Древние музеи россии. Художественные музеи России: список, описание и интересные факты
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Художественные музеи России и их значение в культурной жизни. Древние музеи россии


самые старые коллекции России, Музеи Московского Кремля, Эрмитаж.

Подборка старейших музеев России, фонды которых наполнены уникальными экспонатами. Изучаем вместе с Софьей Багдасаровой.

Самые старые музеи России

Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

Самые старые музеи России

Государственный музей Эрмитаж

Самые старые музеи России

Горный музей Санкт-Петербургского государственного горного института им. Г.В. Плеханова

Самая древняя коллекция

Пожалуй, фонды Музеев Московского Кремля, где можно увидеть сокровища великих князей и царей, — древнейшее собрание в России, ведь они происходят от Большой казны российских государей. Тут и шапка Мономаха (хранится как минимум с 1518 года), и шапка Казанская (со времен Ивана Грозного). Есть и более старые экспонаты, однако многие из них, например шлем Ярослава Всеволодовича XII века, не царские сокровища, а археологические находки XIX–XX веков, а также конфискованные при советской власти церковные реликвии.

Впрочем, именно как музей, доступный для публики, Оружейная палата возникла в 1806 году, когда император Александр I подписал соответствующий указ.

Это достойный возраст для музея — даже Лувр был основан всего 13 годами ранее, в 1793 году, а Британский музей несколько раньше — в 1753 году. (С рекордсменом-долгожителем — Капитолийскими музеями в Риме, ведущими свою историю с 1471 года, — конкурировать, конечно, бесполезно.)

Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». 3 изображения

Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». 3 изображения

Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». 3 изображения

Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

Самая старая художественная галерея

Выходит, что Эрмитаж, начало которому положила Екатерина Великая в 1764 году, — старше Лувра? Нет, увы, ведь до 1852 года, когда Николай I официально открыл его для публики под названием «Императорский Эрмитаж», это была лишь личная монаршая коллекция. Лувр тоже создавался на основе королевских собраний. У Прадо, например, также две даты создания: в 1785 году его основал король Карлос III, а в 1819 году он открылся для публики. Но в любом случае Эрмитаж является одним из самых старых музеев России — и, безусловно, самым крупным из художественных.

Кстати, первая художественная галерея, пусть и тоже закрытая личная, старше: это дворец Петра Великого Монплезир в Петергофе, собрание которого формировалось в 1714–1723 годах.

Государственный музей Эрмитаж. 3 изображения

Государственный музей Эрмитаж

Государственный музей Эрмитаж. 3 изображения

Государственный музей Эрмитаж

Государственный музей Эрмитаж. 3 изображения

Государственный музей Эрмитаж

Самый старый настоящий музей

Многие музеи мира, в особенности посвященные естественным наукам, выросли из кабинетов курьезов — коллекций медицинских диковинок, которые собирали любители наук. Таков, например, Эшмоловский музей искусства и археологии в Оксфорде — первый британский публичный музей (а также старейший университетский музей в мире). В 1677 году он возник из кабинета курьезов сэра Элиаса Эшмола. Россия идет ноздря в ноздрю: Петр Великий основал свою Кунсткамеру (тоже кабинет курьезов) в 1717 году.

Сначала коллекции Кунсткамеры размещались в Кикиных палатах, а в 1727 году у нее появилось свое здание — при Академии наук. Пожалуй, именно Кунсткамера — первый музей, сознательно организованный в России именно как музей в привычном для нас понимании этого слова.

Кунсткамера, Санкт-Петербург. 3 изображения

Кунсткамера, Санкт-Петербург. Фотография: Лиляна Виноградова / фотобанк «Лори»

Кунсткамера, Санкт-Петербург. 3 изображения

Экспонат Кунсткамеры, Санкт-Петербург.

Кунсткамера, Санкт-Петербург. 3 изображения

Экспонат Кунсткамеры, Санкт-Петербург.

Самые старые университетские музеи

Университеты и академии вообще часто становятся корнем, из которого растут музеи. В России это случилось практически разу. Так, если Московский университет (будущий МГУ) был основан Шуваловым и Ломоносовым в 1755 году, то Минералогический кабинет при нем появился уже в 1759 году. Кабинет натуральной истории там возник в 1791 году, и в итоге из него выросли Зоологический музей МГУ и Геологический музей им. Вернадского.

В 1757 году Шувалов основал петербургскую Академию художеств — и в том же году при ней был создан учебный художественный музей (ныне — Научно-исследовательский музей РАХ). А Горный корпус (современный петербургский Горный университет) был основан в 1773 году — и одновременно с ним был сразу основан и Горный музей.

Университетские музеи. 3 изображения

Экспонат Государственного геологического музея им. В.И.Вернадского

Университетские музеи. 3 изображения

Экспонат Государственного геологического музея им. В.И.Вернадского

Университетские музеи. 3 изображения

Горный музей Санкт-Петербургского государственного горного института им. Г.В. Плеханова

Самые старые военные музеи

Можем попробовать потеснить Кунсткамеру с пьедестала: петербургский Центральный военно-морской музей ведет свою историю с основания санкт-петербургской «Модель-камеры» — хранилища корабельных моделей и чертежей, которое было впервые упомянуто в письме Петра Великого 1709 года. Впрочем, эта типичная для европейских городов с верфями model-kammer была в первую очередь учреждением сугубо практическим, необходимым для кораблестроителей. Конкретно в музей она была преобразована лишь в 1805 году, получив название «Морской музеум».

Еще старше, если считать на такой манер, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. В его истоке лежит Цейхгауз — место хранения «достопамятных и курьезных» артиллерийских орудий, основанный Петром в 1703 году. Однако как музей он стал работать только с 1868 года.

Центральный военно-морской музей. 3 изображения

Центральный военно-морской музей

Центральный военно-морской музей. 3 изображения

Центральный военно-морской музей

Центральный военно-морской музей. 3 изображения

Центральный военно-морской музей

Самый старый провинциальный музей

Старейший провинциальный музей также связан с именем Петра Великого. Он был открыт в 1803 году на берегу Плещеева озера (сейчас Ярославская область) в селе Веськово. Именно здесь в 1689–1692 годах юный царь Петр построил и запустил на воду свою Потешную флотилию. От тех времен здесь сохранился ботик «Фортуна» (он уцелел по указу императора 1722 года, повелевавшего хранить навеки остатки его юношеской забавы).

1803 год считается датой открытия музея-усадьбы «Ботик Петра I», потому что именно тогда для его экспонирования по инициативе губернатора здесь было возведено и торжественно открыто каменное здание. Сегодня это филиал Переславского музея-заповедника.

Пальму первенства у него оспаривает Краеведческий музей Иркутска, основанный в 1783 году, — впрочем, какая это «провинция»? Это регионы. Он был создан по инициативе губернатора города Франца Клички с меценатской поддержкой местных купцов.

