Древнейшее славянское письмо. 1. Письменность в дохристианской Руси 1.1.Черты и резы – письмо древних славян
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Каким было письмо у древних славян до введения кириллицы. Древнейшее славянское письмо


Каким было письмо у древних славян до введения кириллицы.

Доказательствам существования письменности в докирилловский период у славян, в частности у восточных и южных, был посвящен ряд работ российских и болгарских ученых. В результате этих работ, а также в связи с открытием древнейших памятников славянской письменности вопрос о существовании у славян письма вряд ли может вызывать сомнение. Об это свидетельствуют многие древнейшие литературные источники: славянские, западноевропейские, арабские. Это подтверждается указаниями, содержащимися в договорах восточных и южных славян с Византией, некоторыми археологическими данными, а также лингвистическими, историческими и общесоциалистическими соображениями.

Меньше материалов имеется для решения вопроса, что представляло собой древнейшее славянское письмо и как оно возникло.

Докирилловское славянское письмо, по-видимому, могло быть только трех видов.

Так, в свете развития общих закономерностей развития письма представляется почти несомненным, что еще задолго до образования связей славян с Византией у них существовали различные местные разновидности первоначального примитивного пиктографического письма, типа упоминаемых Храбром “черт и резов”. Возникновение славянского письма типа “черт и резов” следует, вероятно, относить первой половине I тысячелетия н. э.

Правда, древнейшее славянское письмо могло быть письмом лишь очень примитивным, включавшим небольшой, нестабильный и разный у разных племен ассортимент простейших изобразительных и условных знаков. В сколько-нибудь развитую и упорядоченную логографическую систему письмо это превратиться никак не могло.

Ограниченным было и применение первоначального славянского письма. Это были, видимо, простейшие счетные знаки в форме черточек и зарубок, родовые и личные знаки, знаки собственности, знаки для гадания, может быть, примитивные маршрутные схемы, календарные знаки, служившие для датировки сроков начала различных сельскохозяйственных работ, языческих праздников и т.п. Помимо соображений социологического и лингвистического порядка, существование у славян такого письма подтверждается довольно многочисленными литературными источниками IХ-Х вв. и археологическими находками. Возникнув еще в первой половине I тысячелетия н.э., письмо это, вероятно, пережиточно сохранялось у славян даже после создания Кириллом упорядоченной славянской азбуки.

Вторым, еще более несомненным видом дохристианского письма восточных и южных славян было письмо, которое можно условно назвать письмом “протокирилловским”.

Письмо типа “черт и резов”, пригодное для обозначения календарных дат, для гадания, счета и т.п., было непригодным для записи военных и торговых договоров, богослужебных текстов, исторических хроник и других сложных документов. А потребность в таких записях должна была появиться у славян одновременно с зарождением первых славянских государств. Для всех указанных целей славяне, еще до принятия ими христианства и до введения азбуки, созданной Кириллом, несомненно использовали на востоке и юге греческие, а на западе- греческие и латинские буквы.

Греческие письмо, применявшееся славянами в течение двух- трех веков до официального принятия ими христианства, должно было постепенно приспосабливаться к передаче своеобразной фонетики славянского языка и, в частности пополняться новыми буквами. Это было необходимо для точной записи славянских имен в церквах, в военных списках, для записи славянских географических названий и т.п.

Славяне далеко продвинулись по пути приспособления греческого письма к более точной передаче своей речи. Для этого из соответствующих греческих букв образовывались лигатуры, греческие буквы дополнялись буквами, заимствованными из других алфавитов, в частности из еврейского, который был известен славянам через хазар. Так формировалось, вероятно, славянское “протокирилловское” письмо. Предположение о таком постепенном формировании славянского “протокирилловского” письма подтверждается также тем, что кирилловская азбука в ее более позднем, дошедшем до нас варианте была настолько хорошо приспособлена для точной передачи славянской речи, что это могло быть достигнуто лишь в результате длительного ее развития.

Таковы две несомненные разновидности дохристианского славянского письма.

Третья, правда, не несомненная, а лишь возможная его разновидность может быть названа “протоглаголическим” письмом.

