Женщины гладиаторы древнего рима. 10 интересных фактов о женщинах-гладиаторах
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Женщины-гладиаторы в Древнем Риме. Женщины гладиаторы древнего рима


Факты о женщинах гладиаторах Древнего Рима

Главная арена гладиаторских боёв

Римские гладиаторы — пожалуй, самые мужественные персонажи в истории. Хотя мало кто предполагает, что существовали гладиаторы-женщины (гладиаторши), которые тоже участвовали в поединках в Колизее. Большинство из них делали это по доброй воле и нисколько не уступали мужчинам в технике боя.

Женщины-борцы

Женщина-воин

Изначально женщин приглашали на арену Колизея в перерывах между боями

Гладиаторские бои долго были в моде, и участников тренировали так, чтобы схватка выглядела наиболее зрелищно для посетителей. Более тысячи лет этот вид развлечения был на пике популярности, организаторы шоу постоянно придумывали что-то новое, чтобы подогревать интерес аудитории.

Гладиаторы принимали различные образы, надевая костюмы и используя специализированное оружие, были и сражения, которые затягивались на несколько схваток. Это очень похоже на современный реслинг, где зрители могут следить за происходящим на ринге и слушать комментатора.

Неудивительно, что римляне начали приглашать женщин на арену. Изначально это делалось для разнообразия, чтобы зрители могли отдохнуть от кровопролитных боёв.

Большинству из них не доводилось сражаться с серьёзным противником, в основном, они дрались с карликами, чтобы повеселить аудиторию. Женщины также сражались с животными, например, с кабанами, но потом начали драться друг с другом.

Сражения топлесс

Статуя женщины

Гладиаторский костюм для женщин почти не отличался от мужского

Гладиаторы-мужчины дрались с голым торсом. Поэтому, когда в рядах бойцов появились представительницы прекрасного пола, им приходилось, следуя общему правилу, драться топлесс.

Женский костюм представлял собой набедренную повязку, которая легко задиралась в драке и обнажала тело. Они также носили доспехи на ногах и шлем для защиты от травм.

Доспехи и меч помогали защитить уязвимые части тела. После окончания битвы женщины снимали шлем, чтобы зрители могли увидеть лицо, и поднимали руку с мечом вверх в знак победы. Некоторые историки утверждают, что подобная форма одежды не несла никакого эротического подтекста, просто так было удобнее драться. Но большая часть зрительской аудитории были мужчины, поэтому можно легко представить, насколько это зрелище им нравилось.

Частные уроки

Воин

Жизнью древнеримской женщины распоряжались мужчины

Женщин не допускали на мужские тренировочные площадки. Но молодые девушки иногда учились гимнастике и боевым искусствам в юношеских коллегиях. Также существовали общественные клубы для молодёжи (организации типа пионерской).

Девушкам редко удавалось принимать в них участие, но записи доказывают, что это всё же происходило. Девочки, которые посещали эти клубы в раннем возрасте, имели возможность почувствовать вкус драки.

Жизнь девочки обычно планировал отец: на его плечи ложилась задача по поиску мужа, заботе об организации быта. Если отец умирал, не успев выдать дочь замуж, то девушка должна была обзавестись наставником. Если женщине не доставало образования, то ей было необходимо нанять мужчину для помощи в финансовых делах.

Наставники старались прививать девушкам мужские качества. Для обучения технике боя нанимали учителя, или отец обучал девочку драться.

Мятежи

Драка

Мужчины не очень-то жаловали женщин-гладиаторов

Многие свободные мужчины с хорошим достатком принимали решение стать гладиаторами, потому что они хотели стать знаменитыми и выиграть денежный приз, который помог бы им разбогатеть. Женщины не были исключением: большинство из них становились гладиаторшами по собственному желанию. Для незамужней женщины это был шанс зарекомендовать себя в обществе. Если она выигрывала битву, то могла долгое время не зависеть от отца, мужа или наставника.

Авл Корнелий Цельс был известным древнеримским учёным, который написал медицинскую энциклопедию. Он говорил и о гладиаторах-женщинах, называя их «мужланками», и призывал мужчин подумать о том, как их жёны приходят домой с оружием и в гладиаторском наряде.

Подобное занятие рассматривалось как угроза роли женщины в обществе. Цельс называл женщин-гладиаторов вульгарными и неженственными. Женщина, избравшая путь воина, так или иначе бросала вызов обществу.

Замужество

Пара

Женщины-гладиаторы не выходили замуж

Гладиаторы-мужчины, которым удавалось получить свободу, жили нормальной жизнью, женились, заводили детей. Если они были военнопленными, то возвращались домой к семье и друзьям. Женщин, которые участвовали в гладиаторских боях, называли «неграциозными» и замуж не брали.

И, так как гладиаторши участвовали в боях полуголыми, их социальный статус был близок к стриптизёршам и проституткам. На самом деле, гладиаторы, независимо от пола, так или иначе приравнивались к проституткам, так как они торговали телом, чтобы развлекать людей. Во времена Римской империи женщины выходили замуж в юном возрасте. Если девушка была из обеспеченной семьи, то мужа ей обычно выбирал отец. Если женщина изменяла супругу, то пара разводилась, и изменнице запрещалось выходить замуж повторно. А если и отец отрекался от неё, то ей ничего не оставалось, как жить в бедности. Даже император Август отрёкся от своей дочери, когда у знал, что у неё было несколько любовников.

К сожалению, записи о жизни женщин-гладиаторов не дошли до наших дней, но можно представить, что это были в основном те, кого уличили в неверности. Велика вероятность, что лесбиянки шли в гладиаторы, чтобы избежать замужества.

Амазон и Ахиллия

Амазон и Ахиллия

Самые яркие бои были увековечены в камне

В Турции была найдена мраморная бляшка с изображением двух гладиаторов-женщин «Амазон и Ахиллия». Скорее всего, это клички, так как у всех гладиаторов были сценические имена. О них известно только то, что они сражались настолько яростно, что в итоге обе выиграли денежный приз, схватка закончилась ничьёй.

Имя «Ахиллия», скорее всего, восходит к мужскому «Ахиллес». Легенда про Ахиллеса гласит, что в сражении он побеждает и убивает королеву амазонок Пентесилею. Он сразу же начинает жалеть о содеянном и чувствует себя разбитым, так как убил женщину, которая могла бы стать его женой.

Зрители знали легенду и провели параллели с гладиаторшами. Схватка была чистой воды инсценировкой, и решение о том, что и Ахиллия и Амазон останутся вживых, позволило аудитории увидеть другое окончание истории.

Неудивительно, что эта парочка так полюбилась зрителям, что были изготовлены мраморные бляшки с их изображением. Это единственный артефакт в своём роде, мы можем только догадываться, сколько изображений было создано на самом деле.

Захоронение женщины-гладиатора

Артефакты

Следы женщин-гладиаторов были обнаружены даже в Англии

В 2000-м году археологи обнаружили захоронение женщины лет тридцати близ римского амфитеатра в Лондоне. Она была в хорошей физической форме, не было похоже, что причиной смерти стала болезнь.

Её могила была украшена гладиаторской эмблемой, также были найдены остатки пищи с поминальной трапезы и ценные безделушки. Погребение такого рода не было доступно всем желающим, поэтому учёные предположили, что это могила градиаторши. Ей дали кличку «Женщина-гладиатор», так как имя установить не смогли.

Тот факт, что её тело было похоронено в пределах города, тоже говорит о её профессии. Согласно законам Римской империи, гладиаторы, и другие особые категории граждан не могли покидать пределы города даже после смерти, их хоронили на городских кладбищах. И всё же то, каким образом она захоронена, говорит о хорошем отношении.

