Достижения древней руси. Основные достижения русской средневековой культуры (VIII-XVI вв.)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация на тему "Достижения культуры Древней Руси". Достижения древней руси


Презентация на тему "Достижения культуры Древней Руси" по истории для 6 класса

Слайд 2

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ

Из жития святого Феодосия Печерского. XI век

«Феодосий рос, будучи телом и душой влеком на любовь Божию … к детям же играющим не приближался … одежду же носил худую и заплатанную. В 13 лет начал он трудиться. И ходил на сельские пашни… Мать же его останавливала и велела облачаться в одежду светлую и ходить со сверстниками своими на игры. Говорила ему, что так он укоризну себе и роду своему творит. Юноша же не послушался её. …Мыслил более всего он о том, как и каким образом спасти душу свою...»

Из сочинения христианского проповедника. XII век

«Если какой-нибудь плясун, или чудец [актёр], или иной какой игрец позовёт на игрище или на сборище пред идолами, то все туда радостно бегут и, веселясь, весь день проводят там. Если же позовут в церковь, то мы позёвываем, чешемся, сонно потягиваемся и отвечаем: "дождливо, холодно« или ещё чем-либо отговариваемся...

На игрищах нет ни крыши, ни защиты от ветра, но нередко и дождь идёт, дует ветер, метёт метель, но мы все это приемлем, радуясь, и увлекаемся зрелищем бесовским, гибельным для наших душ. А в церкви и крыша есть, и благоухание, но туда люди не хотят идти».

  • Какие можно сделать выводы о верованиях горожан? Можно ли назвать Русь христианской страной?
  • Какая цель в жизни прославляется в житии святого Феодосия? Судя по этому сочинению, можно ли назвать Русь христианской страной?

Из жития святого Феодосия Печерского. XI век

«Феодосий рос, будучи телом и душой влеком на любовь Божию … к детям же играющим не приближался … одежду же носил худую и заплатанную. В 13 лет начал он трудиться. И ходил на сельские пашни… Мать же его останавливала и велела облачаться в одежду светлую и ходить со сверстниками своими на игры. Говорила ему, что так он укоризну себе и роду своему творит. Юноша же не послушался её. …Мыслил более всего он о том, как и каким образом спасти душу свою...»

pptcloud.ru

Достижения культуры Древней Руси



Какая цель в жизни прославляется в житии святого Феодосия? Судя по этому сочинению, можно ли назвать Русь христианской страной?

Главной целью было служение Господу и спасение своей души.

Какие можно сделать выводы о верованиях горожан? Сравни с предыдущим выводом, сформулируй проблему и сравни с вариантом авторов (с. 258).

В верованиях горожан осталось ещё много языческих черт.

Вопрос: Русь – страна языческая или христианская?

Ответ: Христианство распространилось не сразу и не равномерно. Средоточием его была церковная организация, за её пределами в высших слоях общества христианство укоренилось сильнее, чем в народе, в городах – больше, чем за их стенами. Большую часть известной нам сегодня культуры создавали для церквей и монастырей или даже в самих монастырях, потому она христианская. Но когда нам становится известна народная культура (сказки, былины, украшения разных бытовых предметов), мы видим много следов язычества.

Определи, где заметны черты язычества и христианства – в устном народном творчестве и в письменной литературе.

В устном творчестве, таком как былины сказки и даже многие песни осталось много языческих черт. Из язычества пришли такие героя как Баба Яга, Змей Горыныч и др. А книжная культура была христианской, особенно жития святых, потому что грамоте учили в монастырях и большая часть книг создавалась там.

Сделай вывод о культуре Древней Руси.

Древнерусская культура сочетала черты язычества и христианства, причём язычества было больше в народной культуре.

На твой взгляд, в архитектуре Древней Руси было больше языческих традиций или христианско-византийского влияния? (Своё мнение обоснуй фактами.)

Церкви из камня и плинфы (узкого кирпича) построены в такой же крестово-купольной форме, как и византийские, такие же в плане. Это не удивительно, ведь их и строили часто византийцы, а позже – местные строители, но по византийским образцам. Просто самого строительства из этих материалов до крещения не знали. Но большинство домов, скорее всего, строились как и за века до крещения. Особенно это должно было относиться к домам незнатных людей.

Сделай вывод о культуре Древней Руси.

Древнерусская культура вобрала в себя много византийских черт, особенно связанных с христианством.

По твоему мнению, в изобразительном искусстве Древней Руси было больше языческих традиций или христианско-византийского влияния? (Своё мнение обоснуй фактами.)

Изобразительное искусство того времени по большей части известно нам из церквей, потому оно, конечно, христианское. Это иконы, фрески, мозаики, изображающие лики святых, эпизоды священной истории, реже – княжескую семью. Примыкают сюда же книжные миниатюры. Другое дело – декоративно-прикладное искусство. Здесь сохранилось много оберегов и других следов магии.

Сделай вывод о культуре Древней Руси.

Древнерусское изобразительное искусство, известное нам, создавалось в церквях или монастырях, потому оно христианское. Но известны предметы, которые использовали более широкие слои населения. Украшения на них (декоративно-прикладное искусство) несут много языческих черт.

