Древняя греция атлант. Атланты - кто они в древнегреческой мифологии?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Мифы Древней Греции: Атлантида. Древняя греция атлант


кто они в древнегреческой мифологии?

Новости и общество 25 мая 2016

Если спросить кого-нибудь о существах, которые называются "атланты": "Кто они, откуда появились и куда делись?", большинство людей, скорее всего, вспомнят легенду об исчезнувшей Атлантиде. И в чем-то окажутся правы, однако за понятием «атлант» скрывается не только это значение.

Атланты: кто они, по мнению большинства

Само по себе слово «атлант» имеет греческие корни и переводится как «нести». Возможно, именно поэтому большинство трактовок этого названия связаны с ношением чего-то тяжелого.

Первое значение слова «атлант» - это имя одного из титанов второго поколения, держащего на своих плечах небесный свод. Иногда этот персонаж древнегреческой мифологии зовется Атласом.

Также Атлантом, согласно одному из произведений греческого философа Платона, звали сына Посейдона. Впоследствии он стал первым царем Атлантиды, а народ стал зваться атлантами.

Те же греки, а после них и римляне ввели в обиход понятие «теламон», обозначающее использование скульптур вместо колонн при оформлении зданий. Если скульптуры изображали женщин, они назывались кариатидами, если мужчин – атлантами.

Могучий брат Прометея, держащий на своих плечах небо

Титан по имени Атлант, или Атлас, появился задолго до древнегреческих божеств. Как и его свободомыслящий брат Прометей, Атлант был обречен на постоянное страдание. Ведь на его могучих плечах и день, и ночь покоился небесный свод, согласно мифологии.брат прометея

Только однажды ему была дарована передышка. Когда-то к нему пришел самый сильный из людей - бастард Зевса Геракл. Атлас попросил его подержать вместо него его ношу, пока тот не добудет у своих дочерей волшебных яблок. Позже могучий титан намеревался навсегда оставить Геракла держать небо на плечах, однако эпический герой смог перехитрить его.

Видео по теме

Происхождение и родные Атласа (Атланта)

Кроме Прометея, у Атласа было еще двое братьев-титанов: Эпиметей (опрометчиво женился на Пандоре) и Менетий.могучий титан

Родителями троих известных богоборцев были титаны Япет (сын Урана и Геи) и океанида Климена (дочь Океана и его сестры Тефии).

Дети могучего титана

Кроме братьев, как и другие мифологические персонажи, Атлант имел жену и дочерей. Супругой мужественного титана была океанида Плейона, которая также являлась родной сестрой его матери Климены. Плейона родила Атланту семеро прекрасных дочерей – плеяд. У греков они назывались атлантидами, а у римлян - вергилиями.

Кроме того, были у Атланта дочери - нимфы дождя - гиады. Сколько их точно было, не известно (от 2 до 12). Есть несколько версий, кто был их матерью: в одних мифах говорится, что океанида Эфра, в других – Плейона.

Также от Плейоны у Атласа был сын Гиант, который в зрелом возрасте погиб на охоте. Гиады так горько оплакивали гибель брата, что Зевс сжалился над ними и обратил их в звезды на небе. В свою очередь, плеяды тоже довольно тяжело переживали смерть сестер и брата и покончили с собой. Зевс также обратил их в созвездие на небосводе.

Дальнейшая судьба Атласа (Атланта)

Согласно древнегреческим мифам, еще один бастард Зевса – царевич Персей - после убийства горгоны Медузы взял с собою ее голову. При встрече с Атлантом царевич направил на него голову горгоны, и могучий титан был мгновенно обращен в огромные скалы, которые позже были названы Атласскими горами.

небесный сводТакже существует поверье, что именно в честь этого титана был назван Атлантический океан.

Кроме всего прочего, древние греки называли Атланта отцом астрономии. Считалось, что именно он обучил Геракла науке понимать движение небесных светил, а также преподал ему основы философии.

Первый царь Атлантиды по имени Атлант

Еще один персонаж в мифологии древних греков носил имя Атлант. Им был сын морского божества Посейдона и его супруги Клито.

Согласно Платону, родителями Клито были первые обитатели древней земли под названием Атлантида, Левкиппа и Эвенор. О родителях Левкиппы ничего не известно, зато Эвенор, как и прочие атланты (мифология Древней Греции) на острове, был сыном самой богини земли Геи. Как писал Платон, после женитьбы у супругов Эвенора и Левкиппы родилась очень красивая дочка Клито (Клейто). Поскольку семья жила недалеко от моря, то Посейдон однажды увидел красавицу. Однако при жизни ее родителей он так и не решился представиться девушке. Но после того как Клито стала сиротой, Посейдон взял ее в жены.мифологические персонажи

От этого брака было рождено десять сыновей (пять пар близнецов). Атлант и Гадир были самыми старшими. При этом родители избрали Атланта и сделали его царем земли Атлантиды, названной в честь него, а народ, обитающий там, стал называться "атланты".

Кто они, вскоре узнали все окружающие народы. Согласно мифам, этот народ обладал неимоверной силой, и поэтому многие считали их равными богам. Атлант – первый царь Атлантиды - правил своей землей вместе с божествами Зевсом и отцом Посейдоном. Под их чутким руководством атланты сражались не только с обычными воинами, но и с амазонками, а также горгонами.

Народ атлантов

Благодаря современным многочисленным сериалам и фантастическим книгам, все знают, что несколько тысячелетий назад существовала Атлантида. Однако позже она вместе со своими обитателями ушла под воду и до сих пор не найдена. До сих пор нет единодушного мнения, чем была Атлантида: полуостровом, островом или даже целым континентом. То же самое касается ее обитателей, что носили название "атланты". Кто они, какими способностями обладали и действительно ли все они погибли, неизвестно.

Большинство атлантологов сходятся в том, что атланты значительно превышали в росте обычных людей. Принято считать, что представители этого народа были около 3-4 метров ростом и обладали огромной грудной клеткой, а также перепонками между пальцами. Это помогало им прекрасно передвигаться в воде.

Примечательно, что сегодня в некоторых африканских странах, недалеко от Средиземного моря и Атлантического океана, археологи находят гигантские скелеты людей. Многие полагают, что они принадлежат атлантам, но таких находок очень немного.атланты кто они

Согласно теории Елены Блаватской, на Земле существовало несколько рас. Первые люди были подобны ангелам, вторые – призракам, третья раса называлась лемурийцами, а четвертая – атлантами. Современное человечество относится к пятой – арийской расе. Также многие атлантологи полагают, что атланты по цвету кожи делились на четыре вида: чернокожие, краснокожие, желтокожие и коричневокожие. И между этими видами часто шли войны.

Кроме всего прочего, атлантам приписывают обладание духовным третьим глазом, умение общаться с помощью мысли и многие другие сверхъестественные способности.

Загадкой остается и причина гибели этого мифического народа. Одни говорят, что, используя свои сверхчеловеческие силы и развитые технологии, они попросту уничтожили друг друга, а заодно и Атлантиду. Другие источники утверждают, что атланты разозлили древних божеств и те уничтожили расу вместе с континентом. Иные винят землетрясение или другие природные катаклизмы. Кто-то вообще называет их инопланетянами, которые попросту покинули Землю и вернулись на родину.атланты мифология

Некоторые ученые связывают атлантов и гибель Атлантиды с одной из библейских историй. Так, после низвержения Сатаны часть ангелов перешли на его сторону и были изгнаны Богом. Оказавшись на земле, они были очарованы красотой человеческих девушек и, вопреки запрету Господа, стали жениться на них. От таких браков рождались необычные дети. В Библии их называют "нефилимы" ("исполины"). Кроме огромного роста, они обладали еще какими-то необычными для людей свойствами, однако это не уточняется. В конечном итоге Господь навел на землю потоп, чтобы не только истребить всех грешников, но и уничтожить исполинов.

Многие атлантологи полагают, что, как и Ной, который пережил потоп, часть атлантов смогла спастись и долгие столетия обитала среди людей. Однако из-за потери связи с родиной с годами они утратили свои отличительные черты и ассимилировались среди обычных людей.

Атлант и Атлас

Два персонажа древнегреческих легенд - Атлас (Атлант) и Атлант (сын Посейдона) - существовали параллельно. Так, одна из дочерей-плеяд титана Атласа Келено была супругой властителя морей и отца Атланта Посейдона. Согласно поверью, она родила ему сына Лика. Таким образом, можно считать, что Атлас был отцом мачехи Атланта.

Атланты в архитектуре

В честь древнего титана, держащего небосвод на мускулистых плечах, назвали колоны в виде скульптур.атланты держат небо на каменных руках

Судя по развалинам старинного храма Зевса на Сицилии, понятие "атлант" в архитектуре появилось довольно давно. Примечательно, что в архитектуре древнеегипетских построек тоже присутствуют атланты.

С приходом Ренессанса, когда в моду вошла античность и все ее атрибуты, атланты и кариатиды вновь стали активно использоваться архитекторами при оформлении зданий. Правда, в этот период довольно часто уже не древнегреческие мускулистые атланты «держат небо» на каменных руках, а скромные христианские святые, закутанные в плащи.

Если с героями древнегреческих мифов титаном Атласом (Атлантом) и сыном Посейдона – первым царем Атлантиды - все более-менее понятно, то вопрос об атлантах – мифической расе обитателей Атлантиды - остается открытым. И пока современные ученые строят заумные теории, а режиссеры снимают фильмы на эту тему, безмолвные тезки славного народа – мраморные колоны-атланты - «держат небо» на каменных руках и загадочно смотрят сверху вниз на людей, как будто бы знают ответы на все эти вопросы.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Кто такие титаны в древнегреческой мифологииОбразование Кто такие титаны в древнегреческой мифологии

Древнегреческое государство просуществовало несколько тысяч лет, история этого мира богата судьбоносными для человечества событиями, изобретениями и открытиями. Многое, что сейчас привычно для нас, придумано именно в ...