Первые игрушечные солдатики

Глиняный солдатик

Болельщики покупали сувениры в лавках рядом с Колизеем

Гладиаторские бои были одним из самых популярных событий в древнем Риме, они привлекали зрителей со всей империи. Как и в любом спорте, здесь были болельщики, которые хотели поддержать любимых борцов и привезти домой сувенир.

Рядом с Колизеем всегда работали сувенирные лавки, где продавали зеркала, ножи с особыми узорами на рукоятках, фонари с иллюстрациями боёв и прочие безделушки.

Дома отцы рассказывали детям о сражениях, которые видели на арене. Дети часто играли в гладиаторов. Были даже глиняные куклы, которые напоминали бойцов — прототип современных солдатиков. А выгравированные из камня Амазон и Ахиллия только подтвердили тот факт, что зрители покупали сувениры.

Женщин-рабов использовали в представлениях

Гладиаторский бой

Женщинам, попавшим в плен к римлянам, приходилось несладко

Каждый римский император привносил что-то своё в развлечения, происходившие в Колизее, сцена которого предназначалась не только для гладиаторских боёв. Гладиаторами, как правило, становились военнопленные мужчины, это давало им возможность выжить. Женщинам, попавшим в рабство, везло меньше.

Нерон приказывал женщинам и детям, находящимся в рабстве, охотиться на диких животных на арене. Сражения с тиграми и медведями — обычное дело для гладиаторов, но подобные битвы часто устраивали, чтобы исполнить смертный приговор. В качестве орудия самозащиты приговорённым выдавали кинжал.

Домициан нашёл применение женщинам на арене Колизея: он отправлял рабов на поле боя ночью, чтобы они дрались между собой, арену освещали только небольшие фонари.

Запрет на спорт для женщин

Статуя императора

Император Септимий Север запретил женщинам участвововать в гладиаторских боях

С 200-го года нашей эры женщинам запретили принимать участие в гладиаторских боях. Септимий Север запретил вольнорождённым представительницам прекрасного пола участвовать в гладиаторских боях. Это решение было принято неожиданно, после того как император посетил Олимпийские игры в Греции.

Женщинам не разрешалось принимать участие в официальных Олимпийских играх в Греции, но им было позволено заниматься спортом и тренироваться. И так как гладиаторши были единственными женщинами-атлетами в Риме, Север осознал, что, если они продолжат совершенствовать свои тела, то вскоре захотят принимать участие в Олимпийских играх.

А это было кране нежелательно, так как могло бы привести к смешанным бракам. Поэтому первым шагом к искоренению этого стало решение убрать женщин из спорта.

Впервые женщины начали принимать участие в Олимпийских играх только в 1900 году, Олимпиада проходила в Париже, они выступали в несложных видах спорта типа тенниса и крокета.

Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что путь женщин к спорту был тернист, но игра стоила свеч, ведь сегодня они наравне с мужчинами участвуют в соревнованиях мирового уровня в различных видах спорта.

Galina Lamtyugova Работа в Монике для меня - любимое хобби. Очень благодарна компании Модеско за возможность заниматься любимым делом. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

www.publy.ru

Женщины-гладиаторы в Древнем Риме: matveychev_oleg

cc1510

Женщины-гладиаторы считались легендой в течение многих лет. Тем не менее, десятилетия исследований позволили, наконец, подтвердить их существование и роль в древнеримской культуре гладиаторских боев.

Женщин-гладиаторов часто называли амазонками. Римляне любили бои женщин-гладиаторов на арене Колизея, их считали подобием легендарных амазонок с востока. На древних рельефах изображены женщины-гладиаторы, одетые и оснащённые как мужчины-гладиаторы, но между ними всё же есть некоторые существенные различия.

Прежде всего, женщины-гладиаторы не носили шлемы и туники, вместо туники они надевали набедренную повязку. Они также использовали меч под названием Гладиус, щит, носили защитные приспособления на руках и ногах.

Некоторые мужчины-гладиаторы тоже не использовали шлем, но у женщин была другая причина не использовать его —они хотели показать свои причёски, то есть свой пол.

cc1510Бараки для гладиаторов в Риме, построенные императором Домицианом (81-96 н.э.), сзади расположен Колизей.

Символ римского тщеславия

Женщины-гладиаторы появились в Риме в период упадка и роскоши. Согласно записям Диона Кассия, Петрония и Ювенала, женские бои были очень популярны, но редки, так как женщин-гладиаторов было немного.

Их также использовали в качестве сексуальных объектов для римской элиты. Бои женщин-гладиаторов были частью жизни верхушки общества, иногда их приглашали в частные дома, чтобы развлечь гостей.

Основное различие между мужчинами и женщинами гладиаторами в том, что женщины не были рабами. Возможно, в более поздние периоды женщины-рабыни боролись на аренах, но первые гладиаторши были свободными женщинами, как правило, состоятельными римлянками, которые любили воевать и рассматривали бои как форму развлечения, спорт, или хотели играть особую роль в обществе.

По свидетельству Тацита (56-117 гг.), благородные мужи не ходили на бои гладиаторов-женщин, которые были чрезвычайно популярны. Тем не менее, он упомянул, что однажды сенаторы опозорились, наблюдая за женским боем в амфитеатре.

Женщины боролись не для того, чтобы заработать деньги, так как уже были богаты. Они искали внимания, азарта и славы. Для участия в состязаниях они должны были получить специальное разрешение от человека, который организовал бои.

Упоминания о женщинах-гладиаторах в исторических записях

Женщины-гладиаторы, вероятно, появились впервые во время правления императора Нерона. Римский историк Дион Кассий описал женские бои, организованные в знак уважения к матери Нерона:

«В честь своей матери он (Нерон) проводил самый великолепный и дорогой фестиваль в течение нескольких дней в пяти или шести театрах сразу … Было ещё одно представление, наиболее позорное и шокирующее, когда мужчины и женщины не только низкого, но и высшего сословия стали исполнителями в оркестре, в цирке, в охотничьем театре, потеряв своё достоинство …; они ездили на лошадях, убивали диких зверей и сражались как гладиаторы, некоторые по своей воле, а некоторые по принуждению».

Другие императоры Рима также любили приглашать женщин-гладиаторов в свои дома, на вечеринки и другие торжества на больших аренах. Есть записи периода царствования императора Домициана (81-96 гг.). «Часто Домициан проводил бои в ночное время, а иногда выпускал на арену карликов и женщин бороться друг против друга», — писал Дион Кассий.

Септимий Север тоже устраивал женские бои примерно до 200 г. н.э., а потом запретил их, не желая превращать их в шоу, где знатные женщины вели себя непристойно. Эту точку зрения поддержал также император Гонорий, который положил конец боям гладиаторов в 399 году. Последний бой прошёл в Риме 1 января 202 года.

Археология раскрывает тайну

Археологические данные подтвердили существование бойцов женщин, которые были описаны в древних римских текстах. Одно из самых важных археологических свидетельств — мраморная плита в Галикарнасе (Бодрум, Турция) I — II вв, которая доказывает, что женщины гладиаторы рассматривались как сексуальные объекты.

cc1510Рельеф с изображением двух женщин гладиаторов в Галикарнасе

В настоящее время плита находится в Британском музее. На ней изображены две амазонки, как их называли в то время. Изображение соответствует описанию женщин-гладиаторов известными древними писателями.

В 2001 году в Саутварке, Лондон, нашли скелет римской женщины, идентифицированной как женщина-гладиатор. Её похоронили как изгоя, за пределами главного кладбища. В могиле находилась гончарная лампа с изображением павшего гладиатора и чаши с обожжёнными шишками сосен, посаженных вокруг Лондонского амфитеатра. Однако некоторые исследователи до сих пор не уверены, была ли эта женщина гладиатором или женой гладиатора.

