Доклад музыка древней руси. Доклад: Православная музыка на Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Православная музыка на Руси. Доклад музыка древней руси


Доклад - Православная музыка на Руси

МОУ Гимназии №55

Доклад на тему:

« Православная музыка на Руси»

Выполняла: Зарина Дарья

8 «Г» класс.

Томск 2010

Православная музыка на Руси.

Музыкальная культура Древней Руси, начинается с Киевского периода и в течение всего Средневековья, имела двойственный характер. В ней одновременно сосуществовали две культуры разного происхождения: народная и церковная.

Церковная музыка появилась после обращения Руси в христианство(988г.). Вместе с крещением страна приняла от Византии и музыкальную культуру. Одно из важнейших сторон богослужения стало пение – человеческий голос считался в Древней Руси наиболее совершенным музыкальным инструментом.

Древнерусская церковная музыка существовала в виде хорового пения без инструментального сопровождения. Музыкальные инструменты в православной церкви были запрещены. Исключение составляло только искусство игры на колоколах.

Церковное пение служило образцом высшего профессионализма, воплощалось в самых различных формах в практической и теоретической системе, которая получила название «система осмогласия», т.е. чередование групп напевов по периодам в восемь недель.

На первых порах на Русь приезжали греческие певцы и доместики (так называли руководителей хора). Но постепенно вырастали свои певцы и руководители хора и создатели новых хоровых композиций. Первые богослужения велись на греческом языке. Со временем греческие певческие книги были переведены на старославянский язык. Однако известно, что даже в 1253 году в Ростове в церкви Богородицы левый клирос пел по–гречески, а правый – по-русски, что говорит о том, что еще довольно долго если не все богослужение, то его часть шла на греческом языке.

Постепенно на Руси вырабатывается собственный устав церковного богослужения, отличающийся от заимствованного из Византии свода когда-то незыблемых правил прибавлением новых служб, посвященных русским святым, другим порядком песнопений. Вместе с тем воспринятые от Византии каноны были настолько совершенны и высоки, что даже простое следованием, стремление достичь уровня византийского искусства времени его расцвета поднимало на новую ступень русскую музыку, литературу, живопись, все древнерусскую культуру в целом.

Самые ранние дошедшие до нас списки церковных книг содержат только тексты песнопений. Музыка же заучивалась на слух, передавалась от учителя к ученику.

Вообще православная музыка делится на несколько видов:

1) Древняя — распевы, возникшие во времена Византии (византийский распев у греков и другие богослужебные распевы у прочих православных народов, входивших в её состав или находившихся под её религиозно-культурным влиянием), в Древней Руси: знаменные, столповые, и другие распевы.

2) Партесная (многоголосная) — зародилась в XVII веке на Украине и Белоруссии под влиянием католической партесной музыки, затем с XVIII века стала распространяться и в России. Богослужебную партесную музыку писали многие композиторы.

3)духовные стихи и псалмы (песни на духовные темы) — не богослужебная.

Знаменные распевы.

Знаменное пение – тип церковного пения, в основе которого положено одноголосное хоровое исполнение композиции. Знаменное пение так же называют православным каноническим пением в силу его древности и распространенности в Православии времен Византийской империи, а так же развития в рамках осмогласия.

Знаменные песнопения были одноголосными, строгими и сдержанными по характеру. В мелодии преобладали частые повторения одного звука. Главное внимание уделялось тому, чтобы текст произносился ясно — слогу соответствовало одно знамя (крюк)

В процессе развития знаменного распева возникло несколько его типов.

Столповой знаменный распев принадлежит невматическому стилю – на один слог приходится 2-3, реже 4 тона.

Разнообразна ритмика столпового знаменного распева. Им распеты основные певческие книги.

Малый знаменный распев предназначен для ежедневных служб .

Партесное пение

ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ (от лат. partes — голоса) — стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки, распространившийся в России с середины XVII в. В партесном пении хор делился на партии (дисканты, альты, тенора, басы), которые в свою очередь делились на голоса. Количество голосов достигало 12, в некоторых случаях 16 и более. Произведения партесного стиля зачастую представляли собой обработку мелодий знаменного распева. Ведущая мелодия помещалась в теноре, бас служил основанием гармонии, верхние голоса дополняли ее. Создавались и свободные композиции без использования мелодий распевов. Тексты заимствовались в основном из церковной службы.

