Древнейшая стадия истории человечества. Разделы 1-2. ДРЕВНЕЙШАЯ СТАДИЯ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Раздел 1 Древнейшая стадия истории человечества. Древнейшая стадия истории человечества


Древнейшая стадия истории человечества

Древнейшая стадия истории человечества.

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.

История человечества в целом характеризуется нарастающей динамикой перемен, происходящих как в различных сферах общественной жизни, так и в комплексе взаимосвязей между обществом и природой.

Традиционным для материалистических традиций европейской науки было рассмотрение истории под углом зрения покорения человеком природы. Она действительно выступает источником ресурсов для развития цивилизации. В то же время человек находится в постоянном взаимодействии со средой своего обитания, сам является ее порождением и неотъемлемой частью.

Человеческое общество и природные сообщества

Самые древние каменные орудия появились около 2,5-3 млн. лет назад. Следовательно, в то время в Восточной Африке уже жили существа, обладающие зачатками разума.

Происхождение разума объясняется действием природных законов эволюционного развития, межвидовой борьбы за выживание. Наилучшими шансами в этой борьбе обладали те виды, которые в большей степени, чем другие, могли обеспечить свое существование в меняющихся условиях природной среды.

Живая природа продемонстрировала бесконечное многообразие как тупиковых, так и жизнеспособных вариантов эволюции. Один из них был связан с формированием зачатков социального поведения, которые демонстрируют многие виды животных. Объединяясь в стада (стаи), они могли защищаться сами и защищать детенышей от более сильных противников, добывать больше пищи. В межвидовой, а иногда и внутривидовой борьбе между стадами, нуждавшимися в сходной пище, побеждали те, у кого лучше были развиты коммуникация, способность предупреждать друг друга о приближении противника, лучше согласовывать свои действия на охоте. Постепенно, на протяжении сотен тысяч лет, у предшественников человека примитивные звуковые сигналы, выражающие эмоции, стали приобретать все более осмысленный характер. Сформировалась речь, неотделимая от способности к абстрактному, отвлеченному мышлению, что подразумевало усложнение структуры мозга.

Таким образом, появление и совершенствование речи, абстрактного мышления стали важнейшим фактором развития самого рода человеческого. Не случайно каждый новый шаг по ступени эволюции человека был связан, с одной стороны, с развитием мозга, с другой ― с совершенствованием орудий охоты и рыболовства.

Накопление знаний и практических навыков их применения обеспечило человеку решающие преимущества в борьбе за выживание по сравнению с другими видами. Вооруженные дубинами, копьями, действующие сообща, первобытные охотники могли справиться с любым хищником. Значительно расширились возможности добычи пропитания. Благодаря теплой одежде, овладению огнем, приобретению навыка сохранения пищи (вяление, копчение) люди смогли расселиться по огромной территории, почувствовали относительную независимость от климата и капризов погоды.

Накопление знаний не было постоянно развивающимся, поступательным процессом. Многие человеческие сообщества из-за голода, болезней, нападений враждебных племен погибали, полученные ими знания полнстью или частично терялись.

Палеолит

Примерно 1,0 млн. ― 700 тыс. лет назад наступает период, который называют ранним палеолитом (от греч. "палео" ― "древний" и "литос" ― "камень"). Раскопки во Франции, вблизи селений Шелль и Сент-Ашель, позволили найти остатки пещер и древних поселений, где на протяжении десятков тысяч лет жили сменяющие друг друга поколения предшественников современного человека. Впоследствии такие находки были обнаружены и в других местах.

Исследования археологов позволили проследить, как менялись орудия труда и охоты. Инструменты из кости и заточенного камня (острия, скребки, рубила) становились все более совершенными и прочными. Менялся физический тип человека: он все более приспосабливался к передвижению по земле без помощи рук, увеличивался объем мозга.

Важнейшим достижением раннего палеолита было овладение умением пользоваться огнем (примерно 200–300 тыс. лет назад) для обогрева жилища, приготовления пищи, защиты от хищников.

Завершает время раннего палеолита период резкого изменения природных условий существования первобытных людей. Началось наступление ледников, примерно 100 тыс. лет назад покрывших почти всю территорию России, Центральной и Западной Европы. Многие стада первобытных охотников-неандертальцев не смогли приспособиться к новым условиям существования. Между ними обострилась борьба за уменьшившиеся источники пропитания.

К концу раннего палеолита (примерно 30—20 тыс. лет до н.э.) в Евразии и Африке неандертальцы полностью исчезли. Повсеместно утвердился человек современного, кроманьонского типа.

В этот же период времени под влиянием различий в природных условиях сложились основные расы людей.

Мезолит

Эпоха мезолита (от греч. "мезос" ― "средний" и "литос" ― "камень") охватывает период с XX по IX-VIII тысячелетия до н.э. Она характеризуется новым изменением природных условий, которые становятся более благоприятными: ледники отступают, становятся доступными для заселения новые территории.

В этот период численность населения Земли не превышала 10 млн. человек.

В эпоху мезолита зарождается и получает широкое распространение наскальная живопись. В остатках жилищ того времени археологи находят статуэтки, изображающие людей, животных, бусы и другие украшения. Все это говорит о наступлении нового этапа в познании мира. Абстрактные символы и обобщенные понятия, возникшие с развитием речи, обретают как бы самостоятельную жизнь в рисунках, статуэтках. Многие из них были связаны с ритуалами, обрядами первобытной магии. Большая роль случайности в жизни людей порождала попытки улучшить ситуацию на охоте, в жизни. Так возникала вера в приметы, благоприятные или неблагоприятные. Появился фетишизм ― убеждение, что некоторые предметы (талисманы) имеют особую магическую силу. Среди них были фигурки животных, камни, амулеты, якобы приносящие удачу их владельцу. Возникали поверья, например, что воин, выпивший крови врага или съевший его сердце, приобретает особую силу. Охоте, лечению больного, выбору пары (юноши или девушки) предшествовали ритуальные действия, среди которых особое значение уделялось танцу и пению. Люди эпохи мезолита умели изготовлять ударные, духовые, струнные и щипковые музыкальные инструменты.

Особое значение придавалось похоронным ритуалам, которые со временем становились все более сложными. В древних погребениях археологи находят украшения и орудия труда, которыми люди пользовались при жизни, запасы пищи. Это доказывает, что уже на заре истории были широко распространены убеждения в существовании потустороннего мира, где человек живет после смерти.

Постепенно укреплялась вера в высшие силы, которые могли, как помогать, так и вредить. Предполагалось, что их можно задобрить жертвоприношением, чаще всего ― частью добычи, ее следовало оставить в определенном месте. У некоторых племен практиковались человеческие жертвоприношения.

Считалось, что некоторые люди обладают большими способностями общаться с высшими силами, духами. Постепенно наряду с вождями (ими обычно становились самые сильные, удачливые, опытные охотники) в жизни первобытных племен начали играть заметную роль жрецы (шаманы, колдуны). Они обычно знали целебные свойства трав, обладали некоторыми гипнотическими способностями и оказывали большое влияние на соплеменников.

Неолит

Время завершения мезолита и перехода к новому этапу развития человечества можно определить лишь приблизительно. У многих племен экваториальной зоны в Африке, Южной Америке, на островах Юго-Восточной Азии и бассейна Тихого океана, у аборигенов Австралии, некоторых народов Севера тип хозяйственной деятельности и культуры с эпохи мезолита практически не изменился. В то же время в IX—VIII тысячелетиях до н.э. в некоторых районах мира начинается переход к земледелию и скотоводству. Это время неолитической революции (от греч. "неос" ― "новый" и "литос" ― "камень") знаменует переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности.

Человек и природа

Человек примерно к X тысячелетию до н.э. утвердился на всех континентах как господствующий вид и в этом качестве идеально приспособился к условиям среды своего обитания. Однако дальнейшее совершенствование орудий охоты вело к истреблению многих видов животных, сокращению их поголовья, что подрывало основы существования первобытных людей. Голод и связанные с ним болезни, обострение борьбы между племенами за становящиеся все более бедными охотничьи территории, сокращение численности человеческой популяции ― такой была плата за прогресс.

