Достижения древней палестины. Особенности и достижения цивилизации Древней Палестины
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Особенности и достижения цивилизации Древней Палестины. Достижения древней палестины


Особенности и достижения цивилизации Древней Палестины

Даже беглое обозрение исторической судьбы Палестины и ее народов показывает, как трудно воссоздать полную и связную картину формирования цивилизации в этом регионе. В своем развитии жители Палестины многое заимствовал у соседей, тем самым, ускоряя цивилизационные процессы на своей территории. Так, многие художественные элементы, характерные для Египетской и Месопотамской цивилизаций, проникли в Палестину окрыленный солнечный диск, образ сфинкса, лотос в орнаменте, гении, охраняющие древо жизни и др.

В условиях небольших государств, в маленьких крепостях Палестины не могло развернуться такое монументальное строительство, как в Египте или Месопотамии. Здесь преобладали художественные ремесла. Археологи находят большое количество поделок из слоновой кости, золота, цветных камней и других материалов. Рельефы, украшавшие дворец в Самарии, части драгоценной мебели, ларцы, игральные доски, гребни свидетельствуют о том, что местные придворные мастера, чаще всего финикийцы, создавали свой собственный стиль, характерный для древней Палестины и всего Восточного Средиземноморья.

К сожалению, в Иерусалиме не сохранился на храм, ни дворец Соломона. Но по описанию в Библии можно представить себе хотя бы в общих чертах эти шедевры палестинского зодчества. Иерусалимский храм в честь бога Яхве был построен на горе Мория. По образцу египетских построек он имел множество флигелей. Гладкие стены храма были сделаны из камня, связанного между собой железными креплениями. Вход в храм открывала дверь их оливкового дерева, инкрустированная золотом. Внутренние помещения, отделанные древесиной кедра, были украшены резными изображениями и орнаментом. В глубине храма находился Ковчег Завета, где хранились Скрижали каменные таблички с записанными на них Десятью Заповедями. В VI в. до н.э. Иерусалимский храм был разрушен вавилонским царем Навуходоносором. После вавилонского пленения на его месте был построен Второй храм, но и он был разрушен, на это раз римлянами. Осталась лишь западная стена, так называемая Стена плача, одно из мест поклонения последователей иудаизма. Феномен Иерусалимского храма одно из достижений цивилизации древней Палестины, значение которого в судьбах человечества трудно переоценить.

Отличительная особенность цивилизации древней Палестины ее города. Древнейшие из них Иерихон, Иерусалим, Хеврон, Газа, Кадеш, Самария, Мегиддо были не только политическими и торгово-хозяйственными центрами. Города Палестины одна из точек Осевого времени (VIII-II вв. до н.э.), которое рождало важнейшие представления и понятия о мире и человеке, существующие и поныне. Тем, что свершилось тогда, что было создано и продумано в то время, человечество живет вплоть до сего дня, - писал К. Ясперс. В палестинских городах-государствах, так же как в Китае, Индии, Персии и Греции, состоялось всеобщее пробуждение духа, и человек, осознавая свое бытие, осмысливая высшие ценности и цели, стал уходить от растительного образа жизни.

Древняя Палестина весьма динамичныйрегион, где перед человеком постоянно вставал вопрос: как выжить в хаосе, который бушует вокруг тебя. В палестинских городах-государствах, связанных со многими странами, в довольно хаотичном смешении разных племен, этносов и культур, обычный человек терял ориентиры и начинал страдать беспутством, и, как сказано в Библии, многие оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы. Основные законы и правила жизни мечущийся человек находил, как и прежде, в религии, но в ее новом осмыслении, которое появилось в религиозных воззрениях древних евреев и представлено в Библии.

Библия запись Божественных откровений человеку, полученных в течение многих тысячелетий. Первая часть Библии Ветхий Завет священная книга древних евреев. Ядро Ветхого Завета, особо почитаемые первые пять книг, Тора или Пятикнижие Моисеево. Они содержат основные своды религиозных и социальных законов, повествование о сотворении мира и человека, о рае, о грехопадении первых людей, о всемирном потопе, о патриархах, о египетском плене, исходе и скитаниях в Синайской пустыне. Вторая часть Ветхого Завета Пророки, излагает историю древних евреев от прихода в Палестину до гибели Иудейского царства. История еврейского народа после вавилонского пленения содержится в третьей части Писания. Сюда же входят Притчи Соломоновы, Песнь песней, Экклесиаст, Псалтырь (150 культовых и царских гимнов). Оформление Ветхого завета и его канонизация завершились в I в. до н.э. Уже в начале новой эры окончательно оформился полный канон священных книг иудаизма первой монотеистической религии в истории человечества.

Иудаизм возник еще во II тыс. до н.э., в период исхода евреев из Египта в Ханаан, но более развитые формы принял в эпоху Израильско-Иудейского, а затем Иудейского царства, когда политеизм сменился единым культом бога Яхве. Особую роль в этом сыграло пророческое движение. Когда евреи, потеряв все, кроме надежды, сидели на реках вавилонских, пророки утверждали, что лишь сохранение веры и законов Моисеевых поможет им вернуться в Палестину.

Итак, дух обреченности, витавший над Палестиной на протяжении I тыс. до н.э., когда потенциал культурного мира земли Ханаан представлялся навсегда исчерпанным, открыл новый путь цивилизованной жизни. Цивилизация древней Палестины дала человечеству Слово. На рубеже нашей эры в Палестине зародилась вторая монотеистическая религия христианство. Оно берет начало от рождения Иисуса Христа, распятого в Иерусалиме по приговору еврейского синедриона, утвержденному римским прокуратором Понтием Пилатом. Главное в христианстве учение о Богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божьем, который родился от Девы Марии, принял страдание и смерть для искупления первородного греха людей, воскрес и вознесся на небо. Новая религия, пройдя через преследования, широко распространилась, став одним из ведущих компонентов уже другой Средневековой цивилизации.

