Древние школы россии. Воспитание и школа в России с древнейших времен до 1917 года (стр. 1 из 2)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1685-1917. История гимназического образования в дореволюционной России. Древние школы россии


Когда и как появились первые школы

24.04.2017 15:41 1602

школы, первые, появились, когда

 

Когда и как появились первые школы.

 

Школа имеет для человека очень большое значение, потому что именно в школьные годы мы получаем большинство знаний, которые используем потом на протяжении всей жизни.

Когда же появились первые в истории человечества школы и какими они тогда были? Для ответа на этот вопрос нам с вами нужно заглянуть в историю.

Первые упоминания о школах связаны с историей Древнего Востока, а точнее с народом называемым шумерами. О его существовании обществу стало известно лишь в  XIX (19) веке. К тому времени шумеры как народ уже давным-давно исчезли. 

Жил этот высококультурный для своего времени народ в низовьях таких рек, как Тигр и Евфрат. Шумеры знали и умели очень многое из того, что известно современному человеку - они пряли, занимались ткачеством, выковывали различные орудия труда из меди и бронзы, а также знали гончарное искусство и много чего еще. 

Еще за 3 тысячи лет до нашей эры, шумерский народ уже имел свою собственную письменность. Кроме того, им были знакомы основные правила алгебры - более сложного раздела математики.

Более того, у шумеров имелись даже школы, которые тогда назывались «домами табличек», потому что их ученики для занятий использовали глиняные таблички- на них писали, по ним читали и вообще учились. Скорее всего, именно эти учебные заведения и можно назвать самыми первыми школами в истории человечества.

Руководил такой школой уммиа, это примерно как сейчас директор. У него также было несколько подручных: учителя, помощник наставника - именовавшийся «старшим братом», а также человек, обязанностью которого было следить за дисциплиной. А надо сказать,что порядки в шумерскихшколах были очень строгие.

По названию самой школы, ее учеников называли «дети дома табличек». Отучившись, они получали должность писца.

Во времена Средневековья (период примерно с 5-го по 15-16 век нашей эры), самыми первыми учебными заведениями являлись школы находящиеся при монастырях и церковных приходах.

Посещать такую школу имели возможность только дети из богатых семей, поскольку обучение в них было платным. Все занятия здесь проводились на латинском языке. Детей обучали чтению, письму, простейшему счету, а также основам христианской религии и церковному пению. 

С XI (11) века стали появляться первые светские учебные заведения.То есть такие, в которых главным было изучение различных наук, а не только предметов связанных с религией.

В средневековой школе обучение делилась на два уровня, которые назывались ступенями. Во время обучения на первой ступени (она называлась тривиум) учащиеся изучали грамматику, риторику и логику.

В том случае, если учащийся добивался успехов в обучении, он переходил на следующую ступень (квадривиум), где преподавались арифметика, геометрия, астрономию, а также музыка. Полный курс обучения длился немного больше, чем в современной школе - от 12 до 13 лет.

А спустя еще два столетия самые крупные в Европе церковные и светские школы начали превращать в университеты. 

 

Что касается возникновения школ в Древней Руси, то они здесь появились еще до татаро-монгольского нашествия. Еще в 988 году от Рождества Христова, после принятия Киевской Руси христианства, Великий киевский князь Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей», то есть опять же знатных и богатых. 

Брат князя, Ярослав Мудрый оснавалв Великом Новгороде школу для детей старост ( государственных служащих) и духовных лиц. Обучение в ней велось на родном, то есть на старославянском языке.Ученики постигали науку чтения, письма, а также обучались основам христианской религии и счету (простейшим правилам математики). 

Существовали в Древней Руси и так называемые школы высшего типа.Это что-то вроде теперешних университетов. В них учащихся готовили к различной государственной и церковной деятельности. 

Помимо богословия в таких школах изучались философия, риторика, грамматика, а кроме того, учеников знакомили с научными трудами по истории, географии и естественным наукам.

В те далекие времена образование ценилось очень высоко. И в связи с этим в 1551 году было принято решение, о том, чтобы в доме каждого священика были созданы частные школы, для обучения детей грамоте. 

Как и в Европе, на Руси такие школы открывали при монастырях и церковных приходах. Преподавали в них конечно же священники, служившие в этих самых приходах и монастырях.

Но иногда учебные заведения содержали и светские люди.В этом случае учителями в них служили так называемые особые «мастера грамоты», которые получили образование за границей. 

Классы в таких школах были разнобойные, то есть в них могли одновременно учиться дети разных возрастов и разного уровня знаний - кто-то из них только начинал учить буквы, другие уже умели бегло читать, третьи и вовсе учились писать. Кроме изучения чтения и письма также преподавались нотная грамота и пение. 

Как и в Древней Греции, Египте и Риме, непременной частью обучения, в средневековой Руси, считались розги. Применялись они, как тогда говорилось , "для пущего усердия".

 

Получив в такой частной школе начальное образование, дети могли затем пополнять свои знания только читая книги, так как первое в России высшее учебное заведение,которым стала Славяно-греко-латинская академия, было открыто только в 1687 году.

 

В годы правления Петра Великого (с 1689 - по 1725) создание школ стало делом государственным. В одном из составленных царем планов было записано следующее: «Академии, школы, есть дело очень нужное для обучения народа». 

Традиция начинать учебный год именно первого сентября тоже уходит своими корнями в среднивековье. А все началось с того, что день 1 сентября в 1492 году был объвлен великим князем Иваном III первым днем нового года (Новолетием) и официальным церковно государственным праздником. 

Однако, стоит отметить, что тогда еще далеко не все учебные заведения начинали учебный год именно в этот день. Так было потому, что Российские гимназии подчинялись государству и строго соблюдали предписаные правила. В то время как частные учебные заведения начинали обучение тогда, когда это было удобно их содержателям.

С течением времени система образования менялась и школы естественно тоже. Теперь они такие, какими их знаете вы друзья. 

Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг

yznavaika.ru

Первые школы в России - MicroArticles

Начало образовательного процесса в России

На Руси знание испокон веков было святыней, второй по счету после веры. Уже Владимир Красное Солнышко – равноапостольный князь Владимир Святославич, правивший в Киеве в 980-1015 годах, вводившем христианство на Руси как государственную религию, открывает в 989 году первую на Руси государственную школу. Вот как пишет об этом в начале ХII в. Нестор – летописец, «книжник широкого исторического кругозора и большого литературного дарования» – в широко известном ныне своде «Повесть временных лет»:

"Послав, нача поимати у нарочитые чади дети, и даяти нача на учение книжное". Это первое упоминание о создании на Руси школ.

Ярослав Мудрый, продолжая дело отца в Новгороде, тоже приказал учить 300 детей , для чего организовал училища. По мнению современных исследователей, это были школы высшего типа – они давали знания по философии, риторике, грамматике. В древнем Новгороде обучать грамоте начинали с 6 - 7 лет. Он же «собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным... Ярослав же, книги многие написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам». Так летописец поведал нам о создании первого на Руси государственного книжного собрания.

Такие князья, как Владимир Мономах или Андрей Боголюбский, не только не стремятся сделать знание монополией узкого круга лиц, но, напротив, ощущают потребность в том, чтобы как можно шире распространить его, просветить своих подданных. Не только богатых и знатных, всех.

Русская школа уже при своем рождении была лишена каких-либо политических, социальных, экономических, национальных и даже половых предрассудков.

Сегодня доказано, что многочисленные берестяные грамоты, найденные в Новгороде, имели хождение и в других древнерусских городах. Писавшие часто были людьми самого низкого звания, и, что самое удивительное, среди них встречались женщины.

Дочь Ярослава Анна, выйдя замуж за безграмотного короля Франции Генриха I, основала в полуварварском Париже такую же женскую школу, что и ее племянница Анна в Киеве. А ведь почти в то же время западноевропейские богословы всерьез обсуждали, можно ли считать женщину человеком и стоит ли позволять чтение кому-то, кроме церковнослужителей и юристов.

Долгие годы татарского ига и последовавших войн лишили государство возможности тратить на просвещение народа достаточные средства. Борьба с европейской культурной экспансией, а так же появившиеся в XV-XVI веках ереси вынудили правительство усилить контроль и за церковными школами. Но тяжелее всего на судьбах русского просвещения отразился церковный раскол середины XVII века. Массовое начальное образование, оставшееся в руках старообрядцев, оказалось как бы вне закона. Пути Московского государства и народного просвещения могли разойтись навсегда. Но как только Петр 1 начал свои преобразования, они снова постепенно сходятся. Дело здесь не только в том, что власти вдруг понадобились офицеры, чиновники или механики. Их можно было найти и за границей. Но просвещения желал сам народ. И не какого-нибудь чужеземного, а своего, государственного. Доступного всем сословиям в равной мере.

На это удивительное по своей силе и вековой устойчивости желание до сих пор мало кто обращает внимание.

«В начале отрочества своего, сыне мой, паче всех наук прилежи книжному научению, не только славянскому одному, но и греческому, и латинскому, или хотя польскому», - так еще прежде рождения Ломоносова на заре XVIII века крестьянин Посошков начинает свое "Завещание отеческое». Возвратимся на семь веков вспять и найдем в «Изборнике» Святослава "Слово некоего старца о чтении книг». Тот же завет, та же бескорыстная тяга к истине.