Процесс формирования предполагаемого протоглаголического письма мог происходить двумя путями. Во-первых, этот процесс мог протекать под сложным влиянием греческого, еврейско-хазарского, а возможно, также грузинского, армянского и даже рунического тюркского письма. Под влиянием этих систем письма славянские “черты и резы” могли постепенно тоже приобрести буквенно-звуковое значение, сохранив частично свою первоначальную форму. Во- вторых, и некоторые греческие буквы могли быть графически изменены славянами применительно к привычным формам “черт и резов”.

Подобно кириллице, формирование протоглаголического письма тоже могло начаться у славян не ранее VIII в. Поскольку же это письмо формировалось на примитивной основе древнеславянских “черт и резов”, постольку к середине IХ в. оно должно было оставаться еще менее точным и упорядоченным, чем протокирилловское письмо.

В отличие от протокириллицы, формирование которой происходило почти на всей славянской территории, находившейся под влиянием византийской культуры, протоглаголическое письмо, если оно существовало, впервые сформировалось, по-видимому, у восточных славян.

В условиях недостаточного развития во второй половине I тысячелетия н.э. политических и культурных связей между славянскими племенами, формирование каждого из трех предполагаемых видов дохристианского славянского письма должно было бы происходить у разных племен разными путями. Поэтому можно предполагать сосуществование у славян не только этих трех видов письма, но и местных их разновидностей. В истории письма случаи такого сосуществования были очень частыми.

В настоящее время на кирилловской основе построены системы письма всех народов России. Системы письма, построенные на той же основе, применяются также в Болгарии, частично в Югославии и Монголии. Письмом, построенным на кирилловской основе, пользуются сейчас народы, говорящие более, чем на 60 языках.

Наибольшей жизненной силой, видимо, обладают латинская и кирилловская группы систем письма. Это подтверждается тем, что на латинскую и кирилловскую основу письма постепенно переходят все новые народы.

Таким образом, основы, заложенные еще Контантином и Мефодием более 1100 лет назад, продолжают непрерывно совершенствоваться и успешно развиваться вплоть до настоящего времени.

studfiles.net

Древнейшее славянское письмо – на Крите? — МегаЛекции

Трибуна смелых гипотез

«Техника – молодёжи» 1991 – № ? – с. 56-60.

OCR и редакция в рамках проекта «Погреб»: Антон Лапудев

 

Непрочитанные древние тексты в равной степени будоражат умы и дилетантов и специалистов. Соревнование между ними идёт; с переменным успехом. Пример – расшифровка письма майя...

Фестский диск (небольшой кружок обожженной глины с нанесенными на обеих сторонах иероглифами-рисунками) – единственный дошедший до нас памятник письменности крито-микенской культуры. Именно Крит некоторые ученые отождествляют с легендарной Атлантидой.

Предлагаем вниманию читателей две попытки расшифровки Фестского диска. Какая вернее? Ученые по этому поводу высказались вполне определенно. Но в науке говорят, что и отрицательный результат – результат...

Геннадий ГРИНЕВИЧ, геолог

Племя рыси с острова Крит

 

Фестский диск

Множество легенд сложили древние греки о Крите – колыбели античных средиземноморских цивилизаций. Именно сюда доставил Зевс, принявший образ быка, похищенную им красавицу Европу. Их сын Минос якобы и стал первым правителем острова, достигшего вскоре невиданного расцвета. Здесь жил и творил великий Дедал – изобретатель, архитектор и скульптор. Он строил для знати великолепные дворцы. А для себя и сына соорудил крылья – первые в мире летательные аппараты тяжелее воздуха...

Но лишь в начале XX века предания о когда-то могущественном государстве перестали считать сказками. Археологи раскопали многое из того, о чем подробно рассказывали древние источники. Так, например, были открыты развалины Лабиринта. Того самого, который построил Дедал и в центре которого согласно легенде обитал кровожадный бык царя Миноса – Минотавр.

