Древней греции архитектурные ордера. Дорический и ионический ордера в архитектуре древней Греции (стр. 2 из 2)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Архитектура Древней Греции Архитектурные ордера Что такое. Древней греции архитектурные ордера


Архитектура Древней Греции Архитектурные ордера Что такое

Архитектура Древней Греции Архитектурные ордера

Что такое архитектурный ордер? Архитектурный ордер - вид архитектурной композиции, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) частей в соответствующей архитектурностилевой обработке. Название ордер происходит от латинского «ordo» — строй, порядок.

Несомые конструкции Несущие конструкции

Стереобат (греч. stereobath) – в античной архитектуре цоколь храма или колоннады. В древнегреческом зодчестве стереобат обычно состоял из трех ступеней, верхняя из которых (или только ее поверхность) называется стилобатом.

Колонна – вертикальная опора, круглая или прямоугольная в плане Капитель Фуст (ствол) База

Антаблемент Верхняя завершающая часть, несомая часть конструкции, которая разделяется на: карниз — верхняя часть антаблемента, над которой располагается кровля фриз — средняя часть антаблемента, несет по большей части декоративную смысловую нагрузку архитрав — главная балка, которая располагается непосредственно на колонне

Акротерий - украшение или насадка на острие или на обоих концах или вершине фронтона в форме вьющихся растений, пальметт, скульптурных фигур и волют.

Триглиф украшение дорического фриза в виде маленьких полуколонн Мето па - Прямоугольные плиты, которые, чередуясь с триглифами, образуют фриз дорического ордера. Метопы иногда украшались рельефами, реже — живописью.

Фронтон - завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады.

Волюта - архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком ( «глазком» ) в центре.

Пальметта - растительный орнамент в виде веерообразного листа пальмового дерева, цветка аканта или жимолости

Каннелюры - вертикальные желобки на теле колонны

Эхин - часть капители, расположенная под абакой и являющаяся переходом от ствола колонны к абаке. В дорическом ордере эхин лишён декора и имеет выпуклую форму; в ионическом ордере он имеет фигурный профиль. Абака - верхняя плита капители колонны, полуколонны, пилястры

Храм Посейдона(Геры) в Пестуме. V в. до н. э. Храм божества имел прямоугольное помещение без окон , которое окружало 1 или 2 ряда колонн. Внутри помещения находилась статуя бога и входить в него могли лишь жрецы.

Архитектурные ордера n n n 1. Дорический мужской 2. Ионический женский 3. Коринфский девичий По Витрувию

Дорический ордер

Дорический ордер

Ионический ордер

Ионический ордер

Коринфский ордер

Коринфский ордер

Признаки дорического ордера

Признаки ионического ордера

Признаки коринфского ордера

Сравни!

Сравни!

Домашнее задание Сравнить древнегреческие архитектурные ордера: - выделить признаки каждого ордера, - определить главные различия

present5.com

Дорический и ионический ордера в архитектуре древней Греции

Главные отличительные черты дорического ордера.

Дорическая колонна не имеет базы, её ствол устанавливается непосредственно на стилобат. В разрезе колонна представляет собой круг. Классическим соотношением высоты ствола к диаметру является соотношение 6 : 1. Ствол утоньшается кверху, чуть ниже середины колонна имеет едва заметное утолщение – энтазис – позволяющее смягчить впечатление строгости и жёсткости, которое колонна производила бы, имея точную геометрическую форму. Ствол обрабатывается по всей длине желобками-канелюрами , число которых колеблется от 16 до 20. Канелюры убирают монотонную цилиндричность колонны и благодаря светотеневой игре помогают ощутить округлость самой колонны. Немного не доходя до конца, ствол колонны опоясан узким углубленным желобком. Верх колонны либо напрямую, либо через посредство трех валиков переходит в капитель .

Капитель дорической колонны состоит из круглой подушки, расширяющейся кверху, — эхина , — и лежащей на ней квадратной плиты — абаки . Расширение диаметра колонны за счёт капители позволяет уменьшить расстояние между опорами – пролёт , и обеспечить постепенность передачи давления на ствол. Дорическая колонна при всей простоте своей формы прекрасно выражает упругость и сопротивляемость колонны той тяжести, которая подпирается ею.

