Художественная культура древней америки. II. Художественная культура Древнего Востока, Америки
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема 3.3. Художественная культура Древней Америки. Художественная культура древней америки


Тема 3.3. Художественная культура Древней Америки — МегаЛекции

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма проведения занятия: практическое занятие.

Время: 2 часа.

1.Художественная культура ацтеков.

2. Художественная культура майя.

3. Художественная культура инков.

Рекомендуемая литература:

Основная

Данилова Г.И. Мировая художественная культура . От истоков до XVII века. 10 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений. М., 2011.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учеб. Пособие для студ. сред. учеб. заведений. М., 2010.

Дополнительная

Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М., 1990.

Кинжалов Р. В. Искусство Древней Америки. М., 1968.

Кинжалов Р. В. Культура древних майя. М., 1971.

Кинжалов Р.В. Орел, кецаль и крест. М., 1991.

Соди Д. Великие культуры Месоамерики. М., 1985.

Стингл М. Тайны индейских пирамид. М., 1982.

 

 

Тема 4.1. Художественная культура Древней Греции.

Изобразительное искусство Древней Греции.

Тип занятия: контрольно-обобщающий.

Форма проведения занятия: семинар.

Время: 2 часа.

1. Скульптура и вазопись архаики Древней Греции

2. Изобразительное искусство классического периода Древней Греции.

3. Скульптурные шедевры эллинизма.

4. Театр и музыка Древней Греции.

Рекомендуемая литература

Основная

Данилова Г.И. Мировая художественная культура . От истоков до XVII века. 10 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений. М., 2011.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учеб. Пособие для студ. сред. учеб. заведений. М., 2010.

 

Дополнительная

Акимова Л. И. Искусство Древней Греции. Геометри­ка, Архаика. СПб., 2007.

Акимова Л. И. Искусство Древней Греции. Классика. СПб., 2007.

Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.

Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1995.

Колпинский Ю. Д. Искусство Эгейского мира и Древ­ней Греции. М., 1970.

Соколов Г. И. Искусство Древней Эллады. М., 1996.

Тема 5.2 Художественная культура Западной Европы в средние века. Архитектура западноевропейского средневековья.

Тип занятия: контрольно-обобщающий.

Форма проведения занятия: семинар.

Время: 2 часа.

 

1. Общность и национальная самобытность романского стиля в различных регионах средневековой Европы.

2. Региональные варианты готического стиля в архитектуре Франции (Германии, Италии, Англии, Испании, Чехии).

Рекомендуемая литература

Основная

Данилова Г.И. Мировая художественная культура . От истоков до XVII века. 10 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений. М., 2011.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учеб. Пособие для студ. сред. учеб. Заведений. М., 2010.

Дополнительная

Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись / под ред. Р. Томана. М., 2000.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1994.

Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвст­вующего большинства. М., 1990.

Овсянников Ю. М. История памятников архитектуры. От пирамид до небоскрёбов. М., 2001.

Панорама Средневековья / под ред. Р. Барлета. М., 2002.

Ротенберг Е. И. Искусство готической эпохи. М., 2001.

Тяжелов В. Н., Сопоцинский О. И. Искусство Средних веков. Малая история искусств. М., 1975.

Тема 5.3 Художественная культура от Древней Руси к России (IX – XVII вв.) Художественная культура Древней Руси (X-XII вв.).

Тип занятия: контрольно-обобщающий.

Форма проведения занятия: семинар.

Время: 2 часа.

 

1. Влияние художественной культуры Византии на развитие зодчества и живописи Древней Руси.

2. Зодчество Древней Руси.

3. Живопись Древней Руси.

4. Мировое значение древнерусского искус­ства.

Рекомендуемая литература

Основная

Данилова Г.И. Мировая художественная культура . От истоков до XVII века. 10 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений. М., 2011.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учеб. Пособие для студ. сред. учеб. заведений. М., 2010.

Дополнительная

Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. М., 1978.

Алпатов М. В. Древнерусская живопись. М., 1984.

Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.

Колпакова Г. С. Искусство Древней Руси. Домонголь­ский период. СПб., 2007.

Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца X — нача­ла XII в. М., 1987.

Лазарев В. Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1980.

Лихачёв Д. С. Русское искусство от древности до аван­гарда. М., 1992.

Петров-Стромский В. Ф. Тысяча лет русского искусст­ва. М., 1999.

Тема 7.2 Художественная культура высокого и позднего Возрождения. Титаны эпохи Возрождения в Италии.

Тип занятия: контрольно-обобщающий.

Форма проведения занятия: семинар.

Время: 2 часа.

 

1. Леонардо да Винчи - жизненный путь и творчество.

2. Муки творчества - Микеланджело Буонарроти.

3. Рафаэль - «Первый среди великих».

Рекомендуемая литература

Основная

Данилова Г.И. Мировая художественная культура . От истоков до XVII века. 10 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений. М., 2011.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учеб. Пособие для студ. сред. учеб. заведений. М., 2010.

Дополнительная

Алпатов М. В. Художественные проблемы итальян­ского Возрождения. М., 1976.

Арган Дж. К. История итальянского искусства. М., 2000.

Дживелегов А. К. Творцы итальянского Возрождения: в 2 кн. М., 1998.

Лазарев В. Н. Старые итальянские мастера. М., 1972.

Муратов П. П. Образы Италии. М., любое издание.

Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия XIV—XV веков. СПб., 2005.

Тема 8.3 Русское искусство XVIII в.

Русская художественная культура второй половины XVIII в.

Тип занятия: контрольно-обобщающий.

Форма проведения занятия: семинар.

Время: 2 часа.

1.Классицизм в архитектуре (В. Баженов, М.Казаков, Д.Кваренги и Ч.Камерон).

2. Русская живопись второй половины XVIII в. (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский ).

3. Формирование скульптурной школы (Ф. Шубина, Фальконе ).

Рекомендуемая литература

Основная

Данилова Г.И. Мировая художественная культура : от XVII века до современности. 11 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений. М., 2011.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учеб. Пособие для студ. сред. учеб. Заведений. М., 2010.

Дополнительная

Александров В.Н. История русской культуры. Минск, 2004.

Балакина Т.Н. История русской культуры. М., 1995.

Георгиева Т.О. История русской культуры. М., 1998.

История русского искусства. Т. 1. М., 1991.

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

Мир русской культуры. М., 2004

Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992.

Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 1998.

Русское искусство XVIII в. М., 1979.

 

Тема 10.3 Русское искусство второй половины XIX в.

Изобразительное искусство в России второй половины XIX в.

Тип занятия: контрольно-обобщающий.

Форма проведения занятия: семинар.

Время: 2 часа.

1. Борьба двух направлений - академизм и реализм. Передвижники.

2. Мастера пейзажа – И.И. Шишкин, И.И. Левитан, А.И. Куинджи.