Знаки древнерусского нотного письма.

Музыкальный ряд в древних рукописях записывался знаками, которые отличались от современной нотации. Не было ни линеек, ни нот в привычном нам виде. Нотные знаки назывались крюками или знаменами. От сюда название нотаций – крюковая, знаменная. Каждый знак писался над текстом, он обозначал звук или несколько звуков и их направление вверх или вниз. Любопытно, что нотные знаки древних рукописей имели словесные характеристики, в которых обязательно подчеркивались морально – нравственные оттенки:. Такие нотные записи играли вспомогательную роль, они лишь напоминали певцам мелодии, воспринятые на слух.

Количество знамён было велико. В руководствах-азбуках содержался лишь перечень знамён, а как их петь, не указывалось — это была устная традиция. Искусство пения поэтому требовало длительной подготовки и практики в стенах храмов и монастырей. В конце XVI — начале XVII в. появились азбуки, дающие описание не только знамён, но и способов их пения.

Большинство рукописей безымянны, потому что музыканты рассматривали свое творчество как служение Богу и результат молитвы, они не подписывали своих произведений.

www.ronl.ru

Музыка Древней Руси — доклад

Музыка Древней  Руси

  Источники,  в том числе летописные своды,  содержат любопытные данные по  истории древнерусской музыки. Уже  на самом раннем этапе развития  инструментальное музицирование  не только резко отграничивалось  от богослужебного пения, но  даже противопоставлялось ему.  В "Житии Феодосия Печерского" есть такой рассказ: "Однажды  пришел к князю... Феодосии и,  войдя в палаты, где сидел князь,  увидел множество музыкантов, играющих  перед ним: одни бренчали на  гуслях, другие гремели в органы, а иные свистели в замры,  и так все играли и веселились, как это в обычае у князей". Феодосии, выступавший против такого  рода забав, сделал князю внушение, и тот "велел прекратить  музыку. И с тех пор, если, пригласив  к себе музыкантов, узнавал о  приходе блаженного, то приказывал  им прекратить игру" .

  События,  о которых повествуется в "Житии", происходили в период борьбы  христианства с языческими культами. Преследование церковью народной  музыки - это то, из чего впоследствии  родились гонения на скоморохов. Ведь их игра на музыкальных  инструментах у древних авторов  часто ассоциировалась со всякой "чертовщиной" и злыми силами. Богослужебное же пение было  как бы средством против них,  на что указывает и только  что упоминавшийся источник, где  пение Феодосием псалмов изображается  как действенное средство против  бесов, которые между прочим "били  в бубны..., дудели в сопели" . Это было время, когда языческие  и христианские обряды, враждуя,  сосуществовали. Интересно, что в  киевской св. Софии на одной  из фресок в обществе святых  изображены музыканты, играющие  на различных инструментах.

  Как  же выглядело тогда профессиональное  богослужебное нотное пение? В  литературе за ним закрепилось  название "знаменное" (знамена-знаки,  служившие для записи звуков). Знамена эти не указывали точной  высоты звуков. Поэтому рукописи  с записью знаменных распевов  вплоть до XVI в. не поддаются  точной расшифровке. Богослужебное  пение называлось еще столповым.  Дело в том, что в заимствованном  русскими византийском календаре  восемь недель составляли так  называемый столп. Музыкальный  материал церковной службы делился  на восемь гласов. На каждую  неделю приходился определенный  глас. По прошествии восьми недель  все повторялось сначала. Поэтому  и пение называлось столповым.

  Принято  считать, что, кроме знаменного, на Руси существовало и демественное  пение. Последнее было принято  на торжественных службах, при  исполнении обрядов "шествия  на осляти" и "пещного действа", а также при домашнем музицировании  и было более свободным от  обязательной гласовой системы  и теснее связанным с бытом.  Памятники такого пения сохранились,  правда, лишь с XVI века. Однако  дошедшие до нас исторические  известия наталкивают на мысль,  что в древнейшую эпоху этот  вид пения был едва ли не  единственным. Деместиком, или демественником, назывался тогда регент церковного  хора. Им был, например, Стефан, ученик  Феодосия Печерского, что явствует  из "Жития" последнего и Новгородской  летописи. Интересно и следующее  известие: "6453. Начало княжения  Олгина... есть двор Деместиков". С XIV в. встречаются упоминания  о демественном пении в быту. Вот рассказ летописца о кончине  князя Дмитрия Юрьевича Красного: "Князь едино слово первое  глаголаше потом же начать  пети демеством".