И все же мы знаем о древних жителях Крита недопустимо мало. Нам неизвестно: кто они? Откуда и когда пришли на остров. Именно поэтому ученых так заинтересовал небольшой глиняный диск, найденный при раскопках дворца в городе Фесте. Находку с обеих сторон покрывала причудливая, идущая по спирали надпись. Каждый знак был аккуратно отштампован. Древнейший печатный текст на Земле! Историки датировали его 1700 годом до нашей эры.

Вот уже 80 лет бьются специалисты над расшифровкой текста Фестского диска. Но безуспешно...

Алекановская надпись

Перенесемся теперь на несколько тысяч километров на север. В 1897 году известным русским археологом В. А. Городцовым близ Рязани у села Алеканова была сделана другая замечательная находка. Из захоронения IX века н. э. извлекли горшок с надписью, выполненной доселе неизвестным науке письмом. Гончарное изделие было местного производства. Следовательно, надпись нанесена славянином. Но ведь ранее считалось, что у славян до контактов с Византией не было собственной письменности, что на Русь она пришла лишь одновременно с христианством. В научной литературе надпись отнесли к типу «черт и резов».

Текст, выполненный на древнерусском языке, озвучен автором этих строк (методику дешифровки см. ниже). Письмо оказалось слоговым. Каждый знак обозначал не отдельный звук, что имеет место в привычном для нас буквенном алфавите, а целый слог.

Мы теперь знаем, что надпись на горшке из Алеканова содержит практический, житейский совет хозяйке: НАДОБЕ ЗАКРЫТЬ В ЧЕЛО ВСАДИВ – «Надо закрыть, в чело посадив» («чело» – наружное отверстие русской печи).

С тех пор в разных уголках России и в других славянских землях нашли немало образчиков древней письменности. (Раньше подобные знаки на домашней утвари объясняли как клейма мастера, магические символы и т. п.) На грузиках Троицкого городища (верховья Москвы-реки) указан их вес: «ВЕС 4 ЛОТА» (лот – древняя русская мера веса = 12,797 г), «ВЕС 4 УНИКИ» (унция = 25,6 г).

В старину на веретено надевали керамическое или каменное колечко-пряслице (решек). Пряли, собравшись в одной избе, и при разборе веретен и пряслиц из общей кучи каждая пряха стремилась найти инструмент, с которым привыкла работать, и потому пряслица старались метить «ВЕРЬТАТЕ КАШЕВИ». «Возвратите Кашеве», – просит пряха по кличке Кашева (видимо, от слова «каша»), жившая когда-то в Старой Рязани. На пряслице из Гродно написано, чье оно: «РЕШЕК ДИНОЧИ» – (женское имя Дина). Пряха из Лецкан уместила на пряслице целых две строки: «СОСЕДИ МОИ. РЕШЕК ЦЕ ВОЗЬНЕ СОЛИ» (Соля – древнее русское женское имя).

Перечисленные выше надписи датируются IV – XI вв. н.э. Самая ранняя среди них надпись на пряслице из Лецкан – 348 год н.э. То обстоятельство, что наиболее древняя на сегодняшний день надпись, исполненная письмом типа «черт и резов», сделана обыкновенной деревенской пряхой – наводило на мысль о еще более почтенном возрасте славянской письменности. Но где ее истоки? Как приблизиться к ним?

Древнейшее славянское письмо – на Крите?

При сопоставлении письменности типа «черт и резов» с кириллицей было выявлено одиннадцать знаков, идентичных в графическом отношении. Все это буквы греческого алфавита. Стало быть, можно говорить о родстве двух письменностей: греческой и «черт и резов». Но кто старше из этих двух «родственников»? Ответить нетрудно. Буквенное письмо (каким является греческое) представляет собой более высокую ступень развития письменности, нежели слоговое. Следовательно, именно греческое могло образоваться из письма типа «черт и резов», но никак не наоборот. Однако мы знаем, что греческое письмо ведет начало от финикийского, которое по сложной цепочке приводит нас... к Криту. Что ж, давайте вернемся на южный остров. Может быть, «черты и резы», столь милые нашим предкам, помогут прочитать Фестский диск? По-моему, почти все знаки критских надписей в графическом отношении идентичны знакам письменности типа «черт и резов». Стоило присвоить им фонетические значения последних... и полилась славянская речь. Ниже привожу прочитанные мной надписи Фестского диска в переводе на современный русский язык:

Сторона А:

Горести прошлые не сочтешь, однако горести нынешние горше. На новом месте вы почувствуете их. Все вместе. Что вам послал еще бог? Место в мире божьем. Распри прошлые не считайте. Место, что вам послал бог, обступите тесными рядами. Защищайте его днем и ночью. Не место – волю.

