Классический период древней греции. 1. Культура Греции классического периода.........................................................3
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

21. Доклассический период Древней Греции. Классический период древней греции


1. Культура Греции классического периода.........................................................3

СОДЕРЖАНИЕ

2. Краткий конспект §2. Общая теория искусства а.Ф. Лосева «История античной эстетики. Высокая классика……………………………………...13

3. Текстовые задания.………………….…...........................................................19

Список использованных источников………….…………………………..…....21

1. Культура Греции классического периода

Образование и воспитание. В 3 - 2 тысячелетиях до н. э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. От пиктографии к клинописи до слогового письма - такова эволюция этой письменности. Ею владели жрецы, царская свита, вельможи и состоятельные граждане.

Центры обучения писцов возникали при дворцах и храмах. Крито-микенской (эгейской) культурой была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями. С этой традицией, например, связаны правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк и заглавных букв  [2].

Следующим этапом генезиса воспитания и обучения в этом регионе стали времена т. н. архаической Греции (X -VIII вв. до н. э.).

Ярко и образно нарисовал картину воспитания и обучения в эту эпоху легендарный Гомер в поэмах "Илиада" и "Одиссея". Герои Гомера получали воспитание под присмотром наставников-старцев. Они красноречивы, хорошо знакомы с деяниями предков и богов, владеют музыкальными инструментами и письмом, физически крепки, искусные войны. 

Дальнейшее развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции связаны с культурой городов-полисов (государств) (VI -IV вв. до н. э.), когда воспитание заняло особое место в обществе.

Государство начинает брать на себя обучение имущих слоев. Известно, например, что на Крите юные свободные граждане имели возможность получать образование за счет государства. Образованность почиталась как необходимое и неотъемлемое свойство достойного гражданина полиса. Если хотели сказать дурно о человеке, говорили, например: "Он не умеет ни читать, ни плавать". 

По свидетельству Плутарха, ввиду понимания сугубой важности образования города-полисы зачастую не прерывали учебы юных граждан даже в трудные дни войн.

В школе закладывалось все великое и прекрасное, что оставила нам Древняя Греция. 

Школы были небольшими - 20 - 50 учеников на одного учителя. Размещались ученики в доме учителя либо просто на улице города. Учитель сидел на высоком стуле, дети располагались вокруг на низеньких складных табуретах. Писали на коленях. Занимались одновременно дети всех возрастов: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не было - выходные выпадали на городские и семейные праздники. 

Платили учителям немного - примерно столько же, сколько зарабатывали средней руки мастеровые. Социальный статус учителя, особенно в учебных заведениях начального уровня, был весьма низким.

Книг было чрезвычайно мало. Образование усваивалось с голоса учителя. 

На начальное обучение тратилось 6 - 8 лет, примерно до 14-летнего возраста. Учили начаткам чтения, письма и пения. Читать учились по слогам, перебирая множество сочетаний, пока не узнавали их с первого взгляда. Затем читали первые слова - имена богов и героев. Читали только вслух. Очень много запоминали наизусть  [7].

Писать учились на вощеных дощечках величиной в ладонь. Дощечки скреплялись шнурками в книжечку.

Для упражнений в счете служила доска - абака, разделенная на клетки для единиц, десятков, сотен и т. д. С помощью абаки учились четырем арифметическим действиям. 

Пению учили только в унисон, с голоса, поскольку нот не было. Пение сопровождали игрой на семиструнной кифаре. 

Среди государств-полисов Эллады особо выделялись республиканские Афины и авторитарная Спарта. Эти государства не только представляли различные политические системы, но и во многом олицетворяли противоположные принципы воспитания обучения. 

По словам древнегреческого мыслителя Аристотеля, воспитаниеe спартиатов - полноправных граждан Лакедемона - передавало по преимуществу цель подготовить члена военной общины. До семи лет спартиаты воспитывались в семье, поступая в распоряжение нянек-кормилиц, которые славились своим уменьем на всю Элладу. 

Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Сроки такого воспитания были весьма продолжительны и делились на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет [7].

На первом этапе дети поступали под начало воспитателя - пайдонома. Они вместе жили и учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма, без которых, по словам Плутарха, никак нельзя было обойтись. Зато физическая подготовка, закаливание были чрезвычайно насыщенными. Воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. В 12-летнем возрасте суровость воспитания еще более ужесточалась. Во все времена года подросткам верхней одеждой служил легкий плащ. Их приучали к немногословию. Любой намек на красноречие презирался. В ходу были и наказания, но они носили, скорее, символический смысл. Например, провинившегося кусали за большой палец. 

Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены - члены общины, получавшие определенные гражданские права. Во время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям, в частности публичной порке, которую следовало выдержать без стонов и слез. Эйрены являлись помощниками пайдономов в физической и военной муштре остальных подростков. В течение года эйрены проходили испытания в военных отрядах спартиатов. 