Осложнения трахеостомии: описание, характеристика, уходЗдоровье Осложнения трахеостомии: описание, характеристика, уход

Трахеостомой называется искусственный наружный свищ трахеи. Отсюда и название самой операции. Трахеостомия - рассечение трахеи, после чего в ее просвет вводится канюля, которой создается стома - небольшое округлое отв...

Бог Персей в древнегреческой мифологии, сын Зевса и ДанаиНовости и общество Бог Персей в древнегреческой мифологии, сын Зевса и Данаи

Древняя Греция существовала очень давно, и кажется, что интерес к ней проявляют лишь немногие люди, которым нравится изучать Древний мир и все, что с ним связано, в том числе и древнегреческая мифология. Однако, если ...

Гипнос - бог сна в древнегреческой мифологииНовости и общество Гипнос - бог сна в древнегреческой мифологии

Гипнос – бог сна у греков. Он - порождение Ночи (Нюкты) и Мрака (Эреба), царствовавшего в темных пространствах подземного мира. У него есть брат-близнец по имени Танатос (Смерть) – мрачное...

Family Club: отзывы сотрудников и клиентов. Клуб знакомств в МосквеОтношения Family Club: отзывы сотрудников и клиентов. Клуб знакомств в Москве

Личная жизнь - это очень важная грань бытия женщин и мужчин. Многие сами находят себе надёжных спутников жизни, а некоторым нужна профессиональная помощь. На сегодняшний день прекрасным местом для общения является клу...

А полигамен -- это как? Кто они такие, многолюбцы?Отношения А полигамен -- это как? Кто они такие, многолюбцы?

Бытует распространенное мнение, что мужчина всегда полигамен. Это, конечно, полуправда. Есть от природы мужчины, предпочитающие попробовать всех и вся. Тем не менее, не перевелись еще и те, кто с радостью проживает це...

Куда поехать на отдых в Саки? Погода, море, отели, ценыПутешествия Куда поехать на отдых в Саки? Погода, море, отели, цены

Г. Саки расположен на западном побережье Крымского полуострова, в пяти километрах от моря. Многие приезжают на этот достаточно известный бальнеологический курорт, чтобы поправить здоровье. И действительно, минеральные...

Коммуникабельный человек - это тот, кто умеет слушатьСамосовершенствование Коммуникабельный человек - это тот, кто умеет слушать

Деловую удачу в наше время часто обозначают словом «срослось». В том смысле, что какие-то элементы бизнес-идеи соединились между собой, образовав стройную и работоспособную схему, позволяющую извлекать из ...

Автоцентр Бизнес Автоцентр "Гута Моторс" - отзывы клиентов, особенности и услуги

В ритме современной жизни тяжело обходиться без автомобиля. Люди, пользующиеся общественным транспортом или такси, рано или поздно задумываются о покупке личной машины. Некоторые автомобилисты поняли, что владеть личн...

Бог Адонис в древнегреческой мифологии. Адонис и АфродитаНовости и общество Бог Адонис в древнегреческой мифологии. Адонис и Афродита

С древнейших времен люди почитали вечно возрождающееся после зимних холодов божество. Первым примером может служить бог шумеров, Таммуз. После того, как их место в Междуречье заняли аккадцы, то они присвоили себе все ...

monateka.com

Атлант и Геракл

Следующий миф — это миф о походе Геракла за яблоками из сада Гесперид. Этот миф подроб но изложен в «Мифологической библиотеке» Аполлодора Афинско го. Аполлодор прямо говорит, что «эти яблоки находятся не в Ливии, как утверждают некоторые, а у Ат ланта, там, где обитают гиперборейцы».

Проследим путь Геракла к саду Гесперид. Начинается он от севернойреки Эридан (Рейн или Сена), гдевещий старец Нерей рассказывает герою, как найти дорогу к саду. Геракл отправляется через Пиренейский хребет к Гибралтару, переправляется в Африку, в Ливию (древние греки называли Ливией весь африканский берег западнее Египта). Там он побеждает великана Антея. Обычно современные переложения этого подвига здесь и заканчиваются: после этого Геракл попадает к Атланту. Но у Аполлодора путешествие Геракла не заканчивается в Ливии. Геракл попадает в Египет. Затем он странствует по Азии, живет некоторое время на острове Родос в Эгейском море, потом сражается с чудовищем в Аравии. Далее у Аполлодора, вероятно, описка: Геракл неожиданно снова попадет в Ливию, из которой переправляется на Кавказ. Очевидно, имеются в виду малоазиатские Ликия или Лувия. Столь же подозрительная Ливия появляется и в мифе об аргонавтах. Так или иначе, Геракл переправляется из Ливии (?) на Кавказ. Там он освобождает Прометея, а от него уже идет к гиперборейцам, где и находит Атланта и сад Гесперид.

Атлант и Прометей

Попав к Атланту, Геракл просит его сходить за яблоками в сад, так как никто, кроме Атланта, в этот сад проникнуть не может. Небо же, пока Атлант ходит, соглашается держать сам Геракл. Атлант, наученный горьким опытом с Персеем, решает не противоречить герою и исполняет его просьбу. Вернувшись с яблоками, Атлант предлагает Гераклу и дальше держать небо, яблоки царю Эврисфею отнести может и он сам. Но простодушного титана, как и было предсказано, Геракл обманывает. Он просит Атланта минутку подержать небо, чтобы сделать подушку на плечи, так как непривычная тяжесть давит слишком сильно. Атлант снова встал на свое место, а Геракл, взяв яблоки и извинившись за обман, покинул титана.

По другой версии этого мифа, Геракл поступил менее галантно: он сразился, как и подобает герою, с драконом Ладоном, охранявшим сад, и убил его, перепугав до смерти Гесперид, для которых дракон Ладон был просто домашним животным. Аргонавты, появившиеся у Атланта чуть позднее, застали безутешных сестер Гесперид в слезах.

Что мы можем узнать о положении сада Гесперид из этого мифа? Мы снова сталкиваемся с попыткой отправить его куда‑ то далеко, но на этот раз не на крайний запад, в африканскую Ливию, а на восток и север, за Кавказский хребет. Снова сад Гесперид помещают на краю света.

Однако появляются новые ориентиры — север, восток и гиперборейцы. Отметим и то, что к Атланту можно приплыть по морю, по маршруту аргонавтов.

Гиперборейская атлантида

По утверждению Аполлодора, яблоки Гесперид и Атланта следует искать у гиперборейцев. Кого греки называли гиперборейцами?

Имя их означает «народ, живущий за Бореем». Бог Борей —северный ветер. Согласно древним представлениям, этот суровый ветер срывался с северных Рипейских гор и нес с собой стужу.

Добраться до Рипейских гор, а тем более перевалить их не мог ни один смертный (за исключением, пожалуй, одного Геракла, да и тот был полубогом). Мешали этому холод и охранявшие горы чудовища — драконы, «златосторожащие грифы».

Гиперборейцы — народ, живший где‑ то на крайнем севере или, по крайней мере, к северу от Греции. Их отождествляли с разными народами. В послеантичный период — с германцами, тюрками и предками славянорусов.

И мы видим, что титана Атланта, несмотря на традиционное его местожительство на крайнем западе, почитают богом северных народов, в том числе предков славян. Более того, чаще Атланта находят не к западу, а к востоку и северу от Греции, у гиперборейцев.

Многие античные авторы пересказывали легенды об этом северном народе. Они помещали его за Рипейскими горами. О гиперборейцах писали Гелланик, Помпоний Мела, Дамаст и Плиний Старший.

Часто гиперборейцы являлись в самой Греции, принося дары богине Лето (славянской Ладе) и Аполлону Гиперборейскому (славянскому Дажьбогу). Были в Греции известны и сочинения гиперборейцев. Так, широкое хождение имело сочинение легендарного Абариса, летавшего на стреле Аполлона, «Прибытие Аполлона к гиперборейцам».

Геродот помещал гиперборейцев чуть ли не у берегов Ледовитого океана. Рассказывая о чудотворце Аристее, Геродот так представил его путешествие к гиперборейцам: «Сделавшись одержимым Фебом, он прибыл в страну исседонов. За исседонами, по его словам, живут одноглазые аримаспы, за ними — златосторожащие грифы, а за грифами — гиперборейцы, страна которых простирается до моря».

Исседонов Геродот изображает воюющими со скифами. Значит, гиперборейцы живут где‑ то в районе Кольского полуострова или за Уралом.

Представление об этом северном народе — общее для всех индоевропейцев. Сопоставим греческие легенды о северном народе за Рипейскими горами и сведения о «народе блаженных», которые можно получить из индоиранских (арийских) источников: Махабхараты, Авесты и пр.

В Махабхарате в сказании «О покорении мира» рассказывается о завоеваниях Пандавов и их походах в разные стороны света. Самый прославленный из братьев Пандавов Арджуна (в «Книге Белеса» — Яруна) отправился на север. Он перевалил через Гималаи и приблизился к стране северного «народа блаженных» у священной горы Меру. Но вдруг путь ему преградили «стражники с огромным телом, наделенные доблестью и силой», и сказали ему: «О Арджуна! Возвращайся назад. Тот человек, который войдет в эту страну, обязательно погибнет… Здесь не может быть сражений. И если ты войдешь, ты ничего не увидишь, ибо здесь ничего нельзя увидеть человеческим оком».

В Ведах есть и упоминание о горе, которую именуют так же, как и в греческих источниках, то есть горой Рипа, Рипейской горой.

В «Ригведе» можно найти такой текст о боге огня Агни: «Он, Агни, охраняет желанную вершину Рипы, место Птицы; он, бодрый, охраняет путь Солнца; он, Агни, охраняет веселье богов».