Представьте, что вы живёте в XI веке. Составьте рассказ о посещении Киевского Софийского собора от имени (на выбор) монаха-иконописца, отправившегося из Новгорода в путешествие в Византию, земледельца-общинника, пришедшего в столицу Руси в составе ополчения своего мира, купца-мусульманина, приехавшего в Киев из Волжской Булгарии.

Рассказ монаха

Такого великолепия ещё не видела наша земля. Это огромный храм который могла создать только сила Божия. Нерушимая кирпичная громада возвышается до небес. Её венчает золотой купол с крестом, который сверкает, будто второе солнце. От него каскадом спускаются более мелкие купола. Внутри огромное пространство. Кажется иногда, что в просторном дворе стоишь – не может быть здание таким огромным. Но нет, над тобой крыша. Стены расписаны яркими фресками. Будто живые смотрят на тебя святые. Над алтарём – главное диво. Там мозаика изображает Богоматерь, которая летит к верующим, раскинув руки. И сделана она, как живая. А глаза её постоянно на тебя смотрят, где бы ты не встал, и проникают в самую душу. Воистину, велика сила Господня, если по его воле такое твориться.

Сделай электронную презентацию «Памятники культуры Древней Руси», разделив их на христианские и языческие.

Слайд 1

Заголовок: Памятники культуры Древней Руси

Текст: сведения об авторе.

Слайд 2

Заголовок: Христианские памятники

Изображение: православный священник

Слайд 3

Заголовок: Софийский собор в Киеве

Изображение: реконструкция собора в первоначальном виде

Текст: В Киеве Софийский собор был построен в подражание Константинополю. Он должен был быть не менее масштабным и величественным. В архитектуре сразу чувствуется византийский стиль (с приплюснутыми куполами каскадом) и имперский размах.

Слайд 4

Изображение: Фреска «Семья Ярослава Мудрого»

Текст: Из Византии пришли фрески. Рисовали по сырой штукатурке, когда она высыхала, то как бы становилась одним целым с краской. Фрески были на разные темы, например, здесь изображена семья Ярослава Мудрого. Это единственное упоминание в наших, а не иностранных источниках о дочерях великого князя.

Слайд 5

Изображение: мозаика Киевской Софии

Текст: Мозаика – особая техника, при которой на покрытую клеем стену наклеивали кусочки цветной смальты. Изображение получалось как бы объёмнее, на нём играли блики света. В мозаиках часто появлялся эффект «преследующего взгляда».

Слайд 6

Изображение: икона Софийского собора в Новгороде «Апостолы Пётр и Павел» или другая икона XI века

Текст: Икона – это живопись на доске. В отличии от фрески и мозаики её можно выносить из церкви. Сохранилось мало икон того времени.

Слайд 7

Заголовок: Книжное дело

Изображение: страница Остромирова Евангелия с текстом

Текст: Вместе с христианством на восточнославянские земли пришёл алфавит – кириллица. На нём начали создавать книги. В то время буквы писали красиво. Но между словами не делали пробелов, а в тексте – абзацев. Только первую букву новой главы выделяли красным и делали больше.

Слайд 8

Изображение: страница Остромирова Евангелия с миниатюрой

Текст: книги украшались особым видом рисунков – книжной миниатюрой. У миниатюры был свой стиль и техника создания.

Слайд 9

Заголовок: Языческие памятники

Изображение: изображение скоморохов

Слайд 10

Заголовок: Ювелирное дело

Изображение: гривна Владимира Мономаха

Текст: Древнерусские ювелирные украшения отличаются сложной техникой. На них часто применялась техника зерни. Часто на них есть языческие символы. Например, здесь показана так называемая «гривна Владимира Мономаха», на обратной стороне которой какая-то языческая богиня со змеями вместо волос.

Слайд 11

Заголовок: Былины

Изображение: картина В. Васнецова «Богатыри»

Текст: В эпических рассказах о великих подвигах (былинах) много языческих героев. Это и различные змеи, с которыми борются герои, и Соловей-разбойник. Наверняка языческие корни у каликов перехожих, которого дали Илье Муромцу его силу.

Слайд 12

Заголовок: Сказки

Изображение: любое изображение сказочного героя

Текст: Но больше всего следов языческой мифологии сохранили сказки. Древние боги и иные сущности выжили в народной памяти именно в такой форме. Та же Баба Яга, скорее всего, в начале была богиней загробного мира (потому она и стара), а её избушка – входом туда (потому её надо просить повернуться – не всякого она послушается).

Слайд 13

Заголовок: Нечисть

Изображение: изображение лешего или водяного

Текст: В деревнях долго, ещё даже в XIX веке верили в нечисть – различных леших, баенников, русалок и водяных, которые населяли окружающий мир. При этом люди постоянно ходили в церковь и язычниками их назвать было нельзя, но пережитки древней веры оказались слишком сильны.

Слайд 14

Заголовок: лицевая гладь

Изображение: абстрактный орнамент лицевой гладью

Текст: Это особый вид шитья, как иногда его называют – рисунок иглой. Подобные узоры для древнерусского человека не были просто орнаментом, они оказывались полны смысла.

