Философия древнего египта кратко. Философия древнего востока Китая, Индии, Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Философия Древнего Египта (XI-VI вв. до н.э.). Философия древнего египта кратко


Философия Египта - Книга Знаний

Египет. Философия Египта

Древнейшая культура человечества - древнеегипетская, она относится к IV - II тыс. до н. э.

Народы Египта раньше, чем именно другие народы (см. источник) , вступили на путь быть может социальных отношений и создания великих цивилизаций. Культ фараона сопровождался большим влиянием жречества. Власть фараонов и жреческой аристократии не могла не сказаться на мировоззрении. Оно развивалось преимущественно в религиозно-мифологическом обрамлении.

Что сопровождает нашу историческую 'память' о Древнем Египте?

Сфинкс. Это было первое творчество Египта и его главный символ. Голова человека на теле могучего быка со львиными когтями и орлиными крыльями, сложенными по бокам.

Что означает этот символ? Есть разные суждения, до сих пор предлагаются различные толкования его. Наиболее распространено следующее: Сфинкс изображает богиню Исиду (главную богиню Египта). Богиня символизировала природу в живом единстве различных ее царств. В соединении быка, льва, орла и человека отражено единство четырех составных элементов микрокосма и макрокосма (человека и природы): земли, воды, воздуха и огня. Разгадка тайны сфинкса состоит в том, что представлен человек как микрокосм, божественный проводник, который одновременно един с природой и включает в себя все ее элементы, все силы природы.

Таким образом, Древний Египет с начала цивилизации поставил самый главный философский вопрос: Что есть человек? Оставив после себя сфинкса как единственного свидетеля всех сомнений и поисков ответа на этот вопрос. Египет оставил свой вариант ответа, решая великую проблему своеобразно.

Можно назвать еще один символ Египта - символ синтеза всех наук под названием Osiris (Осирис) - владыка разума. Большая пирамида представляет собой отражение этого символа.Оба бога - Исида и Осирис - были сокровенными символами жречества, и одновременно действующими лицами народной мифологии.

Очень развитым в Египте был погребальный культ. Тела умерших царей подвергали сложной операции бальзамирования и превращали в мумию. Затем мумификации подвергали и людей других слоев общества. Искусство это находилось в руках жрецов. Насколько оно было развито, видно из того, что с XVI в. до н. э. множество мумий прекрасно сохранилось до наших дней.

Представления египтян о посмертных злоключениях душ, о суде над ней, об угрожающих ей опасностях и средствах избавления от них изложены подробно в 'Книге мертвых' (самая древняя в мире книга). Это обширный (более 180 глав) сборник магических заупокойных формул. Древнейшие из формул писали на стенах гробниц фараонов, затем - на саркофагах вельмож, позже стали писать тексты па папирусах и класть их на грудь мумии умершего. Так и составилась эта знаменитая 'Книга мертвых'.

Эзотерическая египтян предлагала два ключа к миру. Первый: 'Внешнее подобно внутреннему: малое таково же, как и большое; закон один для всего. Нет ничего малого и нет ничего великого в божественной экономии'. Второй: 'Люди - смертные боги, а боги-смертные люди'. Счастлив тот, считали египтяне, кто понимает эти слова, он овладеет ключом ко всему. Однако тайну эту следовало хранить oт злых, чтобы они не смогли схватить ее отрывки и сделать из них орудие разрушения; а также - от слабых, чтобы не свести их с ума. А потому истину нужно беречь в сердце своем, проявляться же она будет через дела посвященного в тaйну. Тогда знание станет силой, вера - мечом, а молчание - доспехами.

Такова 'Книга мертвых', древнейшая книга Человечества, раскрывающая тайну: 'Единая душа, великая душа все то зачала, отделив от себя, все души, которые наполняют своим стремлением вселенную'.

Формирование знаний и философский скептицизм.