Провинциальные музеи. 3 изображения

Историческая усадьба Ботик Петра I

Провинциальные музеи. 3 изображения

Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник 1

Провинциальные музеи. 3 изображения

Здание администрации музея и музейная студия

Самое старое музейное здание

Не так уж просто вычислить, какое здание древнейшее в России, а с музейными — еще сложнее. Вероятно, это христианские храмы Аланского государства (Х век), которые входят в состав Карачаево-Черкесского музейного заповедника. Но можно ли их считать «музейными», ведь в них нет экспозиции? Из древнерусских храмов самый древний музейный — новгородский Николо-Дворищенский собор 1113–1136 годов (входит в Новгородский музей-заповедник). Старше него только Новгородская София, которая передана Русской православной церкви. К этому же музею относится самое старое светское здание — Владычная палата 1433 года. В этом трехэтажном кирпичном доме в стиле западноевропейской готики, построенном при участии немцев, размещена экспозиция, посвященная ювелирному и религиозному искусству. А вот самое старое здание, построенное непосредственно для музейных функций, — опять петербургская Кунсткамера.

Владычная палата. Новгородский музей-заповедник

Владычная палата. Новгородский музей-заповедник

Владычная палата. Новгородский музей-заповедник

Владычная палата. Новгородский музей-заповедник

Владычная палата. Новгородский музей-заповедник

Владычная палата. Новгородский музей-заповедник

www.culture.ru

Эрмитаж, Третьяковка, Оружейная палата, Русский музей, Алмазный фонд и другие.

Эрмитаж — лучший музей Европы. Так решили миллионы туристов со всего мира, оставляя отзывы на международном портале для путешественников TripAdvisor. Всего же проанализировано 509 культурных учреждений мира. Как выглядит «русская десятка» рассказывает Наталья Летникова.

Эрмитаж

Государственный ЭрмитажЮбилей Михаила ПиотровскогоЭрмитажу 250 лет

3 миллиона произведений. 20 километров шедевров. А начинался Эрмитаж как частное собрание Екатерины II из 225 картин. Увидеть его могли лишь избранные, получив билет в дворцовой конторе и облачившись во фрак или мундир. Эрмитаж сегодня — это шедевры Рембрандта и Рафаэля, Джорджоне и Рубенса, Тициана и Ван Дейка. Это единственная возможность увидеть в России работы Леонардо да Винчи.

Эксперты посчитали: если задержаться лишь на минуту у каждого экспоната в Эрмитаже, потребуется 8 лет без сна и отдыха, чтобы увидеть всё.

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галереяЛекции: Светлана Степанова. «Русский гений на пути к вечности»

Эрмитаж не только восхищает, но и вдохновляет. Именно после его посещения Павел Третьяков загорелся идеей о собственном собрании картин. В итоге Третьяковская галерея стала одной из самых значительных в мире коллекций работ русских художников. Даже знаменитый фасад — творение Виктора Васнецова. Третьяковка богата картинами с историей. Первый «сказочный» сюжет русской живописи — «Русалки» Ивана Крамского, написанная под впечатлением от произведений Гоголя. А самое масштабное полотно Третьяковки «Явление Христа народу» — дипломная работа Александра Иванова, которую он писал 20 лет.

Оружейная палата

Оружейная палата

Московский Кремль и Красная площадь

Сокровищница московских князей и русских царей.

Здесь хранятся непременные атрибуты государевой власти: скипетр, держава, шапка Мономаха, которой венчали на царство до правления Петра I. Среди 4 000 экспонатов — единственный в мире двойной трон.

Он был создан специально для братьев-царевичей Ивана V и Петра Алексеевича, которых вдвоем венчали на царство. И конечно, значительная часть музея-сокровищницы — оружие. Но тоже исключительно как произведение искусства. К примеру, ружье Екатерины II в стиле рококо.

Плавучий музей

Плавучий музей

Подводная лодка Б-413. Место прикола — город Калининград. 20 лет субмарина несла боевую службу на Северном флоте. Побывала на Кубе и в Гвинее. И даже в мирное время экипажу удалось получить звание «Отличный корабль».

Экспозиция «Подводная археология», Музей истории Кронштадта

С 2000 года в отставке. В России, кстати, музеями стали четыре подводные лодки, все они открыты для посещения. Но Б-413 — единственная, которая сохранилась в первозданном виде. На корабле всё по-прежнему: механизмы, боеприпасы, вооружение. А моряками-подводниками на время становятся посетители музея. Экипаж отправляется в виртуальное подводное плавание, проводит торпедную атаку, справляется с аварией в отсеке.

Русский музей

Русский музей

Государственный Русский музейЦикл «Тайники Русского музея». Волшебные краски Валентина СероваЦикл «Тайники Русского музея». Вестник весны Алексей СаврасовЦикл «Тайники Русского музея». Рыцарь красоты Василий Поленов

Крупнейшее в мире собрание русского искусства — Русский музей, созданный по императорскому указу в конце ХIХ века. Экспозиция, расположенная в 5 дворцах Санкт-Петербурга, включает картины, названия которых давно стали именами нарицательными: «Последний день Помпеи», «Бурлаки на Волге», «Девятый вал». Всего же в коллекции более 400 000 экспонатов. Невзирая на свой серьезный статус, музей готов к экспериментам, что подтверждает наличие самого молодого отдела новейших течений. Дополняют образ необычные выставки. К примеру, в конце 2013 года в Русском музее выставлялся Сильвестр Сталлоне. Актер рисует в духе экспрессионизма.

Алмазный фонд

Алмазный фонд

Спецпроект:«Романовы. Портрет династии»Лекции: Андрей Зубов. Спецкурс «Государи Российские»

Гора самоцветов, имеющих историческую и художественную ценность. Коллекцию стали собирать по указу Петра I.

Самый известный экспонат — Большая императорская корона. В рекордные сроки, всего за два месяца, мастера оправили в серебро 4 936 бриллиантов и 75 жемчужин. Украсил корону ярко-красный кристалл — шпинель. Главный символ власти российских монархов, весом почти в 2 кг, возлагался на головы всех императоров начиная с Екатерины II. Один из самых статусных экспонатов — бриллиант «Орлов», украшающий скипетр Екатерины Великой, купленный для нее графом Орловым, — самый крупный в Алмазном фонде и один из самых дорогих в мире. А найден алмаз в Индии, где, как предполагается, он был глазом Будды.

Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина«Искусство — диалоги в пространстве и времени». Цикл бесед для третьего возраста (55+)

Самый европейский в России — Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В центре Москвы, в здании, напоминающем античный храм, что ни зал — то эпоха. Итальянский и греческий «дворики», шеститысячная коллекция подлинных экспонатов Древнего Египта, собранных русским ученым Владимиром Голенищевым во время путешествий и раскопок. Хранится в Пушкинском и знаменитый клад Трои, обнаруженный Генрихом Шлиманом. Немецкий археолог еще в детстве зачитывался «Илиадой» Гомера и впоследствии нашел-таки овеянный легендами город. Но составить полное представление о собрании Пушкинского не удастся. Ведь из 670 000 экспонатов выставляется не более 2 %.