Об этой блаженной стране, о мировой горе, повествует и древнейший на земле из дошедших до нас эпос шумеров, рассказывающий о прародине Аратте, которую ныне принято связывать с Северным Причерноморьем (по Ю. Шилову и др.): «Аратта — это гора, преисполненная мудрости; она подобна вечерней заре, идущей к своему дому, изгоняющей тьму перед своим светлым ликом; она подобна Луне, вздымающейся на небеса, лицо которой источает сияния» (из шумерской поэмы III тыс. до н. э. «Эн‑ меркар и верховный жрец Аратты»).

В этой «стране блаженных», или стране гиперборейцев, нет ни холодных, ни чрезмерно знойных ветров, эта земля всегда согревается ласковым летним солнцем. Гиперборейцы живут в идиллических садах. Фруктовые деревья в этой земле всегда приносят сладкие плоды. Ее жители проводят время в играх и пирах, они постоянно поют славу богам. Гиперборейцы живут тысячу лет, они едят только фрукты, но не нуждаются ни в пище, ни в сне.

«Они совершенствуются в справедливости, не употребляя в пищу мяса, но питаясь древесными плодами»,  — писал Гелл аник. «Живут они на краю земли под охраной Аполлона, не зная войны» — так рассказывал о них греческий эпический поэт Ференик.

Пиндар также оставил описание обычаев земли гиперборейской: «Там идут бесконечные праздники, слышатся гимны, которые радуют сердце Аполлона, и смеется он. Культ муз не чужд гиперборейцам, отовсюду хоры молодых девушек собираются на сладкозвучные звуки флейты, и, увенчанные золотым лавром, они предаются радости праздников. Это святое племя не знает ни болезней, ни слабости возраста».

Эти идиллические описания можно отнести не к реальной стране, а к мечте о земном рае, который располагали на севере, исходя из астрономических представлений о мировой оси или мировой горе, расположенной под Полярной звездой. Хотя, разумеется, к этим описаниям примешивались и предания о реальной северной земле и ее обитателях. Но в данном случае это не было главным.

Есть в греческих преданиях следы и более южного местожительства гиперборейцев. В самом деле, ведь гиперборейцами греки могли звать любой народ, живший за Бореем, то есть к северу от Греции, например на берегу Черного моря.

Поскольку греки вряд ли могли слышать о колониях атлантов на берегах Северного Ледовитого океана, да и вообще о тех землях они знали крайне мало, потому мы можем предположить, что в их легендах, скорее всего, именно Кавказ и почитался изначально землей атлантов и гиперборейцев и чуть ли не краем света.

Видимо, здесь и правил Атлант (Святогор), к которому приходили Персей и Геракл (они же иранские Феридун и Заль‑ Зер, славянские Арий Оседень и Зарян).

Итак, Атлантиду следует искать на Кавказе. Но где именно? К северу или к югу от Черного моря? Близ Эльбруса, Арарата или горы Иды?

Для того чтобы выяснить это, нужно совершить путешествие к стране Атланта по маршруту, проложенному аргонавтами, и по маршруту Одиссея.

Аргонавты, как известно, после долгих странствий посетили и страну Атланта. Но как проследить их маршрут, если в канонической поэме «Аргонавтика» он выглядит совершенно невероятным?

Известно, что большинство приключений аргонавтов переживает и Одиссей. И если чуть подумать, то становится очевидно, что они плавали по одному и тому же пути. Отличаются приключения только тем, что Одиссей в отличие от аргонавтов не посещает землю Атланта.

Заметим, что Одиссей путешествовал после Троянской войны. Это XIII век до н. э. В то время Атлантиды (даже Восточной) уже не существовало. Аргонавты странствовали на несколько поколений раньше Одиссея. Есть в мифах об аргонавтах и следы более ранних, догреческих (ведических и, очевидно, праславян‑ ских) легенд. Можно предположить, что Атлантида погибла в промежутке между временем древнейших (догреческих) аргонавтов и временем Одиссея.

Мифы об аргонавтах очень древние, но дошли они до нас в поздней переработке. Не сохранилось поэмы «Аргонавтика» Орфея Кротонского — южноиталийского эпического поэта VI века до н. э. Тем более не сохранилось поэмы самого Орфея — фракийца, участвовавшего в походе аргонавтов.

Сохранилась лишь «Аргонавтика» Аполлония Родосского (III в. до н. э.). Это и объясняет невероятную запутанность маршрута аргонавтов в поэме Аполлония. Распутать маршрут аргонавтов можно, лишь воспользовавшись маршрутом Одиссея из поэмы Гомера (Гомер жил в VIII в. до н. э.).

Поэма Гомера кажется более ясной. Гомер точно представлял себе географическое положение мест, где происходит действие поэмы. Возможно, в дописьменный период его поэма использовалась мореплавателями в качестве лоции и географического справочника.

Поэма изобилует данными о маршруте Одиссея, о днях пути, о ветрах, о приморских городах, о нравах их жителей. Поэма Гомера почти не пострадала в отличие от поэмы Орфея (если не учитывать вольности перевода Жуковского). Значит, прежде чем восстанавливать маршрут аргонавтов, следует расшифровать маршрут хитроумного Одиссея. Замечу, что я и сам в 1988 году ходил на яхте по пути Одиссея от Кавказа к Босфору и хорошо знаю эти берега, течения и ветра.

Итак, раскроем поэму Гомера и отправимся в путь к Атлантиде и Гиперборее!

studfiles.net

Р. Грейвс. Мифы Древней Греции : Титаны, Атлант и Прометей

106
АТЛАНТ И ПРОМЕТЕЙ

Творец человечества Прометей, которого некоторые считают одним из семи титанов, был сыном либо титана Эвримедонта*, либо Иапета и нимфы Климены. Его братьями были Эпиметей, Атлант и Менетий [1].

b. Старший из братьев — огромный Атлант - знал все глубины моря, он правил царством с крутыми берегами, и превышало оно по размерам Ливию и Азию, вместе взятые. Земля Атлантида* лежала за Геракловыми столпами, и от другого континента, никак не связанного с нашим, ее отделяли покрытые садами острова. Люди Атланта построили каналы и освоили огромную центральную долину, орошаемую водой с гор, окружающих ее со всех сторон и оставляющих только узкий проход к морю. Они построили также дворцы, бани, ипподромы, большие портовые сооружения и храмы. Они ходили войной не только на запад — до другого континента, но и на восток, вплоть до Италии и Египта. Египтяне говорят, что Атлант был сыном Посейдона, от которого родились пять пар братьев-близнецов, поклявшихся в верности своему брату на крови быка, принесенного в жертву на вершине столпа. Поначалу все они были исключительно добродетельны и стойко несли бремя своего богатства в виде несметного количества золота и серебра. Но однажды жадность и жестокость овладела ими, и афиняне с позволения Зевса нанесли им поражение и разрушили их державу. В то же время боги наслали на них потоп, который всего за одни сутки поглотил всю Атлантиду так, что и причалы, и храмы оказались погребенными под слоем грязи, а море вокруг перестало быть судоходным [2].

с. Спасшиеся Атлант и Менетий присоединились к Крону и титанам в их безуспешной борьбе с олимпийскими богами. Зевс убил Менетия перуном и отправил его в Тартар. Однако Атланта Зевс пощадил, но обрек навеки держать на своих

107

плечах небесный свод [3].

d. Атлант был отцом плеяд, гиад и гесперид. Лишь однажды, когда его временно подменил Геракл, ему удалось освободиться от тяжелой ноши. Некоторые говорят, что Персей превратил Атланта в камень, показав ему голову Горгоны, и так появились Атласские горы. Однако они забывают, что Персей был отдаленным потомком Геракла [4].

е. Будучи умнее Атланта и предвидя, чем кончится бунт против Крона, Прометей предпочел воевать на стороне. Зевса и убедил Эпиметея поступить так же. Он действительно был самым умным из всех братьев, и Афина, чьему рождению из головы Зевса он помог, научила его архитектуре, астрономии, математике, навигации, медицине, металлургии и другим полезным ремеслам, которые он передал людям. Однако Зевс, решивший уничтожить всех людей до единого (но пожалел их лишь благодаря своевременному заступничеству Прометея), злился при виде роста человеческих талантов и их власти над природой [5].

f. Однажды, когда в Сикионе возник спор о том, какую часть быка нужно жертвовать богам, а какую оставлять людям, в судьи пригласили Прометея. Явившийся Прометей содрал с быка шкуру, разделал тушу, а из шкуры сшил два мешка, сложив в них все части животного. В один мешок он положил всю мякоть, прикрыв ее сверху требухой — наименее соблазнительной частью любого животного; во второй сложил все кости, спрятав их под толстым слоем жира. Когда он предложил Зевсу выбрать себе мешок, тот легко разгадал замысел Прометея, но не показал этого, взяв мешок с костями и жиром, которые до сих пор считаются принадлежащими богам; однако он решил проучить хитроумного Прометея, отняв у людей огонь. "Пусть едят свою мякоть сырьем!" — вскричал он [6].

g. Прометей тут же отправился к Афине с просьбой разрешить ему входить на Олимп с черного входа и получил от нее разрешение. Он поднялся на Олимп, зажег факел от огненной солнечной колесницы, отколол от него тлеющий уголек и засунул его внутрь стебля огромного фенхеля*. После этого он загасил факел, незамеченным вернулся на землю и отдал огонь людям [7].

h. Зевс поклялся отомстить. Он приказал Гефесту вылепить из глины женщину, четырем ветрам — вдохнуть в нее жизнь, а олимпийским богиням украсить ее. Эта женщина, Пандора, была самой прекрасной из когда-либо созданных женщин, и в сопрoвождении Гермеса Зевс отослал ее Эпиметею. Эпиметей, которого брат предупредил, чтобы тот ничего не брал от Зевса, вежливо отказался. Разозлившись еще больше, Зевс приковал Прометея обнаженным к Кавказским горам, где орел терзал ему печень, ежедневно вырастающую вновь. И не было конца его мучениям.

i. Однако Зевс, боясь признаться в том, что с его стороны это было не что иное, как месть, чтобы как-то оправдать свой поступок, распустил сплетню, что Афина пригласила Прометея на Олимп для тайного любовного свидания.

j. Видя судьбу, постигшую брата, Эпиметей поспешил жениться на Пандоре, которую Зевс сделал столь же глупой, злой и ленивой, сколь и красивой; Пандора возглавила таким образом "женщин губительный род". Однажды она открыла ящик, который Прометей запретил открывать Эпиметею и в который он с большим трудом заключил все невзгоды, досаждающие человечеству: старость, родовые муки, болезнь, безумие, порок и страсть. Не успела Пандора открыть ящик, как из него вылетели "тысячи бед" и стали жалить Эпиметея и Пандору, а затем напустились на всех смертных. Несбыточная мечта, которую Прометей также спрятал в ящик, не дала людям покончить с собой [8].