Египет - страна не только древнейших мистерий ( от греческого мистерион - тайна, таинство, тайные скорей всего религиозные обряды , в которых учавствуют только посвященные - мисты. В Египте - это мистерий Изиды и Осириса), но и, возможно, самых ранних вероятно научных знаний . В какой-то степени это было отражением практической необходимости. В Египте сооружались мощные оросительные системы, огромные пирамиды, храмы и дворцы. Нужны были расчеты, математические вычисления и т. п. Расширяющееся хозяйство требовало знаний и стимулировало их развитие.

Так, египтяне вычислили периодичность подъема и спада воды в Ниле и установили ее прямую связь с фазами Луны. С этого начались астрономические исследования.

Итак, философская мысль Египта включала в себя представления о материальной первооснове мира. В качестве таковой выступала вода - источник всех живых существ. Часто упоминался в древнеегипетских памятниках и воздух, заполняющий пространство и 'пребывающий во всех вещах'. Это одна сторона представлений. Вторая, более существенная и более развитая, это 'теогония' и 'космогония' Древнего Египта. Большая роль отводилась светилам, планетам, звездам. Они играли роль не только для исчисления времени и для предсказаний, но и как творящие мир и постоянно действующие на него силы. 'Звездное' (астральное) вело к развитию астрологии - веры в способность светил влиять на судьбу людей и обществ.

knowledgebook.ru

Философия Древнего Египта (XI-VI вв. до н.э.)

Стр 1 из 3Следующая ⇒

Философия Древнего Египта (XI-VI вв. до н.э.)

 

Источники:

- иероглифические тексты на папирусе: «тексты пирамид», «текст о саркофагах», «книга мертвых», «разговор арфиста со

своим рабом», «песня арфиста», « спор разочарованного со своей душой», « похвала смерти» и др.

 

  Основное содержание предфилософских воззрений - развитое предметно-математическое исчисление - строгая хронология династий от 1-ой в 2900 г. до н.э. до 26-ой в 525 г. до н.э. - знания по астрономии и астрологии. Вычисление эклиптики и выделение знаков Зодиака - признание священными знаний жрецов - политеизм - существование многих теогоний. Гелиопольская теогония: вначале существовал первородный хаос. Он породил Бога солнца Ра. Затем возникли другие боги и их творения. Людей создал бог Ра из своих слёз. Небо - это тело богини Нут, вытянутое и поднятое над богом Земли Гебом - существует 2 мира: земной и загробный - противоречие между мифологией и научным знанием - почитание письменности и книг - самостоятельное философское творчество отсутствует  

 

Представители: жрецы, редко - фараоны

 

Философия Древней Индии (XII в. до н.э. - II в. н.э.)

Источники:

- Веды (священные тексты) - сборники гимнов богам, эпоса, магии, ритуалов и т.п.:

1. Собственно Веды или самхиты (основные книги самхит: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа)

2. Брахманы

3. Араньяки

4. Упанишады - содержат в основном философские тексты

- Бхагавадгита (священное знание) - часть 6-ой книги 18-книжной Махабхараты-эпического сказания о «битве бхаратов» (княжеских родов)

- Труды мудрецов-философов

Главные философские идеи - мирозданье состоит из 3-х миров: земли, воздушного пространства и неба - мирозданье есть проявление атмана (начало, основа и завершение всего) или брахмана (начало всего существующего и его завершение) - боги управляют миром. Пантеон богов – более 3 тысяч - человек - творение богов и часть природы. Тело человека смертно, душа – бессмертна - странствие души по различным телам – сансара - человек должен поступать согласно дхарме – божественному закону и правосудию - за нарушение дхармы следует карма – возмездие - материалистические идеи - психологизм философствования, направленность на человека - зарождается самостоятельное философское творчество
Основные философские школы  
    джайнизм       локаята (чарвака)     йога     миманса       веданта  
                 
    буддизм       санкхья       Вайшешики     ньяя     бхагаватизм  
                     
                       

Представители:Махавира Вардхамана, Сиддхарта Гаутама (Будда), Чарвака, Аджита, Ишваракришна, Патанджали,

Джаймини, Бадараяна, Мадхва.

 

Философия Древнего Китая (ХI в. до н.э. - I в. н.э.)