Слайд 15

Заголовок: Конец

resheba.com

Конспект урока для 6 класса "Достижения культуры Древней Руси"

Урок в 6 классе:

«Достижения культуры

Древней Руси»

Методическая разработка Крыловой Л.В.

учителя истории и обществознания

МОБУ СОШ с.Октябрьское

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок с применением технологии развития критического мышления, АМО (активных методов обучения), ИКТ.

Оборудоваие и УМК: учебник “История России с древнейших времён до конца XVI века” А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной для 6 класса, рабочая тетрадь к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, проектор, компьютер, презентация “Культура Древней Руси”.

Цель урока: познакомить учащихся с уровнем развития письменной культуры Древней Руси, охарактеризовать уровень грамотности и образованности населения, уровень развития ремесла, техники, изобразительного искусства Древней Руси. (слайд № 2)

Задачи:

обучающая:

-сформировать представление о культуре Руси, ее особенностях, чертах, отличающих русскую культуру от других цивилизаций;

- развивающая:

способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, работать с учебной литературой, с тестовыми заданиям

- воспитательная:

воспитывать патриотизм, любовь к родине, уважение к создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство.

План урока: (слайд №3)

  1. Главные особенности русской культуры в изучаемый период.

  2. Устное народное творчество.

  3. Письменность и грамотность. Литература.

  4. Зодчество.

  5. Изобразительное искусство.

  6. Художественное ремесло.

  7. Быт и повседневность.

  8. Военное дело.

  9. Жилище.

  10. Одежда.

Основные понятия: культура, миниатюра, патриотизм, житие, летопись, проповедь, фольклор, былины, фреска, икона, образ жизни, слобода, хоромы.

Важнейшие даты: 1113 – «Повесть временных лет» монаха летописца Нестора, 989 – строительство Десятинной церкви.

Выдающиеся личности: Нестор-летописец, Илларион.

  1. Изучение нового материала.

  1. Запись в тетрадях:

Культура – это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.

Учитель сообщает: Культура – это не только произведения искусства, но и идеи, представления, идеалы, бытовые привычки, духовная и религиозная жизнь, язык. В культуре Древней Руси можно выделить несколько этапов.

Запись в тетради:

  1. Культура восточного славянства – традиции язычества;

  2. Культура Киевской Руси – достижения восточных славян и христианской культуры Византии;

  3. Культура древнерусского государства – патриотический мотив народных сил.

Беседа с учащимися по вопросам:

Вопрос учителя

(слайд № 4)

  1. Устное народное творчество. (Слайд № 5,6).

Запись в тетрадях:

Фольклор - совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.

Учитель сообщает: Песни, сказания, былины, пословицы, сказки были важной составной частью древнерусской культуры. Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой- богатырь, защитник народа. Былины, разумеется, не могут дать ни последовательности исторических событий, ни строгого достоверного описания фактов. И тем не менее они вполне историчны, что проявляется в отборе воспеваемых событий, в выборе прославляемых или порицаемых исторических деятелей, в народной оценке событий и лиц. До нас дошла лишь незначительная часть древних былин, сложенных в первые века русской государственности, которые сохранились в той или иной степени в письменных источниках. Любимыми былинными героями стали крестьянский сын, бесстрашный и могучий воин Илья Муромец, рассудительный и справедливый Добрыня Никитич, веселый и сметливый Алеша Попович, пахарь-земледелец Микула-Селянинович.

  1. Письменность и грамотность. Литература. (Слайд № 7-11).

Учитель сообщает: Найденные берестяные грамоты опровергли существовавшее мнение о том, что дохристианская культура Руси была устная, а письменность была неизвестна. К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Во второй половине 9 века Кирилл и Мефодий создали глаголицу, которая была ими переработана с использованием греческого письма в кириллицу. Первые школы были открыты при церквах, а позднее при монастырях. Чаще всего обучение ограничивалось чтением, реже-письмом и счетом.

Писались летописи, проповеди, поучения в благочестии, Жития местных святых. Летопись «Повесть временных лет» была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, житие «Сказание о Борисе и Глебе». Поучающее обращение Иллариона «Слово о Законе и Благодати», «Похвала князю Владимиру».

Задание для учащихся. Прочесть пункты стр. 56-59 «Письменность и грамотность», «Литература» и вставить в предложенный текст пропущенные слова:

Письменность у восточных славян зародилась еще до принятия ими ________. Славянскую азбуку создали византийские монахи ________ и _________. Первые русские книги были _________ и очень дорогими. Каждая буква в них была тщательно выписана по строгим правилам - _________. Книги украшались небольшими изящными картинками, иллюстрирующими текст, - ____________. Вместо бумаги пользовались березовой корой - __________. Первыми литературными произведениями были __________. Древнейшая дошедшая до нас ___________________ была создана около _______ года монахом Киево-Печерского монастыря ___________. Он был одним из первых создателей ___________ - литературных описаний жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых. Еще до _________ жил другой крупный литератор Древней Руси - ___________.Наиболее известным его произведением является «__________________».

(Ответы: христианства; Кирилл, Мефодий; рукописными; уставу; миниатюрами; берестой; летописи; «Повесть временных лет»; 1113; Нестором; житий; Нестора; Иларион; «Слово о Законе и Благодати».).