На втором этапе воспитания к минимальному обучению грамоте добавляли занятия музыкой и пением, которые преподавались несколько более тщательно. Приемы воспитания становились еще более суровыми.

Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду. Попавшегося на воровстве жестоко били плетьми, но не за то, что украл, а потому, что потерпел неудачу. 

К 20 годам эйрены получали полное вооружение воина и затем еще в течение десяти лет постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. Все это время не прекращались военная подготовка, воспитание немногословного, без дурных наклонностей, воина. К порокам, однако, не относили, например, никак и ничем не ограниченную половую жизнь. Зато резко осуждалось и пресекалось пьянство.

Воспитание девочек и девушек - спартиаток мало отличалось от мужского. Это были по преимуществу физические и военные упражнения с диском, копьем, дротиком, мечом. В столь же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка  [7].

Воспитательная традиция Спарты в итоге оказалась весьма скудной. Гипертрофированная военная подготовка, фактическое невежество молодого поколения - таким выглядел результат одного из первых в истории опытов государственного воспитания. На древе человеческой цивилизации спартанские культура и воспитание оказались малоплодородной ветвью. Не случайно Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника. Иначе, чем в Спарте, строилось воспитание и обучение в Афинах. Идеал афинского воспитания сводился к многозначному понятию - совокупности добродетелей. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитыми интеллектом и культурой тела. Считалось, что стремиться к достижению подобного идеала был вправе лишь свободный и имущий гражданин Афин. 

Пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. 

Все афиняне получали домашнее воспитание. Сыновья свободных афинян обычно получали такое воспитание до семи лет. Затем за мальчиками из состоятельных семей присматривал особый раб - педагог (дословно - поводырь). Воспитателем часто оказывался самый никудышный в хозяйстве раб. Так что нередко педагог был носителем далеко не лучших свойств, которые зачастую усваивал и его подопечный. 

После семи лет мальчики - дети свободных граждан получали возможность учиться в частных и общественных учебных заведениях. Существовало несколько типов подобных заведений. 

Начальное образование давали частные платные школы: мусические и гимнастические. В мусических школах учились школьники 7 —16-летнего возраста, в гимнастических школах, или палестрах, - 12 - 16-летние подростки. Обычно учащиеся посещали одновременно оба типа указанных заведений. 

Мусическая школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний [2].

В палестрах занимались развитием культуры тела. Ученики интенсивно занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием. Все это было необходимо будущим воинам. Афинский тяжеловооруженный пехотинец (гоплит) во время сражений должен был делать частые перебежки, вступать в единоборство, пользуясь копьем и мечом. Так что полученная в палестрах подготовка была напрямую необходима такому воину. 

Для завершивших пребывание в мусической и гимнастической школах следующей ступенью образования могли стать общественные учреждения - гимназии. В V -IV вв. до н. э. таких гимназий в Афинах было три: Академия, Ликей и Киносарг. В гимназиях совершенствовались в образовании юноши 16 - 18 лет. Акцент делался на упражнения, укрепляющие и развивающие тело. Одновременно оттачивались и умственные способности. В гимназии всегда можно было послушать популярного политика или философа.

Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18—20-летних юношей в эфебии - общественном учреждении, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика и пр. У эфебов была особая форма одежды - широкополая шляпа и черный плащ (хламида) [7].

Менее скромными были содержание и задачи женского образования и воспитания Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку. Ведя жизнь затворниц, девочки и девушки появлялись на людях весьма редко, например, во время религиозных церемоний.

Драматургия и литература. Растущая популярность театральных представлений привела к тому, что они не только заняли доминирующее место в религиозных и общественных празднествах, но отделились от религиозных церемоний, стали самостоятельным видом искусства, занявшим особое место в жизни древних греков. В архаический период театральные представления давались в разных местах, в V в. до н. э. появляется специально предназначенная для сценических действий площадка. Как правило, она выбиралась у подножия пологого холма, склоны которого обрабатывались в виде каменных ступенек, на которых рассаживались зрители (места для зрителей назывались театрон от слова теаомай - смотрю). Ступени располагались полукругом, разделялись на ярусы, возвышающиеся друг за другом, и сектора, разделенные проходами, как на современных стадионах.

Само сценическое действие проходило на утрамбованной круглой площадке, впоследствии вымощенной мраморными плитами и называемой орхестрой. В центре орхестры находился жертвенник Дионису, На орхестре выступали актеры и хор. Позади орхестры находилась палатка, где актеры переодевались, откуда они выходили на публику. Эта палатка называлась скена. Впоследствии вместо небольшой и теряющейся на фоне обширной орхестры палатки для переодевания стали строить постоянное высокое сооружение, на выступающей к зрителям' стене которого рисовались декорации, изображавшие, как правило, фасад дворца, храма, крепостные стены, городскую улицу или площадь [1].