Дата добавления: 2015-07-11; просмотров: 53 | Нарушение авторских прав

Цивилизация эпохи династии Хань | Особенности и достижения Древнекитайской цивилизации | Природа и население | Расцвет торговли и мореплавания | Финикийские города-государства | Финикийцы в составе мировых цивилизаций | Условия становления локальной Сирийской цивилизации | Двойной опыт объединения | Сирия зона нестабильности | Между властью фараона и переселением народов моря |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.053 сек.)

mybiblioteka.su

История Древней Палестины - PDF

Транскрипт

1 История Древней Палестины

2 Оглавление I. Природа и население Древней Палестины 3 II. Города и государства на территории Палестины...5 Мегиддо..6 Иерихон..8 Иерусалим III. Израильское государство: образование, развитие и распад..16 IV. Религии и культура Древней Палестины..27 2

3 Природа и население Древней Палестины Палестина, страна, которая лежит между Египтом и Сирией, в природном отношении делится на несколько областей. У побережья Средиземного моря тянется плодородная низменность, которая открыта влажным морским ветрам. Низменность эта отделена от Финикии, находящейся на севере, горным хребтом Кармел, пересекающим северную часть Палестины наискось и образующим скалистый мыс. На восток от низменности расположено холмистое нагорье, на котором в ранние века стали возможными земледелье и скотоводство. Еще далее на восток страна рассечена глубокой, узкой длиной реки Иордан, которая впадает в соленое и безжизненное Мертвое море. Там же расположены сухие степи, переходящие в Сирийскую пустыню. С севра в Палестину проникают отроги гор Ливана и Антиливана. Между этими отрогами и поперечным хребтом Кармела расположена Есдраелеонская долина. На крайнем юге Палестина переходит в сухую гористую пустыню, которая тянется в сторону гор Синайского полуострова. Сухая и пустынная низменность занимает перешеек, отделяющий Палестину от Египта. В Древней Палестине. Рисунок нашего времени Заселение территории Палестины относится к IV тысячелетию до н.э. Уже древнеегипетские папирусы, датируемые III тысячелетием до н.э. свидетельствуют о заселении Палестины семитами, которые занимались частью скотоводством, 3

4 частью оседлым земледельем. Жили они на рубеже IV - III тысячелетия до н.э. в укрепленных поселениях, знали медные орудия труда. В одно время палестинские племена подчинялись египетским фараонам. Приток же пастушеских племен из степной Аравии происходил периодически накатами. Новые пришельцы, оседая здесь, переходили к земледелью. Большие изменения в жизни Палестины произошли во II тысячелетии до н.э. Население Заиорданья переходит к занятиям кочевым скотоводством. С севера в малом количестве проникают племена хурритов, а также носители индоевропейского языка, жившие в государстве Междуречья Митанни. Однако, же население оставалось, как и прежде, в основном западносемитическим по языку. - 4

5 Города и государства на территории Палестины Племенные передвижения, происходившие в начале II тысячелетия до н.э., Житель Палестины. Рисунок нашего времени были связаны с использованием лошадей как в транспортных целях, так и в военном деле, что привело к созданию в течение XVII века до н.э. большого и разнородного в этническом плане союза племен, известных под названием гиксосов, которые захватили огромные территории от Сирии до Египта, с центром в Палестине. Изгнание гиксосов из Египта и последующее завоевание Египтом Нового царства Палестины привело к разорению страны. Однако, в XVI веке до н.э. на территории Палестины существовали городагосударства: Мегиддо, Иерихон, Иерусалим. Общественное и государственное устройство этих микроцарств было подобно устройству аналогичных государств Финикии, с той лишь разницей, что в отличие от финикийских городов-государств в палестинских большую роль играло сельское хозяйство, и в меньшей степени было развито ремесло и торговля. Эти и другие города в Палестине были основаны племенами ханаанеев. Необходимо отметить, что на территории Палестины до проникновения сюда семитских племен существовала высокоразвитая культура, относящаяся к мезолита (среднего каменного века) - Натуфийская культура. Она существовала в Палестине в X VIII тыс. до н.э. и характеризовалась раннеземледельческим характером труда. Для Натуфийской культуры были также характерны кремнёвые микролитические орудия геометрических очерта- 5

6 ний, кремнёвые вкладыши для серпов и жатвенных ножей, ступки и песты для растирания зёрен, костяные гарпуны и рыболовные крючки. Таким образом, Палестина являла собой еще один центр мировой цивилизации. - МЕГИДДО Одним из древнейших центров культуры и цивилизации Палестины был город Мегидо. Он находился на пересечении важных торговых путей, что предопределило его развитие, как одного из центров торговли. Его остатки сохранились на севере Израиля, близ современного одноименного поселения в Ездрелонской долине. Возникновение Мегиддо относится к VI тысячелетию до н. э. От III тысячелетия до Мегиддо. Городские ворота н. э. сохранились крепостные стены, несколько храмов и другие сооружения. Мегиддо являлся одним из красивейших и богатейших городов того времени. Город отличался регулярной планировкой, был хорошо укреплен, застроен крупными храмами, торговыми кварталами с массой ремесленных мастерских, его улицы были замощены, что свидетельствовало, несомненно, о высоком уровне культуры. Жители Мегиддо уже в III тысячелетии до н.э. знали водопровод и канализацию. Здесь, по некоторым свидетельствам, обрабатывали сельскохозяйственное сырье, развивалось ткачество. До конца II тысячелетия до н. э. Мегиддо принадлежал ханаанеям. В начале II тысячелетия до н. э. городом управлял египетский наместник. В XV веке до н.э. здесь произошло крупное сражение между войском египетского фараона Тутмоса III и ханаанской коалиции, в результате которого Мегиддо был разграблен египтянами. 6

7 В XII - XI веках до н.э. город был завоеван израильтянами. После разрушения Мегиддо в 732 году до н. э. Тиглатпаласаром III здесь возникла ассирийская крепость. В 609 году до н. э. у стен города состоялась еще одна крупная битва между фараоном Нехо II и иудейским царем Иосией. В самом верхнем слое городища были обнаружены остатки города, относящиеся к периоду персидского господства, а именно к VI IV векам до н.э. У горы Мегиддо, расположенной поблизости от одноименного города, согласно Апокалипсису должна произойти последняя битва, предвещающая «конец света», под названием Армагеддон (дословно «гора Мегиддо»). Мегиддо. Алтарь Ваала» («Круглый алтарь»). - 7