Однако в конце XVIII века отношение к народному образованию вновь меняется. Проект организации сети народных училищ положен под сукно. «Черни не должно давать образование, поколику будет знать столько же, сколько вы да я, то не станет повиноваться нам в такой мере, как повинуется теперь», - пишет своему фавориту просвещенная Екатерина II.

8 сентября 1802 года «державная рука Александра 1 подписала бессмертный указ о заведении новых училищ и распространении наук в России. Многие государи имели славу быть покровителями наук и дарований; но едва ли кто-нибудь издавал такой основательный, всеобъемлющий план народного учения: было учреждено ведомство, призванное осуществлять управление училищами, учебными округами, народными школами, гимназиями, Академией наук, университетами и т.д. И называлось оно Министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук. Петр Великий учредил первую Академию в нашем Отечестве, Елизавета - первый университет, великая Екатерина - городские школы; но Александр, размножая университеты и гимназии, говорит еще: да будет свет и в хижинах! Новая великая эпоха начинается отныне в истории нравственного образования России, которое есть корень государственного величия и без которого самые блестящие царствования бывают только личиною славы монархов, не Отечества, не народа!» Так восторженно создание министерства народного просвещения в 1802 году приветствовал не один лишь российский историограф Николай Карамзин.

Начало образовательного процесса в Сибири

В 1697 году был обнародован именной указ Петра Великого об открытии в Тобольске школы для обучения отроков из духовного сословия.. Об открытии школы хлопотал сибирский митрополит Филофей Лещинский... Филофей намеревался в открываемой им школе организовать обучение по образцу юго-западных духовных школ и обратился к Петру I со следующей программой: 1) принимать в школу не только детей духовенства, но и из других сословий; 2) наряду с русским ввести обучение на латинском языке; 3) привлечь на преподавательскую работу черниговских и киевских монахов, считавшихся наиболее образованными; открыть при школе собственную друкарню , в которой можно было бы печатать все необходимые для школы учебники. Филофей просил также отпустить из казны пособие на содержание училища.

Петр I одобрил инициативу сибирского митрополита, но программу предложил сузить. Он не разрешил открыть типографию, преподавать на латинском языке и принимать в школу детей недуховного звания; деньги же царь рекомендовал изыскать из митрополичьих доходов....

Исполнение указа затянулось по разным причинам на несколько лет, и только в 1701-1702 годах в городе открылась общеобразовательная школа, основанная воеводой М.Черкасским, в которой обучалось 96 детей бояр, дворян и служилых людей. Через год состоялось официальное открытие архиерейской школы. Первенцы положили начало образовательному процессу в Сибири.

Около 1728 г. в программу архиерейской школы ввели преподавание латинского языка. Это был важный шаг на пути к преобразованию Тобольской архиерейской школы в семинарию. В 1743 г. для семинарии было выстроено здание, с 1744 г. она стала функционировать, а в 1748 г. открылась официально. При Екатерине II это была одна из 8 семинарий в России , где преподавался полный 8-классный курс

В исследованиях А.Н.Копылова представлено расширение сети учебных заведений в регионе в XVIII в. Он указывает, что под различными названиями гарнизонные школы существовали в Сибири на протяжении всего XVIII в. Обучали в гарнизонных школах элементарной грамоте, военному делу, а также различным ремеслам - слесарному, кузнечному, столярному, сапожному. В некоторых местах на базе гарнизонных возникали школы более высокого уровня....В центре Сибирского казачьего войска - Омске в 60-х годах XYIII в. из детей, окончивших гарнизонные школы, готовили переводчиков и толмачей, а при команде инженерной - чертежников и картографов. В 1789 г. здесь при том же военно-сиротском отделении была открыта так называемая Азиатская школа для подготовки переводчиков и толмачей татарского, калмыцкого, монгольского и маньчжурского языков.

В эти годы в Западной Сибири появляются и первые учебные заведения технического профиля. К таковым можно отнести упоминающиеся в книге Копылова геодезические школы, близкие по своей программе к навигацким. По типу уральских горных школ в Барнауле была создана комбинированная словесная и арифметическая школа с горнозаводской специализацией.

В течение 1789-1790 ггю на территории Сибири было организовано 13 народных училищ: 3 Главных - в Тобольске, Иркутске и Барнауле и 10 Малых - в Тюмени, Туринске, Таре, Томске, Кузнецке, Нарыме, Красноярске, Енисейске, Иркутске, Верхнеудинске.

Народное образование в Красноярском крае

К концу XVIII века город Красноярск во втором столетии своего существования сделал новый шаг вперед в своем культурном развитии. Значительное распространение получило домашнее обучение. В 1759 году открылась латинская школа для обучения детей духовенства. В школу ходило около 30 учеников . Через 30 лет в трапезной Воскресенского собора начались занятия Красноярского малого народного училища, которое в первый год посещали 100 мальчиков и девочек. Первые два года это была самая крупная в Сибири общеобразовательная школа. Присланный из Барнаула учитель Никита Звонников и его помощник из коренных красноярцев Матвей Тюменцев трудились много и самоотверженно. Звонников умер в Красноярске .

Благодаря развитию в XVIII веке книгопечатания расширился круг чтения горожан. По свидетельству ученого путешественника Д.Г. Мессершмидта, в 1723 году в Красноярске читали первую российскую газету «Ведомости». По инициативе медика и просветителя Степана Михайловича Кашкарева, участника академических экспедиций И.П. Фалька, П.С. Палласа и И.Г. Георги, в апреле-июне 1784 года в городе была основана первая в России уездная публичная библиотека.

Частично сохранившаяся копия книжной «росписи» показывает, что красноярцы получили преимущественно книги естественно-географического, исторического и нравоучительного содержания. Среди них были труды М.В. Ломоносова, путевые записки российских академиков И.И. Лепехина и С.Г. Гмелина, первый оригинальный учебник по географии, книги по датской и китайской истории .

www.microarticles.ru

1685-1917. История гимназического образования в дореволюционной России

История гимназического образования в России. Становление гимназического образования

 

Классические гимназии в дореволюционной России существовали как общеобразовательные учебные заведения наряду со специальными реальными училищами (по уставу 1864 года были реальные гимназии, которым до 1871-го, то есть очень короткое время, также отводилась роль общеобразовательных учебных заведений). Первые давали право поступления на любое отделение университета, вторые готовили в политехникум. Классические гимназии в России поначалу и возникали в качестве подведомственных университетам и с целью подготовки в университет, так что эта связь гимназии и университета была у нас исконной. Гимназия предполагала изучение древнегреческого и латыни, давала Закон Божий, сильную математику, то есть полноценное общее образование. Поэтому в университете на всех факультетах учились широко образованные и умеющие работать люди. Математик читал по-гречески, и филолог в принципе владел основными современными сведениями по математике и естественным наукам. Таким образом, именно классические гимназии обеспечивали возможность давать в университетах действительно высшее образование для людей с широким кругозором, владевших ведущими европейскими языками, то есть тремя древними (включая церковнославянский) и двумя-тремя новыми, и знакомых с современной научной картиной мира. Но нужно сказать, что и во многих реальных училищах изучали латынь.

Все выпускники университетов — историки, философы, юристы, математики, физики, биологи — и очень многие выпускники политехникумов читали по крайней мере по-латыни. При этом нужно отметить, что гимназии давали хорошее образование как в столицах, так и в провинции. Д. И. Менделеев окончил Тобольскую гимназию и поступил на отделение естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге, который фактически был университетской структурой и размещался в здании Двенадцати коллегий. Выпускник классической гимназии Павловска Д. Д. Мордухай-Болтовской поступил по окончании гимназии на физико-математическое отделение Санкт-Петербургского университета, успешно занимался математическим анализом, теорией чисел, начертательной геометрией, перевел с древнегреческого Начала Евклида и математические рукописи Ньютона и написал к ним обширный комментарий[1]. Московскую 1-ю гимназию окончил историк С. М. Соловьев, который затем учился на историко-филологическом отделении философского факультета Московского университета. Его сын, философ В. С. Соловьев, окончил Московскую 5-ю гимназию и учился на историко-филологическом и физико-математическом факультетах Московского университета.

К поступлению в университет должна готовить именно классическая гимназия, а не любого рода спецшкола. Тогда университет будет давать университетское образование и готовить настоящих ученых, а не технарей разных специальностей, в том числе гуманитарных. Что же касается нашей современной «просто гимназии», то она по своему существу есть в лучшем случае именно спецшкола, чаще всего гуманитарная или просто языковая. И поскольку в нашей системе классические гимназии как таковые отсутствуют, система российского образования с 1918 года и по сей день остается принципиально ущербной: в ней недостает того звена, которое скрепляет лучшие современные школы с европейской традицией начиная с ее истоков и вместе с тем позволяет поддерживать высокий уровень образования и в самых обычных общеобразовательных школах. И понятно почему.