2 июля 2010 года в Креденхилле, Херефордшир, Англия, археологи обнаружили останки других женщин, которые могли быть гладиаторами. Погребение содержало деревянный сундук, окованный тремя железными полосами и забитый железными гвоздями. Кости таза и череп были обычного размера, но кости ног и рук были крупными, то есть эти женщины имели сильные развитые мышцы.

Со временем археологи могут обнаружить больше доказательств существования женщин гладиаторов, тогда они выйдут из сферы легенд и станут реальной частью римской истории.

[link]

matveychev-oleg.livejournal.com

Женщины гладиаторы

Зрелища кровавых поединков украшали гладиаторские девки. Женщины-гладиаторы были редкостью, а всякая редкость привлекает. К тому же иные женщины не уступают мужчинам в силе духа и ярости. Также они умеют побеждать в себе страх смерти.

Так уж получилось чисто биологически, что главная цель жизни человека на планете Земля это… нет, только не говорите мне, что это труд на благо Отечества. Нет, есть вещь поважнее и это… размножение. То есть труд это самое собой, но инстинкт тебе говорит: пришло время, давай размножайся. А размножаться без противоположного пола нельзя. Отсюда и вся наша гендерная культура – «песни о любви», «танцы-обжиманцы» и декольте до пупка. Однако вторую половину человечества сугубая роль продолжательниц рода никогда не устраивала. Во все времена находились женщины, одолеваемые идеями эмансипации и мечтавшие если и не о поголовном равенстве с мужчинами, то по крайней мере о том, чтобы утереть им нос, либо вкусить запретных мужских радостей. Римляне, больше всего на свете обожавшие зрелища кровавых поединков, первыми заметили, что женщины по крайней мере не уступают мужчинам в силе духа и ярости, а потому задумались и о том, чтобы порадовать себя не только мужскими, но и женскими гладиаторскими боями.

Женщины гладиаторы

Амазонка в шлеме и со щитом, на котором изображена голова Медузы Горгоны. Аттический краснофигурный килик, 510–500 гг. до н.э. Государственный исторический музей Берлина.

Понятно, что женщины-гладиаторы были редкостью, а всякая редкость привлекает. К тому же иные женщины могут сражаться едва ли не так же свирепо, как и мужчины. Также они умеют побеждать в себе страх смерти. Так что, принимая все это во внимание, мы должны сразу же сделать вывод, что появление женщин-гладиаторов было делом всего лишь времени. Да ведь и самих-то гладиаторов вначале было очень мало. Сначала билось всего несколько пар. Затем все больше и больше. Среди гладиаторов развилась специализация. Потом они сделались популярны и даже стали хорошо зарабатывать, потом… на арену вышли представители знати и даже сам император. А женщины? Им тут же захотелось того же, что и мужчинам! Кому-то денег, кому-то эмоций, кому-то всего этого в совокупности и желательно побольше!

Так что наличие в Древнем Риме гладиаторов-женщин – это исторический факт, который подтверждается различными письменными источниками и даже археологическими находками.

Прежде всего приведем несколько указов (эдиктов) римского правительства, направленных на ограничение участия женщин в боях гладиаторов, то есть это явление подлежало законодательному регулированию и, следовательно, было не единичным, а массовым:- В 11 в. н.э. Сенат издал декрет, запрещавший свободным римским женщинам в возрасте до 20 лет появляться на арене (а свободным мужчинам следовало подождать до 25 лет).

- В 18 г. н.э. этот декрет заменили на другой – декрет Ларинуса, которым было предусмотрено дополнительное наказание как для мужчин, так и для женщин за свое участие в боях на арене, если они принадлежали к сенаторскому и всадническому сословиям. Декрет этот был даже высечен на серебряной доске под название Tabula Larinas (Доска Ларинуса), и вот по нему запрещался прием в гладиаторы и дочерей, и внучек, и правнучек сенаторского либо всаднического звания до 20 лет от роду.

- В 200 г. н.э. император Септимий Север, прославившийся строгостью нравов, совершенно запретил женщинам принимать участие в любой деятельности, которая была связана с насилием. По его мнению, женские единоборства являли собой дурной пример для женщин высших классов, и вдобавок вызывали насмешки у зрителей.

Поскольку мы знаем, что в Риме не было в обычае принимать профилактические законы, можно не сомневаться, что они были обращены против явления уже широко распространенного. Ведь чаще всего законы принимают тогда, когда оно уже достигло критического уровня, очевидного для законодателей.Впрочем, информацию по интересующему нас вопросу можно найти не только в римских законах. Так, римский историк Дио Кассий (ок. 150 – 235 г. н.э.) описал, как император Нерон (54 – 68 г. н.э.) организовал в память своей матери (которую, однако, сам же и убил!) гладиаторские бои, и вот в них-то кроме гладиаторов-мужчин участвовали и женщины. «Было еще одно представление, еще более позорное и шокирующее, когда мужчины и женщины не только всаднического, но и сенаторского звания появлялись на арене, не уважая себя – они скакали на лошадях, убивали диких зверей и дрались как гладиаторы, некоторые по собственной воле, а некоторые - против воли». Дио Кассий позднее описал гладиаторский бой, который в 66 г.н.э. также устроил Нерон и в котором участвовали женщины-эфиопки.

Женщины гладиаторы

Поединок женщин-гладиаторов Ахилии и Амазонии. Барельеф из Галикарнасса. (Британский музей, Лондон)

Римский историк Светоний (ок. 69 – 122 г. н.э.) рассказывает о гладиаторских боях с участием женщин, устроенных императором Домицианом. Причем эти гладиаторские бои женщин проводились при свете факелов. Дио Кассий же писал, что он часто устраивал бои по ночам и иногда заставлял женщин сражаться с карликами и друг с другом.

Да, хорошенькие нравы были в Риме у тогдашней публики. Ведь следует признать, что всякий народ заслуживает своего правителя. Более того, народ как раз и поддерживает того, кто потрафляет его вкусам, подчас – самым грубым и низменным. Ну, и конечно, самого Домициано влекло к этому, как и большинство римлян, чувство новизны, вернее, ее желание. Паштет из печенки соловьев он ел, эфиопок, британок, германских женщин – пробовал, пытки рабов наблюдал… чем бы еще пощекотать себе нервы, в чем переплюнуть Калигулу, Нерона и Гелиогабала, чего бы «такого» пожелать?Римский поэт Статий даже написал поэму о гладиаторских боях при императоре Домициане, и описал в ней, что в боях участвовали «мавры, женщины и пигмеи». «Пол, неприспособленный к владению оружием, соперничает с мужчинами в битве! Можно подумать, что сражается банда амазонок». Кстати, тот факт, что именно женские бои проводили поздно ночью, говорит о том, что они считались одним из главных событий боев и их специально оставляли для финала.

И опять-таки надо подчеркнуть, что в них согласно Тациту (ок. 56г. н.э. - 177г. н.э.), а он был и сенатор, и историк, на арене не гнушались появляться даже знатные и богатые женщины, так что поводом для этого могло быть все что угодно, но только не деньги.

Однако самым едким образом женщин-гладиаторов высмеял Ювенал в Сатире IV (55г. н.э. - 127г. н.э.), и не только высмеял, но и подробно описал:«Слышали, чтобы женщинам понадобились боевые накидки и масло для борьбы?