  Строгая  систематизация музыкального материала  в богослужебном пении ничуть  не мешала наличию заметного  жанрового разнообразия. Анализ  поддающихся расшифровке образцов  распевов свидетельствует о справедливости  выводов акад. Д. С. Лихачева, который  отмечал, что "жанры различаются  по тому, для чего они предназначены". "Многие виды церковных песнопений  различались не по форме и  содержанию, а по тому, в какой  церковной службе и в какой  части этой службы они исполнялись.  Другие виды - по тому, как они  исполнялись (троичные гласы... антифоны). Некоторые виды церковных песнопений  назывались по тому, как положено  было вести себя при исполнении  их. Таковы седальны (при пении  их начинали садиться), катавасия  (последний стих, для пения которого  певцы сходились на середину  церкви)".

  Музыкальный  материал прямо зависел тогда  от текста. Структура мелодии  определялась словами. В знаменном  распеве ведущим началом были  размеры текста, число его строк.  Если выпадало или появлялось  какое-либо слово, то соответственно  выпадала или вставлялась попевка  в мелодию. Подобные операции  с песнопением всегда были  односторонними, ибо ради сохранения  структуры мелодии никогда не  изменялся словесный текст. "Попевки  представляли собой "нейтральный"  в своей универсальности материал. Их можно было использовать  в любом порядке и в любой  последовательности".

  Канонизация  употребления распевов произошла  еще в Киевской Руси. В летописных  известиях того времени часто  встречается выражение "певша  над ним обычные песни". Вот  известие из Ипатьевской летописи: "Князь Володимир пристави  попы своя, едучи перед полком, пети тропари и коньдакы... и  канун (канон-по Хлебниковскому  и Ермолаевскому спискам.-А. М.) Святой Богородицы". Канонизированный  порядок употребления песнопений  лежал в основе и рукописных  певческих сборников. В "Рогожском  летописце" упоминается о пении  по книгам: "Пояше сам по  книгам". Певческие книги перечисляются  в летописи как большие ценности.

  Ряд  сведений о музыке дошел до  нас от XVI века. В частности, сохранились  песнопения, автором которых был  Иван Грозный. По данным, содержащимся  в источниках, можно судить о  его музыкальной одаренности. 

  Как  известно, литературные штампы того  времени всегда являлись результатом  чего-то довольно существенного,  из-за чего они и появлялись. Таким штампом было, в частности,  выражение: царь ездил в Троице-Сергиев  монастырь "молебнаго пения  послушати". В том, что это  выражение не случайно, убеждает  некоторая "вариационность" в  упоминании об интересе Ивана  IV именно к музыкальной стороне  богослужения: "А царь и великий  ккязь того молебного пения  слушалъ, до коего времени и  крещение вершилось". Такое его  поведение тем более любопытно,  что наблюдалось оно при крещении  его новонареченной жены Марии.  Или другое место из источника: "Былъ государь наедине с  отцомъ своимъ духовнымъ Андреемъ  протопопомъ, и нача въоружатися,  юмшанъ на себя класти, и слышитъ  звоны многые и ближнимъ своимъ  говоритъ: "звоны де слышю, какъ  бы Симонова монастыря звонъ". Если учесть, что у каждого  монастыря существовали свои  колокольные звоны, то следует  признать наличие неплохой музыкальной  памяти у Ивана IV. Между прочим, XVI век был временем распространения  многих новых местных распевов. Бытовали распевы киевский, владимирский, ярославский (по названиям городов), лукошков, христианинов (по именам  певчих, их авторов).

  XVI столетие  вообще богато именами выдающихся  певчих. Источники сохранили сведения  о Василии Шайдуре, Иване Носе, Федоре Христианине и других. Назовем здесь еще одно имя,  относящееся к ряду весьма  значительных в истории русского  певческого искусства: протопоп, а впоследствии митрополит Андрей. Упоминания о нем в летописях  рисуют его музыкально грамотным  человеком. Не являлся ли именно  Андрей автором (или одним из авторов) так называемого "Казанского" знамени, сочиненного по случаю взятия Казани в 1552 году? В Никоновской и Александро-Невской летописях говорится: "И посла государь и той час по духовного своего отца изящнаго в добродетели Ондрея протопопа Благовещенского и повеле ему прийти из своего царьского стану... Ондрей же... со псалмопением и со всем собором прииде ко государю... И повеле благочестивый царь и великий князь в своем полку под своим знаменем молебныя пети, о победе...".