  1. Зодчество. (Слайд № 12-16).

Учитель сообщает: Русь долгие годы была страной деревянной, именно в дереве русский человек выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Но дерево менее прочный материал, чем камень, поэтому памятники этого периода, выполненные в дереве до нас не дошли. Каменное строительство начинается в конце 10 века. Древнейшим каменным храмом считается Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.).Древнейшим из сохранившихся (1036 г.) до наших дней памятником Киевской Руси является Спасский собор в Чернигове.

Вместе с христианством Русь приняла от Византии и новый строительный опыт и традиции. Церкви сооружались по образцу крестово-купольного храма греков. Так, Софийский собор в Киеве (1037 г.) отразил сочетание славянских и византийских традиций. В 1165 г. На берегу р. Нерли встает церковь Покрова. Во Владимире были построены Успенский и Дмитриевский соборы. В Новгороде построена церковь Спаса-на-Нередице (1198 г.).

  1. Изобразительное искусство. (Слайд № 17,18).

Учитель сообщает: Живопись этого периода представлена достаточно широко – в мозаиках и фресках.

Запись в тетрадях:

Фреска - техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую пленку, делающую фреску долговечной.

Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.

Своды, стены, купол, столбы, хоры, лестничные переходы храма покрывались фресками и мозаиками, на которых изображались отцы церкви, апостолы, архангелы, евангелисты, святые воины- величественные и торжественные, в спокойных и сдержанных позах.

Задание для учащихся. Прочесть пункты «Зодчество и изобразительное искусство» стр. 59-62. и ответить о чем идет речь:

«На ее строительство и содержание князь Владимир отдал десятую часть княжеских доходов. Это было мощное сооружение с несколькими куполами, воздвигнутое из тонкого кирпича с вкраплениями в него природного камня, богато украшенное резным мрамором».(Десятинная церковь).

«Это единственное сооружение 11-12 веков, дошедшее до наших дней почти без изменений. Здесь всего лишь пять куполов. Мощные стены сложены из известняка. Внутри нет ярких мозаик, а только суровые и спокойные фрески». (Софийский собор в Новгороде).

  1. Художественное ремесло. (Слайд № 19,20).

Учитель сообщает: На протяжении многих веков на Руси постоянно развивалось и совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее по камню. Деревянные резные украшения стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов. Изящные украшения, подлинные шедевры создавали древнерусские ювелиры мастера по тонкой обработке драгоценных металлов и камней. Они не только изготовляли различные ювелирные изделия, но и украшали оклады книг, делали золотую и серебряную посуду.

  1. Быт и повседневность. (Слайд № 21).

Учитель сообщает: Большая часть населения проживала в сельской местности. Люди распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от набегов кочевников и «лихих людей» (разбойников). Жили большой семьей – старший из мужчин являлся главой семьи. Он распоряжался имуществом и судьбой каждого из членов семьи. Мальчики с семи лет работали в поле, если была возможность, обучались грамоте. Девочки помогали матери по хозяйству.

Часть населения Руси проживала в городах. В них селились князья, размещалась дружина. Постепенно города стали торговыми и ремесленными центрами. На торгах можно было купить и продать – кувшины, черпаки, чаши, украшения из золота, драгоценных камней, бисера и эмали, песцовые, собольи и куньи меха, оружие, пряности.

Города были центрами культурной и религиозной жизни. Здесь сооружались храмы, монастыри, организовывались школы.

Задание для учащихся. Прочесть пункт «Повседневная жизнь земледельцев и горожан » стр. 63-66. и ответить на вопросы:

  1. Какими правами обладал глава большой семьи?

  2. Как воспитывались деть в крестьянских семьях?

  3. Что продавали на торгах и кто этим занимался?

  4. Чем занимались простые горожане?

  5. Назовите развлечения и забавы богатых людей.

  1. Военное дело. (Слайд № 22).

Учитель сообщает: Княжеские дружинники считались профессиональными воинами. Они были вооружены мечами, копьями, саблями. Защитными средствами были – шишаки- остроконечные шлемы, щит, броня, кольчуга.

Народное ополчение создавалось на время больших военных походов. Вои-члены народного ополчения были вооружены луками, колчанами со стрелами, ножами, копьями, боевыми топорами.

  1. Жилище. (Слайд № 23).

Учитель сообщает: Князья и бояре жили в хоромах, куда входили- терем (высокое деревянное здание-башня, где размещалось отапливаемое помещение – изба, холодные горницы-повалуши, летние спальни – клети), гридница (большая парадная горница). Рядом с хоромами находились жилища господских управителей, поварня, конюшня, кузница, кладовые, зерновые ямы, амбары, ледники, погреба, медуши, баня.

Зажиточные горожане жили в срубах, чаще двухэтажных. Первый этаж был хозяйственным, верхний – жилым.

Ремесленники жили на городских окраинах в слободах, состоящих из рубленных деревянных изб или глинобитных домиков.

Крестьяне жили в небольших домах. На юге, в лесостепной зоне, это были полуземлянки (т.е. жилища, пол, которых был ниже уровня почвы).

Задание для учащихся. Прочесть пункт «Жилище » стр. 68-70. и дать определение понятий:

- Образ жизни, хоромы, изба, сени, гридница, слобода, полуземлянка.

