странах) и ведомство общественных работ (забота о воспроизведении)»{13}. Военное ведомство государств древнего Востока было предназначено главным образом для подавления эксплуатируемых масс внутри страны, а также для грабежа чужих стран и добычи рабов. Преобладали несправедливые войны, которые велись за то, кому больше угнетать и грабить.

Однако были и справедливые войны: многим племенам, народностям и древнейшим государствам приходилось бороться за свою свободу и независимость. Так, например, скифы отстаивали свои земли от войск персидских царей, племена Урарту боролись за свою независимость против иноземных захватчиков, восставали и боролись за свое освобождение порабощенные племена, неоднократно поднимали восстания рабы, пытаясь освободиться от рабства.

Захватнические войны и грабительские набеги заканчивались постройкой и усовершенствованием укреплений, возводимых с целью защиты территории данного государства от нападений соседних государств и кочующих племен. Крепостные стены усиливались башнями, затем появились системы крепостных стен и системы крепостей. Для разрушения таких относительно больших оборонительных сооружений с развитием техники и механики стали изобретать осадные машины.

Значительный рост техники, связанный с улучшением обработки металла, переход к кузнечному меху позволили усовершенствовать производство оружия и защитного вооружения. В древнейшую эпоху в Египте, Двуречье и Китае оружие изготовлялось из камня и бронзы. Когда искусство обработки [34] металлов стало более совершенным, появилось оружие из железа.

Структура войска древнейших рабовладельческих государств зависела от производственной деятельности населения. Там, где основным занятием жителей было земледелие, главную часть войска составляла пехота (Египет, Шумер, Аккад, Вавилон, Китай и др.). Скотоводы-кочевники (персы, скифы и др.) были родоначальниками конницы. В индийском войске широко применялись боевые слоны.

Так постепенно складывались материальная, политическая и техническая основы развития первых элементарных форм военного искусства. В этом развитии крупную роль сыграли военная организация древнейших рабовладельческих государств и войны, которые они вели. В результате обобщения опыта войн зарождалась военно-теоретическая мысль, сначала в форме отдельных статей о правах и обязанностях воинов, включавшихся в своды законов (в Египте и Вавилоне), а затем и в форме специальных военно-теоретических трактатов (в Китае).

Немецкие идеологи империализма (в частности, военный историк Дельбрюк) игнорировали военное искусство древнейших рабовладельческих государств, рассматривая Восток лишь как объект для колонизации, а народы его как «низшую расу», не способную к самостоятельному развитию культуры. По их мнению, начало военному искусству и военно-теоретической мысли положили народы Западной Европы, и прежде всего древние германцы. Некоторые буржуазные историки, напротив, преувеличивают значение военного искусства древневосточных народов. Особенно идеализируется ими военное искусство ассирийского государства, которое в течение длительного времени господствовало над соседними народами. Фашистский историк фон Соден успех ассирийской экспансии приписывает этнической примеси «высшей расы» в ассирийском народе. Американский историк Олмстед видит в ассирийском рабоавлдельческом государстве чуть ли не идеальный прообраз колониальной державы. Так буржуазные идеологи фальсифицируют историю военного искусства древнейших рабовладельческих государств.

Военное искусство государств древнего Востока

Военное искусство древнего Египта. Многочисленные документальные и материальные источники истории древнего Египта и особенно истории Ассирии дают нам представление о древнейших истоках военного искусства. В отношении других древнейших, государств такими данными мы, к сожалению, не располагаем.

Богатые материалы по истории военного искусства древнего Египта до сего времени не были в достаточной степени [35] обобщены; в литературе о древнем Египте в лучшем случае можно встретить данные по отдельным вопросам: вооружению египетских воинов, фортификации, мореходству и пр. Военное искусство древнего Египта до сих пор обстоятельно не исследовано, хотя отдельные попытки разработать эту тему были. Так, в 1901 году появилась небольшая книга русского офицера Пасыпкина «Военное искусство древнего Египта», в которой автор вкратце рассматривает развитие организации египетского войска, его вооружение, устройство крепостей. Книга имеет такие главы, как «Бой», «Окружение и разведывание», «Походное движение»; в приложении даны конкретные примеры войн древнего Египта. Пасыпкин первый начал разработку вопросов военного искусства древнего Египта.

Успешно решает проблему разработки военной истории древнего Египта советская историческая наука. В 1948 году вышел в свет первый том «Военной истории древнего Египта» профессора Авдиева, в котором обстоятельно исследованы военная политика и военное дело Египта в период Древнего и Среднего царства и войны египтян с гиксосами. Профессор Авдиев разоблачил буржуазных фальсификаторов военной истории древнего Египта, вскрыл действительный характер войн исследуемых им периодов египетской истории, собрал богатый материал по вопросам истории военного искусства.

Египетская рабовладельческая деспотия сложилась в северо-восточной части Африки в долине реки Нил. Главным занятием жителей этой [36] долины было земледелие. Подсобную роль играло скотоводство и рыболовство. Значительно развито было ремесло.

В IV тысячелетии до н. э. плодородная долина Нила находилась во владении живших здесь племен. В процессе межплеменной борьбы возникали союзы племен, делившие между собой территорию долины, что легло в основу позднейшего административного деления Египта на номы (провинции египетского рабовладельческого государства).

Читайте также:

lektsia.com

Рабовладельческое государство. - LIQE... без границ

Инcтитyт paбcтвa был oснoвой экoномики дpeвнoсти и aнтичнoсти. Принудитeльный тpyд пpoизводил блaга нa пpoтяжении мнoгих coтен лeт. Eгипeт, гoродa Мecопoтамии, Греция, Рим – paбcтвo былo вaжнoй чacтью вceх этих цивилизaций. Нa pyбeжe aнтичнocти и средневековья нa cмeнy нeмy пpишeл феoдaлизм.

Исторически сложилось так, что рабовладельческое государство оказалось первым видом государства, сформировавшегося после разложения первобытного общинного строя. Социум распался на классы, появились богатые и бедные. Из-за этого противоречия и возник институт рабства. Оно основывалось на подневольном труде на господина и было фундаментом тогдашней власти.

Первые рабовладельческие государства возникли на рубеже четвертого – третьего тысячелетий до нашей эры. К ним можно отнести Египетское царство, Ассирию, а также города шумеров в долине Евфрата и Тигра. Во втором тысячелетии до нашей эры подобные образования сформировались в Китае и Индии. Наконец, первые рабовладельческие государства включали в себя и царство хеттов.

Современные историки делят древние рабовладельческие государства на несколько видов и форм. К первому типу относятся восточные деспотии. Важной их особенностью было сохранение некоторых черт прежней первобытной общины. Патриархальное рабство оставалось примитивным – рабу разрешалось иметь свою семью и имущество. В более поздних античных государствах эта особенность уже исчезла. Помимо частного владения рабами, существовало коллективное рабовладение, когда невольники принадлежали государству или храмам.

Людской труд применялся в основном в сельском хозяйстве. Восточные деспотии формировались в долинах рек, однако даже при этом им приходилось совершенствовать земледелие с помощью строительства сложных ирригационных систем. В связи с этим рабы трудились в коллективе. С данной особенностью восточных деспотий связано существование тогдашних сельскохозяйственных общин.

Более поздние древние рабовладельческие государства сформировали второй тип таких стран – греко-римский. Он отличался усовершенствованным производством и полным отказом от первобытных пережитков. Развились формы эксплуатации, беспощадное подавление масс и насилие над ними достигло своего расцвета. Коллективная собственность сменилась частной собственностью отдельных рабовладельцев. Резким стало социальное неравенство, а также господство и бесправие противоположных классов.

Греко-римское рабовладельческое государство существовало согласно принципу, при котором рабы признавались вещами и производителями материальных благ для своих хозяев. Они не продавали свой труд, они сами были проданы своим господам. Античные документы и художественные произведения ярко свидетельствуют об этом положении дел. Рабовладельческий тип государства предполагал, что судьба раба по своей значимости равна судьбе животных или продуктов.

Люди становились невольниками по разным причинам. В Древнем Риме рабами объявлялись военнопленные и мирные жители, захваченные во время походов. Также человек терял волю, если не мог расплатиться с заемщиками по долгам. Особенно распространенной такая практика была в Индии. Наконец, рабовладельческое государство могло сделать рабом преступника.

Эксплуататоры и эксплуатируемые являлись основой античного общества. Но помимо них существовали и сторонние классы полусвободных и свободных граждан. В Вавилоне, Китае и Индии таковыми были ремесленники и крестьяне-общинники. В Афинах существовал класс метеков – поселившихся в стране эллинов чужестранцев. Также к ним причислялись отпущенные на волю рабы. Схожим было сословие перегринов, существовавшее в Римской империи. Так назывались свободные люди без римского гражданства. Другим неоднозначным классом римского общества считались колоны – крестьяне, которые были прикреплены к арендуемым участкам и во многом походили на закабаленных крестьян периода средневекового феодализма.