Сценическое действие разыгрывалось как диалог между одним актером и хором. В V в. до н. э, на сцену были введены еще два актера, и сценическое действие усложнилось, а роль хора уменьшилась. Актеры выступали в масках, которые покрывали не только лицо, но и голову. Маски изображали людей самого различного типа, возраста, общественного положения, даже передавали душевное состояние и нравственные качества. Меняя маски, один актер мог по ходу действия играть несколько разных ролей, правда, маска лишала возможности видеть мимику актера, но данное обстоятельство компенсировалось его выразительными телодвижениями. Мифологические герои или боги изображались значительно более крупными, чем обыкновенные люди, для этого актеры надевали специальную обувь с высокими подошвами-котурнами, носили высокий головной убор и подкладывали под одежду прокладки, чтобы казаться мощнее. Этот реквизит был необходим еще и потому, что при очень больших размерах греческих театров и отдаленности зрительских мест от орхестры актеры в таких костюмах становились заметнее, легче было следить за их игрой. Они играли в длинных одеяниях, в которые, по преданию, облачались в древности цари и жрецы. Применялись и некоторые механические приспособления. Например, если нужно было показать действие внутри дома, на орхестру выкатывали специальную деревянную платформу, где и располагались актеры. Если по ходу действия нужно было показать парящего в небе бога, то использовали специальное приспособление. Особое шумовое устройство могло воспроизводить удары грома [1].

Греческие театры были рассчитаны практически на все население города и насчитывали несколько десятков тысяч мест. Театр Диониса в Афинах имел 17 тыс. мест, знаменитый театр в Эпидавре (он хорошо сохранился до настоящего времени, и современные греческие актеры разыгрывают здесь древние трагедии) - 20 тыс. мест. Грандиозными были театры в Мега- лополе - на 40 тыс., а театр в Эфесе даже на 60 тыс. мест. Театральные представления стали органической частью повседневной жизни. В Афинах, например, был учрежден специальный государственный фонд, так называемые "театральные деньги", который предназначался для раздачи бедным гражданам, чтобы они могли купить театральные билеты. И этот фонд не трогали даже при самых больших финансовых затруднениях государства, даже в случае военных действий.

В театрах играли пьесы прославленных греческих драматургов, в которых ставились животрепещущие вопросы современной жизни, Поскольку в театрах присутствовала обычно большая часть гражданского насления, зрители бурно одобряли или порицали автора. Греческие драматурги попадали, таким образом, в центр внимания своего полиса, и это, естественно, стало мощным стимулом для их творчества. V в. до н. э.- время необычайного расцвета классической греческой драматургии, появления титанов греческой и мировой литературы, великих трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида, автора бессмертных комедий Аристофана. Их творчество знаменовало новый этап в мировом литературном процессе [1].

Отцом греческой трагедии считается Эсхил из Элевсина (525-456 гг. до н. э.). Его зрелые годы прошли в героический период победоносной войны греков с Персидской державой. Эсхил был участником наиболее крупных сражений этой войны (при Марафоне, Саламине и Платеях). Он принимал деятельное участие в общественной жизни Афин, выезжал в Сицилию и там же провел свои последние годы. Эсхилу приписывали создание 90 трагедий, из которых сохранилось семь. Наиболее известные - "Персы" (472 г. до н. э.), "Прикованный Прометей" (470 г. до н. э.) и трилогия "Орестея" (458 г. до н. э.), состоящая из трагедий "Агамемнон", "Хоэфоры" и "Эвмениды". Сюжетами трагедий Эсхила становятся давно известные мифологические сказания о титане Прометее, о преступлениях аргосских царей из рода Атридов. Только в "Персах" речь шла о реальных событиях - победе греков над персами в морской битве при Саламине. Однако Эсхил переосмысливает общеизвестные и незамысловатые мифы, вносит новые сюжетные линии, наполняет рассказ идеями своего времени. Эсхил отражает в своих произведениях торжество полисного порядка и его идеологии, он прославляет мужество, волю, патриотизм греков, противопоставляя им высокомерие и чванство восточного деспота Ксеркса в трагедии "Персы", он воспевает бесстрашие героев, ради людей готовых поспорить с самими богами, торжество цивилизованной жизни в "Прикованном Прометее" и вместе с тем в самых мрачных красках рисует деспотизм и тиранию Зевса. В трилогии "Орестея" его творчество пронизано философскими рассуждениями о смысле человеческого существования, отношениях людей и богов. Для Эсхила свободная и нравственная жизнь возможна только в огражденном справедливыми законами полисном коллективе. Здесь нет места тем тягчайшим преступлениям, которыми насыщена предшествующая дополисная эпоха. Такая устроенная жизнь угодна и богам. Творчество Эсхила прославляло политические, идейные и нравственные устои греческого полиса.