Этот первый в истории кризис развития цивилизации решался двумя путями:

Живущие в суровом климате Севера, пустынной местности, джунглях племена как бы замирали в своем развитии и в познании окружающего мира. Постепенно складывалась система запретов (табу), ограничивавших охоту и потребление пищи. Это предотвращало рост численности населения, препятствовало изменению образа жизни и развитию знаний.

В других случаях происходил прорыв на качественно новый уровень развития. Люди переходили к осознанному воздействию на природную среду, к ее преобразованию. Развитие земледелия и скотоводства происходило лишь в благоприятных природных условиях.

После удачной охоты в стойбища нередко попадали живые волчата, ягнята, козлята, телята, кабанята, жеребята, оленята. Первоначально их рассматривали как запас пищи, потом стало ясно, что они могут жить в неволе и давать потомство. Разведение животных оказалось намного производительнее, чем охота на их диких сородичей. Потребовались тысячелетия, чтобы отдельные попытки одомашнивания привели к утверждению нового типа хозяйства. За это время возникли новые породы одомашненных животных, большинство которых, в отличие от своих диких предков, уже не могли выжить в природной среде, нуждались в человеке для их защиты от хищников.

Аналогичным образом происходил переход к земледелию. Собирательство пригодных в пищу растений всегда играло большую роль в жизни первобытного человека. Со временем из наблюдений и опыта пришло понимание того, что семена растений можно посеять вблизи поселения и при соответствующем уходе, поливе, прополке получить неплохие урожаи.

Аграрно-скотоводческие культуры

Первые земледельческие культуры VII-IV тысячелетий до н.э. возникли вблизи крупных рек, где мягкий климат и исключительное плодородие почвы позволяли получать хорошие урожаи ― на территории современных Египта, Ирана, Ирака, Индии, Средней Азии, Китая, Мексики, Перу.

В этот период жизнь людей претерпела очень существенные перемены.

На протяжении большей части первобытно-общинной эпохи существование людей было подчинено интересам борьбы за выживание. Все время уходило на поиски пищи. При этом человек, случайно отбившийся от своего племени или изгнанный из него, не имел шансов выжить.

Единственная форма разделения труда существовала между мужчинами, преимущественно занятыми охотой, и женщинами, остававшимися в стойбище и присматривавшими за детьми, ведущими хозяйство, занимающимися шитьем, приготовлением пищи.

С течением времени структура общественных отношений начала усложняться. Благодаря возросшей производительности труда стало возможным производить больше продуктов, чем было необходимо для выживания племени. Это позволяло расширить рацион питания, сделать потребление более многообразным. Между соседними поселениями постепенно сложились устойчивые хозяйственные связи. Углубилось разделение труда. С одной стороны, земледелие отделилось от скотоводства, с другой ― самостоятельное значение приобрел ремесленный труд (развились ткачество и гончарное дело, появились лодки и первые колесные повозки, приводимые в движение лошадьми, волами и ослами). Наладилось также разделение труда. Например, в одних поселениях ремесленники специализировались на оружии, в других ― на ткачестве, в третьих ― на изготовлении посуды и т. д. Между племенами происходил натуральный обмен. Но с его расширением появилась потребность в существовании единого эквивалента стоимости товаров, иначе говоря, в деньгах.

Возникновение избытков продукции стало основой не только развития торговли, но и зарождения имущественного неравенства. Постепенно у вождей, колдунов (жрецов), наиболее умелых ремесленников стали накапливаться имущество и ценности. Опытные ремесленники и знахари, труд которых особенно высоко ценился соплеменниками, начали скрывать секреты своего мастерства.

Переход от матриархата к патриархату

Появление собственности, имущества, знаний, трудовых, профессиональных навыков, которые передавались по наследству, было тесно связано с изменениями жизненного уклада людей эпохи неолита, возникновением такой ячейки организации общества, как семья.

Важнейшую роль в становлении семьи сыграл переход от матриархата к патриархату.

В период, когда основным источником пищи была охота, век мужчин оказывался, как правило, недолог. Лишь самые удачливые и умелые из них доживали до 25-30 лет.

В этих условиях важную роль в сохранении рода играли женщины. Именно они давали жизнь новым поколениям охотников (степень родства определялась по матери), воспитывали детей, сохраняли домашний очаг, организовывали жизнь племени, члены которого были связаны кровнородственными узами. Этот строй назывался матриархатом.

Труд земледельца, скотовода, ремесленника не предполагал такого риска для жизни, как охота. Смертность среди мужчин уменьшалась, число мужчин и женщин сравнялось. Это сыграло большую роль в изменении характера семейных отношений.

Поля и загоны для скота обычно находились рядом с поселением, и мужчины теперь трудились вместе с женщинами, выполняли наиболее сложную, тяжелую работу. Приобретенные навыки, знания они передавали детям. Это определило повышение роли мужчин в племени. У многих народов постепенно она стала главенствующей.

Складывающиеся традиции, обычаи, ритуалы также закрепляли нормы патриархата, т.е. особой роли мужчин в обществе.

Люди эпохи неолита обычно жили большими семьями (несколько десятков человек), в которые входили кровные родственники. Мужчины и женщины, принадлежащие к одному роду, не могли вступать в брак друг с другом. Время возникновения этого запрета, позволяющего избежать генетического вырождения, соблюдавшегося большинством племен, неизвестно, но он возник достаточно давно.

Подросших девушек отдавали замуж в другие рода, из них же мужчины брали себе жен. Иначе говоря, женщины переходили из рода в род, мужчины оставались в своей семье, и именно они стали ее постоянным ядром. Степень родства теперь учитывалась по мужской линии. В некоторых племенах женщины рассматривались как своеобразный товар, который одна семья продавала другой.

При подобной системе родственных связей имущество, созданное или приобретенное семьей, в ней же и оставалось. Возникло понятие собственности. Ремесленники, знахари также стремились передать свои знания членам своей семьи.

Несколько родов, живущих по соседству, члены которых заключали браки друг с другом, составляли племя. Во главе племени стоял вождь.

Переход к энеолиту

С ростом численности населения отдельные рода отселялись на неосвоенные или отвоеванные территории, со временем складывались новые племена. Родственные племена, говорящие на одном языке, имеющие сходные верования, обычно сохраняли тесные связи друг с другом. Вместе они образовывали союзы племен, поддерживающие друг друга в случае конфликтов, в неурожайные годы.

Удалившиеся на большое расстояние от исходно занимавшейся территории племена (к переселениям особенно тяготели те, кто специализировались на скотоводстве) нередко теряли связи с очагом своего происхождения. Их язык развивался, в нем появлялись слова, позаимствованные у новых соседей, связанные с меняющимися формами хозяйственной деятельности.

В это же время в развитии земледельческих и пастушеских племен начинается новый этап: они переходят к освоению металлов. В поисках новых материалов для изготовления орудий ремесленники находили самородки легкоплавких металлов (меди, олова, свинца и др.) и со временем научились изготовлять из них оружие, инструменты и украшения. Металлы лучше и быстрее поддавались обработке, чем камень, из них можно было изготовить более производительные орудия труда, лучшее оружие, доспехи.

Доступных запасов металла было еще немного, их обработка делала лишь первые шаги, поэтому еще долго использовались каменные орудия. Тем не менее, время, начавшееся с освоения металла (первые металлические орудия датируются VII тысячелетием до н.э., но широко они распространяются лишь в IV-III тысячелетиях до н.э.), называют энеолитом (медно-каменным веком). Он ознаменовался наступлением нового этапа в истории человечества, связанного с появлением первых государств.

globuss24.ru

Раздел 1 Древнейшая стадия истории человечества

Стр 1 из 3Следующая ⇒

Раздел 1 Древнейшая стадия истории человечества

Студент должен:

Знать:

- понятия цивилизации, антропогенеза, родового строя, неолитической революции.