  1. Одежда. Пища.(Слайд № 24-29).

Учитель сообщает: Все жители Руси одевались одинаково. Мужчины носили рубаху и порты-неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки, зипун-кафтан без воротника, с длинными узкими рукавами, кожух- зимняя шуба, онучи, лапти.

Богатые люди могли позволить себе епанчи- широкие плащи без рукавов, украшенные мехом, золотыми и серебряными пряжками, драгоценными камнями, кожаные сапоги.

Женщины носили длинные холщевые рубашки, поневу – домотканую шерстяную юбку. Позже появились длинные, широкие платья. Русские женщины украшали себя золотыми и серебряными цепочками, ожерельями, серьгами, браслетами.

Задание для учащихся. Прочесть пункт «Одежда » стр. 70-71. и соотнести понятия и определения:

1

Ответы (1-2; 2-3; 3-6; 4-1; 5-7; 6-4; 7-5)

Домашнее задание §7,8, вопросы 1-7, новые слова, задания 1,4,5 в рабочих тетрадях..

Предполагаемые ответы учащихся

Как вы думаете, продолжали ли воздействовать языческие духовные традиции на развитие русской культуры после принятия христианства?

Язычество продолжало оказывать глубокое влияние на сознание народа, крестьянский быт, литературу, живопись, архитектуру, например «Слово о полку Игореве».

Что еще повлияло на развитие русской культуры на данном этапе?

На развитие русской культуры повлияло также то, что она впитывала в себя культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов – угрофиннов, балтов, хазар, печенегов, половцев, западных славян.

Как повлияло на развитие культуры Руси принятие ею христианства от Византии?

Благодаря тесным связям с Византией Русь познакомилась с многовековой христианской культурой. Из Византии приглашались мастера для строительства храмов, написания икон, привозились богословские книги.

Порты

1

Узкие и длинные куски ткани, которыми оборачивали ноги.

2

Зипун

2

Неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки.

3

Кожух

3

Застегивающийся встык кафтан без воротника, с длинными рукавами.

4

Онучи

4

Украшение на женскую голову из твердого металла, обтянутое дорогой тканью и украшенное жемчугом.

5

Епанч

5

Домотканая шерстяная юбка.

6

Кокошник

6

Простая шуба.

7

Понева

7

Широкий плащ без рукавов, украшенный мехом, драгоценными камнями.

doc4web.ru

Основные достижения русской средневековой культуры (VIII-XVI вв.)

Древнерусская культура (VIII—XIII вв.)

Культура формирующейся великорусской народности (XIV-XVII вв.)

Культура России XVII в.

Культура Московского государства (XV-XVI вв.)

Создание славянской азбуки (монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий), монастыри – образовательные и научные центры, Киево-Печерский монастырь – центр возникновения летописания, библиотека и школа Ярослава Мудрого

Центры книжности — Троице-Сергиев, Кирилпо-Белозерский и Соловецкий монастыри, замена пергамена бумагой, появление скорописи

Школа в Немецкой слободе, рост печатной продукции, создание государственных (Посольского приказа) и частных (Ордина-Нащокина, Голицына) библиотек, Славяно-греко-латинская академия в Москве, накопление научных знаний

Зарождение книгопечатания (Иван Федоров и Петр Мстиславец), переписка Ивана Грозного с князем Курбским, печатание Псалтырей, Часословов и Букварей, школы при монастырях и церквях

Повесть временных лет, «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Сказание о Борисе и Глебе», Поучение Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», Моление Даниила Заточника.Создание первого общерусского летописного свода (Троицкая летопись), воинские повести, произведение куликовского цикла (Задонщина), «Хождение за три моря», житийная и светская литература.Никоновский летописный свод и Лицевой свод, Казанский летописец, Домострой, публицистика Ивана Пересветова.Историческая («Повесть о взятии Азова») и бытовая («Повести о Горе- Злосчастье») повесть, возникновение автобиографичес- ких («Житие протопопа Аваккума») и сатирических («Повесть о Ерше Ершовиче») произведений, поэтические произведения Симеона Полоцкого.
Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, Георгиевская церковь в Ладоге, Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли и княжеский замок в Боголюбово.Церкви Спаса на Ильине и Федора Стратилата на Ручью в Новгороде, Псковский каменный Кремль и Московский белокаменный, Успенский собор в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева Монастыря.Ансамбль Московского Кремля: Успенский собор и стены (Аристотель Фиораванти), Грановитая палата (Марко Руоро и Антонио Солари), Архангельский Собор (Алевиз Новый). Храм Воскресения в се- ле Коломенском и собор Василия Блаженного в Москве.Успенская церковь в Угличе (Дивная), церковь Троицы в Никитниках, Теремной дворец Московского Кремля, деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском, здание Земского приказа, церковь Покрова в Филях (Нарышкинское барокко).
Мозаика — Богома- терь Мария-Оранта в Киевской Софии, фрески — Киевской Софии и церкви Спасо-Нередицы в Новгороде, иконопись — Владимирская Богоматерь, Спас Нерукотворный, миниатюры в Остро мировом Евангелии.Роспись церквей Спаса на Ильине и Федора Стратилата, иконы Благовещенского собора в Москве (Феофан Грек), росписи в Троице- Сергиевом и Андрониковом монастырях, икона Троицы (Андрей Рублев).Роспись Успенского собора московского Кремля (Рублев и Дионисий), роспись Ферапонтова монастыря (Дионисий), Строгановская школа миниатюрной иконописи .Иконы Симона Ушакова («Спас Нерукотворный», «Владимирская Богоматерь»), роспись церкви Троицы в Никитниках, Ильи-Пророка в Ярославле (Гурий Никитин), возникновение жанра парсуны (портрета) .