Вне зависимости от формы рабовладельческого государства, мелкие землевладельцы и ремесленники жили в постоянной опасности разорения ростовщиками и крупными собственниками. Свободные труженики были нерентабельны для нанимателей, так как их труд оставался слишком дорогим по сравнению с трудом невольника. Если крестьяне отрывались от земли, они рано или поздно пополняли ряды люмпенов, особенно крупные в Афинах и Риме.

Рабовладельческое государство по инерции подавляло и ущемляло их права вместе с правами полноценных рабов. Так, колоны и перегрины не подпадали под полноценное действие римского права. Крестьян могли продать вместе с участком, к которому они были прикреплены. Не являясь рабами, они не могли считаться и свободными.

Полная характеристика рабовладельческого государства не может обойтись без упоминания его внешних и внутренних функций. Деятельность власти определялась ее социальным содержанием, задачами, целями и желанием сохранить старый порядок. Создание всех необходимых условий для использования труда рабов и разоренных свободных людей – первоочередная внутренняя функция, которую выполняло рабовладельческое государство. Страны с таким устройством отличались системой удовлетворения интересов господствующего социального класса аристократии, крупных землевладельцев и т. д.

Особенно наглядно этот принцип отразился в Древнем Египте. В восточном царстве власть полностью контролировала экономику и организовывала общественные работы, на которых были задействованы значительные людские массы. Подобные проекты и «стройки века» были необходимы для возведения каналов и другой инфраструктуры, совершенствовавшей действовавшее в неблагоприятных природных условиях хозяйство.

Как и любой другой строй государства, рабовладельческий строй не мог существовать, не обеспечивая собственную безопасность. Поэтому власть в подобных античных странах делала все для подавления протеста невольников и остальных угнетенных масс. Эта охрана включала в себя и защиту частной рабовладельческой собственности. Необходимость в ней была налицо. Например, в Риме восстания низших слоев происходили регулярно, а восстание Спартака в 74-71 гг. до н. э. и вовсе стало легендарным.

Рабовладельческий тип государства всегда использовал такие инструменты, как суды, армию и тюрьмы для репрессий против недовольных. В Спарте была принята практика периодических показательных массовых убийств людей, находившихся в государственной собственности. Такие карательные акты назывались криптиями. В Риме, если раб убивал своего господина, власти в наказание казнили не только убийцу, но и всех рабов, живших с ним под одной крышей. Подобные традиции порождали круговую поруку и коллективную ответственность.

Рабовладельческое государство, феодальное государство и другие государства прошлого также пытались воздействовать на население с помощью религии. Закабаление и отсутствие прав провозглашались богоугодными порядками. Многие рабы вообще не знали вольной жизни, так как оказывались в собственности у господина с рождения, а значит, и с трудом представляли себе свободу. Языческие религии античности, идеологически защищая эксплуатацию, помогали слугам укрепиться в осознании нормальности своего положения.

Помимо внутренних функций, у эксплуататорской власти были функции и внешние. Развитие рабовладельческого государства подразумевало регулярные войны с соседями, завоевание и порабощение новых масс, оборона собственных владений от внешних угроз, создание системы эффективного управления захваченными землями. При этом следует понимать, что эти внешние функции находились в тесной связке с внутренними функциями. Они подкреплялись и дополнялись друг другом.

Для выполнения внутренних и внешних функций существовал широкий государственный аппарат. На раннем этапе эволюции институтов рабовладельческого строя этот механизм отличался неразвитостью и простотой. Постепенно он укреплялся и разрастался. Именно поэтому административную машину шумерских городов нельзя сравнить с аппаратом Римской империи.

Особенно усиливались вооруженные формирования. Кроме того, расширялась судебная система. Институты накладывались друг на друга. К примеру, в Афинах в V-V вв. до н. э. управление полисом осуществлялось булэ – Советом пятисот. По мере развития государственной системы к нему добавились выборные должностные лица, в ведении которых находились военные дела. Это были гиппархи и стратеги. За управленческие функции также отвечали отдельные лица – архопты. Самостоятельным стал суд и ведомства, связанные с религиозными культами. Образование рабовладельческих государств складывалось примерно по одному и тому же пути – усложнению управленческого аппарата. Чиновники и военные могли и не быть напрямую связаны с невольничеством, однако их деятельность так или иначе защищала устоявшийся политический строй и его стабильность.

Класс людей, оказавшихся на государственной службе, формировался только согласно классовым соображениям. Высшие посты могла занимать лишь знать. Представители других общественных слоев в лучшем случае оказывались на нижних ступеньках государственного аппарата. К примеру в Афинах из рабов формировались отряды, выполнявшие полицейские функции.

Важную роль играли жрецы. Их статус, как правило, закреплялся в законодательстве, а их влияние было значительным во многих античных державах - Египте, Вавилоне, Риме. Они воздействовали на поведение и умы масс. Служители храмов обожествляли власть, насаждали культ личности очередного царя. Их идеологическая работа с населением значительно укрепляла строй такого, как рабовладельческое, государства. Права жрецов были обширными – они занимали в обществе привилегированное положение и пользовались повсеместным уважениям, внушая трепет окружающим. Религиозные ритуалы и обычаи считались святыней, что давало служителям культов неприкосновенность имущества и личности.

Все античные рабовладельческие государства, в том числе и первые рабовладельческие государства на территории России (греческие колонии на побережье Черного моря), закрепляли устоявшиеся порядки с помощью законов. В них фиксировался классовый характер тогдашнего общества. Яркими примерами подобных законов являются афинские законы Солона и римские законы Сервия Тулия. Они устанавливали в качестве нормы имущественное неравенство и делили общество на страты. К примеру, в Индии такие ячейки назывались кастами и варнами.

В то время как рабовладельческие государства на территории нашей страны не оставили после себя собственных законодательных актов, историки всего мира исследуют античность по вавилонским законам Хаммурапи или «Книге законов» Древнего Китая. Свой документ такого типа сложился и в Индии. Во II веке до н. э там появились законы Ману. Они делили рабов на семь разрядов: подаренных, купленных, доставшихся по наследству, ставших невольниками в качестве наказания, захваченных на войне, рабов за содержание и рабов, рожденных в доме владельца. Общее у них было то, что все эти люди отличались совершенной бесправностью, а их судьба полностью зависела от милости хозяина.

Подобные же порядки фиксировались в законах вавилонского царя Хаммурапи, составленных в XVIII столетии до н. э. В этом своде говорилось о том, что если раб отказывался служить господину или перечил ему, ему следовало отрезать ухо. Помощь невольнику в побеге каралась смертью (это касалось даже свободных людей).

Какими бы ни были уникальными документы Вавилона, Индии или других государств древности, самыми совершенными законами по праву считаются законы Рима. Под их влиянием сформировались кодексы многих других стран, принадлежавших к западной культуре. Римское право, ставшее византийским, повлияло и на рабовладельческие государства на территории России, в том числе Киевскую Русь.

В империи ромеев до совершенства были развиты институты наследования, частной собственности, залога, займа, хранения, купли-продажи. Объектом в таких правоотношениях могли быть и рабы, так как их рассматривали не иначе как товар или имущество. Источником этих законов были римские обычаи, зародившиеся в глубокой древности, когда еще не было ни империи, ни царства, а существовала только первобытная община. Опираясь на традиции прошлых поколений, юристы много позже и сформировали правовую систему главного государства античности.

Считалось, что римские законы имеют силу, так как их «постановил и одобрил римский народ» (в это понятие не входили плебс и беднота). Данные нормы контролировали рабовладельческие отношения на протяжении нескольких столетий. Важными правовыми актами были эдикты магистратов, которые издавались сразу после вступления в должность очередного крупного чиновника.

Рабов использовали не только для аграрных работ в деревне, но и для обслуживания господского дома. Невольники охраняли усадьбы, поддерживали в них порядок, готовили на кухне, прислуживали за столом, покупали провиант. Они могли выполнять обязанности провожатых, следуя за своим хозяином на прогулках, работе, охоте и везде, куда его заносили дела. Обзаведясь благодаря своей честности и уму уважением, раб получал шанс стать воспитателем детей владельца. Наиболее приближенные слуги вели рабочие дела или назначались надсмотрщиками за новыми невольниками.

Тяжелая физическая работа возлагалась на рабов по той причине, что элиты были заняты защитой государства и его экспансией по отношению к соседям. Подобные порядки оказались особенно характерны для аристократических республик. В торговых державах или в колониях, где процветала продажа редких ресурсов, поработители были заняты выгодными коммерческими сделками. Следовательно, земледельческие работы делегировались рабам. Такое распределение полномочий сложилось, к примеру, в Коринфе.

Афины, напротив, довольно долго сохраняли свои патриархальные земледельческие обычаи. Даже при Перикле, когда этот полис достиг своего политического расцвета, свободные граждане предпочитали жить в деревне. Такие привычки довольно долго сохранялись, даже несмотря на обогащение города торговлей и его украшение уникальными произведениями искусства.