Живы еще чада Ее, ведая чьи они в этом мире.

Сторона Б:

Будем опять жить, будет поклонение богу, будет все в прошлом – забудем, кто есть мы. Где вы побудете, чада будут, нивы будут, хорошая жизнь – забудем, кто есть мы. Чада есть – узы есть – забудем, кто есть. Что считать, боже. Рысиюния чарует очи. Никуда от нее не денешься, не излечишься от нее. Ни однажды будет, услышим мы: вы чьи будете, рысичи, что для вас почести, в кудрях шлемы, разговоры о вас. Не есть еще, будем Ее мы». Итак, славянское племя рысичей вынуждено оставить свою родину. Новую родину оно обрело на Крите.

Название «рысичи» скорее всего связано с принадлежностью к племени Рыси (тотем наших пращуров – Рысь), и это свидетельствует о том, что на Крит наши предки пришли с севера, надо полагать, из Поднепровья. Именно там следует искать истоки письменности типа «черт и резов»...

В начале III тысячелетия до н.э. в Нижнем Поднепровье-Подунавье сложилось крупное (славяноязычное, как считают некоторые историки) этническое единство, создавшее так называемую трипольскую культуру. Трипольцы по уровню развития значительно опережали своих соседей; имели они и письменность. Пространных текстов (и даже отдельных трипольских надписей) пока не найдено, но метки, графически идентичные знакам письменности типа «черт и резов», имеют место на обломках трипольской керамики. Это вполне серьезное основание для того, чтобы считать, что славянская письменность зародилась в триполье около 5 тыс. лет тому назад.

Теперь поставим закономерный вопрос: чем объяснить огромный разрыв во времени между трипольской культурой и родственными ей по духу славянскими культурами Приднепровья? Ответ может быть лишь один. Пращуры славян надолго покинули свою землю-Время исхода трипольцев согласуется со временем появления на Балканах, в Греции, на островах Эгейского моря, в том числе и на Крите, пеласгов (рысичей?). Именно с пеласгами историки связывают расцвет и могущество Критской державы. Пеласгом был и автор текста Фестского диска, поведавший нам о трагедии, постигшей его племя.

МЕТОДИКА ДЕШИФРОВКИ

Процесс дешифровки текстов разбивается на несколько последовательных этапов.

Прежде всего (формальный анализ) необходимо определить тип письменности – иероглифический, слоговой, буквенный; получить представление о строе письма, установить направление чтения.

Второй этап – так называемый эпиграфический анализ. Выявляются различные варианты написания одних и тех же знаков.

Третий этап – озвучивание (огласовка), после чего можно уже непосредственно приступать к чтению и толкованию текстов.

Проследим процесс дешифровки на примере письменности «черт и резов» (Г. Гриневич предположил, что надписи этого типа были выполнены на древнеславянском языке. – Ред.).

Формальный анализ. В работе было использовано около 150 надписей с общим объемом текста свыше 2,5 тыс. знаков, среди них 126 разных. Такое количество чересчур велико для буквенной письменности, однако явно недостаточно для иероглифического письма. Это позволило автору расшифровки заключить, что он имеет дело со слоговой письменностью.

О слоговом типе письма говорит и обнаруженный в ряде надписей особый знак – косой штрих, проставляемый в нижней части строки, наподобие запятой. В индийском слоговом письме деванагари аналогичный знак называли «вирамом». Он проставлялся в том случае, если нужно было показать, что слог, отмеченный предыдущим знаком, заканчивается на согласный звук.