ля учащихся в России — да и для педагогов — также было бы весьма полезно осознать, что без греческого и латыни мы пользуемся русским языком, как рабы, то есть не понимая его теснейших исторических и культурных связей с двумя первыми языками европейской культуры и со своей собственной историей. Достаточно вспомнить только лексику, связанную со школой, школьной программой и педагогическим процессом: директор, класс и педагог, названия дисциплин (математика, арифметика, геометрия, физика, география, биология, история, литература, физкультура), лингвистические термины (грамматика, синтаксис, пунктуация, орфография, фонема, морфема, суффикс, префикс), гуманитарная (филологическая) специализация, математическая терминология (леммы, теоремы, аксиомы) и пр., и пр. (слова из греческого и латинского выделены курсивом). Но очень трудно объяснить, что значит свободное обучение и свободное мышление, тому, кто никогда не слышал, что в основе правильного образования лежат свободные искусства — artes liberales, — и не задумывался над тем, какую именно свободу они предполагают и дают.

Понимание того, что наш родной язык теснейшим образом связан с греческим и латынью, — только начало того взгляда на мир, который с самого детства приобретают люди, получающие правильное образование. Уже начиная изучать азбуку, мы сталкиваемся с греческим алфавитом и тем самым приобщаемся к истокам европейской культуры, которая началась с изобретения алфавита в начале первого тысячелетия до Р. Х., вероятно, в IX веке; в VIII веке на основе греческого был создан латинский алфавит, а в IX веке по Р. Х. на основе греческого алфавита была создана кириллица, лежащая в основе нашего современного алфавита. Начиная изучать счет, мы сталкиваемся с наукой арифметикой, которая появилась в VI веке до Р. Х., а в самом начале XVIII века на Руси появился первый свод математических наук, Арифметика Магницкого; приступая к геометрии, отмечаем, что Евклид составил свои Начала в III веке после почти трех веков развития греческой математики, а русские переводы Начал появляются с первой половины XVIII века (полностью или в сокращении Начала переводились на русский язык восемь раз)...

Эти элементарные сведения, с которыми педагоги знакомят любого школьника, вводят ребенка в важнейшие эпизоды европейской культуры, в те тридцать веков ее развития, в результате которого она в XX веке приобрела планетарное распространение. Но классическая гимназия дает для понимания этого настоящую базу — греческий и латинский языки свыше двадцати веков (греческий — двадцать пять, латинский — двадцать три) были ведущими языками европейской культуры. Свободная ориентация в той единственной культурной традиции, которая непрерывно развивалась в течение тридцати веков и благодаря которой мы, европейцы, знакомимся со всеми прочими культурами, — вот то основание свободы, которое дает классическое образование. При этом у российского школьника сразу будет формироваться представление и о той великой роли, которую в истории Европы в течение тысячи лет играла Россия, теснейшим образом связанная как с Византией, изначально определившей нашу культуру как православную, то есть христианскую и европейскую, так и с латинским Западом, в результате чего латинский язык был в течение двух веков живым языком в наших духовных школах.

 классическая гимназия — это общеобразовательная школа, где получают общее образование одаренные дети. Отсутствие таких школ — примета социальной несправедливости, прямой дискриминации со стороны общества и государства по отношению к интеллектуальному меньшинству. Справедливость в школе должна включать справедливое отношение к одаренным детям, которые имеют право на то, чтобы их разнообразные таланты могли быть развиты полноценно, причем государство должно заботиться о том, чтобы это происходило независимо от обеспеченности их родителей.

Учебные заведения гимназического типа, т.е. с изучением латинского языка существовали на Руси очень давно. Причем латинский язык был не только языком изучаемым, но и языком общения. Преподавались грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка, философия и богословие, греческий язык.

Славяно-греко-латинская академия ведет свою историю с 1685г., когда братья Лихуды открыли школу в Благовещенском монастыре. Преподавание здесь велось на латинском и греческом языках. Сословного ограничения при приеме в академию не было.

История гимназий ведет свое начало с немецкой школы, открытой в 1701г, в Немецкой слободе. Она занимала просторные палаты боярина В. Нарышкина и получила официальное название гимназии, где учили ‘’языкам и философии мудрости’’. Программа включала, помимо древних и новых языков, философию, политику, риторику, арифметику и географию. С 1703г. гимназию возглавлял пастор Э. Глюк. Как отмечалось в указе 1705г. в школе, открытой для всеобщей, всенародной пользы, могли учиться все желающие.

При открытии гимназии в ней обучалось 28 учеников, в 1711г. — 77. Обучение было бесплатным и состояло из трех классов: начального, среднего и верхнего. Занятия продолжались 12 часов: с 8 утра до 8 вечера с небольшим перерывом на обед.

Впоследствии, в 1715г. она была переведена в Петербург и представляла собой курсы иностранных языков с несложной программой.

Начало перелома в деле гимназического образования в России было положено в 18 веке. В 1726 году при Академии Наук была открыта гимназия, получившая название академической. Основной задачей гимназии считалась подготовка к военной и гражданской службе, как говорилось в Уставе, написанном в 1733 году Фишером. Главными предметами гимназии являлись латинский, греческий, немецкий и французский языки, риторика, логика, история, арифметика. В 1726-1729 годы в гимназию было зачислено 278 слушателей. С 1747 года преподавание стало вестись на русском языке, учащиеся были освобождены от наказаний плетью. В 1758 году Разумовский вверил управление гимназией М.В.Ломоносову, который основал  при гимназии пансион на 40 человек. В 1765 году ввели отделение для малолетних учеников. В 70-е годы в старших классах преподавание стали вести на латинском и немецких языках, стали изучать основы математики и естественных наук. Но число учеников в гимназии не хватало, поэтому в 1805 году гимназия была закрыта.   

По инициативе М.Ломоносова в 1755 году при Московском Университете была создана вторая гимназия, получившая название университетской. Целью гимназии была подготовка к слушанию лекций в университете. Она состояла из двух отделений: отделение для дворян и отделение для разночинцев. Однако обучение велось по одной схеме. Каждое отделение содержало четыре школы. Школа первая - ‘’российская’’ имела три класса: 1) грамматика, 2) стихотворство, 3) красноречие, изучение русского и церковно-славянского языков; школа вторая - ‘’латинская’’ имела два класса: 1) грамматика, 2) синтаксис; школа третья -‘’научная’’ имела три класса: 1) арифметика, 2) геометрия и география, 3) философия; школа четвертая — европейские и греческий языки. Время обучения в гимназии засчитывалось в срок службы. В 1812 году гимназия сгорела при пожаре в Москве и уже не восстановилась.

В 1758 году в Казани была открыта третья гимназия, названная Казанской. В гимназии стали преподавать восточные языки: татарский и калмыцкий, учитывая местные условия и ее расположение. В 1768 году гимназия была закрыта из-за отсутствия средств. В1798 году она возобновила свою работу с целью подготовки молодых людей к воинской службе.

 

 Гимназии в XIX веке

В начале 19 века в России были введены учебные округа и гимназии стали открываться повсеместно. В 1803 году Александр I приказал в каждом губернском городе открыть гимназию.

 

1. Устав 1804 года.

По этому Уставу целью гимназии была подготовка к поступлению в университеты, а также дать молодым людям сведения, необходимые для благовоспитанного человека. Всего было открыто 32 гимназии, в которых обучались 2838 детей. Обучение длилось 4 года. Гимназии были бесплатными и всесословными. Учителя делились на старших и младших, за учителями и учениками следил директор. Были запрещены телесные и нравственные наказания. Изучались: математика, история, география, статистика, философия, изящные науки, политэкономия, естественная история, технология, коммерческие науки, латинский, французский, немецкий языки, рисование. Власти неукоснительно заботились об отсутствии национальных ограничений при получении образования.

В 1805 году комитет в составе Фуса, Румовского, Озерецковского, организованный в 1803 году при главном управлении училищ, составил и опубликовал учебные программы для гимназий, составил списки книг и пособий для учащихся, предложил учебные модели. В этом же году при гимназии был открыт пансион для дворянских детей, чьи семьи жили в городе, где была расположена гимназия.

В это время, несмотря на требования устава, в гимназиях царила зубрежка, реальных знаний она не давала, да они  были и не нужны. Но положение сумел исправить М.М.Сперанский, введя экзамены на чины.

Содержание данного Устава многих не устраивало. Во-первых, дворяне не хотели, чтобы их дети учились вместе с разночинцами, во-вторых, изучение предметов было поверхностным, т.к. не существовало хорошо подготовленных учителей и программа обучения была еще не освоена. Вследствие этого в 1811 году была проведена следующая реформа.

 

2. Реформа 1811 года.

Реформа была проведена по указанию министра Народного Просвещения графа С.С.Уварова. В ходе реформы были сделаны изменения в учебном плане: введен Закон Божий, отечественный язык (русский), логика, исключены политэкономия, мифология, коммерческие науки, эстетика, философия. Основной целью гимназии стала подготовка к поступлению в университеты.

В 1819 году для всех гимназий был России введен единый учебный план, который практически свел на нет реформу 1804 года. Был установлен сословный прием и телесные наказания, значительная роль стала отводиться религии. Обучение длилось семь лет.

Учебный план содержал следующие дисциплины: Закон Божий и чтение священного Писания, греческий, латинский, немецкий и французский языки, географию и историю, статистику, логику и риторику, математику, статику и начало механики, физику и естественную историю, рисование. Если у гимназического руководства имелись дополнительные средства, то позволялось приглашать преподавателей танцев, музыки и гимнастики.

Продление срока обучения и уменьшение количества предметов позволило получить более детальное представление о каждом предмете.

 

3. Устав 1828 года.