Антаблемент в дорическом стиле имеет следующие особенности: его нижний горизонтальный пояс — архитрав — гладкий, не расчленяющийся на элементы. Верхний горизонтальный пояс — фриз — отделяется от архитрава узкой выпуклой полоской. Фриз состоит из двух чередующихся частей - слегка выступающих триглифов и полей между ними — метоп . Триглифы являются декоративным выражением торцовых окончаний лежащих на архитраве балок перекрытия. Они украшаются двумя полными вертикальными канелюрами и ограничивающими края половинками канелюр. Метопы, первоначально гладкие, позднее стали украшаться рельефными изображениями ритуальных предметов и мифологических сцен. Завершается антаблемент сильно выступающим наружу карнизом . И в дорическом, и в ионическом ордере карниз состоит из нижней тяги, слезника и верхней тяги. Нижняя тяга состоит из плиты, поддерживающей и уменьшающей вынос слезника. Сам слезник – это «выносимая плита (основная часть карниза)»[10] , «подбитая» снизу квадратными пластинками с «каплями» - модульонами (кронштейн) или мутулами (плоский наклонный выступ).

“Внутренний” треугольник фронтона — тимпан , нередко украшался скульптурными группами. Фронтон — на вершине и по краям — зачастую украшался, так называемыми акротерами (небольшими постаментами), в виде пальметок или статуй на пьедесталах.

Главные отличительные черты ионического ордера.

Основное отличие ионического ордера от дорического состоит в бóльшей утончённости и усложнённости образа, увеличении количества деталей. Колонна – выше и стройней дорической – устанавливается на профилированную базу, состоящую из нескольких круглых валов, отделённых друг от друга узкими впалыми желобками. Ствол колонны утончается кверху. Количество канелюр увеличено до двадцати четырех. Канелюры более глубокие, разделены срезами - “площадочками”, и вверху и внизу заканчиваются закруглениями.

Наиболее характерной чертой ионической колонны является более сложно обработанная капитель. Эхин («часть капители в виде круглой в плане подушки с выпуклым криволинейным профилем»[11] ) ионической капители декорировался характерным рельефным мотивом яцеобразных иоников (“овы”). Абака («верхняя плита капители колонны»[12] ) по обеим сторонам закручена в спиральные волюты , завитки которых обводятся выпуклыми ободками, сходящимися в центре волюты в круглый “глаз”. Между волютами и архитравом располагается тонкая горизонтальная прокладка — импост . Другими орнаментальными мотивами, кроме уже упомянутых иоников, используемыми в ионическом ордере, являются киматий и перлы (бусы). Киматий представляет собой сходный по рисунку с иониками растительный орнамент из листьев, заостренным концом обращенных вниз.

Архитрав ионического антаблемента делится на несколько — обычно три — горизонтальных пояса, выдающихся один над другим, и отделяется от фриза узкой полочкой с орнаментированным зубчиками или иным образом желобком под ней. Фриз представляет собой широкую ленту, гладкую или украшенную скульптурным орнаментом в виде голов жертвенных животных, гирлянд цветов или сцен мифологического содержания. Такой фриз называется зофорным — “несущим изображение”. Карниз антаблемента, также отделенный от фриза орнаментированной полоской, сильно нависает над ним и состоит из обычных трех элементов. В нем отсутствуют модульоны, он разработан горизонтальными профилями украшенными резным рельефным орнаметом в виде иоников, киматия или перлов.

Как уже отмечалось выше, наиболее полно ордерная система воплотилась в греческих храмах. Самым простым и очевидно наиболее ранним является, так называемый, “храм в антах” или “дистиль ”. Он состоит из прямоугольного в плане святилища — целлы (наос ) с гладкими боковыми стенами, в котором находилось изображение божества. Передний фасад целлы представлял собой углубление — лоджию, отделенную от основной части стеной с центральным проемом (пронаосом ). По сторонам она ограничена боковыми срезами стен, которые и называются антами, между антами, по переднему фронту целлы, устанавливались две колонны (отсюда — дистиль, т. е. “двоеколонный”). Завершался храм в антах антаблементом. Передний и задний фасад увенчивался фронтоном.