- периодизацию первобытной истории;

- предпосылки возникновения цивилизаций.

Уметь:

- устанавливать причинно-следственные связи между географическими условиями и территориями расселения человека;

- анализировать карту расселения древних людей;

- давать оценку неолитической революции в истории человечества;

- давать оценку возникновения частной собственности и рабства;

- выделять характерные особенности цивилизаций.

Основные положения

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Расселение людей по земному шару. Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая

община. Последствия для человека глобальных климатических изменений. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом

Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1 Каковы наиболее распространенные гипотезы происхождения человека?

2 Какие факторы способствовали выделению человека из мира природы?

3 Какие регионы являются прародиной человечества?

4 Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования?

5 Какие изменения в хозяйственной деятельности человека произошли в период неолита?

6 Как разделение труда и специализация деятельности влияли на усложнение общественных отношений?

7 Укажите факторы, способствовавшие зарождению имущественного неравенства и появлению частной собственности.

 

Раздел 2 Цивилизации Древнего мира

Тема 2.1 Ранние цивилизации, их отличительные черты

Студент должен:

Знать:

- понятия цивилизации, антропогенеза, родового строя, неолитической революции;

- периодизацию первобытной истории;

- предпосылки возникновения цивилизаций.

Уметь:

- устанавливать причинно-следственные связи между географическими условиями и территориями расселения человека;

- анализировать карту расселения древних людей;

- давать оценку неолитической революции в истории человечества;

- давать оценку возникновения частной собственности и рабства;

- выделять характерные особенности цивилизаций.

 

Основные положения

Хронологические рамки истории Древнего мира. Ранние цивилизации: Египет, Передняя Азия, Индия, Китай.Материальная культура и экономика раннихцивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология. Особенности восточной цивилизации.

Тема 2.2 Античная цивилизация

Студент должен:

Знать:

- хронологические и географические рамки первых цивилизаций;

- особенности западной и восточной цивилизации

Уметь:

- различать первые восточные и античные цивилизации;

- приводить примеры культурных достижений и традиций первых цивилизаций;

- давать характеристику политическому и экономическому развитию первых цивилизаций.

Основные положения

Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Сущность греческого полиса. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира. Александр Македонский и эллинизм. Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. Особенности западной цивилизации.

 

Вопросы для самоконтроля:

1 Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Почему их называют «речными» цивилизациями?

2 Каковы причины возникновения первых государств?

3 Что такое деспотия? Каковы ее основные черты? Как складывались на Древнем Востоке отношения между государством и человеком?

4 В чем заключались особенности аристократической и демократической форм правления?

5 Какие черты восточного общества были восприняты греческим и римским мирами в эпоху эллинизма и Римской империи?

 

Раздел 3 Цивилизации Запада и Востока в Средние века

 

Тема 3.1 Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века

Студент должен:

Знать:

- периодизацию истории стран Востока в Средние века;

- правящие династии Древних Китае и Индии

Уметь:

- объяснять основные положения конфуцианства и буддизма;

- приводить примеры культурного наследия стран Востока.

 

Основные положения

Китайско-конфуцианская цивилизация. Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии,столицы, границы. Роль исторических традиций для китайского средневековья. Нашествие на Китай в IV – XIII в.в.: варварство и цивилизация. Характер монгольского владычества.Периодизация средневековой истории Индии,правящие династии, столицы, границы. Индийское общество в Средние века. Сущность буддизма. Особенности распространения буддизма.

 

Тема 3.2 Становление западноевропейской средневековой цивилизации

Студент должен:

Знать:

- хронологию истории стран Запада;

- понятие Великого переселения народов;

- понятие политической раздробленности

Уметь:

- объяснять значение и исторические результаты Великого переселения народов;

- объяснять процесс образования варварских королевств.

 

Основные положения

Хронологические рамки западного Средневековья. Встречаантичной цивилизации и варварского мира.Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. – Vв. н.э.). Великое переселение народов и его исторические результаты. Процесс христианизации варварских королевств. Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Европы в VIII – XIв.Политическая раздробленность и ее причины.

 

Вопросы для самоконтроля:

1 Какими были социально-экономические и внутриполитические причины кризиса Римской империи?

2 В чем состояли причины Великого переселения народов?

3 В какой сфере жизни средневекового общества наследие античности сказалось в наибольшей степени?

4 Какие народы участвовали в создании средневековой западноевро-пейской цивилизации?

5 Какова роль христианства в зарождении европейской цивилизации?

6 Каковы причины феодальной раздробленности варварских королевств?

 

Тема 3.3 Арабско-мусульманская цивилизация

Студент должен:

Знать:

- понятие ислама;

Уметь:

- объяснять возникновение ислама;

- называть особенности исламского государства;

- характеризовать исламское государство;

- оценивать влияние ислама на государства Востока

 

Основные положения

Возникновение ислама. Мухаммед. Суть ислама как вероучения. Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания. Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама. Географические и политические границы мира ислама к концу XVв.

 

Вопросы для самоконтроля:

1 Каковы основные положения мусульманского вероучения?

2 Каковы характерные черты исламской цивилизации?

3 Каковы причины успешных завоеваний арабов?

4 В чем причины распада Арабского халифата?

5 В чем сказалось влияние исламской цивилизации на другие страны?

Раздел 4 История России с древнейших времен до конца XVII века

Тема 4.7 От Руси к России

Студент должен:

Знать:

- понятие централизованного государства

Уметь:

- характеризовать процесс образования единого Русского государства;

- характеризовать предпосылки централизации государства;

- характеризовать содержание Судебника 1497 г.;

- объяснять формирование органов власти в Русском государстве;

- объяснять идею «Москва – третий Рим»;

- давать оценку образования единого государства

 

Основные положения

Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480г.). Завершение образования единого Русского государства. Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497г. Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. Церковь и великокняжеская власть. Церковно-политическая теория «Москва – третий Рим». Вклад православной церкви в укрепление единого государства.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1 Какие факторы способствовали тому, что именно при Иване III и Василии III была ликвидирована зависимость Руси от Орды и завершилось объединение Руси?

2 Дайте характеристику системы органов власти Российского централизованного государства.

3 Как вы понимаете политическое значение идеи «Москва – третий Рим»?

4 Какие из символов Российского государства сохранились до наших дней?

 

Тема 5.3 Европа в XVII веке

Студент должен:

Знать:

- понятия буржуазной революции, Просвещения, промышленного переворота.

Уметь:

- характеризовать основные события Английской революции;

- объяснять процесс модернизации западного мира;

- давать оценку буржуазным преобразованиям;

- характеризовать основные этапы промышленного переворота;

- приводить примеры технических изобретений XVII века;

- называть основные черты мануфактуры и фабрики;

- характеризовать теории общественного равенства и «общественного договора»

Основные положения

Эпоха всеобщего европейского кризиса. Английская революция XVII века и ее значение для Европы. Синхронность кризисных ситуаций в разных странах. Процесс модернизации западного мира. Зарождение нового хозяйственного уклада в экономике. Урбанизация. Новое в облике городов и жилищ. Размывание сословного строя и стремление зафиксировать внешние черты сословной принадлежности. Секуляризация общественного сознания. Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». Идея прогресса.Просвещенный абсолютизм. Техническиеизобретения и изменение отношения к ним вобществе. От мануфактуры к фабрике. Начало промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1 Какие изменения в социально-экономической жизни Западной Европы произошли в XVII веке?

2 Назовите причины кризиса абсолютистского режима в Англии.

3 Каковы основные этапы английской революции?

4 Что такое буржуазная революция?

5 Каковы были итоги Английской революции?

6 Как вы понимаете термин «Просвещение»? Почему о XVIII веке говорят как об эпохе Просвещения?

7 Охарактеризуйте взгляды основных представителей Просвещения.

 

Раздел 1 Древнейшая стадия истории человечества

Студент должен:

Знать:

- понятия цивилизации, антропогенеза, родового строя, неолитической революции.