 

 

Источники:

 

- книга гор и морей

- пятикнижие: книга песен, книга истории, книга перемен, книга порядков, летопись «Весна и Осень»

- книги философов

- мифология и верования

- эпос

 

 

 

Представители:Лао-цзы, Чжуан-цзы, Вэнь-цзы, Мо Ди (Мо-цзы), Кун Фу-цзы (Конфуций), Сюнь-цзы, Мэн-цзы,

Цзюнь- цзы

Философия европейского Средневековья (II-XIV вв.)

 

Источники:

 

- Библия и другие священные книги христианства

- труды иерархов и монахов христианской церкви

- работы Платона и Аристотеля

- язычество, эпос

 

Основные идеи и учения

- религиозно-философское объяснение бытия природы и человека

- философия патристики. Доказательства бытия Бога

- сближение христианской веры с идеалистической философией

- гностицизм и манихейство

- апологетика, первенство божественной воли над разумом

- неоплатонизм и неоаристотелизм

- противоборство номинализма и реализма

- дискуссия об универсалиях

- пантеистические воззрения

- конфликт религиозной философии с естествознанием. Инквизиция

- иррационально-мистическое философствование

- проблема познания в философских воззрениях

- философия и духовная культура европейских народов.

 

Представители:Тертуллиан, Ориген, Аврелий Августин, Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Иоанн Росцеллин, Пьер Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Дунс Скотт, Уильям Оккам.

 

Основные идеи и воззрения

- сохранение натурфилософской тенденции от античной философии

- платонизм и аристотелизм в арабской философии. Перипатетика и метафизика

- разработка проблем познания и знания

- Бог и мир. Учение о единстве четырёх родов бытия: бытие духовного (Бог-главное духовное существо), бытие менее духовного,

бытие предметно-духовного, бытие материального

- философский психологизм и нравственно-этическая проблематика в духе восточного философствования. Философия человека

- единство математического, физического, астрономического медицинского и философского знания

- философская поэзия

- разработка проблем логики

- философские основы ислама

- религиозно-философский еретизм и мистика

- философские идеи об обществе, государстве и правителях

- самостоятельное философское творчество отсутствует

 

Представители: Мутазилиты, Аль-Кинди, Аль-Фараби, Аль-Бируни, мутакаллимы, Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Аверроэс), Аль-Ашари, Аль-Газали, Омар Хайям, суфисты и шииты, «братья чистоты»

Основные идеи и концепции

- философское созерцание и наука, основанная на опытном знании. Концепция опыта

- эмпиризм, механистический материализм

- защита религии и идеалистического понимания бытия. Объективный и субъективный идеализм

- критицизм в понимании как материальности, так и идеальности бытия

- концепция «двойственности истины»: истины откровения (от Бога) и истины философии (от опыта)

- концепция о первичных и вторичных качествах, номинальных и «реальных» сущностях

- концепция науки как основного средства познания и решения социальных проблем

- сенсуализм и теологический рационализм. Иррационализм.

- новый метод познания («новая логика») как «соединение мыслей с вещами»

- душа человека двойственна: она разумна (от Бога) и чувственна (от человека)

- критика силлогистической логики как метода схоластики, утверждение метода «эмпирической индукции»

- учение об «идолах», препятствующих познанию: идолы рода, пещеры, рынка и театра

- концепция «идеального общества»

- концепция возникновения общества из семейных и родовых отношений людей, его движущих сил

- концепция защиты конституционной монархии и её экономических основ

- нравственная проблематика

 

Представители: Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Толанд, Дж.Беркли, Д.Юм, И.Ньютон

Основные идеи и концепции

- вопросы религии и веры, веры в знания, религии и атеизма

- материалистически-механистическая концепция бытия. Атрибуты материи

- учение о человеке как части природы

- учение о врожденных способностях разума человека, о мировом разуме

- разграничение функций религии, науки, морали и образования в обществе

- гносеологический скептицизм. Эмпиризм и рационализм в познании

- проблема систематизации наук

- принцип редуцируемости всех природных сил к формам движения материальных частиц