Рабы, находившиеся в собственности городов, выполняли работы по их благоустройству. Некоторые из них занимались охраной правопорядка. К примеру, в Афинах содержался корпус из тысячи скифских стрелков, выполняющих функции полиции. Многие рабы служили в армии и на флоте. Некоторых из них на службу государству отправляли частные владельцы. Такие невольники становились матросами, заботились о кораблях и снаряжении. В армии рабы в основном были рабочими. Солдатами их делали только при непосредственной опасности государству. В Греции такие ситуации складывались во время Персидских войн или на исходе борьбы с наступавшими римлянами.

В Риме кадры рабов пополнялись в основном извне. Для этого в республике, а затем в империи действовало так называемое право войны. Неприятель, попавший в плен, лишался любых гражданских прав. Он оказывался вне закона и переставал считаться личностью в полноценном смысле этого слова. Брак пленника расторгался, его наследство оказывалось открытым.

Многих попавших в рабство иностранцев умерщвляли после празднования триумфа. Невольников могли заставить принять участие в увеселительных для римских солдат боях, когда два чужеземца должны были убить друг друга чтобы выжить. После захвата Сицилии на ней применили децимацию. Каждый десятый мужчина был убит – таким образом население захваченного острова в одночасье сократилось на десятую часть. Испания и Цизальпинская Галлия на первых порах регулярно восставали против римской власти. Тем самым эти провинции стали главными поставщиками рабов для республики.

Во время своей знаменитой войны в Галлии Цезарь за один раз продал с аукциона 53 тысячи новых невольников из числа варваров. Такие источники, как Аппиан и Плутарх, упоминали в своих произведениях о еще больших цифрах. Для любого рабовладельческого государства проблемой был даже не захват рабов, а их удержание. К примеру, жители Сардинии и Испании прославились своей непокорностью, из-за чего мужчин из этих стран римские аристократы старались продавать, а не держать в качестве собственных слуг. Когда республика стала империей, а ее интересы охватили все Средиземноморье, основными регионами поставщиками рабов вместо западных стали восточные страны, так как там традиции рабства считались нормой уже много поколений.

Римская империя рухнула в V веке н. э. Она была последним классическим античным государством, объединившим почти весь древний мир вокруг Средиземного моря. От нее остался огромный восточный осколок, который позже стал известен как Византия. На западе же сформировались так называемые варварские королевства, оказавшиеся прообразами европейских национальных стран.

Все эти государства постепенно перешли в новую историческую эпоху – Средневековье. Их правовой основой стали феодальные отношения. Они вытеснили институт классического рабства. Зависимость крестьян от более состоятельной знати сохранилась, однако она приняла другие формы, которые заметно отличались от античного невольничества.

homsk.com

liqe.livejournal.com

Особенности экономического развития рабовладельческих государств Древнего Востока и античного мира [06.04.11]

Особенности экономического развития рабовладельческих государств Древнего Востока и античного мира [06.04.11]

Вид работы: Контрольная работа

Тема: Особенности экономического развития рабовладельческих государств Древнего Востока и античного мира

Дисциплина: Экономическая история

Скачивание: Бесплатно

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Киров 2011

Дата размещения: 06.04.11 в 21:48

Содержание

Введение 2

1.Рабовладельческий строй. Причины возникновения и особенности рабовладельческого способа производства 4

2. Варианты развития рабовладения 8

Заключение 19

Список использованной литературы 20

Тест 21

 

Введение

Древний Восток не случайно явился той частью земного шара, где впервые был осуществлён переход к классовому обществу, появилась государственность. В древневосточном регионе раньше других областей северного полушария возникли условия для развития человеческой цивилизации. В то время как почти весь европейский континент ещё покрывали густые леса и лишь кое-где были разбросаны стоянки первобытных охотников, на Древнем Востоке уже начинала расцветать довольно высокая по тому времени материальная культура.

История древневосточных государств, возникших в IV тыс. до н. э. в Месопотамии, Египте, Китае позволяет изучить важнейший этап в развитии человечества - распад родового строя, возникновение классов и древних рабовладельческих обществ, создание государств, начало цивилизаций и экономики, как организованной сферы деятельности человека.

Отделение скотоводства от земледелия, развитие сельского хозяйства и выделение из него ремесел, возникновение металлургии вызывали потребность в дополнительной рабочей силе. Ею становились главным образом пленные, которых обращали в рабство. Рост производства дал избыточный продукт, ставший объектом обмена. Появилась торговля, а затем и деньги. Родовая община постепенно распадается. Войны и торговля увеличивали имущественное расслоение. Возникает первое деление общества на классы - рабовладельцев и рабов. Для охраны интересов собственников, имущества, рабовладельцев и защиты от внешней опасности создается государство.

Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, принимают форму деспотии - вся верховная власть принадлежит царю. Формально и вся земля в государстве принадлежала царю, но фактически значительная ее часть находилась в руках свободных людей - общинников, отстаивавших в борьбе с центральной властью свои права.

 

  1. Рабовладельческий строй. Причины возникновения и особенности рабовладельческого способа производства

Рабовладельческий строй, первая в истории человечества классовая антагонистическая общественно-экономическая формация. Возник в результате разложения первобытнообщинного строя. Древнейшие рабовладельческие государства образовались на рубеже IV и III тысяч. до н.э. (Месопотамия, Египет). Высшего развития рабовладельческий строй достиг в Древней Греции (V – IV вв. до н.э.) и Древнем Риме (II в. до н.э. – II в. н.э.). Основу рабовладельческого строя составляла частная собственность на землю и на раба. Она и предопределяла существо социально-экономических отношений этого общества. Захватнические войны обеспечивали массовый приток пленных, - дешевой рабочей силы для рабовладельческих латифундий.

Рабовладельческая формация не могла возникнуть ранее, чем производительные силы развились до такой степени, то появился излишек продукта труда – прибавочный продукт. Его появление послужило причиной целого ряда социальных изменений важнейшими, из которых являются:

  • возникновение товарного производства (теперь есть чем обмениваться),
  • частной собственности, институт которой, в свою очередь, инициирует,
  • формирование института моногамной семьи, возникновение и институционализацию государства, появление профессионального слоя жрецов и управленцев.

Главным объектом частной собственности становятся люди (рабы) – результат того, что теперь «среднестатистический» работник уже в состоянии прокормить себя и других.

Рабовладельческий тип государства - первый в истории классового общества. Основу производственных отношений рабовладельческого общества составляла полная собственность на орудия труда, средства производства и рабов, рассматривавшихся как одушевленные орудия труда. Рабовладелец мог совершать в отношении раба все действия, совершаемые в отношении других предметов собственности - купить, продать, подарить, обменять, завещать наследникам, даже убить.

Наряду с рабовладельцами и рабами на всех этапах развития рабовладельческого строя встречались различные социальные группы свободных и полусвободных людей. Это были крестьяне-общинники, ремесленники, или иные в той либо другой степени зависимые от царя и храмов люди. Их положение также строго регламентировалось государством.

Рабовладельческий строй представляет собой закономерный и в то же время более прогрессивный тип производственных отношений по сравнению с первобытнообщинным. Развитие производительных сил ускорилось, привело к дальнейшему разделению труда, к большему накоплению средств производства и продуктов труда, расширению торговли, обмена, как между отдельными лицами и их группами, так и между государствами.

Основные функции рабовладельческого государства определялись в первую очередь его классовой сущностью, необходимостью собственников средств производства закрепить и упрочить соответствующие экономические отношения.

Одновременно с возникновением и развитием рабовладельческого государства возникло и развивалось рабовладельческое право, представлявшее собой возведенную в закон волю рабовладельцев, совокупность общеобязательных норм, закрепляющих господствующие в обществе отношения.

При рабовладельческом строе развитие производительных сил шло в основном не за счёт совершенствования орудий производства, а за счёт людей (свободных или рабов), занятых в процессе производства (возрастала специализация занятых в земледелии и ремесле работников, как свободных, так и рабов, повышалась их квалификация). Низкий уровень техники при рабовладельческом строе объясняется, во-первых, тем, что источник энергии — мускульная сила животных и главным образом рабов для рабовладельца была бесплатной, во-вторых, отсутствием заинтересованности рабов в развитии и росте производства. Поэтому рабовладельческие производственные отношения из силы, активно содействовавшей развитию производительных сил, сравнительно скоро превратились в тормоз их развития. Орудия труда, которыми рабовладельцы снабжали рабов, как правило, были низкого качества и примитивного типа, т.к. рабы из ненависти к рабовладельцам уничтожали, портили, или теряли их, а удельный вес труда свободных постоянно снижался в результате его вытеснения бесплатным рабским трудом. Рабовладельческий способ производства становился экономически невыгодным и в силу этого в конце концов должен был уступить место другому способу производства.

 

  1. Варианты развития рабовладения

Своего полного, наивысшего развития рабовладельческий способ производства достиг в так называемом античном мире – в Древней Греции и Древнем Риме, существовавших позже, чем древневосточные государства. В античных государствах рабство приняло наиболее законченные, классические формы.