8 ИЕРИХОН Другим важным центром Древний Палестины был город Иерихон, развалины которого находятся на территории нынешнего Израиля, к северу от Мертвого моря. Иерихон. Вид на северные ворота Первые следы постоянного поселения на территории города относятся к 9000 году до н.э. В ходе археологических раскопок были найдены несколько сменивших друг друга культурных слоев. Иерихон упоминается в Ветхом Завете, как первый город, захваченный и разрушенный древними евреями, пришедшими на «землю обетованную». К 7000 году до н.э. Иерихон представлял собой окруженное стеной городище площадью около 4 гектаров. В ходе его дальнейшей истории главный жилой холм накопил более 15 метров культурных слоев. Несколько южнее древнего Иерихона, обнаружены остатки города римского 8

9 периода (зимней резиденции Ирода Великого 73 4 года до н.э.). Иерихон. Башня VIII тыс. до н.э. В религиозном развитии наиболее ярко проявился культ предков: у иерихонцев сложился обычай погребать умершего (его скелет или часть скелета) прямо в доме, в земляном полу. Своеобразный обряд породил в Иерихоне особый вид скульптурного портрета воссоздание лица человека по го черепу с помощью гипса, при этом удавалось сохранить индивидуальные черты каждого человека (все найденные во время раскопок черепа-маски имеют собственные индивидуальные черты). В Иерихоне было обнаружено несколько общественных святилищ (в том числе храмов), в некоторых из них найдены изображения трех божеств мужчины, женщины и ребенка. Город отличался пестротой населения. Здесь жили земледельцы, рабы, 9

10 ремесленники, управленцы, воины, жрецы, торговцы. По Библейскому сказанию Иисус Навин и взятие Иерихона На миниатюре из Нюренбергской Библии стены Иерихона рушатся под звук труб израильской армии Иисуса Навина. Эта победа описана в книге его имени, входящей в Ветхий Завет Иисус Навин в Библии сподвижник Моисея, его преемник, руководивший завоеванием Ханаана. Моисей перед смертью ставит Иисуса Навина во главе всех, выше первосвященника Елеазара. Израильтяне под предводительством Иисуса Навина выходят к берегам Иордана. Здесь происходит первое чудо: когда священники с ковчегом завета входят в реку, то вода останавливается, и весь народ спокойно переходит поток. Навин производит обрезание родившимся в пустыне после исхода из Египта. С неба перестает падать манна. По велению Яхве Иисус Навин велит семи священникам нести семь труб перед ковчегом завета. Семь дней они обходят город Иерихон и на седьмой день Иисус говорит народу, что Яхве передает город в руки израильтян. Вместе с голосом труб раздается громкий вопль народа, и стены города рушатся. Израильтяне вступают в город, не щадя никого, кроме семьи помогавшей им блудницы Раав. Сокровища завоеванного города помещают в святилище, и никто не должен их касаться. Иерихон был взят войском Иисуса Навина в результате разрушения его стен. Город затем не был восстановлен. Одноименное поселение, существовавшее с IX века до н. э. находилось в другом месте, в нескольких километрах к югу от библейского Иерихона, в римское время отстраивался по типичному эллинистическо-римскому плану. В результате археологических изысканий было установлено, что город существовал еще в докерамический период. В период керамического здесь был получен кирпич, существовала кирпичная кладка, а позднее распространилась расписная керамика. В это же время появились первые печати как знаки собственности. Еще в VII тыс. до н.э. была одомашнена овца. В керамический период скотоводство приобрело не меньшее значение, чем земледелие. Археологические раскопки в районе Иерихона ведутся постоянно. 10

11 ИЕРУСАЛИМ В центре истории Палестины находится Иерусалим священный город трех религий: иудаизма, христианства, ислама. Иерусалим. Вид на старый город Первоначально он был воздвигнут в честь сирийского божества Шалем бога заходящего солнца. Город впервые упоминается в XIX веке до н.э., и название его, вероятно, означало «Шалем основан». Позднее, около 1200 года до н.э., в укреплении Силон обосновались иевусеи, которые принесли собой культ Ваала, верховного божества финикийцев и хананеев. Когда Давид, царь Израиля и Иудеи, завоевал Иерусалим в 1000 году до н.э. и сделал своей столицей, у города уже была солидная история язычества. Сын Давида Соломон построил храм в честь бога Яхве главного божества Израиля, на горе Сион. Храм этот занимал особое место, поскольку в нем находился Ковчег завета. 11

12 Ковчег завета легендарная и величайшая святыня еврейского народа, ковчег, в котором, согласно Библии, хранились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями. Ковчег являлся символом союза Бога с народом Израиля и служил свидетельством присутствия Бога в его среде. Ковчег Завета служил зримым напоминанием о Завете между Всевышним и сынами Израиля, и о присутствии Всевышнего среди еврейского народа. Ковчег Завета вызывал у народа благоговение, веру и надежду, в особенности в те времена, когда им угрожала война. Внутри Ковчега находились исключительно Скрижали Завета первые разбитые, и вторые целые. Считается, что рядом с Ковчегом хранился свиток Торы, написанный самим Моисеем. Также в Святая святых находились сосуд с манной, расцветший жезл Аарона, елей помазания, а впоследствии также и золотые дары филистимлян. В Святая святых разрешалось входить одному первосвященнику и только раз в году, в День Искупления. Это место было овеяно присутствием Божьим. Никто без опасности для жизни не мог смотреть на Ковчег или прикасаться к нему. Тревожили Ковчег только тогда, когда сыны Израиля снимались со стоянки для путешествия. Священники предварительно снимали со столбов завесу, которой покрывали Ковчег, сверху клали второе покрывало из кожи и над ним третье покрывало из голубой ткани. Ковчег Завета перемещался вместе с разобранной Скинией и устанавливался в Святая святых Скинии на стоянках. Во время странствования Ковчег перемещался в центре израильского стана и над ним висело облако. Реконструкция первого храма Соломона Эту переносную скинию израильтяне носили собой в течение 40 лет блуждания по пустыне, во главе с Моисеем. В 586 или 587 году до н.э. царь Вавилона Навуходоносор II ( гг. до н.э.) разрушил восставший Иерусалим и его храм и изгнал большую часть населения, но 50 лет спустя 12