  В  целом именно XVI век явился в  определенной мере переломным  для истории древнерусской музыки, причем отнюдь не только в  исполнительском певческом искусстве.  Именно с того времени можно  говорить о зарождении в России "теоретического музыкознания", первыми результатами которого  были многочисленные певческие  азбуки18. А XVII век-это период уже  своеобразного расцвета отечественного  музыкознания. Достаточно назвать  здесь имена таких авторов,  как Николай Дилецкий, Александр  Мезенец, Тихон Макарьевский. Они  заслуживают специального рассмотрения  тем более, что следующая эпоха  в истории русской музыки - эпоха  партесного пения - связана уже  с сугубо профессиональными музыкально-теоретическими  памятниками отечественной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение на тему:

«Музыка Древней Руси».

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Ученица 11 класса

Мысина Лилия

Учитель: И.А. Никитина

2012г.

referat911.ru

Православная музыка на Руси

МОУ Гимназии №55Доклад на тему:

« Православная музыка на Руси»Выполняла:  Зарина Дарья

8 «Г» класс.Томск 2010

Православная музыка на Руси.

Музыкальная культура Древней Руси, начинается с Киевского периода и в течение всего Средневековья, имела двойственный характер. В ней одновременно сосуществовали две культуры разного происхождения: народная и церковная.

Церковная музыка появилась после обращения Руси в христианство(988г.). Вместе с крещением страна приняла от Византии и музыкальную культуру. Одно из важнейших сторон богослужения стало пение – человеческий голос считался в Древней Руси наиболее совершенным музыкальным инструментом.

Древнерусская церковная музыка существовала в виде хорового пения без инструментального сопровождения. Музыкальные инструменты в православной   церкви были запрещены. Исключение составляло только искусство игры на колоколах.

Церковное пение служило образцом высшего профессионализма, воплощалось в самых различных формах в практической и теоретической системе, которая получила название «система осмогласия», т.е. чередование групп напевов по периодам в восемь недель.

На первых порах на Русь приезжали греческие певцы и доместики (так называли руководителей хора). Но постепенно вырастали свои певцы и руководители хора и создатели новых хоровых композиций. Первые богослужения велись на греческом языке. Со временем греческие певческие книги были переведены на старославянский язык. Однако известно, что даже в 1253 году в Ростове в церкви Богородицы левый клирос пел по–гречески, а правый – по-русски, что говорит о том, что еще довольно долго если не все богослужение, то его часть шла на греческом языке.

Постепенно на Руси вырабатывается собственный устав церковного богослужения, отличающийся от заимствованного из Византии свода когда-то незыблемых правил прибавлением новых служб, посвященных русским святым, другим порядком песнопений. Вместе с тем воспринятые от Византии каноны были настолько совершенны и высоки, что даже простое следованием, стремление достичь уровня византийского искусства времени его расцвета поднимало на новую ступень русскую музыку, литературу, живопись, все древнерусскую культуру в целом.

Самые ранние дошедшие до нас списки церковных книг содержат только тексты песнопений. Музыка же заучивалась на слух, передавалась от учителя к ученику.

Вообще православная музыка делится на несколько видов:

1) Древняя — распевы, возникшие во времена Византии (византийский распев у греков и другие богослужебные распевы у прочих православных народов, входивших в её состав или находившихся под её религиозно-культурным влиянием), в Древней Руси: знаменные, столповые, и другие распевы.

2) Партесная (многоголосная) — зародилась в XVII веке на Украине и Белоруссии под влиянием католической партесной музыки, затем с XVIII века стала распространяться и в России. Богослужебную партесную музыку писали многие композиторы.

3)духовные стихи и псалмы (песни на духовные темы) — не богослужебная.Знаменные распевы.