  • Первый период истории Древней Греции с XII по VIII вв. до нашей эры, называется Гомеровским. Но в этот период времени ещё нет государства. Это был переходный период от первобытнообщинного к классовому обществу, который принято называть периодом строя военной демократии. Верховным органом племени было народное собрание, которое выбирало вождя. Строй военной демократии на переходе к государству был у всех народов.
  • Следующий период, с VIII по III вв. до нашей эры, - период государств-полисов. Это и есть классический рабовладельческий период Древней Греции. Она не была единым государством, а состояла из множества маленьких государств-полисов. Полис – город-государство с прилегающими землями. Демократия обеспечивалась экономическими гарантиями: свободные бедняки обеспечивались прожиточным минимумом за счёт города, а город получал эти средства с богачей в виде налогов. По закону свободный грек не мог стать рабом в своём государстве-городе. Образование рабовладельческих городов-государств совпало с колонизацией греками ряда иноземных территорий и регионов. В отличие от Древнего Египта, в Греции торговали при помощи денег. Но свои денежные знаки чеканил каждый полис. Это обстоятельство породило ростовщичество, поскольку соотношение ценности монет было разным во всех городах. В колониях развивалась торговля. Греки меняли продукты ремесленного производства на продовольственные товары. Колонии становились посредниками в торговле греков с другими народами.
  • Заключительный период в экономической истории Древней Греции – это VI – IV вв. до нашей эры – время расцвета Афинского рабовладельческого государства. Наиболее сильным греческим городом-государством в VI веке до нашей эры становятся Афины. Афинам удалось укрепить своё могущество в результате побед в ряде войн.  Афины становятся центром, осью политической и экономической жизни Древней Греции. В V в. до нашей эры экономическая жизнь Афин достигла наивысшего расцвета, в основе которого лежала широкая эксплуатация рабского труда. Рабы стали использоваться во всех отраслях народного хозяйства: в сельском хозяйстве, в строительстве, в ремесленных мастерских, в качестве гребцов и т.д.

Но расцвет Афин был непродолжительным. В 431 году до нашей эры, в результате противоречий вспыхнула война между Афинами и Спартой. Победа была за последней.

Экономическое развитие Древнего Рима

История Древнего Рима является одним из важнейших этапов всемирной истории. На её примере можно проследить зарождение, расцвет и гибель рабовладельческого общества и государства в их наиболее зрелых и классических формах.

  • Первый период истории Древнего Рима, с VIII по VI вв. принято называть “царским”. Но это было совсем не монархическое государство во главе с царём. Римские «цари», как и греческие басилевсы, были военными вождями, а общественный строй Рима – строем военной демократии.
  • В VI в. до нашей эры возникает государство и начинается второй период римской истории – период республики. В это время в ходе завоевательных войн Рим подчинил другие племена, жившие на территории современной Италии, но ещё не сложилось единое государство. В период республики основу сельского хозяйства составляли мелкие крестьянские хозяйства. Главной продукцией земледелия было зерно, которое экспортировалось. Но при переходе к периоду империи в сельское хозяйство наступил переворот. В результате побед в ряде пунических войн из захваченных земель в Рим хлынуло дешёвое зерно в качестве контрибуции или налогов. Рим грабил провинции. Вскоре в Риме сложилась ситуация при которой в сельском хозяйстве был необходим переход от зерноводства к интенсивным отраслям сельского хозяйства. Такой переход оказался возможным только для крупных рабовладельческих хозяйств. Этот переход закончился к I в. до нашей эры и стал одной из экономических предпосылок перехода к империи. Организация ремесла в Риме отличалась от греческой. Труд рабов в массовых масштабах применялся только в строительстве и горном деле. В это время Рим превращается в наиболее развитое рабовладельческое государство древности. Главным источником рабов в Риме были войны. Часть жителей завоёванной страны римляне убивали, а часть обращали в рабство.

Высокому уровню развития торговли в пределах всей Римской империи способствовали два обстоятельства:

  • Во-первых, введение единой денежной системы по всей империи. Здесь уже не было необходимости обменивать деньги одного полиса на другого, как это было в Греции.
  • Во-вторых, развитию торговли способствовало строительство дорог, мощёных камнем, и пересекавших всю Европу. В Риме практиковалось страхование перевозимых грузов.

Кризис рабовладельческой системы

Эксплуатировать чужой труд можно было, главным образом, захватывая военнопленных, превращая их в рабов. Но такой способ эксплуатации имел важные последствия. Необходимым условием развития рабовладельческого хозяйства были постоянные войны.

Во II веке наступил кризис рабовладельческой системы. Военные победы Рима всё чаще стали сменяться поражениями. Главный источник пополнения дешёвых рабов стал иссякать. Всё сильнее стали проявляться отрицательные стороны малопроизводительного рабского труда, который был эффективен только лишь в условиях массового применения. Но с сокращением притока рабов цены на них возросли. А дорогого раба нельзя эксплуатировать методами простого принуждения. Дорогого раба приходилось беречь и добиваться увеличения производительности труда путём материальной заинтересованности.

Но даже нововведения в области рабовладения не были в состоянии спасти Римскую империю. Для победы феодальных отношений нужны были крестьяне, а римские крестьяне были разорены, и разорение началось ещё при переходе к крупным рабовладельческим хозяйствам на селе.

С крестьянством исчезла и победоносная римская армия. Рим постепенно приходил в запустение и вскоре пал под натиском варваров.

Рабовладельческий строй погиб вместе с Римской империей.

 

Заключение

При написании контрольной работы были рассмотрены черты, характеризующие общественный строй древнего Востока и античной Греции и Рима.  Древневосточные народы,  древние греки и римляне жили в условиях рабовладельческого общества. Однако на древнем Востоке рабовладение, носившее сравнительно застойный характер, задержалось на первой стадии своего развития; это было примитивное, в значительной степени домашнее, рабство, в то время как в античном греко-римском мире рабство достигло высшей стадии развития. Численность рабов на древнем Востоке была сравнительно невелика; наряду с рабами было много свободных членов сельских общин. Рабство на древнем Востоке ещё не охватывало всего производства в целом, как это можно наблюдать в античных обществах Греции и Рима. Соответственно с этим существовали различия и между экономикой древневосточных стран и хозяйственным развитием античных народов Греции и Рима. Деньги в виде монет и городской строй, связанный с более высоким развитием торговли, появляются лишь на последнем этапе существования древневосточных государств. В равной мере и древневосточная культура более примитивна, чем античная.

Однако древний Восток был тесно связан с античным миром Греции и Рима, в котором рабовладение достигло своего полного развития. Подобно тому, как античное рабовладение есть дальнейшая стадия в развитии примитивного восточного рабовладения, античная культура есть дальнейшее развитие культуры древневосточных народов, которые создали много замечательных культурных ценностей, легших в основу западной греко-римской культуры и средневековых культур Востока.

 

Список использованной литературы:

  1. Андреев Ю. В. История Древней Греции. М., 1996.
  2. История мировой экономики: Учебник для вузов /Под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой.- М.: ЮНИТИ, 2001.-727 с.: ил.
  3. История мировой экономики./Под ред. М. В. Конотопова, С. И. Сметанина. — М., 1997.
  4. http://www.istorya.ru

 

Тест

Установите соответствие между этапами феодализма в Западной Европе и их хронологией:

1) Ранний феодализм (V – конец X вв.). Низкий уровень развития

производительных сил, отсутствие городов, ремесел, аграризация экономики.

Натуральное хозяйство, отсутствие денежного обращения. Становление феодальных отношений – формирование классов земледельцев и зависимых крестьян. Закладываются экономические и правовые основы средневекового общества. Распределение общинной земли – аллод – бенефиции (пользование за военную службу без передачи по наследству). В IX-X вв. пожизненный бенефиций постепенно превращается в наследственное земельное владение, или фактически в собственность – феод.

2) Расцвет феодализма (XI-XV вв.). Крестьяне поставлены на личную и поземельную зависимость, представители господствующего класса находились в иерархическом подчинении, переход к феодальной раздробленности. Рост производительных сил, Специализация работников, ремесло отделяется от земледелия, растут города, рост обмена, расширение торговых связей. Появляются купеческие гильдии. Ремесленники одной специальности объединяются в особые корпорации – цехи.

3) Разложение феодализма (XV-середина XVII вв.). Зарождение и укрепление капиталистических отношений. Ликвидация поземельной и личной зависимости крестьян. Заканчивается процесс экономической и политической централизации государств в рамках абсолютизма. Значительное развитие техники, науки, рост производства, расширение торговых связей, рост внутреннего и внешнего рынка, возникновение мирового рынка. Капиталистические мануфактуры, использующие наемный труд. Первая научная революция XVI-XVII вв. Значительным фактором, ускорившим разложение феодализма, стали Великие географические открытия конца XV – начала XVI вв.

Не подходит Контрольная работа? Вы можете заказать у наших партнеров написание любой учебной работы на любую тему.

Заказать новую работу

+4

Размер: 18.98K

Скачано: 134

Внимание! На время летних каникул проводятся технические работы - скачивание работ недоступно. Приносим извинения за доставленные неудобства.