13 вернувшиеся из плена иудеи отстраивали город и восстанавливали храм. После вавилонского плена Иерусалим стал центром иудейского мира. Считалось, что вновь возведенный храм стоит на месте сада Эдем, и что это, то самое место, где Авраам готов был принести Исаака в жертву. В Иерусалим стали стекаться тысячи паломников со всего света. Однако в 70 году н.э. во время великого восстания иудеев против Рима, Реконструкция второго храма Соломона римский император Тит разрушил город и храм. В 135 году император Адриан велел распахать то место, где был построен храм, и выстроил на его месте римский городок Элию Капитолину. Тем временем Иерусалим стал священным для последователей новой религии христианства. В 327 году христиане обнаружили под древнеримским храмом гроб тела господня, и император Константин выстроил на этом месте великолепную базилику. Тысячи христиан-паломников стали стекаться в Иерусалим, чтобы посетить места, связанные со Страстями Господними, его смертью и воскрешением. Иерусалим. Храм Гроба Господня. IV век н.э. Одно из главных святынь христианского мира. В течение всего этого времени храм не раз перестраивался 13

14 В 637 году священный город был взят халифом Омаром. Иерусалим стал третьим святым городом в мусульманском мире, после Мекки и Медины. Для мусульман Иерусалим свят, поскольку Авраама, Давида, Соломона и Иисуса они почитают как великих пророков. В 691 году мусульмане построили великолепную мечеть Храм Горы, который впоследствии был разрушен христианами до основания, в честь того, что их великий пророк Мухаммед вознесся на небеса с Храмовой горы в момент наивысшей духовной экзальтации. Мусульмане не изгнали христиан и иудеев из Иерусалима, им разрешено было жить в городе и заботиться о своих святых местах. Но XI веку паломничество христиан в Иерусалим стали все больше мешать турки-сельджуки, покорившие территории малой Азии и в 1076 году взявшие город Иерусалим. В результате, в христианском мире началась идеологическая, политическая и военная подготовка с целью изгнания турков из Иерусалима. Эти войны получили название Крестовых походов. Первый крестовый поход ( ) был объявлен Папой Урбаном II ( ). Выступая в Клермоне Урбан II, призвал христиан к борьбе с неверными и благословил следующими словами: «Все идущим туда, в случае их кончины, отныне будет отпущение грехов. Пусть выступят против неверных в бой, который должен дать в изобилии трофеи, те люди, которые привыкли воевать против своих единоверцев-христиан. Земля та течет молоком и медом. Да станут ныне воинами те, кто раньше являлся грабителем, сражался против братьев и соплеменников. Кто здесь горестен и беден, там станет богат». 14

15 Первые армии крестоносцев захватили Иерусалим в 1099 году. Однако в 1187 году христиан изгнал из города курдский султан Салах-ад-дин, который восстановил в городе мусульманское правление. В 1516 году Иерусалим вошел в состав Османской империи, где он оставался до тех пор, пока англичане не захватили его в 1917 году. В 1948 году город был разделен между Иорданией и новым еврейским государством Израиль. Принадлежавшая Иордании часть Иерусалима в 1967 году была присоединена к Израилю. Разграбление Иерусалима крестоносцами. Миниатюра XV века. И по сей день за обладание городом неистово борются как евреи, так и арабы. 15

16 Израильское государство: образование, развитие и распад Дальнейшее развитие Палестины связано с появлением на ее территории в XIII веке до н.э. объединенных родственных племен, носивших название Израиль. Они захватывали ханаанейские города, но с большим трудом. Оседая на постоянное место жительство, кочевники превращались в земледельцев. В то же время они осваивают центральное нагорье, а затем постепенно завоевали и долины, занимая города - опорные центры ханаанеев. Иудеи всю захваченную землю разделили на наделы, которые были переданы отдельным семействам или кланам. Бывших владельцев земель они повсеместно превращали в рабов. Некоторая часть ханаанеев сохранила за собой участки земли и имущество, и они жили в тесном контакте с израильтянами, но считались неполноправной частью населения. Эта часть ханаанеев вскоре ассимилировалась с иудеями. В связи с завоеванием Палестины иудеями и переходом к земледелью, богатство завоевателей возросло, и в израильских племенах стала выделяться племенная знать. хотя первоначально завоевание израильскими племенами Палестины привело к значительному упадку производительных сил и культуры, но со временем воздействие более культурного населения Палестины на хозяйственную жизнь кочевников, завоевавших их, привело к экономическому расцвету страны. На севере развивалось пашенное земледелье, садоводство, стало процветать виноделие и оседлое скотоводство. Постепенно осваивались рудники, и изделия из железа становились необходимостью в хозяйстве, стали предметами торговли. Житель Палестины. Рисунок нашего времени 16

17 Именно тогда сформировалось Израильское государство, которое до XI века до н.э. управлялось советом старейшин. Судебную власть в государстве осуществляли специально выбранные должностные лица. "Судьями" могли стать просто удачливые военные вожди. Важную роль на начальном этапе развития Израильского государства играло народное собрание. Очень долго сохранялись сельские Филистимлянин. Рисунок нашего времени общины, которые одновременно контролировали рабов и завоеванное ханаанейское население Палестины. Одним из важнейших внешних факторов, которое ускорило образование Израильского государства, стало вторжение в XIII - XII вв. до н.э. филистимлян - одного из многочисленных "народов моря". Сначала филистимляне силились вдоль побережья Средиземного моря, а затем начали проникать вглубь Палестины. Во второй половине XI века до н.э. они завоевали некоторые крепости иудеев, в числе которых был Лахиш, где археологи обнаружили значительное количество керамики филистимлян. Так, как филистимляне оказались более сильными, то они смогли нанести израильтянам ряд серьезных поражений и покорить некоторые города, в том числе и главное святилище Израиля - город Силом. Именно эти внутренние и внешние ускорили процесс формирования Израильского государства, которое завершается в конце XI века до н.э. Первым царем всего Израиля становится Саул - вождь племени вениаминитов, избранный на народном собрании. При его правлении все израильские племена, в том числе иудеев были подчинены новому государственному 17

