Древняя русь бояре. Аномалия - электронная библиотека
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Жизнь и быт бояр на древней руси. Древняя русь бояре


Бояре — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

БОЯРЕ Боя́ре — высшее сословие на Руси 10-17 веков (наряду с великими и удельными князьями). Бояре играли ведущую роль после великого князя в управлении государством. Происхождение термина не выяснено. Возникновение бояр относят ко времени становления Древнерусского государства 9 века. В 10-11 веках выделялись княжеские бояре — княжи мужи (огнищане) и т. н. земские бояре (старцы градские) — потомки родоплеменной знати. С 11 века, вследствие наделения землей княжих мужей, они сливаются с земскими боярами в единое боярское сословие.

Будучи вассалами князя, бояре были обязаны служить в его войске, но пользовались правом отъезда к другому князю, были полными господами в своих вотчинах, сами имели вассалов. В период раздробленности Руси в 12-15 веках с ослаблением княжеской власти усилилась экономическая мощь бояр, возросло их политическое влияние, стремление к самостоятельности. В Галицко-Волынском княжестве в 13 веке, в Новгородской земле государственные дела решались на боярских советах. Влияние бояр в Черниговском, Полоцко-Минском, Муромо-Рязанском княжествах не позволило сложиться сильной княжеской власти.

В борьбе с боярами-вотчинниками князья опирались на служилых бояр и дворян. Усиление великокняжеской власти со второй половины 14 века привело к появлению путных бояр, которые управляли отраслями дворцового хозяйства (конюший, сокольничий, чашничий) и отдельными территориями, отдававшимися им в кормление (воеводы). В 14-15 веках, по мере складывания централизованного государства, права бояр ограничивались (сужение рамок иммунитета, стеснение и отмена к концу 15 в. права отъезда к другому господину), происходили изменения в социальном составе бояр. С 15 века в Русском государстве боярин становится высшим чином среди «служилых людей по отечеству». Звание боярина давало право участвовать в заседаниях Боярской думы, было высшим думным чином. Традиционно бояре занимали главные административные, судебные и военные должности, возглавляли приказы.

С образованием в конце 15 века Русского централизованного государства социально-экономические и политические привилегии бояр-вотчинников были значительно урезаны; власть жестко подавляла выступления бояр, которые сопротивлялись централизаторской политике. Особенно сильный удар боярской аристократии нанесла опричнина Ивана IV. В 17 веке состав бояр сильно изменился, многие знатные роды пресеклись, другие экономически ослабли, большое значение приобрели служилые бояре и дворянство. Благодаря этому происходило стирание различий между боярами и дворянами, чему способствовала тенденция к слиянию поместного и вотчинного землевладений, юридически оформленная в 1714. В бытовом значении в России 17 века боярами для зависимого от них населения были все помещики; позже это слово модифицировалось в понятия «баре», «барин». Отмена в 1682 местничества подорвала влияние боярства на государственные дела. Звание боярина было отменено Петром I в начале 18 века.

Бояре в Валахии и Молдавии (рум. boerii) — класс феодалов, сложившийся в 14 веке. Бояре делились на родовых, владевших баштинами (вотчинами), и поместных, владевших жалованными поместьями (мошиями). Со временем различие между ними стало стираться. В независимой Румынии 19 веке состав бояр стал пополняться выходцами из крупного купечества и чиновничества. Здесь бояре как класс был ликвидирован в результате осуществления закона об аграрной реформе 22 марта 1945.

megabook.ru

В древнем Киеве

Город Киев.

На берегу Днепра, на крутых холмах, стоял главный город древнерусского государства - Киев. В 11-м веке он стал одним из самых больших городов во всей Европе. Огромный земляной вал окружал его. Высокая деревянная стена тянулась по валу. Вал и стена защищали город от нападения противников.

Жизнь трудового люда. В городе было многолюдно. Люди теснились в узких улицах и кривых переулках. Дома в Киеве большей частью были маленькие, наполовину врытые в землю. В них жил трудовой народ - кузнецы, плотники, горшечники и другие мастера.Древняя печь для выплавки железа

В небольших печах мастера плавили железо. Бойко стучали молотки по наковальням. Это киевские кузнецы ковали серпы, топоры мечи. В своих мастерских кожевники выделывали кожу. Горшечники изготовляли глиняную посуду. По всей древней Руси и даже в других странах ценили труд искусных киевских мастеров.