- периодизацию первобытной истории;

- предпосылки возникновения цивилизаций.

Уметь:

- устанавливать причинно-следственные связи между географическими условиями и территориями расселения человека;

- анализировать карту расселения древних людей;

- давать оценку неолитической революции в истории человечества;

- давать оценку возникновения частной собственности и рабства;

- выделять характерные особенности цивилизаций.

Основные положения

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Расселение людей по земному шару. Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая

община. Последствия для человека глобальных климатических изменений. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом

Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1 Каковы наиболее распространенные гипотезы происхождения человека?

2 Какие факторы способствовали выделению человека из мира природы?

3 Какие регионы являются прародиной человечества?

4 Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования?

5 Какие изменения в хозяйственной деятельности человека произошли в период неолита?

6 Как разделение труда и специализация деятельности влияли на усложнение общественных отношений?

7 Укажите факторы, способствовавшие зарождению имущественного неравенства и появлению частной собственности.

 

Читайте также:

lektsia.com

Древнейшая стадия истории человечества — реферат

Тема 1 Введение. Древнейшая стадия истории человечества

1. Происхождение человека

2. Люди эпохи  палеолита

3. Неолитическая  революция и ее последствия

4. У истоков  цивилизации

 

 

1. Происхождение  человека

Первое событие, которое  изучает историческая наука, — это  появление самого человека. Сразу  встает вопрос: что же такое человек? Ответ на этот вопрос дают разные науки, например биология. Наука исходит  из того, что человек появился в  результате эволюции из царства животных.

Биологи со времен знаменитого  шведского ученого XVIII в. Карла Линнея относят человека, включая его  вымершие ныне ранние виды, к отряду высших млекопитающих — приматам. Вместе с человеком в отряд  приматов входят современные и вымершие обезьяны. Человек имеет определенные анатомические характеристики, отличающие его от других приматов, в частности  человекообразных обезьян. Однако различить  по анатомическим признакам останки  ранних видов человека от останков, живших тогда же человекообразных обезьян бывает совсем не просто.    Поэтому о происхождении человека между учеными идут споры, а подходы к решению этого вопроса все время уточняются по мере появления новых археологических находок.

 

Источники знаний о древнейшем человеке.

 Археология имеет первостепенное  значение для изучения периода  первобытности, так как позволяет  ученым получить в снос распоряжение  предметы, изготовленные древними  жителями нашей планеты. Именно  способность к изготовлению таких  предметов и следует считать  главной особенностью, отличающей  человека от других приматов.

При этом, правда, также возникает  серьезная проблема: от древнейших времен не могло сохраниться изделий  из органических материалов, например дерева. Наблюдения последних лет за человекообразными обезьянами выявили у них способность изготавливать и использовать простейшие приспособления из веток и палок. Однако ни одна обезьяна не способна сделать орудие из камня. Поэтому следует уточнить, что отличие человека от животных состоит в способности изготавливать орудия из камня и других твердых материалов. Именно наличие каменных изделий являлось на начальном этапе главным условием существования человечества (позже эту роль стали играть металлы).

Неслучайно археологи  делят историю на каменный, бронзовый  и железный века. Каменный век по особенностям орудий труда древнего человека подразделяется на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). В  свою очередь, палеолит делится на ранний (нижний) и поздний (верхний). Ранний палеолит состоит из периодов — олдувай, ашель, мустье.

Помимо орудий труда важнейшее  значение имеют раскопки жилищ и  мест поселения людей, а также  их захоронений. Обнаруженные археологами  останки древних людей составляют основу для изучения вопросов происхождения  и эволюции человека и его ближайших  предков. По этим останкам антропологи  восстанавливают облик этих существ  — по костям скелета, объему мозга  они пытаются определить, являлись ли они людьми.

Важнейшей является проблема датировки (определение возраста) археологических  находок. Абсолютная датировка возможна с помощью методов естественных наук (радиоуглеродный, термо-люминесцентный, археомагнитный, споропыльцевой и др.). В конце 40-х гг. XX в. открыт радиоуглеродный метод, который стал самым распространенным в датировке находок. Правда, этот метод применим лишь к дереву и другим органическим останкам. Находки же древнейших останков человека, следов его жизни и деятельности датируются в основном по возрасту геологических слоев, из которых они извлечены. Эти датировки, разумеется, являются очень приблизительными.

Археология дает материал для изучения социальных отношений  у первобытных людей. Однако без  привлечения данных этнографии судить о них очень сложно. Исследование жизни племен, сохранивших вследствие изоляции образ жизни и обычаи, характерные для первобытных  людей, дает интереснейший материал. Но необходимо помнить, что в полной изоляции ни один современный народ не находился, и говорить о тождестве даже самых отсталых народностей и первобытных племен нельзя.

При этнографических исследованиях  приходится обращаться в первую очередь  к описаниям, сделанным путешественниками  и учеными XVII —XIX вв., поскольку в XX п., не говоря о нашем времени, псе  отсталые племена уже испытывали существенное воздействие цивилизации.

Проблемы происхождения  человека.

По вопросам происхождения  человека — антропогенеза — существует несколько теорий. Большой известностью пользовалась в нашей стране трудовая теория, сформулированная в XIX в. Ф. Энгельсом. Согласно этой теории трудовая деятельность, к которой пришлось прибегнуть предкам  человека, привела к изменению  их внешнего облика, что было закреплено в ходе естественного отбора, а  потребность общения в процессе труда способствовала зарождению языка  и мышления. Трудовая теория опирается  на учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

Современная генетика придерживается несколько иного мнения о причинах эволюции живых существ. Генетика отрицает возможность закрепления в организме  приобретенных в ходе жизнедеятельности  качеств, если их появление не связано  с мутациями. В настоящее время  появились разные версии причин антропогенеза. Ученые обратили внимание, что регион, где происходил антропогенез (Восточная  Африка), является зоной повышенной радиоактивности. Кроме того, поданным археологов, новые виды человека появлялись в периоды геомагнитной инверсии (смены полюсов Земли).

В настоящее время можно  говорить о следующей схеме антропогенеза. Останки общих предков обезьян  и человека, найденные в Восточной  Африке и на Аравийском полуострове, имеют возраст 30 — 40 млн. лет. В Восточной  и Южной Африке обнаружены останки  наиболее вероятного предка человека — австралопитека (возраст 4 — 5,5 млн. лет). Австралопитеки, скорее всего  не могли изготовлять орудий из камня, но по своему облику походили на первое существо, создававшее такие орудия. Австралопитеки жили и в саваннах, передвигались на задних конечностях и имели незначительный волосяной покров. Череп австралопитека превосходил по размерам череп любой современной человекообразной обезьяны.

Самые древние созданные  рукой человека каменные орудия (возраст  около 2,6 млн. лет) найдены археологами  в местности Када Гона в Эфиопии. Почти столь же древние изделия обнаружены в ряде других районов Восточной Африки (в частности, в ущелье Олдувай (Олдовай) в Танзании). В этих же местах раскопаны и фрагменты останков их создателей. Этот самый древний вид человека назван учеными человеком умелым (Ноmо habilis ). Человек умелый внешне не слишком отличался от австралопитека (хотя объем мозга был у него несколько больше), однако его уже нельзя считать животным. Человек умелый обитал только в Восточной Африке.

По археологической периодизации время существования человека умелого  соответствует периоду олдувая. Наиболее характерными орудиями Ноmо habilis являются оббитые с одной или двух сторон гальки (хопперы и чоппинги).

Главным занятием человека с момента его появления была охота, в том числе и на довольно крупных животных (ископаемых слонов). Обнаружены даже «жилища» Ноmо habilis в виде ограды из больших каменных глыб, сложенных кругом. Сверху их, возможно, покрывали ветками и шкурами.

 

Виды человека. Расселение древнейших людей.