108

1 Евстафий. Комментарий к Гомеру, с. 987; Гесиод. Теогония 507 и cл.; Аполлодор I.2.3.

2 Платон. Тимей 25 b и Критий 108 e, 114 a и cл.

3 Гомер. Одиссея I.52-54; Гесиод. Цит. соч.; Гигин. Мифы 150.

4 Диодор Сицилийский IV.27; Аполлодор. II.5.11; Овидий. Метаморфозы IV.630.

5 Эсхил. Прометей прикованный 218, 252, 445 и cл., 478 и cл., и 228-286.

6 Гесиод. Теогония 521-564; Лукиан. Разговоры богов I и Прометей или Кавказ 3.

7 Сервий. Комментарий к "Буколикам" Вергилия VI.42.

8 Гесиод. Работы и дни 42-105 и Теогония 565-616; Схолии к Аполлонию Родосскому II.1249.

* * *

1. Поздние мифографы воспринимали Атланта просто как олицетворение Атласских гор на северо-западе Африки, пики которых словно бы поддерживали небеса. Однако для Гомера столпы, с помощью которых он поддерживал небесную твердь, располагались далеко в Атлантическом океане, названном так Геродотом в его честь. Первоначально Атлант, вероятно, был титаном второго дня недели, который отделил небесную твердь от вод земных. Почти все дожди приходят в Грецию со стороны Атлантики, особенно тогда, когда на небосводе появляются звездные сестры Атланта — Гиады. Это частично объясняет, почему считалось, что его дом находится на западе. Тот факт, что Геракл снял с плеч Атланта небосвод, имеет два смысла (см. 133.3-4 и 123.4).

2. Египетская легенда об Атлантиде, которая также распространена вдоль всего атлантического побережья, от Гибралтара до Гебридских островов, а также среди племени йоруба в западной Африке, не может быть отброшена как простая выдумка. Похоже, что она восходит к третьему тысячелетию до н.э. Однако вариант, рассказанный Платоном, который, как он утверждает. Солон узнал от своих друзей - египетских жрецов из Саиса (города в дельте Нила), возник из более древней традиции. Эта традиция говорила о том, что минойский Крит, влияние которого испытывали на себе и Египет, и Италия, потерпел поражение от союза эллинских племен во главе с Афинами (см. 98.1), или как, в результате подводного землетрясения или по другой причине, огромные береговые сооружения, построенные кефтиу ("людьми моря" или жителями Крита и их союзниками) на острове Фарос (см. 27.6 и 169.6), оказались глубоко под водой, где их впоследствии обнаружили ныряльщики. Эти сооружения имели внешнюю и внутреннюю гавань общей площадью около 250 акров (Гастон Жонде. Затонувший порт древнего острова Фарос, 1916*). Отождествление Атлантиды с Фаросом могло бы объяснить, почему Атланта иногда называют сыном Иапета, или Яфета, из книги Бытие. Древние евреи называли его сыном Ноя и прародителем объединившихся в союз "людей моря", а иногда сыном Посейдона - покровителя греческих мореходов. Ной — это Девкалион (см. 38 .с), и хотя в греческих мифах Иапет фигурирует как дед Девкалиона, это значит лишь, что он был предком-эпонимом ханаанеян, принесших в Грецию месопотамскую легенду о потопе, а не легенду, связанную с Атлантидой. Некоторые детали, которые сообщаются в варианте, пересказанном Платоном, включая принесение в жертву быка на вершине столпа и систему снабжения горячей и холодной водой во дворце Атланта, говорят в пользу того, что это были критяне, а не какой-то другой народ. Как и Атлант, они "знали все глуби моря". Согласно Диодору (V.3), когда большая часть населения Греции была истреблена наводнением, афиняне забыли, что это именно они основали город Саис в Египте. Это, похоже, несколько путаное указание на то, что после

109

затопления береговых сооружений на острове Фарос афиняне забыли о своих религиозных связях с городом Саис, где жители поклонялись той же ливийской богине Нейт или Афине.

З. В рассказе Платона есть довольно странное указание на то, что в Атлантиде имелось множество слонов. Такое свидетельство могло возникнуть либо из-за ввоза в Грецию большого количества слоновой кости через Фарос, либо на основе еще более древней легенды. Местонахождение сказочной Атлантиды стало объектом множества теорий, хотя, благодаря Платону, основное внимание в этих теориях уделяется Атлантическому океану. До недавнего времени Атлантический хребет, простирающийся от Исландии до Азорских островов, а затем изгибающийся на юго-восток, к островам Вознесения и Тристан-да-Кунья, считался частью Атлантиды. Однако океанографические исследования показали, что весь хребет, за исключением указанных вершин, находится под водой как минимум последние шестьдесят миллионов лет. В Атлантике известен только один большой, некогда населенный остров, который опустился под воду: плато, которое сейчас называют Банка Доггера. Однако кости и орудия труда, которые периодически попадают в тресковые сети, говорят о том, что катастрофа произошла в эпоху палеолита. Поэтому вероятность того, что спасшиеся с острова принесли весть о его исчезновении в Европу, предварительно проплыв большое расстояние по воде, мала по сравнению с вероятностью того, что неолитические переселенцы из Ливии, относящиеся к так называемой катакомбной культуре, принесли с собой на побережье Атлантики память о другой подобной катастрофе.

4. Это были земледельцы, достигшие Британских островов в конце третьего тысячелетия до н.э., однако до сих пор непонятно, почему произошло такое массовое переселение на запад из Туниса и Марокко в южную Испанию, а затем на север — в Португалию и дальше. Согласно валлийской легенде об исчезнувшей стране Дифед (которую вопреки здравому смыслу располагают в заливе Кардиган), море разрушило насыпи и дамбы и уничтожило шестнадцать городов. Хи Брасил в Ирландии, город Ис в Бретани, корнуольский Лионесс (который настойчиво располагают между Корнуолом и островами Силли), французский остров Верт, португальский Илья Верде — это все варианты этой легенды. Однако, если египетские жрецы действительно сказали Солону, что катастрофа произошла далеко на западе и что спасшиеся переселились "за Геракловы столпы", то Атлантиду можно легко обнаружить.

5. Это страна атлантов, о которой упоминает Диодор Сицилийский (см. 131 .m), называя ее самой высокоразвитой страной к западу от озера Тритон. Это у них ливийские амазонки, т.е. матриархальные племена, позднее описанные Геродотом, захватили город Керне. Археологически датировать легенду Диодора нельзя, однако он пишет, что эти события предшествовали нашествию ливийцев на острова Эгейского моря и Фракию, что не могло произойти раньше третьего тысячелетия до н.э. Если Атлантида — это западная Ливия, то затопившие ее наводнения могли быть вызваны либо феноменально большим количеством осадков, как, например, месопотамское и огигийское наводнения (см..38.3—5), либо обрушившейся на берег волной, возникшей из-за сильного северо-западного ветра, аналогично волнам, которые в XII и XIII вв. затопили значительную часть Нидерландов и образовали Зюйдер Зее [1], либо оседанием берега. Атлантида могла быть затоплена, когда образовалось озеро Тритон (см. 8. a), которое, очевидно, в какой-то период превышало по площади

1 С тех пор, как были написаны эти строки, стихийные бедствия подобного рода происходили неоднократно.
110

несколько тысяч квадратных миль и, возможно, простиралось на север до залива Сирта, фигурирующего у географа Скилакса как "залив Тритонис". Обилие опасных рифов в нем указывает на существование здесь некогда целого ряда островов, из которых сохранились только Джерба и Керкинна.

6. Оставшийся в центре озера остров, который упоминается у Диодора (см. 131.l), вполне может быть Чаамбу Бу Руба в Сахаре. Очень похоже, что Диодор имеет в виду именно такую катастрофу, когда пишет об амазонках и атлантах (III.55):

"Говорят, что в результате землетрясений части Ливии, обращенные к океану, поглотили озеро Тритон и оно исчезло". Поскольку во времена Диодора озеро Тритон еще существовало, ему скорее всего могли сказать, что в результате землетрясений, случившихся в западном Средиземноморье, море поглотило часть Ливии и образовалось озеро Тритон. От Зюйдер Зее и Копаидского озера уже ничего не осталось, а озеро Тритон, которое, по словам Скилакса, в классическую эпоху все еще имело площадь, равную девятистам квадратным милям, превратилось в солончаковые болота Шотт-Мельгир и Шотт-эль-Джерид. Если именно здесь была Атлантида, то лишенные земли земледельцы вынуждены были отправиться на запада Марокко, на юг, в земли, лежащие за Сахарой, на восток, в Египет и дальше, всюду разнося весть о постигшей их катастрофе. Лишь незначительная часть населения осталась на берегу возникшего озера. На этой территории вполне могли водиться слоны, о которых писал Платон, а гористое побережье Атлантиды могло принадлежать Криту, о котором боявшиеся моря египтяне могли знать только понаслышке.