Жизнь бояр и князей.

Среди множества убогих домов трудового люда выделялись терема с высокими крышами и узорчатыми окнами. Это были дома киевских богачей: бояр и богатых торговцев - купцов. Каждый такой дом был обнесён прочным деревянным забором и напоминал крепость.

Богато жили бояре и купцы. Но ещё богаче был великий князь киевский - главный среди русских князей. На высоком холме возвышался княжеский дворец. На княжеском дворе всегда было людно. Здесь толпилось много дружинников, вооружённых мечами и копьями.

  • Князья управляли государством.
  • Они судили и наказывали людей.

Церковь. Близ княжеского дворца располагались красивые каменные здания с многочисленными куполами - церкви. Князья заботились об их постройке.

Школа. ЛетописецВ Киеве, Новгороде и других городах при церквах создавались первые школы. Князья приказывали боярам отдавать своих детей в ученье. На Руси появились грамотные люди.

В то время печатать книги ещё не умели и писали их от руки остро зачиненными гусиными перьями. Вместо бумаги употребляли тонко выделанную кожу - пергамент. Писали и на содранной с дерева бересте.

Летописи.

Были в древней Руси люди, которые из года в год (в старину говорили «из лета в лето») вели запись всех главных событий в жизни государства. Такие люди назывались летописцами, а сама запись-летописью. Многие летописи сохранились и помогают учёным изучать историю древней Руси.

К 13-му веку древнерусское государство распалось на много мелких княжеств. Их князья постоянно враждовали. Они стремились отнять земли один у другого. Княжеские войны разоряли народ и ослабляли страну.Княжеский суд

  • < Древнерусское государство
  • -> Раздробление Руси - Нашествие монголо-татарских завоевателей >
Добавить комментарий

hist-world.com

Бояре

Бояре

 

— Уже в древнейших памятниках нашей истории мы встречаем свидетельство о существовании особого правительственного класса, или круга людей, которые были ближайшими правительственными сотрудниками князя. Эти люди наз. боярами, а иногда дружиною князя, и составляли его обычный совет, с которым он думает об устроении земли. Вместе с княжескою властью, имеющею государственный характер, является и специальный военный класс — княжеская дружина, княжеские мужи. Это был класс населения более близкий к князю, что доказывается и большею, положенною в Русской Правде за убийство княжа-мужа, т. e. дружинника, вирою. Такое положение дружинника было и источником его богатства, и дружинники были вообще богаче остального населения за исключением немногих особенно богатых гостей. Дружина в свою очередь делилась на старшую и младшую, которые имели и свои подразделения. Старшая была близка к князю, но из этой старшей дружины выделялось несколько человек, особенно важных, близких к князю. Старшая дружина известна под именем бояр. Общим названием их первоначально было огнищане, впоследствии за ними утвердилось название княжих мужей, и наконец, просто бояр. Слово боярин обозначало вообще влиятельного в земле человека, нарочитого мужа; лучшего в том смысле, как это слово употребляет летопись, говоря о древлянских послах к кн. Ольге: "Лучшие мужи (их выбрано было 20), иже держаху Деревскую землю". Боярином был не только старший дружинник, но, вероятно, и богатый человек, преимущественно землевладелец, крупный хозяин. Между боярами была разница, но лишь бытовая, сходная с делением людей вообще на лучших, средних и худших. В летописях иные бояре называются лепшими, великими и т. п.; иных бояр летопись презрительно называет боярцами, хотя здесь презрение может относиться не к их положению, а к их поступкам. Могли быть бояре и подчиненные один другому; так, в Патерике печорском рассказывается, что Шимон Африканович отправил своего боярина Василия; и видно, что этот боярин был лицом, подчиненным Шимону, а следовательно, и низшим, чем он. Происхождение лиц, составлявших княжескую дружину, не имело существенного значения; более важны были личные качества. В понятиях народа, даже в позднейшие времена, когда сословный строй более окреп в Русском государстве мыслим был дружинник и попович, и гостиный сын; известны примеры бояр и поповых внуков и от племени смердья. Могли быть в дружине и чужеземцы, даже из такого народа, с которым Русь была всегда в войне, например печенеги: печенежин Илдея был на службе у князя Ярополка и в великой чести. Князь хлопотал лишь о числе подходящих ему дружинников, так как силою дружины всегда и везде определялось значение, "честь" государей. Но в X — XII в. княжеская дружина главным образом все же должна была набираться из детей самих дружинников. Сын заслуженного дружинника заранее располагал в свою пользу князя, который мог дать ему место в своей дружине по отечеству, т. e. сообразно со значением отца. Пожалование по отечеству, как известная формула, проходит через всю древнюю историю. Предполагалось, что сын достоин своего отца.