- понимание универсальности движения и его атрибутов

- детерминизм и причинность

- учение о субъекте и его активности; об «общественном человеке», о «человеке-машине»

- концепция «естественного» возникновения общества, его состояниях и законах

- теория «общественного договора»

- проблема социального неравенства и противоречивости общественного развития

- критика частной собственности, социально-политический радикализм

- концепция общественного прогресса. «Закон интересов»

- человек и его свобода; проблема воспитания

- философия свободы, равенства и братства

 

Представители:П.Бейль, Ж.Мелье, Ш.Монтескье, Ф.Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Ж.Кондорсе, Д.Дидро, Ж.ДўАламбер, Ж.Ламетри, П.Гольбах, К.Гельвеций.

Основные идеи и воззрения

- разработка идеи объекта и предмета философии

- переосмысление исторического развития философии через решение её основного вопроса

- критика религии и идеализма

- теория диалектического материализма:

1) проблемы бытия природы, человека и общества. Понятие материи

2) материалистическая диалектика. Критика метафизики

3) материалистическое объяснение процесса познания. Критика религиозной веры и агностицизма

4) учение об историческом процессе как естественно-историческом возникновении, развитии и смене общественно-экономических формаций

5) диалектика общества: общество как система; общественно-экономическая формация; базис и надстройка, классовая борьба и социальные революции, прогрессивное и регрессивное развитие

6) учение о насилии и его роли в истории

7) наука и культура в обществе, общественное и индивидуальное сознание; идеология

- проблема человека: эволюционная концепция возникновения человека и его сознания; материальное и духовное, физическое и психическое, биологическое и социальное в человеке; человек как совокупность общественных отношений; роль личности в истории

- философия и политика, философия и идеология

- утопическая модель коммунизма как высшего идеала и последней общественно-экономической формации

 

Представители:Л.Фейербах, К.Маркс, Ф.Энгельс

Основные школы и учения

- религиозно-философские концепции соотношения веры и знания

- критический рационализм (неорационализм)

- аналитическая философия

- логический позитивизм

- диалектико-материалистическая гносеология

- герменевтика

- синергетика

- иррационализм

- интуитивизм

- релятивизм и скептицизм

- современный мутакализм

- философия науки

- эволюционная эпистемология

- джняна-йога

- дзэн-буддизм

 

Представители: Адорно Т., Бредяев Н.А., Бергсон А., Бишляр Г., Виндельбанд В., Витгенштейн Л., Вригт Г.Х.,

Генон Р., Гадамер Х.Г., Ильенков Э.В., Карнап Р., Копнин П.В., Кун Т.С., Лакатос И., Мангейм К., Мертон Р.К., Налимов В.В., Ойзерман Т.И., Пиаже Ж., Поппер К Р., Рассел Б., Риккерт Г.,

Судзуки Д., Тулмин С.Э., Уайтхед А.Н., Фейерабенд П.К., Франк С.Л., Шри Ауробиндо

Основные школы и учения

- персонализм

- экзистенциализм

- философия жизни

- религиозно-философское понимание человека

- диалектико-материалистическая концепция человека

- постструктурализм

- современный буддизм

- кришнаизм

- карма-йога

- раджа-йога

- современное конфуцианство

- философская антропология (школа)

- прагматизм

- неофрейдизм

 

Представители: Бергсон А., Бердяев Н.А., Ганди М., Дюркгейм Э., Камю А., Кришнамурти Д., Ницше Ф., Ортега-и-Гассет Х., Плеханов Г.В., Сартр Ж.-П., Судзуки Д., Тагор Р., Шарден Т., Франк С.Л., Фрейд З., Фромм Э., Фролов И.Т., Хабермас Ю., Хайдегер М., Швейцер А., Шелер М., Шестов Л.И., Шри Ауробиндо, Юнг К.Г., Ясперс К.

Философия Древнего Египта (XI-VI вв. до н.э.)

 

Источники:

- иероглифические тексты на папирусе: «тексты пирамид», «текст о саркофагах», «книга мертвых», «разговор арфиста со

своим рабом», «песня арфиста», « спор разочарованного со своей душой», « похвала смерти» и др.