7. Пять пар сыновей-близнецов Посейдона, поклявшихся в верности Атланту, могли представлять на Фаросе царства "кефтиу", находившиеся в союзе с критянами. В микенскую эпоху двоецарствие было правилом, а не исключением. Так, например, во главе Спарты стояли Кастор и Полидевк, Мессенией правили Идас и Линкей, в Аргосе были Прет и Акрисий, в Тиринфе — Геракл и Ификл, в Фивах — Этеокл и Полиник. Жадность и жестокость "сыновья" Посейдона могли проявить только после падения Кносса, когда система торговых отношений распалась, а торговцы превратились в пиратов.

8. Имя Прометей ("промыслитель", "предусмотрительный")* могло возникнуть в греческом языке из-за неправильного прочтения санскритского слова рrаmantha, т.е. палочка для добывания огня, которую он якобы изобрел. Не случайно Зевс-Прометей в Фуриях изображался с палочкой для добывания огня в руках. Индоевропейского фольклорного героя Прометея стали путать с карийским культурным героем Паламедом, который по воле богини изобрел все искусства и ремесла и научил им людей, а также с вавилонским богом Эа, который хвастался, что создал из крови совершенного человека Кингу (персонаж, напоминающий Крона), тогда как мать-богиня Аруру создала менее совершенного человека из глины. Братья Праматхи и Матхи, персонажи санскритского эпоса "Бхагавата Пурана", могут считаться прототипами Прометея и Эпиметея ("запоздалая мысль") . Однако рассказ Гесиода о Прометее, Эпиметее и Пандоре — это не настоящий миф, а антифеминистская притча, причем не исключено, что изобретенная им самим, хотя и на основе истории Демофонта и Филлиды (см. 169.j). Пандора ("одаренная всеми")* была богиней земли Реей, которой под этим именем поклонялись в 'Афинах и других местах (Аристофан. Птицы 971; Филострат. Жизнь Аполлония Тианского VI.39) и которую пессимистически настроенный Гесиод обвинял в том, что из-за нее человек стал смертным, претерпел в жизни столько зол, а жены столь склонны к супружеским изменам. Его рассказ о том, как делили быка между богами и людьми, также нельзя назвать мифом: это скорее комический рассказ, придуманный, чтобы объяс-

111

нить, за что был наказан Прометей и почему богам жертвуют только бедренные кости и жир, срезанный с приносимого в жертву животного. В книге Бытие священность бедренных костей об]ясняется хромотой Иакова, которую тот заполучил в борьбе с ангелом.

9. Жители островной Греции до сих пор переносят огонь внутри стебля гигантского фенхеля, а то, что Прометей оказался прикованным к Кавказским горам, мoжет быть легендой, с которой эллины познакомились во время своего переселения с берегов Каспийского моря и в которой говорилось о великом Морозе, лежащем на снегах горных пиков в окружении стаи стервятников.

10. Афиняне всячески старались отрицать, что Прометей был любовником их богини. Это указывает на то, что кое-где Прометея отождествляли с Гефестом — другим богом огня и культурным героем, о котором рассказывалась похожая история (см. 25. b), поскольку на Акрополе у них был общий храм с Афиной.

Подготовлено по изданию:

Грейвс, Р. Мифы Древней Греции / Р. Грейвс; Пер. с англ. К. П. Лукьяненко ; Под ред. и с послесл. А. А. Тахо-Годи. - М. : Прогресс, 1992. - 620 с. © Издательство «Прогресс», 1992.

www.sno.pro1.ru

Мифы Древней Греции: Атлантида « Мифы « Страшные истории

Легенда об Атлантиде - затонувшем острове, на котором когда-то существовала высокоразвитая цивилизация, жил сильный, просвещенный и счастливый народ -атланты -волнует человечество уже более двух тысяч лет.Единственный источник сведений об Атлантиде - сочинения древнегреческого ученого Платона, жившего в IV веке до н.э., написанные в форме бесед-диалогов. В двух таких диалогах - "Тимей" и "Критий" - Платон приводит рассказ своего современника, писателя и политического деятеля Крития об Атлантиде -"сказание хоть и очень странное, но совершенно достоверное", которое Критий слышал в детстве от своего деда, тот - от "мудрейшего из семи мудрых" афинского законодателя Солона, а Солон-от египетских жрецов.Египетские жрецы, основываясь на древних записях, поведали, что некогда в "Атлантическом море" (так тогда называли океан) лежал огромный остров - "больше Ливии (то есть Африки) и Азии, взятых вместе". На этом острове "сложилась великая и грозная держава царей, власть которых простиралась на весь остров и многие иные острова (...). Кроме того, они (...) владели Ливией до Египта и Европою до Тиррении" (так в то время называли Италию)В легенде об Атлантиде рассказывается, что в изначальные времена, когда боги делили землю между собой, этот остров достался во владение Посейдону, богу морей. Посейдон поселил там десятерых своих сыновей, рожденных от зем-ной женщины Клито.

Старшего из них звали Атлантом, по его имени остров был назван Атлантидой, а море -Атлантическим.От Атланта произошел могущественный и знатный род царей Атлантиды. Этот род "собрал такие огромные богатства, каких еще не бывало до тех пор во владении царей, да и впоследствии когда-нибудь нелегко таким образоваться".На острове в изобилии произрастали земные плоды, водились различные животные - "и ручные и дикие", в его недрахдобывали полезные ископаемые, в том числе "одну породу, которая теперь известна только по имени,(...) - породу орихалк, извлекавшуюся из земли во многих местах острова и после золота имевшую наибольшую ценность у людей того времени".Жители Атлантиды возвели на своем острове прекрасные города с крепостными стенами, храмами и дворцами, построили гавани и верфи.Главный город Атлантиды был окружен несколькими рядами земляных ва-ловиканалами -"кольцами моря". Городские стены были покрыты, "какмасти-кой", медью, оловом и орихалком, "издававшим огненный блеск", а дома построены из красного, белого и черного камня.В центре города был воздвигнут храм Посейдону и Клито. Стены храма были облицованы серебром, крыша покрыта золотом, а внутри "представлялся зрению потолок слоновой кости, расцвеченный золотом, серебром и орихалком. Воздвигли также внутри храма золотых кумиров - бога, что, стоя в колеснице, правил шестью крылатыми конями, а сам, по громадности размеров, касался теменем потолка".Атланты вели оживленную торговлю, гавани Атлантиды "кишели судами и пребывающим отовсюду купечеством, которое в своей массе день и ночь оглушало местность криком, стуком и смешанным шумом".Атлантида обладала сильной армией и флотом, состоящим из тысячи двухсот военных кораблей.Свод законов, который дал атлантам сам Посейдон, был начертан на высоком орихалковом столпе, установленном посредине острова. Атлантидой управляли десять царей -каждый своей частью острова.

Один раз в пять или шесть лет они собирались перед этим столпом и "совещались об общих делах или же разбирали, не сделал ли кто какого проступка, и творили суд". Атланты отличались благородством и возвышенным образом мыслей, "взирая на все, кроме добродетели, с пренебрежением, они мало дорожили тем, что имели много золота и иных стяжаний, относились равнодушно к богатству, как к бремени, а не падали наземь в опьянении роскоши, теряя власть над самим собою".Но прошло время - и атланты изменились, преисполнились "неправого духа корысти и силы". Они стали употреблять во зло свои знания и достижения своей культуры. В конце концов Зевс разгневался на них и "в один день и бедственную ночь(...)остров Атлантида исчез, погрузившись в море". По утверждению Платона, это произошло в X тысячелетии до н.э. Современные ученые высказывают мнение, что гибель острова была вызвана катастрофой, причиной которой стало какое-то из техногенных достижений древних атлантов.Споры о том, существовала ли Атлантида в действительности ил и ее придумал Платон, начались еще в античные времена. Древнегреческий философ Аристотель, друг и ученик Платона, утверждал, что Атлантида полностью вымышлена (по преданию, именно по этому поводу Аристотель произнес знаменитое изречение: "Платон мне друг, но истина дороже") Тем не менее многие верили, что Атлантида реально существовала и можно отыскать ее следы.Интерес к Атлантиде на протяжении последующих веков то затухал, то снова пробуждался, но никогда не исчезал полностью.Подсчитано, что к настоящему времени об Атлантиде написано около 3600 научных работ (уж не говоря о многочисленных произведениях художественной литературы).