Дело в том, что в письменности деванагари предусматривались знаки лишь для открытых слогов типа СГ (согласный+гласный звук) и Г (чистый гласный звук). Для того чтобы построить конструкцию ССГ (согласный+согласный+гласный звук), то есть сдвоить согласные, необходимо было прибегнуть к помощи «вирама», снимающего огласовку у впереди стоящего знака (СГ+»вирам»+СГ=ССГ).

Эпиграфический анализ. Все знаки были разбиты на группы: рисуночные (10 знаков) и линейные. Последние были разделены на 13 эпиграфических рядов, которые составляли схожие по написанию слоговые элементы. Очевидно, они обозначали слоги типа СГ с одним и тем же согласным звуком, но разными гласными. Озвучив один знак ряда, можно получить значения всех остальных (без огласовки).

Озвучивание знаков. Сначала был использован так называемый этимологический метод. Он чрезвычайно прост. Знакам нерасшифрованной письменности, идентичным в графическом отношении знакам известной письменности, присваивается звучание последних. Сопоставив «черты и резы» с известными славянскими азбуками (кириллицей и глаголицей), было выявлено 23 знака, совпадающих по форме. Определилось звучание (без огласовки) 12 эпиграфических рядов.

Далее автор прибегнул к методу акрофонии. Суть его в том (он применим для рисуночных знаков), что для озвучивания знака выбирается первый слог слова, обозначающего изображенный на рисунке предмет. Таким образом удалось «распознать» КОпье, ЧЕловека, СОхатого, ВЕпря, ЛОшадь, ЗАйца, СОколв, САбаку.

Количества озвученных знаков оказалось достаточно для того, чтобы начать расшифровку надписей. В процессе работы число озвученных знаков постоянно увеличивалось. Так, например, надпись на шахматной фигурке читалась как; КОН( – ) – второй слог шел без огласовки. Но ведь ясно, что слово – КОНЬ.

 

Лидия ЖУКОВСКАЯ,

megalektsii.ru

1. Письменность в дохристианской Руси 1.1.Черты и резы – письмо древних славян

Спорным оставался до недавнего времени вопрос о докирилловской (дохристианской) славянской письменности. Лишь в результате последних работ советских и болгарских ученых, а также в связи с открытием новых древнейших памятников, существование письма у славян в докирилловский период почти доказано. Меньше материалов для решения вопроса, что представляло собой первоначальное славянское письмо и как оно возникло. Задолго до образования связей славян с Византией у славян существовали местные разновидности первоначального письма типа упоминаемых черноризцем Храбром в трактате «О письменах» «черт и резов». Возникновение такого первоначального письма происходило тогда, когда на основе небольших и разрозненных родовых групп возникали более сложные, крупные и долговечные формы общности людей — племена и союзы племен. Славяне достигли расцвета племенного строя в первой половине I тысячелетия н. э. К этому времени следует относить и возникновение письма типа «черт и резов». Такой вывод подтверждается документальными данными о высокой культуре славян середины I тысячелетия н. э. Подтверждается этот вывод и лингвистическими данными. Как отмечали многие исследователи, слова 'писать', 'читать', 'письмо', 'книга' общи для славянских языков. Следовательно, эти слова, как и славянское письмо, возникли до разделения общеславянского языка на ветви, т. е. не позже середины 1 тысячелетия н. э. Правда, древнейшее славянское письмо могло быть лишь очень примитивным, включавшим небольшой, нестабильный и разный у разных племен ассортимент простейших знаков. В сколько-нибудь развитую и упорядоченную логографическую систему письмо это превратиться не могло. Никто из соседей славян логографических систем не применял, а для самостоятельного развития фразографии в логографию требуются века; кроме того, логография не соответствует и особенностям славянского языка. Ограниченным было и применение первоначального славянского письма. Это были, видимо, простейшие счетные знаки в форме черточек и зарубок, календарные знаки и знаки для гадания.