Знаменное пение – тип церковного пения, в основе которого положено одноголосное хоровое исполнение композиции. Знаменное пение так же называют православным каноническим пением в силу его древности и распространенности в Православии времен Византийской империи, а так же развития в рамках осмогласия.

Знаменные песнопения были одноголосными, строгими и сдержанными по характеру. В мелодии преобладали частые повторения одного звука. Главное внимание уделялось тому, чтобы текст произносился ясно - слогу соответствовало одно знамя (крюк)

В процессе развития знаменного распева возникло несколько его типов.

Столповой знаменный распев принадлежит невматическому стилю – на один слог приходится 2-3, реже 4 тона.

Разнообразна ритмика столпового знаменного распева. Им распеты основные  певческие книги.

Малый знаменный распев предназначен для ежедневных служб .

Партесное пение

ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ (от лат. partes — голоса) — стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки, распространившийся в России с середины XVII в. В партесном пении хор делился на партии (дисканты, альты, тенора, басы), которые в свою очередь делились на голоса. Количество голосов достигало 12, в некоторых случаях 16 и более. Произведения партесного стиля зачастую представляли собой обработку мелодий знаменного распева. Ведущая мелодия помещалась в теноре, бас служил основанием гармонии, верхние голоса дополняли ее. Создавались и свободные композиции без использования мелодий распевов. Тексты заимствовались в основном из церковной службы.

Знаки древнерусского нотного письма.

Музыкальный ряд в древних рукописях записывался знаками, которые отличались от современной нотации. Не было ни линеек, ни нот в привычном нам виде. Нотные знаки назывались крюками или знаменами.  От сюда название нотаций – крюковая, знаменная. Каждый знак писался над текстом, он обозначал звук или несколько звуков и их направление вверх или вниз. Любопытно, что нотные знаки древних рукописей имели словесные характеристики, в которых обязательно подчеркивались морально – нравственные оттенки:. Такие  нотные записи играли вспомогательную роль, они лишь напоминали певцам мелодии, воспринятые на слух.

Количество знамён было велико. В руководствах-азбуках содержался лишь перечень знамён, а как их петь, не указывалось - это была устная традиция. Искусство пения поэтому требовало длительной подготовки и практики в стенах храмов и монастырей. В конце XVI - начале XVII в. появились азбуки, дающие описание не только знамён, но и способов их пения.

Большинство рукописей безымянны, потому что музыканты рассматривали свое творчество как служение Богу и результат молитвы, они не подписывали своих произведений.

   

www.coolreferat.com

Музыка древней Руси — доклад

Доклад на тему «Музыка древней Руси». Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси.

О музыке Древней Руси рассказывают памятники литературы и искусства: летописи, фрески, иконы. В житии новгородского епископа Нифонта (XIII в.), в поучениях монаха Георгия (XIII в.) и ряде других документов содержатся сведения о том, что музыканты выступали на улицах и площадях городов. Музыка была обязательной частью обрядовых праздников Масленицы, Ивана Купалы и других. Проходили они обычно при большом количестве народа и включали игры, пляски, борьбу, конные состязания, выступления скоморохов странствующих актёров и музыкантов. Скоморохи играли на гуслях, трубах, сопелях, бубнах, гудках. Звучала музыка во время торжественных церемоний при дворе князей. Так, перемена блюд на пирах сопровождалась инструментальной музыкой или былиной. На войне с помощью труб, рогов, сурн, барабанов, бубнов подавали сигналы и создавали шум, который должен был испугать врага.

Наиболее распространённым инструментом были гусли. Не случайно в «Слове о полку Игореве» (XII в.) воспет Боян эпический сказитель гусляр. Однако отношение к гуслям было двойственное. Они пользовались уважением за сходство с музыкальным инструментом библейского царя-псалмопевца Давида (неизменный атрибут его изображений гусли). Но те же гусли в руках забавников скоморохов порицались Церковью. Скоморохи и предметы их быта, в том числе и музыкальные инструменты, исчезли в XVII в.

Церковная музыка появилась после обращения Руси в христианство (988 г.). Вместе с крещением страна приняла от Византии и музыкальную культуру. Одной из важнейших сторон богослужения стало пение человеческий голос считался в Древней Руси наиболее совершенным музыкальным инструментом. В основе песнопений лежало заимствованное из Византии осмогласие. Первыми учителями русских были греческие и болгарские певчие.