Следующий этап развития гимназии связан с царствованием Николая I . Направление новых реформ объявил новый министр просвещения А.С.Шишков. «Обучать грамоте весь народ или несоразмерное число оного количеству людей, принесло бы более вреда, чем пользы». Уже в 1825 году с высочайшего утверждения было приказано:

  1. науки политические исключить
  2. число уроков, назначаемых для изучения риторики и поэзии уменьшить
  3. выбор тем для сочинений не предоставлять выбору учителей
  4. списки учащихся в гимназии предоставить в полицию
  5. все предметы преподавать на русском языке.

 

В результате 8 декабря 1828 года “Комитет устройства учебных заведений», организованный в 1826 году, составил новый устав, согласно которому гимназии должны были в своем обучении преследовать такие цели, как подготовка к поступлению в университеты и уклон на общее воспитание и образование. Обучение длилось семь лет. Причем три года у всех гимназий обучение проходило по общей программе, а начиная с четвертого, гимназии делились на обучающих греческому языку и не обучающих ему. Обучение с греческим языком было оставлено только в гимназиях при университетах. В остальных гимназиях он был исключен, из-за невозможности найти хороших преподавателей, т.к. греческий язык считался роскошью, в то время как французский язык считался необходимостью.

Уроки полагались полуторачасовые. Основными предметами считались древние языки и математика. Преподавали также географию, историю, российскую словесность, физику, немецкий и французский языки.

Для дисциплинарного воздействия на учеников введены «телесные наказания” - розги; увеличена плата за обучение; в 2,5 раза увеличены оклады преподавателей; выпускники гимназий могли занимать места служащих высшего разряда, а окончившие гимназию с греческим языком зачислялись в должности сразу же по вступлении на службу.

Согласно уставу были введены должности директора, находившегося во главе гимназии, инспектора, наблюдавшего за порядком в классах и ведшего хозяйство, почетного попечителя, надзиравшего вместе с директором за гимназией. Были созданы Педагогические Советы, образованные из преподавателей, для руководства учебной и воспитательной работой.

При Николае I была введена форма для гимназистов: “Сюртук синий однобортный с белыми медными пуговицами, воротник малиновый, с погончиками на плечах, панталоны синие поверх сапог, фуражка синяя солдатская с малиновым околышем» - для разночинцев. Для благородных гимназистов полагался «университетский мундир с треугольной шляпой, но без шпаги».

В 1837 году была установлена система испытаний при переходе из класса в класс и по окончании гимназии. Введен аттестат — документ, выдаваемый при окончании гимназии. В 1846 году введена пятибалльная система, успехи, поведение, прилежание и способности учащихся стали оцениваться по ней и вноситься в ведомости. Однако при переводе из класса в класс поведение не учитывалось. Получившие при экзаменах баллы 4 или 5 подлежали награждению книгами и похвальными грамотами.

Значение попечителей и инспекторов в жизни гимназии было повышено. Кончать гимназию без экзамена по латинскому языку, было разрешено в 1843 году.

Постоянные изменения в учебном плане меняли список изучаемых предметов: в 1844 году исключена статистика, в 1845 году исключены начертательная и аналитическая геометрии и введено законоведение, в 1847 году исключена логика.

Прием в гимназии детей всех сословий привел к тому, что процент дворян стал уменьшаться. Для увеличения этого соотношения в пользу детей дворянского происхождения было сделано значительное увеличение платы за обучение. Все это вызвало и пересмотр предметов, преподаваемых в гимназии: прекратили преподавать статистику, логику, резко сократили число часов на математику, древние языки.

Сокращение древних языков казалось правительству необходимым в связи с вредными влияниями вспыхнувшей в Германии в 1848 году революции. Греческий язык был исключен из учебных планов.

Гимназический Устав 1828 года, несмотря на яркую сословную окраску, создавал сравнительно с прошлым значительно лучшую обстановку для дальнейшего процветания и развития.

4. Реформа 1849 года.

За это время в обществе складывалось мнение о необходимости приближения гимназического образования к реальной жизни.

21 марта 1849 года в России была проведена следующая реформа. Курс стал делиться на общее и специальное обучение. Начиная с четвертого класса, все учащиеся разделялись на юридическое и латинское отделение. Первое готовило для чиновной службы, второе — для поступления в университет.

В 1852 году изменяются учебные планы гимназии: греческий язык оставляется лишь в 9 гимназиях из 69, исключается логика, уменьшается объем преподавания математики, увеличивается плата за обучение. Вводилось награждение золотой и серебряной медалью, награжденные ими получали звание «Почетного гражданина».

В середине 50-х годов 19 века в Москве были наиболее известны 4 гимназии. Среди них гимназия Л.И. Поливанова, ставившая своей задачей «воспитание нового поколения интеллигентов, мыслящих глобально, способных стать на должную высоту во всех сферах...»

 Поливанов Л.И. и его коллеги были убеждены в том, что гимназия должна сформировать целостную гармоничную личность. Поэтому большое внимание в гимназии уделялось языкам, русской и зарубежной литературе. Факультативно читался курс истории и теории искусств. Особенностью преподавания различных дисциплин в гимназии стало единство развивающих целей, все предметы должны были развивать теоретическое и образное мышление у гимназистов, творческое воображение и память, эмоциональность речи, способность к импровизации.

В гимназии Поливанова впервые была разработана и действовала программа работы с одаренными детьми. Здесь культивировалось личностно ориентированное образование и воспитание людей — оригинальных, талантливых, любознательных, деятельных. «Из детей, — говорил Л.И. Поливанов, — надо развивать живые личности, способные избирать дело по призванию, загораться только трудом, ибо трудиться для развития человеческих личностей есть дело отрадное и высокое .»

Сам стиль гимназии формировал у воспитанников оригинальность мышления, самостоятельность, инициативность, серьезные занятия языками, литературное творчество. В 70-х годах в гимназии действовал драматический кружок, широко известный Москве. Гимназисты участвовали в организации Пушкинских торжеств в 1880 году, посещали заседания Общества любителей русской словесности.

Гимназия Л.И. Поливанова взрастила поколение новых людей — интеллигентов 20 столетия. Среди ее выпускников поэты В. Брюсов, А. Белый, художник А.Головнин и многие другие известные люди.

30 мая 1858 года утверждено Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения. Они стали открываться в крупнейших городах России, и к 1874 году их было 189. Женские гимназии имели семилетний курс обучения, и по окончании выпускницы получали аттестат домашней учительницы. Впоследствии выпускницы женских гимназий могли без экзаменов поступать на высшие женские курсы. Наиболее известными в России считались Московская женская гимназия З.Д. Перепелкиной, Царскосельская Мариинская женская гимназия, Московские женские гимназии А.С. Алферовой и Л.Ф. Ржевской.

Комиссия Министерства в 1878 году предложила уменьшить курс обучения в женских гимназиях, утверждая в заключении, что «женское образование должно ограничиваться такими предметами, которые не отклоняют учениц от главного назначения,… и сохраняют женские качества, украшающие семейный очаг. »

 

5.Устав 1864 года.

Под влиянием общественности с 1861 года начинает смягчаться система гимназического образования, специальные комиссии начинают работу по составлению нового устава, отражающего потребности жизни и общества.

В 1864 году был введен новый Устав и гимназии стали делиться на классические и реальные, первые в свою очередь подразделялись на обучение с одним древним языком и с двумя древними языками. Окончившие классическую гимназию принимались в университет без экзаменов, а окончившие реальную гимназию могли поступать в высшие специальные учебные заведения и на физико-математический факультет университета.

Была провозглашена безусловная всесословность гимназии. Телесные наказания были категорически отменены. Учителям увеличили денежное содержание при фиксированной учебной нагрузке. Педагогический совет получил право окончательного решения при приеме учителя на службу.

Обучение в гимназии длилось семь лет, в прогимназии — четыре года. Урок длился 75 минут, а с 27 сентября 1865 года — 60 минут. В число предметов введены были гимнастика и пение, изучение законоведения прекратилось.

В результате реформы число учеников в гимназиях увеличилось на 30%. В гимназиях разрешаются литературные беседы и спектакли, при гимназиях открывают воскресные школы.

Циркуляром от 12 ноября 1866 года было объявлено о введении единых программ для всех гимназий России. Циркуляром от 21 сентября 1866 года оговорено ужесточение экзаменов.

 

6.Устав 1871 года.

Министр просвещения Д.А. Толстой назначил в 1866 году комиссию по разработке нового устава, целью которого оставалось возрождение классицизма в образовании. 30 июля 1871 года новый устав гимназий и прогимназий был утвержден.

Устав признавал лишь классические гимназии с двумя древними языками. Обучение длилось восемь лет (седьмой класс был двухгодичным).

Согласно новому уставу основное значение придавалось изучению древних языков; исключалась естественная история; космография заменялась математической географией; шло уменьшение числа часов на чистописание, рисование, черчение, историю и Закон Божий. Вновь вводилась логика. Была введена система классных наставников; на преподавателей были возложены воспитательные функции; одному преподавателю разрешалось вести разные предметы; директор и инспектор должны были вести предметные уроки в классах.