Наряду со свидетельством черноризца Храбра, с приведенными выше соображениями социологического и лингвистического порядка, существование у славян письма типа «черт и резов» подтверждается также литературными сообщениями IX—X вв. и археологическими находками. Важнейшие литературные сообщения следующие:

1. Сообщение арабского путешественника Ибн Фодлана, который во время пребывания у волжских болгар в 921 г. видел обряд погребения одного руса. «Сначала они развели костер и сожгли на нем тело, — рассказывает Ибн Фадлан,— а затем они построили нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деревяшку тополя, написали на ней имя этого мужа и имя царя русов и удалились».

2. Сообщение арабского писателя Эль Массуди (умер в 956 г.), который в сочинении «Золотые луга» утверждает, что он обнаружил в одном из «русских храмов» пророчество, начертанное на камне.

3. Сообщение епископа Мерзебургского Титмара (976—1018 гг.), который указывает, что в языческом храме города Ретры на славянских идолах были начертаны особыми знаками их имена.

4. Сообщение арабского ученого Ибн эль Недима, который в труде «Книга росписи наукам» передает относящийся к 987 г. рассказ посла одного из кавказских князей к князю русов. «Мне рассказывал один, на правдивость которого я полагаюсь,— пишет Ибн эль Недим, — что один из царей горы Кабк послал его к царю русов; он утверждал, что они имеют письмена, вырезываемые на дереве. Он же показал мне кусок белого дерева, на котором были изображены, не знаю, были ли они слова или отдельные буквы». Дешифровать эту надпиьс не удалось; по графике она отлична и от греческого, и от латинского, и от глаголического, и от кирилловского письма. Подтверждается существование у славян письменности типа «черт и резов» также и археологическими находками. Наибольший интерес в этом отношении представляет исследование академика Б.А. Рыбакова, посвященное «черняховским» календарным знакам.

studfiles.net

Глава 11. Древнее славянское письмо. Индоевропейцы Евразии и славяне

Глава 11. Древнее славянское письмо

Кто такие венеды?

Античная, древняя история венедов, по сути, представляет собой историю славян II тыс. до н. э. — I тыс. н. э. Атак как само имя народа венеды до сей поры даже в славянских странах для многих скрыто туманом сомнений и недосказанности, я приведу письменные свидетельства античных авторов о венедах. Ибо древняя история славян без венедов подобна колеснице без колёс.

Моё пристальное внимание к вопросу истории венедов привлекла книга «Венеды», написанная тремя замечательными словенскими исследователями Йожкой Шавли, Матеем Бором, Иваном Томажичем. Словенцы в отношении языка, географии и своей истории ближе иных современных славянских народов отстоят от ныне полулегендарных венедов. Более того, многие словенцы отождествляют себя именно с теми венедами, волна которых прокатилась по Европе в XIII–VIII вв. до н. э. И интерес словенских исследователей к данному вопросу естествен. Я не мог пройти мимо древней истории венедов, во-первых, потому, что это одна из ярчайших страниц индоевропейской истории, во-вторых, потому, что речь идет об истории наших прямых предков.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Ящик пандоры – Древние славянские письменности

I. Цивилизация индославов

2. Результаты археологических исследований в долине Инда

3. «Арктическая» теория

4. Русский и древнеиндийский эпосы

5. Об обрядах и обычаях русских и индусов

6. Дешифровка протоиндийской письменности

II. Дешифровка древнеегипетской иероглифической письменности

2. Дешифровка демотической письменности Т. Босевским и А. Тентовым

3. Дешифровка иероглифической письменности Древнего Египта

III. Фестский диск

2. Методы дешифровки надписи на Фестском диске

3. Дешифровка надписи на Фестском диске

Приложение 1. Прочтение надписей на печатях из Хараппы и Мохенджо-Даро

Приложение 2. Прочтение древнеегипетских иероглифических надписей

Приложение 3. Дешифровка древневалашской письменности

Интернет-ресурсы

I. Цивилизация индославов

ГЕОГРАФІЯ РУСИ

Москва и град Петров, и Константинов-град –

Вот царства русского заветные столицы…

Но где предел ему? И где его границы:

На север, на восток, на юг и на закат?

Грядущим временам судьбы их обличат…

Семь внутренних морей и семь великих рек:

От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,

От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная…

Вот царство русское и не прейдет вовек,

Как то провидел Дух и Даниил предрек.