В творчестве Софокла из Афин поднимаются важнейшие вопросы бытия (496-406 гг. до н. э.). Софокл, по преданию, написал свыше 120 трагедий, из которых дошло только семь. Среди них самыми знаменитыми стали две: "Царь Эдип" (429-425 гг. до н. э.) и "Антигона" (442 г. до н. э.). В них Софокл говорит о месте человека в обществе и мире. Что такое человек - марионетка в руках всесильных богов или творец своей судьбы? В образах фиванского царя Эдипа и его дочери Антигоны Софокл намечает свое решение этой темы. Эдип - мудрый, добродетельный и справедливый царь, любимый своим народом, но тем не менее он игрушка в руках могущественных богов. Боги судили ему вести преступную жизнь: убить своего отца, женигься на матери и родить странные существа, которые были ему детьми, но вместе с тем и братьями. Пророчество сбывается, хотя Эдип, кажется, сделал все, чтобы его отвратить. И когда наступает жестокое прозрение, Эдип не смиряется со своей страшной долей. Он бунтует против несправедливости судьбы, против жестокости богов. Он сломлен, но не раздавлен. Он бросает вызов богам. Ослепив себя, он уходит из Фив и скитается по Греции, стремясь очиститься от наложенного роком преступления. Ушедший из мира, старый и больной, но не сломленный нравственно Эдип достигает духовного очищения, находит последнее пристанище в предместье Афин Колоне, становится героем-покровителем Колона. Эдип силой своего страдания сумел преодолеть тяжелые удары судьбы, намеченной богами, и тем победил их. Софокл утверждает идею всемогущества человека, беспредельности его сил, возможности противостоять неотвратимой судьбе. 

Скульптура. Пятый век в истории скульптуры Греции классического периода можно назвать «шагом вперёд». Развитие скульптуры Древней Греции в этом периоде связано с именами таких знаменитых мастеров, как Мирон, Поликлен и Фидий. В их творениях образы становятся более реалистичными, если можно сказать, даже «живые», уменьшается схематизм, который был характерен для архаической скульптуры. Но главными «героями» остаются боги и «идеальные» люди [3].

Мирон, живший в середине 5 в. до н. э, известен нам по рисункам и римским копиям. Этот гениальный мастер прекрасно владел пластикой и анатомией, чётко передавал свободу движения в своих работах («Дискобол»). Так же известно его произведение "Афина и Марсий", которое сотворено на основе мифа про этих два персонажа. Согласно легенде, Афина изобрела флейту, но во время игры заметила, как некрасиво изменилось выражение её лица, в гневе она кидает инструмент и проклинает каждого, кто будет на нём играть. За ней всё время наблюдало лесное божество Марсий, которое испугалось проклятия. Скульптор попытался показать борьбу двух противоположностей: спокойствия в лице Афины и дикости в лице Марсия. Современные ценители искусства до сих пор восхищаются его творчеством, его скульптурами животных. К примеру, сохранено около 20 эпиграмм на бронзовую статую из Афин.

Поликлен, творивший в Аргосе, во второй половине 5 в. до н. э, является  ярким представителем пелопонесской школы. Скульптура классического периода богата его шедеврами. Он был мастером бронзовой скульптуры и прекрасным теоретиком искусства. Поликлет предпочитал изображать атлетов, в которых простые люди всегда видели идеал. Среди его работ известны статуи "Дорифора" и "Диадумена". Первая работа – это сильный воин с копьем, воплощение спокойного достоинства. Вторая - стройный юноша, с повязкой победителя в соревнованиях на голове [3].

Фидий – ещё один яркий представитель творца скульптуры классического периода. Его имя ярко зазвучало в период расцвета греческого классического искусства. Самыми известными его скульптурами являлись колоссальные статуи Афины Парфенос и Зевса в Олимпийском храме из дерева, золота и слоновой кости, и Афины Промахос, изготовленной из бронзы и расположенной на площади Афинского Акрополя. Эти шедевры искусства безвозвратно утрачены. Лишь описания и уменьшенные римские копии дают нам слабое представление о великолепии этих монументальных скульптур.

Афина Парфенос – яркая скульптура классического периода, была построена в храме Парфенон. Она представляла собой 12-метровую деревянную основу, тело богини  покрывали пластинки из слоновой кости, а сама одежда и вооружение смастерены из золота. Примерный вес скульптуры – две тысячи килограмм. Удивительно, но золотые части  каждые четыре года снимали и взвешивали заново, так как они являлись золотым фондом государства. Фидий украсил щит и постамент рельефами, на которых изобразил себя и Перикла в сражении с амазонками. За это его обвинили в святотатстве и отправили в заключение, там он и умер [3].