Другим, также относительно простым типом храма является простиль . Главное его отличие от дистиля то, что портик имеет четыре колонны, причем портик выдвинут вперед и боковые колонны прикрывают анты.

Амфипростиль — двойной простиль, портики в нем распологаются и на переднем, и на заднем фасаде — встречающийся сравнительно часто тип храма.

Классическим типом греческого храма, в своих основных чертах сложившимся во второй половине VII в до н. э., является периптер — прямоугольное здание — целла, окруженное со всех сторон колоннадой (птероном ). Целла состояла из трех частей: передней (пронаоса), центральной (собственно целлы) и третьей (опистодома), отделенной от целлы глухой стеной. Вход в опистодом был только с заднего фасада. В нем обычно хранились реликвии, приносимые в дар божеству.

В ионическом зодчестве большую роль играл диптер — своеобразная разновидность периптерного храма с двойной колоннадой по бокам. В IV веке до н. э. в Греции появился еще один вид храма — моноптер , или круглый периптер, в котором цилиндрическая целла окружалась кольцом колонн.

Ордера применялись как в наружном, так и во внутреннем оформлении храма. Целла греческих периптеров и диптеров обычно членилась двумя продольными рядами колонн на три параллельные галереи — нефа , причем центральный неф был шире боковых. Колонны, разграничивающие неф, ставились в два яруса. Нижний поддерживал балку-архитрав, на нее, в свою очередь, устанавливался второй ярус колонн, поддерживающий деревянные балки перекрытия кровли.

Балки, составляющие нижний пояс стропильных ферм, входили в интерьер храма. Их пересекали под прямым углом второстепенные балки-ригели, образуя квадратные углубления — кессоны . Кессоны перекрывались тонкими мраморными плитами, украшенными росписью или рельефными розетками.

Без сомнения, искусство Древней Греции оказало самое большое влияние на последующие поколения. Его спокойная и величественная красота, гармония и ясность служили образцом и источником для позднейших эпох истории культуры. А ордерная система в архитектуре использовалась полностью или частично в строительство вплоть до XXвека, отражая лаконичность и простоту форм, существовавших ещё в древнегреческой архитектуре.

Список использованной литературы.

1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т.1 М, 1959.

2. Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции, М, 1987.

3. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей, М, 1983.

4. Власов В.Г. Стили в искусстве, Т. 1 СПб, 1995.

5. Всеобщая история архитектуры. В 12-ти томах, Т. 2 М, 1958.

6. История зарубежного искусства. Под ред. М.Т. Кузьминой и Н.Л. Мальцевой, М, 1980.

7. Ю.Д. Колпинский. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности, М, 1977.

Интернет источники:

1. Википедия – ru.wikipedia.org/wiki/

2. Словарь архитектурных терминов http://construction.vesco.ru/dictionary

3. Страны мира – древнегреческая архитектура http://www.countries.ru/library/ant/grarh.htm

[1] Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. - М.: “Изобразительное искусство”, - 1977. С.58.

[2] Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. - М.: “Изобразительное искусство”, - 1983. С. 25.

[3] Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. - М.: “Изобразительное искусство”, - 1977. СС.58-59.

[4] http://www.countries.ru/library/ant/grarh.htm

[5] Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. - М.: “Изобразительное искусство”, - 1977. СС61-62

[6] Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. - М.: “Изобразительное искусство”, - 1977. С62

[7] http://www.countries.ru/library/ant/grarh.htm

[8] Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. - М.: “Изобразительное искусство”, - 1983. С. 26

[9] Власов В.Г. Стили в искусстве, т 1. - СПб.: “Кольна” - 1995. СС. 193, 238.

[10] http://construction.vesco.ru/dictionary

[11] ru.wikipedia.org/wiki/

[12] Там же.

mirznanii.com

ИСТОРИЯ СТИЛИ КОЛОНН ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА - Архитектура Древней Греции

Стилевое единство с использованием колонн было и в древнеегипетской, и в крито-микенской архитектуре, однако только в Древней Греции появилась строгая система, которая получила название «ордер». Первым появился дорический ордер в VI веке до н. э.. Потом получили распространение другие — ионический, коринфский; в Древней Греции и Риме их применение было повсеместным.