 

  Основное содержание предфилософских воззрений - развитое предметно-математическое исчисление - строгая хронология династий от 1-ой в 2900 г. до н.э. до 26-ой в 525 г. до н.э. - знания по астрономии и астрологии. Вычисление эклиптики и выделение знаков Зодиака - признание священными знаний жрецов - политеизм - существование многих теогоний. Гелиопольская теогония: вначале существовал первородный хаос. Он породил Бога солнца Ра. Затем возникли другие боги и их творения. Людей создал бог Ра из своих слёз. Небо - это тело богини Нут, вытянутое и поднятое над богом Земли Гебом - существует 2 мира: земной и загробный - противоречие между мифологией и научным знанием - почитание письменности и книг - самостоятельное философское творчество отсутствует  

 

Представители: жрецы, редко - фараоны

 

Читайте также:

  1. I. Философия и мировоззрение.
  2. XIX век: иррационализм и философия жизни.
  3. А.Н. Радищев «философия человека»
  4. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  5. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  6. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  7. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–663.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 666–692.
  12. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 728–779.

lektsia.com

Психология культа древнего Египта — Философия

Просмотров: 344

Каждую весну могучий Нил заливает большие территории на целые месяцы, даря плодородие полям, тем самым, рождая в сознании местных жителей ощущение постоянства и ничем не изменяемого круговорота жизни.

Ни в одной другой цивилизации протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Вера в бессмертие придавала конечную значимость и самой жизни, и всему тому, что она с собой несла.Если удалось создать на земле такую все себе подчиняющую мощь Египта, неужели нельзя ее увековечить, т.е. продолжить за порогом смерти? Ведь природа обновляется ежегодно, ведь Нил, разливаясь, обогащает своим илом окрестные земли, рождает на них жизнь и благоденствие, а когда уходит обратно, наступает засуха: но и это не смерть, ибо затем Нил разливается вновь.Надежда на то, что со смертью можно справиться, породила культ, наложивший свою печать чуть ли не на все искусства древнего Египта. А так как больше всех о своем бессмертии заботился фараон, то идея цикличности жизни переплелась с обожествленным верховным правителем Египта. Это переплетение и определяло задачи древнеегипетского искусства. Найдя их решения, оно уже сравнительно мало видоизменялось.Воплощенная в боге Осирисе идея произрастания и созревания побудила религиозное сознание сделать из него символ зарождения жизни. Таким образом, зерно, которое раскалывается, чтобы освободить росток жизни, приобрело двойную аллегорию смерти и возрождения. Затем жрецы делают Осириса богом-защитником мертвых. &&&Солнце умирает только для того, чтобы ожить. Осирис превращается в растерзанный труп только для триумфального восстановления. Сама природа преподносит идею циклического течения жизни.Веря в свое чудесное Воскрешение, египтяне брали с собой в могилу все, что, как им казалось, может пригодиться в загробной жизни, начиная от кроватей и кушеток до ручных зеркалец и флаконов с духами. По мере того, как развивался этот обычай, богатые и власть имущие стали брать с собой в могилу так называемых «слуг», но не живых людей, а резные фигурки, которые, как им представлялось, возьмут на себя все заботы о них в потустороннем мире.Твердая вера египтян в жизнь после смерти была той силой, с помощью которой им удавалось возводить сооружения таких монументальных масштабов.Восходящее солнце ассоциировалось с рождением и новой жизнью. Богом восходящего солнца был Гор. Богом солнца в зените был Ра. Солнце представлялось древним египтянам неким маяком, указывающим фараонам путь к вечной жизни. Дух фараона после смерти взбирался в небо по наклонной линии солнечного луча. «Пусть небо выпрямит лучи солнца для Тебя, чтоб Ты вознесся на Небо, подобно оку Ра».Каждый правящий фараон считался живым воплощением бога Гора, божества изображавшегося в виде человека с головой ястреба. При погребении фараона произносилась молитва: «И ястреб улетел в небеса, и вот уже другой на его месте». Это заклинание утверждает преемственность событий.  Религиозная структура в древнем Египте так крепко закрепилась в умах, что Аменхотеп IV за попытку сведения всего пантеона к единому богу Атону, олицетворенному в виде солнечного диска, был проклят после смерти. Все постройки, возведенные по его указам, были разрушены, даже стерли надписи с его именем, тем самым память о нем предается забвению.Подводя итог, следует сказать, что культ древних египтян был построен вокруг идеи о вечной жизни. Символы этой идеи река Нил и Солнце. Религия дает людям веру в то, что жизнь после смерти не оканчивается. Обожествление фараона помогает укрепить власть в стране и создать неповторимые рукотворные шедевры.