3. Историческая живопись (В. Суриков, И.Е. Репин и др.).

4. Батальная живопись (В.В. Верещагин)

Рекомендуемая литература

Основная

Данилова Г.И. Мировая художественная культура : от XVII века до современности. 11 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений. М., 2011.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учеб. Пособие для студ. сред. учеб. Заведений. М., 2010.

Дополнительная

Александров В.Н. История русской культуры. Минск, 2004.

Балакина Т.Н. История русской культуры. М., 1995.

Георгиева Т.О. История русской культуры. М., 1998.

История русского искусства. Т. 1. М., 1991.

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

Мир русской культуры. М., 2004.

Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 1998.

Шульгин B.C., Коишан Л.В., Зезина М.Р. Культура России, IX— XX вв. М., 2004.

Яковкина Н.И. История русской культуры. XIX в. СПб., 2000.

Экштут С. А. Шайка передвижников. История одного , творческого союза. М., 2007.

Тема 12.1 Синтез в искусстве XX века. Модернизм. Постмодернизм. Становление и расцвет мирового кинематографа.

Тип занятия: контрольно-обобщающий.

Форма проведения занятия: семинар.

Время: 2 часа.

1. Рождение и первые шаги кинемато­графа. Великий немой.

2. Рождение звукового кино. Рождение наци­онального кинематографа.

3. Шедевры отечественного кино, его режиссеры и исполнители.

Рекомендуемая литература

Основная

Данилова Г.И. Мировая художественная культура : от XVII века до современности. 11 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений. М., 2011.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учеб. Пособие для студ. сред. учеб. Заведений. М., 2010.

Дополнительная

Аксёнов И. Сергей Эйзенштейн: Портрет художника. М., 1991.

Базен А. Что такое кино? М., 1972.

Божович В. Современные западные режиссёры. М., 1972.

Бондаренко Е. А. Путешествие в мир кино. М., 2003.

Клиентов А. Е. Пять встреч с музой кино. М., 2001.

Садулъ Ж. История киноискусства. М., 1957.

Смелкова 3. С. Потайной фонарь: Беседы об азбуке киноискусства. М., 1971.

Чаплин Ч. Моя биография. М., 2000.

Юренев Р. Н. Краткая история киноискусства. М., 1997.

 

megalektsii.ru

II. Художественная культура Древнего Востока, Америки. История художественной культуры

Похожие главы из других работ:

Арабское средневековье

4. Художественная культура арабского Востока

Ислам, с целью укрепления своего влияния использует ценности художественной культуры как средство эстетического воздействия на верующих. Но вся художественная культура подчинена мусульманским догматам...

Болгарская культура в эпоху Просвещения

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

болгарский национальный художественный ремесло Развитие болгарской художественной культуры в конце XVIII в. и в первые четыре десятилетия XIX в. протекало также довольно медленно, в мучительной борьбе со старыми средневековыми традициями...

Буддизм и его культурное влияние

Буддизм и культура Востока

Как я уже отмечал, буддизм всегда стремится приспособиться к той культуре, в которую он входит, охватив почти весь восток, часть России, часть Запада, но особое внимание хочется уделить Китаю...

Восточные типы культур

Модели культуры цивилизаций Древнего Востока

Первая модель культуры цивилизаций складывается в Месопотамии. Культуре Месопотамии предшествуют цивилизация Иерихона (6-е тысячелетие до н. э.), Точал-Киюка (6-5-е тысячелетия до н. э.). В 5-4-м тысячелетиях до н. э...

Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений

1.2 Театрализованные представления в странах Древнего Востока

Своеобразие восточного театра во многом определяется характером мифологии, религии и философии стран Древнего Востока. Так, в мифологии Древней Индии бог Шива в танце творит мир...

История развития искусства

3. Искусство Древнего Востока

История древнего мира развивалась медленно. Новый важный шаг в развитии человеческой культуры сделали великие цивилизации Древнего Востока -- Египет и Месопотамия. Здесь на рубеже IV - III тыс. до н.э. утвердился новый социальный порядок...

История художественной культуры и образования Древнего Китая

Глава II. Художественная культура Древнего Китая

...

Культура Востока

2. Модели культуры цивилизаций Древнего Востока

Первая модель культуры цивилизаций складывается в Месопотамии. Культуре Месопотамии предшествуют цивилизация Иерихона (6-е тысячелетие до н. э.), Точал-Киюка (6-5-е тысячелетия до н. э.). В 5-4-м тысячелетиях до н. э...

Культура Древнего Востока

1. Социально-мировоззренческие основы культуры Древнего Востока

Особенности социально-мировоззренческих основ культуры Древнего Востока во многом определены способом коллективного выживания, единственно возможного для человека той эпохи и в тех географических условиях...

Культура Древнего Египта

I Глава. Художественная культура Древнего Египта. Архитектура как феномен древнеегипетской культуры

...

Культура Древнего Египта. Концепция исторического процесса развития общества К. Ясперса

ГЛАВА 1. Мифологические, религиозные и научные представления о культуре Древнего Востока. Культура Древнего Египта

Первые цивилизации возникли в долинах рек сухой тропической зоны Азии и Африки. Одной из старейших признана древнеегипетская цивилизация. Поселения земледельцев появились в дельте Нила около 4200г. до н. э. Жители здесь разводили свиней...

Культурология

Мифы и легенды Древнего Востока.

Культура древнего и среднего Востока. Возникновение и трансформация мифологии. В современной антропологии до сих пор не создано общепринятой теории мифа. Едва ли найдётся другое такое явление в области духовной культуры человечества...

Отражение развития физической культуры в искусстве древних от 15000 лет до н.э. до 400 г. н.э.

1.2 Археологические находки, подтверждающие развитие физической культуры с IV тысячелетия до н.э. в странах Древнего Востока

Первые известные нам следы физической культуры древнего мира были обнаружены в Месопотамии. Почти 5 тысяч лет назад в долинах рек Тигра и Евфрата зародилось искусство письма. Начиная с того времени...

Роль языка и адресного общения в становлении культуры

Представления о языке в культурах древнего Ближнего Востока.

А как же возник язык, речь, то, что теперь мы называем коммуникацией? Когда? Можем ли мы установить это хоть в каком-нибудь приближении или будем вынуждены довольствоваться гипотезами и догадками? Давайте попробуем найти ответ. О том...

Социально-культурное понятие Востока

Культура Востока

Самые выдающиеся символы духовной и материальной культуры Востока приходятся к концу III века до н.э. Искусство Востока отличается от других стран своей торжественностью, монументальностью. В нем ощутима величественность ритмичность...

cult.bobrodobro.ru

Художественная культура Мезоамерики - Искусство (I часть) - Каталог файлов

                            Художественная культура Мезоамерики

Задолго до открытия европейцами Американского континента на территории Центральной и Южной Америки возникли куль­турные цивилизации ольмеков, ацтеков, майя и инков, имев­шие оригинальный и самобытный характер. Разобраться в этом своеобразии возможно, лишь учитывая исторические особеннос­ти, при которых слагалась и развивалась художественная культура так называемой доколумбовой Америки (до 1492 г., времени открытия Христофором Колумбом Американского материка).