А вы видели деревяшки, которые они колотят и крошат,Искусными приемами пробивая их насквозь мечом или копьем?Это про девушек, которые трубят во славу Флоры.А может они готовятся сами выйти на арену для настоящего боя?Но подобает ли порядочным женщинам втискивать свою голову в шлем,Презрев свой пол, с которым родились?Они обожают мужские дела, но они не хотят быть мужчинами,Ведь маленькие вещицы (как они считают) услаждают их жизнь!

Какую "гордость" испытывает муж при виде рынка, на которомЕго жена как будто на продажу – в ремнях, щитках и шкурах!Послушай ее хрюканье и стоны, когда она тяжко трудится, парируя и нападая;Посмотри на ее шею, сгибаемую тяжелым шлемом.Посмотри, как забинтованы ее ноги, похожие на стволы деревьев,Посмейся, когда она бросает доспехи и оружие и тянется к кубку.Как деградируют дочери наших преторов и консулов!Видели вы на играх гологрудых амазонок против диких кабанов?Не отвратительнее ли это гладиаторских девок и обнажающихся шлюх?»

Женщины гладиаторы

Так что все это говорит даже не столько о том, что женские гладиаторские бои – это отнюдь не выдумка, сколько о том, что они были очень широко распространены!

Существуют также и археологические находки, которые подтверждают существование женщин-гладиаторов в Древнем Риме. Среди них надписи, например, местного магистрата из Остии об организации женских гладиаторских боев, погребения женщин-гладиаторов, ну и, конечно, барельеф из Геликарнасса, на котором видны две женщины в снаряжении секуторов. То есть на них пояса, наголенники и пластины на руках. Каждая женщина вооружена мечом и щитом, но при этом обе дерутся с непокрытой головой и голой грудью. Имена их указаны под изображениями и подтверждают, что это женщины – одну зовут Амазония, другую Ахиллия. Надпись вверху на латыни означает «missae sunt», то есть они обе, либо одна из них, получили почетное освобождение от борьбы или так называемую «пощаду» (missio).

Этот барельеф – прекрасный памятник этим двум женщинам-гладиаторам. Более того, можно считать, что это было впечатляющее сражение, которое произвело на людей впечатление и стоило того, чтобы изобразить его в камне, так сказать «потомству в пример». То есть люди того времени отнеслись к этому очень серьезно и не пожалели ни труда, ни материала, чтобы запечатлеть этот поединок на века.

А теперь давайте сделаем несколько логических умозаключений, которые могут заполнить нам имеющиеся по этой теме пробелы информации.

Начнем с того, что если женщины на арене бились подобно мужчинам, то и сам их образ жизни, и тренировки должны были быть похожи на образ жизни их коллег – гладиаторов-мужчин. О мужчинах же мы знаем, что большинство гладиаторов в Римской Империи были рабами, но некоторые граждане добровольно становились гладиаторами и давали клятву, что согласны «быть обреченными, быть битыми, и умереть от меча» (uri, vinciri, uerberari, ferroque necari). По имеющимся оценкам, к концу Республики около половины римских гладиаторов являлись такими вот добровольцами – огромная цифра, если учесть, что бои происходили не только в Риме, но и во всех крупных и даже не очень крупных городах.

Люди, дававшие «клятву гладиатора», лишались большинства прав свободных граждан, ну и самое главное право – право распоряжаться своей жизнью, тоже переходило теперь к их новому хозяину. Интересный вопрос: почему римские граждане становились гладиаторами? Например, это освобождало их от долгов, то есть, став гладиатором, можно было «убежать» от кредиторов, да еще и заработать; сражаясь на арене, можно было прославиться; можно было ни о чем не думать и не беспокоиться «обут, одет, и на всем готовом». И это были хорошие стимулы. Так же, как и то, что гладиаторы, сражавшиеся смело и решительно, получали более высокое жалованье. Даже рабы-гладиаторы и те имели полное право на все или на часть вознаграждения за победу на арене. А им туда бросали и монеты, и золотые браслеты. Если бывший гладиатор, получив освобождение, желал остаться на арене, он получал щедрое вознаграждение. Например, император Тиберий одному такому бывшему гладиатору предложил тысячу золотых монет, если тот вернется обратно на арену. Вот почему и женщин, сражавшихся на арене, нельзя поголовно относить к рабынями или женщинам с низким социальным статусом, которые только и желали, что подзаработать. Все было сложнее…

Например, в записках у Тацита прямо говорится о женщинах с достаточно высоким социальным уровнем, но которые, тем не менее, участвовали в гладиаторских боях, видимо для «развлечения», поскольку деньги им явно не требовались. «В этом году гладиаторские игры были не менее великолепными, чем в прошлом. Однако многие дамы из высшего общества и люди сенаторского звания опозорили себя появлением на арене» – очень многозначительное заявление, не так ли? Причем, парадоксальность ситуации заключалась в том, что зрители в цирках появлению женщин-гладиаторов радовались, ценили это «разнообразие», но в целом само римское общество находило женские бои предосудительными!

Впрочем, и у самих гладиаторов в Риме их социальный статус был тоже весьма парадоксальным. Одни смотрели на них, как на своих кумиров, «римских Битлз», тогда как римское общество в целом относилось к ним с презрением. То есть их любили и презирали одновременно! И, если для знатного римлянина было позором участие в играх, то что же тогда можно говорить о знатной римлянке, сражающейся на арене? Для женщины бегать голой по окровавленному песку означало выход за всякие рамки всех приличий.

Женщины гладиаторы

Гладиаторы должны были жить в специальных гладиаторских школах, где изучали искусство гладиаторского боя под началом вольноотпущенников, то есть бывших гладиаторов. Естественно, что там к их услугам были врачи, массажисты, повара и иная прислуга, делавшая их пребывание в школе… нет, не приятным, но в достаточной степени удобном для того, чтобы стать профессиональным бойцом.

Жизнь женщин-гладиаторов была также очень тяжелой (а возможно, что и тяжелее, чем у мужчин). Тренироваться им приходилось с тяжелыми цепями на щиколотках; с повязками на глазах; с одной рукой, привязанной к туловищу; на коленях или даже сразу после часового бега по кругу. Все это делалось для того, чтобы воспитать в них физическую силу, развить соответствующие группы мышц и научить быстрой реакции. Впрочем, гладиаторы-добровольцы (автократы) могли и не жить в гладиаторских школах, а брать уроки у частных тренеров или посещать специальные колледжи. Некоторые женщины также посещали такие «учебные заведения» или же их тренировали их отцы-гладиаторы.

Известно, что каждый гладиатор специализировался обычно в каком-то одном виде гладиаторского боя и обучался пользоваться именно предназначенным для него снаряжением и вооружением. Известно множество видов гладиаторов: «мурмиллоны», «секуторы», «самниты» «ретиарии», «гопломахи». Причем выходили они на арену достаточно редко, обычно два-три раза в год, что лишний раз подтверждает их количество.

Существует мнение, что все гладиаторы были обречены на смерть, однако на самом деле это не так. Никто ведь не режет курочку, несущую золотые яйца! Конечно, гладиаторы погибали, в том числе и по решению публики. Однако и не так часто, как это принято считать. Ведь воспитать и содержать такого бойца было очень дорого и выгоднее было получать за него деньги со зрителей, нежели заплатить их за его погребение.

О том, как проходили поединки, рассказывалось уже не раз, поэтому повторяться смысла нет. Важнее подчеркнуть, что, как в любом спорте с тотализатором, на гладиаторских боях всегда имели место подлоги и договоренности. Можно сказать, что исход многих боев их устроителям был известен заранее, а может быть о том даже знали и те должностные лица, вердикт которых означал жить поверженному гладиатору или умереть. Конечно, мнение толпы тоже имело место, однако всегда можно было сделать так, чтобы нужный человек на арене не умер, а вот те, ставки на которых были невысоки или тренеры не видели в них толку… те – да, скорее всего, погибали в первую очередь, чтобы потешить невзыскательную публику, искренне верящую в то, что на арене все происходит взаправду!