 Среди ученых нет  единого мнения по вопросу  преемственности между Ноmо Нabilis и Ното егеctus (человеком прямоходящим). Самая древняя находка останков Ноmо егеctus около озера Туркан в Кении датируется 17 млн. лет назад. Некоторое время человек прямоходящий сосуществовал с человеком умелым. По внешнему виду Ноmо егесtus еще больше отличался от обезьяны: рост его был близок к росту современного человека, объем головного мозга был достаточно велик.

По археологической периодизации время существования человека прямо  ходячего соответствует периоду  ашеля. Наиболее распространенным орудием Ноmо егесtus стало ручное рубило — бнфас. Это был продолговатый инструмент, заостренный с одного конца и закругленный с другого. Бифасом было удобно резать, копать, долбить, скоблить шкуру убитого животного. Другим величайшим достижением человека тогда стало овладение огнем. Древнейшие следы костров датируются возрастом около 1,5 млн. лет назад и также найдены в Восточной Африке.

Ноmо егеctus суждено было стать первым видом человека, вышедшим за пределы Африки. Возрастом примерно 1 млн. лет назад датированы древнейшие находки останков этого вида в Европе и Азии. Еще в конце XIX в. Е.Дюбуа нашел на острове Ява череп существа, названного им питекантропом (обезьяночеловеком). В начале XX в. в пещере Чжоукоудянь недалеко от Пекина раскопали сходные черепа синантропов (китайских людей). Несколько фрагментов останков Ноmо егесtus (самая древняя находка — челюсть из Гейдельберга в Германии возрастом 600 тыс. лет) и много его изделий, в том числе следы жилищ, открыты в ряде районов Европы.

Ноmо егесtus вымер примерно 300 тыс. лет назад. На смену ему пришел Ното sаiепs. Согласно современным представлениям первоначально существовало два подвида Ноmо sapiens. Развитие одного из них привело к появлению примерно 130 тыс. лет назад неандертальца (Ното 5арiепs  neanderthaliensis). Неандертальцы заселили всю Европу и значительную часть Азии. Одновременно существовал другой подвид, который пока малоизучен. Возможно, он появился в Африке. Именно второй подвид некоторые исследователи считают предком человека современного типа — Ното sаpiепs . Окончательно Ноmо sарins  сложился 40 — 35 тыс. лет назад. Данная схема происхождения современного человека разделяется не всеми учеными. Ряд исследователей не относят неандертальца к виду Ноmо sapiens. Есть приверженцы и у господствовавшей раньше точки зрения, что Ноmо sарiens произошел от неандертальца в результате его эволюции.

Внешне неандерталец во многом походил на современного человека. Однако рост у него был в среднем  меньше, а сам он значительно массивнее, чем современный человек. Неандерталец имел низкий лоб и крупный костный  валик, нависавший над глазами.

По археологической периодизации время существования неандертальца  соответствует периоду мусте (средний палеолит). Для каменных изделий мусте характерно большое разнообразие видов и тщательность обработки. Преобладающим орудием оставался бифас. Самое существенное отличие неандертальца от предшествующих видов человека состоит в наличии захоронений в соответствии определенными обрядами. Так, в пещере Шанидар в Ираке раскопано девять могил неандертальцев. Рядом с умершими нашли различные изделия из камня, и даже остатки цветок. Все это свидетельствует не только о существовании у неандертальцев религиозных верований, развитой системы мышления и речи, но и сложной социальной организации.

Примерно 40 — 35 тыс. лет назад  неандертальцы исчезают. Они уступили место современному человеку. По местечку Кроманьон во Франции первых Ноmo sapiens  типа называют кроманьонцами. С их появлением заканчивается процесс антропогенеза. Некоторые современные исследователи полагают, что кроманьонцы появились значительно раньше, около 100 тыс. лет назад в Африке или на Ближнем Востоке, а 40 — 35 тыс. лет назад они начали заселять Европу и другие континенты, истребляя и вытесняя неандертальцев. По археологической периодизации 40 — 35 тыс. лет назад наступил период позднего (верхнего) палеолита, который закончился 12—11 тыс. лет назад.

 

2. Люди эпохи палеолита

 

Условия жизни первобытных  людей.

Процесс антропогенеза занял  около 3 млн. лет. За это время в  природе не раз происходили кардинальные перемены, Было четыре крупных оледенения. Внутри ледниковых и теплых эпох были свои периоды потеплений и похолоданий.

В ледниковые эпохи на севере Евразии и Северной Америки слой льда толщиной до 2 км покрывал обширнейшие  территории. Граница ледника в  пору его наибольшего распространения  во время последнего оледенения (начало его датируется от 185 до 70 тыс. лет  назад) проходила южнее Волгограда, Киева, Берлина, Лондона.

От ледника на юг тянулась бескрайняя тундра. Летом здесь буйно, но ненадолго разрастались травы  и зеленели кусты.

Люди довольно густо заселили приледниковые территории. Там обитали животные, которые на многие тысячелетия стали для человека главным объектом охоты, поскольку давали обильную пищу, а также шкуры и кости. Это мамонты, шерстистые носороги и пещерные медведи. Здесь же паслись стада диких лошадей, оленей, зубров и т.д.

Периоды оледенения стали  суровым испытанием для первобытных  людей. Необходимость противостояния неблагоприятным условиям способствовала поступательному развитию человечества. Охота на крупных животных была возможна только при условии участия в  ней значительного числа людей. Предполагается, что охота была загонной: зверей гнали либо к обрывам, либо к специально вырытым ямам. Таким  образом, человек мог выжить лишь в группе себе подобных.

 

Родовая община.

Предполагается, что первые люди  подобно современным обезьянам, жили небольшими группами (термин «человеческое  стадо» сейчас большинством исследователей не употребляется). В группах современных  человекообразных обезьян вожак  и несколько близких ему самцов доминируют над всеми остальными самцами и самками. У некоторых  изученных этнографами народов, находившихся на стадии первобытности, также наблюдалась система доминирования  вождей и их приближенных над остальными членами коллектива. Возможно, также  было у первых людей.

Изучение поселений позднего палеолита, данные этнографии, фольклористики позволили ученым прийти к выводу о том, что основой общественной организации кроманьонцев являлась родовая община (род) — коллектив  кровных родственников, ведущих  свое происхождение от общего предка.

Судя по раскопкам, древняя  родовая община состояла из 100— 150 человек. Все родственники совместно занимались охотой, собирательством, изготовлением  орудий и обработкой добычи. Жилища, запасы пищи, шкур животных, орудий труда  считались общей собственностью. Во главе рода стояли самые уважаемые и опытные люди, как правило, старшие по возрасту (старейшины). Все важнейшие вопросы жизни общины решались на собрании всех ее взрослых членов (народном собрании).

referat911.ru

Древнейшая стадия истории человечества.

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.

История человечества в целом характеризуется нарастающей динамикой перемен, происходящих как в различных сферах общественной жизни, так и в комплексе взаимосвязей между обществом и природой.

Традиционным для материалистических традиций европейской науки было рассмотрение истории под углом зрения покорения человеком природы. Она действительно выступает источником ресурсов для развития цивилизации. В то же время человек находится в постоянном взаимодействии со средой своего обитания, сам является ее порождением и неотъемлемой частью.

Человеческое общество и природные сообщества

Самые древние каменные орудия появились около 2,5-3 млн. лет назад. Следовательно, в то время в Восточной Африке уже жили существа, обладающие зачатками разума.

Происхождение разума объясняется действием природных законов эволюционного развития, межвидовой борьбы за выживание. Наилучшими шансами в этой борьбе обладали те виды, которые в большей степени, чем другие, могли обеспечить свое существование в меняющихся условиях природной среды.