Еще Контрольные работы! 06.04.11 в 21:48 Автор:galcka

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Похожие бесплатные Контрольные работы:

studrb.ru

Древнейшие рабовладельческие общества южной Аравии

Древнейшие рабовладельческие общества южной Аравии

Древнейшие рабовладельческие государства на юге Аравии сложились как земледельческие. Здесь, главным образом на территории Йемена, археологи находят многочисленные памятники южноарабской рабовладельческой цивилизации: плотины и цистерны, развалины укреплений, дворцов и храмов, вещи и настенные надписи. Рабовладельческое общество в Южной Аравии сложилось в конце II тысячелетия до н. э., очевидно, независимо от других переднеазиатских рабовладельческих обществ.

На протяжении первого тысячелетия его существования здесь имелись по меньшей мере четыре известных государства: Минейское, Саба, Хадрамаут и Катабан. О двух последних историкам известно очень мало.

Минейское государство впервые упомянуто в составе коалиции крупных родоплеменных объединений, разгромленных Сабой. В дальнейшем, с ослаблением Сабы, возникло независимое царство Ма’ин со столицей в древнем центре Иасиль, а затем в Карнаву (вероятно, 5 век до н. э.). Особое положение государства Ма’ин на скрещении торговых путей из Южной Аравии на север делало его в течение последующей эпохи объектом нападения со стороны Сабы и Катабана. Последний период своего существования Ма’ин находится в зависимости от Катабана, а затем был захвачен «царями Саба и зу-Райдана» (около середины первого века до н. э.).

Основу процветания Ма’ина составляла транзитная торговля благовониями. В частных и особенно храмовых хозяйствах широко использовался труд захваченных и привозных рабов. Широко было распространено также долговое рабство. Могущество храмов и крупных купеческих родов и семей, ограничивали власть царя.

Государство Саба — самоназвание племенного союза, возникшего на территории Южной Аравии не позднее 8 века до н. э. (согласно упоминанию «царей Сабы» в ассирийских исторических источниках). Некоторые косвенные данные (эпизод с правительницей Сабы — «царицей Савской» в Библии) позволяют предполагать существование Сабы в 10 веке до н. э., если, разумеется, не рассматривать этот эпизод как позднейшую вставку. Резиденцией правителей Сабы был город Мариб.

По данным античных авторов, государство Саба (Сабейское царство) играло главную роль как торговый посредник между Индией, восточным побережьем Африки и государствами греко-римского и эллинистического мира. Некоторые библейские источники сообщают также об оживленной торговле купцов Сабы с островом Тир.

Хадрамаут — историческая область на юге Аравийского полуострова (название встречается в Библии в форме — Хацермавет).

В сабейских надписях 6–5 вв. до н. э. упоминается государство Хадрамаут. Теофраст, Эратосфен и другие античные авторы также писали о государстве Хадрамаут со столицей в Шабва (Сабата).

История государства почти неизвестна; оно существовало наряду с Сабой, Ма’ином и Катабаном; славилась производством благовоний.

На протяжении всей истории Хадрамаут был объектом экспансии Сабы и то выступал как ее союзник, то входил в ее состав, иногда выступал как противник.

В I (или в III) веке нашей эры царь Хадрамаута заключил союз с царем Сабы против общего врага — Аксумского царства, но этот союз просуществовал недолго.

На территории исторической области Хадрамаут неоднократно возникали союзы племен, но очень быстро расторгались эти союзы.

Государство Катабан — древнее раннерабовладельческое государство на территории современного Адена (Южная Аравия). Возникло не позднее конца II-го-начала I-го тысячелетия до н. э. Основа хозяйства — земледелие с высокой культурой искусственного орошения. Важнейшие культуры — пшеница, финики. Основная статья вывоза — благовония. В государстве Катабан очень важное значение имели подчиненные царю храмовые хозяйства, использовавшие труд рабов и свободного населения. Политический строй носил значительные пережитки родоплеменных отношений: наряду с царем значительную роль играли совет старейшин и народное собрание.

Столица Катабана — Тимна хорошо известна благодаря многочисленным раскопкам.

Катабан вел борьбу за свою самостоятельность с государствами — Авсан, Саба, Хадрамаут и Ма’ин — за господство в Южной Аравии.

В I веке до нашей эры государство Катабан распалось и его территория была разделена между Сабой и Хадрамаутом (некоторые ученые считают, что это случилось в середине III века).

Памятниками высокой культуры Катабана являются архитектурные и оросительные сооружения, надписи и художественная бронзовая и каменная скульптура, отражающая эллинистическое влияние.

Основой хозяйства в южноарабских государствах было ирригационное земледелие. Особенно известна была огромная плотина, около города Мариба, столицы Сабы. Земледельческие участки располагались террасами по склонам холмов. Разведение растений, дающих благовония, имели важное значение в хозяйстве знати.

Высоко ценилась обработка камня: при постройке зданий камни настолько точно подгонялись друг к другу, что швы между ними были почти незаметны. Рассказы позднейших арабов о величественных зданиях с окнами из прозрачного камня являются почти незначительным преувеличением того, что было на самом деле. Была известна в архитектуре того времени стрельчатая арка. Многие древние цистерны до сих пор находятся в употреблении.

Хорошо сохранились многие изделия из металла, изящные ювелирные украшения, керамика, однако нельзя определенно утверждать, что все они местного происхождения, возможно, их привезли по торговому пути.

Мало известно о внутреннем строе южноарабских государств. В древнейшие времена (X–VII вв. до нашей эры) они, очевидно, несколько напоминали ранние государства древнего Востока (города-государства Шумера и Аккада, Ашшур и другие).

Около 650 года до нашей эры правителей-жрецов древней Сабы сменяют «цари Сабы».

В древнейших южноарабских государствах были еще сильны пережитки племенной организации, однако, «племена» были организованы не на основе кровного родства, как раньше, а по территориальному признаку. «Катабан» уже обозначало и царство, и составлявшие его племена. В государстве Саба племя сабеев было господствующим; остальные находились в зависимости от него; обычное выражение надписей — «Саба и племена». Позднее остальные племена были уравнены сабеями, причем все были обязаны военной службой.

Социальная структура общества была многоступенчатой и сложной: различались племенная знать, зависимые от нее люди, постоянно живущие на территории племени чужеземцы и рабы. Земля находилась в руках царя, больших храмов и племенной знати, напоминавших храмы Малой Азии и Сирии.

Земледельцы, которые обрабатывали храмовую землю, были в непосредственной зависимости от храмов. Весьма многочисленными были храмовые прислужницы — гиеродулы. Им принадлежат дошедшие до нас «покаянные таблички», содержащие почти исключительно женские имена: гиеродулы каялись в нарушении ритуальных предписаний и обетов. Некоторые из этих прислужниц были иноземного происхождения: караваны, которые возвращались с севера, привозили рабов и рабынь; известны рабыни из Газы (в Палестине) и Ятриба (позднейшая Медина в Западной Аравии).

Власть царей в Катабане (очевидно, также и в других государствах) была сперва ограничена советом старейшин, но важнейшие вопросы решало собрание племен, в котором принимало участие все население, кроме рабов. Позже цари в Сабе усиливают свою власть: уже не собрание племен распределяет землю, а царь раздает по своему усмотрению своим приближенным.

Царская власть стала наследственной, и сын часто становится соправителем отца. Во всех государствах, где было земледелие, существовали три поземельных налога. Налоги, в частности десятина, платились не только царю, но и храмам. Совершенно бесправными в государствах Южной Аравии были рабы.

Население стран Южной Аравии в основном занималось пастбищным скотоводством. Верблюды являлись для них основным средством передвижения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древнейшие рабовладельческие государства и характер войн между ними

В период разложения первобытно-общинного строя рабы из неполноправных членов патриархальной семьи превращались в бесправных, жестоко эксплуатируемых и угнетаемых людей. Тяжелым трудом многочисленных рабов создавались богатства для небольшой кучки рабовладельцев. [32]

Основой производственных отношений новой, рабовладельческой общественно-экономической формации была частная собственность рабовладельцев как на средства производства, так и на работника производства — раба. Создаваемые богатства также принадлежали собственнику средств производства — рабовладельцу. Наряду с рабовладельцами и рабами появились богатые и бедные. Усилению неравенства способствовало развитие торговли.

Количество рабов и степень их эксплуатации непрерывно возрастали, что приводило к обострению классовой борьбы. Восставали и бедные против богатых. Появилась необходимость в таком учреждении, которое обеспечивало бы эксплуатацию рабов, угнетение бедных и непрерывное увеличение числа рабов. Этим учреждением было рабовладельческое государство, формы которого развивались в зависимости от изменения экономического строя общества, от содержания и форм классовой борьбы.

Древнейшие рабовладельческие государства возникли несколько тысяч лет тому назад в Северо-Восточной Африке — в долине Нила, в Азии — в долинах Тигра и Евфрата. Инда и Ганга и в долинах больших китайских рек — Хуанхэ, Янцзыцзян, Сицзян, в бассейнах Черного и Каспийского морей.