Автор: Шпаковский В.О.

mensby.com

Гладиаторы... женщины! » Военное обозрение

Гладиаторы... женщины!Поединок женщин-гладиаторов Ахилии и Амазонии. Барельеф из Галикарнасса. (Британский музей, Лондон)

Так уж получилось чисто биологически, что главная цель жизни человека на планете Земля это… нет, только не говорите мне, что это труд на благо Отечества. Нет, есть вещь поважнее и это… размножение. То есть труд это самое собой, но инстинкт тебе говорит: пришло время, давай размножайся. А размножаться без противоположного пола нельзя. Отсюда и вся наша гендерная культура – «песни о любви», «танцы-обжиманцы» и декольте до пупка. Однако вторую половину человечества сугубая роль продолжательниц рода никогда не устраивала. Во все времена находились женщины, одолеваемые идеями эмансипации и мечтавшие если и не о поголовном равенстве с мужчинами, то по крайней мере о том, чтобы утереть им нос, либо вкусить запретных мужских радостей. Римляне, больше всего на свете обожавшие зрелища кровавых поединков, первыми заметили, что женщины по крайней мере не уступают мужчинам в силе духа и ярости, а потому задумались и о том, чтобы порадовать себя не только мужскими, но и женскими гладиаторскими боями.

Амазонка в шлеме и со щитом, на котором изображена голова Медузы Горгоны. Аттический краснофигурный килик, 510–500 гг. до н.э. Государственный исторический музей Берлина.

Понятно, что женщины-гладиаторы были редкостью, а всякая редкость привлекает. К тому же иные женщины могут сражаться едва ли не так же свирепо, как и мужчины. Также они умеют побеждать в себе страх смерти. Так что, принимая все это во внимание, мы должны сразу же сделать вывод, что появление женщин-гладиаторов было делом всего лишь времени. Да ведь и самих-то гладиаторов вначале было очень мало. Сначала билось всего несколько пар. Затем все больше и больше. Среди гладиаторов развилась специализация. Потом они сделались популярны и даже стали хорошо зарабатывать, потом… на арену вышли представители знати и даже сам император. А женщины? Им тут же захотелось того же, что и мужчинам! Кому-то денег, кому-то эмоций, кому-то всего этого в совокупности и желательно побольше!

Надгробие Мирона – гладиатора-скисора II – III в. н.э. Лувр, Париж.

Так что наличие в Древнем Риме гладиаторов-женщин – это исторический факт, который подтверждается различными письменными источниками и даже археологическими находками.

Масляный светильник с изображением мурмиллона. Лувр, Париж.

Прежде всего приведем несколько указов (эдиктов) римского правительства, направленных на ограничение участия женщин в боях гладиаторов, то есть это явление подлежало законодательному регулированию и, следовательно, было не единичным, а массовым: - В 11 в. н.э. Сенат издал декрет, запрещавший свободным римским женщинам в возрасте до 20 лет появляться на арене (а свободным мужчинам следовало подождать до 25 лет). - В 18 г. н.э. этот декрет заменили на другой – декрет Ларинуса, которым было предусмотрено дополнительное наказание как для мужчин, так и для женщин за свое участие в боях на арене, если они принадлежали к сенаторскому и всадническому сословиям. Декрет этот был даже высечен на серебряной доске под название Tabula Larinas (Доска Ларинуса), и вот по нему запрещался прием в гладиаторы и дочерей, и внучек, и правнучек сенаторского либо всаднического звания до 20 лет от роду. - В 200 г. н.э. император Септимий Север, прославившийся строгостью нравов, совершенно запретил женщинам принимать участие в любой деятельности, которая была связана с насилием. По его мнению, женские единоборства являли собой дурной пример для женщин высших классов, и вдобавок вызывали насмешки у зрителей.

Поскольку мы знаем, что в Риме не было в обычае принимать профилактические законы, можно не сомневаться, что они были обращены против явления уже широко распространенного. Ведь чаще всего законы принимают тогда, когда оно уже достигло критического уровня, очевидного для законодателей.

Впрочем, информацию по интересующему нас вопросу можно найти не только в римских законах. Так, римский историк Дио Кассий (ок. 150 – 235 г. н.э.) описал, как император Нерон (54 – 68 г. н.э.) организовал в память своей матери (которую, однако, сам же и убил!) гладиаторские бои, и вот в них-то кроме гладиаторов-мужчин участвовали и женщины. «Было еще одно представление, еще более позорное и шокирующее, когда мужчины и женщины не только всаднического, но и сенаторского звания появлялись на арене, не уважая себя – они скакали на лошадях, убивали диких зверей и дрались как гладиаторы, некоторые по собственной воле, а некоторые - против воли». Дио Кассий позднее описал гладиаторский бой, который в 66 г.н.э. также устроил Нерон и в котором участвовали женщины-эфиопки.

Ангус МакБрайд. Ретиарий.

Римский историк Светоний (ок. 69 – 122 г. н.э.) рассказывает о гладиаторских боях с участием женщин, устроенных императором Домицианом. Причем эти гладиаторские бои женщин проводились при свете факелов. Дио Кассий же писал, что он часто устраивал бои по ночам и иногда заставлял женщин сражаться с карликами и друг с другом.

Да, хорошенькие нравы были в Риме у тогдашней публики. Ведь следует признать, что всякий народ заслуживает своего правителя. Более того, народ как раз и поддерживает того, кто потрафляет его вкусам, подчас – самым грубым и низменным. Ну, и конечно, самого Домициано влекло к этому, как и большинство римлян, чувство новизны, вернее, ее желание. Паштет из печенки соловьев он ел, эфиопок, британок, германских женщин – пробовал, пытки рабов наблюдал… чем бы еще пощекотать себе нервы, в чем переплюнуть Калигулу, Нерона и Гелиогабала, чего бы «такого» пожелать?

Римский поэт Статий даже написал поэму о гладиаторских боях при императоре Домициане, и описал в ней, что в боях участвовали «мавры, женщины и пигмеи». «Пол, неприспособленный к владению оружием, соперничает с мужчинами в битве! Можно подумать, что сражается банда амазонок». Кстати, тот факт, что именно женские бои проводили поздно ночью, говорит о том, что они считались одним из главных событий боев и их специально оставляли для финала.

И опять-таки надо подчеркнуть, что в них согласно Тациту (ок. 56г. н.э. - 177г. н.э.), а он был и сенатор, и историк, на арене не гнушались появляться даже знатные и богатые женщины, так что поводом для этого могло быть все что угодно, но только не деньги.

Однако самым едким образом женщин-гладиаторов высмеял Ювенал в Сатире IV (55г. н.э. - 127г. н.э.), и не только высмеял, но и подробно описал:«Слышали, чтобы женщинам понадобились боевые накидки и масло для борьбы? А вы видели деревяшки, которые они колотят и крошат, Искусными приемами пробивая их насквозь мечом или копьем? Это про девушек, которые трубят во славу Флоры. А может они готовятся сами выйти на арену для настоящего боя? Но подобает ли порядочным женщинам втискивать свою голову в шлем, Презрев свой пол, с которым родились? Они обожают мужские дела, но они не хотят быть мужчинами, Ведь маленькие вещицы (как они считают) услаждают их жизнь! Какую "гордость" испытывает муж при виде рынка, на котором Его жена как будто на продажу – в ремнях, щитках и шкурах! Послушай ее хрюканье и стоны, когда она тяжко трудится, парируя и нападая; Посмотри на ее шею, сгибаемую тяжелым шлемом. Посмотри, как забинтованы ее ноги, похожие на стволы деревьев, Посмейся, когда она бросает доспехи и оружие и тянется к кубку. Как деградируют дочери наших преторов и консулов! Видели вы на играх гологрудых амазонок против диких кабанов? Не отвратительнее ли это гладиаторских девок и обнажающихся шлюх?»Так что все это говорит даже не столько о том, что женские гладиаторские бои – это отнюдь не выдумка, сколько о том, что они были очень широко распространены!