Живая природа продемонстрировала бесконечное многообразие как тупиковых, так и жизнеспособных вариантов эволюции. Один из них был связан с формированием зачатков социального поведения, которые демонстрируют многие виды животных. Объединяясь в стада (стаи), они могли защищаться сами и защищать детенышей от более сильных противников, добывать больше пищи. В межвидовой, а иногда и внутривидовой борьбе между стадами, нуждавшимися в сходной пище, побеждали те, у кого лучше были развиты коммуникация, способность предупреждать друг друга о приближении противника, лучше согласовывать свои действия на охоте. Постепенно, на протяжении сотен тысяч лет, у предшественников человека примитивные звуковые сигналы, выражающие эмоции, стали приобретать все более осмысленный характер. Сформировалась речь, неотделимая от способности к абстрактному, отвлеченному мышлению, что подразумевало усложнение структуры мозга.

Таким образом, появление и совершенствование речи, абстрактного мышления стали важнейшим фактором развития самого рода человеческого. Не случайно каждый новый шаг по ступени эволюции человека был связан, с одной стороны, с развитием мозга, с другой ― с совершенствованием орудий охоты и рыболовства.

Накопление знаний и практических навыков их применения обеспечило человеку решающие преимущества в борьбе за выживание по сравнению с другими видами. Вооруженные дубинами, копьями, действующие сообща, первобытные охотники могли справиться с любым хищником. Значительно расширились возможности добычи пропитания. Благодаря теплой одежде, овладению огнем, приобретению навыка сохранения пищи (вяление, копчение) люди смогли расселиться по огромной территории, почувствовали относительную независимость от климата и капризов погоды.

Накопление знаний не было постоянно развивающимся, поступательным процессом. Многие человеческие сообщества из-за голода, болезней, нападений враждебных племен погибали, полученные ими знания полнстью или частично терялись.

Палеолит

Примерно 1,0 млн. ― 700 тыс. лет назад наступает период, который называют ранним палеолитом (от греч. "палео" ― "древний" и "литос" ― "камень"). Раскопки во Франции, вблизи селений Шелль и Сент-Ашель, позволили найти остатки пещер и древних поселений, где на протяжении десятков тысяч лет жили сменяющие друг друга поколения предшественников современного человека. Впоследствии такие находки были обнаружены и в других местах.

Исследования археологов позволили проследить, как менялись орудия труда и охоты. Инструменты из кости и заточенного камня (острия, скребки, рубила) становились все более совершенными и прочными. Менялся физический тип человека: он все более приспосабливался к передвижению по земле без помощи рук, увеличивался объем мозга.

Важнейшим достижением раннего палеолита было овладение умением пользоваться огнем (примерно 200–300 тыс. лет назад) для обогрева жилища, приготовления пищи, защиты от хищников.

Завершает время раннего палеолита период резкого изменения природных условий существования первобытных людей. Началось наступление ледников, примерно 100 тыс. лет назад покрывших почти всю территорию России, Центральной и Западной Европы. Многие стада первобытных охотников-неандертальцев не смогли приспособиться к новым условиям существования. Между ними обострилась борьба за уменьшившиеся источники пропитания.

К концу раннего палеолита (примерно 30—20 тыс. лет до н.э.) в Евразии и Африке неандертальцы полностью исчезли. Повсеместно утвердился человек современного, кроманьонского типа.

В этот же период времени под влиянием различий в природных условиях сложились основные расы людей.

Мезолит

Эпоха мезолита (от греч. "мезос" ― "средний" и "литос" ― "камень") охватывает период с XX по IX-VIII тысячелетия до н.э. Она характеризуется новым изменением природных условий, которые становятся более благоприятными: ледники отступают, становятся доступными для заселения новые территории.

В этот период численность населения Земли не превышала 10 млн. человек.

В эпоху мезолита зарождается и получает широкое распространение наскальная живопись. В остатках жилищ того времени археологи находят статуэтки, изображающие людей, животных, бусы и другие украшения. Все это говорит о наступлении нового этапа в познании мира. Абстрактные символы и обобщенные понятия, возникшие с развитием речи, обретают как бы самостоятельную жизнь в рисунках, статуэтках. Многие из них были связаны с ритуалами, обрядами первобытной магии. Большая роль случайности в жизни людей порождала попытки улучшить ситуацию на охоте, в жизни. Так возникала вера в приметы, благоприятные или неблагоприятные. Появился фетишизм ― убеждение, что некоторые предметы (талисманы) имеют особую магическую силу. Среди них были фигурки животных, камни, амулеты, якобы приносящие удачу их владельцу. Возникали поверья, например, что воин, выпивший крови врага или съевший его сердце, приобретает особую силу. Охоте, лечению больного, выбору пары (юноши или девушки) предшествовали ритуальные действия, среди которых особое значение уделялось танцу и пению. Люди эпохи мезолита умели изготовлять ударные, духовые, струнные и щипковые музыкальные инструменты.

Особое значение придавалось похоронным ритуалам, которые со временем становились все более сложными. В древних погребениях археологи находят украшения и орудия труда, которыми люди пользовались при жизни, запасы пищи. Это доказывает, что уже на заре истории были широко распространены убеждения в существовании потустороннего мира, где человек живет после смерти.

Постепенно укреплялась вера в высшие силы, которые могли, как помогать, так и вредить. Предполагалось, что их можно задобрить жертвоприношением, чаще всего ― частью добычи, ее следовало оставить в определенном месте. У некоторых племен практиковались человеческие жертвоприношения.

Считалось, что некоторые люди обладают большими способностями общаться с высшими силами, духами. Постепенно наряду с вождями (ими обычно становились самые сильные, удачливые, опытные охотники) в жизни первобытных племен начали играть заметную роль жрецы (шаманы, колдуны). Они обычно знали целебные свойства трав, обладали некоторыми гипнотическими способностями и оказывали большое влияние на соплеменников.

Неолит

Время завершения мезолита и перехода к новому этапу развития человечества можно определить лишь приблизительно. У многих племен экваториальной зоны в Африке, Южной Америке, на островах Юго-Восточной Азии и бассейна Тихого океана, у аборигенов Австралии, некоторых народов Севера тип хозяйственной деятельности и культуры с эпохи мезолита практически не изменился. В то же время в IX—VIII тысячелетиях до н.э. в некоторых районах мира начинается переход к земледелию и скотоводству. Это время неолитической революции (от греч. "неос" ― "новый" и "литос" ― "камень") знаменует переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности.

Человек и природа

Человек примерно к X тысячелетию до н.э. утвердился на всех континентах как господствующий вид и в этом качестве идеально приспособился к условиям среды своего обитания. Однако дальнейшее совершенствование орудий охоты вело к истреблению многих видов животных, сокращению их поголовья, что подрывало основы существования первобытных людей. Голод и связанные с ним болезни, обострение борьбы между племенами за становящиеся все более бедными охотничьи территории, сокращение численности человеческой популяции ― такой была плата за прогресс.

Этот первый в истории кризис развития цивилизации решался двумя путями:

Живущие в суровом климате Севера, пустынной местности, джунглях племена как бы замирали в своем развитии и в познании окружающего мира. Постепенно складывалась система запретов (табу), ограничивавших охоту и потребление пищи. Это предотвращало рост численности населения, препятствовало изменению образа жизни и развитию знаний.

В других случаях происходил прорыв на качественно новый уровень развития. Люди переходили к осознанному воздействию на природную среду, к ее преобразованию. Развитие земледелия и скотоводства происходило лишь в благоприятных природных условиях.

После удачной охоты в стойбища нередко попадали живые волчата, ягнята, козлята, телята, кабанята, жеребята, оленята. Первоначально их рассматривали как запас пищи, потом стало ясно, что они могут жить в неволе и давать потомство. Разведение животных оказалось намного производительнее, чем охота на их диких сородичей. Потребовались тысячелетия, чтобы отдельные попытки одомашнивания привели к утверждению нового типа хозяйства. За это время возникли новые породы одомашненных животных, большинство которых, в отличие от своих диких предков, уже не могли выжить в природной среде, нуждались в человеке для их защиты от хищников.

Аналогичным образом происходил переход к земледелию. Собирательство пригодных в пищу растений всегда играло большую роль в жизни первобытного человека. Со временем из наблюдений и опыта пришло понимание того, что семена растений можно посеять вблизи поселения и при соответствующем уходе, поливе, прополке получить неплохие урожаи.