Крупнейшим центром художественной культуры стала Мезоамерика, включавшая территорию современной Мексики (кроме пустыни на севере) и простиравшаяся к югу примерно до Никарагуа. Эта уникальная цивилизация, являющаяся крупнейшим достоянием мировой культуры, представляла собой удивительное созвездие наций, городов-государств, церемониальных, политических и экономических центров, известных сегодня всему миру: Теночтитлан, Теотиукан, Паленке, Чичен-Ица.

Структура и смысл художественного языка Мезоамерики дают возможность постижения идей и представлений, лежавших в основе сложной картины мира, в которой неразрывно соединены миф и человек. В этом культурном ареале сформировался неповторимый архитектурный стиль, неразрывно связанный с другими видами искусства и отразивший представления об устройстве Вселенной и движении звезд.

Что же характерно для искусства этих народов? Прежде всего утверждение всемогущества и величия священного божества, культ предков, прославление побед над врагами, возвеличивание правителей и верховной знати.

                     Художественная культура классического периода

Древнейшей цивилизацией доколумбовой Америки была культура ольмеков, проживавших на побережье Мексиканско­го залива во II—I тысячелетиях до н. э. Исследования показа­ли, что у ольмеков были хорошо спланированные культурные центры и ступенчатые пирамиды, каменная скульптура, предме­ты декоративно-прикладного искусства, иероглифическая пись­менность, ритуальный календарь. Архитектура ольмеков со­хранилась плохо, так как в качестве строительного материала ис­пользовались земля и щебень, покрытые толстым слоем штука­турки.

Мировую известность получила скульптура ольмеков, пред­ставленная огромными каменными головами высотой до 3 м и весом до 40 т. До сих пор точно неизвестно их предназначение, но, вероятнее всего, они носили культовый характер. Эти гигант­ские головы, обнаруженные во время раскопок, и сегодня поража­ют монументальностью, мастерством исполнения, реалистиче­ским воспроизведением индивидуальных черт известных в том времени личностей.

В одной из известных скульптур запечатлен юноша с широ­ким и плоским, как бы сплющенным посередине носом, толсты­ми губами и миндалевидными глазами, слегка прикрытыми тяжелыми веками. Высота скульптуры 2,41 м, вес 25 т. На голове юноши плотно прилегающий и украшенный рельефным узором шлем с наушниками.

К началу новой эры ольмекская культура исчезла. Что послужило причиной ее заката — неизвестно, но ей на смену пришли новые цивилизации, и прежде всего город Теотиуакан в Центральной Америке (II в. до н. э. — VII в. н. э.). В этом городе, находящемся недалеко от современного Мехико, от периода расцвета сохранилось два главных храма, посвященных Солнцу и Луне. Они располагаются на вершине огромной ступенчатой пирамиды. Храмы были украшены разноцветными росписями и ярко раскрашенными статуями богов. Глаза изваяний инкрустированы драгоценными камнями и перламутром.

Наиболее грандиозное архитектурное сооружение — пирамида Солнца (Мексика), имеющая в настоящее время высоту 64,6 м (по всей вероятности, в древности она была еще выше). В отличие от других пирамидальных сооружений, имевших ступенчатую форму, пирамида Солнца представляет собой четыре большие, уменьшающиеся усеченные пирамиды, поставленные одна на другую. На одной из сторон пирамиды расположена система постепенно суживающихся пандусов, которые вели к святилищу в храме. Плоскости между террасами здания были соору жены с таким расчетом, чтобы зрители, находившиеся у подножия большой лестницы, не могли видеть происходящего на ее вершине. Пирамида была построена из огромного количества сырцовых кирпичей и облицована каменными оштукатуренными плитами.

Скорее всего, пирамида одновременно служила и «солнечными часами», точно отмечающими наступление равноденствия. 20 марта и 22 сентября здесь можно было наблюдать удивительное зрелище: ровно в полдень солнечные лучи вызывали постепенное исчезновение прямой тени на нижней ступеньке западного фасада. Время перехода от полной затененности к освещенности занимало ровно 66,6 секунды. Безусловно, чтобы добиться такого зрительного эффекта, надо было обладать совершенными знаниями в области математики, астрономии и геодезии.

Вокруг пирамиды Солнца симметрично располагались несколько небольших ступенчатых пирамид, подчеркивавших монументальность главной постройки. В архитектурном декоре встречаются украшения в виде огромных змеиных голов, расписанных белой краской. На голове каждой змеи находился венчик из перьев, символизирующий особо почитаемое божество света.

В середине IX в. город был покинут жителями и превратился в груду развалин. Цивилизации классического периода были уничтожены нашествием народов с севера, сначала тольтеков, а в XI в. новых завоевателей — ацтеков, создавших свою цивилизацию.

                                                          Художественная культура ацтеков

Основной чертой искусства охотничьих племен ацтеков было поклонение богам. Сохранившиеся легенды и предания рассказывают о многочисленных походах и кровавых сражениях этого воинственного народа, прежде чем он создал могущественную империю с высоко развитой культурой. Главным местом поклонения богам были храмы, которых к началу завоевания испанцами в XVI в. насчитывалось более 40 тысяч.

Особенно поражала своим великолепием столица ацтеков Теночтитлан («плодовое дерево, растущее из камня»), или Мехико — ныне столица Мексики (по имени главного бога войны — Мехитли). Центр города находился на острове посреди живописного озера, его окружали постройки на сваях и дамбах, перерезанных каналами. В случае опасности поднимали перекинутые через каналы мосты, и город превращался в неприступную крепость. Увы, Теночтитлан не избежал печальной участи: в начале XVI в. город был покорен и разрушен испанскими завоевателями — конкистадорами.

Об архитектуре ацтеков нам известно очень мало, так как многие сооружения были разрушены или полностью перестроены. Сведения о них сохранились лишь в описаниях испанских очевидцев. Известно, что в центре Теночтитлана находились три дворца ацтекских правителей и главный храм верховного бога войны. На вершине ступенчатой пирамиды были возведены два небольших деревянных храма.

Особого расцвета достигла ацтекская скульптура. Монументальные статуи божеств носят абстрактный и условный характер. В качестве примера можно привести огромную статую Коатликуэ — богини земли и весеннего плодородия — матери верховного божества войны. Эта статуя лишь отдаленно напоминает человеческую фигуру: у нее нет ни лица, ни головы, ни рук, ни ног. Она выполнена из различных материалов: кукурузных початков, когтей и клыков ягуаров, человеческих черепов и ладоней, перьев, извивающихся змей, лап орлов и т. д. Все это нагромождение различных предметов строго симметрично и уравновешенно.