В последующие годы устав 1871 года дополнился новыми пунктами:

в 1872 году — введены новые правила об экзаменах учащихся при поступлении в гимназию, при переходе из класса в класс и при окончании учебного заведения;

в 1873 году — утверждены правила, которые описывали их права и обязанности;

в 1874 году — было разрешено поступать на военную службу после окончания шести классов гимназии;

в 1887 году — повышена плата за обучение; введено ограничение по приему в гимназию низшего сословия.

15 мая был утвержден «Устав реальных училищ ведомства Министерства Народного Просвещения». По этому уставу реальные гимназии были переименованы в реальные училища. В реальных училищах обучение, начиная с пятого класса, проводилось по двум направлениям: основному и коммерческому. В седьмом дополнительном классе существовали следующие отделения: общее, механическое и химическое. Выпускники реального училища уже не могли поступать в университеты, но учащиеся закончившие общее отделение могли поступать в высшее техническое училище, а закончившие техническое отделение, могли поступать на службу.

С 1875 года гимназия стала восьмилетней. Для наблюдения за учащимися был разрешен надзор полиции, а на квартирах у учащихся можно было делать обыски. Строго обязательным стало для учащихся посещение церкви и соблюдение всех церковных обрядов (постов, исповедей и т.д.).

В 1887 году вновь была повышена плата за  обучение. 18 июня 1887 года специальный циркуляр министра просвещения И.Д.Делянова ограничил прием в гимназии детей низшего сословия, за исключением « одаренных необыкновенными способностями «. Был ограничен доступ евреев.

Эта реформа среднего образования, проведенная министром просвещения Д.А.Толстым, встретила резко отрицательное отношение общества, поскольку учебные планы были заимствованы в немецких газетах и, естественно русский язык, словесность, история, а частично и Закон Божий оказались неоправданно отодвинутыми на второй план. Для преподавания древних языков были приглашены иностранцы, в основном немцы и чехи, которые не говорили по-русски. Вся система отношений гимназии и семьи сводилась к противопоставлению семьи и школы. Реформа проводилась очень жестко, что естественно возбудил в обществе всеобщую ненависть к школе.

Недостатки среднего образования были сформулированы в циркуляре Министра Народного Просвещения Н.П.Боголепова от 8 июля 1899 года, где говорилось об отчужденности семьи от  школы, невнимании личным способностям учащихся, чрезмерной умственной работе учеников, несогласованности программ, плохом преподавании русского языка, русской истории и литературы, неправильном преподавании древних языков, плохой подготовке выпускников и неспособности их к учебе в университетах и высших училищах. Этим циркуляром министр создал комиссию для подготовки реформы средней школы.

 

7.Реформа 1905 года.

Учитывая все эти недостатки и развитие промышленности в стране была пересмотрена действующая система обучения в 1901 году.

С 1902 года преподавание латыни в первых двух классах было отменено, а греческого — в третьем и четвертом, он стал языком необязательным. В гимназию был открыт доступ всем сословиям.

Учебный год в средних учебных заведениях начинался с 16 августа и длился по 1 июня, т.е. 240 дней.

Для пользования допускались учебники, лишь одобренные Ученым Комитетом Министерства.

Экзамены проходили в устной и письменной форме. После выпускного экзамена выдавался аттестат зрелости.

В связи с событиями 1905 года Министерство ввело новый учебный план, согласно которому реальные училища получали более общеобразовательный характер.

Было разрешено педагогическим советам отступать от действующих правил учеников, комплектовать библиотеки книгами, отступая от списка Ученого комитета. Отменили экзамен по греческому языку. Разрешались повторные экзамены с выдачей нового аттестата.

15 марта 1907 года Министерством был издан указ о переводных экзаменах из класса в класс.

В 1910 году новым министром Шварцем был представлен проект, в котором он предложил единый тип школы — гимназию. Устанавливалось три типа гимназии:

·        с двумя древними языками

·        с одним древним языком

·        без древних языков, но с двумя новыми языками.

Проект Шварца и усиливал классицизм, и шел навстречу буржуазии.

Новый министр Л.А.Кассо добился у Николая II снятия этого проекта с обсуждения в Думе. Циркуляром от 28 марта 1911 года Л.А.Кассо усилил требования к дисциплине учеников, запретил сходки, собрания. Все это вызвало сильное недовольство в обществе.

С назначением министром графа Игнатьева 9 января 1915 года началась работа по сбору материалов о системах образования во Франции, США и Англии. Была рассмотрена новая система образования, планировалось ввести одиннадцатилетние обучение. Все предметы разбивались на общеобразовательные и воспитательные. В гимназию принимались дети всех сословий с 10 лет. 28 декабря 1916 года Игнатьев был уволен со службы, и с его уходом реформы были оставлены.

Февральская революция 1917 года подвела черту под гимназическим образованием в России.

tsarselo.ru

Воспитание и школа в России с древнейших времен до 1917 года

Вопрос №1. Воспитание и школа в России с древнейших времен до 1917 года

У древних славян детям передавались навыки земледельческого и ремесленного труда, они получали моральное и военное воспитание, их приучали к повиновению старшим членам общины, почитанию предков, поклонению языческим богам.

В IX веке на территории Восточной Европы возникло мощное государство — Киевская Русь, в конце X века появилась одна из наиболее распространенных религий— христианство. Князья и церковь начали популяризировать заимствованные из Византии переведенные с греческого сборники поучений со статьями и изречениями педагогического характера. Основным средством воспитательного воздействия считалось выполнение детьми с ранних лет религиозных обрядов, рекомендовались физические наказания. В конце XI века великим князем Киевским Владимиром Всеволодовичем Мономахом было написано оригинальное литературно-педагогическое произведение «Поучение Владимира Мономаха детям», в котором он наряду с внушением детям страха перед богом и духовенством призывал их, помолившись богу, приниматься за выполнение житейских обязанностей. Он учил детей с уважением относиться к книге и образованию. «Поучение Владимира Мономаха детям» является замечательным памятником высокого уровня культуры и педагогической мысли на Руси в период существования Киевского государства.

Начиная с XIII века почти на 300 лет установилось страшное монголо-татарское иго, которое привело к падению культуры в стране: прекратили свое существование школы для детей бояр и дружинников, уменьшилось количество школ при церквах и монастырях. После освобождения от монголо-татарского ига к концу XV века образовалось Русское централизованное государство, возрождалась культура, в XVI веке в Москве возникло книгопечатание. О характере и направлении семейного воспитания в этот период времени дает представление сборник «Домострой». Он был создан в Новгороде протопопом Сильвестром. «Домострой» рекомендует обособлять семью от всего окружающего мира, восхваляет суровые формы обращения хозяина дома с домочадцами, отца — с детьми. В детях требует воспитывать любовь к богу, страх перед ним, почитание служителей церкви, беспрекословное повиновение старшим. Рекомендовалось обучать детей вежливости, всяким домашним работам и ремеслу.

Во второй половине XVII века в Московском государстве Епифанием Славинецким было создано педагогическое сочинение «Гражданство обычаев детских». В этой книге содержались правила благонравия и благочинного (приличного) поведения детей. В сборнике говорилось о манерах и поведении ребенка за столом во время еды, в церкви; давались советы о гигиенических правилах, о прическе, позе, выражении лица, уходе за зубами, была специальная глава «об игрании» детей.

В начале XVIII века, когда развернулась деятельность Петра I, стали проводиться различные хозяйственные, политические, военные и культурные преобразования, направленные на преодоление отсталости России. Огромное значение для развития науки и просвещения имела деятельность М. В. Ломоносова (1711 —1765). Он явился одним из основоположников материалистических традиций отечественной науки. Желая улучшить жизнь детей, снизить их заболеваемость и смертность, Ломоносов настаивал на запрещении браков между крепостными людьми по принуждению помещиков и предлагал священникам прекратить проводить крещение детей в холодной воде, ставил вопрос об организации медицинской помощи населению, требовал вести борьбу с различными суевериями, ворожбой и гаданиями. Деятель просвещения в России во второй половине XVIII века И. И. Бецкой (1704— 1795) представил Екатерине II доклад об общей реорганизации дела воспитания детей в России, который в 1764 г. получил силу закона. В нем говорилось о необходимости воспитать в России «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений, где дети с 5—6-летнего возраста должны были находиться в течение 10—15 лет. Он предлагал изолировать их от окружающей среды, чтобы не подвергать «развращенному влиянию». И. И. Бецкой также считал, что правительство должно обратить внимание на тяжелое положение незаконнорожденных детей и сирот; он рекомендовал Екатерине II проект об открытии в Москве воспитательного дома для «приносных людей» и при нем госпиталя для бедных родильниц. Однако главным средством нравственного воспитания И. И. Бецкой считал укоренение «страха божьего, изоляцию детей от окружающей безнравственности».

Родоначальник русского революционного движения A. Н. Радищев (1749—1802) страстно негодовал на существующее в России неравенство в образовании и развитии детей. Цель воспитания, по мнению А. Н. Радищева,— это формирование человека-гражданина, способного бороться за счастье своего народа, человека высокой нравственности, больше всего любящего свою родину.

В 30—40-х годах XIX века в Петербурге и других городах России возникают различные благотворительные общества для систематической помощи бедным, нищим и сиротам. В 1837 г. в благотворительном учреждении Петербурга под названием «Дом для призрения трудящихся женщин» открылось «Убежище для детей, оставляемых матерями, идущими на заработки». Вскоре начали открываться приюты, а в 1841 г. в Петербурге уже 920 детей посещали 6 таких учреждений.