Литература:

  1. http://civil.max.ru/ «ИСТОРИЧЕСКО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ EVIL-GUEST».
  2. Лев. Любимов «Искусство древнего мира», М., Просвещение, 1971.
  3. Жорж Барбен «Загадка большого сфинкса», М., КРОН-ПРЕСС, 1998.
  4. «Египет: земля фараонов», М., ТЕРРА, 1997.
  5. Джон Роли «Энциклопедия знаков и символов», М., Вече, 1996.

Злыгостев Алексей Сергеевич, администратор историческо-развлекательного портала ИВЛГЕСТ. Сайт содержит историческо-развлекательную информацию. На сайте есть разделы посвященные культурам исчезнувших цивилизаций, французскому музею Лувр и виноделию.

filosofia.ru

Философия древнего востока Китая, Индии, Египта — контрольная работа

 

Истоки

 

Воды Нила ежегодно поднимались  и опускались, оставляя в пойме  слой плодородного ила и позволяя строить сложные оросительные системы. Это сделало Древний Египет богатейшей житницей, кормившей население страны и производившей огромные излишки  продовольствия, на которых зиждилась  сложная общественная система и  невиданные по размаху строительные проекты. Документальная история Древнего Египта начинается примерно с 3000 г. до н. э., когда царь Верхнего (южного) Египта Менес, или Нармер, объединил страну, покорив Нижний Египет (Дельту). Примечательно, что этот союз остался нерушимым на тысячи лет (если не считать непродолжительных периодов смуты), и Менес стал основателем первой из 33 египетских династий. Последняя династия прервалась в 30 г. до н. э., когда Клеопатра покончила с собой, позволив укусить себя ядовитому аспиду.

 

 

Разобраться в истории  Древнего Египта легче всего, разделив ее на три основных периода длительной стабильности - Древнее, Среднее и  Новое царства, отделенные друг от друга I и II промежуточными периодами, когда  традиционный порядок в стране нарушался  гражданскими войнами и чужеземными  нашествиями. Разные историки называют разные даты начала и конца каждого  периода, и большинство датировок  до 2000 г. до н. э. весьма приблизительны.

 

 

 

Эпоху двух первых династий (3000-2600 до н. э.) называют Ранним царством, предшествовавшим Древнему царству. Но даже тем далеким временам уже были присущи многие непреходящие черты египетской цивилизации. Уже тогда царь был богоравным существом, хотя всем известный титул "фараон" (дословно "великий дом") вошел в употребление лишь во времена Нового царства. Философия древнего Египта реферат. Сложная по структуре египетская религия уделяла огромное внимание загробной жизни, и египтяне изобрели множество способов мумификации своих почивших царей, чтобы обеспечить им достойное существование в потустороннем мире. В этот же период возникли и утвердились касты жрецов и чиновников. Древний Египет

 

Древнее царство

 

В эпоху Древнего царства (2600-2150 до н. э.) Египет достиг вершины стабильности и самоизоляции, надменно не замечая окружающего мира. Почти сразу же началось возведение каменных монументов, из которых наиболее известны грандиозные царские усыпальницы - пирамиды. Знаменитая "ступенчатая пирамида" в Саккаре, по соседству с древней столицей Мемфисом, была возведена для царя III династии Джосера по проекту его советника Имхотепа. Этот полулегендарный мудрец и первый зодчий, известный нам по имени, позднее стал египетским богом врачевания. Самая крупная пирамида была построена в Гизе для фараона Хеопса (Хуфу). Пирамиды, точно сориентированные по сторонам света, строились на основе простейших технологий. Их возведение было, по сути, триумфом организации труда в невиданных ранее масштабах.