«Гранд Макет Россия»

«Гранд Макет Россия»

Страна в миниатюре — «Гранд Макет Россия». Один из самых молодых и необычных музеев. Вся страна уместилась на площади 800 кв. м: от Калининграда до Камчатки, в масштабе 1:87. Моря, реки, деревни, города, нефтяные вышки и железные дороги живут своей жизнью.

Десять самых маленьких музеев России

День сменяет ночь благодаря 800 светодиодам. Это чудо инженерной мысли создавали на протяжении 4 лет более 100 человек. Управляют жизнью маленькой страны 40 компьютеров. Музеи миниатюр — проекты, популярные во всем мире, — есть в Брюсселе, Гамбурге и Берлине. Но «Гранд Макет Россия» уникален. Представленный здесь макет одной страны — самый большой в мире. Всё как в жизни.

Еврейский музей

Еврейский музей

Документальный фильм «Давид»Спектакль «Улица Шолом-Алейхема, дом 40»Иркутская синагога (Дом еврейского общества)

Еврейский музей и центр толерантности — крупнейшая в мире экспозиция, рассказывающая о культуре, религиозных традициях и истории жизни еврейского народа.

Музей — один из самых технологичных в России. Практически вся информация — в интерактивном виде: документы, фотографии и письма, повествующие о жизни евреев в России с начала XIX века до наших дней. Само здание музея — бывший Бахметьевский гараж. Памятник советского конструктивизма — творение инженера Шухова и архитектора Мельникова. Не удивительно, что именно в этом здании, помимо музея, библиотеки и детского центра, расположился Центр авангарда. Эта культурная площадка отдана искусству и культуре 1910-1930-х годов.

www.culture.ru

Художественные музеи России и их значение в культурной жизни

В Древней Греции это место (музейон) традиционно посвящалось музам и располагалось, как правило, в священных рощах или храмах. В мифологии греков музы были покровительницами искусства, поэзии, науки – отсюда и смысл сакрального пространства, где они должны были всячески почитаться. Само же слово «музей» появляется в обиходе в эпоху Возрождения в Европе. Там музеями называют здания и учреждения, предназначенные для хранения выдающихся произведений науки и искусства, созданных человечеством.художественные музеи россии

Что такое художественный музей?

Музеи бывают разные: исторические и технические, литературные и посвященные определенным этносам или странам, сообществам или личностям. Художественные музеи занимают среди всех особое место. Здесь, как правило, выставляются на обозрение произведения искусства - изобразительного и декоративного: картины и скульптуры, гравюры и рисунки, гобелены и ковры, керамика и ткани. В современных музеях осуществляется не только хранение и показ экспонатов, но и их всестороннее изучение, а также реставрация памятников, имеющих высокохудожественное значение.

Художественные музеи России (Руси)

Немного истории. Музейное дело имеет на Руси тысячелетнюю преемственность. В Киевской Руси, к примеру, в соборах и монастырях некоторых городов находились и сохранялись богатые ткани, изделия ювелиров, книги (рукописные) в драгоценных окладах из золота и серебра, изукрашенных самоцветами. А в ризницах церквей хранились богатейшие собрания. Так, в Троице-Сергиевой Лавре (Сергиев Посад) была коллекция произведений живописи и прикладного искусства. А с 16 века начала создаваться богатейшая и интереснейшая коллекция Оружейной палаты в Кремле Москвы. С нее, можно сказать, и берут свое начало художественные музеи России. Оружейная палата – старейший музей, который был официально создан в 1806 г., но существовал задолго до этого. Сейчас она входит в состав музеев Кремля.

названия художественных музеев россии

Кунсткамера и частные коллекции

Самым первым русским публичным музеем можно также считать Кунсткамеру в Петербурге, созданную по инициативе царя Петра в 1714 году. Открытие ее состоялось в 1719-м. Правда, Кунсткамера – музей не совсем художественный. Там были представлены, кроме произведений искусства, различные естественнонаучные экспонаты, которые Петр приобретал во время своих заграничных поездок, или же найденные на российских территориях. Крупнейшие частные коллекции скапливались в Зимнем дворце, Царском Селе, Петергофе и Павловске (после революции все эти усадьбы и дворцы были национализированы и превращены в художественные музеи России). Таким образом появились музей-усадьба Архангельское, Кусково и некоторые другие.

Эрмитаж

Художественные музеи России – важная веха в развитии культуры страны. Так, в 1764 году были приобретены большие коллекции картин, что явилось одним из первых шагов в создании в Петербурге Эрмитажа.

художественные музеи россии список

Однако посмотреть на произведения искусства в то время мог не каждый: доступ в Эрмитаж, как, впрочем, и во многие тогдашние частные коллекции, был очень ограничен. И только в 19 веке (во второй половине), благодаря усилиям русской интеллигенции, боровшейся за публичность и открытость подобных заведений, были открыты доступы к сокровищам Эрмитажа и некоторым частным коллекциям (Прянишникова, Третьякова, Остроухова).

Художественные музеи России: список

крупные художественные музеи россии

  1. Открытие Третьяковской галереи, первого художественного музея русского искусства в Москве 19 века, можно поставить во главу угла. Основателем был купец Третьяков, увлекшийся идеями передвижников и создавший крупную коллекцию произведений искусства. Он рассматривал свою работу коллекционера как общенациональное предприятие, принадлежащее народу России. А сама галерея оказала неоценимое влияние на дальнейшее развитие реализма в живописи и других видах искусства.
  2. Не только в столицах, но и в провинции открывались художественные музеи России. Список можно продолжить Саратовским художественным музеем имени Радищева, открытым в 1885 году.
  3. В 1895-9898 гг. открывается Русский музей национального искусства, который также стал достоянием широкой публики.
  4. 1912 г. – Музей изящных искусств в Москве (ныне – Пушкинский).
  5. После революции 1917 года все мелкие и крупные художественные музеи России становятся общенародным достоянием. Лозунг «Искусство принадлежит народу» максимально воплощается в жизнь простого человека, а музеи становятся источником и инструментом воспитания трудящихся масс. Названия художественных музеев России дополняются новыми наименованиями. К ним можно отнести национальные галереи и музеи в Армении, Азербайджане, Грузии, Узбекистане, Туркмении, Прибалтике. Появляются музеи народного творчества в Палехе, Мстере, персональные музеи, посвященные творчеству определенного художника. Основная задача этих институтов – эстетическое воспитание народа, изучение, реставрация и сохранение бесценных памятников художественного искусства.

fb.ru

список, описание и интересные факты :: SYL.ru

Россия – страна огромная и многоликая. В культуре страны переплелись традиции, обряды и привычки многочисленных народов, проживающих на ее территории. Огромное влияние на развитие эстетических ценностей оказали предметы искусства и быта других государств. Сегодня эти исторически важные экспонаты являются частью коллекций многочисленных художественных музеев России.

Общая информация

Художественный музей – это одно из направлений искусствоведческой деятельности. Коллекции таких учреждений представляют, прежде всего, культурную ценность. Это предметы изобразительного и прикладного искусства. Художественный музей направлен на удовлетворение эстетической и познавательной потребности человека.