Основным занятием населения этих речных долин являлось земледелие, которое, по климатическим условиям этих стран, было возможно лишь при искусственном орошении полей. Строительство ирригационных сооружений, систематическое наблюдение за их состоянием, борьба с разрушительным действием наводнений — все это было непосильным трудом для отдельных семей. Основной общественной ячейкой во всех древневосточных странах становилась территориальная община. Земледелие приобретало общинный характер.

В одном из писем Марксу Энгельс отмечал, что в основе всех восточных порядков лежало отсутствие частной собственности на землю. Отвечая Энгельсу, Маркс писал: «Отсутствие частной собственности на землю действительно является ключом к пониманию всего Востока. Тут корень и политической, и религиозной истории. Но чем объясняется, что на Востоке не дошли до частной собственности, даже феодальной? Мне кажется, что дело главным образом в климате, в связи с характером почвы, в особенности же с теми огромными пустынями, которые тянутся, начиная с Сахары, через Аравию, Персию, Индию и Татарию до их высочайших азиатских плоскогорий. Земледелие здесь построено главным образом на искусственном орошении, а это орошение является уже делом общины, области или центральной власти»{11}. [33]

В труде «Формы, предшествующие капиталистическому производству» Маркс отметил, что отсутствие частной собственности на землю было «юридически кажущимся». Одной из главных основ общественного устройства была общинная собственность на землю, которая в сложной форме сочеталась с частной собственностью на средства производства. Все это вместе взятое определяло особенности политического устройства восточных государств.

Формой политического господства рабовладельцев древневосточных государств был деспотизм — неограниченная власть одного лица и полный произвол его в отношении подчиненных. Маркс писал: «...мы имеем тип азиатской деспотии, где политическое государство есть не что иное, как частный произвол одного единственного индивидуума, или где политическое государство наравне с материальным есть раб»{12}.

«Правительства на Востоке, — писал Маркс, — всегда имели только три ведомства: финансовое (ограбление собственного населения), военное (грабеж внутри и в чужих странах) и ведомство общественных работ (забота о воспроизведении)»{13}. Военное ведомство государств древнего Востока было предназначено главным образом для подавления эксплуатируемых масс внутри страны, а также для грабежа чужих стран и добычи рабов. Преобладали несправедливые войны, которые велись за то, кому больше угнетать и грабить.

Однако были и справедливые войны: многим племенам, народностям и древнейшим государствам приходилось бороться за свою свободу и независимость. Так, например, скифы отстаивали свои земли от войск персидских царей, племена Урарту боролись за свою независимость против иноземных захватчиков, восставали и боролись за свое освобождение порабощенные племена, неоднократно поднимали восстания рабы, пытаясь освободиться от рабства.

Захватнические войны и грабительские набеги заканчивались постройкой и усовершенствованием укреплений, возводимых с целью защиты территории данного государства от нападений соседних государств и кочующих племен. Крепостные стены усиливались башнями, затем появились системы крепостных стен и системы крепостей. Для разрушения таких относительно больших оборонительных сооружений с развитием техники и механики стали изобретать осадные машины.

Значительный рост техники, связанный с улучшением обработки металла, переход к кузнечному меху позволили усовершенствовать производство оружия и защитного вооружения. В древнейшую эпоху в Египте, Двуречье и Китае оружие изготовлялось из камня и бронзы. Когда искусство обработки [34] металлов стало более совершенным, появилось оружие из железа.

Структура войска древнейших рабовладельческих государств зависела от производственной деятельности населения. Там, где основным занятием жителей было земледелие, главную часть войска составляла пехота (Египет, Шумер, Аккад, Вавилон, Китай и др.). Скотоводы-кочевники (персы, скифы и др.) были родоначальниками конницы. В индийском войске широко применялись боевые слоны.

Так постепенно складывались материальная, политическая и техническая основы развития первых элементарных форм военного искусства. В этом развитии крупную роль сыграли военная организация древнейших рабовладельческих государств и войны, которые они вели. В результате обобщения опыта войн зарождалась военно-теоретическая мысль, сначала в форме отдельных статей о правах и обязанностях воинов, включавшихся в своды законов (в Египте и Вавилоне), а затем и в форме специальных военно-теоретических трактатов (в Китае).

Немецкие идеологи империализма (в частности, военный историк Дельбрюк) игнорировали военное искусство древнейших рабовладельческих государств, рассматривая Восток лишь как объект для колонизации, а народы его как «низшую расу», не способную к самостоятельному развитию культуры. По их мнению, начало военному искусству и военно-теоретической мысли положили народы Западной Европы, и прежде всего древние германцы. Некоторые буржуазные историки, напротив, преувеличивают значение военного искусства древневосточных народов. Особенно идеализируется ими военное искусство ассирийского государства, которое в течение длительного времени господствовало над соседними народами. Фашистский историк фон Соден успех ассирийской экспансии приписывает этнической примеси «высшей расы» в ассирийском народе. Американский историк Олмстед видит в ассирийском рабоавлдельческом государстве чуть ли не идеальный прообраз колониальной державы. Так буржуазные идеологи фальсифицируют историю военного искусства древнейших рабовладельческих государств.

Военное искусство государств древнего Востока

Военное искусство древнего Египта. Многочисленные документальные и материальные источники истории древнего Египта и особенно истории Ассирии дают нам представление о древнейших истоках военного искусства. В отношении других древнейших, государств такими данными мы, к сожалению, не располагаем.

Богатые материалы по истории военного искусства древнего Египта до сего времени не были в достаточной степени [35] обобщены; в литературе о древнем Египте в лучшем случае можно встретить данные по отдельным вопросам: вооружению египетских воинов, фортификации, мореходству и пр. Военное искусство древнего Египта до сих пор обстоятельно не исследовано, хотя отдельные попытки разработать эту тему были. Так, в 1901 году появилась небольшая книга русского офицера Пасыпкина «Военное искусство древнего Египта», в которой автор вкратце рассматривает развитие организации египетского войска, его вооружение, устройство крепостей. Книга имеет такие главы, как «Бой», «Окружение и разведывание», «Походное движение»; в приложении даны конкретные примеры войн древнего Египта. Пасыпкин первый начал разработку вопросов военного искусства древнего Египта.

Успешно решает проблему разработки военной истории древнего Египта советская историческая наука. В 1948 году вышел в свет первый том «Военной истории древнего Египта» профессора Авдиева, в котором обстоятельно исследованы военная политика и военное дело Египта в период Древнего и Среднего царства и войны египтян с гиксосами. Профессор Авдиев разоблачил буржуазных фальсификаторов военной истории древнего Египта, вскрыл действительный характер войн исследуемых им периодов египетской истории, собрал богатый материал по вопросам истории военного искусства.

Египетская рабовладельческая деспотия сложилась в северо-восточной части Африки в долине реки Нил. Главным занятием жителей этой [36] долины было земледелие. Подсобную роль играло скотоводство и рыболовство. Значительно развито было ремесло.

В IV тысячелетии до н. э. плодородная долина Нила находилась во владении живших здесь племен. В процессе межплеменной борьбы возникали союзы племен, делившие между собой территорию долины, что легло в основу позднейшего административного деления Египта на номы (провинции египетского рабовладельческого государства).



infopedia.su

Особенности экономического развития рабовладельческих государств Древнего Востока и античного мира

План контрольной работы

Введение

. Причины возникновения и особенности рабовладельческого хозяйства

. Варианты развития рабовладения (восточное и античное рабство)

Заключение

Литература

Введение

Раскрываемая мною тема «Особенности экономического развития рабовладельческих государств Древнего Востока и античного мира», не так проста, как может показаться на первый взгляд, из за множества факторов. Античные страны и страны Древнего Востока называют рабовладельческими, но типы производства в этих государствах значительно различались. До сих пор археологи откапывают новые факты для ученых о том, как экономически развивались рабовладельческие государства Древнего Востока и античного мира, и иногда эти факты просто заводят в тупик. Поэтому твердого знания о экономическом развитии и многообразии человеческой истории Древнего Востока и античного мира нет.

В долгой истории Древнего Востока в первую очередь бросаются в глаза богатые различного рода события и его экономические принципы существования, едва вышедшие за рамки первобытной структуры, с общинными традициями, религиозными идеями, нормами бытия и поведением.

Своего полного развития рабовладельческий способ достиг именно в античном мире, там рабство приняла законченные и классические формы. Формирование рабовладельческих отношений напрямую было связано с войнами, которые обеспечивали большой приток пленных, превращавшихся, как правило, в рабов. В античном мире,общество частных собственников доминировало над государством, а государство было слугой общества и способствовала его процветанию. На Востоке же дело обстояло иначе. Государство в лице господствующего класса было ведущим элементом базисной структуры общества, оно полностью господствовало над ним. Так как в государстве было общинное общество, то поскольку государство объединяло силы людей, допустим для строительства оросительной системы, и трудовая обязанность превратилась в трудовую повинность и через общественные работы восточные владыки подчинили себе свободных общинников-земледельцев, то есть они фактически перестали быть свободными.

Значит в основе исторического развития Древнего Востока было стремление к консервативной стабильности. В античном мире было движение от низшего к высшему, а на Древнем Востоке альтернативой оказалось цикличное развитие.