Очень много для организации приютов сделал выдающийся представитель русской педагогической мысли B. Ф. Одоевский (1804—1869). Являясь разносторонним мыслителем, крупнейшим общественным деятелем, он одинаково успешно трудился в области техники, химии, физики, литературы, философии, музыки и педагогики. Одоевский состоял правителем дел Комитета главного попечительства о детских приютах. Им было составлено «Положение о детских приютах», где они рассматривались как воспитательные заведения, в которых дети должны получить не только надзор и уход, но и физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание. В приютах запрещались телесные наказания. Очень ценной является книга, над созданием которой В. Ф. Одоевский проработал всю жизнь, это — «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея» (псевдоним В. Ф. Одоевского). Он писал, что живое слово производит могучее действие на развитие ребенка, но оно должно быть выразительно, а не сухо и холодно.

В. Ф. Одоевский способствовал разработке теории воспитания детей дошкольного возраста, написал прекрасные книги для детей и составил руководства для работы с ними; особенно содержательна созданная им теория умственного воспитания малолетних детей.

Огромный вклад в отечественную педагогику внес В. Г. Белинский (1811 —1848). Он родился в семье бедного уездного врача и с ранних лет наблюдал тяжелую долю крепостных людей. Работая учителем в гимназии, В. Г. Белинский выступал против насилия над детьми, отстаивал их право на радостное детство. Игры, невинные шалости детей он считал естественной потребностью и средством развития. В. Г. Белинский указывал, что главной чертой психики детей раннего возраста являются эмоции, поэтому нужно прививать детям любовь к добру, умело сочетать физическое и нравственное воспитание. Белинский прозорливо предвидел великую будущность России, а его педагогические революционно-демократические взгляды во многом созвучны нашей эпохе.

А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, основоположники революционно-демократической педагогики, требовали предоставления детям трудящихся равных прав на образование, боролись с крепостнической системой воспитания.

Выдающийся русский хирург Н. И. Пирогов (1810— 1881), будучи попечителем Одесского (с 1856 г.) и в дальнейшем Киевского учебных округов, ратовал за внесение коренных изменений в воспитание детей, призывал уважать личность ребенка, давал советы по улучшению первоначального семейного воспитания.

Выразителем прогрессивных мыслей является К. Д. Ушинский (1824—1870). В основу разработанной им педагогической системы положено требование народности. Он считал, что нет человека без любви к родине, и что эта любовь дает верный ключ к сердцу человека. Главной целью он считал воспитание нравственного человека, полезного члена общества. К. Д. Ушинский разработал учение о важнейшей роли родного языка в развитии детей, создал оригинальную систему дошкольного воспитания. Нравственное, умственное и трудовое воспитание он тесно связывал между собой, предлагал поощрять самостоятельность детей, научно-психологически обосновал игру ребенка. К. Д. Ушинский доказал, что игрушка имеет большое воспитательное значение — «в игре ребенок живет». Большое значение К. Д. Ушинский придавал эстетическому воспитанию детей, обучению их пению, рисованию. Высокие требования он предъявлял к личности детской воспитательницы: она должна «обладать педагогическим талантом, добротой», но быть с «твердым характером», иметь всесторонние знания, любить свое дело и детей, служить для них примером, изучать законы психического развития детей, осуществлять индивидуальный подход к ним. К. Д. Ушинским написаны замечательные произведения: «Родное слово», «Руководство к "Родному слову" для учителей и родителей», «Человек как предмет воспитания». Советский народ высоко ценит исторически прогрессивную роль деятельности К. Д. Ушинского. В нашей стране учреждена медаль его имени для награждения особо отличившихся учителей и научных работников в области педагогики, установлены ежегодные премии К. Д. Ушинского за выдающиеся научные труды по педагогическим наукам, ряд учебных заведений, библиотек носят его имя.

Замечательным педагогом, тонким психологом был Л. Н. Толстой (1828—1910). Он художественно правдиво показал как в процессе повседневной жизни и воспитания совершается переход от детства к отрочеству и юношеству («Детство. Отрочество. Юность»), Л. Н. Толстой указывал на характерные черты детей дошкольного возраста: невинную веселость, беспредельную потребность в любви, привязанность к взрослым, любознательность, активность. Он был сторонником семейного воспитания, и взаимное уважение родителей считал лучшим примером для детей. Л. Н. Толстой говорил, что воспитание в семье должно быть гармоническим и был против телесных наказаний. Л. Н. Толстой считал, что для малолетних детей трудового крестьянства необходимо открывать ясли — «детские питомники».

mirznanii.com

8. Историография. Российские исторические школы и их представители

Первыми письменными источниками по истории нашего отечества являются летописи. «Откуда есть, пошла Русская земля?» - с этого вопроса восемь с половиной веков назад начинал свой обзор отечественной истории древнерусский летописец Нестор (XI - начало XII) вв. автор первой редакции.

С образованием Российского государства с центром в Москве появилась потребность определить его место, среди других стран. Предпринимается попытка обосновать происхождение царского самодержавия, доказать его незыблемость и вечность. В 1560-1563 гр. появилась «Степенная книга», в которой история страны изображена как серия сменяющих друг друга княжений и царствований.

Обоснование сильной государственной и монаршей власти потребовалось и в период образования империи при Петре I. Он прямо заявил о необходимости всем подданным «Ведать Российского государства историю». Реализуя это пожелание, один из «птенцов гнезда Петрова» - Василий Никитич Татищев в своем труде «История Российская с самых древнейших времен» (в 4-х книгах) – предпринимает попытку создания обобщающей работы по истории России. В.Н. Татищев был не только современником петровских преобразований, но и активным их участником, что и определило его концепцию. Он рассматривает политическое развитие России под углом борьбы монархии с аристократией, доказывает полезность самодержавия и вред аристократического правления, убеждает читателя в благости «монаршего правления», воспитывая подданных в духе покорности царю. Татищев ввел в научный оборот много новых источников: «Русскую Правду» (свод древнерусского феодального права). «Судебник 1550 г.», ряд летописей.

История В.Н. Татищева содержит обзор событий от скифских времен до конца XVI в. - правления Ивана Грозного. Изложение носит двойственный характер. Первые две части поднимают ряд общих проблем: о древнейшей истории народов Восточной Европы, о славянской письменности, о происхождении государства и его формах и т. д. Последующие две части приближаются к типу сводной летописи. На основе данных из разных летописных текстов дается изложение политической истории России в хронологической· последовательности.

Таким образом, в эпоху Петра 1 происходит осмысление истории России как, истории государства Российского.

Крупнейшим представителем русской исторической школы является русский писатель, Николай Михайлович Карамзин - основоположник русского сентиментализма, философ, историк и гражданин. Свой главный труд посвятил истории («История государства Российского»). Концепция «государственника» Н.М. Карамзина следующая: Россия – громадная страна, «мира половина», и потому государственным строем ее должна быть монархия. Это не отвлеченная и умозрительная теория, за ней стоит опыт истории России, в котором самодержавие сыграло определенную прогрессивную роль, способствуя объединению России и сплочению в единое государство различных феодальных земель, осуществляя в лице Петра I важные государственные преобразования. Успехи самодержавия, по Карамзину, определяли благосостояние Руси, периоды упадка самодержавного режима были чреваты для страны бедами.

История, по мнению Карамзина, должна была учить и царей. На примерах правления русских монархов - по­ложительных и отрицательных - он хотел учить царствовать. Для этого он, вслед за Монтескье, дает определение самодержавия, подчеркивая его обязанности перед народом. «Предмет самодержавия есть не то, чтобы отнять у людей естественную свободу, но чтобы действия их направить к величайшему благу».

Этап в развитии русской исторической науки в XIX в. связан с именем Сергея Михайловича Соловьева (1829-1879гг.). Самым значительным по содержанию и обилию использованных источников является его труд «История России с древнейших времен» в 29-ти томах, где рассматривается развитие российской государственности от Рюрика до Екатерины II. С.М. Соловьев считал государственность основной силой общественного процесса, необходимой формой существования народа, который немыслим без государства. Однако успехи в развитии государства он не приписывал царю и самодержавию. Его мировоззрение сформировалось под влиянием гегелевской диалектики, которая признавала внутреннюю обусловленность и закономерность исторического процесса.

В отличие от предшественников Соловьев придавал значение в истории природе, географической среде. Он считал: «Три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа страны, где он живет; природа племени, к которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают».

Объясняя каждое явление в истории внутренними причинами, Соловьев показывал все явления во взаимосвязи с другими, стремился «показать связь между событиями, показать, как новое проистекало из старого, соединить разрозненные части в одно органическое целое…».

Последователем идей Соловьева был Василий Осипович Ключевский (1841 - 1911). В «Курсе русской истории» в пяти томах В.О. Ключевский, первый среди российских историков, отошел от периодизации по царствованиям монархов. По Ключевскому - история делится на периоды, исторические вехи: Днепровский, Верхневолжский, Московский или Великорусский, Всероссийский.