Атлантология превратилась в самостоятельную отрасль науки. Ученые-атлантологи высказали множество догадок относительно местоположения Атлантиды и причинах ее гибели, выдвинули гипотезу о влиянии цивилизации атлантов на развитие мировой цивилизации.

www.animacity.ru

39. Атлант и Прометей | Титаны, Атлант и Прометей  |  Читать онлайн, без регистрации

39. Атлант и Прометей

Творец человечества Прометей, которого некоторые считают одним из семи титанов, был сыном либо титана Эвримедонта, либо Иапета и нимфы Климены. Его братьями были Эпиметей, Атлант и Менетий[196].

b. Старший из братьев – огромный Атлант – знал все глубины моря, он правил царством с крутыми берегами, и превышало оно по размерам Ливию и Азию, вместе взятые. Земля Атлантида лежала за Геракловыми столпами, и от другого континента, никак не связанного с нашим, ее отделяли покрытые садами острова. Люди Атланта построили каналы и освоили огромную центральную долину, орошаемую водой с гор, окружающих ее со всех сторон и оставляющих только узкий проход к морю. Они построили также дворцы, бани, ипподромы, большие портовые сооружения и храмы. Они ходили войной не только на запад – до другого континента, но и на восток, вплоть до Италии и Египта. Египтяне говорят, что Атлант был сыном Посейдона, от которого родились пять пар братьев-близнецов, поклявшихся в верности своему брату на крови быка, принесенного в жертву на вершине столпа. Поначалу все они были исключительно добродетельны и стойко несли бремя своего богатства в виде несметного количества золота и серебра. Но однажды жадность и жестокость овладели ими, и афиняне с позволения Зевса нанесли им поражение и разрушили их державу. В то же время боги наслали на них потоп, который всего за одни сутки поглотил всю Атлантиду так, что и причалы, и храмы оказались погребенными под слоем грязи, а море вокруг перестало быть судоходным[197].

c. Спасшиеся Атлант и Менетий присоединились к Крону и титанам в их безуспешной борьбе с олимпийскими богами. Зевс убил Менетия перуном и отправил его в Тартар. Однако Атланта Зевс пощадил, но обрек навеки держать на своих плечах небесный свод[198].

d. Атлант был отцом плеяд, гиад и гесперид. Лишь однажды, когда его временно подменил Геракл, ему удалось освободиться от тяжелой ноши. Некоторые говорят, что Персей превратил Атланта в камень, показав ему голову горгоны, и так появились Атласские горы. Однако они забывают, что Персей был отдаленным потомком Геракла[199].

e. Будучи умнее Атланта и предвидя, чем кончится бунт против Крона, Прометей предпочел воевать на стороне Зевса и убедил Эпиметея поступить так же. Он действительно был самым умным из всех братьев, и Афина, чьему рождению из головы Зевса он помог, научила его архитектуре, астрономии, математике, навигации, медицине, металлургии и другим полезным ремеслам, которые он передал людям. Однако Зевс, решивший уничтожить всех людей до единого (он пожалел их лишь благодаря своевременному заступничеству Прометея), злился при виде роста человеческих талантов и их власти над природой[200].

f. Однажды, когда в Сикионе возник спор о том, какую часть быка нужно жертвовать богам, а какую оставлять людям, в судьи пригласили Прометея. Явившийся Прометей содрал с быка шкуру, разделал тушу, а из шкуры сшил два мешка, сложив в них все части животного. В один мешок он положил всю мякоть, прикрыв ее сверху требухой – наименее соблазнительной частью любого животного; во второй сложил все кости, спрятав их под толстым слоем жира. Когда он предложил Зевсу выбрать себе мешок, тот легко разгадал замысел Прометея, но не показал этого, взяв мешок с костями и жиром, которые до сих пор считаются принадлежащими богам; однако он решил проучить хитроумного Прометея, отняв у людей огонь. «Пусть едят свою мякоть сырьем!» – вскричал он[201].

g. Прометей тут же отправился к Афине с просьбой разрешить ему входить на Олимп с черного входа и получил от нее разрешение. Он поднялся на Олимп, зажег факел от огненной солнечной колесницы, отколол от него тлеющий уголек и засунул его внутрь стебля огромного фенхеля. После этого он загасил факел, незамеченным вернулся на землю и отдал огонь людям[202].

h. Зевс поклялся отомстить. Он приказал Гефесту вылепить из глины женщину, четырем ветрам – вдохнуть в нее жизнь, а олимпийским богиням – украсить ее. Эта женщина, Пандора, была самой прекрасной из когда-либо созданных женщин, и в сопровождении Гермеса Зевс отослал ее Эпиметею. Эпиметей, которого брат предупредил, чтобы тот ничего не брал от Зевса, вежливо отказался. Разозлившись еще больше, Зевс приковал Прометея обнаженным к Кавказским горам, где орел терзал ему печень, ежедневно вырастающую вновь. И не было конца его мучениям.

i. Однако Зевс, боясь признаться в том, что с его стороны это было не что иное, как месть, чтобы как-то оправдать свой поступок, распустил сплетню, что Афина пригласила Прометея на Олимп для тайного любовного свидания.

j. Видя судьбу, постигшую брата, Эпиметей поспешил жениться на Пандоре, которую Зевс сделал столь же глупой, злой и ленивой, сколь и красивой; Пандора возглавила таким образом «женщин губительный род». Однажды она открыла ящик, который Прометей запретил открывать Эпиметею и в который он с большим трудом заключил все невзгоды, досаждающие человечеству: старость, родовые муки, болезнь, безумие, порок и страсть. Не успела Пандора открыть ящик, как из него вылетели «тысячи бед» и стали жалить Эпиметея и Пандору, а затем напустились на всех смертных. Несбыточная мечта, которую Прометей также спрятал в ящик, не дала людям покончить с собой[203].

* * *

1. Поздние мифографы воспринимали Атланта просто как олицетворение Атласских гор на северо-западе Африки, пики которых словно бы поддерживали небеса. Однако для Гомера столпы, с помощью которых он поддерживал небесную твердь, располагались далеко в Атлантическом океане, названном так Геродотом в его честь. Первоначально Атлант, вероятно, был титаном второго дня недели, который отделил небесную твердь от вод земных. Почти все дожди приходят в Грецию со стороны Атлантики, особенно тогда, когда на небосводе появляются звездные сестры Атланта – Гиады. Это частично объясняет, почему считалось, что его дом находится на западе. Тот факт, что Геракл снял с плеч Атланта небосвод, имеет два смысла (см. 133.3–4 и 123.4).

2. Египетская легенда об Атлантиде, которая также распространена вдоль всего атлантического побережья, от Гибралтара до Гебридских островов, а также среди племени йоруба в Западной Африке, не может быть отброшена как простая выдумка. Похоже, что она восходит к третьему тысячелетию до н. э. Однако вариант, рассказанный Платоном, который, как он утверждает, Солон узнал от своих друзей – египетских жрецов из Саиса (города в дельте Нила), возник из более древней традиции. Эта традиция говорила о том, что минойский Крит, влияние которого испытывали на себе и Египет, и Италия, потерпел поражение от союза эллинских племен во главе с Афинами (см. 98.1). В результате подводного землетрясения или по другой причине огромные береговые сооружения, построенные кефтиу («людьми моря» или жителями Крита и их союзниками) на острове Фарос (см. 27.6 и 169.6), оказались глубоко под водой, где их впоследствии обнаружили ныряльщики. Эти сооружения имели внешнюю и внутреннюю гавань общей площадью около 250 акров (Гастон Жонде. Затонувший порт древнего острова Фарос, 1916). Отождествление Атлантиды с Фаросом могло бы объяснить, почему Атланта иногда называют сыном Иапета, или Яфета, из Книги Бытия. Древние евреи называли его сыном Ноя и прародителем объединившихся в союз «людей моря», а иногда сыном Посейдона – покровителя греческих мореходов. Ной – это Девкалион (см. 38.c), и хотя в греческих мифах Иапет фигурирует как дед Девкалиона, это значит лишь, что он был предком-эпонимом хананеев, принесших в Грецию месопотамскую легенду о потопе, а не легенду, связанную с Атлантидой. Некоторые детали, которые сообщаются в варианте, пересказанном Платоном, включая принесение в жертву быка на вершине столпа и систему снабжения горячей и холодной водой во дворце Атланта, говорят в пользу того, что это были критяне, а не какой-то другой народ. Как и Атлант, они «знали все глуби моря». Согласно Диодору (V.3), когда бо́льшая часть населения Греции была истреблена наводнением, афиняне забыли, что это именно они основали город Саис в Египте. Это, похоже, несколько путаное указание на то, что после затопления береговых сооружений на острове Фарос афиняне забыли о своих религиозных связях с городом Саис, где жители поклонялись той же ливийской богине Нейт, или Афине.

3. В рассказе Платона есть довольно странное указание на то, что в Атлантиде имелось множество слонов. Такое свидетельство могло возникнуть либо из-за ввоза в Грецию большого количества слоновой кости через Фарос, либо на основе еще более древней легенды. Местонахождение сказочной Атлантиды стало объектом множества теорий, хотя благодаря Платону основное внимание в этих теориях уделяется Атлантическому океану. До недавнего времени Атлантический хребет, простирающийся от Исландии до Азорских островов, а затем изгибающийся на юго-восток, к островам Вознесения и Тристан-да-Кунья, считался частью Атлантиды. Однако океанографические исследования показали, что весь хребет, за исключением указанных вершин, находится под водой как минимум последние шестьдесят миллионов лет. В Атлантике известен только один большой, некогда населенный остров, который опустился под воду: плато, которое сейчас называют Банка Доггера. Однако кости и орудия труда, которые периодически попадают в тресковые сети, говорят о том, что катастрофа произошла в эпоху палеолита. Поэтому вероятность того, что спасшиеся с острова принесли весть о его исчезновении в Европу, предварительно проплыв большое расстояние по воде, мала по сравнению с вероятностью того, что неолитические переселенцы из Ливии, относящиеся к так называемой катакомбной культуре, принесли с собой на побережье Атлантики память о другой подобной катастрофе.

4. Это были земледельцы, достигшие Британских островов в конце третьего тысячелетия до н. э., однако до сих пор непонятно, почему произошло такое массовое переселение на запад из Туниса и Марокко в Южную Испанию, а затем на север – в Португалию и дальше. Согласно валлийской легенде об исчезнувшей стране Дифед (которую вопреки здравому смыслу располагают в заливе Кардиган), море разрушило насыпи и дамбы и уничтожило шестнадцать городов. Хи Брасил в Ирландии, город Ис в Бретани, корнуолльский Лионесс (который настойчиво располагают между Корнуоллом и островами Силли), французский остров Верт, португальский Илья-Верде – это все варианты этой легенды. Однако если египетские жрецы действительно сказали Солону, что катастрофа произошла далеко на западе и что спасшиеся переселились «за Геракловы столпы», то Атлантиду можно легко обнаружить.