В контрольной работе поставлена цель - определить особенности экономического развития рабовладельческих государств Древнего Востока и античности.

Таким образом: в контрольной работе предстоит решить следующие задачи:

. Определить особенности экономического развития рабовладельческих государств Древнего Востока и античного мира.

. Выявить причины возникновения и особенности рабовладельческого хозяйства.

. Узнать варианты развития рабовладения (восточное и античное рабство).

1. Причины возникновения и особенности рабовладельческого хозяйства

Рабовладельческий строй, первая в истории человечества классовая общественно-экономическая формация, основанная на угнетении человека человеком. Возникший в результате разложения первобытнообщинного строя, рабовладельческий строй был таким же этапом во всемирной истории человечества, как предшествовавшая ему доклассовая формация и как следовавший за ним феодализм. Древнейшие рабовладельческие государства возникли на рубеже IV-III тыс. до н. э. (Месопотамия, Египет). Рабовладельческий строй существовал в передовых для того времени странах Азии, Европы и Африки вплоть до 3-5 вв. н. э.; своего высшего развития достиг в Древней Греции и Риме. В период т. н. древней истории (т. е. от разложения первобытнообщинных отношений и до возникновения феодализма) рабовладельческий строй был единственной формой классовых отношений, однако рабовладельческие общества сосуществовали со множеством обществ, ещё не вышедших из первобытнообщинного строя, и оказывали на них сильнейшее влияние, способствуя преобразованию их в классовые рабовладельческие общества.

Необходимым условием развития рабовладельческого хозяйства были постоянные войны. Во II веке наступил кризис рабовладельческой системы. Военные победы Рима все чаще стали сменяться поражениями. Главный источник пополнения дешевых рабов стал иссякать. Все сильнее стали проявляться отрицательные стороны малопроизводительного рабского труда, который был эффективен только лишь в условиях массового применения. Но с сокращением притока рабов цены на них возросли. А дорогого раба нельзя эксплуатировать методами простого принуждения. Дорогого раба приходилось беречь и добиваться увеличения производительности труда путем материальной заинтересованности. Но даже нововведения в области рабовладения не были в состоянии спасти Римскую империю. Для победы феодальных отношений нужны были крестьяне, а римские крестьяне были разорены, и разорение началось еще при переходе к крупным рабовладельческим хозяйствам на селе. С крестьянством исчезла и победоносная римская армия. Рим постепенно приходил в запустение и вскоре пал под натиском варваров. Рабовладельческий строй погиб вместе с Римской империей.

Возникновение государств Древнего Востока

Первые государства на Земле, первые очаги цивилизации, сложились в строго определенных местах, в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила (за 3000 лет до н.э.), затем в долинах Тигра и Евфрата, в долине Ганга, в лессовых долинах китайских рек. Эти государства и принято называть государствами Древнего Востока. Очаги будущей европейской цивилизации, античные государства, возникли позже. Семья египетского крестьянина получала втрое больше продовольствия, чем было необходимо для удовлетворения ее потребностей. А прибавочный продукт - главное условие рождения цивилизации. Без него не может быть ни ремесленников, ни науки, ни городской жизни, потому что каждый сам должен добывать пищу. Получить же прибавочный продукт можно было только, создав оросительные системы. Каждая община не могла построить и регулировать такую систему. Для этого надо было объединить силы всего населения речной долины. Такое объединение сил было основой рождения государств Древнего Востока.

Особенности государств Древнего Востока: рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. производством материальных благ, сельским хозяйством и ремеслом занимались в основном люди, которые считались свободными; земля находилась не в частной, а в государственной или государственно-общинной собственности; государство на Востоке приобрело форму "восточной деспотии", т.е. полного бесправия жителей перед лицом государства.

Основу рабовладельческого строя составляла частная собственность на землю и на раба. Она и предопределяла существо социально-экономических отношений этого общества. Захватнические войны обеспечивали массовый приток пленных, - дешевой рабочей силы для рабовладельческих латифундий.

Рабовладельческая формация не могла возникнуть ранее, чем производительные силы развились до такой степени, то появился излишек продукта труда - прибавочный продукт. Его появление послужило причиной целого ряда социальных изменений важнейшими, из которых являются: возникновение товарного производства (теперь есть чем обмениваться), частной собственности, институт которой, в свою очередь, инициирует, формирование института моногамной семьи, возникновение и институционализацию государства, появление профессионального слоя жрецов и управленцев.

Главным объектом частной собственности становятся люди (рабы) - результат того, что теперь «среднестатистический» работник уже в состоянии прокормить себя и других.

Рабовладельческий тип государства - первый в истории классового общества. Основу производственных отношений рабовладельческого общества составляла полная собственность на орудия труда, средства производства и рабов, рассматривавшихся как одушевленные орудия труда. Рабовладелец мог совершать в отношении раба все действия, совершаемые в отношении других предметов собственности - купить, продать, подарить, обменять, завещать наследникам, даже убить. Наряду с рабовладельцами и рабами на всех этапах развития рабовладельческого строя встречались различные социальные группы свободных и полусвободных людей. Это были крестьяне-общинники, ремесленники, или иные в той либо другой степени зависимые от царя и храмов люди. Их положение также строго регламентировалось государством.

Рабовладельческий строй представляет собой закономерный и в то же время более прогрессивный тип производственных отношений по сравнению с первобытнообщинным. Развитие производительных сил ускорилось, привело к дальнейшему разделению труда, к большему накоплению средств производства и продуктов труда, расширению торговли, обмена, как между отдельными лицами и их группами, так и между государствами.

Основные функции рабовладельческого государства определялись в первую очередь его классовой сущностью, необходимостью собственников средств производства закрепить и упрочить соответствующие экономические отношения.

Одновременно с возникновением и развитием рабовладельческого государства возникло и развивалось рабовладельческое право, представлявшее собой возведенную в закон волю рабовладельцев, совокупность общеобязательных норм, закрепляющих господствующие в обществе отношения.

При рабовладельческом строе развитие производительных сил шло в основном не за счёт совершенствования орудий производства, а за счёт людей (свободных или рабов), занятых в процессе производства (возрастала специализация занятых в земледелии и ремесле работников, как свободных, так и рабов, повышалась их квалификация). Низкий уровень техники при рабовладельческом строе объясняется, во-первых, тем, что источник энергии - мускульная сила животных и главным образом рабов для рабовладельца была бесплатной, во-вторых, отсутствием заинтересованности рабов в развитии и росте производства. Поэтому рабовладельческие производственные отношения из силы, активно содействовавшей развитию производительных сил, сравнительно скоро превратились в тормоз их развития. Орудия труда, которыми рабовладельцы снабжали рабов, как правило, были низкого качества и примитивного типа, т.к. рабы из ненависти к рабовладельцам уничтожали, портили, или теряли их, а удельный вес труда свободных постоянно снижался в результате его вытеснения бесплатным рабским трудом. Рабовладельческий способ производства становился экономически невыгодным и в силу этого, в конце концов, должен был уступить место другому способу производства.

. Варианты развития рабовладения (восточное и античное рабство)

Своего полного, наивысшего развития рабовладельческий способ производства достиг в так называемом античном мире - в Древней Греции и Древнем Риме, существовавших позже, чем древневосточные государства. В античных государствах рабство приняло наиболее законченные, классические формы. Первый период истории Древней Греции с XII по VIII вв. до нашей эры, называется Гомеровским. Но в этот период времени ещё нет государства. Это был переходный период от первобытнообщинного к классовому обществу, который принято называть периодом строя военной демократии. Верховным органом племени было народное собрание, которое выбирало вождя. Строй военной демократии на переходе к государству был у всех народов. Следующий период, с VIII по III вв. до нашей эры, - период государств-полисов. Это и есть классический рабовладельческий период Древней Греции. Она не была единым государством, а состояла из множества маленьких государств-полисов. Полис - город-государство с прилегающими землями. Демократия обеспечивалась экономическими гарантиями: свободные бедняки обеспечивались прожиточным минимумом за счёт города, а город получал эти средства с богачей в виде налогов. По закону свободный грек не мог стать рабом в своём государстве-городе. Образование рабовладельческих городов-государств совпало с колонизацией греками ряда иноземных территорий и регионов. В отличие от Древнего Египта, в Греции торговали при помощи денег. Но свои денежные знаки чеканил каждый полис. Это обстоятельство породило ростовщичество, поскольку соотношение ценности монет было разным во всех городах. В колониях развивалась торговля. Греки меняли продукты ремесленного производства на продовольственные товары. Колонии становились посредниками в торговле греков с другими народами.

Заключительный период в экономической истории Древней Греции - это VI-IV вв. до нашей эры - время расцвета Афинского рабовладельческого государства. Наиболее сильным греческим городом-государством в VI веке до нашей эры становятся Афины. Афинам удалось укрепить своё могущество в результате побед в ряде войн. Афины становятся центром, осью политической и экономической жизни Древней Греции. В V в. до нашей эры экономическая жизнь Афин достигла наивысшего расцвета, в основе которого лежала широкая эксплуатация рабского труда. Рабы стали использоваться во всех отраслях народного хозяйства: в сельском хозяйстве, в строительстве, в ремесленных мастерских, в качестве гребцов и т.д.Но расцвет Афин был непродолжительным. В 431 году до нашей эры, в результате противоречий вспыхнула война между Афинами и Спартой. Победа была за последней.