histerl.ru

Древнерусская культура

Народ Киевской Руси создал богатую, самобытную и на то время высокую материальную и духовную культуру, которая развилась на основе предыдущих культурных достижений восточных славян. Положительное влияние на нее оказали также культурные связи древнерусского народа с южными и западными славянами, народами Западной Европы, Византии, Кавказа, Азии. Культура Руси заняла значительное место в развитии мировой культуры эпохи средневековья.

Достижения в ремесленной технике, архитектуре и живописи

Киевская Русь славилась своими ремесленниками, искусно изготовлявшими орудия труда, оружие, изделия для домашнего обихода.

Древнерусские гончары, усовершенствовав технику производства, изготовляли глиняную посуду (кувшины, горшки, миски, блюда и др.), украшенную цветной поливой и различными узорами.

Древнерусские кузнецы делали добротные железные лемехи и чересла для плугов, ножи, топоры, серпы, подковы для лошадей, замки, мечи, щиты, кольчуги, шлемы т. д. На поверхность всех этих изделий часто наносились художественные украшения и надписи. Особенно славилось древнерусское искусство ювелиров, умевших обрабатывать драгоценные металлы, делать из них украшения. Они знали, как чеканить, гравировать и золотить изделия, украшать их так называемой зернью — маленькими металлическими шариками, припаянными на поверхность.

Талантливые древнерусские мастера передавали секреты своего искусства подмастерьям и ученикам.

Древнерусские зодчие сооружали прекрасные деревянные и каменные строения, архитектура которых славилась во всем мире. Они использовали опыт и традиции античной архитектуры и строительной техники, применяли собственные изобретения при использовании кирпича - плинфы, цементовки (раствор, состоящий из извести, толченого кирпича, керамики), камня и т. д. Украшением Киева стали такие сооружения, как Десятинная церковь, Софийский собор, Золотые ворота (главный въезд в город), Успенский собор, ряд каменных княжеских теремов. Развивалась архитектура в Чернигове (Спасский собор), Переяславе (Михайловский собор), Галиче и многих других городах. Многие сооружения сохранились и до сих пор. Они свидетельствуют о высоком развитии архитектуры наших предков.

Архитектура дала толчок распространению живописи. Княжеские дворцы и культовые храмы украшались резьбой по дереву и кости, настенной мозаикой, фресками, резьбой по камню, иконами. Такое украшение можно увидеть сегодня в Софийском соборе в Киеве. Древнерусские художники мастерски украшали кожаные оправы рукописных книг. Во времена Киевской Руси в Печерском монастыре действовала даже живописная мастерская, где работал талантливый художник Алипий.

Устное народное творчество и музыка

С давних времен у восточных славян было развито устное народное творчество: обрядовые песни, былины, сказки, пословицы, поговорки. В Киевской Руси были очень распространены былины — поэмы, посвященные важным событиям, особенно борьбе с врагами. Из курса литературы известны былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», в которых воспевались подвиги богатырей. В песнях возвеличивалась любовь к родной земле, героизм ее защитников, крестьянский труд, осуждалась неправда и несправедливость.

Развивалось музыкальное искусство. Среди музыкальных инструментов были известны дудки, свирели, флейты, гусли, лютни, бубны и др. Музыкальные инструменты делились на духовые, щипковые и ударные. Музыка записывалась нотными знаками. При княжеских дворах создавались музыкальные ансамбли, а при церквях — хоры. Скоморохи-путешественники играли на музыкальных инструментах в праздничные дни на торгах в городах и селах. В сопровождении музыки выступали в походы военные дружины, игрались свадьбы и отмечались праздники.

Письменность, летописание и литература

Возникновение письменности у восточных славян связано с требованиями социально-экономического, политического и культурного развития. Письменность в Киевской Руси появилась задолго до введения христианства. Об этом свидетельствуют документы — договоры киевских князей с императорами Византии второй половины IX и первой половины X в., а также берестяные грамоты, найденные археологами в Новгороде и прочитанные. После введения христианства на Руси из древнерусского и церковнославянского языков образовался письменный язык. Его азбукой — кириллицей, было более совершенное славянское письмо, созданное болгарским просветителем Кириллом в IX в. Сохранились надписи на литейных формах, хозяйственных предметах, оружии, кирпичах и т. д. Немало их нашли археологи в Киеве, Новгороде и других городах. Центрами переписывания и перевода иностранных книг на славянский язык были княжеские дворы, монастыри, церкви Киева, Новгорода, Чернигова, Переяслава, Суздали, Галича. Во времена Ярослава Мудрого в Киеве при Софийском соборе была мастерская для перевода и переписывания книг. Писали на специально обработанной телячьей или овечьей коже — пергаменте, на бересте, досках. Бумаги еще не было.