18 образованию, что позволило Саулу одержать неоднократные победы над филистимлянами. Однако вскоре начались неудачи, результатом которых стало поражение от филистимлян в битве при горе Гильбоа примерно в 1004 году до н.э. Это поражение привело к гибели Саула и его старших сыновей. Саулу отсекли голову, после чего враги носили ее "по всей земле филистимлян", а обезглавленное тело было повешено на стене крепости Бет-Шеана, находящегося в глубине Израиля. Следующим царем Израиля становится один из военачальников Саула из племени иудеев - Давид (конец XI в год до н.э.). При его правлении столицей государства и религиозным центром иудаизма становится Иерусалим. Согласно Библии, Давид был арфистом при дворе царя Саула. Он победил филистимлянского великана Голиафа. Этот эпизод не раз становился предметом выражения мужества, гуманистических идеалов в искусстве, особенно в Эпоху Возрождения. Наиболее знаменита в этом плане скульптура Микеланджело «Давид». Здесь библейский персонаж изображен не после победы, а в миг принятия решения сразиться с Голиафом. «Давид Микеланджело это Давид в решительную минуту, когда он изготовился ринуться в битву, еще храня на лице следы противоречивейших Микеланджело. «Давид» гг. чувств: страха, неуверенности, 18

19 отвращения, сомнений: показан человек, который замыслил положить среди холмов Иерусалима свой собственный путь, человека, не заботившегося ни о победном блеске оружия, ни о богатых наградах за подвиг...» (И. Стоун Муки и радости. М г.). Победив Голиафа, Давид стал полководцем у Саула, другом его сына Ионафана и мужем его дочери Мелхолы, но был изгнан царем, который завидовал его талантам. После смерти Саула Давид правил иудейским племенем, а сын Саула Иевосфей остальным Израилем. После убийства Иевосфея его приближенными Давида избрали израильским царем. В его правление евреи, бывшие конфедерацией племен, стали единым оседлым народом. Давид перенес столицу из Хеврона в Иерусалим и сделал его религиозным центром иудаизма, перевозя туда главную святыню Ковчег завета. В войне с сеседями давид расширил территорию Израиля и принес стране процветание. Последние годы его царствования были омрачены заговорами сыновей и соперничеством родственников при дворе. Одним из мятежей руководил его любимый сын Авессалом, погибший в бою с войском отца. Иерусалим. Вид на город Давиду унаследовал Соломон, ставший последним царем объединенного Иудейско-израильского государства. Соломон, чью мудрость восхваляла библейская легенда, продолжил вести политику своего отца. Кроме того, при правлении Соломона вся торговля в Азии была стянута в его государстве. Чтобы иметь 19

20 независимость в торговле от Финикии, Соломон завел собственный флот, корабли которого отправлялись в далекие плавания и привозили золото, редкие произведения. Однако восточная роскошь, которым окружил себя царь, требовала огромных расходов, что сказывалось на увеличении налогов, ставших одной из причин распада Израильско-иудейского государства. Блистательное царствование Соломона завершилось грозными признаками внутреннего разложения. После смерти царя единое Израильско-Иудейское царство распалось на два самостоятельных Соломон. Выступающий перед народом Иудейско-израильского государства. Рисунок нашего времени государства - Израиль и Иудея. Это событие произошло около 925 года до н.э. О царе Соломоне в различных источниках, в том числе древнеегипетских папирусах, в арабских хрониках, и конечно же в Библии содержаться множество легенд и мифов. Достоверно же о периоде правления Соломона известно, что он унаследовал трон своего отца в то время, когда Израиль укреплялся в качестве политической и экономической силы, и под его властью нация достигла существенного благосостояния. Чтобы обеспечить мир в регионе, Соломон заключил союзы с Египтом и Финикией, однако это вызвало неудовольствие, так как 20

21 вело к официальному разрешению иностранных религиозных культов в Иерусалиме. Соломон провел ряд реформ, одним из которых была административнотерриториальная реформа. Он разделил страну на административные районы, чтобы облегчить управление, а также ввел систему принудительного труда для осуществления беспрецедентной программы строительства. В числе прочего были построены города, дворцы и примерно в 970 году до н.э. был построен первый храм в Иерусалиме, известный как храм царя Соломона. Именно в этом храме по легенде хранился Ковчег завета главная святыня иудеев и израильтян. Макет храма Соломона в Иерусалиме. Этот храм стал центром иудейской религии Отчасти из-за высоких налогов, назначенных ради поддержания придворной роскоши, северные племена после смерти Соломона, отделились и объединились под властью Иеровоама. Соломон прославился не только как государственный деятель, но и как философ. Именно поэтому ему приписывают часть библейских писаний, включая Книгу притчей Соломоновых, Песнь песней, Екклесиаст и 21

22 «Главное мудрость: приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум». Книга притчей Соломоновых, гл. 4, ст. 7 Книгу премудростей Соломона. С эпохой правления Соломона связана история царицы Савской. Царица Савская упоминается в Библии без имени. В Коране, в персидских и арабских сказках она известна под именем Билкис. В Эфиопии ее называют Македа - Царица Юга. Царица Савская занимает в литературе и традициях важное место, что ее потомками считали себя эфиопские цари, и продолжают считать себя местные иудеи. Древнейшим источником о царице Савской считается третья Книга царств Ветхого Завета. Она прибывает в Иерусалим, для того, чтобы испытать мудрость царя Соломона, и загадывает ему загадки. Библия, не говорит какие, а упоминает лишь о том, что Соломон все их разгадал. Сейчас почти точно известно, что владения царицы Савской находились в юго-западной части Аравийского полуострова, там, где сейчас находится государство Йемен. В легендах государство царицы Савской описывается как волшебная страна, где песок дороже золота, растут деревья из Эдемского сада, а люди не знают войны. В результате встречи Соломона и царицы Савской был заключен взаимовыгодный Соломон предлагает разделить ребенка между двумя женщинами, чтобы по их реакции определить, кто из них настоящая мать. 22