Ангус МакБрайд. Мурмиллон.

Существуют также и археологические находки, которые подтверждают существование женщин-гладиаторов в Древнем Риме. Среди них надписи, например, местного магистрата из Остии об организации женских гладиаторских боев, погребения женщин-гладиаторов, ну и, конечно, барельеф из Геликарнасса, на котором видны две женщины в снаряжении секуторов. То есть на них пояса, наголенники и пластины на руках. Каждая женщина вооружена мечом и щитом, но при этом обе дерутся с непокрытой головой и голой грудью. Имена их указаны под изображениями и подтверждают, что это женщины – одну зовут Амазония, другую Ахиллия. Надпись вверху на латыни означает «missae sunt», то есть они обе, либо одна из них, получили почетное освобождение от борьбы или так называемую «пощаду» (missio).

Этот барельеф – прекрасный памятник этим двум женщинам-гладиаторам. Более того, можно считать, что это было впечатляющее сражение, которое произвело на людей впечатление и стоило того, чтобы изобразить его в камне, так сказать «потомству в пример». То есть люди того времени отнеслись к этому очень серьезно и не пожалели ни труда, ни материала, чтобы запечатлеть этот поединок на века.

А теперь давайте сделаем несколько логических умозаключений, которые могут заполнить нам имеющиеся по этой теме пробелы информации.

Начнем с того, что если женщины на арене бились подобно мужчинам, то и сам их образ жизни, и тренировки должны были быть похожи на образ жизни их коллег – гладиаторов-мужчин. О мужчинах же мы знаем, что большинство гладиаторов в Римской Империи были рабами, но некоторые граждане добровольно становились гладиаторами и давали клятву, что согласны «быть обреченными, быть битыми, и умереть от меча» (uri, vinciri, uerberari, ferroque necari). По имеющимся оценкам, к концу Республики около половины римских гладиаторов являлись такими вот добровольцами – огромная цифра, если учесть, что бои происходили не только в Риме, но и во всех крупных и даже не очень крупных городах.

Люди, дававшие «клятву гладиатора», лишались большинства прав свободных граждан, ну и самое главное право – право распоряжаться своей жизнью, тоже переходило теперь к их новому хозяину. Интересный вопрос: почему римские граждане становились гладиаторами? Например, это освобождало их от долгов, то есть, став гладиатором, можно было «убежать» от кредиторов, да еще и заработать; сражаясь на арене, можно было прославиться; можно было ни о чем не думать и не беспокоиться «обут, одет, и на всем готовом». И это были хорошие стимулы. Так же, как и то, что гладиаторы, сражавшиеся смело и решительно, получали более высокое жалованье. Даже рабы-гладиаторы и те имели полное право на все или на часть вознаграждения за победу на арене. А им туда бросали и монеты, и золотые браслеты. Если бывший гладиатор, получив освобождение, желал остаться на арене, он получал щедрое вознаграждение. Например, император Тиберий одному такому бывшему гладиатору предложил тысячу золотых монет, если тот вернется обратно на арену. Вот почему и женщин, сражавшихся на арене, нельзя поголовно относить к рабынями или женщинам с низким социальным статусом, которые только и желали, что подзаработать. Все было сложнее…

Ангус МакБрайд. Фракиец и секутор.

Например, в записках у Тацита прямо говорится о женщинах с достаточно высоким социальным уровнем, но которые, тем не менее, участвовали в гладиаторских боях, видимо для «развлечения», поскольку деньги им явно не требовались. «В этом году гладиаторские игры были не менее великолепными, чем в прошлом. Однако многие дамы из высшего общества и люди сенаторского звания опозорили себя появлением на арене» – очень многозначительное заявление, не так ли? Причем, парадоксальность ситуации заключалась в том, что зрители в цирках появлению женщин-гладиаторов радовались, ценили это «разнообразие», но в целом само римское общество находило женские бои предосудительными!

Впрочем, и у самих гладиаторов в Риме их социальный статус был тоже весьма парадоксальным. Одни смотрели на них, как на своих кумиров, «римских Битлз», тогда как римское общество в целом относилось к ним с презрением. То есть их любили и презирали одновременно! И, если для знатного римлянина было позором участие в играх, то что же тогда можно говорить о знатной римлянке, сражающейся на арене? Для женщины бегать голой по окровавленному песку означало выход за всякие рамки всех приличий.

Фигурка гладиатора из музея в Арле, Франция.

Гладиаторы должны были жить в специальных гладиаторских школах, где изучали искусство гладиаторского боя под началом вольноотпущенников, то есть бывших гладиаторов. Естественно, что там к их услугам были врачи, массажисты, повара и иная прислуга, делавшая их пребывание в школе… нет, не приятным, но в достаточной степени удобном для того, чтобы стать профессиональным бойцом.

Жизнь женщин-гладиаторов была также очень тяжелой (а возможно, что и тяжелее, чем у мужчин). Тренироваться им приходилось с тяжелыми цепями на щиколотках; с повязками на глазах; с одной рукой, привязанной к туловищу; на коленях или даже сразу после часового бега по кругу. Все это делалось для того, чтобы воспитать в них физическую силу, развить соответствующие группы мышц и научить быстрой реакции. Впрочем, гладиаторы-добровольцы (автократы) могли и не жить в гладиаторских школах, а брать уроки у частных тренеров или посещать специальные колледжи. Некоторые женщины также посещали такие «учебные заведения» или же их тренировали их отцы-гладиаторы.

Шлем гладиатора из Британского музея.

Известно, что каждый гладиатор специализировался обычно в каком-то одном виде гладиаторского боя и обучался пользоваться именно предназначенным для него снаряжением и вооружением. Известно множество видов гладиаторов: «мурмиллоны», «секуторы», «самниты» «ретиарии», «гопломахи». Причем выходили они на арену достаточно редко, обычно два-три раза в год, что лишний раз подтверждает их количество.

Гладиаторский шлем из музея Хиггинса.

Существует мнение, что все гладиаторы были обречены на смерть, однако на самом деле это не так. Никто ведь не режет курочку, несущую золотые яйца! Конечно, гладиаторы погибали, в том числе и по решению публики. Однако и не так часто, как это принято считать. Ведь воспитать и содержать такого бойца было очень дорого и выгоднее было получать за него деньги со зрителей, нежели заплатить их за его погребение.

Еще один гладиатор – масляная лампа I – II вв. н.э. Археологический музей в Сплите.

О том, как проходили поединки, рассказывалось уже не раз, поэтому повторяться смысла нет. Важнее подчеркнуть, что, как в любом спорте с тотализатором, на гладиаторских боях всегда имели место подлоги и договоренности. Можно сказать, что исход многих боев их устроителям был известен заранее, а может быть о том даже знали и те должностные лица, вердикт которых означал жить поверженному гладиатору или умереть. Конечно, мнение толпы тоже имело место, однако всегда можно было сделать так, чтобы нужный человек на арене не умер, а вот те, ставки на которых были невысоки или тренеры не видели в них толку… те – да, скорее всего, погибали в первую очередь, чтобы потешить невзыскательную публику, искренне верящую в то, что на арене все происходит взаправду!

topwar.ru

Женщины-гладиаторы в Древнем Риме - Все будет хорошо!