 

Из лучших людей среди жителей каждой земли и из высших членов княжеского двора дружинников и образовывался класс бояр. Лучшие люди наз. земскими боярами в противоположность боярам княжеским, княжим мужам. Лучших людей летопись иногда наз. "старейшины градские" или "людские". При Владимире св. "старцами" или "старейшинами" наз. лучшие земские люди (бояре), так как летописец словом "старци" переводит латинский термин — "senatores"; иногда летописец означает словом "старцы" всех членов княжеской думы (т. e. бояр, по преимуществу). Можно утверждать, что восточные славяне издревле имели среди себя такой же класс лучших людей, который у западных славян именуется majores natu, seniores, кметы и др. терминами. Этот класс везде образуется из людей высших по родовому старшинству (происхождению, отчего члены его и наз. старейшинами), по власти в своем обществе (члены его "держать землю"), и наконец, по высшей экономической состоятельности (термин "лучшие люди" в последующей истории означает людей более богатых).

 

Пока новое правительство, князь с дружиной, не укрепилось и нуждалось в помощи городской знати (старейшин, княжих мужей), из которой оно само вышло, обе общественные силы стояли очень близко друг к другу. Весь Х в. они действуют дружно и очень похожи одна на другую, вместе воюют и торгуют, вместе обсуждают в думе князя важнейшие вопросы законодательства. Но потом обе эти силы, столь родственные по происхождению, расходятся все больше и больше. Это взаимное удаление обнаруживается с половины XI в. при детях Ярослава; оно было подготовлено разными обстоятельствами. Княжеское правительство устраивалось и, укрепившись в административном и военном отношении, стало меньше нуждаться в содействии городового управления и городовых полков. Княжение Владимира, когда городские старейшины так часто появлялись в княжеском дворце рядом с боярами, было временем самой напряженной борьбы со степью. Тогда киевское правительство всюду усиленно искало ратных людей. Но страшное поражение, нанесенное Ярославом печенегам в 1036 г. под стенами Киева, на некоторое время развязало руки правительству с этой стороны. В то же время стало заметно расширяться политическое и экономическое расстояние между княжеской дружиной и городской аристократией. Служебные преимущества все более и более сообщали первой значение дворянства, низводя последних в положение простых мещан. Торговые успехи распространили в стране значительный оборотный капитал, подняли денежные доходы правительственного класса насчет дохода натурой и ослабили его непосредственное участие в торговых операциях городов. Появление у бояр привилегированной земельной собственности, признаки которой становятся заметны с XI в., еще более удалило этот класс от городского общества, владевшего торговым капиталом. Благодаря разным преимуществам, служебным, личным и хозяйственным, принадлежавшим не всем членам дружины в одинаковой мере, слово боярин с течением времени перестало быть синонимом княжа мужа и получило различные специальные значения в разных сферах жизни. Получив более тесное значение при княжем дворе, звание боярина расширилось вне правительственной сферы: на языке частных гражданских отношений боярами независимо от придворной иерархии назывались все служилые привилегированные землевладельцы и рабовладельцы по тесной связи тогдашнего землевладения с рабовладением. Таким является боярин в Русской Правде, и с таким же значением проходит это слово по памятникам нашего права до самого XVIII века. Рабовладение было юридической и экономической основой боярской вотчины. Частное привилегированное землевладение в древней Руси развилось из рабовладения. Вотчина частного владельца юридически и экономически зарождалась из того, что рабовладелец сажал на землю для ее хозяйственной эксплуатации своих холопов; земля прикреплялась к лицу, становилась его собственностью посредством того, что к ней прикреплялись люди, лично ему крепкие, составляющие его собственность; холоп становился юридическим проводником права владения на землю и экономическим орудием хозяйственной эксплуатации последней. На языке древнерусского гражданского права боярин от времен Русской Правды и вплоть до указов Петра Великого значил не то, что при дворе древнерусского князя и московского князя: здесь он был высшим служилым чином, получив специальное значение советника, постоянного княжого "думца", или "думника", а там служилым привилегированным землевладельцем и рабовладельцем. Холоп назывался боярским, село боярским селом, работа на пашне землевладельца боярским делом, боярщиной, независимо от того, носил ли землевладелец при дворе звание боярина или нет.