Иной характер носят погребальные маски ацтеков, отражающие черты лица захороненного. Примечательна в этом отношении базальтовая голова «воина-орла», в которой мастерски передано сильное волевое лицо молодого воина. Привлекают внимание и произведения мелкой пластики: грациозные статуэтки присевшего на задние лапы испуганного кролика, свернувшейся клубком змеи, приготовившегося к прыжку кузнечика, курительные трубки, украшенные сидящей фигурой бога огня.

Немногочисленные сохранив­шиеся произведения ювелирного искусства поражают своим мастер­ством. Ожерелья, подвески, серьги, нагрудные пластины отличаются изяществом исполнения и тонкостью моделировки.

                                                                   Художественная культура майя

Особых успехов достигла циви­лизация народов майя. Задолго до покорения испанскими завоевателя­ми в IX—X вв. майя изобрели точ­ный солнечный календарь, опреде­ляли продолжительность года, на тысячу лет раньше европейской цивилизации использовали в мате­матике понятие нуля, безошибочно предсказывали солнечные и лунные затмения, изобрели разви­тую иероглифическую письменность. Искусство народов майя от­личали изысканность и совершенство.

Одним из самых красноречивых свидетельств этой культуры является архитектура: величественные пирамиды, великолеп­ные дворцы и белокаменные города, затерявшиеся в непрохо­димых джунглях Центральной Америки. К достижениям архи­тектуры следует добавить прекрасные памятники скульптуры, уникальные многоцветные фрески, росписи на сосудах, грациоз­ные статуэтки, ювелирные изделия, замечательные произведе­ния, выполненные в технике резьбы по дереву, кости и перла­мутру.

Происхождение цивилизации майя окутано пеленой за­гадочности. Ее появление относится к рубежу нашей эры, когда легионы Цезаря подчиняли власти Рима все новые земли, ее бурный расцвет приходится на VII—VIII вв. н. э. Лишь к концу IX в. замерли величественные города, опустели дворцы, на широ­ких площадях городов майя смолкло эхо человеческих голосов.

Что стало причиной гибели некогда процветавшей цивилиза­ции, до сих пор неизвестно. На этот счет существует несколько версий: землетрясение, резкое изменение климата, истощение ранее плодородных земель, эпидемии страшных болезней, чуже­земное нашествие, бесконечные войны...

Из памятников художественной культуры майя до нашего времени лучше всего сохранились произведения архитек­туры. В них поражают удивительное чувство пропорций, вели­чественная монументальность, многообразие архитектурных форм. Это не только пирамиды и дворцы, это астрономические обсерватории, площадки для игры в мяч, колоннады, лестницы, триумфальные арки и стелы.

В отличие от египетских пирамид, здесь строили четырехгранные ступенчатые пирамиды, на усеченной вершине которых возводился храм с двумя или тремя помещениями. От подножия пирамиды к двери святилища вела длинная широкая лестница, иногда такие лестницы располагались на всех четырех сторонах пирамиды.

Одной из вершин зодчества майя является Дворцовый комплекс в городе Паленке на полуострове Юкатан. Двадцать пять зданий, разбросанные по холмистой равнине, покрытой густым тропическим лесом, сгруппированы вокруг четырех дворов и сообщаются между собой узкими коридорами и лестницами. Главными украшениями комплекса являются дворец и ступенчатая пирамида Надписей (692). К юго-востоку находятся еще три храма — Солнца, Креста (642) и Лиственного Креста (692). Вот как описывал свою первую встречу с городом французский путешественник М. Пессель: «Руины Паленке, возникающие так неожиданно среди бескрайнего лесного океана, просто потрясали. Здесь передо мной предстала загадка столетий, загадка цивилизации, погибшей и исчезнувшей, но все еще удивительным образом продолжающей жить в этих грандиозных постройках — свидетелях былого могущества и славы».

Дворец в Паленке (в настоящее время сильно разрушен) стоит на естественном плато, возвышающемся над равниной почти на 70 м. Внутри дворца находятся внутренние дворики, окруженные галереями. Обильно украшенный резными и скульптурными изображениями и надписями, дворец имеет четырехэтажную квадратную башенку, вероятно, выполнявшую роль астрономической обсерватории жрецов майя.

Храм Надписей представляет собой 9-ступенчатую пирамиду, поднимающуюся над землей на высоту около 24 м. На ее верхней площадке возведен прямоугольный храм, к которому ведет лест­ница из 69 ступеней. Стены храма украшены панелями, богато декорированными барельефами и рельефными иероглифиче­скими надписями, благодаря которым храм и получил свое на­звание.

Как известно, ступенчатые пирамиды с плоским верхом не­редко служили усыпальницами почитаемых людей. Вот почему цари и жрецы устраивали здесь ритуалы с целью установить магическую связь с духами предков. Внутри пирамиды, на глубине 25 м, в 1952 г. была обнаружена великолепная гробница одного из правителей майя. О многом сумел рассказать ученым рельеф на крышке саркофага этого правителя. Древние мастера воспроизвели в камне Семь Пещер — прародину многих мекси­канских племен и мировое древо, связывающее подземный и верхний мир. В изображение древа были вплетены многие сим­волы, связанные с верованиями майя (например, крупная птица кецаль с широко раскрытым клювом, символизирующая связь между мирами, возрождающая души умерших).

Не менее своеобразны так называемые стадионы — соору­жения с площадками для культовой игры в мяч. Они представ­ляют собой две наклонные массивные стены, идущие параллель­но друг другу. Между ними помещалась площадка для игры в мяч. Участникам не разрешалось дотрагиваться до мяча рука­ми или ступнями ног. Играть можно было только локтями, пле­чами и боками. Побеждала та команда, которая первой забра­сывала мяч в круглое отверстие, проделанное в каменной стене.

Болельщики располагались на вершинах двух стен, на которые они поднимались по лестницам, расположенным с внешней стороны.

Изобразительное искусство майя также имело свои ха­рактерные черты. В нем существовал канон, который определял­ся культом обожествляемого правителя и его предков. Особого со­вершенства он достиг в произведениях скульптуры. Правитель майя чаще всего изображался в военных сценах или восседа­ющим на троне. Главное внимание скульпторов привлекали не индивидуальные черты его внешности или внутренние душевные

качества, а точное и тщательное воспроизведение пышного костюма, головного убора и других атрибутов власти. Перед зрителем представал некий идеализированный человек, застывший в неподвижной позе, ли­шенный чувств и особенностей ха­рактера. Его лицо передавало равно­душие и спокойную величавость. По­коренным пленникам оно внушало страх. Им, в отличие от правителя, были ведомы человеческие чувства: горе, боль от ран, молчаливое пови­новение... Изображение правителя сопровождалось коротким иерогли­фическим текстом, содержавшим ин­формацию о его рождении, правле­нии, военных победах и других успе­хах.