Статуя Зевса ещё один шедевр скульптуры классического периода. Её высота четырнадцать метров. Статуя изображает верховного греческого божества сидящим с богиней Никой в руке. Статуя Зевса, по мнению многих искусствоведов, является величайшим творением Фидия. Её соорудили, используя ту же технику, что и при сотворении статуи Афины Парфенос. Фигуру сделали из дерева, изобразили обнаженной по пояс и покрыли пластинами из слоновой кости, а одежду покрыли золотыми листами. Зевс восседал на троне и в правой руке держал фигуру богини победы Ники, а в левой находился жезл, который являлся символом власти. Статую Зевса древние греки воспринимали как очередное чудо света. [3]

Афина Промахос (примерно 460 год до нашей эры), 9-метровая бронзовая скульптура древней Греции была сооружена прямо среди развалин, после того, как персы разрушили Акрополь. Фидий «рождает» совсем другую Афину – в образе воительницы, важной и строгой защитницы своего города. В правой руке у неё мощное копье, в левой щит, а на голове шлем. Афина в этом образе представляла собой военную мощь Афин. Эта скульптура древней Греции как будто бы царила над городом, и каждый, кто путешествовал по морю вдоль берегов, мог созерцать искрящиеся в лучах солнца, покрытые золотом верхушку копья и гребень шлема статуи. Кроме скульптур Зевса и Афины, Фидий творит образы из бронзы других богов в хрисоэлефантинной технике, принимает участие в конкурсах скульпторов. Так же он был руководителем больших строительных работ, к примеру, возведение Акрополя.

Скульптура древней Греции отображала физическую и внутреннюю красоту и гармонию человека. Уже в 4 веке после завоевательных походов на Грецию Александра Македонского, стают известными новые имена талантливых скульпторов, таких как Скопас, Пракситель, Лисипп, Тимофей, Леохар и другие. Творцы этой эпохи начинают больше уделять внимания внутреннему состоянию человека, его психологическому состоянию и эмоциям. Всё чаще поступают к скульпторам индивидуальные заказы от состоятельных граждан, в которых они просят изобразить прославленные личности.

Знаменитым скульптором классического периода был Скопас, живший в середине 4 века до нашей эры. Он вводит новшество, путём раскрытия внутреннего мира человека, старается изображать в скульптурах эмоции радости, страха, счастья. Этот талантливый человек творил во многих греческих городах. Его скульптуры классического периода богаты образами богов и различных героев, композициями и рельефами на мифологические темы. Он не боялся экспериментировать и изображал людей в различных сложных позах, искал новые художественные возможности для изображения новых чувств на человеческом лице (страсть, гнев, ярость, испуг, печаль). Прекрасным творением круглой пластики является статуя Менады, сейчас сохранилась ее римская копия. Новой и многогранной рельефной работой можно назвать Амазономахию, которая украшает Галикарнасский мавзолей в Малой Азии [3].

Пракситель был выдающимся скульптором классического периода, живший в Афинах, примерно в 350 годах до нашей эры.  К большому сожалению, до нас дошла только статуя Гермеса из Олимпии, а про остальные работы мы знаем лишь по римским копиям. Пракситель, так же как и Скопас пытался передать чувства людей, но он предпочитал выражать более «легкие» эмоции, которые были приятны человеку. Он переносил на скульптуры лирические эмоции, мечтательность, воспевал красоту человеческого тела. Скульптор не формирует фигуры в движении. Среди его работ следует отметить "Отдыхающего сатира", "Афродиту Книдскую", "Гермеса с младенцем Дионисом", "Аполлона, убивающего ящерицу".

Самая известная работа – это статуя Афродиты Книдской. Она была сделана на заказ для жителей острова Коса в двух экземплярах. Первую – в одежде, а вторую в обнаженном виде. Жители Коса предпочли Афродиту в одежде, а книдяне приобрели второй экземпляр. Статуя Афродиты в книдском святилище долгое время оставалась местом паломничества. Скопас и Пракситель были первыми, кто осмелился изобразить Афродиту в обнаженном виде. Богиня Афродита в своём образе очень человечна, она приготовилась к купанию. Она является прекрасным представителем скульптуры древней Греции. Статуя богини являлась образцом для многих скульпторов на протяжении больше полу века [3].

Скульптура "Гермес с младенцем Дионисом" (где он развлекает младенца виноградной лозой) является единственной оригинальной статуей. Волосы приобрели красно-коричневый оттенок, одеяние ярко синего цвета, как и у Афродиты, оттеняла белизну мраморного тела. Как и творения Фидия, работы Праксителя размещались в храмах и открытых святилищах и являлись культовыми. Но работы Праксителя не олицетворялись с былой силой и мощью города и доблестью его жителей. Скопас и Пракситель в большой степени влияли на современников. Их реалистичный стиль использовали многие мастера и школы на протяжении многих столетий [3].

Лисипп (вторая половина 4 в. до н. э.) относился к числу величайших скульпторов классического периода.  Он предпочитал работать с бронзой. Только римские копии дают нам возможность познакомиться с его творчеством. Среди известных работ "Геракл с ланью", "Апоксиомен", "Отдыхающий Гермес" и "Борец". Лисипп вносит изменения в пропорции, он изображает голову меньшей формы ,более сухой корпус и более длинные ноги. Все его работы индивидуальны, очеловечен и портрет Александра Македонского.

studfiles.net

21. Доклассический период Древней Греции. История культуры

21. Доклассический период Древней Греции

Самыми древними цивилизациями, существовавшими на территории Греции, были минойская и микенская (ахейская).