Древнерусские ученые создавали первые исторические труды — летописи, куда заносились события того времени по годам. Выдающимся произведением XII в. является «Повесть временных лет». Автором первоосновы и источника этого летописного свода считают монаха Печерского монастыря (Киев) Никона. В рукописи рассказывается, «откуда есть пошла Русская земля», излагается ее древняя история. Летописание существовало и в других городах Киевской Руси. Оно отражало идеологию господствующего класса — феодалов.

В Киевской Руси появилась и художественная литература, преимущественно церковного содержания. Наиболее значительные произведения — «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Изборник» Святослава Ярославича, «Поучение детям» Владимира Мономаха. Распространялась переводная литература.

Школа, просвещение и научные знания

При монастырях и церквях для зажиточных слоев населения открывались школы, библиотеки и даже архивы для документов. Ярослав Мудрый основал библиотеку и архив при Софийском соборе в Киеве. Там же была создана и школа для «книжного обучения». При Андреевском монастыре в Киеве была школа для девочек.

В Киевской Руси распространялись произведения античных авторов: Сократа, Платона, Аристотеля, Геродота, Софокла и других ученых и писателей. Из переводов их книг черпались научные знания. Накопленные в результате производственной деятельности народных масс и международного обмена знания из различных отраслей наук использовались на практике в ремесле, строительстве, торговле, лечении людей и животных. Известным врачом в Киеве стал Агапйт («лечец»), который умел делать хирургические операции. В произведениях древнерусских ученых (Иллариона, Владимира Мономаха, Сильвестра, Кирика, Нестора и др.) развивалась общественная мысль; у них звучали мотивы патриотизма, единства Русской земли, защиты от врагов.

Древнерусская культура имела мировое значение и стала позднее основой культур братских русского, украинского и белорусского народов.

Историческое значение Киевской Руси

Могучее раннефеодальное государство средневековой Европы Киевская Русь ускорило экономическое, политическое и культурное развитие восточных славян, способствовало образованию древнерусской народности, отстояло свои земли от вражеских нападений кочевников, а также посягательств феодалов Византии. Благодаря государственному единству русских земель взаимно обогащались жизненный уклад, язык, материальная и духовная культура их населения.

Киевская Русь способствовала экономическому и культурному развитию многих нерусских народов, издавна проживавших на ее территории и по соседству. Там закладывались основы для формирования народностей.

Велико и международное значение Киевской Руси. По свидетельству современника-летописца, Киевская Русь была известна «во всех концах земли». Она влияла на политические события и международные отношения в Европе и Азии, на Ближнем Востоке. Русские князья поддерживали династические связи с Францией, Швецией, Англией, Германией, Венгрией, Норвегией, Византией. В частности, дочь Ярослава Мудрого Анна стала женой французского короля Генриха I. После смерти короля она правила Францией до совершеннолетия своего сына Филиппа. (О деятельности этих королей речь идет в учебнике по истории средних веков.)

Большое значение имели международные торговые связи Киевской Руси. Центром международной торговли оставался Киев. Древнерусские купцы торговали во многих странах средневекового мира. Иноземные купцы вели торговлю в русских городах.

Огромна роль Киевской Руси для трех братских восточнославянских народов — русского, украинского и белорусского, вышедших из единого корня— древнерусской народности, сформировавшейся именно во времена древней Руси. Отсюда берет начало их общая многовековая история, родственность и дружба.

Вообще, период Киевской Руси — один из важнейших в истории славян и всех народов нашей страны.



biofile.ru

Достижения культуры Киевской Руси

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе его общественно-исторической трудовой практики.

В основе культуры Киевской Руси лежат славянские дохристианские традиции, которые с принятием христианства подверглись влиянию Византии, Болгарии, а через них - античной и ближневосточной культурным традициям.

Один из основных признаков культуры - наличие письменности. Первые свидетельства о письменности у славян найдены под Смоленском и говорят о ее наличии еще в 10-м в. (до принятия христианства).

Есть свидетельства о принятии на Руси глаголицы во второй половине 9-го в., попытках использовать греческий алфавит. Миссионеры Кирилл и Мефодий в 60-е гг. 9-го в. видели Евангелие, написанное славянским шрифтом.

Примерами наличия письменности и распространения грамотности на Руси являются берестяные грамоты, обнаруженные в ходе археологических раскопок древнерусских городов.

Во второй половине 9-го в. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит, который впоследствии был преобразован в кириллицу.

Временем политического и культурного расцвета Киевской Руси принято считать годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054). Киев времен Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христианского мира. В городе было 400 церквей (в том числе и Собор Святой Софии, воздвигнутый в честь победы Ярослава над печенегами в 1036 г.), въезд в Киев украшали золотые ворота, имелось восемь рынков. Для укрепления могущества Руси Ярослав (без разрешения на то Константинополя) своей властью назначил главу церкви. Первым русским митрополитом стал Иларион Берестов.