5. Это страна атлантов, о которой упоминает Диодор Сицилийский (см. 131.т), называя ее самой высокоразвитой страной к западу от озера Тритон. Это у них ливийские амазонки, т. е. матриархальные племена, позднее описанные Геродотом, захватили город Керне. Археологически датировать легенду Диодора нельзя, однако он пишет, что эти события предшествовали нашествию ливийцев на острова Эгейского моря и Фракию, что не могло произойти раньше третьего тысячелетия до н. э. Если Атлантида – это Западная Ливия, то затопившие ее наводнения могли быть вызваны либо феноменально большим количеством осадков, как, например, месопотамское и огигийское наводнения (см. 38.3–5), либо обрушившейся на берег волной, возникшей из-за сильного северо-западного ветра, аналогично волнам, которые в XII и XIII вв. затопили значительную часть Нидерландов и образовали Зюйдер-Зее[204], либо оседанием берега. Атлантида могла быть затоплена, когда образовалось озеро Тритон (см. 8.a), которое, очевидно, в какой-то период превышало по площади несколько тысяч квадратных миль и, возможно, простиралось на север до залива Сирт, фигурирующего у географа Скилакса как «залив Тритонис». Обилие опасных рифов в нем указывает на существование здесь некогда целого ряда островов, из которых сохранились только Джерба и Керкенна.

6. Оставшийся в центре озера остров, который упоминается у Диодора (см. 131.l), вполне может быть Чаамбу-Бу-Руба в Сахаре. Очень похоже, что Диодор имеет в виду именно такую катастрофу, когда пишет об амазонках и атлантах (III.55): «Говорят, что в результате землетрясений части Ливии, обращенные к океану, поглотили озеро Тритон и оно исчезло». Поскольку во времена Диодора озеро Тритон еще существовало, ему, скорее всего, могли сказать, что в результате землетрясений, случившихся в Западном Средиземноморье, море поглотило часть Ливии и образовалось озеро Тритон. От Зюйдер-Зее и Копаидского озера уже ничего не осталось, а озеро Тритон, которое, по словам Скилакса, в классическую эпоху все еще имело площадь, равную девятистам квадратным милям, превратилось в солончаковые болота Шотт-Мельгир и Шотт-эль-Джерид. Если именно здесь была Атлантида, то лишенные земли земледельцы вынуждены были отправиться на запад, в Марокко, на юг, в земли, лежащие за Сахарой, на восток, в Египет и дальше, всюду разнося весть о постигшей их катастрофе. Лишь незначительная часть населения осталась на берегу возникшего озера. На этой территории вполне могли водиться слоны, о которых писал Платон, а гористое побережье Атлантиды могло принадлежать Криту, о котором боявшиеся моря египтяне могли знать только понаслышке.

7. Пять пар сыновей-близнецов Посейдона, поклявшихся в верности Атланту, могли представлять на Фаросе царства «кефтиу», находившиеся в союзе с критянами. В микенскую эпоху двоецарствие было правилом, а не исключением. Так, например, во главе Спарты стояли Кастор и Полидевк, Мессенией правили Идас и Линкей, в Аргосе были Прет и Акрисий, в Тиринфе – Геракл и Ификл, в Фивах – Этеокл и Полиник. Жадность и жестокость «сыновья» Посейдона могли проявить только после падения Кносса, когда система торговых отношений распалась, а торговцы превратились в пиратов.

8. Имя Прометей («промыслитель», «предусмотрительный») могло возникнуть в греческом языке из-за неправильного прочтения санскритского слова pramantha, т. е. палочка для добывания огня, которую он якобы изобрел. Не случайно Зевс-Прометей в Фуриях изображался с палочкой для добывания огня в руках. Индоевропейского фольклорного героя Прометея стали путать с карийским культурным героем Паламедом, который по воле богини изобрел все искусства и ремесла и научил им людей, а также с вавилонским богом Эа, который хвастался, что создал из крови совершенного человека Кингу (персонаж, напоминающий Крона), тогда как мать-богиня Аруру создала менее совершенного человека из глины. Братья Праматхи и Матхи, персонажи санскритского эпоса «Бхагавата Пурана», могут считаться прототипами Прометея и Эпиметея («запоздалая мысль»). Однако рассказ Гесиода о Прометее, Эпиметее и Пандоре – это не настоящий миф, а антифеминистская притча, причем не исключено, что изобретенная им самим, хотя и на основе истории Демофонта и Филлиды (см. 169.j). Пандора («одаренная всеми») была богиней земли Реей, которой под этим именем поклонялись в Афинах и других местах (Аристофан. Птицы 971; Филострат. Жизнь Аполлония Тианского VI.39) и которую пессимистически настроенный Гесиод обвинял в том, что из-за нее человек стал смертным, претерпел в жизни столько зол, а жены столь склонны к супружеским изменам. Его рассказ о том, как делили быка между богами и людьми, также нельзя назвать мифом: это скорее комический рассказ, придуманный, чтобы объяснить, за что был наказан Прометей и почему богам жертвуют только бедренные кости и жир, срезанный с приносимого в жертву животного. В Книге Бытия священность бедренных костей объясняется хромотой Иакова, которую тот заполучил в борьбе с ангелом.

9. Жители островной Греции до сих пор переносят огонь внутри стебля гигантского фенхеля, а то, что Прометей оказался прикованным к Кавказским горам, может быть легендой, с которой эллины познакомились во время своего переселения с берегов Каспийского моря и в которой говорилось о великом морозе, лежащем на снегах горных пиков в окружении стаи стервятников.

10. Афиняне всячески старались отрицать, что Прометей был любовником их богини. Это указывает на то, что кое-где Прометея отождествляли с Гефестом – другим богом огня и культурным героем, о котором рассказывалась похожая история (см. 25.b), поскольку на Акрополе у них был общий храм с Афиной.

velib.com

Миф Платона об Атлантиде. Мифы и легенды народов мира. Т. 1. Древняя Греция

Миф Платона об Атлантиде

Рассказ Платона об Атлантиде содержится в двух его диалогах – «Тимей» и «Критий». Они получили название по главным участникам диалога – знаменитому философу-пифагорейцу Тимею и дальнему родственнику Платона Критию, в доме которого происходит беседа. Действие диалогов отнесено к 421 г. до н. э., когда еще был жив Сократ, участвующий в диалоге, а западное направление афинской политики приобрело приоритет. Не случайно, что Тимей был уроженцем Италии, другой участник диалога, Гермократ, – сицилийцем: для людей Запада было уместно говорить о расположенной на Западе Атлантиде. Критий же вводит разговор в новую плоскость, сообщая семейное предание об этой стране, будто бы услышанное им от своего деда, передававшего рассказ вернувшегося из Египта Солона. Таким образом, Атлантида всплывает в беседе друзей совершенно естественно, но за этой естественностью стоит продуманный Платоном подбор участников диалога и его время. В наступившей в ходе Пелопонесской войны передышке (Никиев мир) в афинском обществе живо обсуждались все связанные с Западом темы.

История Атлантиды облечена в привычную для греков форму мифа. Но мифы Платона разительно отличаются от тех мифов, которые мы излагали выше. Сам Платон резко отрицательно относился к старым мифам, считая, что они развращают людей, давая им примеры дурного поведения и порчи богов. Он, выступая как предтеча будущих цензоров, рекомендовал произвести отбор достойных мифов и изъятие недостойных, хотя бы автором последних был бы сам Гомер. В будущем идеальном государстве, план которого предлагал Платон, за чтение Гомера публично наказывали плетьми. Собственно говоря, Атлантида и есть созданный Платоном образец мифа, который должен был заменить вредные старые мифы и способствовать воспитанию идеального гражданина.

Ознакомившись с древними мифами, мы уже привыкли к тому, что они излагаются многими авторами, часто следующими за устной традицией. Применительно к Атлантиде такой устной традиции не существует (ссылка на египетского жреца фиктивна). Ни Гомер, ни Гесиод, ни греческие трагики ничего не знают об Атлантиде. Правда, у современника Геродота Гелланика Лесбосского было произведение, называвшееся «Атлантида». Оно не сохранилось, но, судя по оставшимся фрагментам, это собрание мифов об обитателях Крита, потомках Атланта. Платон мог заимствовать у Гелланика название своего острова-материка и перенести действие созданного им мифа на Запад.

Однако главные доводы об Атлантиде как вымысле Платона черпаются из описания самой Атлантиды, жизнь обитателей которой соответствует учению Платона о государстве иного типа, чем греческий полис времени Платона, потрясенный кризисными явлениями. Идею этого государства Платон развивал в своих трудах и даже пытался осуществить на практике на территории Сицилии. Но, потерпев неудачу, в самом конце своей жизни описал подобное государство как существовавшее в очень отдаленные времена на острове-материке и, чтобы никто не вздумал это государство искать, потопил его. Именно так толковал идею Платона об Атлантиде его ученик Аристотель, тот самый, который будто бы сказал: «Платон мне друг, но истина дороже». Под видом государства отдаленного прошлого Платон создавал картину государства будущего, как оно рисовалось ему, человеку науки и политику.

«Атлантида» Платона – это не просто сказочная страна наподобие Блаженных островов греческой мифологии, а атланты мало чем напоминают сказочные народы – гипербореев, пигмеев и пр. Атлантида – это амальгама географических, экономических и политических знаний, объединенная идеей идеального государства, разрабатывавшейся Платоном на протяжении всей жизни.