Археологические раскопки показали, что жизнь минойского народа была сконцентрирована вокруг дворцов, состоящих из различных сооружений.

Микенская цивилизация перестала существовать в XI в. до н. э., когда на территорию этой цивилизации пришли греческие племена – дорийцы. Это время знаменуется расцветом в Греции железного века, начинается новый период, названный по имени великого древнегреческого поэта Гомера гомеровским периодом.

Гомеровский период закончился с началом нового этапа – Великой колонизации, которая проходила в период VIII–V вв. до н. э. Начался новый период, архаический.

Начинается развитие наук, особенно стоит отметить астрономию и геометрию.

Происходят изменения и в социальной структуре общества. На смену родовой общине приходят города-государства, которые называются полисами.

Важнейшим явлением архаического периода Древней Греции было начало Олимпийских игр, посвященных Зевсу. Первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н. э. и проходили с тех пор с периодичностью раз в четыре года.

Большой вклад древние греки внесли в становление такой науки, как философия. Именно в одной из развитых областей Греции, Ионии, во времена архаического периода зародилась такая философская наука, как натурфилософия. В Ионии жили такие мыслители, как Анаксимен (585–525 гг. до н. э.), Фалес (624–546 гг. до н. э.) и др.

Больших высот достигла и математика. Здесь основная заслуга принадлежит древнегреческому философу, математику Пифагору Самосскому (540–500 гг. до н. э.). Он занимался изучением целых чисел и пропорций. Внес большой вклад также в астрономию и теорию музыки.

В литературе архаики лидирующую позицию занимает лирическая поэзия. Если в гомеровский период преобладал эпос, то теперь все внимание перенесено на внутренние переживания человека.

В шестом веке до новой эры появляется новый литературный жанр – басня. Ее появление прежде всего связано с именем Эзопа.

В архаический период появляется греческий театр, истоками которого были хороводы в честь Диониса, когда из общего хора стали выделять действующих лиц, ставших впоследствии актерами.

Для искусства периода архаики характерен поиск прекрасного, некоего эстетического идеала. Вот почему основными видами скульптуры стали:

1) курос – обнаженный молодой человек;

2) кора – молодая девушка в длинных одеждах с улыбкой, названной позже архаической.

В архаический период большое развитие получила архитектура. Прежде всего это храмы и скульптуры, образующие единые ансамбли.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Культура классической Греции

Временем самого блистательного расцвета греческой культуры считается 5 век до н.э. – это классический период в истории Эллады.

Переход к классике связан со значительными историческими событиями (свержение тирании, греко-персидские войны) и общим экономическим и политическим подъемом. В это время политическим и культурным центром Греции стали Афины, особенно в годы правления Перикла (середина 5 века до н.э.), выдающегося государственного деятеля афинской демократии. Талантливый, прекрасно образованный человек, блестящий оратор, Перикл думал не только об усилении военно-политической мощи Афин, но и о превращении своего города в центр просвещения Эллады. При Перикле сюда съезжались философы, художники, поэты со всей Греции. Друзьями Перикла были скульптор Фидий, трагик Софокл, «отец истории» Геродот, философ Анаксагор.

По инициативе Перикла народное собрание решило создать на разрушенном персами Афинском Акрополе архитектурный ансамбль, прославляющий Афинское государство. Непосредственным осуществлением этого плана руководил Фидий. Ему принадлежит общая композиция и разработка всего скульптурного декора. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени Иктин, Калликрат, Мнесикл.

Ансамбль Акрополя включал ряд сооружений: парадные ворота – Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы), храм Эрехтейон, посвященный Афине, Посейдону и легендарному царю Эрехтею. Ведущую же роль в ансамбле Акрополя играет Парфенон – мраморный храм Афины Парфенос (Девы).

Совершенные пропорции здания, построенного в виде дорического периптера, прекрасная соразмерность всех его частей, делают Парфенон шедевром мирового зодчества.

Внутри храма в древности находилась знаменитая 12-метровая статуя Афины Парфенос с Никой на правой руке, изготовленная Фидием. Остальные скульптурные украшения были сделаны его учениками, но под руководством мастера и при его личном участии. Их тематика связана с легендами о богине Афине.

Одна из вершин классического искусства Греции – фриз Парфенона. Это полоса скульптурного рельефа длиной 160 метров, которая опоясывает верхнюю часть храма. В изображенной на ней праздничной процессии афинян более 500 фигур, и ни одна из них не повторяет другую.

Величавой монументальности Парфенона контрастирует подчеркнутая легкость и изящная утонченность храма Эрехтейон. Это небольшой ионический храм, украшенный знаменитым портиком1 кариатид2.

Классическая эпоха ознаменована появлением замечательных архитектурных сооружений и в других греческих городах. Так, например, прекрасный поистине классический храм Зевса был построен в Олимпии. В центре его возвышалась колоссальная статуя сидящего на троне Зевса работы Фидия.