Однако в целом, римская архитектура испытала сильное влияние греческой архитектуры. Подушка капители не представлялась как бы придавленной от лежащей над колонной тяжести и имела жёсткий, сухой профиль. Абака стала более толстой и получила в верхней своей части род карниза.

Наконец антаблемент стал гораздо более низким и лёгким. Фуст римско-коринфской колонны состоял обыкновенно из гладкого, полированного гранитного или мраморного монолита, отличавшегося цветом от капители и базы, которые почти всегда бывали беломраморные.

Не менее свободно обращались римляне и с другими формами греческого зодчества. Историю римской архитектуры можно разделить на четыре периода. Первый из них охватывает собой время от основания Рима до середины II в. до н. э. Это время ещё бедно постройками, да и те, которые возникали тогда, имели чисто этрусский характер. Полное своё развитие тип базилики получил во втором периоде римской архитектуры, в котором греческое влияние, ещё перед тем начавшее проникать в неё, отразилось на ней уже очень сильно.

55 г. до н. э. на Марсовом поле и увенчанный на вершине своих градин (зрительных скамей) храмом Венеры Победительницы (Venus Victrix). Типично римскими, однако, являются изобилующие скульптурными изображениями триумфальные арки и колонны, возведенные в честь имперских побед и завоеваний.

Римское искусство уступало греческому искусству в изяществе пропорций, но не в техническом мастерстве. В архитектуре римлянам также недоставало греческого чувства стиля и вкуса, но они были более искусны с технической точки зрения в сооружении арок, сводов и куполов.

Римляне восхищались греческим искусством и подражали ему, расширив его влияние на запад и север Европы. Многие греческие архитекторы известны нам благодаря римлянам, которые заказывали себе копии, пережившие в итоге свои оригиналы. Простота и в то же время яркая индивидуальность римского портретного искусства делают его очень привлекательным. Август довершил многие архитектурные предприятия предшествовавшего времени и с пышностью восстановил в Риме 82 храма, запущенных и полуразвалившихся.

Уцелевшие остатки зданий этого форума — три коринфские колонны, часть стены храмовой целлы и несколько плафонных кассетонов — могут считаться прекраснейшими остатками Римской архитектуры.

Сверх того, Домициан начал строить новый форум (лат.Forum Transitorium), заключавшийся между Forum Romanum и Августовым и оконченный Нервой, который назвал его своим именем. Траян соорудил другой форум, своей величиной и роскошью превосходивший все существовавшие до того времени. После Адриана римское зодчество быстро клонится к упадку, вдаётся в вычурность мотивов, излишество украшений, в смешение самых разнородных форм и в иррациональность их употребления.

Архитектурный ордер (лат.ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определённые элементы и подчиняющийся определённой архитектурно-стилевой обработке.

Архитектурный ордер является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. В средние века классическая архитектура была на время забыта. Традиция украшать архитектуру ордером устоялась на протяжении XV-XIX веков, в архитектуре Возрождения, барокко, классицизма.

В своем подходе и выводах труды различались. Капители тосканского, дорического, ионического (в двух вариантах), коринфского и композитного ордера. В ионическом ордере все формы легче, нежнее и грациознее, чем в дорическом.

Смотрите также:

Похожие публикации:

  • Цветы в МурманскеЦветы в Мурманске Успевайте;)Пионы винного и цикламенового цветов. Праздничные украшения и товары для оформления праздников, воздушные шары в Казани. Для того чтобы забрать заказ, нужно позвонить […]
  • Куриный помет как удобрениеКуриный помет как удобрение Куриный помёт как удобрение используется практически всеми садоводами и огородниками. Есть и другой способ применения куриного помёта в качестве удобрения. Куриный помет отличается от […]
  • Общее недовольство Римской церковьюОбщее недовольство Римской церковью Когда в 1091 году папа находился в Кампании, при нём были послы Алексея. Боэмунд был взят одним из них в плен и выкуплен армянами. Вскоре начались раздоры между крестоносцами и Алексеем, […]

nachaton.ru