Аграрно-скотоводческие культуры

Первые земледельческие культуры VII-IV тысячелетий до н.э. возникли вблизи крупных рек, где мягкий климат и исключительное плодородие почвы позволяли получать хорошие урожаи ― на территории современных Египта, Ирана, Ирака, Индии, Средней Азии, Китая, Мексики, Перу.

В этот период жизнь людей претерпела очень существенные перемены.

На протяжении большей части первобытно-общинной эпохи существование людей было подчинено интересам борьбы за выживание. Все время уходило на поиски пищи. При этом человек, случайно отбившийся от своего племени или изгнанный из него, не имел шансов выжить.

Единственная форма разделения труда существовала между мужчинами, преимущественно занятыми охотой, и женщинами, остававшимися в стойбище и присматривавшими за детьми, ведущими хозяйство, занимающимися шитьем, приготовлением пищи.

С течением времени структура общественных отношений начала усложняться. Благодаря возросшей производительности труда стало возможным производить больше продуктов, чем было необходимо для выживания племени. Это позволяло расширить рацион питания, сделать потребление более многообразным. Между соседними поселениями постепенно сложились устойчивые хозяйственные связи. Углубилось разделение труда. С одной стороны, земледелие отделилось от скотоводства, с другой ― самостоятельное значение приобрел ремесленный труд (развились ткачество и гончарное дело, появились лодки и первые колесные повозки, приводимые в движение лошадьми, волами и ослами). Наладилось также разделение труда. Например, в одних поселениях ремесленники специализировались на оружии, в других ― на ткачестве, в третьих ― на изготовлении посуды и т. д. Между племенами происходил натуральный обмен. Но с его расширением появилась потребность в существовании единого эквивалента стоимости товаров, иначе говоря, в деньгах.

Возникновение избытков продукции стало основой не только развития торговли, но и зарождения имущественного неравенства. Постепенно у вождей, колдунов (жрецов), наиболее умелых ремесленников стали накапливаться имущество и ценности. Опытные ремесленники и знахари, труд которых особенно высоко ценился соплеменниками, начали скрывать секреты своего мастерства.

Переход от матриархата к патриархату

Появление собственности, имущества, знаний, трудовых, профессиональных навыков, которые передавались по наследству, было тесно связано с изменениями жизненного уклада людей эпохи неолита, возникновением такой ячейки организации общества, как семья.

Важнейшую роль в становлении семьи сыграл переход от матриархата к патриархату.

В период, когда основным источником пищи была охота, век мужчин оказывался, как правило, недолог. Лишь самые удачливые и умелые из них доживали до 25-30 лет.

В этих условиях важную роль в сохранении рода играли женщины. Именно они давали жизнь новым поколениям охотников (степень родства определялась по матери), воспитывали детей, сохраняли домашний очаг, организовывали жизнь племени, члены которого были связаны кровнородственными узами. Этот строй назывался матриархатом.

Труд земледельца, скотовода, ремесленника не предполагал такого риска для жизни, как охота. Смертность среди мужчин уменьшалась, число мужчин и женщин сравнялось. Это сыграло большую роль в изменении характера семейных отношений.

Поля и загоны для скота обычно находились рядом с поселением, и мужчины теперь трудились вместе с женщинами, выполняли наиболее сложную, тяжелую работу. Приобретенные навыки, знания они передавали детям. Это определило повышение роли мужчин в племени. У многих народов постепенно она стала главенствующей.

Складывающиеся традиции, обычаи, ритуалы также закрепляли нормы патриархата, т.е. особой роли мужчин в обществе.

Люди эпохи неолита обычно жили большими семьями (несколько десятков человек), в которые входили кровные родственники. Мужчины и женщины, принадлежащие к одному роду, не могли вступать в брак друг с другом. Время возникновения этого запрета, позволяющего избежать генетического вырождения, соблюдавшегося большинством племен, неизвестно, но он возник достаточно давно.

Подросших девушек отдавали замуж в другие рода, из них же мужчины брали себе жен. Иначе говоря, женщины переходили из рода в род, мужчины оставались в своей семье, и именно они стали ее постоянным ядром. Степень родства теперь учитывалась по мужской линии. В некоторых племенах женщины рассматривались как своеобразный товар, который одна семья продавала другой.

При подобной системе родственных связей имущество, созданное или приобретенное семьей, в ней же и оставалось. Возникло понятие собственности. Ремесленники, знахари также стремились передать свои знания членам своей семьи.

Несколько родов, живущих по соседству, члены которых заключали браки друг с другом, составляли племя. Во главе племени стоял вождь.

Переход к энеолиту

С ростом численности населения отдельные рода отселялись на неосвоенные или отвоеванные территории, со временем складывались новые племена. Родственные племена, говорящие на одном языке, имеющие сходные верования, обычно сохраняли тесные связи друг с другом. Вместе они образовывали союзы племен, поддерживающие друг друга в случае конфликтов, в неурожайные годы.

Удалившиеся на большое расстояние от исходно занимавшейся территории племена (к переселениям особенно тяготели те, кто специализировались на скотоводстве) нередко теряли связи с очагом своего происхождения. Их язык развивался, в нем появлялись слова, позаимствованные у новых соседей, связанные с меняющимися формами хозяйственной деятельности.

В это же время в развитии земледельческих и пастушеских племен начинается новый этап: они переходят к освоению металлов. В поисках новых материалов для изготовления орудий ремесленники находили самородки легкоплавких металлов (меди, олова, свинца и др.) и со временем научились изготовлять из них оружие, инструменты и украшения. Металлы лучше и быстрее поддавались обработке, чем камень, из них можно было изготовить более производительные орудия труда, лучшее оружие, доспехи.

Доступных запасов металла было еще немного, их обработка делала лишь первые шаги, поэтому еще долго использовались каменные орудия. Тем не менее, время, начавшееся с освоения металла (первые металлические орудия датируются VII тысячелетием до н.э., но широко они распространяются лишь в IV-III тысячелетиях до н.э.), называют энеолитом (медно-каменным веком). Он ознаменовался наступлением нового этапа в истории человечества, связанного с появлением первых государств.

studlib.info

Разделы 1-2. ДРЕВНЕЙШАЯ СТАДИЯ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА

ИСТОРИЯ

 

 

Нижнекамск, 2015 г.

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям: 18.01.05 Аппаратчик оператор производства неорганических веществ, 15.01.20 Слесарь КИПиА, 18.01.28 Оператор нефтепереработки, 18.01.27 Машинист технологических насосов и компрессоров, 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), 15.01.30 Слесарь, на базе основного общего образования.

 

Согласовано: Утверждено:

Методист Зам директора по ООД

________Р.Г. Рахматуллина _______В.В. Богданова

«____» _________2015 г. «____» ________2015 г.

 

Рассмотрено на мет. комиссии: Разработал:

Председатель Преподаватель

_________Е.А. Алексеева ______И.Ф. Ямалеев

«____» ______________2015 г. «____»________2015 г.

 

Пояснительная записка

Настоящие методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы при изучении курса «История» составлены на основе требований федерального компонента Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по профессиям: 18.01.05 Аппаратчик оператор производства неорганических веществ, 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, 18.01.27 Машинист технологических насосов и компрессоров, 18.01.28 Оператор нефтепереработки, 15.01.30 Слесарь, 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) на базе основного общего образования.

Самостоятельная внеаудиторная работа по истории проводится с целью содействовать оптимальному усвоению студентами учебного материала, развития познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании.