Ярослав уделял большое внимание просвещению. В Киеве и Новгороде открылись училища для священнослужителей, было положено начало русскому летописанию. Первый летописный свод, относящийся к концу 11-го в., дошел до современников в составе Новгородской летописи. Сподвижник Ярослава - митрополит Иларион создал памятник русского богословия, философии и истории - «Слово о законе и благодати».

Успехами просвещения этого периода Русь обязана личным достоинствам князя Ярослава. Будучи убежденным христианином и просвещенным человеком, он собрал в Киеве переводчиков и книгописцев и начал издательство греческих книг, привезенных на Русь из Византии.

Так шел процесс приобщения к культуре античного мира и Византии. В этот период развивался национальный былинный эпос, в котором нашли отражение события времен правления Ярослава Мудрого («Соловей Будимирович») и Владимира Мономаха (былины об Алеше Поповиче, «Ставр Годинович»).

Выдающимся культурным достижением было составление свода письменных законов, который получил название «Русская Правда», или «Правда Ярослава». Документ включал в себя уголовные и гражданские законы, устанавливал судопроизводство, определял наказания за совершенные проступки или преступления.

На основании этого можно судить о социальном устройстве, нравах и обычаях русского общества того времени. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных (пытки и смертная казнь отсутствовали).

Успешно развивались и внешнеполитические связи Руси. С родом Рюриковичей почитали за честь породниться могущественные монархи христианского мира. Сын Ярослава Всеволод стал зятем императора Византии, его три дочери: Анна, Анастасия и Елизавета - вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

 

historynotes.ru

Достижения культуры Древней Руси - история, уроки

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Слайд 1

– Сегодня мы поговорим о том, что составляет важную часть жизни человека и общества, мы поговорим о культуре, какой она была почти тысячу лет назад.

Слайд 2

– Давайте ознакомимся с документами, которые помогут понять людей, живших в ту далёкую эпоху. Документы на с. 95.

Т.к. документы достаточно большие по содержанию, лучше разделить детей на две группы. Например: мальчики и девочки или по вариантам.

– Какое противоречие между первым и вторым документами?

1 2 4 2 3

Ученики должны назвать тему урока и ответить, что государство оказалось непрочным.

Дети знакомятся с документами. Отвечают на вопрос к ним.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

IV. Планирование деятельности.

Слайд 5

– Что, по вашему мнению, нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

2 3 2

Слайд 6

– Чтобы нам было легче работать, по ходу урока мы будем записывать наши выводы в таблицу.

Ученики должны ответить, что необходимо ознакомиться с культурой Древней Руси и найти в ней либо христианские, либо языческие черты.

Желательно таблицу слайда перенести в рабочую тетрадь.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Слово и перо

Слайд 7 (РТ, с. 30, задание 1)

– Мы помним, что культура – это многоплановое понятие, которое включает множество направлений. Одним из них является литература. Была ли литература на Руси до принятия христианства? В каком виде она существовала?

– После Крещения на Русь пришла письменность и появилось множество произведений, как переводных, так и написанных русскими авторами. Пожалуйста, выполните задание, которое вы видите на слайде.

1 2 3 4 1 2 3

Слайд 8

– Крещение Русь приняла от Византии, но есть ли связь между культурой Византии и литературой Древней Руси?

1 2 4 2 3 4

2. Дом веры и искусства

Слайд 9 (РТ, с. 30, группа 2, задание 1)

– Культура – это не только литература, это ещё и искусство, к которому мы относим…

– Мы продолжаем разговор об архитектуре.

Пожалуйста, выполните задание слайда.

Служила ли архитектура интересам простых людей? Можно указать, что до сегодняшнего дня сохранилось очень мало зданий, построенных в эту эпоху.

1 2 4 2 3 4

Слайд 10 (РТ, с. 30, группа 2, задание 2)

– Сравните византийскую и Древнерусскую архитектуру, найдите сходство и отличия.

– Какой ответ на вопрос урока можно дать?

1 2 3 4 2 4

Слайд 11

Скрытый. Работа со слайдом на усмотрение учителя.

На слайде подробно показано устройство крестово-купольного храма.

3. Язык образов и знаков

Слайд 12 (РТ, с. 31, группа 3, задание 1)

– Скульптура на Руси была развита слабо, гораздо большее развитие получила живопись. Пожалуйста, выполните задание слайда.

1 2 4 2 3 4

Слайд 13 (РТ, с. 32, группа 3, задание 2)

– И вновь вы должны сравнить византийскую и древнерусскую живопись, используя подсказки учебника и иллюстрации слайда.

2 4 2 3 4

Ученики должны указать, что литература на Руси была устной и существовала в виде былин, сказаний, сказок.

Ученики должны назвать жанры литературы: поучения, сказания, жития, летописи.

Может быть указано, что есть схожие жанры литературы, такие как жития, летописи…

Ученики должны назвать живопись, архитектуру, скульптуру, декоративно-прикладное искусство.

Может быть указано, что строили здания религиозного и светского назначения, перечислены различные виды зданий.

Должны быть названы черты сходства и отличия, указано, что русские мастера учились у византийских, но научились применять свой материал и приспособили проекты к местным природным условиям.

Ученики должны назвать икону, фреску, мозаику, декоративно-прикладное искусство и объяснить для чего, предназначался каждый вид.

kopilkaurokov.ru


Смотрите также