Художественная культура наро­дов майя оказала огромное влияние на американскую культуру после­дующих эпох.

                                     Художественная культура инков

Одной из самых известных южноамериканских цивилизаций стала империя инков — индейского народа, жившего с XI в. на территории современного Перу. Эта империя включала и земли современной Боливии, южную часть Эквадора, север Чили и Ар­гентины. Сохранились легенды инков, рассказывающие о воз­никновении мира, первых божеств и людей. Во главе империи инков стоял Верховный Инка — Сын Солнца, а сами инки счита­ли себя «сыновьями Солнца». Изображение светила в виде золо­того диска с человеческим лицом являлось предметом официаль­ного культа.

Одна из древнейших легенд рассказывает, что, когда из озера Титикака вышли супруги, получившие волшебный золотой жезл от своего отца Солнца, им было предсказано в определенном мес­те основать город и страну. Долго они искали это место, и вот од­нажды после долгих поисков жезл неожиданно ушел в землю. Здесь и возникла столица империи инков — Куско, руины кото­рой можно увидеть и сегодня.

В историю мирового искусства инки вошли благодаря красоте и величию своих храмов. На побережье Перу до настоящего вре­мени сохранилось множество пирамид, но, в отличие от других цивилизаций Америки, они служили для коллективных захоро­нений бальзамированных тел умерших. Некоторые ступенчатые пирамиды имели в плане не прямоугольную, а круглую форму.

Одно из наиболее выдающихся сооружений инкского перио­да — главный храм Солнца — «Золотая ограда». Согласно описаниям, он был обнесен тройной стеной, имевшей в окружности около 380 м. Отлично вытесанные камни были плотно пригнаны друг к другу без применения связующего раствора. Стену украшал пояс из золотых пластин «в четыре ладони ширины и четыре пальца толщины», как свидетельствует один из очевидцев. В главной стене находился единственный вход, ведущий от Площади Солнца прямо в святилище божества. В центральном зале святилища было воздвигнуто изображение бога Солнца в виде огромного золотого диска, украшенного драгоценными камнями. Перед ним постоянно поддерживался неугасимый огонь.

Вокруг главных зданий находились помещения жрецов и служителей храма и всемирно известный «Золотой сад» инков. Его размеры достигали приблизительно 220 х 100 м, а сам сад и все его обитатели — люди, птицы, ящерицы, насекомые — были изготовлены в натуральную величину из чистого золота и серебра.

Определенных успехов добились инки и в скульптуре. Одним из самых значительных скульптурных памятников является рельеф на Вратах Солнца в Тиауанако. На лицевой стороне огромного монолитного каменного блока высечен рельеф с изображением верховного божества. Божество стоит на возвышении с жезлами в обеих руках. Его головной убор напоминает лучеобразно расходящихся змей. Фигура божества приземиста, у него неестественно маленькие ноги, а лицо широкое и квадратное. По обе стороны от него расположены три ряда второстепенных божеств, или крылатых гениев, обращенных к нему взором. Рельеф производит впечатление спокойного величия и силы власти. Самым загадочным в этом сооружении является фриз-календарь с изображением человеческих фигур, животных и орнамента. Среди множества животных, высеченных на Вратах Солнца, можно обнаружить даже слона.

Сохранились до нашего времени и произведения керамики. Инкские мастера создавали украшения из золота, изысканные предметы роскоши, в которых использовали причудливые графические орнаменты на мифологические сюжеты о сотворении мира, борьбе героев с фантастическими чудовищами, а также эпизоды из повседневной жизни (охота, рыболовство, ткачество).

 

Вопросы и задания

1. Каковы наиболее значительные достижения художественной культуры народов Центральной Америки? В чем проявились ее своеобразие и оригинальный характер?

2*. Что вам известно о художественной культуре классического периода? Расскажите о шедеврах искусства ольмеков и об архитектурных сооружениях в городе Теотиуакан.

3. Каковы характерные черты искусства ацтеков? Что представлял собой архитектурный облик их столицы Теночтитлана? В чем своеобразие скульптуры ацтеков?

4. Каковы художественные достижения майя? В чем проявились характерные особенности их архитектуры и изобразительного искусства?

5*. Расскажите о шедеврах искусства могущественной империи инков. Какое влияние на развитие искусства оказали религиозные и мифологические представления этого народа?

Творческая мастерская

1. Сравните древнеегипетские и мезоамериканские пирамиды. Что отличает их архитектурный облик? Каково их предназначение?

2. Выполните эскизы одежды или предметов декоративно-прикладного искусства (изделия из перьев, маски, геометрические орнаменты, аппликации из кожи) в традициях древнеамериканского искусства.

 

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Художественные достижения народов доколумбовой Америки»; «Шедевры искусства ацтеков»; «Мировое значение художественной культуры майя»; «Отражение мифологических представлений в архитектуре и рельефах майя и ацтеков»; «Заговорившие письмена (об истории возникновения письменности народов доколумбовой Америки)», «Древнейшие города Ме-зоамерики»; «Загадки погибших цивилизаций Мезоамерики»; «Предания и мифы народов доколумбовой Америки и их отражение в современной культуре»; «Миф и реальность в творчестве Д. Риверы».

 

Книги для дополнительного чтения

Ацтеки: Империя крови и величия. М., 1997.

Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М., 1990.

Гуляев В. Древние майя: загадки погибшей цивилизации. М., 1983.

Кинжалов Р. В. Искусство Древней Америки. М., 1968.

Кинжалов Р. В. Культура древних майя. М., 1971.

Мексика. Путешествие в страну богов: Памятники древности. СПб., 2002.

Полевой В. М. Искусство стран Латинской Америки. М., 1967.

Стингл М. Тайны индейских пирамид. М., 1978.

Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1986.

Энциклопедия для детей «Аванта плюс». Искусство. Т. 7. Ч. 2. М., 1999.

Яковец Ю. А. История цивилизаций. М., 1997.

 

 

 

 

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От истоков до XVIII века» (Автор Данилова Г. И.)

sghistoryspb.ucoz.com

Тема 3.3. Художественная культура Древней Америки

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма проведения занятия: практическое занятие.

Время: 2 часа.

1.Художественная культура ацтеков.

2. Художественная культура майя.

3. Художественная культура инков.

Рекомендуемая литература:

Основная

Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений. М.,

2011.

Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От XVII века до современности.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учеб. Пособие для студ. сред. учеб. заведений. М., 2010.

Дополнительная

Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М., 1990.

Кинжалов Р. В. Искусство Древней Америки. М., 1968.

Кинжалов Р. В. Культура древних майя. М., 1971.

Кинжалов Р.В. Орел, кецаль и крест. М., 1991.

Соди Д. Великие культуры Месоамерики. М., 1985.

Стингл М. Тайны индейских пирамид. М., 1982.