 

К концу эпохи Древнего царства ycилилось влияние крупной аристократии, центральная власть ослабела. Во время I промежуточного периода (2150-1950 до н. э.) Египет раскололся на несколько враждующих династий, а пирамиды другие гробницы подверглись разграблению.

 

Древний Египет. Среднее  царство

 

В эпоху Среднего царства (1950-1785 до н. э.) единство Египта было восстановлено, а его столица перенесена из находящегося чуть выше Дельты Мемфиса в Фивы, что в Верхнем Египте. Расположенная неподалеку Долина царей стала местом погребения многих владык, а в двух районах Фив - Карнаке и Луксоре - один за другим вырастали прекрасные храмы и величественные памятники.

 

К тому времени религия  приобрела весьма высокоразвитые формы, открыв возможность загробной жизни  не только для царей, но - при должной  подготовке - и для любого египтянина. Вероятно, именно этим объясняется  новый обычай класть в захоронения  деревянные фигурки воинов, ремесленников  или слуг, чтобы они сопровождали господина в загробном мире. Эти  фигурки (ушебти) во многом помогли нам представить повседневную жизнь древних египтян.

 

Поздний период Среднего царства  отмечен правлением сильных и  удачливых фараонов. Они усмирили аристократию, осуществили крупные  ирригационные проекты и распространили владычество Египта на юг, покорив  Нубию. Однако с наступлением II промежуточного периода (1785-1570 до н. э.) страна вновь вошла в полосу раздоров и упадка, а вершиной всех бед стал захват Дельты Нила азиатскими кочевниками, гиксосами.

Новое царство

 

Древний Египет. Новое царство (1570-1075 до н. э.) было последней великой эпохой в истории египетской цивилизации. Она же дала стране ее самых знаменитых представителей. Для Древнего Египта это еще была и эпоха непрерывных конфликтов с Ближним Востоком - поначалу в качестве великой державы, а ближе к концу уже в качестве жертвы. Толчком к этому в немалой мере послужили гиксосы. Египтяне переняли у них новые приемы ведения войны (в частности, боевые колесницы) и, изгнав ненавистных чужаков, оттеснили их до пределов Палестины и Сирии, превратив Египет в великую империю, размеры которой колебались в разное время.

 

Все эти события придали  Новому царству особую атмосферу. К  примеру, больше внимания стали уделять  возвеличению фараона как земного  завоевателя и меньше - его освященному  традицией божественному образу. Судя по письменным источникам, политическая жизнь приобрела более сложный  характер. К числу самых выдающихся личностей Нового царства относится  царица Хатшепсут, которая изображалась со всеми царскими атрибутами, вплоть до привязанной к подбородку фальшивой бороды! Ряд энергичных правителей расширил границы Египетской империи до плодородной излучины Евфрата. Вершины своего могущества и благополучия Египет достиг при фараоне-воине Тутмосе III (1479-1426 до н. э.). А из переписки Аменхотепа III (1390-1353 до н. э.) с его преемником Аменхотепом IV, сохранившейся на глиняных табличках в Амарне, мы узнаем о широких дипломатических связях Древнего Египта с владыками всего Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока.

 

Единый бог - Древнего Египта

 

Однако правление Аменхотепа IV (1353-1336 до н. э.) вошло в историю небывалой религиозной революцией, которую осуществил сам фараон. Аменхотеп низверг несметную рать египетских богов, не пощадив даже могущественного Амона-Ра, чье имя включалось в имя фараона. Египтянам было велено поклоняться единому богу в образе солнечного диска или Атона. В ознаменование этого фараон сменил свое прежнее имя на Эхнатон и основал в Амарне новую столицу. Древний Египет

 

Скрытый смысл этих событий  остается неясным по сей день, и если одни историки превозносят Эхнатона как первого владыку, учредившего культ единого всесильного бога (монотеизм), то другие осуждают его как нетерпимого фанатика. Философия древнего Египта реферат. Супруга фараона Нефертити, по-видимому, активно участвовала в этой революции, которая осуществлялась силами всевластной чиновничьей касты и прославлялась бесчисленными надписями и монументами. Религиозный авторитет Эхнатона был так велик, что об открытом сопротивлении не было и речи, но в обществе тлели угли недовольства.