Женщины-гладиаторы считались легендой в течение многих лет. Тем не менее, десятилетия исследований позволили, наконец, подтвердить их существование и роль в древнеримской культуре гладиаторских боев.

Женщин-гладиаторов часто называли амазонками. Римляне любили бои женщин-гладиаторов на арене Колизея, их считали подобием легендарных амазонок с востока. На древних рельефах изображены женщины-гладиаторы, одетые и оснащённые как мужчины-гладиаторы, но между ними всё же есть некоторые существенные различия.

Прежде всего, женщины-гладиаторы не носили шлемы и туники, вместо туники они надевали набедренную повязку. Они также использовали меч под названием Гладиус, щит, носили защитные приспособления на руках и ногах.

Некоторые мужчины-гладиаторы тоже не использовали шлем, но у женщин была другая причина не использовать его — они хотели показать свои причёски, то есть свой пол.

Бараки для гладиаторов в Риме, построенные императором Домицианом (81-96 н.э.), сзади расположен Колизей.

Символ римского тщеславия

Женщины-гладиаторы появились в Риме в период упадка и роскоши. Согласно записям Диона Кассия, Петрония и Ювенала, женские бои были очень популярны, но редки, так как женщин-гладиаторов было немного.

Их также использовали в качестве сексуальных объектов для римской элиты. Бои женщин-гладиаторов были частью жизни верхушки общества, иногда их приглашали в частные дома, чтобы развлечь гостей.

Основное различие между мужчинами и женщинами гладиаторами в том, что женщины не были рабами. Возможно, в более поздние периоды женщины-рабыни боролись на аренах, но первые гладиаторши были свободными женщинами, как правило, состоятельными римлянками, которые любили воевать и рассматривали бои как форму развлечения, спорт, или хотели играть особую роль в обществе.

По свидетельству Тацита (56-117 гг.), благородные мужи не ходили на бои гладиаторов-женщин, которые были чрезвычайно популярны. Тем не менее, он упомянул, что однажды сенаторы опозорились, наблюдая за женским боем в амфитеатре.

Женщины боролись не для того, чтобы заработать деньги, так как уже были богаты. Они искали внимания, азарта и славы. Для участия в состязаниях они должны были получить специальное разрешение от человека, который организовал бои.

Упоминания о женщинах-гладиаторах в исторических записях

Женщины-гладиаторы, вероятно, появились впервые во время правления императора Нерона. Римский историк Дион Кассий описал женские бои, организованные в знак уважения к матери Нерона:

«В честь своей матери он (Нерон) проводил самый великолепный и дорогой фестиваль в течение нескольких дней в пяти или шести театрах сразу … Было ещё одно представление, наиболее позорное и шокирующее, когда мужчины и женщины не только низкого, но и высшего сословия стали исполнителями в оркестре, в цирке, в охотничьем театре, потеряв своё достоинство …; они ездили на лошадях, убивали диких зверей и сражались как гладиаторы, некоторые по своей воле, а некоторые по принуждению».

Другие императоры Рима также любили приглашать женщин-гладиаторов в свои дома, на вечеринки и другие торжества на больших аренах. Есть записи периода царствования императора Домициана (81-96 гг.). «Часто Домициан проводил бои в ночное время, а иногда выпускал на арену карликов и женщин бороться друг против друга», — писал Дион Кассий.

Септимий Север тоже устраивал женские бои примерно до 200 г. н.э., а потом запретил их, не желая превращать их в шоу, где знатные женщины вели себя непристойно. Эту точку зрения поддержал также император Гонорий, который положил конец боям гладиаторов в 399 году. Последний бой прошёл в Риме 1 января 202 года.

Археология раскрывает тайну

Археологические данные подтвердили существование бойцов женщин, которые были описаны в древних римских текстах. Одно из самых важных археологических свидетельств — мраморная плита в Галикарнасе (Бодрум, Турция) I — II вв, которая доказывает, что женщины гладиаторы рассматривались как сексуальные объекты.

В настоящее время плита находится в Британском музее. На ней изображены две амазонки, как их называли в то время. Изображение соответствует описанию женщин-гладиаторов известными древними писателями.

Рельеф с изображением двух женщин гладиаторов в Галикарнасе

В 2001 году в Саутварке, Лондон, нашли скелет римской женщины, идентифицированной как женщина-гладиатор. Её похоронили как изгоя, за пределами главного кладбища. В могиле находилась гончарная лампа с изображением павшего гладиатора и чаши с обожжёнными шишками сосен, посаженных вокруг Лондонского амфитеатра. Однако некоторые исследователи до сих пор не уверены, была ли эта женщина гладиатором или женой гладиатора.гладиаторы

2 июля 2010 года в Креденхилле, Херефордшир, Англия, археологи обнаружили останки других женщин, которые могли быть гладиаторами. Погребение содержало деревянный сундук, окованный тремя железными полосами и забитый железными гвоздями. Кости таза и череп были обычного размера, но кости ног и рук были крупными, то есть эти женщины имели сильные развитые мышцы.

Со временем археологи могут обнаружить больше доказательств существования женщин гладиаторов, тогда они выйдут из сферы легенд и станут реальной частью римской истории.

slavikap.livejournal.com

Женщины-гладиаторы в Древнем Риме - ХРОНИКИ ПОСЛЕДНЕГО РУБЕЖА

cc1510

Женщины-гладиаторы считались легендой в течение многих лет. Тем не менее, десятилетия исследований позволили, наконец, подтвердить их существование и роль в древнеримской культуре гладиаторских боев.

Женщин-гладиаторов часто называли амазонками. Римляне любили бои женщин-гладиаторов на арене Колизея, их считали подобием легендарных амазонок с востока. На древних рельефах изображены женщины-гладиаторы, одетые и оснащённые как мужчины-гладиаторы, но между ними всё же есть некоторые существенные различия.

Прежде всего, женщины-гладиаторы не носили шлемы и туники, вместо туники они надевали набедренную повязку. Они также использовали меч под названием Гладиус, щит, носили защитные приспособления на руках и ногах.

Некоторые мужчины-гладиаторы тоже не использовали шлем, но у женщин была другая причина не использовать его —они хотели показать свои причёски, то есть свой пол.

cc1510Бараки для гладиаторов в Риме, построенные императором Домицианом (81-96 н.э.), сзади расположен Колизей.

Символ римского тщеславия

Женщины-гладиаторы появились в Риме в период упадка и роскоши. Согласно записям Диона Кассия, Петрония и Ювенала, женские бои были очень популярны, но редки, так как женщин-гладиаторов было немного.

Их также использовали в качестве сексуальных объектов для римской элиты. Бои женщин-гладиаторов были частью жизни верхушки общества, иногда их приглашали в частные дома, чтобы развлечь гостей.

Основное различие между мужчинами и женщинами гладиаторами в том, что женщины не были рабами. Возможно, в более поздние периоды женщины-рабыни боролись на аренах, но первые гладиаторши были свободными женщинами, как правило, состоятельными римлянками, которые любили воевать и рассматривали бои как форму развлечения, спорт, или хотели играть особую роль в обществе.

По свидетельству Тацита (56-117 гг.), благородные мужи не ходили на бои гладиаторов-женщин, которые были чрезвычайно популярны. Тем не менее, он упомянул, что однажды сенаторы опозорились, наблюдая за женским боем в амфитеатре.

Женщины боролись не для того, чтобы заработать деньги, так как уже были богаты. Они искали внимания, азарта и славы. Для участия в состязаниях они должны были получить специальное разрешение от человека, который организовал бои.