 

Высший правительственный класс в княжестве удельного времени обозначается в княжеских грамотах XIV и XV в. названием бояр введенных и путных, или путников. Бояре введенные были управителями отдельных ведомств дворцовой администрации или дворцового хозяйства, дворецкий, казначей, сокольничий, стольник, чашник и пр. Путными назывались все дворцовые чиновники, высшие и низшие, получавшие за службу дворцовые земли и доходы в путь или в кормление. Боярин введенный был вместе и путным, потому что обыкновенно пользовался таким жалованьем; но как большой боярин, он возвышался над простыми путниками, которые не были главными управителями отдельных ведомств дворцового хозяйства. Князь, назначая бояр главными распорядителями своего дворцового хозяйства, поручая им своих домовых слуг и свои домашние дела, как бы вводил этих бояр в свой дворец, так что они считались как бы живущими во дворце. В таких случаях звание: "введенный боярин" соответствовало по значению позднейшему званию бояр комнатных или ближних.

 

Итак, из двух элементов — дружинного (служилого) и земского составляется (с XI в.) один боярский класс, когда дружинники, осевшись, сделались местными землевладельцами, а земские бояре через дворцовые службы перешли в класс княжих мужей. Княжие дворы, продолжая существовать, приготовляли новые служилые элементы, постепенно вливавшиеся опять в земское боярство. Слово: "дворяне" (взамен "дружина" или "гридь") появляется уже в XII в.: "Горожане же Боголюбстии и дворяне разграбили дом княж" (Ипат. лет., 1175). Но у нас не установилось немецкого различия Dienst-Adel и просто Adel. Боярство древней Руси не имело ни сословной корпоративности, ни сословных привилегий. Образованию корпоративности мешал земский характер древних русских государств. Каждая община (город, волость и даже село) имели своих бояр (равно как средних и менших людей). Главным образом земское распределение классов препятствовало образованию корпоративности. Этому не противоречило то, что боярами, собственно (т. е. такими, достоинство которых было признаваемо в целом тогдашнем государстве — земле) были лишь бояре старшего города. Сословное значение бояр определяется значением общины; все же население старшей общины признается боярским (высшим) в отношении к населению младших городов, хотя эти последние имеют своих бояр. Образованию сословной корпоративности препятствовали также и способы вступления в класс бояр, практиковавшиеся тогда. Боярином становился тот, кто занимал высшее место на службе (княжеской или земской) и приобретал более или менее богатое имущество. Личные качества (при возвышении в обществе) преобладали в древних славянских обществах над рождением и наследственностью. Рождение влияло на усвоение боярства лишь фактически, т. е. сыну боярина было легче достигнуть боярства. От этого фамильных прозваний древняя Русь не знала; летопись сообщает нам лишь имена, иногда отчества бояр.

 

При отсутствии корпоративности, класс бояр не мог пользоваться какими-либо привилегиями (исключительными правами). В сфере личных прав, хотя огнищане (или княжие мужи) ограждаются двойною вирою при убийстве (Рус. Пр. Ак. 18, 21, Кар. 1 и 3) и двойною продажею "за муку", но это относится только к княжим мужам и объясняется их личными отношениями к князю, причем князь взыскивает, под общим названием виры, не только уголовный штраф, но и частное вознаграждение. В сфере прав имущественных памятники приписывают боярам право владения селами (земельными имуществами), как бы принадлежащее им по преимуществу. Во всяком случае, фактически землевладение принадлежало боярам более, чем лицам прочих классов. В сфере прав наследования боярам приписывают привилегии передавать наследство дочерям, при неимении сыновей; но такое право простирается не только на бояр, но и на всех свободных "людей", кроме смердов.