1849 год, Фёдор Иванович Тютчев

О древности русского народа написано множество научных трудов, однако исследователи не решались переступить черту III тысячелетия до Р. Х. Лишь Мавро Орбини, вопреки устоявшейся в исторической науке парадигме, настаивал, что русские владели «Азией, Африкой, бились с египтянами, с великим Александром…»1. Основываясь на этом утверждении, мы можем предположить, что славяне сражались с древними египтянами еще во II–III тысячелетии до н. э. Орбини писал, что «славяне-аланы… были распространены вплоть до реки Ганг, которая разделяет Индию и впадает в Южное море. Они не строили ни кибиток, ни домов, не обрабатывали землю, но питались мясом и множеством млека, всегда живущее на телегах, покрытых кожуринами с древ, возили их с собою по пространным степям… Всякая страна, в которую приезжали, казалась им своей»2. Орбини, таким образом, сообщает нам о переселившемся на полуостров Индостан народе, который он относит к славянам. Научному сообществу известно, что на Индостан в древности перекочевали арьи. Возможно ли отождествить «славян-алан» с арьями? Известным индологом Н. Р. Гусевой в её монографии «Индуизм» уже был поставлен вопрос о существовании на исторической арене древней индославянской общности, отличающейся языковой близостью3, а Рахулой Санкритьяяной – автором книги «От Волги до Ганга», изданной в 1953 году, – был введён в научный лексикон термин «индославы». Он появляется в тексте этой книги как результат многолетних научных поисков многих исследователей. Р. Санкритьяяна писал: «Область: среднее течение Волги. Народ: индо-славы. Время: 3500 до н. э. Этот рассказ посвящён одному из кланов (родов арьев, жившему за 325 поколений до нас). В это время он был частью белой расы Индии, Ирана и России, и к ним я отношу название индо-славы, а наука относит языки этой большой группы к той части индоевропейских языков, которую называют ―сатэм»4. Итак, Р. Санкритьяяна отождествляет арьев с индославами, однако арьи ещё кочуют вдоль Волги, а не вдоль берегов Инда, поэтому могут быть названы только славянами. По утверждению Ф. П. Филина (Происхождение русского, украинского и белорусского языков. – Л., 1972), балто-славянская общность начала распадаться уже в V тыс. до н. э5. Cледовательно, славяне вполне могли появиться в среднем течении Волги уже в IV тыс. до н. э. Лингвист Б. В. Горнунг полагал, что предки арьев в III тыс. до н. э. заселяли северо-восток Европы6. Исходя из этого, следует сделать предположение, что язык арьев мог иметь в своей основе речь праславян, на которой заговорили задолго до появления арьев. Но следует заметить, что общеславянский язык – «это язык, в целом сохранивший архаический тип»7, он должен быть понятным представителям современных славянских народов. Уже в III тыс. до н. э. арьи стали покидать свои дома. Однако большинство племён арьев решили не оставлять свою Родину. Потомки этих арьев не забыли о своём общем названии вплоть до XV века н.э., о чём мы можем узнать из Вологодско-Пермской летописи: «В лето 6997… посылал князь великий Иван Васильевич всеа Русии рать свою на Вятку за их неисправление, князя Данила Васильевича Щеня да Григорья Васильевича Морозова Поплёву и иных воевод со многою силою. Они же, шедше, грады Вятцкие взяша, а Вятчан людей к целованью приведоша, а Арьских князей и иных Агарян к роте приведоша, а Вятчан болших людей и з женами, и з детми изведоша, да и Арьских князей, и тако возратишися. И князь великий Вятчан розвел по городам, подавал им поместья, а Арьских князей пожаловал, отпустил их в свою землю»8. «Агаряне» не живут там уже несколько веков, так как «агарянами», скорее всего, русское население XV века называло всех лиц неправославного исповедания. В тексте летописи упоминается «рота», к которой привели князей арьев, в то время как вятичей в знак скрепления договора заставили целовать православный крест. Термин «рота» родственен иранскому слову «арта» и индийскому слову «рита». Арта – это космический и нравственный закон, которому подчинялись арьи.