Для Платона Океан – это не божество, породившее богов и людей, и не могучая река, обтекающая землю, как он изображался Гомером и другими поэтами, а огромное водное пространство, которое мог занять «остров более Ливии и Азии, вместе взятых». Такое представление об Океане – результат знакомства Платона с географическими открытиями его времени. Теория о шарообразности земли породила знаменитое место в диалоге «Тимей» с упоминанием «противолежащего материка», куда можно было пробраться из Атлантиды, пока она не стала океанским дном. Результатом знакомства Платона с описанием «круглых городов» Востока и научными спорами его времени о градостроительстве явился рассказ о столице атлантов, образованной водными и земляными кольцами, перерезанными радиальными каналами, с круглым островом в центре и тремя внешними гаванями. Выбор места для столицы в той части острова, которая обращена к южному ветру, а с севера защищена горами, свидетельствует о знакомстве Платона с сочинением «отца медицины» Гиппократа «О воздухах, водах и местностях», где наилучшим расположением города названо такое, когда он обращен к теплым ветрам, а от холодных закрыт.

Описание сельского хозяйства в Атлантиде было таким, словно бы ее древние цари были знакомы с экономическими трактатами времени Платона. Организация общегосударственных работ (идея Платона, естественно вытекавшая из сконструированной им в противовес полису модели государства) обеспечивала обильные урожаи полей Атлантиды. Огромные и разнообразные леса доставляли материал, необходимый ремесленникам. Богатства привлекали купцов. Но, забывая об этом, Платон сообщает, что правители «Атлантиды ни во что не ставили богатство и с легкостью почитали чуть ли не за досадное бремя груды золота и прочих сокровищ». Эту идею Платон развивал в своем труде «Государство», в котором правители отвергают собственность. Само деление общества атлантов на классы жрецов, воинов, ремесленников, пастухов и земледельцев удивительно напоминает структуру «идеального государства» Платона: философы, находящиеся во главе государства, воины, его защищающие, и класс ремесленников и земледельцев, обеспечивающий первые два класса всем необходимым (полная идентичность слишком откровенно выдавала авторство повествования об Атлантиде). Создавая политическую и социальную утопию, Платон старался тщательно это замаскировать, и то, с какой настойчивостью он повторяет, что его рассказ не вымысел, а сущая правда, лучше всего указывает на характер произведения. Свою фантазию Платон облекает в научную форму и создает «источник» – рассказ греческого мудреца Солона, будто бы посетившего Египет и почерпнувшего свои сведения об Атлантиде у очень старого египетского жреца. Ссылка на египетского жреца – это общее место греческой исторической литературы V в. до н. э., проникнутой уважением к Египту как к стране тысячелетней мудрости. На самом деле Дальний Запад был покрыт для египтян непроницаемым мраком. Египет – страна мертвых, а не философов.

Возникновение Атлантиды Платон относит за девять тысяч лет до посещения Солоном Египта. На самом деле египетская цивилизация не имела столь глубокой древности, и египтяне не могли рассказать о событиях такой старины, причем на недоступном им Западе. Свою неосведомленность в исторической хронологии Платон выдает сообщением о войнах атлантов с праафинским государством – афинянами мифических времен. Но мифическое прошлое Афин отстояло от Платона всего лишь на тысячелетие, а не на девять тысяч лет. Искусственный характер «рассказа египетского жреца» выдают присутствующие в нем греческие мифологические имена. Правда, Платон сообщает, что Солон, выясняя значения туземного названия, записывал его на своем языке. Но имя какого египетского героя носит Атлант? Почему второе имя его брата Эвмела Гадир? Не мог же герой, живший за девять тысяч лет до Солона, получить имя финикийской колонии, основанной за 600 лет до Солона?! Из старого мифа в генеалогическую схему Платона вошли лишь Посейдон, Атлант и Левкиппа. Все остальные персонажи носят «говорящие имена» – «славная», «богатый стадами», «пылкий», «круглый», «мыслитель», «рожденный землей», «жених», «знойный», «великолепный». Бессмысленно искать соответствия им в египетской мифологии, которая нам достаточно хорошо известна. Выдуманной стране соответствуют выдуманные имена.

Старая мифология при всей примитивности своих основ донесла в фантастических образах реальный мир и представления о нем. «Миф» Платона был искусно зашифрованной системой его собственных взглядов, развитием его идей, изложенных в трактатах «Государство» и «Законы». К такому выводу пришло исследование трудов Платона в их совокупности на фоне политической и социальной борьбы времени жизни великого философа. Человечество очень падко на мифы. Это мы знаем не только по вере в Атлантиду, но и по нашему собственному социальному и политическому опыту. И в этом отношении вымысел Платона поучителен, но он и прекрасен, если рассматривать его как мечту о справедливом государственном устройстве, которое будто бы удалось когда-то осуществить.

Проявление «научной», искусственной мифологии Платона, призванной заменить старую, естественную мифологию, не является чем-то случайным. Оно знаменует кризис греческого полиса и его религиозной идеологии. Попытке создания новой мифологии Платона предшествует рационализации греческих мифов, предпринятая в середине V в. до н. э. философами-софистами, представителями просветительского направления греческой мысли. Опираясь на достижения современной им математики, физики, естественных наук в широком смысле этого слова, софисты выступают с критикой мифа, не создавая ничего взамен его. Платон же, противник софистов, опираясь на достижения той же современной науки, создает свой миф, в котором воссоздает идеальное, с его точки зрения, устройство человеческого общежития, будто бы уничтоженное грандиозной природной катастрофой.

Ни один из мифологических или имеющих вид таковых сюжетов античности не пользуется в современном мире такой бешеной популярностью, как Атлантида. Не счесть книг и статей, посвященных этому будто бы затонувшему материку (или острову). Атлантология, или, точнее, атлантомания, стала своего рода религией, ибо наукой ее не назовешь. Атлантоманы проникают даже на телевидение и ищут, пользуясь средствами современной информации, новых прозелитов, смущая умы малосведущих или легковерных людей. Дело доходит до поисков Атлантиды на океанском дне, словно нет для исследования более подходящих объектов. Вопрос о том, миф Атлантида или вымысел, давно решен современной наукой: это вымысел.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Р. Грейвс. Мифы Древней Греции : Титаны, Атлант и Прометей

 

плечах небесный свод [3].

d. Атлант был отцом плеяд, гиад и гесперид. Лишь однажды, когда его временно подменил Геракл, ему удалось освободиться от тяжелой ноши. Некоторые говорят, что Персей превратил Атланта в камень, показав ему голову Горгоны, и так появились Атласские горы. Однако они забывают, что Персей был отдаленным потомком Геракла [4].

е. Будучи умнее Атланта и предвидя, чем кончится бунт против Крона, Прометей предпочел воевать на стороне. Зевса и убедил Эпиметея поступить так же. Он действительно был самым умным из всех братьев, и Афина, чьему рождению из головы Зевса он помог, научила его архитектуре, астрономии, математике, навигации, медицине, металлургии и другим полезным ремеслам, которые он передал людям. Однако Зевс, решивший уничтожить всех людей до единого (но пожалел их лишь благодаря своевременному заступничеству Прометея), злился при виде роста человеческих талантов и их власти над природой [5].

f. Однажды, когда в Сикионе возник спор о том, какую часть быка нужно жертвовать богам, а какую оставлять людям, в судьи пригласили Прометея. Явившийся Прометей содрал с быка шкуру, разделал тушу, а из шкуры сшил два мешка, сложив в них все части животного. В один мешок он положил всю мякоть, прикрыв ее сверху требухой — наименее соблазнительной частью любого животного; во второй сложил все кости, спрятав их под толстым слоем жира. Когда он предложил Зевсу выбрать себе мешок, тот легко разгадал замысел Прометея, но не показал этого, взяв мешок с костями и жиром, которые до сих пор считаются принадлежащими богам; однако он решил проучить хитроумного Прометея, отняв у людей огонь. "Пусть едят свою мякоть сырьем!" — вскричал он [6].

g. Прометей тут же отправился к Афине с просьбой разрешить ему входить на Олимп с черного входа и получил от нее разрешение. Он поднялся на Олимп, зажег факел от огненной солнечной колесницы, отколол от него тлеющий уголек и засунул его внутрь стебля огромного фенхеля*. После этого он загасил факел, незамеченным вернулся на землю и отдал огонь людям [7].

h. Зевс поклялся отомстить. Он приказал Гефесту вылепить из глины женщину, четырем ветрам — вдохнуть в нее жизнь, а олимпийским богиням украсить ее. Эта женщина, Пандора, была самой прекрасной из когда-либо созданных женщин, и в сопрoвождении Гермеса Зевс отослал ее Эпиметею. Эпиметей, которого брат предупредил, чтобы тот ничего не брал от Зевса, вежливо отказался. Разозлившись еще больше, Зевс приковал Прометея обнаженным к Кавказским горам, где орел терзал ему печень, ежедневно вырастающую вновь. И не было конца его мучениям.

i. Однако Зевс, боясь признаться в том, что с его стороны это было не что иное, как месть, чтобы как-то оправдать свой поступок, распустил сплетню, что Афина пригласила Прометея на Олимп для тайного любовного свидания.

j. Видя судьбу, постигшую брата, Эпиметей поспешил жениться на Пандоре, которую Зевс сделал столь же глупой, злой и ленивой, сколь и красивой; Пандора возглавила таким образом "женщин губительный род". Однажды она открыла ящик, который Прометей запретил открывать Эпиметею и в который он с большим трудом заключил все невзгоды, досаждающие человечеству: старость, родовые муки, болезнь, безумие, порок и страсть. Не успела Пандора открыть ящик, как из него вылетели "тысячи бед" и стали жалить Эпиметея и Пандору, а затем напустились на всех смертных. Несбыточная мечта, которую Прометей также спрятал в ящик, не дала людям покончить с собой [8].

www.sno.pro1.ru


Смотрите также