 

 

Тема 4.1. Художественная культура Древней Греции.

Изобразительное искусство Древней Греции.

Тип занятия: контрольно-обобщающий.

Форма проведения занятия: семинар.

Время: 2 часа.

1. Скульптура и вазопись архаики Древней Греции

2. Изобразительное искусство классического периода Древней Греции.

3. Скульптурные шедевры эллинизма.

4. Театр и музыка Древней Греции.

Рекомендуемая литература

Основная

Данилова Г.И. Мировая художественная культура . От истоков до XVII века. 10 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений. М., 2011.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учеб. Пособие для студ. сред. учеб. заведений. М., 2010.

 

Дополнительная

Акимова Л. И. Искусство Древней Греции. Геометри­ка, Архаика. СПб., 2007.

Акимова Л. И. Искусство Древней Греции. Классика. СПб., 2007.

Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.

Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1995.

Колпинский Ю. Д. Искусство Эгейского мира и Древ­ней Греции. М., 1970.

Соколов Г. И. Искусство Древней Эллады. М., 1996.

Тема 5.2 Художественная культура Западной Европы в средние века. Архитектура западноевропейского средневековья.

Тип занятия: контрольно-обобщающий.

Форма проведения занятия: семинар.

Время: 2 часа.

 

1. Общность и национальная самобытность романского стиля в различных регионах средневековой Европы.

2. Региональные варианты готического стиля в архитектуре Франции (Германии, Италии, Англии, Испании, Чехии).

Рекомендуемая литература

Основная

Данилова Г.И. Мировая художественная культура . От истоков до XVII века. 10 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений. М., 2011.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учеб. Пособие для студ. сред. учеб. Заведений. М., 2010.

Дополнительная

Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись / под ред. Р. Томана. М., 2000.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1994.

Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвст­вующего большинства. М., 1990.

Овсянников Ю. М. История памятников архитектуры. От пирамид до небоскрёбов. М., 2001.

Панорама Средневековья / под ред. Р. Барлета. М., 2002.

Ротенберг Е. И. Искусство готической эпохи. М., 2001.

Тяжелов В. Н., Сопоцинский О. И. Искусство Средних веков. Малая история искусств. М., 1975.

Тема 5.3 Художественная культура от Древней Руси к России (IX – XVII вв.) Художественная культура Древней Руси (X-XII вв.).

Тип занятия: контрольно-обобщающий.

Форма проведения занятия: семинар.

Время: 2 часа.

 

1. Влияние художественной культуры Византии на развитие зодчества и живописи Древней Руси.

2. Зодчество Древней Руси.

3. Живопись Древней Руси.

4. Мировое значение древнерусского искус­ства.

Рекомендуемая литература

Основная

Данилова Г.И. Мировая художественная культура . От истоков до XVII века. 10 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений. М., 2011.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учеб. Пособие для студ. сред. учеб. заведений. М., 2010.

Дополнительная

Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. М., 1978.

Алпатов М. В. Древнерусская живопись. М., 1984.

Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.

Колпакова Г. С. Искусство Древней Руси. Домонголь­ский период. СПб., 2007.

Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца X — нача­ла XII в. М., 1987.

Лазарев В. Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1980.

Лихачёв Д. С. Русское искусство от древности до аван­гарда. М., 1992.

Петров-Стромский В. Ф. Тысяча лет русского искусст­ва. М., 1999.

Тема 7.2 Художественная культура высокого и позднего Возрождения. Титаны эпохи Возрождения в Италии.

Тип занятия: контрольно-обобщающий.

Форма проведения занятия: семинар.

Время: 2 часа.

 

1. Леонардо да Винчи - жизненный путь и творчество.

2. Муки творчества - Микеланджело Буонарроти.

3. Рафаэль - «Первый среди великих».

Рекомендуемая литература

Основная

Данилова Г.И. Мировая художественная культура . От истоков до XVII века. 10 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений. М., 2011.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учеб. Пособие для студ. сред. учеб. заведений. М., 2010.

Дополнительная

Алпатов М. В. Художественные проблемы итальян­ского Возрождения. М., 1976.

Арган Дж. К. История итальянского искусства. М., 2000.

Дживелегов А. К. Творцы итальянского Возрождения: в 2 кн. М., 1998.

Лазарев В. Н. Старые итальянские мастера. М., 1972.

Муратов П. П. Образы Италии. М., любое издание.

Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия XIV—XV веков. СПб., 2005.

studopedya.ru

Энциклопедия искусства. Всё для учебы, работы и отдыха. Иллюстрированный справочник. Русские художники. Западные художники. Учебники.

Одна из характерных особенностей древнего искусства Америки — существование огромного количества различных культур, каждая из которых обладала своим неповторимым стилем. Только на территории Мексики их установлено около 11 тыс.

Среди древних культур народов Америки выделяются три наиболее интересные и значительные — ацтеков (Центральная Мексика), майя (Южная Мексика, Гватемала и Гондурас) и инков (Перу, Боливия, Эквадор и северная часть Чили).

Когда в конце XV в. испанские конкистадоры (завоеватели) в погоне за золотом и заморскими богатствами высадились в Америке, они встретились с индейскими племенами и народностями. У большинства этих племен и народностей сохранился первобытнообщинный строй. Некоторые народы, и в том числе ацтеки, индейцы майя и инки, переходили от первобытнообщинного к рабовладельческому строю. Эти народы создали развитую земледельческую культуру и на ее основе высокую цивилизацию.

Культура ацтеков развивалась на протяжении почти четырех столетий, начиная с XII в. вплоть до 1521 г., когда испанские конкистадоры разрушили столицу ацтеков Теночтитлан.

Большинство каменных зданий ацтеков дошло до нас сильно поврежденными. Это прежде всего четырехгранные пирамиды, которые служили основанием для храмов или дворцов. Ацтеки верили, что через каждые полстолетия начинается новый период в развитии мира, и в соответствии с этим обновляли свои храмы и дворцы. Ранее построенный храм вместе с пирамидой покрывали рядами каменной кладки, так что он оказывался внутри новой пирамиды, на вершине которой строили еще один храм. В одной из таких пирамид (в Тенаюке) обнаружили восемь последовательно замурованных храмов.

Иногда дворцы и храмы на вершине пирамид строили из дерева, но они не сохранились — до нас дошли лишь каменные сооружения.

Столица ацтеков Теночтитлан располагалась на острове. Пирамиды ацтеков, дворцы и храмы, наклонные стены которых лишены украшений, напоминают мощные укрепления, величественные в своей суровой простоте.

Той же строгостью и некоторым схематизмом поражает скульптура ацтеков. Они создавали грандиозные культовые статуи, иногда очень отдаленно напоминающие человеческую фигуру и целиком составленные из разных символических изображений: кукурузных початков, клыков и когтей животных, человеческих черепов и т. д. Таковы, например, статуи богини земли и плодородия Коатликуэ, бога весны и т. д.