23 договор, по которому царица подарила Соломону 120 талантов золота и великое множество благовоний и драгоценных камней. Соломон же в свою очередь разрешил прохождению караванов через вассальную Израильско-иудейского государства территорию в Египет, Сирию, Финикию. Встреча Соломона с царицей Савской Что касается самой царицы Савской, то по легенде она была умной и красивой женщиной. Она умела составлять эссенции из трав, цветов и корней, понимала толк в астрологии, укрощении диких зверей, составлении любовных заговоров. Греческие и римские легенды приписывали ей неземную красоту и величайшую мудрость, искусство интриг для удержания власти. В своем государстве царица Савская была не только правительницей, но и верховной жрицей. Арабы добавляли, что царица Савская была мастерицей в приготовлении лакомых блюд, а 23

24 путешествовала на слонах и верблюдах, окруженная многочисленной свитой и личной гвардией, состоявшая из светлокожих высокорослых гигантов. Как дитя своей эпохи была хитра, суеверна, склонна к признанию чужих богов, если они сулили ей удачу. Ей были знакомы не только языческие идолы, но и боги - предшественники Гермеса, Афродиты, Посейдона. Ее царский дворцовый комплекс вместе со сказочным садом, обнесенный орнаментированной стеной из цветных камней был еще одним чудом древнего мира. Однако останки дворца так и не найдены до сих пор, так как нет точного упоминания места нахождения дворца. Предания называют различные районы местоположения столицы загадочной страны царицы Савской. По одной из версии, она находилась на стыке границ Намибии, Ботсваны и Анголы, по другой - на юге востоке современного Заира. Древне письменные источники сообщают, что он была из рода египетских царей, и что ее отцом был Бог, которого она страстно желал видеть. Легенды и мифы, дошедшие до нас, повествуют нам о реальном и романтическом, но всегда таинственном образе царицы Савской из большого и процветающего государства. Легенды рассказывают о страстном и полном романтизма любви Соломона и царицы Савской. Полгода продолжался их короткий роман. Все это время Соломон не расставался с ней и непрестанно дарил дорогие подарки. Когда же выяснилось, что царица Савская беременна, она покинула царя и вернулась в Сабейское царство, где и родила сына Менелика, ставшего первым эфиопским царем. Вот почему, в эфиопских преданиях Соломон и царица Савская считаются родоначальниками трех тысячелетней династии императоров Абиссинии. Билькис, Лилит, Альмака, Царица Южная, Царица Савская - как только еще не называли эту женщину. В преданиях народов Земли вряд ли можно найти более загадочной женщины. 24

25 Во дворце царицы Савской. Рисунок нашего времени После распада единого иудейского и израильского государства, в Иудеи продолжала править династия Давида, тогда как в Израиле происходила быстрая смена династий, пока в 875 году до н.э. военачальник Омри основал саму значительную и влиятельную из всех известных династий, которая просуществовала около 50 лет. Именно при этой династии Израиль испытывал пору расцвета, и в а в ассирийских анналах IX века до н.э. Израиль назывался "домом Омри". Омри сделал совей столицей город Самарию, который построил в центре государства, посреди плодородной долины, расположенной в очень выгодном в стратегическом отношении месте, на высоте, которую в случае опасности можно было превратить в крепость. 25

26 Некогда сильное Израильско-Иудейское государство, после того, как оно было разделено на два самостоятельных царства, настало время их ослабления, в результате которого в 722 году до н.э. под ударами ассирийцев пала Самария. Израиль перестал существовать, потому что ассирийцы взяли в плен десятки тысяч людей, лишая их своей земли, а на их место поселили жителей других частей своей большой державы. После гибели Ассирии в конце VII века до н.э., ее территории были завоеваны Вавилоном, который в 597 году до н.э. подчинил себе Иудею. Окончательное падение Иудейского царства произошло в 586 году до н.э., когда Вавилонский царь Навуходоносор II разрушил восставший Иерусалим, ликвидировал Иудейское царство и увел в плен большое число жителей Иудеи. При Александре Македонском и его наследниках значительные еврейские общины образовались в эллинистических государствах, а Иудея, сохранив некоторую автономию, входила в состав владений Селевкидов, Птолемеев. Во II в. до н. э. Иуда Маккавей, подняв восстание против Селевкидов, осквернивших религиозные святыни, создал теократическое государство со столицей в Иерусалиме. Его наследники, Хасмонеи, в результате междоусобной борьбы потеряли власть. В I в. до н. э. с помощью римлян троном овладел Ирод I Великий, после его смерти Иудея стала римской провинцией. Антиримское восстание годах (Иудейская война) закончилось взятием и разрушением Иерусалима. Пленные жители Палестины. С ассирийского рельефа начала VII века до н.э. 26

27 Религии и культура Древней Палестины Культура первых жителей Палестины ханаанеев была по своему уровню ниже культуры египтян, а в условиях постоянного столкновения с Египтом и завоевания территории Палестины египетскими царями, ощущалась большое влияние древнеегипетской культуры на культуру ханаанеев. Однако, необходимо отметить, что и сами древние жители Палестины обладали оригинальной художественной культурой. Кроме того, на культурные традиции ханаанеев оказывало влияние шумеро-аккадская культура. Письменность в Палестине появилось во II тысячелетии до н.э., и это были клинописный аккадский язык и египетское иероглифическое письмо. Ханаанеям была известна также и письменность Финикии, приспособленная к их языку. В это время в Палестине было распространено и так называемое синайское письмо прототип финикийского алфавита. Каждая община, племя, каждый город ханаанеев обычно имели собственного покровителя в лице богов, который чаще всего обозначался именем Ваал (господин). С культом Ваала сочетались культы и других божеств, которые считались его женами, детьми и так далее. Значительное распространение имели культы богинь плодородия, одной из которых была богиня Анат. В западносемитской мифологии Анат богиня охоты и войны. Культ Анат в период гиксосского владычества проник в Древний Египет, где она почиталась как дочь Ра. Кроме Анат, большой популярностью у древних жителей Палестины пользовался бог дождя, грома и молнии Хадад. Культовый предмет, найденный в Мегиддо В честь богов строились храмы, но ханаанеи поклонялись деревянным и 27