Теоретическое построение Ключевского опиралось на триаду: «человеческая личность, людское общество и природа страны». Основное место в «Курсе русской истории» занимают вопросы социально-экономической истории России. Ключевский, описывая структуру российского общества, основой деления на классы считал различные виды хозяйственной деятельности, разделение труда (земледельцы, скотоводы, купцы, ремесленники, воины и т.д.). В понятие «народ» в отличие от последующих историков (марксистов), он не вкладывал социального содержания (не выделял трудящихся и эксплуататоров). Термин «народ» Ключевский употреблял в смысле этническом и этическом. Ключевский ставил вопрос об общеисторическом процессе, в котором каждая местная история имеет своеобразие. Высшим достижением национального и морального единства народа, по мнению Ключевского, является государство как орган бесклассовый и общенародный, защищающий национальные интересы. Труд Ключевского, привлекает яркими характеристиками исторических деятелей, оригинальной трактовкой источников, широким показом культурной жизни русского общества.

Распространение марксизма в конце XIX в. вызвало волну новой интерпретации фактов русской истории. В этой концепции исходной точкой является социально-экономический детерминизм в изучении истории, что определило трактовку исторического процесса как смену социально-экономических формаций, основное содержание которого - борьба классов. История производства и идеологии, государства и права, политических событий и религии, науки и искусства определялась центральным тезисом - приматом классовой борьбы.

Марксистская концепция отечественной истории, с благословения В.И. Ленина, была создана большевиком Михаилом Николаевичем Покровским (1868 -1932) и впервые нашла отражение в работе «Русская история в самом сжатом очерке»2, а затем изложена в его фундаментальном труде «Русская история с древнейших времен» в 5-ти томах. Михаил Николаевич Покровский считается родоначальником школы советских историков. В основе всех учебников, множества исторических трудов, изданных в советское время, лежит марксистская, историко-материалистическая концепция понимания истории. Под схему закономерности смены социально-экономических формаций большевики подводили факты русской истории с соответствующей интерпретацией. Вся история была разбита на пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная капиталистическая, коммунистическая. В основе их смены лежит противоречие между уровнем развития производительных сил производственных отношений, разрешение которого приводит к изменению способа производства. Главной движущей силой исторического процесса марксисты объявили бескомпромиссную классовую борьбу между эксплуататорами и эксплуатируемыми, а руководителями угнетенных (при капитализме) является пролетариат. Орудием построения социализма должно стать государство диктатуры пролетариата.

Сегодня стала очевидной невозможность, базируясь только на формационной теории К. Маркса, объяснить исторический процесс, причинно-следственные связи явлений и событий. Практика ХХ в. не подтвердила основной вывод теории о неизбежности гибели капитализма и победе социалистической революции.

Историческая концепция JI.Н. Гумилева явилась своеобразной реакцией исторической науки на засилье в ней вульгарного экономико-социологического детерминизма. Лев Николаевич Гумилев (1912-1992), действительны член Российской академии естественных наук, доктор географических и доктор исторических наук, создал новое направление науки - этнологию, лежащую на стыке нескольких отраслей знаний: истории, этнографии, психологии и биологии. Л. Гумилев писал о гуннах, тюрках, хазарах, монголах, русских. Он опубликовал более двухсот статей и десяток монографий: «География этноса в исторический период», «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и Великая степь», «От Руси до России» и др.

В настоящее время вместе с оживлением интереса в обществе к русскому богословию возрождаются работы авторов христианской концепции. Имеется также ряд интересных трудов по истории советского общества. Однако в силу доминирования историко-материалистического подхода создать много концептуальную историю России не удалось

studfiles.net

Система образования в дореволюционной России

На территории бывшего СССР первые школы возникли в Армении и Грузии в IV в., а в Азербайджане – в V в. В среднеазиатском регионе и в Азербайджане, где по преимуществу население исповедовало мусульманскую религию, начиная с VII в. основными типами школ становятся мектебы и медресе, сохранившие свое приоритетное положение вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

Истоки русской национальной школы берут свое начало в Киевской Руси, где на рубеже VIII-IX вв. возникло одно из крупнейших в Европе раннефеодальное государство. В развитие древнерусской культуры и просвещения существенную роль сыграло введение усовершенствованной азбуки (кириллицы).

Согласно отдельным летописным свидетельствам о школах в Киевской Руси, там в X-XIII вв. они открывались при церковных приходах, монастырях и дворцах князей. В «Повести временных лет» (988 г.) отмечается, что с целью распространения письменной культуры уже князем Владимиром была предпринята попытка организации христианской школы. По существу это одно из первых официальных свидетельств о начале систематического обучения в столице Древне-русского государства Киеве. Берестяные грамоты XI-XV вв. свидетельствуют, что грамотность в древней Руси получила достаточно широкое распространение не только среди феодальной знати и духовенства, но и среди горожан, посадских людей, ремесленников и торговцев. В определенной мере этому способствовали «Мастера грамоты» - дьячки и «мирские» люди, занимавшиеся обучением детей по «совместительству» с основным ремеслом. Они своей деятельностью в известной степени удовлетворяли растущие потребности в подготовке грамотных людей из народных масс.

Первым высшим учебным заведением в России стала созданная в Москве в 1687 г. Славяно-греко-латинская академия. После открытия в 1755 г. Московского университета Академия постепенно превратилась в духовное учебное заведение.

Эпоха от начала XVIII в.и фактически до конца XIX в. по праву может быть названа эпохой реформации образования в России. Она открылась просветительными реформами Петра I (введение гражданского алфавита и возникновение периодической прессы, учреждение Академии наук, открытие первых советских государственных школ – математических и навигационных наук, реальных школ при заводах и верфях, цифирных школ – первых государственных общеобразовательных школ, создание Морской академии в 1715 г. на базе морских классов школы математических и навигационных наук). Петровские реформы отражали стремление государственной власти в России поставить науку и школу на службу практическим нуждам армии, флота, промышленности, торговли, управленческой деятельности.

К числу прогрессивных завоеваний просветительских реформ XVIII в. относятся: создание крупных центров культуры, науки и просвещения (Академии наук, Московского университета), новых типов реальных школ, организация государственных общеобразовательных школ, в целом расширение системы общеобразовательных учреждений. Вместе с тем просветительские реформы XVIII в. усилили тенденции к приданию системе образования сословного характера: возникли дворянские учебные заведения; реформа духовного образования породила начальные архиерейские школы, духовные семинарии, открылись коммерческие школы, народные школы и училища для детей городских низов, мещан, солдат и матросов.

В дальнейшем сложилась система учебных заведений. Сеть начального образования состояла из церковно-приходских школ, земских школ, крестьянских школ грамотности. Среднее образование было представлено двумя типами учебных заведений: классическими гимназиями (обучались дети дворян, прием детей малоимущих родителей был ограничен циркуляр «О кухаркиных детях») и реальными училищами (готовили специалистов разных профессий). Высшее образование можно было получить в институтах и университетах. Число грамотных людей росло: в 60-е гг. XIX в. они составляли 6% населения; в конце XIX в. - 28%. Это было прогрессом по сравнению с прошлым, но сравнительно с другими странами Россия оставалась отсталой страной.

С 1882 г. начальное образование полностью перешло под контроль церкви.

В конце XIX - начале XX в. в построении системы начального образования можно выделить следующие принципы:

1. Самостоятельность. Начальная школа в дореволюционной России являла самостоятельный тип образовательного заведения. Она была отделена от средней школы и с ней не соприкасалась, имея собственные учебные программы и планы.

2. Единоначалие. В 1898 г. все типы начальных школ, за исключением конфессиональных, были подчинены Министерству Народного просвещения, перед которым несли ответственность за выполнение государственной программы обязательных учебных предметов. К ним относились: Закон Божий, чтение книг гражданской и церковной печати, письмо, русский язык, арифметика, отечественная история и география, естествознание, черчение и рисование.

3. Многотипность. Начальная школа не являла собой один-единственный тип учебного заведения, в котором обязаны обучаться все дети. Тип учебного заведения зависел от места жительства учащихся, их национальности, вероисповедания, сословия, достатка семьи.

4. Веротерпимость. Хотя Закон Божий являлся не просто обязательной, а и основной учебной дисциплиной, это вовсе не означало, что в начальной школе целиком и полностью господствовала православная церковь. Преподавание этого предмета зависело от вероисповедания учеников, дети же старообрядцев и сектантов получали право домашнего образования по этому предмету. Ко всему прочему, имелись специальные конфессиональные училища, в которых начальное религиозное образование получали дети, исповедовавшие основные религии Российской империи различные направления христианства, мусульманство и иудаизм.

5. Наднациональность. При том, что начальная школа оставалась преимущественно русскоязычной, ее задачей было образование как можно большего числа народов империи.

6. Альтернативность. Начальная школа рассматривалась как альтернатива среднему образованию. По этой причине ее выпускникам был закрыт доступ в высшие учебные заведения и на административно-чиновничьи должности. Тем не менее, поскольку основной контингент учащихся составляли дети представителей податных сословий-крестьян, мещан и рабочих, - им открывались широчайшие возможности для продолжения образования в ремесленных и технических училищах, благодаря чему государство, сохраняя сложившуюся сословную иерархию, получало квалифицированные кадры рабочих, инженерно-технических служащих, учителей низшей категории. Кроме того, поскольку обучение в начальных классах начиналось с 7 лет, ученик, окончивший одноклассное училище; имел право и возможность держать вступительные испытания в гимназию или реальное училище.