 

При Петре В. начинается образование из прежних служилых и тяглых классов нескольких сословий, или состояний. При первоначальном образовании дворянского сословия Петром, оно получило наименование царедворцев, потом шляхетства, по примеру Польши и Литвы. Наименовать его дворянством в то время нельзя было потому, что в Московском государстве дворянами именовался низший чин служилых людей и такое название для боярина было бы оскорблением. Прежние московские чины были отменены Петром указами 1695—1703 г., но имевшие донашивали их в первой четверти XVIII в. Положительной мерой к образованию шляхетства, заменившего боярство, нужно считать указ о единонаследии 1714 г., которым поместья присвоены шляхетству на праве собственности, т. е. положено основание 1-й и важнейшей привилегии дворян — владеть населенными имуществами независимо от службы. Вторым актом образования дворянского сословия был манифест Петра III 18 февр. 1762 об освобождении дворян от обязательной службы, после чего все, чем они вознаграждались за службу, обратилось в их привилегии. Окончательная организация сословий дана жалованною грамотою Екатерины II 1785 г., содержание которой основано на петициях самих дворян, заявленных ими при воцарении имп. Анны и в законодательных комиссиях Елисаветинской и Екатерининской.

 

libanomaly.ru

Жизнь и быт бояр на древней руси

В XI – XII веках древнерусское общество было неоднородным: Князья Рюриковичи – верхушка общества; Бояре – «думцы», они были воеводами, управляли городами, получали дань с различных областей; Духовенство - Епископы и игумены, Верхушка церкви (получали десятину), бедные монахи и городское духовенство; Горожане (купцы, ремесленники) ; Сельские общинники (смерды – данники князя) ; Челядь, холопы, рабы (полностью зависели от хозяина). 

  В русском обществе сложился нравственный идеал – монашеское житьё (светского идеала – европейского идеала рыцарства с его культом личной чести, поклонениям женщине, уважениям достоинства другого человека не сложилось).         Князья жили в дворцах – хоромах – каменных или деревянных с башнями, теремами, избами, лестницами и т.п. Особая постройка – гридница – большое парадное помещение, где князь держал совет с боярами, пировал со своей дружиной.         Одевались князья в дорогие одежды из привозных тканей. Плащ – корзно был скреплен у плеча драгоценной застежкой. Основная одежда – длинная рубаха с расшитым оплечьем, с цветной каймой по краям. Нижняя одежда – сорочка и штаны. Высокая шапка с меховой опушкой, дра-гоценный пояс, длинные сапоги из цветного сафьяна. Важное дело для князя – военные походы (например, Владимир Мономах совершил 83 похода).         Вставали с рассветом, молились богу, далее был совет с боярами или суд, а потом либо дань собирать, либо на охоту. В полдень обязательный сон.      Любимые забавы – ловы – охота с псами и конные ристалища.         Непременный атрибут это пиры в окружении бояр, дружинников, где их веселили скоморохи с гуслями и сопелями (дудками).   Хозяйственной опорой князей были сёла, в которых распоряжались их управители (огнищане, тиуны).   Князья знали грамоту и вступали в церковный брак.    

Оцени ответ

reshebka.com

"бояре Гостомысловы" - Древняя Русь

"бояре Гостомысловы" [Aug. 8th, 2012|03:20 pm]

Древняя Русь. Научное сообщество

Шахматов в Разысканиях на стр. 517 в примечании 2 упоминает "новгородских бояр Гостомысловых" - некий боярский род.Вопрос: известно ли о них хоть что-то? и если нет, откуда он мог о них знать?благодарю!
Comments:
В работах В.Л. Янина про боярский род Гостомысловых нет упоминаний (да и в других работах по тематике новгородского боярства не встречал упоминаний про этот род). Скорее всего такого рода не было.

Edited at 2012-08-08 06:34 pm (UTC)

Спасибо. да вот и я посмотрел, что вроде никто таких не знает. но просто интересно, откуда "классик" мог их взять??;)

У Шахматова пояснение есть, правда, мне не совсем понятное:"Во всяком случае память о Гостомысле держалась в Новгороде долго. Ср. новгородских бояр Гостомысловых (из их рода святая Иулиания тверская)."Попытался найти указанную святую - не получилось.

Я тоже просмотрел работу Шахматова и тоже искал упомянутую святую. Возможно это всё находится в плоскости фольклора нам неизвестного.

Иулиания имелась в виду, по всей видимости, вяземская и новоторжская.

А где именно она производится от "бояр Гостомысловых", учитывая то, что отцом её показывается обычно боярин Максим Данилов?