28 каменным столбам, носившим названия ашеров и массебов. Женщина, отдающаяся многим мужчинам, тем самым восславляла культ бога плодородия. Широко были распространены и человеческие жертвоприношения. При возведении какого-нибудь грандиозного здания, например храма или крепости в основание закладывалась человеческая жертва, обычно это был ребенок. Во время военной опасности или природных катаклизмов считалось нужным приносить в жертву собственных детей, рожденных первыми. Пиршество царя. Пластинка из слоновой кости. Мегидо Дальнейшее развитие культуры Палестины было связано с проникновением сюда израильтян. Культура Израиля имела много общего с ханаанейской. Это очевидно по характеру его искусства, которое находилось под сильным влиянием Египта. На израильскую литературу в значительной мере оказал сильное влияние египетская, вавилонская и финикийская. К IX веку до н.э. относятся древнейшие еврейские надписи, не отличающиеся от финикийских. Культовые песнопения (псалмы) своими корнями восходят к вавилонским и египетским сочинениям. Описанные в Библии события о сотворении мира за шесть дней, о Великом потопе, о блаженной жизни первых людей и их грехопадении имеют аналоги в вавилонской и шумерской литературе, что очевидно доказывает их заимствования. Что касается самой Библии, то она является собранием некоторых произведений древнееврейской литературы, правовых, обрядово-религиозных и исторических сочинений, специально отобранных и переработанных жречеством. 28

29 Скиния бога Яхве, в котором хранился Ковчег завета. Рисунок нашего времени В начале для израильтян были характерны культы народов, живших в Палестине до их прихода, в частности ханаанеев: поклонение деревьям, каменным столбам, птицам. Однако отличительной чертой израильской религии было то, что рядом с другими божествами существовал бог всего израильского племенного союза Яхве. Яхве не имел ни изображений, ни храмов; ему был посвящен шатёр («скиния») и в нём ларец («ковчег»), считавшийся земным местопребыванием бога, незримо присутствовавшего во всём мире. После возникновения в конце XI в. до н. э. Израильско-Иудейского царства, роль бога Яхве возрастает, и он начинает почитаться как покровитель этого царства. Иезекииль в иудаизме третий из так называемых «больших пророков» В 597 г. до н.э. был уведен в Вавилон вместе с другими иудейскими пленниками. В своих проповедях он призывал к неуклонному соблюдению предписаний иудаизма. Иезекииль автор книги Ветхого завета, носящей его имя, хотя в ней видны и следы значительных редакций. Большую роль в формировании иудаизма как государственной религии Израиля и Иудеи сыграло учение пророка Иезекииля. Иезекииль выступил с идеей восстановления Израиля, но уже как теократического государства с центром в новом иерусалимском храме. Основателем этого государства должен был быть потомок царя Давида мессия. Это государство представлялось ему как крепкое единое царство, управляемое иерусалимским жречеством, во главе с мессией. Полноправными в этом государстве должны были быть только поклонники бога Яхве. 29

30 «...видно было подобие четырех животных... и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла Подобие лиц их лице человека и лице льва с правой стороны..; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех...» (Иезекииль, 1). Это пророчество впоследствии истолковывалось чаще всего как видение евангелистов: Марк лев, Иоанн орел, телец (бык) Лука, человек Матфей. Рафаэль. «Видение пророка Иезекииля». Около 1518 г. Книга, известная как «Иезекииль» открывается картиной видения, во время которого Иезекиилю являются четверо фантастических животных, которых христианская религиозная традиция истолковывают их как прообраз явления Христа и четырех евангелистов, тогда как иудаизм запрещает их истолкование. Другие видения в книге Иезекииля связаны с общей концепцией автора и несут в себе идею кары, постигшей избранный народ как наказание за отступничество, а также пророчество о восстановлении Храма в Иерусалиме. Первый храм, посвященный богу Яхве, был построен в Иерусалиме царем Соломоном. Культ Яхве стал, таким образом, основой официальной идеологии этого государства. В постепенном складывании Иудаизма как догматической религии важнейшую роль сыграло пророческое движение, развивавшееся с IX 30

31 VIII вв. до н. э. Вначале пророки не настаивали на универсальности Яхве, но объявляли его «ревнивым богом», не допускающим, чтобы его «избранники» почитали других богов. Затем оформилась концепция «договора» (завета) между израильскими племенами и Яхве, по которому первые, якобы, обязались не чтить других богов и исполнять желания Яхве, а Яхве передать им власть над Палестиной. Внешним признаком «договора» было объявлено обрезание, являвшееся в действительности обрядом, известным и многим другим народам Древнего Востока как пережиток ритуала инициации принятия мальчика в общину воинов. После возвращения из вавилонского плена в VI V вв. до н.э. иудеев в Иерусалим, идеи Иезекииля начали воплощаться на практике, но с определенными изменениями. Организация иерусалимской общины, восстановление города и Храм Соломона. Иерусалим. Реконструкция нашего времени строительство храма происходили очень медленно и с большими перерывами. Завершено это строительство было только в конце V начале IV века до н.э. Иерусалимская община постепенно проводила изоляцию в правовом и религиозном отношении членов своей общины и внешнего мира. Проводил эту изоляцию прибывший от персидского двора жрец Эзра. Ко времени Эзры был окончательно установлен текст Торы закона, который считается написанным мифическим Моисеем. Любое отступление от духа и буквы торы, тем более поклонение другим богам, кроме Яхве были объявлены несовместимыми с пребыванием в общине. Тогда же возникли сочине ни я п р ор оков «Закон», «Писания», «Пророки», составившие вместе ту книгу, которая называлась и называется по сей день Библия. 31