Скульптура греческой классики, основанная на точном знании анатомии, свободной постановке фигуры в пространстве, явилась большим шагом вперед, по сравнению с несколько скованной скульптурой архаической эпохи. В 5 веке до н.э. ее развитие определяло творчество трех выдающихся мастеров – Мирона, Поликлета, Фидия3.

Любимая тема Мирона – совершенное тело атлета в момент наивысшего напряжения сил. Таков знаменитый Дискобол, самая прославленная работа этого скульптора. Дискобол запечатлен в тот момент, когда его мускулы предельно напряжены перед метанием диска. Движение – вот то новое, что дал скульптуре Мирон.

Его младший современник Поликлет под влиянием учения Пифагора стремился математически обосновать и воплотить в скульптуре наиболее гармоничные пропорции человеческого тела. Свои рассуждения об идеальном телосложении Поликлет изложил в трактате «Канон». Классическим образцом человеческой красоты в мировом искусстве стали статуи Поликлета Дорифор («Копьеносец») и Диадумен (юноша, увенчивающий себя повязкой победителя).

Вершина греческой классики – творчество Фидия, пронизанное мыслью о величии человека-гражданина. Среди его шедевров – уже упомянутые Зевс Олимпийский и Афина Парфенос, выполненные из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе. Наряду с ними к наиболее про­славленным творениям Фидия относится бронзовая фигура Афины Промахос (Афины-воительницы). Воздвигнутая на площади Афинского Акрополя в память побед над персами, она как бы парила над городом, и все под­плывавшие к нему с моря видели сверкающий на солнце позолоченный кончик копья богини.

Те же мифологические и героические сюжеты, что и в скульптуре, развивала древнегреческая монументальная живопись – многофигурные фрески4 на стенах зданий. Эти росписи безвоз­вратно утрачены. Известны лишь имена выдающихся живописцев Полигнота и Аполлодора, с которым связывается изобретение светотени (прозвище Аполлодора – «тенеписец»). По свидетельствам античных авторов, гре­ческая монументальная живопись уже пыталась передать пространство.

musike.ru

Классический период Древней Греции — это, что такое, какие, определение, значение, доклад, реферат, конспект, сообщение, вики — WikiWhat

Греко-персидские войны

Начало периода расцвета Древней Греции положила длительная, очень тяжёлая для греков война с Персидской держа­вой. Персидское государство, в котором правила династия Ахеме­нидов, подчинило своей власти огромные территории от Малой Азии до Индии, от южных областей Египта до Кавказа и Аральско­го моря. Персидские цари Дарий I, а затем его сын Ксеркс возна­мерились покорить и греков. Некоторые греческие государства отказались сражаться с могучей державой, однако многие полисы, в том числе Древние Афины и Спарта, вступили в борьбу с Персией. В ре­зультате полувековой войны греки одержали победу над огромной державой.

Среди наиболее значимых событий Греко-персидских войн — знаменитые сражения при Марафоне в 490 г. до н. э., Фер­мопилах в 480 г. до н. э., у острова Саламин в 480 г. до н. э. и при Платеях в 479 г. до н. э. Все они, кроме битвы при Фермопилах, завершились победой греков. После 479 г. до н. э. война перекину­лась на острова Эгейского моря и в Малую Азию.

В 449 г. до н. э. между персами и греками был заключён мирный договор, кото­рый закреплял победу Греции. Для греков славные победы в вой­нах с персами стали предметом необыкновенной гордости и значительно способствовали росту патриотизма и национального са­мосознания.

Делосский союз (Первый Афинский морской союз)

В ходе войн с персами по инициативе Афин был создан Первый Афинский морской союз. Его цель состояла в том, чтобы совмест­ными усилиями противостоять персам. Для этого союз должен был иметь объединённый флот и сухопутную армию. Управляло этим союзом собрание представителей государств — его членов. Полисы, входившие в союз, платили денежный взнос. В связи с тем, что в союзе с самого начала преобладали Афины, объединение фор­мально равноправных членов стало постепенно превращаться в державу, где союзники оказались в подчинённом положении, фак­тически превратившись в подданных. Скоро такое положение вы­звало недовольство многих членов союза и породило их стремле­ние освободиться от афинского диктата. В некоторых случаях союз­ники даже поднимали восстания, которые Афины жестоко подавляли.

Расцвет демократии

см. Античная демократия

В V в. до н. э. в греческих государствах, прежде всего в Афинах, демократия достигла своего расцвета. Демос добился значительных политических прав и стал играть важную роль в жизни государства. В развернувшейся политической борьбе выявились различные по­литические группировки или партии, отстаивавшие интересы са­мых разных социальных групп.

Правление Перикла

Выдающимся политическим деятелем афинской демократии в середине V в. до н. э. был Перикл. Он происходил из знатного рода, получил прекрасное образование, отличался доблестью, отвагой, талан­том к политической деятельности.