7. Профессиональная направленность. Как кажется, главным профилем в специализации начальных школ бала педагогика. Выпускники, оставаясь при школах в качестве помощников учителей, в течение 3-х лет получали начальное педагогическое образование на практике и, имея рекомендацию педагогического совета, вне конкурса поступали в соответствующие средние и высшие учебные заведения. Менее тщательно велась ремесленная подготовка, которая рассматривалась как основной предмет лишь в ремесленных и технических начальных училищах.

8. Открытость. Этот принцип необходимо рассматривать в двух аспектах. Первый - для начальных училищ не была характерна пансионная система обучения. В полной мере она осуществлялась лишь в детских приютах и в небольшом количестве частных начальных школ. Второй – начальная школа официально провозглашалась всесословным типом учебного заведения. Любое сословие имело право получить начальное образование, причем, это главным образом касалось представителей податных сословий в любом возрасте. Однако сословный характер образования сохранился еще и потому, что начальные школы, размещавшиеся в сельской и городской местностях и в районах расселения казачества, во-первых, принадлежали к разным видам учебных заведений, а, во-вторых, были рассчитаны на определенный контингент учащихся.

9. Платность. Начальное образование, как и среднее, было платным. Тем не менее, размер платы за обучение колебался в зависимости от того, кто являлся учредителем школы. В частности, благотворительным организациям, особенно в сельской местности, удалось снизить плату за обучение до поистине символической сумму- 20 копеек в месяц.

Начальная школа в дореволюционной России играла основную роль в распространении элементарного общего и религиозно-нравственного образования всех слоев населения. (См. приложение 1).

Накануне первой мировой войны начальная школа Российской империи состояла из следующих типов учебных заведений:

1. Сословные учебные заведения.

К этому типу относятся различные начальные училища. Номинально провозглашенные всеобщими, они, тем не менее, оставались сословными по охвату учеников в зависимости от местности. В первую очередь назовем сельские начальные училища - одноклассные со сроком обучения 3 года и двухклассные с пятилетним сроком образования. К этому же типу относятся городские начальные училища (до 1878 г. - уездные начальные училища). Они были одноклассными, двух-, трех- и четырехклассными. Срок обучения в них был установлен в 6 лет.

В качестве особого вида сословных начальных училищ необходимо выделить казачьи (войсковые) школы с 6-летним сроком обучения. При наборе обязательных предметов особое внимание уделялось начальной военной подготовке для мальчиков, что было связано с традициями казачества.

Начальные училища и казачьи (войсковые) школы находились в ведении Министерства Народного Просвещения. Круг учредителей этих учебных заведений не ограничивался.

Как принципиально новая разновидность начальных училищ в 1912 г. были образованы высшие начальные училища (ВНУ), выделенные из городских начальных училищ, двухклассных народных училищ Киевской, Подольской, Волынской губерний и четырехклассных женских училищ области войска Донского. Их цель состояла в том, чтобы дать учащимся законченное начальное образование. В ВНУ принимались дети от 10 до 13 лет, прошедшие курс одноклассного начального училища Министерства Народного просвещения.

При ВНУ открывались дополнительные классы или курсы - педагогические, почтово-телеграфные, бухгалтерские, строительные, электротехнические, сельскохозяйственные и ремесленные. Обучение в них велось по углубленной программе.

Продолжать образование выпускники ВНУ могли в следующих специальных учебных заведениях соответственно профилю специализации (их список специально был оговорен в Положении о ВНУ): учительские институты и семинарии, средние сельскохозяйственные училища, Никитское училище садоводства, Суводская низшая лесная школа, лесные школы, землемерные училища, Петроградские политехнические курсы, художественные училища и школы, Строгановское Центральное училище, средние технические училища, техническое училище Ведомства артиллерии, Среднее строительное техническое училище, Охтинское механико-техническое училище, Петроградские сельскохозяйственные курсы, Саратовское техническое железнодорожное училище, речные училища, фельдшерские школы, прядильно-ткацкое училище, Московский городской университет им. Шанявского.

2. Конфессиональные учебные заведения

Конфессиональные учебные заведения четко разделялись по вероисповедному принципу.

Учебные заведения для детей православного исповедания получили окончательное: оформление по Высочайшему указу от 13 апреля 1884 г., которым были утверждены Правила о церковно-приходских школах. Ядром учебной программы становился Закон Божий.

Церковно-приходские школы делились на одноклассные (срок обучения 3 года) и двухклассные с пятилетним сроком обучения.

Помимо церковно-приходских школ, тачальное образование давали школы грамотности, срок обучения в которых оговорен не был. Эти учебные заведения находились в ведении епархиального духовенства.

Деятельность учебных заведений для детей инославного вероисповедания и иноверцев регламентировалась Высочайшим положением от 23 июля 1844 г. о частных учебных заведениях и домашних учителях, фактически приравниваясь к частной школе.

Церковные школы для детей инославного вероисповедания со сроком обучения от 3 до 6 лет давали элементарное начальное образование и обучали основам национального вероисповедания детей католиков, протестантов и последователей армяно-григорианской церкви.

Эти школы просуществовали до 1898 г., когда они были преобразованы в училища, объединявшие учащихся не по узкоконфессиональному, а по национально-конфессиональному признаку.

Среди евреев основы элементарного образования и основы иудейской религии распространяли особые духовные начальные училища хедеры, учреждаемые местным еврейским духовенством на правах частной школы. Срок обучения в хедере колебался от 7 до 10 лет.

Свой тип начального духовного училища имели и мусульмане. Он назывался мектебе. В течение трех лет ученики изучали здесь арабский язык и письмо, основные положения Шариата, мусульманские молитвы и обряды, читали Коран. Это был наиболее замкнутый тип начального духовного учебного заведения, поскольку необходимость элементарного европейского образования здесь категорически отрицалась, а все попытки имперской администрации ввести в курс обучения в мектебе общеобразовательные предметы встречали среди мусульманского духовенства, в ведении которого находились эти школы, глухое непонимание и неприятие.

3. Национальные начальные учебные заведения

Начальная школа в дореволюционной России по существу оставалась русскоязычной. Однако в эпоху Великих Реформ, при перестройке системы образования к Империи, стало ясно, что в районах с коренным нерусским населением внедрение чисто русской школы обречено на провал. Нужна была иная системе, образования, которая без насилия над национальностью позволила бы вовлечь инородцев в полноценную жизнь подданных Империи, позволила бы им получить не только элементарное образование, но и продолжить учебу в средних, а, если Бог даст, - и в высших учебных заведениях.

26 марта 1370 г. Министерство Народного просвещения издало Правила о мерах к образованию инородцев, подтвержденные в 1872 г. Положением о начальных училищах, которое устанавливало новую систему начального образования в России. Согласно Правилам, для инородцев вводилось два вида казенных начальных училищ: первый - для исповедующих христианскую веру, второй - для татар-мусульман. Срок обучения в них определялся от 3 до 6 лет.

4. Частные начальные учебные заведения

Существование школ этого типа было закреплено в 1844 г. Все частные учебные заведения были подчинены Министерству Народного Просвещения, которое неукоснительно следило за выполнением Госстандарта.

Частные начальные учебные заведения именовались народными училищами и делились, в зависимости от сроков обучения, на разряды. В училищах первого или высшего разряда дети учились 6 лет; срок обучения в училищах второго разряда составлял 3 года, третьего 1-2 года.

К этому же типу можно отнести частные домашние школы, дававшие начальные азы образования, т.е. учившие читать, писать и считать.

5. Низшие технические и ремесленные училища

Обучавшиеся здесь дети получали не только элементарное образование, но и овладевали определенной профессией. Срок обучения составлял 6 лет. Характерно, что выпускники технических и ремесленных училищ не имели права поступления в высшие учебные заведения, что препятствовало утечке квалифицированных рабочих из промышленности.

Особым видом училищ такого типа были железнодорожные училища, первоначально подчиненные Министерству Путей Сообщения, а с 1898 г. - Министерству Народного Просвещения, как технические и ремесленные училища.

6. Начальные учебные заведения при приютах и благотворительных обществах

Среди начальных учебных заведений необходимо выделить как общеобразовательные, так и ремесленные школы интернатного типа для детей-сирот при казенных и частных приютах, общеобразовательные школы при монастырях и пр.

Все заведения подобного типа, за исключением монастырских школ, подчинялись Министерству Народного Просвещения. Занятия велись по программе городских и сельских училищ.

7. Начальные учебные заведения для лиц, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно

В воскресных школах, открываемых по инициативе правительства, городских и сельских обществ, духовенства, частных лиц, но подчиненных Министерству Народного Просвещения, в течение 6 лет рабочих и ремесленников обучали закону Божию, письму, чтению книг гражданской и церковной печати, арифметике, а там, где была возможность - и церковному пению.

Отмеченные особенности системы образования в рассматриваемый период наряду с тяжелым социально-экономическим положением бедноты привели к тому, что накануне октябрьских событий 1917 г. Россия значительно отставала по уровню грамотности от развитых западно-европейских стран. По данным на 1913 г. четыре пятых детей школьного возраста не имели возможности получить образование. В стране большие массы людей были безграмотны. В сравнении с 1926 г. процент грамотных в возрасте 9-49 лет составлял лишь 57%.



biofile.ru


Смотрите также