Интересной особенностью такого типа музея является то, что часто он создается для хранения и демонстрации предметов современного искусства, представляя только культурную ценность. Позже они начинают приобретать ценность историческую.

художественные музеи россии

Художественные музеи могут быть разных форм и направлений. Они могут занимать небольшие площади или охватывать огромные территории, располагаться в зданиях или под открытым небом, хранить как подлинники, так и копии предметов искусства.

Формирование художественных музеев в России

Первые коллекции предметов, имеющие культурную ценность, начали появляться в России в монастырях (собрания икон) и в домах бояр в 17-м веке. Знать собирала коллекции живописи, украшений, оружия. Естественно, такие коллекции были частными и не предназначались для демонстрации публике.

Также в 17-м веке начинают формироваться самые известные художественные музеи России: Оружейная палата, Эрмитаж, Третьяковская галерея. Наибольший вклад в развитие музейного дела в России внес реформатор Петр Первый. Именно он повелел «явственно за стеклы» поместить регалии царской семьи. Долгое время художественные музеи России носили «дворцовый характер». Коллекции размещались в имениях знатных семей в качестве части дворцового интерьера. Для широкой публики эти собрания ценностей стали доступными во второй половине 19-го века. С этого времени список художественных музеев России стал расширяться. Кроме столичных музеев, стали открываться публичные собрания ценностей в провинциальных городах. Основную их часть составляют художественные музеи, организованные при учебных заведениях. Всего в начале 20-го века, на закате Российской империи, насчитывалось около 20 художественных коллекций, доступных к просмотру.

В эпоху Советского Союза развитию музейного дела уделялось достаточно много и времени, и сил. Причиной тому стала национализация частных собраний знатных родов. И уже к концу 20-го столетия в России насчитывалось более 350 художественных музеев.

художественные музеи россии список

Краткий список художественных музеев России

Россия – это огромная страна, богатая своей историей, культурой и ценностями. Естественно, ведущие художественные музеи России сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Однако не следует забывать и о других городах, в которых хранятся экспонаты, пользующиеся огромной популярностью у посетителей:

  1. Уникальные памятники русского зодчества в Суздале и Архангельске. Глядя на впечатляющие деревянные сооружения, сложно представить, что при их строительстве не использовалось ни единого гвоздя.
  2. Областной музей изобразительных искусств в Ростове-на-Дону располагает работами не только русских мастеров. Среди шести тысяч экспонатов содержатся творения художников и скульпторов европейских государств, а также Японии и Китая. Этот художественный музей России – пример того, как важно приобщать к искусству подрастающее поколение. В нем уже более 25 лет существует Детская художественная галерея.
  3. Воронцовский дворец в Крыму – место уникальное и незабываемое. На посещение этого дворцово-паркового ансамбля следует выделить не меньше двух дней. Кажется, каждый сантиметр великолепного пейзажного парка, каждая ступенька диабазовой лестницы, каждый элемент английского интерьера, сохраненного в первозданном виде, завораживает и является прекрасным творением рук великих мастеров.
  4. Областной музей янтаря в Калининграде представляет коллекцию из 15 тысяч украшений. Здесь собраны янтарные предметы от эпохи неолита до современности. А расположен музей в старинной крепостной башне 19-го века.
  5. Музеи ивановского ситца и вологодского кружева наглядно демонстрируют публике текстильные произведения искусства, которые стали символами этих городов.

Это лишь малая толика художественных музеев России, которые играют важнейшую роль в сохранении и развитии культурного облика страны.

художественные музеи названия в россии

Эрмитаж

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге – один из старейших и известнейших художественных музеев в России и мире. Он обладает самой крупной коллекцией, сосредоточенной в одном здании. Это более 3 миллионов экземпляров. Чтобы пройти все залы Эрмитажа посетителю потребуется около 12 с половиной часов. Причем все это время следует идти, не делая остановок. А чтобы увидеть и изучить каждый экспонат, потребуется пройти 24 км. И займет такая «прогулка» 11 лет! Эрмитаж входит в тройку самых известных и ценных музеев мира.

Особый интерес представляют необычные сотрудники музея. Дело в том, что в Эрмитаже проживает около 70 котов. Впервые они были впущены во дворец по повелению императрицы Елизаветы с целью избавления от крыс, портящих стены здания.

Самый именитый художественный музей России название свое получил от французского слова ermitage, что означает «келья». Это связано с тем, что изначально экспонаты хранились в отдельных уединенных местах.

примеры художественных музеев в россии

Государственная Третьяковская галерея

В середине 19-го века посещение Эрмитажа вдохновило 20-летнего Павла Третьякова создать собственную коллекцию живописи. Так началась история Третьяковки. Коллекция, носившая первоначально частный характер, была подарена в конце 19-го столетия Москве и ее жителям.

Сегодня самая обширная картинная галерея России занимает 8 зданий, в коллекции ее более 100 тысяч полотен.

Среди экспонатов – две версии «Черного квадрата» Малевича, картина «Богатыри» Васнецова, которую автор рисовал целых 27 лет. Чтобы заполучить портрет А.П. Чехова, Третьяков направил художника Браза в Ниццу, где тогда находился писатель. Антону Павловичу этот портрет, кстати, не понравился. По его мнению, выражение лица у него на портрете «такое, точно я нанюхался хрену».

ведущие художественные музеи россии

Государственный Русский музей

Идея создания музея русского национального искусства принадлежала Александру Третьему с целью поддержания в народе патриотических чувств. Музейный комплекс включает в себя 5 зданий на улицах Санкт-Петербурга. Каждое из них является памятником архитектуры.

Главное здание – Михайловский или Инженерный замок. На его месте когда-то располагался храм Михаила Архангела, замок принадлежал Павлу Первому, а в конце 19-го века там размещался корпус инженерного училища. Название замка уникально по многим причинам. Во-первых, в истории русской архитектуры редким случаем является то, что название светскому сооружению дано не по имени собственника и не по территориальной принадлежности, а в честь святого. Во-вторых, среди множества дворцов это сооружение было названо замком. Связано это с тем, что император Павел Первый принадлежал Мальтийскому ордену. На сегодняшний день в этом художественном музее России содержится более 411 тысяч экспонатов, посвященных русской культуре.

художественные музеи мира россии

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Первоначально этот музей создавался для студентов, интересующихся скульптурой. Особый интерес представляет стиль, в котором выполнено здание. Увидев античные колонны, можно предположить, что это классицизм. Однако это мнение меняется при входе в здание, в котором обнаруживается стеклянный потолок. Дело в том, что в музее не планировалось искусственное освещение, он должен был работать только в светлое время суток, так как экспозиции сначала составляли только скульптуры, которые лучше осматривались при дневном свете.

С 1949 года коллекция музея не демонстрировалась, так как под сводами здания размещалась выставка подарков И.В. Сталину от народов СССР и зарубежных государств. Эта экспозиция была закрыта только после смерти лидера.