Более жизненны произведения, не связанные непосредственно с требованиями религии. Они производят огромное впечатление своими простыми, нерасчлененными формами.

Немногие сохранившиеся образцы живописи ацтеков малоинтересны. Зато до нас дошли созданные ацтекскими мастерами яркие декоративные рисунки из перьев. Эти «мозаики», наклеенные на плотную ткань, поразили испанцев не меньше, чем произведения тончайшего ювелирного искусства, по отзывам самих завоевателей, намного превосходившего европейское.

Одну из наиболее развитых и богатых культур Центральной Америки создали народы майя. Начало их истории уходит в далекое прошлое. Уже ко II — III вв. н. э. племена майя основали небольшие города-государства, во главе которых стояли правители, жрецы и аристократия.

Как и ацтеки, майя возводили свои здания на каменных основаниях. Их постройки можно разделить на два типа — храмы на вершине пирамид и обширные дворцы на высоких каменных стилобатах (основаниях), которые группировались вокруг большого открытого двора. Обычно майя сооружали одноэтажные здания на уступах естественного или искусственного холма, отчего их постройки казались многоэтажными.

Архитектура майя гораздо живописнее и богаче украшениями, чем у ацтеков. В ней постоянно встречаются колонны, часто в виде туловища пернатой змеи, фасады и стены зданий пышно украшены геометрическим орнаментом, рельефами и масками божеств. Лучшие здания майя производят впечатление каменного кружева — настолько мастерски скрыт под сплошным декоративным узором массив стен.

Среди наиболее интересных памятников архитектуры майя можно назвать Храм Солнца в Паленке, а также Храм ягуаров и Храм воинов в Чичен-Ице. Скульптура майя, развивавшаяся на протяжении нескольких столетий, также достигла высокого совершенства. В соответствии со своим очень сложным календарем майя каждые 20 лет воздвигали каменные стелы с рельефами. На лицевой стороне стелы изображалась фигура божества или правителя. Остальные три стороны покрывались иероглифическими надписями, до сих пор до конца не расшифрованными.

Наивысшего расцвета скульптура майя достигла в VIII — IX вв. н. э. В это время появились сложные рельефы с многофигурными композициями. Изображение, подобно ковровому узору, заполняло всю поверхность стелы, не оставляя свободных мест. Такова стела Пъедрас Неграс, воздвигнутая в 795 г.

Лучшие образцы живописи майя — фрески храма в Бонампаке, случайно открытые в 1946 г. Все три помещения этого храма сплошь покрыты росписями, изображающими приготовления к битве, саму битву и церемонии победного праздника. Мастера майя пользовались чистыми, почти не смешанными красками, графически четкой линией.

Крупнейшее государство Южной Америки — империя инков — просуществовало сравнительно недолго. Это рабовладельческое государство возникло в начале XV в. Развитие его культуры было прервано вторжением отряда испанских завоевателей под предводительством Ф. Писарро, которые в 1532 г. захватили и разграбили страну.

Наиболее известными памятниками инков были Храм Солнца и Врата Солнца с барельефом, изображающим солнце, и с письменами, до сих пор не расшифрованными до конца.

Архитектура инкокого периода отличается суровой простотой и отсутствием каких бы то ни было украшений. Храмы, жилища, крепости сложены из огромных каменных глыб, очень точно пригнанных друг к другу, но не скрепленных связующими растворами. До нас дошли руины монолитных зданий столицы инков Куско, имевших мощные каменные стены и сравнительно тесные внутренние помещения. Большинство зданий инков было лишено окон и освещалось через двери. По описаниям путешественников, эти здания снаружи были некогда украшены широкими поясами толстых золотых пластин.

Использование драгоценных металлов вообще характерно для искусства инков. Так, Храм Солнца в Куско имел несколько святилищ, украшенных символическими изображениями солнца, луны, радуги и звезд, выполненными из золота, серебра и драгоценных камней.  

Храм Кастильо. XI — 1-я половина XII в. Чичен-Ица (Мексика). Культура майя.

Сосуд. Керамика. Культура инков.

Ритуальная урна (деталь). I в. до н. э. Культура ацтеков. Частное собрание.

В отличие от народов Центральной Америки инки сооружали огромные пирамиды (до 40 м высотой) не для храмов, а для захоронений.

Каменная скульптура почти не получила распространения у инков. Их здания полностью лишены украшений. Единственным видом их скульптуры были глиняные фигурные сосуды, как правило расписанные яркими красками.

Наиболее интересные росписи встречаются на сосудах раннего периода существования империи. Мы видим здесь сцены битв, охоты, рыболовства, мифологические сюжеты с фантастическими чудовищами. В более позднее время росписи почти исчезают, но зато сосуды превращаются в настоящую скульптуру. Чаще всего сосуды делали в виде человеческой головы. Это подлинные портреты, в которых очень точно переданы индивидуальные черты стариков, детей, воинов. Еще позже появляются сосуды в виде животных, плодов и растений.

Развитие древних культур Америки насильственно прервали испанцы, устремившиеся сюда за золотом. Местные цивилизации не смогли противостоять хорошо вооруженным завоевателям и погибли. Спустя несколько веков традиции древних культур получили развитие в искусстве народов, населяющих страны Центральной и Южной Америки.

ickust.claw.ru

Художественная культура древней америки

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд.,перераб.и доп. — М.: Академия, 2001. — 543 с.: ил.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ АМЕРИКИ

Культура майя 5

Культура ацтеков 10

Искусство народов Южной Америки. Культура инков 14

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СТРАН ВОСТОКА

ИНДИЯ 18

Древнейшая культура Индии 18

Буддийское искусство 22

Искусство эпохи Средневековья 26

Искусство мусульманской Индии 31

КИТАЙ 36

Китайская живопись 40

ЯПОНИЯ 51

Искусство древнейшего периода (IV тысячелетие до н.э. - VI в. н.э.) 51

Буддийское искусство Средних веков (эпоха нара) 53

Культура эпохи Хэйан 56

Культура ХП-XVII вв. (периоды Камакура, Муромати и Момояма) 59

Искусство периода Эдо 63

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

О религиозных верованиях древних египтян 68

Древнее царство 72

Среднее царство 75

Новое царство 77

Литература и театр Древнего Египта 83

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И АРАБО-МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАН

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 87

Крито-микенский (эгейский) период 88

Гомеровский период 92

Архаика 93

Классический период 96

Эллинизм 105

Вазопись 108

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА 117

Искусство Республики 118

Искусство Империи 125

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ IV-XV ВЕКОВ 140

Раннехристианское искусство Восточной римской империи (V-VI вв.) 140

Искусство Византии при Юстиниане Великом 143

«Македонское Возрождение» (IX-Х вв.) 149

Искусство в период правления Комнинов (XI-XII вв.) 151

«Палеологовский ренессанс» 169

АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА 172

Арабо-мусульманская поэзия 183

Миниатюрная живопись 192

КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА 197

Дороманское искусство 197

Романская культура 204

Готическое искусство 215

Литература Средних веков 229

ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИТАЛИИ 242

Проторенессанс 243

Треченто 250

Флорентийское кватроченто - раннее возрождение 255

Высокое Возрождение 266

Позднее Возрождение 274

Искусство маньеризма 278

ВОЗРОЖДЕНИЕ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ 283

Северное Возрождение 283

Ренессанс в Испании 306

Ренессанс в Англии 315

ПОСТРЕНЕССАНСНАЯ КУЛЬТУРА 320

Архитектура и скульптура барокко в Италии 320

Изобразительное искусство Фландрии 327

Театр и декоративно-прикладное искусство барокко 328

Музыка барокко 331

ИСКУССТВО КЛАССИЦИЗМА 336

«Большой стиль» Людовика XIV в архитектуре и изобразительном искусстве Франции 336

Театр французского классицизма 346

Внсстилсвая форма художественного мышления: творчество Караваджо, Рембрандта, Веласкеса 350

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА 357

С гиль рококо в искусстве Франции 357

Литература и музыка эпохи Просвещения 360

Архитектура и изобразительное искусство эпохи Просвещения 369

ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XVIII-НАЧАЛА XX ВЕКА 375

Романтизм в европейском искусстве 375

Критический реализм во французском искусстве XIX века 385

Импрессионизм 390

Постимпрессионизм 399

Художественный стиль модерн 404

Авангардное искусство XX века 409

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ 420

Киевская Русь 420

Древнерусская литература XI-XII веков 423

Русское искусство в период феодальной раздробленности 425

Живопись Феофана Грека и Андрея Рублева. Формирование иконостаса 435

Московское зодчество и живопись XV-XVI веков. «Ренессансные» тенденции в искусстве при Иване III 439

Русское искусство XVI века 445

Русское искусство при первых Романовых 450

РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА 462

«Петровское барокко» 462

«Елизаветинское рококо» 468

Искусство второй половины XVIII века 475

РУССКОЕ ИСКУССТВО XIX ВЕКА 491

Искусство первой половины XIX века 491

Искусство второй половины XIX века 511

Русское искусство конца Х1Х-начала XX века 521

ЛИТЕРАТУРА И ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР КОНЦА ХIХ-НАЧАЛА XX ВЕКА 521

Изобразительное искусство на рубеже веков 524

Основные направления в архитектуре модерна 535

Музыкальная культура конца Х1Х-начала XX века 539

Советуем почитать 542

www.uverenniy.ru

Художественная культура древней америки

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд.,перераб.и доп. — М.: Академия, 2001. — 543 с.: ил.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ АМЕРИКИ

Культура майя 5

Культура ацтеков 10

Искусство народов Южной Америки. Культура инков 14

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СТРАН ВОСТОКА

ИНДИЯ 18

Древнейшая культура Индии 18

Буддийское искусство 22

Искусство эпохи Средневековья 26

Искусство мусульманской Индии 31

КИТАЙ 36

Китайская живопись 40

ЯПОНИЯ 51

Искусство древнейшего периода (IV тысячелетие до н.э. - VI в. н.э.) 51

Буддийское искусство Средних веков (эпоха нара) 53

Культура эпохи Хэйан 56

Культура ХП-XVII вв. (периоды Камакура, Муромати и Момояма) 59

Искусство периода Эдо 63

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

О религиозных верованиях древних египтян 68

Древнее царство 72

Среднее царство 75

Новое царство 77

Литература и театр Древнего Египта 83

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И АРАБО-МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАН

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 87

Крито-микенский (эгейский) период 88

Гомеровский период 92

Архаика 93

Классический период 96

Эллинизм 105

Вазопись 108

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА 117

Искусство Республики 118

Искусство Империи 125

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ IV-XV ВЕКОВ 140

Раннехристианское искусство Восточной римской империи (V-VI вв.) 140

Искусство Византии при Юстиниане Великом 143

«Македонское Возрождение» (IX-Х вв.) 149

Искусство в период правления Комнинов (XI-XII вв.) 151

«Палеологовский ренессанс» 169

АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА 172

Арабо-мусульманская поэзия 183

Миниатюрная живопись 192

КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА 197

Дороманское искусство 197

Романская культура 204

Готическое искусство 215

Литература Средних веков 229

ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИТАЛИИ 242

Проторенессанс 243

Треченто 250

Флорентийское кватроченто - раннее возрождение 255

Высокое Возрождение 266

Позднее Возрождение 274

Искусство маньеризма 278

ВОЗРОЖДЕНИЕ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ 283

Северное Возрождение 283

Ренессанс в Испании 306

Ренессанс в Англии 315

ПОСТРЕНЕССАНСНАЯ КУЛЬТУРА 320

Архитектура и скульптура барокко в Италии 320

Изобразительное искусство Фландрии 327

Театр и декоративно-прикладное искусство барокко 328

Музыка барокко 331

ИСКУССТВО КЛАССИЦИЗМА 336

«Большой стиль» Людовика XIV в архитектуре и изобразительном искусстве Франции 336

Театр французского классицизма 346

Внсстилсвая форма художественного мышления: творчество Караваджо, Рембрандта, Веласкеса 350

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА 357

С гиль рококо в искусстве Франции 357

Литература и музыка эпохи Просвещения 360

Архитектура и изобразительное искусство эпохи Просвещения 369

ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XVIII-НАЧАЛА XX ВЕКА 375

Романтизм в европейском искусстве 375

Критический реализм во французском искусстве XIX века 385

Импрессионизм 390

Постимпрессионизм 399

Художественный стиль модерн 404

Авангардное искусство XX века 409

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ 420

Киевская Русь 420

Древнерусская литература XI-XII веков 423

Русское искусство в период феодальной раздробленности 425

Живопись Феофана Грека и Андрея Рублева. Формирование иконостаса 435

Московское зодчество и живопись XV-XVI веков. «Ренессансные» тенденции в искусстве при Иване III 439

Русское искусство XVI века 445

Русское искусство при первых Романовых 450

РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА 462

«Петровское барокко» 462

«Елизаветинское рококо» 468

Искусство второй половины XVIII века 475

РУССКОЕ ИСКУССТВО XIX ВЕКА 491

Искусство первой половины XIX века 491

Искусство второй половины XIX века 511

Русское искусство конца Х1Х-начала XX века 521

ЛИТЕРАТУРА И ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР КОНЦА ХIХ-НАЧАЛА XX ВЕКА 521

Изобразительное искусство на рубеже веков 524

Основные направления в архитектуре модерна 535

Музыкальная культура конца Х1Х-начала XX века 539

Советуем почитать 542

mognovse.ru