Перикл скончался в 429 г. до н. э., в самом начале Пелопоннесской войны, не дожив до тяжёлого поражения Афин. Афинская демократия серьёзно пострадала в ходе войны и утратила после неё ведущее по­литическое положение в Греции. Афинский морской союз по тре­бованию Спарты был распущен, а Длинные стены, защищавшие го­род, — разрушены. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Внутренняя политика Перикла

При Перикле были рас­ширены политические права рядовых граждан, вве­дена небольшая плата за исполнение некоторых госу­дарственных обязанностей, чтобы небогатые люди тоже могли участвовать в управлении государством. При нём велось большое строительство, Афины превратились в один из самых красивых городов ан­тичного мира: был возведён Парфенон — знамени­тый храм богини Афины, Одеон — место для состяза­ний в пении и другие религиозные и культурные цен­тры. Афины привлекали талантливых деятелей культуры из многих районов Греции. В Афинах творили скульптор Фидий, архитекторы Иктин и Калликрат (создатели Парфенона), историк Геродот, философ Анаксагор, автор трагедий Софокл. Для безопасности города Перикл завершил строительство так называемых Длинных стен, которые соединяли в единое укреп­ление Афины и городской порт Пирей.

Внешняя политика Перикла

В области внешней политики Перикл продолжал соперничество со Спартой, способствовал установлению демократии в других по­лисах и поддерживал в них антиспартанские силы. Соперничество со Спартой вылилось в длительную Пелопоннесскую войну (431-405 гг. до н. э.), в которой участвовали десятки греческих госу­дарств, объединённых в два союза — Афинский морской и Пелопон­несский.

Кризис полиса

см. Кризис полиса

Завоевание Греции Македонией

см. Завоевание Греции Македонией

Картинки (фото, рисунки)

  • Парфенон
  • Метона Парфенона. Школа Фидия
  • Перикл
На этой странице материал по темам:
  • Классический и эллинистический периоды культуры древней греции кратко

  • Три периода древнегреческого государства

  • Классический период это определение

  • Краткий конспект древней греции

  • Характеристика этапа классический древняя греция

Вопросы к этой статье:
  • Какие черты развития Греции говорят о её расцве­те в классический период?

  • Какие события классического периода стали знаковыми для Древней Греции?

  • Как можно оценить деятельность Перикла для развития Греции?

wikiwhat.ru

Культурология - Доклассический период Древней Греции

Доклассический период Древней Греции

Самыми древними цивилизациями, существовавшими на территории Греции, были минойская и микенская (ахейская).

Археологические раскопки показали, что жизнь минойского народа была сконцентрирована вокруг дворцов, состоящих из различных сооружений.

Микенская цивилизация перестала существовать в XI в. до н. э., когда на территорию этой цивилизации пришли греческие племена – дорийцы. Это время знаменуется расцветом в Греции железного века, начинается новый период, названный по имени великого древнегреческого поэта Гомера гомеровским периодом.

Гомеровский период закончился с началом нового этапа – Великой колонизации, которая проходила в период VIII–V вв. до н. э. Начался новый период, архаический.

Начинается развитие наук, особенно стоит отметить астрономию и геометрию.

Происходят изменения и в социальной структуре общества. На смену родовой общине приходят города-государства, которые называются полисами.

Важнейшим явлением архаического периода Древней Греции было начало Олимпийских игр, посвященных Зевсу. Первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н. э. и проходили с тех пор с периодичностью раз в четыре года.

Большой вклад древние греки внесли в становление такой науки, как философия. Именно в одной из развитых областей Греции, Ионии, во времена архаического периода зародилась такая философская наука, как натурфилософия. В Ионии жили такие мыслители, как Анаксимен (585–525 гг. до н. э.), Фалес (624–546 гг. до н. э.) и др.

Больших высот достигла и математика. Здесь основная заслуга принадлежит древнегреческому философу, математику Пифагору Самосскому (540–500 гг. до н. э.). Он занимался изучением целых чисел и пропорций. Внес большой вклад также в астрономию и теорию музыки.

В литературе архаики лидирующую позицию занимает лирическая поэзия. Если в гомеровский период преобладал эпос, то теперь все внимание перенесено на внутренние переживания человека.

В шестом веке до новой эры появляется новый литературный жанр – басня. Ее появление прежде всего связано с именем Эзопа.

В архаический период появляется греческий театр, истоками которого были хороводы в честь Диониса, когда из общего хора стали выделять действующих лиц, ставших впоследствии актерами.

Для искусства периода архаики характерен поиск прекрасного, некоего эстетического идеала. Вот почему основными видами скульптуры стали:

1) курос – обнаженный молодой человек;

2) кора – молодая девушка в длинных одеждах с улыбкой, названной позже архаической.

В архаический период большое развитие получила архитектура. Прежде всего это храмы и скульптуры, образующие единые ансамбли.

cribs.me