32 Таким образом, возникли религиозные догматы, относящиеся отрицательно ко всем иным религиозным верованиям. Эта религия получила название иудаизма. Политической формой этой общины была иерусалимская храмово-городская община, состоявшая из определенных родов, которая управлялась советом из числа верхушки городской знати и жречества. Этот совет считался также хранителем религиозного закона. Идеология иудаизма продолжала внушать своим приверженцам веру в грядущего избавителя «миссию». В дальнейшем идеологические установки иудаизма способствовали обособлению евреев от прочего населения. Канонические книги Библии под названием «Ветхого завета» целиком вошли в состав христианского священного писания и по сей день являются мощным орудием идеологического воздействия. Молящиеся иудеи у Стены Плача. Иерусалим 32

docplayer.ru

3. Сирия зона нестабильности

Цивилизационный ритм развития Сирии в условиях постоянных вторжений и миграцийплеменбыл нарушен одним из величайших открытий, которое было совершено их соседями финикийцами окраска шерсти пурпуром, добываемым из моллюсков. В результате возрос спрос на некрашеную шерсть, которую поставляли скотоводческие районы Сирии. Однако, шерстяной бум не привел к расцвету городов Сирии из-за начавшегося в 1600 г. до н.э. египетского завоевания, которое затем сменилось хеттским. В конце II тыс. до н.э. из степных районов в Сирию стали продвигатьсяарамеизападносемитскиеплеменаскотоводов. Не прошло и двух столетий, как в Сирии поменялся язык один из компонентов цивилизационного развития. Все коренное население арамеизириясь, переходило наарамейскийязык, который занял местоаморейскогои ханаанского. На протяжении I тыс. до н.э. этот язык стал международным средством общения для всего Ближнего Востока, вплоть до Египта, Малой Азии и Индии. Впоследствии на его основе появилось еврейское квадратное письмо, пальмирское, набатейское и сирийское письмо. Примерно в это же время образовалось два центра цивилизационного развитиягород-государствоКаркемиш на севере и Дамасское царство в Южной Сирии, однако им также не суждено было объединиться в большие деспотии типа сложившихся ранее в пределах речных бассейновНилаиЕвфрата.

Таким образом, сирийский вариант развития городов-государств дает пример коррелирующихся особенностей формирования цивилизации в неблагоприятных условиях. Таковыми для Сирии были, во-первых, не речной ландшафт с пересеченным рельефом, во-вторых, постоянная внешнеполитическая нестабильность, в-третьих, отсутствие тесных экономических связей между городами-государствами. Особым фактором, оказывающим двоякое, противоречивое влияние было наличие по соседству сильных, развитых цивилизаций. У них можно было заимствовать определенные достижения, и в то же время их влияние могло препятствовать самобытному развитию Сирийской цивилизации. Этого, однако, не произошло. Сирийская цивилизация сумела создать и сохранить свое индивидуальное лицо, был создан еще один цивилизационный плацдарм, который спустя тысячелетия, уже в Средние века, позволил начать новый цивилизационный прорыв в этом регионе.

Раздел III. Глава 3. Цивилизация Древней Палестины 1. Природа и население

Городская цивилизация Палестиныявление исключительно интересное и важное для понимания специфики развития ранних цивилизаций. В древности территорию, которая включала землиПалестины, Финикии и Сирии называли землей Ханаан, а в Ветхом Завете она именуется Библейским миром. Историческая судьбаПалестиныбыла весьма беспокойной, возможно, поэтомугорода-государствавозникли здесь позже, чем в Финикии и Сирии.

Вплоть до конца IV тыс. до н.э. Палестинапредставляла собой страну с мягким, влажным климатом, живописными долинами, орошаемыми горными ручьями, пышными пастбищами и густыми лесами. Страна была удобна для земледелия, которое возникло здесь в периодмезолита. Оно представлено раннеземледельческой культурой, центром которой являлсяИерихон, один из старейших городов в истории человечества. С III тыс. до н.э. климатПалестиныстал более сухим, площадь лесов заметно сократилась, обеднели степи. Густые леса и кустарники сохранялись только в долине Иордана. Эта река была как бы барьером между западной и восточной частьюПалестины. К западу от нее располагалась Галилея, представлявшая собой нагорье с долинами, равнинами и горными склонами, орошаемыми горными потоками и источниками. Вдоль Средиземного моря тянулась полоса плодородной низменности. Также отличались плодородием и некоторые области к востоку от Иордана. Однако, в целом плоскогорье ВосточнойПалестины, покрытое степной растительностью, меньше подходило для развития земледелия, чем скотоводства. ЗемляПалестиныбедна полезными ископаемыми, но богата глиной, отличным керамическим сырьем для изготовления кирпича и посуды.

Территория Палестиныотносительно небольшая всего 26 тыс. кв. км, но выгодное географическое положение мост между Египтом и Передней Азией с выходом к морю всегда делали ее желанной целью нашествий кочевников Сирийско-Аравийских пустыньи захватов египтян. Маленькая страна всегда была под угрозой чужеземных вторжений.

Коренными жителями Палестиныбыли семитскиеплеменаханаанеев, древнейшие земледельцы и скотоводы. Уже на рубеже IX-III тыс. до н.э. известны их процветающие земледельческие поселки, обнесенные мощными каменными стенами. Вход непрошеным гостям в такие поселки преграждали достаточно укрепленные ворота. Подобные поселения, с развитыми функциями убежища, обычно имели небольшие размеры от 2-4 га. В них находились резиденции местных правителей и племенные святилища. В таких поселениях всегда скапливалось много оружия копий, кинжалов, булав, что свидетельствовало о достаточно напряженной обстановке в этом густо населенном регионе.

В конце III первой половине II тыс. до н.э. долгий путь развития ханаанейских племензавершился созданием вПалестинецивилизации, находившейся под сильным влияниемМесопотамиии Египта. К этому времени гончары уже использовали при изготовлении посуды гончарный круг и обжигали ее в печах. Разнообразные сосуды изготовлялись также из меди, бронзы, серебра и золота. Во II тыс. до н.э. вПалестинепоявляютсянадписи на скалах, свидетельствующие о возникновении местной письменности, дешифровать которую пока не удается.

Кроме ханаанеев особую группу племенсоставляли вПалестинеамореи. Проникшие сюда из сирийско-месопотамскихстепей, они занимали пастбища на южных склонах Джебель-Бишри по соседству с западносемитскимиплеменамиарамеев. Египетские, хеттские и хурритские колонисты дополняют разноплеменный образ тех, кто жил вПалестинеи делал первые шаги к цивилизации. В силу полиэтничного состава населения здесь никогда не было единства, что облегчало завоевание и покорение этой страны.

studfiles.net


Смотрите также