Азиатская модель. Первые классовые общества возникли там, где были наиболее благоприятный климат и плодородные земли. Значимым обстоятельством в развитии экономики стран Древнего Востока явилось ирригационное земледелие - искусственное орошение земель. Это стало фактором развития экономики страны, базирующейся на командно-распределительной системе хозяйства. Правление древневосточных царей строилось на централизованной системе управления ирригацией, а чиновники наблюдали за поливом полей, обслуживанием и ремонтом оросительных сооружений, сбором поземельного налога. Сначала на Древнем Востоке рабство имело патриархальный характер, но в различных захватнических походах доминировала система поголовного рабства, применялись деспотичные формы правления. Помимо производства, рабский труд применялся и на всевозможных подсобных работах, и в обслуживании домашнего хозяйства знати. Крестьяне были производителями материальных благ и несли рабочую повинность для государства. Экономическое развитие древневосточных стран было заторможенным и консервативным. Хотя имелись заслуги: 1.) крупные успехи в строительстве храмов, дворцов, пирамид; 2) развитие кораблестроения; 3) материальная культура производства; 4) зарождение и развитие металлургии; 5) производство бумаги и стекла; 6) развитие различных видов земледелия: а) полеводство; б) огородничество; в) садоводство; г) льноводство; д) виноградарство; 7) изобретение компаса и пороха; 8) развитие торговли. Античная модель. Развитие хозяйства в Древнем Риме и Древней Греции носило другой характер в отличие от Древнего Востока. Эти государства сформировались в целях упрочения господства рабовладельцев, которые содействовали классовой организации граждан, противостоящей рабам. Это было общество, в котором богатство и частная собственность были недоступны множеству рабов, а собственником мог стать только свободный человек. В VIII-VII вв. до н. э. в Древней Греции начали формироваться города-государства (полисы). Здесь стал наблюдаться высокий уровень развития ремесла как основы промышленной рабовладельческой экономики. Раньше стали развиваться обмен и духовная культура. Афины были главным центром ремесленного производства. Однако расцвет Афин был недолгим, так как в стране существовало множество противоречий, а это отражалось на экономике, и вскоре Афины были захвачены сначала Македонией, а потом - Древним Римом. В Древнем Риме появились пролетарии, проживающие за счет государства, также сформировалась система колоната, и возникли латифундии.

Причины падения рабовладельческого строя.

В области идеологии произошли существенные изменения. Крупнейшим из них была победа христианства. Христианское учение, возникшее в форме социального протеста масс, превращается затем в государственную религию рабовладельческой империи. Но это произошло уже в период разложения рабовладельческих отношений, в период кризиса полисной идеологии - античной философии, морали, права. Именно потому, что христианство было наиболее ярким выражением этого кризиса, впоследствии оказалось возможным приспособить его к нуждам и того общественного строя, который пришёл на смену рабовладельческому.

В целом же те элементы нового, те феодальные институты, которые возникли в зародыше в римском обществе, не имели перспектив свободного развития и тормозились стойкими и ещё не изжитыми рабовладельческими отношениями. Подобное положение вполне закономерно и понятно, так как все эти институты формировались в Римской империи в обстановке гибнущей цивилизации, в обстановке рабовладельческого общества, зашедшего в тупик.

Единственным средством, которое могло бы обеспечить свободное развитие новым силам, был революционный переворот, «коренная революция», способная окончательно похоронить рабовладельческое общество с его ещё достаточно мощной политической надстройкой. Однако этот революционный переворот не мог быть произведён только внутренними силами римского общества. Широкие народные движения III-V вв., каковыми были восстание багаудов, движения агонистиков, несомненно, расшатали Римскую империю, но оказались не в состоянии её окончательно сокрушить.

Для этого потребовалось сочетание классовой борьбы внутри общества с таким внешним фактором, как вторжения «варварских» племён на территорию Римской империи. И действительно, в результате объединённого воздействия этих исторических факторов наступает гибель Западной Римской империи и гибель рабовладельческого строя.

рабовладение правовой античный

Заключение

Я провела характеристику особенностей экономического развития рабовладельческих государств Древнего Востока и античного мира и теперь могу сделать выводы.

Я установила как общие, так и отличительные черты, характеризующие общественный строй древнего Востока, с одного стороны, и античных Греции и Рима - с другой. И древневосточные народы, и древние греки, и римляне жили в условиях рабовладельческого общества. Однако на древнем Востоке рабовладение, носившее сравнительно застойный характер, задержалось на первой стадии своего развития; это было примитивное, в значительной степени домашнее, рабство, в то время как в античном греко-римском мире рабство достигло высшей стадии развития. Численность рабов на древнем Востоке была сравнительно невелика; наряду с рабами было много свободных членов сельских общин. Рабство на древнем Востоке ещё не охватывало всего производства в целом, как это можно наблюдать в античных обществах Греции и Рима. Соответственно с этим существовали различия и между экономикой древневосточных стран и хозяйственным развитием античных народов Греции и Рима. Деньги в виде монет и городской строй, связанный с более высоким развитием торговли, появляются лишь на последнем этапе существования древневосточных государств. В равной мере и древневосточная культура более примитивна, чем античная.

Однако древний Восток был тесно связан с античным миром Греции и Рима, в котором рабовладение достигло своего полного развития. Подобно тому, как античное рабовладение есть дальнейшая стадия в развитии примитивного восточного рабовладения, античная культура есть дальнейшее развитие культуры древневосточных народов, которые создали много замечательных культурных ценностей, легших в основу западной греко-римской культуры и средневековых культур Востока.

Литература

1) История мировой экономики под ред. М.В. Конотопова, С.И. Сметанина-М., 1997.

) История Древней Греции М.,1996.

) История мировой экономики: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2001.-727 с.: ил.

) Агапова И.И. История экономики: учебное пособие. - М.: Магистр, 2007.

Теги: Особенности экономического развития рабовладельческих государств Древнего Востока и античного мира  Контрольная работа  История

dodiplom.ru

Возникновение рабовладельческого государства. Всемирная история. Том 1. Каменный век

Возникновение рабовладельческого государства

В конце IV — начале III тысячелетия до н. э. с распадением общества на классы в Египте и Двуречье создаются первые государства, со своими органами власти, призванными регулировать все более усложняющиеся отношения между людьми.

Рабовладельческое государство осуществляет свою власть на определенной территории, которая в целях управления разделена по территориальному, а не по родо-племенному признаку.

Поскольку появление ирригационного земледелия потребовало организации управления оросительными работами, эта функция, как и прочие, попала вначале в руки племенной верхушки, а затем в руки рабовладельческого государства.

Земледелие, основанное на ирригации, могло дать наибольшую выгоду только тогда, когда использование вод во всей речной долине было координировано и представляло единую систему. В противном случае конкурирующие общины мешали водоснабжению друг друга, а это, как правило, приводило к разрушительным, частым войнам.

Число рабов и беднеющих свободных людей непрерывно увеличивалось. С другой стороны, увеличивалось количество и обеспеченных людей. Для регулирования их отношений необходима была сильная государственная власть. Это, собственно, и вело к возникновению рабовладельческих государств.

В Египте и Двуречье не смогли долго существовать первичные мелкие государственные образования, как это обычно бывало в других странах при складывании классового общества. Здесь объединение создается путем завоевания — в Египте очень рано, вероятно, не позже 3000 г. до н. э., в долине Евфрата и Тигра несколько позже — более или менее прочно лишь к концу III тысячелетия до н. э.

Установление нового общественно-экономического строя повлияло на развитие культуры. Созданная первыми рабовладельческими государствами цивилизация оказала сильнейшее влияние на все дальнейшее культурное развитие человечества.

В государствах древнего Востока впервые в истории из примитивных способов передачи мысли с помощью рисунков появляется настоящая письменность.

Несомненно, для своего времени рабовладельческий строй был прогрессивным явлением. Несмотря на имевшее место при этом жестокое угнетение человека человеком, рабовладельческие отношения открывали единственную возможность дальнейшего развития общества и создания более высокой культуры.

Возникновение классового общества, первоначально в долинах Нила и Евфрата, а впоследствии и на других территориях, стало одним из важнейших поворотных пунктов в общественном развитии человечества.

Таким образом, к III тысячелетию до н. э. население земного шара уже не являлось однородным по технической вооруженности и своему общественному развитию.

С одной стороны, целый ряд племен переходит к веку металла, причем у части из них начинает возникать классовое общество.

С другой стороны, в некоторых областях земного шара, и особенно в лесных полосах Севера и в тропиках, а также на всем континенте обеих Америк и в Австралии еще твердые позиции занимает каменный век. Там все еще господствуют общественные условия, на которых мы подробно останавливались в предыдущей части.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru


Смотрите также