Откуда ж знать?В прежние времена житийная литература издавалась изобильно. Может, где-нибудь, кто-нибудь и писал...Записать Шахматову выговор за нарушение научной этики - утверждение без ссылки на источник.

Тут был комментарий, почему-то удаленный. От анонима. Может, потому что со ссылками.По его данным поискал, нашел:"Так, в исследовании В. Владиславлева происхождение Иулиании связывается с Торжком. Автор сообщает, что она была дочерью боярина Максима Даниловича Гостомыслова, который за преданность великому князю погиб в Торжке в 1393 г."tverbook.ru/book_a25.php

Кстати, очень может быть, что именно сочинение протоиерея В.Ф. Владиславлева и послужило источником для Шахматова. Спасибо за ссылку.

А со ссылками нельзя писать? В справке не нашел про такой запрет.

Да, в принципе, можно. Только часто такие комменты в спам уходят, уже несколько раз сталкивался в разных сообществах.

Тут был комментарий, почему-то удаленный. От анонима.По его данным поискал, нашел:"Так, в исследовании В. Владиславлева происхождение Иулиании связывается с Торжком. Автор сообщает, что она была дочерью боярина Максима Даниловича Гостомыслова, который за преданность великому князю погиб в Торжке в 1393 г."tverbook.ru/book_a25.php

Одно только словосочетание (в XIV столетии!) "Максим Данилович Гостомыслов" вызывает, мягко говоря, недоверие. Вспоминается цитата из разгромной рецензии Тихомирова на Эйзенштейнов сценарий : "Иван Данилович Садко, из заморских стран прибыл".

From: (Anonymous)2012-08-12 12:49 pm (UTC)

(Link)

Речь идет об Иулиане Вяземской (Новоторжской). Посмотрите здесь:http://tverbook.ru/book_a25.phpТам пишется: "Во всяком случае, в XIX в. этот факт, несомненно, повлиял на измышление новоторжской биографии для княгини Иулиании. Так, в исследовании В. Владиславлева происхождение Иулиании связывается с Торжком. Автор сообщает, что она была дочерью боярина Максима Даниловича Гостомыслова, который за преданность великому князю погиб в Торжке в 1393 г."В списке литературы работы В. Владиславлева не приводятся. Возможно, речь идет о Василии Федоровиче Владиславлеве. О нем: http://litmap.tvercult.ru/vladislavlev/index.html

да, благодарю за ссылки! теперь в целом получил ответ на свой вопрос!

old-rus.livejournal.com

Введенные бояре - это... Что такое Введенные бояре?

 Введенные бояре - категория неродовитого "служилого боярства"; думный чин.

Краткий словарь историко-правовых терминов. КЮИ МВД РК. 2013.

  • Варяги
  • Великий вальный сейм

Смотреть что такое "Введенные бояре" в других словарях:

  • Бояре — Бояре. Уже в древнейших памятниках нашей истории мы встречаемсвидетельство о существовании особого правительственного класса иликруга людей, которые были ближайшими правительственными сотрудникамикнязя. Эти люди наз. боярами, а иногда дружиной… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Бояре — БОЯРЕ, высш. классъ населенія древн. удѣльн. и Моск. Руси. До XIV в. званіе Б. имѣло исключительно бытовое значеніе и не обозначало собой чина. Б. называли б. или м. крупныхъ землевладѣльцевъ, выдѣлявшихся своимъ богатствомъ и воен. доблестью. Въ …   Военная энциклопедия

  • Бояре — Уже в древнейших памятниках нашей истории мы встречаем свидетельство о существовании особого правительственного класса, или круга людей, которые были ближайшими правительственными сотрудниками князя. Эти люди наз. боярами, а иногда дружиною князя …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • боярская дума — 1) в Древнерусском государстве совет при князе членов старшей дружины и других близких к нему лиц. 2) В период раздробленности Руси совет знатных вассалов при князе в великих и удельных княжествах. 3) В Русском государстве конца XV  начала… …   Энциклопедический словарь

  • Боярская Дума — высший совет из представителей аристократии при русском государе в 10 начале 18 века. Деятельность Боярской думы имела законосовещательный характер. Она обсуждала вопросы законодательства, внешней политики, государственного устройства, религии. В …   Политология. Словарь.