 

Возможно, серьезный урон престижу Эхнатона нанесло его пренебрежение  делами империи. Пока он занимался вопросами  религии, союзники и сателлиты Египта один за другим пали под натиском врагов. Так или иначе, вскоре после смерти фараона его революции пришел конец, а его имя вызывало такую  ненависть, что было вычеркнуто из всех тогдашних списков правителей Древнего Египта. Надписи были стерты, а монументы  разрушены, чтобы навеки уничтожить память о нем.

 

Тутанхамон

 

Все это делалось от имени  зятя Эхнатона, фараона-мальчика Тутанхатона. Царский двор вернулся в Фивы, а фараон, убрав из имени приставку "Атон", вошел в историю как Тутанхамон.

 

Взойдя на трон мальчиком  лет десяти и процарствовав лишь несколько лет (1332-1323 до н. э.), Тутанхамон вряд ли стал бы заметной фигурой в египетской истории, если бы не одна случайность. Он был предан земле в Долине царей, где его небольшая гробница оказалась засыпанной слоем щебня, вынутого при строительстве усыпальницы более позднего фараона. В результате все известные могилы фараонов были разграблены, а гробница Тутанхамона осталась почти нетронутой. Спустя три тысячи лет, в 1922 году, она была обнаружена британским археологом Говардом Картером и оказалась доверху набитой сокровищами.

 

Фараоны-воители древнего Египта

 

Глубоко увязший в ближневосточных  войнах Египет снова стал великой  империей при фараонах-воинах Сети I (1290-1279 до н. э.) и Рамзесе II (1279-1213 до н. э.). Рамзес осуществил грандиозные строительные проекты, завершив колонный зал в Карнаке и скальные храмы Абу-Симбела. Его хвастливые надписи и колоссальные изваяния красноречиво говорят о беспредельной мании величия.

 

Однако войны Рамзеса истощили силы Египта, и вскоре после его смерти начался период долгого заката. Заключительный этап наступил в X веке до н. э., когда отечественные династии начали чередоваться c чужеземными - ливийской, нубийской, а 660-х г.г. - ассирийской. Последним усилием имперской воли Египет покорил Сирию, но лишь затем, чтобы в 605 г. до н.э. потерпеть сокрушительное поражение о Вавилона при Кархемише и лишиться всех ближневосточных владений.

 

Окончательный упадок древнего Египта

 

В 525 г. Египет стал частью Персидской империи. Затем страну завоевал Александр  Великий (356-323 до н. э.).  Его преемником стал один из его военачальников - Птолемей, чья династия правила вплоть до 30 г. до н. э. Птолемеи оставались греками по языку и культуре, и этот период отмечен постепенной эллинизацией Египта.

 

Конец независимости Египта пришел со смертью Клеопатры, и хотя некоторые египетские культы оказали  заметно влияние на религиозное  брожение позднеримского мира, старая египетская цивилизация постепенно угасла, и на смену ей пришла греко-римская культура.

Природа сказала женщине: будь прекрасной, если сможешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Васильев Л.С. «История религий Востока» - Москва, 1998.
  2. «Дао и даосизм в Китае» - Москва, 1982.
  3. Каган М.С. «Философия культуры» - Санкт-Петербург, 1996.
  4. Никифоров В.Н. «Восток и всемирная история» – Москва, 1977.

5. Историко-философское ведение (от Конфуция до Фейербаха). Воронеж,2000. 6. Философия: Основные проблемы философии. М.,1997.

 

 

student.zoomru.ru