Задачи самостоятельной работы:

- углубление и расширение теоретических знаний;

- систематизация и закрепление полученных знаний и умений;

- формирование умений использовать различные источники информации;

- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Формой отчета о выполненной работе могут быть, зачеты, тестирование, конспекты, рефераты, проверка записей в тетради, устный опрос.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося являются:

- уровень освоения обучающимися учебного материала;

- умениеобучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированность общеучебных умений;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

 

 

ПЕРВЫЙ КУРС

Самостоятельная работа для обучающихся первого курса предусматривает следующие формы контроля:

1. Конспект научной статьи

2. Реферат

3. Тест по хронологии

По трудоемкости каждая из форм отчетности предполагает следующее количество часов, из 50 часов предусмотренных учебным планом:

- конспект научной статьи – 10

- реферат – 16

- тест по хронологии – 24

 

Содержание самостоятельной работы

Конспект научной статьи

В первом курсе обучающимся необходимо предоставить конспект статей из научных журналов «Вопросы истории», «История», «История отечества» и др., тематика которых соответствует актуальным проблемам изучаемого периода.

Конспект – это фактический материал для подготовки к экзамену. Конспект должен содержать краткое изложение содержания статьи по следующему плану:

1. Библиографическое описание статьи в соответствии с ГОСом

Например:

Мурашов, М.А. У истоков политической системы ФРГ. Франкфуртские документы и их обсуждение в июне 1848 г. / М.А. Мурашов // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 8, История. – 2004. - №1. – С. 3-21.

Большаков, А.О. Образ и письменность в восприятии древнего египтянина / А.О. Большаков, А.Г. // Вестн. Древней истории. – 2003. - №1. – С. 45-59.

2. Проблема исследования

3. Использованные источники

4. Важнейшие аспекты исследования

Критерии оценки конспекта научной статьи

Оценка Критерии оценки
Конспект не составлен
Конспект составлен кратко, структура изложения четко не определена, важнейшие аспекты выделены не точно; последовательность изложения нарушена и затрудняет понимание содержания; число грамматических и орфографических ошибок значительно
Конспект составлен грамотно, но не достаточно полно, с выделением важнейших аспектов; последовательность изложения незначительно нарушена, но это не затрудняет понимание содержания; число грамматических и орфографических ошибок не значительно
Конспект составлен полно, грамотно с выделением важнейших аспектов содержания; структура изложения материала четко определена; число грамматических и орфографических ошибок - минимально

 

Тест по хронологии

Тест на знание дат исторических событий. Каждая проверочная работа предусматривает 20 заданий, в 10-ти из них указаны даты, необходимо назвать событие, в 10-ти названо событие необходимо указать дату

Критерии оценки теста по хронологии

Оценка Критерии оценки
0-9 правильных ответов
10-14 правильных ответов
15-17 правильных ответов
18-20 правильных ответов

Разделы 1-2. ДРЕВНЕЙШАЯ СТАДИЯ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА

2 млн. лет - VIII тыс. до н. э. - палеолит (древнекаменный век) — делится на нижний (самый ранний по времени), средний и верхний (поздний)

VIII—V тыс. до н. э.- мезолит (среднекаменный век)

V—III тыс. до н. э.- неолит (новый каменный век)

III—II тыс. до н. э.- бронзовый век

I тыс. до н. э. до 340 г. н. э.- железный век

X тыс. до н.э.- время существования Сирийской цивилизации

Конец IV-го тыс. до н.э. – появление первых городов в междуречье Евфрата и Тигра

3200 — 2200 гг. до н.э. - развитие Шумеро-Аккадской цивилизации

3100 – 2900 гг. до н.э. - Раннее царство Египет

III тыс. до н.э. – появление первых городов на территории Индии

III тыс. до н.э. – VI в. до н.э. – период существования государства Элам

2800 – 2400 гг. до н.э. – правление ранних династий в Шумере. Появление клинописи

2800 – 2300 гг. до н.э. – Древнее царство Египта

2100 – 1800 гг. до н.э. – Среднее царство Египта

конец XXII – XXI вв. до н.э. – появление Шумеро-Аккадского государства

XX - XVIII вв. до н.э. – расцвет Египта

II тыс. до н.э. – 539 г. до н.э. — период существования государства Вавилония

II тыс. до н.э. – появление городов в Греции

XX – XVIII вв. до н.э. – появление торговых колоний на востоке Малой Азии

1894 – 1595 гг. до н.э. – расцвет Вавилона

1792 — 1750 гг. до н.э. – правление Хаммурапи. Появление законов

XVIII – XVI вв. до н.э. — период существования Древнехеттского царства

Середина XVIII – середина XV вв. до н. э. – период существования государства на Крите. Падение Крито-Микенской цивилизации

XVI – XI вв. до н. э. – Новое царство Египта

XIV вв. до н.э. — основана китайская столица Шан. Создание гадательных надписей

XIV вв. до н.э. — в Палестину пришли древнееврейские племена

1365 – 1348 гг. до н.э. – Правление Эхнатона в Египте. Проведение религиозно-политических реформ

XIII – X вв. до н.э. – на Северо-Западе Индии расселяются индоевропейские племена Ариев. В этом время также была создана «Ригведа», древнейший литературный памятник в мире

1205-1195 гг. до н.э. – Троянская война

нач. XII в. до н.э. — распад Хеттского государства

XI — сер. X вв. до н.э. – Позднее царство Египта

XI – VIII вв. до н. э. – период существования Китайского Западного Чжоу. Господствует система социальных рангов

кон. II тыс. до н.э. – дорийские племена вторглись в Грецию

X в. до н.э. – появление государства Израиль. В Иерусалиме строят храм. На престоле Давид и Соломон

X – VIII вв. до н.э. — Фригийское царство и его расцвет

IX – VII вв. до н.э. – наступление в Индии Поздневедийского периода. Постепенное освоение долины Ганга

IX в. до н.э. – древнееврейское царство распадается на Иудею и Израиль

IX – VI вв. до н.э. – формирование государства Урарту

VIII – III вв. до н. э. – период существования Восточного Чжоу в Китае

776 г. до н.э. – первые Олимпийские игры в Греции

753 г. до н.э. – основание Рима

722 г. до н.э. – Израильское царство разгромили ассирийцы

VII – V вв. до н. э. – в Северном Причерноморье появляются греческие колонии

VII – III вв. до н. э. – в Причерноморье появляются Скифские царства

689 г. до н.э. – Вавилон захватил Ассирию

671 – 655 гг. до н.э. – Египет находится под властью Ассирии

664 – 525 гг. до н.э. – новое возрождение Египта

673 – 672 гг. до н.э. – образование Мидийского царства

626 – 539 гг. до н.э. – образование и расцвет Нововалилонской державы

623 — 544 гг. до н.э. – время жизни Будды

609 г. до н.э. – падение Ассирийской державы

VI – IХ вв. до н.э. — город-государство майя Тикаль

586 г. до н.э. – вавилоняне захватывают Иерусалим

550 г. до н.э. — персы захватывают Мидию

547 г. до н.э. – персы захватывают Лидию

545 – 539 гг. до н.э. – в Средней Азии происходят завоевания

538 г. до н.э. — падение Нововавилонского царства

525 г. до н.э. – персы завоевывают Египет

525 – 332 гг. до н.э. – Египет находится в составе Персидского государства

509 г. до н.э. – появление Римской республики

втор. пол. I тыс. до н.э. — составление ветхозаветного канона Библии

V – III вв. до н. э. – Китайский период Чжаньго (период сражающихся царств)

V – IV вв. до н.э. – в Индии создается грамматика санскрита

V – IV вв. до н.э. — Боспорское царство

V в. до н.э. – Эллинская культура и ее расцвет

500 — 449 гг. до н.э. – греко-персидские войны

496 — 493 гг. до н.э. – Первая латинская война

490 г. до н.э. – в Греции битва при Марафоне

451 – 450 гг. до н.э. — запись законов XII таблиц в Риме

401 – 400 гг. до н.э. — поход 1000 греческих наемников

359 – 350 гг. до н. э. – в китайском царстве Цинь проводят реформы Шан Яна

355 – 346 гг. до н.э. – в Греции Священная война

340 — 338 гг. до н.э. — Вторая латинская война

339 — 338 гг. до н.э. — Греко-македонские войны

megaobuchalka.ru