Одним из самых ценных экспонатов музея считается клад Приама, найденный во время раскопок древней Трои. Этот клад долгое время считался утерянным. На самом деле во время Великой Отечественной войны он был вывезен в Советский Союз из Германии и до 1993 года хранился в запасниках пушкинского музея.

известные художественные музеи россии

Оружейная палата

Бывшее казнохранилище сегодня является крупнейшей сокровищницей России. Большинство экспонатов – это творения кремлевских мастеров. Именно здесь хранятся знаменитая шапка Мономаха, трон Ивана Грозного и другие уникальные предметы, сыгравшие важную роль в истории государства. В 9 залах музея продемонстрированы серебряные и золотые изделия, государственные регалии, предметы вооружения, драгоценные ткани и светские костюмы разных эпох.

www.syl.ru

Самые старые музеи России: shakko_kitsune

Проверьте, знаете ли - кто из наших старее Лувра и Прадо, насколько мы отстаем от оксфордского Эшмоловского, и почему Петр Алексеевич - всему голова (а чему не он - то Иван Иваныч Шувалов).

САМАЯ ДРЕВНЯЯ КОЛЛЕКЦИЯ

Пожалуй, фонды Музеев Московского Кремля, где можно увидеть сокровища великих князей и царей, — древнейшее собрание в России, ведь они происходят от Большой казны российских государей. Тут и шапка Мономаха (хранится как минимум с 1518 года), и шапка Казанская (со времен Ивана Грозного). Есть и более старые экспонаты, однако многие из них, например шлем Ярослава Всеволодовича XII века, не царские сокровища, а археологические находки XIX–XX веков, а также конфискованные при советской власти церковные реликвии.

Впрочем, именно как музей, доступный для публики, Оружейная палата возникла в 1806 году, когда император Александр I подписал соответствующий указ.

Это достойный возраст для музея — даже Лувр был основан всего 13 годами ранее, в 1793 году, а Британский музей несколько раньше — в 1753 году. (С рекордсменом-долгожителем — Капитолийскими музеями в Риме, ведущими свою историю с 1471 года, — конкурировать, конечно, бесполезно.)

САМАЯ СТАРАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ

Выходит, что Эрмитаж, начало которому положила Екатерина Великая в 1764 году, — старше Лувра? Нет, увы, ведь до 1852 года, когда Николай I официально открыл его для публики под названием «Императорский Эрмитаж», это была лишь личная монаршая коллекция. Лувр тоже создавался на основе королевских собраний. У Прадо, например, также две даты создания: в 1785 году его основал король Карлос III, а в 1819 году он открылся для публики. Но в любом случае Эрмитаж является одним из самых старых музеев России — и, безусловно, самым крупным из художественных.

Кстати, первая художественная галерея, пусть и тоже закрытая личная, старше: это дворец Петра Великого Монплезир в Петергофе, собрание которого формировалось в 1714–1723 годах.

САМЫЙ СТАРЫЙ НАСТОЯЩИЙ МУЗЕЙ

Многие музеи мира, в особенности посвященные естественным наукам, выросли из кабинетов курьезов — коллекций медицинских диковинок, которые собирали любители наук. Таков, например, Эшмоловский музей искусства и археологии в Оксфорде — первый британский публичный музей (а также старейший университетский музей в мире). В 1677 году он возник из кабинета курьезов сэра Элиаса Эшмола. Россия идет ноздря в ноздрю: Петр Великий основал свою Кунсткамеру (тоже кабинет курьезов) в 1717 году.

Сначала коллекции Кунсткамеры размещались в Кикиных палатах, а в 1727 году у нее появилось свое здание — при Академии наук. Пожалуй, именно Кунсткамера — первый музей, сознательно организованный в России именно как музей в привычном для нас понимании этого слова.

САМЫЕ СТАРЫЕ УНИВЕРСИТЕТСКИЕ МУЗЕИ

Университеты и академии вообще часто становятся корнем, из которого растут музеи. В России это случилось практически разу. Так, если Московский университет (будущий МГУ) был основан Шуваловым и Ломоносовым в 1755 году, то Минералогический кабинет при нем появился уже в 1759 году. Кабинет натуральной истории там возник в 1791 году, и в итоге из него выросли Зоологический музей МГУ и Геологический музей им. Вернадского.

В 1757 году Шувалов основал петербургскую Академию художеств — и в том же году при ней был создан учебный художественный музей (ныне — Научно-исследовательский музей РАХ). А Горный корпус (современный петербургский Горный университет) был основан в 1773 году — и одновременно с ним был сразу основан и Горный музей.

САМЫЕ СТАРЫЕ ВОЕННЫЕ МУЗЕИ

Можем попробовать потеснить Кунсткамеру с пьедестала: петербургский Центральный военно-морской музей ведет свою историю с основания санкт-петербургской «Модель-камеры» — хранилища корабельных моделей и чертежей, которое было впервые упомянуто в письме Петра Великого 1709 года. Впрочем, эта типичная для европейских городов с верфями model-kammer была в первую очередь учреждением сугубо практическим, необходимым для кораблестроителей. Конкретно в музей она была преобразована лишь в 1805 году, получив название «Морской музеум».

Еще старше, если считать на такой манер, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. В его истоке лежит Цейхгауз — место хранения «достопамятных и курьезных» артиллерийских орудий, основанный Петром в 1703 году. Однако как музей он стал работать только с 1868 года.

САМЫЙ СТАРЫЙ ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ

Старейший провинциальный музей также связан с именем Петра Великого. Он был открыт в 1803 году на берегу Плещеева озера (сейчас Ярославская область) в селе Веськово. Именно здесь в 1689–1692 годах юный царь Петр построил и запустил на воду свою Потешную флотилию. От тех времен здесь сохранился ботик «Фортуна» (он уцелел по указу императора 1722 года, повелевавшего хранить навеки остатки его юношеской забавы).

1803 год считается датой открытия музея-усадьбы «Ботик Петра I», потому что именно тогда для его экспонирования по инициативе губернатора здесь было возведено и торжественно открыто каменное здание. Сегодня это филиал Переславского музея-заповедника.

Пальму первенства у него оспаривает Краеведческий музей Иркутска, основанный в 1783 году, — впрочем, какая это «провинция»? Это регионы. Он был создан по инициативе губернатора города Франца Клички с меценатской поддержкой местных купцов.

САМОЕ СТАРОЕ МУЗЕЙНОЕ ЗДАНИЕ

Не так уж просто вычислить, какое здание древнейшее в России, а с музейными — еще сложнее. Вероятно, это христианские храмы Аланского государства (Х век), которые входят в состав Карачаево-Черкесского музейного заповедника. Но можно ли их считать «музейными», ведь в них нет экспозиции? Из древнерусских храмов самый древний музейный — новгородский Николо-Дворищенский собор 1113–1136 годов (входит вНовгородский музей-заповедник). Старше него только Новгородская София, которая передана Русской православной церкви. К этому же музею относится самое старое светское здание — Владычная палата 1433 года. В этом трехэтажном кирпичном доме в стиле западноевропейской готики, построенном при участии немцев, размещена экспозиция, посвященная ювелирному и религиозному искусству. А вот самое старое здание, построенное непосредственно для музейных функций, — опять петербургская Кунсткамера.