В III тыс. до н. э. арьи уже могли проникнуть на полуостров Индостан. Здесь в долине реки Инд в том же тысячелетии до н. э. была создана развитая городская цивилизация.

Кем были созданы эти благоустроенные города? Н. Р. Гусева писала, что, судя по костным останкам, создателями этой грандиозной цивилизации были дравиды, относящиеся к негроидной расе9. Но при этом, как мы видим, Н. Р. Гусева умалчивала о том, что у арьев была традиция сжигать тела умерших, а пепел, оставшийся после сожжения тела, высыпать в реку. Инд, как известно, поменял своё русло, поэтому костные останки арьев найти сейчас весьма затруднительно. В памятниках древнеиндийской литературы представители доарийских племен описываются как чёрные, безносые и нагие люди. Так ли выглядят те, кто созидал протоиндийскую цивилизацию? Посмотрите на облик представителя протоиндийской цивилизации (на рис. 1), чтобы убедиться в том, что протоиндийцы могли быть и арьями.

До недавнего времени никому не удавалось дешифровать надписи на печатях, найденных при раскопках в Хараппе и Мохенджо-Даро. Тому Босевскому, македонскому учёному, удалось дешифровать демотическое письмо Древнего Египта благодаря тому, что имелся перевод текста на греческий язык. Протоиндийская письменность была дешифрована только после того, как дешифровке были подвергнуты забытые письменности тех древних народов, которые имели такие же традиции и обычаи, какие имели протоиндийцы.

Изделия мастеров протоиндийской цивилизации уже имеют ту неповторимую и узнаваемую форму, которая сохранилась до наших дней. Многонациональный народ Индии с III тыс. до н. э. и до наших дней сохранил традиции в ремёслах и архитектуре, в народных обычаях. Один из руководителей Индии Дж. Неру с гордостью отозвался о своей стране: «На протяжении пяти тысячелетий истории вторжений и переворотов Индия сохраняла непрерывную культурную традицию». Антрополог Г. Поссель (США) отмечал, что подобное постоянство можно объяснить только миролюбием, рассудительностью и долготерпением, присущими лишь народу Индии10.

Принимали ли арьи участие в созидании протоиндийской цивилизации? Можно ли народ арьев отождествить с древними славянами?

При установлении языковой близости славян и протоиндийцев, общности традиций и обычаев славян и индусов, установлении параллелей в эпосах индусов и славян, можно было бы говорить о существовании в долине Инда в III тыс. до н. э. народа, который мог бы относиться к древним славянам и, следовательно, к древнерусскому суперэтносу, так как, по утверждению Нестора Печерского, «словенский язык и русский един есть».

1 Орбини Мавро. Книга историография початия имене, славы, и разширения народа славянского. Собрана из многих книг исторических, через господина Мароурбина Архимандрита Рагужского. – Переведена с итальянского на российский язык и напечатана в Санкт-Питербургской Типографии, 1722 года, Августа в 20 день. – С. 3.

2 Там же. – С. 103-104.

3 См.: Гусева Н.Р. Индуизм. – М.: Наука, 1977. – С. 52-53.

4 Цит.: Гусева Н. Р. Русские сквозь тысячелетия. – М.: Белые альвы, 2007. – С. 186-187.

5 См. по: Гусева Н. Р. Русские сквозь тысячелетия. – С. .

6 См.: Жарникова С. В. Золотая нить. – Вологда, Областной научно-методический центр культуры, 2003. – С. 8.

7 Мейе А. Общеславянский язык. – М.: Издательство иностранной литературы, 1951. – С. 14.

8 Полное собрание русских летописей. Т. 26. Вологодско-Пермская летопись. – М.-Л.: Издательство АН СССР, 1959. – С. 279.

9 См.: Гусева Н. Р. Индия в зеркале веков. – М.: Вече, 2002. – С. 82.

10 См.: Шаров Г. Цивилизация, утонувшая во времени. – Наука и жизнь. – 1999 г. – № 6. – С. 42-44.

Полный текст доступен в формате PDF (5896Кб)

pandoraopen.ru


Смотрите также