Упоминания о женщинах-гладиаторах в исторических записях

Женщины-гладиаторы, вероятно, появились впервые во время правления императора Нерона. Римский историк Дион Кассий описал женские бои, организованные в знак уважения к матери Нерона:

«В честь своей матери он (Нерон) проводил самый великолепный и дорогой фестиваль в течение нескольких дней в пяти или шести театрах сразу … Было ещё одно представление, наиболее позорное и шокирующее, когда мужчины и женщины не только низкого, но и высшего сословия стали исполнителями в оркестре, в цирке, в охотничьем театре, потеряв своё достоинство …; они ездили на лошадях, убивали диких зверей и сражались как гладиаторы, некоторые по своей воле, а некоторые по принуждению».

Другие императоры Рима также любили приглашать женщин-гладиаторов в свои дома, на вечеринки и другие торжества на больших аренах. Есть записи периода царствования императора Домициана (81-96 гг.). «Часто Домициан проводил бои в ночное время, а иногда выпускал на арену карликов и женщин бороться друг против друга», — писал Дион Кассий.

Септимий Север тоже устраивал женские бои примерно до 200 г. н.э., а потом запретил их, не желая превращать их в шоу, где знатные женщины вели себя непристойно. Эту точку зрения поддержал также император Гонорий, который положил конец боям гладиаторов в 399 году. Последний бой прошёл в Риме 1 января 202 года.

Археология раскрывает тайну

Археологические данные подтвердили существование бойцов женщин, которые были описаны в древних римских текстах. Одно из самых важных археологических свидетельств — мраморная плита в Галикарнасе (Бодрум, Турция) I — II вв, которая доказывает, что женщины гладиаторы рассматривались как сексуальные объекты.

cc1510Рельеф с изображением двух женщин гладиаторов в Галикарнасе

В настоящее время плита находится в Британском музее. На ней изображены две амазонки, как их называли в то время. Изображение соответствует описанию женщин-гладиаторов известными древними писателями.

В 2001 году в Саутварке, Лондон, нашли скелет римской женщины, идентифицированной как женщина-гладиатор. Её похоронили как изгоя, за пределами главного кладбища. В могиле находилась гончарная лампа с изображением павшего гладиатора и чаши с обожжёнными шишками сосен, посаженных вокруг Лондонского амфитеатра. Однако некоторые исследователи до сих пор не уверены, была ли эта женщина гладиатором или женой гладиатора.

2 июля 2010 года в Креденхилле, Херефордшир, Англия, археологи обнаружили останки других женщин, которые могли быть гладиаторами. Погребение содержало деревянный сундук, окованный тремя железными полосами и забитый железными гвоздями. Кости таза и череп были обычного размера, но кости ног и рук были крупными, то есть эти женщины имели сильные развитые мышцы.

Со временем археологи могут обнаружить больше доказательств существования женщин гладиаторов, тогда они выйдут из сферы легенд и станут реальной частью римской истории.

[link 1] [link 2]

aloban75.livejournal.com

ЖЕНЩИНЫ-ГЛАДИАТОРЫ В ДРЕВНЕМ РИМЕ - История и этнология. Факты. События. Вымысел.

Некоторые мужчины-гладиаторы тоже не использовали шлем, но у женщин была другая причина не использовать его —они хотели показать свои причёски, то есть свой пол.

Бараки для гладиаторов в Риме, построенные императором Домицианом (81-96 н.э.), сзади расположен Колизей.

Символ римского тщеславия

Женщины-гладиаторы появились в Риме в период упадка и роскоши. Согласно записям Диона Кассия, Петрония и Ювенала, женские бои были очень популярны, но редки, так как женщин-гладиаторов было немного.

Их также использовали в качестве сексуальных объектов для римской элиты. Бои женщин-гладиаторов были частью жизни верхушки общества, иногда их приглашали в частные дома, чтобы развлечь гостей.

Основное различие между мужчинами и женщинами гладиаторами в том, что женщины не были рабами. Возможно, в более поздние периоды женщины-рабыни боролись на аренах, но первые гладиаторши были свободными женщинами, как правило, состоятельными римлянками, которые любили воевать и рассматривали бои как форму развлечения, спорт, или хотели играть особую роль в обществе.

По свидетельству Тацита (56-117 гг.), благородные мужи не ходили на бои гладиаторов-женщин, которые были чрезвычайно популярны. Тем не менее, он упомянул, что однажды сенаторы опозорились, наблюдая за женским боем в амфитеатре.

Женщины боролись не для того, чтобы заработать деньги, так как уже были богаты. Они искали внимания, азарта и славы. Для участия в состязаниях они должны были получить специальное разрешение от человека, который организовал бои.

Упоминания о женщинах-гладиаторах в исторических записях

Женщины-гладиаторы, вероятно, появились впервые во время правления императора Нерона. Римский историк Дион Кассий описал женские бои, организованные в знак уважения к матери Нерона:

«В честь своей матери он (Нерон) проводил самый великолепный и дорогой фестиваль в течение нескольких дней в пяти или шести театрах сразу … Было ещё одно представление, наиболее позорное и шокирующее, когда мужчины и женщины не только низкого, но и высшего сословия стали исполнителями в оркестре, в цирке, в охотничьем театре, потеряв своё достоинство …; они ездили на лошадях, убивали диких зверей и сражались как гладиаторы, некоторые по своей воле, а некоторые по принуждению».

Другие императоры Рима также любили приглашать женщин-гладиаторов в свои дома, на вечеринки и другие торжества на больших аренах. Есть записи периода царствования императора Домициана (81-96 гг.). «Часто Домициан проводил бои в ночное время, а иногда выпускал на арену карликов и женщин бороться друг против друга», — писал Дион Кассий.

Септимий Север тоже устраивал женские бои примерно до 200 г. н.э., а потом запретил их, не желая превращать их в шоу, где знатные женщины вели себя непристойно. Эту точку зрения поддержал также император Гонорий, который положил конец боям гладиаторов в 399 году. Последний бой прошёл в Риме 1 января 202 года.

Археология раскрывает тайну

Археологические данные подтвердили существование бойцов женщин, которые были описаны в древних римских текстах. Одно из самых важных археологических свидетельств — мраморная плита в Галикарнасе (Бодрум, Турция) I — II вв, которая доказывает, что женщины гладиаторы рассматривались как сексуальные объекты.

В настоящее время плита находится в Британском музее. На ней изображены две амазонки, как их называли в то время. Изображение соответствует описанию женщин-гладиаторов известными древними писателями.

Рельеф с изображением двух женщин гладиаторов в Галикарнасе

В 2001 году в Саутварке, Лондон, нашли скелет римской женщины, идентифицированной как женщина-гладиатор. Её похоронили как изгоя, за пределами главного кладбища. В могиле находилась гончарная лампа с изображением павшего гладиатора и чаши с обожжёнными шишками сосен, посаженных вокруг Лондонского амфитеатра. Однако некоторые исследователи до сих пор не уверены, была ли эта женщина гладиатором или женой гладиатора.гладиаторы

2 июля 2010 года в Креденхилле, Херефордшир, Англия, археологи обнаружили останки других женщин, которые могли быть гладиаторами. Погребение содержало деревянный сундук, окованный тремя железными полосами и забитый железными гвоздями. Кости таза и череп были обычного размера, но кости ног и рук были крупными, то есть эти женщины имели сильные развитые мышцы.

Со временем археологи могут обнаружить больше доказательств существования женщин гладиаторов, тогда они выйдут из сферы легенд и станут реальной частью римской истории.

hist-etnol.livejournal.com