Софья Багдасарова для культура.рф (оригинал)

shakko-kitsune.livejournal.com

10 лучших музеев России

  • Все
  • Авто
  • Техника
  • Кино
    • Фильмы
    • Сериалы
  • Страны
  • Туризм
  • Финансы
  • Люди
  • Медицина
  • Самое
  • Обзоры

Поиск

Топ Рейтинги Мира – рейтинги, топ-листы, спискиТоп Рейтинги Мира Автосалон МАС МОТОРС Топ Рейтинги Мира – рейтинги, топ-листы, списки Топ Рейтинги Мира – рейтинги, топ-листы, списки
  • Все
  • Авто
  • Техника
  • Кино
    • Фильмы
    • Сериалы
  • Страны
  • Туризм
  • Финансы
  • Люди
  • Медицина
  • Самое
  • Обзоры

basetop.ru

10 лучших музеев России - ЭкспертРУ

Выбор десяти лучших музеев России (две столицы — не в счет) — задача не из легких. Что оцениваем? Качество коллекции? Тогда претендентов намного больше, чем десять. Эффективность менеджмента? Способность соответствовать духу времени и поднимать уровень культурной жизни? Тогда и десять — слишком большая цифра. К тому же нелегко сравнивать стоящие во чистом поле усадьбы великих людей с городскими картинными галереями или музеями в древнерусских кремлях и монастырях. Этот список составлялся с учетом разнообразия тем и оценок. В большинстве случаев главным аргументом оказывалась традиционная музейная функция — уметь хорошо хранить хорошую коллекцию. О современных формах работы с аудиторией, о системной интеграции в общественную жизнь за редкими исключениями речь пока не идет — но тем важнее видеть исключения.

1. Пермская государственная художественная галерея

Что уникально:

Пока это единственный российский музей, пожелавший подчинить себе всю культурную инфраструктуру города.

Музей хорош не только своей коллекцией, но и тем, что сегодня оказался единственным из российских музеев, который избрал абсолютно инновационную модель развития. История Пермской галереи ведется с 1922 года. С давних пор она — центр художественной жизни Урала. Коллекция дает возможность совершить краткий экскурс в основные периоды истории мирового искусства. Среди тысячи икон XVI — XX веков запомнятся работы изографов уральской Строгановской школы XVI — XVII столетий. Живопись нового времени порадует встречей с творениями Иванова, Венецианова, Федора Алексеева, Репина, Левитана, Саврасова, Васильева, Поленова, Серова, Борисова-Мусатова, ранних авангардистов из объединения «Бубновый валет». Кроме того, экспромтом можно оценить рубежи и вехи западноевропейского искусства: от картин учеников Леонардо до малых голландцев. Но, как принято говорить, жемчужиной коллекции является собрание деревянной скульп-туры, украшавшей церкви Верхнекамья и других областей Урала в XVIII — начале XX века. Образы Христа-страстотерпца, Богоматери и святых в основном были собраны во время экспедиций 20-х годов. Фольклорные представления в этих скульптурах органично сочетаются с традициями пластики западноевропейского барокко. Эмоциональный контакт с этим искусством колоссальный.

Вся коллекция Пермской галереи пока квартирует в здании кафедрального Спасо-Преображенского собора XIX века. Сейчас стоит вопрос о переезде на новое ПМЖ. Руководство музея и правительство Пермского края решили пойти по нестандартному пути: превратить музей в катализатор всей культурной жизни города и для этого сделать его многофункциональным, с развитой системой сопутствующих функций (туристический центр, место образования, проведения досуга), а главное — новым и притягательным с архитектурной точки зрения. За образец взят Музей Гуггенхайма в Бильбао, выстроенный радикальным модернистом Фрэнком Гери. Благодаря музею-аттракциону с постоянно меняющейся экспозицией (всегда высочайшего класса) унылый город баскской провинции превратился в центр международного туризма. Первым шагом к реализации идеи возрождения Перми через музей является недавнее объявление конкурса проектов нового здания Пермского художественного музея. Жюри конкурса звездное, состоит из ключевых фигур современной мировой архитектуры.

2. Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева

Что уникально:

Радищевский — единственный в стране музей, в котором старая западноевропейская живопись сопоставима по уровню с коллекцией русского искусства.

Это первый за пределами столиц общедоступный художественный музей в дореволюционной России. Он основан в 1885 году внуком писателя Александра Радищева Алексеем Боголюбовым.

Музей складывался как частное, а не государственное собрание. В немалой степени его формирование отражает вкусы основателя — «моряка-художника» Алексея Боголюбова. Трудно поверить, но в первые годы существования музея коллекция русского искусства значительно уступала собранию искусства французского. Объясняется это эстетическими приоритетами долгое время жившего в Париже Боголюбова, а также его человеческими контактами. Приобреталась живопись многих французских мастеров, ценивших метод пленэризма, предполагающий работу на открытом воздухе. Это мастера так называемой Барбизонской школы, современники Боголюбова. И Эрмитаж, и Академия художеств в Санкт-Пе-тербурге стали первыми «высочайшими пожертвователями» музея. Покровитель Боголюбова Александр III разрешил отобрать из запасных фондов Эрмитажа некоторое количество картин. Вкус не подвел художника. Картины были отобраны первоклассные, среди них — шедевр младшего современника Рафаэля и Микеланджело Джорджо Вазари «Триумф Вакха». Качественный уровень русского отдела уступал зарубежному вплоть до 1920-х годов. Впрочем, после революции 1917 года началось централизованное пополнение собраний музея. «Донорами» нередко становились крупнейшие столичные хранилища (ГМИИ, Русский музей, Третьяковская галерея, тот же Эрмитаж), которые по прихоти партийных чиновников почему-то срочно потребовалось «разукрупнять». Именно тогда в саратовском музее оформились отделы искусства XVIII века, первой половины XIX века, рубежа XIX–XX веков.

Картины великих саратовцев — Виктора Борисова-Муса-то-ва, Павла Кузнецова — приобретались в разные годы и с разным успехом. Произведений Борисова-Мусатова в музее не очень много. Собрание же картин Кузнецова — едва ли не лучшее в мире.

Кроме главного здания, которое несколько лет было закрыто на капитальную реставрацию, Радищевский музей имеет пять филиалов в Саратове и области. Самые известные из них — городская усадьба Виктора Борисова-Мусатова и дом Павла Кузнецова, которому сегодня угрожает офисное строительство на примыкающей территории. Кроме того, особым уважением и вниманием пользуется дальний областной филиал Радищевского музея — Художественно-мемориальный музей Кузьмы Петрова-Вод-кина на его родине в Хвалынске.

3. Красноярский культурно-исторический музейный центр

Что уникально:

Это единственный в России музей, умеющий быть чутким барометром актуальных артпроцессов.