Произведения церковного певческого искусства (тропари, каноны и другие.) оставались анонимными. История сохранила имена только некоторых выдающихся мастеров, и то уже конца XVI в., Саввы и Василия Роговых, Маркела Безбородого, Фёдора Крестьянина, Фёдора Носа.

Церковные песнопения записывались с помощью нотного письма, в котором звуки передавались знаками символами знамёнами(крюками). Своё происхождение знамёна вели от византийских невм. Основной вид древнерусского церковного пения получил название знаменного распева.

Количество знамён было велико. В руководствах азбуках содержался лишь перечень знамён, а как их петь, не указывалось это была устная традиция. Искусство пения поэтому требовало длительной подготовки и практики в стенах храмов и монастырей. В конце XVI начале XVII в. появились азбуки, дающие описание не только знамён, но и способов их пения.

Знаменные песнопения были одноголосными, строгими и сдержанными по характеру. В мелодии преобладали частые повторения одного звука. Главное внимание уделялось тому, чтобы текст произносился ясно слогу соответствовало одно знамя (крюк).

Наряду со знаменными существовали кондакарные песнопения, более сложные по мелодии на один слог приходилось несколько звуков. Кондак разновидность хвалебной молитвы. Образцы кондакарного пения содержатся в древнейших русских певческих книгах XII—XIII вв. кондакарях. Такие песнопения имели особую систему записи, не поддающуюся расшифровке.

myunivercity.ru

Православная музыка на Руси — доклад по музыке

МОУ Гимназии №55

Доклад на тему: « Православная музыка на Руси» Выполняла:   Зарина Дарья 8 «Г» класс. Томск 2010 Православная музыка на Руси. Музыкальная культура Древней Руси, начинается с Киевского периода и в течение всего Средневековья, имела двойственный характер. В ней одновременно сосуществовали две культуры разного происхождения: народная и церковная.

Церковная музыка появилась после обращения Руси в христианство(988г.). Вместе с крещением страна приняла от Византии и музыкальную культуру. Одно из важнейших сторон богослужения стало пение – человеческий голос считался в Древней Руси наиболее совершенным музыкальным инструментом.

Древнерусская церковная музыка существовала в виде хорового пения без инструментального сопровождения. Музыкальные инструменты в православной    церкви были запрещены. Исключение составляло только искусство игры на колоколах.

Церковное пение служило образцом высшего профессионализма, воплощалось в самых различных формах в практической и теоретической системе, которая получила название «система осмогласия», т.е. чередование групп напевов по периодам в восемь недель.

На первых порах на Русь приезжали греческие певцы и доместики (так называли руководителей хора). Но постепенно вырастали свои певцы и руководители хора и создатели новых хоровых композиций. Первые богослужения велись на греческом языке. Со временем греческие певческие книги были переведены на старославянский язык. Однако известно, что даже в 1253 году в Ростове в церкви Богородицы левый клирос пел по–гречески, а правый – по-русски, что говорит о том, что еще довольно долго если не все богослужение, то его часть шла на греческом языке.

Постепенно на Руси вырабатывается собственный устав церковного богослужения, отличающийся от заимствованного из Византии свода когда-то незыблемых правил прибавлением новых служб, посвященных русским святым, другим порядком песнопений. Вместе с тем воспринятые от Византии каноны были настолько совершенны и высоки, что даже простое следованием, стремление достичь уровня византийского искусства времени его расцвета поднимало на новую ступень русскую музыку, литературу, живопись, все древнерусскую культуру в целом.

Самые ранние дошедшие до нас списки церковных книг содержат только тексты песнопений. Музыка же заучивалась на слух, передавалась от учителя к ученику.

Вообще православная музыка делится на несколько видов:

1) Древняя — распевы, возникшие во времена Византии (византийский распев у греков и другие богослужебные распевы у прочих православных народов, входивших в её состав или находившихся под её религиозно-культурным влиянием), в Древней Руси: знаменные, столповые, и другие распевы.

2) Партесная (многоголосная) — зародилась в XVII веке на Украине и Белоруссии под влиянием католической партесной музыки, затем с XVIII века стала распространяться и в России. Богослужебную партесную музыку писали многие композиторы.

3)духовные стихи и псалмы (песни на духовные темы) — не богослужебная.

Знаменные распевы.

docus.me