  • БОЯРСТВО — (бояре), высшее сословие Древней Руси, по мнению И. И. Срезневского, может быть произведено или от слова «бой» («вой»), или от слова «болий», в первом случае он будет обозначать воина, во втором большого, т. е. лучшего человека. В Древней Руси… …   Русская история

  • Боярская дума — Наименование: боярская дума не встречается в древних памятниках и образовано искусственно на основании сходных терминов ( бояре думающие ). Боярскою думою назывался постоянный совет лучших людей (бояр) каждой земли, решавший (вместе с князем)… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Боярская дума — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии …   Википедия

  • Боярская Дума — Царь Михаил Фёдорович и бояре Боярская дума явилась продолжением княжеской думы в новых исторических условиях Московского царства. Без думы не обходился ни один государь, не исключая и Ивана Грозного. Самостоятельной роли боярская дума не играла …   Википедия

  • Великое княжество Московское — ← …   Википедия

history_law.academic.ru

История древней Руси - » Боярство и князь

Древняя Русь до монгольского завоевания

Разгром народных движений Ярославом и его отцом привел к усилению галицкого боярства, пытавшегося ограничить власть князя. Обширные земельные владения, огромные богатства, множество зависимого и эксплуатируемого люда, собственные дружины, — все это делало галицкое боярство очень сильным и влиятельным. Князья управляли землей через бояр, которые получали земли и города в «кормление» или «держанье» и чувствовали себя настоящими государями. Польские и венгерские источники именуют бояр «графами», «баронами», «вельможами», — они фактически правили страной. Они вмешивались даже в личную жизнь Ярослава Осмомысла, сильнейшего князя, с которым считались Польша и Венгрия, а после его смерти в 1187 г. они передали престол не Олегу, как хотел Осмомысл, а Владимиру. Но и этот последний показался им несговорчивым, и бояре, в конце концов, вынудили Владимира покинуть «отчину». Одно время Галичем овладели венгры и посадили на престол королевича Андрея; но галичане изгнали венгров. «Нестроением» в Галицкой земле воспользовался волынский князь Роман Мстиславич.

Дизайн таунхауса

Волынь выделилась в самостоятельное княжество в середине XII в. Волынская земля тянулась от земли литовцев и ятвягов на севере, где были расположены города Дрогичин, Белз, Берестье, до степей на юге и до Киевщины на востоке. Главным городом был Владимир. В Волынской земле боярство никогда не достигало такой силы, как в Галиче. В 1199 г. князь Роман Мстиславич, опираясь на поддержку части бояр и горожан, недовольных насилиями «великих бояр», присоединил Галич к Волыни. Создалось сильное Галицко-Волынское княжество. Роман, пользуясь поддержкой мелких бояр, дружинников и горожан, жестоко расправился с «великими боярами». В 1200 г. Роман занял Киев. Он разбил половцев, литовцев, ятвягов, установил мирные отношения с Венгрией, оказывал влияние на Польшу. Он помогал Византии в ее борьбе с половцами, а после взятия крестоносцами Константинополя в 1204 г. к нему в Галич бежал император Алексей Ангел. Папа Иннокентий III предлагал Роману королевскую корону и свою помощь, если он согласится принять католичество, но Роман ответил отказом. В 1205 г. Роман готовил поход на Польшу, стремясь присоединить Люблинскую землю и пройти дальше в Саксонию, но заболел и умер. Роман был сильнейшим князем, летопись недаром называет его «самодержцем'! всей Руси».

«Великие бояре», воспользовавшись смертью Романа, изгнали его малолетних сыновей и пригласили путивльских князей Игоревичей, рассчитывая на то, что при Игоревичах им удастся править всей землей. Но править стали не они, а Игоревичи, принявшиеся за искоренение «боярской крамолы» и избившие 500 бояр. «Великие бояре» во главе с боярином Владиславом обратились за помощью к венграм. В 1211 г. Игоревичи были разбиты, захвачены в плен и повешены боярами. Князем стал боярин Владислав. Пользуясь боярской анархией, в 1214 г. Польша и Венгрия разделили между собою Галицко-Волынскую землю. В Галиче сел венгерский королевич Коломан. Возмущенные гнетом, жестокостями и произволом интервентов, галичане восстали. Этим воспользовался князь Мстислав Мстиславич Удалой. Он явился в Галицкую землю и был радостно принят населением. В 1219 г. венгры были изгнаны, и дружины Удалого вошли Галич.

Дизайн таунхауса

istoiarusi.ru


Смотрите также