Самая большая площадка современного искусства в Сибири — Красноярский музейный центр. Он радикально отличается от традиционных музеев тем, что не имеет огромной коллекции и по примеру мировых музеев современного искусства (Гуггенхайм) ведет активную культуртрегерскую работу. Бывший Красноярский филиал Центрального музея Ленина был преобразован в музейный центр в августе 1991 года. Поклонникам старины глубокой туда спешить незачем. А вот те, кто привык следить за острыми темами современной жизни, за судьбой национальных культур, сложными вопросами политики и религии, найдут для себя множество интересных проектов. В частности, с 1991 года Красноярский музейный центр методично занимается проблемами политических репрессий. В начатую в 2000 году программу «Память сердца» вовлекаются региональные музеи Сибири. В специальных экспедициях собираются данные о репрессированных священниках и ученых. Итогом становятся выставки, семинары.

Разобраться с советским прошлым помогает программа «Ленин и современность». Мало кто знает все памятники Ильичу, стоящие в Москве. Красноярцы же в ходе экспедиций заархивировали всю сибирскую лениниану, не упустив памятники, которые сохранились даже в небольших селениях и городах. Избегая тенденциозности оценок, сотрудники музея готовят новые проекты, в которых советское прошлое узнается через архивные атрибуты.

Главной формой общения с миром Красноярский музейный центр выбрал биеннале. Она проводится с 1995 года и подтверждает способность музея находиться в центре внимания не только Сибири, но и всей России. В рамках биеннале одновременно устраиваются более сорока выставок в гигантском, построенном в 80-е годы в стиле советского модернизма музее. Приглашаются художники со всей страны. В VI Красноярской музейной биеннале, к примеру, участвовали многие московские мэтры, среди которых Александр Сорин, Константин Батынков и даже пытливый архивист русского мата Алексей Плуцер-Сарно, привезший в Красноярск несколько тысяч русских настенных печатных и рукописных объявлений постперестроечной эпохи. 17 сентября состоялось открытие VII Красноярской биеннале с интригующим названием «Чертеж Сибири». Участникам и гостям предлагается стать картографами и в реальных и воображаемых экспедициях испытать креативность сибирского пространства. Такая формулировка темы символична именно для Красноярского музейного центра, который хочет максимально разомкнуть пространство традиционного музея и вовлечь в арт-процесс всю географию Сибирского региона.

4. Литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова (Мелихово)

Что уникально:

Это единственный у нас музей, в котором посетители чувствуют себя актерами театральной постановки Серебряного века.

В 2010 году отмечается 150 лет со дня рождения Чехова. Памятных мест, связанных с жизнью и творчеством писателя, не так уж мало. Два чеховских адреса находятся в Сахалинской области, есть домик в Таганроге, три памятных места в Крыму. К сожалению, мемориальный дом в Ялте находится в катастрофическом положении, музею требуется срочная реставрация. По контрасту самый благополучный и активно развивающийся чеховский музей находится в селе Мелихово, в 70 километ-рах от Москвы. «Имение мое плохонькое, но зато окрестности великолепные», — говорил Чехов о Мелихове. Он жил здесь с 1892 по 1899 год. Тщательно отреставрированная в заботе об аутентичности восприятия усадьба уникальна тем, что дает шанс уяснить, как понимали пространство и время герои «Вишневого сада» и «Чайки». Неспешно умели жить. Не пытались «обнять необъятное». Ценили роскошь общаться со старым вязом как с почтенным добрым другом. Архитектура усадьбы напоминает декорации знаменитых чеховских пьес. Это не случайно. До Чехова Мелиховом владел художник Н. П. Сорохтин, который оформил главный дом в театральном вкусе. Вполне логично, что сегодня Мелихово знаменито своими театральными фестивалями, когда лучшие театры Москвы приезжают в усадьбу на уютную гастроль и ставят пьесы прямо в живых декорациях.

5. Государственный мемориальный и природный заповедник Музей-усадьба «Ясная Поляна»

Что уникально:

Ясная Поляна — единственный из российских музеев, где благодаря директору, потомку великого владельца старой усадьбы, восстановление былого уклада жизни превращено в азартную концептуальную акцию.

О реконструкции культурной атмосферы, инициированной когда-то великим именем, позаботилось руководство и другой знаменитой литературной усадьбы — Ясная Поляна в Тульской области. Разветвленная система филиалов, мощная хозяйственная структура позволили директору Ясной Поляны праправнуку Льва Толстого Владимиру Толстому превратить весь округ в пространство масштабного эксперимента по воссозданию близкой ко времени Льва Николаевича целостной среды общения и возрождению его этических и эстетических принципов. В частности, руководство музея даже тактично вмешалось в деятельность учебных заведений, расположенных в границах его филиалов, и влияет на культурный контекст через систему дополнительного образования, основанного на наследии и заветах писателя. Глобальный эксперимент «переформатирования» пространства жизни «по Толстому» включает и отлично придуманную туристическую инфраструктуру: современная гостинично-сервисная служба, которой ведает сам музей, этнотуризм, детский туризм и т.д. Традицией стали исторические реконструкции событий жизни семьи Толстого, а также проведение международных научных чтений и семинаров. По качеству и масштабу презентации культурного наследия с Ясной Поляной может сравниться лишь пушкинское Михайловское, где так же заботливо воссоздается атмосфера эпохи. Однако и у Михайловского, и у Ясной Поляны сегодня большие проблемы с реализацией жизненно необходимых музеям планов: государство отказывает им в праве ведения собственной, независимой экономической деятельности. К тому же на великолепные территории заповедников посягают разные застройщики, получившие добро у муниципальных властей.

6. Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Что уникально:

Это единственное в России место, последовательно поддерживающее имидж города-музея.

Этот музейный комплекс включает главные памятники «старшего брата» Москвы — Владимиро-Суздальского княжества. В состав музея-заповедника входят памятники древних городов Владимира и Суздаля, а также резиденция князя Андрея Боголюбского село Боголюбово и заложенный в 1151 году Юрием Долгоруким первый белокаменный храм Владимиро-Суздальской Руси в селе Кидекша. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли — лучшее, что было создано зодчими Северо-Восточной Руси до татаро-монгольского нашествия. Принадлежность музею помогает поддерживать храмы в хорошем состоянии. Однако именно Суздаль дает возможность оценить возвращение в историю не только локально, не только в жанре общения с отдельными шедеврами. Его пример открывает глаза на то, чем просто город отличается от города-музея. В просто городе улица — это улица, дом как дом. В городе-музее каждая улица — экспонат, каждый дом — артефакт. Ни в одном большом центре страны вы такого не встретите. Сравнить Суздаль можно лишь с фламандским Брюгге, бывшим в XV веке центром богатого и великолепного Бургундского герцогства. В обоих городах на три улицы приходится двадцать музеев (главные ансамбли Суздаля — кремль с памятниками XI — XVIII веков и Спасо-Евфимиев монастырь, построенный в XVI — XVII веках). В обоих городах архитектурный облик почти не менялся со Средних веков. Но самое главное сходство — в возможности живого общения с историей. Любой выставочный зал Суздаля перестает восприниматься колумбарием культуры, но ощущается частью естественного пространства жизни.

7. Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Что уникально:

Это единственный российский музейный комплекс, хранящий добрый десяток архитектурных ансамблей большого города.

Ярославский музей-заповедник является одним из старейших музеев древнего искусства в России. Он был создан в 1865 году. Сегодня заповедник опекает первостатейные памятники: церкви средневековой Руси, являющиеся хрестоматийными для истории отечественного искусства. Прежде всего — Спасо-Преображенский собор одноименного монастыря. И собор, и монастырь можно назвать энциклопедией стиля XVI века: благодаря музею прекрасно сохранились архитектурный облик построенного в 1506–1516 годах храма, его фресковые росписи. Иконы и книги времени Ивана Грозного составляют экспозицию в бывших монастырских корпусах. Отдельный повод для гордости у музея — история, связанная с главным литпамятником Древней Руси «Словом о полку Игореве». Именно в архивах Спасо-Преображенского монастыря в конце XVIII века граф Александр Мусин-Пушкин обнаружил эту знаменитую эпическую поэму XII столетия. В бывшей монастырской трапезной развернута отдельная экспозиция, посвященная «Слову». Бонус посетителю главной, монастырской экспозиции музея — лучший в Ярославле вид на Волгу, что открывается со звонницы. Помимо монастыря в состав музея-заповедника входят ярославские храмы XVII века, построенные на деньги богатого местного купечества. Это церкви Николы Надеина, Рождества Христова, Ильи Пророка, Иоанна Предтечи, Богоявления. Своим великолепием памятники снискали славу эталонных для искусства позднего средневековья в России.

8. Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Что уникально:

Петергоф — единственный из наших музеев, сумевший стать парадным портретом российского музейного дела.

Основанная Петром I царская резиденция Петергоф была национализирована и превращена в музей в 1918 году декретом Совета народных комиссаров. За советскую историю на долю Петергофа выпали трудные испытания: во время Второй мировой его наполовину уничтожили фашисты. Самоотверженные специалисты практически заново возводили дворцы, разбивали парки, строили гидравлическую систему фонтанов. Сегодня Петергоф выделяется среди других петербургских императорских резиденций прежде всего безупречным внешним видом, отменным сервисом и перфекционизмом ведущихся реставрационных работ. Перед нами тот случай, когда место красит человек. Директора Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Петергоф» Вадима Знаменова можно назвать одним из лучших музейных директоров современной России. Помимо рачительной заботы о каждой постройке, каждом деревце, каждом фонтане Петродворца Знаменов привел в порядок и другую петергофскую резиденцию — Александрию, дачу Николая I и его жены Александры Федоровны с чудеснейшим неоготическим дворцом Коттедж. Кроме того, Знаменову удалось возродить до недавнего времени неузнаваемо перестроенный деревянный Путевой дворец Петра I, что стоит на Петергофской дороге. Классные реставраторы реконструировали дворец и разбитый по проекту Растрелли в середине XVIII века сад с фонтанами. Сегодня в ведение «империи Знаменова» отписали и Ораниенбаум — проблемную в плане сохранности и менеджмента резиденцию закадычного друга Петра I князя Александра Даниловича Меншикова, единственную не подвергшуюся разрушению фашистами в годы Великой Отечественной войны.

9. Самарский художественный музей

Что уникально:

Музей тщательно собирал коллекцию русского авангарда…

Самарский художественный музей — единственный в стране, в котором работу директора можно приравнять к подвигу разведчика.

В этом году Самарский художественный музей празднует два юбилея: 110 лет музейной коллекции и 70 лет со дня основания. Гордость музея — коллекция русского авангарда и современного искусства. Заслуга ее формирования и сохранения принадлежит Анэтте Басс, чью миссию по спасению авангарда и поддержке новых направлений в искусстве можно сравнить разве что с деятельностью легендарного директора Русского музея Василия Пушкарева, спасавшего картины Малевича, Татлина и Филонова в самые суровые годы советской реакции. Анэтта Басс руководила музеем с 1958 по 2006 год — год своей кончины — и главной в своей работе сделала тему русского авангарда. В итоге за годы ее работы в музее фонд нового искусства стал одним из самых представительных среди российских галерей: там встречаются практически все главные имена 1910–20-х годов. Спасать авангард в годы запретов Анэтте Басс и ее коллегам приходилось весьма хитроумными способами. В частности,приговоренную к уничтожению кубофутуристическую картину Малевича 1913 года «Жизнь в большой гостинице» сотрудники прятали в запасниках, буквально рискуя карьерой и благополучием. Благодаря энергии Анэтты Басс и ее единомышленников удалось выбить для музея прекрасное здание эпохи модерн в центре города. В селе Ширяево, недалеко от того места, где Репин писал «Бурлаков на Волге», по инициативе руководства Самарского музея был открыт филиал — Дом-музей Ильи Репина. Теперь молодые самарцы устраивают в Ширяеве международную биеннале современного искусства.

10. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко

Что уникально:

Краснодарский музей — единственный из музеев России, дающий надежду на стабилизацию культурной жизни Северного Кавказа.

Здесь отличная коллекция русской живописи классического периода

Этот музей — один из старейших музеев русского искусства на Юге России. Он был открыт в 1904 году. Основу экспозиции составила частная коллекция, собранная краснодарским купцом и меценатом Федором Коваленко и переданная в дар городу. Музей может похвастаться первоклассным собранием древних икон и русской живописи классического периода, симпатичными разделами западноевропейского и восточного искусства. Гордость — крупнейшая на юге России коллекция отечественного авангарда начала XX века. Авангард в Краснодаре появился благодаря профессиональным и личным качествам возглавлявшего музей в 20-е годы выпускника Московского университета историка Р. К. Войцика. Он дружил со многими художниками, и они охотно делились с музеем своими работами. Сегодня музей увлеченно продвигает проекты с участием молодого поколения. В апреле 2007 года в Краснодарском музее открылась выставка «Молодая палитра» — итоговая экспозиция грантового конкурса, учрежденного Минкультом, благотворительным фондом и администрацией края среди только что получивших профессиональное образование художников. Поскольку активность работы с современным искусством в Краснодаре (как, впрочем, и в большинстве городов России) близка нулю, конкурс и выставка преследуют благородную цель стимулировать процесс интеграции молодых в актуальный художественный контекст и в конечном счете пополнить фонды музея новыми работами.

Фото: Федор Савинцев для «РР»; Юрий Иващенко/Agency.photographer.ru для «РР» ; Дмитрий Шордаков для «РР»; Алексей Майшев для «РР»; Александр Кузнецов/Agency.photographer.ru для «РР»; Олег Никишин/Epsilon; Сергей Максимишин ; Алексей Царев для «РР»; Интерпресс

expert.ru


Смотрите также